Штраф за нарушение землепользования

Штрафы за нарушение земельного законодательства предлагается зачислять в местный бюджет по месту нахождения земельного участка

В Госдуму внесен соответствующий законопроект 1 , подготовленный Законодательным Собранием Нижегородской области.

Суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение земельного законодательства предлагается в полном объеме зачислять в местный бюджет по месту нахождения земельного участка. Соответствующее дополнение планируется внести в п. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса.

Напомним. в настоящее время суммы таких штрафов поступают в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и бюджеты городов федерального значения по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа (подп. 7 п. 1 ст. 46 БК РФ). По оценкам кабмина, в 2016 году общий объем поступлений сумм штрафов за нарушение земельного законодательства составил 1131,5 млн руб.

Какие нарушения земельного законодательства могут повлечь изъятие земельного участка у землевладельцев, землепользователей и арендаторов? Узнайте из материала «Принудительное изъятие земельных участков» в «Домашней правовой энциклопедии» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Авторы инициативы отмечают, что органы и должностные лица, которые вправе налагать штрафы за нарушения земельного законодательства, как правило, находятся в административных центрах субъектов РФ. Например, Управления Россельхознадзора в регионах не имеют структурных подразделений, и штрафы зачисляются в бюджеты городов, которым не был причинен ущерб. В свою очередь, органы местного самоуправления муниципальных образований, которым ущерб был причинен, должны принимать меры по минимизации негативного влияния, возникшего в результате правонарушений, но лишены поступлений от наложенных на их территории штрафов.

В случае одобрения законодательной инициативы предлагаемые поправки вступят в силу с 1 января 2019 года. Ожидается, что их принятие позволит оптимизировать распределение денежных потоков от административных штрафов за нарушение земельного законодательства между бюджетами муниципальных образований и обеспечить местные бюджеты источником финансирования для реализации мероприятий по совершенствованию работы в области земельного контроля.

Отметим, Правительство РФ законопроект не поддерживает (на документ дано отрицательное заключение). В частности, кабмин считает несправедливой возможность зачисления сумм штрафов, налагаемых уполномоченными федеральными органами госвласти и органами госвласти субъектов РФ за правонарушения, выявленные без помощи должностных лиц органов местного самоуправления, не в бюджеты муниципальных образований, где расположены соответствующие органы власти, а в бюджеты муниципальных образований по месту совершения правонарушения. Кроме того, предлагаемое законопроектом изменение предполагает возникновение выпадающих доходов бюджетов городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения, но при этом отсутствуют расчеты финансовых последствий реализации изменения.

Также Правительство РФ подчеркивает, что с учетом ст. 65 БК РФ исполнение расходных обязательств публично-правовым образованием не должно зависеть от поступления в доходы бюджетов бюджетной системы РФ сумм административных штрафов. Последние по своей природе не являются стабильным источником доходов, достаточным для финансового обеспечения соответствующих мероприятий.

1 С текстом законопроекта № 427398-7 «О внесении изменения в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на сайте Госдумы.

Штрафы за нарушение земельного законодательства РФ

По статистике в области земельного законодательства происходят следующие нарушения:

  • Неиспользование земельного участка в течение определённого законом времени;
  • Использование земли не по прямому назначению, которое указано в документах на неё;
  • Само захват земельных угодий.

За подобные правонарушения в области землепользования полагается штраф сумма, его определена в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП).

Для предотвращения и выявления правонарушений в области законодательства РФ о земле собственниками земельных участков, инспекторами Росреестра проводятся проверки. Они могут происходить, как с участием владельцев земли (юридических, физических, должностных лиц), так и без их участия, когда контроль за соблюдением законов, ведётся удалённо. Для таких проверок инспекторы Росреестра могут воспользоваться космическими и аэрофотоснимками, полученными в ходе дистанционного зондирования Земли.

Если в ходе проверки будет обнаружено какое-то правонарушение, то по нему заводится административное дело. В ходе разбирательства этого дела, устанавливаются факты и обстоятельства, приведшие к правонарушению, а также принимается решение о наказание виновника административным штрафом.

Размер административных штрафных санкций зависит от тяжести правонарушения и категории лица допустившего его. Они рассчитываются в российской валюте и зависят от кадастровой стоимости земельного надела. В случаях, когда стоимость надела не определена, КоАП установил предельно допустимые размеры штрафных санкций для разных видов правонарушений и категорий лиц допустивших их.

Федеральным законодателем увеличены штрафы за нарушение земельного законодательства

Федеральным законом от 08.03.2015 №46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу с 20 марта 2015 года повышены размеры административных штрафов за нарушения земельного законодательства.

Так, если ранее за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю максимальный административный штраф составлял не более двадцати тысяч рублей, то с 20 марта такой штраф исчисляется в процентах от кадастровой стоимости земельного участка. В частности, самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей. В случае же, если не определена кадастровая стоимость земельного участка административные штрафы на граждан составляют до десяти тысяч рублей, на должностных лиц — до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – до двухсот тысяч рублей.

При этом в случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Также законом признана утратившей силу ч. 1 ст. 7.2 Кодекса, предусматривающая административную ответственность за уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков.

Данное изменение обусловлено тем, что в соответствии с положениями Фе-дерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установление границ земельных участков на местности (то есть установление межевых знаков) осуществляется по желанию заказчика кадастровых работ.

Увеличены штрафы за уничтожение или повреждение специальных знаков (ст.7.2 КоАП РФ). Так, уничтожение, повреждение или снос пунктов государственных геодезических сетей влечет штраф до двухсот тысяч рублей.

Существенным образом увеличены административные штрафы за самовольное занятие лесных участков. Так максимальный размер штрафа увеличен с двадцати тысяч рублей до трехсот тысяч рублей (ст.7.9 КоАП РФ).

Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных меро-приятий по улучшению земель и охране почв повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей (ранее штраф составлял до пятидесяти тысяч рублей).

За использование земельных участков не по целевому назначению, а также невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению граждане могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа до пятидесяти тысяч рублей, должностные лица – до двухсот тысяч рублей, юридические лица – до четырехсот тысяч рублей (ст. 8.8 КоАП РФ).

Такое значительное увеличение административных штрафов будет способствовать правомерному поведению землепользователей и, как следствие, снижению количества нарушений земельного законодательства.

Ответственность за нарушение земельного законодательства

С точки зрения правового регулирования «земля» рассматривается двумя понятиями:

  • земля, как непосредственно, земельный участок;
  • земля, как природный ресурс или объект.

Примечательно, что оба понятия – есть объекты земельных отношений, регулирующиеся земельным законодательством, в частности, Земельный кодекс РФ, Закон о фермерском хозяйстве, Лесной и Водный кодексы РФ и другие. Примечательно, что некоторые правовые отношения, касающиеся использования земли, могут регулироваться нормами гражданского, административного и иного законодательства. К примеру, земельные участки, относящиеся к категории земель общего пользования либо являющиеся природоохранными объектами, могут находиться только в федеральной собственности без права продажи и передачи в частную собственность (ст. 209-217 ГК РФ). Целевое назначение земельного участка с/х назначения может быть изменено только на основании решения исполнительного органа государственной власти. Также, как и порядок наложения административных штрафов предусматривает, как Кодекс об административных правонарушениях РФ, так и Земельный кодекс РФ. Любые сделки, объектами которых являются земли, в обязательном порядке подлежат государственной регистрации.

Смотрите так же:  Биошок лицензия

За регистрацию незаконных сделок с землей предусматривается уголовная ответственность по статье 170 УК РФ.

Право на землю реализуется через виды и формы собственности на земельные участки, которые в целом составляют земельный фонд России. Законодательство по субъектному праву предусматривает следующие формы земельной собственности:

  • частная собственность – регулируется властью интересов отдельных групп и лиц;
  • государственная собственность – регулируется властью государства в интересах общества;
  • муниципальная собственность – регулируется властью органом местного самоуправления в целях реализации интересов населения и иных муниципальных образований;
  • смешанные формы собственности.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах – схема принудительных мер, которые применяются к нарушителям земельного законодательства в целях предупреждения в дальнейшем правонарушений, наказания виновных лиц, а также восстановления нарушенных прав. Кроме того, применение ответственности является мерой охраны земель, направленной на защиту субъективных прав на землю и порядок землепользования. Участниками правоотношений в сфере земельного законодательства являются:

  • государство, выступающее в лице уполномоченных органов;
  • физические, юридические и должностные лица, к которым может быть применен вид ответственности за правонарушение.

Процесс ведения дел о земельных правонарушениях представляет собой сложный механизм, реализация которого осуществляется специализированными компетентными государственными органами. К примеру, в компетенцию органов Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (экологов) входит рассмотрение дел и применение мер ответственности за неприятие нарушителем каких-либо мер по предотвращению процессов, отрицательно влияющих на состояние почвы. Ответственность за нарушение земельного законодательства складывается из двух составляющих:

  • карательная – заключается в несении виновным лицом неблагоприятных последствий;
  • восстановительная (компенсационная) – заключается в обязанности виновного своими силами частично или полностью компенсировать причиненный вред; перечень форм восстановления прав в сфере земельных отношений указан в главе 9 Земельного кодекса РФ.

Объектами правонарушений в области земельных отношений являются: земельные участки, имущественные объекты, экологическая обстановка на конкретном земельном участке, находящаяся под охраной законодательства, правила использования земель целевого назначения. Отметим, что в случае прекращения прав собственности или пользования земельным участком, возникшего вследствие нарушения положений земельного законодательства, никаких мер ответственности не предусмотрено.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства возникает только при наличии фактических оснований (явная вина нарушителя, наличие факта правонарушения, влекущего за собой негативные последствия, наличие причинной связи между совершенным правонарушением и последствиями).

Земельными правонарушениями являются нарушения прав собственности на землю, порядка использования земли и требований в сфере охраны земель. Также земельные правонарушения предполагают действия должностных лиц, которые в той или иной мере связаны с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих полномочий. Земельное правонарушение — есть противоправное общественно-опасное действие либо бездействие, которые создают угрозу возникновения негативных последствий относительно объекта посягательства – земли. Состав правонарушения образуется совокупностью основных элементов, входящих в состав земельного законодательства:

  1. Объект правонарушения – земля.
  2. Объективная сторона – противоправное деяние, нарушающее земельное законодательство (неуплата земельного налога, неуплата арендной платы, загрязнение земель и т.д. ).
  3. Субъект правонарушения – физическое (граждане и должностные лица, за исключением руководителей общественных объединений) или юридическое лицо.
  4. Субъективная сторона правонарушения – факт наличия вины правонарушителя (умышленная или неосторожная).

В некоторых случаях для привлечения к ответственности не требуется наличия факта вины (ст. 1079 ГК РФ), например для предприятий – источников повышенной опасности, допустивших аварийный разлив нефти из нефтепровода, результатом чего стало повреждение земель. В данном случае это является правонарушением и повлечет за собой соответствующую меру ответственности, если только причинитель вреда не докажет, что правонарушение возникло в результате непреодолимой силы либо умышленных действий потерпевшего. Состав правонарушения в сфере земельного законодательства может быть формальным (например, искажение сведений о состоянии и использовании земель) либо материальным (например, использование агрохимикатов, вызвавших загрязнение земель). Характеристики правонарушений различают по признакам классификации. Одним из наиболее важных значений в сфере земельных правоотношений несет в себе классификация по видам ответственности, которые прописаны в главе 8 Земельного кодекса РФ, они делятся по материальному признаку на: гражданско-правовую, административную, уголовную, трудовую и дисциплинарную ответственность, применяемую на основании конкретного нормативно-правового акта. Земельные преступления являются уголовно-наказуемыми деяниями, как посягательство на землю. Административные правонарушения являют собой действия или бездействия, влекущие за собой административные наказания виновных лиц. Дисциплинарные проступки в сфере земельного законодательства касаются различного рода взысканий по службе виновного лица со стороны нанимателя или руководящего органа. Гражданские правонарушения являются следствием причинения имущественного вреда или вреда, причиненного здоровью граждан и окружающей среде. Классификации земельных правонарушений различаются в зависимости от степени общественной опасности, определяемой посредством выяснения обстоятельств, размеров причиненного ущерба и последствий противоправных действий в целом.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства предполагает:

  • экологические правонарушения, представляющие собой посягательство на землю, как на элемент, входящий в состав экосистемы (ст.ст. 254, 246 УК РФ);
  • экономические правонарушения, являющие собой посягательство на землю, как на объект хозяйственного назначения (ст. 167 УК РФ);
  • производственные правонарушения, являющие собой посягательство на объекты, произрастающие из земли (ст.ст. 231, 260 УК РФ).

Трудовая ответственность за нарушение земельного законодательства регулируется статьей 75 Земельного кодекса РФ и представляет собой применение дисциплинарных взысканий к работнику, не исполнившему либо выполнившему ненадлежащим образом свои должностные обязанности, в результате чего его предприятие понесло перед государством административную ответственность (ст. 192 ТК РФ).

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства делится в зависимости от объекта правонарушения и бывает:

  • за экономические правонарушения (ст. 7.1. КоАП РФ)
  • за экологические правонарушения (ст. 8.6. КоАП РФ)
  • за нарушения, возникшие вследствие мелиорации земель и ветеринарии (ст. 10.9. КоАП РФ)

Дисциплинарная ответственность может быть применена только к временному или постоянному работнику, в чьи трудовые обязанности входит соблюдение земельно-правовых норм. Дисциплинарные взыскания выносятся за правонарушения, выявленные в период рабочего времени и могут быть применены совместно с имущественной и дисциплинарной ответственностью.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой юридическую норму, включающую имущественное содержание, а значит, меры, применяемые к правонарушителю, носят исключительно имущественный (материальный) характер. Соответственно, применение ответственности имущественного характера предполагает наличие причиненного ущерба (утрата ценностей, упущенная выгода, вынужденные затраты на устранение негативных последствий, возникших вследствие причиненного вреда).

Гражданско-правовая ответственность предполагает материальную ответственность правонарушителя только перед лицом, чьи права были нарушены, включая имущественные санкции, возложенные на потерпевшую сторону.

Размеры штрафов за нарушения земельного законодательства многократно увеличены

09 марта 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 08.03.2015 № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (номер опубликования — 0001201503090030).
Изменения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в первую очередь затронули размеры административных штрафов, которые накладываются за совершение различных правонарушений (в новой редакции изложен абзац первый части 1 статьи 3.5 КоАП РФ), при этом предусмотрено исчисление штрафа в величине, кратной кадастровой стоимости земельного участка (пункт 10 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ).
В части 1 статьи 4.5 перечень отраслей законодательства, сроки давности рассмотрения дел о нарушении норм которых могут составлять один год, дополнен законодательством о геодезии и картографии и о наименовании географических объектов.

Статья 7.1. КоАП РФ изложена в новой редакции, которая более детально регламентирует состав административного правонарушения:

«Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации
прав на указанный земельный участок»
Таким образом, законодатель прямо указывает на то, что состав правонарушения, в том числе, образует самовольное занятие части земельного участка. Кроме того, формулировка «использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности» заменена на более общую «лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок».
Кардинально изменяется и подход к исчислению штрафов за данное административное правонарушение и, в тех случаях, когда определена кадастровая стоимость земельного участка (ЗУ), размеры штрафа составляют:

  • для граждан — от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости, но не менее 5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц — от 1,5 до 2% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 20 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 2 до 3% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 100 тысяч рублей.
Смотрите так же:  Оформить доверенность на дому

Если же кадастровая стоимость ЗУ не определена:

  • от 5 до 10 тысяч рублей;
  • от 20 до 50 тысяч рублей;
  • от 100 до 200 тысяч рублей соответственно.

При этом индивидуальные предприниматели для целей настоящей статьи приравниваются к юридическим лицам.
В случае самовольного занятия части ЗУ административный штраф в размере от кадастровой стоимости исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части ЗУ.

Внесены изменения в статью 7.2. КоАП РФ, предусматривающей ответственность за уничтожение или повреждение специальных знаков.
Так, часть первая данной статьи, ранее устанавливавшая ответственность за уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков, декриминализирована и исключена из диспозиции статьи.
Часть 3 данной статьи изложена в новой редакции и теперь устанавливает ответственность за
«Уничтожение, повреждение или снос пунктов государственных геодезических сетей, пунктов геодезических сетей специального назначения либо стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть, либо нарушение режима охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнение»
Совершение данного правонарушения влечет за собой наложение административного штрафа:

  • на граждан — от 5 до 10 тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от 10 до 50 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 50 до 200 тысяч рублей.

За неуведомление уполномоченного органа власти об уничтожении вышеуказанных пунктов и знаков (перечисленных в части 3 данной статьи), теперь устанавливается ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 1 до 5 тысяч рублей (часть 4 статьи 7.2. КоАП РФ).
Увеличены размеры административных штрафов за самовольное занятие лесных участков (статья 7.9. КоАП РФ), которые теперь составляют:

  • для граждан — от 20 до 50 тысяч рублей;
  • для должностных лиц от 50 до 100 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 200 до 300 тысяч рублей.

Также измененена диспозиция статьи 7.34. КоАП РФ, ранее устанавливавшая ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
В новой редакции статьи, состав административного правонарушения образует:
«Использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность»
За совершение данного административного правонарушения предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 20 до 100 тысяч рублей.
Увеличены размеры штрафов и за такое административное правонарушение, как «невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв» (статья 8.7. КоАП РФ), которые будут составлять:

  • для граждан — от 20 до 50 тысяч рублей;
  • для должностных лиц — от 50 до 100 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 400 до 700 тысяч рублей.

В новой редакции изложил законодатель и диспозицию части 1 статьи 8.8. КоАП РФ, которая теперь устанавливает ответственность за «использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием» и влечет за собой применение административного наказания в виде штрафов:

  • для граждан — от 0,3 до 0,5% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 3 тысяч рублей;
  • для должностных лиц — от 0,5 до 1,5% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 2 до 10% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 200 тысяч рублей.

При этом для состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ установлены пороговые значения штрафов:

  • не более 100 тысяч рублей — для граждан;
  • не более 300 тысяч рублей — для должностных лиц;
  • не более 700 тысяч рублей — для юридических лиц.

Бездействие, которое выражается в неиспользовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ, для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с таким производством деятельности (в течение срока установленного федеральным законом) теперь образует состав правонарушения, установленный частью 2 статьи 8.8. КоАП РФ. Размер штрафных санкций за данное правонарушение также исчисляется в % от кадастровой стоимости в размерах, аналогичных установленным в части 1 статьи 8.8.
За неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, предусмотрено наложение административных штрафов в существенно большем размере:

  • для граждан — от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости ЗУ, или от 20 до 50 тысяч рублей (если кадастровая стоимость ЗУ не определена);
  • для должностных лиц — от 1,5 до 2% от кадастровой стоимости ЗУ, или от 50 до 100 тысяч рублей соответственно;
  • для юридических лиц — от 3 до 5% от кадастровой стоимости ЗУ, или от 400 до 700 тысяч рублей соответственно.

Пунктом 4 статьи 8.8. КоАП РФ предусмотрен состав административного правонарушения в виде невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, за которое может быть наложен административный штраф:

  • на граждан — от 20 до 50 тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от 100 до 200 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 200 до 400 тысяч рублей.

Также многократно (в 10 раз) увеличен административный штраф за нарушение порядка предоставления гражданам и юридическим лицам лесов для их использования, размер которого теперь составляет от 20 до 30 тысяч рублей (статья 8.24. КоАП РФ).
Законом устанавливаются специальные нормы об ответственности за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства (части 25 и 25 статьи 19.5 КоАП РФ).
Если подобные действия совершены впервые, то размер административного штрафа составит:

  • для граждан — от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для должностных лиц — от 30 до 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 100 до 200 тысяч рублей.

При повторном нарушении, размеры штрафов кратно возрастают:

  • для граждан — от 30 до 50 тысяч рублей;
  • для должностных лиц — от 70 до 100 тысяч рублей (или дисквалификация на срок до 3-х лет);
  • для юридических лиц — от 200 до 300 тысяч рублей.

Кроме того, законом внесены и иные изменения в КоАП РФ, как направленные на реализацию вышеуказанных норм, так и корректирующие размеры административного наказания для иных составов административных правонарушений.
Следует отметить, что изменения, внесенные в КоАП РФ настоящим законом, радикальным образом меняют подходы к ответственности за правонарушения в сфере землепользования, которые за большинство правонарушений возрастают в 10 и более раз.
Также многократно возрастает ответственность за неисполнение предписаний должностных лиц федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор.
Так, размер штрафа за неисполнение соответствующего предписания для граждан составлял от 300 до 500 рублей (без увеличения за неоднократное нарушение), теперь же минимальное значение штрафа — 10 тысяч рублей, максимальное — 50 тысяч рублей (за повторное нарушение). Таким образом, минимальный размер штрафа увеличен более чем в 33 раза, максимальный — в 100 раз .
Отдельного срока вступления изменений в силу настоящим законом не установлено, то есть он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования.

С текстом закона можно ознакомиться по ссылке.

Как не попасть в число нарушителей земельного законодательства

На вопросы граждан об ответственности землепользователей за нарушения требований земельного законодательства отвечает начальник межмуниципального отдела по городу Коряжме, Вилегодскому и Ленскому районам Управления Росреестра по Архангельской области и НАО Татьяна Бухарина (главный государственный инспектор в г. Коряжме, Вилегодском и Ленском районах по использованию и охране земель)

— Какие нарушения земельного законодательства чаще всего допускают землепользователи?

— Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка является самым распространенным нарушением, которое выявляется в результате мероприятий по государственному земельному надзору. Убедитесь, что используемые в хозяйстве дрова, строительные и иные материалы размещены вами в границах вашего земельного участка, а не на свободной территории и не на участке соседей. В тех случаях, когда вы используете земельный участок по договору аренды, необходимо проверить, не истек ли срок действия договора и продлен ли такой договор на новый срок. Кроме того, необходимо обратить внимание, соответствует ли площадь фактического землепользования документам на земельный участок (картам, схемам, планам, свидетельствам, кадастровому паспорту или кадастровой выписке на земельный участок).

Смотрите так же:  Занятие ответственность за нарушение пдд

Использование земельного участка не в тех целях, для которых он был предоставлен, не допускается. Так, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, не допускается строить магазины, автозаправочные станции, иные коммерческие объекты, а земельные участки сельскохозяйственного назначения, предоставленные для сельскохозяйственного производства, не допускается использовать для возведения жилых домов, автомобильных стоянок и прочего, то есть в иных целях, не связанных с сельскохозяйственным производством. Такие строения могут быть признаны судом самовольной постройкой и подлежат принудительному сносу.

— Что такое административное обследование земельного участка и почему его проводят без согласия собственника?

— Сегодня госземинспекторы имеют возможность выявлять земельные нарушения без взаимодействия с правообладателями земельных участков и доступа на обследуемые земельные участки. В этом заключается суть административного обследования.

При проведении административного обследования используется различная информация, в том числе содержащаяся в общедоступных информационных ресурсах и архивах, а также полученная в ходе визуального осмотра земельных участков. Анализ полученной информации осуществляется госземинспекторами самостоятельно – без дополнительных разрешений и согласований.

Результаты административного обследования являются основанием для проведения внеплановой проверки либо при наличии достаточных данных для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

— Каковы размеры штрафов за нарушения земельного законодательства в настоящее время?

— В марте 2015 года существенно увеличены размеры административных штрафов за нарушения земельного законодательства, которые будут исчисляться в зависимости от кадастровой стоимости того земельного участка, на котором выявлено правонарушение.

В частности, за самое распространенное нарушение – самовольное занятие земельного участка или части земельного участка (в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим прав на него) – минимальный размер штрафа, который будет наложен на гражданина, составит 5 000 рублей, на индивидуального предпринимателя и юридическое лицо – 100 000 рублей. Для сравнения: ранее штрафы за аналогичные нарушения составляли от 500 до 1 000 рублей для граждан, от 1 000 до 2 000 рублей — для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, от 10 000 до 20 000 рублей — для юридических лиц.

Сроки уплаты штрафа

— В какой срок должен быть уплачен штраф за нарушение земельного законодательства?

— Сроки для добровольной уплаты административных штрафов в действующем законодательстве обозначены достаточно четко. Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки уплаты штрафа.

Для того чтобы понять, с какого срока начинаются «ваши» 60 дней на уплату административного штрафа в добровольном порядке, нужно знать дату вступления данного постановления в законную силу.

Статьей 30.3 КоАП установлен срок для обжалования постановления по делу об административном правонарушении — десять суток со дня вручения или получения копии постановления.

Именно после того, как истекает данный срок, постановление о назначении административного наказания вступает в законную силу и начинается отсчет 60 дней для добровольной уплаты административного штрафа.

Таким образом, у лица, привлеченного к административной ответственности, имеется довольно большой срок для оплаты административного штрафа: 70 дней (10 дней на вступление постановления в силу + 60 дней, установленные КоАП) со дня получения постановления о назначении административного наказания.

Чем грозит просрочка

— Каковы последствия неуплаты административного штрафа в установленный законом срок?

— Законом установлено, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа, по истечении установленного законом срока, должностное лицо, вынесшее постановление, изготавливает второй экземпляр указанного постановления и направляет его судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, должностное лицо, рассмотревшее дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении за неуплату административного штрафа в установленный срок. За это предусмотрено наложение нового административного штрафа в двойном размере от первоначальной суммы, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Поэтому, например, если гражданин вовремя не оплатил административный штраф в размере 5 000 рублей, то за неуплату данного штрафа он получит новый штраф — в размере 10 000 рублей (либо административный арест или обязательные работы). Кроме того, первоначальный штраф в размере 5 000 рублей ему все равно придется заплатить.

Штраф за нарушение землепользования

Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

Ответственность за нарушение требований земельного законодательства

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

Земельное правонарушение — противоправное деяние, нарушающее земельное законодательство и причиняющее вред земельным ресурсам, окружающей природной среде и здоровью человека. Правонарушения различаются по степени общественной опасности, характеру, последствиям и потому влекут за собой различные виды юридической ответственности.

Земельным кодексом РФ предусмотрены четыре вида ответственности за земельные правонарушения — уголовная, административная, дисциплинарная и гражданская (возмещение вреда) — в соответствии с которыми классифицируются и виды правонарушений.

Значимость института охраны земель обуславливает наличие в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях около 40 (данное число периодически изменяется в связи с изменением и совершенствованием законодательства) составов административных правонарушений в области землепользования и охраны окружающей природной среды, среди которых:

— порча земель (ст. 8.6);

— самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1);

— использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, невыполнение обязательных мер по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8);

— уничтожение специальных, межевых знаков (ст. 7.2);

— самовольная переуступка права пользования землей (ст. 7.10);

— незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст. 7.16) и другие.

Различают несколько видов административных наказаний, которые могут применяться при совершении правонарушений в области охраны собственности на землю: предупреждение, административный штраф, конфискация или возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или объектом правонарушения, административное приостановление деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к административной ответственности в соответствии с п. 2 ст. 74 Земельного кодекса РФ не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный нарушениями вред (гражданская ответственность).

Одним из наиболее серьёзных нарушений земельного законодательства является порча земли.

В связи с этим законодателем предусмотрен повышенный уровень защиты земли, а равно ответственности за порчу земли.

Статьёй 254 Уголовного кодекса РФ за отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, а также иные последствия, установлена уголовная ответственность.

За совершение данного преступления, в зависимости от степени опасности содеянного и иных обстоятельств, могут быть назначены следующие виды и размеры наказаний:

— штраф до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода нарушителя за период до восемнадцати месяцев;

— лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;