Срок действия экспертизы промышленной безопасности технических устройств

Содержание:

Разрешение Ростехнадзора и Экспертиза промышленной безопасности

C 1 января 2014г. вступили в силу изменения в ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», которые имеют необходимость получения Разрешений на применение оборудования (разрешение Ростехнадзора).

Согласно п.6, ст.1 закона Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям). Результатом проведения экспертизы является заключение , которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу, и экспертом (экспертами), участвовавшим (участвовавшими) в проведении экспертизы, заверяется печатью экспертной организации и прошивается с указанием количества листов.

Таким образом, в РФ заключение необходимо получать только на то оборудование, которое подлежит сертификации или декларированию по нормам ГОСТ Р.

Разрешение на применение необходимо для эксплуатации конкретного вида (типа) технических устройств , в том числе иностранного производства, на опасных производственных объектах . Разрешение Ростехнадзора является заключением, которое подтверждает соответствие \ не соответствие промышленного объекта безопасности требованиям, которые предъявлены к нему. Процедурой данного подтверждения является Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ).

Срок действия разрешения устанавливается:

• 5 лет на конкретный тип (вид) технического устройства;
• в соответствии с установленным сроком эксплуатации (ресурсом) на единичное техническое устройство или партию.
Заявителем на получение разрешения Ростехнадзора является организация (юридическое лицо), вне зависимости от ее организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая разработку, изготовление, поставку или эксплуатацию (применение) заявляемых технических устройств.

Экспертиза промышленной безопасности является процедурой, применяемой при оценке соответствия реального состояния объекта промышленного производства, тем требованиям безопасности, которые предъявляются к нему, утвержденными соответствующими документами.
Экспертиза промышленной безопасности (промэкспертиза) проводится согласно Федеральному закону № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и оценивает соответствие объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности (промбезопасности). «Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его» (Федеральный закон 116-ФЗ от 21.07.1997 г.).

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (ФСЭТАН) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности (ранее именовалась как Госгортехнадзор — Государственный Горный и Промышленный Надзор РФ).

• Заявителем является организация (юридическое лицо), вне зависимости от ее организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая разработку, изготовление, поставку или эксплуатацию (применение) заявляемых технических устройств.
• Разрешение может выдаваться на единичное техническое устройство, партию либо на тип (вид) технических устройств. Допускается выдавать одно Разрешение на типоразмерный ряд технических устройств одного назначения при условии соблюдения единого конструкторского подхода, используемых материалов и технологий.
• Допускается выдача Разрешений на комплектное техническое устройство, в котором все компоненты выполняют взаимосвязанные технологические функции, при условии подтверждения соответствия всех компонентов требованиям промышленной безопасности.

При обращении для получения Разрешения сопроводительная документация включает:
• сведения об изготовителе (поставщике) технического устройства;
• акт и протокол приемочных испытаний, сведения об устранении недостатков, выявленных в процессе приемочных испытаний;
• технические условия;
• руководство по эксплуатации;
• паспорт (формуляр, этикетка);
• заверенную копию сертификата соответствия требованиям промышленной безопасности или заключение экспертизы промышленной безопасности технического устройства.
для оборудования во взрывозащищенном исполнении представляется заверенный сертификат соответствия, выданный аккредитованным органом по сертификации взрывозащищенного электрооборудования.
для средств измерений, в том числе входящих в комплект технического устройства, представляются заверенные копии сертификатов об утверждении типа средств измерений.
Заявительные документы представляются на русском языке либо имеют заверенный перевод с иностранного языка на русский.
Подробнее

Технические регламенты, относящиеся к сфере деятельности Ростехнадзора:

1. Технический регламент о безопасности лифтов (постановление Правительства РФ от 02.10.2009 № 782);

2. Технический регламент о безопасности машин и оборудования (постановление Правительства РФ от 15.09.2009 № 753);

3. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ);

4. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ);

5. Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (постановление Правительства РФ от 10.09.2009 № 720);

6. Технический регламент о безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе (постановление Правительства РФ от 11.02.2010 № 65);

7. Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта (постановление Правительства РФ от 12.08.2010 № 620)

8. Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 N 870)

Экспертиза промышленной безопасности технических устройств

Экспертиза промышленной безопасности технических устройств, а также оборудования представляет собой комплекс мероприятий по оценке соответствия указанных объектов нормативам федерального законодательства и требованиям промышленной безопасности, если техническим регламентом не предусмотрена иная форма оценки.

Наша компания, обладающая переоформленной лицензией на соответствующий вид деятельности, а также экспертами, аттестованными по новым правилам, предоставляет профессиональные услуги по всем вопросам ЭПБ технических устройств.

Какие технические устройства являются объектами ЭПБ

Технические устройства, применяемые на ОПО и обладающие признаками опасности, определяемыми Приложением № 1 ФЗ № 116 и в соответствии с ФНиП ПБ, подлежат экспертизе промышленной безопасности.

Если техническим регламентом не предусмотрена иная форма оценки соответствия технических устройств действующим требованиям, то те, которые используются на ОПО с 01.01.2014, согласно ст. 7 Федерального закона ФЗ-116 о промышленной безопасности подлежат экспертизе промбезопасности, что в равной мере касается технических устройств, запущенных в эксплуатацию до 01.01.2014 г. и не подпадающих под технические регламенты.

Эксперты нашей организации, прошедшие аттестацию по новым правилам, проводят ЭПБ технических устройств с обязательной регистрацией в реестре Ростехнадзора.

Возможные изменения в области промышленной безопасности технических устройств

Актуализация законодательства в области промышленной безопасности в очень скором времени может стать причиной повышения стоимости и увеличения сроков проведения экспертизы технических устройств. Это обусловлено отсутствием механизма по блокированию приема экспертных заключений от организаций, не переоформивших соответствующую лицензию Ростехнадзора.

Прогноз: это временное явление завершиться, как только начнется регулярная аттестация экспертов по новым правилам, что сделает невозможной подачу заключений ЭПБ компаниями с не переоформленными лицензиями. Вместе с тем, несоответствие лицензионным требованиям и нехватка экспертов, аттестованных в соответствии с актуализированными правилами, приведут к заметному снижению количества экспертных организаций.

Минимизировать риски можно проконсультировавшись с нашими специалистами или в ходе самостоятельной проверки, функционирующих на ОПО технических устройств: на истечение расчетного срока безопасного функционирования; действие текущих экспертиз; наличие и полноту проектно-технической документации.

Когда требуется экспертиза технической безопасности технических устройств

Проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, регламентируется правилами ФНиП. Если на исследуемый объект не распространяется действие технического регламента, ЭПБ проводится:

  • до запуска в эксплуатацию на ОПО;
  • по завершению расчетного эксплуатационного срока;
  • при отсутствии документации с указанием расчетного срока, который по факту превышает 20 лет;
  • после реконструкций с заменой материалов несущих элементов;
  • после восстановительного ремонта из-за техногенных инцидентов на ОПО.

В других случаях Вам будет полезно ознакомиться с общей страницей посвященной Экспертизе промышленной безопасности.

Как проводится экспертиза ТУ

  1. Сбор, изучение и аналитическая обработка, требуемого пакета документов.
  2. Диагностика технического состояния объекта.
  3. Формирование мероприятий по минимизации износа.
  4. Замена устаревших элементов с рекомендациями по дальнейшему использованию исследуемого объекта.

По результатам экспертных мероприятий в соответствии с установленными требованиями оформляется заключение ЭПБ, обязательно регистрирующееся в официальном реестре Ростехнадзора.

Напоминаем: С 01.01.2014 года использование технических устройств возможно только при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, зарегистрированного в реестре заключений ЭПБ Ростехнадзора.

Экспертиза промышленной безопасности – коротко о процессе и требованиях

Фото: Duncan Chard/Bloomberg via Getty Images

Основное требование охраны труда для любых предприятий и организаций – промышленная безопасность, или защищенность общества и личности от аварийных ситуаций и их последствий на производственных объектах. Для выяснения промышленной безопасности технических устройств, применяемых на производствах ( в первую очередь на опасных производственных объектах), производится специальная экспертиза. Она предусматривает оценивание соответствия требованиям технических документов различной аппаратуры, приборов, оборудования, агрегатов и механизмов. Оценка состояния технических устройств производится в случаях, если отсутствует паспорт на данное устройство, выработан установленный проектом расчетный срок эксплуатации, или отсутствуют данные о сроке службы устройства в технической документации, тогда как фактический срок его службы превышает 20 лет. Требования ростехнадзора провести экспертизу промышленной безопасности также следует безотлагательно привести в исполнение.

Смотрите так же:  Договор на аренду боулинга

Какие этапы включает в себя экспертиза промышленной безопасности? Она состоит из нескольких этапов: предварительная стадия, обследование объекта, работа с документами, контроль и испытание объекта. Кроме того, сюда же можно отнести следующие операции — анализ полученных результатов, предварительное решение по результатам экспертизы промышленной безопасности, оформление отчетной документации и приложений к ней, составление и утверждение заключений экспертизы технического устройства, которое применяется на опасном производственном объекте.

Экспертиза промышленной безопасности проводится специалистами на основании лицензии ростехнадзора, позволяющей проводить работы в данной сфере. Ростехнадзор также выдает разрешение на применение технического устройства на опасных промышленных объектах на основании экспертного заключения. Срок действия такого разрешения составляет 5 лет – это означает, что экспертиза промбезопасности должна проводиться на производственном предприятии не реже одного раза в пятилетку.

Экспертиза промышленной безопасности опасных производственных объектов

Экспертиза промышленной безопасности – это сложное комплексное обследование опасного производственного объекта на предмет соответствия действующим нормативам. Узнайте о том, как эта процедура реализуется на практике и где скачать бланк заключения.

Правила проведения экспертизы промышленной безопасности

ЭПБ направлена на защиту людей, оборудования, окружающей среды. Следовательно, ее проведение помогает оценить риски инцидентов на предприятии, своевременно устранить недоработки уже при планировании.

Основными нормативными правовыми документами, регламентирующими проведение ЭПБ, являются ст. 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от 21.07.1997 и ФНП в области промышленной безопасности Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538.

Скачать документы из статьи

Какой срок установлен для проведения экспертизы промышленной безопасности

ЭПБ необходимо проводить в установленных законом случаях. Технические устройства и механизмы подвергаются сертификации, если:

  • Устройство используется больше 20 лет.
  • Устройство подвергалось восстановительному ремонту. Также после капитального ремонта с заменой основного материала или принципиально важных элементов.
  • Завершился срок службы или совершено предельно допустимое количество нагрузочных циклов.
  • Устройство ранее не проходило ЭПБ, потому что не использовалось на опасных объектах.

Когда речь идет о зданиях и сооружениях, экспертиза производится, если:

  • Отсутствует или не содержит нужной информации необходимая проектная документация, истек срок эксплуатации объекта.
  • В результате аварии были деформированы несущие конструкции.
  • Зафиксировано сверхнормативное деформирование.

Отсутствие или нарушение проведения ЭПБ считается административным правонарушением, которое, согласно п. 1 ст. 9.1 Административного кодекса, наказывается штрафом:

  • для граждан 2-3 000 руб.;
  • для должностных лиц 20-30 000 руб., возможна дисквалификация на 6-12 месяцев;
  • для предприятий 200-300 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Также необходимо помнить о наказании, если при проверке будут выявлены нарушения промбезопасности (п. 3 ст. 9.1). Должностные лица будут дисквалифицированы на срок от 12 до 24 месяцев или заплатят штраф 40-50 000 руб. Наказание для организаций еще более серьезно: размер штрафа составит от 500 000 до 1 000 000 руб., либо их деятельность будет приостановлена до 90 дней.

Что подлежит экспертизе промышленной безопасности

Объекты можно разделить на несколько групп. Это устройства, здания или сооружения, на которых:

  • Задействованы опасные для людей и окружающей среды вещества: то, что горит, окисляется, взрывается, токсично.
  • Должно быть установлено оборудование, функционирующее под давлением более 0,07 МПа. Это объекты, использующие воду при температуре больше 115 градусов С, другие кипящие жидкости, пар, газ.
  • Установлены стационарные грузоподъемники (кроме лифтов или инвалидных платформ). К ним относятся фуникулеры, эскалаторы, канатные дороги.
  • Применяются расплавы цветных и черных металлов, сплавы на их основе (от 500 кг).
  • Хранится или перерабатывается растительное сырье, которое имеет склонность к аутовозгоранию.

Также опасными считаются горные работы (кроме открытого невзрывного способа обработки россыпей полезных ископаемых и обогащения их). К опасным производственным объектам не относятся предприятия электросетевого хозяйства.

Татьяна Чиркина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

Кто имеет право на проведение экспертиз промышленной безопасности

Итак, какие организации имеют право проводить ЭПБ опасных промышленных объектов?

Компания-эксперт должна соответствовать следующим требованиям:

  • Лицензия Ростехнадзора. Разумеется, у лицензии есть свой срок, который не должен закончиться к моменту составления заключительного акта.
  • Независимость от предприятия-заказчика. ЭПБ не может проводиться силами самого предприятия, так как возрастает риск субъективного подхода. Совмещение невозможно.
  • Компетентность. Необходимо наличие аттестованных по данной области сотрудников, а также опыт работы.

Национальный Союз саморегулируемых организаций в области промышленной безопасности предупреждает: около 40% экспертов работают недобросовестно! Будьте внимательны!

Не будет лишним навести справки о наличии добровольной аккредитации, собрать отзывы клиентов. Очень показательно, если компания не боится проверок в саморегулируемых структурах, проводящих дополнительные аттестации. Важно и то, как построена система работы с клиентами, соблюдаются ли сроки проверок. Если организация-эксперт имеет свою лабораторию неразрушающего контроля – это серьезный аргумент для выбора.

Вас должна насторожить излишняя дешевизна услуг экспертной организации. Например, среднестатистическая стоимость ЭПБ по подъемным сооружениям 90-110 000 р. В цену включены выезды на место, зарплата экспертов, работа парка приборов и т.д. Провести такое мероприятие без нарушений за 20 000 руб. просто невозможно. При официальных проверках заключение таких «экспертов» будет разоблачено.

Безопасность зданий и сооружений: за что отвечает специалист по охране труда

Проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств – порядок

Итак, определен объект, выбрана организация-эксперт. Далее, чтобы представить себе порядок реализации ЭПБ, важно понимать, о каком устройстве идет речь: вводящемся в эксплуатацию или уже функционирующем.

Новое устройство тестируется так:

1. Анализ требований промышленной безопасности на данном объекте, включающий проверку документации, техусловий, паспорта устройства.

2. Анализ реального состояния механизма. Для этого эксперт осуществляет выездные испытания опытного образца.

3. Расчет экспертизы, составление итогового заключения.

Если объект уже используется, действия эксперта другие:

1. Выезд на предприятие.

2. Анализ реального состояния методами неразрушающего контроля.

3. Расчет экспертизы, составление итогового заключения.

На предприятии будет использоваться новый котел, работающий под давлением. Экспертизу промышленной безопасности необходимо проводить на заводе-изготовителе. Эксперт проверит всю техническую документацию, паспорт, наличие у изготовителя компетентных работников (в данном случае – сварщиков) и лаборатории неразрущающего контроля (проверка швов котла). Возможно, эксперт сочтет нужным провести гидравлические или другие испытания объекта.

Заказчиком ЭПБ может выступать только само предприятие, на котором есть ОПО или его планируется ввести в эксплуатацию. Это подтверждает Административный регламент (приказ Ростехнадзора №260 от 23.06.2014). Таким образом, предприятие-изготовитель не может заказать экспертизу объекта, а только сам эксплуатант.

Заключение экспертизы промышленной безопасности

ЭПБ подтверждает, что конкретное устройство (механизм, здание, сооружение) можно использовать на предприятиях с опасным производством. Поскольку заключительный акт является официальным документов, он оформляется согласно определенным правилам.

Что является результатом экспертизы промышленной безопасности

По итогам проведения ЭПБ составляется экспертное заключение. Его итог может быть таким:

  • Объект полностью соответствует всем требованиям. Это положительное заключение. Далее оно регистрируется в местном органе Ростехнадзора и вносится в единый реестр заключений ЭПБ.
  • Отрицательный ответ: объект не полностью соответствует, необходима доработка технической документации либо какие-то коррективы в устройстве или сооружении; либо объект полностью не соответствует нормам производственной безопасности.

Отрицательные результаты не являются основанием для отказа в оплате ЭПБ. Если предприятие-заказчик несогласно с мнением экспертов, необходимо в 14-дневный срок подать апелляцию.

Откройте для себя возможности карьерного роста!

Как оформляется заключение

Оформление должно производиться по требованиям, изложенным в Приказе Ростехнадзора №538 от 14.11.2013 г.

На титульном листе размещаются точное название, реквизиты организации-эксперта и название документа.

Вводная часть. В ней указываются:

  • Правовые основания ЭПБ: положения закона ФЗ №116, номер договора с предприятием-заказчиком.
  • Точные реквизиты экспертной организации, ФИО ее руководителя, данные по аттестации лаборатории неразрущающего контроля, номер лицензии, данные по экспертам (номер приказа о назначении, номера удостоверений, сведения по аттестации).
  • Данные по объекту (заводские или регистрационные номера, местонахождение, наименование).
  • Данные по заказчику (реквизиты, расположение, ФИО руководителя).
  • Цель данной экспертизы.
  • Сведения о проверенных документах с указанием объема, например, это может быть проектная, конструкторская, ремонтная, прочая документация, итоги предыдущих исследований), сведения о проведенных испытаниях.
  • Конспективная, краткая характеристика объекта, его назначение. Обычно эти данные берутся из технического паспорта изделия или сооружения.
Смотрите так же:  Агентский договор на привлечение клиентов банка

Далее описывается ход проведения экспертизы и составляется итоговое заключение. Все акты проведения работ, копии удостоверяющих документов, протоколы испытаний и т.п. оформляются как пронумерованные приложения.

  • Готовые решения по действующему законодательству
  • Более 3 000 заполненных шаблонов
  • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

Кто утверждает заключение экспертизы промышленной безопасности

Экспертная организация несет ответственность за свою деятельность, в том числе уголовную (при заведомо ложном заключении). Итоговое заключение должно удостоверяться самим экспертом и ответственными сотрудниками.

Под заключением ставят несколько подписей: руководителя экспертной фирмы, специалистов-экспертов, проводящих исследование. Кроме подписей, документ удостоверяется печатью организации, проводящей ЭПБ.

Ростехнадзор разъясняет: ​Экспертиза промышленной безопасности технических устройств (общие вопросы для всех отраслей)

Вопрос:

В Ростехнадзор поступило обращение с просьбой дать разъяснение о том, что является техническим устройством, применяемом на опасном производственном объекте (ТУ), и для каких ТУ необходимо продление срока службы.

Ответ: Ответ подготовлен специалистами Правового управления Ростехнадзора.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, – машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.

В настоящее время осуществлять продление срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах не требуется, поскольку приказ Минприроды России от 08.04.2014 № 173 отменил действие Порядка продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утверждённого приказом Минприроды России от 30.06.2009 № 195.

Статьёй 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-Ф3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки технического устройства оно подлежит экспертизе промышленной безопасности. В соответствии с Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности, утверждёнными приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, основанием проведения экспертизы промышленной безопасности являются положения нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, устанавливающих требования к техническим устройствам.

Данный перечень размещен на официальном портале нормативной информации по законодательной базе Российской Федерации (www.pravo.gov.ru), а также в других информационно-правовых системах, таких как «КонсультантПлюс» и «Гарант».

Таким образом, экспертиза промышленной безопасности проводится в отношении технических устройств, к которым установлены требования промышленной безопасности в вышеуказанном Перечне нормативных правовых актов и нормативных документов.

Вопрос:

Что необходимо проводить: техническое диагностирование (согласно п. 55, 56 Приложения № 1 ФНП «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы») или экспертизу промышленной безопасности (согласно Федеральному закону № 116-ФЗ) для продления расчетного срока службы газовых горелок, зарегистрированных в составе ОПО (при использовании сжиженного углеводородного газа)? В чем отличие технического диагностирования от экспертизы промышленной безопасности?

Ответ: В соответствии с требованиями п.6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв.Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 (далее – Правила), одним из оснований для проведения экспертизы промышленной безопасности техническому устройству, применяемому на опасном производственном объекте (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям) является истечение срока службы или превышение количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем.

В соответствии с требованиями п.21 Правил техническое диагностирование технических устройств проводится для оценки фактического состояния технических устройств в следующих случаях:

  • при проведении экспертизы по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем, либо при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
  • при проведении экспертизы после проведения восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство;
  • при обнаружении экспертами в процессе осмотра технического устройства дефектов, вызывающих сомнение в прочности конструкции, или дефектов, причину которых установить затруднительно;
  • в иных случаях, определяемых руководителем организации, проводящей экспертизу.

В соответствии с п.23 Правил по результатам проведения технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений составляется акт о проведении указанных работ, который подписывается лицами, проводившими работы, и руководителем проводившей их организации или руководителем организации проводящей экспертизу и прикладывается к заключению экспертизы.

Таким образом, техническое диагностирование является составляющей экспертизы промышленной безопасности.

Вопрос от 04.03.2016:

Заключением экспертизы промышленной безопасности (проведенной по истечению срока службы технического устройства) был продлен срок безопасной эксплуатации технического устройства, эксплуатируемого на ОПО. Прошу разъяснить, требуется ли проводить повторную ЭПБ данного технического устройства в случае, если планируется его эксплуатация на другом ОПО.

Ответ Ростехнадзора: Управление обеспечения организационно-контрольной и лицензионноразрешительной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев Ваше обращение, зарегистрированное в Ростехнадзоре 09.03.2016 г. за вх. № 0-3626, сообщает.

В соответствии пунктами 1, 2 статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:

  • до начала применения на опасном производственном объекте; по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
  • при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
  • после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

На основании изложенного техническое устройство, в связи с изменением опасного производственного объекта, на котором оно применяется, подлежит экспертизе промышленной безопасности.

Вопрос от 17.03.2016:

Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» не установлено такое основание проведения экспертизы промышленной безопасности, как истечение срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта, установленное заключением экспертизы промышленной безопасности, проводимой ранее.

Прошу разъяснить, допускается ли повторное проведение экспертизы промышленной безопасности с установлением срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, если срок безопасной эксплуатации данного объекта, указанный в предыдущем заключении экспертизы, истек.

Также прошу разъяснить, допускается ли проведение экспертизы промышленной безопасности объекта несколькими экспертными организациями независимо, с подготовкой нескольких независимых заключений экспертизы промышленной безопасности на один объект.

Ответ Ростехнадзора: Управление обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев Ваше обращение, зарегистрированное в Ростехнадзоре 18.03.2016 г. за № 0-4372, сообщает.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ) экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счёт средств её заказчика в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Согласно пунктами 1, 2 статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:

  • до начала применения на опасном производственном объекте;
  • по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
  • при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
  • после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
Смотрите так же:  Как красиво оформить профиль в инстаграм

Согласно пункту 28 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утверждёнными приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 г. № 538, по результатам экспертизы технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, в заключении экспертизы дополнительно приводятся расчётные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации.

Проведение повторной экспертизы технических устройств по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных экспертизой промышленной безопасности, не предусмотрено федеральными нормами и правилами в области экспертизы промышленной безопасности, равно как и не установлено понятие «последующая экспертиза промышленной безопасности» и не установлена возможность «поэтапного продления срока безопасной эксплуатации» технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте.

Комментарий от нас:

Продление срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах на сегодняшний день осуществляется только через экспертизу промышленной безопасности, так как в правилах проведения экспертизы в пунктах 28, 6 четко написано:

28. По результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы дополнительно приводятся расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации.

6. Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям).
по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;.

Вопрос от 22.05.2017:

Одним из оснований проведения экспертизы промышленной безопасности технического устройства, применяемого на ОПО, является замена материала несущих элементов такого технического устройства. Действующим законодательством установлено определение понятия «несущая конструкция зданий и сооружений», однако не установлено определение понятия «несущий элемент технического устройства», в связи с чем прошу разъяснить, какие элементы технического устройства относятся к несущим.

Ответ Ростехнадзора: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение в Общественную приемную Ростехнадзора и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат экспертизе промышленной безопасности, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия, в том числе в случае проведения работ, связанных с заменой материала несущих элементов такого технического устройства.

В данном положении под несущими элементами технического устройства понимаются элементы, воспринимающие вес технического устройства и нагрузки, оказываемые на техническое устройство во время его эксплуатации.

Вопрос от 03.11.2017 (добавлен абзац 27.11.2018):

В Ростехнадзор поступил вопрос о порядке внесения результатов заключения экспертизы промышленной безопасности, внесенного в реестр Ростехнадзора, в паспорта технических устройств, которым данная экспертиза проведена.

Ответ: Ответ на данный вопрос был подготовлен специалистами Правового управления Ростехнадзора.

Нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности не установлено требований, регламентирующих порядок и необходимость внесения в паспорта технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, записей о результатах проведённых экспертиз промышленной безопасности.

Но в соответствии с п. 413 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 года № 116, по результатам выполненного при проведении технического диагностирования оборудования под давлением (в пределах его срока службы) неразрушающего и разрушающего контроля оформляют (на каждый метод контроля) первичные документы (протоколы, отчеты, заключения) по форме, установленной в специализированной организации, которые подписывают специалисты, выполнившие указанные работы. На основании первичных документов составляется акт (технический отчет) о проведении технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля с приложением к нему документов по неразрушающему и разрушающему контролю. Акт (технический отчет) о проведении технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля подписывается руководителем проводившей их организации и прикладывается к паспорту оборудования под давлением. Сведения о результатах и причинах проведения технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля записывает в паспорт оборудования уполномоченный представитель организации, их проводившей, или специалист эксплуатирующей организации, ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования.

Вопрос от 20.02.2018:

Настоящим письмом просим разъяснить в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами по промышленной безопасности правомерно ли проведение повторной экспертизы промышленной безопасности подъемного сооружения после окончания срока дальнейшей безопасной эксплуатации, установленного в предыдущем заключении экспертизы.

Другими словами, разъясните, продлевается ли по результатам экспертизы промышленной безопасности срок службы технического устройства и правомерно ли по истечении этого срока проводить повторную экспертизу на основании п.2 статьи 7 Федерального закона «О промышленной безопасности» № 116-ФЗ от 21.07.1997.

Основанием для такого вопроса явились уведомления об отказе во внесении повторных заключений экспертиз промышленной безопасности на краны мостовые, полученные эксплуатирующей организацией в одном из управлений Ростехнадзора, в которых содержится вывод, о том, что «продление срока службы технического устройства, установленного заключением экспертизы промышленной безопасности, не предусмотрено…». (см.Приложения).

Ответ: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев Ваше обращение, зарегистрированное в Ростехнадзоре 24.01.2018 № 0-1175, сообщает.

Ограничения по количеству проводимых экспертиз промышленной безопасности в отношении одного объекта экспертизы действующим законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности не установлены.

Таким образом, отказ по основанию, изложенному в Вашем письме, является неправомерным.

Начальник Правового управления Д.А.Яковлев

Вопрос от 26.03.2018:

Прошу разъяснить, подлежат ли экспертизе промышленной безопасности (при наличии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов») технические устройства, применяемые на ОПО организацией-подрядчиком (организацией, не владеющей данным ОПО и не эксплуатирующей данный ОПО, но выполняющей на данном ОПО определенные работы (к примеру, проведение взрывов на карьере заказчика)).

Ответ: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев Ваше обращение, зарегистрированное в Ростехнадзоре 24.04.2018 № 100/3658, сообщает.

Согласно пункту 4 Административного регламента, заявителями в рамках предоставления государственной услуги являются заказчики экспертизы промышленной безопасности, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Требования к эксплуатирующим организациям указаны в пункте 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Исходя из вышеизложенного, в рассматриваемом случае, только организация, эксплуатирующая опасный производственный объект может являться заказчиком экспертизы промышленной безопасности.

Вместе с тем, в настоящее время Ростехнадзором подготовлены изменения в Административный регламент в части уточнения круга заявителей с учетом требований Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Вопрос от 30.10.2018:

Согласно п. 21.1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», при проведении экспертизы промышленной безопасности технических устройств, выполняется осмотр данных технических устройств. Прошу разъяснить, требуется ли проводить данный осмотр всеми экспертами в области промышленной безопасности, участвующими в проведении экспертизы промышленной безопасности технического устройства (когда при проведении экспертизы участвует не один эксперт, а несколько экспертов разных областей аттестации).

Ответ: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение в Общественную приемную Ростехнадзора и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 21.1 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 при проведении экспертизы промышленной безопасности выполнятся осмотр технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.

Положения данного пункта означают, что эксперты, участвующие в проведении экспертизы технического устройства должны осмотреть техническое устройство самостоятельно.