Полномочия региональной власти

Расширены полномочия региональных властей и органов местного самоуправления

Д. Медведев подписал закон, которым вносятся изменения в 28 законодательных актов РФ. Часть изменений направлена на расширение возможностей органов государственной власти субъектов Российской Федерации по субделегированию органам местного самоуправления законами субъектов РФ переданных им федеральными законами полномочий федеральных органов исполнительной власти в сферах предоставления гражданам различных мер социальной поддержки, иммунопрофилактики инфекционных заболеваний, обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

Федеральным законом вносятся также изменения, направленные на уточнение и конкретизацию отдельных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сферах образования, нотариата, охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, транспортного обслуживания, физкультуры и спорта, туризма, на совершенствование федерального законодательства по вопросам организации местного самоуправления, в частности территориальных основ местного самоуправления.

Кроме того, вносятся изменения, направленные на совершенствование тарифного регулирования, правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, на повышение ответственности указанных организаций за нарушение порядка ценообразования и порядка предоставления информации о своей деятельности.

Полномочия региональных органов в сфере образования

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся (в ред. от 29.12.2010 г.):

принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области образования;

установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансового обеспечения образовательных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»;

разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;

участие в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей);

формирование органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные в настоящей статье полномочия в сфере образования;

обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

организация предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения;

организация предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений субъекта Российской Федерации (за исключением создания высших учебных заведений);

обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, включая проверку экзаменационных работ участников единого государственного экзамена в установленном порядке, формирование и ведение баз данных субъектов Российской Федерации об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена;

формирование бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов на образование;

установление региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности;

установление для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация обеспечения учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях;

организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений;

издание нормативных документов в пределах своей компетенции.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право дополнительного финансирования мероприятий по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях.

Важно четко обозначить полномочия федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере организации детского питания — Т. Кусайко

Сенатор провела рабочее совещание на тему «Разработка Федерального закона по организации здорового питания детей».

Член Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Мурманской области Татьяна Кусайко Кусайко
Татьяна Алексеевна представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Мурманской области в ходе поездки в регион провела рабочее совещание на тему «Разработка Федерального закона по организации здорового питания детей дошкольного и школьного возраста».

Сенатор является членом межкомитетской рабочей группы при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию по разработке проекта федерального закона, устанавливающего правовые основы регулирования отношений в области производства и оборота пищевой продукции для детского питания.

Татьяна Кусайко представила участникам совещания анализ текущего законодательства в сфере питания детей на федеральном уровне и существующие пробелы в правовом поле, а также отметила, что закон о детском питании включён в Национальный план мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства.

«В стране до сих пор не существовало федерального закона, регулирующего нормы в сфере детского питания. Все вопросы регулировались на региональных и муниципальных уровнях», — акцентировала внимание парламентарий.

Президент автономной некоммерческой организации «Институт отраслевого питания», советник Министра сельского хозяйства России Владимир Чернигов представил на обсуждение презентацию концепции законопроекта, подробно рассказал о проводимой работе по разработке закона.

«Законопроект планируется принять в осеннюю сессию. Сейчас координатором рабочей группы — институтом отраслевого питания, ведутся мероприятия по рассмотрению предложений регионов», — добавила Татьяна Кусайко.

В ходе мероприятия министр образования Мурманской области Наталия Карпенко выступила с докладом о практической реализации организации питания детей в регионе.

В Мурманской области законодательная база для организации бесплатного питания школьников действует более 10 лет. Вопросами актуализации законодательства занимаются две рабочие группы – на базе Мурманской областной Думы и правительства области.

Смотрите так же:  Требования санпин к учреждениям дополнительного образования

В 2017 году свыше 23 тыс. учащихся, то есть каждый третий, получили питание бесплатно. На эту статью расходов региональным бюджетом было выделено порядка 400 млн руб., в 2018 году финансирование будет увеличено.

Председатель Мурманской областной Думы Сергей Дубовой обозначил проблему финансирования: с 2016 года региональный размер расхода для предоставления бесплатного питания при методе расчета субвенций местным бюджетам, а также объем расходов государственных образовательных организаций не менялся и составляет всего лишь 108 руб. в день.

«В первую очередь нужно чётко определить все понятия о детском питании, виды, нормы. Основное внимание в проекте закона будет уделено качеству и безопасности детского питания, следом будет выстроена система по организации питания во всех школьных и дошкольных образовательных учреждениях, организациях детского отдыха. Необходимо четкое обозначение полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере организации детского питания. В целях повышения качества и безопасности питания должен быть выстроен жесткий контроль при осуществлении госзакупок, но для этого необходимы соответствующие технические требования при их проведении. Эти требования в настоящий момент никак не регламентированы», — сказала Татьяна Кусайко.

В рабочем совещании приняли участие представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Мурманской области Игорь Чернышенко, Чернышенко
Игорь Константинович представитель от исполнительного органа государственной власти Мурманской области депутаты Мурманский областной Думы, руководители профильных региональных министерств, представители прокуратуры области, муниципальных образований, члены молодежной палаты при региональном парламенте.

Федеральный закон, расширяющий полномочия региональных властей и органов местного самоуправления

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят Государственной Думой 17 декабря 2008 года и одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года.

Справка Государственно-правового управления к Федеральному закону:

Федеральным законом вносятся изменения в 28 законодательных актов Российской Федерации. Часть изменений направлена на расширение возможностей органов государственной власти субъектов Российской Федерации по субделегированию органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации переданных им федеральными законами полномочий федеральных органов исполнительной власти в сферах предоставления гражданам различных мер социальной поддержки, иммунопрофилактики инфекционных заболеваний, обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

Федеральным законом вносятся также изменения, направленные на уточнение и конкретизацию отдельных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сферах образования, нотариата, охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, транспортного обслуживания, физкультуры и спорта, туризма, на совершенствование федерального законодательства по вопросам организации местного самоуправления, в частности территориальных основ местного самоуправления.
Кроме того, Федеральным законом вносятся изменения, направленные на совершенствование тарифного регулирования, правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, на повышение ответственности указанных организаций за нарушение порядка ценообразования и порядка предоставления информации о своей деятельности.

Полномочия федеральных и региональных органов власти Российской Федерации и механизмы их реализации

С момента принятия Конституции РФ (12 декабря 1993 г.) в нашей стране выстраивается система народовластия и организации решения проблем и задач жизни и деятельности людей по типу «снизу вверх». Каждый уровень самоуправления и народовластия должен обеспечивать решение тех задач и вопросов, которые могут быть решены на его уровне наиболее эффективным образом и передавать в юрисдикцию более высокого уровня то, что можно решать только сообща или на более высоком местном и государственном уровнях. Как отмечалось раннее, такое построение общегосударственной системы оценки проблем, разработки, принятия и реализации решений является наиболее рациональным и соответствует общеметодологическим подходам по обеспечению управляемости в больших социально-экономических системах.

Главой 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ установлено, что в ведении Российской Федерации находятся: вопросы законодательства (п. «а» ст. 71) и установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти (п. «г» ст. 71). Также установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся вопросы: владения, пользования и распоряжения землей (п. «в» ст. 72), а также земельного законодательства (п. «к» ст. 71); образования и науки (п. «е» ст. 71); установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (п. «н» ст. 71).

В соответствии с ч. 4 ст. 76 Конституции РФ устанавливается, что субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, т.е. в пределах всего того, что не передано на федеральный уровень или не определено в качестве совместного ведения.

Правовой статус Президента РФ определен гл. 4 Конституции РФ, в которой прямо установлено, что Президент:

  • • является главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
  • • принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;
  • • обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
  • • определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
  • • представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Осуществляя указанные полномочия, Президент РФ производит назначения Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров (п. «а», «д» ст. 83) и принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83). Он вносит законопроекты в Государственную Думу (п. «г» ст. 84), подписывает и обнародует федеральные законы (п. «д» ст. 84), ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ (п. «б» ст. 86).

Порядок избрания и срок полномочий Президента РФ также определен Конституцией РФ. В частности, в соответствии со ст. 81 Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Президент РФ избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

В ст. 90 Конституции РФ определяются основные виды правовых актов, посредством которых Президент оформляет решения, принятые им в процессе реализации своих конституционных полномочий, а также устанавливается их место в системе законодательства РФ.

Указы Президента РФ, как правило, являются нормативными правовыми актами, они содержат общие правовые предписания, обращены к неопределенному кругу субъектов и рассчитаны на длительное и многократное применение (см., например, Указ Президента РФ от 7 октября 2013 г. № 771 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»), Указы могут носить также ненормативный (индивидуальный) характер. Указами индивидуального характера оформляются, например, решения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти и некоторых других лиц, решения по вопросам помилования, предоставления гражданства, политического убежища, награждения государственными наградами РФ, присвоения почетных званий, высших воинских и высших специальных званий и др. (см., к примеру, Указ Президента РФ от 7 октября 2013 г. № 768 «Об атамане войскового казачьего общества “Всевеликое войско Донское”»).

Распоряжения Президента носят главным образом ненормативный характер и обычно касаются конкретных лиц либо государственно важных мероприятий (см. Распоряжение Президента РФ от 30 сентября 2013 г. № 365-рп «Об утверждении состава Организационного комитета по подготовке и проведению Всероссийского форума “Будущие интеллектуальные лидеры России”»).

Такое разграничение между различными актами главы государства установлено распоряжением Президента РФ от 5 февраля 1993 г. № 85-рп, которым также утвержден Порядок подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации. Некоторые вопросы подготовки актов Президента, касающиеся, в частности, реализации главой государства права внесения законодательных инициатив, урегулированы также Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1185 «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации».

Смотрите так же:  Как заполняют заявление пример

Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента регулируется Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763. Официальное опубликование указов и иных нормативных правовых актов имеет целью довести их содержание до всеобщего сведения, что необходимо для применения этих документов на практике.

Главой 5 Конституции РФ установлено, что Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным постоянно действующим органом РФ, состоящим из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94 и ч. 1 ст. 95). В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ч. 2 ст. 95), Государственная Дума состоит из 450 депутатов (ч. 3 ст. 95).

Каждая из палат Федерального Собрания принимает свой регламент, решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности и заседает раздельно, их компетенции четко определены и не подлежат расширительному толкованию. Так, к ведению Совета Федерации ст. 102 Конституции РФ отнесены:

  • а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;
  • б) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
  • в) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
  • д) назначение выборов Президента РФ;
  • е) отрешение Президента РФ от должности;
  • ж) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
  • и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решает вопросы о доверии Правительству РФ; заслушивает ежегодные отчеты Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, а также Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявляет амнистию; имеет право выдвинуть обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Кроме того, обе палаты Федерального собрания (каждая самостоятельно) принимают постановления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ.

Роль и место Правительства РФ как коллегиального высшего исполнительного органа государственной власти РФ установлены гл. 6 Конституции РФ. Рассмотрим основные виды деятельности Правительства РФ, которые определены Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В первую очередь этим Законом установлен статус и состав Правительства РФ, а также указано, что оно осуществляет исполнительную власть РФ и возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ (ст. 1, 6). Далее в ст. 12 определено, что Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность (ст. 12).

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач (ст. 12), т.е. реально они являются подразделениями Правительства с полномочиями, определяемыми положениями об этих структурных единицах как федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих определенные им функции.

Глава III данного Закона не только подробно регламентирует общие полномочия Правительства РФ, но и детально определяет перечень его функций в наиболее важных сферах общественных отношений (экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, науки, культуры, образования, природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, обеспечение обороны и государственной безопасности Российской Федерации, внешней политики и международных отношений и др.).

В пределах общей компетенции Правительство РФ:

  • • организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
  • • осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
  • • обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
  • • формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
  • • реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

По соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ Правительство РФ может передавать им осуществление части своих полномочий в пределах, обозначенных Конституцией РФ и специальными федеральными законами.

В то же время законодатель предусмотрел и обратный процесс, в соответствии с которым на основании соответствующих соглашений органы исполнительной власти субъектов РФ могут передать Правительству РФ определенные полномочия.

Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с Конституцией является одной из «ветвей» государственной власти и свидетельствует о разграничении государственно-властных полномочий между соответствующими государственными органами. Детальное правовое регулирование порядка создания и условий деятельности органов судебной власти различного уровня установлено Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Основой создания и деятельности судебной власти являются следующие принципы:

  • а) самостоятельность и независимость судебной власти от законодательной и исполнительной властей. Гарантии независимости лиц, осуществляющих акты судебной власти, устанавливаются Конституцией РФ и указанным Законом. В частности, ст. 5 определяет: «Судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону»;
  • б) единство судебной системы Российской Федерации. Действие этого принципа обеспечивается посредством:
    • • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
    • • применения всеми судами Конституции РФ, иных норм действующего законодательства РФ, признанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также законов субъектов РФ;
    • • обязательность исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;
    • • законодательного закрепления единства статуса судей;
  • в) обязательность судебных актов. Действие этого принципа проявляется в том, что вступившие в законную силу судебные акты судов любого уровня, а также их законные распоряжения, требования, вызовы и другие обращения обязательны к неукоснительному исполнению всеми без исключения органами государственной власти и местного самоуправления, а также общественными организациями, должностными, другими физическими и (или) юридическими лицами на всей территории России.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Система органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с Конституцией РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с действующим федеральным законодательством (ч. 1 ст. 77), а по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ч. 2 ст. 77).

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ систему органов государственной власти субъекта РФ составляют (ст. 2):

  • – законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;
  • – высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;
  • – иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Руководствуясь Конституцией РФ, органы государственной власти каждого субъекта РФ должны разграничивать предметы ведения и полномочий органов государственной власти РФ и своих органов государственной власти. При этом должно сохраняться единство системы государственной власти и соблюдаться верховенство Конституции РФ и федерального законодательства.

Смотрите так же:  Лицо принимающее наследство

Предусмотренное Конституцией РФ и иными федеральными законами разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную осуществлено в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица. Поэтому органы государственной власти субъектов РФ, самостоятельно осуществляя свои полномочия, также должны соблюдать этот принцип выделения трех ветвей власти.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (ч. 4 ст. 17).

Таким образом, в субъекте РФ образуется правительство (администрация) под руководством единственно ответственного высшего должностного лица.

Необходимость обеспечения синхронных действий на федеральном и региональном уровнях, особенно обеспечения выполнения условий софинансирования, предполагает разработку и реализацию совместных нормативных правовых документов.

Региональные органы государственной власти и управления: структура и основные функции

Непосредственной реализацией государственной федеральной социально-экономической политики в регионах, а также решением собственных социально-экономических задач с учетом территориальных интересов занимаются региональные органы государственной власти и управления.

Органы законодательной (представительной) власти обеспечивают, реализуют государственную власть в регионах посредством принятия законов и других нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с законодательством РФ они наделены государственно–властными полномочиями в пределах предметов ведения субъектов федерации, а также предметов совместного ведения федерации и субъектов федерации.

Количественный состав и структура органов законодательной власти (равно как и название) определяются ими самостоятельно с учетом местных особенностей и традиций. Как правило, основными структурными подразделениями органов законодательной власти являются комитеты, курирующие различные сферы региона, например:

— комитеты по бюджетно-финансовой политике; налогам, сборам, использованию государственной собственности;

— по экономической политике;

— по социальным вопросам;

— по природным ресурсам;

Каждый комитет рассматривает и подготавливает определенный круг вопросов, относимый к компетенции органа законодательной власти.

Например, комитеты по бюджетно-финансовой политике, налогам, сборам, использованию государственной собственности готовит предложения для обсуждения в органе представительной власти, касающиеся проекта бюджета региона, введения и отмены региональных налогов и сборов, использования объектов, находящихся в государственной собственности субъекта федерации.

Деятельность комитетов по экономической политике заключается в рассмотрении проектов программ, прогнозов социально-экономического развития региона, подготовке заключений по ним для обсуждения на заседаниях органа представительной власти.

Комитеты по социальной политике подготавливают предложения и проекты по вопросам социальной защиты населения региона, обеспечению занятости, вопросам развития образования, здравоохранения, культуры.

Комитеты по природным ресурсам занимаются вопросами, связанными с владением, распоряжением, пользованием земельными, ископаемыми, лесными, водными и другими природными ресурсами региона, обеспечивают подготовку их нормативного обеспечения для органа представительной власти региона.

Помимо этого, могут создаваться и другие комитеты и подкомитеты в соответствии со специфическими особенностями экономической системы конкретного региона. Таким образом, характерным отличием региональных органов представительной власти является их разнообразие по численности, названиям, структуре, выполняемым функциям, поскольку эти вопросы находятся в компетенции субъектов федерации, а федеральное законодательство определяет лишь общие принципы организации органов государственной власти субъектов федерации.

Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают, реализуют власть в регионе посредством преимущественно государственного регулирования производственно-экономической и финансовой сфер региона, управления социальной сферой (см. выше). Органы исполнительной власти наделены государственными полномочиями и осуществляют управление всеми сферами региональной экономической системы на основе решений, постановлений, законов, принятых федеральными и региональными органами представительной власти. В пределах своей компетенции они принимают решения, издают постановления и распоряжения, обязательные к исполнению всеми хозяйствующими субъектами региона.

Органами исполнительной власти в регионе являются администрации, правительства, руководство которыми осуществляет глава администрации, губернатор или председатель правительства. Наименование органа исполнительной власти и его структура устанавливаются субъектом федерации в соответствии с местными традициями и особенностями. Региональные органы исполнительной власти руководят хозяйственным, социально-культурным строительством, организуют управление объектами государственной собственности региона, разрабатывают организационную структуру управления регионом, осуществляют полномочия в сфере экономики, ее отдельных отраслей, в бюджетно-финансовой сфере, ценообразования, торгового, бытового, социально-культурного обслуживания населения и др.

Органы исполнительной власти в соответствии со своими полномочиями решают задачи обеспечения социально-экономического развития региона в непосредственном взаимодействии с органами представительной власти. Основой формирования структур регионального управления является примерная структура, определенная Правительством РФ, вместе с тем, при создании структурных подразделений региональных органов исполнительной власти, определении их состава учитываются особенности конкретного региона.

Таким образом, для региональных органов исполнительной власти (также как и для представительной власти) характерно значительное разнообразие структур, состава и численности.

Органы регионального управления можно разделить на две основные группы.

1. Территориальные органы федеральных органов управления (например, территориальные органы министерства по налогам и сборам, министерства по антимонопольной политике, территориальные управления Центрального Банка и др.). Эти органы не входят в структуры региональных администраций и правительств, не подчиняются главам региональных органов представительной и исполнительной власти. Они реализуют федеральные функции управлении на территории данного региона в соответствии со своей компетенцией с целью обеспечения исполнения общефедеральных интересов, реализации федеральной политики в регионе. Свою деятельность они осуществляют во взаимодействии с региональными органами представительной власти и региональными администрациями (правительствами).

2. Органы регионального управления непосредственно входящие в состав региональных администраций (правительств). Эти органы управляют всеми составляющими региональной экономической системы, в целях обеспечения интересов региона.

Поскольку регионы РФ имеют не только особенное, но и много общего в составе региональных экономических систем и, несмотря на значительное разнообразие региональных структур управления, в них можно выделить типовые, общие для всех регионов структуры управления.

В структуре органов управления производственно-экономической и бюджетно-финансовой сферах региона обычно выделяются:

— управление экономики (экономики и прогнозирования, экономического развития, экономического развития и торговли и т.д.);

— комитет по управлению имуществом (имущественным отношениям и др.);

— управление по внешнеэкономическим связям;

О порядке и условиях изъятия полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», проект которого был разработан Минюстом России.

Федеральным законом совершенствуется порядок и условия изъятия полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону переданные полномочия по общему правилу могут быть изъяты, если это необходимо для выполнения международных обязательств, реализации мероприятий по обеспечению обороны страны и безопасности государства, других общенациональных мероприятий, при чрезвычайных ситуациях, для обеспечения координации деятельности федеральных или региональных органов исполнительной власти, а также в случае если изъятие полномочий приведет к сокращению расходов федерального или регионального бюджетов при условии, что аналогичные полномочия на территории субъекта Российской Федерации уже осуществляются федеральными органами исполнительной власти.

Федеральным законом также определяются правовые последствия изъятия переданных полномочий. Устанавливается, что со дня вступления в силу решения об изъятии полномочий прекращается предоставление соответствующих субвенций субъектам Федерации, их неиспользованные остатки возвращаются в федеральный бюджет, имущество, используемое для осуществления переданных полномочий, подлежит передаче в федеральную собственность. Наряду с этим урегулируются ситуации, связанные с действием ранее изданных нормативных правовых актов, полномочия по принятию которых в результате разграничения полномочий переходят на иной уровень публичной власти.