Предметом взятки не является

Статья 290. Получение взятки

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) —

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.

Примечания:

1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей.

2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291, 291.1 и 304 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Комментарий к Ст. 290 УК РФ

1. Получение взятки является одним из самых опасных преступлений против интересов службы. Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.). Законом к предмету получения взятки отнесены также услуги имущественного характера (ремонт квартиры, строительство дачи) и имущественные права (право пользования имуществом, право хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитут и т.д.).

Определяя предмет преступления в этом варианте, следует руководствоваться п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6, где исходя из смысла закона к предмету взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом предлагается относить выгоды или услуги имущественного характера, подлежащие оплате, но оказываемые безвозмездно (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. При этом указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку. Предметом взятки закон признает и имущественные права (по вопросу о предмете взятки см. также комментарий к ст. 201).

Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).

2. Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом (иным субъектом преступления) лично или через посредника предмета взятки. Часть 1 комментируемой статьи указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку: 1) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.

Совершение самих действий (бездействия) в интересах дающего взятку или в интересах представляемых им лиц рассматриваемым составом преступления не охватывается. Поэтому в случае наличия в таких действиях самостоятельного состава преступления требуется дополнительная квалификация данных действий.

Под действиями (бездействием) должностного лица, входящими в служебные полномочия должностного лица, следует понимать действия (бездействие), которые он правомочен совершать в соответствии со своими служебными полномочиями и которые формально соответствуют требованиям закона, иным нормативным и другим правовым актам (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6). Это законные действия лица, не выходящие за рамки его должностной компетенции, которые становятся преступными именно в связи с тем, что совершаются за взятку.

Следует отметить, что получение вознаграждения за деятельность, не связанную с выполнением должностных обязанностей, нельзя считать взяткой. Должностное лицо может получить взятку не только за совершение им самим определенных действий, входящих в круг его служебных обязанностей, но и за выгодное для взяткополучателя поведение других должностных лиц, которому оно может способствовать в силу своего должностного положения. Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны других должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя.

Вместе с тем использование должностным лицом только личных связей и отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

Общее покровительство по службе предполагает необоснованное создание взяткодателю или представляемым им лицам различных благоприятных условий подчиненным по службе лицам: их незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение в должности, совершение других действий, не вызываемых служебной необходимостью. Общее попустительство следует рассматривать как непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия. При общем покровительстве и попустительстве по службе конкретные действия (бездействие), которые должно будет совершить должностное лицо, могут не оговариваться, но они в обязательном порядке предполагаются.

Смотрите так же:  Возврат ндфл обучение автошкола

Время передачи предмета взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц) на наличие состава преступления и квалификацию содеянного не влияет. Таким образом, можно выделить два вида взяточничества: взятку-подкуп и взятку-благодарность. В первом случае передача предмета взятки обусловливает нужное взяткодателю поведение должностного лица, является необходимым условием совершения им определенных действий (бездействия). В этой ситуации между взяткодателем и взяткополучателем имеется предварительная договоренность о передаче предмета взятки (до или после совершения действий (бездействия)).

Взятка-благодарность имеет место в том случае, когда предмет взятки передается за уже совершенное должностным лицом действие либо бездействие (законное или незаконное), в отсутствие предварительной договоренности. При этом необходимо отличать взятку-благодарность от так называемого обычного подарка. Так, ст. 575 ГК разрешается дарение государственным (муниципальным) служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб.

Однако следует учитывать, что данное положение ГК неприменимо к уголовному закону. Статья 575 ГК говорит о договоре дарения, который исключает встречную передачу вещи или права либо встречного обязательства со стороны лица, принимающего подарок. Таким образом, при наличии в совершенном лицом деянии состава получения взятки (будь то взятка-подкуп или взятка-вознаграждение) уголовная ответственность наступает независимо от размера полученного вознаграждения.

Предмет взятки может быть получен как самим должностным лицом (лично либо через посредника), так и предоставлен родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.

Действия посредника в получении или даче взятки следует квалифицировать по ст. 291.1 УК как посредничество во взяточничестве.

3. Состав получения взятки является формальным. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи преступление с объективной стороны может быть совершено только путем получения должностным лицом лично или через посредника предмета взятки. Если в деянии, направленном на получение взятки, отсутствует прежде всего момент вручения или передачи предмета взятки, то это означает, что должностное лицо еще не приступило к выполнению объективной стороны данного преступления. Следовательно, такие действия не могут быть оценены как покушение на получение взятки, так как покушение по общему правилу прерывается только в процессе исполнения состава до момента окончания преступления. При наличии определенных условий действия, направленные на получение взятки, могут быть квалифицированы как приготовление к этому преступлению, которое может быть прервано до начала выполнения его объективной стороны.

4. Преступление является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей. В случае, когда деньги, являющиеся предметом взятки, перечисляются на счет должностного лица, получение взятки следует считать оконченным с момента поступления их на соответствующий счет.

Если предметом получения взятки является какая-либо услуга либо выгода имущественного характера, то преступление считается оконченным с того момента, как взяткополучатель начал пользоваться такой услугой или выгодой имущественного характера, либо с момента получения соответствующих документов на услугу или выгоду (например, туристической путевки, билета на концерт, документа о прощении денежного долга и т.д.). В случае, когда предметом взятки являются имущественные права, преступление следует считать оконченным с момента их приобретения.

При получении взятки сами действия (бездействие), совершаемые лицом в пользу взяткодателя, не входят в объективную сторону, поэтому для признания данного состава оконченным не имеет значения, было ли в действительности выполнено оговоренное сторонами действие (бездействие) или нет. Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений — по ч. 2 комментируемой статьи и соответствующей статье УК (например, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств, служебный подлог и т.п.).

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткодателя и взяткополучателя, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки. Покушением, например, следует считать принятие должностным лицом предмета взятки в процессе проведения оперативно-розыскного мероприятия по его разоблачению; неудавшееся вымогательство взятки (п. «б» ч. 5 ст. 290 УК); принятие имитации денежных средств. Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на получение взятки одно лишь высказанное лицом намерение получить взятку, если никаких конкретных действий для его реализации не предпринималось.

Следует иметь в виду, что принятие предмета взятки посредником для последующей его передачи должностному лицу еще не образует оконченного состава получения взятки, и в случае задержания посредника, не успевшего передать взятку должностному лицу, квалифицируется как покушение на получение взятки по ч. 3 ст. 30 и соответствующей части ст. 290 УК.

Действия посредника квалифицируются при этом как покушение на посредничество во взяточничестве (ч. 3 ст. 30 и соответствующая часть ст. 291.1 УК).

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

Умысел взяткополучателя должен включать в себя осознание того, что предмет взятки передается за выполнение или невыполнение им в интересах дающего определенных действий, связанных с использованием своих служебных полномочий. Поэтому получение должностным лицом материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159 УК. Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК), если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) должностным лицом.

В случаях, когда лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

Если же должностное лицо, используя свое служебное положение, с целью получения материальных ценностей вводит передающего такие ценности в заблуждение относительно правомерности их передачи, заявляя, например, о необходимости уплаты штрафа или пени, государственной пошлины, содеянное также не образует состава получения взятки и квалифицируется как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК РФ).

6. Мотивом получения взятки является корысть. Поэтому если должностное лицо принимает незаконное вознаграждение с целью обратить его в пользу государственного (муниципального) органа или учреждения, в котором он работает, потратить на какие-либо общественные или государственные нужды, состав данного преступления отсутствует.

7. Субъект преступления — специальный — должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации. В соответствии с примечанием 2 к комментируемой статье под иностранным должностным лицом в ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия.

Должностным лицом публичной международной организации является международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

8. Часть 2 комментируемой статьи содержит квалифицированный состав преступления — получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере. В соответствии с примечанием 1 к комментируемой статье значительным размером взятки в ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тыс. руб.

9. В ч. 3 комментируемой статьи установлена ответственность за получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие). Под незаконными действиями (бездействием) должностного лица следует понимать совершенные с использованием служебных полномочий неправомерные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также действия (бездействие), содержащие признаки преступления либо иного правонарушения (фальсификация доказательств по уголовному делу, несоставление протокола об административном правонарушении, когда это обязательно по закону, принятие решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности, и т.п.) (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

10. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает более строгую ответственность за деяния, предусмотренные ч. ч. 1, 2 или 3 комментируемой статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированным составом преступления (ч. 5 комментируемой статьи) является совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1, 3 или 4 комментируемой статьи:

а) группой лиц по предварительному сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК) или организованной группой (см. ч. 3 ст. 35 УК);

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере.

Группа лиц по предварительному сговору будет иметь место только в случае, если в преступлении принимали участие два или более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из должностных лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 УК организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Исходя из этого в организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК как организаторы, подстрекатели либо пособники, т.е. со ссылкой на ст. 33 УК.

В обоих случаях группового получения взятки преступление признается оконченным с момента принятия взятки (либо ее части) хотя бы одним из должностных лиц.

Вымогательство взятки — это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина (например, под угрозой незаконного привлечения к ответственности) либо поставить его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (например, незаконное затягивание должностным лицом процесса выдачи лицензии). Если взяткодатель заинтересован в неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленную процедуру решения того или иного вопроса, добиться удовлетворения своих незаконных интересов, уйти от заслуженной ответственности и т.п., вымогательство как квалифицирующий признак получения взятки отсутствует. Не может рассматриваться как вымогательство угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия, хотя и затрагивающие его интересы.

Смотрите так же:  Пенсия инвалидов 2 группы в москве

Согласно примечанию 1 к комментируемой статье в этой статье, а также в ст. ст. 291 и 291.1 УК крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 150 тыс. руб.

Ответственность за получение взятки в особо крупном размере (свыше 1 млн. руб.) установлена ч. 6 комментируемой статьи.

Анализ действующей редакции комментируемой статьи позволяет обратить внимание на то, что квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. 5 этой статьи, формально не могут быть вменены при совершении преступления субъектами, указанными в ч. 4 этой же статьи, признак особо крупного размера не распространяется на ситуации, указанные в ч. 5. Данное положение, на наш взгляд, является пробелом законодательства и подлежит устранению.

Как доказать и каков предмет взятки согласно УК РФ?

Статьи УК РФ за взятку, постановление Пленума ВС по взяткам

Уголовная ответственность за дачу взятки установлена ст. 291 УК РФ, за получение — ст. 290 УК РФ. Подробнее об этом рассказывается в материале «Взятка должностному лицу — какая статья по УК РФ?».

Разрешает отдельные проблемы практики судов по вопросам взяточничества постановление Пленума Верховного суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» от 09.07.2013 № 24 (далее — постановление Пленума по взяткам). Процесса доказывания совершения коррупционных преступлений, включая взяточничество, оно непосредственно не касается.

Вопрос о предмете взятки раскрывается в п. 9 указанного постановления, где подробно описывается, какие блага могут признаваться предметом взятки, что включается в понятие «услуги имущественного характера» и понятие «имущественные права» — с приведением соответствующих примеров. Дополнительно указывается на необходимость для правоприменителей давать указанным благам денежную оценку на основании заключения экспертизы и других доказательств.

Как доказать дачу и получение взятки?

Итак, как доказать дачу взятки и, соответственно, как доказать получение взятки?

В данном случае должны быть установлены следующие факты:

  • подозреваемый (обвиняемый) является должностным лицом;
  • подозреваемый (обвиняемый) получил предмет взятки;
  • подозреваемый (обвиняемый) выполнил или намеревался выполнить для взяткодателя определенные действия с использованием служебного положения за вознаграждение.

Факт наличия у подозреваемого (обвиняемого) статуса должностного лица устанавливается путем направления запроса по месту работы. В ответ представителю правоохранительных органов должна быть предоставлена вся информация о полномочиях подозреваемого (обвиняемого) — полная, необходимая и актуальная.

Получение взятки помогают доказать материалы, добытые в результате оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых могут проводиться следующие действия:

  • осуществление наблюдения;
  • прослушивание телефонных переговоров;
  • пометка и фиксация номеров купюр, передаваемых как предмет взятки;
  • участие сотрудника правоохранительных органов под видом посредника в даче взятке;
  • аудио- и/или видеофиксация момента передачи взятки;
  • задержание с поличным и др.

В результате следствие может располагать следующими доказательствами совершения преступления:

  • видеозаписи наблюдения;
  • аудиозаписи телефонных переговоров;
  • прочие аудио- и видеозаписи;
  • фотографии;
  • помеченные денежные купюры, используемые в качестве предмета взятки и др.

Разумеется, весь процесс доказывания должен соответствовать действующему законодательству как по существу, так и по форме.

Что считается взяткой?

Так что же считается взяткой?

Взяткой по УК РФ могут быть всевозможные имущественные блага (деньги, ценные бумаги и иное имущество), услуги имущественного характера и имущественные права.

Под деньгами здесь имеются в виду денежные знаки как в российской, так и в иностранной валюте, имеющие официальное хождение. Вышедшие из обращения монеты и купюры не признаются деньгами и расцениваются УК как взятка в виде иного имущества.

Ценная бумага обозначается как документ, соответствующий законодательным нормам и подтверждающий права, реализация или уступка которых невозможна без его предоставления (ст. 142 ГК РФ). К таковым относятся платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации) и др.

Иное имущество включает в себя любые имущественные блага, обладающие стоимостью, к примеру: валютные ценности в виде долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте, драгметаллы, промышленные и продовольственные товары, недвижимость и др. С другой стороны, в частности, ни информация, ни объекты интеллектуальной собственности, исключительных прав, т. н. средства индивидуализации, к иному имуществу не относятся (ст. 128, 1225–1227 ГК РФ).

Услуги имущественного характера и имущественные права как предмет взятки

К услугам имущественного характера относятся всевозможные услуги (выгоды), предоставляемые должностному лицу бесплатно и (или) очевидно по сниженной цене (п. 9 постановления Пленума по взяткам). Это могут быть, в частности:

  • оплата отдыха, проезда;
  • оплата развлечений;
  • осуществление строительства, ремонта и других работ в отношении имущества должностного лица;
  • прощение задолженности;
  • намеренный «проигрыш» в азартные игры;
  • оплата задолженности взяткополучателя;
  • номинальное назначение на должность;
  • отзыв искового заявления в суде;
  • уменьшение стоимости предоставляемого по сделке имущества;
  • передача в безвозмездное (или по сниженной цене) пользование имущества;
  • получение кредита на льготных условиях;
  • выплата гонораров в завышенном размере и др.

Имущественные права — это юридические и фактические возможности по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также материальные требования по поводу его распределения и обмена. Они охватывают собой как право на имущество, в т. ч. право требования кредитора, так и прочие права, обладающие денежной оценкой, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ).

Услуги нематериального характера (например, «дружеское расположение» начальника, лестная характеристика или отзыв в печати и т. д.) предметом взятки не являются, следовательно, их оказание, пусть даже за вознаграждение, не подпадает ни под одну из уголовных статей об ответственности за взятку.

Таким образом, нормативными актами и правоприменительной практикой достаточно подробно определено, что может служить предметом взятки и какими способами осуществляется доказывание соответствующего преступления. В последнем случае указанные в статье способы далеко не исчерпывающие, могут использоваться и другие.

Видеоматериалы о работе Думы

Что является предметом взятки?

Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.).

Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»).

Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225 ГК РФ). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»).

Предмет взятки и характеристика обстановки совершения взяточничества (статья)

Предмет взятки — это любые материальные ценности и услуги материального характера, переданные (оказанные) должностному лицу за совершение служебных действий (бездействия) в интересах дающего.

Предметом взятки, наряду с деньгами и иным имуществом могут быть услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате, и определенные материальные выгоды, под которыми следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами и т.д.

В материалах уголовного дела должны содержаться документально подтвержденные данные о денежной оценке таких выгод и услуг имущественного характера. При предоставлении выгод или услуг имущественного характера родным или близким должностного лица с его согласия, необходимы достаточные доказательства того, что взяткополучатель знал об этом, не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.

Также в материалах дела должно быть максимально подробное описание индивидуальных свойств и характеристик предмета взятки. Если предмет взятки — деньги, должно быть установлено, какая сумма была передана, в какой валюте, какими купюрами, каковы индивидуальные признаки купюр, их номера, индивидуальные признаки упаковки.

Для товарно-материальных ценностей — их наименование, количество, форма, размер, цвет, объем, вес, материал, из которого они изготовлены, наличие клейм, маркировка, индивидуальные признаки, дефекты, характеристика упаковки, место и время приобретения, источник средств на приобретение предмета взятки.

При оказании услуг или выполнении работ, в том числе по договорам -объект услуги или работы, их документальное оформление, кем исполнялось, средства выполнения работ, оказания услуг, иные обстоятельства, связанные с исполнением. К числу услуг относятся не только предоставление путевок, организация зарубежных поездок, деловых визитов не только с оплатой поездки, но и с выдачей денег в валюте и др.

Таким образом, предмет взятки может быть различным, но, независимо от его материальной сущности, должно быть известно его стоимостное выражение.

К материалам уголовного дела должна быть приобщена справка о минимальном размере оплаты труда (МРОТ), на момент передачи предмета взятки, поскольку стоимость предмета взятки более 300 МРОТ образует квалифицирующий признак состава получения взятки в крупном размере. Следует отметить, что в соответствии с Федеральным Законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс РФ» от 08.12.2003 г. крупным размером взятки признается сумма денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, превышающая 150 тысяч рублей.

Прокурором при изучении материалов дела или в ходе судебного заседания может быть установлено, что имеющиеся в материалах уголовного дела доказательства, относящиеся к определению вида и стоимости предмета взятки и (или) его индивидуальных свойств и характеристик, оспариваются защитой. Наиболее вероятно такое ходатайство при установлении факта получения взятки в крупном размере. Также может быть поставлен вопрос о том, что эти доказательства получены с нарушением требований закона, либо не в полной мере отражают истинную стоимость предмета взятки и (или) его особенности. В этих случаях государственному обвинителю следует решить вопрос о возможности истребования и представления в суде недостающих доказательств. В случае возникновения сомнений в истинной стоимости предмета взятки, особенно если в качестве последнего выступают услуги или имущество, необходимо заявить ходатайство о назначении товароведческой, бухгалтерской или иного рода экспертизы, позволяющей сделать однозначный вывод о денежной стоимости предмета взятки.

По результатам изучения дел о взяточничестве, в качестве предмета взятки выступали деньги (по 86% уголовных дел); имущество (по 9% уголовных дел); услуги имущественного характера (по 5% уголовных дел).

Смотрите так же:  Доверенность на смену номеров

Характеристика обстановки совершения взяточничества.

Преступная деятельность субъекта определенным образом запрограммирована обстановкой, которая «вынуждает» его действовать или поступать единственно возможным в конкретной ситуации образом.. Н.П. Яблоков определяет обстановку совершения преступления как систему взаимосвязанных между собой объектов, явлений и процессов. Он пишет:. «Различные взаимодействующие между собой до и в момент преступления объекты, явления и процессы, характеризующие место, время, вещественные, природно-климатические, производственные, бытовые и иные условия окружающей среды, особенности поведения участников противоправного события, психологические связи между ними и другие факторы объективной реальности, определяющие возможность, условия и иные обстоятельства совершения преступления».»Субъекты взяточничества сами выбирают время, место, способ совершения преступления, но в то же время ограничены обстановкой, которая либо затрудняет, либо даже делает невозможной преступную деятельность. Между действиями виновных и обстановкой существует прямая и обратная связь: преломляясь через сознание виновного, обстановка влияет на его преступное поведение; действия виновного в свою очередь отображаются в обстановке в виде разного рода следов».Во взяточничестве обстановка приобретает особое значение и обязательно должна быть исследована как на следствии, так и в судебном заседании. Разрабатывая методику расследования преступлений, совершаемых должностными лицами, А.В. Дулов указывает на важность изучения системы, в которой осуществляет свою деятельность субъект должностного преступления. При этом он особо выделяет такие аспекты обстановки как организационная, технологическая структура, документооборот и др.Г.А. Густов обращает внимание и на такое важное обстоятельство, характерное для взяточничества, как влияние на поведение виновного обстановки не только в конкретной организации, где совершается преступление, но и в других, используемых виновным, а так же в целом в местности и в регионе. Для взяточничества существенное значение имеют экономическое положение взяткодателя, сложившаяся преступная практика в регионе, особенности регулирования экономических и других общественных отношений и пр.

Мы разделяем позицию С.Г. Евдокимова о том, что обстановка преступления — это система различного рода взаимодействующих между собой до совершения преступления, в момент совершения преступления и после совершения преступления объектов, явлений и процессов, определяющих возможность, условия и иные обстоятельства его совершения. Обстановка совершения взяточничества, влияющая на выбор достижения преступного результата, складывается из целого ряда объективных и субъективных условий, в которых действуют субъекты взяточничества..К субъективным условиям совершения взяточничества можно отнести уже рассмотренную ранее характеристику самих взяточников, их личностных и мотивационных характеристик.

Основываясь на исследованиях обстановки совершения хищений в сфере экономической деятельности, можно выделить следующие объективные условия, влияющие на выбор способа достижения преступного результата:

— Отрасль, профиль органа, учреждения, где находится на службе должностное лицо, структура органа и место в ней должностного лица.

— Полномочия должностного лица (какие блага может предоставить, какие неблагоприятные последствия может предотвратить).

— Система документооборота, сопровождающего деятельность органа или учреждения, а также принятие решений.

— Система учета и контроля, пробелы в них, бесконтрольность на определенных участках службы.

— Режим работы, процедура принятия решений (коллегиально или единолично, кто и каким образом готовит рассмотрение вопросов, очередность их решения и прочие особенности функционирования органа или учреждения).

— Производственные, договорные, деловые и иные связи с другими органами и организациями; подчиненность и подконтрольность, личные и иные внеслужебные связи должностного лица, прежние места работы.

— Недостатки деятельности органа (бюрократизм, волокита, преступные традиции, недостатки в учете, отсутствие контроля и т.п.).

Особенности законодательного регулирования деятельности должностного лица, в частности пробелы в нормативной регламентации.

— Возможность принятия решений по усмотрению должностного лица, отсутствие отчетности и контроля, в том числе морального в виде кодексов чести и поведения должностных лиц и пр.

Установление обстановки совершения взяточничества возможно путем: получения информации от лиц, работающих в указанном органе или учреждении, исследования нормативных документов, регулирующих эту деятельность, изъятия и изучения документов, отражающих функционирование органа или учреждения и принятие решений их должностными лицами.

Исходя из объективных и субъективных условий, в которых действуют субъекты взяточничества, применительно к обстановке в конкретной организации, где работает взяткополучатель, необходимо различать общие и частные условия, определяющие как поведение взяткополучателя, так и поведение взяткодателя.

С учетом объективных условий, в которых действуют субъекты преступления, можно выделить несколько групп условий, которые способствуют совершению взяточничества, например:

— отсутствие четко определенных должностных прав и обязанностей персонала организации;

отсутствие системы внутреннего контроля, законностью и целесообразностью действий, исполнительской дисциплиной сотрудников;

— работа на должностях, связанных с выполнением контрольно-ревизионных или иных функций лиц, без надлежащего контроля за их деловыми и моральными качествами;

— низкий уровень организации делопроизводства или бухгалтерского учета;

— отсутствие независимого последующего контроля финансовой или иной деятельности организации.

К частным условиям можно отнести, например:

— выполнение (невыполнение) в организации, учреждении определенных действий, в совершении которых может быть заинтересован взяткодатель (выдача разрешений, проведение проверок и т.д.);

— частота совершения определенных действий, в которых заинтересован взяткодатель должностным лицом указанной организации, учреждения;

— состояние контроля за действиями и решениями, принимаемыми должностным лицом, в том числе внутриорганизационного, так и внешнего;

— деловые и моральные качества непосредственного исполнителя, к которому надлежит со своей просьбой обратиться взяткодателю.

Таким образом, государственный обвинитель может почерпнуть необходимые ему сведения об обстановке совершения взяточничества, анализируя совокупность внутренних и внешних связей элементов криминалистической характеристики указанного преступления, поскольку «в характеристике элементов системы преступления описывается не как таковой объект действительности, а отображаются те его криминалистически значимые качества, свойства, признаки, которые, с одной стороны, определяют место данного субъекта в системе преступления (например, как он влияет на поведение субъекта посягательства и результаты его деятельности), а, с другой стороны, как информация об этом объекте может помочь надлежащей организации расследования (или поддержания государственного обвинения — прим. авт.), установлению истины (например, с какими другими объектами он связан, как отражается в обстановке, насколько его можно идентифицировать)». Между действиями виновных и обстановкой существует прямая и обратная связь: преломляясь через сознание виновного, обстановка влияет на его преступное поведение; действия виновного, в свою очередь, отображаются в обстановке в виде различного рода следов. Установление и анализ обстановки позволяет прокурору определить те отклонения от установленных правил осуществления деятельности государственного органа в целом и должностного лица в частности, которые могут указывать на превышение субъектом своих полномочий или использование их в интересах взяткодателя за вознаграждение.

Только при подробном анализе обстановки в материалах уголовного дела, государственный обвинитель может оценить собранные доказательства по каждому из обстоятельств, подлежащих доказыванию и спрогнозировать возможные версии защиты и способы их опровержения. Также, в случае установления государственным обвинителем в ходе ознакомления с материалами уголовного дела того факта, что в деле недостаточно сведений, характеризующих обстановку взяточничества, ему следует решить, каким образом он будет восполнять пробел следствия: дополнительно выясняя у свидетелей и подсудимого необходимые сведения, в том числе и ходатайствуя о вызове дополнительных свидетелей, и/или необходимо будет затребовать иные доказательства (документы, материалы проверок и т.п.). Знание обстановки совершения преступления позволит государственному обвинителю свободнее ориентироваться в материалах уголовного дела и облегчает возможность поиска дополнительных доказательств, в том числе и опровергающих надуманные версии защиты.

В связи с этим полагаем необходимым привести ряд примеров из практики рассмотрения дел о взяточничестве судами Ленинградской области.

Определением кассационной коллегии Верховного Суда РФ по кассационному протесту обвинителя был отменен приговор в отношении М., осужденного по ст.30 ч.3 и ст. 159 ч.3 п.Б УК РФ, поскольку суд не усмотрел в его действиях состава преступления, предусмотренного ч.4 ст. 290 УК РФ. Свое решение суд обосновал следующим образом: М., занимая должность специалиста 1 категории Тихвинского МО ФСНП, неоднократно требовал от К., генерального директора ООО «Сокил», деньги в сумме 6 ООО долларов США за общее покровительство, обещая не проводить налоговых проверок, в противном случае угрожая ход якобы имеющейся у него оперативной информацией о противоправной деятельности фирмы. Поскольку ООО «Сокил» был зарегистрирован в Новгороде, суд сослался на ст.83 Налогового Кодекса РФ, в соответствии с которой налогоплательщик подлежит постановке на налоговой учет по месту регистрации. Также суд указал, что филиалов на территории района ООО не регистрировало. Таким образом, законных оснований для проведения проверок в отношении фирмы М. не имел и, соответственно, проверок таких не проводил, о чем не мог не знать заявитель. Также М. в принципе не мог содействовать фирме, поэтому его действия носили характер мошенничества.

В определении кассационной коллегии было указано, что суд исходил из того, что М., как должностное лицо, не обладал правомочиями по проверке фирмы, но при этом оставил без внимания другую сторону его полномочий: деятельность и возможности М. при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и их реализации и ту часть показаний М. и свидетеля К., где М. угрожал дать ход наработанному оперативному материалу, хотя эти вопросы имели существенное значение для решения вопроса о квалификации действий подсудимого, поэтому приговор в отношении М. подлежит отмене.

Однако по другому уголовному делу по обвинению в вымогательстве взятки оперуполномоченного уголовного розыска В., угрожавшего в противном случае свидетелю К., что с помощью служебного положения будет притеснять последнего, обещая негативные последствия, поскольку имел сведения, что К. производит водку на дому, суд не усмотрел признаков получения взятки.

Судом действия В. Были переквалифицированы по п. В ч.2 ст. 159 УК РФ, в том числе на основании отказа государственного обвинителя от поддержания обвинения по ст.290 УК РФ и квалификации им действий В. как мошенничества. Свое решение суд обосновал тем, что в обязанности В. не входило вмешательство в предпринимательскую деятельность К., а попустительства и покровительства, связанного со служебным положением В. оказывать не мог и намеренно создавал преувеличенное впечатление о своих полномочиях.

Вместе с тем суд так же оставил без внимания, что в правомочия В., как сотрудника милиции, входило пресечение любой преступной деятельности, независимо от того связана она с предпринимательской или любой иной деятельностью, в частности ст. 143 УПК РФ при выявлении признаков преступления требует от сотрудника милиции составления рапорта о выявленном правонарушении, и решение о порядке проведения проверки указанной в рапорте информации принимается начальником органа дознания соответствующего подразделения. Мы полагаем, что в обоих случаях подобное решение суда было, во многом обусловлено слабой или недостаточно активной позицией государственного обвинителя, не принявшего достаточных мер по доказыванию и обоснованию предъявленного органами следствия обвинения. Нам представляется, что обоснованный анализ обстановки совершения преступления в содержании обвинительной речи мог сделать позицию государственного обвинителя по данным делам более убедительной.