Пребывание философский словарь

Пребывание философский словарь

уХЭЕУФЧХАФ ТБЪОЩЕ ФЙРЩ ЖЙМПУПЖУЛЙИ УМПЧБТЕК Й ЬОГЙЛМПРЕДЙК, ОП ЧУЕ ПОЙ — ДЕУЛТЙРФЙЧОЩЕ, Ф.Е. ПРЙУЩЧБАФ ФЕТНЙОЩ, ХЦЕ ВЩЧЫЙЕ ТБОШЫЕ Ч ХРПФТЕВМЕОЙЙ (Ч НЙТПЧПК ЙМЙ ОБГЙПОБМШОПК ЖЙМПУПЖЙЙ, Х ПРТЕДЕМЕООПК ЫЛПМЩ ЙМЙ БЧФПТБ). рТПЕЛФЙЧОЩК УМПЧБТШ — ЬФП ПУПВЩК, РПТПЦДБАЭЙК ЦБОТ ЖЙМПУПЖУЛПЗП ДЙУЛХТУБ. пО УПДЕТЦЙФ ФЕТНЙОЩ Й РПОСФЙС, ЛПФПТЩЕ ЧРЕТЧЩЕ РТЕДМБЗБАФУС ДМС ХРПФТЕВМЕОЙС, Ф.Е. ЙНЕООП РПУТЕДУФЧПН УМПЧБТС ЧЧПДСФУС Ч ЦЙЪОШ Й НЩУМШ ЖЙМПУПЖУЛПЗП УППВЭЕУФЧБ. ч ДБООПН УМПЧБТЕ ПФТБЦЕОЩ ЙОФЕММЕЛФХБМШОЩЕ, ЛХМШФХТОЩЕ, ФЕИОЙЮЕУЛЙЕ, УПГЙБМШОЩЕ РТПГЕУУЩ, ИБТБЛФЕТОЩЕ ДМС ОБЮБМБ 3-ЗП ФЩУСЮЕМЕФЙС Й ФТЕВХАЭЙЕ ОПЧЩИ УРПУПВПЧ ЖЙМПУПЖУЛПК БТФЙЛХМСГЙЙ.

пВЩЮОЩК РХФШ ФЕТНЙОПЧ ФБЛПЧ: ПФ ЙУРПМШЪПЧБОЙС Ч ЛПОЛТЕФОЩИ ФЕЛУФБИ — Л ЖЙЛУБГЙЙ Й УЙУФЕНБФЙЪБГЙЙ Ч УМПЧБТЕ. рТПЕЛФЙЧОЩК УМПЧБТШ, ОБРТПФЙЧ, ОЕ ТЕЗЙУФТЙТХЕФ, Б РТЕДЧПУИЙЭБЕФ, РПФЕОГЙТХЕФ, РТПЕЛФЙТХЕФ ВХДХЭЙЕ ДЙУЛХТУЩ Й ФЕОДЕОГЙЙ Ч ТБЪЧЙФЙЙ ДБООПК ДЙУГЙРМЙОЩ, ПЮЕТЮЙЧБЕФ ЛТХЗ ЕЕ ЛПОГЕРФХБМШОЩИ Й ФЕТНЙОПМПЗЙЮЕУЛЙИ ЧПЪНПЦОПУФЕК. оБРТЙНЕТ, Ч ДБООПН уМПЧБТЕ ДБЕФУС ПРТЕДЕМЕОЙЕ ФБЛЙИ ФЕТНЙОПЧ ЛБЛ «чУЕТБЪМЙЮЙЕ«, «зЕОЕТ«, «лПОГЕРФЙЧЙЪН«, «лХМШФХТБМ«, «лХМШФХТПОЙЛБ«, «мЕФПФЕИОЙЛБ«, «нЩУМЕЪОБОЙЕ«, «оЕДП-«, «оЕДППВПТПФЕОШ«, «рПФЕОГЙБГЙС«, «фЕПТЕЪБ«, «фЕМПГЕОФТЙЪН«, ЛПФПТЩЕ ТБОШЫЕ ОЕ ЙУРПМШЪПЧБМЙУШ ОЙЛЕН, ЛТПНЕ ЙИ БЧФПТПЧ, ЧЩУФХРБАЭЙИ Й ЛБЛ БЧФПТЩ УППФЧЕФУФЧХАЭЙИ УМПЧБТОЩИ УФБФЕК. йНЕООП ВМБЗПДБТС уМПЧБТА ЬФЙ ФЕТНЙОЩ НПЗХФ (РПДЮЕТЛЙЧБЕН ДБООХА НПДБМШОПУФШ) ЧПКФЙ Ч РТПЖЕУУЙПОБМШОПЕ ПВТБЭЕОЙЕ, РПМХЮЙФШ ДПРПМОЙФЕМШОХА ТБЪТБВПФЛХ, ТБУЫЙТЙФШ ЧПЪНПЦОПУФЙ ЖЙМПУПЖУЛПЗП СЪЩЛБ. уМПЧБТШ РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК ПРЩФ ЗЙРПФЕФЙЮЕУЛПЗП ДЙУЛХТУБ, ФБЛ УЛБЪБФШ, ТБУУЕЙЧБОЙС ФЕИ РПОСФЙК-УЕНСО, ЛПФПТЩЕ НПЗХФ ДБФШ ЧУИПДЩ Ч ОПЧПК ЗЕОЕТБГЙЙ ЖЙМПУПЖУЛЙИ ФЕЛУФПЧ.

уМПЧПФЧПТЮЕУФЧП, ФЕТНЙОППВТБЪПЧБОЙЕ ЧУЕЗДБ ЙЗТБМП ПУПВХА ТПМШ Ч ЖЙМПУПЖЙЙ, ЛПФПТБС ЪБОСФБ РПЙУЛПН ФБЛЙИ ЛПОГЕРФПЧ, ЛБФЕЗПТЙК, ЛПФПТЩЕ ПУЧПВПЦДБАФ НЩУМШ ПФ РМЕОБ РПЧУЕДОЕЧОПЗП СЪЩЛБ Й РТЕДТБУУХДЛПЧ ЪДТБЧПЗП УНЩУМБ. нЩУМЙФШ — ЬФП ЪОБЮЙФ ЪБОПЧП УПЪДБЧБФШ СЪЩЛ, «РПРЕТЕЮОЩК» ЦЙФЕКУЛПНХ СЪЩЛХ, ЛТЙФЙЮЕУЛЙ ПЮЙЭЕООЩК ПФ ЪБИЧБФБООЩИ ЪОБЮЕОЙК, ЛМЙЫЕ, БЧФПНБФЙЪНПЧ УПЪОБОЙС, ТЕЪЛП ПУФТБОСАЭЙК, ДЕБЧФПНБФЙЪЙТХАЭЙК ЙИ. фЧПТЮЕУФЧП НЩУМЙФЕМС УФТЕНЙФУС ЪБРЕЮБФМЕФШ УЕВС Ч ЛПОУФТХЛГЙЙ УФТБООЩИ ДЙЛПЧЙООЩИ УМПЧ, ЛПФПТЩЕ ПФЛМЙЛБМЙУШ ВЩ ОБ ВЩФЙКОЩЕ «УМПЧБ» — ФТХДОП ЧЩТБЪЙНЩЕ РПОСФЙС Й УНЩУМЩ, МЕЦБЭЙЕ Ч ПУОПЧЕ НЙТПЪДБОЙС. рТЙ ЬФПН ЖЙМПУПЖ НПЦЕФ РПМШЪПЧБФШУС УМПЧБНЙ, ХЦЕ УХЭЕУФЧХАЭЙНЙ Ч СЪЩЛЕ, РТЙДБЧБС ЙН ОПЧЩК ЖХОДБНЕОФБМШОЩК УНЩУМ, Ф.Е. ФЧПТС ОЕ УФПМШЛП МЕЛУЙЮЕУЛЙЕ, УЛПМШЛП УЕНБОФЙЮЕУЛЙЕ ОЕПМПЗЙЪНЩ. «йДЕС» рМБФПОБ, «ЧЕЭШ-Ч-УЕВЕ» лБОФБ, «ДЙБМЕЛФЙЛБ» Й «УОСФЙЕ» зЕЗЕМС, «РПЪЙФЙЧЙЪН» п. лПОФБ, «УЧЕТИЮЕМПЧЕЛ» оЙГЫЕ, «ЙОФЕОГЙПОБМШОПУФШ» Й «ЬРПИЕ» ь. зХУУЕТМС, «ЪДЕУШ-ВЩФЙЕ» Й «ЧТЕНЕОЕОЙЕ» иБКДЕЗЗЕТБ, «ЬЛЪЙУФЕОГЙБМЙУФ» ц.-р. уБТФТБ, «ТБЪМЙЮБОЙЕ» ц. дЕТТЙДБ — ЙНЕООП Ч ФБЛЙИ ОПЧЩИ УМПЧБИ (ОПЧЩИ РП УЧПЕНХ УПУФБЧХ ЙМЙ ФПМШЛП РП УНЩУМХ) ЙОФЕЗТЙТХЕФУС ГЕМБС ОПЧБС УЙУФЕНБ НЩЫМЕОЙС.

жЙМПУПЖУЛЙК ОЕПМПЗЙЪН — ЙФПЗ ДЧЙЦЕОЙС НЩУМЙ, ЛПФПТБС РТПИПДЙФ ЮЕТЕЪ НОПЦЕУФЧП УФХРЕОЕК ДПЛБЪБФЕМШУФЧБ, ТБЪЧЕТФЩЧБЕФУС Ч НОПЗПФПНОЩИ УМПЧЕУОЩИ РПУФТПЕОЙСИ, — ЮФПВЩ Ч ЛПОГЕ ЛПОГПЧ ОЕ ОБКФЙ МХЮЫЕЗП ЧПРМПЭЕОЙС, ЮЕН ЧП РМПФЙ ПДОПЗП-ЕДЙОУФЧЕООПЗП УМПЧБ, ЛПФПТПЕ Й ПУФБЕФУС РЕЮБФША ВЕУУНЕТФЙС НЩУМЙФЕМС, УМЕДПН ЕЗП РТЕВЩЧБОЙС Ч УБНПН СЪЩЛЕ, Б ОЕ РТПУФП Ч ФЕЛУФБИ. «рМБФПОЙЪН — ХЮЕОЙЕ ПВ ЙДЕСИ«; «зЕЗЕМШ — ПУОПЧПРПМПЦОЙЛ ДЙБМЕЛФЙЮЕУЛПК МПЗЙЛЙ«; «оЙГЫЕ — РТПЧПЪЧЕУФОЙЛ УЧЕТИЮЕМПЧЕЛБ«. уМПЧП — УБНБС РМПФОБС ХРБЛПЧЛБ УНЩУМБ, ОБЙМХЮЫЙК ИТБОЙФЕМШ ФПК НОПЗППВТБЪОПК ЙОЖПТНБГЙЙ, ЛПФПТБС ТБУУЩРБОБ Ч ФЕЛУФБИ НЩУМЙФЕМС. уМПЧП «ЙДЕС», ЧПЪЧЕДЕООПЕ рМБФПОПН Ч ЖЙМПУПЖУЛХА ЛБФЕЗПТЙА («ПВПВЭЕООЩК ХНПРПУФЙЗБЕНЩК Й ВЩФЙКУФЧХАЭЙК РТЙЪОБЛ»), ХЦЕ ОБЧУЕЗДБ ЧПВТБМП Ч УЕВС НЩУМШ рМБФПОБ, Й ФПФ, ЛФП РПМШЪХЕФУС ЬФЙН ФЕТНЙОПН, ЧПМШОП ЙМЙ ОЕЧПМШОП СЧМСЕФУС РМБФПОЙЛПН, ДБЦЕ ЕУМЙ ПО БОФЙРМБФПОЙЛ РП УЧПЙН ЧПЪЪТЕОЙСН. сЪЩЛ ПВУМХЦЙЧБЕФ УБНЩЕ ТБЪОЩЕ ЧПЪЪТЕОЙС, ЛПФПТЩЕ ФПМШЛП РПФПНХ Й НПЗХФ УРПТЙФШ Й РТПФЙЧПТЕЮЙФШ ДТХЗ ДТХЗХ, ЮФП ЗПЧПТСФ ОБ ПВЭЕН СЪЩЛЕ.

чПРТЕЛЙ ТБУИПЦЕНХ РТЕДУФБЧМЕОЙА, ЮФП ФЧПТЕОЙЕ ОПЧЩИ УМПЧ — ДЕМП
РЙУБФЕМЕК, ЖЙМПУПЖЙС ВПМЕЕ ЗМХВЙООП ЧФСОХФБ Ч ЬФПФ РТПГЕУУ, ВПМЕЕ ЪБЧЙУЙНБ ПФ УРПУПВОПУФЙ СЪЩЛБ ПВТБЪПЧЩЧБФШ ОПЧЩЕ УМПЧБ, ЛПФПТЩЕ
УПДЕТЦБМЙ ВЩ ЛЧЙОФЬУУЕОГЙА ДБООПК РПОСФЙКОПК УЙУФЕНЩ. оЙ рХЫЛЙО, ОЙ фПМУФПК, ОЙ юЕИПЧ ОЕ УПЪДБЧБМЙ ГЕМЕОБРТБЧМЕООП ОПЧЩИ УМПЧ, ЙН ДПУФБФПЮОП ВЩМП УМПЧ, УХЭЕУФЧХАЭЙИ Ч МЙФЕТБФХТОПН СЪЩЛЕ Й ХУФОПК ТЕЮЙ. оП ЖЙМПУПЖ ЙУРЩФЩЧБЕФ ФТХДОПУФЙ У СЪЩЛПН ЙНЕООП РПФПНХ, ЮФП ПО ТБВПФБЕФ ОЕ У ОБМЙЮОЩНЙ УМПЧБНЙ, Б У НЩУМША, ЛПФПТБС ИПЮЕФ РЕТЕУРПТЙФШ СЪЩЛ. жЙМПУПЖ ЮБУФП ОЕ ОБИПДЙФ ОХЦОЩИ ЕНХ УМПЧ Ч ЕУФЕУФЧЕООПН СЪЩЛЕ Й ЙЪПВТЕФБЕФ ОПЧЩЕ УМПЧБ ЙМЙ РТЙДБЕФ ОПЧЩЕ ЪОБЮЕОЙС ЙЪЧЕУФОЩН УМПЧБН. рПЬФПНХ, ОБРТЙНЕТ, НЩУМШ чМ. уПМПЧШЕЧБ ЙМЙ н. вБИФЙОБ ФТХДОП РТЕДУФБЧЙФШ ЧОЕ ФЕИ УМПЧЕУОЩИ РПУФТПЕОЙК (ПТЙЗЙОБМШОЩИ ЙМЙ РЕТЕЧПДОЩИ), ЛПФПТЩЕ ПОЙ ЧЧПДЙМЙ Ч ТХУУЛЙК СЪЩЛ, ЙНЕООП У РПЪЙГЙЙ ЖЙМПУПЖУЛПК «ЧОЕОБИПДЙНПУФЙ» РП ПФОПЫЕОЙА Л ОЕНХ. «чУЕЕДЙОУФЧП», «вПЗПЮЕМПЧЕЮЕУФЧП», «УПЖЙПМПЗЙС», «НОПЗПЗПМПУЙЕ», «ХЮБУФОПУФШ», «ЧОЕОБИПДЙНПУФШ» — ОЕЛПФПТЩЕ ЙЪ ОБЙВПМЕЕ ЙЪЧЕУФОЩИ ЛПОГЕРФХБМШОЩИ ПДОПУМПЧЙК уПМПЧШЕЧБ Й вБИФЙОБ.

жЙМПУПЖЙС, ЛБЛ Й МАВБС ДЙУГЙРМЙОБ, ОЕ НПЦЕФ ТБЪЧЙЧБФШУС ВЕЪ ПВОПЧМЕОЙС УЧПЕК ЛПОГЕРФХБМШОП-ФЕТНЙОПМПЗЙЮЕУЛПК УЙУФЕНЩ. дМС ЖЙМПУПЖЙЙ ОБЮБМБ 21-ЗП Ч. ЬФП ФЕН ВПМЕЕ ЧБЦОП, ЮФП Ч 20-ПН Ч. ПОБ РТЙПВТЕМБ, ПУПВЕООП Ч БОЗМПСЪЩЮОПН НЙТЕ, МЙОЗЧЙУФЙЮЕУЛХА ПТЙЕОФБГЙА Й УПУТЕДПФПЮЙМБУШ ОБ БОБМЙЪЕ СЪЩЛБ. рЕТЕИПД Л УЙОФЕЪХ СЪЩЛБ, Л УЙУФЕНОПНХ РПУФТПЕОЙА ОПЧЩИ РПОСФЙК Й ФЕТНЙОПЧ, ЪОБНЕОХЕФ УПВПК ОПЧЩК РПЧПТПФ ЖЙМПУПЖЙЙ, ЛПФПТЩК ПВЕЭБЕФ РТЙДБФШ ЕК ВПМЕЕ ФЧПТЮЕУЛЙК ИБТБЛФЕТ Ч 21-ПН ЧЕЛЕ. уЕКЮБУ ЛБЛ ОЙЛПЗДБ УЧЕЦП ЪЧХЮЙФ ТЕЛПНЕОДБГЙС ж. оЙГЫЕ: «жЙМПУПЖЩ ДПМЦОЩ ОЕ РТПУФП РТЙОЙНБФШ ДБООЩЕ ЙН ЛПОГЕРФЩ, ЮФПВЩ ЮЙУФЙФШ ЙИ Й ОБЧПДЙФШ ОБ ОЙИ МПУЛ; УМЕДХЕФ РТЕЦДЕ ЧУЕЗП УБНЙН ЙИ РТПЙЪЧПДЙФШ, ФЧПТЙФШ, ХФЧЕТЦДБФШ Й ХВЕЦДБФШ МАДЕК ЙНЙ РПМШЪПЧБФШУС». [1]

ьФБ ЦЕ ЪБДБЮБ УФБЧЙФУС Ч ФТХДБИ ц. дЕМЕЪБ Й ж. зЧБФФБТЙ, ОБРТБЧМЕООЩИ ЙНЕООП ОБ НБУЫФБВОПЕ ПВОПЧМЕОЙЕ ЖЙМПУПЖУЛПЗП СЪЩЛБ, УЙОФЕЪ ОПЧЩИ ЛПОГЕРФПЧ Й ФЕТНЙОПЧ: «. жЙМПУПЖЙС — ДЙУГЙРМЙОБ, УПУФПСЭБС Ч ФЧПТЮЕУФЧЕ ЛПОГЕРФПЧ. рПУЛПМШЛХ ЛПОГЕРФ ДПМЦЕО ВЩФШ УПФЧПТЕО, ПО УЧСЪБО У ЖЙМПУПЖПН ЛБЛ ЮЕМПЧЕЛПН, ЛПФПТЩК ПВМБДБЕФ ЙН Ч РПФЕОГЙЙ, Х ЛПФПТПЗП ЕУФШ ДМС ЬФПЗП РПФЕОГЙС Й НБУФЕТУФЧП. оБ ЬФП ОЕМШЪС ЧПЪТБЦБФШ, ЮФП П «ФЧПТЮЕУФЧЕ» ПВЩЮОП ЗПЧПТСФ РТЙНЕОЙФЕМШОП Л ЮХЧУФЧЕООЩН ЧЕЭБН Й Л ЙУЛХУУФЧБН, — ЙУЛХУУФЧП ЖЙМПУПЖБ УППВЭБЕФ УХЭЕУФЧПЧБОЙЕ ФБЛЦЕ Й ХНУФЧЕООЩН УХЭОПУФСН, Б ЖЙМПУПЖУЛЙЕ ЛПОГЕРФЩ ФПЦЕ УХФШ «sensibilia». уПВУФЧЕООП, ОБХЛЙ, ЙУЛХУУФЧБ Й ЖЙМПУПЖЙЙ ЙНЕАФ ТБЧОП ФЧПТЮЕУЛЙК ИБТБЛФЕТ, РТПУФП ПДОБ МЙЫШ ЖЙМПУПЖЙС УРПУПВОБ ФЧПТЙФШ ЛПОГЕРФЩ Ч УФТПЗПН УНЩУМЕ УМПЧБ. лПОГЕРФЩ ОЕ ЦДХФ ОБУ ХЦЕ ЗПФПЧЩНЙ, ОБРПДПВЙЕ ОЕВЕУОЩИ ФЕМ. х ЛПОГЕРФПЧ ОЕ ВЩЧБЕФ ОЕВЕУ. йИ ДПМЦОП ЙЪПВТЕФБФШ, ЙЪЗПФБЧМЙЧБФШ ЙМЙ, УЛПТЕЕ, ФЧПТЙФШ, Й ВЕЪ РПДРЙУЙ УПФЧПТЙЧЫЕЗП ПОЙ ОЙЮФП. /. / рМБФПО ЗПЧПТЙМ, ЮФП УМЕДХЕФ УПЪЕТГБФШ йДЕЙ, ОП УРЕТЧБ ПО ДПМЦЕО ВЩМ УБН УПЪДБФШ ЛПОГЕРФ йДЕЙ. юЕЗП УФПЙФ ЖЙМПУПЖ, ЕУМЙ П ОЕН НПЦОП УЛБЪБФШ: ПО ОЕ УПЪДБМ ОЙ ПДОПЗП ЛПОГЕРФБ, ПО ОЕ УПЪДБМ УБН УЧПЙИ ЛПОГЕРФПЧ?» [2] йНЕООП ЦБОТ РТПЕЛФЙЧОПЗП УМПЧБТС НПЦЕФ ПЛБЪБФШУС ОБЙВПМЕЕ РТСНПК Й ЕНЛПК ЖПТНПК ДМС ЙЪМПЦЕОЙС ОПЧЩИ ЛПОГЕРФПЧ Й ЧЧЕДЕОЙС ЙИ ПВЭЕУФЧЕООПЕ УПЪОБОЙЕ. рПД ЧУЕНЙ ФЕТНЙОБНЙ Й ЛПОГЕРФБНЙ Ч ЬФПН УМПЧБТЕ УФПСФ РПДРЙУЙ ЙИ ФЧПТГПЧ. ч ФПН УМХЮБЕ, ЕУМЙ УМПЧП ЙМЙ ФЕТНЙО ХРПФТЕВМСМЙУШ Й ТБОШЫЕ, ДМС ОЙИ РТЕДМБЗБЕФУС ОПЧПЕ ЪОБЮЕОЙЕ, РПОСФЙЕ, ЛПОГЕРФ (УН., ОaРТЙНЕТ, бРПЖБФЙЪН, зМХВЙОБ, лБЛ ВЩ, йОФЕТЕУОПЕ, нЕЦДЙУГЙРМЙОБТОПУФШ, нХДТПУФШ, рПНПЭОЙЛ, рПУФЮЕМПЧЕЮОПУФШ, уБНПЪЧБОУФЧП, уРБН Й фТЬЫ). пВЩЮОП УМПЧБТШ ЪБОЙНБЕФ «ЬРЙЮЕУЛХА» ДЙУФБОГЙА РП ПФОПЫЕОЙА Л РТЕДУФБЧМЕООЩН Ч ОЕН НБФЕТЙБМБН, ДБООЩК ЦЕ УМПЧБТШ ОЕ ФПМШЛП РТПЕЛФЙЧОЩК, ОП Й Ч ЛБЛПН-ФП УНЩУМЕ «МЙТЙЮЕУЛЙК«, РПУЛПМШЛХ БЧФПТЩ УФБФЕК ЧЩУФХРБАФ Й ЛБЛ ЙИ РЕТУПОБЦЙ — ДЕКУФЧХАЭЙЕ, ФПЮОЕЕ, НЩУМСЭЙЕ МЙГБ, ЛПФПТЩЕ ДЕМСФУС УПВУФЧЕООЩНЙ ФЕТНЙОБНЙ Й РПОСФЙСНЙ, Б ОЕ ПРЙУЩЧБАФ ЮХЦЙЕ, ЧЧЕДЕООЩЕ ДТХЗЙНЙ БЧФПТБНЙ.

фБЛПК РЕТЕИПД ПФ ПРЙУБФЕМШОП-ПВПВЭБАЭЙИ Л РПТПЦДБАЭЙН ЖХОЛГЙСН УМПЧБТС УПЧРБДБЕФ У ИПДПН ЖЙМПУПЖУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС РПУМЕДОЙИ ДЕУСФЙМЕФЙК Й ПФЮБУФЙ РТЕДЧПУИЙЭБЕФ ЕЗП УМЕДХАЭЙК ЬФБР. ч ЖЙМПУПЖЙЙ 20 Ч., ПУПВЕООП ЕЗП ЧФПТПК РПМПЧЙОЩ, РТЕПВМБДБЕФ МЙОЗЧП-БОБМЙФЙЮЕУЛБС ПТЙЕОФБГЙС, Ч ТБЪОПК УФЕРЕОЙ ИБТБЛФЕТОБС Й ДМС ЕЧТПРЕКУЛПЗП УФТХЛФХТБМЙЪНБ Й РПУФУФТХЛФХТБМЙЪНБ Й ДМС БОЗМП-БНЕТЙЛБОУЛПК БОБМЙФЙЮЕУЛПК ФТБДЙГЙЙ:
БОБМЙЪ РПЧУЕДОЕЧОПЗП, ОБХЮОПЗП Й УПВУФЧЕООП ЖЙМПУПЖУЛПЗП СЪЩЛБ, ЕЗП УЕНБОФЙЮЕУЛЙИ, ЗТБННБФЙЮЕУЛЙИ Й МПЗЙЮЕУЛЙИ УФТХЛФХТ. тБВПФБ ОБД РТПЕЛФЙЧОЩН УМПЧБТЕН НПЦЕФ ТБУУНБФТЙЧБФШУС ЛБЛ РТПДПМЦЕОЙЕ Й ПДОПЧТЕНЕООП РТЕПДПМЕОЙЕ ЬФПК ФЕОДЕОГЙЙ. «мЙОЗЧЙУФЙЮЕУЛЙК РПЧПТПФ» РЕТЕИПДЙФ ЙЪ БОБМЙФЙЮЕУЛПК Ч УЙОФЕФЙЮЕУЛХА ЖБЪХ. еУМЙ РТЕДНЕФ ЖЙМПУПЖЙЙ — ХОЙЧЕТУБМЙЙ, ЙДЕЙ, ПВЭЙЕ РПОСФЙС, ЛБФЕЗПТЙЙ, ЛПОГЕРФЩ — РТЕДУФБЧМЕО РТЕЦДЕ ЧУЕЗП Ч СЪЩЛЕ, ФП ЪБДБЮБ ЖЙМПУПЖЙЙ — ОЕ РТПУФП ЙУУМЕДПЧБФШ, ОП Й ТБУЫЙТСФШ УХЭЕУФЧХАЭЙК СЪЩЛ, УЙОФЕЪЙТПЧБФШ ОПЧЩЕ УМПЧБ Й РПОСФЙС, МЕЛУЙЮЕУЛЙЕ РПМС, ЧЧПДЙФШ ОПЧЩЕ СЪЩЛПЧЩЕ РТБЧЙМБ, ХЧЕМЙЮЙЧБФШ ПВЯЕН ЗПЧПТЙНПЗП — Б ЪОБЮЙФ Й НЩУМЙНПЗП. жЙМПУПЖЙС ЧПРМПЭБЕФ Ч УМПЧЕ УЙУФЕНХ ДЧЙЦХЭЙИУС РПОСФЙК Й ЪБДБЕФ ЙН ДБМШОЕКЫЕЕ ДЧЙЦЕОЙЕ ОПЧЙЪОПК УБНЙИ УМПЧ.

уИПДОЩЕ РТПГЕУУЩ «УМПЧБТЙЪБГЙЙ» ФЧПТЮЕУЛПЗП РТПГЕУУБ РТПЙУИПДСФ УЕКЮБУ Й Ч ДТХЗЙИ ПВМБУФСИ ЛХМШФХТЩ, ДБЦЕ ФБЛЙИ ДБМЕЛЙИ ПФ ЖЙМПУПЖЙЙ, ЛБЛ ЛЙОП, ЗДЕ ЧПЪОЙЛБЕФ Ф.О. «database narrative» (ФЕТНЙО мШЧБ нБОПЧЙЮБ), Ф.Е. «УМПЧБТОПЕ РПЧЕУФЧПЧБОЙЕ». оЕ ЖЙМШН УОЙНБЕФУС РП УГЕОБТЙА, Б УГЕОБТЙК УПУФБЧМСЕФУС РП ФЕН ПВТБЪБН, ЛБТФЙОЛБН, ЛПФПТЩЕ ЙНЕАФУС Ч ВБЪЕ ЛЙОПДБООЩИ, Ч ЧЙДЕПУМПЧБТЕ. уОБЮБМБ ЛЙОПФЕЪБХТХУ, РПФПН УПУФБЧМЕООЩК ЙЪ ОЙИ ЧЙДЕПТСД, ЛЙОПФЕЛУФ. рТЙЮЕН ЙЪ ПДОПЗП ТЕУХТУБ ПВТБЪПЧ НПЦОП УПУФБЧЙФШ ТБЪОЩЕ ЛЙОПФЕЛУФЩ, ЧЩТБЦБАЭЙЕ ЙДЕЙ Й РПЪЙГЙЙ ТБЪОЩИ БЧФПТПЧ. фБЛ Й Ч ОБЫЕН УМПЧБТЕ МБФЕОФОП УПДЕТЦЙФУС НОПЦЕУФЧП ФЕЛУФПЧ, ЛПФПТЩЕ НПЗХФ ТБВПФБФШ ПФ ЬОЕТЗЙЙ РТЕДМПЦЕООЩИ УМПЧ-РПОСФЙК, ТЕБМЙЪХС ТБЪОЩЕ ЙИ УНЩУМПЧЩЕ ЧПЪНПЦОПУФЙ. рТПЕЛФЙЧОЩК УМПЧБТШ — ЬФП РПТПЦДБАЭБС НПДЕМШ ТБУИПДСЭЕЗПУС ТСДБ ЖЙМПУПЖУЛЙИ ТБВПФ, ЛПФПТЩЕ НПЗХФ ЙНЕФШ РТПФЙЧПРПМПЦОХА ОБРТБЧМЕООПУФШ, ЧПРМПЭБФШ ТБЪОЩЕ ЛПОГЕРГЙЙ, ЪБЭЙЭБФШ ТБЪОЩЕ РПЪЙГЙЙ, ОП РТЙ ЬФПН ЙУРПМШЪПЧБФШ ПВЭЙК ФЕТНЙОПМПЗЙЮЕУЛЙК ТЕУХТУ.

ч ПФМЙЮЙЕ ПФ ЧЩЫЕПРЙУБООПК ЛЙОПРПЬФЙЛЙ, РТПЕЛФЙЧОЩК УМПЧБТШ ОЕ ТБВПФБЕФ У ЪБТБОЕЕ УПУФБЧМЕООПК ВБЪПК ДБООЩИ (ФЕТНЙОПЧ, ЛПОГЕРФПЧ), ОП УБН ФЧПТЮЕУЛЙ УПУФБЧМСЕФ ФБЛХА ВБЪХ ДМС ВХДХЭЙИ ФЕЛУФПЧ. чЩТБЦЕОЙЕ «ФЧПТЮЕУЛПЕ УПУФБЧМЕОЙЕ» ЪЧХЮЙФ ЛБЛ ПЛУАНПТПО, ПФТБЦБС ЦБОТПЧХА РТПФЙЧПТЕЮЙЧПУФШ, ЧЪТЩЧЮБФПУФШ РТПЕЛФЙЧОПЗП УМПЧБТС. фП, ЮФП ПВЩЮОП «УПУФБЧМСЕФУС», «ЛПНРЙМЙТХЕФУС», БЛЛХНХМЙТХС Ч УЕВЕ ТЕЪХМШФБФЩ РТЕДЩДХЭЙИ ПТЙЗЙОБМШОЩИ ФТХДПЧ, — ЪДЕУШ ЧЩУФХРБЕФ ЛБЛ РЕТЧЙЮОЩК, ФЧПТЮЕУЛЙК ЦБОТ.

рТПЕЛФЙЧОПУФШ НПЦЕФ ВЩФШ РПОСФБ ЛБЛ УЧПКУФЧП ОЕ ФПМШЛП УМПЧБТОПЗП ЦБОТБ, ОП Й НЕФПДБ НЩЫМЕОЙС. «рТПЕЛФЙЧЙЪН» ЛБЛ НЕФПД УПЮЕФБЕФ Ч УЕВЕ ФБЛЙЕ ЖЙМПУПЖУЛЙЕ ФТБДЙГЙЙ, ЛПФПТЩЕ УЮЙФБАФУС ФТХДОП УПЧНЕУФЙНЩНЙ: ОЙГЫЕЧУЛХА ЖЙМПУПЖЙА ЦЙЪОЙ Й ЧЙФЗЕОЫФЕКОПЧУЛХА ЖЙМПУПЖЙА СЪЩЛБ — ЧЙФБМЙЪН Й МЙОЗЧЙЪН. рТПЕЛФЙЧЙЪН, ЙМЙ МЙОЗЧП-ЧЙФБМЙЪН — ЬФП ТБУЫЙТЕОЙЕ ЦЙЪОЕООПЗП РТПУФТБОУФЧБ ЖЙМПУПЖУЛПЗП СЪЩЛБ, ХНОПЦЕОЙЕ ЕЗП НЩУМЙНПУФЕК Й ЗПЧПТЙНПУФЕК. уПЗМБУОП БОБМЙФЙЮЕУЛПК ФТБДЙГЙЙ, ЙДХЭЕК ПФ РПЪДОЕЗП м. чЙФЗЕОЫФЕКОБ, ЖЙМПУПЖЙС ЕУФШ «ЛТЙФЙЛБ СЪЩЛБ», ПОБ РТЙЪЧБОБ ЙЪХЮБФШ СЪЩЛПЧЩЕ ЙЗТЩ, ХФПЮОСФШ ЪОБЮЕОЙС УМПЧ, РПОСФЙК Й РТБЧЙМ, ЙУРПМШЪХЕНЩИ Ч ТЕЮЕЧЩИ РТБЛФЙЛБИ: Ч ВЩФХ, ОБХЛБИ, ЙУЛХУУФЧБИ, ТБЪОЩИ РТПЖЕУУЙСИ Й ДПУХЗБИ. оП ЖЙМПУПЖЙС ЙНЕЕФ Й ДТХЗПЕ РТЙЪЧБОЙЕ: ЧЕУФЙ УПВУФЧЕООХА СЪЩЛПЧХА ЙЗТХ, РПУФПСООП РЕТЕУНБФТЙЧБФШ Й ТБУЫЙТСФШ ЕЕ РТБЧЙМБ, ЕЕ ЛПОГЕРФХБМШОХА ПУОПЧХ, ПВЯЕН ЕЕ МЕЛУЙЮЕУЛЙИ Й ЗТБННБФЙЮЕУЛЙИ ЕДЙОЙГ, НЩУМЕПВТБЪПЧ Й НЩУМЕЖПТН. рП ФЕПТЙЙ РПЪДОЕЗП м. чЙФЗЕОЫФЕКОБ, СЪЩЛ ОЕ ЗПЧПТЙФ «РТБЧДХ» П НЙТЕ, ОЕ ПФТБЦБЕФ ОБМЙЮОЩЕ ЖБЛФЩ, «БФПНЩ» НЙТПЪДБОЙС, ОП ЙЗТБЕФ РП УПВУФЧЕООЩН РТБЧЙМБН, ЛПФПТЩЕ ТБЪМЙЮБАФУС ДМС ТБЪОЩИ ДЙУЛХТУЙЧОЩИ ПВМБУФЕК, ФЙРПЧ УПЪОБОЙС Й РПЧЕДЕОЙС. «фЕТНЙО «СЪЩЛПЧБС ЙЗТБ» РТЙЪЧБО РПДЮЕТЛОХФШ, ЮФП ЗПЧПТЙФШ ОБ СЪЩЛЕ — ЛПНРПОЕОФ ДЕСФЕМШОПУФЙ ЙМЙ ЖПТНБ ЦЙЪОЙ». [3] «йЗТБ» Й «ЦЙЪОШ» — ЧПФ ЛМАЮЕЧЩЕ РПОСФЙС, ЛПФПТЩЕ УВМЙЦБАФ чЙФЗЕОЫФЕКОБ У оЙГЭЕ: Ч СЪЩЛЕ ДПМЦОБ ЙЗТБФШ ФБ ЦЕ УБНБС ЦЙЪОШ, ЛПФПТБС ЙЗТБЕФ Ч РТЙТПДЕ Й Ч ЙУФПТЙЙ.

оП ФПЗДБ Й ЪБДБЮБ ЖЙМПУПЖЙЙ ЛБЛ НЕФБСЪЩЛБ, ПРЙУЩЧБАЭЕЗП Й ХФПЮОСАЭЕЗП «ЕУФЕУФЧЕООЩК» СЪЩЛ, УПУФПЙФ ЧПЧУЕ ОЕ Ч «РТБЧДЙЧПН БОБМЙЪЕ СЪЩЛБ», ОП Ч ФПН, ЮФПВЩ УЙМШОЕЕ «ТБУЛТХЮЙЧБФШ» УЧПА УПВУФЧЕООХА СЪЩЛПЧХА ЙЗТХ. пУОПЧОБС РТЕДРПУЩМЛБ БОБМЙФЙЮЕУЛПК ЖЙМПУПЖЙЙ — СЪЩЛ ЛБЛ ЙЗТБ — УПДЕТЦЙФ Ч УЕВЕ ПРТПЧЕТЦЕОЙЕ ЮЙУФПЗП БОБМЙФЙЪНБ Й УФБЧЙФ РЕТЕД ЖЙМПУПЖЙЕК УПЧЕТЫЕООП ЙОХА, УЙОФЕЪЙТХАЭХА, ЛПОУФТХЛФЙЧОХА ЪБДБЮХ: ОЕ ЗПЧПТЙФШ РТБЧДХ П СЪЩЛЕ, ЛБЛ Й СЪЩЛ ОЕ ЗПЧПТЙФ РТБЧДХ П НЙТЕ, ОП ХЛТЕРМСФШ Й ПВОПЧМСФШ ЦЙЪОШ УБНПЗП СЪЩЛБ, ТБЪДЧЙЗБФШ РТПУФПТ НЩУМЙНПЗП Й ЗПЧПТЙНПЗП. ъДЕУШ ОЙГЫЕЧУЛЙК ЧЙФБМЙЪН РТЙИПДЙФ ОБ РПНПЭШ БОБМЙФЙЮЕУЛЙ ФПОЛПНХ, ОП ЛПОУФТХЛФЙЧОП ВЕДОПНХ ЧЙФЗЕОЫФЕКОПЧУЛПНХ МЙОЗЧЙЪНХ Й РЕТЕОПУЙФ ОБ СЪЩЛ ЧУЕ ФЕ ЪБРПЧЕДЙ НПЗХЭЕУФЧБ, ДПВМЕУФЙ, ПФЧБЗЙ, ЛПФПТЩЕ оЙГЫЕ ПВТБЭБЕФ Л ЦЙЪОЙ. рЕТЕЖТБЪЙТХС оЙГЫЕ, НПЦОП УЛБЪБФШ, ЮФП ЖЙМПУПЖЙС — ЬФП ЧПМС Л ЧМБУФЙ: ОЕ УЧЕТИЮЕМПЧЕЛБ ОБД НЙТПН, Б УЧЕТИСЪЩЛБ ОБД УНЩУМПН. жЙМПУПЖЙС, Ч ПФМЙЮЙЕ ПФ РЕТЧЙЮОЩИ, РТБЛФЙЮЕУЛЙИ СЪЩЛПЧ, ОЕ ЧЩТБЦБЕФ ЗПФПЧЩЕ ЙМЙ ОБМЙЮОЩЕ УНЩУМЩ, ОП ИПЮЕФ ГБТЙФШ ОБД НЕФБСЪЩЛПН, ОБД УБНЙНЙ РТБЧЙМБНЙ СЪЩЛБ Й ЧПЪНПЦОПУФСНЙ УНЩУМППВТБЪПЧБОЙС. йМЙ, ЛБЛ ЧЩТБЪЙМУС ПДЙО НЩУМЙФЕМШ, «УМПЧХ ОЕ ДБОП ВЩФШ ФПЮОЩН, ПУФБЕФУС ВЩФШ ДЕТЪЛЙН» (сЛПЧ бВТБНПЧ). ч ЬФПН УНЩУМЕ ДЕТЪПУФШ — СЪЩЛПЧБС Й РПОСФЙКОБС, УМПЧПФЧПТЮЕУЛБС Й НЩУМЕПВТБЪОБС — Й СЧМСЕФУС НЕФПДПМПЗЙЮЕУЛПК ПУОПЧПК ОБЫЕЗП РТПЕЛФБ.

Смотрите так же:  Трудовой договор с генеральным директором ооо единственным учредителем

чУЕ УФБФШЙ ПЖПТНМЕОЩ ЕДЙОППВТБЪОП: ЪБЗМБЧОПЕ УМПЧП У ХДБТЕОЙЕН, ЕЗП РЕТЕЧПД ОБ БОЗМЙКУЛЙК, ЬФЙНПМПЗЙС, ДЕЖЙОЙГЙС. ч ФЕЛУФax УФБФЕК ЧЩДЕМЕОЩ ЦЙТОЩН ЫТЙЖФПН ЪБЗМБЧОПЕ УМПЧП ЙМЙ ЛПОГЕРФ, ЕЗП ПУОПЧОЩЕ УЙОПОЙНЩ, ДПРПМОЙФЕМШОЩЕ ПРТЕДЕМЕОЙС, Б ФБЛЦЕ ФЕТНЙОЩ, Л ЛПФПТЩН ДБОБ ПФУЩМЛБ ЪОБЛПН «УН.». ч ЛПОГЕ ЛБЦДПК УФБФШЙ РТЙЧПДСФУС УОПУЛЙ Л ГЙФБФБН Й УРЙУПЛ ТБВПФ Л ДБООПНХ ФЕТНЙОХ. фП, ЮФП ОПЧЩЕ ФЕТНЙОЩ Й РПОСФЙС ЧЧПДСФУС Ч уМПЧБТШ ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ЙИ БЧФПТБНЙ, ПФТБЦБЕФУС Ч РПДВПТЕ ЙУФПЮОЙЛПЧ.

ч ДПРПМОЕОЙЕ Л ПУОПЧОПНХ, БМЖБЧЙФОПНХ РПТСДЛХ УФБФЕК, Ч ЛПОГЕ УМПЧБТС ДБЕФУС ЙИ ТБУРТЕДЕМЕОЙЕ РП БЧФПТБН Й ФЕНБН.

1. Friedrich Nietzsche. The Will to Power, trans. Walter Kaufman and R. J. Hollingdale. N. Y.: Vintage, 1968, p. 409.

2. цЙМШ дЕМЕЪ. жЕМЙЛУ зЧБФФБТЙ. юФП ФБЛПЕ ЖЙМПУПЖЙС? рЕТ. У ЖТБОГ. у. о. ъЕОЛЙОБ. урВ., бМЕФЕКС, 1998, УУ.14-15.

3. м. чЙФЗЕОЫФЕКО. жЙМПУПЖУЛЙЕ ЙУУМЕДПЧБОЙС, ЖТБЗН. 23, Ч ЕЗП ЛО. жЙМПУПЖУЛЙЕ ТБВПФЩ. н., зОПЪЙУ, 1994, Ю.1, У. 90.

Психологический словарь . 2000 .

Смотреть что такое «Анамнесис» в других словарях:

АНАМНЕСИС — (греч. припоминание), идея метафора древнегреческой философии, в соответствии с которой путь к истинному познанию лежит через воспоминание души о ее пребывании в более реальном и совершенном мире. Как философское понятие кристаллизовалась у… … Энциклопедический словарь

АНАМНЕСИС — АНАМНЕСИС (греч. ἀνάμνησις), термин платоновской философии, обозначающий припоминание человеческой душой вечных идей, которые она созерцала до своего рождения в смертном теле. Концепция знания как припоминания развита Платоном в диалогах… … Античная философия

АНАМНЕСИС — (от греч. anamnesis припоминание) идея метафора др. греч. философии, в соответствии с которой путь к истинному познанию лежит через воспоминание души о ее пребывании в более реальном и совершенном мире. А. как филос. понятие кристаллизовалось у… … Философская энциклопедия

анамнесис — Этимология. Происходит греч. anamnesis воспоминание. Категория. Понятие античной культуры. Специфика. Выступал центральным понятием в теории познания Платона. По его мнению, чувственный мир может быть воспринят лишь потому, что он является… … Большая психологическая энциклопедия

АНАМНЕСИС — АНАМНЕСИС(греч. anamnesis припоминание, воспоминание) в учении Платона (диалоги «Менон» и «Федон») понятие, описывающее основную процедуру процесса познания. Познание, согласно Платону, есть «воспоминание» души в «посюстороннем» мире об идеях,… … Новейший философский словарь

Анамнесис — (от греч. αναμνησισ воспоминание): Анамнесис часть христианской литургии. Анамнесис философский термин. См. также Анамнез в медицине история болезни … Википедия

Анамнесис — (греч. άνάμνσιςη воспоминание) литург. воспоминание совершенных Богом дел спасения. А. восходит к в. з. пасхальному богослужению, особенно к пасхальной вечере, на которой участники переживали исход народа Израиля из Египта, словно присутствуя при … Католическая энциклопедия

Анамнесис — в идеалистич. теории познания Платона мистич. концепция о воспомин. идей. Наиболее подробно теория А. излож. в платоновском диалоге «Федон» … Древний мир. Энциклопедический словарь

Анамнесис — (греч. припоминание), термин теории познания Платона, по которой человеч. сознание способно припоминать изначально скрытое в душе знание. Платон утверждал, что идеи, абстрагированные от материальных вещей, могут быть постигнуты тлько… … Словарь античности

АНАМНЕСИС — [греч. ἀνάμνησις воспоминание], термин, обозначающий в литургике одну из частей анафоры. В НЗ этим словом передано евр. (память). Литургическое употребление термина «А.» обусловлено тем, что Господь Иисус Христос, устанавливая на Тайной вечере… … Православная энциклопедия

Статья написана по приглашению С. В. Пахомова зимой 2013/14 для «Энциклопедического религиозно-философского словаря», который планируется издать в РХГА (сроки печатной публикации неизвестны; в настоящий момент доступна электронная версия словаря). Публикуется в журнале «Эрос и Космос» с разрешения ректора РХГА Д. К. Богатырёва; текст приводится в расширенной авторской редакции.

ГРОФ ( GROF ) Станислав (род. 1931 в г. Прага, Чехословакия) — чешско-американский психиатр, один из основателей трансперсональной психологии (наряду с А. Маслоу, Э. Сутичем и др.), известный своими исследованиями изменённых состояний сознания (ИСС) и психоделической психотерапии.

Гроф закончил Карлов университет в Праге в 1957. В 1956 – 1960 занимался лабораторными исследованиями психоделических веществ ( LSD , псилоцибина и др.). Изучал психоделическую психотерапию, в том числе и возглавляя клиническую программу в пражском Психиатрическом научно-исследовательском институте в 1960 – 1967. Защитил диссертацию доктора философии по медицине по теме клинического использования психоделических веществ в Чехословацкой академии наук (1965). В дальнейшем занимался исследованиями психоделической психотерапии в США, работая в Университете Джонса Хопкинса и государственном госпитале Спринг Гроув в Балтиморе (шт. Мэриленд). В 1973 – 1987 был научным сотрудником Института Эсален, где совместно со своей женой, Кристиной Гроф (1941 – 2014), разработал методику холотропного дыхания как непсихофармакологического способа вхождения в ИСС. С 1994 занимает должность профессора психологии в Калифорнийском институте интегральных исследований. Основатель и бывший президент Международной трансперсональной ассоциации.

На основе обширных клинических исследований Гроф предложил расширенную картографию психики, в которой помимо традиционно рассматриваемых уровней — областей сознательной биографии и индивидуального бессознательного — выделил два более глубоких уровня: перинатальный (имеющий отношение к переживаниям, связанным с травмой рождения) и трансперсональный (переживание «холотропных» состояний сознания, указывающих на различного рода общечеловеческий, архетипический, духовный опыт). Согласно Грофу, холотропные состояния сопровождали человечество на протяжении всей его истории; они встречаются в различных культурах мира и нередко описываются как мистический опыт.

Как правило, во время психоделических сеансов, перед погружением в трансперсональный слой опыта, человек сталкивается с перинатальной сферой — перепроживанием травмы своего рождения. Весь спектр перинатального опыта Гроф обобщает в виде четырёх базовых перинатальных матриц (БПМ), соответствующих переживаниям (с «точки зрения» младенца) четырёх стадий родов — от пребывания в «океаническом слиянии» в материнской утробе (сопровождается ощущениями лёгкости, безмятежности, покоя) до начальной стадии схваток (сопровождается ощущениями поглощённости и безысходности), стадии изгнания плода (апокалиптические видения, ощущение борьбы, боли, сексуального возбуждения) и собственно рождения на свет (переживания смерти и возрождения, чувства освобождения и принятия, могущие перемежаться с чувствами возмущения и отторжения). Фиксация на той или иной БПМ влияет на характеристики систем конденсированного опыта — паттернов организации эмоциональных переживаний, окрашивающих внутреннюю и внешнюю жизнь индивидуума.

Активация перинатальных и трансперсональных переживаний может привести к духовному кризису, потенциально целительному в случае его успешного прохождения.

Новый философский словарь

ВАЙБХАШИКА (санскр. vaibhasika—разъяснение, опи­сание)—школа индо-будцийской философии хинаяны, развивавшая идеи сарвастивады. В течение восьми веков вайбхашика была главным оппонентом школ махаяны и индуизма. Название происходит от «Вибхаши»—ком­ментария на «Абхидхарма-питаку», составленного после собора буддистов при императоре Канишке (1—2 вв.) и со­хранившегося в китайском переводе. Основателем школы считается Васумитра, стоявший во главе авторов «Вибха­ши». Известны имена вайбхашиков 3—6 вв.: Бхаданта, Дхарматрата, Гхошака, Буддхадева, Сангаабхадра. Наибо­лее крупные центры вайбхашиков находились в монасты­рях Кашмира вплоть до изгнания оттуда буддистов мусуль­манами в 9 в. В Китае трактаты школы переводились уже в 383—390 гг., на них опирались в школе цзюй-ше, к ос­новным источникам которой позднее добавилась и «Абхид-хармакоша» Васубандху (5 в.). Японский аналог цзюй-ше—школа куся, основанная в 660. В Тибете вайбхашика изучалась преимущественно в курсах по Абхидхарме. Философия школы опирается на теорию дхарма-частиц (см. Дхарма) потока сознания, реально существующих в прошлом, настоящем и будущем. Для каждой отдельной частицы пребывание в этих трех временах составляет долю секунды. За это мгновение дхарма успевает воз­никнуть, произвести действие или войти в какое-то соче­тание частиц и исчезнуть, уступив место следующей дхар­ме непрерывно меняющегося потока бытия, Таковых час­тиц пульсирующей природы неисчислимое множество, они подразделяются на 75 классов. Три из них суть непре­менные (нитья) «участники» индивидуального потока, ибо они создают условия для освобождения от изменчивости остальных дхармо-частиц—это пространство и два класса частиц, прекращающих (ниродха) пульсацию дхарм. Пока она действует, существует мир сансары, прекращение же ее тремя названными дхармами означает уход в мир успокое­ния, в нирвану, которая так же реальна, как и сансара. Наиболее известна систематизация списка дхарм из 5 групп (скандхи), или 5 частей потока сознания (сантана) особи: (1) частицы чувственного содержания потока (ру-па); (2) частицы чувственного ощущения (ведана) приятного, неприятного, нейтрального; (3) частицы знаково-понятийного содержания (санджня); (4) частицы сил и влия­ний соделанного прежде (санскара, или карма); (5) позна­вательные частицы (виджняна).

Философия вайбхашиков последовательно проводила идеи невечности сансары, отсутствия в ней нетленной самости, Бога-творца мироздания. Нет в мире ни личности, ни ее воли (как неэмпирических сущностей), все индивидуаль­ные устремления обусловлены причинно-следственной цепью взаимозависимости (пратитья-самутпада). Лич­ность и душа уступают место потоку дхармо-частиц особи. Но последние таковы лишь в феноменальном мире сан­сары, когда же волнение дхарм успокоено, они суть недви­жимы и самосущи (свабхава), они вне зависимости и при­чинности. Поскольку оба мира равны по своему онтологи­ческому статусу (т. е. реальны) и состоят из одинакового набора дхарм, постольку природа 72 классов их в сансаре резко отличается от их природы в нирване. Сансара есть лишь потоки пульсирующих энергий, неведомые источ­ники которых таковы же, как и в нирване, но в ней они сами по себе (свабхава-дхарма), самостоятельны (свадхар-ма), Они не суть субстанция, как и пульсация не есть присущее им качество, ибо при подобном предположении частицы нирваны нельзя было бы признать абсолютно покойными и независимыми.

Потоки эмпирических жизней особи безначальны, инди­видуализируются особой силой (прапти), и эти перерож­дения особи могут прекратиться только в нирване. Прапти действует совместно с другими силами, присущими каж­дой дхармо-частице, а именно силами возникновения, пребывания, распада и исчезновения, функционирующи­ми одновременно и ежемгновенно. В феноменальной дей­ствительности дхармы проявляются во времени и про­странстве в сочетаниях согласно законам причинности и соответственно сопутствующим условиям. Напр., анализ любого сознательного акта показывает, что каждое мгно­вение дхарма сознания (читта) пребывает в сочетании не менее чем с 10 дхармами-спутниками, появляющимися по закону взаимозависимого возникновения. Такого рода ис­ходные положения в онтологии открывали огромные воз­можности не только аналитикам вайбхашики, но и мисти­кам для самоуглубления, медитации над пластами психики индивида.

В вайбхашике дхармический анализ естественным образом переходит к проблемам этики. Дхармо-частицы омрачения (клеши) непременно присутствуют в жизненных потоках. Правда, они не всегда явны, но обнаруживают себя тем, что заставляют «волноваться» другие дхармы. Поэтому религиозно-нравственное очищение—это прежде всего за­бота об искоренении клеш и аваран (интеллектуальных преград освобождению), что является одновременно улуч­шением кармы для будущей участи особи. Всевозможные религиозные процедуры, обряды, обеты и т. д. оказывают воздействие на процессы сочетания дхармо-частиц неза­висимо от того, выполняет ли их адепт или простой верующий, не умеющий медитировать над разрозненными частями своего естества. Клеши, безусловно,—топливо для темных кармических сил, вращающих колесо пере­рождений.

Успокоить это волнение и освободиться от страдания — вот сотериологическая цель школы. Наиболее продуктивным путем к ней считалось отчетливое знание всех дхармочастиц потока в теории и практике, ясное представление о законах их взаимодействия и умение управлять ими, постепенно подавляя пульсацию. В этой связи для адепта главным становится интуитивное знание (праджня), кото­рое, словно луч света, освещает поток сознания и своим присутствием противодействует вредным частицам. Но с помощью праджни можно сделать лишь первый шаг на Пути освобождения. Весь Путь проходит тот, кто упражня­ется в йоге ума и культивирует сосредоточения и созерца­ния (бхавана).

Московский центр исследования сознания при философском факультете МГУ — это научно-исследовательское подразделение, основным направлением исследований которого является соотношение ментальных и физических состояний мозга.

Философия сознания
от А до Я

  • а
  • б
  • в
  • г
  • д
  • е
  • ё
  • ж
  • з
  • и
  • к
  • л
  • м
  • н
  • о
  • п
  • р
  • с
  • т
  • у
  • ф
  • х
  • ц
  • ч
  • ш
  • щ
  • ъ
  • ы
  • ь
  • э
  • ю
  • я

Что такое философия сознания?

Философия сознания — это направление, изучающее природу сознания и проблему соотношения тела и психики человека. Понимание природы сознания — одна из самых сложных проблем, с которой приходилось сталкиваться науке. Хотя корни философского рассмотрения вопроса уходят далеко в Античность, развитие биологии, психологии и нейронаук позволило философам, с одной стороны, расширить границы своей дисциплины, а с другой стороны, поставить новые задачи перед представителями естественно-научных направлений. Один из основных методов философии сознания — мысленный эксперимент. Он позволяет «провести» эксперимент, когда условия или сама гипотеза настолько сложны, что фактически реализовать эмпирическое тестирование невозможно. Большинство вопросов философии сознания именно такие.

  • 7
  • Поделиться
  • Отправить
  • Твитнуть
Смотрите так же:  Составить приказ директора

Аргумент манипуляций

Аргумент, который направлен против компатибилизма — позиции, постулирующей совместимость свободы воли с детерминизмом. Этот аргумент был разработан философом Дерком Перебумом. Перебум отстаивает позицию жесткого инкомпатибилизма, то есть несовместимости свободы воли как с детерминизмом, так и с индетерминизмом. Он предлагает представить себе человека, поступки которого могут контролироваться четырьмя разными способами, но так, чтобы он с неизбежностью совершил преступление. В ходе эксперимента Перебум не находит принципиальных различий между манипуляцией и детерминизмом. Значит, детерминизм несовместим со свободой воли.

Нам кажется, что свобода воли несовместима с предопределенностью. Действительно, если мои поступки определены факторами, находящимися вне моего контроля, а именно это говорит нам детерминизм, то как я могу за них отвечать? Если свобода воли очевидно несовместима с детерминизмом, то нам нужен индетерминизм, нам нужна неопределенность. Мы считаем неопределенность выбора сущностным признаком свободы. От меня зависит, каково будет будущее. Но для того, чтобы вписать нашу интуицию в научную картину мира, нам нужно признать, что неопределенность должна существовать и на каком-то физическом уровне. Если на базовом, биологическом уровне все детерминировано, то на более высоком уровне, который надстроен над базовым, ни о каком индетерминизме речи идти не может.

Великая иллюзия сознания

Великая иллюзия сознания — тема, которую в последние десятилетия, с начала XXI века, активно обсуждают и психологи, и физиологи, и философы. Суть ее в том, что мы с вами убеждены, будто замечаем, воспринимаем намного больше, чем есть на самом деле. Нам кажется, будто мы видим и слышим все, что происходит вокруг нас. Эта убежденность и есть та самая великая иллюзия сознания, суть которой пытаются понять все.

Американский философ, когнитивист. Деннет является одной из самых значимых фигур в современной аналитической философии. В первую очередь он известен как философ сознания. Деннет является функционалистом — это позиция, согласно которой сознание представляет собой совокупность функциональных состояний, реализуемых мозгом. Заблуждения относительно нефизической и таинственной природы сознания связаны, по мнению Деннета, со специфической культурной эволюцией человеческого языка, с неправильной трактовкой интроспективных данных, а также с устаревшим метафизическим аппаратом, на который ориентируются некоторые философы. Первоначально теория сознания Деннета носила название «модель множественных набросков», затем он сменил его на концепцию «славы в мозге», заключая, что нейронные коалиции как бы конкурируют между собой и те, что «побеждают», в итоге «прославляют» себя, становясь содержанием сознания. Также Деннет известен своими компатибилистскими взглядами на свободу воли — свобода воли совместима с детерминизмом. Нельзя не отметить, что он известен своими атеистическими взглядами, входя в условную группу «четырех всадников» нового атеизма. Друг и исследователь творчества Деннета Д. Волков написал книгу о нем на русском языке — «Бостонский зомби: Д. Деннет и его теория сознания».

Дуализм свойств

Теория в философии сознания, утверждающая, что мозг (или аналогичная по своим свойствам физическая система) необходим для наличия сознания, но свойства сознания не тождественны свойствам мозга. Иными словами, сознание и его качества (субъективность, квалитативный характер) нельзя свести к свойствам физического объекта, порождающего это сознание. Тем не менее сознание не может существовать само по себе, отдельно от материального носителя, порождающего его. Современные философы, высказывавшие подобного рода теории, — Томас Нагель, Джон Серл.

Дуализм субстанций

Теория в философии сознания, утверждающая, что сознание не тождественно ни мозгу, ни какому-либо иному физическому объекту или процессу. Оно представляет собой «субстанцию» — то, что может существовать само по себе, отдельно от «материальной» или «физической» субстанции. Классический дуализм субстанций — философия Рене Декарта.

Философский зомби — это персонаж мысленных экспериментов. С его помощью философы хотят показать сложность проблемы сознания, объяснить, что феноменальные, субъективные аспекты сознания несводимы к функциональным фактам. Это попытка показать, что сознание является чем-то большим, чем то, что рисует нам физикалистская картина мира. Философский зомби, по сути, наш двойник. То есть мы можем представить нашего двойника: физического, функционального, — молекула в молекулу он повторяет нас. У этого существа есть все психические способности, которые есть у нас: он так же обрабатывает информацию, так же говорит, он может писать книги о проблеме сознания. Но у зомби, у этого существа, нет квалиа или феноменальных свойств.

Интенциональность

Свойство актов и состояний сознания быть о чем-то. Мысли, восприятия, воспоминания и иные сознательные акты направлены на что-то: я мыслю о дереве, воспринимаю дерево, вспоминаю о нем и так далее. Предмет мысли, восприятия, воспоминания каким-то образом представлен в акте, которым этот предмет дан сознанию. По мнению некоторых философов, а именно: Франца Брентано, Эдмунда Гуссерля, Хилари Патнэма, Джона Серла, — интенциональность присуща только сознанию и деятельности сознательных существ, в том числе речевым актам и языку в целом. Физические предметы не обладают интенциональностью сами по себе. Книга может быть о чем-то только потому, что есть читатель, который ее читает. Некоторые философы натуралистического направления, например Дэниел Деннет, утверждают, что интенциональность может быть присуща физическим системам.

Инвертированный спектр

Мысленный эксперимент, показывающий недостаточность функционалистского объяснения сознания. Был предложен британским философом Сидни Шумейкером в 1982 году в статье «Инвертированный спектр», хотя впервые схожая идея появляется в сочинении Джона Локка «Опыт о человеческом разумении» (1689). Главная идея этого мысленного эксперимента заключается в том, что полное объяснение функционирования организма и совокупность всех физических фактов о нем не объясняют какой-то важной части сознания — квалиа. Мысленный эксперимент оказался настолько действенным, что Дэниел Деннет, известный защитник физикализма, заявил, что он является одним из самых опасных аргументов против физикализма наряду с аргументом «Зомби».

Это технический философский термин, который обозначает субъективные (феноменальные) аспекты нашего восприятия мира. В англо-американской философии этот термин существует уже около ста лет, а популярен стал с конца 70-х годов.

передача «Философский зомби»

Китайская комната

Джон Серл считает, что вымышленная ситуация с «китайской комнатой» хорошо подходит для описания компьютерной программы. Все действия, которые совершает компьютер, такие же бессмысленные для самого компьютера, как и действия Серла, находящегося в «китайской комнате». Мы можем сделать вывод, что, как бы мы ни запрограммировали компьютер, как бы идеально он ни симулировал поведение, в том числе лингвистическое, рационального существа, он все равно не сможет понимать. Мысленный эксперимент с «китайской комнатой» можно привести к виду аргумента: все программы являются синтаксическими системами, а сознание человека — семантическая система. Исходя из двух простых посылок, очевидно, что никакая машина, которая действует на основании только символов, в силу того, что она действует, как программа, не может быть рациональной. К такому выводу приходит Серл.

Литература об аналитической философии сознания

Философ Кирилл Мартынов выбрал 5 книг об аналитическом подходе к сознанию и мозгу. Книги подойдут всем интересующимся темой, чтобы разобраться в основных мысленных экспериментах.

Литература о современной философии сознания

5 англоязычных книг по теме от философа Дмитрия Иванова. В подборку ученого вошли книги Дэвида Чалмерса, Неда Блока, четы Черчленд и других авторов, оказавших сильное влияние на направление.

Московский центр исследования сознания

МЦИС — научная организация, целью которой является поддержка и развитие проектов в области изучения проблемы сознания и свободы воли. Центр основан в 2009 году при философском факультете МГУ по инициативе философов Дмитрия Волкова и Вадима Васильева. Центр регулярно организовывает лекции российских и западных исследователей, проводит семинары и международные конференции по проблеме сознания, а также издает серию научных монографий.

Проблема сознания у животных

Фундаментальная научная теория сознания должна рассматривать сознание как естественный научный феномен, возникший в ходе эволюции. Это означает, что такая теория будет утверждать, что на Земле или в других местах не только не существует сознания без нервной системы, но и до того, как возникла нервная система в мире, в том числе и биологическом, сознания не существовало. Если это так, это приводит к одному из самых интересных и интригующих вопросов сегодняшних биологических исследований сознания: обладает ли сознанием только человек или это градуальный эволюционный феномен, появлявшийся постепенно у разных видов и таксонов животных на разных уровнях совершенства?

Провал в объяснении

Понятие, введенное в дискуссию о сознании философом Джозефом Левином в статье «Материализм и квалиа: разрыв в объяснении». Провал в объяснении, по мысли Левина, состоит в том, что никакая теория физической реализации сознания в мозге, использующая только термины естественных наук, не может устранить ощущения, что что-то остается необъясненным. Левин говорит: «Предположим, научно доказано, что боль — это возбуждение С-волокон (и сопутствующие ему процессы во всех релевантных областях мозга)». Тем не менее: «В нашем понятии боли содержится нечто большее, чем представление о каузальной роли, которую она играет. Есть также ее квалитативный характер, то, каково это — ощущать боль. То, что остается необъясненным после открытия возбуждения С-волокон, — это почему боль ощущается так, как она ощущается! Ведь кажется, что в возбуждении С-волокон нет ничего такого, что делало бы его естественным образом более “подходящим” для феноменальных качеств боли, чем для любого другого набора феноменальных качеств».

Психофизиологическая проблема

Психофизиологическая проблема — это частный вариант философской психофизической проблемы, связанной с анализом соотношения материи и сознания. Ее невозможно решить только физиологическими или психологическими методами, хотя результаты их применения могут способствовать философскому анализу.

интервью «В эволюции живого не было “допсихического”, “чисто физиологического” этапа»

Элементарный путеводитель по философии XX века

9 немецких, французских и англосаксонских традиций в философии Новейшего времени

Подготовил Кирилл Мартынов

Зародилась в Германии; начало — около 1910 года, расцвет — 30-е годы;
предшественница герменевтики и связана с экзистенциализмом, особенно через фигуру Сартра

Мартин Хайдеггер

Какую основную проблему решало это направление
Где искать фундамент человеческого знания, если не сводить его к химическим процессам в мозге?

Какой основной тезис был сформулирован
Любое знание первоначально есть явления (феномены) в сознании человека.
Интенциональность — свойство сознания быть направленным на объект.

Какими терминами оперировали философы
Ноэма — способ, которым сознание мыслит свой объект (желает его, боится его и т. п.).
Жизненный мир (Lebenswelt) — способ человеческого представления знакомого, повседневного мира в его целостности и привычности.
Эпохе (от греч. epohe — удержание, самообладание, воздержание от суждений) — феноменологический способ рассуждения, предполагающий концентрацию на том, как мы представляем вещи, и запрет на спор о том, в чем состоит реальность вещей.
Вот-бытие (Dasein) — термин Хайдеггера, указывающий на первичное переживание присутствия человека в мире и его конечность.

На какие науки за пределами философии повлияли
Феноменология повлияла на значительное количество гуманитарных дисциплин, особенно на социологию и религиоведение. Быть феноменологом в науке — значит стремиться к описанию явлений «от первого лица», реконструируя реальность такой, как ее видит тот, о ком рассказывает наука, например верующий.

Ключевые представители школы
Основателем феноменологии считается австриец Эдмунд Гуссерль, крупнейшим представителем течения был Мартин Хайдеггер. Школа также получила распространение во Франции, где ее представителем были Морис Мерло-Понти, а также (в 30–40-е годы) Сартр.

Зародилась в Германии; 60–80-е годы; является дальнейшим развитием идей феноменологии применительно к языку

Ганс-Георг Гадамер

Какую основную проблему решало это направление
Как возможно понимание?

Какой основной тезис был сформулирован
Истолкование мира возможно на основе тех же моделей, что и истолкование текста.

Смотрите так же:  Заявление на 2 часть отпуска образец

Какими терминами оперировали философы
Герменевтический круг — парадоксальное свойство процесса понимания, предполагающее, что для того, чтобы знать целое (например, замысел литературного произведения), мы должны знать его части (из каких предложений языка оно состоит), и наоборот, правильное представление о частях предполагает знание о целом.
Горизонт понимания — представления о мире, которые характерны для автора текста, читателя или участника диалога; процесс понимания описан как взаимное сближение горизонтов понимания.
Коммуникативный разум — представление о том, что мышление человека возможно как диалог с другими людьми в языке и обществе.

На какие науки за пределами философии повлияли
Герменевтика как философская дисциплина и метод нашла применение в социальной теории, литературоведении и эстетике. К примеру, процесс понимания произведения искусства будет описываться в рамках этой традиции как нелинейный и требующий сотворчества автора и зрителя.

Ключевые представители школы
Классическим представителем философской герменевтики был ученик Хайдеггера Ганс-Георг Гадамер; к традиции примыкают современные философы Карл-Отто Апель и один из наиболее влиятельных интеллектуалов последних десятилетий Юрген Хабермас.

Зародился в Германии; 60–90-е годы

Теодор Адорно

Какую основную проблему решало это направление
Как можно бороться за освобождение человека в современном мире?

Какой основной тезис был сформулирован
Капитализм в XX веке изобретал новые формы эксплуатации человека: через иллюзорные ценности успеха, демонстративного потребления, в том числе потребления массовой культуры.

Какими терминами оперировали философы​
Отчуждение — термин Маркса, означающий в экономике передачу произведенного работником товара собственнику предприятия, а в более широком контексте — ситуацию, при которой жизнь человека проходит на работе, в обществе и культуре, которые угнетают его творческое начало. Общество потребления — стадия развития капитализма, в которой социальная жизнь людей сводится к потреблению промышленных товаров, услуг и массовой культуры (голливудских фильмов, модных романов).
Одномерный человек — стремящийся к успеху потребитель-конформист,
благодаря которому становятся возможны все формы несвободы, бедность, расизм, угнетение женщин.

На какие науки за пределами философии повлияли
Неомарксизм стал влиятельной интеллектуальной платформой, на которую ориентируются авторы художественных произведений и университетские преподаватели по всему миру.

Ключевые представители школы
В создании течения участвовали Герберт Маркузе, Теодор Адорно, а также представители так называемого фрейдомарксизма, объединившего критику капитализма с критикой неврозов и комплексов, свойственных современному человеку.

Экзистенциализм

Зародился во Франции; 50–60-е годы XX века; связан с феноменологией, противоположен структурализму

Жан-Поль Сартр

Какую основную проблему решало это направление
Как можно осмыслить конкретную человеческую жизнь в мире?

Какой основной тезис был сформулирован
Человек конечен, обречен на свободу и вынужден бороться с миром за смысл своего существования.

Какими терминами оперировали философы
Экзистенция — человеческое существование, лишенное заданных заранее свойств и связанное со свободой выбора; открытый в будущее проект человека.
Заброшенность — переживание конечности и абсурдности существования, осознание бесцельности своего пребывания в мире.
Тревога — переживание единства с другими людьми и ответственности
за свой выбор перед ними.
Пограничная ситуация — момент трагического выбора, в котором заведомо нет хороших вариантов (например, предательство возлюбленной или смерть), проходя через который человек одновременно понимает, кто он, и делает себя таковым.
Другой — столкновение с сознанием и экзистенцией второго человека, принятие существования иного сознания и переживание его (например, в любви).

На какие науки за пределами философии повлияли
К середине XX века экзистенциализм стал базовым языком художественной культуры и нашел свое отражение во многочисленных литературных и кинопроизведениях. Камю стал Нобелевским лауреатом по литературе; крупнейший представитель течения Сартр отказался от аналогичной премии. В течение второй половины XX века экзистенциализм постепенно сходил на нет.

Ключевые представители школы
Помимо Альбера Камю и Жан-Поля Сартра к направлению примыкало большое количество мыслителей из других стран Европы, таких как Пауль Тиллих (Германия), Эмиль Чоран (Румыния), Мигель де Унамуно (Испания) и русский философ-эмигрант Николай Бердяев. Существует религиозное направление в экзистенциализме — помимо Тиллиха к нему принадлежит, например, католический мыслитель Габриэль Марсель.

Зародился во Франции; 50–70-е годы; отрицание экзистенциализма и путь к постструктурализму

Мишель Фуко

Какую основную проблему решало это направление
Из чего сделана культура, если вынести индивида за скобки?

Какой основной тезис был сформулирован
В основе самых разных культурных явлений лежат структуры, построенные на противопоставлении фундаментальных понятий, например сырого как символа природного и приготовленного на огне как символа цивилизованного.

Какими терминами оперировали философы​
Диахрония и синхрония — принципы изучения языка и, шире, любых явлений, предполагающие сравнение статических структур и изучение динамики этих структур во времени.
Смерть автора — понятие, предполагающее, что каждый текст создается скорее как набор цитат и речь самого языка, чем как автономное высказывание некоторого индивидуального человека-личности.
Эпистема — совокупность представлений о накоплении, хранении и воспроизводстве знаний, характерных для данной эпохи; структура знания.
Дисциплинарное общество — социальная структура современности, характеризующаяся особой моделью накопления власти через бюрократические институты государства, такие как тюрьма, полиция, школа, армия, психиатрическая клиника.

На какие науки за пределами философии повлияли
Структурализм во многом выглядел как попытка преодоления наследия предыдущего поколения французских философов — экзистенциалистов. От темы человеческого одиночества мыслители этого направления пытались идти в сторону реальной ткани культуры и знания, согласующегося с научным опытом.

Ключевые представители школы
Отцами-основателями структурализма были не столько философы, сколько ученые, работающие в таких областях знания, как лингвистика (Фердинанд де Соссюр, Роман Якобсон), этнография (Клод Леви-Стросс), психология (Жак Лакан). К направлению относят Ролана Барта, занимавшегося теорией литературы, а также, возможно, главную звезду французской философии XX века — Мишеля Фуко.

Постструктурализм

Зародился во Франции; 60–80-е годы; наследники структурализма

Жак Деррида

Какую основную проблему решало это направление
Почему вся предыдущая философская традиция Запада несостоятельна?

Какой основной тезис был сформулирован
Слова, которые используют люди, определяют реальность, в которой они оказываются. Западная философия не осознает собственных предпосылок.

Какими терминами оперировали философы​
Деконструкция — методологическая процедура, предполагающая демонстрацию безосновательности всякого интеллектуального доказательства.
Шизоанализ — описание общества и психической жизни человека по аналогии с экономикой, где место товарного производства занимает производство желаний.
Симулякр — копия, у которой нет оригинала, основной тип объектов, с которым сталкивается современный человек.
Постмодерн — состояние общества, которое потеряло веру в возможность фундаментальных ценностей.

На какие науки за пределами философии повлияли
Постструктурализм, который также иногда называют постмодернизмом, стал предметом для ожесточенной критики со стороны представителей традиционных направлений философии. По сути, он представлял собой новую форму скептицизма: игра слов образует смысл, основанный только на этой игре. Широкое влияние постструктурализма до сих пор ощущается в литературоведении, а также в некоторых направлениях социальной науки, например в теории национального государства (работа Бенедикта Андерсона «Воображаемые сообщества»).

Ключевые представители школы
Последнее в XX веке поколение французских философов было представлено Жаком Деррида, Жилем Делезом и Жаном Бодрийяром, тексты которых образуют классическую библиотеку постструктурализма. Из других авторов к традиции примыкал соавтор Делеза Феликс Гваттари, а также итальянский мыслитель Джорджо Агамбен.

20–40-е годы; возникает в Австрии, распространяется в англоязычном мире, дает начало аналитической философии

Людвиг Витгенштейн

Какую основную проблему решало это направление
Чем наука отличается от ненауки?

Какой основной тезис был сформулирован
Научное знание может быть проверено опытом и подтверждено анализом языка.

Какими терминами оперировали философы​
Верификация — процедура проверки суждений ученых опытом. Логический анализ языка — демонстрация точного смысла высказывания при помощи изучения его структуры.
Протокольное предложение — базовая единица языка, использующаяся в науке для фиксации единицы опыта («В данный момент времени стрелка прибора указала на такое-то деление»).
Физикализм — утверждение о том, что любое знание должно в конечном итоге сводиться к знанию, сформулированному в языке физики. Фальсификация — идея, согласно которой не проверяемость, но потенциальная опровержимость той или иной теории может быть свидетельством ее научности.

На какие науки за пределами философии повлияли
Неопозитивизм (или логический позитивизм) появился в рамках Венского кружка — неформального объединения австрийских интеллектуалов.
Из-за прихода к власти нацистов и аншлюса Австрии большинство из них были вынуждены к 30-м годам XX века покинуть родину и распространить свое влияние на англоязычный мир. Неопозитивизм тесно связан с поисками полной и строгой научной картины мира, характерной для многих физиков и математиков того времени.

Ключевые представители школы
Представителями Венского кружка были такие авторы, как Мориц Шлик, Отто Нейрат, Рудольф Карнап. Последний стал затем учителем для многих известных американских авторов. Отдельно стоит упомянуть еще одного австрийца — Людвига Витгенштейна, который, хотя и не имел специального философского образования, стал в итоге ключевым мыслителем для Великобритании и США, предопределив развитие аналитической философии.

Аналитическая философия

30–90-е годы; главная англоязычная традиция, далеко ушедшая от своих корней, в частности неопозитивизма

Бертран Рассел

Какую основную проблему решало это направление
Что такое язык и сознание?

Какой основной тезис был сформулирован
Язык есть форма социальной игры, сознание представляет собой особую форму объяснения человеческого поведения при помощи языка.

Какими терминами оперировали философы​
Референция — связь слова со своим значением, природа которого активно дискутировалась в традиции.
Ключевой момент — указание на социальный характер умения правильно употреблять слова (у позднего Витгенштейна).
Мысленный эксперимент — методологический принцип, предполагающий реконструкцию и анализ воображаемой ситуации, связанной, как правило, с различными парадоксами в работе сознания.
Функционализм — теория в аналитической философии сознания, согласно которой сознание есть функциональное состояние мозга, подобно компьютерной программе как состояния процессора.
Квалиа — уникальное состояние сознания «от первого лица», которое невозможно выразить иначе, чем пережив его (например, вкус клубничного мороженого).

На какие науки за пределами философии повлияли
Аналитическая философия связана с теорией искусственного интеллекта, современной психологией и компьютерными науками. Начиная с 70-х годов XX века направление активно влияет на новые области: философию истории, политическую теорию и так далее. Аналитическая философия — важная часть современной университетской культуры, ориентированной на воспроизводство ясного научного знания.

Ключевые представители школы
После Витгенштейна и Бертрана Рассела в аналитической философии появляется множество школ и фигур. Философию обыденного языка разрабатывает Джон Остин, ранний материализм в философии сознания представляет Дэвид Армстронг. Среди более современных философов, спорящих о природе разума, выделяются Джон Серл, Дэниел Деннет и Томас Нагель.

1910-е; возрождение после 1970-х годов в виде неопрагматизма

Чарльз Пирс

Какую основную проблему решало это направление
Что такое истина и как о ней возможно говорить.

Какой основной тезис был сформулирован
Истинным является то, что работает и приносит пользу.

Какими терминами оперировали философы​
Дефляционная теория истины объявляет, что приписывать некому утверждению свойство быть истинным не значит делать его истинным. Фаллибилизм — концепция, согласно которой знание не создается в готовом виде, но набрасывается методом проб и ошибок в ходе решения тех или иных практических задач.
Неопределенность перевода указывает на невозможность точного и внеконтекстуального понимания тех или иных слов в языке.
Ирония и случайность — идея о том, что наши убеждения являются случайными и, следовательно, ни один человек не имеет монополии на истину.

На какие науки за пределами философии повлияли
Прагматизм как способ мышления оставил след в истории и теории науки, повлиял на исследования в области политической теории, историографии и социологии. Прагматическая аргументация широко используется в различных сферах знания — от теории искусственного интеллекта и когнитивной психологии до теории эволюции.

Ключевые представители школы
Прагматизм по праву считается национальной американской традицией мысли, его основы были заложены во второй половине XIX столетия Чарльзом Пирсом и развиты классиками американской философии Джоном Дьюи и Уильямом Джеймсом. Уже во второй половине XX века синтез прагматизма и аналитической философии (или ее критики) дал миру современных классиков Уилларда Куайна и Ричарда Рорти.