Срок действия фоновой справки

Срок действия фоновой справки

Вопрос. Добрый день!Подскажите, где можно посмотреть/скачать ежегодный доклад о экологической ситуации в г. Москве за 2010 и 2011 годы

»»» Ответ. Уважаемый Тимур, ежегодный доклад об экологической ситуации в г. Москве за 2010 и 2011 годы Вы можете посмотреть на сайте Департамента природопользования и охраны окружающей среды по г. Москве: eco.mos.ru

Вопрос. Начаты работы по строительству очистных сооружений канализационных отходов (биологическая очистка)мощьностью 80 000 куб.м./сут. Очистные строятся на земле поселения квартала Акатово на расстоянии 50 метров от жилых домов. Подскажите какова должна быть санитарно-защитная зона (СЗЗ)от очистных до жилых домов, а также главный санитарный врач московской области может ли сократить СЗЗ и на сколько? С Ув. Борис

»»» Ответ. Уважаемый Борис, нормативная СЗЗ устанавливается на основании СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Новая редакция. При разработке проекта сокращения СЗЗ ее можно значительно сократить. Если конценрации на расчетной СЗЗ не будут превышать 0,1 ПДК, то СЗЗ можно сократить до границ предприятия.

Вопрос. Можно ли от Вас получить Розу Ветров г. Балашиха?С Ув. Борис

»»» Ответ. Уважаемый Борис, подобная информация выдается на платной основе по официаотному письму-запросу.

Вопрос. Здравствуйте, уважаемые коллеги!Пишут Вам коллеги из Беларуси из Гомельского гидрометцентра. Подскажите, пожалуйста, куда нам обратиться за данными о погодных условиях, которые наблюдались 11 июня 1987 года в Москве (для паспорта погоды).Заранее благодарны за помощь!С уважением, инженер-метеоролог Елена.

»»» Ответ. Уважаемая Елена, обратитесь в отдел метеорологии [email protected] ФГБУ «Центральное УГМС»

Вопрос. Здравствуйте, подскажите пожалуйста, розу ветров города Липецка , а так же какой район города наиболее благоприятен для проживания, учитывая выбросы ОАО»НЛМК», «ЦЕМЕНТНЫЙ ЗАВОД», И «СВОБОДНЫЙ СОКОЛ». Спасибо.

»»» Ответ. Уважаемая Екатерина, Вам следует обратиться в Липецкий ЦГМС http://www.lcgms.vdnh.ru/home

Вопрос. Здравствуйте. Мы обнаружили «пробку» из пластиковых банок размером примерно 10 на 5м метров на реке Битце, здесь http://maps.yandex.ru/-/CVF6NS6A. Куда отправить запрос на очистку реки и обнаружение нарушителя?

»»» Ответ. Уважаемая Александра. По всем вопросам нарушения водного законодательства необходимо обращаться в органы Росприроднадзора по ЦФО (Варшавское шоссе, д.39).

Вопрос. Здравствуйте. Строим новый завод. При размещении объекта во 2-м и 3-м поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (ЗСО) нужны ли следующие документы: заключение Мособлводхоз, заключение ЦГСЭН по Московской области, технические условия МГУП «Мосводоканал» на водоотведение.И нужно ли их получать, если вся хоз.-бытовая канализация (и ливневая в том числе) пойдет к соседнему действующему предприятию.

»»» Ответ. Уважаемая Анастасия, если проектом Вашего предприятия не предусмотрено спец водопользование согласование в перечисленных Вами организациях не требуется, вне зависимости от пояса санитарной зоны. Исключение составляет Роспотребнадзор, с которым проводится согласование размещения любого объекта. Но Ваш проект должен обязательно получить положительное заключение Государственной экспертизы

Вопрос. Здравствуйте.Скажите пожалуйста какая экологическая ситуация в Кашире.

»»» Ответ. Уважаемая Яна, в Кашире наблюдений за состоянием загрязнения воздуха ФГБУ «Московский ЦГМС-Р» не проводит.

Вопрос. Прошу Вас дать схему розы ветров в микрорайоне Сходня г. Химки.Возле новостройки по улице Юбилейный презд дом 16 выбросы от котельной постоянно задувает в окна квартир. Как заказать Вам обследывание но предмет ПДК и ПДВ?При строительстве администрация гарантировала закрытие котельной. С уважением А. Каминский

»»» Ответ. Уважаемый Александр! Вам необходимо прислать официальное письмо-запрос на имя Начальника ФГБУ «Московский ЦГМС-Р» с просьбой произвести отбор проб воздуха на содержание в нем диоксида и оксида азота, оксида углерода, диоксида серы при ветре со стороны котельной. Необходимо прислать карту – схему расположения Вашего дома и котельной (из яндекса). В письме указать точку отбора проб и сколько раз необходимо сделать отбор проб. Напоминаем, что ФГБУ «Московский ЦГМС-Р» производит отбор проб воздуха вне жилых и производственных помещений на договорной основе.

Вопрос. Подскажите розу ветров по г. Дмитров. Планирую купить земельный участок для семьи. Хотелось бы выбрать земучасток в благоприятном месте, рассматриваю близлежащие места.

»»» Ответ. Уважаемый Петр, по данным наблюдений метеостанции Дмитров преобладающим является зимой южное направление ветра, летом – западное.

Вопрос. Как выглядит информация о НМУ, т.е. как распознать информацию о НМУ?. Согласно «Порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях…», введенного в действие приказом №899 от 17.11.2011 года Минприроды России, прогноз НМУ размещается на сайте ФГБУ «Московский ЦГМС-Р». Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, должны принимать эту информацию на сайте. Сайт красивый и насыщенный, но как узнать, что НМУ натупили?

»»» Ответ. Уважаемый Александр!Информацию о НМУ необходимо проверять ежедневно, перейдя по ссылке http://www.ecomos.ru/kadr22/predupOwuzWnmu.asp, на главной странице нашего сайта Оперативная информация по Московскому региону->Предупреждения о высоком уровне загрязнения в период НМУ. Передача сведений непосредственно на предприятия осуществляется при заключении договора на платной основе.

Вопрос. Здравствуйте! Делаю проект расчета НДС для очистного сооружения, нужны данные по реке Десна и ручью Безымянный (р.Дороховка)в МО, такие как фоновая концентрация, длина по фарватеру, длина участка по прямой, расстояние от устья до начала участка, ширина участка, средняя глубина, значение расхода воды на участке ВО.Подскажите пожалуйста где найти данные или организацию которая их рассчитает. Заранее спасибо!

»»» Ответ. Уважаемая Елена!Для получения данной информации Вам следует обратиться в Отдел гидрологии по телефону 8 (495) 684-52-99 и в Отдел мониторинга поверхностных вод по телефону 8 (495) 681-00-00

Вопрос. Просим Вас дать пояснения по следующему вопросу:каков срок действия климатической справки и расчета фоновых концентраций загрязняющих веществи на основании какого нормативного документаон определяется.

»»» Ответ. Уважаемая Анна Александровна! Определение фоновых концентраций примесей в городах проводится в соответствии с Руководством по контролю загрязнения атмосферы РД 52.04.186-89. Срок действия фоновых концентраций не более 5 лет. Краткая климатическая характеристика, которая запрашивается в органах Росгидромета для подготовки проектов ПДВ, ОВОС, ПМООС, СЗЗ, рассчитывается за десятилетний период и пересчитывается через каждые 5 лет.

Вопрос. Скажите, пожалуйста, является ли обязательным заключение с ФГБУ «Московский-ЦГМС-Р» договора об оповещении НМУ или достаточно опопвещения на сайте?

»»» Ответ. Уважаемая Наталья, согласно «Порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях…», введенного в действие приказом №899 от 17.11.2011 года Минприроды России, прогноз НМУ размещается на сайте ФГБУ «Московский ЦГМС-Р» и на безвозмездной основе передается в Департамент Природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы и Министерство экологии и природопользования Московской области. Юридические лица и ИП, имеющие источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, должны принимать эту информацию на сайте, или, заключив договор, получать прогноз НМУ от ФГБУ «Московский ЦГМС-Р» по факсу или электронной почте.

Вопрос. Хотим приобрести участок в коттеджном поселке Эсквайр Парк — г.Истра, поселок Северный. Только смущает очень асфальтовый завод, который находится на расстоянии 500 м. Подскажите, где и как можно узнать насколько вредно такое соседство, у нас больной ребенок.

»»» Ответ. Элина, здравствуйте! Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция) для асфальтобетонных заводов размер санитарно-защитной зоны составляет 500 м. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Однако, в отдельные дни при неблагоприятных метеорологических условиях, таких как слабый ветер, инверсии температуры, туманы, неблагоприятное направление ветра со стороны источника выброса загрязняющих веществ, может происходить кратковременное накопление вредных примесей, которые негативно сказываются на органах дыхания человека и на здоровье в целом. В московском регионе преобладают ветра западных направлений.

Вопрос. Прошу Вас подготовить справку о фоновых концентрациях вредных веществ для разработки раздела «ООС» при реконструкции очистных сооружений в п.Володарского Ленинского района Московской области.Технический заказчик- Фонд развития жилищного строительства Ленинского района «Жилище». 8(495)541-54-08. Прошу Вас объяснить порядок получения такой справки. С уважением, начальник подготовки градостроительной и проектной документации, Семенова Т.Н.

»»» Ответ. Уважаемая Татьяна Николаевна, для получения справки необходимо направить в наш адрес официальное письмо-запрос. Образец письма-запроса и порядок получения справки расположены на главной странице нашего сайта.

Письмо Росгидромета № 20-18/57 от 16.03.2011

Письмо Росгидромета № 20-18/57 от 16.03.2011 О сроке действия справок о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов

Рассмотрев обращение о сроке действия справок о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов, предоставляемых подведомственными территориальными подразделениями Росгидромета по запросам, сообщаем.

Смотрите так же:  Ходатайство потерпевшего об изменении своего статуса

Согласно требованиям РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы» обязательная корректировка расчетных значений фона производится через пять лет. С учетом этого срок действия справки о фоне ограничивается пятилетним периодом.

Значения фоновых концентраций регулярно уточняются за истекший, следующий за расчетным период, по данным мониторинга, с учетом долгопериодной (межгодовой) изменчивости характеристик загрязнения атмосферного воздуха в населенном пункте. Поэтому справки о фоновых концентрациях содержат, в том числе, и информацию о сроках их действия.

В справке о фоне приводятся характеристики загрязнения атмосферного воздуха для конкретной территории (площадки), полученные на момент выдачи этой справки.

В случае истечения срока действия выданной справки о фоне до окончания процесса разработки проекта нормативов ПДВ, необходимо направить запрос в территориальные органы Росгидромета на получение новых значений фона.

Если же нормативы ПДВ были утверждены до окончания срока действия справки о фоне, то очередные значения фона должны быть получены только при разработке ПДВ на следующий пятилетний период. Также новые значения фона должны быть получены при разработке проекта или пересмотре нормативов ПДВ для отдельных производственных территорий (площадок) юридического лица, имеющего действующую на пятилетний период справку о фоновом загрязнении атмосферного воздуха в целом для всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ или отдельных производственных территорий (площадок).

Срок действия фоновой справки

Основные выводы заключения:

1.Для целей оформления документа об установлении предельно допустимых выбросов юридическое лицо представляет сведения о фоновом загрязнении атмосферного воздуха, на основании которых производился расчет концентраций вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе.

При этом сведения о фоновом загрязнении атмосферного воздуха могут содержаться, в том числе, в справке о фоновой концентрации загрязняющих веществ;

2.Справка о фоновой концентрации загрязняющих веществ действует в течение указанного в ней срока;

3.Фоновые концентрации загрязняющих веществ для городов с различной численностью населения определяются по результатам обработки массива данных регулярных наблюдений за пятилетний период и корректируются каждые пять лет;

4.При отсутствии в справке о фоновой концентрации загрязняющих веществ указания на срок ее действия, справка действует в течение пяти лет.

При этом срок действия документа об установлении предельно допустимых выбросов для целей определения срока действия справки о фоновой концентрации загрязняющих веществ, не имеет самостоятельного правового значения;

5.Отказ административного органа в установлении предельно допустимых выбросов на основании истечения срока действия справки о фоновой концентрации загрязняющих веществ в связи с истечением срока действия документа об установлении предельно допустимых выбросов, не соответствует действующему законодательству.

Временные рекомендации Фоновые концентрации вредных (загрязняющих) веществ для городов и населенных (утв. Росгидрометом 27.03.2013)

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ

И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Заместитель Руководителя Росгидромета

27 марта 2013 г.

Начальник Управления мониторинга

загрязнения окружающей среды, полярных

и морских работ Росгидромета

29 марта 2013 г.

ФОНОВЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ

ДЛЯ ГОРОДОВ И НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, ГДЕ ОТСУТСТВУЮТ

РЕГУЛЯРНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕМ АТМОСФЕРНОГО

ВОЗДУХА НА ПЕРИОД 2014 — 2018 ГГ.

Временные рекомендации являются методическим пособием для использования подведомственными организациями Росгидромета при выполнении работ, связанных с выдачей справок о фоновых концентрациях загрязняющих веществ по запросам потребителей для городов и населенных пунктов с численностью населения 100 тыс. чел. и менее, где не проводятся регулярные наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха или данных измерений недостаточно для расчета фона.

Фоновая концентрация вредного вещества (фон) является характеристикой загрязнения атмосферы, создаваемой всеми источниками выбросов на рассматриваемой территории, исключая источник, для которого рассчитывается фон. За фоновую концентрацию принимается статистически достоверная максимальная разовая концентрация примеси (средняя за 20 мин.), значение которой превышается в 5% случаев общего количества наблюдений (РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы»).

Фоновые концентрации загрязняющих веществ — специальное понятие, предназначенное для использования в целях нормирования выбросов загрязняющих веществ и установления нормативов предельно допустимых (ПДВ) и временно согласованных выбросов (ВСВ). Значения фоновых концентраций устанавливаются согласно нормативным документам на основе специальной обработки данных наблюдений. В качестве самостоятельной характеристики уровня загрязнения атмосферы фоновая концентрация не применяется, она не сравнивается с ПДК.

В соответствии с РД 52.04.186-89 фоновые концентрации загрязняющих веществ для городов с различной численностью населения определяются по результатам обработки массива данных регулярных наблюдений за пятилетний период со всех станций в каждой группе городов России и корректируются каждые пять лет. В этой связи, при оформлении справки о фоновой концентрации по запросам потребителей, всегда указывается срок действия документа.

Срок действия утвержденных Росгидрометом на период 2009 — 2013 годы Временных рекомендаций «Фоновые концентрации вредных веществ для городов и населенных пунктов, где отсутствуют наблюдения за загрязнением атмосферы» истекает в 2013 году.

На основе анализа и обработки данных наблюдений, выполненных на сети Росгидромета за последние годы, получены новые значения фоновых концентраций на период 2014 — 2018 годы.

При определении фона в городах-аналогах учитывалось, что в преобладающем их большинстве действуют предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность населения: теплоэнергетика, легкая и пищевая промышленность, а также автотранспорт. В выбросах этих предприятий и автотранспорта всегда содержатся взвешенные вещества (BB), диоксид серы (SO;), оксид углерода (CO), оксид (NO) и диоксид азота (NO2), бенз(а)пирен (БП). В атмосфере таких городов также могут присутствовать формальдегид и сероводород (H2S).

В таблице приведены величины фоновых концентраций для восьми загрязняющих веществ по трем группам городов с численностью населения (в тыс. человек): от 50 до 100, от 10 до 50 и менее 10.

Значения фоновых концентраций вредных веществ, мкг/м3, в населенных пунктах с различным числом жителей

Услуги компании «ИВЕА»

Справки из гидромета (фоновые, гидрология, воздух)

Получение справки о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, краткая климатическая характеристика, фоновые концентрации, гидрологические характеристики водного объекта

Описание услуги

Требования законодательства

На этапе сбора документов для разработки проектов сокращения санитарно-защитной зоны (СЗЗ), экологических обоснований планируемой деятельности, разработки проектов нормативов допустимых сбросов (НДС) в обязательном порядке необходимо получить справку о фоновой концентрации примесей в атмосферном воздухе в районе расположения проектируемого или существующего объекта – очистных сооружений.

Такая справка выдается вместе с характеристикой климата в запрашиваемой области и местными или локальными метеоусловиями, которые также требуются для разработки проектов СЗЗ, НДС и экологического обоснования.

Справки по фоновым концентрациям примесей выдаются заказчику только территориальными управлениями Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС).

РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы.М., 1991» регламентирует выдачу таких справок.

Фоновые концентрации являются специализированной гидрометеорологической информацией и предоставляются потребителям по договорам.

Стоимость справки определяется в зависимости от затрат на создание метеоинформации. Для каждого показателя или загрязняющего вещества утвержден свой тариф. И общая сумма справки полностью зависит от того, насколько грамотно составлен запрос.

Порядок оказания услуги

  • Оформление заявки на оказание услуги
  • Согласование КП
  • Заключение договора
  • Направление запроса
  • Получение Справки
  • Услуга оказана

Срок получения справки составляет 10 рабочих дней.

Документы, необходимые для получения услуги

  • Полное наименование предприятия
  • Список загрязняющих веществ, сведения о фоновых концентрациях которых необходимо получить
  • Название и адрес объекта

Документы, предоставляемые по завершению оказания услуги

Справка о фоновых концентрациях с краткой климатической характеристикой выдается в одном экземпляре, оригинал на бумажном носителе.

Дополнительная информация

Комментарии экспертов

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

При разработке нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух обязательным условием является учет при проведении расчета рассеивания вещества фоновых концентраций данного вещества в районе расположения предприятия. Обсудим несколько моментов, касающихся получения необходимой информации по данному вопросу и ее использования в разработке проектной документации.

Примечание: аналогичные требования предъявляются и к нормированию сбросов.

Срок действия «Фоновых концентраций» (срок действия справки по фону гидромета)

Срок действия справки о фоне ограничивается пятилетним периодом в связи с обязательной корректировкой расчетных значений фона согласно требованиям РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы». Таким образом максимальный срок действия справки по фону гидромета — 5 лет.

Для некоторых объектов (населенных пунктов или загородной местностью с высокой плотностью застройки) в справках о фоновых концентрациях указывается информация о сроках их действия в связи с тем, что значения фоновых концентраций регулярно уточняются. (пример)

С. Ким, Д. А. Горнов, К. А. Коваленко, Н. В. Залевский ООО «РН-СахалинНИПИморнефть»

КЛИМАТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ, коэффициент рельефа и фон в разработке проектной документации

Разработчикам различных проектов приходится обращаться в территориальные органы Росгидромета за необходимой информацией. Что можно посоветовать в этом случае, чтобы сэкономить время и деньги?

Смотрите так же:  Проживание в общежитии цена

Контроль оказания услуги

В соответствии с нормами управления согласно стандарту ISO 9001 в компании «ИВЕА» разрабатывается группа процессов. обеспечивающая онлайн взаимодействие наших клиентов с внутренней базой о текущем состоянии Контракта по оказанию услуг.

Мы уделяем основное внимание безопасности данных и удобству наших клиентов, поэтому Вам будет представлена удобная и очень надежная система онлайн мониторинга процесса оказания услуг.

В процессе анализа ситуации Вы сможете в онлайн режиме контролировать процесс оказания услуги, взаимодействовать с менеджером, а также запросить информацию у руководства.

Кроме того мы работаем над возможностью оказания услуг онлайн без необходимости тратить драгоценное время на доставку документов — за Вас это сделают наша курьерская служба. От Вас потребуются только сканированные копии предоставляемых документов. После проверки которых мы отправим курьера в Ваш офис за оригиналами.

Следите за новостями компании «ИВЕА»!

Участвующие организации

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (РОСГИДРОМЕТ)

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (РОСГИДРОМЕТ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ФГБУ «Центральное УГМС»)

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ФГБУ “Центральное УГМС”) является учреждением специально уполномоченным Росгидрометом на осуществление функций в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды в Москве, на территории Московской, Владимирской, Ивановской, Калужской, Костромской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Тульской и Ярославской областей.

Нормативно-правовые акты

РД 52.04.186-89. Руководство по контролю загрязнения атмосферы. М., 1991.

Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, СПб., 2005.

МЕТОДИКА РАСЧЕТА КОНЦЕНТРАЦИЙ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ВЫБРОСАХ ПРЕДПРИЯТИЙ. ОНД-86. ГОСКОМГИДРОМЕТ

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ И СОСТАВЕ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. СНиП 11-01-95

Учет фоновых концентраций при нормировании выбросов

При разработке нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух обязательным условием является учет при проведении расчета рассеивания вещества фоновых концентраций данного вещества в районе расположения предприятия. Обсудим несколько моментов, касающихся получения необходимой информации по данному вопросу и ее использования в разработке проектной документации.

Для начала отметим, что согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 23.07.2013) предельно допустимый выброс (далее — ПДВ) — норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

В соответствии с п. 2 ст. 16 данного Федерального закона при проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, а также при застройке и реконструкции городских и иных поселений должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности.

Установление нормативов ПДВ регламентируется несколькими документами. Один из них — ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями» (далее — ГОСТ 17.2.3.02-78), согласно п. 2.3 которого при установлении ПДВ для источника загрязнения атмосферы учитывают определенные расчетом или экспериментальным способом значения фоновых концентраций вредных веществ в воздухе Сф (мг/м 3 ) от остальных источников (в т.ч. от автотранспорта) города или другого населенного пункта. Приложением 1 к ГОСТ 17.2.3.02-78 регламентирована Унифицированная структура сводного тома «Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы (ПДВ)»:

Извлечение
из Приложения 1 «Унифицированная структура сводного тома «Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы (ПДВ)»» к ГОСТ 17.2.3.02-78

18. Значение фонового загрязнения воздуха по данным организации Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды и Министерства здравоохранения СССР. Анализ результатов сопоставления фактического поля максимальных разовых концентраций веществ в атмосфере и расчетного поля по данным о фактических параметрах выброса (по отдельным веществам). Оценка на этой основе полноты инвентаризации параметров источников выброса и наблюдений за концентрациями веществ в атмосфере. Принятые при расчетах значения фоновых концентраций.

Согласно Приложению 4 к ГОСТ 17.2.3.02-78 под фоновой концентрацией Сф для отдельного источника загрязнения атмосферы понимается загрязнение атмосферы в городе или другом населенном пункте, созданное другими источниками, исключая данный. Если при расчете фоновой концентрации по формулам не имеется возможности принять во внимание все источники загрязнения атмосферы, фоновое загрязнение, как правило, от мелких источников, а также от автотранспорта, следует учесть, определяя его на основе экспериментальных данных по согласованию с органами Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды и Министерством здравоохранения СССР.

Еще одним важным документом, регламентирующим нормирование качества атмосферного воздуха, являются СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», в соответствии с п. 3.2.3 которых на этапе выбора площадки для строительства объекта необходимо учесть особенности физико-географических и аэроклиматических условий, в т.ч. рельефа местности, ПЗА, данные о фоновом загрязнении местности, полученные и согласованные в установленном порядке. В этом же документе перечислены гигиенические требования для установления нормативов выбросов загрязняющих веществ на действующих объектах, одним из которых являются опять же фоновые концентрации загрязняющих веществ в атмосфере, поступающих в нее из других источников выброса, не относящихся к объекту нормирования.

Таким образом, еще на этапе подготовки к разработке проектной документации для предприятия-природопользователя разработчику нужно озаботиться поиском информации о фоновом загрязнении атмосферного воздуха в районе расположения данного предприятия.

Приведем выдержку из Методики расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86) (утв. Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 № 192; далее — ОНД-86), используемой во всех ныне существующих унифицированных программах расчета загрязнения атмосферы (УПРЗА) [1]:

Извлечение
из ОНД-86

7. УЧЕТ ФОНОВЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ПРИ РАСЧЕТАХ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ И УСТАНОВЛЕНИЕ ФОНА РАСЧЕТНЫМ ПУТЕМ

7.1. В случае наличия совокупности источников выброса вклады этих источников (или их части) могут учитываться в расчетах загрязнения воздуха путем использования фоновой концентрации Сф (мг/м 3 ), которая для отдельного источника выброса характеризует загрязнение атмосферы в городе или другом населенном пункте, создаваемое другими источниками, исключая данный.

Фоновая концентрация относится к тому же интервалу осреднения (20–30 мин), что и максимальная разовая ПДК. По данным наблюдений, Сф определяется как уровень концентраций, превышаемый в 5 % наблюдений за разовыми концентрациями.

Информация о фоновых концентрациях веществ может подаваться единым значением по населенному пункту. В иных случаях, если в крупном населенном пункте загрязнение воздуха в разных его частях различается, данные предоставляются по нескольким постам наблюдения. Кроме того, концентрации могут меняться в зависимости от направления и скорости ветра.

Пункт 7.6 ОНД-86 указывает на то, что в случае отсутствия наблюдений за загрязнением атмосферы либо невозможности их проведения по установленным методикам фоновые концентрации загрязняющих веществ могут быть определены расчетным методом. ОНД-86 предлагает формулы для таких расчетов. Мы не будем останавливаться на них подробно: в случае необходимости читатель может ознакомиться с ними самостоятельно. Кроме того, эти формулы понадобятся, скорее, сотрудникам уполномоченных органов при необходимости предоставления данных о расчетном фоновом загрязнении по запросам.

Обратите внимание

В случае если предприятие является единственным в городе, осуществляющим выбросы данного вещества, и необходимо учесть фоновую концентрацию вещества при реконструкции предприятия, ОНД-86 рекомендует за фоновую концентрацию Сф принимать вклад в суммарную концентрацию с источников того же предприятия, не подвергающихся реконструкции.

Наиболее подробно вопрос учета фонового загрязнения атмосферы при нормировании выбросов рассмотрен в Методическом пособии по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012) (далее — МП-2012). Это пособие, которое является одним из главных подспорий для разработчика природоохранной документации, выдержало уже несколько изданий.

Согласно МП-2012 основное условие, диктующее необходимость учета фоновых концентраций конкретного вещества, выражается следующей формулой:

где qм, пр. j (в долях ПДК) — величина наибольшей приземной концентрации j-го загрязняющего вещества, создаваемая (без учета фона) выбросами рассматриваемого хозяйствующего субъекта на границе ближайшей жилой застройки в зоне влияния выбросов субъекта.

Смотрите так же:  Льготы по растаможке машин

На заметку

Исходя из этого условия, прежде чем запрашивать в Росгидромете фоновые концентрации загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием, разработчику нужно провести с помощью УПРЗА расчет рассеивания загрязняющих веществ от предприятия без учета фона и выбрать из всего перечня выбрасываемых веществ те вещества, приземная концентрация которых на жилой застройке выше 0,1 ПДК. Это важно учитывать в тех случаях, когда Росгидромет предлагает при запросе фоновых концентраций веществ стандартный перечень (такая ситуация наблюдается в регионе проживания и деятельности автора статьи), в который чаще всего входят оксид серы, оксиды азота, диоксид углерода, формальдегид, взвешенные вещества, сероводород. Возможно, предприятие сможет сильно сэкономить средства, затраченные на запрос этой информации, исключив из списка ненужные вещества. При этом необходимо в обязательном порядке включить в запрос перечень специфических веществ, выбрасываемых предприятием.

Отметим, что приведенное из МП-2012 условие вызывает споры у санитарных врачей. Например, в некоторых регионах страны они требуют считать вклад предприятия в загрязнение атмосферы даже если концентрация выбрасываемого им вещества не превышает 0,1 ПДК, но при этом фоновое загрязнение по данному веществу больше ПДК. То же касается ситуации, когда концентрация вещества, входящего в группу веществ, обладающих комбинированным вредным воздействием, не превышает 0,1 ПДК. В этом случае учет фонового загрязнения для данной группы веществ не выполняется.

Интересная ситуация складывается, если предприятие находится не в крупном населенном пункте, а где-нибудь в пустынной удаленной местности, где нет постов наблюдения за загрязнением атмосферы. В практике автора был случай, когда несколько площадок предприятия находились в разных местах одного муниципального района, удаленных даже от поселков. Казалось бы, логично предположить, что фоновые концентрации для всех этих площадок будут одинаковыми и их значения будут основаны на данных, полученных на ближайшем посте наблюдения в районном центре. В таком случае предприятие могло бы сэкономить и получить одну справку на весь район. Однако Росгидромет был иного мнения и затребовал оплатить справки на каждый фактический адрес расположения площадок предприятия.

Кроме того, довольно часто бывает так, что постов наблюдения рядом с производственной площадкой нет, сводных расчетов по району тоже не ведется и поэтому уполномоченные органы вообще отказывают предприятиям в предоставлении информации о фоновых концентрациях. Как быть в такой ситуации, не совсем ясно, ведь перечисленные выше ГОСТ и СанПиН никто не отменял. Некоторые предприятия находят выход из такой ситуации — по согласованию с экспертами они проводят серию замеров концентраций нужных веществ и используют их результаты в качестве фоновых. В иных случаях разработчики на свой страх и риск пользуются справочными данными, например Временными рекомендациями «Фоновые концентрации для городов и поселков, где отсутствуют наблюдения за загрязнением атмосферы на период 2009–2013 гг.».

На заметку

При запросе в органах Росгидромета данных о фоновых концентрациях необходимо учесть еще несколько моментов.

Во-первых, в запросе рекомендуется указывать координаты точек, данные о фоновых концентрациях в которых вам нужны. При отсутствии необходимых координат данные, скорее всего, будут предоставлены на адрес предприятия, тогда как более правильно проводить расчет рассеивания с учетом фона на ближайшей жилой застройке.

Во-вторых, при нормировании выбросов твердых частиц по коду 2902 с ПДК 0,5 мг/м 3 следует учесть, что сообщаемые органами Росгидромета данные о концентрациях «взвешенных веществ» относятся к общей сумме твердых частиц, а не к веществу с кодом 2902. Поэтому для нормирования данного вещества необходимо провести дополнительные измерения индивидуальных компонентов пыли или запросить сводные расчеты по городу по концентрации этого вещества. Кстати, несмотря на четкие рекомендации МП-2012 по этой проблеме, до сих пор наблюдается недопонимание на местах как со стороны разработчиков, так и со стороны экспертов, требующих включить в расчет фоновую концентрацию «взвешенных веществ» из приложенной к проектной документации фоновой справки.

Очень частая проблема при разработке нормативов ПДВ или определении границ санитарно-защитной зоны [2] предприятия — превышение в приземных концентрациях ПДК по веществу из-за высокого фонового загрязнения по данному веществу (автор уже касался этого вопроса в своих предыдущих статьях). В этом случае ситуация для предприятия просто патовая: даже если оно сведет свой выброс к минимуму, фон все равно может превышать ПДК из-за соседних предприятий-вкладчиков. В данном случае санитарные врачи иногда видят выход в расчете квоты концентраций (допустимого вклада) предприятия в соответствии с МП-2012. Вот здесь и начинается неразбериха.

Метод расчета в пособии сводится к следующему: если загрязнение атмосферы на существующее положение с учетом фона превышает ПДК, то величина квоты концентраций (допустимого вклада) Сд хозяйствующего субъекта может быть приближенно определена следующим образом:

где Сʹфп [3] в долях ПДК рассчитывается так:

Однако при расчете чаще всего получается, что квота по веществу меньше, чем максимальная приземная концентрация, что само по себе странно. Самое интересное, что квоты и допустимые вклады согласно МП-2012 и Приказу Госкомэкологии РФ от 16.02.1999 № 66 «О применении системы сводных расчетов при нормировании выбросов» рассчитываются в составе сводных расчетов выбросов по населенному пункту местными природоохранными органами.

Например, в регионе работы автора статьи, как и во многих других, такие расчеты вообще не проводятся по причине отсутствия нормативно-правовой базы, проще говоря — внятных методик. Но эксперты все равно упрямо просят рассчитать квоту, хотя на деле часто выясняется, что под этим термином они понимают совершенно иные вещи (например, они хотят выяснить, насколько фонообразующим является предприятие, т.е. просят рассчитать разницу «1 – фоновая концентрация»). Таким образом, данный пункт пособия не только не вносит ясности в понятие квоты, но и дополнительно запутывает разработчиков.

Второй, более правильный, вариант действий в случае превышения ПДК за счет фоновых концентраций — разработка плана мероприятий по снижению выбросов и технических нормативов выбросов. Однако стоит отметить, что такие мероприятия не всегда могут снизить выбросы до норм ПДК.

Обязательно обратите внимание, не включают ли предоставленные Росгидрометом фоновые концентрации по данному веществу вклад от вашего предприятия. Если включают, вычтите выбросы от предприятия из фоновых, используя формулы (7.1), (7.2) ОНД-86:

где С — максимальная расчетная концентрация вещества от данного источника (предприятия) для точки размещения поста, на котором устанавливался фон, определенная по формулам разд. 2–6 ОНД-86 при значениях параметров выброса, относящихся к периоду времени, по данным наблюдений за который определялась фоновая концентрация Сф.

Заказывая фоновую справку в органах Росгидромета, помните, что она имеет свой срок действия, как любой документ. Согласно РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы» обязательная корректировка расчетных значений фоновых концентраций проводится раз в 5 лет. На основании этого руководства можно сделать вывод, что справка имеет срок действия 5 лет. Однако это не мешает некоторым предприимчивым местным органам Росгидромета выдавать справки со сроками действия 3 года, 1 год и даже со сроком «до конца текущего года», притом что справка выдается в октябре.

Обратите внимание: в МП-2012 отдельно оговорено, что изменение фонового загрязнения воздушного бассейна не рекомендуется как основание для пересмотра нормативов выбросов до истечения срока действия проекта нормативов ПДВ. Это важно помнить экологам предприятий, чтобы суметь оспорить подобные замечания со стороны проверяющих органов.

Таким образом, учет фоновых концентраций при разработке проектной документации представляет собой большую проблему с множеством нюансов, и дать ответы на все возникающие при этом вопросы наше природоохранное законодательство часто не в силах. Остается надеяться, что со временем все пробелы будут ликвидированы путем издания соответствующих нормативных актов.

[1] О проведении расчета загрязнения атмосферы в УПРЗА см.: Ламихова М. Расчет загрязнения атмосферного воздуха в специализированных программах // Справочник эколога. 2013. № 12. С. 85–98.

[2] Подробнее об установлении и сокращении СЗЗ, а также о проведении натурных исследований в СЗЗ и экспертизе проекта СЗЗ см.:

Бабина Ю.В. Установление и соблюдение режимов санитарно-защитных зон промышленных предприятий и других производственных объектов // Справочник эколога. 2013. № 3. С. 69–79;

Черемохина Е. Производственный контроль атмосферного воздуха и шума // Справочник эколога. 2013. № 6. С. 51–53;

Леонов А. Сокращение санитарно-защитной зоны // Справочник эколога. 2013. № 9. С. 43–51;

Севрюгина В.В. Натурные исследования в санитарно-защитной зоне // Справочник эколога. 2014. № 4. С. 71–73;

Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: история, проблемы и перспективы // Справочник эколога. 2014. № 4. С. 6–8.

[3] Согласно ОНД-86 это фоновая концентрация Сф, из которой исключен вклад рассматриваемого источника (предприятия).

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»