Пояснительная записка к программе театрального кружка

Программа театрального кружка «Буратино»

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

«Гулькевичский реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

Программа театрального кружка

составила: социальный педагог Плашкина В.М.

Театральный кружок «Буратино» разработан для занятий с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с детьми-инвалидами в возрасте от 3-х лет до 18 лет.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность.

Целью занятий кружка является приобщение детей к искусству кукольного театра, ознакомление с основами сценического искусства, предоставление возможности выбора роли и экспериментирование в ней.

Основные задачи театрального кружка направленны на раскрытие творческих способностей; развитие личностных качеств (дружеские, партнерские отношения между детьми); обогащении художественно- эстетического восприятия, средствами различных видов кукольных театров.

Требования к функциональным характеристикам образовательной программы: использование традиционных форм работы: групповые занятия, игровых и практических методов обучения, включающих в себя наблюдение, чтение художественной литературы, беседы, показ иллюстраций, дидактические игры, игровые упражнения, подвижные игры, игры-драматизации, что позволяет оптимизировать нагрузку, создать во время занятий положительный психологический климат, высокую мотивацию на изучение материала.

Механизм реализации программы: занятия проводятся в разновозрастной группе.

Театрализованная деятельность направлена на:

развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

2. образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Программа включает следующие темы:

«Что же такое театр?»

«Внутреннее устройство театра»

«Звуки, которые нас окружают»

«Рисуем и показываем сказку»

«Читаем и показываем сказку»

Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о «театральных» профессиях, о внутреннем устройстве театра, беседы о красоте вокруг нас. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

Категория обслуживаемых: дети и подростки с ограниченными возможностями от 3-х лет до 18 лет.

Форма обучения: групповая

Режим занятий: занятие по программе является основной формой учебной и воспитательной работы, хотя возможны также занятия с двумя-тремя несовершеннолетними и индивидуальные занятия. Еженедельно по 2 академических часа – 30 минут.

Состав исполнителей: социальный педагог Плашкина В.М.

Материальное обеспечение, технические средства: кабинет, оборудованный разнообразными средствами обучения: игрушки, наглядные пособия, компьютер-ноутбук, сценическая площадка; музыкальный центр; стулья, элементы костюмов для создания образов; пальчиковые куклы, перчаточные куклы, платочные куклы, настольные куклы, детские книги, сказки, пьесы.

Ожидаемые результаты: можно сделать следующий вывод: уровень развития творческих способностей детей посредством театрально-игровой деятельности достиг значительного подъема и соответствует поставленным целям и задачам. Театрализованная деятельность всесторонне развивает личность. Наши воспитанники имеют возможность проявить свой талант, учатся творчески мыслить и самостоятельно принимать решения. Формируется нравственная позиция по отношению к сверстникам и старшим, а значит, ребенок легче входит в сложный социальный мир.

Рабочая программа на тему:
Рабочая программа для театрального кружка «Школьный театр»

С сентября 2013 года я веду театральный кружок. И сразу столкнулась с проблемой составления документации. Нашла много ктп и программ для разных кружков (музыка, рисование, вышивание, вязание), а театрального кружка нет. Тяжело, когда нет примера. Надеюсь, что составленная мной программа поможет.

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к программе

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества школьников обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры.

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

Цель внеурочной программы – формирование у школьников способности управления культурным пространством своего существования в процессе создания и представления художественных произведений.

  1. Расширение общего и художественного кругозора учащихся, обогащение эстетических чувств и развитие у школьников художественного вкуса.
  2. Развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия.
  3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Программа внеурочной деятельности школьников (Школьный театр) по художественному творчеству основывается на принципах: культуросообразности, коллективности, диалогичности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.

Формы занятий. Базовые формы учебных занятий: репетиционные, постановочные, информационные (беседы).

Знакомство с особенностями занятий театром

Учебные театральные миниатюры

Знакомство с особенностями пьесы-сказки. Чтение пьес

Репетиции и представление Новогоднего концерта

Знакомство с особенностями занятий театром

Учебные театральные миниатюры. Техника сценической речи.

Занятия ритмопластикой. Мизансцены.

Знакомство с особенностями пьесы-сказки. Чтение пьес

Репетиции и представление Новогодней пьесы

Чтение пьес и выбор постановочного материала

Учебные театральные миниатюры

Культура и техника сценической речи.

Занятия ритмопластикой. Мизансцены.

Репетиции и представление Новогодней пьессы

Чтение пьессы (комедии).

Репетиция пьессы (комедии).

Театральная миниатюра. Актерский этюд. Наблюдения актера. Учебные и театральные миниатюры. Проблемная ситуация персонажа и способы решения.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи . Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи . Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в сфере художественного творчества распределяются по трем уровням.

Первый уровень – приобретение школьниками социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством, овладения способами самопознания; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, понимание партнёра.

Второй уровень – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Школьник овладевает инструментами межличностного взаимодействия.

Предполагаемые умения и навыки детей

  • Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
  • Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
  • Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.
  • Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
  • Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.
  • Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
  • Владеют комплексом артикуляционной гимнастики.
  • Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
  • Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
  • Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
  • Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
  • Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
  • Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
  • Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
  • Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
  • Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
  • Умеют подбирать рифму к заданному слову.
  • Умеют составлять диалог между сказочными героями.
  • Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
  1. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 80с.
  2. Кипнис М. Актерский тренинг / Михаил Кипнис. – М.: АСТ, 2009. – 249с.
  3. Гиппиус С.В. Актерский тренинг: гимнастика чувств / С.В. Гиппиус. – СПб., 2007.
  4. Гребенкин А.В. Сценическое движение: пособие для руководителей театральных студий и шк. искусств / А.В. Гребенкин. – М., 2003.
  5. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра / Л.П. Новицкая. – М., 1969.
Смотрите так же:  Служба в армии в стаж гражданской службы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа разработана на основе примерной программы основного общего и дополнительного образования и в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов общего и дополнительного образо.

программа для увлеченных людей.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы .

Очень удобная программа в обучении слушания музыки в ДШИ.

В наше время, когда дети ведут пассивный образ жизни, «зависают» в Интернете, с головой уходя в виртуальный мир, очень важно развивать духовное начало школьников, приобщать к культуре. Занятия в театр.

Рабочая программа состалена с учётом работы в казачьем классе.

пояснительная записка, содержание программы.

Рабочая программа на тему:
Программа театрального кружка «Театральная карусель»

Материла для преподавателя ДО.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 г. Лысково

На педагогическом совете

№ 1 от 28.08. 2014 г.

Завуч по ВР МБОУ СОШ №4

Рабочая учебная программа по музыкально- театрализованной

деятельности для детей 10-15 лет

Кружка «Театральная карусель»

Составитель: Семёнова С.В.

Воспитать цельную личность — нелёгкая задача. Для этого необходимо создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка.

Отсюда возникает необходимость таких форм занятий, в которых каждый ребёнок будет активно переживать содержание занятия и так же активно участвовать в художественном самовыражении.

Школьник не должен просто сидеть и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит ребенка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только это может развить творческое начало в каждом ребенке.

При всём разнообразии видов художественной деятельности, занятий (по форме и по содержанию) особое место в воспитательно-образовательной работе занимает театрализованная деятельность. Через театрализованную деятельность ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги.

Театрализованная деятельность способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния.

В процессе освоения театрализованной деятельности обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи расширяется её интонационный диапазон.

Неоценима и воспитательная роль театрализованной деятельности. Она учит доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому — преодолеть неуверенность в себе.

Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребенка.

Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от занятий время, раскрепостить детей, снять «установку» на урок, позволяет учителю избегать шаблонного начала занятия.

Цель программы — развить личность ребенка, способного к творческому самовыражению, через овладение основами актерского мастерства, сценического движения и сценической речи, навыки связной речи.

1. Создать условия для развития творческой активности детей.

2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.

4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

7. Развить у детей интерес к театрально-музыкальной деятельности.

Программа состоит из 4 разделов, работа над которыми ведётся параллельно.

1 раздел «Основа театральной культуры» — знакомство обучающихся с устройством театра, театральными атрибутами, терминами.

2 раздел « Музыкально- театральные игры» — игры, направленные на развитие эмоциональной сферы ребёнка, умение перевоплощаться, передавать характер и настроение персонажа.

3 раздел « Творчество» — включает упражнения и игры на развитие песенного, танцевального, игрового творчества, помогает раскрыть творческие способности детей в инсценировках песен, стихов, сценок.

4 раздел « Работа над спектаклем» — объединяет все этапы подготовки спектакля: знакомство с пьесой, обсуждение, распределение ролей, работа над музыкальными номерами.

На этом этапе занятия могут быть индивидуальные и групповые. Работа заканчивается показом спектакля детям других классов, родителям, выступлением на городском фестивале.

  1. Развитие творческих и музыкальных способностей детей.
  2. Развитие психических процессов (мышление, речь, память и т.д.)
  3. Развитие личностных качеств (уверенность, сочувствие и т.д.)
  4. Выступление на городском театральном фестивале

Форма и режим занятий:

Расписание кружка строится в соответствии с возрастными требованиями из расчёта 2 раз в неделю во второй половине дня в театральной студии. Длительность занятия 60 минут.

Рабочая программа по теме:
Программа театрального кружка «Сказка»

пршграмма театрального кружка в школе, рассчитанная на 2 года

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА

Методические рекомендации к организации занятий по программе театрального кружка «Сказка» ………………………………..6

Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

В составленной программе кружка «Сказка» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.

Кружок «Сказка» — это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

На кружке внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий руководитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств — способствует развитию индивидуальности ученика.

Программа кружка «Сказка» рассчитана на два года занятий с детьми разного возраста: младших, средних, старших классов.

Мастерская – это технология, требующая от руководителя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, безоцености и – приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников кружка в процесс поиска, познания и самопознания.

Театральный кружок «Сказка» имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности. Индуктор – предмет, побудитель познавательной деятельности – помогает учащимся пробиться через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск – желанная цепочка действий, в которую руководитель включает учащегося, придумывая индуктор. Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы, заканчивается занятие кружка всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.

Занятия в кружке «Сказка» ведутся по программе, включающей несколько разделов.

Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения , направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.

Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, сто предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Смотрите так же:  Купить левый полис осаго дешево в саратове

Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  1. Обеспечение необходимых условия для личностного творческого развития детей;
  2. Формирование общей культуры;
  3. Приобретение знаний и практики в области театрального искусства.

В результате освоения программы театрального кружка «Сказка» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу второго года они должны:

  1. Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
  2. Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
  3. Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства , уверенность;
  4. Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

Методические рекомендации к организации занятий по программе театрального кружка «СКАЗКА»

Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.

Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога- создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.

Похвала педагога за самостоятельной решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.

Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.

Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам – подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростков связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений и неточной осознанностью отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе. Руководитель, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором (вожаком), активистами, исполнителями, отдельными ребятами («бунтарями» — по Г. Фурманову) были удовлетворены, т.е. все были «втянуты» в общее дело. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.

Пояснительная записка. Рабочая программа театрального кружка «Лукоморье» предназначена для осуществления художественно-эстетического развития детей

2 Пояснительная записка. Рабочая программа театрального кружка «Лукоморье» предназначена для осуществления художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста на базовом уровне. Рабочая программа составлена на основании программы «Театр- Творчество-Дети» Н.Ф. Сорокиной. Обновление раздела «культура техники речи» введено из программы: «Театр и дети» под редакцией Э.Г. Чуриловой, 2003 год издания, освоение различных видов театра взято из учебного пособия «Кукляндия» М.И. Родиной, А.И. Бурениной, 2008 год издания. Актуальность. Использование театра в работе с дошкольниками имеет многолетнюю традицию. Театральную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Данная программа сочетает возможности нескольких видов искусств музыки, актёрского игры, живописи, танца, литературы, С точки зрения гуманистической позиции все дети одаренные, и задача педагога раскрыть талант каждого ребёнка, дать ему возможность поверить в себя, прочувствовать свою успешность, особенно детям логопедических групп. Цель — приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, Задачи программы: 1. Воспитать гуманные чувства у детей: формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости; формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки; развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту. 2. Формировать умение работать в команде: Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива; закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей; развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;

3 поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности. 3. Развить способности и приобщить к театральному искусству: Последовательно знакомить детей с различными видами театра; Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях. Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность; Формировать умения выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски; Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал; Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене. Интеграция образовательных областей: Базовая образовательная область социализация. «Чтение художественной литературы», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, и самостоятельной театрализованной деятельности. «Художественное творчество», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей. «Познание», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями, что послужит материалом входящим в театрализованные игры и спектакли. «Музыка», где дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, осваивают различные танцы, разучивают песни и подпевки. «Коммуникации» где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция. «Физическая культура» использование подвижных-сюжетных игр. «Социализация» использование дидактических игр. «Труд» участие в спектаклях, подготовка к ним- это уже огромный труд. Дети приучаются к порядку: убирают помещение после занятий, расставляют все по местам в театральном кружке и после художественного творчества. Организация занятий. Театральные занятия проводятся с детьми 4-6 лет без какого-либо отбора. Программа рассчитана на 3 месяца (летний период). Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью от 20 до 40 минут в зависимости от возраста детей.

4 Содержание программы Виды деятельности Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи Основы театральной культуры Основы кукловождения Программные задачи Содержание работы Репертуар Развивать зрительное и слуховое внимание, память наблюдательность Учиться снимать зажатость и скованность, а также согласовывать свои действия с другими Развивать умение произвольно реагировать на команды. Развивать умение пользоваться жестами и мимикой. Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность. Упражнять в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц Развивать умение равномерно двигаться по залу, не сталкиваться друг с другом. Уметь произвольно двигаться на музыкальный сигнал. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию. Учить делать диалог, подбирать слова по общим признакам и определение к словам Активизировать познавательный интерес. Познакомить с главными театральными профессиями: актер, режиссер,художник, композитор. Подведение детей к пониманию театральной игры как представление для зрителей. Познакомить с различными театральными куклами штоковые, варежковые, пальчиковый) Игры: эстафета, знакомство, кто во что одет? Весёлые обезьянки, вышивание, внимательные матрёшки. Игры и упражнения: Самолёты и бабочки, Первая потеря, Осенние листья, Бабочки, Считалочка, Муравьи, Огонь и лёд, Мокрые котята, Кактус и ива, Мишка идёт. Игры и упражнения: Мыльные пузыри, Весёлый пятачок, Колокольчик, Вопрос-ответ, Вкусные слова. Беседа диалог с детьми о создателях спектакля? Зачем нужны декорации? Музыка? Что делает режиссер, актер? Упражнение мин и сценки: «Кто тебя обидел пеорвый?», «Лимония и Малышка», Музыка П.И. Чайковского «Времена года», Грибоедова «Вальс», Р. Шумана «Первая потеря», М. Глинки «Вальс фантазия» Русские народные скороговорки: Пекла для Варюшки, Чешу, чешу волосыньки, Эй Ванюша посмотри. Театральный словарь: актер, режиссер, художник, композитор, костюмы, декорации. Диск 1-2 М.И. Родина «Пенёк теремок», «На полянке»

5 Учебный план Разделы Объём образовательной деятельности теория практика Общее количество Вводное 1 1 Театральная игра 3 3 Ритмопластика Культура и техника речи 2 2 Основы кукловождения Основы театральной культуры 1 1 Итого п/п 1 Тема Знакомство друг с другом, знакомство с театром. Календарно- тематический план Содержание Знакомство друг с другом. Игра «Эстафета», игра «Знакомство», игра «Кто во что одет?». Знакомство с театром. Что такое театр?, Виды театра. Просмотр картинок и видео роликов. 2 Как работает в театре «Закулисье» Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с театром изнутри. Беседа просморта ролика. 3 Мимика и жесты. Театральные игры: «Весёлые обезьянки», «Внимательные иатрешки», «упражнения с предметами», «Вышивание», «Конкурс лентяев» 4 Знакомство с варежковым театром 5 Сила голоса и речевое дыхание Самостоятельная деятельность. Освоение навыками. Упражнения, мини сценки «Пенек теремок», «На полянке», «Кто кого обидел первый?» Игры и упражнения: «Мыльные пузыри», «Веселый пяточок», «Колокольчик», «Вопрос ответ», «Вкусные слова». 6 Пантомима Этюды: «Мишка идет», «Мокрые котята», «Кактус и Ива», «Осенние листья», «Бабочки и Муравьи» 7 Знакомство со штоковыми куклами Упражнения мини сценки: «Как тебя зовут?», «Лимония и Малышка». 8 Драмматизация. Игры и упражнения: «Мыльные пузырьки», «Веселый пяточок», «Колокольчик», «Вкусные слова». Инсценировка сказки «Теремок», «Курочка Ряба»

Смотрите так же:  Алименты на содержание супруги прожиточный минимум

6 9 Знакомство с произведением «Когда солнышко проснется? Автор С. Мерзлякова 10 Подготовка к инсценировке сказки «Когда солнышко проснется? 11 Подготовка к инсценировке сказки «Когда солнышко проснется? 12 Театральное представление Чтение, беседа, распереление ролей, сказки «Когда солнышко проснется?» Разучивание ролей детьми. Совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки. Закрепление умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок. Показ спектакля детям и родителям. Ожидаемые результаты освоения программы: Ребенок умеет — произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышщ. — ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке. — двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки. — коллективно и индивидуально передавать заданий ритм по кругу или цепочке. — создавать пластические импровизации под музыку разного характера. — находить оправдание заданной позе — сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему. — прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения. — согласовывать диалог между сказочными героями. Оборудование: 1.Театральная ширма 2.Разные виды кукольных театров: — пальчиковый — штоковый — масочный — варежковый 3. Ноутбук, колонки. 4. Костюмы.

7 Список литературы. 1. Сорокина. Программа «Театр-Творчество — Дети» образования и музыкальных руководителей детских садов — пособие для воспитателей, педагогов дополнительного- М.:АРКТИ, Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду — М : ТЦ Сфера, Родина М.И. Буренина А.И. Кукляндия: учебно-методическое пособие по театральной деятельности.- СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра», Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. М.: Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, Мастрюкова. Т.Е. Организация деятельности театрального кружка. Журнал «Справочник старшего воспитателя» Картушина М.Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых. М.: ТЦ Сфера, Картушина М.Ю. Музыкальные сказки о зверятах.- М.: Издательство «Скрипторий2003».

Программа театрального кружка «Творческая мастерская»

Введение

Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

В составленной программе кружка «Творческая мастерская» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.

Кружок «Творческая мастерская» — это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

На кружке внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий руководитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств — способствует развитию индивидуальности ученика.

Пояснительная записка

Программа кружка «Творческая мастерская» рассчитана на два года занятий с детьми разного возраста: младших, средних, старших классов.

Мастерская – это технология, требующая от руководителя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, безоцености и – приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников кружка в процесс поиска, познания и самопознания.

Театральный кружок «Творческая мастерская» имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности. Индуктор – предмет, побудитель познавательной деятельности – помогает учащимся пробиться через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск – желанная цепочка действий, в которую руководитель включает учащегося, придумывая индуктор. Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы, заканчивается занятие кружка всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.

Занятия в кружке «Творческая мастерская» ведутся по программе, включающей несколько разделов.

Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения , направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.

Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, сто предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • Обеспечение необходимых условия для личностного творческого развития детей;
  • Формирование общей культуры;
  • Приобретение знаний и практики в области театрального искусства.

В результате освоения программы театрального кружка «Творческая мастерская» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу второго года они должны:

  • Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
  • Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
  • Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства , уверенность;
  • Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

Методические рекомендации к организации занятий по программе театрального кружка «Творческая мастерская»

Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.

Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога- создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.

Похвала педагога за самостоятельной решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.

Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.

Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам – подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростков связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений и неточной осознанностью отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе. Руководитель, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором (вожаком), активистами, исполнителями, отдельными ребятами («бунтарями» — по Г. Фурманову) были удовлетворены, т.е. все были «втянуты» в общее дело. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.