Приказ о соблюдении единого орфографического режима

Положение о едином орфографическом режиме

Принято на педагогическом совете

Протокол № 5 от 17.01. 2012г.

Директор МБОУ Белавская ООШ

Приказ от 20.11. 2012г №64-1А

о едином орфографическом режиме

в муниципальном бюджетном образовательном учреждении

Белавская основная общеобразовательная школа

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196.

1.2. Положение о едином орфографическом режиме в МОУ Белавская оош (далее – ОУ) разработано с целью формирования общей культуры обучающихся и работников ОУ, подготовки обучающихся к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности.

1.3. Единый орфографический режим в ОУ – это единые требования к устной и письменной речи обучающихся и педагогических работников.

1.4. Цели введения единого орфографического режима в ОУ:

— создание условий для воспитания у обучающихся бережного отношения к русскому языку как национальному достоянию народов России;

— повышение качества школьного образования.

1.5. Задачи введения единого орфографического режима в ОУ:

— повышение орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся и педагогических работников;

— воспитание речевой культуры обучающихся общими усилиями педагогических работников ОУ;

— эстетическое воспитание школьников, привитие эстетического вкуса;

— формирование морально-этических норм поведения обучающихся через овладение ими культурой речи.

1.6. Настоящее Положение распространяется на всех обучающихся и педагогических работников ОУ.

2. Общие требования по выполнению единого орфографического режима в образовательном учреждении

2.1. Администрация ОУ должна направлять, координировать работу по внедрению единого орфографического режима в школе, осуществлять плановый и внеплановый контроль с целью соблюдения единого орфографического режима обучающимися и педагогическими работниками.

2.2. Каждый педагогический работник несет ответственность за ведение любой документации в соответствии с требованиями единого орфографического режима и в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, другими нормами русского литературного языка.

2.3. Каждый педагогический работник несёт ответственность за соответствие всех размещенных на всеобщем обозрении материалов (объявления, стенды, газеты и т.д.) орфографическим и пунктуационным нормам, другим нормам русского литературного языка.

2.4. Каждый учитель особое внимание должен уделять словарной работе с обучающимися. Необходимо использовать таблицы, плакаты с трудными словами по каждому разделу учебной программы.

2.5. Каждый учитель должен прививать обучающимся навыки работы с книгой, включая справочную литературу, словари.

2.6. Учитель-предметник несет ответственность за правильное, грамотное оформление классной доски к уроку и во время урока. Записи на доске необходимо делать четко, аккуратно, разборчивым почерком, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Домашнее задание в обязательном порядке записывается учителем на доске.

3 . Требования к речи обучающихся

3.1. Обучающиеся должны уметь:

— давать ответ на любой вопрос в полной форме, т.е. в форме предложения или маленького текста; односложные ответы необходимо исключить;

— правильно строить сложноподчиненные предложения (недопустимы устные ответы, начинающиеся с придаточного предложения);

— развернутый устный или письменный ответ типа рассуждения должен иметь четкую структуру: тезис, аргумент(ы), вывод;

— говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;

— отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной цели высказывания;

— излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);

— правильно и точно отбирать логический материал в соответствии со значением и стилистической окраской слова;

— отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;

— оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

3.2. Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:

— правила произношения и постановка ударений;

— правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;

— правила орфографии и пунктуации (не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событий, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и т.д.).

3.3. Речь обучающихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных средств речи. Для речевой культуры обучающихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и так далее.

4. Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований

к устной и письменной речи обучающихся

4.1 Речевая культура школьников может успешно воспитываться только в результате целенаправленных действий всего педагогического коллектива. С этой целью каждому учителю рекомендуется :

— тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок;

— грамотно оформлять все виды записей (на классной доске, в школьном журнале, в дневниках учащихся, в рабочих программах и т.п.);

— писать разборчивым почерком;

— не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений.

— на всех уроках больше внимания уделять формированию умений учащихся анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;

— на уроках проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие обучающимися учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи;

— любое высказывание обучающихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, описание физического или химического опыта, рецензия) следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление, исправляя допущенные ошибки;

— шире использовать выразительное чтение вслух как один из важных приемов формирования культуры устной речи обучающихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста;

— настойчиво учить школьников работе с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету, каталогом и картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, обучать составлению тезисов, конспектов, цитатного материала, списков литературы и т.д.;

— систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении слова произносить четко, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление в речи. Использовать таблицы с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной дисциплине. Содержание таких таблиц обновлять по мере необходимости;

— следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием надписей и грамотным оформлением всех записей в них, не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.

4.2. Учителям начальных классов:

— показывать обучающимся образцы устной и письменной речи (обязательное соблюдение орфоэпических, орфографических, грамматических, словообразовательных норм, норм лексической сочетаемости и так далее);

— использовать все виды пересказа для расширения и активизации словарного запаса обучающихся, для практического усвоения нормированной устной и письменной речи;

— для совершенствования речи использовать такие методические приемы, как самостоятельные задания, направленные на пополнение знаний по различным предметам, работа в постоянных и сменяемых парах и так далее.

4.3. Всем работникам школы:

— добиваться повышения культуры устной разговорной речи обучающихся, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт, бороться с употреблением жаргонных, вульгарных, а также диалектных слов и выражений, как на уроке, так и вне урока;

— шире использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, факультативные и кружковые занятия, диспуты, собрания и т.п.) для совершенствования речевой культуры обучающихся;

— тщательно проверять грамотность лозунгов и плакатов, слайд-презентаций, стенных школьных газет, объявлений, а также документов, выдаваемых на руки обучающимся и их родителям (законным представителям);

— при планировании общешкольных мероприятий и работы классного руководителя необходимо предусматривать беседы с родителями по выполнению единых требований к речи обучающихся в школе и дома.

5. О письменных работах учащихся начальной школы

5.1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются:

— упражнения по русскому языку и математике;

— текущие, итоговые письменные контрольные работы по русскому языку (диктант, списывание текста, изложение, сочинение) и математике;

— проведение письменных контрольных работ по другим предметам не разрешается;

— фиксация наблюдений в природе, осуществляемая в процессе изучения природоведения.

5.2. Домашние задания вводятся со 2 класса.

5.3. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.

5.4. Контрольные работы проводятся:

— после изучения наиболее значимых тем программы;

— в конце четверти, полугодия.

5.5. Содержание работ для письменного контроля может быть организовано по одноуровневым или разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам.

5.6. В целях предупреждения перегрузки учащихся время проведения итоговых контрольных работ определяется общешкольным графиком, составленным администрацией школы с учетом общего количества контрольных работ и согласованным с учителями. В один рабочий день следует проводить в классе только одну письменную контрольную работу, а в течение недели – не более двух. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение четверти, полугодия. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день после каникул, в первый день после праздника, в понедельник.

5.7. Количество контрольных работ по предметам определяется в зависимости от требований программы.

6. О письменных работах учащихся основной школы

6.1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются:

— конспекты первоисточников, доклады, рефераты;

— планы и конспекты лекций учителей;

— планы статей и других материалов из учебников;

— сочинения, изложения, диктанты;

— письменные ответы на вопросы;

— аналитические и обобщающие таблицы, схемы, карты и т.п. (без копирования готовых схем из таблиц и учебников);

— фиксация наблюдений в природе, осуществляемых в процессе изучения природоведения, биологии, географии;

— проверочные и самостоятельные работы.

6.2. Текущие контрольные, самостоятельные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или его часть.

6.3. Контрольные работы проводятся:

— после изучения наиболее значимых тем программы;

— в конце четверти, полугодия, года.

6.4. Количество контрольных работ по предметам определяется в зависимости от требований программы.

6.5. В целях предупреждения перегрузки учащихся время проведения итоговых контрольных работ определяется общешкольным графиком, составленным администрацией школы с учетом общего количества контрольных работ и согласованным с учителями. В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную контрольную работу. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия. Исключать проведение контрольных работ в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.

6.6. На самостоятельные и проверочные работы по иностранному языку отводится только часть урока (15-25 минут). Их содержание, количество и форму определяет учитель.

7. Критерии оценивания устных ответов

7.1. При оценке учитываются число и характер ошибок (су­щественные или несущественные). Существенные ошибки связаны с недостаточной глуби­ной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило или не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и класси­фикации явлений и т. п.).

Смотрите так же:  Пособия молодым семьям в новосибирской области

Несущественные ошибки определяются неполнотой от­вета (например, упущение из вида какого-либо нехарак­терного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнима­тельности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении эксперимента.

7.2. Оценка устного ответа

Оценка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последо­вательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Оценка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последо­вательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основ­ного содержания учебного материала или допущены су­щественные ошибки, которые учащийся не может испра­вить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1»: отсутствие ответа.

8. Количество и назначение ученических тетрадей

учащихся начальных классов

8.1. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:

8.1.1. по русскому языку в 1-4 классах – 2 тетради; ученики выполняют обучающие работы в тетрадях на печатной основе, но по усмотрению учителя часть упражнений может выполняться в обычных тетрадях;

8.1.2. по математике в 1-4 классах – 2 тетради (по усмотрению учителя дополнительно может использоваться тетрадь на печатной основе);

8.1.3. по изобразительному искусству – 1 альбом;

8.1.4. по английскому языку – 1 тетрадь на печатной основе (составляющая УМК); тетрадь в линейку для классных работ;

8.1.5. фиксация наблюдений природных явлений по природоведению во 2 – 4 классах ведется в рабочей тетради (на печатной основе);

8.1.6. по музыке – 1 тетрадь (или по усмотрению учителя дополнительно может использоваться тетрадь на печатной основе) .

8.2. Для контрольных работ по русскому языку, математике используются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения контрольных работ и работ над ошибками.

8.3. Во 2-4 классах – 1 тетрадь по развитию речи для выполнения творческих работ, написания сочинений, изложений, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения работ и работ над ошибками.

9. Количество и назначение ученических тетрадей учащихся 5- 9 классов

9.1. Для выполнения всех видов работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:

— по математике в 5-6 классах – 2 тетради, в 7-9 классах – 3 тетради (2 по алгебре и 1 по геометрии);

— по физике – 2 тетради (1 – для выполнения классных и домашних работ, решения задач, 1 – для оформления лабораторных работ, которая хранится в кабинете в течение года);

— по технологии – 1 общая тетрадь большого формата на весь период обучения;

— по информатике – 2 тетради (1 – для выполнения классных и домашних работ, решения задач, 1 – для оформления практических работ);

— по русскому языку в 5-9 классах – 4 тетради (2 – для классных и домашних работ, 1 – для контрольных работ, 1 – по развитию речи);

— по литературе в 5-8 классах – 1 тетрадь; в 9- классе – 2 тетради (1 – рабочая и 1 – для творческих работ);

— по географии – 1 тетрадь и контурные карты;

— по химии – 2 тетради (1 для выполнения домашних и классных работ, оформления лабораторных опытов, решения задач, 1 – для выполнения практических работ, которая хранится в кабинете в течение года);

— по биологии, природоведению, ОБЖ – в 5- 8 классах 1 тетрадь;

— по истории в 5-9 классах – 1 тетрадь и контурные карты;

— по обществознанию – 1 тетрадь;

— по иностранному языку – 2 тетради (1 рабочая и 1 на печатной основе);

— по изобразительному искусству – альбом или папка;

— по музыке – 1 тетрадь.

9.2. Для контрольных работ по математике, физике, информатике, химии, литературе, русскому языку; для проверочных работ по иностранному языку выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них контрольных работ и работ над ошибками.

9.3. Возможно наряду с рабочей тетрадью использование тетради на печатной основе при наличии ее у всех учащихся.

10. Порядок ведения тетрадей

10.1. Все записи в тетрадях должны выполняться с соблюдением следующих требований:

— писать аккуратным, разборчивым почерком, синей, фиолетовой пастой (чернилами);

— использовать цветные карандаши и пасту только при выполнении рисунков, составлении схем, диаграмм и карт;

— выполнять условные обозначения аккуратно ручкой, чертежи и подчеркивания — карандашом, в случае необходимости – с применением линейки или циркуля.

10.2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетрадей: указывать предназначение тетради, класс, номер и название школы, фамилию и имя ученика.

Тетради рекомендуется подписывать по следующему образцу:

по русскому языку

ученика 2 класса

МБОУ БЕЛАВСКАЯ ООШ

(в родительном падеже)

Тетради для учащихся 1 класса подписываются только учителем, во 2 – 4 классах – учащимися.

10.3. Соблюдать поля с внешней стороны (полных 4 клетки или 2 сантиметра).

10.4. В 1 классе в период обучения грамоте по мере изучения букв дату работ по письму и математике проставляет учитель. Далее в 1 классе, а также во 2-м учащиеся самостоятельно записывают число арабской цифрой, название месяца прописью.

В тетрадях по русскому языку число и месяц записываются словами в именительном падеже с 3 класса.

По иностранным языкам — число записывается цифрой, месяц – словом на изучаемом языке.

В тетрадях по остальным предметам дату выполнения работы можно записывать арабскими цифрами на полях с указанием года только на первой странице т етради.

10.5. Указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).

В контрольных тетрадях по русскому языку, тетрадях по развитию речи записывается вид работы и строкой ниже – ее название.

В тетрадях для контрольных работ по математике ниже слов «контрольная работа» указывается вариант работы.

10.6. Текст каждого вида работы начинать с красной строки.

10.7. Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, между заголовком и текстом, образцами по чистописанию в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. В тетрадях по математике между датой и словами классная (домашняя) работа пропускать 1 клеточку, во всех остальных случаях — 2 клеточки.

Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2 линейки, а в тетрадях по математике – 4 клеточки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).

10.8. Выполнять аккуратно карандашом подчеркивания, чертежи, в случае необходимости – с применением линейки или циркуля; считать допустимым при записи краткого условия и решения задачи сокращение опорных слов, наименований, пояснений, опорные слова в условии задачи писать полностью с большой буквы.

10.9. Работу над ошибками рекомендуется выполнять в домашней работе перед выполнением задания.

10.10. Исправлять ошибки ручкой следующим образом:

— неверно написанную букву, цифру или знак зачеркивать косой линией;

— часть слова, слово, предложение, число, числовое выражение – тонкой горизонтальной линией;

— вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения, цифры, числа;

— не заключать неверные написания в скобки.

10.11. Оформление текстовых задач.

Краткая запись задачи выполняется по усмотрению учителя в любой удобной для этого форме: таблица, схема, словесная краткая запись.

Запись слов, числовых значений производится синей пастой, стрелки и чертежи чертятся простым карандашом.

Краткую запись не следует делать громоздкой, она должна быть удобной, отображать все числовые данные задачи и взаимоотношения между величинами и, что очень важно, не содержать решения.

При записи решения задачи по действиям после каждого действия ставится наименование в круглых (математических) скобках с использованием правил сокращения слов. Если решение задачи записано выражением, то наименование также должно быть указано после значения выражения.

Запись ответа к задаче допускается как в краткой, так и в распространённой форме. При записи ответа сопутствующее слово может быть сокращено только при использовании традиционного сокращения (кг, см и т. п.)

10.12. В 1-4 классах рекомендуется проводить работу по каллиграфии.

11. Порядок проверки письменных работ учителем

11.1. I ступень обучения

11.1.1. Тетради учащихся по русскому языку и математике, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются после каждого урока у всех учеников.

11.1.2. Контрольные диктанты, изложения, сочинения, контрольные работы по математике проверяются у всех учеников и возвращаются учащимся к следующему уроку.

11.1.3. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

— зачеркивает орфографическую ошибку, цифру, математический или пунктуационный знак косой линией и надписывает вверху нужную букву, знак, верный результат математических действий;

— при пунктуационных ошибках пишется необходимый в этом случае знак препинания;

— неверно написанные часть слова, слово, предложение зачеркиваются тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывают нужные буквы, слова, предложения; нельзя заключать неверные написания в скобки;

— в тетрадях по русскому языку, развитию речи на полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком ( I – орфографическая ошибка, V –пунктуационная).

11.1.4. Исправление ошибок производится учителем красной пастой.

12.1.5. Проверив диктант, изложение или сочинение, учитель в 5- 9 классах подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, указывая количество орфографических и пунктуационных ошибок. После подсчета ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы.

11.1.6. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.

Самостоятельные письменные работы обучающего характера оцениваются. Отметки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя.

11.1.7. Письменные работы по русскому языку и математике оцениваются, начиная со второго класса.

При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (нормы оценок)» и Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».

11.1.8. После проверки письменных работ учитель может дать задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок. Работа над ошибками должна осуществляться в тетрадях, где выполнялись соответствующие письменные работы.

11.2. II ступень обучения

11.2.1.Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:

по русскому языку и математике:

— в 5 классе и в первом полугодии 6 класса – после каждого урока у всех учеников;

— во втором полугодии 6 класса и в 7-9 классах после каждого урока тетради проверяются только у слабых учащихся, а у остальных — наиболее значимые по своей важности работы, но с таким расчетом, чтобы не реже одного раза в неделю проверялись тетради всех учащихся (по геометрии в 7-9 классах – 1 раз в две недели);

Смотрите так же:  Приказ о передаче дел по кадрам

— в 7-9 классах – 1 раз в месяц;

по иностранным языкам:

— в 5-6 классах – после каждого урока;

— в 7-9 классах – 1 раз в две недели;

— в 7-9 классах – у слабых учащихся после каждого урока;

— в 5-8 классах – не реже двух раз в месяц;

— в 9 классе – не реже одного раза в месяц;

по географии, биологии, химии, истории, информатике, технологии не реже двух раз в четверть;

по обществознанию, музыке, ОБЖ — не реже одного раза в четверть.

Контурные карты по истории, географии проверяются не реже одного раза в четверть.

11.2.2. Все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся в следующие сроки:

— контрольные диктанты по русскому языку и контрольные работы по математике в 5-9 классах – к следующему уроку;

— контрольные, практические и лабораторные работы по физике, информатике, биологии, химии, иностранному языку проверяются к следующему уроку, а при большом количестве работ – через один – два урока;

— сочинения по литературе в 5-9 классах проверяются в течение 10 дней.

12. Требования к проверке письменных работ

12.1. При проверке тетрадей учитель подчеркивает и отмечает на полях ошибку по предмету, которую исправляет сам ученик в процессе работы над ошибками. В тетрадях по всем предметам, кроме русского языка и литературы, учитель зачеркивает и исправляет грамматические и орфографические ошибки, не снижая за это оценку.

12.2. Учитель подчеркивает и исправляет ошибки только красной пастой.

12.3. При проверке диктантов, изложений и сочинений (как контрольных, так и обучающих), отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) орфографические ( I ), пунктуационные ( V ), грамматические ошибки (Г). Речевые (Р), логические (Л), фактические (Ф) ошибки подчеркиваются волнистой линией. На полях тетради учитель обозначает ошибки соответствующим знаком.

12.4. Проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам. В диктантах указывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Например: 2-1-2 «4».

В изложении и сочинении указывается количество фактических, логических, речевых ошибок: 2-2-1 «4» (первая цифра указывает количество фактических, вторая — логических, третья — речевых ошибок);

ниже – количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок: 2-2-1 «4» (первая цифра указывает количество орфографических, вторая – пунктуационных, третья – грамматических ошибок).

После подсчета количества ошибок в установленном порядке выставляется оценка за работу.

12.5. Контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением отметок в классный журнал.

12.6. Разрешается не выставлять неудовлетворительную отметку за контрольную работу, если учащийся до этого отсутствовал по болезни во 2-8 классах не менее 6 уроков, в 9 классе – не менее 4-х .

12.7. Все проверяемые работы (лабораторные, практические, самостоятельные, проверочные) оцениваются, отметки могут быть выставлены в журнал.

12.8. После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок и выполнению упражнений, предупреждающих повторение подобных ошибок.

12.9. После проверки контрольных работ выполняется работа над ошибками в тетрадях для контрольных работ.

13. Требования к рефератам обучающихся

13.1. Реферат – это творческая работа, самостоятельное исследование обучающегося по конкретной теме, по определенной проблеме на основе глубокого изучения научной, научно-популярной литературы, других видов источников.

13.2. Реферат должен иметь следующую структуру:

— оглавление с указанием названия и начальных страниц глав (разделов);

— основную часть (разделы, части);

— список используемых источников и литературы;

— приложения (документы, иллюстрации, таблицы, схемы и др.).

13.3. Введение должно содержать обоснование выбора темы, её актуальность, значимость в настоящем и будущем, подходы к решению проблемы, наличие противоречивых точек зрения на проблему, личные мотивы и обстоятельства интереса к теме, цели и задачи работы.

13.4. Основная часть – это изложение материала в соответствии с планом по главам, (разделам), каждая из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Каждая глава (раздел) должна быть озаглавлена. Основная часть должна содержать критический обзор источников; собственные версии, оценки автора реферата. В тексте должны быть ссылки на используемую литературу.

13.5. Заключение – это выводы по результатам исследования. Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части. Должно содержать собственную позицию автора работы и значимость работы для автора, практическую значимость реферата. Заключение не должно по объему превышать введения.

13.6. Объем реферата, как правило, не должен превышать 20 страниц компьютерного набора. Приложения в расчет страниц не входят.

13.7. Текст реферата должен быть набран в текстовом редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman , 14 размера, через одинарный междустрочный интервал. Напечатан на бумаге стандартной формы: лист А4. Поля страницы: левое – 3 см, правое – 1,5 см, верхнее и нижнее – 2 cм. Абзац должен равняться четырем знакам (1,25 см).

13.8. Нумерация страниц должна быть сквозной, включая список используемой литературы и все приложения. Страницы нумеруются арабскими цифрами в правом нижнем углу или сверху в центре листа без точки. Первой страницей является титульный лист, но на нем номер страницы не ставится.

13.9.Титульный лист должен содержать следующие сведения: полное название учреждения; название учебного предмета; тема реферата; фамилия, имя, отчество, класс автора реферата; фамилия, имя, отчество (инициалы) научного руководителя или учителя, который проверил реферат; место и год написания реферата.

13.10. Заголовки глав (разделов) основной части реферата пишутся с большой буквы, располагаются в середине строки, не подчеркиваются. Допускается выделение жирным шрифтом. Точки в конце не ставятся. Если заголовок включает несколько предложений, они разделяются точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

13.11. Каждая структурная часть реферата (введение, основная часть, заключение и т.д.) должна начинаться с новой страницы. Каждое приложение помещается на новой странице.

13.12. Расстояние между названием главы (раздела) и последующим текстом должно быть равно двум междустрочным интервалам.

13.13. В тексте реферата инициалы авторов указываются перед фамилиями.

13.14. Все таблицы, если их несколько, нумеруются арабскими цифрами в пределах всего текста. При оформлении таблиц слово таблица пишется слева, указывается порядковый номер таблицы без значка № перед цифрой, точка не ставится. Если в тексте одна таблица, то номер не ставится и слово таблица не пишется. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце.

13.15. Все иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки и т.д.) должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Нумерация должна быть сквозной. Если иллюстрация единственная, то она не нумеруется. Иллюстрация должна иметь название, которое помещается под иллюстрацией. При оформлении рисунков и схем слова «рисунок и схема» пишутся под ними и выделяются курсивом.

13.16. Цитаты обязательно заключаются в кавычки и приводятся в грамматической форме источника с сохранением особенностей авторского написания, включая авторские знаки. При цитировании текста с опусканием одного или нескольких слов или предложений вместо изъятых (упущенных) слов, предложений ставится многоточие.

13.17. Цитаты, факты, иллюстрации, приведенные в тексте, должны сопровождаться сносками (ссылками) на источник. Ссылка может быть в нижней части страницы под основным текстом под соответствующим порядковым номером (выходные данные источника, номер тома, части и т.п., страницы) или в тексте работы после приведенной цитаты в скобках. Если делается ссылка на произведение из библиографического списка, в квадратных скобках указывается номер ссылки, соответствующий номеру произведения из библиографического списка, и страница(ы).

13.18. Список использованных источников и литературы составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или по заглавиям книг. При оформлении списка рекомендуется придерживаться следующего порядка: источники (нормативно-правовые акты, например: законы, указы, манифесты, другие правительственные акты, постановления, приказы, международные договоры, меморандумы; архивные материалы), литература (монографии, книги, брошюры, периодические издания), интернет-сайты. Сначала источники и литература на русском языке, затем – на иностранных языках. Описание книги начинается с фамилии автора, если книга имеет не более трех авторов. При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий.

13.19. Каждое приложение к реферату начинается с нового листа, нумеруется. Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объем реферата не включаются.

13.20. Листы реферата должны быть скреплены. Допускается брошюровка, скрепление скоросшивателем, использование папок с файлами.

1 4. Порядок ведения ученического дневника

14.1. Дневники вводятся со второго класса .

14.2. Все записи в дневниках должны выполняться по предлагаемым разделам аккуратным, разборчивым почерком синей или фиолетовой пастой, без использования корректирующей ленты или жидкости, фломастеров.

14.3. Недопустимо вырывание листов из дневника.

14.4. Следует подавать дневник учителю-предметнику во время ответа для проставления отметки или по первому требованию учителя или любого другого сотрудника школы .

14.5. При заполнении дневника учащиеся:

— руководствуются рекомендациями по заполнению дневника на форзаце;

единообразно выполняют записи на обложке дневника: номер класса (записывается арабской цифрой), номер и название школы, местонахождение школы, фамилия и полное имя ученика в родительном падеже;

— название предметов записывают с большой буквы в соответствии с программой, правильно сокращая слово, при сокращениях ставят точку, при перечислении – запятую.

14.6. Классный руководитель обязан:

— проверять дневники 1 раз в неделю;

— выставлять четвертные, полугодовые, итоговые отметки за успеваемость до каникул, отмечая количество пропущенных уроков.

14.7. Учителя-предметники обязаны:

— систематически и своевременно выставлять отметки, занося их одновременно в дневник и журнал;

— за письменные работы отметки выставляются тем числом, когда проводилась работа.

14.8. Учителям не рекомендуется записывать замечания на странице учебной недели.

14.9. Родители систематически контролируют дневник учащихся, заверяя еженедельной подписью.

14.10. Администрация школы осуществляет систематический мониторинг ведения дневников учащихся 2–9-х классов в соответствии с требованиями. При этом проверяется наличие в дневниках:

— информации о педагогах класса;

— расписания уроков на четверть и на текущую неделю;

— расписания факультативных занятий, элективных курсов и предметов;

Кроме этого, классным руководителем контролируется качество и частота проверки дневников, а также культура ведения и эстетика оформления дневника учащимися.

14.11. По итогам административного мониторинга администратор, проводивший проверку дневников, составляет справку, в которой указывает выявленные нарушения, формулирует замечания и дает рекомендации по устранению нарушений за определенный период времени.

15. Порядок ведения школьных журналов

15.1. Классные журналы

Классный журнал – это государственный документ, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя согласно установленным правилам.

Ведение классных журналов регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:

15.1.1. Приказ Министерства Просвещения СССР от 27.12.1974г. №167 «Об утверждении инструкции о ведении школьной документации». В данном приказе даётся характеристика структуры классного журнала, порядок его заполнения учителями и классным руководителем, рекомендации по контролю за заполнением со стороны администрации школы. Выдержки из этого приказа в качестве инструкции даны на форзаце журнала.

15.1.2. Письмо Минобразования РФ от 07.02.2001г. №22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений», согласно которому классный журнал является документом, позволяющим в рамках внутришкольного контроля отслеживать выполнение образовательных программ (теоретической и практической части).

15.1.3. Приказ Минобразования РФ от 29.12.1997г. №2682 «О нарушениях при подготовке и проведении итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений». В нем перечислены типичные нарушения, допускаемые учителями и классными руководителями при заполнении классного журнала.

Смотрите так же:  Приказ о призыве весной 2019

15.1.4. Приказ Министерства Просвещения СССР от 8.12.1986г. №241 «Об утверждении и введении в действие Положения об организации работы по охране труда в учреждениях системы Министерства Просвещения СССР». Этот приказ регламентирует проведение инструктажа на уроках по предметам учебного плана (физика, химия, биология, физическая культура, технология, информатика) и способы фиксации его в классном журнале.

15.1.5. Методические рекомендации по работе с документами в образовательных учреждениях (письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.12.2000г. №03-51/64).

Классные журналы относятся к учебно-педагогической документации образовательного учреждения. Ответственность за хранение журналов, контроль за правильностью их ведения возлагается на директора школы и его заместителей по учебно-воспитательной работе.

Журнал рассчитан на учебный год, журналы параллельных классов нумеруются литерами (например: 1 а класс, 5 б класс и т.д.).

В начале учебного года заместитель директора проводит инструктаж по заполнению классных журналов, дает указания классным руководителям о распределении страниц журнала, отведенных на текущий учет успеваемости и посещаемости обучающихся на год в соответствии с количеством часов, выделенных в учебном плане на каждый предмет (35 ч. в год – 2 стр., 70 ч. в год – 4 стр., 105 ч. в год – 5 стр., 140 ч. в год – 6 стр., 175 ч. в год – 8 стр., 210ч. в год – 9 стр.). Административный мониторинг осуществляется не реже 1 раза в месяц.

Перед промежуточной или итоговой аттестацией журнал проверяется администрацией ОУ на предмет выполнения образовательных программ с соответствующей записью на странице предмета и на странице «Замечания по ведению классного журнала».

В конце учебного года классный руководитель сдает журнал заместителю директора по УВР. Классный журнал хранится в архиве общеобразовательного учреждения 5 лет. После 5-летнего хранения из журнала изымаются страницы со сводными данными успеваемости и перевода учащихся класса. Сформированные дела хранятся не менее 25 лет.

15.2. Указания к ведению классного журнала

15.2.1.Журналы аккуратно заполняются синей пастой, исключается использование капиллярных и гелиевых ручек.

15.2.2. В классном журнале фиксируются часы инвариантной части учебного плана.

15.2.3. Списочный состав учащихся на начало учебного года заверяется подписью директора и печатью.

15.2.4. Исправление текущих отметок допускается в исключительных случаях, производится самим учителем и заверяется подписью директора и печатью.

15.2.5. Исправление четвертных, полугодовых, годовых, итоговых отметок заверяется подписью директора и печатью школы.

15.2.6. Название предмета записывается с маленькой буквы соответственно названию предмета в учебном плане.

15.2.7. Фамилия, имя, отчество учителя, ведущего предмет, пишутся полностью.

15.2.8. В общих сведениях об учащихся фиксируются данные обоих родителей: Ф.И.О., место работы, должность, рабочий телефон, домашний адрес, домашний телефон.

15.2.9. Число, месяц, год рождения ребенка пишутся арабскими цифрами, фамилия, имя, отчество – полностью.

15.2.10. Каждый из сдвоенных уроков записывается в отдельности.

15.2.11. Контрольная, лабораторная, практическая работы записываются с указанием темы и номера. Например: «Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

15.2.12. Уроки повторения и обобщения записываются с указанием темы.

15.2.13. Ф.И.О. учителей технологии, информатики, физкультуры, иностранных языков записываются в той части страницы, где написан списочный состав детей их группы, максимально соблюдая порядок записей проведения уроков и тем.

15.2.14. Отсутствующие учащиеся отмечаются буквой «н» на странице предмета. В сводной ведомости посещаемости записывается количество пропущенных уроков. Классным руководителем в конце учебного года подводится итог пропусков каждого ученика и класса в целом.

15.2.15. Записи о прибытии и выбытии учащихся производятся в сводной ведомости классным руководителем с разрешения администрации с указанием даты прибытия, выбытия, номера приказа.

15.2.16. При замене уроков учитель обязан записать тему урока, домашнее задание; отметить отсутствующих учащихся, выставить оценки. Сведения о замене уроков осуществляются в специальном журнале заместителем директора по УВР и подтверждаются подписью заменяющего учителя.

15.2.17. Запись двойных отметок производится в одной клетке. Отметка за изложение, сочинение, диктант в 5-9 классах выставляется на одной клетке рядом на странице предмет «русский язык» (например: «4 4»; «5 4» или «4/4», «5/4»). Отметка за сочинение по литературе в 9 классе выставляется следующим образом: отметка за содержание – на странице по литературе, отметка за грамотность – на странице по русскому языку.

15.2.18. Под колонкой отметок не указывается вид работы: контрольная работа, изложение, сочинение, самостоятельная работа, зачет и т.д.

15.2.19. При заполнении недопустимы пропуски клеток, использование любых знаков (точек, «минус», «плюс») кроме отметок и «н».

15.2.20. Отметки за устные и письменные ответы выставляются в колонку тем числом, когда проводилась работа. Запрещается выставлять отметки задним числом.

15.2.21. Отметка «н/а» (не аттестован) не выставляется. Если школьник присутствовал на части уроков, то необходимо организовать с ним дополнительные занятия (за счет неаудиторной занятости педагогов) и аттестовать ребёнка.

15.2.22. Итоговые отметки за четверть, год выставляются в следующей клетке после записи даты последнего урока. Не допускается выделять итоговые отметки (чертой, другим цветом и т.п.). Годовая оценка выставляется в столбец, следующий непосредственно за столбцом оценки за последнюю четверть (полугодие).

15.2.23. Текущие отметки следующей четверти выставляются в клетке после итоговых (четвертных) отметок. Пропуски клеток не допускаются.

15.2.24. Итоговые отметки учащихся за четверть (полугодие) должны быть обоснованы. Чтобы объективно аттестовать учащихся, необходимо не менее трех отметок при одночасовой недельной учебной нагрузке по предмету и более 5-9 при учебной нагрузке два и более часов в неделю с обязательным учетом качества знаний учащихся по письменным работам.

15.2.25. Не рекомендуется выставление неудовлетворительных отметок на первых уроках после длительного отсутствия учащихся (пропуск трех и более уроков), после каникул, так как это сдерживает развитие успехов в учебно-познавательной деятельности и формирует негативное отношение к учению.

15.2.26. Итоговую отметку за четверть, полугодие по устным предметам следует выставлять при наличии не менее трех текущих.

15.2.27. В графе «Домашнее задание» записывается содержание задания, страницы, номера задач и упражнений с отражением специфики организации домашней работы. Например: составить план, ответить на вопросы, выучить наизусть и т.д. Если задания носят индивидуальный характер, тогда в графе «Домашнее задание» можно записывать: индивидуальные задания. Если на конкретном уроке домашнее задание не задается, графа остается пустой.

15.2.28. В классном журнале подлежит фиксации только то количество уроков, которое соответствует учебному плану и, соответственно, подлежит оплате. Уроков (учебных курсов, классных часов и т.д.), которые не соответствуют учебному плану, в классном журнале быть не должно.

15.2.29. Страницу «Показатели здоровья обучающихся» заполняет медицинский работник школы. Данные заверяются медицинским работником.

15.2.30. Учащимся, обучающимся на дому, выставляются только четвертные, полугодовые, годовые, итоговые отметки.

15.2.31. При проведении экскурсий на странице журнала записываются число и тема.

15.3. Журнал внеурочной деятельности, факультативных, элективных и кружковых занятий

15.3.1. В данных журналах фиксируется проведение внеурочной деятельности, факультативных и элективных курсов, занятий по выбору, индивидуальных и групповых занятий.

15.3.2. Списки учащихся заполняются по группам в алфавитном порядке, отсутствующие отмечаются буквой «н».

15.3.3.Требования к ведению записей в журналах аналогичны требованиям, предъявляемым к порядку ведения их в классном журнале.

15.4. Журнал группы продленного дня

15.4.1. Журнал группы продленного дня ведется во всех школах, имеющих группы продленного дня.

15.4.2. Журнал группы продленного дня рассчитан на учебный год. Ведение соответствующих записей в данном журнале обязательно для каждого воспитателя.

15.4.3. Списки учащихся на каждой странице заполняются воспитателем, около фамилии воспитанника записывается полное имя.

15.4.4. Списочный состав учащихся на начало учебного года заверяется подписью директора и печатью.

15.4.5. Воспитатель обязан ежедневно отмечать отсутствующих и опоздавших воспитанников.

15.4.6. В сведениях об обучающихся число, месяц, год рождения ребенка следует писать арабскими цифрами, фамилию, имя – полностью.

15.4.7. В сведениях о родителях обучающихся фиксируются данные обоих родителей: Ф.И.О., место работы, должность, рабочий и домашний телефоны.

15.4.8. В графах «Работа воспитателя», «Работа руководителя кружка» делается запись о кратком содержании работы с учащимися.

15.4.9. Страницу «Показатели здоровья обучающихся» заполняет медицинский работник школы.

15.4.10. Страница «Режим в группе продленного дня» заполняется на год.

15.4.11. Записи о прибытии и выбытии учащихся на страницах журнала производятся воспитателем с разрешения администрации. Если учащийся прервал посещение группы продленного дня и его выбытие оформлено приказом директора школы, то в графе «Дата выбытия» следует вписать число и месяц отчисления из группы. Если учащийся начал посещать группу в течение года, фамилия его заносится в журнал в конце списка.

15.4.12. Директор школы и (или) заместитель директора по учебно-воспитательной работе систематически проверяют правильность ведения журнала группы продленного дня.

16 . Порядок ведения личных дел учащихся

16.1. Личное дело учащегося ведется в каждой школе и на каждого учащегося с момента поступления в школу и до ее окончания (выбытия).

16.2. Личные дела учащихся хранятся в канцелярии директора в строго отведённом месте. Личные дела одного класса находятся вместе в одной папке и должны быть разложены в алфавитном порядке. В папке личных дел класса находится список учащихся с указанием фамилии, имени и Ф.И.О. классного руководителя. Список меняется ежегодно.

16.3. Титульный лист личного дела заполняется в соответствии с требованиями: указывается наименование и местоположение ОУ в соответствии с Уставом, Ф.И.О. ребенка записываются в родительном падеже, ставится дата принятия учащегося, подпись директора школы и печать ОУ.

16.4. В личное дело учащегося заносятся:

— общие сведения об учащемся (заполняются все разделы без пропусков);

— итоговые оценки успеваемости по классам, заверенные подписью классного руководителя;

— записи о наградах (похвальный лист, похвальная грамота, золотая медаль).

16.5. Личное дело ученика формируется из следующих документов:

— заявления родителей с указанием, что родители ознакомлены с Уставом школы и визой директора ОУ « в приказ»;

— медицинской справки о состоянии здоровья;

— копии свидетельства о рождении, заверенной директором и печатью;

— справки с места жительства;

— согласия одного из родителей на обработку персональных данных ученика.

16.6. В личное дело учащегося при выбытии его из школы вкладывается форма №26 (сведения о состоянии здоровья), заполняемая по результатам ежегодных медицинских осмотров.

16.7. Личные дела учащихся 1-9-х классов заполняются классными руководителями. Общие сведения об учащихся корректируются классным руководителем по мере изменения данных.

16.8. Личное дело имеет номер, соответствующий номеру в алфавитной книге записи учащихся (например, № К-5 – означает, что учащийся записан в алфавитной книге на букву «К» под № 5).

16.9. При переходе учащегося из одного образовательного учреждения в другое личное дело выдается на основании письменного заявления родителям или лицам, их заменяющим, с отметкой об этом в алфавитной книге. Вместе с личным делом школа выдает академическую справку о текущей успеваемости ученика; по окончании школы личное дело учащегося хранится в архиве школы 3 года.

16.10. Контроль за состоянием личных дел осуществляется секретарем учебной части, заместителем директора по учебной работе и директором образовательного учреждения.

16.11. Проверка личных дел учащихся осуществляется не менее двух раз в год.