Осаго юргенс

Содержание:

Специалисты сравнили стоимость полиса ОСАГО в России и Европе

Исследование российского рынка ОСАГО, которое провел Финансовый Университет, демонстрирует, что у нас платят за полисы ОСАГО намного меньше европейских коллег. В РСА посчитали это дополнительным аргументом в пользу либерализации тарифов.

В Германии средняя страховая премия (сумма, которую страховые компании получают за каждый полис ОСАГО) составляет примерно 230 евро (чуть более 17 тысяч рублей), в Чехии эта цифра – уже 500 евро (35,5 тысяч рублей), а в России – всего 80 евро, то есть 6-7 тысяч рублей. Об этом сообщает агентство «Автостат» со ссылкой на результаты исследования.

При этом частота наступления страховых событий по ОСАГО в нашей стране аналогична результатам европейских стран. Как отметил руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового Университета РФ Александр Цыганов, в конце 2017 года она достигала 7,3%, а, например, в Италии, Германии и Словакии этот показатель равен около 7%, в Австрии – более 8%.

Коэффициент убыточности ОСАГО на данный момент стабилизировался на уровне 90%, тогда как в 2016 году он составлял 96%, а в 2017 – 115%. «За рубежом подобные скачки убыточности – это нормальное явление. Именно поэтому, для минимизации ошибок государства, в странах Европы тарифы по ОСАГО делаются свободными. Именно рыночная конкуренция страховщиков дает возможность им самим снижать или повышать тарифы, чтобы выровнять свою убыточность», – пояснил А. Цыганов.

Успел прокомментировать результаты исследований и глава Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс, который заявил, что именно либерализация тарифов по ОСАГО в свое время позволила законопослушным европейским водителям платить за ОСАГО меньше. «Уже сейчас мы знаем, что реформа по либерализации тарифов в ОСАГО в России поможет получить скидку для 80% автомобилистов, именное такую долю составляют добросовестные водители», — заявил руководитель РСА.

РСА: большинство автомобилистов поддерживают идею либерализации тарифов ОСАГО

По результатам исследования холдинга Ромир, проведенного в ноябре, 53% автомобилистов выступают за либерализацию ОСАГО. Об этом сообщил на состоявшейся на прошлой неделе пресс-конференции президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. Он отметил, что такое позитивное отношение к установлению индивидуальных тарифных коэффициентов связано с тем, что эти нововведения будут учитывать особенности вождения каждого автомобилиста, что позволит неаварийным и аккуратным водителям платить значительно меньше.

В частности, принимая решение по тарифу, страховщик будет учитывать не только характеристики автомобиля, цели его использования и вид собственника, но и манеру вождения водителя. То есть предполагается, что страховщиком может быть установлено специальное устройство (телематическое оборудование), при помощи которого будет осуществляться мониторинг основных показателей движения машины. Таким образом у страховой компании появится возможность скорректировать размер тарифа в зависимости от стиля вождения клиента. Сегодня такой способ экономии страховщики предлагают автомобилистам только при оформлении полиса КАСКО.

«Предполагается, что должен сформироваться конкурентный рынок, где сам водитель будет выбирать страховую компанию в зависимости от тарифов, которые она предлагает, и страховые компании будут «бороться» за неаварийных водителей, предлагая им низкие тарифы», – поясняет Игорь Юргенс. Напомним, что сейчас «вилка» тарифов по ОСАГО устанавливается Банком России (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – закон об ОСАГО).

В каких случаях для заключения договора ОСАГО не предоставляется документ о регистрации транспортного средства? Узнайте из материала «Порядок заключения договора ОСАГО. Страховой полис ОСАГО» в «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки» интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Эксперты также отметили, что установление индивидуальных тарифных коэффициентов позволит решить в том числе проблемы, связанные с мошенничеством при продаже полисов в регионах. Игорь Юргенс рассказал, что, например, в Крыму за 9 месяцев 2017 года накладные расходы страховых компаний по выплатам составили 135,2 млн руб., а в прошлом году за этот же период они не превышали 15,7 млн руб. По его словам, это связано с тем, что если в Москве территориальный коэффициент, с учетом которого осуществляется расчет стоимости полиса ОСАГО, равен 2, то в Крыму он втрое ниже – 0,6 (указание Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3384-У). Таким образом с помощью «автоюристов» водители оформляют электронную страховку в регионах, для которых установлены самые низкие коэффициенты, но при этом указывают регистрационный номер и VIN (идентификационный номер транспортного средства) автомобиля реального покупателя полиса. По словам экспертов, оперативно проверить подлинность такого полиса практически невозможно, так как даже сотрудники ГИБДД при проверке полиса ОСАГО проверяют данные о госномере автомобиля и номере VIN, а на несовпадение данных по региону и места регистрации владельца машины обычно не обращают внимания. «Для тех регионов, где ситуация с мошенничеством и убыточностью по ОСАГО оценивается как «желтая зона», должна быть предусмотрена возможность страховщика самостоятельно устанавливать ставку тарифа», – считает Игорь Юргенс.

По словам руководителя департамента количественных исследований холдинга Ромир Светланы Поликаниной, с такой позицией согласны в том числе и водители. «Отношение к различного рода мошенническим схемам с ОСАГО («автоподставами», имитациями ДТП, продаже поддельных полисов и т. д.) у автомобилистов отрицательное. Респонденты видят в этом большую проблему, требующую скорейшего решения. Участники опроса считают, что из-за мошенников страдают дисциплинированные водители и видят необходимость ужесточать ответственность за любое мошенничество в сфере автострахования», – отметила эксперт.

Напомним, что в ходе либерализации ОСАГО предлагается также увеличить срок страхования по ОСАГО до трех лет (по соглашению сторон), при этом тариф не будет меняться на протяжении всего срока страхования. Кроме того, обсуждается увеличение размера возмещения ущерба до 2 млн руб. (сегодня – до 500 тыс. руб.). Эти и другие нововведения пока находятся на стадии обсуждения в заинтересованных ведомствах.

В заключение Игорь Юргенс отметил, что текст поправок в закон об ОСАГО требует тщательной проработки и предполагается, что закон вступит в силу с 1 июля 2018 года.

К концу лета 2018 года Банк России одномоментно расширит тарифный коридор базового тарифа по полисам обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) на 20% — как вверх по цене, так и вниз, сообщил 15 мая заместитель председателя ЦБ Владимир Чистюхин. Это произойдет в рамках первого этапа общего комплекса мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке ОСАГО, который уже несколько лет является убыточным. По данным ЦБ, в 2017 году убыток страховщиков от ОСАГО составил 15 млрд руб.

После нововведений ЦБ для наиболее массовой категории автомобилей — легковых машин, зарегистрированных на физлиц, — коридор базовой ставки расширится до 2746–4942 руб. вместо текущих 3432–4118 руб. «Сдвижка тарифного коридора на 20% вверх и вниз создаст достаточные конкурентные возможности для страховых компаний и повысит доступность полисов ОСАГО для страховых потребителей», — отметил Чистюхин. По его словам, после расширения коридора средний обобщенный водитель заплатит за полис 7 тыс. руб., тогда как сейчас платит 5800 руб. По самому дешевому полису в тарифной сетке (на мотоциклы) стоимость должна увеличиться с 1500 руб. до 1700 руб. Дату вступления в силу предлагаемых изменений Банк России не уточнил.

На втором этапе реформы рынка ОСАГО ЦБ планирует дать возможность страховым компаниям устанавливать индивидуальные тарифы для каждого страхователя благодаря их более детальной сегментации. Завершить реформу регулятор планирует к 2020 году — в ЦБ надеются, что к этому времени все ограничения по тарифам будут сняты и у страховщиков будет свободный коридор при их определении.

50 сегментов по возрасту и стажу

Сейчас тарифная политика в области ОСАГО полностью находится в компетенции ЦБ; стоимость полиса рассчитывается на основе базового тарифа с поправкой на коэффициенты, учитывающие регион регистрации автомобиля, мощность двигателя, стаж и возраст водителя, а также коэффициента бонус-малус (КБМ; учитывает, насколько часто водитель попадает в ДТП). При этом Банк России сейчас может влиять только на тарифный коридор — чтобы изменять сами тарифы на полис, необходимо вносить изменения в закон об ОСАГО.

В рамках первого этапа либерализации тарифов ОСАГО кроме расширения тарифного коридора планируется принять еще две меры: скорректировать коэффициенты по стажу и возрасту и реформировать КБМ, уточнил Чистюхин. По первому коэффициенту предполагается увеличение количества страховых сегментов по возрасту и стажу водителя до 50. Сейчас их всего пять, рассказал зампред ЦБ. «Увеличение общей стоимости премии не предполагается, но для каждой отдельной категории может быть либо понижение, либо повышение — в зависимости от рисковости позиций», — уточнил он.

Если в настоящее время коэффициент возраст/стаж варьируется от 1,0 до 1,8, то в новом варианте диапазон будет от 0,96 до 1,87. По мнению ЦБ, водители от 16 до 24 лет ездят более рискованно, причем накопленный стаж в этом случае «не играет значимой роли — возраст является превалирующим». С этой точки зрения коэффициенты таким водителям «принципиально должны быть повышены», указал Чистюхин. Что касается водителей 25–35 лет, то для них коэффициент при стаже свыше одного года будет уже меньше действующего сейчас 1,7.

Смотрите так же:  Какая будет досрочная трудовая пенсия

КБМ будет присваиваться каждому водителю на один год и в течение года не меняться, как сейчас. Планируется исключить случаи задвоения КБМ, а водителям, у которых из-за аварий накопилось несколько значений такого коэффициента, будет присваиваться при расчете стоимости наименьший из них.

Российский союз автостраховщиков (РСА), как и страховые компании, поддерживает идею либерализации ОСАГО, говорит президент союза Игорь Юргенс. «Мы видим, что органы власти нацелены на вектор поэтапной либерализации ОСАГО. Когда мы говорим о том, что на первом этапе либерализации потребуется отмена нормативного установления ряда коэффициентов, то подразумеваем, что страховщики должны иметь возможность самостоятельно устанавливать дополнительные коэффициенты и определять их размеры», — отметил он.

По оценкам РСА, если идти по этапам ЦБ, сегмент ОСАГО сможет выйти в ноль уже через год после вступления в силу изменений первого этапа.

Решение ЦБ приведет к тому, что полисы станут доступнее для тех, кто покупает ОСАГО, уверен заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. Сейчас в убыточных регионах из-за обилия недобросовестных автоюристов страховые компании работают неохотно. Если компании смогут предлагать полисы по более высокой цене, то их присутствие в таких регионах расширится, объясняет он. Привязывая историю убыточности к каждому конкретному клиенту и исходя из его индивидуальных показателей, а не из истории его договоров, страховщики смогут максимально четко определять уровень и качество вождения и потенциальную аварийность клиента, а значит, предложить максимально удобные тарифы в рамках тарифного коридора, замечает представитель «АльфаСтрахование» Юрий Нехайчук.

Расширение коридора и детализированная разбивка по возрасту/стажу позволит более точно и справедливо определить цену для каждой категории водителей, говорит Игорь Иванов. «Это позволит предложить более опытным и безаварийным водителям полисы по меньшей цене», — отмечает он. При этом страховщики не опасаются, что компании будут намеренно занижать стоимость полиса для обогащения. «Нижний коридор как раз и устанавливается для того, чтобы избежать демпинга и не допустить разорения страховых компаний», — поясняет он.

По мнению партнера юридической компании FMG Group Андрея Крупнова, повышение тарифов выглядит не слишком убедительным, тем более что важной проблемой рынка ОСАГО является значительное количество отказников, не имеющих возможности оплачивать страхование даже по нынешним тарифам и «голосующих ногами в сторону черного рынка», что никак не способствует эффективной работе системы обязательного страхования. Эксперт отмечает, что существующая система расчета тарифа ОСАГО имеет ряд серьезных недостатков. В частности, привязывание стоимости полиса ОСАГО к автомобилю в каком бы то ни было виде никак не соответствует сути риска, принимаемого на страхование по данному виду, ведь источником риска в преобладающей степени является водитель, а не автомобиль, говорит он. «С этой точки зрения коэффициенты на возраст, модель и экологические характеристики автомобиля никак не соотносятся с реальным профилем риска и выглядят скорее как скрытый налог», — отмечает Крупнов.

Предложенные меры ЦБ — первый шаг к либерализации рынка ОСАГО, но водители в большинстве случаев столкнутся с повышением стоимости полиса, а не с понижением, особенно в проблемных регионах с высокой убыточностью, предупреждает Виктор Климов, руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков», который также представляет интересы страхователей. По его словам, нынешние меры ЦБ больше направлены на улучшение положения самих страховщиков. Компании часто ошибаются при расчете КБМ, причем намеренно (по словам Чистюхина, 50% всех жалоб по ОСАГО связаны именно с расчетом КБМ), а люди зачастую из-за несправедливо начисленных 500–1000 руб. не идут разбираться в суд, хотя могут, рассказал Виктор Климов. «В связи с этим мы предлагаем одновременно с увеличением вилки увеличить ответственность страховых компаний за ошибки при расчете КБМ и ввести существенные штрафы за такие ошибки», — сказал представитель ОНФ, пояснив, что такие предложения были представлены 15 мая на совещании в ЦБ с представителями организаций, занимающихся защитой прав потребителей.

Другая проблема рынка ОСАГО — то, что если виновник аварии не имеет полиса ОСАГО, то пострадавшему, даже если у него ОСАГО есть, возмещения не будет. ОНФ предложил ЦБ обязать в таком случае страховые компании возмещать убыток пострадавшему, у которого имеется полис ОСАГО, а затем через суд взыскивать деньги с виновника ДТП без полиса.

Юргенс: страховой рынок готов к постепенной либерализации ОСАГО к 2023—2025 годам

У страхового рынка РФ хватит запаса прочности для постепенной либерализации тарифа ОСАГО с полным освобождением тарифа к 2023—2025 годам. Об этом сообщил президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс в ходе дискуссии по проблемам ОСАГО в рамках Международного финансового конгресса — 2018. При этом он признался, что страховое сообщество рассчитывало на более быструю либерализацию ОСАГО, отмечается в релизе РСА.

Как заявил в ходе дискуссии заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев, по мнению Минфина, либерализация должна состоять из нескольких этапов, итогом которых должен стать полный отказ от государственного регулирования тарифов.

«Первый этап — это либерализация некоторых коэффициентов: обязательных должно быть меньше, добровольных больше, поэтапным переходом только к добровольным. Второй шаг — поэтапное расширение коридора с полным отказом от регулирования тарифа вообще. На мой взгляд, это могло бы произойти не раньше чем через пять лет. Я для себя поставил «зарубочку» — 2023—2025 годы как время, когда можно будет полностью отказаться от регулирования тарифов на рынке ОСАГО», — сказал Моисеев. Довольно долгое время на рынке будут существовать верхнее ограничение стоимости полиса, чтобы избежать запредельной цены, пояснил он.

То, о чем так долго говорили страховщики, свершилось: Банк России 15 мая объявил о начале поэтапной либерализации ОСАГО. Цель реформы — установление максимально персонифицированных тарифов.

Юргенс приветствовал решимость федеральных органов власти принять меры по стабилизации ситуации на рынке ОСАГО.

«Это ровно то, о чем страховое сообщество говорило долгое время. К этому надо было прийти, потому что социальный аспект либерализации должен быть просчитан законодательно, должны быть подстроены подстраховочные элементы, одним из которых является финомбудсмен (закон о создании такого элемента досудебного урегулирования споров принят в июне 2018 года)», — указал Юргенс.

При этом он отметил, что страховое сообщество рассчитывало на более скорую либерализацию тарифов — приблизительно с 2020—2021 года.

«РСА превращается в сервисную компанию для всего рынка, мы подключились к базам всех ФОИВов, которые нужны для правильной тарификации. У страховщиков не будет проблем с постепенной либерализацией», — отметил Юргенс.

Он напомнил, что в период с 2003 по 2011 год никто не думал об изменении тарифов ОСАГО: тариф в среднем составлял 3,5 тыс. рублей, его хватало — до момента падения курса рубля. По мнению Моисеева, за это время регулирование отстало от рынка.

«ОСАГО было запущено в 2003 году, и десять лет на этом рынке ничего не происходило, был застой. Регулирование отстало от рынка, и только четыре-пять лет назад мы начали догонять, это совпало по времени с созданием мегарегулятора. Общее понимание — что надо было сначала закрыть несколько проблем, которые давно копились, а потом переходить к либерализации», — подчеркнул замминистра.

Ранее переход к индивидуальным тарифам ОСАГО анонсировал регулятор страхового рынка — Центробанк. Как говорил на МФК зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин, первый этап либерализации — расширение тарифного коридора — может принести страховщикам до 15 млрд рублей дополнительных сборов в 2017 году, что позволит покрыть убытки от ОСАГО 2017-го. По словам Чистюхина, если ОСАГО станет для страховщиков безубыточным, это может стать фактором снижения его цены. Это возможно после индивидуализации тарифа, когда добросовестные водители не будут переплачивать за аварийных и страховых мошенников, считает Юргенс.

«Когда ОСАГО станет базовым каско, цена на ОСАГО упадет, как упала в Германии после либерализации тарифов», — заключил президент РСА.

Центробанк опубликовал проект указания о предельных размерах базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО, а также о порядке их применения страховщиками при определении страховой премии, сообщили в пресс-службе регулятора.

РСА: реформа ОСАГО поднимет цену для агрессивных водителей и снизит для аккуратных

МОСКВА, 10 октября. /ТАСС/. Реформа тарификации в ОСАГО, первым этапом которой должно стать расширение тарифного коридора на 20% вниз и вверх, позволит страховщикам увеличить стоимость полиса для агрессивных водителей, а для аккуратных — понизить. Причем последних, по оценке Российского союза автостраховщиков (РСА), около 80%, сообщил ТАСС президент организации Игорь Юргенс.

«РСА вступает в первый этап реформирования со своего рода моральным обязательством сделать так, что хорошо водящие люди получают некую скидку, а плохо водящие люди, агрессивно, с множеством нарушений, возможно, владельцы такси, — получают некое увеличение цены. В целом мы считаем, что хорошо водящих будет до 80%, а плохо водящих — приблизительно, по нашей статистике, около 20%», — сказал Юргенс.

Сейчас базовый тариф ОСАГО установлен в коридоре 3432-4118 рублей. ЦБ РФ предлагает расширить коридор до 2746-4942 рублей. Итоговая цена ОСАГО получается путем умножения ставки базового тарифа на восемь коэффициентов.

«За последний год без всякого расширения средняя стоимость полиса упала на 10% — включились силы конкуренции», — отметил Юргенс.

По данным РСА, средняя стоимость полиса ОСАГО в январе — августе составила 5683 рублей.

Второй этап либерализации тарифов

После первого этапа логичным продолжением будут законодательные изменения системы расчета стоимости полиса, предлагаемые ЦБ и Минфином, отметил Юргенс. Ранее соответствующий законопроект был внесен в правительство.

РСА настроен следить за тем, чтобы в результате расширения коридора не было резкого всплеска цен на ОСАГО, так как от этого зависит, состоится ли второй этап либерализации тарифа, предусматривающий законодательные изменения, пояснил Юргенс.

«Посмотрим, как мы пройдем этот первый этап. Если вдруг возникнет всплеск роста цен на полисы ОСАГО — просто не будет второго этапа либерализации, и все. Страховое сообщество и мы как РСА нацелены за этим следить», — сказал президент союза.

Смотрите так же:  Исковое заявление о ошибки в имени

Законопроектом Минфина также предусматриваются полномочия ЦБ по контролю за обоснованностью тарифов страховщиков.

Кроме того, законопроект предполагает поэтапную отмену двух коэффициентов, влияющих на стоимость полиса, — по мощности и территории, и замену их возможностью для страховщиков устанавливать базовую ставку тарифа с отклонением на 30-40% вниз и вверх от минимальных и максимальных значений. Эти изменения планируется провести поэтапно — с 1 сентября 2019 года и с 1 сентября 2020 года соответственно. Это не означает повышения цены на 30-40%, подчеркнул Юргенс.

«Это расширение индивидуализации коэффициента, плохо водите — до 30% может повыситься тариф, хорошо — на столько же понизиться», — сказал он, подчеркнув, что это компенсация за то, что не будут применяться коэффициенты по мощности транспортного средства и территории, которые могли увеличивать стоимость полиса до двух раз. Коэффициент территории составляет от 0,6 (например, в Крыму) до 2,1 (например, в Челябинске), то есть стоимость полиса он может увеличивать до 2,1 раза.

Кроме того, законопроект предусматривает введение трех вариантов страховых сумм по полису: 500 тыс. рублей, 1 млн и 2 млн рублей (сейчас — 500 тыс. рублей за вред жизни и здоровью, 400 тыс. рублей — за вред имуществу). Также проект вводит возможность купить полис ОСАГО на срок до трех лет (сейчас — год). Страховщик будет обязан продать полис только с минимальным лимитом и сроком действия.

«После этих этапов произойдет оценка — мы идем по пути либерализации (полного освобождения тарифов ОСАГО от госрегулирования), или ни рынок, ни потребитель до этого не созрели», — заключил Юргенс.

Юргенс заявил об отрицательном влиянии повышения пенсионного возраста на реформу ОСАГО

Обсуждения законопроекта о повышении пенсионного возраста тормозит развитие рынка финансовых услуг, в том числе мешает изменению тарифов ОСАГО и развитию страхования жизни, сообщил журналистам глава Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.

«На все повлияет отрицательно, от ОСАГО до всех этих видов финансовых услуг», — ответил он на вопрос, как повышение пенсионного возраста повлияет на состояние и развитие страхования жизни.

По словам Юргенса, в частности, обсуждение повышения пенсионного возраста мешает изменению тарифов на ОСАГО.

«Повышение тарифов на ОСАГО, страхование жилья по правилам, которые переложили бы сейчас в соответствии с потребителем — всё это правильное, сложное, которое надо продавить в оставшиеся полтора года, тормозится для того, чтобы сейчас прошла основная вот эта реформа, которая называется пенсионная», — добавил он.

При этом Юргенс подчеркнул, что повышение пенсионного возраста сейчас стране необходимо из-за дыры в бюджете Пенсионного фонда.

«Она очень нужна, потому что дыра в бюджете Пенсионного фонда такова и демография такова, что мы не можем себе позволить таких пенсионных возрастов, как мог себе позволить Советский Союз или страны с большим народонаселением», — пояснил глава ВСС.

В конце июля глава департамента страхового рынка ЦБ Филипп Габуния сообщил журналистам, что Банк России перенес сроки расширения коридора базового тарифа ОСАГО с лета на осень. По его словам, ЦБ по техническим причинам не успевал зарегистрировать в Минюсте нормативный акт.

В середине мая ЦБ сообщил, что предлагает расширить коридор базовых тарифов ОСАГО на 20% вверх и вниз. Тогда зампред ЦБ Владимир Чистюхин отмечал, что реформа коэффициентов должна стартовать летом текущего года.

Игорь Юргенс: штраф за езду без полиса ОСАГО нужно повысить в десять раз

Российский союз автостраховщиков (РСА) считает целесообразным в десять раз увеличить штраф для автомобилистов без полисов ОСАГО, чтобы дисциплинировать участников дорожного движения. Бороться с нарушителями ПДД страховщики намерены с помощью повышающего коэффициента. Это предложение уже вошло в проект поправок, разработанный Минфином.

В интервью ТАСС президент РСА и Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс рассказал об изменениях на рынке обязательной «автогражданки» и о новых способах борьбы с криминальными автоюристами и их клиентами.

Кроме того, президент ВСС рассказал о схеме страхования детей, разработанной союзом по итогам поручения президента РФ. Глава государства поручил кабмину рассмотреть вопрос об обязательном страховании жизни и здоровья детей после трагедии на Сямозере, когда в карельском лагере погибли 14 человек.

Десятикратное увеличение штрафа за отсутствие ОСАГО

В 2015 году количество заключенных договоров ОСАГО сократилось на несколько миллионов. Эксперты связывают это с наплывом фальшивых полисов на рынке, которые значительно дешевле настоящих. Не считаете ли вы целесообразным ужесточить наказание для автомобилистов, которые выезжают на дороги без ОСАГО или приобретают поддельные полисы? Например, лишать их водительских прав или увеличить размеры штрафа?

— Насчет лишения водительских прав — здесь все не так однозначно: водитель мог не знать, что у него поддельный бланк полиса.

Если человек сознательно покупает поддельный полис ОСАГО, то ему предложат его за 500-2000 рублей. А если автовладелец приобретает подделку, не зная об этом, то мошенники могут взять с него такую же сумму, какую он бы заплатил, заключив настоящий договор (в среднем 6 тыс. рублей).

При этом презумпцию невиновности никто не отменял.

Вместе с тем мы всегда выступаем за ужесточение санкций за отсутствие полиса ОСАГО. На наш взгляд, действующий штраф (800 рублей. — Прим. ред.) за езду без полиса ОСАГО нужно повысить в десять раз, до 8 тыс. рублей, то есть фактически до уровня стоимости полиса ОСАГО.

Нарушители ПДД будут доплачивать за ОСАГО

На какой стадии находится вопрос введения повышающего коэффициента ОСАГО для злостных нарушителей правил дорожного движения (ПДД)?

— РСА подготовил предложения по введению повышающего коэффициента для нарушителей ПДД при расчете стоимости ОСАГО.

Мы полагаем, что если за допуск к управлению машиной злостного нарушителя ПДД автовладельцу придется платить за полис ОСАГО, например, в три раза больше, чем обычно, то количество таких водителей на дорогах уменьшится кратно.

Размер коэффициента будет зависеть от количества выставленных водителю штрафов. Данные о штрафах страховщики будут ежегодно получать из информационной системы МВД.

Список нарушений, за которые будет применяться коэффициент, будет уточняться. Какие-то правонарушения не будут учитываться, например парковка в неположенном месте. Но определенно будут браться на заметку грубые нарушения, такие как превышение скорости.

Правонарушения станут учитывать, если их общее количество за год превысит пять штук. Если в полис вписано несколько человек, итоговая премия будет рассчитываться по максимальному коэффициенту нарушений.

Мы направили эти предложения в Банк России. Кроме того, Минфин учел это предложение в проекте новых поправок к закону об ОСАГО.

Насколько полис ОСАГО станет дороже для лихачей? Значение повышающего коэффициента известно?

— В проекте поправок Минфина как раз предложено ввести подобный коэффициент. Согласно законодательству, значение этих коэффициентов устанавливает Банк России, то есть окончательное решение будет за ним.

Мы же провели исследование, составили определенную шкалу коэффициентов и направили ее регулятору в качестве предложения.

В частности, Российский союз автостраховщиков предлагает следующую шкалу.

Если автовладелец имеет до четырех нарушений ПДД, то коэффициент должен быть равен 1, то есть стоимость полиса ОСАГО для него не меняется. По нашим расчетам, основанным на данных ГИБДД, это большая часть автомобилистов — 94,56%, то есть порядка 37 млн человек.

Таким образом, введение повышающего коэффициента за опасное вождение предварительно может коснуться 5,5% автомобилистов (это те, кто совершил пять и более нарушений в год), то есть около 2 млн человек.

За 5-9 нарушений (имеют около 4,09% автомобилистов) нужно установить коэффициент 1,86. За 10-14 (0,83% автомобилистов) — 2,06. Если нарушений у автомобилиста от 15 до 19 (0,27% автомобилистов), то установить повышающий коэффициент на уровне 2,26. За 20-24 (0,11% автомобилистов) — соответственно 2,45, за 25-29 (0,05%) — 2,65, за 30-34 (0,03%) — 2,85. И наконец, если нарушений ПДД у автовладельца более 35, а таких у нас примерно 0,05%, то установить коэффициент на уровне 3,04. То есть для таких автомобилистов полис ОСАГО станет дороже в три с лишним раза.

Конечно, у некоторых водителей в этом случае может возникнуть желание вообще не покупать полис или купить фальшивый по дешевке. Тут мы рассчитываем на тесное взаимодействие с ГИБДД.

Если наличие полиса будут контролировать камеры наблюдения, а штрафы начнут автоматически приходить каждый раз, когда камеры зафиксируют отсутствие полиса на машину, то водители неизбежно купят настоящий полис, сколько бы он ни стоил.

Для того чтобы новый коэффициент начал работать, нужно принятие поправок в закон. Надеемся, что это произойдет в осеннюю сессию Госдумы.

Осталось также получить окончательное согласие ЦБ РФ с закрытым списком нарушений, которые учитываются при подсчете, а также согласование и взаимодействие информационных систем РСА и МВД. Предварительное одобрение со стороны Банка России уже получено.

Как скоро повышающий коэффициент может начать действовать?

— С 1 января начнутся обязательные продажи электронных полисов ОСАГО, ожидается вступление в силу и ряда других изменений в системе обязательной «автогражданки».

В этой связи я рассчитываю, что с 1 января 2017 года повышающий коэффициент также войдет в число действующих новшеств.

Либерализация тарифа неизбежна

Союз уже представил Банку России проект «дорожной карты» по освобождению тарифа ОСАГО от госрегулирования?

— В настоящее время РСА анализирует международный опыт.

При этом Банк России заявил, что в ближайшее время не планирует проводить либерализацию, поэтому с данным вопросом мы не торопимся.

Сначала надо победить автоюристов. Иначе либерализация тарифов приведет к тому, что страховщики будут платить им (автоюристам) больше денег. Поэтому в приоритете сейчас именно эта работа.

Но либерализация — очень важный вопрос.

Во Франции в свое время так же был либерализован тариф, и в этот сегмент сейчас никто не влезает. А в Германии, напротив, государство длительное время контролировало тарификацию.

Чтобы понять, как за рубежом освобождали тариф ОСАГО от госрегулирования, мы поручили нашей рабочей группе изучить международный опыт. По менталитету, как я считаю, опыт Франции в этом вопросе нам ближе всего: и водят по манере у нас так же, и бюрократия у нас такая же.

Смотрите так же:  Приказ мвд рф от 14.07.2010 523

В целом государство в его либерально-экономической части — за то, чтобы рынок сам все установил. А вот социальный блок будет говорить, что для неимущих и малообеспеченных ОСАГО — дорого. Но если взять в расчет сравнение цены того же бензина, то страховка ОСАГО, которая в среднем по стране стоит 6 тыс. рублей, — это стоимость всего нескольких баков заправки автомобиля, поэтому аргумент о дороговизне кажется несостоятельным.

Как вы оцениваете «прочность» и соответствие текущему курсу рубля действующих базовых тарифов ОСАГО? Требуется ли какая-то точечная корректировка?

— РСА ежегодно проводит работу по изучению экономической обоснованности действующих тарифов и коэффициентов в ОСАГО. В этом году мы уже приступили к этой работе, к октябрю планируется ее завершить. После мы направим свои расчеты в Банк России.

Точечная корректировка региональных коэффициентов необходима, РСА неоднократно об этом говорил. Однако позиция ЦБ — в том, чтобы пока не менять тарифы и коэффициенты.

Есть ряд проблемных регионов, в которых из-за действия автоюристов и, как следствие, большого числа судебных выплат (в которых большая доля — нестраховые выплаты: штрафы, неустойки и т.д.) тарифа не хватает.

Например, в Волгоградской области 44% выплат проходит через суды, в Мурманской — 37%, в Краснодарском крае — 30%. В этих регионах на каждые 100 рублей сборов страховщики выплачивают, бывает, 130 рублей возмещения. Для сравнения: в Новосибирской области 13% выплат по суду, в Москве —12%, в Омской области — 10%, в Московской — 7%. Понятное дело, что суды есть всегда, но у нас практика показывает, что в отдельных регионах это бизнес.

Если бы не было такого количества выплат по суду, то действующих коэффициентов в подобных регионах было бы достаточно.

По нашему мнению, в ряде проблемных регионов, в которых особенно активно ведут деятельность криминальные автоюристы и убыточность по этому виду бизнеса высока, можно было бы повысить территориальный коэффициент. Но для этого нужны специальные расчеты.

Рынок ОСАГО ждет консолидация

Сейчас членами РСА по ОСАГО являются около 80 компаний. Согласно вашим ожиданиям, сколько компаний до конца года могут добровольно уйти с этого рынка?

— Некоторые уже сворачивают продажи, например компания «Альянс». Еще несколько крупных страховщиков не присоединились к многостороннему соглашению об обеспечении доступности услуг по ОСАГО («Уралсиб», «ВТБ Страхование»), и это может означать, что они не планируют оставаться на этом рынке. Кроме того, с этого рынка уходят еще несколько небольших компаний, в том числе из-за сделок по слиянию.

Возможно, в связи с введением обязательных продаж электронных полисов ОСАГО с 1 января 2017 года некоторые компании решат оставить этот вид бизнеса.

Если мы наладим работу Единого агента РСА в проблемных регионах, а страховщики должным образом подготовятся к бесперебойным продажам электронных полисов с Нового года в соответствии с опубликованными требованиями ЦБ, то те же 70 компаний останутся на рынке.

Если не будет солидарности по работе Единого агента РСА среди членов союза, если IT-системы страховщиков будут не готовы к электронным продажам, то Е-ОСАГО вымоет многих страховщиков с этого рынка.

А каким вы видите рынок ОСАГО в будущем?

— По моим ощущениям, в будущем рынок ОСАГО будет под силу только большим, консолидированным компаниям, учитывая географию РФ. Точно будет новая конфигурация на национальном рынке.

Останутся большие компании, которые сейчас основательно занимаются этим вопросом путем представительства в регионах, с одной стороны, и регулированием убытков через станции технического обслуживания — с другой.

Если средние и малые страховщики не наладят такое же взаимодействие, то останутся только крупные, которые подхватят освободившуюся долю и удержат ее.

Единый агент РСА — первые итоги

РСА разработал проект многостороннего агентского соглашения (Единый агент РСА). Его задача — повысить доступность полисов ОСАГО в определенных регионах: в Волгоградской, Мурманской, Ростовской, Челябинской областях, в Краснодарском крае, Ивановской области. Как известно, суть проекта заключается в том, что страховщики, подсоединившиеся к системе, продают полисы ОСАГО друг друга. Как вы оцениваете первые итоги проекта?

— Пока об успешности Единого агента РСА говорить трудно, поскольку это все было организовано на добровольных началах.

Участники рынка, предполагая, что государство может забрать рынок ОСАГО, поняли эту угрозу и начали подключаться к агенту. Тем не менее Единому агенту РСА удалось продать только 20 полисов ОСАГО в проблемных регионах.

Страховщики будут бороться с автоюристами через Налоговую службу

Планируют ли страховщики подключить к решению проблемы с автоюристами какие-либо ведомства и министерства?

— РСА передал в Федеральную налоговую службу информацию о тех суммах, которые были получены автоюристами, то есть получены по суду, но не являются страховыми выплатами. Это порядка 10 млрд рублей. ФНС определится, уплачены ли налоги с этих доходов, что из них подпадает под налогообложение.

Страхователи, передавая доверенность на представление их интересов автоюристам, не понимают, что в итоге по ним может ударить налоговое бремя, связанное с получением доходов этими же юристами (штрафы, неустойки, моральный ущерб), а не ими самими. Раз посредники представляли их интересы, НДФЛ будет начисляться в отношении страхователя, в то время как доходы получили другие лица.

Поэтому я хотел бы предупредить страхователей, которые переуступают свое право на возмещение, что мы обязательно разберемся, и 10 млрд рублей отсуженных — это, извините, ваши доходы, и налоговая служба к вам придет.

Мы сейчас установим, кто, как и через кого переуступал; прижмем и автоюристов, которые не платят налоги, и страхователей, которые переуступили свои права.

Поэтому автомобилистам нужно три раза подумать, обращаться напрямую в страховую за возмещением или идти к автоюристам.

В 2015 году, как вы уже сами отмечали, криминальные автоюристы вывели со страхового рынка около 10 млрд рублей. Каких убытков от деятельности автоюристов вы ожидаете по итогам 2016 года?

— Мы ожидаем, что эта цифра все же плавно пойдет вниз, потому что уже принят ряд мер по борьбе с мошенничеством, судебная практика разворачивается в сторону страховщиков, недавно вышел большой обзор Верховного суда с рядом справедливых положений.

Кроме того, вступили в силу поправки о том, что потерпевший при ДТП обязан представить поврежденный автомобиль на осмотр страховщику.

Все эти меры дают основания говорить о том, что количество дел в суде будет снижаться.

Автостраховщики, когда жалуются на автоюристов в регионах, все чаще употребляют словосочетание «организованная преступная группировка». Что это значит? Есть факты покровительства автоюристов со стороны судов, властей и правоохранителей?

— Под организованной преступной группой понимается деятельность группы лиц, направленная на нарушение закона.

Как правило, несколько юристов входят в одну группу и работают сообща. ОПГ не значит, что в этой группе есть представители тех или иных ветвей власти.

Но, по нашему мнению, факты недобросовестности со стороны властей все же есть. Эти вопросы должны прорабатывать соответствующие правоохранительные органы. Есть обращения со стороны страховщиков в квалификационную коллегию судей — по тем действиям, с которыми страховщики не согласны. Есть обращения в правоохранительные органы.

Какие еще способы борьбы с криминальными автоюристами предлагают ввести страховщики?

— В Москве в октябре 2016 года у нас пройдет конференция по мошенничеству в страховании. Мы пригласили на мероприятие полицейских из Англии.

Лондонская полиция ввела у себя отдел по борьбе с автомошенниками, признавая, что 20% всех выплат по моторному страхованию — это мошенничество.

Московский уголовный розыск, который также приглашен на конференцию, уже заинтересовался лондонской практикой по борьбе с мошенничеством.

Санация страховых компаний

Известно ли вам о том, каким именно будет механизм санации страховщиков, о котором Банк России активно говорит на протяжении этого года? Каким видит процесс санации ВСС? По вашему мнению, если бы законодательно механизм оздоровления компаний существовал сегодня, то в отношении какой части рынка его можно было бы применить?

— Вопрос необходимости санаций страховщиков, по крайней мере системно значимых, уже давно обсуждается. Важно, чтобы даже в случае финансовых затруднений крупных компаний не страдали клиенты и был минимизирован не только финансовый, но даже репутационный ущерб всему рынку.

Санация позволяет цивилизованно снять эту проблему и снижает давление на весь рынок. Центробанк сейчас активно занимается повышением финансовой устойчивости рынка, а значит, и механизм санаций становится необходимым. Надо также учитывать и сложную ситуацию на рынке, связанную с убыточностью и резким падением объемов взносов. Это фактор риска для компаний и помимо радикальных мер (отзыва лицензий и банкротства) нужны и меры по спасению социально значимых страховщиков.

Рынок страхования сильно зависит от общей экономической ситуации, а некоторые проблемы даже более гипертрофированы. Безусловно, санации рынку нужны, в том числе как эффективный механизм передачи компаний, имеющих финансовые затруднения, новым акционерам, которые смогут восстановить их платежеспособность.

Санации страховщиков можно внедрять с учетом уже накопленного банковского опыта, с пониманием, какие узкие места были в механизме. Сейчас, когда возникает потребность в санации того или иного банка, АСВ назначает банк-санатор, которому выделяются большие деньги. По такой же схеме могут работать и страховщики. Поэтому мы направили АСВ предложение распространить такую практику и на рынок страхования, когда одна страховая компания занимается финансовым оздоровлением другой.

Страхование детей в лагерях

ВСС поддерживает инициативу об обязательном страховании жизни и здоровья детей в период их пребывания в местах отдыха?

— Президент РФ Владимир Путин утвердил перечень поручений правительству РФ по вопросам организации детского отдыха.