Рамочный договор перевозки грузов

Договор об организации перевозок грузов: субъектный состав, порядок заключения, ответственность

(Морозов С. Ю.) («Гражданское право», 2011, N 2) Текст документа

ДОГОВОР ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ: СУБЪЕКТНЫЙ СОСТАВ, ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

——————————— Morozov S. Yu. The contract about the organization of transportations of cargoes: subject structure, the order of the conclusion, the responsibility.

Морозов Сергей Юрьевич, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Ульяновского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

В статье анализируется правовой статус грузовладельца как стороны договора об организации перевозок грузов. Рассматривается возможность участия в договоре грузополучателя. Исследуются вопросы ответственности за нарушение договорных обязательств.

Ключевые слова: договор об организации перевозок, грузовладелец, ответственность по договору.

In article the legal status of the cargo owner, as sides of the contract about the organization of transportations of cargoes is analyzed. The possibility of participation in the contract the addressee of a cargo. is considered. Questions of the responsibility for infringement of treaty obligations are investigated.

Key words: the contract about the organization of transportations, the cargo owner, the responsibility under the contract.

В качестве субъектов договоров об организации перевозок в соответствии со ст. 798 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) выступают перевозчик и грузовладелец. В качестве грузовладельца выступает лицо, владеющее грузом на законных основаниях и способное предъявлять груз в обусловленном объеме. Грузовладелец и грузоотправитель не всегда совпадают в одном лице. Например, в качестве грузовладельца может выступать экспедитор, заключающий договор перевозки грузов от своего имени. А. М. Рубин, в частности, считает, что появление термина «грузовладелец» обязано тому, что, исходя из взаимосвязи договора централизованной перевозки и договора поставки, «на стороне грузоотправителя может выступать значительное число предприятий и организаций, выполняющих обязанности по отправке грузов . ——————————— См.: Рубин А. М. Договор централизованной перевозки грузов автомобильным транспортом в советском праве // Вопросы советского транспортного права. М., 1957. С. 204 — 205.

Несовпадение грузовладельца и грузоотправителя в одном лице ставит вопрос о правовом положении грузоотправителя по договору об организации перевозок грузов, который относится к категории рамочных организационных договоров. Такого рода договоры предполагают систематическое заключение организуемых договоров (в данном случае договоров перевозки грузов) между теми же субъектами (перевозчиком и грузовладельцем). Между тем договор перевозки грузов всегда заключается с грузоотправителем, который может и не являться грузовладельцем. Получается, что субъекты организационного и организуемого правоотношений совпадают не полностью. На каком же основании грузоотправитель, не являющийся грузовладельцем и не заключивший договор об организации перевозок грузов, получает право заключить договор перевозки грузов на условиях договора об организации перевозок? Не является ли он третьим лицом, в пользу которого заключен договор? В этом вопросе существует некоторая неопределенность. Однозначно можно утверждать лишь то, что право воспользоваться условиями договора об организации перевозок у грузоотправителя действительно возникает из договора и данному праву не противостоит субъективная обязанность. Однако в отличие от договоров в пользу третьего лица здесь третье лицо (грузоотправитель) не получает возможности заменить кредитора в этом же обязательстве (договоре об организации перевозок грузов). Он приобретает право вступить в иное обязательство (договор перевозки грузов) на условиях рамочного договора. Высший Арбитражный Суд РФ в своем Определении от 18 января 2007 г. N 16224/06 указал, что нормы ГК РФ не устанавливают, что заключение договора об организации перевозок лицом, не являющимся грузовладельцем или грузоотправителем, влечет его недействительность . ——————————— Документ опубликован не был (см.: СПС «КонсультантПлюс»).

Что касается грузополучателя, то в принципе он мог бы быть участником правоотношений по организации систематических перевозок лишь в случаях, когда рамочный договор направлен на организацию выдачи грузов на заключительной стадии перевозки. Применение термина «грузовладелец» создает предпосылки для возможности заключать договор об организации перевозок грузов не только с грузоотправителем, но и с грузополучателем. В этом случае на систематической основе организовывалось бы исполнение обязанностей перевозчика по выдаче груза. Признание договора перевозки грузов договором в пользу третьего лица позволяет реализовать такую схему правовых взаимоотношений. Ведь грузополучатель, выразив свою волю принять груз, заменяет кредитора (грузоотправителя) в обязательстве и в части реализации прав на получение груза становится самостоятельной фигурой, независимой от грузоотправителя. Причем такой договор об организации перевозок грузов мог бы предусматривать получение грузов не от одного, а от множества разных грузоотправителей, и в этом случае его условия никак не зависели бы от того, заключен ли договор об организации перевозок грузов между конкретным грузоотправителем и данным перевозчиком. Однако действующее законодательство создает определенные препятствия для участия грузополучателя в рамочном организационном договоре. Отношения по выдаче грузов никак не сочетаются с предметом договора об организации перевозок грузов, который представляет собой действия грузовладельца по предъявлению груза к перевозке, а не по его получению. Хотя ст. 798 ГК РФ и предусматривает необходимость согласования других условий организации перевозки, такие условия не составляют предмет договора, а являются его содержанием. Между тем, как верно отмечает А. И. Хаснутдинов, содержание договорного обязательства предопределяется его предметом, а не наоборот . Это весомый аргумент в пользу расширения предмета договора об организации перевозок грузов. ——————————— Хаснутдинов А. И. Вспомогательные договоры на транспорте: Дис. … д-ра юрид. наук. Иркутск, 1995. С. 136.

Как верно отмечается в научной литературе, долгосрочный договор об организации перевозок заключается в письменной форме . Что же касается принудительного порядка заключения договора об организации перевозок, то исчерпывающий ответ о такой возможности дает Постановление Пленума ВАС РФ N 18 от 12 ноября 1998 г. В нем говорится, что заключение договора об организации перевозок железнодорожным транспортом не является обязательным и при отказе одной из сторон заключить такой договор другая сторона через арбитражный суд не может требовать его заключения . ——————————— См.: Комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации / Под ред. Т. Е. Абовой, В. Б. Ляндреса. М., 1998. С. 26. См.: Вестник ВАС РФ. 1999. N 1.

Договор об организации перевозок грузов не освобождает грузоотправителя от подачи заявки. В этой связи вызывает сомнение правильность утверждения Б. И. Пугинского, который считает, что предъявление заявки во исполнение договора об организации перевозок необходимо только тогда, когда это предусмотрено транспортными уставами и кодексами . В заявке на конкретную перевозку указывается точное наименование и количество груза, тип транспортного средства, время его подачи под погрузку, пункт назначения. Трудно себе представить, каким образом согласовывались бы данные условия при отсутствии в транспортных уставах и кодексах указания на необходимость подачи заявки. Кроме того, что, на наш взгляд более существенно, рамочному договору об организации перевозок грузов нечего будет организовывать, если будет отсутствовать договор о предъявлении груза к перевозке, который не может возникнуть без подачи заявки. А организационные договоры всегда предполагают наличие организуемых договорных обязательств. Так, Х. И. Шварц небезосновательно полагал, что только согласование заявки, принятие ее образуют правовую основу взаимоотношений сторон в течение данных суток. Вместе с тем автор придавал заявке значение дополнительного договора на перевозки, осуществляемые в данные сутки, что, на наш взгляд, нельзя признать приемлемым . ——————————— Пугинский Б. И. Коммерческое право. 2-е изд. М., 2006. С. 246. См.: Шварц Х. И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте. М., 1966. С. 44.

Правовая природа рамочного договора предполагает специфику в вопросах регулирования ответственности за неисполнение его условий. Например, М. А. Тарасов полагал, что, если договор об организации перевозок «не будет реализован полностью, денежных санкций за такое нарушение не установлено. Следовательно, годовой (навигационный) договор является договором без исковой силы, так как невыполнение обязательств по разовым договорам о перевозках по рельсовым, воздушным, автомобильным и водным путям влечет ответственность, указанную в транспортных положениях, уставах и кодексах» . Нетрудно заметить, что автор связывает ответственность за невыполнение условий договора с тем обстоятельством, что этот договор по своей правовой природе является организационным. Именно это обстоятельство является важным, поскольку все остальные утверждения М. А. Тарасова обусловлены отсутствием в законодательстве норм об ответственности за нарушения организационного договора и должны быть временно отодвинуты нами на второй план. С позиций же сегодняшнего дня вызывают удивление утверждения некоторых авторов по исследуемому вопросу. Г. П. Савичев полагал, что «ГК, равно как и транспортные уставы и кодексы, оставляет как бы открытым вопрос об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора об организации перевозок грузов, поскольку ст. 798 ГК РФ лишь устанавливает, что перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. Применительно к перевозчику обязанность подать отправителю груз под погрузку в срок определяется и в ст. 791 ГК РФ. Следовательно, неисполнение такой обязанности влечет имущественную ответственность, предусмотренную ст. 794 ГК РФ» . Очевидно, что автор отождествляет ответственность за неисполнение условий договора о предъявлении груза к перевозке, изложенных в договоре об организации перевозок, и ответственность за неисполнение обязательств по рамочному договору. Близким по смыслу к такой позиции является утверждение Ю. Б. Маковского, по мнению которого «ответственность сторон возникает с момента заключения договора об организации перевозок или с момента вступления в силу договора перевозки и охватывает все стадии транспортного процесса до рассмотрения взаимных претензий и исков в суде» . Во-первых, удивительным представляется утверждение о том, что договор об организации перевозок является основанием для наступления ответственности. В качестве такого основания можно рассматривать лишь нарушение условий договора, которых при надлежащем исполнении обязательств не должно быть вообще. Во-вторых, непонятно, каким образом может охватывать ответственность за нарушение условий договора об организации перевозок все стадии транспортного процесса, если речь в нем идет только о будущем вступлении сторон в договорные отношения. Корни такой позиции мы находим в следующем высказывании автора: «…договором об организации перевозок стороны, в целях придания им юридической силы, могут предусмотреть условия ответственности за его невыполнение или несвоевременное выполнение, увязав ее с ответственностью за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов» . Аналогичную позицию занимает Б. И. Пугинский, который объединяет отношения, вытекающие из подачи заявки на перевозку, и договоры об организации перевозок в единую группу обязательств по объемам перевозок. Причем отмечается, что это самостоятельный вид обязательств с собственным содержанием и ответственностью . На наш взгляд, нельзя смешивать ответственность за неисполнение условий организационного и организуемого договора. Ответственность по договору об организации перевозок наступает лишь за отказ учитывать его условия при заключении и исполнении договора о предъявлении груза к перевозке. ——————————— Тарасов М. А. Договор перевозки. Ростов н/Д, 1965. С. 90. См.: Савичев Г. П. Правовое регулирование перевозок народнохозяйственных грузов. М., 1986. С. 36. Транспортное право / В. Г. Ермолаев, А. Е. Землянский, Ю. Б. Маковский, О. В. Сиваков. М., 2002. С. 308. Там же. С. 363. См.: Пугинский Б. И. Указ. соч. С. 247.

Применительно к ранее действовавшему законодательству, в частности внутреннему водному, доминировала точка зрения, согласно которой в долгосрочных договорах об организации систематических перевозок «не должна предусматриваться ответственность сторон за невыполнение годового объема перевозок, так как ст. 179 — 182 УВВТ предусматривают гражданскую ответственность сторон в виде штрафа за невыполнение объема перевозок, установленного планом лишь на данный месяц» . В настоящее время некоторые авторы, напротив, считают, что ответственность сторон при неисполнении условий долгосрочного договора наступает только в том случае, если эта ответственность в нем предусмотрена. Рассмотрение споров при нарушениях сторонами долгосрочного договора осуществляется в порядке, установленном законодательством . При этом отвергается и возможность применения общих положений ГК РФ о нарушении обязательств, что, как нам представляется, не имеет под собой никаких оснований. Положения ст. 15 ГК РФ предоставляют лицу, право которого нарушено, возможность требования полного возмещения причиненных ему убытков, т. е. расходов, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Правила этой статьи в полной мере применимы и к ответственности по договорам об организации перевозок. ——————————— См.: Ходунов М. Е. Комментарий к Уставу внутреннего водного транспорта Союза ССР. М., 1972. С. 42. См.: Комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации / Под ред. Т. Е. Абовой, В. Б. Ляндреса. М., 1998. С. 26.

Ответственность за нарушение условий договора об организации перевозок строится в соответствии с требованиями ст. 401 — 406 ГК РФ. При этом нельзя в полной мере согласиться с Б. Д. Завидовым, по мнению которого в данном случае следует руководствоваться принципом наличия вины в действиях неисправного контрагента . Такое утверждение не согласуется с требованиями п. 3 ст. 401 ГК РФ, согласно которому, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т. е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. ——————————— См.: Завидов Б. Д. Договорное право России. М., 1998. С. 62.

Договор об организации перевозок и рамочный договор: соотношение понятий (Тихенко Т.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.04.2016

При систематических перевозках на морском транспорте срочно вошли в практику договоры об организации перевозок (ст. 118 КТМ РФ) . Как правило, такие договоры носят долгосрочный характер и именуются годовыми, навигационными, специальными и т.п.
———————————
СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207; 2015. N 29 (ч. I). Ст. 4356.

В юридической литературе отсутствует единое мнение по вопросу определения правовой природы данного договора .
———————————
Камышанский В.П., Дудченко А.В. Меры гражданско-правовой ответственности по договору перевозки грузов и пассажира // Закон и право. 2015. N 11. С. 80 — 82.

Смотрите так же:  Судебные приставы орджоникидзевский район г перми

Так, Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов характеризуют договор об организации перевозок как организационную предпосылку заключения договора перевозки груза и рассматривают данное обязательство как консенсуальный, взаимный договор, направленный на обеспечение планомерных отправок грузов. В качестве существенных условий договора выделяют объемы и сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов к перевозке, порядок расчетов сторон и пр. . В качестве организационно-правовой предпосылки рассматривают договор об организации перевозок грузов и В.Н. Гречуха , Г.П. Савичев . Рассматривая договор об организации перевозок как организационную предпосылку с позиции менеджмента, С.Ю. Морозов относит его к гражданско-правовым договорам .
———————————
См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. Часть 2. С. 378.
См.: Гречуха В.Н. Транспортное право: Учебное пособие. М.: МГИУ, 2002. Ч. 1. С. 165; Савичев Г.П. Правовое регулирование перевозок народно-хозяйственных грузов. С. 59 — 60.
См.: Савичев Г.П. Правовое регулирование перевозок народно-хозяйственных грузов. С. 59 — 60.
См.: Морозов С.Ю. К вопросу о правовой природе договора об организации перевозок // Транспортное право. 2005. N 3. С. 15.

Большинство ученых склонны считать договор об организации перевозок предварительным . Как отмечается в литературе, долгосрочный договор об организации морских перевозок грузов не порождает прав и обязанностей между грузоотправителем и перевозчиком по перевозке конкретного груза, поскольку лишь определяет порядок будущих взаимоотношений указанных лиц, являясь предварительным договором . Противником модели предварительного договора выступает В.В. Витрянский . Не в пользу признания договора об организации перевозок разновидностью предварительного договора высказываются также И.В. Елисеев и М.В. Кротов, которые отрицают обязательственную природу правоотношения, возникающего из предварительного договора .
———————————
См.: Кабалкин А.Ю. Классификация и толкование договоров // Российская юстиция. 1996. N 7. С. 14. Косовская В.А. К вопросу определения понятия договора морской перевозки груза // Транспортное право. 2002. N 3. С. 7; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая) / Отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин. М.: Юрайт, 2002. С. 818; Завидов Б.Д. Комментарий к Федеральному закону «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ. М.: Приор, 2003. С. 7.
См.: Симоненко А.М. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации. М., 2008. С. 208.
См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 4. М.: Статут, 2003. С. 264.
См.: Елисеев И.В., Кротов М.В. Очерки по торговому праву. Выпуск 7 / Под ред. Е.А. Крашенинникова. Ярославль, 2000. С. 218.

В литературе справедливо отмечаются некоторые противоречия законодательства относительно требований ст. 429 ГК о совпадении формы предварительного и основного договоров применительно к договору об организации перевозок и договора перевозки . Хотя договор перевозки грузов и договоры об организации перевозки грузов заключаются в простой письменной форме, при этом, однако, не соблюдаются требования ст. 161 ГК РФ. Правила статьи 160 ГК РФ устанавливают, что законом, иными правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и т.п.), и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований. Если такие последствия не предусмотрены, применяются последствия несоблюдения простой письменной формы сделки. Между тем, в соответствии со ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Более удачной представляется норма ст. 117 КТМ, в которой прямо указывается, что договор морской перевозки груза должен быть заключен в письменной форме и его наличие и содержание могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами. Причина возникающих противоречий, как верно отмечает С.Ю. Морозов, кроется не в сущности договоров об организации перевозок, а в несовершенстве норм о предварительном договоре .
———————————
СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; 2015. N 29 (ч. I). Ст. 4384.
См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 4. М.: Статут, 2003. С. 264.
См.: Морозов С.Ю. К вопросу о правовой природе договора об организации перевозок // Транспортное право. 2005. N 3. С. 16.

Договор об организации перевозок, являясь консенсуальным, не может являться самостоятельным основанием возникновения обязательства перевозки конкретного груза. Также договор об организации перевозок, будучи долгосрочным, не освобождает и от заключения реального договора перевозки.
В литературе уже отмечалось, что на основании одного договора об организации перевозок грузов в будущем возможно заключение множества договоров перевозки грузов, что противоречит буквальному смыслу ст. 429 ГК РФ, в соответствии с которой по предварительному договору стороны обязуются заключить (а не заключать) в будущем договор (а не договоры) о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. Более того, в ст. 798 ГК РФ речь идет о заключении в будущем совершенно различных типов договоров. Кроме договоров перевозки конкретного груза, которые, как известно, являются реальными, для реализации договора об организации перевозок необходимо также заключать договоры о подаче транспортных средств под погрузку и о предъявлении грузов к перевозке (ст. 791 ГК РФ), которые по своей природе являются консенсуальными . Также в соответствии с п. 3 ст. 429 ГК РФ предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет и другие существенные условия основного договора. Тогда как в договоре об организации перевозок не указываются условия о точном количестве отдельных партий груза, его конкретные грузополучатели, сроки подачи судна и предъявления конкретной партии груза, размер фрахта по каждой партии. Данный договор не является и основанием ответственности за нарушение условий перевозки конкретной партии груза. Обычно в таком договоре определяются общие для всех будущих партий грузов условия перевозки, согласовываются прежде всего обязанности сторон, связанные с особенностями перевозимых грузов (например, при перевозке наливных грузов — обязанность отправителя подготовить береговые резервуары, а для перевозчика — обязанность предоставить для налива и слива трубопроводов и шлангов и т.п.). А также обычно регулируется общий порядок расчетов по фрахту и дополнительным сборам . Следует согласиться с мнением М.И. Брагинского и В.В. Витрянского, согласно которому необязательность для сторон договора перевозки условий договора об организации перевозок лишает последний признаков гражданско-правового договора и сводит его значение к протоколу о намерениях .
———————————
Диденко А.А. Конструкция непоименованного договора в гражданском праве // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. N 90. С. 1007.
См.: Иванова Г.Г. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации. М., 2000. С. 276.
См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга 4. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2003. С. 348.

Таким образом, для дальнейшего развития взаимоотношений участников договора об организации перевозок необходимо заключение договора морской перевозки конкретной партии груза. При этом в соответствии со ст. 118 КТМ РФ договор морской перевозки груза заключается на основе долгосрочного договора об организации перевозки. Как верно отмечает Г.Г. Иванова, данные указания следует понимать лишь в том смысле, что условия договора об организации перевозок принимаются во внимание, если они не противоречат договору перевозки конкретной партии груза. При наличии противоречий предпочтение отдается последнему . Таким образом, стороны договора перевозки вправе отойти от условий договора об организации перевозок и самостоятельно определить конкретное содержание прав и обязанностей.
———————————
См.: Иванова Г.Г. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации. М., 2000. С. 276.

Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ часть первая ГК РФ была дополнена ст. 429.1, закрепившей понятие рамочного договора (договора с открытыми условиями) как соглашения, определяющего общие условия обязательных взаимоотношений сторон, которые могут конкретизироваться и уточняться сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок или иным способом на основании или во исполнение рамочного договора.
———————————
СЗ РФ. 2015. N 10. Ст. 1412.

Таким образом, понятие «рамочный договор» представляет собой сложную договорную конструкцию, состоящую либо из двух договорных отношений: базового договора (генерального соглашения) и отдельных договоров, уточняющих положения базового, либо базового договора (генерального соглашения) и дополнительных соглашений к нему.
Как видно из определения рамочного договора, указанная конструкция имеет сходные черты с договором об организации перевозок. В частности, и в том и в другом договоре оговариваются лишь общие условия будущих взаимоотношений сторон, которые в дальнейшем конкретизируются и уточняются сторонами. Однако, в отличие от договора об организации перевозок, который без заключения конкретных договоров перевозки не порождает прав и обязанностей по перевозке отдельных партий груза, рамочный договор представляет собой заключенное и полностью действительное соглашение, не порождающее обязательства заключить договор в будущем. Рамочный договор лишь предполагает дальнейшую детализацию его условий либо путем заключения отдельных договоров, либо путем подачи заявок, либо иным способом . Однако до настоящего времени судебная практика, основываясь на правовой природе рамочного договора, а именно на неопределенности предмета обязательства, исходила из изначальной незаключенности рамочного договора до момента дополнительного согласования сторонами всех существенных условий в конкретном договоре или уточняющем соглашении . Иными словами, суды не рассматривали рамочный (базовый) договор и уточняющие его приложения или соглашения как единый рамочный договор. Как в судебной практике, так и в научных исследованиях под рамочным договором в строгом смысле понимался только базовый договор . Представляется, что сформировавшаяся судебная позиция должна быть изменена, поскольку в силу п. 2 ст. 429.1 ГК РФ при незаключенности сторонами отдельных договоров либо неурегулированности отдельных положений в данных договорах подлежат применению общие условия рамочного договора. Указанная норма соответствует и международным нормам, в частности, положениям п. 2.1.14 Принципов УНИДРУА 2010 г., согласно которым действительность договора с открытыми условиями может быть поставлена под сомнение в случае, когда стороны договора, а также третьи лица не смогут определить хотя бы одно из условий этого договора. Вопрос о действительности базового договора не может возникать, если стороны приступили к его исполнению, т.е. своими конклюдентными действиями подтвердили наличие дополнительных договоров — приложений. В рассматриваемой ситуации утверждение одной из сторон о незаключенности рамочного договора должно рассматриваться как проявление ее явной недобросовестности .
———————————
См.: Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11.
См., например: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2009 N 09АП-13929/2009-АК по делу N А40-40958/09-2-254 // СПС «КонсультантПлюс». 18.12.2015.
См.: Коблов А.С. Рамочный договор и договор с открытыми условиями как комплексные договорные конструкции // Закон. 2013. N 1. С. 133 — 140.
См.: Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2010 / Пер. с англ. А.С. Комарова // www.unidroit.org/English/principles/contracts/principles2010/translations/blackletter2010-russian.pdf.

На основании изложенного можно сделать вывод о самостоятельности, различной правовой природе договоров об организации перевозок и рамочных договоров, несмотря на наличие в них сходных черт, а также о возможности применения в регулярных морских перевозках не только договора об организации перевозок, но и рамочного договора, который дает возможность не заключать договор перевозки на отдельную партию груза, а уточняться путем подачи заявок, либо путем заключения дополнительных соглашений.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Договор перевозки груза образец

Подборка наиболее важных документов по запросу Договор перевозки груза образец (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Договор перевозки груза образец

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Договор перевозки груза образец

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Рамочный договор перевозки грузов

Настоящую форму можно распечатать из редактора MS Word (в режиме разметки страниц), где настройка параметров просмотра и печати устанавливается автоматически. Для перехода в MS Word нажмите кнопку .

Для более удобного заполнения бланк в MS Word представлен в переработанном формате.

Рамочный договор
перевозки N ____

«__» ____________ ____ г.

________________, именуем__ в дальнейшем «Заказчик», в лице ________________, действующ__ на основании ________________, с одной стороны, и ________________, именуем__ в дальнейшем «Исполнитель», в лице ________________, действующ__ на основании ________________, с другой стороны, а совместно именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1. Предмет договора

1.1. Настоящий Договор устанавливает общие условия перевозки Исполнителем ____ (именуемые в дальнейшем «Перевозка»), которые будут применяться в случае согласования Сторонами заявок на перевозку, предоставляемых Исполнителем Заказчику (именуемых в дальнейшем «Заявки на перевозку»), и/или фактического предоставления Услуг в течение срока действия настоящего Договора.

1.2. Настоящий Договор не налагает на Заказчика обязательства выдавать Исполнителю Заявки на перевозку и не налагает обязательства на Исполнителя предоставлять Услуги Заказчику до согласования Сторонами соответствующей Заявки на перевозку.

2. Заявка на услуги

2.1. Заказчик в течение срока действия настоящего Договора может выдавать Исполнителю Заявки на перевозку. В заявке необходимо указать тип перевозки, ее условия, сроки и стоимость.

2.2. Исполнитель подписывает Заявку на перевозку в случае согласия со всеми указанными в Заявке условиями.

2.3. Согласованные Сторонами Заявки на перевозки являются неотъемлемой частью настоящего Договора.

2.4. Внесение изменений и дополнений в Заявку на перевозку осуществляется с письменного согласия обеих Сторон.

3. Права и обязанности Сторон

3.1. Исполнитель обязан:

3.1.1. Выполнять перевозки, предусмотренные настоящим Договором и Заявкой на перевозку, добросовестно и профессионально.

3.1.2. Предоставлять Заказчику полную и точную информацию о перевозке по каждой Заявке.

3.1.3. В случае невозможности осуществления Перевозки либо изменения условий ее осуществления письменно информировать об этом Заказчика не менее чем за ____________ (____________) ____________ до даты начала Перевозки, указанной в соответствующей Заявке.

3.1.4. Не позднее ____________ (____________) рабочих дней по окончании Перевозки по соответствующей Заявке Исполнитель выставляет и направляет Заказчику счет на оплату Перевозки и Акт сдачи-приемки услуг по перевозке (далее — Акт) в двух экземплярах, подписанный со своей стороны. Стороны могут согласовать иные условия приемки услуг по перевозке и условия оплаты Перевозки в Заявке.

Смотрите так же:  Требования к презентации по английскому

3.2. Исполнитель вправе:

3.2.1. Отказаться от исполнения обязательств по настоящему Договору с последующим полным возмещением Заказчику убытков.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Полный текст документа будет доступен вам, как только оплата будет подтверждена.
После подтверждения оплаты, страница будет автоматически обновлена, обычно это занимает не более нескольких минут.

Приносим извинения за вынужденное неудобство.

Если денежные средства были списаны, но текст оплаченного документа предоставлен не был, обратитесь к нам за помощью: [email protected]

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Если ошибка повторяется, напишите нам на [email protected], мы разберемся.

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу [email protected]

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

Формы документов

Новости от партнеров

Популярные документы

Рамочный договор международной автомобильной перевозки грузов

г. Минск «__» __________ 20__ г.

_________________________ (далее — Заказчик) в лице ____________, действующего на основании _______, с одной стороны и _________________________ (далее — Перевозчик), в лице _______________, действующего на основании _______, с другой стороны, заключили настоящий рамочный договор международной автомобильной перевозки грузов (далее — Договор) о нижеследующем.

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. В течение срока действия Договора Перевозчик обязуется доставлять автомобильным транспортом вверенные ему грузоотправителем грузы в пункты назначения и выдавать их уполномоченным на получение грузов лицам (грузополучателям), а Заказчик обязуется уплачивать за перевозку грузов установленную плату.

1.2. Настоящий Договор определяет общие (рамочные) условия и порядок осуществления перевозки грузов. Условия и порядок перевозки конкретного груза определяются в Заказе на перевозку груза, оформляемом по установленной форме (Приложение 1 к Договору). Заказ на перевозку груза, подписанный обеими сторонами, считается соглашением на перевозку груза, указанного в этом Заказе.

В случае противоречия между положениями Договора и Заказа на перевозку груза положения Заказа имеют большую юридическую силу при перевозке груза, указанного в этом Заказе.

1.3. Заказ оформляется Заказчиком, подписывается им и направляется Перевозчику. Заказ считается принятым к исполнению после его подписания Перевозчиком.

Заказчик обязан передать Перевозчику заполненный заказ не позднее 48 часов до начала перевозки. В случае необходимости внесения изменений или дополнений в заказ заинтересованная сторона должна до 11 часов дня, предшествующего дню перевозки, уведомить об этом другую сторону.

2. УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКИ

2.1. Стороны обязаны назначить лиц, ответственных за организацию и выполнение перевозок. Сведения о таких лицах указываются в заказе на перевозку груза.

Назначенное Перевозчиком лицо, ответственное за организацию и выполнение международных автомобильных перевозок, должно подтвердить свою профессиональную компетентность и получить соответствующее свидетельство, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

2.2. Перевозчик не должен находиться в процессе ликвидации, реорганизации или быть признанным в установленном законодательными актами порядке экономически несостоятельным (банкротом).

Перевозчик, выполняющий международные автомобильные перевозки, должен иметь имущество, стоимость которого составляет не менее 9000 евро на одно грузовое транспортное средство и 5000 евро на каждое последующее. В случае недостаточности имущества Перевозчик может дополнительно представлять поручительство третьего лица.

2.3. Водители Перевозчика, осуществляющие международные автомобильные перевозки грузов, должны отвечать требованиям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь.

2.4. При осуществлении перевозки грузов по Договору водитель должен иметь при себе:

— товарно-транспортную накладную (ТТН-1);

— товарно-транспортную накладную «CMR»;

— свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон механического транспортного средства, прицепа (прицепов) к нему;

— документ (сертификат) о прохождении государственного технического осмотра;

— документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (договор пограничного страхования либо действительный на территории Республики Беларусь договор страхования «Зеленая карта»);

— копию договора аренды (если Перевозчик не является владельцем транспортного средства);

— регистрационные листки (тахограммы) или карточку водителя в соответствии с законодательством Республики Беларусь, требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), заключенного в г. Женеве 1 июля 1970 года, и иными международными договорами Республики Беларусь;

— свидетельство об окончании курсов по выполнению международных автомобильных перевозок грузов автомобильным транспортом;

— разрешение на проезд по территории иностранных государств (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);

— сертификаты об экологической и другой безопасности транспортного средства (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);

— сертификат соответствия транспортного средства требованиям резолюций Европейской конференции министров транспорта (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);

— книжку МДП и в установленном порядке оформленное свидетельство о допуске грузового транспортного средства к международной автомобильной перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами (при выполнении автомобильных перевозок в соответствии с требованиями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП), принятой в г. Женеве 14 ноября 1975 года);

— международный сертификат технического осмотра (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);

— международный сертификат взвешивания грузового транспортного средства на территории Содружества Независимых Государств (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);

— ветеринарный сертификат (при автомобильной перевозке животных, продуктов животного происхождения, сырья животного происхождения, корма для животных, ветеринарных препаратов и других грузов, подлежащих ветеринарному надзору);

— карантинный сертификат (при автомобильной перевозке подкарантинных материалов);

— фитосанитарный сертификат (при автомобильной перевозке соответствующих грузов);

— специальное разрешение на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь (при автомобильной перевозке соответствующих грузов);

— разрешение соответствующих органов государственного управления на вывоз грузов (при необходимости);

— сертификат соответствия качества (при автомобильной перевозке промышленных и продовольственных товаров);

— иные документы в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь.

2.5. Каждое транспортное средство Перевозчика должно отвечать требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь и соответствующим международным договорам Республики Беларусь.

2.6. При выполнении перевозки стороны обязаны оформить в установленном порядке необходимые транспортные документы. Если законодательством Республики Беларусь предусмотрена необходимость оформления грузосопроводительных документов (сертификата соответствия, ветеринарного и фитосанитарного сертификатов, сертификата происхождения товаров и т.п.), Заказчик обязан обеспечить предоставление таких документов, оформленных надлежащим образом, Перевозчику вместе с транспортным документом. Перевозчик не обязан проверять правильность оформления грузосопроводительных документов.

3. ОБЩИЙ ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКИ

3.1. Перевозчик обязан подать в срок, установленный в заказе на перевозку груза, исправное транспортное средство под загрузку в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Время подачи под загрузку транспортного средства исчисляется с момента прибытия транспортного средства и предъявления грузоотправителю путевого листа водителем транспортного средства.

Пригодность транспортного средства для перевозки груза определяет грузоотправитель. Если грузоотправителя не удовлетворяет поданное Перевозчиком транспортное средство, то он должен составить Акт о разногласиях между Перевозчиком и Заказчиком по установленной форме (Приложение 2 к Договору) и передать его Перевозчику.

3.2. До подачи под загрузку транспортного средства грузоотправитель обязан подготовить груз и предъявить его к перевозке.

Грузоотправитель имеет право предъявлять к перевозке груз с объявленной ценностью в размере, не превышающем его реальную стоимость.

3.3. При приеме к перевозке груза Перевозчик обязан проверить правильность оформления транспортных документов, внешнее состояние груза, его упаковку и количество, за исключением случаев, когда Заказчиком осуществляется сопровождение груза.

Груз считается принятым к перевозке после подписания Перевозчиком соответствующего транспортного документа.

3.4. Маркировка и упаковка груза должна соответствовать требованиям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь и международных договоров Республики Беларусь.

3.5. Погрузку груза производит грузоотправитель, если иное не будет предусмотрено в заказе на перевозку груза.

В случае, когда погрузка осуществляется грузоотправителем, Перевозчик обязан контролировать укладку и крепление груза, а грузоотправитель по указанию Перевозчика обязан устранить нарушения укладки и крепления груза.

3.6. Перевозчик может отказаться принять груз к перевозке, если груз предъявлен в ненадлежащей таре или упаковке либо не соответствует принятому к исполнению Заказу, масса предъявленной партии груза превышает грузоподъемность транспортного средства, движение по автомобильным дорогам маршрута перевозки временно прекращено или ограничено. В указанных случаях Заказчик должен возместить Перевозчику понесенные им затраты на пробег транспортного средства от места стоянки (подачи) до места погрузки и обратно.

3.7. Норма времени простоя на погрузке (а также при разгрузке) не должна превышать 3 часов, если иное не будет предусмотрено в заказе на перевозку груза.

3.8. Срок доставки груза определяется в заказе на перевозку груза.

3.9. Маршрут перевозки может определяться в заказе на перевозку груза либо Перевозчиком самостоятельно. Условия изменения маршрута перевозки груза определяются по соглашению сторон.

3.10. В пункте назначения Перевозчик выдает груз грузополучателю. Выдача груза грузополучателю производится по массе груза и (или) числу грузовых мест в том же порядке, в каком груз был принят от грузоотправителя. Получение грузополучателем груза удостоверяется его отметкой в транспортных документах.

3.11. Выгрузку груза производит грузополучатель, если иное не будет предусмотрено в заказе на перевозку груза.

3.12. При порче, повреждении или недостаче груза грузополучатель должен в товарно-транспортной накладной (соответствующем транспортном документе) сделать запись об этом и заверить ее своей подписью и печатью, а также подписью Перевозчика.

3.13. Грузополучатель может отказаться от получения груза только в случае, если свойства груза вследствие порчи или повреждения изменились настолько, что исключают возможность полного или частичного использования груза по прямому назначению. При отказе от получения груза грузополучатель обязан сделать отметку об этом в товарно-транспортной накладной (соответствующем транспортном документе).

При отказе грузополучателя от получения груза Заказчик обязан выдать Перевозчику письменные указания относительно этого груза. Заказчик должен оплатить Перевозчику дополнительные расходы, связанные с реализацией или утилизацией груза, возвращением его грузоотправителю или переадресовкой.

3.14. Заказчик пользуется правами и несет обязанности грузоотправителя или грузополучателя, предусмотренные в Договоре и Заказе на перевозку груза, если это предусмотрено условиями Заказа на перевозку груза.

Невыполнение грузоотправителем или грузополучателем, не являющимся Заказчиком по Договору, предусмотренных Договором и Заказом на перевозку груза обязанностей, является основанием для приостановления и (или) отказа Перевозчика от выполнения своих обязательств по Договору и Заказу на перевозку груза, если иное не предусмотрено Договором. О возникновении указанных обстоятельств Перевозчик обязан немедленно известить Заказчика. Наличие указанных обстоятельств, повлекшее ненадлежащее выполнение или невыполнение Перевозчиком своих обязательств, является основанием для частичного или полного освобождения Перевозчика от ответственности за ненадлежащее выполнение или невыполнение Перевозчиком этих обязательств.

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Права и обязанности Перевозчика:

4.1.1. отказаться от Заказа на перевозку груза в случаях, указанных в п. 3.6 договора, а также если:

— Заказчик не гарантирует или отказывается от оплаты фактически понесенных Перевозчиком расходов либо перевозка запрещена законодательством Республики Беларусь;

— груз не оформлен товарно-транспортной накладной (соответствующим транспортным документом);

— Заказчик не передал или не предъявил документы, необходимые для перевозки, регламентирующие ее условия;

— груз по своему качественному состоянию не соответствует установленным стандартам;

— предъявленные к перевозке мелкие партии различных видов грузов по своим свойствам не допускаются к совместной перевозке в одном транспортном средстве;

4.1.2. не приступать к выполнению перевозки груза при наличии неправильно навешенной пломбы или неясного оттиска на ней;

4.1.3. возвратить транспортное средство к месту стоянки или использовать его при других перевозках по истечении срока, указанного в п. 3.7 Договора;

4.1.4. принимать к перевозке грузы с объявленной ценностью;

4.1.5. определять типы и количество транспортных средств, необходимых для выполнения Заказа на перевозку груза;

4.1.6. вносить в товарно-транспортную накладную сведения, касающиеся внешнего состояния груза или его упаковки;

4.1.7. отмечать в товарно-транспортной накладной (соответствующем транспортном документе) и путевом листе (если его типовая форма содержит соответствующие реквизиты) фактическое время прибытия транспортного средства на погрузку (разгрузку) и фактическое время убытия после ее окончания в случае отказа грузоотправителя (грузополучателя) от заполнения (или неправильного заполнения) этих реквизитов;

4.1.8. удерживать переданные ему для перевозки грузы в счет причитающейся провозной платы и других платежей по перевозке;

4.1.9. в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, осуществлять международные перевозки грузов после получения соответствующего специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области автомобильного транспорта (ее копия должна прилагаться к соответствующему Заказу на перевозку груза);

4.1.10. уведомлять Заказчика до 14 часов дня, предшествующего дню перевозки груза, о невозможности своевременного и в полном объеме выполнения условий, установленных в Заказе на перевозку груза;

4.1.11. перевозить грузы по кратчайшему маршруту, за исключением случаев, когда с учетом дорожных условий более рациональна перевозка с увеличенным пробегом, и уведомлять грузоотправителя об увеличении расстояния автомобильной перевозки;

4.1.12. уведомлять грузоотправителя об обнаружении признаков снижения качества перевозимого груза;

4.1.13. осуществлять иные действия, предусмотренные Договором, Заказом на перевозку груза, законодательством Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.

4.2. Права и обязанности Заказчика:

4.2.1. пользоваться правами и нести обязанности грузоотправителя или грузополучателя, предусмотренные в Договоре и Заказе на перевозку груза, если это предусмотрено условиями Заказа;

4.2.2. получать информацию об условиях перевозки груза;

4.2.3. обеспечить Перевозчику беспрепятственный проезд по территории Заказчика, если это необходимо для выполнения Перевозчиком обязательств по Заказу на перевозку груза;

4.2.4. своевременно и в полном объеме производить оплату перевозки груза;

4.2.5. возмещать Перевозчику затраты, связанные с подачей транспортных средств, оплатой платной стоянки, командировочными расходами, организацией питания и проживания водителей, при направлении транспортных средств для работы на объектах, расположенных вне места нахождения Перевозчика, сроком более чем на сутки;

Смотрите так же:  Штраф против шерсти

4.2.6. производить таможенное оформление груза в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

4.2.7. обеспечить возможность получения от Перевозчика устной или письменной информации, связанной с выполнением им обязательств по Заказу на перевозку груза, в любое время;

4.2.8. осуществлять иные действия, предусмотренные Договором, Заказом на перевозку груза, законодательством Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.

5. ПРОВОЗНАЯ ПЛАТА И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

5.1. Размер провозной платы за перевозку груза, сроки и способ ее уплаты, валюта платежа определяются сторонами в Заказе на перевозку груза. При этом размер провозной платы может быть ориентировочным, что указывается в Заказе на перевозку груза.

5.2. Если одной из сторон Договора является нерезидент Республики Беларусь, то сроки и способ уплаты провозной платы, валюта платежа определяются сторонами в соответствии с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. N 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций».

5.3. Окончательный расчет за перевозку груза производится Заказчиком на основании счета за выполненную перевозку, предъявленного к оплате Перевозчиком. Основанием для выписки этого счета служит товарно-транспортная накладная, а при обслуживании на условиях почасовой оплаты — данные путевых листов, заверенные грузоотправителем (грузополучателем).

Для окончательного расчета Перевозчик должен в 10-дневный срок выписать Заказчику счет за выполненную перевозку и приложить соответствующие документы.

5.4. Перевозчик вправе удерживать перевозимый груз, если Заказчик имеет перед ним просроченную дебиторскую задолженность за выполненную перевозку.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

6.1. В случае невыполнения либо ненадлежащего выполнения своих обязательств сторона обязана возместить другой стороне причиненный такими действиями (бездействием) ущерб, а также несет иную ответственность, предусмотренную Договором, а также законодательством Республики Беларусь (если обе стороны являются резидентами Республики Беларусь).

6.2. В случае просрочки уплаты провозной платы Перевозчик вправе взыскать с Заказчика пеню в размере 0,1% от просроченной суммы за каждый день просрочки, но не более 5% от размера провозной платы.

6.3. В случае просрочки доставки груза по вине Перевозчика Заказчик вправе взыскать с Перевозчика пеню в размере 0,1% от стоимости не своевременно доставленного груза за каждый день просрочки, но не более 5% от стоимости не своевременно доставленного груза.

6.4. Заказчик несет ответственность за:

— непредъявление к перевозке груза в объеме, номенклатуре или в срок, установленные в Заказе на перевозку груза;

— убытки Перевозчика, возникшие вследствие неверного заполнения Заказчиком товарно-транспортной накладной, а также отсутствия или неверного заполнения Заказчиком грузосопроводительных документов и сведений, необходимых для оформления таможенных и иных документов, которые должны быть оформлены до выдачи груза грузополучателю, за исключением случаев вины Перевозчика;

— ущерб, причиненный Перевозчику в связи с дефектами упаковки груза, переданного Перевозчику Заказчиком, за исключением случаев, когда дефект был очевиден или известен Перевозчику в момент доставки груза, а он не указал это в товарно-транспортной накладной.

6.5. Перевозчик несет ответственность за утрату товарно-транспортной накладной или приложенных к ней документов, полную или частичную утрату груза, а также за его повреждение.

6.6. Перевозчик освобождается от ответственности за утрату или просрочку доставки груза, если:

— утрата (порча) или просрочка произошла по вине грузоотправителя (грузополучателя) либо из-за дефекта, свойственного грузу, или обстоятельств непреодолимой силы;

— транспортное средство применялось без тента, что было согласовано с грузоотправителем и указано в товарно-транспортной накладной (исключение составляют случаи, когда недостача превышает допустимую или если утрачено грузовое место);

— отсутствовала или повреждена упаковка груза, что способствовало его порче или повреждению;

— утрата произошла в результате естественных свойств груза;

— недостача вызвана неудовлетворительной маркировкой или нумерацией грузовых мест.

6.7. Обязанность доказать, что утрата (порча), повреждение или просрочка произошли по вине грузоотправителя (грузополучателя, экспедитора), возлагается на Перевозчика.

6.8. Если Перевозчик должен возместить ущерб, вызванный полной или частичной утратой груза, размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его к перевозке. Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки, при ее отсутствии — на основании текущей рыночной цены, а при отсутствии той и другой — на основании обычной стоимости товара такого рода и качества. Однако размер возмещения не может превышать суммы, установленной Протоколом к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятым в г. Женеве 5 июля 1978 года.

В случае повреждения груза Перевозчик уплачивает сумму, соответствующую обесцениванию груза, рассчитываемую по стоимости груза в порядке, установленном в абзаце первом настоящего пункта. Размер возмещения при повреждении всей отправки не может превышать суммы возмещения, которая причиталась бы при утрате всего груза, при повреждении части отправки — суммы, которая причиталась бы при утрате этой части груза.

6.9. Плата за перевозку, таможенные сборы и пошлины, а также иные расходы, связанные с перевозкой, в случае частичной утраты груза подлежат возмещению соответственно размеру ущерба.

6.10. В случае превышения времени доставки, если Заказчик докажет, что причинен ущерб, Перевозчик должен возместить этот ущерб, размер которого не может превышать платы за перевозку.

6.11. По требованию Заказчика, оформившего претензию или иск, Перевозчик должен заплатить проценты на сумму, подлежащую возмещению, которая исчисляется из расчета 5 процентов годовых со дня направления Перевозчику претензии в письменной форме.

6.12. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по Договору, если такое неисполнение явилось прямым следствием обстоятельств непреодолимой силы или чрезвычайных обстоятельств (наводнение, пожар, землетрясение, эпидемия, война или региональный конфликт, блокада транспортных путей, авария или крушение на транспортных путях и т.п.), принятия органами государственной власти и управления нормативных актов запретительного или ограничительного характера, а также иных обстоятельств, влияющих на исполнение сторонами своих обязательств, если эти обстоятельства стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами. В случае возникновения таких обстоятельств сторона, для которой они возникли, обязана незамедлительно известить об этом другую сторону. Дальнейшие действия сторон определяются по договоренности между ними.

7. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

7.1. В случае возникновения разногласий между Перевозчиком и Заказчиком, вызванных несохранностью груза при перевозке, оформляется Акт о несохранности груза при перевозке по установленной форме (Приложение 3 к Договору). При наличии других разногласий между сторона оформляется Акт о разногласиях между Перевозчиком и Заказчиком по установленной форме (Приложение 2 к Договору).

7.2. Представители Перевозчика и Заказчика должны подписать соответствующий Акт, а при несогласии с его содержанием — изложить в нем свое мнение. Если представитель Перевозчика отказывается подписать Акт, Заказчик должен в течение суток письменно известить об этом Перевозчика. Перевозчик в течение 3-х рабочих дней со дня получения извещения должен рассмотреть сложившуюся ситуацию и сообщить Заказчику о принятом решении.

Акт составляется в 2-х экземплярах, первый передается Перевозчику вместе с товарно-транспортной накладной и путевым листом, второй — Заказчику.

Факт составления Акта должен быть отражен в товарно-транспортной накладной.

7.3. До предъявления иска сторона должна предъявить другой стороне письменную претензию.

В претензии должны быть указаны причина ее составления, сумма ущерба, почтовый адрес заявителя и его банковские реквизиты, дата составления претензии. Претензия должна быть подписана ее заявителем.

К претензии должны прилагаться товарно-транспортная накладная, соответствующий Акт, расчет ущерба и при необходимости другие документы, необходимые для ее рассмотрения.

Претензия не должна объединять требования, для рассмотрения которых необходима товарно-транспортная накладная, с требованиями, для которых этот документ не нужен.

Претензии на возмещение ущерба за утрату, порчу, недостачу или повреждение груза должны предъявляться по каждой отправке в отдельности. По однородным грузам одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя допускается предъявление одной претензии на группу отправок, но не более пяти.

7.4. В случае если при приемке груза от Перевозчика недостача, порча или повреждение груза имели скрытый характер и были обнаружены Заказчиком после его принятия от Перевозчика, то Заказчик может в течение 7 дней со дня принятия груза, исключая выходные и праздничные дни, направить Перевозчику претензию. В противном случае считается, что Заказчик получил груз в состоянии, соответствующем описанному в товарно-транспортной накладной «CMR».

При просрочке в доставке груза Заказчик может потребовать уплаты возмещения лишь в том случае, если он направил претензию Перевозчику в течение 21 дня со дня получения груза в свое распоряжение.

При истечении сроков в каждом конкретном случае день выдачи груза или день проверки либо день передачи груза в распоряжение Заказчика в срок не засчитывается.

Днем предъявления стороной претензии считается день ее отправки по почте заказным письмом либо день вручения другой стороне под расписку.

7.5. Претензия, переданная Перевозчику без приложения необходимых документов, возвращается заявителю (Заказчику) в 10-дневный срок со дня ее получения с указанием причин возврата. При этом срок, установленный для ее предъявления, не прерывается.

7.6. Основанием для предъявления Перевозчиком претензии к Заказчику за простой транспортного средства на погрузке (разгрузке) служат отметки в товарно-транспортной накладной и путевом листе (если типовая форма путевого листа содержит соответствующие реквизиты) о времени прибытия и убытия транспортного средства.

Основанием для предъявления Перевозчиком претензий к Заказчику за простой транспортного средства в месте стоянки служит письменный отказ Заказчика от выполнения обязательств по договору и Заказу на перевозку груза.

7.7. Передача Заказчиком права на предъявление претензий или исков другим юридическим или физическим лицам не допускается, за исключением случаев передачи такого права экспедитору, а также грузоотправителем грузополучателю или грузополучателем грузоотправителю. При этом в товарно-транспортной накладной делается соответствующая запись, заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера грузоотправителя (грузополучателя), а также печатью.

7.8. О результатах рассмотрения претензии Перевозчик должен уведомить Заказчика в 30-дневный срок со дня ее получения. В случае отклонения претензии Перевозчик должен указать причины отклонения.

При частичном удовлетворении или отклонении претензии Перевозчик возвращает претензию Заказчику вместе с прилагаемыми документами. При удовлетворении претензии в полном объеме документы, представленные Заказчиком, не возвращаются.

7.9. Иск к Перевозчику может быть предъявлен Заказчиком в случае отказа Перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от него ответа в 30-дневный срок.

7.10. По всем спорам, возникающим при международной автомобильной перевозке груза, истец может обратиться в компетентный суд страны, в которой ответчик зарегистрирован как субъект предпринимательской деятельности или в которой груз был принят к перевозке от грузоотправителя (выдан грузополучателю). Обращение в другие суды не допускается.

7.11. Если в отношении какого-либо спора иск находится на рассмотрении в суде или в отношении такого иска этим судом было вынесено решение, то новый иск между одними и теми же заявителями и ответчиками не допускается, кроме тех случаев, когда решение суда, в который был предъявлен первый иск, не подлежит исполнению в стране, возбуждающей новое рассмотрение дела.

7.12. Срок исковой давности и начало течения срока исковой давности для рассмотрения вопросов, связанных с международной автомобильной перевозкой груза, устанавливаются Конвенцией о договоре международной перевозки грузов (КДПГ), принятой в г. Женеве 19 мая 1956 года.

8. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА, ЕГО ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ

8.1. Договор вступает в силу с даты его подписания обеими сторонами и действует в течение 12 месяцев.

В случае если ни одна из сторон за 2 недели до окончания срока действия договора не заявит о намерении расторгнуть его, срок действия договора продлевается еще на 12 месяцев.

8.2. Изменения и дополнения в Договор, а также в Заказы на перевозку груза вносятся путем подписания уполномоченными представителя сторон дополнительных соглашений.

8.3. Договор может быть расторгнут по взаимному согласию сторон.

Каждая из сторон имеет право расторгнуть Договор в одностороннем порядке путем направления другой стороне письменного уведомления об этом за 1 месяц до предполагаемой даты расторжения. В этом случае стороны должны произвести взаиморасчеты по всем Заказам на перевозку груза до даты расторжения Договора.

9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

9.1. Вся информация технического, организационного или финансового характера, а также информация о партнерах сторон, является конфиденциальной и не может быть разглашена или передана третьим лицам без предварительного письменного согласия стороны, которой эта информация принадлежит. Сторона вправе предоставить такую информацию только своим сотрудникам и только в объеме, необходимом для исполнения обязательств по Договору и Заказу на перевозку груза. Сторона обязана обеспечить соблюдение конфиденциальности своими сотрудниками, которым стала известна конфиденциальная информация.

9.2. Отношения, не урегулированные Договором и Заказом на перевозку груза, регулируются законодательством Республики Беларусь.

9.3. Все уведомления, сообщения и иные документы, касающиеся выполнения обязательств по Договору, должны составляться в письменной форме и быть подписанными уполномоченными представителями сторон. Документы направляются заказным письмом, по факсу, электронной почте и/или с курьером. Документы направляются по реквизитам, указанным в Договоре или Заказе на перевозку груза. При изменении реквизитов каждая из сторон обязана своевременно уведомлять об этом другую сторону.

В случаях, предусмотренных Договором, а также в иных исключительных случаях сообщения могут передаваться устно по телефону.

9.4. Все предшествовавшие подписанию Договора переговоры и переписка, касающиеся его предмета, утрачивают силу в момент подписания Договора.

9.5. Если одно или несколько положений Договора являются либо становятся недействительными, то это не влечет недействительности других положений Договора.

9.6. Настоящий договор подписан в двух идентичных экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному оригинальному экземпляру для каждой из сторон.

РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН:

Приложение 1
к договору международной
перевозки грузов
N ___ от «__» ______ 20__ г.

ЗАКАЗ НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗА N ______

Дата составления: «__» ________ 20__ г.

Ответственное лицо Заказчика: _______________________________ (должность, фамилия, имя, отчество)

Приложение 2
к договору международной
перевозки грузов
N ___ от «__» ______ 20__ г.

АКТ о разногласиях между Перевозчиком и Заказчиком

Дата составления: «__» ________ 20__ г.

Марка и регистрационный знак грузового транспортного средства ___________________ ___ ______________ 20__ г.

Регистрационный знак прицепа (полуприцепа) _________________________

Настоящий акт составлен в присутствии следующих лиц:

_______________________________________ (фамилия и инициалы, должность)

Наименование грузоотправителя ________________________ (наименование юридического лица)

Наименование грузополучателя ________________________ (наименование юридического лица)

Номер товарно-транспортной накладной ________ от ___ _______ 20__ г.

Наименование груза _________________________________________________

Описание обстоятельств, приведших к разногласиям:

Приложение 3
к договору международной
перевозки грузов
N ___ от «__» ______ 20__ г.