Приказ мвд рф 140 для ивс

Приказ МВД России от 20 декабря 2016 г. № 868 «Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий” (не вступил в силу)

В соответствии с абзацем сорок пятым подпункта «г» пункта 3 постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации»*(1) — приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.

2. Признать утратившими силу:

2.1. Приказ МВД России от 9 октября 2004 г. № 640 «Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий»*(2).

2.2. Приказ МВД России от 26 июня 2006 г. № 490 «О внесении изменений в Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденный приказом МВД России от 9 октября 2004 г. № 640»*(3).

2.3. Приказ МВД России от 18 августа 2014 г. № 697 «О внесении изменений в Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденный приказом МВД России от 9 октября 2004 г. № 640»*(4).

*(1) Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 40, ст. 3753, Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 39, ст. 3868; 2003, № 46, ст. 4477; 2011, № 42, ст. 5922.

*(2) Зарегистрирован в Минюсте России 27 октября 2004 года, регистрационный № 6088.

*(3) Зарегистрирован в Минюсте России 17 июля 2006 года, регистрационный № 8085.

*(4) Зарегистрирован в Минюсте России 9 сентября 2014 года, регистрационный № 34004.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 января 2017 г.
Регистрационный № 45420

Приложение
к приказу МВД России
от 20 декабря 2016 г. № 868

Приказ мвд рф 140 для ивс

Расписываю подробно, так как не всегда правильно трактуется приказ и игнорируются отсылочные нормы.

Изначально читаем. Часть 2 пункт 3. Наставления, утвержденное приказом МВД России №140-2006г., которое гласит: «Решения о создании, реорганизации и ликвидации изоляторов временного содержания принимаются в порядке, установленном МВД России.

Данный порядок закреплен в части 3 статье 9 Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», где дословно: Решения об их создании (речь идет про места содержания), реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. ….» Т.е. решение о создании, реорганизации или ликвидации изоляторов временного содержания принимается на ведомственном уровне, для органов внутренних дел – это Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Далее детально: смотрим Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ № 209-1993г., в структуру которого входит ИВС.

Где раздел 5 «О создании, реорганизации и ликвидации подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств федерального бюджета» фактически прекратил действие, см. Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ № 926-2000г., в приложении которому и есть ответ .

Положение:
п.1. Настоящее Положение устанавливает порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
п.2. Дежурные части, подразделения дознания, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделения лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью, подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых создаются, реорганизуются и ликвидируются:

часть в)
В управлениях (отделах) внутренних дел (отделениях милиции) районов, городов, районов в городах и иных муниципальных образований — приказом министра внутренних дел, начальника управления (главного управления) внутренних дел соответствующего субъекта Российской Федерации.

Чем регламентируется время этапирования в автозаке без остановки для посещения туалета?

здравствуйте. Подскажите пожалуйста, чем регламентируется время этапирования в автозаке без остановки для посещения туалета?И в обще допустимо ли это?!

1. Инструкция по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утверждена приказом Минюста России и МВД России от 24 мая 2006 года № 199дсп/369дсп (с изменениями, внесенными приказом Минюста России и МВД России от 22 октября 2008 года № 236дсп/900дсп и решением Верховного Суда России от 12 января 2012 года по делу № ГКПИ11-­1774).

Пункт 197 инструкции устанавливает, что при конвоировании по плановым и сквозным автодорожным маршрутам (то есть, между пенитенциарными учреждениями) через каждые 2-­3 часа движения делается остановка для осмотра кузова автозака и отправления конвоируемыми и лицами караула естественных надобностей, а в зимнее время при необходимости – и для обогрева.

2. Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утверждены приказом МВД России от 7 марта 2006 год № 140дсп. Отмечу, что в данный нормативный правовой акт вносились изменения (в частности, приказом приказ МВД России от 25 декабря 2013 года № 1015дсп), но они мне недоступны.
Пункт 246 наставлений устанавливает, что через каждые 3-4 часа движения автодорожного караула должны делаться остановки для осмотра кузова автозака и отправления лицами конвоя и заключенными естественных надобностей. Отметим также, что ниже пункт 248 предписывает сдать перевозимых заключенных в ближайший ИВС в следующих случаях: «при понижении температуры воздуха до –30°C и нахождении в пути более 2 часов», «при сильных снежных заносах и в распутицу, когда движение затруднено».

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ ПО ОХРАНЕ И КОНВОИРОВАНИЮ ЛИЦ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

1. Назначение и организация работы изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

2. Назначение и организация конвойной службы полиции.

1.Назначение и организация работы изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

Охрана подозреваемых и обвиняемых предусматривает комплекс организационных и практических мер, знание и выполнение которых должно обеспечивать строгое соблюдение законности и выполнение задач, возложенных на подразделения по осуществлению указанного вида деятельности.

Для выполнения задач по конвоированию в составе ОВД, а также непосредственно в МВД, ГУ МВД, У МВД субъектов РФ, УТ МВД создаются подразделения охраны и конвоирования, выполняющие комплекс мер по обеспечению надежной охраны при их перемещении по территории ИВС, либо при доставлении к месту назначения под охраной (надзором) конвоя.

Одним из видов административной деятельности ОВД является охрана и содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений являются изоляторы временного содержания (ИВС) ОВД, создаваемые в МВД, ГУ МВД, У МВД субъектов Российской Федерации, органах внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Изолятор временного содержания – это специализированное подразделение, предназначенное для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Правовой основой содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются принципы и нормы международного права, международные договоры, Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, а также нормативно-правовые акты МВД России. Основными законодательными актами, регулирующими указанные правоотношения, являются Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, федеральный закон «О полиции» и федеральный закон от 15 июля 1995 года (ред. от 22.12.2014) № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

В ИВС временно содержатся следующие категории лиц:

1. Подозреваемые, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (по федеральному закону от 15 июля 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемый – это лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, а также лицо, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения).

2. Обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу (обвиняемый – это лицо, в отношении которого в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого в совершении преступления).

3. Подозреваемые и обвиняемые, переведенные из следственных изоляторов (СИЗО) для выполнения следственных действий, судебного производства за пределами населенных пунктов, где находятся СИЗО, из которых ежедневная доставка их невозможна.

Запрещается помещение и содержание в ИВС лиц, задержанных за совершение административных правонарушений, находящихся в состоянии опьянения или арестованных в административном порядке при наличии в ОВД специального приемника, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации.

Содержание подозреваемых и обвиняемых состоит в обеспечении надлежащего режима их изоляции, раздельного размещения и осуществления постоянного надзора за ними с целью исключения возможности скрыться от следствия и суда, скрыть вещественные доказательства, воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу или продолжать заниматься преступной деятельностью.

Смотрите так же:  Кто помогает оформить кредит с просрочками без предоплаты

Для выполнения обязанностей по охране указанных категорий лиц в ИВС создаются охранно-конвойные подразделения. Численность таких подразделений зависит от лимита наполнения ИВС, например, при лимите наполнения до 25 человек численность подразделения должна составлять 8 –11 единиц сотрудников; при лимите 26–50 человек – 13–16 единиц сотрудников; при лимите 51–75 человек – 17–20 единиц и при лимите 76–100 чел. – 21–25 единиц сотрудников. В Москве и Санкт-Петербурге численность подразделений определена в индивидуальном порядке МВД России.

Ежесуточно для охраны подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания назначаются: дежурный по ИВС, его помощник [1] , сотрудники охранно-конвойной службы (постовые и выводные), кинолог, водитель и дежурный фельдшер медицинской части. Состав наряда на предстоящие сутки определяется начальником ИВС и утверждается начальником ОВД.

В ИВС ОВД устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые законом порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Режим содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС обеспечивается начальником ОВД, его заместителем – начальником полиции, заместителем начальника полиции по охране общественного порядка, начальником ИВС и включает в себя:

1. Соблюдение установленных Правил внутреннего распорядка в ИВС [2] .

2. Осуществление пропускного режима в ИВС.

3. Содержание подозреваемых и обвиняемых в специально оборудованных и надежно изолированных камерах с осуществлением постоянного надзора за ними.

4. Запрещение бесконвойного передвижения.

5. Систему проверок, личного обыска и досмотра вещей.

Основания и порядок приема в ИВС

Подозреваемые и другие лица принимаются в ИВС круглосуточно дежурным, который обязан проверить наличие оснований для приема и содержания таких лиц.

Основанием для приема и содержания в ИВС лиц является:

— протокол задержания подозреваемого;

— судебное решение (приговор, определение, постановление) об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу, вынесенное в порядке, установленном УПК РФ, либо надлежаще оформленная выписка из него;

— постановление прокурора о заключении лица под стражу, вынесенное в порядке исполнения части 2 статьи 466 УПК РФ на основании прилагаемого решения судебного органа иностранного государства о заключении данного лица под стражу [3] .

Перечисленные документы должны быть заверены подписями соответствующих должностных лиц и скреплены гербовыми печатями. В случае, если перечисленные документы оформлены с нарушением установленных требований, лица в ИВС не принимаются.

Дежурный по ИВС проверяет наличие оснований для помещения в ИВС, опрашивает доставленного и сверяет его ответы с данными протокола задержания (постановления, определения, приговора суда) и других документов; регистрирует в книге учета таких лиц.

Лица, нуждающиеся в стационарном лечении, в ИВС не принимаются.

Доставленные в присутствии понятых того же пола подвергаются личному обыску, дактилоскопированию, а находящиеся при них вещи – досмотру, о чем составляется протокол. Принятым в ИВС лицам оставляются только те предметы, вещи и продукты питания, которые им разрешается иметь при себе и хранить в камере в количестве и ассортименте, определенных Правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Деньги, ценности, ордена, медали и документы к ним, изъятые при личном обыске, сдаются в финансовую часть ОВД, а личные вещи в камеру хранения ИВС.

На дежурного по ИВС возлагается обязанность оформить личное дело на подозреваемого (обвиняемого) то есть заполнить анкету, дактилоскопическую карту и другие документы.

После этого дежурный знакомит их с Правилами внутреннего распорядка в ИВС. Доставленные подвергаются санитарной обработке в течение первых суток в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии – в санпропускнике (бане) общего пользования, размещаются по камерам, в соответствии с требованиями изоляции, установленными статьями 32 и 33 федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а именно в ИВС раздельно содержатся следующие категории лиц:

– мужчины и женщины;

– несовершеннолетние и взрослые; в исключительных случаях с согласия прокурора допускается содержание положительно характеризующихся взрослых впервые привлекаемых к уголовной ответственности за нетяжкие преступления совместно с несовершеннолетними;

– подозреваемые и обвиняемые с осужденными, приговоры в отношении которых вступили в законную силу;

– подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу.

– впервые привлекаемые к уголовной ответственности и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы.

Кроме того, исходя из имеющихся возможностей администрация ИВС принимает меры к тому, чтобы отдельно содержались:

– подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений: против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества;

– подозреваемые и обвиняемые в совершении следующих преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации: убийство; убийство матерью новорожденного ребенка; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; заражение ВИЧ-инфекцией; похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; торговля несовершеннолетними; грабеж; разбой; вымогательство, совершенное при отягчающих обстоятельствах; терроризм; захват заложников; организация незаконного вооруженного формирования; бандитизм; организация преступного сообщества (преступной организации); пиратство; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное следствие; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа; дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества;

– подозреваемых и обвиняемых при особо опасном рецидиве преступлений;

– иностранные граждане и лица без гражданства при наличии условий;

– лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой полиции, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;

– по решению администрации ИВС либо по письменному решению лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других обвиняемых и подозреваемых.

Размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается в соответствии с постановлением начальника ИВС, санкционированным прокурором, кроме случаев, предусмотренных приказом [4] . Камеры ИВС всегда должны быть под надежным запором и охраной, а с наступлением темноты и до полного рассвета – освещаться.

Двери камер должны открываться дежурным по ИВС обязательно в присутствии постового у камер или выводного.

Заключенных под стражу выводят из камер:

— в следственные кабинеты ИВС по письменному требованию прокурора, следователя, дознавателя;

— в комнату для свиданий, для встречи с защитником или родственниками. С момента задержания указанным лицам предоставляется свидание с защитником наедине, причем количество и продолжительность таких свиданий не ограничены. Свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) проводятся под контролем сотрудников ИВС в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению. Переговоры подозреваемых или обвиняемых с вышеуказанными лицами, прибывшими на свидание, осуществляются непосредственно или через переговорное устройство и могут прослушиваться сотрудниками ИВС [5] . Основанием для вывода содержащихся в ИВС лиц в комнату для свиданий является письменное разрешение на свидание, выданное лицом в производстве которого находится уголовное дело. Свидание не разрешается, если его проведение может повлечь за собой воспрепятствование производству по уголовному делу [6] ;

— в прогулочный двор. Подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние — не менее двух часов. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств.

В ночное время (с 22.00 до 6.00) открытие камер и вывод подозреваемых и обвиняемых производится только в крайних случаях.

В последние годы техническому оснащению ИВС придается большое значение. К техническим средствам, используемым в охране содержащихся под стражей, относятся: селекторная связь, телефонная, радиосвязь, охранно-пожарная сигнализация, телевизионные установки, используемые для дистанционного наблюдения за камерами и контроля за несением службы нарядами.

Важным фактором повышения надежности охраны является использование служебных собак. Практика показывает, что наиболее эффективно собаки применяются при охране отдельно расположенных зданий ИВС, а также изоляторов, техническое состояние которых нуждается в улучшении и в ИВС с большим лимитом наполнения. В некоторых органах внутренних дел служебные собаки используются в наружной охране ИВС только ночью, а в остальное время суток – при выводе подозреваемых на прогулку, при посадке-высадке из специальных автомобилей и при конвоировании.

В целях обеспечения режима содержания подозреваемые и обвиняемые подвергаются личному обыску, а находящиеся при них вещи досмотру. Личный обыск может быть полным и неполным.

Личный обыск подозреваемых и обвиняемых и досмотр вещей производятся с целью обнаружения и изъятия у них предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию либо не принадлежащих данному лицу.

К запрещенным к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми относятся предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей, а также не включенные в Перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, приобретать, получать в посылках и передачах

Подозреваемым или обвиняемым оставляются только те предметы, вещи и продукты питания, которые им разрешается иметь при себе и хранить в камере в ассортименте, установленном настоящими Правилами. Личные вещи и предметы, оставляемые подозреваемым и обвиняемым, записываются в камерную карточку. Все остальные предметы, вещества и продукты питания принимаются на хранение либо уничтожаются, о чем составляется акт [7] .

Производство личного обыска осуществляется работником ИВС одного пола с обыскиваемым и сопровождается тщательным осмотром тела, одежды и обуви подозреваемых и обвиняемых [8] . Неполный личный обыск подозреваемых и обвиняемых осуществляется в случае вызова их к прокурору, следователю или лицу, производящему дознание, медицинскому работнику, до и после свидания, при выводе в санпропускник, на уборку помещений ИВС, на прогулку, при утренних и вечерних проверках камер. При неполном обыске обыскиваемые не раздеваются, их одежда тщательно осматривается и прощупывается. Производство личного обыска и досмотра вещей оформляется протоколом.

До судебного решения, лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов [9] . Срок задержания может быть продлен судьей по ходатайству дознавателя, следователя или прокурора не более чем на 72 часа для предоставления дополнительных доказательств обоснованности задержания [10] . Срок задержания подозреваемого исчисляется с момента доставления этого лица в орган дознания или к следователю, а если задержание указанного лица производится на основании протокола о задержании – с момента фактического задержания [11] . Содержание подозреваемых и обвиняемых, переведенных из следственных изоляторов для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна – на время указанных действий и судебного процесса, но не более чем на 10 суток в течение календарного месяца.

Смотрите так же:  Алименты запрос в налоговую

Основанием к освобождению лиц из ИВС являются:

— постановление следователя, органа дознания или прокурора (об освобождении подозреваемого [12] , об отмене (изменении) меры пресечения [13] );

— постановление начальника ИВС [14] об освобождении в связи с истечением установленного законом срока содержания под стражей [15] .

При освобождении содержащегося под стражей, начальник ИВС или дежурный обязан сверить постановление (приговор, определение) об освобождении из-под стражи с документами, на основании которых это лицо было помещено в ИВС, и убедиться в соответствии личности освобождаемого, объявить решение под личную подпись освобождаемого, получить письменную расписку о наличии или отсутствии претензий к сотрудникам ИВС за время содержания под стражей. При освобождении подозреваемого ему выдается справка о времени нахождения в ИВС, а также принадлежащие ему вещи, ценности, документы и деньги под расписку. Администрация ИВС в случае необходимости обеспечивает освобожденного бесплатным проездом к месту жительства, питанием, а также одеждой по сезону и денежных пособием из средств федерального бюджета.

Надзор за исполнением законов при осуществлении служебной деятельности ИВС осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Прокурор имеет право посещать ИВС в любое время. Во время проверки опрашивает задержанных и заключенных под стражу, знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных и заключенных под стражу. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в ИВС [16]

Важнейшей и повседневной обязанностью начальника ОВД и его заместителей является осуществление контроля за несением службы нарядами в ИВС.

При контроле следует:

— проверять наличие и правильность оформления материалов, на основании которых лица помещены в ИВС;

— регулярно осматривать совместно с дежурным камеры и другие помещения; убедиться в исправности оборудования, средств связи и сигнализации;

— проверять наличие задержанных по счету и по имеющимся на них документам, условия их размещения и содержания;

— контролировать порядок вывода содержащихся под стражей, оказания им медицинской помощи, предоставления свиданий;

— проверять сохранность служебной документации и бланков, наручников, других специальных и технических средств;

— давать указания о проведении контрольных обысков камер и лиц, помещенных в них;

— проводить прием и опрос находящихся в камерах лиц, рассматривать их жалобы и заявления, давать ответы по существу или направлять прокурору, следователю.

Особое внимание следует обращать на проверку несения службы в вечернее и ночное время. Надо отметить тот факт, что многие нарушения в ИВС происходят из-за плохого знания сотрудниками их прав и обязанностей, законов, уставов и инструкций. Таким образом, повышение правовой культуры сотрудников – одно из главных условий укрепления законности, совершенствования профессионального уровня.

Специфика службы в местах содержания лиц, совершивших преступления, постоянный контакт с ними накладывает определенный отпечаток на поведение сотрудников, поэтому служебную подготовку необходимо строить с учетом особенностей данного вида административной деятельности.

В заключение хотелось бы отметить, что не все действующие ИВС в настоящее время соответствуют требованиям федерального закона от 15 июля 1995 года (ред. от 22.12.2014) № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». К сожалению, имеются изоляторы временного содержания, не отвечающие санитарным нормам, нуждающиеся в капитальном ремонте или реконструкции, а так же среднесуточная наполняемость которых фактически больше лимита мест.

2. Назначение и организация конвойной службы полиции

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых представляет собой комплекс мер по обеспечению надежной охраны при их перемещении по территории ИВС либо при доставлении к месту назначения под охраной (надзором) конвоя. Для выполнения задач по конвоированию в составе ОВД, а также непосредственно в МВД, ГУ МВД, У МВД субъектов РФ, УТ МВД, ЗАТО создаются подразделения охраны и конвоирования (отделения, взвода, роты, батальоны, полки), основными задачами которых являются:

— конвоирование подозреваемых из ИВС в следственные изоляторы, медицинские учреждения для амбулаторного освидетельствования (обследования), санпропускники и обратно, из ОВД в межрайонные или городские ИВС, охрана подозреваемых и обвиняемых во время производства следственных действий;

— конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИВС и следственных изоляторов в суды и обратно, охрана указанных категорий лиц во время судебных заседаний;

— конвоирование подозреваемых и обвиняемых на обменные пункты плановых маршрутов конвоирования и обратно.

Организационное построение данной службы выглядит следующим образом. В структуре МВД России образовано Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ . На уровне МВД, ГУ МВД, У МВД субъектов Российской Федерации в составе Управлений (отделов) обеспечения общественного порядка созданы отделы (отделения, группы) организации охраны и конвоирования, спецучреждений полиции . Эти подразделения руководят полками, батальонами, ротами, взводами и отделениями охранно-конвойной службы. Если в штатах органов внутренних дел на районном уровне имеются подразделения по охране изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (ИВС), ответственность за организацию их работы возлагается на начальников полиции, з аместителей начальника полиции (по охране общественного порядка) и командиров подразделений охранно-конвойной службы.

Для выполнения указанных задач от подразделений охраны и конвоирования (ОВД, ИВС) назначаются конвои. Конвой – группа вооруженных и экипированных специальными средствами сотрудников, назначенных для охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. При выполнении указанных задач они обеспечивают своевременное доставление лиц, взятых под стражу к месту назначения и поддержание при этом установленного для них режима; предупреждение и пресечение попыток конвоируемых к побегу, членовредительству и нападению на конвой; задержание лиц, пытающихся освободить конвоируемых из-под стражи.

В зависимости от характера выполняемой задачи в состав конвоя назначаются: начальник (старший) конвоя, помощник начальника конвоя, полицейский-кинолог и конвоиры. В зависимости от количества конвоируемых, степени их опасности и других данных конвой полиции может быть обыкновенным и усиленным.

Обыкновенный конвой назначается из расчета: на 1–2 конвоируемых – 2 конвоира; на 3–6 конвоируемых – 3 конвоира; на 7–10 конвоируемых – 7 конвоиров. Если в составе конвоя пять и более конвоиров, назначается помощник начальника конвоя. При проведении следственных действий на местности состав конвоя увеличивается.

Усиленный конвой может назначаться при наличии информации о намерении кого-либо из конвоируемых совершить побег, нападение на охрану, причинить какой-либо вред себе или окружающим, в связи с большой протяженностью маршрута конвоирования, сложными географическими и климатическими условиями, для конвоирования в воздушном, речном (морском) судне. При усиленном конвое: на 1 конвоируемого должно быть 3 конвоира; на 2–4 конвоируемых – 6 конвоиров; на 5–6 конвоируемых – 8 конвоиров; на 7–8 конвоируемых – 10 конвоиров; на 9–10 конвоируемых – 12 конвоиров. Начальником усиленного конвоя назначается сотрудник из числа среднего начальствующего состава.

Конвоирование заключенных под стражу лиц осуществляется следующими способами:

в специальных автомобилях;

Как правило, используется именно этот способ доставления подозреваемых и обвиняемых к месту назначения. В конвой выделяются не менее четырех конвоиров, включая начальника (старшего) конвоя и полицейского-водителя. В случае протяженности маршрута более 50 километров выделяется машина сопровождения, оборудованная радиостанцией, громкоговорящей установкой и проблесковым маячком. При конвоировании используются также складывающиеся металлические коридоры (при посадке-высадке подозреваемых и обвиняемых, на выездных сессиях судов или для охраны обвиняемых в залах судебных заседаний).

в легковых автомобилях;

Конвоирование таким способом осуществляется в исключительных случаях при отсутствии специального автомобиля, невозможности или нецелесообразности его использования и осуществляется под усиленным конвоем на небольшие расстояния в пределах субъекта Российской Федерации и только с письменного разрешения командира подразделения охраны и конвоирования (начальника ОВД). Перевозка лиц в кузове грузового автомобиля, а также на мотоциклах запрещена.

в купе пассажирского вагона;

на речных и морских судах;

Перевозка подозреваемых и обвиняемых на речных или морских судах, в вагонах пассажирских поездов может осуществляться лишь при отсутствии на этих путях сообщения плановых маршрутов конвоирования или невозможности доставки конвоируемых к месту назначения иным способом каждый раз только с разрешения руководителей МВД, ГУ МВД, У МВД субъектов РФ, УТ МВД. Конвоирование в пригородных поездах категорически запрещается.

на самолетах и вертолетах;

Данный способ конвоирования применяется в случаях особой срочности, на большие расстояния или из отдаленных районов при отсутствии других видов транспорта и наличии соответствующего согласования на местах с авиационными компаниями Федерального агентства воздушного транспорта.

пешим порядком только в случаях предусмотренных приказом (при невозможности использования других способов, на небольшие расстояния, например от специальных автомобилей к камерам и так далее).

Конвоирование осуществляется по определенным маршрутам (основным, запасным). При компактном расположении обслуживаемых объектов и наличии автомобильных дорог организуется кольцевое конвоирование между ИВС, следственными изоляторами (СИЗО), обменными пунктами и судами. Такое конвоирование предполагает рациональное использование сил, транспортных средств и сокращение количества рейсов за счет установления кратчайших маршрутов движения по графикам и заполнения камер специальных автомобилей до предусмотренных норм. Контроль за передвижением конвоев осуществляется с помощью разрабатываемой в ОВД системы непрерывного слежения.

Основанием для конвоирования заключенных под стражу лиц являются: письменные заявки следователей (дознавателей), начальников ИВС, распоряжения судьи.

Заявка направляется по месту содержания подозреваемого (обвиняемого) с учетом получения ее за трое суток до начала производства следственных действий или судебного заседания, но не позднее, чем за сутки до отправления очередного караула по плановому маршруту конвоирования. Начальник ИВС (СИЗО) за одни-двое суток направляет командиру конвойного подразделения (начальнику ОВД) заявку на выделение конвоя.

Смотрите так же:  Федеральный закон 222

Конвой, получив приказ и предписание на выполнение задачи, следует в пункт приема подозреваемых (обвиняемых), где начальник конвоя обязан:

— предъявить дежурному по ИВС предписание на право приема или сдачи конвоируемых и служебное удостоверение;

— получить подготовленные документы, проверить правильность их оформления;

— определить порядок приема и размещения конвоируемых по камерам специального автомобиля, информировать конвоиров о лицах, за которыми требуется усиленное наблюдение.

— произвести расчет и расстановку состава конвоя для личного обыска и охраны подозреваемых и обвиняемых на время приема их для конвоирования;

— осмотреть помещение, где будет производиться прием подозреваемых и обвиняемых, и убрать предметы, которые могут быть использованы для побега или нападения.

Документы на подозреваемых и личные дела обвиняемых передаются начальнику конвоя в опечатанных пакетах. На них наклеиваются справки по личным делам с фотокарточками этих лиц. При этом в справках на лиц, склонных к побегу, должна стоять надпись «СП».

Прием подозреваемых и обвиняемых для конвоирования производится по одному, в отдельном помещении, в котором должны находится только лица, сдающие и принимающие конвоируемых. Подозреваемые и обвиняемые опрашиваются, полученные данные сверяются с имеющимися документами, указанные лица регистрируются в путевом журнале, подвергаются личному обыску, а их вещи и продукты питания – досмотру. В этих целях назначаются конвоируемые из расчета один обыскивающий на 4–6 подозреваемых и обвиняемых. О результатах личного обыска и досмотра начальник (старший) конвоя делает отметку в путевом журнале. Запрещенные к хранению вещи и продукты изымаются и сдаются администрации органа-отправителя.

Следует заметить, что приему для конвоирования не подлежат:

– лица с неправильно оформленными на них документами и без документов;

– больные, не подлежащие по заключению врача (фельдшера) конвоированию;

– беременные женщины без справки врача о возможности их конвоирования;

– необеспеченные по установленной норме продовольствием на путь следования или одетые не по сезону;

– бывшие в контакте с инфекционными больными, не прошедшие необходимого медицинского освидетельствования и лабораторного обследования, до получения результатов.

Что касается подозреваемых и обвиняемых инвалидов, для передвижения которых требуется постоянная помощь, то они принимаются для конвоирования только с сопровождающими, выделяемыми ИВС или следственными изоляторами из числа сотрудников этих учреждений.

Конвоирование обвиняемых в республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные суды и охрана их во время судебных заседаний осуществляется на основании установленных документов о принятии этих учреждений под обслуживание и соответствующих указаний министров внутренних дел, начальников ГУ МВД, У МВД, УТ МВД.

При наличии такого указания образуется межведомственная комиссия в составе представителей конвойного подразделения полиции (ОВД) и суда, подавшего заявку на конвоирование. Прием суда под обслуживание оформляется актом межведомственной комиссии, в котором указываются:

— наименование суда и конвойного подразделения полиции (ОВД), их точные адреса;

— характеристика залов судебных заседаний, помещений для конвоя и содержания обвиняемых; обеспечение их необходимым противопобеговым оборудованием, средствами связи и сигнализации;

— порядок изготовления съемного оборудования, выделения помещений для содержания обвиняемых и размещения конвоя в местах проведения выездных сессий этого суда;

— маршруты конвоирования от специальных автомобилей до камер для содержания обвиняемых, в залы судебных заседаний и обратно;

— порядок взаимодействия с руководителями суда;

— недостатки в оборудовании помещений суда, сроки их устранения и ответственные за это должностные лица.

Один экземпляр акта, подписанный председателем суда и командиром конвойного подразделения (начальником ОВД), направляется в МВД, ГУ МВД, У МВД, УТ МВД, где издается приказ о принятии суда под обслуживание, а другой – в соответствующие судебные органы для контроля за устранением отмеченных недостатков.

Обслуживание суда прекращается:

— по инициативе ОВД при не устранении недостатков в техническом оснащении и оборудовании помещений суда, где охраняются или конвоируются обвиняемые. Принятию такого решения предшествует внесение в суд письменного предупреждения о необходимости устранения недостатков, с указанием конкретных сроков;

— по инициативе суда после уведомления председателем соответствующего суда командира конвойного подразделения полиции и издания в МВД, ГУ МВД, У МВД субъекта Российской Федерации соответствующего приказа.

Важным элементом организации конвойной службы полиции является управление нарядами по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых.

Управление нарядами состоит в определении наиболее целесообразных способов несения этой службы и соответствующей распорядительной деятельности, обеспечивающей успешное выполнение поставленных задач и включает в себя:

– принятие решения на охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых;

– подготовку сил и средств для выполнения этих задач;

– контроль за несением службы по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых;

– учет и оценку результатов деятельности нарядов, выполняющих эти обязанности.

Управление служебными нарядами осуществляют начальник ОВД и командир конвойного подразделения лично и через подчиненных должностных лиц. Оперативное управление осуществляют дежурные (по ОВД, ИВС, конвойному подразделению). Основным средством обеспечения управления является бесперебойная связь с исполнителями.

Решение на охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых принимается начальником ОВД или командиром конвойного подразделения, которые объявляют принятое решение в форме отдачи приказа исполнителям и отражается в книге службы нарядов.

Подготовка сил и средств к несению службы осуществляется в соответствии с требованиями Устава патрульно-постовой службы полиции, то есть проводится выдача табельного оружия, инструктаж личного состава и отдается приказ о заступлении на службу по конвоированию подозреваемых и обвиняемых. Весь состав конвоя должен быть в установленной форме одежды и вооружен. Каждый конвоир должен иметь при себе свисток полицейского типа, индивидуальный перевязочный пакет, а старший конвоя – сумку для документов и наручники по количеству конвоируемых. По мере необходимости конвой может быть снабжен другими средствами, положенными по нормам конвойным подразделениям полиции (ПР, флажки, бинокли, компасы, электрофонари и т. д.).

Контроль за передвижением конвоев осуществляется с помощью разрабатываемой системы непрерывного слежения. Связь с конвоем осуществляется по установленным каналам радио и проводной связи.

Периодичность контроля (проверок) и конкретные исполнители определяются графиками контроля, составляемыми каждый месяц. При осуществлении контроля проверяется:

– соответствие решения на охрану и конвоирование подозреваемых (обвиняемых) условиям выполнения этих задач, расстановка личного состава, использование транспортных и технических средств, состояние оборудования автомобилей;

– подготовка нарядов к несению службы, их обеспечение, внешний вид сотрудников, знание ими своих обязанностей, умение действовать при происшествиях и в сложной обстановке;

– выполнение поставленных задач, соблюдение законности, бдительность;

– порядок связи с нарядами и другие вопросы.

Проверка несения службы может быть гласной и негласной. Последняя прекращается в случае устранения замеченных нарушений или оказания немедленной помощи. Запрещается проверять несение службы путем попыток отобрать оружие, инсценирования побегов, другими способами, которые могут привести к нежелательным последствиям.

При обнаружении недостатков, проверяющий на месте принимает решение и меры к их устранению, вплоть до замены проверяемых резервными постовыми (конвоирами).

О результатах проверки производится запись в служебной книжке, постовой ведомости, в книге службы нарядов, книге замечаний и предложений проверяющих (паспорте технического состояния ИВС).

Учет результатов работы нарядов ИВС и конвоев полиции ведется в целях оценки их деятельности и определения мер по совершенствованию организации и управления этой службой.

Учету и оценке подлежат следующие показатели:

— продолжительность и места несения службы по охране и конвоированию подозреваемых (обвиняемых); количество и контингент лиц, находящихся под охраной или отконвоированных;

— наличие нарушений законности и дисциплины, побегов и других происшествий в ИВС и при конвоировании;

— своевременность и результативность принятия мер по их предупреждению и пресечению:

— подготовленность нарядов к несению службы, внешний вид постовых и конвоиров, содержание и использование технических средств, и вооружения; замечания и предложения проверяющих.

Общая оценка деятельности ИВС и конвойных подразделений полиции производится при подведении итогов работы: начальником органа, командиром подразделения – один раз в месяц, начальником ИВС, командиром подразделения – два раза в месяц, командиром отделения – еженедельно.

Охрана подозреваемых и обвиняемых предусматривает комплекс организационных и практических мер, осуществляемых в целях недопущения побегов вышеуказанных лиц, защиты их от нападения, пресечения проникновения на охраняемую территорию посторонних лиц, незаконного выноса имущества либо проноса запрещенных предметов, обеспечения исполнения судебных решений, режимных и иных требований, а также мероприятий, предусмотренных федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами.

Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России. Протокол № 16 от 10 апреля 2018 г.

старший преподаватель кафедры

административной деятельности ОВД Лиховенков С.И.

[1] В ОВД, где нет штатных дежурных (помощников дежурных) по ИВС их обязанности выполняют дежурные по ОВД.

[2] Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД // Приложение к приказу МВД России от 22.11.2005 № 950. (ред. от 18.10.2012).

[3] Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД // Приложение к приказу МВД России от 22.11.2005 № 950. (ред. от 18.10.2012).

[4] Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД // Приложение к приказу МВД России от 22.11.2005 № 950 (ред. от 18.10.2012). П. 20.

[5] Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД // Приложение к приказу МВД России от 22.11.2005 № 950 (ред. от 18.10.2012).

[6] Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 22.12.2014)
«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

[7] Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД // Приложение к приказу МВД России от 22.11.2005 № 950 (ред. от 18.10.2012).

[8] Порядок производства полного личного обыска // Раздел III приказа МВД России от 22.11.2005 № 950.

[9] Конституции Российской Федерации. Ч. 2 ст. 22.

[10] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 02.03.2016) // Российская газета. 2001. № 249. П. 3 ч. 7 ст. 108.

[12] Там же. Приложение 39 к ст. 476.

[13] Там же. Приложение 103 к ст. 476.

[14] Там же. Ч. 3 ст. 94.

[15] Там же. Приложение 39 к ст. 476.

[16] ст.33 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015) «О прокуратуре Российской Федерации»