Профсоюз трудовой спор

Трудовое право. Трудовые споры, профсоюзы, социальное страхование

Трудовые споры — разногласия, которые возникают между работодателем и наемным работником, по поводу условий труда, применения трудового законодательства, реализации прав, обязанностей, ответственности работников.

Трудовой спор — разновидность противоречия, которое имеет несколько стадий развития. Сначала это незначительные различия взглядов, позиций на условия труда, права и обязанности, затем — углубление различий на основе разных взглядов, ценностных ориентации. Далее это формирование противоположных взглядов — противоречий, переходящих в конфликт. Последняя стадия развития противоречий — разрешение конфликта.

Согласно статье 201 КЗоТ РФ трудовые споры рассматриваются: а) комиссиями по трудовым спорам (КТС), б) районными (городскими) народными судами.

В КТС трудовой спор подлежит рассмотрению, если работник самостоятельно или с участием представляющей его интересы профсоюзной организации не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с администрацией.

КТС создается в организации с числом работающих не менее 15 человек. Она избирается общим собранием. Избранными считаются кандидатуры, получившие большинство голосов, при том, что за них проголосовало более половины присутствующих на общем собрании (конференции). КТС избирает из своего состава председателя, заместителей председателя и секретаря комиссии.

Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Заявление работника в КТС подлежит обязательной регистрации и рассмотрению в течении десяти дней со дня подачи заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, и представителя администрации. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению.

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины избранных в ее состав членов. КТС принимает решение большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Член комиссии, не согласный с решением большинства, обязан подписать протокол заседания комиссии, но вправе изложить в нем особое мнение. Копия решения КТС вручается работнику и администрации в трехдневный срок со дня принятия решения.

В районных (городских) народных судах рассматриваются споры:

1) по заявлению работника, администрации или соответствующего профсоюзного органа, защищающего интересы работника, если он является членом этого профсоюза, когда они не согласны с решением КТС;

2) по заявлению прокурора, если решение КТС противоречит законодательству;

3) если КТС в течение десяти дней не рассмотрела спор — по заявлению работника.

Кроме того, в судах рассматриваются споры по заявлению работников, если в их организации КТС не созданы: работников о восстановлении на работе, независимо от оснований прекращения трудового договора (контракта); об изменении даты и формулировки причины увольнения; об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы, а также по заявлениям администрации о возмещении работником материального ущерба, причиненного организации (ст. 122 КЗоТ).

Районный (городской) суд рассматривает также споры об отказе в приеме на работу: лиц, приглашенных в порядке перевода с другого предприятия, организации; молодых специалистов, оканчивающих высшее или среднее специальное учебное заведение и направленных в установленном порядке на работу в данное предприятие; других лиц, с которыми администрация обязана была в соответствии с законодательством заключить договор.

Иски работника по делам о трудовых спорах рассматриваются по месту нахождения организации, Заявление о разрешении трудового спора работник может подать в суд в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. По делам об увольнении — в месячный срок со дня вручения приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Работники при обращении в суд по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты судебных расходов в доход государства.

Администрация может обратиться в суд по вопросам взыскания с работника материального ущерба, причиненного организации в течение одного года со дня обнаружения ущерба.

Коллективные трудовые споры — это споры, возникающие между администрацией организации и трудовым коллективом (коллективом подразделения) или профсоюзом по вопросам: установлении новых и изменении существующих условий труда; быта; заключения и изменения коллективного договора и других соглашении. Эти споры рассматриваются на основании федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

Для защиты своих интересов работники имеют право на объединение в профессиональные союзы — добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Профессиональные союзы представляют интересы своих членов по вопросам труда и другим социально-экономическим вопросам (ст. 226 КЗоТ). Установление условий труда и заработной платы, применения законодательства о труде в случаях, предусмотренных законодательством, также осуществляются с участием профессиональных союзов.

Каждый гражданин, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору избирать или создавать совместно с другими профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в профсоюзы, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения. Отношения профсоюза с администрацией регулируются федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Основные права работников защищаются государством. Конституция России гарантирует каждому человеку социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39). Все работники согласно статье 236 КЗоТ РФ подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

Работники, а в соответствующих случаях и их семьи, обеспечиваются за счет средств государственного социального страхования: пособиями по временной нетрудоспособности, а женщины, кроме того, пособиями по беременности и родам; пособиями по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; пособиями по случаю рождения ребенка; пенсиями по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а некоторые категории работников — также пенсиями за выслугу лет. В случае смерти работника или члена его семьи за счет средств государственного социального страхования выдается пособие на погребение.

Средства, поступающие на цели пенсионного обеспечения и социального страхования, не могут быть израсходованы на иные цели.

Трудовые споры с участием профсоюза

Автор: Ксения Глушко

ГКУ «ИС Нагорного района» г. Москвы.

В Трудовом кодексе Российской Федерации целая глава посвящена защите трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами. Поскольку в компетенцию профессиональных союзов входит защита прав и интересов работников, то профсоюзы очень часто становятся участниками судебных разбирательств между работодателем и работником на стороне последнего. При этом одним из наиболее распространенных нарушений работодателями трудового законодательства является принятие решений без учета мнения профсоюзного органа либо несоблюдение порядка учета мнения профсоюзного органа со стороны работодателя.

Так, например, работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по причине сокращения численности или штата работников организации не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного профсоюзного органа. Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда по кассационной жалобе закрытого акционерного общества «Борторгтехмаш» на решение Борского городского суда Нижегородской области по иску работника к закрытому акционерному обществу «Борторгтехмаш» о восстановлении на работе, компенсации морального вреда, установила, что работник общества обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что он работал в ЗАО «Борторгтехмаш» заместителем директора по общим вопросам и одновременно являлся заместителем председателя профсоюзного комитета ЗАО «Борторгтехмаш». Приказом работодателя был уволен с работы по пункту 2 статьи 81 ТК РФ — по сокращению штатов. Считает, что при увольнении его с работы была нарушена процедура увольнения. Решением Борского городского суда Нижегородской области истец был восстановлен на работе в ЗАО «Борторгтехмаш» в должности заместителя директора по общим вопросам. В кассационной жалобе ЗАО «Борторгтехмаш» просит отменить решение суда. Ответчик считает, что суд неправильно истолковал положения статей 373 и 374 ТК РФ.

Судебная коллегия кассационной инстанции посчитала, что решение Борского городского суда Нижегородской области подлежит отмене за нарушением норм материального права, поскольку, удовлетворяя требования истца и восстанавливая его на работе, суд сослался в решении на то, что ответчиком была нарушена процедура увольнения истца с работы, а именно был нарушен порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, а именно положения статьи 82 и 373 Трудового кодекса Российской Федерации. С указанным выводом судебная коллегия не согласилась, поскольку он не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии со статьей 82 Трудового кодекса Российской Федерации при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному профсоюзному органу данной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников — не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

В связи с проведением мероприятий по оздоровлению финансового положения предприятия, изменением штатной структуры должностей и численности работников, совершенствованием структуры управления и в целях увеличения объемов реализации, генеральный директор ЗАО «Борторгтехмаш» издал приказ о сокращении штата, на основании которого из штатного расписания подлежала исключению должность заместителя директора по общим вопросам, на которой работал истец.

Этим же приказом предписано о принятом решении поставить в известность профсоюзный комитет, что и было сделано своевременно. Решением совместного заседания профкома и администрации ЗАО «Борторгтехмаш» профком дал согласие администрации на исключение из штатного расписания должности заместителя директора.

Учитывая изложенное, нарушений статьи 82 Трудового кодекса Российской Федерации со стороны ответчика допущено не было.

В соответствии со статьей 180 Трудового кодекса Российской Федерации истцу были предложены все вакантные должности, имеющиеся на предприятия, от которых истец отказался. Судом также было установлено, что о предстоящем высвобождении истец был предупрежден под расписку, не менее чем за два месяца до увольнения.

Одним из оснований для восстановления истца на работе явилось, по мнению суда, нарушение ответчиком статьи 373 Трудового кодекса Российской Федерации. Суд посчитал, что работодатель расторг трудовой договор с истцом по истечении месячного срока со дня получения мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.

Как видно из дела, профком ЗАО «Борторгтехмаш» не дал согласия на увольнение истца, но приказ об увольнении был издан по истечении месяца.

Однако суд не учел, что истец являлся не просто членом профессионального союза, прекращение трудового договора с которым происходит с учетом мнения выборного профсоюзного органа, а заместителем председателя профсоюзного комитета ЗАО «Борторгтехмаш», гарантии которого при увольнении предусмотрены статьей 374 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с вышеприведенной статьей увольнение по инициативе работодателя, в соответствии с пунктом 2, подпунктом «б» пункта 3 и пунктом 5 статьи 81 ТК РФ, руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается, помимо общего порядка увольнения, только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

Положения статьи 373 ТК РФ не относятся к общему порядку увольнения работников по пункту 2 статьи 81 ТК РФ, поэтому Борский городской суд Нижегородской области должен был учесть положения статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации.

Президиум обкома профсоюза работников потребкооперации и предпринимательства дал согласие на расторжение трудового договора с истцом, что подтверждается протоколом. Председатель обкома профсоюза работников потребкооперации и предпринимательства Смольянинова И.А., допрошенная судом в качестве свидетеля, подтвердила факт, что заседание профкома состоялось, согласие на увольнение истца было дано, т.к. работодателем были соблюдены все нормы трудового законодательства.

Поскольку статья 373 ТК РФ не устанавливает срок, в течение которого работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с работником, согласие на увольнение которого дано вышестоящим выборным профсоюзным органом, то применительно к положениям части пятой статьи 373 ТК РФ следует исходить из того, что увольнение может быть произведено не позднее одного месяца со дня получения согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа на увольнение.

Указанная позиция нашла свое отражение в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Увольнение истца было произведено до истечения месячного срока со дня получения согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа на его увольнение.

При таких обстоятельствах выводы суда о допущенных ответчиком нарушениях норм трудового законодательства при увольнении истца с работы являются незаконными, необоснованными, а потому решение суда нижестоящей инстанции подлежит отмене.

Судебная коллегия посчитала возможным вынести новое решение, которым в иске о восстановлении на работе и компенсации морального вреда отказать. Отменить решение Борского городского суда Нижегородской области.

В рассмотренном гражданском деле профсоюз не являлся заинтересованным лицом, однако его решение имело непосредственное влияние на судьбу как работника, так и работодателя. Очевидно, что работодатель неизбежно и обязательно должен считаться с выборным профсоюзным органом, в противном случае его решения не будут иметь юридической силы. Также нужно помнить про статью 374 ТК РФ, которая для специальных категорий работников, замещающих должности в выборных профсоюзных коллегиальных органах организации, предусматривает согласование с вышестоящим выборным профсоюзным органом, а также про месячный срок, который начинает течь после согласования с профсоюзом, и в течение которого работник должен быть уволен. В противном случае будет нарушен порядок согласования с выборным профсоюзным органом.

Однако в некоторых случаях работодатели обращаются в суд ввиду бездействия профсоюзного органа при выполнении работодателем процедуры увольнения, предусмотренной статьей 374 Трудового кодекса Российской Федерации. В качестве примера можно привести гражданское дело по иску Муниципального унитарного предприятия «Ачинские коммунальные системы», которое обратилось в суд к Красноярскому краевому союзу СОЦПРОФ с заявлением о нарушении права работодателя бездействием профсоюзного органа. Исковые требования мотивированы тем, что в адрес ответчика — председателя Красноярского краевого союза СОЦПРОФ были направлены уведомления о предоставлении предварительного согласия в порядке статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации о возможном прекращении действия трудового договора со Шмаковой Т.Г. и Бачуриной Т.П. В нарушение требований трудового законодательства профсоюзный орган не предоставлял в письменной форме ответ на уведомления работодателя, в связи с чем истец вынужден был обратиться в суд с вышеназванным исковым заявлением. В судебном заседании от представителя истца поступило заявление с просьбой прекратить производство по заявленному иску в связи с отказом от иска. Отказ был мотивирован тем, что в судебном заседании от представителя ответчика поступила выписка из протокола заседания Координационного совета СОЦПРОФ по вопросам рассмотрения ходатайства МУП АКС о возможном расторжении трудовых договоров. Производство по данному делу судом было прекращено.

Из приведенного примера следует, что профсоюзный орган не может злоупотреблять своим правом согласования расторжения трудовых договоров, игнорировать ходатайства работодателя и затягивать процедуру увольнения без достаточных к тому оснований. В случае обоснованного несогласия профсоюзного органа с намерениями работодателя, он может воспользоваться своим законным правом и защитить работника, не дав работодателю согласия на увольнение.

Нельзя забывать и о праве работодателя на обращение в суд с иском о признании отказа в согласии на увольнение необоснованным.

Так, например, частное Учреждение «Учреждение отдыха «Соцтурпроф» обратилось в суд с иском к Псковской областной организации профессионального союза работников культуры Российской Федерации о признании необоснованным отказа в согласии на увольнение заместителя руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации.

В обоснование иска представитель частного Учреждения «Учреждение отдыха «Соцтурпроф» указал, что директором Учреждения было принято решение об изменении штатного расписания, в соответствии с которым подлежала сокращению, в том числе и должность бухгалтера, замещаемая Кирсановой С.Н., являющейся заместителем председателя профсоюзного комитета частного Учреждения «Учреждение отдыха «Соцтурпроф». Требования статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем были соблюдены. Вышестоящим выборным профсоюзным органом было отказано в удовлетворении представления со ссылкой на пункт 2 статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации, а также на соответствие квалификации Кирсановой С.Н. занимаемой должности. Истец посчитал отказ необоснованным, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04 декабря 2003 года № 421-О, в соответствии с которой отказ должен быть основан на объективных обстоятельствах, подтверждающих преследование данного работника со стороны работодателя по причине его профсоюзной деятельности, то есть в силу дискриминационного характера увольнения.

Смотрите так же:  Мвидео возврат отзывы

По мнению же ответчика, вне зависимости от того, обоснован отказ или нет, Кирсанова С.Н. не может быть уволена с работы в силу гарантий, установленных статьями 179 и 261 Трудового кодекса Российской Федерации.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.

В кассационной жалобе истец поставил вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку суд вышел за пределы исковых требований, нарушив пункт 3 статьи 196 ГПК Российской Федерации.

Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04 декабря 2003 года № 421-О, в случае отказа вышестоящего профсоюзного органа в согласии на увольнение, работодатель вправе обратиться с заявлением о признании его необоснованным в суд, который при рассмотрении дела выясняет, производится ли в действительности сокращение численности или штата работников, связано ли намерение работодателя уволить конкретного работника с изменением организационно-штатной структуры организации или с осуществляемой этим работником профсоюзной деятельностью. При этом соответствующий профсоюзный орган обязан предоставить суду доказательства того, что его отказ основан на объективных обстоятельствах, подтверждающих преследование данного работника со стороны работодателя по причине его профсоюзной деятельности, то есть увольнение носит дискриминационный характер.

Согласно содержанию отказа, несогласие с увольнением Кирсановой С.Н. мотивировано нарушением работодателем норм трудового законодательства. Доказательств, свидетельствующих о том, что увольнение Кирсановой С.Н. носит дискриминационный характер, ответчиком не представлено, не установлено таких оснований и судом.

Кроме того, из материалов дела видно, что Кирсанова С.Н. 22 февраля была избрана заместителем председателя профсоюзной организации частного Учреждения «Учреждение отдыха «Соцтурпроф», в то время как приказ работодателем о сокращении штата работников был принят 01 марта того же года, что так же свидетельствует о том, что увольнение Кирсановой С.Н. не связано с ее профсоюзной деятельностью.

То обстоятельство, что в частном Учреждении «Учреждение отдыха «Соцтурпроф» имело место действительное сокращение штата работников, подтверждается штатными расписаниями до издания соответствующего приказа.

Таким образом, решение суда первой инстанции было отменено, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, нарушены нормы материального и процессуального права. Судебная коллегия постановила решение об удовлетворении исковых требований частного Учреждения «Учреждение отдыха «Соцтурпроф», не передавая дело на новое рассмотрение, так как обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательствах.

Таким образом, для признания увольнения незаконным важнейшими критериями является дискриминационный характер увольнения, а также его связь с деятельностью работника в профсоюзе.

  • Трудовое право
  • Предмет трудового права
  • Функции трудового права
  • Субъекты трудового права
  • Принципы трудового права
  • Источники трудового права

Понятие трудовых споров

При исполнении трудовых обязанностей работник имеет право защищать свои трудовые права, свободы и законные интересы, используя при этом все не запрещенные законом способы и процедуры. При этом Конституцией Российской Федерации (ст. 37) и трудовым законодательством признается право работника на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора между работником и работодателем установлен гл. 60 ТК РФ. А порядок разрешения коллективных трудовых споров предусмотрен гл. 61 ТК РФ и носит название «примирительные процедуры», при этом работники имеют право на забастовку. Право на забастовку предоставлено ст. 37 Конституции РФ и регламентируется ст. 409-415 ТК РФ.

Трудовой спор — это разногласия между работодателем (или его представителями) и работником (работниками) по вопросам регулирования трудовых отношений, поступивших на разрешение специального юрисдикционного органа.

Разногласие — это различная оценка ситуации взаимодействующими сторонами.

Причиной трудового спора, как правило, являются трудовые правонарушения или в некоторых случаях добросовестное заблуждение по поводу наличия правонарушения.

Классификация и виды трудовых споров

Все трудовые споры можно классифицировать по различным основаниям.

Виды трудовых споров по спорящим субъектам:

  • индивидуальные трудовые споры — когда они затрагивают интересы отдельных работников;
  • коллективные трудовые споры — когда затронуты интересы всего трудового коллектива (например, невыполнение работодателем коллективного трудового договора) или его части (отдельного структурного подразделения).

Виды трудовых споров по правоотношениям, из которых они возникают (вытекают из предмета трудового права):

1. трудовые споры, возникающие вследствие правонарушения трудовых отношений (например, но невыплате зарплаты, о незаконном увольнении, задержке выдачи трудовой книжки и др.);

2. трудовые споры, возникающие из правонарушения отношений, непосредственно связанных с трудовыми, т. е.:

  • возникающие из-за нарушения отношений но организации и управлению трудом. Например, работодатель требует выполнения норм труда, не обеспеченных технологическим процессом, или требует, чтобы все производственные задания работники выполняли в темпе, превышающем обычную скорость исполнения заданий, или не отпускает работника с работы, пока он не выполнит производственное задание, и т. п., а работники в юрисдикционном порядке признают эти требования неправомерными;
  • возникающие из-за нарушения отношений по трудоустройству у данного работодателя. Например, в судебном порядке может быть обжалован незаконный отказ в приеме на работу;
  • возникающие из-за нарушения социально-партнерских отношений. Например, работодатель не исполняет коллективный договор и работник в судебном порядке требует исполнения его норм. Обычно такие нарушения приводят к коллективному трудовому спору, но свои интересы может защищать и каждый работник в отдельности;
  • возникающие из-за нарушения отношений по участию работников (их представительных органов) в управлении организацией. Например, работодатель принимает локальные нормативные акты без согласования с первичной профсоюзной организацией;
  • возникающие из-за нарушения отношений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации у данного работодателя. Например, работодатель требует от работника оплатить его обучение или устанавливает испытательный срок после успешного обучения;
  • возникающие из-за нарушения отношений по материальной ответственности сторон трудового договора. Например, работодатель в нарушение трудового законодательства взыскивает с работника полный ущерб, превышающий его среднюю зарплату, своим распоряжением;
  • возникающие из-за нарушения отношений по надзору и контролю. Так, работодатель и работник могут обжаловать незаконное применение мер административной ответственности за нарушение норм охраны труда, также стороны могут обжаловать акт о расследовании несчастного случая, если будут не согласны с его содержанием и выводами;
  • возникающие из-за нарушения отношений по разрешению трудовых споров. Например, сторона, не согласная с решением комиссии по трудовым спорам, обжалует ее решение в суд, а также работодатель может в судебном порядке признать проведение забастовки незаконной;
  • возникающие из-за нарушения отношений по обязательному социальному страхованию. Например, работодатель отказывается оплатить работнику двухдневный больничный, хотя по закону первые три дня оплачиваются за счет работодателя, и работник вынужден обратиться в КТС.

Виды трудовых споров по характеру спора:

  • споры о применении норм трудового законодательства. В том числе споры о заключении, изменении и выполнении коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение представительного органа работников);
  • споры об установлении или изменении существующих условий труда.

Виды трудовых споров по предмету спора:

  • споры о признании права, нарушаемого другой стороной трудового договора;
  • споры о присуждении выплат и возмещения вреда.

Виды трудовых споров по способу его разрешения:

  • исковые споры;
  • споры неискового характера.

К спорам искового характера относятся разногласия, возникающие в связи с применением нормативных актов, договоров, соглашений о труде. В ходе их разрешения работник добивается восстановления или признания за ним конкретного права, т. е. предъявляет иск. Споры искового характера, как правило, индивидуальны. Индивидуальные трудовые споры искового характера рассматриваются комиссиями по трудовым спорам, судами, вышестоящими органами, поэтому с точки зрения подведомственности выделяют три вида разбирательств. К спорам неискового характера относят разногласия, возникающие в связи с изменением действующих или установлением новых условий труда. Коллективные трудовые споры всегда имеют неисковой характер и поэтому разрешаются в особой процессуальной форме.

Виды органов, способных разрешить трудовой спор

Виды органов, которые могут разрешить разногласии между участниками отношении в сфере труда.

Выбор юрисдикцнонного органа, способного разрешить конфликт между участниками отношений в сфере труда, во многом зависит от характера спора и его причин. Разрешить конфликт может вышестоящая организация (или министерство, если у предприятия ведомственная подчиненность), если вышестоящая организация полномочна изменять решения нижестоящей организации или давать обязательные к исполнению указания. Спор может быть разрешен КТС (комиссия по трудовым спорам), если разногласия касаются отношений в сфере труда и сторонами являются работник и работодатель. Судебные органы рассматривают все индивидуальные споры, так как ст. 46 Конституции РФ закрепляет право всех граждан на судебную защиту. Также судом может быть установлена незаконность проводимой или объявленной забастовки. Коллективные споры рассматриваются в порядке примирительных процедур, юрисдикционным органом в которых выступает примирительная комиссия, посредник или трудовой арбитраж. Кроме того, органы надзора и контроля, имеющие право давать обязательные к исполнению предписания, также могут способствовать устранению причин, вызвавших конфликт, т. е., по сути дела, его завершить.

Статья 382 ТК РФ называет органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров: комиссии по трудовым спорам и суд. Поэтому мы разделяем органы, рассматривающие трудовые споры, и органы, которые могут разрешить конфликт между участниками трудовых и непосредственно с ними связанных отношений. Путаница возникает из-за коллизии норм трудового законодательства. Так, например, согласно ст. 391 ТК непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные споры о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора и по заявлению лиц, считающих, что они подверглись дискриминации. Тогда как ст. 373 ТК РФ практически позволяет рассматривать спор об увольнении в административном порядке. В частности, ч. 3 данной статьи говорит: «Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула».

До 2006 г. ст. 3 ТК РФ также закрепляла право лиц, считающих, что они подверглись дискриминации в сфере груда, обратиться с заявлением о восстановлении нарушенных прав в органы федеральной инспекции труда или в суд. 30 июня 2006 г. Федеральным законом № 90-ФЗ ст. 3 была изменена и в качестве инстанции, защищающей граждан от дискриминации в сфере труда, оставлен только суд. Но, конечно же, отдельные нормы трудового законодательства, определяющие надзорным органам несвойственные им функции по рассмотрению трудовых споров, не следует рассматривать как обязывающие, так как полномочия и компетенция органов надзора определяются специальным законодательством. Поэтому органы надзора могут устранить конфликт только в ходе выполнения своих контрольных функций.

Природа возникновения и развития трудового спора отражается в следующих стадиях:

  • сначала возникает первопричина спора, это трудовое правонарушение или добросовестное заблуждение по поводу правонарушения;
  • различная оценка сложившейся ситуации сторонами трудового договора, т. е. возникновение разногласий;
  • попытка урегулировать возникшие разногласия самостоятельно путем переговоров или взаимных консультаций, которая не приносит результата. Закон требует обязательного рассмотрения конфликта (разногласий) между сторонами только в отдельных случаях (например, ст. 235 ТК РФ, предусматривающая возмещение работодателем ущерба личному имущества работника);
  • направление заявления о сути разногласий с целью его разрешения в компетентный юрисдикционный орган. Именно на этой стадии и возникает трудовой спор;
  • разрешение спора по существу, вынесение решения;
  • возможно обжалование принятого решения (необязательная стадия);
  • исполнение принятого решения.

В трудовом споре законодатель определяет важный момент, что это неурегулированные разногласия (ст. 381 ТК РФ). Словарь русского языка содержит следующее определение: разногласия — отсутствие согласия вследствие несходства во мнениях, взглядах, интересах; противоречие, несогласованность (слов, мыслей). Таким образом, для устранения разногласий стороны конфликта могут провести взаимные переговоры, а если этим способом разногласия не устранены, то конфликт перерастает в трудовой спор, если одна из сторон, в установленном порядке, специально для разрешения возникшего конфликта, обратится в специальное учреждение (орган), наделенное определенными полномочиями (юрисдикцией).

Субъектами разногласий в индивидуальных спорах являются работник и работодатель, но следует учесть, что субъектом индивидуального спора может быть гражданин, изъявивший желание заключить трудовой договор с работодателем в случае отказа работодателя от заключения такого договора. Субъектом коллективных трудовых споров, противостоящим работодателю или его представителю, является трудовой коллектив или представители работников, заявляющие требования по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права.

Профсоюзы в трудовом праве

Профессиональные союзы являются коллективными субъектами трудового права. Представляют же их в различных общественных отношениях различные органы на всех уровнях начиная с низового – профсоюзного органа предприятия, организации и заканчивая федеральным – Федерацией независимых профсоюзов России либо другим федеральным профсоюзным органом. Следовательно, юридический статус профсоюзов как субъектов трудового права определяется применительно к их органам и организациям.

Статья 29 Трудового кодекса РФ предусматривает общее право профсоюзов представлять интересы работников и устанавливает области его применения.

Право представительства – важнейший элемент правового статуса профсоюза, который можно рассматривать как юридическую базу для наделения всеми другими конкретными правами и обязанностями по осуществлению профсоюзами защитной функции.

Юридический статус профсоюза как субъекта трудового права закреплен в отдельных статьях Трудового кодекса РФ и Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Правосубъектность профсоюзов и их объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной уведомительной регистрации в Министерстве юстиции РФ или его территориальном органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа.

Качественное изменение социально-экономического уклада привело к тому, что подверглись значительной деформации правомочия профсоюзов как представителей работников. Трудовой кодекс РФ значительно сократил их права.

В настоящее время все права профсоюзов по их содержанию и сфере применения можно подразделить на следующие группы:

  • Права профсоюзов по участию в правотворческой деятельности (Федеральный закон о профсоюзах определяет, что проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).
  • Права профсоюзов по участию в процессе организации и управления трудом (работодатель учитывает мнение профсоюзного органа при решении отдельных вопросов деятельности организации).
  • Надзорно-контрольные права профсоюзов в сфере труда (профсоюзы вправе осуществлять через специально созданные инспекции общественный контроль за соблюдением работодателем, его должностными лицами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).
  • Право профсоюзов на содействие в рассмотрении и разрешении трудовых споров, объявление забастовки и руководство ей (профсоюзные представители могут принимать участие в рассмотрении и разрешении трудовых споров).

Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (главы III и IV) предусматривают соответствующие гарантии прав профсоюзов. Необходимо учитывать то‚ что в содержание правового статуса профсоюза включаются только гарантии юридические. Например‚ гарантируется судебная защита прав профсоюзов‚ а также за нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления‚ работодатели‚ их должностные лица несут дисциплинарную‚ административную‚ уголовную ответственность на основании федеральных законов.

Смотрите так же:  Кредит на недвижимость под залог покупаемой недвижимости

За нарушение законодательства РФ профсоюзы несут ответственность на основании ст. 41 Федерального закона «Об общественных объединениях». Существует возможность ответственности профсоюзов за невыполнение обязательств по коллективному договору‚ соглашению‚ за организацию и проведение забастовки‚ признанной судом незаконной‚ когда такая ответственность установлена федеральными законами. Возможность привлечения к имущественной (гражданско-правовой) ответственности профсоюзной организации‚ объявившей и не прекратившей забастовку после признания ее судом незаконной‚ предусматривается ст. 417 Трудового кодекса РФ.

РАССМОТРЕНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Какие споры относятся к трудовым? Трудовые споры представляют собой разногласия, возникающие между рабочими и служащими с одной стороны и администрацией предприятия (учреждения, организации) — с другой, непосредственно связанные с применением законодательства о труде, выполнением коллективного и трудового договора, Правил внутреннего трудового распорядка.

К трудовым относятся, в частности, споры об увольнении с работы, переводе на другую работу и вынесении дисциплинарного взыскания, о выплате заработной платы, установлении норм выработки, о вычете из заработной платы работника сумм в возмещение нанесенного предприятию материального ущерба и др.

Споры, возникающие между администрацией предприятия и ФЗМК, относящиеся к трудовым интересам всего коллектива рабочих и служащих (начример, при заключении коллективного договора) или к интересам отдельных подразделений предприятия, хотя и являются трудовыми, однако решаются не комиссиями по трудовым спорам, а в порядке соглашения между вышестоящими хозяйственными и профсоюзными органами.

Какие органы рассматривают трудовые споры? В соответствии со ст. 86 Основ законодательства о труде трудовые споры рассматривают комиссии по трудовым спорам, фабричные, заводские, местные комитеты профсоюза, районные (городские) народные суды. Трудовые споры некоторых категорий работников рассматривают вышестоящие в порядке подчиненности органы. Порядок рассмотрения трудовых споров регулируется Положением, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1957 г. («Ведомости Верховного Совета СССР», 1957, № 4, ст. 58), а также Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (статьи 86—94) н Кодексами законов о труде союзных республик.

Каков порядок организации комиссии по трудовым спорам?

Комиссии по трудовым спорам создаются на всех предприятиях, учреждениях и организациях, где имеется ФЗМК или профорганизатор. В состав комиссии входит одинаковое количество представителей администрации и ФЗМК. Количество представителей от каждой стороны согласовывается между администрацией и комитетом профсоюза В состав комиссии представители администрации выделяются приказом руководителя предприятия (учреждения, организации), а представители профсоюзной организации — постановлением соответствующего комитета профсоюза из состава членов данного комитета.

На тех предприятиях, где в связи с малочисленностью профсоюзной организации комитет профсоюза не избирается, комиссия по трудовым спорам создается в составе руководителя предприятия и профсоюзного организатора.

Комиссия по трудовым спорам комплектуется на срок полномочий ФЗМК- В состав комиссии могут входить руководитель предприятия, а как представитель профсоюзной организации — председатель соответствующего комитета профсоюза.

В строительных организациях комиссии по трудовым спорам создаются на предприятиях, в управлениях и других административных единицах. На предприятиях торговли и общественного питания комиссии по трудовым спорам создаются в магазинах, столовых, кафе, ресторанах при наличии там комитета профсоюза или профсоюзного организатора. В тех предприятиях торговли и общественного питания, где нет ни комитета профсоюза, ни профорганизатора, комиссии по трудовым спорам создаются при объединенных комитетах профсоюза, действующих на правах первичного профсоюзного органа.

Какие вопросы подлежат рассмотрению в комиссиях по трудовым спорам? Крмиссии по трудовым спорам являются обязательным первичным органом по рассмотрению всех трудовых споров, возникающих между рабочими и служащими и администрацией предприятий, учреждений и организаций, в том числе по применению установленных норм выработки и расценок, условий труда, обеспечивающих их выполнение, перевода на другую работу и др. Комиссии рассматривают также вопросы оплаты простоя и брака, оплаты работ разной квалификации, оплаты незаконченной работы по сдельному наряду, оплаты за время отстранения от работы, за сверхурочные работы, о праве на получение и о размере полагающейся работнику премии. К компетенции комиссии относится также рассмотрение споров о выплате компенсации за неиспользованный отпуск, в тех случаях, когда закон допускает выплату компенсаций!

о выплате выходного пособия, оплаты за время испытания, при невыполнении норм выработки, о выдаче спецодежды, спецпитания или выплате компенсации за них.

Споры по вопросу наложения дисциплинарного взыскания на рабочих и служащих в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка также подлежат рассмотрению комиссией цо трудовым спорам. Эти споры рассматриваются также и в том city- чае, когда взыскание было вынесено в соответствии с решением товарищеского суда, поскольку в данном случае оспаривается не решение товарищеского суда, а приказ администрации о вынесении взыскания.

Какие вопросы не подлежат рассмотрению в комиссиях по трудовым спорам? Не могут рассматриваться комиссиями трудовые споры по таким вопросам:

восстановления на работе рабочих и служащих, уволенных по инициативе администрации;

увольнения, восстановления в должности, перевода на другую работу работников, занимающих должности, указанные в приложении № 1 к Положению о порядке рассмотрения трудовых споров, наложения на них дисциплинарных взысканий и изменения формулировки причин увольнения. Трудовые споры этой категории работников по другим вопросам (например, о выплате заработной платы) рассматриваются комиссиями на общих основаниях;

увольнения и восстановления в должности работников научно- исследовательских, проектных, проектно-конструкторских, технологических организаций и научно-исследовательских подразделений высших учебных заведений, признанных в результате аттестации не соответствующими занимаемой должности (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1968 г., «Ведомости Верховного Совета СССР», 1968, № 40, ст. 367);

наложения дисциплинарных взысканий на работников, подпадающих под действие уставов о дисциплине;

по искам администрации о взыскании ущерба, причиненного рабочими и служащими предприятию, организации, учреждению;

установления тарифных ставок и должностных окладов, а также изменения штатов; исчисления трудового стажа для назначения пособия по государственному социальному страхованию, пенсий, исчисления трудового стажа для предоставления льгот и преимуществ, установленных для отдельных категорий работников;

предоставления и распределения жилья, а также удовлетворения бытовых потребностей работников;

выплаты премий руководящим работникам предприятия, учреждения, организации (директору, его заместителям, главному инженеру, главному бухгалтеру), если эти премии утверждаются к выплате руководителем вышестоящего хозяйственного органа;

выплаты единовременных премий, не предусмотренных системой оплаты труда (по итогам социалистического соревнования, из фонда предприятия и др.);

трудовых споров лиц, работающих в штате ФЗМК; перевода иа другую работу, наложения дисциплинарного взыскания и а неосвобожденных членов ФЗМК, если перевод или взыскание имели место с согласия ФЗМК.

Комиссии ие могут также рассматривать трудовые споры работников учреждений и управленческого аппарата хозяйственных органов о наложении на них дисциплинарных взысканий за нарушение правил общей и противопожарной охраны служебных помещений и правил хранения служебных документов.

Какие сроки установлены для обращения за разрешением трудовых споров? В соответствии со ст 90 Основ законодательства о труде рабочие И служащие могут обращаться в комиссии по трудовым спорам в любое время, без ограничения каким-либо давностным сроком, а по делам об увольнении — в районный (городской) народный суд в месячный срок со дня вручения приказа об увольнении.

Основами законодательства о труде установлены также сроки для обращения администрации в суд по вопросам взыскания с работников материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации

В случае взыскания ущерба в размере, не превышающем 1/3 месячной тарифной ставки (оклада) работника, установлен месячный срок для обращения в суд со дня обнаружения причиненного работником ущерба; при взыскании ущерба свыше L/З месячной тарифной ставки (оклада), но не более полного размера причиненного ущерба для обращения в суд установлен 1 год со дня обнаружения причиненного работником ущерба.

Пропуск установленных законом сроков не может служить основанием для отказа в приеме заявления. При пропуске по уважительным причинам указанных в законе сроков суд может восстановить эти сроки.

Каков порядок работы комиссий по трудовым спорам? Заявления по трудовым спорам, поступающие ог рабочих и служащих, принимает ФЗМК (или профорганизатор — там, где ФЗМК не избран). Заявления регистрируются в журнале учета заявлений рабочих и служащих, поданных для рассмотрения комиссией по трудовым спорам.

Обязанности председателя и секретаря на каждом заседании комиссии представители сторон исполняют поочередно. Комиссия обязана рассмотреть спор в 5-дневный срок со дня поступления заявления. Заявление рассматривается в присутствии заинтересованного работника, за исключением тех случаев, когда он письменно изьявил согласие на рассмотрение дела в его отсутствие. Если работник, подавший заявление, дважды не явился на заседание комиссии без уважительных причин, комиссия может вынести решение о снятии заявления с рассмотрения. В этом случае работник не лишен права обратиться в комиссию с новым заявлением по этому же спору.

Комиссия вправе вызывать на заседание свидетелей, поручать проведение бухгалтерских экспертиз, требовать от администрации представления необходимых справок, расчетов и проводить иные действия, необходимые для правильного решения рассматриваемого

Заседания комиссии проводятся в нерабочее время с таким расчетом, чтобы дать возможность присутствовать на заседании вызываемым лицам, а также всем желающим — рабочим и служащим того подразделения предприятия, в котором работает заявитель. Нз заседании комиссии ведется протокол, который подписывается председателем и секретарем.

Работник, подавший заявление, имеет право перед началом заседания комиссии заявить мотивированный отвод любому члену комиссии, если считает, что тот не может быть объективным при решении данного спора. Вопрос об удовлетворении ходатайства заявителя решается администрацией или ФЗМК, в зависимости от того, представителю какой стороны заявлен отвод. Если отвод

б) дет удовлетворен, выбывший член комиссии заменяется другим от той же стороны.

Как принимается решение комиссией по трудовым спорам? Комиссия по трудовым спорам принимает решение только по соглашению сторон, а не большинством голосов Если иа заседании комиссии от каждой стороны принимают участие по два или три человека, то для принятия согласованного решения все представители каждой стороны должны быть единого мнения.

Рассматривая трудовой спор, комиссия может удовлетворить претензии заявителя полностью или частично или же отказать в удовлетворении его требований. Решение комиссии должно быть основано на законе (инструкции, положении), четко и ясно изложено. Если решался денежный спор, в решении должны быть точно указаны суммы, взысканные в пользу заявитепя. Нельзя ограничиться, например, таким решением «Взыскать с администрации предприятия в пользу слесаря М. за выполненные им сверхурочные работы». Необходимо точно указать, за какое время взыскиваются сверхурочные, из какого расчета, и назвать точную сумму, подлежащую взысканию. Следует при этом иметь в виду, что при рассмотрении споров о взыскании денежных сумм комиссия впразе произвести взыскание за время до подачи заявления, но не более чем за 3 любых месяца по выбору работника, а при взыскании компенсации за неиспользованный отпуск — не более чем за 2 последних рабочих года В районах Дальнего Севера и приравненных к ним местностях компенсация за неиспользованный отпуск может быть взыскана не более чем за 3 последних года. При этом следует иметь в зиду, что в соответствии со ст. 32 Основ законодательства 0

труде, начиная с 1 января 1971 г. замена отпуска денежной компенсацией не допускается, кроме случаев увольнения рабочего или служащего, не использовавшего отпуск. Следозательно, компенсация за неиспользованный отпуск может взыскиваться лишь за время до 1

января 1971 г. Решение комиссии заносится в протокол. Выписка из протокола в 3-дневный срок должна быть передана ФЗМК и администрации, а также вручена жалобщику.

Техническое обслуживание комиссии зозложено на администрацию предприятия, учреждения, организации, для чего последняя выделяет одного из работников. Этот работник выполняет только техническую работу, связанную с деятельностью комиссии по тру- доаым спорам, в решении трудовых споров он не принимает участия.

Каков порядок обжалования решений комиссии по трудовым спорам? Если работник не согласен с решением комиссии по трудовым спорам, он вправе в 10-дневный срок обратиться с жалобой на это решение в ФЗМК- В этот же срок он может обратиться в ФЗМК с заявлением о рассмотрении спора в том случае, если при рассмотрении спора в комиссии стороны не пришли к соглашению.

10-дневный срок, предоставляемый работнику на обжалование решений комиссии, во всех случаях исчисляется с момента получения им выписки из протокола заседания комиссии. Обжаловать решение комиссии может только работник, обращавшийся с заявлением о рассмотрении спора. Администрация не пользуется таким правом. Администрация вправе обратиться к прокурору с просьбой об опротестовании незаконного решения комиссии. Прокурор по своей инициативе также вправе принести протест на незаконное решение комиссии.

По протесту прокурора спор рассматривается на заседании ФЗМК.

В каких случаях трудовые споры рассматриваются в ФЗМК?

ФЗМК рассматривают трудовые споры по заявлениям рабочих и служащих в том случае, когда работник не удовлетворен решением комиссии по трудовым спорам или когда стороны при решении спора в комиссии не пришли к соглашению. Следовательно, работник ие Вправе обратиться в ФЗМК о рассмотрении трудового спора, а ФЗМК не вправе рассмотреть трудовой спор, подлежащий предварительному рассмотрению в комиссии по трудовым спорэм.

При пропуске работником 10-дневного срока, установленного для обращения в ФЗМК, последний С учетом уважительности причин, по которым пропущен срок, может рассмотреть спор по существу н удовлетворить требования заявителя или наоборот, отказать в рассмотрении спора, если признает, что срок пропущен по неуважительной причине, и вынести постановление по существу спора.

ФЗМК, может отменить решение комиссии и вынести постановление по существу спора также по собственной инициативе или по протесту прокурора, если признает, что решение комиссии противоречит действующему законодательству.

Каков порядок рассмотрения трудовых споров ФЗМК? При подготовке дела к рассмотрению на заседании ФЗМК последний, как и комиссия по трудовым спорам, имеет право требовать от администрации представления необходимых документов, назначать технические и бухгалтерские проверки и т. д. Законом не установлено правило об обязательном присутствии заявителя при рассмотрении его заявления на заседании ФЗМК- Практика решает этот вопрос положительно, установив, что заявление может быть рассмотрено в отсутствие заинтересованного работника при его согласии на это или при неявке его по неуважительным причинам. Во всех иных случаях неявки работника из заседание ФЗМК (болезнь, командировка) рассмотрение заявления дотжно быть перенесено на другой срок. Неявка на заседание ФЗМК представителя администрации, как правило, не вызывает перенесения срока рассмотрения трудового спора.

Поступившие заявления и жалобы рабочих и служащих по трудовым спорам должны быть рассмотрены в 7-дневный срок со дня поступления. На заседание приглашаются представитель администрации и заявитель, свидетели н другие лица, если этого требуют обстоятельства рассмотрения спора. Трудовые споры решаются коллегиально, причем при принятии постановления, на заседании должно присутствовать ие менее 2/3 состава комитета профсоюза. .Постановление будет законным, если за него проголосует не менее половины присутствующих членов комитета.

Рассматривая спор* по жалобе работника на решение комиссии по трудовым спорам. ФЗМК может оставить решение комиссии в силе или отменить его и вынести постановление по сути спора. Во всех случаях, когда рассмотрение спора относится к компетенции ФЗМК, он обязан решить его и вынести свое постановление. Отказаться от рассмотрения спора по каким-либо мотивам ФЗМК ие вправе.

Требования к постановлениям ФЗМК такие же, как и к решениям комиссии по трудовым спорам: они должны быть четко и ясно изложены со ссылкой на закон, а по денежным претензиям содержать соответствующие расчеты и точное указание сумм, подлежащих взысканию в пользу заявителя. В постановлении может быть указан срок его исполнения.

Смотрите так же:  Административная ответственность за нарушение трудового законодательства рф

Каков порядок обжалования постановления ФЗМК по трудовому спору? Если работник не согласен с постановлением ФЗМК по трудовому спору, он имег право в 10-дневный срок со дня получения копии постановления ФЗМК обратиться с заявлением в народный суд о рассмотрении трудового спора. К заявлению должна быть приложена копия посгановления ФЗМК и решения комиссил по трудовым спорам.

Администрация имеет право обжаловать постановление ФЗМК по трудовому спору лишь в том случае, когда она считает, что это постановление противоречит действующему законодательству. В этом случае администрация может обратиться с заявлением в суд в 10- дневный срок со дня получения копии постановления ФЗМК- Прокурор также вправе обратиться с заявлением в суд, если находит, что принятое ФЗМК постановление по трудовому спору противоречит действующим законам.

Каков порядок исполнения решений комиссий по трудовым спорам? Решение комиссии по трудовым спорам язляегся окончательным и не требует какого-либо утверждения. Оно должно быть выполнено администрацией в 10-диезный срок, если в самом решении не указан срок его исполнения Если по окончании указанного срока решение комиссии не будет выполнено, ФЗМК рассматривает этот вопрос на своем заседании и выдает заинтересованному работнику удостоверение установленной формы, имеющее силу исполнительного листа. В том случае, когда при обсуждении на заседании ФЗМК вопроса о зыдаче удостоверения выяснится, что решение комиссии по трудовым спорам вынесено в нарушение установленного законодательства, ФЗМК отказывает в выдаче удостоверения. Выданное в соответствии с постановлением ФЗМК удостоверение о принудительном исполнении решения комиссии по трудовым спорам должно быть заполнено точно в соответствии с указанными в нем реквизитами, подписано председателем ФЗМК с приложением печати и указанием даты зыдачи.

Заинтересованный работник может обратиться за получением удостоверения в течение месячного срока со дня вручения ему зы- писки из протокола заседания комиссии по трудовым спорам Предъявить удостоверение к исполнению можно в 3 месячный срок со дня получения.

При решении трудового спора комиссией в составе руководителя предприятия и профорганизатора (там, где нет ФЗМК) удостоверение о принудительном исполнении выдается вышестоящим профсоюзным органом — объединенным, групповым, районным или областным комитетом и выполняется в общем порядке.

Каков порядок исполнения решений ФЗМК по трудовым спорам? Удостоверение о принудительном исполнении решения ФЗМК выдается заинтересованному работнику по истечении 10-дневчого срока, установленного для обращения сторон з суд о решении спора. Удостоверение выдается председателем ФЗМК или его заместителем единолично, без специального решения ФЗМК по эгому вопросу. Удостоверение не выдается, если одна из сторон обратилась в суд о рассмотрении спора.

Порядок и сроки обращения работника за получением удостоверения и предъявления его к исполнению такой же, как и при получении удостоверения по решению комиссии по трудовым спорам, Факие же правовые последствия наступают и в случае неисполнения администрацией постановления ФЗМК о восстановлении на прежней работе работника, неправильно узоленного или переведенного на другую работу.

В каком случае трудовые споры рассматриваются в народном суде непосредственно? Как правило, с заявлением о рассмотрении трудового спора стороны могут обращаться в суд лишь после рассмотрения его комиссией по трудозым спорам и ФЗМК. Действующее законодательстве допускает некоторые исключения из этого правила, установив рассмотрение непосредственно в суде следующих трудовых споров:

по заявлениям рабочих и служащих, когда они не согласны с постановлением ФЗМК, или по заявлению администрации, когда ока считает, что постановление ФЗМК противоречит действующему закон одательству;

по заявлению рабочих и служащих, когда они не согласны с решением комиссии по рассмотрению трудовых споров в состазе профсоюзного организатора и руководителя предприятия, учреждения, организации или когда в этой комиссии не было достигнуто соглашение сторон, а также когда на предприятии, в учреждении, организации нет ФЗМК и профсоюзного организатора;

по заявлениям о восстановлении на работе рабочих и служащих, уволенных по инициативе администрации предприятия, учреждения, организации, за исключением споров работников, занимающих должности, предусмотренные в особом перечне,

по заявлениям администрации о возмещении рабочими и служащими ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации;

по заявлениям администрации о взыскании с работника подотчетных и авансовых сумм, если не предоставляется возможность погасить задолженность в установленном порядке;

по спорам работников, состоящих в трудовых правоотношениях с ФЗМК (работников бухгалтерии, руководителей кружков и других лиц, состоящих в штате ФЗМК);

по спорам о наложении дисциплинарного взыскания или переводе на другую временную работу рабочего или служащего, являющегося членом ФЗМК, если наложение взыскания или перевод состоялся с согласия ФЗМК;

по спорам лиц, работающих по найму у отдельных граждан- (домашние работницы, шоферы и т. д.);

лиц, работающих в колхозах по трудовому договору.

Каков порядок рассмотрения трудовых споров в народном суде? Обращаться в суд с заявлением о рассмотрении трудового спора можно как по месту нахождения ответчика (предприятия, учреждения, организации), так и по месту жительства истца, по выбору заинтересованного работника. Стороны имеют право знакомиться с материалами дела, получать копии решений и других относящихся к делу документов, принимать участие в судебном заседании, предь- являть доказательства, давать суду объяснения, заявлять отводы и обжаловать решения и постановления суда.

Если в процессе рассмотрения трудового спора будет установлено, что со стороны администрации имеются грубые нарушения закона, суд обязан вынести частное определение о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной, а при наличии к тому оснозаний — и к уголовной ответственности. В случае увольнения без закончого основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу рабочий или служащий должен быть восстановлен иа прежней работе органом, рассматривающим трудовой спор.

Каков порядок обжалования решений народного суда по трудовым делам? Стороны и другие лица, которые принимали участие в рассмотрении дела, могут обжаловать решение суда в кассационном порядке в течение 10 дней, считая со следующего дня после вынесения решения. На решение народного суда жалоба подается в областной суд через суд, рассматривавший дело в качестзе суда первой инстанции. Явка сторон в суд второй инстанции ие обязательна.

Рассматривая дело з кассационном порядке, областной суд вправе:

оставить решение народного суда в силе, а кассационную жалобу без удовлетворения; отменить решение народного суда полностью или частично и направить дело на нозое рассмотрение в ином составе суда или в другой суд; отменить решение и прекратить дело производством в суде; изменить решение народного суда или постановить новое, не направляя дело на новое рассмотрение в том случае, когда обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, но суд первой инстанции допустил ошибку в применении закона.

После рассмотрения дела областным судом решение по делу, если оно не отменено, вступает в законную силу й подлежит1 исполнению.

Вступившее в законную силу решение народного суда по трудовому спору может быть отменено лишь в порядке судебного надзора президиумом областного (краезого) суда, судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда союзной республики или Верховного Суда СССР. Правом опротестования вступизшего в законную силу решения народного суда пользуются: Генеральный Про курор СССР и его заместители; Председатель Верховного Суда СССР и его заместители; Прокурор союзной республики, Председатель Верховного Суда союзной республики и его заместители; Прокурор области (края) и председатель областного (краевого) суда

В каком размере оплачивается время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы? Работнику, незаконно уволенному с работы и восстановленному на прежней работе, выплачивается по решению суда средний заработок за зремя вынужденного прогула со дня узольнения, но не более чем за 3 месяца. Работнику, незаконно переведенному на другую работу и восстановленному на прежней работе, выплачивается по решению или постановлению саргана по рассмотрению трудовых споров средний заработок за время вынужденного прогула в том случае, когда работник не приступал’к работе, на которую он был незаконно переведен, или разницу в заработке за время выполнения нижеопдачи- ваемой работы, но не более чем за 3 месяца. (Ст. 295 КЗоТ УССР; от. 214 КЗоТ РСФСР).

Каков порядок исполнения решений или постановлений о восстановлении на работе или выплате заработной платы? Решение или постановление, принятое органом по рассмотрению трудовых споров, о восстановлении иа работе незаконно уволенного или переведенного работника, подлежит немедленному исполнению. Если администрация задерживает исполнение такого решения или постановления, то за время задержки со дня вынесения решения или постановлений по день его исполнения работнику выплачивается средний заработок или разница в заработке.

Немедленному исполнению подлежит также решение суда о присуждении рабочему или служащему заработной платы, но не более чем за 1 месяц. (Ст. 236 КЗоТ УССР; ст. 216 КЗоТ РСФСР).

В каких случаях допускается поворот исполнения решений по трудовым спорам? В случае отмены выполненных судебных решений о взыскании заработной платы или иных выплат, вытекающих из трудовых правоотношений, поворот исполнения допускается лишь в том случае, когда отмененное решение было основано на сообщенных истцом неправильных сведениях или представленных им подложных документах.

По этим же основаниям допускается взыскание с рабочих и служащих сумм, выплаченных им в соответствии С ранее принятым решением комиссии по трудовым спорам или постановлением ФЗМК, в случае иного решения данного спора в последующем. (Ст. 239 КЗоТ УССР; ст. 219 КЗоТ РСФСР).

Какая материальная ответственность установлена для должностных лиц, виновных в незаконном увольнении или переводе? Должностное лицо, виновное в незаконном увольнений или переводе работника на другую работу, обязано по решению суда возместить ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации в связи с оплатой за время вынужденного прогула или за время выполнения нижеоплачиваемой работы Такая ответственность должностного лица наступает в том случае, если перевод или увольнение произведены с явным нарушением закона (например, при отсутствии согласия ФЗМК на увольнение работника) или если администрация задержала решение суда о восстановлении на работе. Размер возмещения ущерба не может превышать 3 месячных окладов должностного лица. (Ст. 238 КЗоТ УССР; ст. 215 КЗоТ РСФСР).

Какие споры подлежат рассмотрению в порядке подчиненности? Как правило, трудовые споры граждан СССР рассматриваются комиссиями по трудовым спорам, ФЗМК, народными судами. Лишь в отношении ограниченного круга лиц законом допущено исключение из этого общего правила. К трудовым спорам, рассматриваемым в порядке подчиненности, относятся споры:

а) об увольнении, восстановлении на работе, переводе на другую работу, а также о наложении дисциплинарных взысканий и изменении формулировки причин увольнения работников, занимающих должности, указанные в приложении № 1 к Положению о порядке рассмотрения трудовых споров К этой категории лиц относятся руководители предприятий, учреждений и организаций, их заместители; начальники цехов, мастерских и лабораторий на правах цехов; главные инженеры, главные врачи, главные механики и другие главные специалисты; старшие мастера и мастера; начальники строительных участков и старшие производители работ; профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений и работники иаучио-ис- следовательских заведений, должности которых замещаются по кои- курсу; выборные работники, занимающие платные должности и др J

б) об увольнении и восстановлении на работе работников научно-исследовательских, проектных, проектно-конструкторских, технологических организаций и научно-исследовательских подразделений высших учебных заведений, признанных в результате аттестации не соответствующими занимаемой должности;

в) о наложении дисциплинарных взысканий на лиц, подпадающих под действие Устазов о дисциплине:

г) о дисциплинарных взысканиях, наложенных на работников учреждений и управленческого аппарата хозяйственных органов за нарушение Правил общей и противопожарной охраны служебных помещений и сохранения служебных документов.

Какие органы рассматривают трудовые споры в порядке подчиненности и каков порядок рассмотрения этих споров. В соответствии с Основами дисциплинарного законодательства СССР и союзных республик (СЗ СССР, 1929, № 71, ст. 670) и принятыми союзными республиками в соответствии с ними Положениями о дисциплинарной ответственности в порядке подчиненности, трудовые споры в порядке подчиненности рассматриваются:

а) органом или лицом, от которого, согласно существующим правилам, зависит назначение данного работника на должность;

б) органом, избравшим данное должностное лицо,

в) вышестоящими в порядке подчиненности органами и лицами.

Увольнение с работы или перевод на другую работу работников, занимающих должности, перечисленные в приложении № I к Положению о порядке рассмотрения трудовых споров, в зависимости от обстоятельств может быть произведено либо в соответствии с Основами законодательства о труде и Кодексом законов о труде, либо в соответствии с нормами, установленными Положением о дисциплинарной ответственности в порядке подчиненности.

Так. если увольнение состоялось по мотивам сокращения штатов, несоответствия работника занимаемой должности и в некоторых других случаях, предусмотренных ст 17 Основ законодательства о труде, отношения сторон регулируются Основами законодательства 0

труде и КЗоТ, если же увольнение или перевод произведены в качестве меры дисциплинарного воздействия,— это действие регулируется нормами Положения о дисциплинарной ответствениости в порядке подчиненности.

В зависимости от того, каким нормативным актом регулируется конкретный случай увольнения или перевода, определяется и срок обжалования действий администрации Если увольнение состоялось по мотивам сокращения штатов, т. е. когда отношения регулируются Основами законодательства о труде и КЗоТ, то в этом случае срок для подачи заявления в зышестоящий орган будет составлять 1

месяц со дня вручения приказа об увольнении, а при увольнении в порядке применения мер дисциплинарного взыскания срок обжалования будет равняться 14 дням (п. 11 Положения о дисциплинарной ответственности в порядке подчиненности, «•Збірник законів УРСР», 1930, № 10. ст. 104).

Для рассмотрения заявления по трудовому спору руководителем вышестоящего органа установлен 5-дневный срок

Рассматривая трудовой спор об увольнении с работы, переводе на другую работу или наложении дисциплинарного взыскания, руководитель вышестоящего органа может оставить в силе решение нижестоящей инстанции, отменить или изменить его. Решеиие вышестоящего органа оформляется распоряжением или приказом. В приказе о восстановлении на должности неправильно уволенного или переведенного работника одновременно решается зопрос о выплатё ему заработной платы за вынужденный прогул или разницы в зарплате в случае непразильнсго перевода на нижеоплачиваемую работу в соответствии со ст. 92 Основ законодательства о труде. Этот приказ выполняется силой полномочий вышестоящего органа. Вопрос о возможности обжалования решения по трудовому спору вышестоящего з порядке подчиненности органа законодательством не регламентируется, однако практика решает его положительно.

Каков порядок рассмотрения трудовых споров лиц, подпадающих под действие Уставов о дисциплине? Уставы о дисциплине действуют на железнодорожном, морском и речном транспорте, на предприятиях связи и в некоторых других отраслях народного хозяйства. Они представляют собой нормативные акты, регулирующие трудовые обязанности работников определенных отраслей народного хозяйства. _

Ряд уставов о дисциплине распространяется не на всех рабочих и служащих данной отрасли народного хозяйства, а лишь на работников, выполняющих ответственные и важные работы, и работников центрального аппарата.

Трудовые споры о наложении дисциплинарных взысканий на эту категорию работников рассматриваются вышестоящим начальником по отношению к начальнику, наложившему взыскание. Срок подачи жалоб по различным уставам установлен разный — от 5 до 10 дней со дня объявления работнику приказа о наложении дисциплинарного взыскания. Решение вышестоящего начальника является окончательным.

Все остальные споры работников, подпадающих под действие уставов о дисциплине (споры о заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск и др.), рассматриваются в общем порядке, предусмотренном Положением о порядке рассмотрения трудовых споров. В таком же порядке рассматриваются трудовые споры работников, на которых не распространяется действие уставов о дисциплине (см., например, п. II Устава о дисциплине работников морского транспорта СССР). На этих работников дисциплинарные взыскания налагаются в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка.