Соотнесите трудовой договор и трудовое правоотношение

Тест по праву (11 класс) на тему:
Итоговый тест по теме «Трудовое право» 11 класс (профильный уровень)

Данный тест предназначен для итоговой проверки полученных знаний учащимися 11 класса по разделу «Трудовое право» предмета «Право» (профильный уровень)

Предварительный просмотр:

Контрольный тест «Трудовое право» 11 класс

1. Кем и где разрабатывается и принимается Коллективный договор :

А. на референдуме. Б. на сессии Государственной Думы. В. на собрании руководителей предприятия, фирмы, организации. Г. на общей конференции трудового коллектива.

2.Сторонами заключения коллективного договора являются:

А. Работодатель (физическое лицо) и работник. Б. председатель профсоюзного комитета и работники.

В. собственник или лицо, им уполномоченное и трудовой коллектив. Г. комитет по трудовым спорам и работники.

3. Испытания при приеме на работу не применимо к:

А. Лицам пенсионного возраста Б. Военнообязанным В. Инвалидам Г. Работникам до 18 лет.

4.Действие коллективного договора предприятия распространяется на:

А. только на администрацию. Б. на всех субъектов (членов) предприятия, кроме руководителей этого предприятия. В. только на временных рабочих. Г. На всех членов (субъектов) предприятия.

5. Не является гарантией обеспечения прав граждан на труд:

А. равенство трудовых прав граждан. Б. свободный выбор вида деятельности. В. компенсации материальных расходов, в связи с направлением в другую местность. Г. расовая принадлежность.

6.Виды трудового договора по срокам действия:

А. Срочный, бессрочный, на время сезонной работы. Б. Срочный, бессрочный, краткосрочный.

В. Краткосрочный, среднесрочный, на время определенной работы. Г. Краткосрочный, сезонный, долгосрочный.

7. При приеме на работу не требуется документ:

А. паспорт Б. свидетельство о рождении В. трудовая книжка Г. диплом

8.По общему правилу срок испытания при принятии на работу не может превышать:

А. 20 дней. Б. Две недели. В. В зависимости от сферы деятельности 1-3 месяца. Г. 3 месяца.

9.Необоснованный отказ в принятии на работу запрещается в случаях:

А. Лицо, устраивающееся на работу было ранее судимо. Б. Лицо прописано в другой области страны.

В. Ни в коем случае. Г. Предусмотренных законодательством

10.Трудовой договор может прекратится по инициативе:

А. Собственника, работника, профсоюза. Б. Собственника, работника, сотрудников милиции.

В. Работника, членов его семьи. Г. Профсоюзного органа, начальника отдела кадров

11.Перевод работника на другое предприятие, или перевод на другую должность возможно при:

А. Согласии работника. Б. Необходимости рабочего процесса. В. Требовании руководства

Г. Строго по решению трудового коллектива.

12.Сфера применения трудовых контрактов определяется:

А. Сторонами трудового договора Б. Законодательством России В. Конституцией России.

13.Лицо может самостоятельно заключать трудовой договор в возрасте:

А. с 14 лет Б. с 20 лет В. с 16 лет Г.с 18 лет

14.При 6-дневной рабочей неделе продолжительность работы не может превышать:

А. 7 часов Б. 8 часов В. 6 часов Г. 5 часов

15.Начало и окончание рабочего дня предусматривается:

А. В законе о коллективных договорах Б. Правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности В. В уставе предприятия Г. В постановлении Правительства

16.Какой документ является единственным свидетельством о трудовой деятельности работника.

А. Трудовой договор Б. Трудовая книжка В. Приказ о приеме на работу Г. Все выше указанные варианты

17.К источникам трудового права относятся:

А. Какие — либо нормативно-правовые акты, которые содержат нормы, направленные на регулирование трудовых отношений. Б. Только нормативно — правовые акты, которые составляют систему законодательства о труде В. Все нормативно — правовые акты, которые содержат нормы поведения работника Г. Все нормативно-правовые акты, которые регулируют оплату труда.

18.Трудовое право относится к:

а) публичному праву в) является разделом конституционного права. в) частному праву

19. Работник имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив работодателя в письменной форме за:

а) неделю б) 2 недели в) месяц

20. К дисциплинарному взысканию работника относится:

а) благодарность б) выговор в) штраф г) предупреждение

21. Продолжительность рабочей недели для работников в возрасте от 16 лет до 18 лет:

а) не более 24 часов б) 40 часов в) не более 35 часов

22. Для вступления в трудовые отношения в период каникул для выполнения легкого труда необходимо достижение возраста:

а) 14 лет б) 15 лет в) 16 лет г) 17 лет

23. Срочный трудовой договор может быть заключен на срок не более:

а) 3 лет б) 5 лет в) 7 лет г) 8 лет

24. Основной(ые) источник(и) трудового права:

а) Конституция РФ б) Закон об охране труда в) Трудовой кодекс г) Трудовой кодекс и Конституция РФ

25. К обязательственным условиям трудового договора относятся:

а) условия об испытательном сроке б) условия об обязательной отработке определённого срока после обучения за счёт работодателя в) условия оплаты труда.

26. В трудовую книжку не вносятся сведения:

а) о выполняемой работе б) о семейном положении в) о награждениях г) о разрядах и квалификации

27. Не требуется согласия работника при:

а) перемещении его на другую работу в той же организации б) переводе его на постоянную работу в другую организацию в) переводе его на постоянную работу в другую местность вместе с организацией.

28. К обязательным условиям трудового договора относится:

А. Дата начала и срок выполнения работы. Б. Условие о неразглашении работником служебной тайны.

В. Условие об отработке работником установленного договором срока после окончания обучения за счет средств работодателя. Г. Условие об установлении для работника испытательного срока при приеме на работу.

1. Трудовые отношения а) обязательное для всех работников подчинение

2. Работник правилам поведения.

3. Работодатель б) соглашение между работником и работодателем,

4. Социальное партнерство по которому стороны имеют взаимные права и обязан-

5. Трудовой спор ности.

6. Трудовой договор в) непрерывный отдых.

7. Коллективный договор г) время, в течение которого работник свободен от

8. Время отдыха исполнения трудовых обязанностей.

9. Отпуск д) система сотрудничества работников и работодателей.

10. Дисциплина труда е) разногласия между работником и работодателем.

ж) правовой акт, регулирующий социально-трудовые

отношения в организации.

з) физическое лицо, вступившее в трудовые отношения

и) физическое или юридическое лицо, вступившее в

трудовые отношения с работником.

к) отношения, основанные на соглашении между работ-

ником и работодателем о выполнении за плату трудовой функции.

1. Несовершеннолетний Сидоров М. обратился в кафе «Силуэт» с просьбой принять на работу барменом после 18.00 часов. Директор кафе отказал Сидорову, сославшись на его обучение в техникуме. Прав ли директор, правильно ли он обосновал свой отказ Сидорову М.?

Тест по праву (11 класс) на тему:
Тест. Трудовые правоотношения.

Текущий тест. Право.

Предварительный просмотр:

Трудовые правоотношения. Вариант № 1

Соотнесите понятия и их сущность.

индивидуальная трудовая деятельность

соглашение в соответствии с которым работник обязуется лично выполнять работу по определённой должности, соответствующей его квалификации

объект трудовых правоотношений

условия об испытании при приеме на работу; о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной); об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока и т.д.

время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности

коллективный договор о правилах внутреннего трудового распорядка организации

локальный нормативный акт

труд самостоятельный собственника средств производства

дополнительные условия трудового договора

время работы, продолжительность которого уменьшена против установленной законом нормы для данной категории работников или для определенных условий труда

вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы

физическое лицо, вступившее в трудовое отношение

деятельность, связанная с непосредственной реализацией способности граждан к труду

неполное рабочее время

предоставляемый работникам непрерывный отдых (с оплатой или без оплаты) в течение определенного количества календарных дней

Трудовые правоотношения. Вариант № 2

Соотнесите понятия и их сущность.

место работы или местонахождение обособленного структурного подразделения; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы); условия оплаты труда и т.д.

предмет трудового права

отдельный гражданин, как субъект права

время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей

труд наемного работника на производстве

работа сверх установленной (нормальной) продолжительности рабочего времени, выполняемая по инициативе работодателя

необходимые (обязательные) условия трудового договора

законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда

нормальное рабочее время

юридическое лицо, физическое лицо, публичное юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения

система сотрудничества работников и работодателей, основным назначением которой является создание и применение трудовых норм

трудовые отношения, основанные на наемном труде

минимальная оплата труда

40-часовая рабочая неделя как при пяти-, так и при шестидневной рабочей неделе, независимо от того, где трудится работник

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Трудовые правоотношения» Практикум по праву, раздел «Трудовое право» набор заданий для 9 класса, 1 вариантМожно использовать при преподавании предметов «Обществознание» и «Правоведение».

Смотрите так же:  Пенсия у военных в беларуси

«Трудовые правоотношения» Практикум по праву, раздел «Трудовое право» набор заданий для 9 класса, 2 вариантМожно использовать при преподавании предметов «Обществознание» и «Правоведение».

Трудовые правоотношения» Практикум по праву, раздел «Трудовое право» набор заданий для 9 класса, 3 вариантМожно использовать при преподавании предметов «Обществознание» и «Правоведение».

Урок обществознания в 9 классе под редакцией Л.Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. с применением ЭОР.Цель: сформировать у обучающихся представление о трудовом праве, познакомить с Трудовым Кодексом Р.

Тест по теме «Право на труд. Трудовые правоотношения» 11 класс.

Тест краткий не займёт много времени на уроке, что важно.

Тест для обучающихся 11-х классов, изучающих профильный курс права.

Субъекты трудовых правоотношений

  • Трудовое право
  • Предмет трудового права
  • Функции трудового права
  • Субъекты трудового права
  • Принципы трудового права
  • Источники трудового права

Трудовые правоотношения, их виды и содержание

Понятие трудовых правоотношений

Трудовое правоотношение представляет собой правовую связь работника и работодателя в процессе выполнения работником возложенных на него обязанностей.

Трудовое правоотношение — это добровольная юридическая связь работника с работодателем, в которой обе стороны в процессе производства подчинены правилам внутреннего трудового распорядка, трудовому законодательству, коллективному и индивидуальному трудовому договору.

Содержание трудового отношения работника сводится к выполнению им определенной работы в соответствии со специальностью, квалификацией, должностью. В рамках этого правоотношения работник и работодатель реализуют права и обязанности, установленные законодательством (например, ст. 21, 22 ТК РФ).

Сами отношения обладают специфичными чертами:

  • протекают в условиях подчинения правилам внутреннего трудового распорядка;
  • работник, как правило, включается в трудовой коллектив.

Как экономическая категория трудовые правоотношения составляют неотъемлемую часть производственных отношений и находятся в тесной взаимосвязи с экономикой государства.

Субъекты трудовых правоотношений

Участниками (субъектами) трудовых правоотношений выступают работники и работодатели. Субъектом трудового правоотношения может быть и иностранец (и как работник, и как представитель работодателя), а также работодателем может быть и отдельный гражданин, принимающий работника в качестве домработницы, личного водителя, садовника и т. п.

Объекты трудовых правоотношений

Объектом трудового правоотношения выступают умения, навыки, способности работника, которые он предлагает использовать работодателю и которые интересуют работодателя в процессе организованного им труда. Именно за них работодатель готов платить заработную плату. В рыночных отношениях цена работника, как и любой товар, определяется спросом и предложением.

Виды трудовых правоотношений

Зависят от вида соответствующих отношений и конкретного вида трудового договора, лежащего в основе возникновения и существования этого правоотношения. Поэтому на одном и том же производстве возможны разные виды трудовых правоотношений, так как возможны разные виды трудовых договоров (срочные, с неопределенным сроком, на время выполнения сезонной работы, по совместительству и др.).

Из них выделяют два специфических вида трудовых правоотношений:

  • в связи с работой по совместительству;
  • по ученическому договору.

Специфика их в том, что работа по совместительству создает второе трудовое правоотношение у работника наряду с его основным местом работы. А ученическое правоотношение обязывает ученика в отличие от других трудовых правоотношений не работать по специальности, должности, а овладеть на производстве данной профессией, специальностью. Затем, после сдачи квалификационного экзамена, ученическое правоотношение в полном объеме трансформируется в трудовое правоотношение но полученной специальности или профессии.

Особенности трудовых отношений

Отличительной чертой трудовых отношений является то, что трудовые отношения носят личностный характер, т. е. с развитием свободы трудового договора развивается индивидуализация трудовых правоотношений работника.

Другая особенность заключается в том, что эти отношения строятся на возмездных начатых, связанных с обязательным вознаграждением за труд в форме заработной платы.

Третья особенность в том, что трудовые отношения носят длящийся характер, т. е. они не прекращаются после выполнения работником определенного трудового задания, а связаны с выполнением им определенной трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; или конкретизации вида поручаемой работнику работы) — ст. 15 ТК РФ.

Законодательство закрепляет, что трудовые отношения основаны на определенности и устойчивости трудовой функции работника, и запрещает работодателю требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (ст. 60 ТК РФ).

Как трудовой договор, так и возникшее на его основании трудовое правоотношение всегда взаимные и двусторонние.

Обе стороны трудового правоотношения имеют право требовать выполнение другим субъектом его трудовых обязанностей поданному правоотношению.

Поскольку работодатель обладает правом дисциплинарной власти, то может сам наказывать работника при неисполнении обязанностей в соответствии с трудовым законодательством, привлекать его к дисциплинарной и материальной ответственности, а также обе стороны могут прибегнуть к принудительной силе государства. Этим характеризуется волевое содержание трудовых правоотношений, которое подкрепляется нормами трудового права, обеспечивающими нормальные, безопасные условия труда, соответствующую оплату, охрану труда, возмещение вреда (ущерба), дисциплинарную ответственность, возможность увольнения и перевода на другую работу и т. п.

Возникновение, изменение и прекращение трудовых правоотношений

Юридические факты, определяющие возникновение, изменение и окончание трудовых правоотношений, обычно связывают с моментом заключения, изменения и прекращения трудового договора (ст. 16 ТК РФ). Но необходимо отметить, что не всегда эти юридические факты представляют собой разновидность действия (прием и увольнение работника), иногда это обстоятельства, которые носят характер событий (смерть работника, чрезвычайные обстоятельства и др.). Кроме того, нередко юридические факты могут предоставлять участникам альтернативный выбор (например, основания увольнения) или иметь сложный состав, включающий несколько обстоятельств вместе (например, наличие вины, противоправность деяния, наличие ущерба и причинная связь противоправного виновного поведения и материального ущерба).

Основанием возникновения трудового правоотношения обычно считают трудовой договор. Для работников, занимающих выборные должности, основанием возникновения их трудовых правоотношений является факт избрания на данную должность. Для некоторых категорий работников основанием возникновения трудовых правоотношений является сложный состав юридических фактов, когда помимо трудового договора ему предшествует или за ним следует какой-то юридический факт. Так, для лиц, принимаемых по конкурсу, заключению трудового договора должно предшествовать их избрание по конкурсу на данную должность. Сложный состав возникновения трудовых правоотношений у 14-летних, когда трудовому договору должно предшествовать согласие родителей.

Фактом возникновения трудового правоотношения может послужить фактический допуск к работе, даже если прием на работу не был надлежащим образом оформлен.

Изменение трудовых правоотношений может происходить в силу правомерных действий. Изменениями будут считаться обстоятельства, указанные в главе 12 ТК РФ.

Прекращается трудовое правоотношение фактом расторжения трудового договора по основаниям, предусмотренным законодательством (гл. 13 ТК РФ).

Тема 8. Трудовой договор. Прекращение трудового договора. 1. Дайте понятие и определите значение трудового договора

1. Дайте понятие и определите значение трудового договора. Установите его социально-трудовую роль и основные функции.

2. Раскройте отличия трудового договора от смежных гражданско-правовых договоров.

3. Соотнесите трудовой договор и трудовое правоотношение.

4. Кто является сторонами трудового договора?

5. Каково содержание трудового договора?

6. Каковы виды трудовых договоров и особенности отдельных трудовых договоров? Установите правила и условия заключения срочного трудового договора.

7. Каков общий порядок заключения трудового договора?

8. Установите ограничения при заключении трудового договора.

9. Какие юридические гарантии установлены при заключении трудового договора?

10. Перечислите документы, предъявляемые при заключении трудового договора.

11. Определите, какие категории работников должны проходить медицинское освидетельствование при заключении с ними трудового договора?

12. Когда трудовой договор вступает в силу?

13. Что означает аннулирование трудового договора?

14. Что понимается под изменением условий трудового договора?

15. Установите причины и виды изменений условий трудового договора.

16. Установите правовые последствия изменения условий трудового договора.

17. Что понимается под переводом на другую работу? Установите виды переводов по трудовому праву.

18. Каков порядок осуществления перевода на другую работу?

19. В чем заключаются отличие перемещения от перевода?

20. Каковы виды постоянных переводов на другую работу? Дайте их характеристику.

21. Что такое временный перевод?

22. Определите изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда.

23. Каковы правовые последствия при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации?

24. Что такое отстранение от работы? Установите правовые последствия отстранения от работы.

25. Какие виды отстранений от работы Вы знаете?

26. Определите общие основания прекращения трудового договора.

27. Как осуществляется расторжение трудового договора по соглашению сторон?

28. Как осуществляется расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию)?

29. В каких случаях и в каком порядке расторгается трудовой договор по инициативе работодателя?

30. Опишите процедуру учета мнения органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя.

31. Перечислите гарантии работникам, предусмотренные трудовым законодательством при расторжении трудового договора по инициативе работодателя (общие и специальные).

32. Как и в каких случаях осуществляется прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон?

33. Рассмотрите порядок прекращения трудового договора вследствие нарушения обязательных правил при заключении трудового договора.

34. Рассмотрите общий порядок прекращения трудового договора.

35. Какова ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при прекращении трудового договора?

Список рекомендуемой литературы

Нормативные правовые акты:

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.

Смотрите так же:  Встречное заявление по ст 116 ук рф

Конвенция Международной Организации Труда от 26 июня 1973 г. № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1957-1990. Т. II. – Женева: Международное бюро труда, 1991. – С. 1703–1710.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002 – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.

Официальные акты высших судебных органов и судебной практики:

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (ред. от 28 сентября 2010 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2007. – № 3.

Литература:

Ершова, Е.А. Трудовое право в России: монография / Е.А. Ершова. – М. Статут, 2007.– 620 с.*

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / отв. ред. Ю.П. Орловский. – М.: Контракт: Инфра-М, 2009. – 1500 с.*

Комментарий официальных органов к Трудовому кодексу Российской Федерации / составитель А.В. Верховцев. – М.: Контракт, 2009. – 848 с.*

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В.И. Шкатуллы. – М.: Норма, 2009. – 1104 с. *

Лушников, А.М. Курс трудового права: учебник: в 2 т. Т. 2. Коллективное трудовое право. Индивидуальное трудовое право. Процессуальное трудовое право / А.М. Лушников, М.В. Лушникова. – М.: Статут, 2009. – 1151 с.*

Миронов, В.И. Трудовое право: учебник / В.И. Миронов. – СПБ.: Питер, 2009. – 864 с.*

Настольная книга судьи по трудовым спорам: учебно-практическое пособие / Г.А. Жилин, В.В. Коробченко, С.П. Маврин; под ред. С.П. Маврина.– М.: Проспект, 2011. – 296 с.*

Трудовое право: учебник / под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой.– М.: Проспект, 2010. – 624 с.*

Трудовое право России: учебник / под ред. С.Ю. Головиной, М.В. Молодцова. – М.: Норма, 2010. – 704 с.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Соотнесите трудовой договор и трудовое правоотношение

Обеспечение охраны труда

  1. Представить отчет преподавателю о проделанной работе в виде решения представленных задач.

Используемая литература: Трудовое право: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.И.Казанцев, В.Н.Васин. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 432 с.

Практическая работа № 3 Взаимодействие субъектов трудового права.

Цель: систематизация полученных теоретических знаний по теме «Субъекты трудового права».

Задачи:

— обобщение и закрепление теоретических знаний;

— рассмотрение специфики субъектов трудового права.

Ход работы:

1. Рассмотреть один из правовых институтов отрасли — «Субъекты трудового права», основываясь на изученный материал;

2. На основании закрепленного теоретического материала составить таблицу, анализирующую статус работодателя и работника. Для анализа вышеуказанных субъектов представлен ряд критериев: понятие, права, обязанности, отношение к власти.

понятие

права

обязанности

отношение к власти

работодатель

работник

  1. Решить правовые задачи, посвящённые рассмотренным субъектам:

1) Студенты Кручинин и Трофимов поспорили о статусе работника и работодателя. Кручинин говорил, что в трудовых правоотношениях между работником и работодателем нет взаимности в правах и обязанностях. Работник имеет только обязанности, а работодатель только права, что объясняется императивностью регулирования трудовых отношений. Трофимов заявлял, что содержанием трудовых правоотношений между работником и работодателем являются взаимные права и обязанности, что подтверждается принципами трудового права: недопущение дискриминации в области труда и занятости, равенство прав и возможностей работников.

А каково ваше мнение? Поясните.

2) Соломатин сказал, что граждане, участвующие в трудовых правоотношениях, выступают в роли работников, которые работают на организацию, предприятие, учреждение. Только работники являются людьми, а работодатель это всегда неодушевлённый объект.

Поддерживаете ли вы Соломатина? Аргументируйте свою позицию.

3) Дементьев сказал, что работником можно стать и заключить трудовой договор с работодателем только с совершеннолетия, т.е. с 18 лет, потому что до 18 лет лица не способны вступать в трудовые правоотношения, нести права, осуществлять обязанности. Его однокурсник был не согласен с мнением Дементьева.

Попробуйте сформулировать позицию однокурсника Дементьева.

4. Представить отчет преподавателю о проделанной работе.

Используемая литература: Трудовое право: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.И.Казанцев, В.Н.Васин. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 432 с.

Практическая работа № 4 Коллективный договор как основа защиты прав трудового коллектива.

Цель: обобщение и закрепление полученных теоретических знаний, формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности.

Задачи:

— систематизация теоретических понятий по рассматриваемой теме на основании материала урока;

— выполнение практических заданий, направленных на формирование аналитического мышления;

Ход работы:

  1. Решить правовые задачи на основе изученного теоретического материала:

1) Крошин, объясняя определение социального партнёрства, сказал, что социальное партнёрство – это система взаимоотношений между работником и работодателем по вопросам регулирования трудовых и иных отношений в сфере труда. Другие субъекты в социальном партнёрстве не участвуют, т.к. трудовые отношения реализуются между двумя вышеуказанными субъектами. Студент Матвеев считал, что в социальном партнёрстве участвует больше субъектов, чем назвал Крошин. Назовите субъекты, которые будут участвовать в социальном партнёрстве.

2) Дополните список представленных принципов социального партнёрства:

  1. равноправие сторон; 2. содействие государства в укреплении и развитии социального партнёрства; 3. соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов; 4. реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; 5. обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; 6. ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

3) Клюкин сказал, что представителями работников в трудовых отношениях являются профсоюзы, но профсоюзы представляют интересы только тех работников, которые являются членами профсоюзов. А если в организации не сформирован профсоюз, то представлять интересы работников некому.

Согласны ли вы с мнением Клюкина?

4) Терёхин сформулировал определение коллективного договора сказав, что это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками, т.к. работников большинство и коллектив должен быть дружный, иначе производство будет неэффективным. Именно для этого и нужен коллективный договор. Преподаватель был не согласен с определением Терёхина.

Найдите и укажите ошибки Терёхина.

5) Дополните список элементов выражения коллективного договора:

  1. письменное соглашение; 2. направлен на успешное выполнение задач в области экономического и социального развития коллектива; 3. локально-правовое регулирование трудовых и организационно-управленческих отношений.

6) Укажите отсутствующие этапы в процедуре создания коллективного договора:

  1. комиссия из числа представителей для подготовки проекта коллективного договора; 2. подготовка проекта коллективного договора.
  1. Представить отчет преподавателю о проделанной работе в виде решения представленных задач.

Используемая литература: Трудовое право: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.И.Казанцев, В.Н.Васин. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 432 с.

Практическая работа № 5 Свобода труда.

Цель: обобщение основного теоретического материала, освещающего базовые понятия трудовой деятельности.

Задачи:

— анализ базового конституционного принципа;

— формирование умения выделять основной и второстепенный материал.

Ход работы:

  1. Ознакомиться со статьёй конституции, посвящённой свободе труда;
  2. Охарактеризовать словосочетание «свобода труда»;
  3. Охарактеризовать словосочетание «принудительный труд»;
  4. Составить таблицу, характеризующую вышеуказанные понятия по следующим критериям: понятие, характерные черты, время существование понятия, плюсы понятия, минусы понятия;

понятие

характерные черты

время существования понятия

плюсы понятия

минусы понятия

свобода труда

принудительный труд

  1. Представить отчет о проделанной работе преподавателю.

Используемая литература: Трудовое право: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.И.Казанцев, В.Н.Васин. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 432 с.

Практическая работа № 6 Трудовой договор – основа трудовых правоотношений.

Цель: обобщение и закрепление полученных теоретических знаний, формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности.

Задачи:

— систематизация теоретических понятий по рассматриваемой теме на основании материала урока;

— выполнение практических заданий, направленных на формирование аналитического мышления;

Ход работы:

  1. Решить правовые задачи на основе изученного теоретического материала:

1) Шолохов сказал, что срочный трудовой договор заключается на определённый срок, но не более 3 лет. Срочный трудовой договор по мнению Шолохова заключается только в двух случаях: на время выполнения временных работ; для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определённого периода (сезона).

Согласны ли вы с мнением Шолохова? Найдите и укажите статьи ТКРФ, подтверждающие или опровергающие мнение Шолохова. Приведите примеры.

2) Преподаватель трудового права задал студентам вопрос: «Правда ли, что трудовой договор вступает в силу через 10 дней после его подписания?

Ответьте на вопрос преподавателя. Найдите и укажите статью в ТКРФ, подтверждающую или опровергающую ваш ответ.

3) Лица, с которыми может быть заключён трудовой договор, могут достичь возраста 14 лет. Т.к. работа является обоснованной причиной, то можно пропустить иногда школу.

Согласны ли вы с представленным утверждением? Подтвердите своё мнение статьёй ТКРФ. Приведите примеры.

4) Петров устроился слесарем в ООО «Луч» на постоянную работу. Спустя месяц Петров обратился в отдел кадров и обнаружил, что трудовая книжка заведена на него не была.

Правомерно ли поступил работодатель ООО «Луч»? Аргументируйте свою позицию, приведя статью из ТКРФ.

5) Лопаткин устроился на завод в один из цехов, приступил к работе по поручению работодателя. Прошло 10 дней с момента фактического допущения Лопаткина к работе, но трудовой договор с ним оформлен не был. Лопаткин забеспокоился.

Смотрите так же:  Исковое заявление об отмене договора дарения

Обосновано ли беспокойство Лопаткина? Аргументируйте свою позицию, приведя статью ТКРФ.

6) 17-летний Пуговкин устроился курьером в одно из издательств. Директор издательства Орлов назначил ему испытательный срок на 6 месяцев, мотивируя это Пуговкину тем, что у них очень серьёзное издательство и им нужен ответственный работник. Пуговкин не возражал

Правомерны ли действия Орлова? Аргументируйте свою позицию. Приведите статью ТКРФ. Приведите примеры.

7) Директор вызвал Алиеву к себе в кабинет и сказал, что она будет уволена, т.к. находится в состоянии беременности, а его организации нужен сотрудник на постоянной основе. Алиева посчитала свои права нарушенными и решила обратиться в суд.

Правомерно ли её поведение? Правомерно ли поведение работодателя? Приведите основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя, используя ТКРФ.

  1. Представить отчет преподавателю о проделанной работе в виде решения представленных задач.

Используемая литература: Трудовое право: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.И.Казанцев, В.Н.Васин. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 432 с.

Практическая работа № 7 Анализ статей ТК РФ, закрепляющих положение трудовых договоров.

Цель: систематизировать теоретические знания, используя нормативно-правовой источник.

Задачи:

— выявление правовой основы регламентации положений о трудовых договорах;

— толкование норм, посвящённых трудовым договорам.

Ход работы:

  1. Выделение части, раздела, глав в ТКРФ, посвящённых трудовым договорам;
  2. Характеристика двумя, тремя предложениями каждой из представленных глав в ТКРФ, посвящённых трудовым договорам;
  3. Выбор одной из представленных глав в ТКРФ, посвящённых трудовым договорам, для подробного толкования правовых норм, освещающих трудовой договор;
  4. Представить отчет преподавателю о проделанной работе.

Используемая литература: Трудовое право: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.И.Казанцев, В.Н.Васин. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 432 с.

Практическая работа № 8 Рабочее время и время отдыха – основа продуктивной деятельности предприятия.

Цель: обобщение и закрепление полученных теоретических знаний, формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности.

Задачи:

— систематизация теоретических понятий по рассматриваемой теме на основании материала урока;

— выполнение практических заданий, направленных на формирование аналитического мышления;

Ход работы:

  1. Решить правовые задачи на основе изученного теоретического материала:

1) 15-летний Сычёв устроился в пиццерию курьером, доставляя клиентам пиццу на велосипеде. Работодатель, принимая Сычёва на работу, казал, что раз Сыч ёву 18 лет, то взять он его может не более чем на 35 часов в неделю. Сычёв был согласен с условиями работодателя.

Правомерны ли действия работодателя? Укажите статью ТКРФ, поясните.

2) Насырова обратилась с просьбой к работодателю установить ей неполную рабочую неделю, т.к. у неё вчера был выписан муж из больницы после операции и за ним необходим надлежащий уход. В подтверждение своих слов Насырова предоставила работодателю медицинское заключение. Работодатель отказал Насыровой в её просьбе, мотивируя свой отказ тем, что у Насыровых есть 17-летняя дочь, которая не работает и может ухаживать за больным отцом, а его организации нужен полноценный сотрудник.

Правомерен ли отказ работодателя? Укажите статью ТКРФ, поясните.

3) Беременная Соколова обратилась к работодателю с просьбой перевести её на работу только в ночную смену, т.к. она страдает хронической бессонницей и всёравно не спит по ночам. Работодатель отказал Соколовой в её просьбе. Соколова решила обратиться в суд, мотивируя своё решение тем, что её права как работника нарушены.

Прав ли работодатель? Укажите статью ТКРФ, поясните.

4) Сосновский купил в пятницу билеты в театр, планируя сходить с жжено в воскресенье на интересный спектакль. В воскресенье утром ему позвонил начальник, срочно вызывая Сосновского на работу, т.к. на заводе, где он трудился, вышло из строя всё оборудование и производство продукции приостановлено, а у них сейчас как раз срочный заказ. Сосновский был возмущён, споря с начальником о том, что работодатель должен спросить письменное согласие работника. Сосновский категорически отказался приехать на работу.

Прав ли работодатель? Укажите статью ТКРФ, поясните.

5) Работодатель собрал трудовой коллектив и объявил, что теперь перерыв для отдыха и питания будет не 45 минут, а 20 минут, т.к. их производство безостановочное и много времени теряется впустую. Работники были согласны с решением работодателя.

А вы согласны с решением работодателя? Укажите статью ТКРФ, поясните.

6) Осокин собрался в отпуск на основании графика отпусков, предусмотренного в организации. Накануне отпуска работодатель вызвал Осокина к себе в кабинет и сказал, что предоставить Осокину 28 календарных дней подряд он не может из-за неотложных заказов, выполняемых сейчас на их предприятии. Работодатель предложил Осокину разделить отпуск на 4 части по 7 дней и ходить в отпуск неделя через неделю. Так, по мнению работодателя, производство не пострадает. Осокин был категорически не согласен с работодателем.

В чём заключается несогласие Осокина? Укажите статью ТКРФ, поясните.

7) Карпова вызвал его непосредственный начальник и сказал, что Карпов через 3 дня уходит в основной ежегодный оплачиваемый отпуск. Карпов возразил, заявив, что не был заблаговременно предупреждён о начале отпуска, поэтому он требует от работодателя переноса ежегодного основного отпуска.

Правомерно ли требование Карпова? Укажите срок предупреждения о начале отпуска работника. В каких случаях осуществляется перенос отпуска? Укажите статьи ТКРФ.

  1. Представить отчет преподавателю о проделанной работе в виде решения представленных задач.

Используемая литература: Трудовое право: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.И.Казанцев, В.Н.Васин. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 432 с.

Практическая работа № 9 Анализ статей ТК РФ, закрепляющих положение о рабочем времени и времени отдыха.

Цель: систематизировать теоретические знания, используя нормативно-правовой источник.

Задачи:

— выявление правовой основы регламентации положений о рабочем времени и времени отдыха;

— толкование норм, посвящённых рабочему времени и времени отдыха.

Ход работы:

  1. Выделение части, разделов, глав в ТКРФ, посвящённых рабочему времени и времени отдыха;
  2. Характеристика двумя, тремя предложениями каждой из представленных глав в ТКРФ, посвящённых рабочему времени и времени отдыха;
  3. Выбор одной из представленных глав в ТКРФ, посвящённых рабочему времени и времени отдыха, для подробного толкования правовых норм, освещающих рабочее время и время отдыха;
  4. Представить отчет преподавателю о проделанной работе.

Используемая литература: Трудовое право: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.И.Казанцев, В.Н.Васин. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 432 с.

Практическое задание № 10 Заработная плата – основа поощрения трудовой деятельности работника.

Цель: обобщение и закрепление полученных теоретических знаний, формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности.

Задачи:

— систематизация теоретических понятий по рассматриваемой теме на основании материала урока;

— выполнение практических заданий, направленных на формирование аналитического мышления;

Ход работы:

  1. Решить правовые задачи на основе изученного теоретического материала:

1) Баева работает продавцом-консультантом в обувном бутике. Её зарплата составляет 30.000 рублей. Накануне выплаты заработной платы директор бутика пригласил её в кабинет и объявил, что в связи с очень маленькой прибылью в этом месяце, выплатить заработную плату 100% он не сможет, поэтому он предлагает выбрать Баевой туфли или сапоги на 15.000-20.000 рублей. Оставшуюся сумму он сможет выплатить в денежном эквиваленте.

Правомерно ли предложение директора бутика? Укажите статью ТКРФ, поясните.

2) Тургенев устроился штатным сотрудником с официальной заработной платой в организацию. Ко дню выплаты заработной платы Тургенев обратился в бухгалтерию с просьбой предоставить ему расчётный листок, что бы ознакомиться с суммой, подлежащей выплате. Бухгалтер удивилась, сказав, что в их организации не принято давать расчётные листки, что у них всё честно и строится на доверии. Тургенев посчитал такой ответ бухгалтера неправомерным. А как считаете вы? Укажите статью ТКРФ, поясните.

3) Колисниченко уходит в отпуск по графику отпусков. Готовясь к запланированной поездке на период отпуска, он забыл о том, что ему должны выплатить отпускные. Прошло уже 5 дней отпуска, а деньги на счёт в банке не поступили. Колисниченко связался с работодателем, который заявил, что прошло только 5 дней от отпуска, оплата будет позже.

Правомерен ли ответ работодателя? Укажите статью ТИКРФ, поясните.

4) Саломыков находится в разводе со своей супругой, которая имеет от него 3-х несовершеннолетних детей. Бухгалтерия обладает этой информацией, поэтому делает удержания из заработной платы 70%. Саломыков пришёл выяснять в бухгалтерию, требуя, что бы они вернули ему назад 20% заработной платы, т.к..бухгалтерия не имеет право удерживать более 50% из заработной платы.

Правомерно ли требование Саломыкова? Укажите статью ТКРФ.

5) Врачу скорой помощи Василевскому задерживают заработную плату на 17 дней. Он извещает в письменной форме работодателя о том, что он приостанавливает работу до тех пор, пока заработная плата не будет ему выплачена. Работодатель заявил, что Василевский не имеет правового основания приостанавливать работу.

Кто прав в данной ситуации – работодатель или работник? Укажите статью ТКРФ, поясните.

6) Работодатель попросил фрезеровщика Смолина выйти на работу в свой выходной день, обещая ему дополнительную оплату. Смолин согласился, но сказал, что его выход в выходной день будет оплачен по двойной сдельной расценке, плюс ему нужен другой день отдыха. Работодатель сказал, что нарушать ТКРФ он не будет.

В чём выражается нарушение ТКРФ? Укажите статью ТКРФ, поясните.

  1. Представить отчет преподавателю о проделанной работе в виде решения представленных задач.