Пример характеризующий полномочия президиума верховного суда рф

Модуль 1. Учебное пособие


Загрузить всю книгу

5.5.1. Верховный суд Российской Федерации

Верховный Суд РФ является высшей судебной инстанцией по рассмотрению отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции гражданских, административных, уголовных дел, в том числе относящихся к подсудности военных судов. Международный суд по правам человека и иные международные суды не входят в систему национальных судов.

Верховный Суд РФ — судебный орган со смешанными полномочиями. В силу ч. 2 ст. 19, ст. 56 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» суд не только рассматривает по первой инстанции дела, отнесенные к его подсудности, но также осуществляет функции судебного надзора за нижестоящими судами путем проверки принятых судебных актов в порядке кассационного производства. Суд также проверяет вступившие в силу судебные акты в порядке надзора, а кроме того, обобщает судебную практику и дает обязательные разъяснения по толкованию и применению действующего законодательства. Смешанным характером компетенции Верховного Суда РФ обусловлен и его состав.

Верховный Суд РФ состоит из:

· Пленума Верховного Суда РФ,

· Президиума Верховного Суда РФ,

· Судебной коллегии по гражданским делам,

· Судебной коллегии по уголовным делам,

Пленум Верховного Суда, не обладая полномочиями по рассмотрению конкретных дел, уполномочен рассматривать лишь вопросы, связанные с организацией деятельности судов общей юрисдикции и обеспечением единства правоприменительной практики. Президиум Верховного Суда РФ наделен полномочиями как по разрешению конкретных гражданских, уголовных, административных и иных дел в порядке надзора и в процедуре возобновления производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, так и по организации судебной деятельности.

Пленум верховного Суда РФ, включающий в свой состав Председателя, заместителей Председателя и всех судей Верховного Суда РФ, проводит заседания не реже одного раза в четыре месяца.

К ведению Пленума Верховного Суда РФ относится рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, представлений Генерального прокурора и Министра юстиции РФ, в том числе дача разъяснений по вопросам судебной практики.

Президиум Верховного Суда РФ является не только вторым после Пленума органом Верховного Суда, управомоченным решать вопросы организации его деятельности, но также высшей и конечной судебной инстанцией по делам, отнесенным к ведению судов общей юрисдикции. Его состав включает: Председателя Верховного Суда, его заместителей, а также ряд наиболее авторитетных судей Верховного Суда.

К ведению Президиума верховного Суда РФ относится: рассмотрение судебных дел в порядке надзора, а также в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами; рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики; оказание помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства и другое.

Отнесенные к ведению Президиума Верховного Суда РФ полномочия реализуются им в его заседаниях, которые проводятся не реже одного раза в месяц и являются правомочными при наличии большинства членов Президиума.

Судебные коллегии Верховного Суда РФ по гражданским и уголовным делам, а также Военная коллегия Верховного Суда утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа судей Верховного Суда.

Коллегии Верховного Суда РФ и Кассационная палата наделяются лишь правами соответствующих судебных инстанций, управомоченных разрешать конкретные дела, не обладая иными полномочиями.

Председатель Верховного Суда РФ непосредственно руководит работой Верховного Суда, осуществляя при этом как сугубо организационные, так и процессуальные полномочия.

Заместители Председателя Верховного Суда РФ содействуют Председателю в руководстве деятельностью Верховного Суда, обладая при этом и своей собственной компетенцией. Они могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда; приносить в пределах и порядке, установленных законом, представления на решения, определения и постановления по гражданским делам; в случаях и порядке, установленных законом, приостанавливать исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по уголовным делам, вести личный прием граждан, осуществлять другие полномочия, предоставляемые им законодательством.

Секретарь Пленума Верховного Суда РФ, являясь судьей Верховного Суда, помимо выполнения судейских обязанностей осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протокола и производит действия, необходимые для доведения принятых Пленумом постановлений до сведения судей всех судов.

Суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с ее федеративным устройством действует 21 верховный суд республики, шесть краевых и 49 областных судов, два суда городов федерального значения, один суд автономной области и 10 судов автономных округов.

Суды субъектов РФ составляют, наряду с федеральными судами, систему судов РФ. Соответственно, порядок их организации и деятельности регулируется федеральным законодательством.

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Перечисленные в части 1 ст. 20 суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Суд субъекта РФ выступает одновременно судом первой, кассационной и надзорной инстанций.

В структуру областного суда и приравненного к нему суда входят президиум, судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам; в рамках коллегий могут образовываться судебные составы, создаваемые для рассмотрения дел по первой или кассационной инстанции. Руководство деятельностью суда осуществляют председатель и его заместитель.

Президиум областного и приравненного к нему суда образуется в составе председателя, его заместителей, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом РФ.

Как и Президиум Верховного Суда РФ, президиум областного и приравненного к нему суда обладает процессуальными и организационными полномочиями.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам областного и приравненного к нему суда утверждаются президиумом этого суда из числа его судей. Руководят работой коллегий их председатели, являющиеся заместителями председателя суда. Судебные коллегии обладают достаточно обширными процессуальными полномочиями по рассмотрению соответствующих категорий дел.

Председатель областного и приравненного к нему суда вправе: председательствовать в судебных заседаниях судебных коллегий; отменять постановления судьи данного суда об отклонении надзорной жалобы или представления и возбуждать надзорное производство; принимать решения об изменении территориальной подсудности дел в предусмотренных законом случаях; руководить работой аппарате суда и другое.

Заместители председателя областного и приравненного к нему суда также обладают дополнительными по сравнению с иными судьями этого суда полномочиями как процессуального, так и организационного характера.

В отсутствие председателя суда его права и обязанности осуществляет первый заместитель или по поручению председателя – один из иных заместителей.

Районные федеральные суды

Районный суд является основным звеном судебной системы, рассматривающим основное количество дел по первой инстанции. В порядке ст. 24 ГПК РФ, ст. 31 УПК РФ к компетенции районного суда относится разрешение всех споров, не возложенных законом на верховные суды общей юрисдикции субъектов РФ, на Верховный Суд РФ, мирового судью, на систему военных судов и специализированные суды (в случае их регламентации федеральным законодательством).

Районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно – территориальной единицы субъекта РФ либо имеющиеся общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно – территориальных единиц субъекта РФ.

В состав районного суда входят назначаемые на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ председатель суда и судьи. С учетом численности состава суда и его нагрузки в районном суде может вводиться должность заместителя председателя.

Председатель районного суда организует его работу, обеспечивая соблюдение сроков и порядка рассмотрения судьями переданных им для рассмотрения материалов и дел; выполнение судьями и сотрудниками аппарата суда требований закона, подзаконных нормативных актов, правил внутреннего распорядка.

Одной из основных задач организации работы суда является распределение между судьями обязанностей по рассмотрению поступающих в суд дел и назначение председательствующих в судебных заседаниях по их рассмотрению.

Отнесенные к подсудности районного суда гражданские и уголовные дела, рассматриваются, как правило, судьей единолично. Однако в предусмотренных УПК случаях, когда по делам о тяжких и особо тяжких преступления обвиняемым заявлено ходатайство о рассмотрении его дела коллегией в составе трех судей, председатель формирует такую коллегию.

Председатель осуществляет и иные полномочия по организации деятельности суда: распределяет между судьями обязанности; организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; руководит работой аппарата суда; организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда.

Институт мировых судей не является новым в российском судопроизводстве и впервые был учрежден в результате реформ 60-х годов XIX в. Мировые судьи действовали вплоть до формирования системы советских судов, в которой им не нашлось места.

Основной специфической особенностью института мировых судей является тот факт, что мировые судьи в силу Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» входят в единую судебную систему России, но являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Вторая особенность данного института состоит в том, что полномочия, порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливаются не только федеральным законом, но также и законом субъекта Российской Федерации.

Мировые судьи — судебные органы субъектов РФ. Наличие в субъектах своих судебных органов вытекает из толкования положений Конституции РФ.

К подсудности мировых судей отнесено разрешение малозначительных уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях.

Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

В Самарской области Мировой судья назначается на должность сроком на 3(три) года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения на данную должность.

При повторном и последующих назначениях на должность мирового судьи он назначается на срок 10 (десять) лет.

К компетенции мирового судьи относятся:

уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ;

Смотрите так же:  Приказ 889 30.08.2010

дела о выдаче судебного приказа;

дела, вытекающие из брачно-семейных отношений, как-то дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях, и т.п.;

дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления; дела об определении порядка пользования имуществом;

дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов РФ.

Подытожив вышесказанное, проанализировав нормы Закона «О мировых судьях в Российской Федерации», ГПК РФ, КоАП РФ, УПК РФ, можно определить следующие черты, характеризующие институт мирового судьи.

Первое. Мировой судья является судьей субъекта РФ. Порядок избрания на должность, срок полномочий, компетенция мирового судьи, создание и упразднение должностей судей устанавливаются законодательством субъекта РФ.

Второе. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные законодательством для судей РФ.

Третье. К ведению мирового судьи отнесены дела малозначительного характера. Мировой судья выполняет только функции рассмотрения дела в первой инстанции, т.е. обладает ограниченной юрисдикцией.

Четвертое. Мировой судья выполняет свои обязанности на профессиональной основе (требуется наличие высшего образования, пятилетнего стажа работы по юридической специальности).

Пятое. Правосудие мировым судьей осуществляется только единолично и с использованием отдельных упрощенных юридических процедур, сокращенных сроков судопроизводства, широким использованием примирительных процедур сторон.

Шестое. Решения мирового судьи пересматриваются в апелляционном порядке районным судом общей юрисдикции.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обеспечение деятельности мирового судьи осуществляется по двум каналам: федеральному и субъекта РФ.

Обеспечение заработной платы мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через управление (отдел) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъекте РФ.

Полномочия судов общей юрисдикции.

Согласно ст. 4 Закона о судебной системе систему судов общей юрисдикции образуют Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономной округов, районные суды, военные и специализированные суды, а также мировые судьи из всех перечисленных судов в настоящее время как таковые реально не учреждены только специализированные суды, хотя законопроектная работа в этом направлении ведется довольно давно.

Все суды общей юрисдикции независимо от их уровня, за исключением мировых судей, относятся к категории федеральных судов; мировые судьи являются судьями субъектов РФ.

Основными функциями судов общей юрисдикции являются: разрешение по существу гражданских, административных, уголовных, а также иных дел и вопросов, отнесенных к ведению отраслевым законодательством; пересмотр решений нижестоящих судов; разрешение вопросов, связанных с исполнением судебных решений. Конкретный объем полномочий того или иного суда определяется его местом в системе этой ветви судебной власти.

По первой инстанции в Верховном Суде РФ дела слушаются в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ.

К подсудности Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ ст. 27 ГПК РФ относит следующие категории дел, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций:

Об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ;

· Об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

· Об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;

· О приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений;

· Об обжаловании решений Центральной избирательной комиссии РФ;

· По разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ.

К подсудности Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ ст. 31 УПК РФ относит уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда.

Компетенция Верховного Суда РФ как суда первой инстанции не носит исчерпывающего характера, поскольку федеральным законом к его полномочиям может быть отнесено разрешение дел других категорий.

Соответствующие структуры Верховного Суда РФ полномочны пересматривать дела по вновь открывшимся обстоятельствам при условии, что указанные структуры приняли судебный акт по данному делу и имеются вновь открывшиеся обстоятельства, позволяющие ставить вопрос о его пересмотре.

Верховный Суд РФ в лице своих органов полномочен рассматривать дела в качестве суда второй инстанции в кассационном порядке.

Судебные коллегии по гражданским делам, по уголовным делам Верховного Суда РФ рассматривают в кассационном порядке не вступившие в законную силу судебные акты верховного суда субъекта РФ, вынесенные по первой инстанции (ст. 355 УПК, ст. 337 ГПК РФ).

Военная коллегия Верховного Суда РФ пересматривает не вступившие в законную силу судебные акты окружных (флотских) военных судов.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в кассационном порядке акты Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные по первой инстанции (ст. 355 УПК, ст. 337 ГПК РФ).

Надзорные полномочия в Верховном Суде РФ по гражданским, административным делам осуществляются в порядке ст. 377 ГПК РФ. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ выполняет надзорные функции в отношении постановлений президиумов верховных судов субъектов РФ, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ; кассационных определений верховных судов субъектов РФ, а также вступивших в законную силу решений и определений районных судов, принятых ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответствующего верховного суда субъекта РФ.

В порядке надзора в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ обжалуются приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение верховного суда субъекта РФ, если они обжаловались в порядке надзора в президиум верховного суда субъекта РФ; приговор, определение и постановление верховного суда субъекта РФ, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом РФ в кассационном порядке; постановление президиума верховного суда субъекта РФ (ст. 403 УПК РФ).

Президиум Верховного Суда РФ является высшим звеном надзорного производства и оценивает законность вступивших в законную силу решений и определений Верховного Суда РФ, принятых им по первой инстанции; определений Кассационной коллегии Верховного Суда РФ; определений Судебных коллегий по гражданским делам, по уголовным делам Верховного Суда РФ, вынесенных ими в кассационном порядке; определений Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенных ею в кассационном порядке.

Судебные акты непосредственно Президиума Верховного Суда РФ рассмотрению в порядке надзора не подлежат.

В числе прочих полномочий Верховного Суда РФ следует отметить названное в ч. 5 ст.19 право давать судам разъяснения по вопросам судебной практики.

В соответствии с нормой ст. 126 Конституции РФ, ст. ст. 56, 58 Закона «О судоустройстве в РСФСР» Пленум Верховного Суда РФ вправе давать разъяснения:

для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение;

принятые на основе изучения судебной практики, анализа судебной статистики по вопросам применения законодательства РСФСР, возникающим при рассмотрении судебных дел, в том числе на основании информационных сообщений судов субъектов.

В качестве суда первой инстанции судебная коллегия по гражданским делам суда субъекта РФ рассматривает дела, затрагивающие права и законные интересы граждан и организаций (ст. 26 ГПК РФ):

— о признании недействующими нормативных правовых актов субъектов РФ, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций;

— связанные с государственной тайной;

— связанные с деятельностью политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, в том числе о приостановлении деятельности или ликвидации подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и т.д.;

— касающиеся осуществления избирательных прав, в том числе об оспаривании решений избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ и т.п.

Судебной коллегии по уголовным делам суда субъекта РФ в силу ч. 3 ст. 31 УПК РФ подсудны дела в случае их наибольшей важности, как-то: дела с квалифицированным составом убийства, похищение человека и т.д., — либо если материалы дела содержат сведения, составляющие государственную тайну.

Компетенция верховного суда субъекта РФ не носит исчерпывающего характера и может быть изменена федеральным законом.

Судебная коллегия по гражданским делам верховного суда субъекта РФ вправе кассировать не вступившие в законную силу судебные акты районных судов.

Судебная коллегия по уголовным делам верховного суда субъекта РФ полномочна рассматривать кассационные жалобы и представления на приговор или иное решение первой или апелляционной инстанций районного суда (ст. 355 УПК РФ).

Надзорные полномочия в составе верховного суда субъекта РФ осуществляет президиум суда субъекта РФ в отношении вступивших в законную силу решений и определений верховных судов субъектов РФ, принятых ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде РФ; апелляционных решений и определений районных судов; вступивших в законную силу судебных приказов, решений и определений районных судов и мировых судей; приговоров и постановлений мирового судьи по уголовному делу; приговоров, определений и постановлений районного суда по уголовному делу; кассационных определений верховного суда субъекта РФ по уголовному делу.

Верховный суд субъекта РФ вправе пересмотреть дело по вновь открывшимся обстоятельствам.

Районный суд действует в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанции.

Как суд первой инстанции он рассматривает по существу основную массу гражданских и уголовных дел. Причем значительное расширение в последние годы сферы судебного контроля за соблюдением прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, прежде всего, сказалось на объеме полномочий именно районного суда как основного звена системы судов общей юрисдикции.

Смотрите так же:  Арбитражный суд центрального округа где находится

В частности, к его ведению теперь относится рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства дел: об оспаривании нормативных правовых актов; об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправлении, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, если эти дела не отнесены к компетенции вышестоящих судов; о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительное психиатрическое освидетельствование.

Полномочия мирового судьи определяются Законом о статусе судей, как суда первой инстанции, рассматривающего гражданские, административные и уголовные дела, отнесенные к его подсудности Законом о мировых судьях, ГПК, УПК и КоАП.

В сфере гражданского судопроизводства ему подсудны:

— дела о выдаче судебного приказа;

— дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

-дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

В сфере производства по делам об административных правонарушениях КоАП (ст. 23.1) и законы субъектов РФ относят к подсудности мирового судьи дела о различных нарушениях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме; о незаконном занятии частной медицинской практикой или целительством; о незаконном обороте наркотических средств; о незаконном занятии проституцией; о нарушении авторских и смежных прав и др.

В уголовном судопроизводстве мировой судья вправе рассматривать уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК.

Рассмотрение дел осуществляется мировым судьей единолично.

Статья 126 Конституции РФ

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Комментарий к Статье 126 Конституции РФ

Конституция определяет компетенцию Верховного Суда РФ в самой общей форме. Детально его полномочия, порядок образования и деятельности должны быть установлены федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 128 Конституции), однако до настоящего времени такой специальный закон не принят. Лишь отдельные нормы, посвященные Верховному Суду, содержатся в Законах о судебной системе РФ (ст. 19), о военных судах и определяют его полномочия по рассмотрению дел, подсудных военным судам (ст. 9), а также устанавливает полномочия, порядок образования и деятельности Военной коллегии в составе Верховного Суда (ст. 10-12).

Основной же комплекс норм, относящийся к деятельности Верховного Суда, содержится в гл. 5 (ст. 52-68) Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР». Однако руководствоваться данными нормами достаточно сложно, поскольку во многих своих положениях они не согласуются с другими законодательными актами, в частности с названными федеральными конституционными законами, Законом о статусе судей, ГПК и УПК. Соответственно, уяснение смысла названного Закона РСФСР требует сопоставления его содержания с положениями других федеральных законов, относящимися не только к структуре, месту и роли Верховного Суда, но и к установлению компетенции судов общей юрисдикции, систему которых он возглавляет.

Компетенцию судов общей юрисдикции Конституция непосредственно не определяет, она лишь указывает на дела, подсудные этим судам, что подразумевает наличие федерального закона, относящего к их ведению определенные категории судебных дел. При этом соответствующий термин в его сопоставлении с устоявшимся в процессуальной науке понятийным аппаратом употребляется в данном случае в значении судебной подведомственности, определяющей разграничение компетенции между отдельными звеньями судебной власти (см. комментарий к ч. 1 ст. 47). Указание в комментируемой статье на гражданские, административные и уголовные дела, отнесенные к ведению судов общей юрисдикции, а также на полномочия Верховного Суда по осуществлению судебного надзора за деятельностью этих судов и даче разъяснений по вопросам судебной практики, предопределяет структуру данного высшего судебного органа.

Так, в составе Верховного Суда имеются Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия. В пределах своих полномочий названные коллегии рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. При этом само название двух первых судебных коллегий указывает на их специализацию, а Военная коллегия, являющаяся вышестоящей судебной инстанцией для военных судов страны, осуществляющих судебную власть в Вооруженных Силах РФ, рассматривает в зависимости от специфики спорных правоотношений с участием военнослужащих гражданские, административные и уголовные дела.

В настоящее время в Верховном Суде нет судебной коллегии по административным делам, однако структура Судебной коллегии по гражданским делам учитывает соответствующую компетенцию судов общей юрисдикции. В ней наряду с судебными составами по гражданским делам, по трудовым и социальным делам действует и специализированный судебный состав по административным делам.

В компетенцию судов общей юрисдикции входит также рассмотрение некоторых вопросов, не относящихся непосредственно по совокупности характеризующих признаков к категориям гражданских, административных или уголовных дел. В частности, Верховный Суд участвует в процедуре отрешения от должности Президента РФ, подтверждая выдвинутое против него Государственной Думой обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления заключением о наличии в действиях главы государства признаков преступления (см. комментарий к ст. 93).

Судебная коллегия по гражданским делам действует в качестве суда первой инстанции лишь по делам, отнесенным к подсудности Верховного Суда федеральным законом. В частности, в таком качестве она рассматривает дела об оспаривании нормативных и ненормативных актов Президента и Правительства РФ, нормативных актов федеральных органов государственной власти, об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки, о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, об оспаривании решений ЦИК РФ, о ее расформировании (ст. 27 ГПК).

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда рассматривает уголовные дела в качестве суда первой инстанции лишь в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и судьи федерального суда при наличии их ходатайства (ч. 4 ст. 31, ст. 452 УПК). При отсутствии такого волеизъявления уголовные дела в отношении указанных лиц рассматриваются по общим правилам подсудности другими судами общей юрисдикции.

Военная коллегия Верховного Суда при определении своей компетенции в качестве суда первой инстанции руководствуется теми же нормами ГПК и УПК, а также ч. 3 ст. 9 Закона о военных судах в ее взаимосвязи со ст. 7 названного Закона. Согласно установленным в них правилам она рассматривает дела об оспаривании нормативных и ненормативных актов Президента и Правительства РФ, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся прав и свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы. Военная коллегия Верховного Суда в первой инстанции рассматривает уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, относящиеся к подсудности военных судов, которые она вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.

В соответствии с прежним законодательством решения, приговоры и определения Верховного Суда, принятые в первой инстанции, вступали в законную силу немедленно и не могли быть обжалованы в суд второй инстанции. Однако применительно к уголовному судопроизводству такое ограничение права на обжалование постановления суда первой инстанции Конституционным Судом РФ было признано не соответствующим Конституции (Постановление от 06.07.1998 N 21-П «По делу о проверке конституционности части пятой статьи 325 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.В. Шаглия»*(1181)). В настоящее время структура Верховного Суда предусматривает специальную Кассационную коллегию, в которую могут быть обжалованы не вступившие в законную силу постановления Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии, принятые ими в первой инстанции.

Выступая в роли суда первой инстанции, Верховный Суд непосредственно не осуществляет судебный надзор за деятельностью других судов общей юрисдикции, однако принимаемые им в таком порядке постановления имеют большое значение для обеспечения единства судебной практики, повышения эффективности правосудия в стране. Оно обусловлено тем, что другие суды часто используют сформулированные в постановлениях Верховного Суда правовые позиции в качестве образца для разрешения типовых дел. Кроме того, проверяя подзаконные нормативные акты федерального уровня на предмет соответствия закону, Верховный Суд вносит значительный вклад в упорядочение нормативной базы, используемой судами при разрешении дел, что положительно влияет на качество судебной деятельности.

Функцию судебного надзора названные коллегии Верховного Суда непосредственно исполняют, когда они действуют: в качестве суда второй инстанции, проверяя в кассационном порядке не вступившие в законную силу постановления судов областного и соответствующего им уровня в субъектах Федерации, окружных (флотских) военных судов; в качестве суда надзорной инстанции, проверяя вступившие в законную силу постановления этих и других судов общей юрисдикции. Надзорной судебной инстанцией, проверяющей правильность вступивших в законную силу постановлений всех судов общей юрисдикции, является также Президиум Верховного Суда, в состав которого (всего 13 судей) входят председатель этого суда и его заместители по должности, а также другие судьи.

Учитывает структура высшего судебного органа по делам, отнесенным к ведению судов общей юрисдикции, наличие у него конституционного полномочия по даче разъяснений по вопросам судебной практики. Соответствующая деятельность предполагает постоянную работу по изучению и обобщению судебной практики и судебной статистики. С учетом своей специализации ее выполняют все судебные коллегии Верховного Суда.

Важную роль на этом направлении играет Пленум ВС РФ, который действует в составе председателя этого суда, его заместителей и всех остальных судей Верховного Суда РФ. Не разрешая конкретных дел, Пленум рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и с учетом этого дает разъяснения по вопросам применения законодательства в судебной практике, которые оформляются его постановлением. Иногда по вопросам, возникающим одновременно в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, практикуется принятие совместных постановлений с Пленумом ВАС РФ. Примером такой совместной работы является постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Значение разъяснений, содержащихся в постановлениях Пленума ВС РФ, для обеспечения правильного применения судами законодательства, единства судебной практики на территории всей страны, повышения эффективности судебной защиты прав очень велико. Принятию таких постановлений всегда предшествует большая аналитическая работа, к обсуждению их проектов привлекаются не только судьи, но и представители других юридических профессий, ученые-правоведы. Принимаются они как по вопросам применения законодательства при рассмотрении отдельных категорий дел, так и по самым общим вопросам судебной практики. К числу первых относятся, например, постановления от 20.04.2006 N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления (удочерения) детей», от 26.04.2007 N 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака». Примером постановлений самого общего характера являются постановления от 31.10.1995 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» и от 10.10.2003 N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Смотрите так же:  Краткий трудовой договор форма

Вопрос о правовой природе постановления Пленума ВС РФ, как часть общей дискуссии о соотношении судебной практики с правотворчеством, остается спорным на протяжении длительного времени. Ведущиеся в литературе споры по этой проблеме значительно оживились после принятия Конституции 1993 г., причем все большее число правоведов на основе объективной оценки признаков, присущих постановлениям Пленума ВС РФ, склоняются к тому, что они являются источником права, поскольку: «а) приняты уполномоченным на то органом Российского государства; б) содержат именно нормы права, выраженные в абстрактной форме, адресованные неограниченному числу лиц, подпадающих под их действие; в) рассчитаны на многократное применение». Указывается и на такой признак постановлений Пленума ВС РФ, как соблюдение требования об обязательности их официального опубликования*(1182).

Вместе с тем значительное число участников продолжающейся до настоящего времени дискуссии, получив в качестве дополнительного аргумента тезис о разделении властей в связи с конституционным закреплением соответствующего принципа, отстаивают официальную доктрину, господствовавшую в теории права до последнего времени, согласно которой судебная практика, в том числе нашедшая выражение в постановлениях Пленума ВС РФ, представляет собой не правотворческую, а лишь правоприменительную (правотолковательную) деятельность*(1183). «Никакие судебные акты, включая Постановления Пленума Верховного Суда РФ, не являются нормативными правовыми актами. Суд — носитель государственной власти, компетенция которого состоит в применении права, а не в создании правовых норм»*(1184). Соответственно, по этой логике акты органов судебной власти не могут претендовать на роль формально-юридических источников права.

Некоторые авторы утверждают, что в постановлениях Пленумов высшие суды страны лишь доводят до нижестоящих судов выявленную ими волю законодателя, а последние вправе не воспользоваться соответствующими указаниями, поскольку они носят рекомендательный характер и не являются для них обязательными. Если они и исполняются судами, то лишь в силу их интерпретационного авторитета, поскольку исходят от наиболее компетентного и авторитетного органа*(1185). Однако точка зрения о необязательности постановлений Пленумов ВС РФ вступает в явное противоречие с законодательством и судебной практикой.

Сформулированные в постановлениях Пленума ВС РФ правоположения (правовые позиции) применяются судами не только в силу авторитета этого высшего судебного органа страны, но и потому, что в соответствии с комментируемой статьей он наделен полномочиями по осуществлению судебного надзора за деятельностью ниже стоящих судов и даче разъяснений по вопросам судебной практики. Данные конституционные правомочия порождают обязанность всех других судов следовать этим разъяснениям, иное бы просто лишало смысла соответствующие положения Конституции. Этот тезис подтверждается и иными нормами законодательства.

Так, в Законе РСФСР «О судоустройстве РСФСР» (ст. 58) разъяснения Пленума ВС РФ по вопросам применения законодательства названы руководящими для судов, что подразумевает их обязательность при разрешении судом конкретного дела. В качестве обязательных они рассматриваются и в судебной практике, их игнорирование обычно приводит к пересмотру соответствующего судебного акта вышестоящим судом. Аналогичное значение разъяснениям по вопросам судебной практики высшего судебного органа страны, но содержащееся в постановлениях Пленума ВАС РФ, придается и в судопроизводстве, осуществляемом арбитражными судами. При этом Закон об арбитражных судах прямо указывает на обязательность для арбитражных судов постановлений Пленума ВАС РФ, в том числе и по вопросам разъяснения судебной практики (ст. 13). Ссылки на них согласно ч. 4 ст. 170 АПК РФ могут содержаться в мотивировочной части судебного решения. Совершенно очевидно, что значение постановлений Пленумов двух высших судебных органов страны для практики возглавляемых ими судов должно быть одинаковым, поскольку оба они по отношению к соответствующим судам наделены одинаковыми конституционными полномочиями по осуществлению судебного надзора и даче разъяснений по вопросам судебной практики.

Обязательность для судов постановлений Пленума ВС РФ не противоречит принципам независимости и самостоятельности судей при осуществлении ими правосудия. При рассмотрении и разрешении судебных дел они обязаны применять нормативные положения правильно, обеспечивая равную защиту прав и свобод на территории всей страны. На достижение этих целей и направлены названные конституционные полномочия высших судебных органов страны. Независимость и самостоятельность судебной власти не предполагает, что судьи при осуществлении правосудия могут полагаться лишь на свое усмотрение, напротив, они должны прежде всего действовать адекватно выявленной воле законодателя, которая находит выражение в федеральных законах и основанных на них подзаконных актах. На подчинение судей при осуществлении правосудия по гражданским делам Конституции и федеральному закону прямо указывается в ст. 120 Конституции.

Однако для следования предписаниям закона в судебной правоприменительной деятельности недостаточно самого факта существования законодательной нормы, регулирующей соответствующие отношения. Необходимо также, чтобы судья правильно ее истолковал, т.е. уяснил действительный смысл содержания применяемой нормы. Причем сам процесс толкования настолько сложен, что нередко выявленный по его итогам действительный смысл содержания правовой нормы не совпадает с ее буквальным смыслом. Не случайно на Конституционный Суд при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта возлагается обязанность оценивать как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов (ст. 74 Закона о Конституционном Суде РФ). К этому следует добавить наличие пробелов в законодательном регулировании, дефектность некоторых законов, что не освобождает суд от обязанности правильно рассмотреть и разрешить конкретное дело, т.е. в соответствии с требованиями права.

Верховный Суд РФ в постановлениях Пленумов в соответствии со своими конституционными полномочиями дает разъяснение по вопросам судебной практики, т.е. осуществляет официальное толкование нормативных актов, применяемых судами при осуществлении правосудия. Цель такого толкования состоит в обеспечении точного и единообразного понимания и одинакового применения норм права при рассмотрении и разрешении судебных дел всеми судами общей юрисдикции. Очень часто в результате такого толкования формулируются правоположения (правовые позиции), которые содержат нормы, отсутствующие в самом законе. Игнорирование правоположений, сформулированных в постановлениях Пленума ВС РФ, порождает санкции, которые выражаются в неблагоприятных последствиях для нарушителей.

К примеру, в п. 4 постановления Пленума ВС РФ от 20.11.2003 N 17 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ» сформулировано положение о недопустимости в качестве меры по обеспечению иска при рассмотрении названных дел приостанавливать действие оспариваемого решения об освобождении истца от работы и возлагать на ответчика и иных лиц обязанность не чинить препятствий истцу в исполнении своих прежних обязанностей. Сам способ изложения приведенного пункта показывает, что речь в нем идет не о рекомендациях, а о специальных императивных правилах процессуального поведения в соответствующей типовой ситуации, причем не только для судов, но и для всех иных субъектов судопроизводства. Если кем-либо из ординарных участников процесса по таким делам будет заявлено ходатайство о принятии соответствующих обеспечительных мер, суд обязан оставить это заявление без удовлетворения. В случае же его удовлетворения определение суда об обеспечении иска будет отменено вышестоящим судом как незаконное. То обстоятельство, что данные специальные нормы, отсутствующие в законе, появились в результате толкования (интерпретации) ряда законодательных норм процессуального и материального характера, не отменяет их относительно самостоятельной роли в механизме правового регулирования.

Следует заметить, что позиция некоторых авторов, зарекомендовавших себя как противников идеи правотворческих функций судебных органов, не остается неизменной. К примеру, С.К. Загайнова, мнение которой о рекомендательном характере постановлений Пленума ВС РФ приведено, поскольку является в литературе одним из наиболее аргументированных и нашедших немало сторонников, в последующем значительно скорректировала свою позицию. По существу, она отказалась от тезиса об их необязательности, поскольку с оговорками, но признает за судебной практикой высших судебных инстанций роль источника права*(1186). Такое изменение позиции продиктовано объективной реальностью, поскольку усиление правотворческих функций судебной практики характерно не только для России, оно наблюдается во всех странах романо-германской правовой семьи*(1187).

Создавая новые нормы права, Верховный Суд РФ действует не как законодатель, а в рамках осуществления судебной власти, опираясь на действующие законодательные нормы. По сути, его деятельность является правоприменительной, подзаконной, однако при ее осуществлении он сталкивается с пробелами в законодательном регулировании и с такими законодательными актами, которые не вписываются в действующую нормативную систему в связи с их дефектностью. В результате применительно к той или иной категории судебных дел обнаруживается разрыв в действующей системе права, нарушающий общую упорядоченность определенной группы общественных отношений. Посредством введения в механизм правового регулирования соответствующих правоположений Верховный Суд РФ восстанавливает нарушенную нормативную связь, при этом он обязан действовать строго в рамках права, основу которого составляют законодательные нормы в их иерархической взаимосвязи, предполагающей верховенство закона и высшую юридическую силу Конституции. Такая деятельность не противоречит принципу разделения властей, как не противоречит ему и деятельность органов исполнительной власти по принятию подзаконных нормативных актов*(1188).

При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону, однако при этом они обязаны применять соответствующие нормы правильно, обеспечивая равную защиту прав и свобод на территории всей страны. На достижение этих целей и направлены названные конституционные полномочия Верховного Суда.

Постановления Пленума ВС РФ в обязательном порядке публикуются в издаваемом им Бюллетене Верховного Суда. Учитывая их большое значение для обеспечения правильного применения законодательства и единства судебной практики, для повышения эффективности судопроизводства, соответствующая публикация осуществляется также в «Российской газете».

Президиум ВС РФ, являясь судебным органом по рассмотрению дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, так же как и Пленум, вносит значительный вклад в выполнение полномочия по даче разъяснений по вопросам судебной практики. Для этого он рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, принимает решения о формах доведения до сведения судов результатов соответствующих обобщений. Они могут оформляться в виде обзоров, ответов на вопросы судов, которые публикуются в Бюллетене Верховного Суда и ежеквартальном обзоре законодательства и судебной практики.

В целях разъяснения судебной практики в этих же печатных изданиях публикуются постановления Верховного Суда по типовым делам, разрешение которых вызывает трудности у судов. Часто для публикации берутся и постановления судов областного и соответствующего им уровня в субъекте Федерации, если они представляют интерес с точки зрения обеспечения единства судебной практики.