Приказ 636 от 22.10.99.Г

Приказ Минобразования РФ от 22 октября 1999 г. N 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»

Приказ Минобразования РФ от 22 октября 1999 г. N 636
«Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»

В целях развития и совершенствования психологической помощи участникам образовательного процесса приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации.

2. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации довести настоящее Положение до сведения руководителей подведомственных образовательных учреждений.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Е.Е.Чепурных.

ПРИКАЗ Минобразования РФ от 22.10.99 N 636 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В целях развития и совершенствования психологической помощи участникам образовательного процесса приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации.

2. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации довести настоящее Положение до сведения руководителей подведомственных образовательных учреждений.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Е.Е.Чепурных.

Приложение
к приказу Минобразования РФ
от 22 октября 1999 г. N 636

Методическая разработка по теме:
Нормативно-правовая база педагога-психолога ДОО.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается перечень документов, составляющих нормативно-правовую базу педагога-психолога ДОО.

Предварительный просмотр:

Нормативно-правовая база педагога-психолога ДОО.

В «Положении о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» указано, что «в своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящим Положением».

Исходя из данного руководства, был определён перечень документов, составляющих нормативно-правовую базу педагога-психолога ДОО:

  1. Декларация прав ребёнка.
  2. Комментарии к ФГОС дошкольного образования: Министерство образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 года №08-249.
  3. Конвенция ООН о правах ребёнка.
  4. Образовательная программа ДОО.
  5. Письмо Министерство образования Российской Федерации от 22.01.1998 N 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13.
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  8. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22.10.99 № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации».
  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 года N 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
  11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».
  12. Профессиональный стандарт педагога-психолога (психолог в сфере дошкольного образования), утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. N 514н.
  13. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  14. Этический кодекс психолога.

Данный список подлежит обновлению по мере появления новых или отмены старых нормативных актов, в том числе региональных и муниципальных.

  1. Приказ Минобразования РФ от 22.10.99 № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.fpo.ru/psyslu/polozenie.html (обращение 16.01.2016)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование деятельности педагога-психолога осуществляется на основе ведущего профессионального ориентира, который направлен на поддержание благоприятных условий для оптимального психического развити.

Содержание электронного сборника «Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога».

Перечень нормативных документов федерального уровня в сфере дошкольного образования.

Нормативно-правовая основная деятельность музыкальных руководителей ДОУ.

Материал из опыта работы детского сада.

Представлен алгоритм изменения нормативно-правовой базы дошкольного учреждения — примерный перечкнь локльных актов, регламентирующих деятельность ДОУ в части обучения детей с ОВЗ.

Консультация педагогам «Организация деятельности педагога-психолог в ДОУ&quot.

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет

Положение о социально-психологической службе отдела воспитательной работы

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Настоящее положение определяет организационно-методическую основу деятельности социально-психологической службы, именуемой в дальнейшем СПС, Санкт-Петербургского государственного аграрного университета (далее — СПбГАУ) и является структурным подразделением Управления воспитательной и внеучебной работы СПбГАУ и входит в состав Управления.
1.2. СПС осуществляет свою деятельность в соответствии с Приказом № 636 от 22.10.99 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации», Уставом университета, Положением об Управлении воспитательной и внеучебной работы и настоящим Положением.
1.3.Служба оказывает содействие формированию позитивного образа жизни студентов, развитию творческих способностей, созданию положительной мотивации к обучению, а также проведению психологической коррекции нарушений личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СПС:
2.1. Целью создания СПС является обеспечение психологической защищенности студентов и сотрудников, поддержка и укрепление их психического здоровья, создание благоприятных психолого-социальных и социально-педагогических условий для учебной деятельности и полной социализации.
2.2. Основные задачи:
— повышение стрессоустойчивости, психологической культуры студентов и сотрудников, особенно, в сфере обучения и межличностного общения;
— психологическая помощь в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;
— проведения выявления основных проблем участников образовательного процесса и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
— содействие личностному, интеллектуальному и профессиональ-ному становлению студентов в процессе обучения в вузе;
— обеспечение участников образовательного процесса психологической помощью в экстремальных и критических ситуациях;
— создание социальных, психологических, педагогических и профессиональных условий для обеспечения творческого развития личности студентов, являющихся основой для формирования собственной профессиональной карьеры, саморазвития и самореализации их личностного и профессионального потенциала;
— психологическая помощь в формировании у студентов способности к самоопределению и саморазвитию;
— содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в вузе;
— содействие в обеспечении деятельности педагогических работников вуза научно-методическими материалами и разработками в области психологии;
— организация психологической поддержки и консультативной помощи участникам образовательного процесса в случае необходимости.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПС
3.1. Приоритетными направлениями деятельности СПС является:
— помощь в освоении здорового образа жизни, поддержания психического и физического здоровья;
— психологическая профилактика по предупреждению возникновения явлений дезадаптации студентов.
3.2. Основными видами деятельности социально-психологической службы являются:
Психологическое просвещение. Задача данного направления — приобщение студентов, профессорско-преподавательского коллектива к психологическим знаниям.
Психологическая профилактика. Задача данного направления — формирование у педагогов, студентов и их родителей потребности в социально — психологических и педагогических знаниях, желания использовать их в жизни и работе, в интересах собственного развития. Создание условий для полноценного психологического развития студентов, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и интеллекта.
Консультативная работа. Задача — оперативное оказание информационной и социально — психологической помощи студентам, преподавателям, родителям, сотрудникам и преподавателям университета по вопросам развития, обучения и воспитания.
Психологическая диагностика. Задачей данного направления является углубленное психолого — педагогическое и социально — педагогическое изучение студентов, выявление их индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в обучении и развитии, диагностика социальной ситуации студентов, находящихся в социально опасном положении, формирование банка данных по группам риска.
Развивающая и коррекционная работа. Решает задачи разработки и реализации программ помощи и коррекционной поддержки развития студентов с учетом личностных особенностей молодежи, педагогов и социально — педагогической ситуации в университете.
Профориентационная работа. Задача — работа со студентами и абитуриентами университета с целью определения профессиональной пригодности и психологической готовности к получению специальности, продолжению обучения, оценки сформированности профессионально важных качеств у выпускников университета.
Методическая работа. Задача — помощь в организации работы методических объединений преподавателей, кураторов групп в формировании современной методической базы учебного процесса с точки зрения обеспечения психологической целесообразности ее применения.
Социально — диспетчерская деятельность. Задача — обеспечение студентов, их родителей, преподавателей, администрации университета социально — психологической информацией о различных службах, оказывающих профессиональные услуги в городе и области.
Проведение тренингов. Задачи – развитие у студентов адекватного способа выражения эмоций; достижение понимания и раскрытия своих проблем и их разрешения; получение и предоставление эмоциональной поддержки; расширение сферы осознания проблематики и своей роли в происхождении конфликтных ситуаций; отработка новых приемов и способов поведения по преодолению неадекватных форм поведения и развитию навыков эффективного общения.
4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СПС
4.1. Структура СПС:
— блок теоретический, научно-методический, обучающий
— блок практической работы, проведения исследований, обучения, консультирования

5. ПРАВА СПС
5.1. Получать от подразделений университета материалы (справки, информацию, т.п.), необходимые для осуществления работы, входящей в компетенцию СПС.
5.2. Принимать участие в совещаниях, на которых обсуждаются вопросы, имеющие отношение к воспитательной и внеучебной работе со студентами университета.
5.3. Осуществлять переписку и взаимодействие с органами государственной власти, ответственными за реализацию молодежной политики.
5.4. Участвовать в работе различных органах по вопросам, связанным с организацией воспитательной и внеучебной работы со студентами.
5.5. СПС работает в тесном контакте с учреждениями и организациями образования, здравоохранения, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и образовании студентов.

Смотрите так же:  Для гражданство какой экзамен

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
6.1. Сотрудники СПС несут ответственность за:
— своевременное и качественное выполнение задач, определенных настоящим положением.
— сохранение профессиональной тайны, нераспространение сведений, полученных в результате диагностической, консультативной и других видов психологической деятельности, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта развивающей работы и может нанести ущерб человеку или его окружению.
— сохранение протоколов обследования, документации службы, оформление их в установленном порядке.
— неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей в соответствии с требованиями трудового законодательства.

7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

7.1. Настоящее Положение может быть изменено и дополнено в установленном в СПбГАУ порядке.

Приказ 636 от 22.10.99.Г

Федеральное законодательство об образовании и правах ребёнка

Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности психолога

Региональные документы: приказы, инструктивные письма

Локальные акты ДОУ

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ — Приказ от 22.10.99 г. №636;

Информационное письмо №490 от 20.06.2017 «О результатах проведения IV краевой социально-психологической акции «Корабль детства: экология человеческих отношений»

Должностная инструкция педагога-психолога ДОУ от 13.01.2015

КОНВЕНЦИЯ о правах ребёнка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной ассамблеи ООН от 20.11.1989 г.);

ВВЕДЕНИИ ДОЛЖНОСТИ ПСИХОЛОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — Инструктивное письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27 апреля 1989 г. № 16;

Информационное письмо №458 от 05.06.2017 «О проведении Краевого конкурса сайтов педагогов-психологов».

Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 20.03.2015 г. №209 «Об установлении соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к высшей и первой квалификационным категориям, на основании оценки их профессиональной деятельности» (Присвоить высшую квалификационную категорию Нагаевой Т.А., педагогу-психологу)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ;

Информационное письмо по обучению письму леворуких детей. Ж.»Вестник образования» №11 1996г.

Информационное письмо №411 от 19.05.2017 Проведение курсов повышения квалификации по теме «Использование элементов арт-терапии в работе специалистов службы сопровождения»

Приказ по ДОУ от 11 ноября 2016 года № 107 «Об утверждении плана мероприятий Декады психологии в МАДОУ в 2016 году»

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ — Приказ министерства образования РФ от 11.02.2002 г. №393;

ОБ УЧИТЕЛЯХ-ЛОГОПЕДАХ И ПЕДАГОГАХ-ПСИХОЛОГАХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ — Письмо Министерства образования РФ от 22.01.98 № 20-58-0 7ин/20-4;

Информационное письмо №359 от 03.05.2017 О внесении изменений в форму аналитического отчета специалиста МОУО и методиста психолога

Приказ по ДОУ от 20 октября 2016 год № 100 «О проведении круглого стола по преемственности на ступени «ДОУ – начальная школа»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

Опубликовано: 19 Октябрь 2015

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

«Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования»

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ — Инструктивное письмо от 24.12.2001 № 29/1886-6;

Министерство образования и науки молодёжной политики Забайкальского края. Приказ №4-АПК от 06.03.2014г. Об утверждении критериев оценки результатов работы педагогов-психологов Забайкальского края для присвоения квалификационной категории (первой и высшей) на 2014-2017 г).

Приказ по ДОУ от 19 октября 2016 год № 97 «Об утверждении коррекционно- развивающей психологической программы «Волшебная страна знаний» по формированию предпосылок УУД у детей старшего дошкольного возраста (в рамках преемственности на ступени «ДОУ – начальная школа» в условиях реализации ФГОС ДО нового поколения)

Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования.

О ПРАКТИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — Письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999г. № 70/23-16;

Министерство образования и науки молодёжной политики Забайкальского края. Приказ №530 от 20 июня 2013г. Об утверждении комплексного плана по обеспечению информационной безопасности детей в образовательном пространстве Забайкальского края.

Приказ по ДОУ от 27 сентября 2016 год № 74 Об утверждении коррекционно- развивающей психологической программы и рабочей программы педагога «Давай понимать и принимать друг друга» для развития основных компонентов эмоционально-коммуникативной сферы дошкольников 5-6 лет

Министерство труда и социальной защиты РФ Приказ от 24.07.15 №514н «Об утверждении профессионального стандарта педагог-психолог (психолог в сфере образования)

О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек. Письмо МО РФ от 26.05.1999г. №109/23-16

Приказ по ДОУ от 04 апреля 2016 год № 22 «Об утверждении локальных актов» (утверждение положения о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк)

3 июля 2016 года N 238-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКЕ КВАЛИФИКАЦИИ Принят Государственной Думой 22 июня 2016 года Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года

О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» — Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6;

Распоряжение Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края от 20.06.2017 г. №425 «О создании Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края и утверждении порядка ее работы»

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, проходившем в мае 2003 года в г. Москве);

Приказ 636 от 22.10.99.Г

В основе документации положены следующие принципы (Семаго М.М.)

  1. Документация должна основываться на имеющихся основных нормативных документах Министерства образования РФ: Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования (приказ № 636 от 22.10.99), типовое Положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (приказ № 2210 от 24.08.98), О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (письмо № 27/901-6 от 27.03.2000), материалах Всероссийского совещания «Служба практической психологии с системе образования России» (6-7.06.2002, г. Москва).
  2. Документация должна охватывать все виды работ педагога-психолога и строиться в соответствии с основными направлениями его деятельности.
  3. Документация должна обладать определенной унификацией для деятельности педагогов-психологов всех типов образовательных учреждений.

Вся документация педагога-психолога делится на общую (формы учета деятельности и отчетная документация общего характера) и специальную (документация для «служебного пользования»).

Общая документация служит задаче непосредственной регистрации и отражения содержания деятельности педагога-психолога. Рабочая документация может являться открытой для контроля различными представителями контролирующих инстанций.

К ней относятся:

  1. План работы (на учебный год).
  2. График работы.
  3. Журнал регистрации видов работ.
  4. Отчет о работе (за учебный год).
  5. Программы факультативов, коррекционных/развивающих занятий.
  6. Отчеты по результатам диагностических обследований.*

План работы, график работы, годовой отчет оформляются в двух экземплярах и хранятся у руководителя образовательного учреждения и самого специалиста.

Кроме документации общего характера, педагог-психолог ведет документацию «для служебного пользования» (протоколы, заключения по индивидуальному и групповому обследованию, психологические карты развития ребенка, данные бесед, наблюдений и т.п.). Эта документация является закрытой и может быть представлена для контроля только по запросу профильных специалистов (психологов) системы образования. Данная документация хранится с соблюдением требований, исключающих доступ к ней посторонних лиц (в сейфе, закрытом шкафу). На основании «документов служебного пользования» педагог-психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам, их заменяющим; делать выписки во внешние организации по запросу родителей.

К этой документации относятся:

  1. журнал консультаций;
  2. журнал учета индивидуальных и групповых форм работы;
  3. протоколы и заключения по результатам проведенной диагностики (групповой и индивидуальной);
  4. наблюдения за детьми во время коррекционных / развивающих занятий;
  5. карты развития ребенка (помощи…).

Заполнение основных видов документации

Перспективный план работы (на учебный год).

Планирование всего объема работы педагогом-психологом определяется целями и задачами службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, в соответствии с профилем конкретного учреждения, запросами администрации данного образовательного учреждения.

Годовой план работы утверждается подписью и печатью руководителя образовательного учреждения.

План работы включает цели, задачи и направления профессиональной деятельности. Он может дополнительно составляться на периоды, принятые как отчетные в данном учреждении (неделя, месяц, квартал, учебная четверть).

Структура плана должна быть представлена с распределением основных мероприятий по видам деятельности: психологическая диагностика, психологическая профилактика, психологическое просвещение, коррекционно-развивающая деятельность, консультирование, экспертная деятельность, организационно-методическая работа.

При наличии двух и более специалистов в образовательном учреждении рекомендуется добавить графу «Ответственный».

Во вложениях находятся формы основных документов, а также презентации занятий «Школы начинающего психолога».

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

1 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Приказ Минобразования России от г. 636 В целях развития и совершенствования психологической помощи участникам образовательного процесса приказываю 1. Утвердить прилагаемое Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. 2. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации довести настоящее Положение до сведения руководителей подведомственных образовательных учреждений. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Е.Е.Чепурных. Министр В.М.Филиппов Приложение к приказу Минобразования России от г. 636 ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу деятельности службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (далее Служба). 2. Под Службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагогипсихологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса. 3. Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, воспитанников, их индивидуальности на всех этапах непрерывного образования, развитию у обучающихся, воспитанников творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений. 4. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и

Смотрите так же:  Пособие на умершего в рб

2 распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящим положением. II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ 5. Целями Службы является: содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников, и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса; содействие в приобретении учащимся, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни; оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья; содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности. 6. Задачи Службы: психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения; содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности; формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию; содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях; психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников; профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников; участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-

3 методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений; участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования; содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии; содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений, научно-методическими материалами и разработками в области психологии. III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ 7. Первичная помощь участникам образовательного процесса в образовательных учреждениях всех типов оказывается педагогом-психологом (педагогами-психологами) или группой специалистов с его участием. Состав группы специалистов определяется целями и задачами конкретного образовательного учреждения. 8. Специализированная помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений всех типов оказывается учреждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании: образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и психолого-медико-педагогическими комиссиями. 9. Научно-методическое обеспечение деятельности Службы осуществляется научными учреждениями, подразделениями высших учебных заведений, учебно-методическими кабинетами и центрами органов управления образованием, а также научными учреждениями Российской академии образования. IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ 10. К основным направлениям деятельности Службы относятся: психологическое просвещение формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта; психологическая профилактика предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных

4 рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; психологическая диагностика углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений; психологическая коррекция активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов; консультативная деятельность оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ 5.1. Деятельность Службы обеспечивается органами управления образованием, в ведении которых находятся образовательные учреждения Координация деятельности Службы осуществляется соответствующим структурным подразделением Минобразования России Служба работает в тесном контакте с учреждениями и организациями Российской академии образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников. Инструктивное письмо Минобразования России от / «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» Настоящее инструктивное письмо предлагается для руководства в организации деятельности педагогов-психологов службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медикопедагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения Минобразования России, подразделения ВУЗов, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.

5 В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой педагог-психолог может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: консультативную, развивающую, коррекционную, диагностико-аналитическую, экспертно-консультационную, учебно-воспитательную, профилактическую, культурно-просветительскую и организационнометодическую. Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка педагога психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, из них: — на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебно-воспитательную, культурно-просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками, на экспертно-консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении, на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает 18 часов в неделю; — остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, участие в методических объединениях педагогов-психологов, супервизорство и др.); заполнение аналитической и отчетной документации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении (при обеспечении администрацией образовательного учреждения необходимых условий работы с учётом специфики и требований к профессиональной деятельности педагога-психолога), так и за её пределами, что предусматривается правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения. Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации при осуществлении инспекционных проверок в государственных и муниципальных образовательных учреждениях рекомендуется использовать установленное распределение рабочего времени педагога психолога. Письма Минобразования России 3 от и 27/970-6 от «06 использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» считать утратившими силу. Заместитель Министра Е.Е. Чепурных Ориентировочное распределение рабочего времени педагога психолога (по видам деятельности)

6 Виды работ 1 2 Время на 1 прием (мероприятие) Общее время в месяц Время на подготовку или анализ Общее время в месяц Индивидуальное психологическое 1 1,5 часа 15 часов 0,5 1 час 10 часов обследование Групповое психологическое 1 1,5 часа 3 часа 3 3,5 часа 7 часов (скрининговое) обследование Индивидуальная консультация 1 1,5 часа 15 часов 0,3 часа 3 часа Индивидуальное развивающее и 0,5 1,5 часа 15 часов 0,3 часа 3 часа коррекционное занятие Групповое развивающее и коррекционное 1 1,5 часа 20 часов 1 час 20 часов занятие Просветительская работа 0,5 1,5 часа 4 часа 0,5 часа 2 часа Экспертная работа 2,5 3 часа 3 часа 2 часа Организационно-методическая работа 7 часов в 28 часов неделю ВСЕГО 75 часов 75 часов Таким образом, в течение одного учебного года объемные ориентировочные показатели деятельности педагога-психолога по видам деятельности, составляют: — индивидуальное обследование: человек; — групповое обследование: классов (групп); — индивидуальная консультация: консультаций; — индивидуальное занятие: занятий; — групповое занятие: 200 занятий; — просветительская работа со взрослыми: 40 занятий; — участие в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях: 10 заседаний. Приложение к инструктивному письму Минобразования от «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» Формы учета деятельности и отчетности педагогов-психологов Педагоги-психологи, работающие в образовательном учреждении, образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психологической и медико-социальной помощи, ведут учет проводимой работы по следующим формам: 1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения (Форма 1)

7 2. Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма 2) 3. Журнал консультаций психолога (Форма 3) 4. Журнал учета групповых форм работы (Форма 4) 5. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (Формы 5, 5А, 5Б, 5В) 6. Программа работы педагога-психолога с группой (Формы 6, 6А) 7.Коррекционная работа (Форма 7) 8. Программа коррекционно-развивающих занятий (Форма 8) 9. Требования к авторским программам (Форма 9) 10. Аналитический отчет о работе педагога-психолога (Форма 10) 11. Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной методической службы (Форма 11) По итогам года педагоги-психологи предоставляют аналитический отчет о своей работе (Форма 10) руководителю образовательного учреждения и руководителю муниципальной психологической службы. Данный отчет включается в отчетную документацию образовательного учреждения. Руководитель психологической службы муниципального уровня представляет по итогам года аналитический отчет (Форма 11) руководителю муниципального органа управления образованием и руководителю психологической службы региона. Форма 1 (обязательна) Требовании к плаву работы педагога-психолога учреждения образования 1. При составлении плана необходимо учитывать: цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения; приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании», «Конвенцией о правах ребенка», нормативными документами Минобразования России, приказами и распоряжениями субъектов Российской Федерации; нормы расхода времени на каждый вид деятельности. 2. План работы должен включать следующие графы: п/п Название работы Условия проведения Ответственный Срок проведения Предполагаемый результат Пункт 2 может содержать как название разового мероприятия (собрание, консультация, беседа, урок. ), так и название программы деятельности по определенному направлению (напр.: проведение диагностического обследования или сопровождения класса коррекции и т.п.). Во втором случае должны быть подпункты пункта 2, каждый из которых имеет свой срок и результат. Пункт 6 должен быть изложен в форме конкретных результатов, допускающей контроль за исполнением. В пункте 4, если ответственность за исполнение распределяется между несколькими исполнителями, должно быть указано содержание ответственности (напр.: оформление помещения, подбор участников, проведение тренинга и т.д.).

Смотрите так же:  Как начисляются детское пособие до 1.5 лет 2019 году

8 З. План работы составляется на периоды, принятые как отчетные в данном образовательном учреждении. Например, на неделю, месяц, квартал и т.д. или на учебную четверть. Перспективный план работы, включающий цели и направления работы психолога в данном учреждении, должен составляться на год. Форма 2 (обязательна) ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам проведенного психодиагностического исследования (структура и основы содержания) 1. Причина исследования (в изложении обратившегося). 2. Разработка плана исследования, построение гипотезы, обоснование выбора методик психодиагностического исследования (разработчик: Ф.И.О., должность, место работы, рабочий телефон). З. Диагносты (Ф.И.О., должность по месту работы). 4. Сроки проведения исследования. 5. Применение методики описать по следующей схеме: Название шкалы Автор теста, название теста Исследуемая функция Фактор, влияющий на результат Название оценочных шкал, принятых как значимые в данном исследовании (Например: вербальный интеллект, осведомленность, понятливость, речевое развитие, общая оценка). 7. Результаты исследования: а) количественные данные представлены в таблицах на каждый класс (группу) (см. схему учета результатов тестирования); б) обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам; в) рекомендации по результатам исследования. Схема учетов результатов тестирования ФИО тестируемого Результаты выполнения диагностического задания Заключение 1 2 *** N Дата ФИО, должность составителя заключения, подпись Форма З (обязательна) ЖУРНАЛ консультаций психолога Полное наименование учреждения образования Дата Время проведения Консультируемый возраст пол имя Повод обращения Проблема Результат консультирования Консультант

9 1 2 3а 3б 3в Графа За заполняется полным именем обратившегося или знаком под анонимным обращением. Графа 7 вводится, если в учреждении работает несколько психологов и журнал психологических консультаций — общий для всех психологов. Отметка времени начала и окончания консультаций позволяет вести учет расхода времени на консультации в единицу времени и, следовательно, учитывать это при планировании работы на следующий год. Форма 4 (обязательна) ЖУРНАЛ учета групповых форм работы Список участников п/п, ФИО Тема или название занятия, тренинга Даты встреч Отметки о посещении Ведущий Примечания К групповым формам работы психолога в учреждении образования можно отнести: тренинг с детьми или взрослыми (педагогами, родителями) коррекционные или развивающие занятия с детьми по определенной программе семинары, лекции, методические занятия с педагогами. Если последнее учитывается в специальном журнале учреждения образования, необходимо вносить туда сведения о них по установленному в журнале образцу. Форма 5 (обязательна) КАРТА психолого-медико-социальной помощи ребенку Карта Обследование проводит Дата Фамилия Имя Дата рождения Учреждение образования (ДОУ, школа и т.д.) Класс (группа) Адрес Телефон Фамилия, имя, отчество родителей Кем направлен Причина обращения Анамнестические сведения Семья Условия проживания Биологические факторы

10 леворукость Особенности раннего развития Воспитание до учреждения образования Наблюдение специалистов Жалобы в настоящий момент Проблемы, связанные с учреждением образования Перемена учреждения образования Повторение класса Сфера нарушений школьной адаптации Сложности в обучении, воспитании Итоговые оценки по основным предметам Трудности в освоении норм поведения Особенности социальных контактов Заключение Рекомендации Форма. 5А (продолжение) Психосоциальная ситуация развития: Актуальный конфликт, время его возникновения Оценка социальной ситуации в учреждении образования Оценка семейной ситуации Психологическая защита (ощущения, фантазии, деятельность, контакты Самооценка Ситуация в семье: Совместные занятия дома с ребенком Взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками Взаимоотношения родителей с учреждением образования

11 Отношения в семье Тип семейного воспитания Психологические данные: Интеллектуальные особенности Форма 5Б (продолжение) Личностные характеристики Зона ближайшего развития Мотивация Интересы, представление о будущем Медицинские данные Рекомендовано: Психологическое заключение: Форма 5В (продолжение) На основании психолого-медико-социального заключения рекомендовано: Посещение коррекционных занятий Специалист За прошедший период произошли следующие изменения: Рекомендации педагогу: С рекомендациями ознакомлен: Педагог

12 Рекомендации родителям: С рекомендациями ознакомлен: Мать Отец 1 Составлена психологом ФИО 2. Описание класса (группы): Форма 6 (обязательна) ПРОГРАММА работы педагога-психолога с группой (какой) психологическая характеристика детей общая характеристика работы педагога в этом классе (группе). 3. Цели программы (прописать конкретные цели и задачи работы с детьми, если отдельно выделяется работа с педагогами и родителя ми, то прописать и эти задачи). 4. Этапы реализация программы по месяцам. 5. Планируемые результаты психологической работы в классе (группе) в виде, допускающем их экспертную проверку: Дата составления Подпись психолога Форма 6А (продолжение) РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ в классе (группе) в уч. году. 1. В классе (группе) были проведены следующие диагностические исследования: Время проведения Тест Название исследуемой тестом характеристики 1.2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе (группе) Время проведения Название тренинга Тема занятий 1.3. Перечень занятий с педагогами (если планировались). Время проведения Тема занятий Цели занятий Участники 1.4. Название форм индивидуальной работы с детьми. Время проведения Тема занятий Цели занятий ФИО ребенка (если это была работа с отдельными детьми

13 Перечень полученных результатов работы с классом (группой) в виде, допускающем их понимание и использование теми, кто еще работает или будет работать с этим классом. Рекомендации к дальнейшей работе с этим классом (группой). Анализ опыта реализации данной программы и рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию. Дата Подпись психолога Форма 7 (обязательна для учреждений специального образования) КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА Дата Фамилия Имя Учреждение образования Класс (группа) Мнение специалиста (индивидуальная коррекция) Сильные стороны ребенка Слабые стороны ребенка Динамика коррекционного обучения За прошедший период с по Произошли следующие изменения: Рекомендовано: Форма 8 (обязательна для учреждений специального образования) ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий I. Пояснительная записка:

14 1 Актуальность, цель программы В виде, позволяющем определить ее значимость для работы с данным контингентом (в учреждении образования) 2. Задачи В виде, определяющем пути достижения цели участниками занятий З. Адресат С кем будут проводиться занятия (участники: дети, взрослые, учителя и т.д.) 4. Содержание В виде, раскрывающем содержание разделов II. Тематический план занятий (по следующей схеме): Тема Цели и задачи Наименование форм работы, упражнений (без подробных описаний) III. Список литературы (указывается литература, которую могут использовать участники группы) Ведущий Ф.И.О., должность Форма 9 (обязательна для образовательных учреждений, реализующих авторские, инновационные программы) Критерии оценки авторских программ: 1. Научно-практическая новизна. 2. Научная обоснованность. 3. Актуальность и перспективность. 4. Практическая направленность. ТРЕБОВАНИЯ к авторским программам 5. Наличие межпредметных и внутрипредметных связей. 6. Представленность результатов апробации. Перечень представляемых документов: I. Программа: 1. Пояснительная записка, предусматривающая раскрытые актуальности, целей и задач курса, длительность курса, его продолжительность возрастные категории обучающихся, ожидаемые результаты. 2. Содержание программы по разделам с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них. 3. Практическая часть, занимаемое ею место в курсе. 4. Список литературы, которую могут использовать обучающие, обучаемые, и которую использовал автор. II. Примерный тематический план. Направления защиты программы: 1. Обоснование выбора курса.

15 2. Цели и задачи курса. З. Содержание курса. 4. Ожидаемые результаты. 5. Место данного курса в учебном плане (доля часов, связь с другими курсами). Форма 10 (рекомендована) АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 1. Цель, объект, предмет исследования. Построение гипотезы. Выбор психодиагностических методик Разработчик, диагност. 2. Представление результатов исследования. З. Анализ полученных данных. 4. Выводы и рекомендации. Форма 11 (рекомендована) АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ (МЕТОДИСТА) МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ 1. Анализ состояния психологической службы (структура, кадровый состав, обеспечение потребности в кадрах и т.д.). 2. Обобщенный анализ результатов социопсихологического мониторинга, проводимого в соответствии с планом профилактической работы учреждений образования, по запросам администрации, педагогов (прилагается статистически обработанный материал по всем проведенным обследованиям в учреждениях образования в форме таблиц, графиков, гистограмм; дискета). 3 Обобщенный анализ консультативного приема, осуществляемого педагогамипсихологами муниципальной психологической службы. 4. Анализ результатов мониторинга ведения курса «Основы жизненного самоопределения» в рамках регионального компонента, «Здоровый образ жизни», «Основы самопознания», «Половое просвещение» и других курсов, направленных на развитие личностной и эмоционально-волевой сферы. 5. Анализ коррекционно-развивающей работы, проводимой педагогами-психологами муниципальной психологической службы (прилагаются обобщенные результаты обследований детей до и после проведения коррекционно-развивающей работы в виде таблиц, графиков, гистограмм; дискета). 6. Выявленные проблемы: условия и первопричины их возникновения, задачи и методы их решения. 7. План работы на следующий учебный год. 8. Перспективы развития службы.