Основные требования к учителю функции учителя

Основные требования к учителю функции учителя

1. Функция учителя

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания.

Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

Поэтому функцией учителя является правильное построение воспитательного процесса. Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков.

Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие – формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем.

Условие эффективности воспитания – самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности.

Воспитывать – это значит направлять развитие субъективного мира человека, с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка. Как указывал Л. С. Выготский, учитель с научной точки зрения – только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником.

Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в «зону ближайшего развития». На определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, но под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными «сотоварищами», а уж затем и вполне самостоятельно.

Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности.

Основными психологическими качествами, лежащими в основании развитой личности, являются активность, стремление к реализации себя, самоутверждение и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности.

2. Основные требования к учителю

Основная роль в воспитании подрастающего поколения возложена на школу, где важнейшую воспитательную функцию выполняют учителя. Для результативного осуществления воспитательного процесса учитель должен обладать определенными умениями, знаниями и навыками.

Именно на основании имеющихся у учителя умений и формируется авторитет учителя. Учитель должен уметь наладить контакт с классным коллективом. Сложность и вариативность педагогической деятельности учителя требует от него овладения широким спектром умений, которые к тому же всякий раз переструктурируются и творчески используются в зависимости от целей и возникающих педагогических задач.

Это особенно отчетливо просматривается при подготовке и проведении специально организованных воспитательных мероприятий. Воспитательная деятельность учителя требует от него постоянной профессиональной готовности к самосовершенствованию.

Для этих целей в современных условиях, когда требования к деятельности учителя как воспитателя существенно возросли, необходимы систематическая диагностика, самодиагностика, самоанализ как воспитательной деятельности учителя, так и реальных изменений в воспитанности учащихся.

Для самодиагностики и выявления резервных возможностей качества воспитательной работы существует специальная методика. В соответствии с этой методикой учитель может повысить эффективность воспитательной работы, найти эффективные управляющие функции, найти новые формы работы с учащимися.

Также к необходимым умениям, которыми должен обладать учитель для результативной воспитательной работы относятся: работа с «трудными», педагогически запущенными детьми; умение организовать классный коллектив, сформировать его как единый организм; умение стимулировать самодеятельность, самоуправление учащихся; понимать и глубоко знать психологию детей и подростков; уметь установить должный контакт и взаимодействие с родителями, другими учителями; умение разрешить конфликты в детском коллективе и другие.

Учителю особенно важно постоянно совершенствовать культуру педагогического общения, опираясь на принцип «Не навреди!» и соответствовать следующим правилам: не высмеивать публично промахи и ошибки учащихся, так как это приводит к их замкнутости; не разрушать веру учащихся в дружбу, в добрые дела и поступки; не упрекать ученика без особой на то необходимости, поскольку это формирует у него чувство вины; не допускать проявление у учащихся чувств агрессивности и вражды; не убивать у учащихся веру в свои силы и способности; не допускать даже малейшей неточности и несправедливости во взаимоотношениях с учащимися; не допускать нетерпимого отношения учащихся к чужой вере и инакомыслию.

Также одним из основных требований к учителю является его умение осуществлять целостный педагогический процесс во взаимодействии с другими учителями и родителями. К тому же учитель должен своим действенным примером указывать школьникам на нормы поведения.

3. Дисциплина в школе

Воспитательный процесс в школе ставит основной своей задачей создание гармонически развитой личности. Одним из положительных результатов успешно проведенного педагогического процесса является дисциплина в классе и школе. Этот результат, в свою очередь, позволяет результативно провести процесс дальнейшего образования и воспитания.

Именно поэтому проблема организации дисциплины в школе, а также проведение специальных мероприятий по обеспечению дисциплины являются основной задачей учителя и коллектива школы в целом.

Дисциплиной считается соблюдение всеми учащимися школы определенных норм поведения, перечень которых приведен в уставе школы. Чаще всего с проблемой недисциплинированности в классе сталкиваются молодые неопытные учителя. Это может быть вызвано тем, что учитель еще не успел заработать авторитет.

При этом учителя могут портить свои уроки неуместными интонациями, бестактностью, своими странностями, вообще всем тем, что выводит класс из делового равновесия. Однако учитель иногда не учитывает, что испортиться может даже самый хороший порядок по объективным причинам – если дети утомились. При этом нужно просто дать детям отдохнуть, изменить характер работы. Или, например, дети отвлечены какими-то событиями, например общешкольными мероприятиями.

Это делает учащихся излишне эмоциональными. Существует также нарушение дисциплины отдельными учащимися. Это явление не такое массовое, как вышеописанные, но способны разрушить рабочую обстановку в классе, т. е. пострадает в результате весь класс.

Причин нарушения порядка на уроке отдельными учащимися может быть очень много. Если попытаться классифицировать их, то получатся две большие группы.

Причины, связанные с общим настроением класса. Отдельные учащиеся острее, чем все другие, воспринимают это настроение и соответственно активнее, иногда болезненнее реагируют.

Причина нарушения связана уже с непосредственной инициативой отдельных учащихся, класс в нормальном состоянии.

В свою очередь в этой группе можно выделить такого рода нарушения дисциплины: нарушения, обусловленные воздействием извне (борьба с этими явлениями потребует серьезной воспитательной работы с родными учащихся):

1) нарушения, связанные с качеством урока (он идет нудно, неинтересно, хочется развлечься);

2) нарушения, связанные с внутренней жизнью класса (с ними нетрудно справиться, если знать, какие именно события взбудоражили учеников);

3) нарушения, проистекающие от ненормальных личных взаимоотношений учителя и ученика (единственный способ борьбы – изменение взаимоотношений). Причиной нарушения порядка может быть болезненное состояние учащегося (это вызывает раздражительность, грубость, вялость, апатию, потерю внимания).

Все правила поддержания дисциплины на уроке должны бить по конкретным причинам, вызывающим нарушение порядка. Следовательно, для успешного поддержания дисциплины в школе необходимо знать все причины, способные вызвать ее нарушение.

4. Активная жизненная позиция

Основной целью всего образования в целом является создание целостной, органически развитой личности. С точки зрения воспитания это возможно, если в ученике воспитывается активная жизненная позиция, творчески саморазвивающаяся личность.

Личность, обладающая активной жизненной позицией, станет полноценной составляющей будущего общества. Поэтому воспитание такой личности является одним из аспектов государственного стандарта образования.

Этим и вызван большой интерес, проявляемый воспитателями всех уровней к развитию активной, саморазвивающейся личности.

Воспитание, ориентированное на педагогическое стимулирование всех видов «самости» (самопознания, самоопределения, самоуправления, самосовершенствования, самореализации), а значит и творческого саморазвития, имеет глубокие корни и традиции.

Рассматривая саморазвитие как процесс самосозидания, следует отметить, что как специфический вид творчества субъект-субъектной ориентации он имеет ряд характерных признаков:

1) наличие внутренних противоречий (чаще всего рассогласование между потребностями, знаниями, умениями или способностями личности) в саморазвитии;

2) осознание потребности, личной и общественной значимости, самооценки саморазвития;

3) наличие субъективных и объективных предпосылок, условий для саморазвития, индивидуальная неповторимость, оригинальность процесса и результата саморазвития;

4) приобретение новых знаний, новых умений и творческих способностей, создающих готовность личности для решения новых, более сложных задач и проблем.

С педагогической точки зрения важно акцентировать внимание на то, что «механизм» саморазвития запускается не ради саморазвития, а для того, чтобы вывести личность на новый, более высокий уровень готовности в решении жизненно важных для нее задач и проблем. В воспитании, особенно в обучении саморазвитию и активной жизненной позиции, следует иметь в виду, что саморазвитие и самореализация – это процессы, требующие достаточно сильной мотивационной поддержки.

Для педагогического стимулирования развития активной личности большое, а порой решающее значении имеет исходная мотивация учащегося (их желания, интересы, ценности, установки), т. е. степень их ориентации на саморазвитие.

Среди мотивов этого вида деятельности можно выделить:

желание пользоваться признанием и уважением в группе;

желание быть сильным и здоровым, интеллектуально более развитым, желание достичь успехов и занять достойное место в обществе;

желание сделать карьеру, иметь престижную работу и другие. На эти мотивы и следует опираться в процессе педагогического стимулирования саморазвития учащихся.

Однако саморазвитие в достаточной степени связано с тем, каким образом создает учитель для ученика реальную свободу для проявления его индивидуальности и активности. Проблема соотношения свободы и необходимости в образовании и воспитании не нова. Ее поднимали на всех этапах развития педагогической науки.

Основные требования к учителю функции учителя

ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ

Педагогическая деятельность – одна из сложнейших областей человеческого труда. Исходяиз задач, которые призван решать учитель, его важнейших для общества функций и сложности его деятельности общество предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным чертам учителя. Назовем наиболее существенные личностные качества, которыми должен обладать учитель :

1) моральная закаленность, политическая зрелость, высокая сознательность;

2) высокоразвитое чувство социальной ответственности; благородство, интеллектуальное совершенство и моральная чистота, т. е. соответствие тому нравственному идеалу, который общество хочет воплотить в детях;

3) самообладание, выдержка.

Основные требования общества к профессиональным характеристикам учителя могут быть сформулированы следующим образом:

1) общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний;

2) глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены;

3) фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке; владение методикой обучения и воспитания; любовь к делу, умение передать свою увлеченность детям; творческое отношение к работе;

4) знание детей, умение понимать их внутренний мир, педагогический оптимизм;

5) владение педагогической техникой (логикой, речью, выразительными средствами общения и т. д.) и педагогическим тактом;

6) постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.

Важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя следует считать любовь к детям, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.

Смотрите так же:  Приказ на сессию рб

Каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы в наибольшей степени соответствовать этим требованиям.

В процессе педагогической деятельности учитель выступает, с одной стороны, как лицо, уполномоченное обществом воспитывать детей и реализовывать заданные обществом цели, содержание, основные способы и формы воспитания. И в этой роли он большей частью успешно добивается того, чтобы воспитание было подлинно гуманистическим и эффективным. С другой стороны, учитель выступает в педагогической деятельности как индивидуальность (и эта его характеристика намного полнее, чем узкопрофессиональная). Проявляя свою индивидуальность, учитель не всегда может оказаться на том высоком уровне, которого ждет от него общество. В связи с этим особо важное значение приобретает проблема психологопедагогической подготовки будущих учителей, реализации их сложнейших функций.

Шпаргалка по педагогике (для педагогов) — 21. Функции педагога

Педагог (учитель, преподаватель, наставник, мастер) – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.

Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений.

Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся.

Главная функция учителя – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

1. Педагогические функции, выполняемые учителями на подготовительном этапе каждого проекта (цикла) учебно-воспитательной деятельности.

Целеполагание. Цель представляет собой ключевой результат педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату.

Диагностическая функция. Управление процессом обучения основывается прежде всего на знании учащихся. Без знания особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и иного воспитания и т. д. нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. Педагог должен в совершенстве владеть прогностическими методами анализа педагогических ситуаций.

Прогностическая функция. Она выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в имеющихся конкретных условиях и исходя из этого определить стратегию своей деятельности, оценить возможности получения педагогического продукта заданного количества и качества.

Проективная (проектировочная) функция заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и т. д.

Функция планирования. Диагноз, прогноз, проект являются основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности, составлением которого завершается подготовительный этап педагогического процесса.

2. На этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.

Организационная (организаторская) деятельность учителя связана в основном с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели.

Информационная функция. Педагог – главный источник информации для обучаемых.

Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объединяемые иногда в одной, необходимы педагогу прежде всего для создания действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нем происходить намеченные изменения.

Собранная информация позволяет скорректировать протекание процесса, вводить действенные стимулы, использовать эффективные средства.

3. На завершающем этапе педагогического процесса учитель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершенного дела.

Кроме своих непосредственных профессиональных функций, педагог выполняет функции общественные, гражданские, семейные.

Основные требования к учителю, его функции и мастерство

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет ни любви к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам — он совершенный учитель. Л.Н. Толстой.

Функции учителя. Личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс в школе, это учитель. Можно сказать и так: учитель — человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Здесь следует обратить внимание на слово «профессионально». Непрофессионально педагогической деятельностью занимаются почти все люди, но только учителя знают — что, где и как нужно делать, умеют действовать в соответствии с педагогическими законами, несут в установленном порядке ответственность за качественное исполнение своего профессионального долга.

Учитель начальной школы — особенный учитель. Он посредник между детьми и миром взрослых. Он в совершенстве знает таинства созревающей психики, умеет дать малышу знания, учит его быть человеком. Труд учителя начальной школы несравним по своей значимости ни с каким другим трудом: результатом его есть человек. Ему — самому знающему, самому ответственному, самому главному учителю — семья и общество вручают самое дорогое: судьбу своих граждан, своей страны, ее будущее. Человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Каковы результаты труда педагогов сегодня — таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

Уже в самые далекие времена обнаружилась железная закономерность: какие учителя — такое общество. В истории развития человеческой цивилизации те государства вырывались вперед, где были лучше школы и учителя. Любое умаление роли учителя почти всегда заканчивалось плачевно: государства хирели, нравы ухудшались. Скромен и незаметен учитель, но достаточно свести его с пьедестала и тем самым подорвать у людей веру в истину, личным представителем которой он выступает, как тут же поднимает голову и начинает свое разрушительное воздействие невежество, отбрасывая достижения цивилизации назад к пещерам.

С огромной страстью подчеркнул роль русского учителя в обществе М. Горький: «Если бы вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожженного кирпича! Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело, а у нас — это чернорабочий, плохо образованный человек, который идет учить ребят в деревню с такой же охотой, с какой пошел бы в ссылку. Он голоден, забит, запуган возможностью потерять кусок хлеба. А нужно, чтобы он был первым человеком в деревне, чтобы он мог ответить мужику на все вопросы, чтобы мужики признали в нем силу, достойную внимания и уважения, чтобы никто не смел орать на него . унижать его личность, как это делают у нас все: урядник, богатый лавочник, поп, становой, попечитель школы, старшина и тот чиновник, который носит название инспектора школ, но заботится не о лучшей постановке образования, а только о тщательном исполнении циркуляров округа .» [3, c.230]

Суть и цели Болонского процесса
Суть Болонского процесса заключается в формировании единого европейского образовательного пространства и общеевропейской системы образования, которая будет достигнута за счет использования основных .

Виды и роль наглядных средств при изучении многогранников
Тема «Многогранники», как никакая другая тема школьного курса стереометрии, за исключением, быть может, изучения круглых тел, дает широкие возможности использования различных наглядных средств. Наг .

Методика обучения решению задач на построение сечений многогранников в 10-11 классах
В стереометрии наряду с задачами на доказательство и вычисление решаются задачи на построение, но подход к методике изучения несколько иной, чем в планиметрии. Задачи на построение в пространстве р .

Функционал учителя как субъектная характеристика его деятельности в поликультурной среде открытого образования

Рубрика: 3. Система образования

Статья просмотрена: 796 раз

Библиографическое описание:

Срабова О. Ю. Функционал учителя как субъектная характеристика его деятельности в поликультурной среде открытого образования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 65-68. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1348/ (дата обращения: 08.01.2019).

Формирование новых мировоззренческих установок в обществе возложило на школу ответственность за воспитание молодого поколения, но в условиях существования множественности истин и плюралистического мировоззрения не предоставило образованию культурной и общественной модели, которой следует руководствоваться при выборе определенной образовательной парадигмы. Особенно остро проявляется эта проблема в поликультурной среде, которую мы рассматриваем как сложный социальный институт, в котором представлена взаимосвязанная целостность различных субкультур (этнических, корпоративных, религиозных, возрастных, молодежных и т.д.) с функционирующими в ней ценностями, стандартами, устоявшимися и вновь формирующимися традициями.

Еще одна проблема заключена в главном аспекте современной философии образования, а именно, свободе выбора. С этой точки зрения учитель должен осознавать, что философия открытого образования способствует побуждению в ученике осознания себя полноправным субъектом образовательного процесса, то, что изучается должно иметь определенный смысл в его жизни, он должен не просто получить представления об определенных знаниях, а сделать их личностными. В этой ситуации учащийся не только имеет свободу выбора, но и за свой выбор несет ответственность. Главная проблема заключается в следующем, кто должен предоставить ему эту свободу выбора: образование – как система, школа или учитель, поскольку в системе открытого образования ответственность несут все. В процессе исследования было установлено, что решение данных проблем влечет за собой качественные изменения во всех элементах педагогической системы.

Меняются педагогические цели. Если основными целями системы открытого образования становятся: создание условий, направленных на получение не столько самого образовательного результата, сколько осознания процесса учения, в котором происходит саморазвитие личности ученика; обеспечение условий для самоопределения и самореализации его личности; ориентация ученика не на готовые знания и модели поведения, а на выбор из множества их вариантов, то учитель выступает в роли, скорее организатора, помощника и координатора совместной деятельности, в таком случае традиционный функционал педагогической деятельности не отвечает задачам открытого образования.

Меняется содержание учебной информации. Если в основе содержания открытого образования оказывается не логика науки, а решение общеобразовательных, личностных, профессиональных задач субъектов педагогического процесса, то учителю необходимо осуществить переход от предметного принципа построения содержания образования к созданию условий, одинаково важных как для саморазвития личности ученика, так и для реализации своей собственной индивидуальности.

Меняются педагогические технологии. Анализ педагогической литературы, в которой раскрывается система личностно ориентированного образования с разных концептуальных позиций (Е.В. Бондаревская, А.В. Хуторской, В.В. Сериков) дает основания утверждать, что учителю в системе открытого образования важно опираться в своей деятельности на личностно ориентированную концепцию образования, осознавать, что он не формирует свойства личности учащегося в соответствии с заданными нормативами, а только создает условия для развития всех сторон личности учащегося.

Как показало исследование, особенно изменился объект педагогического воздействия – учащийся. В системе открытого образования особенно актуальными становятся субъект-субъектные отношения, так как современный социум нуждается в самостоятельной, динамичной, быстроразвивающейся личности. Сама система открытого образования способствует формированию такой личности, но при условии, что в процессе педагогического взаимодействия учитель помогает ученику осознать три ценности современной жизни: ученик сам выбирает свой жизненный путь; абсолютно свободен в определении целей своей собственной жизни и сам несет личную ответственность за каждый совершаемый акт выбора. Решение этих педагогических задач усложняется тем, что в школу приходят ученики, у которых частично сложились сформированные навыки социализации благодаря Интернету, у которых, часто при отсутствии всякого внимания со стороны взрослых, сложились навыки самостоятельного поиска информации, но нет умений ценностно-смысловой фильтрации этой информации. Осложняет ситуацию наличие в одном классе детей разных национальностей и то, что у учащихся под влиянием искусственно созданных телевидением и виртуальным пространством Интернета идеалов формируется разное восприятие современного мира. Для многих молодых людей путь к освоению социума лежит через субкультурные формы самоидентификации.

Смотрите так же:  Налоги при увольнение сотрудника

Изменяются средства педагогической коммуникации, то есть средства, формы и методы педагогического взаимодействия. В системе открытого образования учитель формирует индивидуальность ученика, раскрывает его внут­ренний мир через процессы: интеграции научных знаний; освоения мировых духовны­х ценностей; социальной и культурной идентификации. Очевидно, что в такой ситуации методы педагогического взаимодействия должны способствовать воспитанию первостепенной потребности каждой личности учащегося способность мыслить, развивать навыки видеть проблемы, соотносить с ними факты, применять идеи и радоваться их осуществлению.

В процессе исследования было установлено, что реализация данного процесса возможна, если ученик и учитель выступают как субъекты педагогического взаимодействия при условии, когда основными ориентирами деятельности учителя в системе открытого образования являются:

— создание образовательных ситуаций, в которых учащиеся выступят как субъекты деятельности;

— создание образовательных ситуаций, в которых учащиеся за внешними значениями изучаемых предметов уви­дят их внутрен­ние смыслы и связи;

— соблюдение образовательных интересов иммигрантов и переселенцев, при обязательном условии принятия и уважения их культур;

— соблюдение образовательных интересов представителей различных молодежных субкультур, при обязательном условии понимания и принятия их мировоззренческих установок.

Следовательно, встает вопрос, как должен измениться функционал учителя в поликультурной среде открытого образования, чтобы в результате образовательных взаимодействий, при педагогической поддержке учителя был запущен процесс стимулирования внутренних источников развития ученика, в результате которого сформированные личностные качества самоорганизации учащегося будут выражаться в таких характеристиках как: самоутверждение, самореализация, самоопределение.

Меняются требования к функциональным обязанностям учителей. В связи с процессами тотальной информатизации существенно изменилась миссия учителя в современной школе. Доступность сделала информацию полноправным участником во взаимоотношениях ученика и учителя, лишив последнего права на владение истинным и конечным знанием. Сменилась сама модель познания, знание трансформировалось в унифицированную и обезличенную информацию. В такой ситуации от учителя требуется не столько научить ученика и не столько помочь ему самостоятельно учиться, сколько запустить процессы инкультураций, определить ценностные ориентиры, помогающие ученику осуществить самоорганизацию своей личности в поликультурной среде открытого образования.

Очевидно, что данный перечень требований к учителю еще больше усложняет педагогический труд и расширяет круг его обязанностей. Информационная модель познания ставит учителя перед необходимостью, с одной стороны использовать прежнюю, знаниевую модель, а с другой – прибегать к новым, дополнительным педагогическим функциям, как необходимым посредникам в учебном процессе между учащимися и информацией.

Анализ научных исследований педагогических функций, представленных в педагогике и психологии, позволил констатировать, что образовательная, воспитательная и развивающая функции рассматриваются в качестве основных понятий по отношению к образовательному процессу. Установлено, что педагогическое взаимодействие обеспечивается при условии выполнения учителем определенного ряда функций, выделенных многими исследователями как основные в педагогической деятельности учителя (исследовательская, организационная, коммуникативная, конструктивная, социализирующая), требующих от учителя знаний в различных научных областях. В своем исследовании мы рассмотрели основной педагогический функционал с позиций выбора учителем объекта педагогического взаимодействия (культурная среда, образовательная среда, педагогическая ситуация) в ракурсе различных концепций личностно ориентированного образования.

Было установлено, что с позиций культурологической концепции личностно ориентированного образования Е.В. Бондаревской [1] и продуктивной концепции личностно ориентированного образования А.В. Хуторского[7], в которых объектом педагогического действия выступает образовательная среда, основными функциями учителя считаются исследовательская и социализирующая. Составляющими исследовательской функции выступают диагностическая, аналитическая функции, составляющими социализирующей функции — проектировочная, ориентационная функции. Если результатом обучения провозглашается проявление таких личностных качеств ученика, которые способствуют его самоидентификации и самореализации, то это требует от учителя создания ситуаций развития, в которых учащимся предлагается самостоятельный выбор содержания и способов обучения. Создание самой ситуации развития требует от учителя применения организационной как основной функции (контролирующей, рефлексивной, информационной, мотивационной, целеполагания как составляющих основную), а также коммуникативной как основной (когнитивной, перцептивной как составляющих основную) и конструктивной как основной функции (прогностической, креативной как составляющих основную). Развитие у учащихся такого личностного качества, как самоорганизация требует от учителя создания ситуаций, в которых учащиеся будут вынуждены самостоятельно определять индивидуальные смыслы в процессе изучения учебных дисциплин. В данном случае создание самой ситуации развития также требует от учителя применения организационной как основной (контролирующей, рефлексивной, информационной, мотивационной, целеполагания как составляющих основную), коммуникативной как основной (когнитивной, перцептивной как составляющих основную) и конструктивной как основной функции (прогностической, креативной как составляющих основную).

Развивающая концепция личностно ориентированного образования В.В. Серикова [4] , в которой объектом педагогического действия выступает процесс создания учителем педагогической ситуации, рассматривает в качестве основных функций учителя исследовательскую (диагностическую, аналитическую как составляющих основную) и конструктивную функции (прогностическую, креативную как составляющих основную). Становление самоосознания учащихся, формирующих себя как личности, требует от учителя создания ситуаций, в которых учащиеся будут вынуждены определиться с ценностными ориентациями в своей деятельности и поведении. В данном случае создание самой ситуации определения и выбора требует от учителя применения организационной как основной (контролирующей, рефлексивной, информационной, мотивационной, целеполагания как составляющих основную), коммуникативной как основной (когнитивной, перцептивной как составляющих основную) и социализирующей как основной функций (проектировочной, ориентационной как составляющих основную).

Проведенные исследования дают основания утверждать, что выделенные педагогические функции в разных научных школах связаны с концептуальными представлениями о целях образования конца ХХ века, но уже не описывают новый функционал учителя, складывающийся в условиях поликультурной среды открытого образования в школе XXI века. Мы предлагаем рассмотреть иную структуру функционала учителя. Исследовательскую, организационную и конструктивную функции можно отнести к общетрудовым (или общепрофессиональным). Они отражают технологию труда учителя. Коммуникативная и социализирующая функции отражают личностно-эмоциональное взаимодействие, влияющее на становление личностных характеристик всех участников педагогического процесса в условиях изменений социокультурной среды. В своем исследовании мы предположили, что становление инновационных функций учителя в поликультурной среде открытого образования может проявиться или в технологическом функционале учителя, или в сфере личностно-эмоционального взаимодействия. Исследование деятельности учителя в контексте педагогических подходов или принципов (культурологического, аксиологического, антропологического, герменевтического, синергетического) дает основание утверждать, что становление нового функционала учителя связано с процессами его самосознания, саморазвития и самоорганизации, как главных характеристик учителя как субъекта деятельности.

В контексте нашего исследования мы расскрываем субъектность деятельности как формирующееся свойство учителя, проявляющееся в умениях: осознавать окружающую действительность как объект педагогического исследования; понимать образовательную парадигму как условие реализации творческого проявления своей индивидуальности; выстраивать перспективу целеполагания и целеосуществления в процессе обучения и воспитания через систему профессиональной и личностной рефлексии; создавать разные схемы поведения для всех участников педагогического взаимодействия, в соответствии с поставленными целями.

В ходе нашего исследования особый интерес вызывает понятие «субъективная педагогическая реальность», которое В.В. Сериков описывает как совокупность личностных оснований, влияющих на деятельность учителя при конструировании образовательных систем. К этим основаниям В.В. Сериков относит педагогические ценности, опыт, профессиональные знания, установки учителя [5].

Следовательно, инновационную деятельность в современных условиях развития общества мы понимаем как становление субъективной реальности учителя, которая включает процессы самоопределения, переосмысления, изменения себя, своей профессиональной позиции, преодоления препятствий самореализации. Результатом становления субъективной реальности учителя можно рассматривать формирование профессионально-педагогической компетентности в поликультурной среде открытого образования. Следовательно, если учитель начинает работать в гуманистической парадигме, то объектом его профессиональной деятельности выступает педагогический процесс, развивающийся в культурно-образовательной и поликультурной средах открытого образования. Личностно ориентированное обучения требует от учителя поиска новых оснований для проектирования учебных ситуаций с целью развития личностных качеств (компетенций) у учащихся.

Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2007. № 8. С. 44-53

Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна. М. : Институт экспериментальной социологии – СПб.: Алетея, 1998.

Основы открытого образования /Андреев А. А., Каплан С.А., Краснова Г.А., Лобачев С.Л., Лупанов К.Ю., Поляков А.А., Скамницкий А.А., Солдаткин В.И.; Отв. ред. В.И. Солдаткин. Т. 1. – Российский государственный институт открытого образования. – М. : НИИЦ РАО, – 2002. – 676 с.

Сериков В.В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога // Педагогика. – 2010. — №5. – С. 29-37

Сериков В.В. Субъективная реальность педагога // Педагогика. № 10. 2005. стр. 53-61

Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. – 224 с.

Хуторской А.В. Личностная ориентация образования как педагогическая инновация // Школьные технологии. 2006. — № 1.- С. 6-12.

Функции учителя и основные требования к нему

Личность, организующая и реализующая учебно-воспита­тельный процесс в школе, это учитель. Учитель – чело­век, имеющий специальную подготовку и профессионально за­нимающийся педагогической деятельностью.

Педагогическая функция – предписанное педагогу направ­ление применения профессиональных знаний и умений. Главными направлениями приложения педагогичес­ких усилий являются обучение, образование, воспитание, раз­витие и формирование учащихся. В основе профессиональной педагогической деятельности лежит: равная функция учителя – управление процесса­ми обучения, воспитания, развития, формирования. Первая функция педагога, возникающая уже на стадии за­мысла проекта, – целеполагание. Цель – ключевой фактор педагогической деятельности, она идеально предвосхи­щает и направляет движение общего труда учителя и его уче­ников к их общему же результату.

Сущность управленческого процесса и заключается в том, чтобы координировать действия по линии совпадения цель – результат, сводя к минимуму не­избежные рассогласования в силу высокой динамичности и не­предсказуемости поведения участников педагогической систе­мы. Управление процессом обучения основывается, прежде всего, на знании учащихся: уровне их подготовленности, воз­можностей, воспитанности,

Оно выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в имеющих­ся конкретных. Получив диагноз и опираясь на благоприятный прогноз, профессиональный педагог приступает к составлению проекта учебно-воспитательной деятельности. Проективная (проекти­ровочная) функция учителя заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и т. д.

Диагноз, прогноз, проект становятся основанием для разра­ботки плана учебно-воспитательной деятельности, составлени­ем которого завершается подготовительный этап педагогического процесса.

Диагностика, прогнозирование, проектирование и планиро­вание – педагогические функции, выполняемые учителями на подготовительном этапе каждого проекта (цикла) учебно-вос­питательной деятельности.

На следующем этапе реализации намерений учитель выпол­няет информационную, организационную, оценочную, кон­трольную и корректирующую функции.

Организационная (орга­низаторская) деятельность учителя связана в основном с вовле­чением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели. Сотрудничество, о кото­ром уже шла речь, – нормальное решение организационной задачи в современных условиях.

Сущность информационной функции ясна, как говорят математики, из определения. Учи­тель – главный источник информации для обучаемых. Он зна­ет все обо всем, а своим предметом, педагогикой, методиками и психологией владеет в совершенстве.

Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объединяемые иногда в одной, необ­ходимы педагогу прежде всего для создания действенных сти­мулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нем будут происходить намеченные изменения. На завершающем этапеаналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершенного дела: ка­кова эффективность, почему она ниже намеченной, где и по­чему возникли и т. д. Многообразие функций, выполняемых учителем, привно­сит в его труд компоненты многих специальностей – от акте­ра, режиссера и менеджера до аналитика, исследователя и се­лекционера. Кроме своих непосредственных профессиональных функ­ций педагог выполняет функции общественные, гражданские, семейные. любого педагогического проекта учитель выполняет

Смотрите так же:  Лицензия на спиртное в казахстане

Требования к учителю – это императивная система профессиональных ка­честв, определяющих успешность педагогической деятельности. Прежде всего, следует иметь в виду, что практическая педа­гогическая деятельность лишь наполовину построена на рацио­нальной технологии. Другая половина ее – искусство. Поэто­му первое требование к профессиональному педагогу – нали­чие педагогических способностей.

Педагогические способности – ка­чество личности, интегрирование выражающееся в склонно­стях к работе с детьми, любви к детям, получении удовольствия от общения с ними. Часто педагогические способности сужа­ются до умения выполнять конкретные действия – красиво го­ворить, петь, рисовать, организовывать детей и т. п.

Выделены главные группы способностей:

1) Организаторские. Проявляются в умении учителя спло­тить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному.

2) Дидактические. Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступ­но, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познаватель­ных интересов и духовных потребностей и т. п.

3) Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в ду­ховный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

4) Коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отноше­ния с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

5) Суггестивные способности заключаются в эмоционально- волевом влиянии на обучаемых.

6) Исследовательские способности, проявляющиеся в уме­нии познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

7) Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвое­ния научных знаний в избранной отрасли.

Важными профессиональными качествами педаго­га мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дис­циплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессиональ­ного уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д. Самые важные качества, которые должны быть присущи педагогу человечность, до­брота, терпеливость, порядочность, честность, ответствен­ность, справедливость, обязательность, объективность, щед­рость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм и многие другие.

Обязательное для учителя качество – гуманизм, т. е. отно­шение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности уча­щегося, из сочувствия ученику, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей развития, из высокой требо­вательности к его учебной деятельности и озабоченности раз­витием его личности.

Учитель – это всегда активная, творческая личность. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив, обязывает воспита­теля быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуа­ций. Профессионально необходимыми качествами учителя явля­ются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах, обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспи­тательном процессе. Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в пе­дагогическом процессе, помогает воспитателю чувство юмора. Отдельно следует сказать о профессиональном такте педа­гога как особого рода умении строить свои отношения с вос­питанниками. Педагогический такт – это соблюдение чувства меры в общении с учащимися.

Такт – это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. К последним обычно причисляются приобретаемые в процессе профессиональной подготовки, свя­занные с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предме­том преподавания, методикой преподавания предмета, психологи­ческая подготовка, общая эрудиция и другие качества. Научная увлеченность обязательное учительское качество. Научный интерес помогает учителю формировать ува­жение к своему предмету, не терять научной культуры, видеть и учить видеть учащихся связь своей науки с общими процес­сами человеческого развития. Личность современного учителя, воспитателя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры.

Выдающиеся педагоги прошлого про учителя

Ян Амос Коменский: Говоря об учителе, он говорил, что учитель не должен быть ходячей энциклопедией, а должен помочь ученику ориентироваться в литературе, систематизировать её, выделять главные моменты.

Учитель должен стоять выше всех предрассудков, для него ученик это главное, перед чем он преклоняется.

Идеал – образ совершенства, олицетворение наибольших и возможно абсолютных жизненных ценностей. Я.Коменский говорил, что человеческое находится в человеке.

4 добродетельности учителя выделял Я.Коменский:

Я.Коменский считал, что идеальный учитель должен быть:

Адольф Дистерверг: (1790-1866) был одним из замечательных педагогов-демократов первой половины XIXв., «учителем немецких учителей». Говоря об учителе, он говорил, что «плохой учитель преподносит истину, хороший учитель её добывать». По его мнению «многознание уму не научает». Можно забросать ребенка обилием информации, но главная задача учителя научить ребенка мыслить, анализировать, уметь выделять главное, обобщать, «слово» для учителя означает многое.

Адольф Дистерверг считал, что идеальный учитель должен быть: гуманистом; интеллектуально образованным и просвещённым; человеком с высочайшим уровнем речевой культуры; самоотверженное служение истине, добру, красоте.

Константин Дмитриевич Ушинский: (1824-1870) по его мнению XIXв. – это век демократия, «учитель – это человек, который несет свет и просвещение». Процессы обучения и воспитания должны базироваться на народных корнях. Учитель сохраняет основные идеи народности, национальности, он должен знать не только свой предмет, но и логику, психологию, философию, т.е. то, что позволит ему сделать свой труд эффективнее.

Ушинский считал, что идеальный учитель должен быть: близость к интересам народа; умение воспитывать ученика своим предметом; глубокие знания в области психологии; знание духовной стороны человека; учитель должен знать цель своей деятельности и призвания; постоянное самосовершенствование и самообразование.

В.Сухомлинский: Возглавлял среднею школу и всю свою профессиональную жизнь провел в школе – Кожужская средняя школа, Кировоградской области. По его мнению, школа в сельской местности – это своеобразный очаг культуры, куда ходят не только дети за знаниями, но и взрослые. Взаимодействие школы – общества – семьи. Учитель должен знать семью каждого ребенка. Учитель должен вести себя по подобию священника.

В.Сухомлинский считал, что идеальный учитель должен быть: 1) духовно богатым; 2) щедрым; 3) порядочным; 4) трудолюбивым; 5) должен любить и уважать ребенка; 6) учитель обязан быть эрудитом; 7) учитель – скромный человек; 8) человечным; 9) учитель должен опережать своё время. Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского, является идея развивающего обучения.

Развитие им понимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии с принципом природосообразности. Коменский в своих сочинениях много внимания уделил раскрытию природы ребенка и его способностей. В этом отношении наряду с “Великой дидактикой” следует особо отметить его труд “О культуре природных дарований”.Вопросы о ребенке и его способностях Коменский решает на уровне передовой науки своего времени.

Что представляет собой ребенок и с какими способностями и качествами он рождается. Говоря о развития в педагогическом наследии Коменского, основное внимание следует уделить проблеме развития природных дарований. Человек рождается не со знанием, а со способностями к знанию которые необходимо развивать в соответствием с принципом природосообразности. И это является главной точкой зрения Коменского в теории развивающего обучения.

Основные формы организации обучения в школе и вузеФормы организации обучения – внешнее выражение совместной деятельности учителя и учеников, происходящей в определённом порядке и режиме.

Речевой этикетМы видим, что речевой этикет это часть функции языка. Предназначение языка – быть средством коммуникации, средством формирования и сообщения мыслей, а также средством накопления и хранения мыслей и знаний. Речевой.

Готов ли ваш ребенок к школе?Проверить, готов ваш ребенок к школе или нет, несложно. Он должен уверенно держать в руках ручку. Присмотритесь, как он пишет или рисует – линии должны быть четкими, не прерывистыми. Проверьте.

Одаренные детиСовременное образование проявляет большой интерес к проблематике одаренности детей. С одной стороны, это объясняется логикой развития педагогики и психологии, так как накоплен достаточный для изучения такого сложного явления потенциал, а.

Подготовка ребенка к школе1 сентября неумолимо приближается, и вскоре придется вам, уважаемые родители, позаботиться о новенькой форме, портфеле, канцелярских принадлежностях и кроссовках для чада. Но в этих хлопотах не забудьте позаботиться о главном.

Как помочь ребёнку, которого бросили родителиОтказ от ребёнка означает выбор родителя не принимать никакого участия в его жизни. Это включает в себя: • неспособность поддерживать ребенка в финансовом отношении, • неспособность общаться с ребенком и.

Выбор методов обученияВопросы выбора наиболее адекватного в данной учебной ситуации метода обучения, оптимального для данных условий его применения, составляют важнейшую сторону деятельности учителя. Поэтому педагогика.

Взаимодействие семьи, педагогического коллектива на личностьСемья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.

Закономерности и движущие силы развития и воспитания личностиЧеловек становится личностью в процессе развития, в социальной системе, путем продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения обществ опыта и мерой отдачи обществу посильного вклада.

Деятельность и общение как источники развития личностиИгровая деятельность является ведущей в школьном и младшем школьном возрасте. Полезно использовать познавательные, ролевые и деловые игры в средних и старших классах. Особое значение – игры с компанией.

Факторы развития личностиРазвитие личности – процесс накопления количественных и качественных изменений в организме человека, социальный, анатомо-физиологический, психологический план Факторы: Биологический – наследственность (неуправляемый).

Дидактика как наука, предмет и задачи дидактикиОбразование – результат обучения. Обучение основной путь образования. Отрасль научного знания, которая исследует и изучает проблемы образования и обучения – дидактика.

Украинская педагогика второй половины XIX – начала XX вековРазвитие образования на Украине в конце XIX – нач. XX в. было контрастным явлением: в то время как немногочисленная прослойка общества пользовалась благами высшего образования, значительная часть населения оставалась неграмотной.

Понятие педагогического общение, его особенности, функции, видыПедагогическое общение – взаимодействие 2-х или более людей, заключающееся в обмене познавательной и эмоционально-оценочной информацией. Структура общения: субъект, объект (к кот. адрес, информация), цель общения, значимая и понятная и субъекту.

Педагогическая культура учителя, её компонентыПод культурой понимается – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. Педагогическая культура – совокупность высокого.

Современные подходы к оцениванию знаний, умений и навыковМинистерство образования и науки Украины, Академия педагогических наук Украины. Приказ от 10.09.2000 г. «О внедрении 12-ти балльной системы оценивания учебных достижений учащихся в системе общего среднего образования». Динамика перемен, которые.

Развитие форм обучения в истории педагогикиПонятие «форма организации учебной работы» берет начало от лат. forma, что означает «наружный вид». Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебной работы, которая связана с количеством.

Классификация методов воспитания и обученияПрием воспитания – часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение. Если прием достаточно эффективен и входит в систему приемов, которые широко используются в массовом педагогическом опыте, то он может приобрести.

Закономерности и принципы воспитанияВоспитание – это целенаправленное, организованное формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность, научного мировоззрения, нравственных идеалов, правил и норм отношений, привычек поведения, соответствующих требованиям общества.

Традиции воспитания и обучения личности в народной педагогикеОсновными проблемами воспитания и обучения укр.. деятели и демократы-просветители 2-ой половины XIX – нач. XX ст. считали следующие: Создание системы общедоступных государственных школ.

Сейчас вы читаете: Функции учителя и основные требования к нему