Отчисления в резерв универсального обслуживания судебная практика

Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 16 сентября 2008 г. N 41 «Об утверждении Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания»

В целях контроля полноты и своевременности перечисления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания и в соответствии с перечнем лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. N 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 9, ст. 719; 2006, N 2, ст. 202; 2007, N 38, ст. 4552; 2008, N 4, ст. 275), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.

2. Направить настоящий приказ на регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Н.С. Мардера.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 октября 2008 г.

Регистрационный N 12410

Порядок
предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания
(утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 16 сентября 2008 г. N 41)

1. Оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования (далее — оператор связи), ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (далее — Сведения) по форме, приведенной в приложении N 1 (далее — Форма).

Отсчет кварталов идет с начала календарного года.

2. Сведения направляются в Федеральное агентство связи на бумажных носителях. Электронная копия направляется на электронный адрес [email protected]

При обнаружении расхождений в Сведениях, представленных на бумажных носителях, и Сведениях, направленных на электронный адрес, используются Сведения, представленные на бумажных носителях.

3. Оператор связи, деятельность которого по оказанию услуг связи осуществлялась неполный отчетный период, представляют Сведения за тот период времени, в течение которого эта деятельность осуществлялась.

В случае если оператор связи не оказывает услуги, перечисленные в Форме, то заполнение соответствующих строк не производится.

4. Форма заполняется на основании данных бухгалтерского учета, данных автоматизированных систем расчетов, актов выполненных работ (оказанных услуг) и первичных учетных документов.

5. Заголовочная часть Формы заполняется в следующем порядке:

В реквизите «Вид документа» ставится знак «V» в поле «первичный», если Сведения представляются впервые за отчетный период. В случае представления корректирующих Сведений взамен ранее предоставленных знак «V» ставится в поле «корректирующий».

В реквизите «Наименование организации» указывается полное наименование в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке.

Индивидуальный предприниматель заполняет реквизит «Фамилия, Имя, Отчество физического лица».

В реквизите «Адрес организации, физического лица» указывается почтовый адрес организации (физического лица). В случае если адрес местонахождения (место государственной регистрации юридического лица) отличается от почтового адреса (адреса фактического местонахождения оператора связи), указывается почтовый адрес.

В реквизите «Номер контактного телефона» указывается номер телефона лица, ответственного за представление Сведений, включая код города.

6. Показатель по строке 010 должен соответствовать данным отчета о прибылях и убытках оператора связи за отчетный период и содержать данные о выручке (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей).

В строках 030 и 040 указываются доходы, полученные от оказания услуг присоединения, услуг по пропуску трафика.

В строке 050 указывается сумма доходов, полученных от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования.

В строках 051 — 067 указываются доходы от оказания услуг абонентам (пользователям) в сети связи общего пользования на основании соответствующих лицензий. В указанные доходы не включаются доходы от выполнения работ и оказания услуг, сопутствующих оказанию услуг связи и технологически неразрывно связанных с услугами связи.

Доходы от предоставления услуг, сопутствующих оказанию услуг связи и технологически неразрывно связанных с услугами связи, отражаются по строке 090.

В строке 051 указывается сумма доходов от предоставления доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи, предоставления местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов) и предоставления абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа.

В строке 090 указываются доходы от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг, деятельность по оказанию которых не подлежит лицензированию в соответствии с законодательством в области связи.

В строке 100 указывается ставка отчислений в резерв универсального обслуживания.

Строки 120, 130 и 140 заполняются только в первичных Сведениях.

В строке 120 отражаются изменения, образовавшиеся в результате корректировки данных о доходах за периоды, предшествовавшие отчетному. Данные, указанные по строке 120 должны быть подтверждены корректирующими Сведениями за периоды, в отношении которых осуществлялась корректировка данных о доходах. Значение показателя по строке 120 в Сведениях за отчетный период должно равняться сумме показателей по строке 210 всех корректирующих Сведений за предшествовавшие отчетному периоды, представляемых в приложении к первичным Сведениям.

В строке 130 указывается сумма задолженности или переплаты денежных средств в резерв универсального обслуживания, образовавшаяся на первый день месяца, следующего за окончанием отчетного периода, и не учитывающая проведение корректирующих расчетов за предыдущие отчетные периоды. Данные указываются без учета изменений, представленных в строке 120.

Показатель по строке 140 рассчитывается как сумма показателей по строкам 110, 120 и 130 и отражает сумму отчислений, подлежащую перечислению в резерв универсального обслуживания.

Показатели по строкам 200 и 210 заполняются только в Сведениях за периоды, предшествовавшие отчетному.

В строке 200 указывается исчисленная ранее сумма отчислений за корректируемый период.

Показатель по строке 210 отражает размер корректировки суммы отчислений в резерв универсального обслуживания и рассчитывается как разность показателей по строкам 200 и 110.

Приложение N 1
к Порядку предоставления сведений
о базе расчета обязательных
отчислений (неналоговых платежей) в
резерв универсального обслуживания

Обязательные отчисления для операторов связи: о чем не стоит забывать, имея лицензию Роскомнадзора

Добрый день, коллеги!

Так уж сложилось, что среди моих постоянных клиентов есть и такие организации, которые являются, в том числе, интернет-провайдерами, и оказывают и телематические услуги и услуги связи по передаче данных в рамках соответствующих лицензий, выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, или сокращенно – Роскомнадзор.

В связи с проводимой проверкой в отношении одной из таких организаций, хотелось бы обратить внимание вот на какой момент, о котором, как показывает практика, не знают не только не все бухгалтера, но и руководители компаний.

Помимо обязательных налоговых платежей, для организаций, имеющих лицензии Роскомнадзора, в качестве обязательного неналогового платежа предусмотрено уплата отчислений в резерв универсального обслуживания – или, по-другому, фонд универсального обслуживания, т.е. в фонд неких стандартных услуг связи, предоставляемых на территории РФ (почтовое обслуживание, услуги телефонии, интернет и т.п.).

Следует подчеркнуть особо, что данный платеж является обязательным условием осуществления лицензионной деятельности!

  • Федеральный закон от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи».
  • Приказ Минкомсвязи РФ от 16.09.2008 № 41 «Об утверждении Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания».

Кто является плательщиком

Плательщиком обязательных отчислений является оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования. Оператором связи, в свою очередь, является юридическое лицо или ИП, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии (ФЗ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»).

Сколько, как и куда платить

Базой для расчета являются доходы оператора связи, полученные в течении квартала по ставке 1,2%. Расчет производится организацией самостоятельно.

Сведения предоставляются по форме утвержденной в Приказом Минкомсвязи РФ от 16.09.2008 № 41 Приложение № 1, и направляются в Федеральное агентство связи по адресу: ул. Тверская, д. 7, г. Москва, 125375 на бумажных носителях , а также в электронном виде в формате xls на адрес: [email protected]

Срок и реквизиты для оплаты

Периодом для расчета и оплаты является срок не более 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы от оказания услуг связи.

Отчисления производятся по реквизитам, размещенным на официальном сайте Россвязи:

банк — Отделение 1 Московского ГТУ Банка России, г. Москва

Получатель — Управление Федерального казначейства по г. Москве (для Федерального агентства связи)

КБК — 084 1 13 01100 01 0000 130

Образец заполнения платежного поручения можно скачать здесь.

Нюансы бухгалтерского учета

Отчисления в резерв универсального обслуживания являются фискальными сборами неналогового характера, что подтверждается Постановлением Конституционного суда РФ от 28.02.2006г. № 2-П (п. 5, п. 5.1, п. 5.2), НДС не облагаются .

Они включаются в состав расходов организации по обычным видам деятельности с отражением по дебету счета учета затрат на производство в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией, учитываемыми при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль (пп.46, п. 1 ст. 264 НК РФ).

Смотрите так же:  Какая сейчас социальная пенсия ее размер

В случае, если организация-оператор связи применяет УСН, то данные неналоговые отчисления не могут учитываться в составе расходов, т.к. не являются сборами, уплачиваемыми в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 1 ст. 346.16).

Ответственность за неуплату

В случае несвоевременного предоставления операторами связи расчетов отчислений в резерв универсального обслуживания, законодательством предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, а именно — предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Что важно: в законе установлена административная ответственность только лишь за не предоставление сведений о базе расчета, а не за неуплату платежей !

Отсутствует и административная ответственность в случае неверно рассчитанных платежей.

Но это не значит, что неуплаченные платежи можно рассчитать предоставить, но не уплатить.

Согласно ст. 2.9. КоАП РФ: при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные на ведение дела о таких нарушениях, могут освободить лицо, совершившее нарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 сказано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам нужно исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность нарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Степень общественной опасности считается оценочной категорией и определяется с учетом всех обстоятельств, являющихся предпосылками и последствиями выявленного нарушения, степени и формы вины, осознания лицом своей обязанности по соблюдению нарушенной нормы закона.

В связи с учетом этого обстоятельства, у нас уже имеется положительный опыт оспаривания в суде требования Роскомнадзора , когда вместо предусмотренного законом штрафа, нам вынесли в качестве административного наказания, письменное предупреждение.

Но в судебной практике по аналогичным делам, такие решения скорее редкость, и как правило, организации и руководители подвергаются денежным взысканиям.

Как, все-таки, могут взыскать отчисления

Федеральный орган власти в области связи (Положение о Федеральном агентстве связи, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 320), вправе обратиться в суд для взыскания рассчитанных отчислений, но не уплаченных своевременно, что подтверждается практикой — Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 N 09АП-24496/2014-ГК.

Единственное, с чем может повезти, так это пропуск 2-хмесячного срока исковой давности сотрудниками Роскомнадзора, и тогда организация-нарушитель имеет реальную возможность избежать взыскания через суд.

В настоящее время за операторами связи стали более пристально вести наблюдение, в связи с чем, стоит внимательнее относится к расчету и срокам предоставления отчетов.

Также, если Вам уже предстоит плановая проверка Роскомнадзора по выданным лицензиям, следует, не дожидаясь итогов этой проверки, предоставить отчеты по отчислениям в резерв универсального обслуживания.

Платежи в резерв универсального обслуживания

Постановлением Правительства России от 24 января 2008 г. N 23 (далее – ППРФ №23) утверждены изменения, которые в перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи, утвержденные ППРФ от 18.02.05 г. N 87 ввели обязательное условие осуществления деятельности по оказанию соответствующих услуг связи Операторов связи сети связи Общего пользования: «Представление сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в РУО в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи». Федеральное агентство связи (далее – «Россвязи») совместно с Роскомнадзором в рамках взаимодействияпроводится проверка своевременности предоставления отчетов и уплаты в РУО. Так, Россвязи отправляет в тер. управления Роскомнадзора списки должников, не предоставивших (даже нулевые) отчеты в РУО, не оплативших в соответствии с данными отчетов в срок.

При проверке деятельности Оператора связи ТУ Роскомнадзора проверяет наличие документов, подтверждающих предоставление в Россвязи сведений о базе расчета отчислений в РУО, а также платежки об оплате отчислений в РУО
Для большинства Операторов такие требования приходит как гром среди ясного неба. Зачастую Оператор вообще не знал, что надо сдавать отчеты и платить. В настоящей статье будет дана правовая оценка и комментарии юриста по теме.

За что платим? За «телефонизацию и интернетизацию» всей страны и отмену мобильного рабства.

В соответствии с п. 2 ст. 57 ЗоС принцип УО: в каждом поселении должно быть установлено не менее чем один таксофон с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам; а в поселениях с населением не менее чем пятьсот человек должен быть создан не менее чем один пункт коллективного доступа к сети «Интернет».

В соответствии с п.1 ст. 59 федерального закона № 126-ФЗ «О связи» (далее – «ЗоС»), РУО формируется в целях финансирования оказания универсальных услуг связи, а также создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров

Сколько, когда и куда платим? 1,2 % от доходов за услуги связи не позднее 30 дней со дня окончания квартала

Статья 60 ЗоС предусматривает:
1. Источниками формирования РУО являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений операторами ССОП, а также иные не запрещенные законом источники.
2. Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством России о налогах и сборах. Доходы определяются в порядке ведения бухгалтерского учета, установленном в России.
3. Ставка обязательного отчисления оператора устанавливается в размере 1,2 процента.
4. Размер обязательного отчисления оператора рассчитывается им самостоятельно как соответствующая указанной в пункте 3 настоящей статьи ставке процентная доля доходов, определяемых в соответствии с настоящей статьей.
5. Операторы не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления в РУО. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.
6. В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в РУО не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, Россвязи, вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в РУО.

На основании чего платим? На основании предоставленных Оператором сведений о доходах за услуги связи.

Как заполнять формы? На основании Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений в РУО (далее – «Порядок»). В соответствии с Порядком, вышеуказанные сведения направляются в Россвязи в электронной форме через раздел «Личный кабинет оператора связи» (ЗДЕСЬ) или на бумажных носителях по адресу: пер. Николоямский, д. 3А, стр. 2, Москва, 109289.
При заполнении формы сведений для РУО надо учитывать, чтобы данные совпадали с данными статистической отчетности по Форме N 65-связь «Сведения о доходах от услуг связи» , если таковая направлялась в Минкомсвязи. На практике имеем непонимание Операторов, и в результате убытки, когда платят с платежей, с которых не должны платить. Базой для расчета являются доходы от оказания услуг связи абонентам (пользователям) в сети связи общего пользования на основании соответствующих лицензий, они отражаются в строках 051 — 067 Приложении N 1 к Порядку.

Бухгалтерский учет.

Отчисления в РУО являются фискальными сборами неналогового характера (см. п. п. 5, 5.1, 5.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 28.02.2006 N 2-П) и НДС не облагаются.
Затраты в виде обязательных отчислений в РУО включаются в состав расходов организации по обычным видам деятельности с отражением по дебету счета учета затрат на производство в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (п. п. 5, 7, 8 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций).
Налогообложение по УСН: отчисления в РУО не могут быть учтены в составе расходов налогоплательщиком, применяющим УСН, поскольку не являются сборами, уплачиваемыми в соответствии с законодательством России о налогах и сборах (п.п. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), и не предусмотрены отдельно в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Аналогичная точка зрения высказана в Письме Минфина России от 10.07.2007 N 03-11-04/2/175.

Некоторые операторы связи, в противоречие Порядку, предоставляют сведения о базе расчета обязательных отчислений нарастающим итогом, что является неверным и при автоматическом расчете в информационной системе приводит к формированию завышенной суммы отчислений и, как результата, — долга данных операторов связи перед резервом универсального обслуживания.
Налог на прибыль: В соответствии с пп. 46 п. 1 ст. 264 НК РФ отчисления налогоплательщиков, в резервы, создаваемые в соответствии с законодательством России, регулирующим деятельность в области связи, являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией, учитываемые при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Ответственность и Судебная практика:

1) За не представление в Россвязи Сведений (декларации) о базе расчета отчислений в РУО в порядке и по форме, установленным законодательством, — наказывается предупреждением или штрафом на ИП: 1,5-2 т.р,; на юр. лиц — от 30 тысяч до 40 тысяч рублей и предписанием Роскомнадзора (ст. 14.1. КоАП РФ ). Даже при неосуществлении деятельности и не подаче отчетов судом налагается штраф
2) За просрочку уплаты:

А) штраф от 50 тысяч до 100 тысяч рублей на юридических лиц по ст. 13.38 КоАП РФ.Для ИП штраф не предусмотрен . Суд в 50% случаев налагает штраф 50 тр. см., например здесь или здесь. При этом ОрдерКом имеет положительную судебную практику и на 11.10.17 освободил уже 3 клиентов от штрафов.

Смотрите так же:  Как оформить льготы инвалиду на оплату коммунальных услуг

Б) Иск Россвязи о взыскании дебиторской задолженности перед бюджетом и пени за каждый день просрочки в виде % от неуплаченной суммы отчислений в РУО. При этом процентная ставка пеней =1/300 ключевой ставки ЦБ РФ. Основание: п.6. ст. 60 ФЗ «О связи». Срок исковой давности: 3 года, следует заявлять о его пропуске, иначе не зачтут. Россвязи выигрывает в суде иски с требованием оплатить задолженность

Заключение

К дате истечения 30 дней с окончания квартала следует предоставить в Россвязи отчеты в РУО при ненулевых отчетах — оплатить.

Консультации по предоставлению в Россвязи информации в РУО от 5 тыс. руб.

Мы составляем полный квартальный отчет. Мы помогаем составить отчет так, что у Оператора не возникнет дополнительных расходов. На основании этого отчета лицензиаты делают отчисление в РУО. Вы можете использовать наш отчет как базу для составления отчетов в будущем .

Резерв универсального обслуживания. Отчислять или не отчислять?

Введение

В связи с реализуемой государственной программой по телефонизации всех населенных пунктов РФ, а также по предоставлению возможности гражданам пользоваться Интернетом, нами была подготовлена настоящая статья об обязанностях операторов связи формировать специальный резерв универсального обслуживания (за счет отчисления денежных средств от осуществляемой ими деятельности), средства которого направляются на возмещение убытков от оказания операторами универсальных услуг связи.

В частности, Владимир Путин на заседании Совета безопасности Российской Федерации от 25.07.2007 года указал, что «…в России целенаправленно проводились меры по росту информатизации экономики и в целом общественной жизни. Мы стали конкурировать лучше в этом спектре экономике и в мире, стали больше концентрировать ресурсов и сил на этих важнейших направлениях… Отмечу, что к 2009 году в России не останется ни одного нетелефонизированного населенного пункта, не должно не остаться ни одного. Надеюсь, что эти планы будут реализованы (а еще совсем недавно у нас было таких населенных пунктов более 40 тысяч) 1 ».

Авторы стратегии, разработанной в Совете Безопасности, четко изложили ориентиры, к которым должна прийти Россия в 2015 году. Так, число точек общественного доступа к сети Интернет должно быть не менее четырех на 10 тыс. населения. При этом 80% городов должны иметь доступ к официальным сайтам государственных органов 2 . На настоящий момент официальные данные о надлежащем исполнении поручения Президента РФ отсутствуют.

Целями настоящей статьи является правовая квалификация отчислений в резерв универсального обслуживания, а также выявление рисков операторов связи, которые по ряду причин не исполняют своей обязанности по таким отчислениям.

Прежде всего, обращаем внимание на то, что к универсальным услугам связи относятся следующие виды деятельности:

  • услуги телефонной связи с использованием таксофонов;
  • услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети «Интернет» с использованием пунктов коллективного доступа 3 .

За оказание данных услуг из резерва универсального обслуживания операторам связи возмещаются понесенные ими убытки от проведения этой общественно полезной деятельности.

В соответствии с Федеральным законом «О связи» (далее ФЗ «О связи») оказание универсальных услуг связи осуществляется на конкурсной основе, но на случай отсутствия заявок на участие в конкурсе или невозможности выявления победителя оказание таких услуг возлагается на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования. Данный оператор не вправе отказаться от возложенной на него обязанности (абз. 3 и 4 п. 2 ст. 58).

При этом убытки, причиняемые оказанием универсальных услуг связи, возмещаются операторам из резерва универсального обслуживания (ст. 59 ФЗ «О связи»).

Данная мера направлена на перспективное развитие отрасли связи и расширение возможностей операторов по оказанию не только универсальных услуг связи в отдаленных районах, но и иных услуг связи, получению прибыли, реализации свободы предпринимательской деятельности.

В соответствии с ст. 59 ФЗ «О связи» оператор сети связи общего пользования производит отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.

Правительство РФ утвердило «Правила формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания» (Постановление Правительства РФ №243 от 21.04.2005 г., в редакции от 29.11.2007 г.).

Ст. 60 ФЗ «О связи» (в редакции от 29.12.2006 г.) устанавливает: (i) ставку обязательного отчисления и базу расчета (ставка устанавливается в размере 1,2%; (ii) базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования; (iii) оплата производится в течение 30 дней после окончания каждого квартала.

Ранее (до 29.12.2006 г.) ст. 60 ФЗ «О связи» не содержала положений о существенных условиях, касающихся взимания сбора (в частности по порядку формирования резерва, порядку оплаты и пр.). Необходимые нормы были установлены Правительством РФ в «Правилах формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания».

Постановление Конституционного суда РФ от 28.02.2006 г. №2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений федерального закона „О связи“ в связи с запросом думы Корякского автономного округа» (далее Постановление Конституционного суда) в т.ч. установило, что необходимые условия по формированию резерва универсального обслуживания в соответствии с Конституцией РФ должны содержаться не в Постановлениях Правительства, а в Законе.

На основании данного Постановления Конституционного суда были внесены необходимые поправки в ФЗ «О связи». В частности, ст. 60 была дополнена положениями о порядке формирования резерва универсального обслуживания.

II. Квалификация неналогового платежа

В связи с тем, что отчисления в резерв универсального обслуживания являются неналоговыми платежами (ст. 59 ФЗ «О связи»), предварительно необходимо уточнить, какова юридическая природа данного отчисления.

Для решения данного вопроса целесообразно рассмотреть указанное ранее Постановление Конституционного суда. Так, Конституция Российской Федерации, как следует из ее ст. 57 во взаимосвязи со ст.ст. 8 (ч. 2) и 35, допускает взимание устанавливаемых законом обязательных публичных платежей, ограничивающих конституционное право собственности, в виде налогов либо сборов. Их правовое регулирование может быть различным, что предопределяется природой названных платежей.

Что понимается под налогами:

Налоги представляют собой основанную на законе денежную форму отчуждения собственности в целях обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности, и, как правило, не имеют целевого назначения. Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства, которое реализуется путем взыскания в бесспорном порядке сумм налоговой задолженности.

Исходя из названных характеристик данного вида публичных платежей, Конституция Российской Федерации предусматривает, что предписание об установлении системы налогов, взимаемых в федеральный бюджет, должно устанавливаться федеральным законом (ст. 75, ч. 3). Таким федеральным законом является Налоговый кодекс Российской Федерации, содержащий исчерпывающий перечень налогов, подлежащих взиманию.

Что понимается под сборами:

Сборы, как и налоги, являются конституционно допустимым платежом публичного характера, уплачиваемым в бюджет в силу обязанности, установленной законом, а не договором.

В действующем нормативно-правовом регулировании их перечень не исчерпывается НК РФ, действие которого, согласно п. 3 его ст. 1, распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено данным Кодексом, — в нем названы лишь виды сборов, соответствующие определению сбора как обязательного взноса, взимаемого с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8).

Иные обязательные платежи в бюджет:

Вместе с тем иные обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, а также не подпадающие под данное НК РФ определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции РФ и развивающих ее доктринальных правовых позиций Конституционного Суда РФ об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности, в п. 3 ст. 17 НК РФ 4 , которая приобретает тем самым универсальный характер.

Квалификация отчислений в резерв универсального обслуживания:

ФЗ «О связи» закрепляет обязанность операторов сети связи общего пользования осуществлять отчисления в резерв универсального обслуживания.

  • обязателен к уплате в силу закона, имеет непосредственно возмездный и компенсационный характер для тех операторов, которые несут убытки от оказания социально значимых услуг универсальной связи,
  • а также опосредованно возмездный характер — для всех операторов сети связи общего пользования, в том числе для тех, которые подобных услуг не оказывают, поскольку все плательщики этих отчислений могут участвовать в конкурсе на заключение договора на оказание универсальных услуг связи.

НК РФ не указывает средства отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания в перечне налогов и сборов, не относит его к числу налоговых доходов и Бюджетный кодекс РФ.

Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» включает средства отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания наряду с лицензионными сборами в группу доходов от оказания платных услуг и компенсаций затрат государства.

Таким образом, данные отчисления, осуществляемые операторами сети связи общего пользования — группой субъектов предпринимательской деятельности, которых объединяет общая заинтересованность в развитии инфраструктуры связи как хозяйственной отрасли, обладают существенными признаками, характерными не для налогов, а для фискальных сборов.

Конкретизируя применительно к сборам неналогового характера (т.е. платежам, не определенным в качестве сборов в НК РФ) критерии правомерности фискальных платежей, Конституционный Суд РФ указал, что:

  • если предусмотренные законом обязательные платежи в бюджет не обладают признаками, присущими налоговому обязательству в его конституционно-правовом смысле, а относятся к неналоговым фискальным сборам,
  • то в этом случае — по смыслу статей 57, 71 (пункт «з»), 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их положений п. 1 ст. 17 НК РФ во взаимосвязи с его ст. 8 — вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает сам законодатель с учетом природы данного сбора.
Смотрите так же:  Серийный номер гта 4 лицензия

Соответственно, для признания рассматриваемого неналогового сбора (отчисление в резерв универсального обслуживания) необходимо, чтобы в законе были определены субъекты отчислений, цели взимания данного сбора, а также порядок формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания.

Данные положения (в т.ч. размер ставки) на данный момент содержатся в ФЗ «О связи» (ст.ст. 59-60). Из этого следует, что сейчас этот неналоговый платеж взимается с субъектов правоотношений правомерно, нормативная база приведена в соответствии с требованиями Конституции.

Авторы: Андрей Кулигин, Сергей Добрин, Партнерское Бюро «IT-Counsel»

Резерв универсального обслуживания. Отчислять или не отчислять?

Окончание. Начало читайте здесь

III. Предоставление сведений о расчете отчислений в резерв универсального обслуживания

Министерство связи и массовых коммуникаций Приказом №41 от 16.09.2008 г. утвердило «Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания» (далее Приказ).

Указанный документ определил:

  • сроки предоставления соответствующих сведений о расчете отчислений в резерв универсального обслуживания (1 раз в квартал),
  • а также порядок расчета отчислений в резерв универсального обслуживания. Утверждена форма расчета базы обязательных отчислений для предоставления Регулятору.

В связи с тем, что отчисление в резерв универсального обслуживания является неналоговым платежом (т.е. платежом, не определенным в качестве налога / сбора в НК РФ) к нему не применимы нормы НК РФ, в т.ч. в части положений, регулирующих налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.

Предоставляемые ежеквартально в Федеральное агентство связи сведения о расчете отчислений в резерв универсального обслуживания регулируются указанным Приказом. Иные нормативные акты, регулирующих вопрос предоставления сведений в Федеральное агентство отсутствуют.

ФЗ «О связи» и рассматриваемый Приказ не имеет положений о возможных санкциях за не предоставление сведений в установленные сроки.

IV. Обязанность производить платежи в резерв универсального обслуживания

Как было указано, операторы сетей связи общего пользования в соответствии с требованиями ФЗ «О связи» обязаны ежеквартально не позднее 30 дней с момента окончания квартала, в котором были получены доходы, произвести отчисления в резерв универсального обслуживания.

При этом нарушение оператором порядка оплаты дает ответственному государственному органу право на обращение в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) (п. 6. ст. 60 ФЗ «О связи»).

ФЗ «О связи» и подзаконные акты ответственного государственного органа не устанавливают возможность применения в отношении неплательщика санкций (штрафных санкций).

В этом ключе стоит рассмотреть утвержденную форму сведений о расчете отчислений в резерв универсального обслуживания, которая, в соответствии с Приказом, предоставляется оператором ежеквартально в Федеральное агентство связи.

Данная форма расчета помимо прочего устанавливает необходимые показатели для расчета платежа, графу для указания суммы исчисленных отчислений и графу для указания суммы к оплате.

В данной форме также возможно указать сумму к доплате за предыдущие периоды (если оператор производил корректировку своих доходов) и указать сумму задолженности перед резервом (которая образовалась на первый день месяца, следующего за окончанием отчетного)

И при определении общей суммы отчислений указывается как сумма исчисленных отчислений в резерв за последний отчетный период, а также сумма задолженности за предыдущие периоды.

Таким образом, государственный орган предоставляет оператору возможность корректировать ранее оплаченные суммы. А также оператор вправе производить оплату задолженности за предыдущие периоды в обычном порядке без оплаты штрафных санкций.

Взыскание задолженности в бесспорном порядке

В соответствии с ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Но в связи с тем, что отчисления в резерв универсального обслуживания являются неналоговыми платежами, действие НК (в т.ч. ст. 46) не применяются. И денежные средства могут быть взысканы только в рамках обычного арбитражного производства.

В качестве примера можно привести Постановление Федерального Арбитражного суда Волго-Вятского округа (Дело N А82-8362/2003-37 от 18.04.2005 г.). В ходе рассмотрения дела Суд установил, что налоговый орган не правомерно взыскал в безакцептном порядке помимо налогов также и плату за загрязнение окружающей среды (взимаемую на основании ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Арбитражный суд признал неправомерность действий налогового органа на основании следующего:

  • » … В п. 5 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О и ст. 7 ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду и представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства. Данные платежи являются обязательными публично-правовыми платежами, носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
  • Таким образом, платежи за негативное воздействие на окружающую среду относятся к обязательным платежам неналогового характера, к которым положения Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе статьи 46, не применяются. … «.

Взимание штрафных санкций за неуплату

По схожим правоотношениям Арбитражный суд также приходит к выводу о неправомерности взыскания с плательщика сбора штрафных санкций за не оплату (не полную оплату) фискальных сборов не налогового характера.

В качестве примера можно привести Постановление Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа (Дело N Ф04/3844-1596/А27-2004 от 14 июля 2004 года):

  • Суд установил, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду относятся к обязательным платежам неналогового характера, взимаемым в публично-правовом порядке, к которым не применяются положения Налогового кодекса Российской Федерации.
  • Суд отказал во взыскании штрафа за неуплату платежей за нормативные и сверхнормативные выбросы отказано т.к. платежи за нормативные и сверхнормативные выбросы не являются по своей правовой природе налогом.

Соответственно, в связи с тем, что отчисление в резерв также являются фискальными сборами (неналогового характера) к ним не применяется нормы налогового регулирования, в т.ч. в части порядка взыскания штрафных санкций.

Лицензионные условия осуществление услуг сети связи общего пользования

Постановлением Правительства РФ от 24 января 2008 г. N 23 внесены изменения в Перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи.

В соответствии с действующими Перечнями лицензионных условий в отношении операторов сетей связи общего пользования введено дополнительное условие:

  • Представление сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Нарушение лицензиатом условий выданной лицензии может быть квалифицировано в качестве административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ по иску уполномоченного государственного органа с последующим привлечением оператор к административной ответственности.

Нарушение лицензиатом лицензионных условий может являться основанием для приостановления действия лицензии (ст. 37 ФЗ «О Связи»).

До приостановления действия лицензии оператору направляется предписание об устранении нарушении лицензионных требований (в случае неисполнения предписания регулятора действие лицензии может быть приостановлено).

Также нужно учитывать, что за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства оператор может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП.

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сказать, что на сегодняшний день государственный регулирующий орган активно не занимается сбором отчислений в резерв с участников рынка, но нормативная база и сегодняшняя экономическая конъюнктура, безусловно, может подтолкнуть заинтересованные ведомства к более решительным действиям по работе в этом направлении.

Основные выводы по настоящей статье:

  • Оператор обязан ежеквартально производить отчисления в резерв универсального обслуживания (ежеквартально представлять расчет сведений о базе расчета обязательных отчислений Регулятору).
  • Непредставление в установленные сроки расчета сведений является нарушением лицензионных требований, предъявляемых к операторам сетей связи общего пользования.
  • Нарушение лицензиатом лицензионных требований может квалифицироваться как административное правонарушение; такие операторы могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
  • Регулятор вправе до приостановления действия лицензии направить оператору предписание об устранении нарушении лицензионных требований (в случае неисполнения предписания регулятора действие лицензии может быть приостановлено). Неисполнение предписания государственного органа может быть квалифицированного в качестве административного правонарушения по ст. 19.5 КоАП;
  • Нарушение оператором порядка отчислений в резерв дает ответственному государственному органу право на обращение в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) (п. 6. ст. 60 ФЗ «О Связи»);
  • Отчисления в резерв универсального обслуживания являются фискальными сборами (неналогового характера) и к ним не применяется нормы налогового регулирования, в т.ч. в части порядка взыскания основной суммы и штрафных санкций. Иными словами, государственный орган вправе взыскать только основную сумму задолженности в соответствии с ФЗ «О связи». Основания для взыскания штрафных санкций (например, за просрочку платежей) в законодательных актах отсутствуют.
  • В связи с отсутствием актуальной судебной практики и разъяснений регулирующих органов сложно исключить вероятность того, что государственные органы будут иметь иное мнение по рассматриваемым вопросам.

Авторы: Андрей Кулигин, Сергей Добрин, Партнерское Бюро «IT-Counsel»