Пдд выезд на полосу встречного движения штраф

Содержание:

Наказание и штрафы при выезде на встречку во всех случаях. Советы юриста как избежать наказания.

Российские мегаполисы полны автотранспортом, который исправно создает пробки, затрудняет движение. В попытках поскорее объехать затор или внезапно возникшее препятствие, водители нередко выезжают на встречную полосу движения.

Мы расскажем о том, когда можно сделать это законно, а когда нужно быть готовым нести ответственность за такое поведение и можно ли ее избежать.

○ Как выехать на встречку без нарушений?

Начать стоит с определения выезда на встречную полосу. П.1 .2 ПДД говорит только о самой полосе:

  • «Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.»

Но ПДД не дают четкого самостоятельного определения выезду на встречную полосу. Под ним стоит понимать движение через встречку в маневре, сразу по попутной и встречной полосам, по линиям разметки, выезд через встречку по перекрестку и даже заезд одним колесом при маневре. Безусловно, это довольно опасный маневр, но он далеко не всегда противозаконен. П.9.1 ПДД гласит:

  • «9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).»

Это значит, что существует два законных основания для выезда на встречку.

  • Дорога неширокая, на ней нет разметки или знаков запрещающих обгон, а количество полос четное, то ничто не мешает совершить выезд.
  • Дорога из трех полос разделенных разметкой, но не сплошной линией, при условии что нет знака запрещающего обгон. Если разметки нет дорога будет считаться двух — или четырехполосной.

○ Когда нельзя выезжать на встречку?

Прежде чем выехать на встречную полосу нужно убедиться, что вы не нарушите одно из условий:

  • Нельзя выезжать на встречку на дороге из четырех и более полос по п. 9.2 ПДД:
  • Нельзя пересекать запрещающую разметку.
  • Нельзя игнорировать знак «обгон запрещен».

○ Наказание и штрафы за выезд на встречную полосу.

В зависимости от того какой из этих запретов нарушит водитель ему грозит крупный штраф или лишение прав.

✔ Объезд препятствия.

Ни ПДД, ни КоАП не содержат четкого определения «объезда», но из их статей модно сделать вывод, что это маневр, представляющий собой выезд из занимаемой полосы при невозможности движения по ней вперед из –за возникшего препятствия.

С определением препятствия все проще, оно есть в п. 1.2 ПДД:

  • «»Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
    Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.»

Подчеркивается, что объект должен быть неподвижным. Подойдет упавшее дерево или машина стоящая после ДТП. Любое движение машины исключает ее из списка препятствий. Те же правила распространяются на общественный транспорт при посадке и высадке пассажиров.

При объезде запрещен выезд на встречку перед железнодорожным переездом, в крайнюю левую полосу трехполосной дороги, а также на встречную полосу на четырехполосной и более широкой дороге,

Однако, в таком случае санкции будут относительно мягкими, штраф в размере 1000 – 1500 р по ч.3 ст. 12.15 КоАП РФ:

  • «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.»

Либо всего 500 р по ч. 1 статьи 12.16 КоАП РФ:

  • «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, ) влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.»

✔ При повороте или развороте.

Вопрос возможности разворота или поворота напрямую зависит от знаков и разметки на дороге. Если водитель решил проигнорировать их и все-таки повернуть придется заплатить от 1000 до 1500 р. штрафа по ч. 2. ст. 1.16 КоАП:

  • «Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.»

✔ Выезд на встречные трамвайные пути.

В случае с трамвайными путями все зависит от того попутного направления это рельсы или встречного.

По попутным рельсам двигаться не только можно, а иногда и нужно по п. 8.2 ПДД:

  • «При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.»

Главное, не забывать уступать дорогу трамваю. По 9.5 ПДД также разрешает выезд на них для объезда, разворота или поворота налево, но запрещает заезд на трамвайные пути встречного направления:

  • «Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.»

За такую неосмотрительность предусмотрено суровое наказание, штраф в 5000 р. покажется мелочью по сравнению с лишением прав на 4 – 6 месяцев.

  • «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.»

✔ Штрафы за выезд в остальных случаях.

КоАП не оговаривает отдельно весь круг возможных нарушений, связанных с выездом на встречную полосу, но они вполне подпадают под уже имеющиеся нормы.

Штраф будет наложен, например, если вы решили объезжать пробку. Она не считается препятствием, так как это медленное, но все-таки движение транспорта. ПДД предельно ясно дает запрет на пересечение одиночной или двойной сплошной разметки одним или двумя колесами. За такие правонарушения предполагается уже описанное наказание.

○ Повторное нарушение — лишение прав?

Существует заблуждение, что за повторную езду по встречке обязательно придется лишиться прав. Это не совсем так.

К водителям, которые повторно игнорируют такие важные запреты и садятся за руль уже лишенными прав или продолжают двигаться по встречной полосе, действительно полагается более суровое дополнительное наказание.

Если нарушение зафиксирует камера можно обойтись 5000р штрафа. Если же вы попадете с поле зрения инспектора ГИБДД, будьте готовы пересесть на общественный транспорт еще на год по ч.5 ст. 12.5 КоАП:

  • «Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.»

○ Советы юриста: теория и практика.

Конечно, не стоит нарушать правила, но иногда водитель и инспектор имеют разные взгляды на ситуацию. В таком случае нужно следовать некоторым правилам:

  • Внимательно считайте протокол и смотрите что пописываете.
  • Если вы не согласны так и напишите в протоколе.
  • Не пропускайте сроки обжалования, КоАП дает 10 дней на составление жалобы.
  • Фиксируйте дорожную ситуацию, наличие разметки и знаков.

Последнее особенно важно. Довольно часто после весеннего таяния снега от разметки не остается и следа, но бдительные инспекторы спешат составить протоколы за пересечение «прошлогодней» разметки со словами: «Вы что в первый раз едете?». Смело фотографируйте и обжалуйте постановление. Если разметки реально нет и знаков тоже, вы можете ездить по факту.

Второй способ фиксации такого нарушения – камеры наблюдения. По результатам видеофиксации нельзя лишиться прав, но и 5000 р штрафа весьма существенны в бюджете многих семей. В таком случае внимательно рассмотрите фотографии. На них должно быть видно факт нахождения машины на встречной хотя бы на линии, хотя бы одним колесом. Не редко новые и плохо отрегулированные камеры фиксирует пересечение сплошных тенями от авто, а то и вовсе фотографируют все авто подряд.

Смотрите так же:  Баннер статья 242 ч.1 ук рф

Если же вы действительно нарушили правила в первый раз поспешите оплатить штраф в течение 20 дней. Это сократит его на 50%. Но при повторном нарушении скидка уже не представится.

Новый штраф за выезд на встречку. Виктор Травин в программе «Право руля» на Авторадио.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Наказание и штрафы при выезде на встречку во всех случаях. Советы юриста как избежать наказания.

Российские мегаполисы полны автотранспортом, который исправно создает пробки, затрудняет движение. В попытках поскорее объехать затор или внезапно возникшее препятствие, водители нередко выезжают на встречную полосу движения.

Мы расскажем о том, когда можно сделать это законно, а когда нужно быть готовым нести ответственность за такое поведение и можно ли ее избежать.

○ Как выехать на встречку без нарушений?

Начать стоит с определения выезда на встречную полосу. П.1 .2 ПДД говорит только о самой полосе:

  • «Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.»

Но ПДД не дают четкого самостоятельного определения выезду на встречную полосу. Под ним стоит понимать движение через встречку в маневре, сразу по попутной и встречной полосам, по линиям разметки, выезд через встречку по перекрестку и даже заезд одним колесом при маневре. Безусловно, это довольно опасный маневр, но он далеко не всегда противозаконен. П.9.1 ПДД гласит:

  • «9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).»

Это значит, что существует два законных основания для выезда на встречку.

  • Дорога неширокая, на ней нет разметки или знаков запрещающих обгон, а количество полос четное, то ничто не мешает совершить выезд.
  • Дорога из трех полос разделенных разметкой, но не сплошной линией, при условии что нет знака запрещающего обгон. Если разметки нет дорога будет считаться двух — или четырехполосной.

○ Когда нельзя выезжать на встречку?

Прежде чем выехать на встречную полосу нужно убедиться, что вы не нарушите одно из условий:

  • Нельзя выезжать на встречку на дороге из четырех и более полос по п. 9.2 ПДД:
  • Нельзя пересекать запрещающую разметку.
  • Нельзя игнорировать знак «обгон запрещен».

○ Наказание и штрафы за выезд на встречную полосу.

В зависимости от того какой из этих запретов нарушит водитель ему грозит крупный штраф или лишение прав.

✔ Объезд препятствия.

Ни ПДД, ни КоАП не содержат четкого определения «объезда», но из их статей модно сделать вывод, что это маневр, представляющий собой выезд из занимаемой полосы при невозможности движения по ней вперед из –за возникшего препятствия.

С определением препятствия все проще, оно есть в п. 1.2 ПДД:

  • «»Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
    Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.»

Подчеркивается, что объект должен быть неподвижным. Подойдет упавшее дерево или машина стоящая после ДТП. Любое движение машины исключает ее из списка препятствий. Те же правила распространяются на общественный транспорт при посадке и высадке пассажиров.

При объезде запрещен выезд на встречку перед железнодорожным переездом, в крайнюю левую полосу трехполосной дороги, а также на встречную полосу на четырехполосной и более широкой дороге,

Однако, в таком случае санкции будут относительно мягкими, штраф в размере 1000 – 1500 р по ч.3 ст. 12.15 КоАП РФ:

  • «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.»

Либо всего 500 р по ч. 1 статьи 12.16 КоАП РФ:

  • «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, ) влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.»

✔ При повороте или развороте.

Вопрос возможности разворота или поворота напрямую зависит от знаков и разметки на дороге. Если водитель решил проигнорировать их и все-таки повернуть придется заплатить от 1000 до 1500 р. штрафа по ч. 2. ст. 1.16 КоАП:

  • «Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.»

✔ Выезд на встречные трамвайные пути.

В случае с трамвайными путями все зависит от того попутного направления это рельсы или встречного.

По попутным рельсам двигаться не только можно, а иногда и нужно по п. 8.2 ПДД:

  • «При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.»

Главное, не забывать уступать дорогу трамваю. По 9.5 ПДД также разрешает выезд на них для объезда, разворота или поворота налево, но запрещает заезд на трамвайные пути встречного направления:

  • «Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.»

За такую неосмотрительность предусмотрено суровое наказание, штраф в 5000 р. покажется мелочью по сравнению с лишением прав на 4 – 6 месяцев.

  • «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.»

✔ Штрафы за выезд в остальных случаях.

КоАП не оговаривает отдельно весь круг возможных нарушений, связанных с выездом на встречную полосу, но они вполне подпадают под уже имеющиеся нормы.

Штраф будет наложен, например, если вы решили объезжать пробку. Она не считается препятствием, так как это медленное, но все-таки движение транспорта. ПДД предельно ясно дает запрет на пересечение одиночной или двойной сплошной разметки одним или двумя колесами. За такие правонарушения предполагается уже описанное наказание.

○ Повторное нарушение — лишение прав?

Существует заблуждение, что за повторную езду по встречке обязательно придется лишиться прав. Это не совсем так.

К водителям, которые повторно игнорируют такие важные запреты и садятся за руль уже лишенными прав или продолжают двигаться по встречной полосе, действительно полагается более суровое дополнительное наказание.

Если нарушение зафиксирует камера можно обойтись 5000р штрафа. Если же вы попадете с поле зрения инспектора ГИБДД, будьте готовы пересесть на общественный транспорт еще на год по ч.5 ст. 12.5 КоАП:

  • «Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.»

○ Советы юриста: теория и практика.

Конечно, не стоит нарушать правила, но иногда водитель и инспектор имеют разные взгляды на ситуацию. В таком случае нужно следовать некоторым правилам:

  • Внимательно считайте протокол и смотрите что пописываете.
  • Если вы не согласны так и напишите в протоколе.
  • Не пропускайте сроки обжалования, КоАП дает 10 дней на составление жалобы.
  • Фиксируйте дорожную ситуацию, наличие разметки и знаков.

Последнее особенно важно. Довольно часто после весеннего таяния снега от разметки не остается и следа, но бдительные инспекторы спешат составить протоколы за пересечение «прошлогодней» разметки со словами: «Вы что в первый раз едете?». Смело фотографируйте и обжалуйте постановление. Если разметки реально нет и знаков тоже, вы можете ездить по факту.

Второй способ фиксации такого нарушения – камеры наблюдения. По результатам видеофиксации нельзя лишиться прав, но и 5000 р штрафа весьма существенны в бюджете многих семей. В таком случае внимательно рассмотрите фотографии. На них должно быть видно факт нахождения машины на встречной хотя бы на линии, хотя бы одним колесом. Не редко новые и плохо отрегулированные камеры фиксирует пересечение сплошных тенями от авто, а то и вовсе фотографируют все авто подряд.

Если же вы действительно нарушили правила в первый раз поспешите оплатить штраф в течение 20 дней. Это сократит его на 50%. Но при повторном нарушении скидка уже не представится.

Новый штраф за выезд на встречку. Виктор Травин в программе «Право руля» на Авторадио.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД

Материал данной статьи является кратким пояснением (комментарием) к пункту 9.1 (1) раздела ПДД «Расположение ТС на проезжей части», который дополнил Правила с 12 июля 2017 года.

9.1 (1): «На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева».

Смотрите так же:  Налог на землю для банков

Выезд на полосу встречного движения

Данный пункт (9.1 (1)) вносит ясность в некоторые спорные ситуации по движению автомобиля левее сплошной линии разметки, поскольку конкретизирует условия, при которых выезд на встречную полосу запрещается. Таковыми условиями являются:

  • Наличие сплошной (двойной сплошной) линии разметки между встречными транспортными потоками;
  • Наличие разделительной полосы (либо полоса выделена конструктивно, либо обозначена сплошной линией разметки 1.2);
  • Наличие трамвайных путей, расположенных посередине дороги на проезжей части между встречными транспортными потоками.

Если на дороге имеются перечисленные выше элементы дорожной инфраструктуры, перемещение автомобиля левее них будет расценено как выезд на полосу встречного движения в запрещенном для этого случае. В случае движения по трамвайным путям следует помнить, что выезд на встречные трамвайные пути запрещается (пункт 9.6).

С выездом на встречную полосу связаны многие маневры. Некоторые из них Правилами допускаются, и они отдельно прописаны в ПДД, т.е. не запрещены. Это, прежде всего, обгон, и случаи, когда есть необходимость выполнить остановку или стоянку на левой стороне дороги.

При выполнении указанных маневров в соответствии с ПДД, состава нарушения нет, и это естественно. Но если те же самые маневры (выезд на встречную полосу) проводятся в условиях, оговоренных в пункте 9.1 (1) (через сплошную линию разметки, движение левее сплошной линии, разделяющей встречные направления), то они попадают под запрет.

Есть еще такой вынужденный маневр, как объезд препятствия через встречную полосу. В этой ситуации следует «взвесить» все возможные варианты объезда. Объезд препятствия по встречной полосе не будет считаться нарушением только в случае, когда другого пути для объезда, кроме как через «встречку», у водителя нет. В противном случае могут привлечь по ст.12.15 ч.3 – штраф до 1500р.

В пункте 9.2 есть такие строки: «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. …». Т.е. прописан прямой запрет для выезда на встречную полосу на указанных дорогах.

Когда проезжая часть имеет четыре и более полосы для двухстороннего движения, то между встречными потоками наносится разметка 1.3 (двойная сплошная линия). Вместо разметки 1.3 может быть организована разделительная полоса, выполненная, в свою очередь, или конструктивно (бордюр, столбики), или в виде сплошной линии разметки 1.2, обозначающей край проезжей части.

Когда дорожную разметку на полотне дороги хорошо видно, то все понятно – есть сплошная «осевая» линия, которую пересекать запрещается. Но если разметка стерлась со временем (она не различима), то перед глазами водителя просто широкая дорога. В таком случае выезд далее середины этой широкой дороги равносилен движению по встречной полосе в запрещенном для этого случае.

Следует обратить внимание, что под составом нарушения за встречную полосу понимается именно выезд на встречную полосу в нарушение ПДД. В случае движения автомобиля на широкой дороге далее середины проезжей части (при отсутствии разметки) нарушение сплошной «осевой» линии отсутствует, а факт выезда на встречную полосу, как говорится, «налицо», и он вполне может попасть под санкции.

Разворот через разделительную полосу

Известно, что разделительная полоса делит площадь перекрестка на два пересечения проезжих частей. Долгое время было много разных споров по правомерности разворота по короткой и длинной дуге через разделительную полосу из одного пересечения в другое. Этому вопросу посвящена серия из трех статей Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой.

Какой вариант разворота считать правильным, по длинной дуге или по короткой? Поскольку в «общих» случаях на это вопрос ответить затруднительно, для этого требуется конкретика по каждому месту события или перекрестку, тут приходит на помощь пункт 9.1 (1), в котором прописаны условия, при которых выезд на участок со встречным движением запрещается.

Таким образом, если на участке в разрыве разделительной полосы нанесена сплошная (двойная сплошная) линия разметки, то линия разворота должна пройти ЗА этой разметкой – только по длинной дуге.

Точно так (по большому радиусу) следует развернуться, если вместо линий разметки по этомй участку проходят трамвайные пути.

Если же разметки нет (отсутствует), то ничто не запрещает развернуться по малому радиусу, как на обычном перекрестке. Но, опять же, всегда нужно смотреть, как организован проезд на конкретном перекрестке. Вполне возможно, что поворот налево может быть запрещен одним из знаков группы 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4.

Остановка и стоянка на левой стороне дороги

В соответствии с пунктом 12.1, остановка и стоянка на левой стороне дороги с двухсторонним движением разрешаются только в населенных пунктах, и только на двухполосных дорогах без трамвайных путей посередине. Кроме этого на такой дороге не должно быть сплошной линии разметки 1.1, разделяющей встречные направления.

При указанных условиях остановка и стоянка в населенном пункте на левой обочине, если таковая имеется, не запрещены, поскольку термин «дорога» включает в себя и проезжую часть, и обочину.

В случае остановки автомобиля или постановки его на стоянку на левой стороне дороги через сплошную линию разметки, либо таким образом, что по окончании стоянки автомобиль поедет левее сплошной (осевой) линии разметки 1.1, данное «деяние» будет расценено как выезд на встречную полосу в нарушение ПДД.

Штраф за выезд на встречную полосу

За выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, в нарушение ПДД предусмотрены санкции в виде штрафа в 5000 рублей или лишения права управления на срок до полугода (ст. 12.15 ч.4). Это наказание за выезд на встречную полосу в первый раз.

За повторное нарушение последуют санкции уже по ст. 12.15 ч.5 – лишение прав на 1 год. В случае автоматической фиксации (камера) – штраф 5000 рублей.

Штраф за выезд на встречку вместо лишения прав

Авторы нового законопроекта предлагают смягчить наказание для водителей. Координатор «синих ведерок» Петр Шкуматов назвал документ спорным

Фото: depositphotos.com

Вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев предлагает смягчить санкции для водителей. Соответствующий законопроект внесли в нижнюю палату. Так, предлагается не лишать прав водителя за первый выезд на встречку, ограничившись штрафом в 5 тысяч рублей.

Документ предусматривает и смягчение наказания в случае повторного нарушения. Депутаты предлагают лишать водителя прав на срок от двух месяцев до года.

Ослабление правил они объясняют тем, что не всегда выезд на встречку отличается высокой степенью общественной опасности. Иногда водители нарушают правила из-за того, что плохо организовано дорожное движение, отсутствует разметка, не работают светофоры или дорога плохо освещена.

Координатор «синих ведерок» Петр Шкуматов считает законопроект спорным. По его мнению, подход должен быть дифференцированным:

Петр Шкуматов координатор движения «Общество синих ведерок» «Да, понимаете, у нас, к сожалению, государство работает по черно-белой схеме, то есть вот эти вот нюансы, оттенки встречки, к сожалению, никого не волнуют. Вот у нас есть тупо встречка — и все. Людей всех наказывают, подводят под одну гребенку, а потом выходят и предлагают где-то там ослабить. Но никто не понимает, что встречки разные. Одна встречка легкая, другая — тяжелая. Встречка встречке рознь. Безусловно, нужно подходить очень аккуратно к этой истории, потому что тысячи людей каждый год погибают на полосе встречного движения. Тысячи. И далеко не все из них виноваты. Здесь нужно, конечно же, дифференцировать все эти ситуации. Необходимо отделять обгон от нарушения разметки. Я не знаю, способна ли Госдума наша к такому тонкому подходу, не черно-белому, но хотя бы с 50 оттенками серого, или нет».

Сейчас за первый выезд на встречную полосу административный кодекс предусматривает штраф 5000 рублей или лишение водительских прав на срок от четырех до шести месяцев. За повторное нарушение водитель может стать пешеходом на год.

Новый законопроект убирает из административного кодекса все вилки, и это правильно, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:

Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем» «Во-первых, есть выезд на встречку, связанный с объездом, или с поворотом налево, или разворотом. Там одна санкция — штраф до 1,5 тысячи рублей. А вот прочие вещи, связанные с обгоном, это как раз штраф и лишение. Поскольку сейчас есть такая вилка — первый раз штраф или лишение, а второй — точно лишение, можно манипулировать. Можно штраф наложить на первый раз, первый раз за год в течение календарного года, а можно лишить прав человека. Мне кажется, если мы эту вилку удалим и оставим только штраф, это будет хорошо. Я вообще против вилок, против двойной трактовки. Если я водитель, если я выхожу на дорогу, не важно, еду я на старенькой «восьмерке», на Lada или я еду на дорогом Mercedes. Мы одинаково должны соблюдать правила дорожного движения. Светофор для всех одинаково работает».

Выезд на встречную полосу — второе по частоте нарушение ПДД в России. На первом месте — превышение скорости.

Пдд выезд на полосу встречного движения штраф

ГИБДД решила еще раз объяснить все изменения, касающиеся наказания за выезд на встречную полосу. Для того, чтобы исключить путаницу среди водителей, Госавтоинспекция распространила в сети специальные плакаты, благодаря которым можно определить наказание, которое грозит за выезд на встречку в той или иной ситуации.

Изменения, вступившие в силу 1 января 2013 года, дифференцировали ответственность за данное нарушение ПДД. В частности, теперь у водителей появилась возможность отделаться штрафом за выезд на полосу встречного движения. Однако это допустимо только если подобное нарушение совершено впервые. Тем не менее, даже в этом случае наказание определит суд: либо штраф в размере 5 000 рублей, либо лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.

«То есть, как у руководителя подразделения Госавтоинспекции, так и у судьи теперь есть возможность учесть характер каждого конкретного правонарушения (длительность выезда на встречную полосу, траекторию движения по ней и т.п.), учесть все обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность», — поясняет пресс-служба ГИБДД.

Смотрите так же:  Штраф за знак 3.2 пдд

Вместе с тем поправки в КоАП ужесточают ответственность за выезд на встречную полосу в ряде других случаев. Например, если такое правонарушение произошло повторно в течение года после уплаты штрафа либо истечения срока лишения права управления. В этом случае водителя привлекут к ответственности в виде лишения водительского удостоверения на 1 год.

Также ГИБДД разъяснила ответственность за выезд на встречные трамвайные пути в случаях, когда он совершен при объезде препятствия. В этом случае нарушение приравнивается к выезду при объезде препятствия на встречную полосу, и наказывается штрафом в размере от 1000 до 1500 рублей.

Наказание и штрафы при выезде на встречку во всех случаях. Советы юриста как избежать наказания.

Российские мегаполисы полны автотранспортом, который исправно создает пробки, затрудняет движение. В попытках поскорее объехать затор или внезапно возникшее препятствие, водители нередко выезжают на встречную полосу движения.

Мы расскажем о том, когда можно сделать это законно, а когда нужно быть готовым нести ответственность за такое поведение и можно ли ее избежать.

○ Как выехать на встречку без нарушений?

Начать стоит с определения выезда на встречную полосу. П.1 .2 ПДД говорит только о самой полосе:

  • «Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.»

Но ПДД не дают четкого самостоятельного определения выезду на встречную полосу. Под ним стоит понимать движение через встречку в маневре, сразу по попутной и встречной полосам, по линиям разметки, выезд через встречку по перекрестку и даже заезд одним колесом при маневре. Безусловно, это довольно опасный маневр, но он далеко не всегда противозаконен. П.9.1 ПДД гласит:

  • «9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).»

Это значит, что существует два законных основания для выезда на встречку.

  • Дорога неширокая, на ней нет разметки или знаков запрещающих обгон, а количество полос четное, то ничто не мешает совершить выезд.
  • Дорога из трех полос разделенных разметкой, но не сплошной линией, при условии что нет знака запрещающего обгон. Если разметки нет дорога будет считаться двух — или четырехполосной.

○ Когда нельзя выезжать на встречку?

Прежде чем выехать на встречную полосу нужно убедиться, что вы не нарушите одно из условий:

  • Нельзя выезжать на встречку на дороге из четырех и более полос по п. 9.2 ПДД:
  • Нельзя пересекать запрещающую разметку.
  • Нельзя игнорировать знак «обгон запрещен».

○ Наказание и штрафы за выезд на встречную полосу.

В зависимости от того какой из этих запретов нарушит водитель ему грозит крупный штраф или лишение прав.

✔ Объезд препятствия.

Ни ПДД, ни КоАП не содержат четкого определения «объезда», но из их статей модно сделать вывод, что это маневр, представляющий собой выезд из занимаемой полосы при невозможности движения по ней вперед из –за возникшего препятствия.

С определением препятствия все проще, оно есть в п. 1.2 ПДД:

  • «»Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
    Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.»

Подчеркивается, что объект должен быть неподвижным. Подойдет упавшее дерево или машина стоящая после ДТП. Любое движение машины исключает ее из списка препятствий. Те же правила распространяются на общественный транспорт при посадке и высадке пассажиров.

При объезде запрещен выезд на встречку перед железнодорожным переездом, в крайнюю левую полосу трехполосной дороги, а также на встречную полосу на четырехполосной и более широкой дороге,

Однако, в таком случае санкции будут относительно мягкими, штраф в размере 1000 – 1500 р по ч.3 ст. 12.15 КоАП РФ:

  • «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.»

Либо всего 500 р по ч. 1 статьи 12.16 КоАП РФ:

  • «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, ) влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.»

✔ При повороте или развороте.

Вопрос возможности разворота или поворота напрямую зависит от знаков и разметки на дороге. Если водитель решил проигнорировать их и все-таки повернуть придется заплатить от 1000 до 1500 р. штрафа по ч. 2. ст. 1.16 КоАП:

  • «Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.»

✔ Выезд на встречные трамвайные пути.

В случае с трамвайными путями все зависит от того попутного направления это рельсы или встречного.

По попутным рельсам двигаться не только можно, а иногда и нужно по п. 8.2 ПДД:

  • «При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.»

Главное, не забывать уступать дорогу трамваю. По 9.5 ПДД также разрешает выезд на них для объезда, разворота или поворота налево, но запрещает заезд на трамвайные пути встречного направления:

  • «Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.»

За такую неосмотрительность предусмотрено суровое наказание, штраф в 5000 р. покажется мелочью по сравнению с лишением прав на 4 – 6 месяцев.

  • «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.»

✔ Штрафы за выезд в остальных случаях.

КоАП не оговаривает отдельно весь круг возможных нарушений, связанных с выездом на встречную полосу, но они вполне подпадают под уже имеющиеся нормы.

Штраф будет наложен, например, если вы решили объезжать пробку. Она не считается препятствием, так как это медленное, но все-таки движение транспорта. ПДД предельно ясно дает запрет на пересечение одиночной или двойной сплошной разметки одним или двумя колесами. За такие правонарушения предполагается уже описанное наказание.

○ Повторное нарушение — лишение прав?

Существует заблуждение, что за повторную езду по встречке обязательно придется лишиться прав. Это не совсем так.

К водителям, которые повторно игнорируют такие важные запреты и садятся за руль уже лишенными прав или продолжают двигаться по встречной полосе, действительно полагается более суровое дополнительное наказание.

Если нарушение зафиксирует камера можно обойтись 5000р штрафа. Если же вы попадете с поле зрения инспектора ГИБДД, будьте готовы пересесть на общественный транспорт еще на год по ч.5 ст. 12.5 КоАП:

  • «Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.»

○ Советы юриста: теория и практика.

Конечно, не стоит нарушать правила, но иногда водитель и инспектор имеют разные взгляды на ситуацию. В таком случае нужно следовать некоторым правилам:

  • Внимательно считайте протокол и смотрите что пописываете.
  • Если вы не согласны так и напишите в протоколе.
  • Не пропускайте сроки обжалования, КоАП дает 10 дней на составление жалобы.
  • Фиксируйте дорожную ситуацию, наличие разметки и знаков.

Последнее особенно важно. Довольно часто после весеннего таяния снега от разметки не остается и следа, но бдительные инспекторы спешат составить протоколы за пересечение «прошлогодней» разметки со словами: «Вы что в первый раз едете?». Смело фотографируйте и обжалуйте постановление. Если разметки реально нет и знаков тоже, вы можете ездить по факту.

Второй способ фиксации такого нарушения – камеры наблюдения. По результатам видеофиксации нельзя лишиться прав, но и 5000 р штрафа весьма существенны в бюджете многих семей. В таком случае внимательно рассмотрите фотографии. На них должно быть видно факт нахождения машины на встречной хотя бы на линии, хотя бы одним колесом. Не редко новые и плохо отрегулированные камеры фиксирует пересечение сплошных тенями от авто, а то и вовсе фотографируют все авто подряд.

Если же вы действительно нарушили правила в первый раз поспешите оплатить штраф в течение 20 дней. Это сократит его на 50%. Но при повторном нарушении скидка уже не представится.

Новый штраф за выезд на встречку. Виктор Травин в программе «Право руля» на Авторадио.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ