Парламент рф полномочия

Статус и полномочия

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания — парламента Российской Федерации. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания — парламента Российской Федерации.

В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок формирования Совета Федерации до 8 августа 2000 года был определен Федеральным законом от 5 декабря 1995 года № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4869): палата состояла из 178 представителей субъектов Российской Федерации — глав законодательных (представительных) и глав исполнительных органов государственной власти (по должности). Все члены Совета Федерации совмещали исполнение обязанностей в палате федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъекте Российской Федерации.

8 августа 2000 года вступил в силу Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3336). В состав палаты входили представители, избранные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенные высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определялся сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако по представлению Председателя Совета Федерации полномочия члена Совета Федерации могли быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором осуществлялось его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Членом Совета Федерации мог быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

С 1 января 2011 года с учетом изменений порядка формирования Совета Федерации, внесенными Федеральным законом от 14 февраля 2009 года № 21-ФЗ, кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации мог быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации обязан в установленный Федеральным законом срок сложить полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутата представительного органа муниципального образования.

Полномочия члена Совета Федерации (ФЗ от 08.05.1994 №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ») начинались со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации приступал к осуществлению своих полномочий на десятый день со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносились на рассмотрение этого органа его председателем, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе — поочередно председателями палат. При этом группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов могла внести альтернативные кандидатуры. Решение об избрании представителя от законодательного (представительного) органа принималось тайным голосованием и оформлялось постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа — совместным постановлением обеих палат.

Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформлялось указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации, либо в совокупности в течение двадцати лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. В определенных законом случаях требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации не применяется.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа, отвечающий вышеуказанным требованиям.

Кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Председатель, фракция, группа депутатов вправе внести на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не более одной кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации.

Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов этого органа и оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и должно быть принято в течение одного месяца со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий этого органа предыдущего созыва.

При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, отвечающие установленным Федеральным законом требованиям и ограничениям, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае если конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации предусмотрено избрание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом одна и та же кандидатура для наделения полномочиями члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть представлена разными кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем на следующий день после дня его вступления в должность. Данное решение оформляется соответствующим указом (постановлением).

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации, не позднее дня, следующего за днем вступления решения в силу, направляет его в Совет Федерации и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении его полномочиями члена Совета Федерации. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении полномочиями нового члена Совета Федерации – представителя от этого же органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законом Российской Федерации «О поправке к Конституции Российской Федерации о Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» внесены изменения в Конституцию Российской Федерации, в соответствии с которыми представителей Российской Федерации в Совете Федерации назначает и освобождает Президент Российской Федерации.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве, как правило, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Кроме того, Председатель Совета Федерации Е. С. Строев, прекративший свои полномочия, избран почетным Председателем Совета Федерации (это звание является пожизненным). Е.С.Строеву, а также Председателю Совета Федерации первого созыва В. Ф. Шумейко отведены специальные места в зале заседаний Совета Федерации и рабочие помещения в здании палаты, выданы специальные удостоверения и нагрудные знаки, они наделены правом совещательного голоса и некоторыми другими правами.

Совет Федерации образует комитеты из числа членов палаты. Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты.

Совет Федерации может создавать временные комиссии из числа членов палаты. Временная комиссия создается Советом Федерации на определенный срок для решения конкретной задачи. Создание временной комиссии согласовывается с комитетом Совета Федерации, в вопросы ведения которого входит вопрос ведения этой временной комиссии.

Каждый член Совета Федерации обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты. Председатель Совета Федерации не может быть членом комитета Совета Федерации. Первый заместитель Председателя Совета Федерации и заместители Председателя Совета Федерации могут состоять в одном из комитетов Совета Федерации. В состав комитета палаты должны входить не менее 11 и не более 21 члена Совета Федерации. Решение об утверждении персонального состава комитета палаты оформляется постановлением Совета Федерации. Комитет Совета Федерации по основным направлениям своей деятельности может образовывать подкомитеты. Член комитета палаты вправе входить в состав любых подкомитетов этого комитета.

Смотрите так же:  Регистрация ип сосновоборск

Советом Федерации образованы:

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству;

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера;

Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;

Комитет Совета Федерации по международным делам;

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам;

Комитет Совета Федерации по экономической политике;

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию;

Комитет Совета Федерации по социальной политике;

Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре;

Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности.

Решение о реорганизации или ликвидации отдельных комитетов либо об образовании новых комитетов принимается в порядке, установленном Регламентом Совета Федерации.

Комитеты Совета Федерации осуществляют свою деятельность на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов. Заседания комитета Совета Федерации, как правило, проводятся открыто. Комитет Совета Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания по предложению членов комитета, а также в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами

Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;

в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.

К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся:

  • утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • отрешение Президента Российской Федерации от должности;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

В ряде федеральных законов на Совет Федерации возложены и другие полномочия, не предусмотренные в Конституции Российской Федерации.

Совет Федерации, равно как и каждый член Совета Федерации, обладает правом законодательной инициативы.

По вопросам ведения Совета Федерации палата большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации, принимает постановления.

Совет Федерации принимает Регламент, в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации.

Статус члена Совета Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, согласно которой члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

§ 7.4. Парламент Российской Федерации

Понятие парламентаризма. Политико-правовая природа Парламента Российской Федерации. Представительные органы государственной власти в конституционном правовом государстве создаются непосредственно населением путем демократического выбора и во свей своей деятельности подотчётны и ответственны перед народом.

Основным назначением представительных органов является законодательная деятельность. В демократическом государстве они занимают центральное место в структуре госаппарата. Представительные органы государственной власти подразделяются на высшие и местные. К высшим органам государственной власти относятся парламенты.

Понятие «парламентаризм» можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, как совокупность взглядов идей, о роли и месте парламента в системе государственной власти, о ценности представительного правления для любого демократического государства, о приоритетности полномочий парламента по принятию законов. Во-вторых, как систему управления государством, при которой парламент является основным органом в системе государственной власти, существует четкое разделение функций законодательного и исполнительного органов, парламентарии осуществляют свою деятельность на профессиональных началах.

Парламент играет особую роль в политико-правовой жизни общества и государства, конституции многих государств специально указывают не только на то, что «парламент является высшим органом государственной власти», но и на то, что что он является законодательным органом государства» (ст. 41 Конституции Японии). Конституция РФ также фиксирует, что Федеральное Собрание (Парламент РФ) является высшим органом государственной власти (ст. 11), «является представительным и законодательным органом Российской Федерации» (ст. 94).

Основополагающая функция парламента – это принятие законов. В силу особой значимости законов в правовом государстве, их подготовка, рассмотрение и принятие: с одной стороны, осуществляется только законодательными органами власти (никто не имеет права принимать законы, кроме представительных органов власти); с другой – законодательная деятельность предполагает соблюдение специальных процедур, которые определяются Конституцией РФ и регламентами деятельности соответствующими представительными органами государственной власти.

Парламент Российской Федерации – Федеральное Собрание. Любому парламентскому учреждению присущи три основных свойства.

Во-первых, парламент занимает определенное место в системе органов государственной власти. В соответствии с моделью разделения ветвей государственной власти Федеральное Собрание наделено присущими только ему направлениями деятельности и полномочиями и не вправе вторгаться в компетенцию Президента РФ, Правительства РФ и судебных учреждений.

Во-вторых, парламент является профессиональным и постоянно действующим органом власти. Это означает, что народные представители на период полномочий парламента освобождаются от служебной, производственной и иной деятельности, которую они осуществляли до своего избрания. Парламентарии Федерального Собрания не могут: состоять на выборных должностях; находиться на государственной гражданской, военной, правоохранительной или муниципальной службе; заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой; состоять членом органа управления хозяйственного общества или другой коммерческой организации. Недопустимость для парламентария занимать определенные должности и осуществлять определенную деятельность обеспечивает также реализацию принципа разделения функций органов государственной власти. Например, если бы депутат одновременно был федеральным министром, то нарушалось бы разделение власти на законодательную и исполнительную.

Федеральное Собрание работает в режиме проведения сессий (весенняя сессия с января по июль и осенняя сессия с сентября по декабрь). Во время сессий проводятся заседания палат, их комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа с избирателями в субъектах Российской Федерации. Таким образом, Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

В-третьих, статус парламента характеризуется свободным депутатским мандатом. Это означает, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы в своей деятельности прямо не связаны волей избирателей. При осуществлении полномочий они руководствуются законом и своими представлениями о порядке управления государством. Парламентарии не могут быть отозваны гражданами, например, за невыполнение или ненадлежащее выполнение полномочий народного представителя, за нарушение законодательства. Конституционная ответственность члена Совета Федерации проявляется в возможности органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих его избрание (назначение) по представлению Председателя Совета Федерации прекратить полномочия такого парламентария в соответствующем порядке. Конституционная ответственность депутата Государственной Думы может наступить в том случае, если граждане не изберут члена этой палаты на новый срок полномочий.

Конституционный статус Федерального Собрания. Согласно Конституции РФ (п. 1. Ст. 95) Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Двухпалатная структура российского парламента построена по принципу бикамерализма, что имеет ряд преимуществ: во-первых, в федеративных государствах одна из палат, как правило, отражает интересы конкретных территорий (субъектов РФ), входящих в состав этого государства политико-территориальных образований. Во-вторых, вторая палата отражает интересы и потребности всего общества, учитывает их в своей законотворческой деятельности; в-третьих, наличие второй палаты позволяет, с одной стороны, обеспечить качество законодательного процесса, поскольку законопроекты последовательно проходят через обсуждение двух палат, а с другой – уравновесить (гармонизировать) интересы населения конкретных территорий Федерации и общенациональных интересов.

Палаты Федерального Собрания работают самостоятельно. Они заседают раздельно, имеют различное внутреннее устройство, например, образуемые ими комитеты и комиссии отличаются по количеству и названиям. Срок полномочий Государственной Думы составляет пять лет (п. 1. Ст. 96). Срок Полномочий Членов Совет Федерации равен сроку полномочий соответствующего органа государственной власти Субъекта РФ (п. 3 ст. 95). Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами (п. 2 ст. 96)

Государственная Дума РФ и Совет Федерации имеют разный порядок образования. Государственная Дума избирается путем демократических выборов. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного (законодательного) и исполнительного органов государственной власти, а также представители Российской Федерации, назначаемые Президентом РФ (число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации).

Порядок формирования Совета Федерации РФ определен ФЗ от 3 декабря 2012 № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Численный состав палат также неодинаков. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В состав Совета Федерации входит 170 сенаторов от субъектов. По два представителя от каждого субъекта России, которых насчитывается 85 (с 18 марта 2014 г.) Количество членов Совета Федерации с 1993 года менялось несколько раз из-за объединения существующих и образования новых Субъектов Федерации.

Палаты Федерального Собрания имеют разные полномочия, хотя назначение и функции парламента едины для обеих палат. Нельзя говорить о перевесе полномочий одной палаты в пользу другой или о соподчиненности палат. Представительным и законодательным органом Российской Федерации, представляющим весь многонациональный народ России и все субъекты РФ, является парламент в целом, т. е. Совет Федерации и Государственная Дума, полномочия которых соответствующим образом сбалансированы. В системе разделения властей парламент рассматривается как единое целое. Государственная Дума и Совет Федерации взаимодействуют в законодательном процессе, например, они образуют согласительные комиссии. Палаты совместно могут отстаивать свои позиции в спорах о компетенции (например, обращаются в Конституционный Суд РФ с просьбой обязать Президента РФ подписать конкретный федеральный закон). Сотрудничество палат проявляется в совместном образовании целого ряда органов (например, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ). Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Совместное участие обеих палат необходимо для принятия решения об отрешении глава государства от должности. Государственная Дума выдвигает обвинение Президент РФ, а Совет Федерации отрешает его от должности 2/3 голосов от общего числа парламентариев каждой из палат.

Смотрите так же:  Льготы при приобретении жилья многодетным семьям

Государственная Дума и Совет Федерации взаимодействуют на основе принципа верхней и нижней палаты. Суть этого принципа заключается в следующем: каждая палата работает самостоятельно и имеет ряд исключительных полномочий; законодательный процесс всегда начинается в одной палате (принятие закона) и продолжается в другой (одобрение закона). Так, законопроект движется как бы «снизу-вверх», поэтому Государственная Дума считается нижней палатой, а Совет Федерации верхней; одна из палат является прямым представительством народа. Непосредственная близость к избирателям предопределяет названную характеристику Государственной Думы. Депутаты Думы напрямую выражают интересы российских избирателей. Именно палата, основанная на непосредственном народном представительстве, имеет более существенные полномочия по осуществлению контроля над органами исполнительной власти и может быть распущена главой государства в случае возникновения конфликта между органами исполнительной и законодательной власти.

Наряду с обще парламентской компетенцией в рамках совместных полномочий каждая палата Федерального Собрания имеет исключительные полномочия.

1) утверждает изменения границ между субъектами РФ на основе

взаимного согласия последних;

2) утверждает указы Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;

3) решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России;

4) назначает выборы Президента РФ;

5) избирает судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ.

1) дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

2) решает вопрос о доверии Правительству РФ;

3) назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального Банка РФ и Уполномоченного по правам человека в России;

4) объявляет амнистию.

Прекращение полномочий Совета Федерации невозможно. Президент РФ не имеет права роспуска этой палаты Федерального Собрания. Полномочия Государственной Думы прекращаются по истечении срока, на который она была избрана, а также досрочно в связи с роспуском Президентом РФ.

Парламентский контроль и его основные формы. Парламентский контроль осуществляется, прежде всего, при подготовке, рассмотрении и принятии проекта бюджета на очередной год и отчета о его исполнении за прошедший год. По представлению Правительства РФ парламент России принимает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и отчет об исполнении федерального бюджета прошлого года. Контроль над ходом бюджетного процесса представительные учреждения осуществляют с помощью специально создаваемых контрольно-ревизионных органов. Для осуществления текущего контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума на паритетных началах образуют Счетную палату РФ. Порядок организации и деятельности названного органа государственного финансового контроля, подотчетного парламенту, определяется в ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Счетная палата РФ следит за законностью и своевременностью исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга России и за использованием кредитных ресурсов. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на органы, организации, учреждения и иные субъекты, если они используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные законодательством налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества. Счетная палата РФ регулярно предоставляет Федеральному Собранию информацию о ходе исполнения, результатах проводимых контрольных мероприятий и в соответствии с установленной компетенцией принимает меры по пресечению выявленных правонарушений.

К формам парламентского контроля относятся: парламентский запрос, депутатский запрос, приглашение членов Правительства РФ и других должностных лиц на заседание соответствующий палаты для ответов на вопросы парламентариев. Парламентские и депутатские запросы направляются должностным лицам, в государственные органы и органы местного самоуправления, иные указанные в ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» публично-властные структуры. Парламентский запрос принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Ответ на запрос оглашается на заседании соответствующей палаты. Депутатский запрос направляется самостоятельно каждым парламентарием. Ответ на такой запрос не оглашается на заседаниях палат. Уполномоченные должностные лица обязаны отвечать на парламентские и депутатские запросы, а также являться на заседания палат по приглашению парламентариев, направленному в установленном порядке. Для заслушивания ответов приглашенных должностных лиц на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы на заседании палат Федерального Собрания отводится специальное время «правительственный час». В рамках «правительственного часа» могут оглашаться и ответы на парламентские запросы.

Важной формой парламентского контроля согласно ФЗ «О парламентских расследованиях» является образование комиссий по парламентским расследованиям. Назначение названных комиссий состоит в исследовании фактов и событий, связанных с организацией и деятельностью различных органов и объединений граждан, поступлением и расходованием финансовых и материальных ресурсов, нарушениями российского законодательства. Итогом работы таких комиссий может быть подготовка заключений, рекомендаций и (или) проектов решений, представляемых на рассмотрение палаты Федерального Собрания.

Парламентский контроль осуществляется путем выражения парламентом недоверия исполнительным органам власти и (или) отдельным должностным лицам этих органов. Государственная Дума правомочна по собственной инициативе выразить недоверие Правительству РФ или отказать ему в доверии, вопрос о котором перед палатой поставил Председатель Правительства РФ. Основанием выражения недоверия Правительству РФ может явиться отклонение нижней палатой парламента в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.

При повторном отклонении в первом чтении проекта этого федерального закона Дума обязана поставить вопрос о доверии Правительству РФ. Выражать недоверие отдельным членам Правительства Государственная Дума не вправе. Парламентский контроль может также реализовываться в форме влияния представительного учреждения на исполнительные органы власти, что проявляется, например, в правомочии Государственной Думы участвовать в определении персоны главы российского Правительства. Так, Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Конституция РФ предусматривает возможность возникновения конфликта между Государственной Думой и Президентом РФ по поводу формирования Правительства РФ и по политической оценке его деятельности. Этот конфликт разрешается в рамках установленного механизма роспуска главой государства нижней палаты российского парламента либо отставки высшего исполнительного органа государственной власти. Президент РФ распускает Государственную Думу в трех случаях: после трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства РФ; в случае двукратного выражения ею недоверия Правительству РФ; в случае отказа в доверии, вопрос о котором перед Государственной Думой поставил Председатель Правительства РФ.

Важной формой парламентского контроля является отрешение от должности главы государства. Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой его обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Статус члена Совета Федерации и статус депутата Государственной Думы. Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы это, прежде всего совокупность полномочий парламентария, т. е. совокупность его прав и обязанностей, а также формы его работы и гарантии деятельности.

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации работают на постоянной и профессиональной основе. Они представляют интересы, прежде всего, российских избирателей в целом, если речь идет о Государственной Думе, или граждан, проживающих на территории того или иного субъекта РФ, если речь идет о Совете Федерации.

Основными формами деятельности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы являются:

•участие в заседаниях палат;

•участие в работе комитетов и комиссий, включая согласительные

•участие в парламентских слушаниях;

•внесение законопроектов в Государственную Думу;

•внесение парламентского запроса;

•направление депутатского запроса;

•обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании

•обращение к соответствующим должностным лицам с требованием

принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.

Парламентарии могут обращаться по вопросам, связанным с их деятельностью, в государственные органы и органы местного самоуправления, общественные объединения, определенные законом организации. При этом парламентарии должны соблюдать положения о недопустимости разглашения сведений, составляющих государственную тайну, об ограничении распространения иных сведений, относимых законом к информации с ограниченным доступом. Вмешательство членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность не допускается.

Важной формой деятельности парламентариев является работа с избирателями. Члены Совета Федерации рассматривают индивидуальные и коллективные обращения граждан, поступившие в палату, а также осуществляют прием граждан в Приемной Совета Федерации согласно графику приема граждан членами комитетов и комиссий, утвержденному Председателем Совета Федерации. Депутат Государственной Думы, избранный по одномандатному избирательному округу, поддерживает связь с избирателями своего округа. Депутат, избранный по общефедеральному избирательному округу, поддерживает связь с избирателями в субъектах РФ, определенных соответствующей фракцией, созданной избирательным объединением, по списку которого он был избран. В соответствии с Регламентом Думы для работы с избирателями депутату предоставляется каждая последняя неделя месяца. Депутат рассматривает обращения избирателей и способствует разрешению поставленных в них вопросов, ведет прием граждан, информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации. После формирования всего состава Государственной Думы по пропорциональной избирательной системе определение территорий, на которых депутаты должны будут поддерживать связь с избирателями, станет, очевидно, исключительной компетенцией фракций.

Гарантиями деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы являются их полномочия, позволяющие реализовывать функции Федерального Собрания. К гарантиям деятельности парламентария относится также депутатский иммунитет. Депутатский иммунитет – это неприкосновенность парламентария в течение срока полномочий, т.е. невозможность его уголовного и административного преследования со стороны исполнительных или иных органов власти. Депутатский иммунитет не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер, служит общественным интересам обеспечения независимости и самостоятельности члена парламента в его деятельности. С помощью депутатского иммунитета гарантируется охрана личности парламентария от необоснованных преследований, его беспрепятственная деятельности как лица, осуществляющего важные государственные функции в условиях разделения властей и возможной политической конфронтации высших органов государственной власти.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу, подвергнуты личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей). Наложить же на парламентария штраф за совершение дорожно-транспортного правонарушения во внесудебном порядке возможно без лишения его депутатской неприкосновенности. Парламентарий вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий. Неприкосновенность парламентария распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.

Смотрите так же:  В каких случаях сохраняется медицинский стаж

Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания и другие действия, соответствующие статусу парламентария, в том числе по истечении срока их полномочий. Таким образом, парламентарий не несет ответственности в течение срока полномочий и по истечении этого срока за свои высказывания, за содержание вносимых законопроектов, за голосования и иные действия при осуществлении мандата парламентария. Такая не ответственность парламентария называется депутатским индемнитетом. Однако если член Совета Федерации и депутат Государственной

Думы в связи с названными действиями допускают публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, наказуемые в соответствии с федеральным законом, привлечение парламентария к ответственности может осуществляться только в случае лишения его неприкосновенности. Категория «индемнитет» имеет и другое значение. В некоторых зарубежных государствах индемнитет понимают как вознаграждение народного представителя за выполнение работы в качестве парламентария.

Процедура лишения парламентария неприкосновенности заключается в следующем. Генеральный прокурор РФ в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя о возбуждении в отношении парламентария уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое налагается в судебном порядке, обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания представление о лишении этого парламентария неприкосновенности. Отказ соответствующей палаты дать согласие на лишение члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по соответствующим делам и влекущим прекращение таких дел. Без согласия соответствующей палаты российского парламента допустимо осуществление судопроизводства на стадии дознания и предварительного следствия или производства по административным правонарушениям вплоть до принятия решения, если уголовное или административное правонарушение совершено парламентарием не в связи с осуществлением им собственно депутатской деятельности. Однако дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.

Полномочия члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы могут быть прекращены досрочно в случаях: их письменного заявления о сложении полномочий; занятия должности или занятия деятельностью, не совместимой со статусом парламентария; утраты российского гражданства или приобретения гражданства иностранного государства; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении парламентария или решения суда об ограничении его дееспособности либо признания его недееспособным; признания парламентария безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу; призыва его на военную службу с его согласия, смерти парламентария.

В случае истечения установленного срока легислатуры (лат. период деятельности избранного представительного органа) Государственной Думы, полномочия ее депутатов прекращаются со дня начала работы Думы нового созыва. Полномочия депутатов могут быть прекращены досрочно в связи с роспуском палаты. Вместе с тем до сформирования нового состава Думы депутаты продолжают функционировать в ограниченном объеме.

Ответственность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, а совершение правонарушений, налагаемая в судебном порядка, наступает в случае лишение их неприкосновенности. Ответственность за несоблюдение парламентарием этических норм, например, парламентария, допускающего грубые, непристойные выражения в ходе обсуждения какого-либо вопроса или мешающего обсуждению, устанавливается регламентами палат Федерального Собрания. На заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы председательствующий может вынести депутату-нарушителю предупреждение, а при повторном нарушении — лишить его слова. Недостойное поведение парламентария может стать предметом разбирательства на комиссии по этике соответствующей палаты. В качестве конституционно-правовой ответственности можно рассматривать институт досрочного прекращения полномочий членов Совета Федерации избравшими (назначившими) их органами власти субъектов РФ по представлению Председателя Совета Федерации. Депутаты Государственной Думы несут ответственность перед избирателями только на очередных выборах, когда гражданам представится возможность не переизбирать депутата на новый срок полномочий.

Законодательный процесс Российской Федерации. Под законотворческой деятельностью (процессом) принято понимать деятельность представительных (законодательных) органов власти, в содержание которой входит подготовка, издание и совершенствование нормативно-правовых актов, осуществляемая строго определенном законом порядке.

Стадии законотворчества. Законодательный процесс в Российской Федерации предполагает следующие стадии (этапы): законотворческая инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона, опубликование (обнародование).

Законотворческая инициатива – это право, предоставленное строго определенному кругу лиц или учреждений на внесение в органы представительной власти предложения по совершенствованию законодательства и конкретных законопроектов, подлежащих обязательному рассмотрению данным органом власти. Круг лиц, наделенных правом законодательной инициативы строго ограничен Конституцией РФ. Так, в ст. 104 дается исчерпывающий список таких субъектов (Президент РФ, Совет Федерации РФ, депутаты Государственной думы РФ, Конституционный суд, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ. После регистрации законопроектов они отправляются в рабочие органы палат (комитеты и комиссии) для предварительного рассмотрения и подготовки предложений о порядке дальнейшей работы над ними.

Обсуждение законопроекта осуществляется, как правило, в нескольких чтениях. Оно проводится на открытом заседании палаты представительного органа и начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада подготовительной комиссии (комитета) по основным положениям проекта. При необходимости он может быть вынесен на всенародное обсуждение. Непосредственно рассмотрение текста проводится постатейно, по разделам и в целом. При этом каждая предложенная поправка голосуется отдельно. В зависимости от степени готовности законопроекта он может быть либо принят, либо отклонен, либо направлен на доработку и повторное рассмотрение.

Следует сделать одно замечание, что на стадии законотворческой инициативы и обсуждения законопроекта может в достаточно явном виде протекает процесс лоббирования. Сам термин «лоббизм» зародился еще 1553 г. в Англии и первоначально употреблялся для указания места на прогулочной площадке в монастыре. Спустя столетия термин «lobby» (от англ. – кулуары, вестибюль, холл) стал обозначать помещение для прогулок в английской палате общин. Однако становление лоббизма как политико-правового института связывают с правлением президента США У.С. Гранта, в период которого лобби стало означать место, помещение, где депутаты могут общаться с посторонними, выслушивая их просьбы, убеждения, а не редко и давление с целью принятия или отмены какого-либо закона, либо внесения изменений в существующий нормативно-правовой акт.

Сегодня под процессом лоббирования в основном понимается разветвленная система деятельности различных общественных организаций и других институтов гражданского общества, оказывающих давление на законотворческий процесс и иную деятельность государственных органов с целью принятия и реализации определенных решений (например, решение о внесении на рассмотрение, принятие какого-либо акта, изменение или отмену уже действующего нормативного акта) в интересах какой либо организации, корпорации, группы лиц и т.п. Естественно, что данный процесс имеет как позитивные моменты своего функционирование, так и негативные, но, вместе с тем, следует признать, что данный институт является неотъемлемым элементом функционирования парламентской системы, шире всей современной государственно-правовой жизни. Для его цивилизованного функционирование конечно необходима правовая регламентация данного вида отношений. В мировой юридической практике уже давно выработаны основные правовые институты и политические механизмы регуляции лоббистской деятельности, что же касается российского правового пространства, то следует сказать, что данный вид деятельности находится еще на стадии правовой институционализации, т.е. на пути правового оформления этих отношений [60]меет как , что процесс лобирования корпарации, группы лиц и т.п.а и или отмену уже действующего нормативного акта) анизациий

Принятие закона. Для каждого вида закона предусмотрена своя процедура принятия, Так, для принятия федеральных конституционных законов и для преодоления отлагательного вето Президента или Совета Федерации необходимо не менее 2/3 голосов депутатов, иные федеральные законы принимаются простым большинством от общего числа палаты. Далее закон отправляется в верхнюю палату Федерального собрания. При этом закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или если он в течении четырнадцати дней не был рассмотрен Советом Федерации вообще. Затем текст принятого закона в течении четырнадцати дней подписывается и обнародуется Президентом РФ. В случае несогласия с некоторыми положениями закона он может наложить на него вето и направить на повторное рассмотрение в Государственную Думу.

Опубликование (обнародование). Каждый закон подлежит обязательному официальному опубликованию. В соответствии с Конституцией РФ неопубликованный закон не имеет юридической силы. Федеральные законы публикуются в течении семи дней после их подписания Президентом РФ в центральных изданиях к таковым федеральное законодательство относит «Российскую газету» и «Собрание законодательства Российской Федерации».

Особенности принятия отдельных законопроектов. В особом порядке рассматриваются федеральные конституционные законы. В отличие от федеральных законов федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством голосов парламентариев. За принятие федерального конституционного закона должно проголосовать 2/3 депутатов Государственной Думы.

Одобрить такой закон должны 3/4 членов Совета Федерации. Если федеральный конституционный закон не набирает необходимого количества голосов в Совете Федерации, преодолеть такое несогласие верхней палаты Государственная Дума не может. В этом случае необходимо создавать согласительную комиссию и (или) снова принимать федеральный конституционный закон в другой редакции. Президент РФ также не может накладывать вето на федеральные конституционные законы. В течение семи дней с момента поступления к нему таких законов глава государства обязан подписать их и затем обнародовать.

В особом порядке принимается Закон РФ о поправке к Конституции РФ. Данный закон инициируется субъектами, специально определенными в Конституции РФ (ст. 134). Закон РФ о поправке к Конституции РФ принимается в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Однако для вступления в силу названного закона необходимо одобрение данных поправок органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Результаты рассмотрения Закона РФ о поправке к Конституции РФ законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ подводит Совет Федерации. При наличии необходимого числа решений об одобрении поправок соответствующими региональными органами данный закон передается на промульгацию (лат. публичное объявление) Президенту России.

В особом порядке принимается федеральный закон о бюджете. Законопроект о федеральном бюджете в Государственную Думу вносит Правительство РФ. Составление же проекта бюджета осуществляется Министерством финансов РФ с участием других федеральных органов исполнительной власти, в том числе Центрального банка РФ, Счетной палаты РФ.

В подготовке и рассмотрении законопроекта о федеральном бюджете участвуют, как минимум, два профильных комитета, одним из которых обязательно является комитет по бюджету. До принятия или одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете должны быть приняты законы, регулирующие принципиальные социально-экономические вопросы (например, федеральные законы о минимальном размере пенсий, о порядке их индексации и перерасчете, внесены изменения и дополнения в законы о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и др.).

Федеральный закон о бюджете принимается в четырех чтениях, которые, как правило, длятся соответственно 30, 15, 25 и 15 дней. Предметом первого чтения является обсуждение концепции законопроекта, основных прогнозов и параметров экономической политики страны, обсуждаются доходы и дефицит бюджета. Во втором и третьем чтениях утверждаются расходы бюджета по разделам и подразделам соответствующей функциональной классификации, программы социально-экономического развития в различных отраслях. В четвертом чтении законопроект голосуется в целом.