Пособие по гравировка

Гравировка по дереву

Гравировка – один из самых деликатных способов обработки древесины. Она предусматривает нанесение на материал фигурных рисунков или сложных орнаментов ручным или механическим методом. При этом изображения могут украшать фасады мебели, посуду, сувенирные и прочие изделия. Ценителей резного искусства часто интересует, как осуществляется гравировка по дереву своими руками. Её делают, применяя штихели, фрезы, пуансоны, дремели и лазерные станки. Выбор конкретного инструмента влияет на технику нанесения орнаментов, узоров и изображений.

Особенности искусства

Метод гравировки материалов берёт своё начало от древних рисунков. Их оставляли на стенах пещер, незамысловатых предметах быта, примитивной каменной посуде. Со временем гравировкой стали украшать деревянные изделия, например, резные прялки, фасады мебели, панно.

В настоящий момент технологии обработки материала сильно изменились. Если раньше мастера гравировали предметы ручным методом, то теперь это происходит с помощью механических станков (гравёров, фрезеров и т. д.).

Подобные технологии оптимизируют процесс обработки древесины, экономя время на создание узоров. Несмотря на это, станочные орнаменты отличаются высокой детализацией, красотой и оригинальностью.

Наиболее часто метод гравировки используют при создании:

  • резных фасадов мебели (на шкафах, кроватях, столах и т. д.);
  • дверей и карнизов;
  • деревянной посуды (ложек, разделочных досок и т. д.);
  • панно и картин;
  • шкатулок, икон, декоративных изделий для интерьера;
  • сувениров.

В дальнейшем гравировка по дереву получила широкое распространение, во многом благодаря изящности и оригинальному внешнему виду изделий.

Похожие материалы:

Основные инструменты для работы

Как делать гравировку на дереве начинающим мастерам? Техника будет зависеть от используемого инструмента. Наиболее часто для гравировки резчики применяют:

  1. Штихели. Инструменты имеют тонкие стальные стержни разной формы. Благодаря этому мастера могут создавать канавки, желобки, геометрические фигуры и иные элементы орнамента. Штихели используют исключительно при ручной гравировке, которая занимает много времени, а также требует полной отдачи и креативности.
  2. Пуансоны. Инструменты визуально напоминают гвоздь. Пунсоны имеют острую рабочую часть, с помощью которой гравируют пунктирные линии и точки различной глубины или диаметра.
  3. Бормашины. Как сделать гравировку на дереве, применяя данный инструмент? Для этого на заготовку наносят контур узора, а затем, подобрав нужную насадку, вырезают материал. Бормашины не просто механизируют процесс изготовления изделий, но и ускоряют его, поскольку частота их вращения может достигать 35 тысяч об/мин.
  4. Фрезерно-гравировальные станки. Ассортимент моделей позволяет использовать такую технику не только в промышленности, но и в домашних условиях. Подобные станки подходят для гравировки небольших заготовок (формата листа А4), цилиндрических предметов, сувениров и т. д. Основным рабочим элементом инструмента выступает фреза, которая, вращаясь, осуществляет отделку материала.

Лазерная гравировка по дереву – новейшая технология, получившая широкое распространение в декоративно-прикладном искусстве. Её осуществляют на специальных программируемых станках, которые выполняют функции 3D-принтеров. С их помощью можно обрабатывать эскизы на компьютерах, создавая эксклюзивные орнаменты, а также гравировать плоскую или округлую древесину.

Ценителям ручной работы

Начинающие мастера, как правило, отказываются от электрооборудования при резьбе. Они предпочитают обрабатывать древесину ручным методом. Такая технология предусматривает использование:

  • набора штихелей (в него входят округлые, плоские, угловые, V-образные и прочие инструменты);
  • пуансонов для пунктирных линий;
  • лампы с линзой;
  • приспособления, подкладываемого под заготовку.

Как делается гравировка по дереву своими руками при использовании таких инструментов? Если у резчика нет опыта, необходимо применять учебное пособие, в котором представлены узоры и техники их исполнения.

Далее мастерам нужно положить заготовку на подушечку, чтобы предупредить скольжение материала. Для её фиксации также можно использовать двусторонний скотч. Затем начинающие резчики должны перенести орнамент на заготовку, делается это с помощью трафарета. Его прикладывают к материалу, а потом обводят контур. По нему осуществляют резку, ориентируясь на инструкции пособия.

Если вас интересует гравировка по дереву своими руками, видео из интернета помогут в освоении техники. Ведь теперь информацию по декоративно-прикладному искусству можно получать не только из книг.

Гравировка материала бормашинками

При работе с деревом можно использовать иные инструменты, которые помогут сэкономить время. Наиболее простые из них – бормашинки с заменяемыми насадками. Этапы гравировки этими инструментами предусматривают:

  1. Выбор материала. Работу лучше проводить на породах с монолитной текстурой: ольхе, берёзе, буке, липе и т. д. Твёрдая и смолистая древесина по типу сосны или дуба менее пригодна.
  2. Перенос эскиза. Рисунок переводят на доску с помощью простого карандаша, заштриховывая фон картинки.
  3. Проработка контура. Для гравировки подбирают круглый звёздчатый бур. При этом диаметр инструмента лучше брать маленького размера. Глубину контура можно варьировать самостоятельно: чем она больше, тем сильнее орнамент будет выступать над фоном. Благодаря этому мастер может создавать реалистичные и объёмные узоры.
  4. Гравировка фона. Для его «забивки» используют бор среднего размера. При гравировке фона важно следить, чтобы инструмент не касался самого узора.
  5. Шлифовка. Завершающий этап. Проводится с помощью наждачной бумаги с низкой абразивностью.

Гравировка гравером по дереву своими руками, как и обработка материала ручными инструментами, это достаточно сложный процесс. Однако специалисты компании «Русский Бондарь» освоили его в совершенстве. Обращаясь к нам, клиенты смогут купить в ассортименте сувениры, мебель и оригинальные детали интерьера, выполненные в лучших традициях гравировального искусства.

Пособие по гравировка

Учебник «ГРАВИРОВКА. От простого к сложному»

Sem: ОБЛОЖКА НОВОЙ КНИГИ. Информация по ней в следующем посту.

Sem: УЧЕБНИК «ГРАВИРОВКА. От простого к сложному». E-mail: [email protected] Материал практически написан (есть пара мест, где хочется полнее раскрыть темы). Затем сделать вёрстку и сдать материал в издательство. Моя начальная задача: выпустить учебное пособие в формате 60х90 1/16. Ч/б вариант. Твёрдый переплёт. Офсетная печать. Бумага офсетная книжно-журнальная. Гарнитура литературная. Объём — 384стр (? — может быть и гораздо больше – 496стр). Количество тиража – (? – так же вопрос открытый). Эти открытые вопросы существенно влияют на затраты проекта. Как понять: «Насколько нужен учебник по гравировке? И в каком объёме (в прямом и переносном смысле этого слова)?». Как издательство я, естественно, не потяну 20 000 тираж и полноцветную печать с подарочным исполнением книги (именно таким тиражом вышла в свет в издательстве «Аделант», Москва, первая книга «Авторское оружие. Создание образа, отделка»). Вот и пытаюсь разрешить этот небольшой ребус и тираж сейчас может быть достаточен и в 1 000 экземпляров, а может быть и менее. Есть два дополнительных фактора, которые могут повлиять на положительную динамику. ПРЕДЗАКАЗ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ПОЖЕРТВОВАНИЯ. Предзаказ покажет спрос на это издание и интерес к такому подходу. Правда, сейчас сложно понять, каким числом это будет обозначено в денежном эквиваленте. Для осуществивших предзаказ будет именная авторская подпись. Вопрос к людям, готовым добровольно пожертвовать минимальную часть своего бюджета. Если Вы заинтересованы в развитии и сохранении русских традиций в гравировке, если у Вас есть возможность перечислить любую, не отяжеляющую Вашу жизнь сумму я, в свою очередь, готов поделиться своими знаниями, которые материализуются в печатном издании. Помощь поможет более полно раскрыть материал, выпустить учебник более высокого качества и бОльшим тиражом. Если Вам есть что сказать относительно моего предложения, обозначьте это любым способом. Только после общего обсуждения подумаю и приму решение о выкладке своих данных для перечисления денежных средств. УЧЕБНИК ВЫПУЩУ НА СВОИ СРЕДСТВА В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ. Стоит немного сказать о компоновке и содержании учебника. Материал полностью систематизирован. Темы выложены в полной последовательности обучения граверному мастерству. Разделы поделены на УРОКИ (в расширенной версии их больше 20-ти). Абсолютно все уроки имеют огромные дополнения и расширенный рассказ по самым «узким» местам. Проведён разбор и анализ возможных причин брака практически для всех техник гравировки. Особое внимание уделено изготовлению и заточке граверных резцов: проведён широкий анализ их работы. В книгу включены наработки или практический материал работы со слушателями на учебных занятиях и ответы на вопросы, присылаемые мне на почту. И т.д. На данный момент мне предстоит переформатировать книгу с расширенным содержанием, включающую в себя несколько дополнительных уроков №№19, 20 и 21 в УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ в обозначенные ранее рамки. Дополнительные Уроки (19, 20, 21) можно как расширить, так и удалить полностью из книги, оставив материал, касающийся только граверного дела. Убрать «лишние» фотографии, оставив только те, без которых невозможно обойтись для раскрытия тем. Содержание книги «ГРАВИРОВКА. От простого к сложному». От автора. Решение: научиться гравировать. Рабочее место гравера. Инструмент. Техника безопасности. УРОК 1. Азы слесарной работы. Как подготовить пластину для гравировки? УРОК 2. Ознакомление с формами и правильной заточкой граверных резцов. Граверные_РЕЗЦЫ_углы заточки. Правила затачивания молоточного резца, начиная с заготовки. Сравнительние работы граверных резцов и другого инструмента. Правила изготовления штихелей (ручных резцов). Как правильно держать молоточный резец и штихель? Правильная работа штихелем. УРОК 3. Гравировка прямых линий. Общее для гравировки. УРОК 4. Гравировка змеек – «большой и малой». Заполнение змеек кавычками. УРОК 5. Гравировка спирали. Заполнение спирали внутренними и внешними кавычками. Использование типографской краски в работе гравера. Как правильно снять оттиск с фрагмента работы. Заусенцы во время гравировки и после гравировки (как, чем и когда удалять и удалять ли их вообще?). УРОК 6. Эскизы. Перенос рисунка с эскиза на изделие. Разметка орнамента. УРОК 7. Орнамент, используемый тульскими граверами. Ветвь дуба Чертополох. Русская плетёнка. Виноградная лоза Стилизованный растительный орнамент. Разный орнамент. Построение орнамента. УРОК 8. Гравировка. Плоскостная гравировка орнамента с тушёвкой фона шатирштихелем. Плоскостная гравировка сцен охоты. Плоскостная гравировка атрибутики. Обронная гравировка сцен охоты и орнамента. Комбинированная гравировка. Объёмная гравировка. Гравировка эбонита. УРОК 9. Чеканка. Термическая обработка металлов. Инструмент. Чеканка, несколько практических советов до начала обучения. Чеканка ветви дуба, ветви лавра, элементов стилизованного растительного орнамента и т.д. Чеканка животных. Работа со сценками на охотничьи сюжеты. Оттиски и слепки. Как правильно снять слепки на пластилин. УРОК 10. Всечка. Изготовление фильерной (волочильной) доски. УРОК 11. Насечка. Граверные работы на тонкостенных деталях. УРОК 12. Таушировка (золочение, насечной фон). УРОК 13. Работа с оптической головкой. УРОК 14. Разметка и гравировка букв. УРОК 15. Обучение письму штихелями. УРОК 16. Гравировка авторских клейм. УРОК 17. Работа с объёмом. УРОК 18. Вставки (серебро). УРОК 19. Расчет времени, необходимого для работы. УРОК 20. Создание авторского художественного клинкового оружия (АХКО), как один из примеров применения практических навыков. Авторский обзаз, скрытый за внешним видом произведений. Список терминов: ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ (коротко и средне клинковое) Часть 1 — Охотничий нож в ножнах «Русский медведь». О технологических этапах создания произведения. Часть 2 — Каминная композиция кинжал на подставке «Снежная Королева». Мрамор коэлга, работа над созданием тонкостенной скульптуры малых форм. Часть 3 – Кинжал «На просторах России» 2014г. Применение сегодня символов на оружии и ненавязчивый урок: «О подходе к своей работе». Часть 4 – Нож « Полифония металла». Наборная металлическая рукоять, как один из способов перехода к иным подходам в реализации авторских идей. УРОК 21 (дополнительный). Работа с деревом. — Самостоятельное изготовление специального инструмента для работы по дереву. — Олифовка дерева. — Устранение вмятин. — Инкрустация деревом, перламутром и металлом. Таблицы. Литература Содержание.

Смотрите так же:  Зачем нужен осаго

Vladimir71: Олег, приветствую! Можешь считать меня первым предзаказчиком на 3 экземпляра книги. Ели имеет значение моё мнение, то я за самую полную и расширенную версию, без купюр и сокращений. Готов внести посильный денежный вклад на реализацию твоего проекта, его размер оговорим по телефону на днях. С уважением, Владимир.

Sem: Vladimir71 пишет: Ели имеет значение моё мнение, то я за самую полную и расширенную версию, без купюр и сокращений. Доброго времени суток, Владимир! Ты второй, кто обозначил желание видеть полную версию книги. И, — твоё мнение, как и мнение каждого очень важно. Спасибо! Поздравляю тебя! Ты первый (на форуме Гильдии. ), кто сделал свой выбор! Об остальном по телефону или в скайп) С уважением, Олег

putnic: Хотел вчера принести с фейсбука, но Олег сам сделал.

Sem: putnic пишет: Хотел вчера принести с фейсбука, но Олег сам сделал. Спасибо, Андрей! Не только за это желание, но и за показ моих работ. Мне неожиданно было их увидеть от тебя . Но сейчас не об этом разговор. Предполагаю, что книги в свободной продаже не будет. Так на сейчас складывается мозаика.

KV1: Олег,доброго дня,тоже желаю видеть полную версию книги. два экземпляра книги в глубокий резерв,оплату гарантирую.

Sem: KV1 пишет: желаю видеть полную версию книги Сам хочу. а как сложится. Сейчас идёт переформатирование одной версии в другую. чтобы было яснее — варианта, похожего на первую книгу, . в учебное пособие по гравировке. а дальше. посмотрим))) записей накопилось многовато. Не многотомник же издавать? . )))))))))))))))

Old Tramp: KV1 пишет: Олег,доброго дня,тоже желаю видеть полную версию книги. два экземпляра книги в глубокий резерв,оплату гарантирую. +1!

Sem: Old Tramp пишет: +1! Александр! Записываю — один экземпляр Вам! )

маркетрист: Олег, постарайся издать полную версию. Ты помнишь, я второй подписчик (после Владимира71). Предоплату обсудим в личке.

Sem: маркетрист пишет: Предоплату обсудим в личке Игорь, что от меня зависит — расскажу. А с точной ценой книги мне ещё предстоит определиться, когда будет полная ясность по затратам.

KV1: Олег,а почему и не многотомник.

Sem: KV1 пишет: а почему и не многотомник. Потому что дорогое это удовольствие. книги печатать.

KV1: с мира по нитке,голому рубашка.

Sem: KV1 пишет: с мира по нитке,голому рубашка. есть ещё одна версия — «верёвка» . ))))))))))))))) Второй том это практически двойное удорожание книги.

Rarog: Олег, запишите и меня на один экземпляр. Я за полную версию.

Trionix: Главы 19, 20 и 21 просто необходимы! «расчет времени для работы» — болезненная тема для всех, кто работает руками. Тираж . тысяча это весьма мало, все знакомые ювелиры или приобрели Вашу первую книгу, или пользуются электронной версией, поскольку книга просто незаменимая. Любителей все больше, хорошо бы Вы продублировали тему в «Мастерской» на ганс.ру , там предзаказов будет побольше, и денег тоже. Если бы договор с издательством предполагал допечатку. Кстати, какой способ печати? Когда-то сталкивался с тем, что 5000 плоской дороже 30 тыс ротационной, издавали каталог. Лишних фотографий не бывает, в них многие что-то увидят полезное. Финансово — перечислю в ближайшее время. как получу оплату хоть за что-то. Предзаказ на два экземпляра минимум, кому дарить уже знаю.

Сергей: Олег, запишите и меня на один экземпляр. Я за полную версию.

Trionix: Да, а где реквизиты для предзаказа или помощи автору?

Sem: Trionix пишет: а где реквизиты для предзаказа или помощи автору? Ещё не знаю точных затрат. и, как следствие, цену одного экземпляра книги. А уже после этого.

Пособие по гравировка

Олег Семенов издает учебник «Гравировка. От простого к сложному».
Стоимость 1500 р. + доставка. Тираж — всего 500 экз. Возможен предварительный заказ. Выход книги планируется в декабре.

Модераторы, пусть повисит недельку. Спасибо.

А там не надо регистрироваться. Данные карточки Олега для оплаты есть в тексте, его почта тоже там.

Гравировка своими руками

Гравировка – это тот вид творчества, который вряд ли будет забыт человеком. Она позволяет увековечить память: создать картины, оставить послания, перед которыми время будет бессильно.

Из Истории

Искусство нанесения надписей и рисунков на поверхность какого-либо материала методом вырезания было известно с древнейших времен. Первыми образцами гравировки считают вырезанные на камне рисунки в жилищах первобытных людей. Начиная с Шумерской цивилизации, в третьем тысячелетии до нашей эры, украшать предметы быта гравировкой стало традицией. В Древнем Риме гравировку использовали для нанесения на оружие и посуду, а в Древнем Египте была очень популярна гравировка на изделиях из золота. Во времена Римской империи традиция не изменилась, а изменились масштабы и сюжеты выполненных рисунков. В этой технике начали запечатлевать сцены из мифологии, пейзажи и натюрморты.

В Средневековье гравировкой мастера стали украшать ювелирные изделия. Тогда же начала совершенствоваться и техника нанесения рисунков, появились новые виды гравировки, а узоры приобрели объем и рельеф. Гравировка начала сближаться с живописью и скульптурой, а эпоха Барокко стала периодом расцвета гравюр.

В Россию мода на граверное дело пришла вместе с великими реформами Петра I. До этого времени гравировкой украшали лишь деревянные обложки книг и некоторые предметы быта. Граверное дело оказалось очень востребовано среди населения. Так называемые «фряжские листы» — резанные на меди и дереве гравюры — украшали дома купцов и аристократов. Кроме того, гравюры использовали в качестве поздравительных листов или памятных посланий.

В XVIII–XIX веке гравировкой пользовались очень часто для украшения оружия. Искусно выгравированные картины на металле были визитной карточкой многих оружейников. В XIX веке начала активно применяться механическая гравировка.

В наши дни гравировку наносят разными способами: лазером, бором, штихелем, гравером на самые разные поверхности. В производственных масштабах наиболее распространены лазерная и механическая гравировки. Тем не менее ручная гравировка, выполненная в единственном экземпляре, ценится, как и столетия назад.

Ручная гравировка

Главной отличительной чертой ручной гравировки является возможность нанесения сложных узоров, орнаментов и рукописных надписей на поверхностях различной формы. При работе с небольшими, зачастую хрупкими предметами, которые требуют к себе особенно бережного отношения, ручная гравировка незаменима. Кольца, браслеты, подвески и другие ювелирные изделия, сувениры из стекла, металла, фарфора или пластика, посуда — все эти предметы подходят для нанесения изящных гравюрных штрихов.

Ручная гравировка выполняется штихелями. В переводе с немецкого слово «штихель» означает «резец». Штихели представляют собой короткие и узкие инструменты из стали, имеющие острые, косо срезанные лезвия. Штихели могут быть различной формы и для удобства гравера вставляются в деревянные ручки округлой формы. Мастер выводит резцом линии рисунка, прижимая к рабочей поверхности его острый край. При этом снимается тонкая стружка, оставляя борозды различной ширины и глубины, размер которых зависит от сечения штихеля и силы нажима на инструмент.

Для начинающих самым удачным решением может стать портативный ручной микрогравер, в комплект с которым входят две насадки, которые позволяют наносить линии разной толщины, и ключ для их замены. Как правило, инструменты работают от батареек, что позволяет использовать их где угодно, вдали от источников питания.

Процесс работы

Значительную роль играет подготовленность места: чтобы глаза не уставали и были проработаны детали, важно наличие хорошего освещения. А для того, чтобы последовательность движения руки не была нарушена, освобождаем пространство вокруг рабочей зоны. В целях безопасности защищаем глаза, надев очки, и приступаем к работе.

Заливка рисунка сферической насадкой с алмазной заточкой

Чтобы сделать гравировку, наносим рисунок при помощи карандаша, маркера или копирки на поверхность изделия. Затем подготавливаем инструмент, надевая и закрепляя насадку: конусообразные насадки используются для нанесения линий, а сферические — для того, чтобы сделать заливку и придать рисунку объем. Прежде чем приступать к воплощению творческого замысла, необходимо «набить руку», потренировавшись гравировать линии, завитки и заливки в различных направлениях. Далее повторяем изображение непосредственно гравером. На больших участках важно работать инструментом в одном и том же направлении, это позволит выполнить работу максимально аккуратно.

Смотрите так же:  Адвокат мухтар гусенгаджиев

Полет фантазии

Гравер — это многофункциональный инструмент, который может использоваться в самых разных видах рукоделия.

Он будет полезен, даже если ваше творчество, на первый взгляд, никак не связано с гравировкой. Допустим, вы создаете предметы декора в технике декупаж, или украшения из различных бусин, или шьёте одежду, декорируя ее металлическими или деревянными пуговицами и тому подобное. С помощью гравировки ваши изделия обретут уникальность, а при нанесении инициалов или названия коллекции — имя.

Предметы, украшенные рисунками и надписями, могут служить отличными подарками: гравировка на столовых приборах, часах, стеклянных бокалах, табличках и многое другое. Особенно популярна гравировка на украшениях: кольца, кулоны, браслеты с надписями или тонкими узорами. Также гравировкой можно украсить и ваше личное украшение, на котором можно зафиксировать важную дату, афоризм или жизненный девиз. Ведь даже библейский царь Соломон, по легенде, носил перстень с надписью «все пройдет», и эта история о волшебном кольце, дарующем мудрость своему владельцу, будоражит пытливые умы на протяжении веков и дает им щедрую пищу для размышления. Украсьте гравировкой любое украшение — и оно станет уникальным, приобретет свой сакральный смысл или сохранит память о важном событии на долгие годы.

Гравировальные работы. Техники, приемы, изделия

© DepositPhotos.com / V_Nikitenko, gregory21, Dontes, andreysafonov, pavila1, starman963, Baloncici, jarin13, обложка, 2014

© Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», издание на русском языке, 2014

© Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», художественное оформление, 2014

© ООО «Книжный клуб “Клуб семейного досуга”», г. Белгород, 2014

Гравирование, т. е. резьба, – один из древнейших способов художественной обработки металлов и некоторых неметаллических материалов (кости, дерева, камня и др.). Его сущность – нанесение надписи, линейного рисунка или рельефа на поверхность обрабатываемого материала, причем нанесенный узор образуется бороздками, выемками, царапинами.

Истоки гравирования уходят в глубокую древность. Даже первобытные люди умели наносить подобные узоры на поверхность кости и камня. Находки археологов показывают, что первые высокохудожественные изображения были выгравированы первобытными мастерами на камне как минимум 23 тысячи лет назад. Скорее всего, в ходу была и гравировка по дереву, но за давностью лет деревянные изделия, разумеется, сохраниться не могли. Зато до наших дней дошли прекрасные образцы мастерства граверов древних цивилизаций Египта, Греции и Рима. Широко известны и бронзовые изделия, выполненные кавказскими художниками-граверами еще в начале I тысячелетия до н. э. В основном это оружие – боевые топоры и кинжалы, украшенные гравированными орнаментами и изображениями животных. Мастера древнего Новгорода, Киева, Пскова, Москвы, Тулы и других городов оставили нам прекрасные образцы гравировки на различных металлах. Украшенные гравировкой клинки, вырезанные из кости и дерева фигурки, ювелирные изделия стали предметами гордости лучших мировых коллекций произведений искусства.

Гравирование часто применяется в сочетании с другими техниками, например чеканкой и штамповкой. В основе последних лежит общий прием: металлический стержень вколачивается ударом молотка в металл, оставляя в нем углубления. Гравирование же – искусство более утонченное. Так же как и рисунок, выполненный карандашом или пером, тонкие линии, вырезанные на металле, рассчитаны на разглядывание, любование вблизи.

Такой механический способ получения углубленного рисунка называется резцовым гравированием. Резец, которым выполняется гравировка, должен быть намного прочнее и тверже обрабатываемого металла. В крито-микенскую эпоху древние граверы изготавливали резцы из бронзы. Их предварительно упрочняли особым способом, но все же они были недостаточно твердыми. При обработке золота, серебра и меди резцы быстро тупились. Тем не менее благодаря упорству и искусному владению этими инструментами древние мастера создавали настоящие шедевры декоративно-прикладного искусства. Любуясь в музеях дошедшими до нас древними изделиями, украшенными изящной гравировкой, мы не подозреваем, что созданы они несовершенными инструментами.

Пика развитие гравировального искусства достигло в конце XV века. Гравировку использовали для украшения вооружения и доспехов, нанесения геральдических знаков на щиты. В те времена это было очень важно, так как щит с гербом был порой единственным предметом, позволявшим отличить врага от союзника – ведь рыцари были полностью закрыты латами. Но уже в эпоху Ренессанса (в связи с появлением печатного дела) гравюра, по сути, стала первым удачным опытом сочетания уникальности художественного шедевра и промышленной технологии.

В XV веке появилась техника «офорт», при использовании которой бумажный оттиск получают с металлической пластины с выгравированным рисунком или текстом в зеркальном отображении. Конец XV века был отмечен появлением целого ряда хорошо известных ныне виртуозов гравюры. Самым талантливым из них единодушно признан немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471–1528) – величайший мастер, в совершенстве выразивший себя как в штриховой гравюре, так и в офорте.

В конце XVIII века, в эпоху промышленной революции, все большее значение стало приобретать использование машин. Бездушный печатный станок и механические способы воспроизведения изображения понемногу вытеснили ручное гравирование. Оно стало применяться в основном для нанесения орнаментов и охотничьих сюжетов на огнестрельное и холодное оружие, на предметы роскоши вроде карманных часов, придавая еще б?льшую ценность и без того дорогим вещам.

В России времен Петра I древнерусское слово «резьба» применительно к работе по металлу стало постепенно заменяться французским «гравировка» или «гравирование». Мастер, выполнявший граверные работы, стал называться гравером, т. е. резчиком по металлу.

За многие века своего существования гравировка проникла в самые разные области производства, как художественные (ювелирные украшения, гравюры), так и чисто технические, например производство точных измерительных инструментов и приборов (нанесение делений, градуировка и оцифровка микрометрических и нониусных шкал и т. п.). И хотя в наше время углубленный рисунок на различных материалах можно очень быстро получить с помощью химического и электрического гравирования, эти высокопроизводительные способы все же не смогли вытеснить резцовое гравирование, возникшее в глубокой древности. Это объясняется прежде всего тем, что гравировка, выполненная с помощью металлических резцов, отличается красотой и четкостью гравированных линий, а также особой теплотой, которая свойственна только рукотворным изделиям.

Виды гравировальных работ

Сущность любого вида гравирования заключается в нанесении углубленного изображения на изделие из металла, кости, камня, дерева, стекла и другого материала. В технологии граверного мастерства различают плоскостное (двухмерное) и обронное (трехмерное) гравирование. Приемы плоскостного гравирования наиболее широко распространены в ювелирной практике и декоративно-прикладном искусстве (художественная обработка металлов, дерева, кости, пластмасс). Этот вид гравирования характеризуется обработкой только поверхности изделия, когда резцом наносится декоративный узор, шрифтовые надписи, многофигурные композиции, пейзаж и т. п. Плоскостной гравировкой украшают не только плоские, но и объемные изделия. Возможности этого метода гравирования очень широки: рисунки, графические работы, выполненные резцом (штихелем) на металле, еще более тонкие и совершенные, чем рисунки, сделанные карандашом или даже пером. Гравировка почти на любом материале смотрится очень красиво, и любование ею приносит удовольствие. И, пожалуй, самое важное – гравировка на металле долговечна. Со временем она практически не меняет свой внешний вид.

Плоскостное гравирование имеет несколько направлений. Собственно гравюра (от французского слова graver – вырезать) представляет собой вид графического искусства, где рисунок сначала вырезается или вытравливается на доске (деревянной, металлической или из другого материала), а затем оттискивается с доски на бумагу с помощью печатной краски. Гравюрой называют также оттиск с доски и саму гравированную доску (печатную форму).

Гравюра может быть высокой или выпуклой, если черные (печатающие) штрихи рисунка оставляют на доске нетронутыми, а промежутки между ними вырезают. Если же печатающие штрихи прорезают (или протравливают) вглубь, а промежутки оставляют нетронутыми, гравюра называется глубокой или углубленной. В первом случае печатную краску наносят на поверхность доски, во втором забивают внутрь штрихов, а с поверхности доски стирают. К высокой гравюре относится гравюра на дереве и на линолеуме, к глубокой – разные виды гравюры на металле: резцовая гравюра, офорт, сухая игла и др.

Отдельное место среди гравюр глубокой печати занимает техника меццо-тинто[1] 1
Меццо-тинто – «черная манера», от итал. mezzo – средний, tinto – окрашенный.

[Закрыть] . При изготовлении печатной формы для меццо-тинто полированная поверхность медной пластины механическим или химическим способом делается зернистой. При печати такая пластина дает ровный черный тон. На зазерненную пластину (чистую или покрытую краской) иглой или карандашом наносится изображение; места, предназначенные быть светлыми, выглаживают или выскабливают, при этом создают постепенные переходы от тени к свету. Гравюры меццо-тинто отличаются глубиной и бархатистостью тона, богатством и тонкостью светотеневых эффектов. Эта техника применялась главным образом для воспроизведения картин.

Гравюра принадлежит столько же искусству, сколько и печатному делу, полиграфии. Из двух разновидностей гравюры развились два основных способа печати: высокая, или типографская, печать (включающая наборный шрифт) и глубокая, или металлографическая, печать. Позже к ним добавился третий способ – плоская печать, к которой относится литография. Печатающие штрихи и промежутки между ними лежат здесь в одной плоскости, на поверхности литографского камня, и печатание основано на химическом принципе.

Распространенным видом граверных работ является гравирование различных надписей и рисунков на портсигарах, часах и прочих предметах. Все эти работы носят общее название – гравирование для вида. В гравировании для вида работа заключается в удалении металла из линий букв текста или рисунка, а фон полируют до получения глянцевой поверхности. Это гравирование, применяемое для украшения изделий, может выполняться как в виде обычной резьбы, так и дополнительно обрабатываться методами гравирования под чернение (чернь) и гравирования под глянец. В первом случае все углубления, созданные гравированием, заполняются специальными темными мастиками. В технологическом отношении такое гравирование отличается только тем, что выполняется несколько глубже, чем обычно, а углубление желательно выполнить шероховатым для лучшего сцепления вводимой в углубление мастики. Во втором случае линиям гравировки придают особенный блеск, матируя иногда фон.

Смотрите так же:  Льготы по кредитам в сбербанке

Таушировка – это своеобразный древний прием украшения драгоценными металлами бронзовых и стальных изделий. Процесс представляет собой инкрустацию одного металла другим, более мягким и имеющим меньшую температуру плавления. Сущность процесса заключается в том, что наружную поверхность изделия специальным образом насекают и набивают проволокой (полосами, расплавом) цветного или драгоценного металла в виде узора или рисунка. В одних случаях это тончайший орнамент из завитков и стилизованных растений, в других – изображения животных, птиц или человека. Иногда методом насечки осуществляют надписи на металле, орнаментированные в той или иной манере.

Такая технология применялась для декорирования художественных изделий, предметов бытового назначения, вооружения и боевого снаряжения: мечей, кинжалов, щитов, шлемов, наручей, а позднее и огнестрельного оружия. Следует учесть, что таушировка – это сложный и трудоемкий процесс, требующий от исполнителя большой выдержки, мастерства и сосредоточенности. Техника гравирования отличается высокими художественными достоинствами. Четкость линий, выразительность штриха, строгость и лаконизм заставляют исполнителя быть особенно требовательным к процессу создания гравированной композиции.

Для плоскостного гравирования пригодны почти все металлы и многие неметаллические материалы (кость, дерево, пластмассы, некоторые мягкие породы камня, янтарь и др.). Из металлов лучше всего поддаются гравированию латунь, пробное серебро, некоторые стали. Хорошо гравируются бронза, цинк, никелевые сплавы; хуже гравировать на чистых золоте, серебре, платине, а также алюминии.

Отдельным видом гравирования считается химическое или электрохимическое травление. Эти способы позволяют нанести рисунок следующим образом: металл покрывают слоем кислотоупорного лака, затем на лаке процарапывают нужный узор или текст и все изделие слегка протравливают слабым раствором кислоты или помещают в электролизную ванну.

Обронное (трехмерное) гравирование – способ, при котором резцом создается рельеф или даже объемная (круглая) скульптура из металла. Кроме того, в обронном гравировании выделяют два варианта: выпуклое (позитивное) гравирование, когда рисунок рельефа выше фона (фон углублен, снят[2] 2
Термин «оброн» произошел от слова «обирать» – убирать фон.

[Закрыть] ), и углубленное (негативное) гравирование, когда рисунок или рельеф режется внутри фона.

Обронное гравирование по сравнению с плоскостным в современных условиях применяют гораздо шире и чаще. Это объясняется тем, что если при художественном плоскостном гравировании обрабатывают непосредственно поверхность изделия и получают художественное произведение (декоративные предметы, ювелирные изделия и т. п.), то при оброне изготавливают инструменты или приспособления, которыми потом производят художественные изделия серийным или массовым тиражом. К ним относятся производство гравюр, эстампов, офортов, клише для печати, гравирование ситценакатных валов, багетных роликов, конгревных досок, клейм для тиснения, пуансонов и матриц для штамповки, пресс-форм для литья и т. п.

Обронная техника для изготовления уникальных изделий по оригиналу художника сейчас применяется редко. Обронное гравирование – более трудоемкий процесс по сравнению с плоскостным гравированием. Оброном выполняют рельеф (или контррельеф) и объемные предметы (или формы для объемов). Эта работа, естественно, требует снятия значительно большей массы металла с заготовки. Поэтому, кроме резцов, при обронной работе применяют зубила, так как рубить металл значительно легче и скорее, чем резать его штихелем.

Техника обронного гравирования значительно сложнее плоскостного, так как приходится снимать гораздо б?льшую массу материала с заготовки. При этом следует отличать ручное гравирование (ручными инструментами) от механического, осуществляемого посредством различных приспособлений и гравировальных машин, которые, в свою очередь, делятся на два типа: в одном случае гравер сам управляет движением резца, в другом резец передвигается с помощью специального шаблона, автоматически.

Традиционное механическое гравирование осуществляется остро заточенной вращающейся фрезой путем резки материала. В промышленности существует два важных типа оборудования для механической обработки: ручное, известное как пантограф, и компьютеризированное. Ручное оборудование в основном на сегодняшний день используется в ювелирном деле, для гравировки пивных кружек, ваз, стаканов, фамильных украшений.

Современные компьютеризированные технологии быстро изменили лицо данной индустрии. В новейшем оборудовании используется программное обеспечение, система электронного управления, а также разнообразные приводы (не только обычные электромоторы, но и ультразвуковые двигатели) для точного механического передвижения фрезы вдоль осей гравировки. Гравировальные компьютеризированные станки механической гравировки варьируются от небольших станков, гравирующих кольца, подарки, цилиндрические объекты, до огромных гравировальных комплексов, которые могут осуществлять гравировку партии изделий одновременно.

Небольшие фрезеры применяют для гравировки ювелирных изделий, именных дощечек, призов, наград, небольших сувениров, ручек, бейджей и др. Большие гравировальные станки позволяют обрабатывать либо предметы больших размеров, либо несколько предметов одновременно.

Наиболее важной комплектующей для данного оборудования является хороший набор фрез. Фрезы можно приобрести различных размеров: небольшие используют для гравировки маленьких букв и узоров, большие – для гравировки больших площадей. Для механической алмазной гравировки понадобится специальный алмазный наконечник или переходник (алмазная насадка, которая крепится внизу шпинделя).

В мелкосерийном производстве и при кустарных занятиях в качестве механического оборудования используют медицинские бормашины или другие электрические приводы, оснащенные гибким шлангом с цанговым зажимом, позволяющим закреплять в нем фрезы. Фрезерование таким оборудованием осуществляется вручную.

Существуют некоторые дополнительные комплектующие, которые могут понадобиться в зависимости от области применения фрезерного оборудования. Например, полировочные фрезы используют для полирования гравировки на металлах с покрытием. При таком полировании снимается верхний слой металла. Для гравирования на таких твердых металлах, как нержавеющая сталь, тоже необходимо приобретать специальные фрезы.

При механическом гравировании необходимо хорошо закрепить гравируемые объекты. Производители предлагают различные зажимы для закрепления объектов. В зависимости от используемого оборудования можно использовать устройство даже для круговой гравировки предмета. Некоторые производители предлагают также вакуумный стол и липкий коврик, которые необходимы для закрепления плоских предметов. В то же время можно использовать для данной цели и обычный двусторонний скотч.

Гравировка наград – основная область применения механического гравера, также механический гравер-фрезер применяется для создания вывесок, табличек, содержащих название компании, гравировки подарков: ювелирных изделий, рамок картин, пивных кружок, фляжек, бирок на сумках. Механические граверы могут работать с пластиком, акрилом, стеклом, камнем. Возможна и обработка чистых металлов: алюминия, нержавеющей стали, меди, золота, титана, платины.

К полностью автоматическому типу механического гравирования относится и самая современная его разновидность – лазерное гравирование, при котором на поверхности готового предмета или материала лазерным лучом выжигается рельефная картинка. Лазерный луч может быть настолько сильным, что способен испарить часть материала, выполнить гравирование рисунка и в некоторых случаях осуществить резку материала. Диаметр луча и его мощность задаются оборудованием. Диаметр лазерного луча варьируется от десятых долей миллиметра до нескольких долей сантиметра, поэтому изображение может быть как четким, так и размытым, а линии – тонкими или широкими. С помощью изменения мощности луча можно добиться, чтобы одни элементы изображения оставались на поверхности, а другие глубоко врезались в материал.

В зависимости от того, как двигается луч, лазерное гравирование может быть растровым или контурным. Растровый способ эффективнее для фотографий. При растровом гравировании луч скользит по всей поверхности, что очень похоже на принцип печати на струйном принтере. Процесс этот достаточно медленный, зато качество, получаемое на выходе, весьма высокое. Контурное гравирование больше подходит для букв, цифр, тонких линий. Оно более экономично, так как луч проходит только там, где должно появиться изображение. Соответственно, скорость нанесения выше.

В сфере гравирования наиболее известным типом гравировального оборудования являются лазерные граверы CO2. Эти инструменты работают на основе производства молекулами углекислого газа длинного инфракрасного излучения, которое отлично подходит для гравирования и резки многих неметаллических материалов, таких как дерево, пластик, стекло, керамика, кожа, листовой искусственный камень и др. Большинство лазерных граверов CO2 не могут работать с чистым металлом, хотя они успешно производят гравировку на специальном покрытии, нанесенном на металл, например на эмалированной латуни, анодированном алюминии, металле со специальным покрытием.

Другой тип лазерного оборудования представляет собой семейство лазеров, включающее в себя алюмоиттриевый гранат (АИГ) либо твердотельные лазеры. Это семейство лазеров производит отличающийся от лазерных граверов СО2 по длине волны тип светового излучения, который позволяет работать не только с неметаллическими изделиями, но и с чистым металлом, включая большинство не поддающихся обработке на станке субстратов, таких как очень твердые и прочные стали.

В отличие от традиционной системы, в волоконном лазере для создания светового луча используются волоконные световоды, поэтому данный тип лазерного оборудования использует на 50 % меньше мощности и имеет более продолжительный срок службы, чем АИГ– и СО2-лазеры. Работа волоконного лазера основывается на применении не требующих поддержки диодов и ламп, которые отличаются низкими затратами на их приобретение и использование, а меньшая опорная поверхность делает их портативными. Также данный тип лазеров отличается очень маленьким размером лазерного пятна и концентрическим лучом, что способствует более высокому разрешению и микроскопической маркировке. Волоконные лазеры работают на основе лучей той же длины, что и АИГ, что позволяет им также гравировать, испарять, обжигать, сваривать металл, гравировать некоторые виды пластика и керамики.

Разумеется, вся эта техника стоит весьма дорого и применяется, как правило, промышленными предприятиями и крупными частными производствами. К тому же, кроме лазерного станка, необходимо и другое высокотехнологичное оборудование. Прежде всего это вытяжка для поглощения дыма, паров и мелкой крошки, образующихся во время работы станка. В зависимости от типа лазера может понадобиться система охлаждения. Зачастую используется специальный сотовый стол, особенно в том случае, если надо резать тонкий материал. Сотовые столы представляют собой решетку, похожую на соты, которая позволяет лучу проходить сквозь материал, а воздуху – находиться под материалом во время его обработки. Такая технология улучшает чистоту резки, делает края резки более качественными, уменьшая возможность возникновения горения и плавки некоторых типов материала во время обработки.