Полномочия третейского суда рф

Компетенция третейского суда

Компетенция третейского суда – это система законодательно установленных обязанностей, юридических прав и полномочий постоянно действующего арбитражного судебного органа. Эти полномочия определяют место третейского судопроизводства в системе институциональных органов осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации

Какие споры рассматривают третейские суды

Рассмотрение возникающих споров в сфере корпоративных споров, международных споров, стационарной и дистанционной торговли, земельных и имущественных взаимоотношений, поставки товаров, строительства и подряда, промышленного производства, инвестирования, кредитования, различного рода услуг, процедуры банкротства и всего комплекса экономических взаимоотношений в самых разных областях экономики — составляют компетенцию третейских судов по существующему законодательству Российской Федерации.

Для разрешения споров в различных отраслях экономики в судебной практике Федерального Арбитражного Третейского Суда Города Москвы действуют специализированные Коллегии по следующим видам споров:

  • по хозяйственным и корпоративным спорам,
  • по кредитным и финансовым спорам.
  • по имущественным и земельным спорам,
  • по международным спорам
  • по строительным спорам.

Кто участники споров (стороны) в третейском арбитраже

В компетенцию третейского суда входит разрешение споров по корпоративным спорам, международным спорам, экономическим (хозяйственным) договорам любых физических, юридических лиц и государственных учреждений. При этом компетенция третейского суда не ограничена спорами резидентов. Федеральный Арбитражный Третейский Суд Города Москвы рассматривает и международные споры, а также споры субъектов стран СНГ и стран входящих в БРИКС. Основные компетенции третейского суда раскрываются в Положении о Федеральном Арбитражном третейском суде города Москвы.

Согласно Главе 4 «Компетенция арбитражных судов» действующего Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды рассматривают «экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности» и «разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя» а также дела «с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя».

В понятие третейского суда — постоянно действующего арбитражного органа, его правовой компетенции, входит рассмотрение любых гражданских дел и коммерческих споров между любыми организациями, вне зависимости от формы собственности и физлицами. Осуществление всего комплекса мер коммерческого арбитража, процедур третейского судопроизводства и вынесение обязательных для исполнения сторонами спора решений.

Компетенция третейского суда

Третейский суд, как и любой суд, входящий в систему государственных судов общей юрисдикции или арбитражных судов, обладает определенной компетенцией. До принятия Федерального закона от 29.12.2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 382) и внесения изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — АПК РФ) и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — ГПК РФ) существовал ряд проблем в определении компетенции третейских судов (например, серьезной проблемой было арбитрабильность корпоративных споров).

Под компетенцией необходимо понимать полномочие третейского суда на рассмотрение и разрешение спора.

В части 3 статьи 1 — ФЗ № 382закреплено, что втретейское разбирательство по соглашению сторон могут передаваться споры между сторонами гражданско-правовых отношений. При этом федеральным законом могут устанавливаться ограничения на передачу некоторых категорий споров.

Аналогичные нормы встречаются в ГПК РФ (часть 3 статьи 3) и АПК РФ (часть 6 статьи 4).

Таким образом, мы можем говорить, что есть два основания, определяющих компетенцию третейского суда:

  1. наличие третейского (арбитражного) соглашения между сторонами;
  2. подведомственность спора третейскому суд.

Стоит начать с последнего основания. Так, в общем виде подведомственностьможно представить, как круг дел, которые могут быть рассмотрены третейским судом.

Анализируя часть 3 статьи 1 ФЗ № 382, можно выделить следующие критерии подведомственности дел третейским судам:

  1. форма правового конфликта (третейский суд может рассматривать дела только в форме спора, но не в форме правонарушения);
  2. характер правоотношений сторон, в рамках которого возник конфликт (здесь речь идет исключительно о гражданско-правовых отношениях, являющихся предметом исключительно гражданского права(т.е. споры из семейного, земельного, жилищного, трудового права не могут быть подведомственны третейскому суду);
  3. субъектный состав (только юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица);
  4. отсутствие исключений из подведомственности (так, третейским судам не подведомственны дела о несостоятельности (банкротстве), споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, споры, отнесенные к подсудности Суда по интеллектуальным правам, дела, возникающие и административных и иных публичных правоотношений, некоторые категории корпоративных споров, антимонопольные споры, споры о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью,споры о выселении граждан из жилых помещений и иные виды споров). Более детальный перечень ограничений содержится в статье 33 АПК РФ и статье 22.1 ГПК РФ.

Как указывалось ранее, одним из двух элементов компетенции третейского суда выступает третейское (арбитражное) соглашение. Согласно части 1 статьи 7 ФЗ № 382 под третейским (арбитражным) соглашением понимается соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило такое правоотношение договорный характер или нет.

Таким образом третейское (арбитражное) соглашение выступает обязательным условием рассмотрения спора в третейском суде. Именно соглашение наделяет третейский суд компетенцией рассматривать спор. Третейский суд правомочен рассматривать спор только тогда, когда стороны заключили соглашение.

Так, заключив третейское (арбитражное) соглашение стороны связывают себя обязательством при возникновении спора обратиться за его разрешением в третейский суд и одновременно воздержаться от обращения в государственный суд.

Если арбитражный суд после принятия искового заявления к производству установит, что сторонами заключено третейское (арбитражное) соглашение, регулирующее рассмотрение спора в третейском суде, то согласно статье 148 АПК РФ суд может оставить исковое заявление без рассмотрения. Чтобы суд оставил заявление без рассмотрения любая из сторон должна заявить о наличии соглашения до первого своего заявления по существу спора в суде первой инстанции. Исключением выступает ситуация, когда арбитражный суд установит, что соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено.Аналогичные положения содержится встатья 222 ГПК РФ.

Согласно стать 16 ФЗ № 382, третейский суд уполномочен рассматривать вопросы о своей компетенции. Так, суд может самостоятельно вынести постановление касательно своей компетенции по рассмотрению спора или по заявлению одной из сторон. Такое заявление должно быть сделано не позднее первого заявления стороны по существу спора.

Если суд примет постановление по вопросу своей компетенции до вынесения решения, то сторона, несогласная с решением, может его обжаловать в государственный суд в течение месяца. При этом обжалование постановления в государственном суде не препятствует продолжению рассмотрения спора в третейском суде и принятии арбитражного решения (часть 3 статьи 16 ФЗ № 382).

Помимо разрешения спора по существу третейский суд в рамках своей компетенции уполномочен решать вопросы, касающиеся обеспечительных мер (статья 17 ФЗ № 382). Однако третейский суд не обладает полномочиями на выдачу исполнительных листов, поэтому в случае необходимости реализации обеспечительных мер, принятых третейским судом, необходимо дополнительно обратиться в государственный суд (статья 423 ГПК РФ и статья 236 АПК РФ).

Статья подготовлена 16.11.2016

Владислав Шелудяев, юрист Юридической фирмы « BRACE »

Компетенция третейского суда

В этом материале мы разберем, какие споры рассматривает третейский суд. Если в Вашем договоре имеется третейское соглашение, Вы можете передавать любой возникающий из данного договора спор на рассмотрение Первого Арбитражного третейского суда. -Вносите в свой договор третейское соглашение (третейскую оговорку) в которой содержится информация о том, что все споры по настоящему договору рассматриваются Первым Арбитражным третейским Судом. -В случае возникновения спора подаете исковое заявление в суд. -Решение выносится в срок до 14 дней. Споры могут касаться материальных и не материальных (не имущественных) требований. Среди нематериальных или неимущественных чаще всего третейский суд рассматривает споры по договору.

Например, если одна из сторон решила в одностороннем порядке расторгнуть или пересмотреть условия договора. Из материальных (имущественных) — это споры, связанные с взысканием задолженности, неустоек, процентов за пользование чужими деньгами, штрафных санкций и т.д. Истец может потребовать вернуть товарные остатки или образцы продукции, потребовать досрочной их оплаты и т.д. Таким образом, третейский суд рассматривает споры, вытекающие из хозяйственной деятельности государственных и коммерческих предприятий, а также физических лиц. Если у Вас остались вопросы по теме какие споры рассматривает третейский суд, свяжитесь с Аппаратом суда и Вы получите бесплатные консультации по всем вопросам.

Компетенция третейского суда определена Федеральным Законом «О третейский судах в РФ». Третейские суды вправе рассматривать любые дела, затрагивающие коммерческие интересы организаций (включая государственные) и граждан.

Третейский суд вправе:

  • Рассматривать любые гражданские дела
  • Рассматривать любые коммерческие споры, возникающие между организациями и физическими лицами, включая индивидуальных предпринимателей.
  • Выносить определение о применении обеспечительных мер
  • Выносить решения, обязательные для исполнения сторонами (в том числе, выносить окончательные решения по спорам, обжалование которых не допускается).
  • Получать и передавать стороне, выигравшей дело, исполнительные листы (в случае отказа от добровольного исполнения решения Первого Арбитражного Третейского Суда)

Третейский суд обязан:

  • Принимать дела для рассмотрения или отказывать в приеме с указанием оснований
  • Оповещать лиц, участвующих в процесс о дате, времени и месте заседания, предоставлять возможность выбора третейских судей.
  • Рассматривать дела объективно и всесторонне.
  • Быть независимым от сторон третейского разбирательства

Компетенция третейского суда

Третейский суд не вправе рассматривать уголовные дела и дела об административных правонарушениях. Не вправе назначать наказание, выдавать исполнительные листы.

Смотрите так же:  Ликвидация тсж образец протокола

Компетенция третейского суда определяется действующими нормативными актами, регламентом и положением Первого Арбитражного третейского Суда. С вышеуказанными документами можно ознакомиться в помещении суда, а также на официальном сайте.

300025, г. Тула, пр. Ленина, 96
телефон: 8 (4872) 71-79-01

Первый Арбитражный третейский Суд/ Первое Арбитражное Учреждение
© Все права защищены. 2009 — 2019
Перепечатка допускается со ссылкой на первоисточник
Соглашение об обработке персональных данных

Полномочия третейского суда распорядиться о принятии обеспечительных мер

В силу ст. 25 ФЗ «О третейских судах в РФ» у третейского суда существует полномочия распорядиться о принятии обеспечительных мер. Но не смотря на это имеются случаи пренебрежения таким правом со стороны компетентного суда. Однако, вышестоящие суды такие акты правосудия игнорирующие требования действующего законодательства отменяют. К числу таких примеров можно отнести следующий прецедент:

Судья Писарева Т.Х.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Киселевой Н.В., судей Нечаевой Н.А., Фомина В.И., при секретаре Кармановой Ж.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 28 января 2013 г. дело по частной жалобе ООО « *** » на определение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 26.11.2012 года, которым постановлено:

«Отказать ООО « *** » ИНН ** в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер на основании определения Третейского суда Пермского края от 15.11.2012 г. по делу № ** Третейского суда Пермского края в обеспечение исковых требований ООО « *** » к сельскохозяйственному производственному кооперативу « *** » и к Терещенко Н.М. о взыскании долга по договору займа».

Заслушав доклад судьи Фомина В.И., ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия

ООО « *** » обратилось в Свердловский районный суд г. Перми с заявлением об обеспечении иска о взыскании задолженности по кредитному договору с заемщиков сельскохозяйственного производственного кооператива « *** », Терещенко Н.М. в сумме ** рублей, рассматриваемого в Третейском суде Пермского края. Заявитель просил наложить арест на имущество сельскохозяйственного производственного кооператива « *** », Терещенко Н.М. стоимостью ** рублей.

Отказывая в принятии обеспечительных мер, судья исходила из того, что в обжалуемом определении заявителем не указана сумма иска, в тексте определения Третейского суда от 15.11.2012 года не указана сумма заявленных требований, не обоснован вывод судьи Третейского суда о необходимости применения обеспечительных мер, не представлено доказательств, что ответчик не ведет хозяйственную деятельность и не имеет достаточных денежных средств для исполнения решения Третейского суда, к заявлению приложена копия договора займа на сумму ** рублей.

В частной жалобе ООО « *** » просит определение судьи отменить, как принятое с нарушением норм процессуального права. Приводят доводы о том, что сумма заявленных требований ** рублей включает в себя сумму основного долга и начисленные проценты, данная сумма была указана в заявлении и в приложении к заявлению. Сельскохозяйственный производственный кооператив « *** » не ведет хозяйственную деятельность, денежными средствами достаточными для исполнения решения суда не обладает. Вопрос о принятии мер обеспечения иска уже был решен третейским судом. Оснований для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение определения третейского суда, предусмотренных ст. 426 ГПК РФ, не имелось.

Судебная коллегия находит определение суда подлежащим отмене, в связи с неправильным применением норм процессуального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.

В соответствии с ч. 4, 5 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» заявление об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, подается стороной в компетентный суд по месту осуществления третейского разбирательства или месту нахождения имущества, в отношении которого могут быть приняты обеспечительные меры. К заявлению об обеспечении иска прилагаются доказательства предъявления иска в третейский суд,

определение третейского суда о принятии обеспечительных мер, а также доказательства уплаты государственной пошлины в порядке и размере, которые установлены федеральным законом. Рассмотрение компетентным судом заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, и вынесение им определения об обеспечении иска или об отказе в его обеспечении осуществляются в порядке, установленном арбитражным процессуальным или гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Из вышеизложенной нормы следует, что после рассмотрения и удовлетворения третейским судом заявления об обеспечении иска сторона третейского разбирательства обращается в районный суд с заявлением о реализации определения третейского суда. Районный суд рассматривает заявление об обеспечении иска в течение срока и по правилам, установленным ст. 141 ГПК, т.е. в день его поступления в суд, без извещения лиц, участвующих в деле.

При рассмотрении заявления суд должен был оценить обоснованность необходимости принятия испрашиваемых обеспечительных мер и их соразмерность заявленному в третейский суд требованию, а также возможность обеспечения исполнения решения третейского суда (ст. 139, чч. 1 и 3 ст. 140 ГПК). Одновременно районный суд должен был проверить наличие либо отсутствие предусмотренных ст. 426 ГПК оснований, препятствующих выдаче исполнительного листа в порядке ч. 2 ст. 142 ГПК.

Указанные обстоятельства судом первой инстанции учтены не были.

Из материалов дела, а также гражданского дела № ** , рассматриваемого Третейским судом Пермского края следует, что ООО « *** » обратилось в Третейский суд с иском к сельскохозяйственному производственному кооперативу « *** », Терещенко Н.М. о взыскании долга по договору займа в сумме ** рублей.

Одновременно ООО « *** » подано ходатайство о применении мер обеспечения иска в виде наложения ареста на имущество, принадлежащее сельскохозяйственному производственному кооперативу « *** », Терещенко Н.М. в пределах суммы иска ** рублей.

Определением от 15.11.2012 г. Третейский суд Пермского края распорядился о применении мер обеспечения иска в пределах ** рублей.

19.11.2012 г. ООО « *** » обратилось в Свердловский районный суд г. Перми с заявлением об обеспечении иска, просило принять обеспечительные меры в виде наложения ареста на имущество, принадлежащее сельскохозяйственному производственному кооперативу « *** », Терещенко Н.М. в пределах суммы иска ** рублей. Указывая, что непринятие обеспечительных мер в отношении имущества ответчиков может затруднить или сделать невозможным исполнение решения третейского суда в случае удовлетворения иска в части взыскания задолженности по договору займа в отношении данных ответчиков.

При указанных обстоятельствах основания, препятствующие выдаче исполнительного листа на применение мер обеспечения иска, предусмотренные ст. 426 ГПК РФ, отсутствовали. Третейское соглашение, определяющее подсудность Третейскому суду Пермского края споров, вытекающих из договора займа от 01.05.2012 года имелось; иск, с которым ООО « *** » обратился в третейский суд, был подсуден данному суду; третейский суд посчитал необходимым применить меры обеспечения иска, о чем было вынесено соответствующее определение; процедура решения третейским судом вопроса о применении мер обеспечения иска соответствовала третейскому соглашению и Федеральному закону «О третейских судах в Российской Федерации».

Таким образом, принятие обеспечительных мер в виде ареста, налагаемого на имущество ответчиков на общую сумму взыскания в размере ** рублей, являлось обоснованным, поэтому основания для отказа в применении мер обеспечения иска отсутствовали, в связи с чем определение судьи первой инстанции подлежит отмене.

Исполнительный лист на основании настоящего определения суда апелляционной инстанции подлежит выдаче районным судом в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 142 ГПК РФ.

В силу статьи 146 ГПК РФ, ответчик после вступления в законную силу решения суда, которым в иске отказано, вправе предъявить к истцу иск о возмещении убытков, причиненных ему мерами по обеспечению иска, принятыми по просьбе истца.

Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия

Определение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 26.11.2012 г. отменить, решить вопрос по существу. Наложить арест на имущество, принадлежащее сельскохозяйственному производственному кооперативу « *** » и Терещенко Н.М. в пределах суммы иска ** рублей.

Полномочия третейского суда в разрешении споров

Какие дела рассматривает третейский суд

Третейский суд (далее — ТС) представляет собой негосударственный судебный орган, к которому вправе обратиться стороны — субъекты предпринимательской деятельности (предприятия, индивидуальные предприниматели) при возникновении конфликта между ними (ст. 2 закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ» от 29.12.2015 № 382-ФЗ, далее — закон № 382-ФЗ).

Для ответа на вопрос, какие дела рассматривает третейский суд, необходимо обратиться к п. 3 ст. 1 закона № 382-ФЗ. Так, ТС занимается спорами, возникающими из гражданских правоотношений (например, в рамках соглашений о поставке, строительного подряда, внутрикорпоративными спорами и т. д.), кроме тех, на рассмотрение которых законом установлен специальный запрет.

Согласно ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса РФ в ТС не могут быть переданы такие споры, как:

  • дела о банкротстве;
  • случаи оспаривания отказа налоговой в регистрации предприятия, ИП;
  • конфликты, связанные с работой депозитария при учете прав на ценные бумаги;
  • публично-правовые конфликты и т. д.

Основания для разрешения экономических споров третейским судом

Для разрешения экономических споров третейским судом недостаточно одной принадлежности отношений к гражданско-правовым и соблюдения правил об исключительной подсудности спора арбитражным судам РФ.

Важным условием передачи конфликта в ТС является наличие письменного арбитражного соглашения (далее — АС), оформленного в виде отдельного документа или включенного в текст коммерческого договора между его участниками (ст. 7 закона № 382-ФЗ).

ВАЖНО! Наличие арбитражного соглашения является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения, при условии что об этом в первую очередь заявит участник спора (ст. 8 закона № 382-ФЗ).

Дополнительно о ТС рассказывается в статье «Третейский суд и арбитражный суд — разница».

Полномочия третейского суда: что вправе делать ТС для разрешения спора

Третейские суды вправе рассматривать конфликты при наличии компетенции (полномочий), которые ставятся в зависимость от существования и действительности АС (ст. 16 закона № 382-ФЗ). При этом компетенция ТС распространяется только на вопросы, касающиеся существа конфликта, и в случае, если участник сочтет вопросы ТС выходящими за его пределы, он вправе заявить об этом. Оспорить полномочия ТС можно в государственном суде.

Смотрите так же:  Закон о тишине в москве с 2019 текст

Помимо разрешения конфликта по существу, в полномочия ТС входит вопрос о введении обеспечительных мер, являющихся обязательными для участников (ст. 17 закона № 382-ФЗ). О том, какие действуют обеспечительные меры, читайте в статье «Обеспечение иска в арбитражном процессе».

Таким образом, в полномочия третейского суда входит разрешение конфликтов в рамках гражданско-правовых сделок между предпринимателями и другие виды споров, кроме тех, на которые установлен законодательный запрет. Помимо разрешения конфликта по существу, ТС может рассматривать вопросы о введении обеспечительных мер.

Компетенция третейского суда

Материал для подписчиков издания «Ваш партнер-консультант». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

Электронные версии изданий

Подписчик читает издание ПЕРВЫМ, сразу же после его подписания в печать.

Вместе с новыми номерами предоставляется доступ к архиву издания за прошлые годы (при подписке на периоды более 6 месяцев).

PDF номеров издания

Номера изданий доступны для скачивания в pdf-формате.

Тема 5. Компетенция третейского суда и арбитрабильность споров

Тема 5. Компетенция третейского суда и арбитрабильность споров

Определение компетенции третейского суда: основные правила

До начала разбирательства дела по существу третейский суд должен определить объем и характер своих полномочий (компетенции) в отношении переданного спора. Компетенция третейских судов определяется законом и представляет собой совокупность их прав и обязанностей, властных полномочий, гарантирующих выполнение требований справедливой процедуры. Государство передает (делегирует) третейским судам полномочия по разрешению определенных категорий гражданских споров, в отношении которых сторонами заключено третейское соглашение. Заключая его, стороны приводят в действие нормы законодательства, наделяющие третейских судей властными полномочиями по рассмотрению спора и вынесению обязательного решения. Третейские суды вправе рассматривать споры, возникающие из конкретного правоотношения, ограниченные пределами третейского соглашения, поэтому решение, вынесенное по спору, не предусмотренному третейской записью, не может порождать правовых последствий. Таким образом, объем компетенции (полномочий) третейского суда произволен от объема (пределов) третейского соглашения.

Полномочия третейских судов по рассмотрению и разрешению спора закрепляются в правовых нормах. Диспозитивные нормы могут быть конкретизированы в третейском соглашении. В совокупности они образуют источники компетенции. Отметим, однако, что стороны свободны в предоставлении арбитрам прав и возложении на них обязанностей до тех пор, пока такие права и обязанности не противоречат императивным правовым нормам. Только сами стороны могут согласиться на истребование третейским судом доказательств, разрешение дела и вынесение обязательного решения, применение обеспечительных мер в отношении предмета спора и т. д.

Для определения компетенции третейского суда применяется конструкция, именуемая принципом (доктриной) «компетенции-компетенции». В соответствии с данным принципом третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на разрешение спор, в том числе в случаях, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения.

Принцип «компетенции-компетенции» нашел свое нормативное закрепление в ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», а также в ч. 1 и 3 ст. 16 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже». Это правило препятствует рассмотрению государственными судами вопроса о компетенции третейского суда до того момента, пока об этом не принято решение составом третейского суда. Арбитры в этом случае рассматриваются не как единственные, а как первые лица, принимающие решение по вопросам о компетенции на рассмотрение спора сторон.

Основное значение принципа «компетенции-компетенции» состоит в том, что он позволяет составу арбитража продолжать рассмотрение дела по существу даже тогда, когда одной из сторон заявлен спор по вопросам, связанным с наличием и действительностью арбитражного соглашения (как основания для наделения арбитража компетенцией на разрешение спора). Доктрина «компетенции-компетенции» предоставляет арбитрам возможность признать третейское соглашение недействительным и вынести решение об отсутствии у них компетенции на разрешение спора сторон, не входя в противоречие с самими собой. Данное правило было закреплено законодателем в ч. 5 ст. 17 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации».

Процедура и правила определения компетенции третейского суда. Вопрос о компетенции по разрешению спора рассматривается третейским судом неоднократно. Прежде всего на стадии принятия поступившего в суд искового заявления к производству, которая в постоянно действующем третейском суде завершается соответствующим постановлением председателя третейского суда. Затем — после сформирования арбитражного состава — он также обязан определиться со своей компетенцией.[13] В постоянно действующих третейских судах нередко используется двухступенчатая процедура при определении компетенции на рассмотрение спора. Компетенция арбитража на решение вопроса о собственной компетенции отнюдь не означает отсутствие какого бы то ни было последующего контроля.

Соотношение категорий «компетенция третейских судов» и «подведомственность дел третейским судам». Необходимо различать категории «компетенция третейских судов» и «подведомственность дел третейским судам». Основное различие, как отмечал профессор Ю. К. Осипов, состоит в том, что компетенция и подведомственность характеризуют связь между правомочием и его объектом по-разному. Если предметная компетенция характеризует ее со стороны субъекта полномочий, то подведомственность — со стороны их объекта.[14] Таким образом, если предметная компетенция характеризует связь между полномочиями третейских судов и объектом их деятельности со стороны субъекта (третейского суда), то подведомственность — со стороны объекта (дел, переданных в установленном порядке на разрешение третейского суда).

Подведомственность дел третейским судам

Третейские суды являются частью единой системы разрешения юридических дел, системы гражданской юрисдикции. По этой причине для регулирования отношений, возникающих в связи с отнесением гражданских дел к ведению третейского суда, используется межотраслевой процессуальный институт подведомственности, применение которого обеспечивает единство и системность правового регулирования процессуальных отношений.

Подведомственность дел третейским судам — это круг споров о праве, разрешение которых отнесено к ведению третейских судов. Подведомственность является одним из юридических условий, определяющих возникновение права на обращение в третейский суд. Подведомственность выступает и в качестве юридического факта в конкретном юридическом составе, определяющем возникновение и развитие третейского разбирательства. При обращении стороны в третейский суд подведомственность из юридического условия становится юридическим фактом. Юридическим фактом является не просто подведомственность, а ее конкретный, определенный вид (в случае с третейскими судами — альтернативная подведомственность).

Критерии подведомственности дел третейским судам. Действие процессуального распределительного механизма подведомственности обеспечивается указанием в законе на определенные критерии, в зависимости от которых конкретные дела поступают на разрешение третейских судов. Критерии применяются на системной основе для разграничения гражданских дел между третейскими и государственными судами и интегрированы в общую систему критериев подведомственности гражданских дел. В связи с этим можно выделить следующие критерии.

1. Наличие действительного третейского соглашения. Основным критерием, определяющим подведомственность дела третейскому суду, является наличие между сторонами действительного соглашения о передаче спора на рассмотрение третейского суда. На основе этого критерия разграничиваются дела между третейскими и государственными судами. В качестве основания для отнесения дела к подведомственности третейского суда может рассматриваться только действительное и исполнимое третейское соглашение. Недействительное арбитражное соглашение не порождает правовых последствий, кроме тех, которые связаны с такой недействительностью.

2. Характер спорного правоотношения. В третейский суд может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»). Общий круг дел, допустимых к рассмотрению и разрешению третейскими судами, конкретизирован рядом федеральных законов. Составной частью рассматриваемого критерия является допустимость рассмотрения третейскими судами определенных категорий правовых споров (арбитрабильность). Характер спорного правоотношения выступает также и в качестве условия действительности арбитражного соглашения — допустимости рассмотрения спора третейским судом.

3. Субъектный состав участников спора. На основе этого критерия разграничиваются дела между третейскими и государственными судами, а также между третейскими судами и международными коммерческими арбитражами. Субъектный состав участников спора как критерий подведомственности дел третейским судам сохраняет свое значение в отношении дел, одной из сторон в которых выступают публично-правовые образования.

4. Спорный характер дела. На рассмотрение в третейские суды могут быть переданы только споры, которые возникли или могут возникнуть в связи с определенным гражданским правоотношением. Третейские суды не могут рассматривать бесспорные дела, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Таким образом, в третейский суд для рассмотрения и разрешения могут быть переданы дела по спорам юридических лиц и (или) граждан, возникших из гражданских правоотношений, в отношении которых имеется действительное и исполнимое третейское соглашение, за изъятиями, установленными федеральными законами.

Распределение юридических дел между третейскими судами и международными коммерческими арбитражами осуществляется также на основе процессуального механизма подведомственности с использованием двух критериев — характера спорного правоотношения и субъектного состава участников спора. В международный коммерческий арбитраж по соглашению сторон могут передаваться споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.

Допустимость передачи спора на разрешение третейского суда (международного коммерческого арбитража) известна в теории как арбитрабильность. Институт арбитрабильности был заимствован из иностранного права, регулирующего отношения, возникающие при рассмотрении споров в международном коммерческом арбитраже. Принято различать объективную и субъективную арбитрабильность. Объективная арбитрабильность связана со свойством дела (характером спора), определяет допустимость рассмотрения в третейском суде определенных категорий дел. Субъективная арбитрабильность определяет возможность заключения арбитражного соглашения некоторыми субъектами гражданских правоотношений.

Арбитрабильность является составным элементом критериев характера спорного правоотношения (объективная арбитрабильность) и субъектного состава спора (субъективная арбитрабильность) при определении подведомственности дела. В этом смысле арбитрабильность — это свойство юридического дела, связанное с допустимостью его передачи для рассмотрения в третейский суд. Арбитрабильность определяет условия действительности третейского соглашения в правопорядке государства.

Круг дел, допустимых к рассмотрению и разрешению третейскими судами, определен Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации». Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» предусмотрено, что в третейский суд по соглашению сторон может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений. В этих целях гражданско-правовыми в соответствии с ч. 1 ст. 2 ГК РФ считаются отношения, связанные с определением правового положения участников гражданского оборота, основаниями возникновения и порядком осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), договорные и иные обязательственные отношения, имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Смотрите так же:  Судебные приставы североуральска

Общий круг дел, допустимых к рассмотрению и разрешению третейскими судами и международными коммерческими арбитражами, конкретизирован рядом федеральных законов. Сегодня на рассмотрение третейского суда могут быть переданы:

1) споры между участниками торгов на фондовой бирже, участниками торгов на фондовой бирже и их клиентами;

2) земельные споры;

3) имущественные споры, связанные с пользованием недрами;

4) споры о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта;

5) споры между государством и инвестором, связанные с исполнением, прекращением и недействительностью соглашений о разделе продукции;

6) споры, возникшие между товаропроизводителями (поставщиками) и потребителями (покупателями), определенными государственным заказчиком, при заключении, изменении, расторжении и исполнении государственных контрактов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, в том числе споры о возмещении причиненных убытков;

7) экономические споры между организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами-предпринимателями в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного природным лечебным ресурсам, лечебно-оздоровительным местностям и курортам;

8) споры, возникающие из торгового мореплавания, в том числе в связи с плаванием морских судов и судов внутреннего плавания по международным рекам, в указанных случаях, а также споры, связанные с осуществлением судами внутреннего плавания заграничных перевозок.

Допустимость рассмотрения третейскими судами споров с публичным элементом

По общему правилу в третейский суд по соглашению сторон может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношении. Вместе с тем, в последнее время в Российской Федерации отмечается тенденция ограничения допустимости передачи на рассмотрение третейских судов и международных коммерческих арбитражей споров, имеющих «публично-правовой» эффект, что обусловлено особенностями правовой природы отношений, лежащих в их основе, наличием в них публичного (государственного) интереса. Ограничение круга споров, допустимых к рассмотрению третейскими судами, осуществляется федеральными законами. Не могут быть переданы на рассмотрение третейских судов споры в сфере антимонопольного регулирования; споры, возникающие на рынке ценных бумаг (кроме указанных в ст. 15 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»); споры, связанные с защитой патентных прав; дела о банкротстве. Кроме того, судебная практика последовательно исключает дела, содержащие публичный элемент, из сферы третейского разбирательства. Сформирован подход, в соответствии с которым не подлежат рассмотрению в третейском суде споры, вытекающие из отношений публичного характера, в том числе касающиеся приватизации государственного и муниципального имущества.

Допустимость рассмотрения третейскими судами споров о правах на недвижимое имущество

Проблема допустимости рассмотрения третейскими судами споров о правах на недвижимое имущество в последние годы широко обсуждается на страницах юридической печати. Весь спектр мнений по этому вопросу О. Ю. Скворцов с некоторой долей условности сводит к четырем концепциям.[15]

Консервативная. Ее суть состоит в том, что споры о правах на недвижимость в соответствии с п. 1 ст. 38 АПК РФ относятся к исключительной подсудности государственных арбитражных судов. Как отмечает О. Ю. Скворцов, последовательное проведение этого подхода приводит к неизбежному выводу о том, что рассмотрение споров о правах на недвижимое имущество третейскими судами недопустимо. С точки зрения сторонников такого подхода, эта категория споров относится к ведению государственных судов. Обоснование подобного положения возможно за счет аргументов о наличии публичного начала в сделках с недвижимостью. Государство не может оставаться в стороне от контроля за подобного рода сделками. А если это так, то частные субъекты, в том числе и третейские суды, не вправе осуществлять юрисдикционную деятельность применительно к спорным отношениям по поводу недвижимого имущества.

Обязательственно-правовая. По мнению О. Ю. Скворцова, суть этой доктрины заключается в том, что третейские суды вправе рассматривать иски о правах на недвижимость, вытекающие из обязательственно-правовых отношений, и не имеют права рассматривать иски о вещных правах на недвижимость.

Либеральная. Последователи либеральной теории полагают, что третейские суды вправе рассматривать все гражданско-правовые споры о правах на недвижимость. При этом решение третейского суда рассматривается в качестве основания для того, чтобы регистрирующие органы произвели государственную регистрацию прав на недвижимость. Так же как решения государственных судов не подлежат пересмотру или проверке со стороны Регистрационной службы, так и решение третейского суда остается вне ее контроля.

Процессуальная. При помощи процессуальных теорий пределы компетенции третейских судов при рассмотрении споров о правах на недвижимое имущество обосновываются путем апелляции к процессуальной характеристике исков и соответствующих им судебных решений. Логика этих концепций пытается искать водораздел между публичным и частным в степени воздействия принимаемого юрисдикционным органом решения на спорные правоотношения. Основная идея заключается в том, что если посредством судебного акта происходит преобразование спорного правоотношения, то таковой судебный акт имеет публично-правовой эффект. В том же случае, если судебным актом не производится изменений в спорном правоотношении, этот акт влечет сугубо частноправовые последствия.

Позиция Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросу регистрации прав на недвижимое имущество на основании решений третейских судов заключается в следующем.[16] Государственная регистрация наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним может быть осуществлена на основе решения третейского суда, но при соблюдении условий для добровольного и принудительного исполнения этих решений. Стороны третейского разбирательства после вынесения решения третейского суда в соответствии со ст. 31 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» должны подтвердить намерение выполнить свою обязанность по исполнению решения третейского суда в добровольном порядке. Для этого на основе решения третейского суда стороны заключают соответствующий условиям третейского решения договор и составляют акт приема-передачи имущества. Регистрирующий орган осуществляет действия по регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии с договором.

Таким образом, судебная практика упорядочила сложные отношения в сфере признания прав на недвижимое имущество:

— признание права собственности на недвижимое имущество производится лишь в государственных судах Российской Федерации по месту нахождения такого имущества (исключительная подсудность);

— сделки, предметом которых является недвижимое имущество, могут рассматриваться в третейских судах Российской Федерации, но исключаются из юрисдикции зарубежных арбитражей (ст. 33, 248 АПК РФ);

— решения арбитражей о выполнении обязательств по сделкам с недвижимым имуществом исполняются сторонами добровольно или принудительно (на основе исполнительного листа, выданного государственным судом);

— решения арбитражей о праве собственности на недвижимое имущество не подлежат принудительному исполнению и могут отменяться.[17]

Верховным Судом РФ за последние годы были высказаны две, во многом противоположные, позиции по вопросу о возможности рассмотрения третейскими судами споров о правах на недвижимое имущество. Последняя из них состоит в следующем. Исходя из содержания подп. 3 п. 1 ст. 8 и п. 1 ст. 11 ГК РФ, решение третейского суда является одним из оснований возникновения гражданских прав. В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правовых отношений, если иное не установлено федеральным законом (п. 2 ст. 1 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации») — Статья 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество, установленных, в частности, решением третейского суда, осуществляется на общих основаниях. В п. 1 ст. 17 названного Федерального закона указано, что помимо перечисленных в данной статье документов основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения (абз. 8); иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (абз. 9). Исходя из этих установлений, если решение третейского суда сторонами не оспаривается, оно может являться основанием для регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом регистрирующий орган проводит правовую экспертизу всех представленных на регистрацию документов, в том числе и решения третейского суда в отличие от решений судов общей юрисдикции, проверку законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав (ст. 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Кроме того, руководствуясь абз. 11 п. 1 ст. 17 данного Федерального закона, регистрирующий орган осуществляет проверку юридической силы правоустанавливающих документов, представленных на государственную регистрацию прав. Под действие абз. 6 п. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», по которому основанием для государственной регистрации являются судебные акты, вступившие в законную силу, решения третейского суда не подпадают, поскольку они не обладают таким свойством решений судов общей юрисдикции, как «законная сила судебного решения». В случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регистрирующий орган может отказать в регистрации прав. Отказ в государственной регистрации прав может быть оспорен заинтересованным лицом в суд общей юрисдикции. Такие дела третейскому суду не подведомственны.[18]