Процессуальный контроль приказ

Бастыркин усилит внутриведомственный контроль? Глава Следственного комитета РФ приказал повысить качество процессуального контроля во всех подразделениях ведомства

Адвокаты отметили, что, несмотря на то, что такие приказы редко исполняются, защитники смогут использовать некоторые его положения в качестве дополнительной аргументации при обжаловании действий и решений процессуальных оппонентов. Между тем один из экспертов «АГ» выразил предположение, что этим приказом создается система внутриведомственного процессуального контроля, который сможет восполнять недостаточный надзор за деятельностью Следственного комитета РФ со стороны Прокуратуры.

3 мая был опубликован текст Приказа об организации процессуального контроля в Следственном комитете РФ. Руководителям всех структурных подразделений – от Центрального аппарата СК РФ до городских и районных отделений – приказано осуществлять единообразный подход к организации процессуального контроля в ходе уголовного судопроизводства в соответствии с требованиями российского законодательства.

Документ обязывает указанных руководителей обеспечивать процессуальный контроль при приеме сообщений о преступлениях и принятии по ним решения в соответствии с требованиями УПК РФ; исключить факты принятия необоснованных процессуальных решений по результатам проверки сообщения о преступлении; своевременно отменять незаконные постановления следователей. При этом в каждом случае отмены постановления рассматривать вопрос об ответственности не только вынесшего его следователя, но и должностного лица, допустившего принятие такого решения.

В приказе подчеркивается, что главы подразделений должны изучать материалы уголовного дела и проверять обоснованность ходатайств следователя перед судом об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога, а также о продлении срока содержания под стражей и домашнего ареста с учетом правовых позиций Верховного Суда РФ. В соответствии с документом, они должны требовать от следователей составления мотивированных постановлений о возбуждении ходатайств; обращать особое внимание на мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в избрании меры пресечения, на тяжесть совершенных преступлений, личность, возраст, состояние здоровья и другие обстоятельства, перечень которых предусмотрен ч. 1 ст. 108 УПК РФ.

Руководители должны установить систему контроля, исключающую нарушения требований УПК РФ, регламентирующих порядок продления сроков предварительного следствия и содержания обвиняемых под стражей, под домашним арестом, в частности практиковать заслушивание хода расследования уголовных дел, срок предварительного следствия по которым составляет от 5 месяцев.

Также на них возлагается обязанность выявлять факты неоднократного обращения с ходатайствами о продлении сроков предварительного следствия и содержания под стражей, домашним арестом по одним и тем же основаниям.

Срок содержания обвиняемого под стражей свыше 12 месяцев приписывается продлевать в исключительных случаях. В связи с этим вопросы о дальнейшем содержании обвиняемого под стражей и продлении срока следствия предварительно должны рассматриваться на коллегии Главного следственного управления Следственного комитета по субъекту РФ либо приравненного к нему органа.

Руководителям приказывается не допускать принятия решения по жалобе лицом, действия которого обжалуются, либо нижестоящим должностным лицом. Кроме того, с момента возбуждения уголовного дела их обязывают заводить контрольное производство, к которому будут приобщаться все копии процессуальных решений.

Также приказ регламентирует вопросы взаимодействия следственных органов с Прокуратурой. В частности, руководители следственных органов должны обеспечить объективное рассмотрение в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений законодательства, допущенных в ходе досудебного производства.

Адвокат АБ «Юсланд» Александр Чангли считает, что приказ Александра Бастрыкина направлен на формирование в СК РФ полноценной системы внутриведомственного процессуального контроля, который будет восполнять недостаточный надзор за деятельностью Следственного комитета РФ со стороны Прокуратуры.

В приказе он отметил правило, по которому в случае отмены необоснованных решений будет каждый раз рассматриваться вопрос об ответственности не только следователя, но и должностного лица процессуального контроля, что может свести к минимуму вынесение необоснованных постановлений. Также он обратил внимание на обязанность заведения контрольного производства. «Максимальная регламентация действий следователя и контроль за его деятельностью необходимы, поскольку здесь напрямую затрагиваются права граждан», – объяснил Александр Чангли.

По мнению советника ФПА РФ Нвера Гаспаряна, о приказе полезно знать адвокатам, так как они получают возможность ссылаться на него при обжаловании действий и решений сотрудников СК РФ. К наиболее значимым эксперт отнес пункт, обязывающий контролировать факты неоднократного продления сроков содержания под стражей, а также положение, запрещающее принимать решение по жалобе лицом, действия которого обжалуются.

Более скептическую позицию занял адвокат АБ «Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры» Андрей Гривцов. Хотя он согласился с тем, что документ может быть полезен в части возможности написания жалоб с использованием дословных формулировок из приказа и постановкой вопросов о проверке уголовных дел, документ, по его мнению, носит стандартный для такого рода приказов характер и изобилует общими формулировками.

«Неподготовленному читателю, исходя из этого приказа, может показаться, что СК РФ только и занимается борьбой с принятием незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, проверкой уголовных дел на предмет волокиты и наличия доказательств. К сожалению, практика адвокатов показывает, что далеко не всегда подобные приказы выполняются», – объяснил он.

Андрей Гривцов обратил отдельное внимание на пункт приказа, согласно которому всякий случай реабилитации лица, привлеченного к уголовной ответственности, должен заканчиваться серьезной проверкой обоснованности принятых следователем и его руководителем процессуальных решений с возможным привлечением к дисциплинарной ответственности. «Это означает, что следователи будут и дальше стараться любыми способами не допустить реабилитации обвиняемого, поскольку это грозит им проверкой, что прямо прописано в ведомственном приказе. То есть до настоящего времени подобная практика исключительно карательной направленности расследования себя не изжила и открыто декларируется во внутренних документах следственного органа», – подчеркнул адвокат.

Процессуальный контроль приказ

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации от 10 апреля 2015 года №231. См. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации от 10 апреля 2015 года №232

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 26 августа 2014 года №460

Об утверждении Положения об организации процессуального контроля за проведением проверок сообщений о преступлениях и производством дознания в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов

В целях эффективной реализации положений ст. 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, №52, ст. 4921; 2002, №22, ст. 2027; 2003, №27, ст. 2706; 2006, №28, ст. 2975; 2007, №24, ст. 2830, 2833; 2009, №11, ст. 1267; 2010, №30, ст. 3989, 4003; 2011, №1, ст. 16; №7, ст. 901; 2012, №10, ст. 1165; №24, ст. 3068; 2013, №14, ст. 1661; 2014, №6, ст. 554, 558) приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации процессуального контроля за проведением проверок сообщений о преступлениях и производством дознания в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов.

2. Признать утратившим силу приказ ФССП России от 09.07.2013 №238 «Об утверждении Положения об организации процессуального контроля за проведением проверок сообщений о преступлениях и осуществлением дознания в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов».

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы судебных приставов — заместителя главного судебного пристава Российской Федерации Воронина В.В.

Директор Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав Российской Федерации

Утверждено Приказом Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации от 26 августа 2014 года №460

Положение об организации процессуального контроля за проведением проверок сообщений о преступлениях и производством дознания в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов


I. Общие положения

Положение об организации процессуального контроля за проведением проверок сообщений о преступлениях и производством дознания в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов (далее — Положение) устанавливает порядок организации процессуального контроля за проведением проверок сообщений о преступлениях и производством дознания по преступлениям, отнесенным к подследственности Федеральной службы судебных приставов, руководителями территориальных органов Федеральной службы судебных приставов — главными судебными приставами субъектов Российской Федерации (их заместителями, координирующими организацию дознания), начальниками отделов — старшими судебными приставами (их заместителями, координирующими организацию дознания), начальниками отделов организации дознания территориальных органов ФССП России и их заместителями.

Вышеуказанные должностные лица осуществляют свои полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

II. Организация процессуального контроля за проведением проверок сообщений о преступлениях и производством дознания в структурных подразделениях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов


1. Процессуальный контроль за проведением проверок сообщений о преступлениях

1.1. Начальник отдела — старший судебный пристав (его заместитель, координирующий организацию дознания) на основании ст. 140 — 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) и в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.05.2006 №139 «Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях» (далее — Приказ №139) обязан:

Смотрите так же:  Форум интеллектуальная собственность 2019

1.1.1. Организовать и контролировать учет и рассмотрение сообщений о преступлениях, в том числе ведение электронной книги учета сообщений о преступлениях.

1.1.2. Ежемесячно проверять порядок ведения книги учета сообщений о преступлениях (далее — КУСП), учета талонов уведомления по заявлениям о преступлениях, журнала учета материалов, по которым приняты решения об отказе в возбуждении уголовных дел (далее — ЖУМ), единого журнала учета преступлений, лиц, их совершивших, и движения уголовных дел, журнала учета вещественных доказательств и делать в них соответствующие записи по результатам проверки.

1.1.3. Проводить ежемесячную сверку сведений, содержащихся в КУСП, ЖУМ, электронном журнале учета уголовных дел (далее — ЖУУД), и сведений, полученных из других источников информации, жалоб и обращений граждан и представителей организаций, включая статистические данные о результатах рассмотрения сообщений о преступлениях из информационных центров МВД России, ГУВД (УВД) России по субъектам Российской Федерации.

1.1.4. Обеспечить упреждающий процессуальный контроль за полнотой и объективностью проведения проверок сообщений о преступлениях, обоснованностью, законностью и своевременностью принятия дознавателями процессуальных решений о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела либо передаче сообщения по подследственности.

1.1.5. Изучать находящиеся на рассмотрении у дознавателей материалы проверок до принятия по ним процессуальных решений, при необходимости давать письменные указания о проведении конкретных проверочных действий.

1.1.6. При принятии решения о продлении срока проверки до 10 суток в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 144 УПК РФ, проверять наличие фактических обстоятельств, препятствующих принятию процессуальных решений в срок не позднее 3 суток, а также контролировать своевременность возбуждения ходатайства перед прокурором о продлении срока проверки сообщения о преступлении до 30 суток.

1.1.7. Обеспечить передачу копии постановления о возбуждении уголовного дела надзирающему прокурору в день его вынесения, а также незамедлительное уведомление заявителя и лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

1.1.8. Проверяя законность и обоснованность постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, тщательно изучать материалы проверок сообщений о преступлениях, устанавливать полноту и своевременность проверочных действий, а также в необходимых случаях лично получать объяснения от заинтересованных лиц и специалистов, с приобщением результатов опросов к материалам проверок. При наличии оснований вносить прокурору ходатайства об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

1.1.9. Обеспечить постоянный контроль за направлением заявителю и прокурору копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента их вынесения, а также за приобщением к материалам проверок сведений, подтверждающих выполнение требований ч. 4 ст. 148 УПК РФ (порядок обжалования).

1.1.10. Материалы проверок, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, направлять надзирающему прокурору в срок, не превышающий 5 суток с момента поступления соответствующего запроса, а в случае рассмотрения прокурором жалобы в порядке, предусмотренном ст. 124 УПК РФ, — в указанный им срок.

1.1.11. В случае отмены надзирающими прокурорами постановлений дознавателя о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела незамедлительно поручать дознавателю проведение дополнительной проверки с момента поступления в структурное подразделение территориального органа ФССП России проверочных материалов.

1.1.12. Проведение дополнительных проверок на предмет их полноты и принятия по их результатам законных и мотивированных процессуальных решений брать на личный контроль, исключив факты вынесения постановлений без исполнения в полном объеме указаний прокурора.

1.1.13. Организовать представление в течение суток со дня принятия органом дознания, прокурором или судом процессуального решения на имя руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов — главного судебного пристава субъекта Российской Федерации донесения с приложением необходимых процессуальных документов по фактам:

а) регистрации сообщения о преступлении, совершенном представителем власти;

б) отмены судом или прокурором постановления дознавателя о возбуждении уголовного дела;

в) отмены судом или прокурором постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела;

г) возбуждения по инициативе прокурора уголовного дела о преступлении, отнесенном к подследственности ФССП России;

д) возбуждения уголовного дела о преступлениях, вызвавших общественный резонанс;

е) возбуждения уголовного дела в отношении представителя власти;

ж) возбуждения уголовного дела по признакам составов преступлений в сфере экономики либо против порядка управления, совершенных сторонами исполнительного производства.

1.1.14. В случае принятия дознавателем, прокурором или судом одного из процессуальных решений, предусмотренных подп. «б», «в», «г» п. 1.1.13 настоящего Положения, в срок не позднее 3 суток с даты вынесения соответствующего решения организовать изучение причин и обстоятельств, повлекших принятие решения, материалов проверки, а также иных имеющих значение для дела документов. По результатам провести оперативное совещание с заслушиванием должностного лица, вынесшего постановление, и составить мотивированное заключение, в котором сообщить о согласии (несогласии) с выводами по принятому процессуальному решению, а также о принимаемых в связи с этим мерах, в том числе по его обжалованию.

Принять меры по устранению выявленных нарушений и вынесению обоснованного процессуального решения по материалу проверки, проводимой в порядке ст. 144 — 145 УПК РФ.

Инициировать проведение в установленном порядке служебных проверок в отношении должностных лиц структурного подразделения территориального органа ФССП России (далее — структурное подразделение), в действиях которых усматриваются признаки дисциплинарного проступка.

Заключение с сопроводительным письмом (приложение №1) и приложением копий необходимых материалов, в том числе о результатах обжалования указанных процессуальных решений, не позднее 3 суток с даты вынесения соответствующего решения представить руководителю территориального органа Федеральной службы судебных приставов — главному судебному приставу субъекта Российской Федерации.

1.1.15. Обеспечить представление в течение 24 часов с момента принятия процессуального решения в отдел организации дознания территориального органа ФССП России (далее — ООД) копий постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел с сопроводительным письмом, в котором начальник отдела — старший судебный пристав должен сообщать о личной проверке отказных материалов и своем согласии (несогласии) с принятыми процессуальными решениями, а также о принятых им в связи с этим мерах (приложение №2).

1.2. Начальник отдела — старший судебный пристав в соответствии с установленным порядком обеспечивает оформление, учет и оперативное хранение материалов, по которым отказано в возбуждении уголовных дел, в структурном подразделении.

Реализация процессуального контроля в следственном комитете при прокуратуре РФ

Главная > Закон >Государство и право

Реализация процессуального контроля в следственном комитете при прокуратуре РФ.

Исключительный интерес представляет юридическая база Приказа № 43 «Об установлении объема и пределов процессуальных полномочий руководителей следственных органов следственных подразделений системы следственного комитета при прокуратуре РФ ». Из его вводной части следует, что объем и приделы процессуальных полномочий руководителей следственных органов (следственных подразделений) системы следственного комитета при прокуратуре РФ предопределены ст. 20.1 Закона о прокуратуре, ч. 5 ст. 39 УПК РФ, подп. 5 и 6 п. 13 Положения о следственном комитете при прокуратуре РФ. Более того, из данного документа следует, что в число элементов этой базы входят положение о следственных органах и их подразделениях, приказы, определяющие должностные обязанности конкретных руководителей (п. 3 Приказа № 43). Это не что иное, как официальное признание того факта, что нормативная база уголовного процесса, в частности его досудебного этапа, на самом деле гораздо шире указанной в ч. 1 ст. 39 УПК РФ.

Следственные органы следственного комитета при прокуратуре РФ составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих руководителей следственных органов (следственных подразделений) вышестоящим и председателю следственного комитета при прокуратуре РФ. Следует подчеркнуть важность официального признания того факта, что процессуальная функция руководителя следственного органа имеет двуединый характер , так как, с одной стороны, он выполняет функцию расследования преступлений, с другой – процессуального контроля. Данные функции руководителя следственного органа осуществляет как лично, так и через своих подчиненных. В центре и субъектах Федерации одни заместители отвечают за организацию следствия, другие – за расследованием. На данный момент руководитель отдела процессуального контроля и его сотрудники занимаются вопросами контроля за ходом расследования уголовных дел следственного управления. Изучая материалы уголовных дел, они проверяют законность и обоснованность принятых процессуальных решений. Своевременность проведения следственных действий и проверочных мероприятий, соблюдение сроков расследования, своевременность и обоснованность возбуждения уголовных дел. Они контролируют законность принятия и проверки заявлений и сообщений о преступлениях и решений по ним.

Проанализируем направление реализации процессуального контроля в следственном комитете при прокуратуре РФ.

Первое – реализация функции процессуального контроля по каждому конкретному уголовному делу происходит посредством проверки и оценки законности и обоснованности принимаемых по делу решений от возбуждения уголовного дела (когда это не самоцель для имитации активной правоохранительной работы, а процессуальное средство осуществления уголовного преследования лиц, причастных к совершению преступлений) до существенно важных процессуальных решений, принимаемых в ходе расследования (о применении мер процессуального принуждения, выполнении неотложных следственных действий по закреплению события преступления, предъявлении обвинения и т.д.).

Работа в данном направлении тем результативнее и, как следствие, тем выше качество предварительного расследования, чем больше на досудебных стадиях уголовного процесса налажено эффективное взаимодействие по схеме: руководитель следственного органа – процессуальный контроль – следователь. Речь здесь идет, прежде всего, как выразился «о действенном процессуальном контроле за соблюдением прав участников уголовного судопроизводства при решении вопроса о даче согласия или санкции».

Смотрите так же:  Ходатайство в суд не принято

Для предупреждения нарушений закона при производстве следственных действий по выявлению, проверке и оценке доказательств руководитель следственного органа, как правило, использует процессуальную возможность отказа в даче согласия на возбуждение следователем или дознавателем ходатайства перед судом о производстве следственных действий или санкции на производство следственного действия. С этой же целью им эффективно может быть использована обязанность принять меры по привлечению к ответственности следователей и дознавателей, допустивших нарушения закона при производстве следственных действий.

Второе – дача указаний о направлений расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий.

Третье – рассмотрение обращений и жалоб на незаконные и необоснованные действия и решения должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование.

Содержание данного направления процессуального контроля не сводится исключительно к надзору за соблюдением прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Деятельность, осуществляемая по данному направлению, способствует принятию верных решений при оценке собранных по делу доказательств на предмет относимости, допустимости и достоверности.

Четвертое – систематическое, проведение обобщения практики производства предварительного расследования.

Фактически процессуальный контроль за деятельностью следователей следственного комитета при прокуратуре РФ при расследовании уголовных дел осуществляется руководителем следственного органа или отделом процессуального контроля следственного комитета при прокуратуре РФ.

Таким образом, существенные изменения в законодательство, привнесенные Федеральным законом от 5 июня 2007 г.№ 87 – ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» направлены на реализацию функций в сферах осуществления процессуального контроля за соблюдением законности при производстве предварительного расследования. В процессе реализации процессуального контроля реализуется также эффективное управляющее воздействие.

Процессуальный контроль

В решении речь идет о Приказе Следственного комитета Российской Федерации от 15.01.2011 № 1 «Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации».

Заявитель обратился с административным исковым заявлением о признании пункта 1.18 Приказа не действующим в той части, в которой его положения не допускают возможности разрешения жалоб на действия (бездействие) и решения следователя или решение руководителя следственного органа, принятое по первоначальной жалобе в порядке, предусмотренном статьей 124 УПК РФ, Председателем СК России в случаях, когда следователь или руководитель следственного органа не являются его подчиненными.

Суд указал, что Приказ признан не действующим полностью независимо от оснований и доводов, содержащихся в административном исковом заявлении. С учетом выявленных обстоятельств содержания Приказа он подлежал направлению на государственную регистрацию в Минюст России в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ. Данная обязанность СК России не исполнена. Приказ в нарушение приведенных норм СК России на государственную регистрацию в Минюст России не направлялся и продолжал применяться.

Новое
в законодательстве

Приказ, определяющий порядок организации процессуального контроля в СК России, признан недействующим, поскольку не проходил государственную регистрацию в Минюсте России

Решение Верховного Суда РФ от 15.08.2016 N АКПИ16-547 «О признании недействующим Приказа Следственного комитета РФ от 15.01.2011 N 1 «Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации»

Речь идет о Приказе Следственного комитета Российской Федерации от 15.01.2011 N 1 «Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации».

Заявитель обратился с административным исковым заявлением о признании пункта 1.18 Приказа не действующим в той части, в которой его положения не допускают возможности разрешения жалоб на действия (бездействие) и решения следователя или решение руководителя следственного органа, принятое по первоначальной жалобе в порядке, предусмотренном статьей 124 УПК РФ, Председателем СК России в случаях, когда следователь или руководитель следственного органа не являются его подчиненными.

Суд указал, что Приказ признан не действующим полностью независимо от оснований и доводов, содержащихся в административном исковом заявлении. С учетом выявленных обстоятельств содержания Приказа он подлежал направлению на государственную регистрацию в Минюст России в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ. Данная обязанность СК России не исполнена. Приказ в нарушение приведенных норм СК России на государственную регистрацию в Минюст России не направлялся и продолжал применяться.

Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации (не действует с 15.11.2016 на основании решения Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2016 N АКПИ16-547)

Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации (не действует с 15.11.2016 на основании решения Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2016 N АКПИ16-547)

Приказ Следственного комитета Российской Федерации

Приказ «Об усилении прокурорского надзора и контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела»

В целях обеспечения неукоснительного исполнения и единообразного применения положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, оперативного реагирования на нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина, соблюдения их законных интересов при разрешении сообщений о преступлениях, эффективной реализации поставленных перед уполномоченными органами задач ПРИКАЗЫВАЕМ:

1. Заместителям Министра внутренних дел Российской Федерации, директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Председателя Следственного комитета Российской Федерации, директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, руководителя Федеральной таможенной службы, директора Федеральной службы исполнения наказаний, Министра обороны Российской Федерации, директора Федеральной службы судебных приставов — главного судебного пристава Российской Федерации и главному государственному инспектору Российской Федерации по пожарному надзору, а также нижестоящим руководителям территориальных органов на окружном, межрегиональном и региональном уровнях в соответствии с распределением обязанностей:

1.1. Обеспечить неукоснительное исполнение уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, межведомственных и ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях.

1.2. Принять неотложные меры к повышению персональной ответственности руководителей следственных органов, начальников органов (подразделений) дознания, следователей и дознавателей, а также иных должностных лиц, уполномоченных в соответствии с порядком, установленным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации* (далее — УПК) и иными нормативными правовыми актами, осуществлять прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях, за несоблюдение порядка их рассмотрения и вынесение процессуальных решений, не соответствующих законодательству Российской Федерации.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 30, ст. 3015, 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 27, ст. 2700, 2706, 2708; N 28, ст. 2880; N 50, ст. 4847; 2004, N 11, ст. 914; N 17, ст. 1585; N 27, ст. 2711; N 49, ст. 4853; 2005, N 1, ст. 13; N 23, ст. 2200; 2006, N 3, ст. 277; N 10, ст. 1070; N 23, ст. 2379; N 28, ст. 2975, 2976; N 31, ст. 3452; 2007, N 1, ст. 46; N 16, ст. 1827; N 18, ст. 2118; N 24, ст. 2830, 2833; N 31, ст. 4008, 4011; N 41, ст. 4845; N 49, ст. 6033; N 50, ст. 6235, 6236, 6248; 2008, N 12, ст. 1074; N 24, ст. 2798; N 49, ст. 5724; N 52, ст. 6226, 6235; 2009, N 1, ст. 29; N 11, ст. 1266, 1267, 1268; N 18, ст. 2145; N 26, ст. 3139; N 29, ст. 3613; N 44, ст. 5170, 5173; N 45, ст. 5263; N 51, ст. 6161; N 52, ст. 6422, 6453; 2010, N 1, ст. 4; N 8, ст. 780; N 11, ст. 1168, 1169; N 14, ст. 1552; N 15, ст. 1756; N 17, ст. 1985; N 18, ст. 2145; N 19, ст. 2284; N 21, ст. 2525; N 27, ст. 3416, 3427, 3428, 3431; N 30, ст. 3986, 3989, 4003; N 31, ст. 4164, 4193; N 49, ст. 6412, 6414, 6419; 2011, N 1, ст. 16, 39, 45, 46; N 7, ст. 901; N 13, ст. 1686, 1687; N 15, ст. 2039; N 19, ст. 2712; N 23, ст. 3259; N 25, ст. 3533; N 29, ст. 4285, 4286; N 30, ст. 4598, 4601, 4605; N 45, ст. 6322, 6323, 6324, 6334; N 48, ст. 6730; N 50, ст. 7349, 7350, 7361, 7362; 2012, N 10, ст. 1162, 1165, 1166; N 24, ст. 3068, 3070, 3071; N 26, ст. 3440; N 31, ст. 4330, 4331, 4332; N 47, ст. 6401; N 49, ст. 6752, 6753; N 53, ст. 7634, 7635, 7636, 7637; 2013, N 7, ст. 608; N 9, ст. 875.

1.3. Организовать систематический анализ состояния этой работы в подчиненных органах дознания и органах предварительного следствия. Безотлагательно принимать исчерпывающие меры к устранению выявленных недостатков и нарушений закона при разрешении сообщений о преступлениях, причин и условий, им способствующих, и недопущению их впредь.

1.4. При вынесении по результатам разрешения сообщений о преступлениях незаконных или необоснованных постановлений, несоблюдении учетно-регистрационной дисциплины уполномоченными подразделениями заслушивать руководителей, а также иных должностных лиц этих подразделений на совещаниях либо проводить служебные проверки и по их результатам решать вопрос о привлечении виновных к предусмотренной законом ответственности.

2. Начальникам органов (подразделений)* дознания и руководителям следственных органов:

* Действие настоящего приказа распространяется на начальников подразделений дознания в части, относящейся к их компетенции, установленной статьей 40.1 УПК.

2.1. В целях обеспечения всесторонности, полноты и объективности проверок сообщений о преступлениях и своевременного принятия соответствующих закону решений организовать систематический упреждающий процессуальный контроль за их проведением до истечения предусмотренного статьей 144 УПК срока.

Изучать находящиеся на рассмотрении у подчиненных сотрудников материалы проверок до принятия по ним процессуальных решений, в случае необходимости давать письменные указания о проведении конкретных проверочных действий в целях установления обстоятельств, имеющих значение для вынесения законных, обоснованных и мотивированных постановлений.

2.2. Принимать исчерпывающие меры к надлежащей организации проверок сообщений о преступлениях и вынесению по ним процессуальных решений не позднее установленных законом сроков.

Продление срока проверки до 10 суток в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 144 УПК, осуществлять при наличии фактических обстоятельств, препятствующих принятию процессуального решения в срок не позднее 3 суток со дня поступления сообщения о преступлении.

Смотрите так же:  Бухгалтерскую отчетность при усн

2.3. Проверяя законность и обоснованность постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, тщательно изучать материалы всех проверок сообщений о преступлениях, устанавливать полноту и своевременность их проведения. В необходимых случаях лично получать объяснения от заинтересованных лиц и специалистов, а равно заявителей, изменивших свою первоначальную позицию, с приобщением результатов опросов к материалам проверок.

При даче согласия руководителем следственного органа на принятие решения об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенным на основании пункта 2 части второй статьи 37 УПК, непосредственно изучать собранные материалы, проверяя их полноту и соответствие выводов об отсутствии достаточных оснований для возбуждения уголовного дела фактическим обстоятельствам, установленным в ходе проверки сообщения о преступлении.

2.4. Обеспечить постоянный контроль за направлением заявителю и прокурору копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в установленный законом срок, а также за приобщением к материалам проверки сведений, подтверждающих выполнение требований части четвертой статьи 148 УПК.

Материалы проверок, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, при отсутствии оснований для его отмены направлять надзирающему прокурору в срок, не превышающий 5 суток с момента поступления соответствующего запроса, а в случае рассмотрения прокурором жалобы в порядке, предусмотренном статьей 124 УПК, — в указанный им срок.

При невозможности направления материалов проверки по объективным причинам (например, в случае их утраты либо нахождения в удаленном месте) безотлагательно информировать об этом прокурора и одновременно принимать исчерпывающие меры к незамедлительному представлению ему всех необходимых для разрешения жалобы материалов, используя любые виды доступной связи.

За своевременность направления и представления прокурору всех материалов проверок, а также копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела начальники органов дознания и руководители следственных органов несут персональную ответственность.

2.5. При отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела поручать проведение дополнительной проверки незамедлительно, а в случае принятия такого решения прокурором — с момента поступления проверочных материалов, не допуская нарушения разумного срока*.

* См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 425-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Запорожец Ларисы Михайловны на нарушение ее конституционных прав частью шестой статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

В целях предупреждения вынесения незаконных, необоснованных и немотивированных постановлений по результатам дополнительных проверок их проведение брать под личный контроль, исключив факты принятия процессуальных решений без исполнения данных указаний в полном объеме.

3. Начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, а также их заместителям, старшим помощникам и помощникам по указанному направлению деятельности:

3.1. Организовать регистрацию и постоянно проводить единый учет поступивших в органы прокуратуры копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и материалов проверок сообщений о преступлениях отдельно по органу предварительного расследования согласно порядковому номеру, присвоенному каждому зарегистрированному сообщению о преступлении.

Во исполнение требований приказов Генерального прокурора Российской Федерации в соответствующих книгах учета раздельно по ведомствам отражать решения, принятые в ходе реализации надзорных полномочий.

3.2. Обеспечить всестороннюю, полную и объективную проверку законности и обоснованности всех постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в срок не позднее 5 суток с момента поступления материалов проверок сообщений о преступлениях.

В этих целях незамедлительно направлять (при необходимости — с помощью факсимильной или иных видов связи) начальникам органов дознания и руководителям следственных органов мотивированные письменные запросы о представлении проверочных материалов для изучения в связи с поступлением соответствующих копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Руководствоваться уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»* и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, реализуя в полном объеме все предоставленные полномочия.

* Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4472; 1999, N 7, ст. 878; N 47, ст. 5620; 2000, N 2, ст. 140; 2001, N 1, ст. 2; N 53, ст. 5018, 5030; 2002, N 26, ст. 2523; N 30, ст. 3029; N 40, ст. 3853; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 29, ст. 2906; N 45, ст. 4586; 2007, N 10, ст. 1151; N 24, ст. 2830; N 31, ст. 4011; 2008, N 52, ст. 6235; 2009, N 29, ст. 3608; N 48, ст. 5753; 2010, N 27, ст. 3416; 2011, N 1, ст. 16; N 7, ст. 901; N 45, ст. 6327; N 46, ст. 6407; N 48, ст. 6730; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7609.

3.3. При возникновении сомнений в объективности обстоятельств, изложенных в материалах проверки, принимать необходимые меры к устранению имеющихся существенных противоречий, препятствующих вынесению законного, обоснованного и мотивированного постановления.

Признав решение об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, не позднее 5 суток с момента получения соответствующим прокурором материалов проверки сообщения о преступлении выносить мотивированное постановление о его отмене, в котором указывать конкретные обстоятельства, подлежащие дополнительной проверке, нарушения законодательства об уголовном судопроизводстве.

Материалы проверки сообщения о преступлении, по которым постановление об отказе в возбуждении уголовного дела признано законным и обоснованным, возвращать по принадлежности в срок до 5 суток с момента принятия этого решения с сопроводительным письмом, содержащим информацию о согласии с выводами об отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

4. Прокурорам городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур ежеквартально представлять в вышестоящую прокуратуру сведения о характере и количестве процессуальных решений, признанных судом в порядке, предусмотренном статьей 125 УПК, незаконными или необоснованными.

В докладных записках указывать причины неисполнения либо ненадлежащего исполнения служебных обязанностей в ходе проверки принятых на данной досудебной стадии уголовного судопроизводства решений (об отказе в возбуждении уголовного дела, о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК, об отказе в приеме сообщения о преступлении и др.), способных причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства или иным лицам, чьи права и законные интересы нарушены, либо затруднить доступ граждан к правосудию, а также сообщать о принятых к их устранению мерах.

5. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обобщать результаты деятельности на данном направлении и анализировать ее состояние не реже двух раз в год. В случае выявления упущений в осуществлении надзорных полномочий на указанной стадии уголовного процесса при наличии достаточных оснований решать вопрос об ответственности виновных должностных лиц.

Направлять в соответствующие подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главную военную прокуратуру докладные записки о результатах анализа состояния работы по надзору за законностью процессуальных действий и принимаемых решений при разрешении сообщений о преступлениях и мерах прокурорского реагирования в порядке, установленном приказом Генерального прокурора Российской Федерации, регламентирующим деятельность по организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и органах предварительного следствия.

В докладных записках отдельно отражать наиболее характерные примеры нарушений законодательства Российской Федерации, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, а также информировать об установленных фактах отказа в приеме сообщений о преступлениях и эффективности принятых прокурорами мер реагирования.

6. Структурным подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры, обеспечивающим надзор за предварительным следствием и дознанием, каждое полугодие тщательно и всесторонне проверять, обобщать и анализировать сведения об исполнении требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в порядке, предусмотренном названным в пункте 5 настоящего приказа организационно-распорядительным документом.

7. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, Министра внутренних дел Российской Федерации, директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Председателя Следственного комитета Российской Федерации, директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, руководителя Федеральной таможенной службы, директора Федеральной службы исполнения наказаний, Министра обороны Российской Федерации, директора Федеральной службы судебных приставов — главного судебного пристава Российской Федерации и главному государственному инспектору Российской Федерации по пожарному надзору организовать ознакомление подчиненных сотрудников с настоящим приказом и обеспечить контроль за его исполнением.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
Ю.Я.Чайка

Министр внутренних дел
Российской Федерации
В.А.Колокольцев

Директор Федеральной службы
безопасности Российской Федерации
А.В.Бортников

Председатель Следственного комитета
Российской Федерации
А.И.Бастрыкин

Директор Федеральной службы
Российской Федерации по контролю
за оборотом наркотиков
В.П.Иванов

Руководитель Федеральной
таможенной службы
А.Ю.Бельянинов

Директор Федеральной службы
исполнения наказаний
Г.А.Корниенко

Министр обороны Российской Федерации
С.К.Шойгу

Директор Федеральной службы
судебных приставов — главный
судебный пристав Российской Федерации
А.О.Парфенчиков

Министр Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий
В.А.Пучков