Приказ 14 по инвентаризации

Содержание:

Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49
«Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и
финансовых обязательств»

С изменениями и дополнениями от:

8 ноября 2010 г.

По заключению Минюста РФ от 19 июня 1995 г. N 07-01-389-95 настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации

1. Утвердить Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств согласно приложению.

2. С изданием настоящего приказа не применяются на территории Российской Федерации письма Министерства финансов СССР от 30 декабря 1982 г. N 179 «Об Основных положениях по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов», 27 марта 1984 г. N 51 «О дополнении Основных положений по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов», 10 ноября 1987 г. N 212 «О дополнении Основных положений по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов».

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации

Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»

По заключению Минюста РФ от 19 июня 1995 г. N 07-01-389-95 настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации

Текст приказа опубликован в «Финансовой газете» 1995, N 28, в газете «Экономика и жизнь», N 29, 1995 г., в журнале «Российский Налоговый курьер», вкладка «Документы по налогообложению», N 11, 2000 г., в библиотечке Российской газеты, 2002 г., выпуск N 24

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минфина РФ от 8 ноября 2010 г. N 142н

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Приказ об инвентаризации основных средств (образец)

prikaz_ob_inventarizacii.jpg

Похожие публикации

Инвентаризацию основных фондов организация вправе проводить один раз в три года, но руководитель компании может установить и иную периодичность инвентаризации основных средств. В добровольном порядке инвентаризация может проводиться так часто, как посчитает нужным руководитель – например, раз в год. Методика инвентаризации (в том числе ОС) утверждена приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (ред. от 08.11.2010).

До начала инвентаризации проверяется наличие (а также состояние):

инвентарных карточек, книг, описей, прочих учетных регистров;

технических паспортов или других технических документов;

документов на арендованные основные средства, а также на сданные в аренду или на хранение.

Если документы отсутствуют или в них обнаружены ошибки – данные проблемы лучше устранить до начала проведения самой процедуры (п. 3.1 Методики).

Какова цель проведения инвентаризации основных средств? У данной процедуры можно выделить не одну, а несколько целей:

убедиться в фактическом наличии объектов ОС на предприятии;

сравнить информацию, которая содержится в регистрах бухучета, и полученные в ходе инвентаризации сведения;

привести данные бухучета в соответствие с информацией, полученной в ходе инвентаризации.

Одновременно с собственными объектами проверяются арендованные ОС и имущество, которое находится у организации на ответственном хранении. По таким объектам составляется отдельная опись (п. 3.7 Методики).

Приказ об инвентаризации основных средств – образец

Перед проведением инвентаризации необходимо подготовить распорядительный документ — это может быть приказ, распоряжение. Форму такого документа можно разработать и утвердить самостоятельно.

Приказ о проведении инвентаризации основных средств может иметь и унифицированную форму, утвержденную Госкомстатом — № ИНВ-22 (постановление № 88 от 18.08.1998 г.). Данная форма может использоваться без изменений или как образец для разработки своего шаблона. Но не стоит забывать, что при этом форма должна содержать все необходимые реквизиты.

Форма ИНВ-22 не является сложной для заполнения. В «шапке» документа указывают наименование компании, ее структурного подразделения, номер, дату приказа.

В основной части приказа необходимо указать следующую информацию:

какого рода инвентаризация проводится;

перечислить членов комиссии с указанием должностей и ФИО;

указать имущество (в нашем случае — ОС), которое подлежит инвентаризации;

даты начала/окончания инвентаризации;

зафиксировать причину, по которой проводится инвентаризация;

указать, когда материалы по проверке необходимо сдать в бухгалтерию (срок сдачи).

Документ подписывает руководитель, указывая должность и расшифровав подпись.

prikaz_ob_inventarizacii_obrazec.png

Инвентаризация основных средств — документальное оформление

Инвентаризационные мероприятия оформляются документами по формам, которые закреплены учетной политикой организации. Это могут быть как применявшиеся ранее унифицированные формы, так и документы, разработанные предприятием самостоятельно.

Безусловно, инвентаризация основных средств (документальное оформление инвентаризации) начинается с оформления приказа – его составление мы обсудили выше. Данные в ходе инвентаризации ОС вносятся в инвентаризационные описи (форма № ИНВ-1). Опись составляется в 2-х экземплярах – один передается в бухгалтерию, а другой остается у лица, отвечающего за сохранность ОС.

Если в процессе были выявлены отклонения (например, в результате инвентаризации выявлено основное средство) заполняется сличительная ведомость результатов инвентаризации. Ведомость составляется по объектам, по которым были обнаружены отклонения, также в двух экземплярах.

Инвентаризация-2018: справочник для бухгалтера

С 1 октября началась годовая инвентаризация. Проверьте, все ли помните о процедуре.

Цель инвентаризации

  • Все экономические субъекты, организация ведения бухгалтерского учета у которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. От 18.07.2017г.), должны руководствоваться ст. 11 указанного Закона «Инвентаризация активов и обязательств», согласно ч. 3 которой случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
  • Кроме Закона № 402-ФЗ, организациям, которые осуществляют ведение бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов, утвержденным Приказом Минфина России N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», следует учитывать и п. 26 — 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, и положения других ПБУ, которые в настоящее время выполняют функции национальных стандартов.
  • Для организаций, осуществляющих ведение бухгалтерского учета в соответствии Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н., следует учитывать, что согласно п. 6 порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств должен быть установлен учетной политикой.
  • Напомним, что с 1 января 2018 г. вступили в силу Федеральные стандарты для организаций государственного сектора, в частности «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 256н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»), и инвентаризации в 2018 году нужно будет проводить с учетом их положений.

Без регулярных инвентаризаций бухгалтерская отчетность в какой-то момент может оказаться недостоверной и в этом случае штрафы могут грозить организации и должностным лицам (ст. 120 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ).

Когда организация обязана провести инвентаризацию

  • Проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась начиная с 1 октября отчетного года).
  • Годовая инвентаризация проводится в IV квартале — с 1 октября по 31 декабря.
  • Перед составлением годовой отчетности инвентаризации подлежат все активы и обязательства, причем в соответствии с п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет.
  • Инвентаризация обязательна при смене материально ответственных лиц.
  • Инвентаризация обязательна при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества.
  • Инвентаризация обязательна в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций.
  • Инвентаризация необходима при ликвидации или реорганизации организации.
  • В рамках проведения выездной налоговой проверки инвентаризацию имущества проверяемого налогоплательщика (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ) могут проводить налоговые органы.

Присутствие аудитора на инвентаризации

  • Организациям, подлежащим обязательному аудиту, при проведении инвентаризации перед составлением годовой отчетности желательно обеспечить возможность присутствия аудиторов в ходе ее проведения.
  • Международные стандарты аудита обязывают аудиторов уделять внимание проверке фактического наличия и состояния запасов, включая присутствие в ходе их инвентаризации.
  • В соответствии с МСА 500 (Международный стандарт аудита 500 «Аудиторские доказательства» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 24.10.2016 N 192н), МСА 501 (Международный стандарт аудита 501 «Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 24.10.2016 N 192н) присутствие аудитора при проведении инвентаризации необходимо, особенно это касается запасов, т.к. результаты инвентаризации служат основой для подготовки финансовой отчетности организации и вполне могут удостоверить надежность системы непрерывного учета запасов организации.
  • Присутствие при инвентаризации дает аудиторам возможность убедиться в существовании запасов, а также помогает выявить, например, устаревшие, поврежденные или просроченные запасы.
  • Если материальные ценности размещены в нескольких местах, аудитор должен определить, где его присутствие является наиболее важным. Ему следует принять во внимание существенность этих запасов и оценку неотъемлемого риска и риска средств контроля применительно к разным местам нахождения материальных ценностей.
  • В тех случаях, когда присутствие аудитора при инвентаризации является практически невозможным, аудитор может подтвердить наличие и состояние запасов при помощи альтернативных аудиторских процедур, например инспектирования документации о последующей продаже запасов, которые были получены или закуплены до проведения инвентаризации.
  • В том случае, когда у аудитора нет возможности доказать наличие и состояние запасов таким способом, он должен модифицировать мнение в аудиторском заключении вследствие ограничений объема аудита в соответствии с МСА 705 (Международный стандарт аудита 705 (пересмотренный) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.11.2016 N 207н).
Смотрите так же:  Требования к качеству сёмги

Как проводится инвентаризация

Персональный состав этих комиссий утверждает руководитель организации, а в состав включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций, а также специалистов, разбирающихся в особенностях хранения и использования инвентаризуемого имущества.

Важно! Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Материально ответственные лица не могут входить в состав инвентаризационной комиссии, однако их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным (см. п. 2.3, 2.8 Методических указаний по инвентаризации).

Количество членов инвентаризационной комиссии не регламентируется, а определяется организацией самостоятельно исходя из специфики осуществляемой деятельности и вида инвентаризации.

Инвентаризация, особенно при больших объемах и местоположения инвентаризуемого имущества, процесс трудоемкий и требует отвлечения специалистов от основной деятельности.

В настоящее время есть возможность использования различных технических средств и информационных технологий — нанесение инвентарных номеров в формате штрихкодов, фото- и видеофиксации фактического наличия или отсутствия имущества в режиме реального времени с присутствием отдельных членов комиссии по месту нахождения упомянутого имущества (письмо Минфина от 23.12.2016 N 02-07-10/77499).

Однако при применении фото- и видеофиксации при проведении инвентаризации необходимо с определенной периодичностью осуществлять выездные проверки по месту нахождения имущества в полном составе комиссии.

Что следует инвентаризировать

  • Имущество.
  • Денежные средства
  • Обязательства.
  • Расчеты с дебиторами
  • Оценочные резервы ( резерв по сомнительной дебиторской задолженности).
  • Кредитовые остатки:

— задолженность по оплате приобретенных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (п. 3.45 Методических указаний по инвентаризации);

— суммы полученных авансов и предоплат в счет предстоящих отгрузок продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг;

— задолженность перед банками и иными заимодавцами по суммам полученных кредитов (займов) и причитающихся к уплате процентов;

— задолженность перед участниками ООО (акционерами АО) по выплате доходов от участия в организации (дивидендов);

— задолженности перед разными дебиторами и кредиторами, например депонированные суммы заработной платы, суммы НДС, принятые к вычету при перечислении авансов и предоплат поставщикам и подрядчикам (п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ).

  • Расчеты по оплате труда

При проведении проверки расчетов по оплате труда счета необходимо изучить документы, на основании которых начисляется заработная плата и иные выплаты. К таким документам, в частности, относятся:

— приказ руководителя учреждения о зачислении, увольнении и перемещении сотрудников в соответствии с утвержденным штатным расписанием (утвержденными штатами) и ставками (тарифами) заработной платы;

— положение по оплате труда и иные нормативные акты, согласно которым происходит начисление выплат;

— табель учета использования рабочего времени;

— записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и в других случаях;

— иные учетные документы по учету труда и его оплаты.

  • Расчеты с подотчетными лицами

— проверка остатков по каждому подотчетному лицу в разрезе выданных авансов (предоставленных отчетов), в проверке соблюдения подотчетным лицом сроков представления авансового отчета и возврата не израсходованных по нему сумм, наличия первичных документов, подтверждающих произведенные оплаты, соответствия отчета целевому назначению полученного аванса.

Главный вывод заключается в том, что в организации инвентаризация при подготовке годовой бухгалтерской отчетности необходима, так как она подтверждает данные финансовой отчетности об активах организации, об их наличии и о стоимости.

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ: НА КАКИЕ ПРИКАЗЫ СЛЕДУЕТ ОПИРАТЬСЯ, КТО ДОЛЖЕН ВХОДИТЬ В СОСТАВ КОМИССИИ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ВЕДЕНИЕ ВСЕХ ФОРМ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГОСКОМСТАТА РОССИИ ОТ 18.08.98 № 88. ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ПРОВЕДЕНИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ПРИ УХОДЕ КАЖДОГО ЧЛЕНА БРИГАДЫ В ОТПУСК ПРИ КОЛЛЕКТИВНОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ? ОСТАЛИСЬ ЛИ В СИЛЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПР МЗ СССР № 14 ОТ 08.01.88.?

При проведении инвентаризации: на какие приказы следует опираться, кто должен входить в состав комиссии, обязательно ли ведение всех форм, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 18.08.98 No 88. Обязательно ли проведение инвентаризации при уходе каждого члена бригады в отпуск при коллективной материальной ответственности? Остались ли в силе положения ПР МЗ СССР No 14 от 08.01.88.?

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 No 129-ФЗ (ред. от 30.06.03) «О бухгалтерском учете» перед составлением годовой бухгалтерской отчетности все организации обязаны провести инвентаризацию имущества и обязательств. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Порядок проведения инвентаризации определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.95 No 49.

В соответствии Приказом Минфина РФ от 29.07.98 No 34н (ред. от 24.03.2000, с изм. от 23.08.2000) «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» проведение инвентаризаций обязательно:

при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

при смене материально ответственных лиц (на день приемки — передачи дел);

при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.

При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады) (п. 1.6 Приказа Минфина России от 13.06.95 No 49.)

В соответствии с общими правилами проведения инвентаризации, изложенными в Приказе Минфина России от 13.06.95 No 49, для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 No 129-ФЗ (ред. от 30.06.2003) «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания.

Результаты проведенной инвентаризации оформляются документами по формам, утвержденным Постановление Госкомстата РФ от 18.08.98 No 88 (ред. от 03.05.2000) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

Если по результатам проведенной инвентаризации требуется составление специфических документов, форм которых нет в названном Альбоме унифицированных форм, то организация имеет право либо разработать свои формы, содержащие обязательные реквизиты, либо использовать рекомендуемые отраслевые формы документов, например, содержащиеся в Приказе Минздрава СССР от 08.01.88 No 14 «Об утверждении специализированных (внутриведомственных) форм первичного бухгалтерского учета для хозрасчетных аптечных учреждений».

Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности утверждаются в учетной политике организации.

Аудитор юридической компании «Юнико-94»

Материал подготовлен с использованием справочной правовой системы «КонсультантПлюс»

Приказ 14 по инвентаризации

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

ПРИКАЗ МИНИСТРА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 22 августа 2011 года №423

Об утверждении Правил проведения инвентаризации в государственных учреждениях

(В редакции Приказов Министра финансов Республики Казахстан от 20.10.2015 г. №523, 20.01.2016 г. №22, 13.09.2016 г. №491, 30.11.2017 г. №692)

В соответствии с пунктом 4 статьи 116 Бюджетного Кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЮ:

Смотрите так же:  Купить пакет документов по охране труда

2. Признать утратившими силу:

1) приказ Директора Департамента Казначейства Министерства финансов Республики Казахстан от 23 июля 1998 года №335 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения инвентаризации активов, материальных запасов, денег, расчетов и других статей баланса в государственных учреждениях, содержащихся за счет республиканского и местных бюджетов» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №621, опубликованный Издательством «Каржы — Каражат» Министерства финансов Республики Казахстан в 1998 году отдельным официальным изданием);

2) приказ Министра финансов Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года №489 «О внесении изменений и дополнений в приказ Директора Департамента Казначейства Министерства финансов Республики Казахстан от 23 июля 1998 года №335 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения инвентаризации активов, материальных запасов, денег, расчетов и других статей баланса в государственных учреждениях, содержащихся за счет республиканского и местных бюджетов» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №5110, опубликованный в «Юридическая газета» от 1 февраля 2008 года №16 (1416), Собрание актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан №5, 2008 год).

3. Департаменту методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности, аудиторской деятельности Министерства финансов Республики Казахстан (Тулеуов А.О.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование в средствах массовой информации в установленном законодательством порядке.

4. Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2013 года.

Утверждены Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 22 августа 2011 года №423

Правила проведения инвентаризации в государственных учреждениях

1. Общие положения

1. Настоящие Правила проведения инвентаризации в государственных учреждениях (далее — Правила) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан и устанавливают порядок и сроки проведения инвентаризации в государственных учреждениях, содержащихся за счет республиканского и местных бюджетов.

2. Основными задачами инвентаризации являются:

выявление фактического наличия долгосрочных активов, запасов, денежных средств и других активов;

сопоставление фактического наличия долгосрочных активов, запасов, денежных средств и других активов с данными бухгалтерского учета;

выявление неиспользуемых материальных ценностей;

проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств;

проверка полноты отражения в учете дебиторской и кредиторской задолженности, финансовых инвестиций и ценных бумаг.

3. Инвентаризация проводится:

перед составлением годовой финансовой отчетности;

при смене материально-ответственных лиц (на день приема — передачи);

при установлении факта хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

в случае пожара или стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуациях;

при ликвидации, реорганизации (при слиянии и присоединении, разделении, выделении и преобразовании) государственного учреждения как юридического лица.

2. Сроки проведения инвентаризации

4. Государственные учреждения проводят инвентаризации в следующие сроки:

1) машин и оборудования, транспортных средств, инструментов, производственного и хозяйственного инвентаря, нематериальных и прочих долгосрочных активов — не менее одного раза в год не ранее 1 сентября;

2) зданий, сооружений, передаточных устройств и других недвижимых объектов активов (земельные участки, многолетние насаждения и другие объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых невозможно без ущерба их назначению) — не менее одного раза в год не ранее 1 сентября;

3) библиотечных фондов — один раз в пять лет, а также в сроки, установленные соответствующими администраторами бюджетных программ;

4) рабочего и продуктивного скота, молодняка животных и животных на откорме, птиц, кроликов, пушных зверей, семей пчел, а также подопытных животных — не менее одного раза в квартал;

5) незавершенного строительства — не менее одного раза в год, но не ранее 1 декабря;

6) материалов для учебных, научных и других целей, хозяйственных материалов и канцелярских принадлежностей, медикаментов и перевязочных средств, топлива, горючих и смазочных материалов, кормов и фуража, тары, материалов в пути, запасных частей к машинам и оборудованию, прочих материалов, спецодежды и других предметов индивидуального пользования — не менее одного раза в год, но не ранее 1 октября;

7) продуктов питания и спирта — не менее одного раза в квартал;

8) незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки в производственных (учебных) мастерских и подсобных (учебных) сельских хозяйствах, незаконченных научно-исследовательских работ, выполняемых по договорам с организациями — не ранее 1 октября отчетного года, и, кроме того, периодически в сроки, устанавливаемые соответственно администраторами бюджетных программ;

9) драгоценных металлов и драгоценных камней — два раза в год по состоянию на 1 января и на 1 июля;

10) денег, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности — в сроки, установленные руководителем государственного учреждения, но не реже одного раза в квартал;

11) движение на счетах учета денежных средств и их эквивалентов производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерской службы государственного учреждения, с данными по формам отчетов территориальных подразделениях Казначейства и выписок обслуживающих банков второго уровня — в сроки, установленные руководителем государственного учреждения, но не реже одного раза в квартал;

12) расчетов по платежам в бюджет, по обязательным социальным отчислениям, по пенсионным взносам, по отчислениям и взносам на обязательное социальное медицинское страхование в Государственную корпорацию «Правительство для граждан», с депонентами — не менее одного раза в квартал;

13) расчетов с разными дебиторами и кредиторами — не менее двух раз в год;

14) остальных статей баланса — по состоянию на 1 января.

(В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30.11.2017 г. №692)
(см. предыдущую редакцию)

5. Ценности, которые были ранее подвергнуты внеплановой проверке в течение года, также подлежат инвентаризации в установленные сроки.

3. Порядок проведения инвентаризации

6. Для проведения инвентаризации приказом руководителя государственного учреждения создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, устанавливаются сроки начала и окончания инвентаризации.

Инвентаризационная комиссия создается из работников государственного учреждения в составе не менее 3 человек, включая главного бухгалтера.

Инвентаризационная комиссия возглавляется руководителем государственного учреждения или его заместителем.

Руководитель государственного учреждения обеспечивает условия для полной и точной проверки фактического наличия объектов учета в установленные сроки.

В государственных учреждениях с большой номенклатурой ценностей в межинвентаризационный период по распоряжению руководителя государственного учреждения проводятся выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.

7. Создание центральной инвентаризационной комиссии, проведение инвентаризации в государственных учреждениях, обслуживаемых централизованной бухгалтерией, утверждение календарного плана проведения инвентаризации, а также распределения работников для участия их в инвентаризационных комиссиях утверждается приказом руководителя государственного учреждения. На основании этого приказа руководителями государственных учреждений, обслуживаемых централизованной бухгалтерией, назначаются свои инвентаризационные комиссии.

8. Инвентаризационная комиссия проводит инвентаризацию материальных ценностей и денег по местам их хранения отдельно по материально-ответственным лицам.

Проверка фактического наличия имущества производится при непосредственном участии материально ответственных лиц.

9. Инвентаризация проводится при обязательном участии всех членов инвентаризационной комиссии в полном составе.

Материально ответственные лица не являются членами инвентаризационной комиссии.

(Пункт 9 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 13.09.2016 г. №491)

10. Прежде чем приступить к проверке фактического наличия материальных ценностей инвентаризационная комиссия производит:

опломбирование подсобных помещений, подвалов и других мест хранения ценностей, имеющих отдельные входы и выходы;

проверку исправности всех весоизмерительных приборов;

получить последние на момент инвентаризации отчеты о движении материальных ценностей и денег.

На день до начала инвентаризации должна быть закончена обработка всех документов по приходу и расходу ценностей, произведены соответствующие записи в карточках (книгах) аналитического учета и выведены остатки.

Материально-ответственные лица, до начала инвентаризации дают расписку в том, что к началу инвентаризации все документы, относящиеся к приходу и расходу ценностей, сданы в бухгалтерскую службу и все ценности, поступившие на их ответственное хранение, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

11. На складах и в других местах хранения материальные ценности должны быть рассортированы и уложены по наименованиям, сортам, размерам и прочим параметрам. На материальные ценности должны быть повешены ярлыки с подробными сведениями, характеризующими эти ценности, с указанием их количества, массы (веса) и меры.

12. Наличие материальных ценностей при инвентаризации определяется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей в виде исключения определяется на основании документов при обязательной проверке фактического наличия части этих ценностей. Определение массы (веса или объема) навалочных материалов допускается проводить на основании обмеров и технических расчетов, о чем в описях делается соответствующая отметка.

Если инвентаризация материальных ценностей, находящихся на складах или в других закрытых помещениях, не закончена в тот же день, помещения должны быть опечатаны при уходе инвентаризационной комиссии. Печать на время инвентаризации хранится у председателя инвентаризационной комиссии. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в закрытом помещении, где проводится инвентаризация (в шкафу, сейфе).

Сведения о фактическом наличии объектов учета записываются в инвентаризационные описи (сличительные ведомости) или акты инвентаризации (далее по тексту «описи»).

13. Описи составляются в двух экземплярах отдельно по местам нахождения материальных ценностей и материально-ответственным лицам, ответственным за их сохранность.

Один экземпляр передается в бухгалтерскую службу, а второй остается у материально-ответственного лица.

Описи подписываются председателем и всеми членами инвентаризационной комиссии. В конце описи материально-ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку инвентаризационной комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам инвентаризационной комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

На ценности, пришедшие в негодность, составляется отдельная инвентаризационная опись. В протоколе инвентаризационной комиссии они отмечаются отдельно с указанием причин их порчи и/или виновных в этом лиц.

14. Описи заполняются вручную или с помощью компьютерной техники, без подчисток и помарок.

На каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества ценностей в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (в штуках, килограммах, метрах) эти ценности показаны.

Исправления ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильной записи и проставления над зачеркнутыми данными правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами.

Смотрите так же:  Досрочное погашение ипотеки в сбербанке уменьшение срока

В описях не допускается оставлять незаполненные строки.

На последних листах описей в незаполненных строках ставятся прочерки.

На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчете итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

15. При проверке фактического наличия объектов учета в случае смены материально-ответственных лиц, принявший ценности, расписывается в описи в их получении, а сдавший — в их сдаче.

16. По окончании инвентаризации оформленные описи сдаются в бухгалтерскую службу государственного учреждения для проверки, выявления и отражения в учете результатов инвентаризации.

Данные бухгалтерского учета, проставляемые в описях, подтверждаются подписью главного бухгалтера государственного учреждения.

17. Все материальные ценности, а также арендованные долгосрочные активы, учтенные на забалансовых счетах, инвентаризируются в порядке и в сроки, установленные для ценностей, учитываемых на балансе.

18. По окончании инвентаризации проводятся контрольные проверки с целью установления правильности проведения инвентаризации.

Контрольные проверки инвентаризации должны проводиться с участием членов инвентаризационных комиссий и материально-ответственных лиц по окончании инвентаризации, но обязательно до открытия склада (кладовой, секций), где производилась инвентаризация.

Результаты контрольных проверок инвентаризаций оформляются актом согласно приложению 1 к настоящим Правилам. Учет проводимых контрольных проверок ведется бухгалтерской службой в специальной книге согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

Результаты инвентаризации отражаются в ведомости согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

Работа инвентаризационной комиссии оформляется протоколом.

В протоколе инвентаризации также указывается информация о проведении теста на обесценение активов в соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета государственных учреждений, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года №393, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №6443. Наличие факта обесценения активов с объяснением причин возникновения подтверждается независимым экспертом, утверждается администратором бюджетных программ при согласовании с уполномоченным органом по управлению государственным имуществом.

4. Инвентаризация основных средств, инвестиционной недвижимости и нематериальных активов

19. При инвентаризации зданий и сооружений комиссия проверяет наличие правоустанавливающих документов, нахождение по объектам, учтенных на балансе государственного учреждения.

Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся на балансе государственного учреждения.

До начала инвентаризации основных средств необходимо проверить:

наличие и состояние инвентарных карточек, описей и других регистров аналитического учета;

наличие и состояние технических паспортов и другой технической документации;

наличие документов на активы, сданные или принятые государственным учреждением в аренду, на хранение и во временное пользование.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

20. Для оформления данных инвентаризации долгосрочных активов (зданий, сооружений, передаточных устройств, машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, библиотечного фонда и прочих долгосрочных активов) применяется инвентаризационная опись (сличительная ведомость) согласно приложению 4 к настоящим Правилам, которая составляется по наименованиям в соответствии с основным назначением и их инвентарными номерами.

В случае отсутствия технической документации об этом указывается в описях в графе «Примечание».

Машины, оборудование и транспортное средство заносятся в описи с указанием заводского номера по техническому паспорту организации — изготовителя, год выпуска, назначение, мощности.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, и прочие основные средства одинаковой стоимости, поступившие одновременно и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в инвентаризационных описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов и инвентарных номеров.

Объект, подвергшийся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию, вследствие чего изменилось основное его назначение, вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

В случаях, когда произведенные капитальные работы (надстройка этажей, пристройка новых помещений) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) в соответствии с критериями признания активов не отражены на балансе государственного учреждения, инвентаризационная комиссия должна по соответствующим документам определить сумму изменения стоимости объекта с отражением в описи и причины, по которым произведенные изменения объектов не получили отражения на балансе государственного учреждения.

При выявлении объектов, не числящихся в учете, а также объектов, по которым в учетных регистрах отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в инвентаризационную опись недостающие сведения и технические показатели по этим объектам, например: по зданиям — указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному и внутреннему обмеру), площадь (общая и полезная), число этажей (без подвалов, полуподвалов), год постройки и другие.

Оценка выявленных и неучтенных объектов недвижимости с момента проведения последней инвентаризации должна быть произведена по рыночной стоимости в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности.

Оценка выявленных и не учтенных с момента проведения последней инвентаризации прочих объектов основных средств и нематериальных активов должна быть произведена по рыночной стоимости, которая устанавливается по действительному техническому состоянию.

21. Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения государственного учреждения (отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование, подвижной состав железнодорожного транспорта) подлежат инвентаризации до момента временного их выбытия.

22. По основным средствам, инвестиционной недвижимости и нематериальным активам, не пригодным к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, составляется отдельная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ).

При проведении инвентаризации основных средств выявляются излишние, не используемые в государственных учреждениях объекты, которые подлежат отражению в бухгалтерском учете в соответствии с главой 15 настоящих Правил.

23. Одновременно с инвентаризацией основных средств, инвестиционной недвижимости и нематериальных активов, находящихся на балансе государственного учреждения проверяются арендованные и находящиеся на ответственном хранении объекты.

По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.

При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:

наличие документов, подтверждающих права государственного учреждения на его использование;

правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.

5. Инвентаризация запасов

24. Инвентаризация запасов производится по местам хранения и отдельно по материально-ответственным лицам. Инвентаризация должна производиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.

При хранении запасов в разных изолированных помещениях у одного материально-ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение опломбируется и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Комиссия в присутствии материально-ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей (оплаченные талоны на бензин) путем обязательного их пересчета. Не вносятся в описи данные об остатках ценностей со слов материально-ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

25. Для отражения данных фактического наличия запасов составляется инвентаризационная опись (сличительная ведомость) запасов согласно приложению 4 к настоящим Правилам по каждому отдельному наименованию с указанием номенклатурного номера, вида, группы, сорта и количества в единицах измерения.

26. На запасы, находящиеся на ответственном хранении, составляется отдельный акт инвентаризации материальных ценностей, принятых (сданных) на ответственное хранение согласно приложению 5 к настоящим Правилам.

27. Инвентаризация товарно-материальных ценностей, находящихся в пути, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

На товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, составляется отдельный акт согласно приложению 6 к настоящим Правилам, в котором по каждой отправке приводятся следующие данные: наименование и количество (согласно документам бухгалтерского учета), дата отгрузки, а также перечень и номера отгрузочных документов.

Спецодежда и предметы индивидуального пользования, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам нахождения и материально-ответственным лицам.

При инвентаризации спецодежды и предметов индивидуального пользования, выданных работникам, допускается составление групповых инвентаризационных описей с указанием в них ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты личные карточки, с распиской их в описи.

Спецодежда и предметы индивидуального пользования, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей — накладных или квитанций организаций, осуществляющих эти услуги.

Спецодежда и предметы индивидуального пользования, пришедшие в негодность и не списанные, в инвентаризационную опись не включаются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.

28. Запасы, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются после инвентаризации. Эти запасы заносятся в отдельную инвентаризационную опись под наименованием «Запасы, поступившие во время инвентаризации».

В описи указывается, когда, от кого они поступили, дата и время приходного документа, наименование, количество, цена и сумма.

Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии делается отметка «Оприходовать после инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти запасы.

29. На больших складах при продолжительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера государственного учреждения в процессе инвентаризации запасы отпускаются материально-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

Эти запасы заносятся в отдельную опись под наименованием: «Запасы, отпущенные во время инвентаризации».

В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии.

6. Инвентаризация незавершенного производства

30. К незавершенному производству относятся незаконченные производством изделия, изготовление, обработка и сборка которых еще не завершена.

31. Перед началом инвентаризации необходимо сдать на склад ненужные для производства материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена.

Проверка остатков заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания.

Акты инвентаризации составляются отдельно по каждому структурному подразделению (цех, участок, отделение) с указанием наименования и количества изделий, незаконченных изготовлением и сборкой, или наименования, объема и степени завершенности работ.

Материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест и не подвергшиеся обработке, в акты инвентаризации незавершенного производства не включаются, а инвентаризуются и записываются в отдельных актах.

Забракованные детали в инвентаризационные акты незавершенного производства не включаются, а по ним составляются отдельные акты.

Результаты инвентаризации оформляются в акт инвентаризации незавершенного производства согласно приложению 7 к настоящим Правилам.

7. Инвентаризация животных

32. Инвентаризации подлежат все виды животных, птиц, кроликов, пушных зверей, семьи пчел, независимо от их стоимости.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.