Ссср договор о взаимопомощи

Ссср договор о взаимопомощи

Советско-французский договор о взаимной помощи стал основой политики «коллективной безопасности», проводившейся СССР в 1933-1939 гг. и направленной против угрозы агрессии нацисткой Германии и её союзников. Договор предусматривал взаимную помощь на тот случай, если одна из договаривающихся сторон станет объектом агрессии со стороны третьего государства. Замыслы советских руководителей и части политических лидеров Франции, Чехословакии и других стран Европы создать целостную систему коллективной безопасности не удались — прежде всего из-за политики умиротворения агрессора, проводившейся Великобританией и Францией. Франция не выполнила своих обязательств по защите Чехословакии в 1938 г., после чего СССР стал искать возможность сменить ненадежных партнеров, что вело к советско-германскому сближению в 1939 г.

Советско-французский договор 1935 г. стал вершиной политики СССР, направленной на создание системы коллективной безопасности.

В 20-е годы СССР, хотя и был признан рядом европейских государств, но все же оставался «изгоем» системы международных отношений, заложенной в 1919 г. Версальским договором, подводившим итоги Первой мировой войны. СССР не входил в Лигу наций и был оплотом Коминтерна, грозившего мировой революцией капиталистическим странам. Но после прихода нацистов к власти в Германии в 1933 г. и возникновения здесь очага военной опасности, политика советского руководства начинает меняться. В качестве альтернативы политике советско-германского сближения, проводившейся в 20-е годы, было решено искать дружбы с Францией. Это соответствовало и намерениям французских правящих кругов, также заинтересованных в создании противовеса гитлеровской Германии. Сторонником сближения с СССР против Германии был министр иностранных дел Франции Луи Барту.

20 октября 1933 г. Германия вышла из Лиги наций, бросив тем самым вызов гарантам Версальского договора Франции и Великобритании.

В ноябре 1933 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло принципиальное решение о переориентации внешней политики с Германии на Францию. 11 января 1934 г. было подписано советско-французское торговое соглашение, а 16 февраля — советско-британское. СССР был готов вступить в Лигу наций, которая раньше рассматривалась Москвой как штаб мирового империализма. Теперь Советский Союз хотел стать лояльным членом мирового сообщества. 19 декабря 1933 г. Политбюро окончательно приняло решение о готовности вступить в Лигу наций (при условии, что арбитраж Лиги может касаться только тех обязательств, которые СССР принял после вступления в нее, а не старых споров, таких как Бессарабия). СССР предложил и другие оговорки, которые были проигнорированы странами Лиги.

18 сентября 1934 г. СССР все же вступил в эту организацию, «чтобы, в рамках Лиги наций, заключить региональное соглашение о взаимной защите от агрессии со стороны Германии». После этого Барту сказал: «Моя главная задача достигнута — правительство СССР теперь будет сотрудничать с Европой».

«Окружение» Германии сначала предполагалось вести не жестко, предложив заключить «Восточный пакт» по образцу соглашения в Локарно 1925 г., гарантировавшее западные границы Германии. Теперь немцам предлагалось также гарантировать неизменность восточных границ своего государства, определенных в Версале в 1919 г. По плану французской дипломатии «восточное Локарно» должны были подписать Германия, СССР, Чехословакия, Польша и государства Прибалтики. При этом Франция и СССР должны были заключить отдельную конвенцию, которая также гарантировала «Восточный пакт» и Локарно. Но Франция не была восточноевропейским государством. Поэтому возникла идея двух раздельных договоров — советско-французского и «Восточного». Нарком иностранных дел СССР Максим Литвинов предлагал объединить две эти схемы, убеждая Барту, что нужен «Восточный пакт» с участием Франции, но без Германии. Литвинов не верил, что Гитлер согласится подписать этот пакт.

Действительно, идея «Восточного пакта» была чужда Гитлеру — он планирован вернуть для начала территории, отторгнутые от Германии после Первой мировой войны, а также Австрию, население которой говорило по-немецки. Барту пытался убедить британских коллег, у которых сложились более теплые отношения с немцами, присоединиться к пакту. Но Великобритания не желала вступать в союзы с участием СССР. Барту, ссылаясь на недавний прецедент, угрожал договориться на союз с Россией без Великобритании и Германии: «В далеком прошлом республиканская Франция заключила договор с царской Россией, хотя их режимы очень отличались друг от друга. География, однако, определяла историю, и возник франко-русский союз».

К осени 1934 г. стало окончательно ясно, что Германия не намерена участвовать в Восточном пакте. На повестку дня встал вопрос о заключении договора о коллективной безопасности между СССР, Францией и ее восточноевропейскими союзниками. Новая редакция «Восточного пакта» носила открыто антигерманскую направленность. Но между странами-участницами возникли разногласия. Польша, желавшая сохранить сотрудничество с Францией, не хотела оказаться в союзе с СССР, неофициально имевшим к ней территориальные претензии. 26 января 1934 г. Польша заключает с Германией пакт о ненападении, решив, что безопаснее дружить с Германией, чем с Советским Союзом. Участие в пакте Румынии не устраивало СССР, открыто претендовавший на возвращение Бессарабии.

Барту предпринимал огромные усилия, чтобы как-то разрешить эти проблемы. В резерве у него оставался вариант «Балканской Антанты» — союза Югославии, Румынии, Греции и Турции. Но все эти государства, заключившие между собой союз, не желали заключать пакт с СССР, так как были настроены антикоммунистически.

9 октября 1934 г. в Париж прибыл король Югославии Александр, уже много лет пытавшийся сплотить сербов, хорватов, словенцев и македонцев в единую нацию. Когда Барту, встречавший Александра, ехал с ним в открытой машине, в процессию стрелял македонский террорист, погибли оба государственных деятеля.

Новый французский министр иностранных дел Пьер Лаваль был гораздо меньшим энтузиастом борьбы против Германии, чем его предшественник. Через пять лет Франция будет разгромлена Германией, и Лаваль возглавит марионеточное пронацистское правительство. В 1945 г. его казнят как коллаборациониста. В 1935 г. Лаваль действовал по инерции, продолжая политику Барту, постоянно оглядываясь на Великобританию, которая отрицательно относилась к военному союзу с СССР. Со стороны СССР на французского министра «давил» советский полпред Владимир Потёмкин — будущий первый заместитель наркома иностранных дел.

Проект «Восточного пакта» не реализовался. СССР и Франция решили оформить договорами то, что осталось от него: треугольник СССР-Франция-Чехословакия. Чехословакия оказалась в «треугольнике» как союзник Франции — к СССР в Праге питали чувства опасения, но он был далеко, а Германия — несла непосредственную угрозу.

2 мая 1935 г. был заключен пакт о взаимопомощи между СССР и Францией, а 16 мая — между СССР и Чехословакией. Пакты предусматривали помощь трех стран друг другу в случае, если одна из сторон окажется жертвой агрессии. Помощь эта должна была оказываться после соблюдения процедуры переговоров, в полном соответствии с уставом Лиги наций (что еще раз подчеркивало важную роль этой организации, также призванной поддерживать безопасность в Европе).

Но советские руководители опасались, что Франция может спровоцировать советско-германский конфликт и остаться в стороне, направив германскую агрессию на восток. СССР обещал помощь Чехословакии только в том случае, если она будет оказана и со стороны Франции. Французская сторона специально оговорила, что СССР не получит помощи в случае, если союз с СССР будет противоречить обязательствам Франции в отношении восточноевропейских соседей СССР. То есть союз был направлен исключительно против Германии. Механизм консультаций был призван также оказать воздействие на принятие решений в Лиге наций, то есть воздействовать на Великобританию и Италию.

Пакт должен был иметь своим логическим продолжением создание более широкой системы безопасности. В противном случае он мог вступить в действие только в случае германо-чехословацкого конфликта, при нападении Германии на территорию Чехословакии (о нападении Германии на Францию в 1935 г. не могло идти и речи). Но П. Лаваль и последующие лидеры Франции не были заинтересованы в расширении системы коллективной безопасности, так что истинным испытанием для пакта стал именно Судетский кризис 1938 г.

Германия настаивала на присоединении принадлежащей Чехословакии Судетской области, потому что она была населена преимущественно немцами. Эта аннексия противоречила международному праву, которое обязались защищать члены Лиги наций. Франция предпочла отказаться от выполнения своих союзнических обязательств перед Чехословакией, что в значительной степени предопределило Мюнхенский сговор великих держав за её счет. Чехословакия, оставшись без поддержки Франции, капитулировала, не дав Советскому Союзу повода вмешаться в европейский конфликт. Это определило скептическую позицию СССР на англо-франко-советских переговорах 1939 г., когда не был использован последний до начала войны шанс создать антигитлеровскую коалицию с участием СССР. Сталин не доверял Франции и Великобритании и обдумывал возможность вернуться к сотрудничеству с Германией. После заключения германо-советского пакта 23 августа 1939 г. положения советско-французского пакта 1935 г. безнадежно устарели.

Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик и президент Французской Республики,

Смотрите так же:  Налог на прибыль затраты включаемые в себестоимость

воодушевленные желанием укрепить мир в Европе и гарантировать его благо для своих стран, обеспечив более полным образом точное применение положений устава Лиги наций, направленных к поддержанию национальной безопасности, территориальной целостности и политической независимости государств,

решив посвятить свои усилия подготовке к заключению европейского соглашения, преследующего эту цель, и, впредь до этого, способствовать насколько это от них зависит эффективному применению положений устава Лиги Наций,
решили заключить договор с этой целью и назначили своими уполномоченными:

Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик:

г. Владимира Потемкина, Члена Центрального Исполнительного Комитета, Чрезвычайного и Полномочного Посла при Президенте Французской Республики,

Президент Французской Республики:

г. Пьера Лаваля, Сенатора, Министра Иностранных Дел,

которые после обмена своими полномочиями, признанными находящимися в должной форме и надлежащем порядке, условились о следующих постановлениях:

В случае, если СССР или Франция явилась бы предметом угрозы или опасности нападения со стороны какого-либо европейского государства, Франция и соответственно СССР обязуются приступить обоюдно к немедленной консультации в целях принятия мер для соблюдения постановлений статьи 10 статута Лиги Наций.

В случае, если в условиях, предусмотренных в статье 15, параграф 7 статута Лиги Наций, СССР или Франция явилась бы, несмотря на искренние мирные намерения обеих стран, предметом невызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства, Франция и взаимно СССР окажут друг другу немедленно помощь и поддержку.

Принимая во внимание, что согласно статье 16 статута Лиги Наций, каждый член Лиги, прибегающий к войне вопреки обязательствам, принятым в статьях 12, 13, или 15 статута, тем самым рассматривается как совершивший акт войны против всех других членов Лиги, СССР и взаимно Франция обязуются в случае, если одна из них явится, в этих условиях, и, несмотря на искренние мирные намерения обеих стран, предметом невызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства, оказать друг другу немедленно помощь и поддержку, действуя применительно к статье 16 статута.

То же обязательство принято на случай, если СССР или Франция явится предметом нападения со стороны европейского государства в условиях, предусмотренных в параграфах 1 и 3 статьи 17 статута Лиги наций.

Так как обязательства, установленные выше, соответствуют обязанностям Высоких Договаривающихся Сторон, как Членов Лиги Наций, то ничто в настоящем Договоре не будет толковаться, как ограничение задачи этой последней принимать меры, способные эффективно ограждать всеобщий мир, или как ограничение обязанностей, вытекающих для Высоких Договаривающихся Сторон из статута Лиги Наций.

Настоящий Договор, коего русский и французский тексты будут иметь одинаковую силу, будет ратификован и ратификационные грамоты будут обменены в Москве, как только это будет возможно. Он будет зарегистрирован в Секретариате Лиги Наций.

Он вступит в силу с момента обмена ратификациями и будет оставаться в силе в течение пяти лет. Если он не будет денонсирован одной из Высоких Договаривающихся Сторон с предупреждением по крайней мере за один год до истечения этого периода, то он остается в силе без ограничения срока, при чем каждая из Высоких Договаривающихся Сторон будет иметь возможность прекратить его действие путем заявления об этом с предупреждением за один год.

В удостоверение чего уполномоченные подписали настоящий Договор и приложили к нему свои печати.

Совершено в Париже, в двух экземплярах.

2 Мая 1935 года.

В момент подписания советско-французского Договора взаимной помощи от сего числа, Уполномоченные подписали нижеследующий протокол, каковой будет включен в обмениваемые ратификационные грамоты Договора.

Установлено, что следствием статьи 3 является обязательство каждой Договаривающейся Стороны оказать немедленную помощь другой, сообразуясь безотлагательно с рекомендациями Совета Лиги Наций, как только они будут вынесены в силу статьи 16 статута. Условлено также, что обе Договаривающиеся Стороны будут действовать согласно, дабы достичь того, что Совет вынес свои рекомендации со всей скоростью, которой потребуют обстоятельства, и что, если, несмотря на это, Совет не вынесет, по той или иной причине, никакой рекомендации, и если он не достигнет единогласия, то обязательство помощи тем не менее будет выполнено. Условлено также, что обязательства помощи, предусмотренные в настоящем Договоре, относятся лишь к случаю нападения, совершенного на собственную территорию той или другой Договаривающейся Стороны.

Так как общее намерение обоих правительств состоит в том, чтобы ни в чем не нарушать, настоящим Договором, обязательств, принятых ранее СССР и Францией по отношению к третьим государствам, в силу опубликованных договоров, то условлено, что постановления упомянутого Договора не могут иметь такого применения, которое, будучи несовместимым с договорными обязательствами, принятыми одной из Договаривающихся Сторон, подвергло бы эту последнюю санкциям международного характера.

Оба правительства, считая желательным заключение регионального соглашения, целью которого явилась бы организация безопасности договаривающихся государств и которое вместе с тем могло бы включить обязательства взаимной помощи или сопровождаться таковыми, признают друг за другом возможность в соответствующем случае участвовать, с обоюдного согласия, в той форме, прямой или косвенной, которая представлялась бы подходящей, в подобных соглашениях, причем обязательства этих соглашений должны заменить собой те, которые вытекают из настоящего Договора.

Оба правительства констатируют, что переговоры, результатом которых явилось подписание настоящего Договора, были начаты первоначально в целях дополнения соглашения о безопасности, охватывающего страны северо-востока Европы, а именно: СССР, Германию, Чехословакию, Польшу и соседние с СССР государства; наряду с этим соглашением должен был быть заключен договор о помощи между СССР, Францией и Германией, в котором каждое из этих трех государств должно было обязаться к оказанию поддержки тому из них, которое явилось бы предметом нападения со стороны одного из этих трех государств. Хотя обстоятельства до сих пор не позволили заключить эти соглашения, которые обе стороны продолжают считать желательными, но тем не менее обязательства, изложенные в советско-французском Договоре о помощи, должны пониматься, как имеющие действовать лишь в тех пределах, которые имелись в виду в первоначально намечавшемся трехстороннем соглашении. Независимо от обязательств, вытекающих из настоящего

Договора, напоминается вместе с тем, что согласно советско-французскому пакту о ненападении от 29-го ноября 1932 года и при том без ущерба для универсальности обязательств этого пакта, в случае, если бы одна из Сторон подверглась нападению одной или нескольких третьих европейских держав, не предусмотренных в вышеназванном тройственном соглашении, другая Договаривающаяся Сторона должна будет воздерживаться в течение конфликта от прямой или косвенной помощи или поддержки нападающему или нападающим, причем каждая из Сторон заявляет, что она не связана никаким соглашением о помощи, которое находилось бы в противоречии с этим обязательством.

Совершено в Париже, в двух экземплярах,

2 мая 1935 года.

Восточная Европа между Гитлером и Сталиным. М., 1999.

Малафеев К.А. Луи Барту. Политик и дипломат. М., 1988.

Политбюро ЦК РКП(б) – ВКП(б) и Европа. Решения «Особой папки» 1923-1939. М., 2001.

Шубин А.В. Мир на краю бездны. От глобальной депрессии к мировой войне. 1929-1941 годы. М., 2004.

Каковы были причины изменения советской внешней политики в 1933-1934 гг.?

Чем руководствовался министр иностранных дел Франции, поддержав вступление СССР в Лигу наций?

Какие политики готовили советско-французский договор?

Что такое «Восточный пакт»? Почему он не осуществился?

Какие положения советско-французского пакта затрудняли его использование для противостояния германской агрессии?

Почему Барту не смог заключить договор с СССР? Почему Лаваль все же его заключил?

Какой еще оборонительный договор заключил СССР в 1935 г.?

Когда и почему система коллективной безопасности, возникшая в 1935 г., была разрушена?

Советско-французский договор о взаимной помощи 1935 г., 2 мая

СОВЕТСКО-ФРАНЦУЗСКИЙ ДОГОВОР О ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ 1935 г. подписан 2 мая в Париже. Заключен сроком на 5 лет. Вступил в силу 27 марта 1936 г.

Двусторонний договор был заключен в обстановке растущей агрессии фашистской Германии. Предусматривалось, что в случае нападения какого-либо государства на одну из сторон, Франция и СССР немедленно приступят к консультациям для обсуждения мер помощи и поддержки тому, кто подвергся нападению.

Одновременно с договором был подписан протокол, уточнявший порядок оказания помощи. Однако Франция согласилась начать переговоры о практических мерах по оказанию взаимной помощи в случае войны только весной 1939 г. (после оккупации Чехословакии Германией). Переговоры летом 1939 г., в которых принимала участие и Великобритания (см. коллективной безопасности система), были сорваны по ряду причин, и советско-французский договор 1935 г. оказался нереализованным, так как 1 сентября 1939 г. началась Вторая мировая война.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 479.

ПАКТЫ О ВЗАИМОПОМОЩИ 1939 ГОДА

ПАКТЫ О ВЗАИМОПОМОЩИ 1939 ГОДА между СССР и Эстонией, СССР и Латвией, СССР и Литвой.

Под­пи­са­ны в Мо­ск­ве председателем СНК, нар­ко­мом иностранных дел СССР В. М. Мо­ло­то­вым и министром иностранных дел Эс­то­нии К. Сель­те­ром (28 сентября), министром иностранных дел Лат­вии В. Мун­тер­сом (5 октября), министром иностранных дел Лит­вы Ю. Урб­ши­сом (10 октябяря).

При­бал­ти­ка рас­смат­ри­ва­лась пра­ви­тель­ст­вом СССР как ре­ги­он, имею­щий стра­те­ги­че­ски важ­ное зна­че­ние для обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти северо-западных об­лас­тей стра­ны. Под­чи­не­ние при­бал­тий­ских го­су­дарств Гер­ма­ни­ей в ре­зуль­та­те пря­мой или кос­вен­ной аг­рес­сии (про­во­ци­ро­ва­ние внутреннего пе­ре­во­ро­та и вве­де­ние германских войск на их тер­ри­то­рию на ос­но­ва­нии до­го­во­ра о сою­зе) соз­да­ва­ло уг­ро­зу их пре­вра­ще­ния в плац­дарм для на­па­де­ния на Советский Со­юз.

Смотрите так же:  Приказ мз рб 377 от 12.05.2008

Уси­ле­ние германского влия­ния в При­бал­ти­ке к вес­не 1939 года и про­гер­ман­ская по­ли­ти­ка ре­жи­мов К. Пят­са в Эс­то­нии и К. Уль­ма­ни­са в Лат­вии вы­зыва­ли глу­бо­кую тре­во­гу в Мо­ск­ве. 28.03.1939 года советское пра­ви­тель­ст­во сде­ла­ло за­яв­ле­ния пра­ви­тель­ст­вам Лат­вии и Эс­то­нии, в ко­то­рых по­тре­бо­ва­ло ор­га­ни­за­ции эф­фек­тив­но­го от­по­ра лю­бым по­ся­га­тель­ст­вам на су­ве­ре­ни­тет и ней­тра­ли­тет этих стран, под­черк­нув, что та­кой от­пор от­ве­ча­ет ин­те­ре­сам не толь­ко ла­ты­шей и эс­тон­цев, но и «жиз­нен­ным ин­те­ре­сам Со­вет­ско­го го­су­дар­ст­ва». Советский Со­юз, го­во­ри­лось в за­яв­ле­нии, не мо­жет ос­та­вать­ся «без­у­ча­ст­ным зри­те­лем по­пы­ток от­кры­то­го или за­мас­ки­ро­ван­но­го унич­то­же­ния са­мо­стоя­тель­но­сти и не­за­ви­си­мо­сти» при­бал­тий­ских стран и «го­тов на де­ле до­ка­зать, в слу­чае по­треб­но­сти, его за­ин­те­ре­со­ван­ность в це­ло­ст­ном со­хра­не­нии» их «са­мо­стоя­тель­но­го го­су­дар­ст­вен­но­го су­ще­ст­во­ва­ния и по­ли­ти­че­ской и эко­но­ми­че­ской не­за­ви­си­мо­сти».

Советское пра­ви­тель­ст­во пред­ло­жи­ло Лат­вии и Эс­то­нии за­клю­чить Пакты о взаимопомощи, ко­то­рые га­ран­ти­ро­ва­ли бы в ус­ло­ви­ях над­ви­гав­шей­ся вой­ны их су­ве­ре­ни­тет и тем са­мым безо­пас­ность СССР на при­балтийском на­прав­ле­нии. 07.04.1939 года латвийское и эстонское пра­ви­тель­ст­ва от­ве­ти­ли от­ка­зом на советское пред­ло­же­ние. Это по­бу­ди­ло СССР в по­сле­дую­щие ме­ся­цы на по­ли­тических пе­ре­го­во­рах с Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей и Фран­ци­ей по­ста­вить во­прос о со­вме­ст­ном га­ран­ти­ро­ва­нии тре­мя дер­жа­ва­ми при­бал­тий­ских го­су­дарств от пря­мой и кос­вен­ной аг­рес­сии со сто­ро­ны Гер­ма­нии. Из-за по­зи­ции, за­ня­той Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей в во­про­се о кос­вен­ной аг­рес­сии, про­бле­ма ре­ше­на не бы­ла.

Стре­мясь не до­пус­тить об­ра­зо­ва­ния коа­ли­ции трёх дер­жав, германское пра­ви­тель­ст­во, ин­фор­ми­ро­ван­ное о серь­ёз­ных раз­но­гла­си­ях ме­ж­ду ни­ми на Мо­с­ков­ских пе­ре­го­во­рах 1939 года, в середине августа 1939 года пред­ло­жи­ло ру­ко­во­д­ству СССР за­клю­чить до­го­вор о не­на­па­де­нии и при этом учесть его ин­те­ре­сы в Восточной Ев­ро­пе, а так­же со­вме­ст­но га­ран­ти­ро­вать при­бал­тий­ские го­су­дар­ст­ва. В ус­ло­ви­ях, ко­гда дос­тичь со­гла­ше­ния с Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей и Фран­ци­ей о со­вме­ст­ном про­ти­во­дей­ст­вии аг­рес­сии не уда­лось и пре­дот­вра­тить круп­ный кон­фликт в Ев­ро­пе пред­став­ля­лось уже не­воз­мож­ным, советское пра­ви­тель­ст­во при­ня­ло пред­ло­же­ние Гер­ма­нии, по­зво­ляв­шее СССР хо­тя бы на вре­мя ос­та­вать­ся «вне вой­ны».

На советско-германских пе­ре­го­во­рах в Мо­ск­ве 23.08.1939 года советское ру­ко­во­дство до­би­лось от нем­цев со­гла­сия при­знать тер­ри­то­рию Лат­вии, Эс­то­нии и Фин­лян­дии сфе­рой ин­те­ре­сов СССР, а так­же при­зна­ния ин­те­ре­сов Лит­вы в от­но­ше­нии Ви­лен­ской области (дос­тиг­ну­тые до­го­во­рён­но­сти за­кре­п­ле­ны в сек­рет­ном до­пол­нительном про­то­ко­ле к До­го­во­ру о не­на­па­де­нии ме­ж­ду Гер­ма­ни­ей и Советским Сою­зом; смотрите Со­вет­ско-гер­ман­ские до­го­во­ры 1939 года). По­сле по­ра­же­ния и рас­па­да Поль­ши в ре­зуль­та­те гер­ма­но-поль­ской вой­ны 1939 года и вве­де­ния час­тей Крас­ной Ар­мии на тер­ри­то­рию Западной Бе­ло­рус­сии и Западной Ук­раи­ны советское пра­ви­тель­ст­во на­стоя­ло на пе­ре­смот­ре гра­ниц сфер ин­те­ре­сов, в ре­зуль­та­те че­го к сфе­ре ин­те­ре­сов СССР бы­ла от­не­се­на так­же Лит­ва (за­кре­п­ле­но в сек­рет­ном до­пол­нительном про­то­ко­ле к Германо-советскому до­го­во­ру о друж­бе и гра­ни­це от 28.09.1939 года).

До­го­во­рён­но­сти с Гер­ма­ни­ей о раз­гра­ни­че­нии сфер ин­те­ре­сов (без дос­ти­же­ния со­гла­сия по это­му во­про­су советское ру­ко­во­дство от­ка­зы­ва­лось под­пи­сы­вать до­го­вор о не­на­па­де­нии) по­зво­ли­ли СССР в сентябре 1939 года по­ста­вить пре­дел германской экс­пан­сии в Восточной Ев­ро­пе, не до­пус­тить втор­же­ния нем­цев в При­бал­ти­ку, ок­ку­па­ция и ан­нек­сия ко­то­рой («до гра­ни­цы ста­рой Кур­лян­дии») пре­ду­смат­ри­ва­лась германскими опе­ра­тив­ны­ми пла­на­ми по за­вер­ше­нии вой­ны про­тив Поль­ши. Опа­са­ясь, что нем­цы, дос­тиг­нув сво­их це­лей в Поль­ше, мо­гут пе­рей­ти к ре­ше­нию про­бле­мы ли­мит­ро­фов, пра­ви­тель­ст­во СССР осе­нью 1939 года в спеш­ном по­ряд­ке при­ня­ло ме­ры, при­зван­ные ук­ре­пить безо­пас­ность Советского Сою­за. Оно ини­ции­ро­ва­ло пе­ре­го­во­ры с пра­ви­тель­ст­ва­ми Эс­то­нии, Лат­вии и Лит­вы и до­би­лось их со­гла­сия под­пи­сать с СССР дву­сто­рон­ние Пакты о взаимопомощи сро­ком на 10 лет (с Лит­вой под­пи­сан До­го­вор о пе­ре­да­че Ли­товской Рес­пуб­ли­ке города Виль­но и Ви­лен­ской области и о взаи­мо­по­мо­щи сро­ком на 15 лет).

В со­от­вет­ст­вии с со­гла­ше­ния­ми СССР по­лу­чил воз­мож­ность раз­мес­тить в отдельных пунк­тах на тер­ри­то­рии трёх при­бал­тий­ских го­су­дарств ог­ра­ниченные кон­тин­ген­ты советских войск (в Эс­то­нии и Лат­вии по 25 тыс. человек, в Лит­ве 20 тыс. человек), пра­ви­тель­ст­ва при­бал­тий­ских стран обя­за­лись не за­клю­чать какких-либо сою­зов и не уча­ст­во­вать в коа­ли­ци­ях, на­прав­лен­ных про­тив СССР. Советский Со­юз и при­бал­тий­ские го­су­дар­ст­ва при­ня­ли на се­бя так­же обя­за­тель­ст­во ока­зы­вать друг дру­гу вся­че­скую по­мощь, вклю­чая во­ен­ную, в слу­чае пря­мо­го на­па­де­ния или уг­ро­зы на­па­де­ния на них лю­бой ев­ропейской дер­жа­вы с мо­ря и по су­ше, в т. ч. на­па­де­ния че­рез тер­ри­то­рию при­бал­тий­ских го­су­дарств на СССР, а так­же на­па­де­ния на советские вой­ска, раз­ме­щён­ные в при­бал­тий­ских го­су­дар­ст­вах. До­го­во­ром с Лит­вой, ко­то­рая не­по­сред­ст­вен­но гра­ни­чи­ла с Гер­ма­ни­ей, пре­ду­смат­ри­ва­лась со­вме­ст­ная за­щи­та её гра­ни­цы.

При под­пи­са­нии Пактов о взаимопомощи пра­ви­тель­ст­во СССР взя­ло на се­бя твёр­дое обя­за­тель­ст­во не вме­ши­вать­ся во внутренние де­ла при­бал­тий­ских го­су­дарств. В со­гла­ше­ния с ка­ж­дым из них вне­сён специальный пункт, гла­сив­ший: «Про­ве­де­ние в жизнь на­стоя­ще­го пак­та ни в ко­ей ме­ре не долж­но за­тра­ги­вать су­ве­рен­ных прав до­го­ва­ри­ваю­щих­ся сто­рон, в ча­ст­но­сти их го­су­дар­ст­вен­но­го уст­рой­ст­ва, эко­но­ми­че­ской и со­ци­аль­ной сис­те­мы и во­ен­ных ме­ро­прия­тий». Под­чёр­ки­ва­лось так­же, что мес­та, пре­дос­тав­ляе­мые для раз­ме­ще­ния советских войск, ос­та­ют­ся не­отъ­ем­ле­мой ча­стью тер­ри­то­рии при­бал­тий­ских го­су­дарств и что при­бал­тий­ские го­су­дар­ст­ва не не­сут ни­ка­ких рас­хо­дов по со­дер­жа­нию советских войск.

В кон­фи­ден­ци­аль­ных про­то­ко­лах, при­ла­гав­ших­ся к Пактам о взаимопомощи, де­ла­лись до­пол­нительные ого­вор­ки, ко­то­рые под­чёр­ки­ва­ли рав­но­пра­вие и су­ве­ре­ни­тет уча­ст­ни­ков со­гла­ше­ния. Пре­ду­смат­ри­ва­лось, что «по­мощь ока­зы­ва­ет­ся по изъ­яв­лен­но­му же­ла­нию дру­гой сто­ро­ны, при­чём с обо­юд­но­го со­гла­сия сто­ро­на, обя­зан­ная к ока­за­нию по­мо­щи, мо­жет, в слу­чае вой­ны дру­гой сто­ро­ны с треть­ей дер­жа­вой, ос­тать­ся ней­траль­ной». На­блю­де­ние за про­ве­де­ни­ем в жизнь Пактов о взаимопомощи воз­ла­га­лось на сме­шан­ные ко­мис­сии, со­зда­вае­мые на па­ри­тет­ных на­ча­лах. При воз­ник­но­ве­нии раз­но­гла­сий в ра­бо­те сме­шан­ных ко­мис­сий пред­по­ла­га­лось, что спор­ные во­про­сы бу­дут ре­шать­ся ди­пло­ма­тическим пу­тём или по­сред­ст­вом пе­ре­го­во­ров ме­ж­ду пра­ви­тель­ст­ва­ми.

В со­от­вет­ст­вии с Пактами о взаимопомощи СССР обя­зал­ся ока­зы­вать по­мощь ар­ми­ям при­бал­тий­ских го­су­дарств «на льгот­ных ус­ло­ви­ях воо­ру­же­ни­ем и про­чи­ми во­ен­ны­ми ма­те­риа­ла­ми». Фак­ти­че­ски в од­ном па­ке­те с Пактами о взаимопомощи советское пра­ви­тель­ст­во под­пи­са­ло с пра­ви­тель­ст­ва­ми Эс­то­нии (28 сентября), Лит­вы (15 октября), Лат­вии (18 октября) тор­го­вые со­гла­ше­ния, ко­то­рые ком­пен­си­ро­ва­ли им ут­ра­ту в ус­ло­ви­ях вой­ны час­ти тор­го­во-эко­но­мических свя­зей с западными стра­на­ми, твёр­до га­ран­ти­ро­ва­ли по­став­ки сы­рья и обо­ру­до­ва­ния из СССР и за­куп­ку Советским Сою­зом про­дук­ции их промышленности и сельского хозяйства.

Пакты о взаимопомощи СССР и при­бал­тий­ских го­су­дарств не про­ти­во­ре­чи­ли Ста­ту­ту Ли­ги На­ций и бы­ли офи­ци­аль­но за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­ны ею (Пакты о взаимопомощи с Эс­то­ни­ей — 13.10.1939 года, с Лат­ви­ей — 06.11.1939 года; ре­ги­ст­ра­ция советско-ли­товского до­го­во­ра не со­стоя­лась из-за воз­ра­же­ний Ве­ли­ко­бри­та­нии и польского эмиг­рант­ско­го пра­ви­тель­ст­ва по во­про­су о государственной при­над­леж­но­сти Виль­но и Ви­лен­ской области).

На ба­зе Пактов о взаимопомощи в по­сле­дую­щий пе­ри­од в рам­ках сме­шан­ных ко­мис­сий и на меж­го­су­дарственном уров­не за­клю­чён ряд до­пол­нительных со­гла­ше­ний, ка­сав­ших­ся оп­ре­де­ле­ния мест и ус­ло­вий пре­бы­ва­ния советских войск в при­бал­тий­ских го­су­дар­ст­вах, вклю­чая оп­ре­де­ле­ние зон, за­прет­ных для по­лё­тов советских са­мо­лё­тов. На ос­но­ва­нии этих со­гла­ше­ний был осу­ще­ст­в­лён ввод час­тей Крас­ной Ар­мии в Эс­то­нию (с 18.10.1939 года), Лат­вию (с 31.10.1939 года) и Лит­ву (с 28.10.1939 года). В свя­зи с всту­п­ле­ни­ем советских войск в При­бал­ти­ку нар­ком обо­ро­ны СССР К. Е. Во­ро­ши­лов 25.10.1939 года от­дал при­каз № 0162, ка­те­го­ри­че­ски за­пре­тив­ший советским вой­скам вме­ши­вать­ся во внутренние де­ла при­бал­тий­ских го­су­дарств, вес­ти ком­му­ни­стическую про­па­ган­ду и всту­пать в кон­так­ты с ме­ст­ным на­се­ле­ни­ем. При­каз не­укос­ни­тель­но вы­пол­нял­ся.

Под­пи­са­ние Пактов о взаимопомощи с СССР пра­ви­тель­ст­ва при­бал­тий­ских го­су­дарств рас­смат­ри­ва­ли как вы­ну­ж­ден­ный шаг, со­вер­шён­ный под на­жи­мом. В це­лом их по­ли­ти­ка в от­но­ше­нии СССР ос­та­ва­лась не­дру­же­ст­вен­ной. Вла­сти и ар­мей­ские ин­стан­ции Эс­то­нии, Лат­вии и Лит­вы це­ле­на­прав­лен­но соз­да­ва­ли ус­ло­вия, за­труд­няв­шие пре­бы­ва­ние советских войск, ор­га­ни­зо­вы­ва­лись от­кро­вен­ные про­во­ка­ции, име­ли ме­сто по­хи­ще­ния советских во­ен­но­слу­жа­щих. В пе­ри­од со­вет­ско-фин­лянд­ской вой­ны 1939-1940 годов пра­ви­тель­ст­ва при­бал­тий­ских го­су­дарств от­кры­то де­мон­ст­ри­ро­ва­ли сим­па­тии к Фин­лян­дии, со­дей­ст­во­ва­ли от­прав­ке в неё доб­ро­воль­цев и сбо­ру средств в под­держ­ку финляндской ар­мии, реа­ни­ми­ро­ва­ли Ан­тан­ту Бал­тий­скую. От­кры­тая ан­ти­со­вет­ская про­па­ган­да ве­лась в прес­се, на стра­ни­цах ко­то­рой раз­да­ва­лись да­же при­зы­вы «сбро­сить советские гар­ни­зо­ны в мо­ре».

С ле­та 1940 года уг­ро­за советско-германской вой­ны рез­ко воз­рос­ла. Ус­пе­хи нем­цев на западно-ев­ропейском те­ат­ре во­енных дей­ст­вий (14.06.1940 года германские вой­ска всту­пи­ли в Па­риж; смотрите Фран­цуз­ская кам­па­ния 1940 года) не ос­тав­ля­ли со­мне­ний в том, что в са­мом бли­жай­шем вре­ме­ни вер­махт по­вер­нёт на вос­ток. В этих ус­ло­ви­ях по­ло­же­ние с реа­ли­за­ци­ей Пактов о взаимопомощи с при­бал­тий­ски­ми го­су­дар­ст­ва­ми вос­при­ни­ма­лось советским ру­ко­вод­ством как не­тер­пи­мое.

14.06.1940 года пра­ви­тель­ст­во СССР в уль­ти­ма­тив­ной фор­ме по­тре­бо­ва­ло от ли­товских вла­стей «не­мед­лен­но» сфор­ми­ро­вать «та­кое пра­ви­тель­ство, ко­то­рое бы­ло бы спо­соб­но и го­то­во обес­пе­чить че­ст­ное про­ве­де­ние в жизнь со­вет­ско-ли­тов­ско­го до­го­во­ра о взаи­мо­по­мо­щи и ре­ши­тель­ное обуз­да­ние вра­гов до­го­во­ра», а так­же «не­мед­лен­но» обес­пе­чить «сво­бод­ный про­пуск на тер­ри­то­рию Лит­вы со­вет­ских во­ин­ских час­тей для раз­ме­ще­ния их в важ­ней­ших цен­трах Лит­вы в ко­личе­ст­ве, дос­та­точ­ном для то­го, что­бы обес­пе­чить воз­мож­ность осу­ще­ст­в­ле­ния со­вет­ско-ли­тов­ско­го До­го­во­ра о взаи­мо­по­мо­щи и пре­дот­вра­тить про­во­ка­ци­он­ные дей­ст­вия, на­прав­лен­ные про­тив со­вет­ско­го гар­ни­зо­на в Лит­ве». 16.06.1940 года ана­ло­гич­ные тре­бо­ва­ния предъ­яв­ле­ны вла­стям Лат­вии и Эс­то­нии. Пра­ви­тель­ст­ва при­бал­тий­ских го­су­дарств об­ра­ти­лись за под­держ­кой к Гер­ма­нии, но не по­лу­чи­ли её и бы­ли вы­ну­ж­де­ны при­нять советские тре­бо­ва­ния.

17.06.1940 года до­пол­нительные час­ти Крас­ной Ар­мии всту­пи­ли в При­бал­ти­ку. Пра­ви­тель­ст­ва Лат­вии, Лит­вы и Эс­то­нии по­да­ли в от­став­ку, бы­ли сфор­ми­ро­ва­ны но­вые (на­род­ные) ка­би­не­ты, пер­со­наль­ный со­став ко­то­рых со­гла­со­вы­вал­ся с упол­но­мо­чен­ны­ми пра­ви­тель­ст­ва СССР (в этом ка­че­ст­ве в Лат­вию при­был А. Я. Вы­шин­ский, в Лит­ву — В. Г. Де­ка­но­зов, в Эс­то­нию — А. А. Жда­нов).

Смотрите так же:  Надо ли регистрировать договор субаренды

Ввод до­пол­нительных кон­тин­ген­тов советских войск и дея­тель­ность народных пра­ви­тельств при­да­ли боль­шую ди­на­ми­ку по­ли­тическим про­цес­сам в при­бал­тий­ских го­су­дар­ст­вах. Народные пра­ви­тель­ст­ва ле­га­ли­зо­ва­ли дея­тель­ность ком­му­ни­стических пар­тий, ра­зо­ру­жи­ли пра­вые вое­ни­зи­рованные фор­ми­ро­ва­ния и про­ве­ли вы­бо­ры в пар­ла­мент. Сфор­ми­ро­ван­ные по ито­гам вы­бо­ров народные сей­мы при­бал­тий­ских го­су­дарств, боль­шин­ст­во мест в ко­то­рых за­вое­ва­ли ле­вые, 21-24.07.1940 года при­ня­ли дек­ла­ра­ции о про­воз­гла­ше­нии советской вла­сти и об­ра­ти­лись с прось­ба­ми о при­ня­тии в со­став СССР. 03-05.08.1940 года на сес­сии ВС СССР эти прось­бы бы­ли удов­ле­тво­ре­ны. С вхо­ж­де­ни­ем Лат­вии, Лит­вы и Эс­то­нии в со­став СССР Пакты о взаимопомощи как меж­го­су­дарственные до­го­во­ры ут­ра­ти­ли си­лу.

Ис­торические источники:

Akten zur deutschen auswärtigen Politik. Serie D: 1937–1945. Baden Baden

Fr./M., [1956]–1963. Bd 6–10

Год кри­зи­са, 1938–1939: До­ку­мен­ты и ма­те­риа­лы. М., 1990. Т. 1–2

Пол­пре­ды со­об­ща­ют… Сбор­ник до­ку­мен­тов об от­но­ше­ни­ях СССР с Лат­ви­ей, Лит­вой и Эс­то­ни­ей, ав­густ 1939 г. – ав­густ 1940 г. М., 1990

До­ку­мен­ты внеш­ней по­ли­ти­ки: 1939 г. М., 1992. Т. 22. Кн. 1–2

До­ку­мен­ты внеш­ней по­ли­ти­ки, 1940 г. – 22 ию­ня 1941 г. М., 1995–1998. Т. 23. Кн. 1–2.

Договор между СССР и Чехословацкой Республикой о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве

ДОГОВОР о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Республикой

Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик и Президент Чехословацкой Республики, желая изменить и дополнить Договор о взаимной помощи, существующий между Союзом ССР и Чехословацкой Республикой, существующий между Союзом СССР и Чехословацкой Республикой и подписанный в Праге 16 мая 1935 года, и подтвердить условия Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Чехословацкой Республики о совместных действиях в войне против Германии, подписанного 18 июля 1941 года в Лондоне; желая содействовать после войны поддержанию- мира и предотвращению дальнейшей агрессии со стороны Германии и обеспечить постоянную дружбу и послевоенное мирное сотрудничество между собой, решили заключить с этой целью Договор и назначили в качестве своих уполномоченных:

Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик — Вячеслава Михайловича Молотова, Народного Комиссара Иностранных Дел.

Президент Чехословацкой Республики — Зденека Фирлингеря, Посла Чехословацкой Республики в Советском Союзе,

которые, обменявшись своими полномочиями, найденными в полном порядке и составленными в соответствующей форме, согласились о нижеследующем:

СТАТЬЯ 1. Править

Высокие Договаривающиеся Стороны, согласившись взаимно об’единиться в политике постоянной дружбы и дружественного послевоенного сотрудничества, так же, как и взаимной помощи, обязываются оказывать друг Другу военную к другую помощь и поддержку всякого рода в нынешней войне против Германии и всех тех государств, которые связаны с ней в актах агрессии в Европе.

СТАТЬЯ 2. Править

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются не вступать в период нынешней войны в какие-либо переговоры с гитлеровским правительством или с каким-либо иным правительством в Германии, которое не отказывается ясно от всяких агрессивных намерений, и не вести переговоров и не заключать без взаимного согласия какого-либо перемирия или мирного договора с Германией или с каким-либо иным государством, связанным с ней в актах агрессии в Европе.

СТАТЬЯ 3. Править

Подтверждая свою довоенную политику мира и взаимной помощи, выраженную в их Договоре, подписанном в Праге 16 мая 1935 года, Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются, что в случае, если одна из них оказалась бы вовлеченной в послевоенный период в военные действия с Германией, которая возобновила бы свою политику «Дранг нах Остен», или с каким-либо из государств, которое соединилось бы с Германией непосредственно или в какой-либо иной форме в такой войне, то Другая Высокая Договаривающаяся Сторона немедленно окажет Договаривающейся Стороне, вовлеченной таким образом в военные действия, всяческую военную и другую поддержку и помощь, находящиеся в ее распоряжении.

СТАТЬЯ 4. Править

Высокие Договаривающиеся Стороны, учитывая интересы безопасности каждой из них, соглашаются на тесное и дружественное сотрудничество в период после восстановления мира и действовать в соответствии с принципами: взаимного уважения к их независимости и суверенитету, равно как и невмешательства во внутренние дела другого государства. Они соглашаются развивать в возможно более широких масштабах свои экономические отношения и оказывать друг другу всяческую возможную экономическую помощь после войны.

СТАТЬЯ 5. Править

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон обязуется не заключать какого-либо союза и не принимать участия в какой-либо коалиции, направленных против другой Высокой Договаривающейся Стороны.

СТАТЬЯ 6. Править

Настоящий Договор вступает в силу немедленно после его подписания в подлежит ратификации в возможно короткий срок; обмен ратификационными грамотами будет произведен в Москве, как можно скорее.

Настоящий Договор остается в силе в течение двадцати лет с момента подписания, причем, если одна из Высоких Договаривающихся Сторон в конце указанного периода в двадцать лет не сделает, за 12 месяцев до срока, заявления о своем желании отказаться от Договора, он будет продолжать оставаться в силе на следующие пять лет, и так каждый раз, до тех пор, пока одна из Высоких Договаривающихся Сторон не сделает за 12 месяцев до окончания текущего пятилетия письменного предупреждения о своем намерении прекратить его действие.

В удостоверение чего Уполномоченные подписали настоящий Договор и приложили к нему свои печати.

Составлен в двух экземплярах, каждый на русском и чехословацком языках.

Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР

ДОГОВОР о дружбе, союзе и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой

Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик и Центральное Народное Правительство Китайской. Народной Республики,

исполненные решимости путем укрепления дружбы и сотрудничества между Союзом Советских Социалистических Республик н Китайской Народной Республикой совместно воспрепятствовать возрождению японского империализма и повторению агрессии со стороны Японии или какого-либо другого государства, которое объединилось бы в любой форме с Японией в актах агрессии,

исполненные желания укреплять длительный мир и всеобщую безопасность на Дальнем Востоке и во всем мире в соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций,

глубоко уверенные, что укрепление отношений доброго соседства и дружбы между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой отвечает коренным интересам народов Советского Союза и Китая,

решили с этой целью заключить настоящий Договор и назначили в качестве своих Уполномоченных:

Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик — Андрея Януарьевича Вышинского, Министра Иностранных Дел Союза ССР,

Центральное Народное Правительство Китайской Народной Республики — Чжоу Энь-лая, Премьера Государственного Административного Совета и Министра Иностранных Дел Китая.

Оба полномочных представителя после обмена своими полномочиями, найденными в должной форме и полном порядке, согласились о нижеследующем:

СТАТЬЯ 1. Править

Обе Договаривающиеся Стороны обязуются, что ими совместно будут предприниматься все имеющиеся в их распоряжении необходимые меры в целях недопущения повторения агрессии и нарушения мира со стороны Японии или любого другого государства, которое прямо или косвенно объединилось бы с Японией в актах агрессии. В случае, если одна из Договаривающихся Сторон подвергнется нападению со стороны Японии или союзных с ней государств, и она окажется, таким образом, в состоянии войны, то другая Договаривающаяся Сторона немедленно окажет военную и иную помощь всеми имеющимися в ее распоряжении средствами.

Договаривающиеся Стороны также заявляют о своей готовности в духе искреннего сотрудничества участвовать во всех международных действиях, имеющих своей целью обеспечение мира и безопасности во всем мире, и будут полностью отдавать свои силы скорейшему осуществлению этих целей.

СТАТЬЯ 2. Править

Обе Договаривающиеся Стороны обязуются в порядке взаимного согласия добиваться заключения в возможно более короткий срок совместно с другими союзными во время второй мировой войны державами Мирного Договора с Японией.

СТАТЬЯ 3. Править

Обе Договаривающиеся Стороны не будут заключать какого-либо союза, направленного против другой Стороны, а также не будут участвовать в каких-либо коалициях, а также в действиях или мероприятиях, направленных против другой Стороны.

СТАТЬЯ 4. Править

Обе Договаривающиеся Стороны будут консультироваться друг с другом по всем важным международным вопросам, затрагивающим общие интересы Советского Союза и Китая, руководствуясь интересами укрепления мира и всеобщей безопасности.

СТАТЬЯ 5. Править

Обе Договаривающиеся Стороны обязуются в духе дружбы и сотрудничества и в соответствии с принципами равноправия, взаимных интересов, а также взаимного уважения государственного суверенитета и территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела другой Стороны — развивать и укреплять экономические и культурные связи между Советским Союзом и Китаем, оказывать друг другу всякую возможную экономическую помощь и осуществлять необходимое экономическое сотрудничество.

СТАТЬЯ 6. Править

Настоящий Договор вступает в силу немедленно со дня его ратификации; обмен ратификационными грамотами будет произведен в Пекине.

Настоящий Договор остается в силе в течение 30 лет, причем, если одна из Договаривающихся Сторон за год до истечения срока не заявит о желании денонсировать Договор, то он будет продолжать оставаться в силе в течение 5 лет и в соответствии с этим правилом будет пролонгироваться.

Составлено в г. Москве 14 февраля 1950 года в двух экземплярах, каждый на русском и китайском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.