Пособие по развитию эмоций

Содержание:

Пособие по развитию эмоций

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 11 «СВЕТЛЯЧОК» Р.П.ВАРНАВИНО

на развитие эмоциональной сферы дошкольников

Педагог — психолог МБДОУ детский сад № 11 «Светлячок»

Баранова Марина Геннадьевна

Действия и возможный вариант пояснений педагога

Титульный лист пособия с названием.

Цель и задачи пособия.

Детям предлагается вспомнить название основных эмоций и их выражение в мимике.

изображения радостного, испуганного и грустного Колобка. Психолог задает детям вопросы:

-С кем из Колобков вам хочется играть?

-Кто из Колобков испугался прививки?

-Какой Колобок разбил свою любимую чашку?

Педагог предлагает детям назвать эмоцию, которую испытывают брат и сестра на картинке.

Психолог предлагает детям назвать эмоцию, которую испытывают гномики на картинке.

Педагог предлагает детям назвать эмоцию, которую испытывает крокодил, а затем медведь.

Игра «В гостях у Аха и Оха»

Психолог рассказывает детям о том, что к ним в гости пришли гномы Ах и Ох. Один радостный, а другой грустный. Ах любит весёлые сказки, как и он сам, а у Ох – грустные. По дороге к ним сказки перепутались. Педагог просит детей разобрать сказки и определить кому они принадлежат. Он читает эпизод сказки, и, если он грустный, то дети должны топать ногами, тем самым обозначая, что это сказка Оха. Если отрывок радостный – дети хлопают в ладоши и сказка отправляется к Аху.

А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь.

Не утонет в речке мяч.

Вот и вылечил он их, Лимпопо!
Вот и вылечил больных.
Лимпопо!
И пошли они смеяться,
Лимпопо!
И плясать и баловаться,
Лимпопо!

И вывихнуто плечико
У бедного кузнечика;
Не прыгает, не скачет он,
А горько-горько плачет он
И доктора зовёт

изображения трёх котят с различными эмоциями и трёх гномов в таком же настроении. Нужно подобрать пару похожих эмоций: котят к гномам.

появляются герои мультфильмов с различными эмоциями. Детям предлагается изобразить их.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Наталья Черникова
Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы.

Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребёнок взаимодействует с окружающим миром, познаёт его. Они важны для социального и особенно нравственного развития детей.

С целью развития эмоциональной сферы у детей мы обогащаем предметно-развивающую среду группы, изготавливаем дидактические пособия.

Задачи: развивать умение определять эмоциональное состояние другого человека,

содействовать проявлению своих чувств,

развивать воображение, речь.

Сейчас на просторах интернета можно найти всевозможные картинки. Их надо только распечатать и придумать, как преподнести детям.

Так, у нас появилось пособие «Ромашка настроения»

Элементы пособия на шпателях. Их удобно взять в руки, рассмотреть и назвать эмоцию. Если нужно, повторить, изобразить, соотнести с эмоциональным состоянием какого-либо героя художественного произведения.

Ещё у нас появилось пособие «Человечки»

Сделано из деталей конструктора Лего.

Подобрала по три детали разного цвета. В собранном виде это 4-е человечка.

Разобрала каждую конструкцию и приклеила к каждой части картинку, на которой заранее нарисовала глаза, нос и рот.

Вот примерные черты лица. Но их можно нарисовать по собственному замыслу.

Интересно то, что дети могут изменить эмоции человечков. Пособие мобильно.

И ещё об одном пособии хотелось бы рассказать «Настроение мальчика и девочки»

Выполнено из картона и ксероксной бумаги, держателей-шпателей. Лица детей распечатаны на принтере. Они в виде кружков. Кружки согнуты пополам и склеены между собой, как книга. Края склеенной конструкции приклеены к картонной основе.

Настроение детей тоже можно изменить, можно сделать одинаковым путём перелистывания.

Пособия можно использовать на занятии, в индивидуальной работе с детьми, дети могут использовать в самостоятельной игровой деятельности.

Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Эмоции — психические процессы, связанные с непосредственной оценкой.

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Эмоции и чувства» «Эмоции и чувства» Цель: выявить имеющийся у детей запас знаний об эмоциях и чувствах Образовательные задачи: познакомить детей.

Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности Методические рекомендации На современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях внедрения ФГОС ДО в практику ДОО, особую.

Математический проект для детей дошкольного возраста «Дидактические и подвижные игры с использованием пособия «Парашют» Математический проект для детей дошкольного возраста «Дидактические и подвижные игры» с использованием дидактического пособия «парашют».

Мероприятия в ДОУ как средство развития эмоциональной сферы ребенка Эмоции – непременные компоненты жизнедеятельности, могучее средство развития личности. Эмоциональный опыт изменяется и обогащается в процессе.

Методы развития эмоционально — чувственной сферы детей старшего дошкольного возраста. Введение Современный человек достиг невиданных высот. Ему доступны тайны мироздания, он покорил Космос и морские глубины. Но осталась непознанной.

Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через совместную с педагогом деятельность. 1 слайд: Визитная карточка. Я, Костюченко Юлия Николаевна. Имею соответствие занимаемой должности. У меня среднее — специальное образование.

Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «… хотя ребенок создаёт в ходе ролевой игры.

Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Статья. «Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через театральную игру путем эффективного использования дидактических.

В мире эмоций. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку осознать свои эмоции?Что бы ответить на этот вопрос, мы в нашей группе создали уголок эмоций. Подобрали материал, который.

Учебно-методическое пособие (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему:
Дидактическая игра «Часики эмоций»

Эмоциональное развитие ребенка — одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Дети, как и взрослые, должны передавать эмоции, делиться своими переживаниями. Очень важно формировать у детей умение осознанно понимать свои личные эмоции и замечать эмоциональное состояние окружающих. Для успешного решения задачи необходимо знакомить детей с языком эмоций, средствами выразительной передачи своих чувств: мимикой, жестами, интонацией, позами при выражении своих переживаний.

ПРедлагаю Вашему вниманию дидактическую игру, сделанную своими руками.

Предварительный просмотр:

Эмоциональное развитие ребенка — одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Дети, как и взрослые, должны передавать эмоции , делиться своими переживаниями. Очень важно формировать у детей умение осознанно понимать свои личные эмоции и замечать эмоциональное состояние окружающих. Для успешного решения задачи необходимо знакомить детей с языком эмоций , средствами выразительной передачи своих чувств : мимикой, жестами, интонацией, позами при выражении своих переживаний. Успешному вхождению ребенка в мир чувств и эмоций способствуют различные игры, упражнения, мимическая гимнастика, чтение, инсценировки, музыка.

Описание игры : При создании часиков учитывалось, что настроение соответствует определенному цвету :

красный цвет — соответствует восторгу;

оранжевый — выражает радость, веселье;

желтый — соответствует светлому, приятному настроению;

зеленый — спокойному состоянию;

синий — грустному состоянию;

фиолетовый — тревожному, напряженному состоянию;

черный — соответствует упадку сил, унынию;

Данная игра познакомит ребенка с мимическими выражениями различных эмоций и чувств . Разбудив фантазию и творчество, поможет создать ребёнку свой образ героя, проиграть различные ситуации , выражая свои чувства и эмоции .

Данное пособие будет полезно для детей дошкольного возраста, педагогов и родителей. Пособие может использоваться для индивидуальной и коллективной деятельности детей.

Цель : умение определять и различать человеческие эмоции и чувства .

  • формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка ;
  • Учить детей передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики.
  • Воспитывать способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
  • Развивать воображение;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать монологическую и диалогическую речь детей;
  1. Каждый день ребенок отмечает с помощью стрелки на «Часиках эмоций» свое настроение. Делится радостями и переживаниями.
  2. Ребенку предлагается с закрытыми глазами (завязанными) повернуть стрелку часиков и изобразить выпавшую эмоцию.
  3. С помощью стрелки ребенку предлагается выбрать определенную эмоцию и рассказать о ней: от чего, по какой причине такая эмоция может появиться на лице человека?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогом представлено дидактическое пособие по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников.

Возраст целевой группы: старшие дошкольники 5-7 лет.Цель пособия: развитие эмоциональной сферы дошкольников. Задачи пособия: — продолжать знакомить детей с основными эмоциями (радость, гру.

В статье содержатся дидактические игры и приемы по коррекции речевых наршений у детей старшего возраста посредством театрализованной игры.

В данной статье раскрываются практическое применение приемов развития эмоций у дошкольников с нарушениме речи в процессе театрализованной деятельности.

Дидактическая игра «Карта эмоций» содержит элементы арт-терапии и учит детей распознавать различные эмоции человека по выражению его лица, расширяет словарный запас названиями эмоций, создает условия .

Методическая разработка. Дидактическое мультимедийное пособие «Мир эмоций» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Методическая разработка (старшая группа) по теме:
электронное интерактивное дидактическое мультимедийное пособие на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников «Калейдоскоп эмоций»

Возраст целевой группы: старшие дошкольники 5-7 лет.

Цель пособия: развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Задачи пособия:

— продолжать знакомить детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике;

-развивать умение узнавать и различать основные эмоции предлагая их сравнивать;

— учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом;

— закреплять у детей полученные знания об эмоциях;

— закреплять мимические навыки.

Предварительный просмотр:

Алгоритм работы со слайдами:

Действия и возможный вариант пояснений педагога

Титульный слайд пособия с названием.

/По щелчку мыши появляется название пособия/

Цель и задачи пособия.

Детям предлагается вспомнить название основных эмоций и их выражение в мимике.

/ По щелчку мыши появляются один за другим изображения эмоций. Детям предлагается назвать их. При правильном ответе педагог нажимает на кнопку «динамик», раздаются аплодисменты/

На экране изображения радостного, испуганного и грустного Колобка. Воспитатель задает детям вопросы:

Смотрите так же:  Получить патент на разработку

-С кем из Колобков вам хочется играть?

-Кто из Колобков испугался прививки?

-Какой Колобок разбил свою любимую чашку?

/По щелчку мыши названный Колобок «танцует»/

Педагог предлагает детям назвать эмоцию, которую испытывают брат и сестра на картинке.

/По щелчку мыши появляются пиктограммы эмоций. При правильном ответе изображение эмоции «страх» по щелчку мыши перемещается на картинку/

Воспитатель предлагает детям назвать эмоцию, которую испытывают гномики на картинке.

/По щелчку мыши появляются пиктограммы эмоций. При правильном ответе изображение эмоции «радость» по щелчку мыши перемещается на картинку/

Педагог предлагает детям назвать эмоцию, которую испытывает крокодил, а затем медведь.

/По щелчку мыши появляются пиктограммы эмоций. При правильном ответе изображение эмоции «страх» по щелчку мыши перемещается на картинку рядом с крокодилом, а эмоции «злость» — рядом с медведем/

Игра «В гостях у Аха и Оха»

Воспитатель рассказывает детям о том, что к ним в гости пришли гномы Ах и Ох. Один радостный, а другой грустный. Ах любит весёлые сказки, как и он сам, а у Ох – грустные. По дороге к ним сказки перепутались. Педагог просит детей разобрать сказки и определить кому они принадлежат. Он читает эпизод сказки, и, если он грустный, то дети должны топать ногами, тем самым обозначая, что это сказка Оха. Если отрывак радостный –дети хлопают в ладоши и сказка отправляется к Аху.

/По щелчку мыши появляются картинки из сказок/

А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

/После правильного ответа детей по щелчку мыши картинка отправляется к Аху/

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь.

Не утонет в речке мяч.

/После правильного ответа детей по щелчку мыши картинка отправляется к Оху/

Вот и вылечил он их, Лимпопо!
Вот и вылечил больных.
Лимпопо!
И пошли они смеяться,
Лимпопо!
И плясать и баловаться,
Лимпопо!

/После правильного ответа детей по щелчку мыши картинка отправляется к Аху/

И вывихнуто плечико
У бедного кузнечика;
Не прыгает, не скачет он,
А горько-горько плачет он
И доктора зовёт.

/ После правильного ответа детей по щелчку мыши картинка отправляется к Оху/

На экране появляются изображения трёх котят с различными эмоциями и трёх гномов в таком же настроении. Нужно подобрать пару похожих эмоций: котят к гномам.

/По щелчку мыши появляются сначала котята, затем гномы. При правильном ответе ребят пары соединяются по щелчку мыши/

На экране поочередно появляются герои мультфильмов с различными эмоциями. Детям предлагается изобразить их.

/По щелчку мыши появляется герой, дети изображают. Педагог щелкает мышью по кнопке «динамик», звучат аплодисменты. Остальные – аналогично/

высказывания детей об игре.

/По щелчку мыши появляется надпись «Спасибо за внимание!», и гномик дарит девочке цветы.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Калейдоскоп эмоций Электронное дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы дошкольников Подготовила воспитатель МБДОУ детский сад №146 Никитина В.А.

Цели и задачи : — продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике. -развивать умение узнавать и различать основные эмоции предлагая их сравнивать — учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом. — закреплять у детей полученные знания об эмоциях. — закрепление мимических навыков.

В гостях у Аха и Оха

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.Пояснительная записка.Данное мультимедийное .

Алгоритм работы со слайдами:№ слайдаДействия и возможный вариант пояснений педагога 1Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в Цветочный город и помочь Незнайке самому добрат.

Мультимедийное пособия для закрепляющих занятий по экологии или Окружающий мир. Расчитано для детей среднего и старшего возраста.

Данное пособие предназначено для работы по ПДД в средней и старшей группах. Помогает эффективно и наглядно донести до маленького пешехода основные правила перехода проезжей части.

Важнейшим условием развития эмоциональной сферы дошкольникаов является забота и помощь со стороны взрослых. Важно научить детей пользоваться языком эмоций, как для выражения собственных чувств, так и .

Данный материал предназначен для воспитателей ДОУ (в ходе НОД), для родителей (во время занятий с детьми), а также для самих детей (в процессе их самостоятельной деятельности). Пособие помогает сформи.

Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Дидактическое пособие «Альбом развития эмоций ребенка»

Яна Александровна Хасанова
Дидактическое пособие «Альбом развития эмоций ребенка»

Альбом предназначен для эмоционального и интеллектуального развития детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Дети знакомятся не только с названиями и характерными внешними чертами основных эмоций, но и учатся различать и сравнивать эмоциональные ощущения как свои, так и других. Настроение это устойчивое переживание эмоций. Играя в эмоции дети научатся контролировать собственное настроение, что положительно повлияет на их взаимоотношения с окружающим миром. Ребята научатся проявлять свои эмоции, давать волю положительным и стараться избегать негативных. Кроме того, дети развивают внимание, зрительное восприятие и речь.

В альбоме 12 основных эмоций:

любопытство, радость, испуг, вина, скука, грусть, обида, усталость, гордость, удивление, жадность, злость.

— Попросите ребенка посмотреть в зеркало и отобразить эмоцию. Изучая альбом, обращайте внимание ребенка на мимику и жесты героев картинок. Ребенок учится идентифицировать их в реальном общении.

— Попросите ребенка рассказать, например, что такое любопытство. Почему герои испытывают его, это положительная или отрицательная эмоция. Составьте рассказ по одной картинке или нескольким, используя как этапы сюжета.

— Найдите среди смайликов и картинок нужную эмоцию.

— Предложите ребенку нарисовать эмоцию

-Расскажите детям, что калейдоскоп эмоций огромен)

-Поиграйте вместе с ребятами, в старшем возрасте правила они могут придумать и сами)

Развивайтесь и получайте удовольствие вместе с детьми!

Спасибо за внимание)

Дидактическое игровое пособие «Кубик эмоций». Мастер-класс Представляю вашему вниманию пособие для развития эмоциональной сферы детей «Кубик эмоций». Цель «Кубика эмоций»: Развитие эмоциональной.

Дидактическое пособие для развития речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста «Бабочки летают» » Бабочки летают» Цель :Развивать правильное речевое дыхание, умение поддерживать нормальную громкую речь, чётко соблюдать паузы, сохранять.

Дидактическое пособие для развития артикуляционного праксиса «Лягушка-квакушка» Ростовая игрушка «Лягушка-квакушка» пособие для развития артикуляционной моторикиРостовая игрушка способствуют развитию правильного произношения.

Дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук «Матрёшки» Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности детей к школьному обучению. Ребенок, у которого этот.

Дидактическое пособие для развития мелкой моторики «Волшебные шнурочки» для детей дошкольного возраста Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста. «Волшебные шнурочки» Цель: развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого,.

Дидактическое пособие для эмоционального развития дошкольников. Мастер-класс. Все мы знаем, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно в игре дети развиваются и узнают много нового.

Дидактическое пособие «Пульт управления» для развития мелкой моторики рук детей от 1 года до 3 лет В каждом доме есть выключатели, розетки, защелки. Детям всегда очень интересно к ним притрагиваться, но родители всегда запрещают. Чтобы,.

Картотека игр и упражнений для изучения и закрепления названий эмоций, развития эмоциональной сферы детей Картотека игр и упражнений для изучения и закрепления названий эмоций, развития эмоциональной сферы детей «Кто радуется?» Детям раздается.

Познание природы-источник развития различных чувств, эмоций и нравственных поступков ребёнка Введение Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

Развивающее дидактическое пособие «Расскажи сказку» используется для развития речи и мелкой моторики дошкольников Развивающее дидактическое пособие: «Расскажи сказку» Цель: учить детей при помощи наглядного материала самостоятельно рассказывать знакомые.

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей

Анна Морозова
Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей

Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят от интеллектуальной модели воспитания и развития, обращая больше внимания на социально — личностное, в том числе и эмоциональное. Тема развития эмоционального мира детей интересовала меня достаточно давно, и очень хотелось разнообразить свою работу наглядными пособиями по этой тематике. Как только появилась такая возможность (свой кабинет, поддержка администрации, я начала обновлять те немногочисленные старенькие пособия, что у меня были, и с удовольствием изготавливать новые, идеи для которых брала из литературы, а также из интернет-сайтов, в том числе Маам.

Например, игра «Выбери нужное лицо» известна достаточно давно

. Ещё в моём детстве её опубликовали в детском журнале «Весёлые картинки». Помню, какое удовольствие доставляло рассматривать эти картинки, да и сейчас они очень популярны у детей.

Любят они и игру «Маски», а за правильный ответ в игре «Узнай настроение» получают смайлики.

В игре «Ромашки настроений» дети не только учатся распознавать эмоции в изображении, но и соотносят их с цветом.

«Эмотаблица» также нужна нам для того, чтобы развивать цветовое ощущение эмоциональных проявлений.

Ещё один вариант игры «Маски»,

посложнее, в котором изображение эмоционального состояния угадывается наощупь. А идея игры «Домино эмоций» взята с сайта «Маам»! Кстати, чтобы изготовить эту игру, нужны были готовые магазинные доминошки, но мне было жалко жертвовать хорошим домино «Наш сад» и я просто использовала вторую, пустую сторону. Получилось двойное, двустороннее домино.

Проводить занятия на развитие эмоциональной сферы мне помогают Лесовички, Добрая Фея и Злая Колдунья, а также два клоуна – Бим и Бом.

В оборудовании кабинета и пополнении его нужными материалами мне помогала и наш методист – Наталья Агеевна. Например, благодаря ей у меня появился замечательный и очень богатый набор карточек отличного качества «Jeux de visages» (буквально – «Игры лица»).

Приобретались и другие игры на развитие эмоций («Притворщик», «Наши чувства и эмоции», «Путешествие в мир эмоций»). Часть игр подсуетилась и скачала с интернет-ресурсов («Зоопарк настроений», «Ребята с нашего двора», «Театр настроения»).

Скопился уже и достаточно объёмный наглядный и раздаточный материал для детей – фотографии, картинки, пиктограммы в разных вариантах.

Различные варианты кубиков настроения очень любимы детьми, так же, как и самодельная игра «Собери картинку – эмоции».

В отработке такого чувства, как «Злость» нам помогают карточки «Где прячется злость?»:

А при работе со страхами незаменима «Коробка страхов»:

Это далеко не все пособия и игры, используемые мною в работе, так что продолжение следует!

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Смотрите так же:  Договор уступки права требования квартира образец

Дидактическая игра «Экран настроения» В настоящее время эмоциональное развитие — очень важный показатель развития личности ребёнка. Можно научить ребенка управлять своим настроением,.

Радуга эмоций. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ развитие у детей старшего дошкольного возраста социально-эмоциональной сферы с использованием игровых развивающих пособий

Выбранный для просмотра документ Приложение № 1.doc

Выбранный для просмотра документ проект.doc

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16 «Красная Шапочка»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

развитие у детей старшего дошкольного возраста

с использованием игровых развивающих пособий

старший воспитатель Федорова Т.А.,

воспитатель Алексеева Н.А.

Конспект занятия «сказочная страна чувств»

Развитие у детей старшего дошкольного возраста социально-эмоциональной сферы с использованием игровых развивающих пособий

Какова модель работы по формированию социально-эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых развивающих пособий

Разработка игровых развивающих пособий способствующих социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста.

1. Пополнение предметно-пространственной среды, способствующей развитию социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста; создание игротеки развивающих пособий, способствующие эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста;

2. Определить содержание и методы работы направленные на развитие социально-эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста путем использования развивающих игровых пособий;

4.Определить диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности социально-эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста;

5.Составить план совместной работы с родителями по развитию социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

Декабрь 2015-февраль 2016

Основание разработки проекта

Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

«Примерный перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений» Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации , Департамент общего образования от 17.11.2011г. № 03-877.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» с внесением изменений от 15.05.2013 №26 и от 04.04.2014;

Устав МБДОУ «Детский сад №16 «Красная Шапочка»

Образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 16 «Красная Шапочка» на 2016-2017г.

Краткое содержание проекта

С целью реализации проекта используются игровые развивающий материал. Игровая деятельность детей позволяет им научиться выражать свои эмоции в социально-приемлемой форме, развить коммуникативные навыки. Ведь именно в игре дети учатся устанавливать конструктивные взаимоотношения со сверстниками.

Использование игрового развивающего материала позволяет детям расширить словарь, научиться описывать, озвучивать свои эмоции в приемлемой для окружающих форме, лучше понять свои собственные чувства и чувства других людей, способствует закреплению полученных знаний.

Анализ жизненных ситуаций способствует более глубокому пониманию причин возникновения того или иного эмоционального состояния, проявлений эмоций в поведении, перенесению нового опыта в повседневное общение и другие виды деятельности.

Основные этапы программы

1 этап: подготовительный /декабрь 2015/

2 этап: основной /январь- февраль 2016/

3 этап: обобщающий /февраль 2016/

Воспитанники старшей группы «Рябинка»;

Мониторинг выполнения проекта

Предполагаемый конечный результат

Создание игротеки развивающих пособий и игр по социально-эмоциональному развитию детей

Обогащение развивающей среды группы

Развитие социально-эмоциональной сферы детей (развивающей уверенность в себе, инициативность, творческие способности, умение определять и регулировать свое эмоциональное состояние)

Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей, лишённых эмоций, как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие отношения… Страшная и мрачная картина.

Анохин П. К., отечественный физиолог

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе.

Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

Основной целью работы педагогов в детском саду – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, свободного и эффективного развития способностей каждого ребенка. Сегодня в качестве основных приоритетов выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

Исследования врачей, наблюдения педагогов, психологов рисуют нам отнють не благополучный портрет современного дошкольника. Педиатры отмечают, что их подопечные становятся более возбудимыми, вспыльчивыми. Так, по данным известного психотерапевта Захарова А. И. в возрасте от 3 до 7 лет «нервными» определяются каждый третий мальчик и каждая четвёртая девочка. Из года в год возрастает количество гиперактивных, тревожных ребят. Согласно недавно проведённому исследованию, у 35 % дошкольников был диагностирован средний и высокий уровень тревожности. Сотрудники детских садов обращают внимание на то, что, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети становятся менее общительными, более конфликтными, многие превращаются в холодных, «чёрствых» существ, которые не умеют сопереживать, поддерживать близкого, выражать свои чувства и сиюминутные настроения.

Известно, что в процессе развития происходят изменения и в эмоциональной сфере ребенка: меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, а способность осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, представляется весьма актуальной, насущной потребностью сегодняшнего времени.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Педагогу необходимо определить и выбрать наиболее эффективные приемы и методы, направленные на эмоциональное развитие дошкольника. Наилучшим методом коррекции и развития эмоциональной сферы ребенка является игра.

Анализ внешней среды

В процессе развития ребёнка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать. В наше время, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, происходит «обесчувствование» ребёнка, в процессе технологизации жизни, в которой участвует ребёнок.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

На фоне этих изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский, А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Нами была изучена литература по данной теме. Очень многие авторы описывают причины нарушения эмоциональной сферы, механизмы ее исправления; участие воспитателя в коррекции нарушений эмоциональной сферы у детей; работа воспитателя по развитию у дошкольников эмоциональной сферы; работа воспитателя с родителями. Это такие авторы как – Л.С. Выготский, Т.А. Данилина, М. В.Ермолаева, Е.Г. Юдина, А.Д. Кошелева, Г.В. Кравец, С.В.Шик, Е.Г. Капитанец, С.Н. Сорокоумова и др. Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Е.А. Флёрина, Т.А. Маркова и др.)

В настоящее время достаточно актуальна проблема взаимосвязи педагогического общения и эмоционального самочувствия дошкольника. Можно с уверенностью сказать, что через общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитатния и обучения. Проблема педагогического общения занимает одно из центральных мест в психолого-педагогической науке (М.И. Лисина, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, О. Смирнова и др.).

Изучение психолого-педагогической литературы позволило нам, сделать вывод: эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.

Предварительный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме влияния педагогического общения на эмоциональное развитие дошкольника позволило выделить ряд противоречий:

1. Между пониманием педагогом своей роли в социально-личностном развитии дошкольника и недооценке своего воздействия на эмоциональное состояние ребёнка.

Между желанием ребёнка находиться в состоянии эмоционального комфорта и неумением выбрать средства выражения своих чувств и переживаний в общении со взрослым (воспитателем) и детьми.

Анализ внутренней среды

МДОУ «Детский сад № 16 «Красная Шапочка» работает над проблемой социально-личностного развития дошкольника. В данном направлении реализуется программа «Я, ты, мы. Социально-эмоционального развития детей от 3 до 6 лет» О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной. Коллективом педагогов создана предметно-развивающая среда, составлены тематические планы, разработки занятий, подобран диагностический инструментарий, атрибуты, развивающие пособия и игры.

Определены задачи эмоционального развития детей в старшем дошкольном возрасте:

Развивать умение осознанно воспринимать свои эмоции — чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других людей;

Знакомство с «языком» эмоций — выразительными средствами: позы, мимика, жесты; учиться пользоваться им как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других людей;

Учить определять, какие эмоциональные реакции вызывают различные жизненные события. Понимать внутренние отличия своего эмоционального состояния от других людей, умение сравнивать чужие и свои собственные ощущения и переживания;

Знать названия различных эмоциональных состояний;

Развивать волевую саморегуляцию поведения.

При проведении диагностики умения понимать эмоциональное состояние другого человека было установлено, что половина ребят (50 %) затрудняются в определении грусти, только 7 % старших дошкольников правильно воспринимают испуг и лишь 6 % — удивление.

Анкетирование » Представления родителей об эмоциональных особенностях ребенка» родителей группы показало, что в своих беседах с ребенком стараются научить его понимать эмоциональные состояния других и своих собственных и правильно на них реагировать. На вопрос о том, какие слова вы используете для объяснения проявлений чувств (эмоций) в жизни большинство родителей затруднились ответить, часть родителей 25% (5 из 20) ответили, что для этого используют чтение сказок, просмотр мультфильмов, конкретные жизненные ситуации. Эмоционально развитым ребенком считают 65% родителей второй группы. 35% родителей отмечают, что в их семье принято открыто выражать свои эмоции и чувства. Остальные родители затруднились ответить на поставленный вопрос. На вопрос о том, похож ли ребенок на вас в выражении своих чувств и эмоций 90% матерей не нашли ответа. На вопрос о наличии способности эмоционального сопереживания все матери выбрали ответ «не могу сказать». То есть родители затрудняются в оценке общей эмоциональности их ребенка. Таким образом, можно отметить, что родителей мало интерисует эмоциональное состояние ребенка и способы их выражения.

Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность. Эмоции ребёнка, положительные или отрицательные, рождаются в процессе общения его с материальным миром. Правильно организованная предметная среда предполагает единство материального и духовного мира ребёнка. Каждый объект предметного мира не только содержит в себе определённую информацию, но и побуждает детей к выражению своих эмоций. Предметно-развивающая среда включает в себя цветовое решение группы, объекты живой природы (комнатные растения), оформление зон деятельности (игровая, столовая, спальная), зоны игровой деятельности (развивающие игровые пособия), зоны эмоционального развития (уголок уединения).

Смотрите так же:  Табличка штраф за курение

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников — педагогов. Педагоги формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

Для реализации задач социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс эмоционального развития ребёнка в ДОУ требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования.

Таким образом, анализ внутренней ситуации, привел нас к следующим выводам и противоречиям:

Наличие методической литературы по социально-эмоциональному развитию

недостаточное программно-методическое оснащение (литературой по проблеме социально-личностного развития дошкольников)

Создание предметно-развивающей среды по социально-эмоциальному развитию детей

Имеются уголки детской деятельности

Среда направлена на эмоциональное благополучие ребенка

Наличе тематических планов, разработок конспектов занятий

Наличие атрибутов детской деятельности, демонстрационный и раздаточный материал

Недостаточное количество игровых развивающих пособий направленных на социально-эмоциональное развитие ребенка

Укомплектованность группы педагогами;

Наличие музыкального руководителя, старшего воспитателя

Низкий квалификационный уровень

Частая смена кадров

Мониторинг социально-личностного развития детей в группе

Разработан диагностический инструментарий

Низкий уровень знаний детей в определении социально-эмоционального состояния человека

Сотвестная работа с родителями

Заинтерисованность родителей в совместной работе по социально-эмоциональному развитию ребенка

Недостаточный опыт деятельности по коррекции эмоционального состояни ребенка;

Недостаточная компетенция в изученности проблеме;

Формализм со стороны некоторых родителей

Из вышесказанного, очевидно, что перед обществом в целом и педагогическими работниками в частности стоит следующая проблема . С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих проблемы в эмоциональном развитии, в тоже время, предметно – развивающая среда, действующая в ДОУ, в полной мере не способствует улучшению психического здоровья детей, их эмоционального благополучия. Педагогу необходимо определить и выбрать наиболее эффективные приемы и методы, направленные на эмоциональное развитие дошкольника. Наилучшим методом коррекции и развития эмоциональной сферы ребенка является игра.

Итак, поиск путей решения описанной проблемы привёл к созданию проекта, цель которого является: разработка игровых развивающих пособий способствующих социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста.

II. АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

К сожалению, в последнее время в жизни нашего общества материальные ценности стали преобладать над духовными интересами. Всё чаще и чаще человеком овладевают негативные чувства и эмоции, такие как грусть, злость, страх, равнодушие, тревожность. Печально осознавать, что защититься от таких негативных проявлений тяжелее всего детям. Только тогда ребёнок будет гармонично развиваться, когда будет учитываться согласованное развитие эмоциональной и интеллектуальной систем. Поэтому наряду с акцентом на интеллектуальное развитие необходимо уделить должное внимание социально-эмоциональному развитию дошкольника.

Считаем выбранную тему одной из самых актуальных на современном этапе развития общества в связи с тем, что целенаправленная работа педагогов по социально-эмоциональному воспитанию позволит выявить и в случае необходимости скорректировать нежелательные эмоциональные проявления детей и сформировать у них чувство уверенности в себе и осознанно правильное отношение к миру посредством выражения положительных эмоций.

Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников. Наилучшим методом коррекции и развития эмоциональной сферы ребенка является игра.

Исходя из значимости данной проблемы, разработали проект по теме: «Радуга эмоций» Развитие у детей старшего дошкольного возраста социально-эмоциональной сферы с использованием игровых развивающих пособий», целью которого является: разработка игровых развивающих пособий способствующих социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Участники проекта: воспитанники старшей группы «Рябинка», воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Проект характеризуется наличием:

Перспективно-тематического плана работы с воспитаниками по социально-эмоциональному развития;

Перечня игрового развивающего материала по развитию социально-эмоциональных качеств у детей старшего дошкольного возраста, методических разработок (игротеки);

Модели работы по использованию игрового развивающего материала по социально-эмоциональному развитию в разных видах деятельности;

Включает цели, задачи, принципы организации среды с использованием игрового развивающего материала, структуру развивающей среды;

Методику и результаты проведения мониторнга усвоения представлений детей о социально-эмоциональном состоянии человека.

III. Цель и задачи проекта, ожидаемый результат

Разработка игровых развивающих пособий способствующих социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста

1. Пополнение предметно-пространственной среды, способствующей развитию социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста; создание игротеки развивающих пособий, способствующие эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста;

2. Определить содержание и методы работы направленные на развитие социально-эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста путем использования развивающих игровых пособий;

4.Определить диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности социально-эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста;

5.Составить план совместной работы с родителями по развитию социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

Создание игротеки развивающих пособий и игр по социально-эмоциональному развитию детей;

Обогащение развивающей среды группы;

Развитие социально-эмоциональной сферы детей (развивающей уверенность в себе, инициативность, творческие способности, умение определять и регулировать свое эмоциональное состояние).

Перспективно-тематического плана работы с воспитаниками по социально-эмоциональному развития;

Составление модели работы по использованию игрового развивающего материала по социально-эмоциональному развитию в разных видах деятельности.

Условия реализации проекта

Сотрудничество воспитателей и родителей, привлечение родителей к изготовлению пособий;

Подбор методической литературы;

Анализ передового педагогического опыта; авторских технологий и программ, направленных на социально-личностное развитие;

Взаимодействие специалистов дошкольного учреждения в использовании игровых развивающих пособий в разных видах детской деятельности;

Использование ИКТ (компьтер, сканер, музыкальный центр)

Повышение квалификационного уровня педагога по разработке и внедрению педагогических проектов;

Участие в профессиональных конкурсах педагогов

Разработка автиорских игровых пособий, обсуждение передового опыта;

сотрудничество с родителями, повышение профессионального статуса педагога в глазах родителей;

Угрозы и препятствия проекта

недостаточное оснащение дошкольного учреждения необходимым оборудование;

формализм педагогов в реализации проекта;

ограниченность финансирования проекта

Перспективы дальнейшего развития

Использование разработанных игровых пособий в практике дошкольного учреждения;

Разработка авторских развивающих пособий педагогами;

Создание медиотеки электронных развивающих игр по социально-эмоциональному развитию;

Создание картотеки, методических рекомендаций по использованию игровых развивающих пособий по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;

Использование разработанных игровых пособий при прповедения диагностики, при проведении коррекционных занятий по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста

Задачи использования развивающих игровых пособийпо социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольнорго возраста :

создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, умение определять и регулировать свое эмоциональное состояние;

освоение педагогами новых образовательных технологий социально-личностного развития;

эстетизация и модернизация пространства детского учреждения с учетом требований современного дизайна и компетентностей педагогов ДОУ.

Реализация проекта осуществляется на основе принципов, обеспечивающих развитие личности дошкольника :

позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);

безусловного принятия ребенка педагогом для формирования у него чувства безопасности;

индивидуального подхода (максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка);

развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей, способностей к самопознанию и самосовершенствованию);

поощрения достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности;

обеспечения в процессе игровой деятельности условий, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.

Игровые пособия использовались с учетом их назначения:

Для психологической разгрузки воспитанников;

Обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции;

Обучение детей бесконфликтному общению;

Обучение воспитанников навыкам сотрудничества и согласованным действиям;

Коррекция эмоционального состояния;

Определение образа различных эмоций;

Индивидуализация игрового материала.

Использование представленных игровых пособий делает общение с ребенком увлекательным и интересным, расширяет границы воображения, способствует преодолению «психологической инерции».

Принципы организации среды с помощью игровых пособий по социально-эмоциональному развитию дошкольников :

гибкость и управляемость среды — обеспечение возможности для проявления творческой, преобразующей активности детей, осуществления функциональных изменений различных предметов, создание дидактических возможностей для педагогов, которые могут побуждать воспитанников к активности, принятию самостоятельных решений; многофункциональное использование элементов предметной среды и включение их в различные структуры образовательного процесса;

активности, самостоятельности, творчества – предоставление детям возможности самим изменять окружающую предметную среду; развитие у них способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности; инициирование и поощрение потребности дошкольников самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций;

Индивидуального подхода ко всем участникам воспитательно-образовательного процесса — поиск лучших качеств личности, учет особенностей личности в воспитательно-образовательном процессе; формирование положительных представлений личности о себе (Я-концепция), на основе которых строится поведение.

Принцип эмоциогенности среды — учет индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия участников образовательного процесса заключается в создании оптимальных условий для каждого ребенка;

Принцип безопасности – реализуется в соблюдении педагогами правил пожарной безопасности, норм СанПиНа и инструкций по охране жизни и здоровья детей

V.ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап: подготовительный

2. Изучение внутренней среды;

3. Постановка целей и задач проекта.

1. Изучение методической литературы, передового педагогического опыта, интернет ресурсов;

2. Изучение возможностей детского сада: предметно-развиающей среды, методического оснащения;

3.Подбор диагностического инструментария

4. Диагностика воспитанников

Повышение компетентности педагога по проблеме проекта, разработка проблемно-целевой части проекта

2 этап: основной

Январь 2016- февраль 2016

Разработка модели и направлений работы по данной проблеме

1.Создание развивающей среды (изготовление игровых пособий, рекомендации к использованию);

2. Разработка перспективно-тематического плана работы по социально-эмоциональному развития детей старшего дошкольного возраста;

3.Составление модели работы по использованию игрового развивающего материала по социально-эмоциональному развитию детей в разных видах деятельности;

4. составление плана взаимодействия специалистов ДОУ по использованию игровых развивающих пособий

5. Разработка модели взаимодейтсвия с родителями по использованию игровых развивающих пособий

Практическая реализация задач проекта;

Разработка модели и направлений работы по реализации задач со всеми участниками проекта;

Обогащение развивающей среды группы;

Расширение и сстематизация знаний детей о эмоциях и эмоциональных проявлениях, воспитание уверенность в себе, инициативности, творческих способностей, умение определять и регулировать свое эмоциональное состояние.

3 этап: обобщающий

Подведение итогов выполнения проекта

1.Анализ выполнения задач

3.Презентация развивающих игр и пособий

Оценка выполнения проекта;

Перспективы дальнейшего развития проекта;

Оценка деятельности педагога (его профессиональной компретености и компетентности в реализуемой проблеме)

МОДЕЛЬ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Модельсоздания предметно –развиающей среды

Модель образовательной деятельности, направленной на социально-эмоциональное развитие и использованием игровых развивающих пособий

Модель взаимодействия с родителями по проблеме

Игровые развивающие пособия социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста «Радуга эмоций»

Перечень игр, сопроводительного материала

Сотавлений рекомендаций и руководства к использованию

Продумать дизайн расположения игровых развивающих пособий

Определение образовательных областей, видов деятельности

Перспективно-тематический план организации деятельности с детьми

План взаимодействия со специалистами ДОУ

Планируемые результаты деятельности с детьми

Определение задач, направлений совместной работы