Приказ о создании автономного учреждения путем изменения типа

Статья 5. Создание автономного учреждения

Статья 5. Создание автономного учреждения

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

1. Автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения.

2. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принимается Правительством Российской Федерации на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Президента Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.1, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

2.1. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, путем изменения типа существующего федерального бюджетного или казенного учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, в отношении учреждения, находящегося в ведении этого органа или федеральных служб и агентств, подведомственных этому органу, а также федеральным органом государственной власти (государственным органом), руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении федерального бюджетного или казенного учреждения, находящегося в его ведении.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.2, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

2.2. Функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения, созданного путем изменения типа существующего федерального бюджетного учреждения, реализует федеральный орган исполнительной власти, осуществлявший функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, тип которого был изменен.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 337-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.4

2.4. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, путем учреждения автономного учреждения, функции и полномочия учредителя которого от имени Российской Федерации будут осуществляться федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» в соответствии с Федеральным законом «О Национальном исследовательском центре «Институт имени Н.Е. Жуковского», принимается Правительством Российской Федерации на основании предложений этого федерального государственного бюджетного учреждения, внесенных федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 337-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.5

2.5. Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения, функции и полномочия учредителя которого от имени Российской Федерации осуществляются федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» в соответствии с Федеральным законом «О Национальном исследовательском центре «Институт имени Н.Е. Жуковского», принимается этим федеральным государственным бюджетным учреждением.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 ноября 2015 г. N 312-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.6

2.6. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, путем учреждения автономного учреждения, функции и полномочия учредителя которого от имени Российской Федерации будут осуществляться федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» в соответствии с Федеральным законом «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт», принимается Правительством Российской Федерации на основании предложений этого федерального государственного бюджетного учреждения, внесенных федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 ноября 2015 г. N 312-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.7

2.7. Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения, функции и полномочия учредителя которого от имени Российской Федерации осуществляются федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» в соответствии с Федеральным законом «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт», принимается этим федеральным государственным бюджетным учреждением.

3. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в часть 4 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

4. Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения принимается по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения, если такое решение не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования, права на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям, права на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.

5. Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные условия для принятия решения о создании федерального автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения. Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования могут определяться перечни государственных или муниципальных учреждений, тип которых не подлежит изменению.

6. Предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения подготавливается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующее государственное или муниципальное учреждение, по согласованию с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом. Данное предложение подготавливается таким органом по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения.

См. Методические рекомендации по заполнению формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 г. N 261

7. Предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения, представленное в предусмотренной Правительством Российской Федерации форме, должно содержать:

1) обоснование создания автономного учреждения, в том числе с учетом возможных социально-экономических последствий его создания, доступности такого учреждения для населения и качества выполняемых им работ, оказываемых им услуг;

2) сведения об одобрении изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения высшим коллегиальным органом этого учреждения при наличии такого органа;

3) сведения об имуществе, находящемся в оперативном управлении соответствующего государственного или муниципального учреждения;

4) сведения об ином имуществе, подлежащем передаче в оперативное управление создаваемого автономного учреждения;

Приказ о создании автономного учреждения путем изменения типа

Настоящую форму можно распечатать из редактора MS Word (в режиме разметки страниц), где настройка параметров просмотра и печати устанавливается автоматически. Для перехода в MS Word нажмите кнопку .

I. Обоснование создания автономного учреждения

I. Обоснование создания автономного учреждения

1. Описание целесообразности изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения с учетом возможных социально-экономических последствий создания автономного учреждения

Согласно статье 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ), автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.

Таким образом, данная организационно-правовая форма будет способствовать росту эффективности работы детского лагеря.

Данный вывод обусловлен следующими обстоятельствами.

Во-первых, за время своего существования лагерь приобрел положительную репутацию. Во-вторых, в распоряжении лагеря находятся уникальные природные и рекреационные ресурсы, что обеспечивает высокое качество оказываемых услуг.

Необходимо отметить, что у лагеря имеется большой опыт оказания платных услуг. В настоящее время услуги на безвозмездной основе оказываются только детям-сиротам, детям из неблагополучных семей и детям-инвалидам, в соответствии с установленными квотами. Однако плата за оказанные услуги в полном объеме зачисляется в бюджет муниципального образования, что лишает лагерь возможности использовать данные средства для собственного развития и обновления материально-технической базы.

При этом в данной местности возможна конкуренция между поставщиками оказываемых услуг, поскольку имеется несколько детских оздоровительных лагерей, специализирующихся на оказании подобных услуг. Таким образом, перевод муниципального бюджетного учреждения в автономное не приведет к его доминирующему положению на рынке.

Перевод муниципального бюджетного учреждения в автономное позволит расширить состав оказываемых услуг, повысить их качество и доступность.

Следствием этого будет являться расширение штатной численности лагеря, увеличение уровня оплаты труда его работников, что позволит создать новые рабочие места и снять социальную и экономическую напряженность в районе.

Помимо этого необходимо отметить ожидаемый рост налоговых поступлений в соответствующий бюджет.

Финансирование организации отдыха детей-сирот, детей из неблагополучных семей и детей-инвалидов будет осуществляться в соответствии с муниципальным заданием по установленному нормативу.

2. Оценка доступности предоставления предполагаемых услуг населению создаваемым автономным учреждением, описание ожидаемого качества выполняемых работ и оказываемых услуг

В настоящее время оздоровительный лагерь способен принять не более 100 детей.

При этом 50% мест предоставляются детям-сиротам, детям из неблагополучных семей и детям-инвалидам, в соответствии с установленными квотами.

Таким образом, услуги лагеря недоступны широким слоям населения, несмотря на существующую в них потребность. Так, согласно проведенному социологическому исследованию, более 70% семей муниципального образования хотели бы отдать своих детей в тот или иной детский лагерь на период летних каникул, однако с учетом имеющихся мест в данных учреждениях, удается это только 20%.

Смотрите так же:  Кто продает жилье под материнский капитал

Перевод оздоровительного лагеря в автономное учреждение позволит ему на первом этапе использовать поступающие от оказываемых услуг денежные средства на собственное развитие (строительство и модернизацию имеющихся жилых корпусов, спортивного оборудования, привлечение квалифицированных кадров), что даст ему в конечном итоге возможность принять большее количество детей.

При этом перечень оказываемых в настоящее время услуг недостаточно широк. Так, при лагере функционируют футбольная и волейбольная секции, кружок «юный натуралист».

После перевода лагеря в автономное учреждение перечень оказываемых услуг планируется значительно расширить.

Секции:
— футбольная;
— волейбольная;
— плавание;

Кружки:
— юный натуралист;
— кройки и шитья;
— моделирование;
— домоводство;
— военно-патриотический;
— основы психологии;
— английского языка.

Медицинские услуги:
— лечебный массаж;
— лечебная физическая культура;
— ингаляции;
— кабинет фитотерапии;
— иглорефлексотерапия;

Также планируется открыть библиотеку, построить бассейн и тренажерный зал.

3. Описание основных целей и направлений деятельности создаваемого автономного учреждения

Детский лагерь организуется с целью обеспечения права граждан Российской Федерации на полноценный развивающий отдых и оздоровление детей в соответствии с их потребностями, интересами семьи, общества и государства, развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

Основными задачами детского лагеря являются:
— содействие укреплению физического и духовного здоровья детей через разнообразные активные формы организации досуга; создание комфортных условий для проведения профилактических и оздоровительных мероприятий;
— осуществление работы по профилактике хронических заболеваний у детей;
— создание оптимальных условий для развития познавательных интересов и творческих способностей детей;
— профилактика безнадзорности.

Деятельность детского лагеря основывается на принципах:
— безопасности жизни и здоровья детей, защиты их прав и личного достоинства;
— приоритета индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил Лагеря;
— гуманного характера отношений и оздоровительных программ;
— конфиденциальности в разрешении личных проблем и конфликтов детей;
— единоначалия в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением.

4. Реквизиты решения об одобрении изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения высшим коллегиальным органом этого учреждения (при наличии такого органа)* или руководителем этого учреждения (при отсутствии коллегиального органа)

Решение руководителя муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Оздоровительно-образовательный лагерь «Уголек» об одобрении изменения типа муниципального учреждения
от ____________ N ______

Приказ О переименовании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 34»

Орган местного самоуправления

«Управление образования города Каменска-Уральского»

П Р И К А З

от 24.12.2012 № 286

О переименовании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 34» в связи с изменением его типа и созданием муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 34», утверждении новой редакции его устава

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Администрации города Каменска-Уральского от 14.09.2010г. № 978 (в редакции постановления Администрации города Каменска-Уральского от 05.10.2010г. № 1055) «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений муниципального образования город Каменск-Уральский, а также порядка утверждения уставов муниципальных учреждений муниципального образования город Каменск-Уральский и внесения в них изменений», постановлением Администрации города Каменска-Уральского от 14.12.2012г. № 1732 «О создании муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 34» путем изменения типа существующего муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 34», на основании решения Совета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 34» от 20.09.2012 № 2

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Создать с 01.01.2013 муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 34» (далее — Средняя школа № 34) путем изменения типа существующего муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 34» с сохранением основных целей деятельности.

2. Переименовать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 34» в муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 34».

3. Утвердить новую редакцию Устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 34» (прилагается).

4. Утвердить состав наблюдательного совета Средней школы № 34 (прилагается).

5. Директору Средней школы № 34 Говорухиной Н.И.:

5.1. после принятия настоящего приказа дважды с периодичностью один раз в месяц размещать в журнале «Вестник государственной регистрации» уведомление об указанных изменениях;

5.2. произвести необходимые юридические действия по регистрации новой редакции Устава в Межрайонной ИФНС России № 22 по Свердловской области;

5.3. привести локальные нормативные акты Средней школы № 34 в соответствие с новой редакцией Устава Средней школы № 34.

6. Определить средством массовой информации для ежегодного опубликования Средней школой № 34 отчета о своей деятельности и об использовании закрепленного за ней имущества газету «Каменский рабочий».

7. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Начальник Управления образования И.В.Малашенко

Автономное учреждение: нормативно-правовые акты

В соответствии с п. 1 и п. 4 ст. 5 ФЗ № 174-ФЗ автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения, причём решение о создании путем изменения типа принимается по инициативе либо с согласия учреждения 1 .

Таким образом, согласие бюджетного учреждения на переход к новому типу может выражаться путём активного (инициатива) или пассивного (дача согласия) волеизъявления.

Процедура выдвижения инициативы бюджетным учреждением в федеральном законодательстве не регламентирована, но есть отельные примеры урегулирования этого вопроса на уровне субъектов Российской Федерации.

Так, например, в Сахалинской области бюджетное учреждение, выступающее с инициативой о переводе его в форму автономного учреждения, подает в отраслевой орган исполнительной власти соответствующую заявку с необходимой информацией о целесообразности перевода, об имуществе учреждения и пр. вместе с финансово-экономическим обоснованием. Указанное финансово-экономическое обоснование содержит сведения о:

— предлагаемой организационной структуре автономного учреждения, функциональной схеме его деятельности, планируемой численности работников, а также проект штатного расписания учреждения;

— основных фондах учреждения и их характеристику;

— затратах, необходимых для создания учреждения и обеспечения его основной деятельности (фонд заработной платы, основные фонды и др.);

— возможном итоговом финансовом результате деятельности учреждения.

Данная заявка рассматривается, и в случае одобрения инициативы компетентным органом начинается подготовка предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. 2 .

Далее процедура перехода в автономный статус при активном и пассивном волеизъявлении учреждения совпадают.

Для подготовки предложения бюджетное учреждение направляет главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого оно находятся, следующие документы:

  • 1) решение о согласии (инициативе) учреждения на переход в автономное учреждение;
  • 2) баланс за предшествующие три года;
  • 3) перечень основных видов деятельности (в соответствии с уставом учреждения);
  • 4) количественный и кадровый состав специалистов и работников учреждения;
  • 5) характеристика потребителей услуг, в том числе на платной основе, за предшествующие три года;
  • 6) объем бюджетных средств по основным видам деятельности, а также по другим видам деятельности за предшествующие три года;
  • 7) объем бюджетных средств на капитальные вложения по основным видам за предшествующие три года;
  • 8) объем внебюджетных средств по видам: основная деятельность на платной основе, вспомогательная деятельность, выполнение договоров, производственная деятельность, спонсорские средства, гранты, пожертвования и т. д. за предшествующие три года;
  • 9) сведения об имуществе (основных средствах), находящемся в оперативном управлении бюджетного учреждения;
  • 10)трехлетний финансовый план учреждения;
  • 11)обоснование потребностей в дополнительном имуществе или средствах на его приобретение (создание);
  • 12)план развития учреждения не менее чем на ближайшие три года 3 .

Относительно муниципальных бюджетных учреждений могут быть установлены несколько отличающиеся требования к предоставляемым документам. Так, например, в соответствии с Постановлением главы администрации ЗАТО г. Зеленогорска А.А. Моргунова бюджетное учреждение направляет главному распорядителю бюджетных средств баланс, характеристику потребителей услуг, объем бюджетных средств по основным видам деятельности, а также по другим видам деятельности, объем бюджетных средств на капитальные вложения по основным видам и объем внебюджетных средств за предшествующие два, а не три года 4 .

Предложение о создании автономного учреждения в числе других положений, как это следует из вышесказанного, в обязательном порядке должно содержать сведения об одобрении изменения типа учреждения высшим коллегиальным органом этого учреждения при наличии такого органа.

Однако такая формулировка нормы является неоднозначной и допускает различное толкование, в особенности с учетом отраслевой специфики в регулировании порядка управления образовательным учреждением 5 .

В ходе обсуждения законопроекта возникло расхождение в понимании того, какой орган управления в вузе является высшим коллегиальным. Профсоюз высказал мнение, что таким органом является собрание (конференция) работников и обучающихся, так как именно этот орган принимает устав, но, по мнению части ректоров и ряда представителей администрации, эти функции может выполнять ученый совет 6 .

Действующее законодательство в области образования не определяет четко понятия и статус органов управления образовательным учреждением, т.е. не регулирует вопрос разграничения органов управления по их статусу и компетенции с позиции деления на высшие органы управления и высшие коллегиальные органы управления 7 .

А. Вифлеемский предлагает под высшим коллегиальным органом образовательного учреждения понимать коллегиальный орган, сформированный в учреждении из представителей участников образовательного процесса в соответствии с уставом учреждения (ученый совет в вузе, совет школы и т.п.). В других учреждениях в случаях отсутствия высшего коллегиального органа, предусмотренного уставом учреждения, такое согласие, как считает автор, не является обязательным, поэтому инициатива (согласие об изменении типа) выражается единоличным исполнительным органом — директором 8 .

Профсоюз работников народного образования и науки РФ, наоборот, настаивает на том, что в случае отсутствия высшего коллегиального органа профсоюзные организации должны в целях обеспечения реализации принципа добровольности и коллегиальности принятия решений добиваться рассмотрения вопроса об одобрении изменения типа учреждения непосредственно на общем собрании (конференции) работников государственного или муниципального образовательного учреждения, а также принять активное участие в его(ее) организации и проведении, учитывая особую роль выборных коллегиальных профсоюзных органов как субъектов системы общественного управления образовательными учреждениями 9 .

Смотрите так же:  Требования к производственному помещению по площади

Таким образом, в соответствии с приведенными доводами обязательным условием преобразования бюджетного учреждения в автономное является протокол (выписка из протокола) собрания предусмотренного уставом учреждения высшего коллегиального органа с положительными результатами рассмотрения вопроса об изменении типа учреждения 10 .

Что касается предоставляемых сведений об имуществе, находящемся в оперативном управлении бюджетного учреждения, то их перечень дан в Постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения»:

  • 1) перечень имущества
  • 2) общая балансовая стоимость нефинансовых активов (на последнюю отчетную дату)
  • 3) общая балансовая стоимость финансовых активов (на последнюю отчетную дату).

Перечень имущества с указанием стоимости утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. К форме прикладывается копия свидетельства о внесении имущества в реестр федерального имущества. 11

Оформление предоставляемых учреждением документов должно производиться в соответствии с нормативно-методической документацией, перечень которой дан Министерством экономического развития Российской Федерации:

1. Положение о видах особо ценного имущества учреждений образования в целях их перевода в автономные учреждения

2. Методические рекомендации по обеспечению перехода учреждений образования в форму автономного учреждения

3. Примерная форма Устава федерального государственного образовательного автономного учреждения высшего профессионального образования

4. Примерный трехлетний финансовый план вуза

5. Типовой договор о передаче имущества вузу в оперативное управление, в том числе особо ценного движимого имущества.

На основании предложения уполномоченный орган исполнительной власти выносит решение о создании автономного учреждения.

После утверждения решения о переходе в автономное учреждение бюджетное учреждение в установленные сроки осуществляет подготовку проектов уставов создаваемых автономных учреждений.

Очевидно, что при изменении типа государственного (муниципального) учреждения государственная регистрация автономного учреждения не требуется. Для юридического закрепления его создания в этом случае достаточно внести соответствующие изменения в устав государственного (муниципального) учреждения. Вносимые в устав государственного (муниципального) учреждения изменения подлежат государственной регистрации 12 .

Устав автономного учреждения в соответствии со статьей 7 ФЗ об автономных учреждениях должен содержать определенные обязательные сведения наряду с теми, которые предусмотрены статьей 13 Закона РФ «Об образовании» 13 , Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

Например, помимо названных требований, устав автономного учреждения должен содержать наименование автономного учреждения, включающее в себя слова «автономное учреждение» и содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества 14 .

При этом, исходя из того, что характер основной деятельности образовательного учреждения при изменении типа существующего учреждения не изменяется, то и следует сохранять преемственность в содержании устава при внесении в него изменений. 15

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 16 определено, что устав высшего учебного заведения (изменения устава и дополнения к нему) принимается общим собранием (конференцией) педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения.

Таким образом, применительно к высшим учебным заведениям специальным федеральным законом четко определено, что изменения в устав, в том числе изменения в связи с изменением типа существующего учреждения, должны приниматься общим собранием (конференцией) работников и обучающихся (студентов) вуза.

Что касается других типов образовательных учреждений, то порядок внесения изменений в их уставы должен определяться непосредственно в уставе.

Закон «Об автономных учреждениях» еще раз подчеркивает, что преобразование государственных и муниципальных учреждений в автономные не является реорганизацией, а, следовательно, трудовые отношения с работниками не изменяются, трудовые договоры, все социальные гарантии сохраняются, в том числе размеры оплаты труда 17 .

Что касается первичных профсоюзных организаций образовательных учреждений, то изменение наименования образовательного учреждения, которое должно будет включать новое слово «автономное», повлечет за собой и изменение наименования первичной профсоюзной организации путем внесения изменений в положение о первичной профсоюзной организации. При этом следует учитывать, что первичные профсоюзные организации, зарегистрированные в качестве юридического лица (в основном это вузовские первичные профсоюзные организации), должны будут зарегистрировать в установленном порядке эти изменения (по форме заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации) 18 .

Что касается бухгалтерского учёта при изменении типа бюджетного учреждения, то соответствующие пояснения дал в 2007 году Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности.

Первым отчетным годом для созданного автономного учреждения считается период с даты государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года. Данные о хозяйственных операциях, проведенных в период с даты принятия решения учредителем о создании автономного учреждения до государственной регистрации автономного учреждения, включаются в его бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год. Вступительная (первая) бухгалтерская отчетность автономного учреждения, созданного путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения, составляется путем переноса показателей заключительной (последней) бухгалтерской отчетности государственного или муниципального учреждения в формы бухгалтерской отчетности, разработанные автономным учреждением с учетом требований приказа Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». При этом никакие записи в бухгалтерском учете не производятся.

Закрепленное за автономным учреждением на праве оперативного управления, а также находящееся у автономного учреждения в соответствии с законодательством особо ценное движимое имущество отражается во вступительном бухгалтерском балансе по группе статей «Основные средства» по первоначальной (восстановительной) стоимости и по группе статей «Добавочный капитал» с выделением показателя по статье «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества». Сумма амортизации по указанному имуществу раскрывается в Справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, и учитывается на забалансовом счете 010 «Износ основных средств».

Имущество, приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на эти цели, при принятии к бухгалтерскому учету в составе основных средств отражается по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Одновременно на сумму использованного на эти цели источника финансирования (целевых поступлений) производятся записи по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции с кредитом счета 83 «Добавочный капитал», субсчет «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества».

Полученное от учредителя финансовое обеспечение для выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества в соответствии с Законом, на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке, отражается по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Информация о целевом использовании автономным учреждением полученных средств (по форме, структуре, составу источников поступления и направлениям использования (расхода)) раскрывается в Отчете о целевом использовании полученных средств (форма № 6). 19

По сложившейся к настоящему моменту практике с созданным путем изменения типа существующего бюджетного учреждения автономным учреждением отраслевой орган, ответственный за предоставление соответствующих бюджетных услуг, заключает соглашение по обеспечению предоставления соответствующих бюджетных услуг. Соглашением определяются:

— перечень и объемы предоставляемых автономным учреждением бюджетных услуг;

— обязательства органа исполнительной власти области, ответственного за предоставление соответствующих бюджетных услуг, и автономного учреждения;

— норматив финансовых затрат на оказание бюджетных услуг и порядок финансирования автономного учреждения;

— требования к качеству предоставляемых бюджетных услуг и отчетности;

— порядок контроля за выполнением соглашения и предоставлением бюджетных услуг;

— ответственность органа исполнительной власти области, ответственного за предоставление соответствующих бюджетных услуг, и автономного учреждения за выполнение соглашения;

— иные вопросы 20 .

Авторы: Александр Петров, Марина Азанова

При подготовке использовались материалы, полученные в процессе работы над молодежным научным проектом Сибирского федерального университета «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ВОПРОСОВ БЮДЖЕТНОГО И АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ». выполненному в рамках «Программы развития СФУ на 2007-2010 годы» (научный руководитель, к.ю.н., доцент Е.Р. Зайцева)

Пример создания автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения на примере ГОУ ДПО «Бурятский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Переход в автономное учреждение ГОУ ДПО «Бурятский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (далее — БИПКиПРО) был обусловлен изменениями в системе финансирования образовательных учреждений Республики Бурятия (сокращение бюджетного финансирования учреждений дополнительного профессионального образования) и являлся единственной возможностью обеспечения экономической самостоятельности и финансовой стабильности БИПКиПРО.

Переход в автономное учреждение ГОУ ДПО «Бурятский институт повышения ква­лификации и переподготовки работников образования» (далее — БИПКиПРО) был обусловлен изменениями в системе финансирования образовательных учрежде­ний Республики Бурятия (сокращение бюджетного финансирования учреждений дополнительного профессионального образования) и являлся единственной воз­можностью обеспечения экономической самостоятельности и финансовой ста­бильности БИПКиПРО.

Федеральным законом «Об автономных учреждениях» установлено, что «решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего госу­дарственного или муниципального учреждения принимается по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения, если такое реше­ние не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования, права на участие в культурной жизни» (часть 4 статьи 5).

Добровольность перехода в автономное учреждение является необ­ходимым условием. В законе не оговаривается, кем именно прини­мается решение, но представляется целесообразным, чтобы это решение было принято не просто руководителем учреждения, а выс­шим органом образовательного учреждения, определенным в уста­ве, или другим коллегиальным органом, отвечающим за содержа­тельную деятельность учреждения.

Смотрите так же:  Субсидия молодой семье тюмень

Порядок перехода БИПКиПРО в автономное учреждение

Первый этап. С целью соблюдения условия добровольности перехода было орга­низовано собрание коллектива БИПКиПРО, на котором ректор института Н.Ж. Сан-жиев выступил с инициативой об изменении типа государственного учреждения БИПКиПРО на автономное учреждение. Юрист института рассказал о правовых аспектах деятельности учреждения в новом статусе; экономист раскрыла тему фи­нансовых предпосылок изменения типа учреждения; все желающие смогли за­дать вопросы и обсудить их коллегиально.

В итоге присутствовавшие на собрании 52 сотрудника единогласно приняли решение в пользу изменения типа государственного учреждения БИПКиПРО на автономное учреждение. Ход заседания был отражен в Протоколе № 4 общего собрания коллектива БИПКиПРО от 22.08.2007.

На совещании Правительства Республики Бурятия, которое состоялось 17 сентяб­ря 2007 г., было принято следующее решение:

«В связи с прекращением бюджетного финансирования с 01.01.2008 Бурятского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Республиканского учебно-методического центра повышения квалификации ра­ботников Министерства здравоохранения Республики Бурятия, Министерству об­разования и науки Республики Бурятия (Министр), Министерству здравоохране­ния Республики Бурятия (Министр) совместно с ГОУ ВПО «Бурятский государствен­ный университет» (Ректор):

  • подготовить предложения по сохранению профиля и развития системы допол­нительного образования, повышения квалификации и переподготовки педа­гогических кадров на базе ГОУ ВПО «Бурятский государственный универси­тет»;
  • подготовить предложения по совместному использованию Республиканского учебно-методического центра повышения квалификации работников Мини­стерства здравоохранения Республики Бурятия;
  • Министерству имущественных и земельных отношений (Министр) заключить договор аренды на помещения, расположенные по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Со­ветская, д. 30, с ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет»».

Приказом Министерства образования и науки Республики Бурятия от 19.09.2007 № 594 была организована рабочая группа по созданию государственного авто­номного учреждения «Бурятский институт повышения квалификации и перепод­готовки работников образования». В нее вошли заместитель Министра образо­вания и науки Республики Бурятия, ректор БИПКиПРО, проректор БИПКиПРО, юрист Министерства образования и науки Республики Бурятия, юрист БИПКиПРО, руководитель экономической службы Министерства образования и науки Республики Бурятия.

Рабочая группа подготовила следующее письмо на имя первого заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия о значимости БИПКиПРО в развитии образования Республики Бурятия.

Первому заместителю
Председателя Правительства
Республики Бурятия
Егорову И.М.

Уважаемый Иннокентий Матвеевич!

На положения пункта 2 письма ректора ГОУ ВПО «Бурятский государ­ственный университет» от 03.10.2007 Министерство образования и на­уки Республики Бурятия считает невозможным передать данный про­филь ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет» в связи с объ­ективной необходимостью сохранения системы дополнительного обра­зования (повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров).

БИПКиПРО на основе заключения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки прошел лицензионную экспертизу, аттес­тацию и аккредитацию сроком на пять лет (до 2010 г.) по шести направ­лениям профессиональной переподготовки и десяти направлениям по­вышения квалификации (Свидетельство о госаккредитации № 25-2039 от 10.01.2006 прилагается).

Научно-методический, кадровый, материально-технический, информа­ционный и финансово-экономический ресурсы соответствуют аттеста­ционным требованиям реализации содержания дополнительного про­фессионального образования. В институте работают 96 работников, в том числе преподавателей — 51 (из них докторов наук — 4, кандида­тов — 33; остепененность — 64,4%), методических работников — 45.

БИПКиПРО является одним из операторов сопровождения модерниза­ции образования в Республике Бурятия.

Согласно статье 296 Гражданского кодекса РФ Министерство имущест­венных и земельных отношений не вправе сдавать в аренду помеще­ния, закрепленные за БИПКиПРО без предварительного изъятия этого имущества (прекращения на него права оперативного управления) у БИПКиПРО.

Министерство образования и науки Республики Бурятия как учредитель БИПКиПРО поддержало ходатайство коллектива института о переходе в государственное автономное учреждение путем изменения типа су­ществующего государственного учреждения (Протокол №4 общего соб­рания коллектива БИПКиПРО прилагается).

Издан приказ о создании рабочей группы для подготовки нормативно-правовых документов о переходе БИПКиПРО в автономное учреждение (приказ № 594 от 19.09.2007 прилагается).

Министерство образования и науки Республики Бурятия считает целе­сообразным сохранение БИПКиПРО как самостоятельного юридиче­ского лица в статусе автономного учреждения.

БИПКиПРО в статусе автономного учреждения станет центром разви­тия образования, деятельность которого будет направлена на создание условий для формирования единого образовательного пространства Республики Бурятия.

Значение данного основания раскрывается в заявлении Президен­та РФ В.В. Путина на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 13 сентября 2007г. в Белгороде: «. для внедрения новых методик преподавания потребуются также современные программы повышения квалифика­ции педагогов и эффективная система внешней оценки качества обра­зования».

Сегодня сектор повышения квалификации бурно растет, бурно разви­вается. Он реально востребован.

Министр образования и науки
Республики Бурятия
С. Д. Намсараев

Следующее письмо было подготовлено учредителем БИПКиПРО на имя Министра имущественных и земельных отношений Республики Бурятия.

Министру имущественных и земельных отношений
Республики Бурятия
Мотошкину Л.Н.

На Ваш запрос № 03-004-000383 от 10.10.2007 Министерство сооб­щает, что ГОУ ДПО «Бурятский институт повышения квалификации и пе­реподготовки работников образования» создан приказом Министер­ства образования Республики Бурятия № 225 от 30.06.1993.

Учредителем БИПКиПРО является Министерство образования и науки Республики Бурятия.

За БИПКиПРО в целях обеспечения уставной деятельности учредителем закреплены на праве оперативного управления здание и земельный участок (документы прилагаются).

Имущественный комплекс БИПКиПРО находится в бесплатном и бес­срочном пользовании.

БИПКиПРО самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет.

Министерство образования и науки Республики Бурятия как учредитель БИПКиПРО поддержало ходатайство коллектива института о переходе в автономное учреждение. Издан приказ о создании рабочей группы для подготовки нормативно-правовых документов перевода БИПКиПРО в статус автономного учреждения (приказ № 594 от 19.09.2007 прила­гается).

На основе вышеизложенного, в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» институт имеет законодательное право для перехода в автономное учреждение, и под­готовлен пакет документов. Вопрос аренды возможен после перехода БИПКиПРО в автономное учреждение.

Министр образования и науки
Республики Бурятия
С. Д. Намсараев

Второй этап. Поскольку решение о создании автономного учреждения принима­ется на основе предложения, подписанного учредителем, специалистами БИПКиПРО было разработано такое предложение. Форма этого документа опре­делена Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 № 325.

Предложение содержит следующие основные сведения:

обоснования создания автономного учреждения;

условия перехода в автономное учреждение;

цели и задачи деятельности БИПКиПРО как автономного учреждения.

Предложение о создании государственного автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Бурятского института повышения квалификации и переподготовки работников образования

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «Об автономных учреж­дениях» учредитель осуществляет «финансовое обеспечение развития автоном­ных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке». Программы развития автономных образовательных учреждений включают в себя согласованные по ресурсам, исполнителям и срокам инвестиционные проекты развития автономных образовательных учреждений. Программы развития на­правлены на создание и обеспечение условий для достижения автономными об­разовательными учреждениями соответствующего современным требованиям качества предоставления услуг.

Коллективом БИПКиПРО была разработана Программа развития автономного об­разовательного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Бурятия «Бурятский институт повышения квалификации и переподго­товки работников образования» на 2008-2010 гг. В этом документе были опреде­лены основные направления, цели, задачи и ресурсное обеспечение на три года (см. приложение 3).

Третий этап. Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях» предложение о создании государственного автономного учрежде- | ния должно быть согласовано с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, на который возложено управление госу­дарственным или муниципальным имуществом.

В случае с БИПКиПРО таким органом стало Министерство образования и науки Республики Бурятия. Коллегией Минобрнауки Республики Бурятия было вынесено решение от 26.10.2007 № 17, которым установлено:

«БИПКиПРО располагает современной материально-технической базой и вы­сококвалифицированными кадрами: докторов наук — 4, кандидатов — 33 (64,4%); имеет шесть направлений профессиональной переподготовки и де­сять направлений повышения квалификации. Научно-методический, кадро­вый, материально-технический, информационный и финансово-экономиче­ский ресурсы соответствуют требованиям реализации содержания дополни­тельного профессионального образования педагогических работников. БИПКиПРО разработана стратегия развития, включающая образовательные программы на модульно-компетентностной основе по приоритетным направ­лениям деятельности.

На основании вышеизложенного, коллегия решает:

Создать государственное автономное образовательное учреждение путем изме­нения типа существующего БИПКиПРО».

  • Обоснованность принятия решения о переводе государственного образовательного учреждения в автономное — очень важный фак­тор. При принятии такого решения, особенно на первом этапе, когда опыт работы нового типа учреждений еще не накоплен, необходимо оценить потенциал кадровых, материально-технических и финансо­во-экономических ресурсов на предмет соответствия новым усло­виям работы.
  • Четвертый этап. Приказом Министерства образования и науки Республики Буря­тия от 21.01.2008 № 54 был определен перечень имущества, отнесенного к кате­гории особо ценного движимого имущества БИПКиПРО:

    «В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автоном­ных учреждениях», Постановлением Правительства Республики Бурятия от 29.06.2007 № 214 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества республиканского автономного учреждения» приказываю:

    1. Определить по согласованию с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, что к видам особо ценного движимого имущества
    при создании республиканских автономных образовательных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Республики Бурятия, относятся
    следующие виды имущества:

    1.1. Движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 50 тыс. рублей;

    1.2. Следующее движимое имущество, балансовая стоимость которого состав­ляет менее 50 тыс. рублей, без которого осуществление республиканским авто­номным учреждением своей основной деятельности будет существенно затруд­нено:

    • рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирую­щие приборы и устройства, вычислительная техника, инструменты, произ­водственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, транспортные средства;

    1.3. Имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, ус­тановленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия.

    2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра — председателя Комитета профессионального образования, экономики
    и безопасности учреждений.