Страховые тарифы осаго в 2019 году

Мощность уйдет в прошлое: как изменится ОСАГО

В ЦБ рассказали об изменениях ОСАГО

В ближайшие три года могут быть отменены коэффициент мощности и территориальный коэффициент в полисе ОСАГО, сообщил Банк России. После этого страховые компании смогут увеличивать тариф не более чем на 40%. Ранее в Госдуме рассказали о предложении привязать полис ОСАГО к водителю, а не к транспортному средству.

Коэффициент мощности и территориальный коэффициент могут быть отменены в полисе ОСАГО к 2020 — 2021 году, сообщил начальник управления надзора за деятельностью субъектов страхового рынка Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу Кирилл Табаков.

«Этот вопрос прорабатывается. Отмена территориального коэффициента произойдет, видимо, уже в 2020 году. Место жительства, возможно, будет влиять на тариф и в будущем, но это будет происходить менее формально», — рассказал представитель регулятора.

По словам Табакова, коэффициент мощности может быть отменен в 2021 году. Он подчеркнул, что после отмены коэффициента страховые компании смогут увеличивать тариф не более чем на 40%. Также появится возможность представления скидки для автолюбителей в размере 40%, передает ФАН.

Неделей ранее Министерство юстиции РФ зарегистрировало указание Центробанка России о новых тарифах ОСАГО, которые начнут действовать с 9 января нынешнего года. Тарифный коридор в ОСАГО будет расширен на 20% вверх и вниз. Диапазон ставок базового тарифа составит от 2,7 тыс. руб. до 4,9 тыс. руб.

Центральный банк России в конце ноября утвердил предельный размер базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО. Изменения не предполагают полный отказ от уравнительного ценообразования в ОСАГО, а также переход на индивидуальный тариф для каждого водителя, однако они позволят использовать более гибкий подход к установлению тарифов.

Указание об изменении тарифов в ОСАГО поделит водителей на 58 категорий в зависимости от возраста и стажа вместо четырех, как это было раньше.

Неделей ранее председатель комитета Госдумы по труду и соцполитике Ярослав Нилов рассказал, что депутаты ЛДПР предложили привязать полис ОСАГО к водителю. В разработке соответствующего законопроекта, кроме Нилова, принимали участие депутаты Борис Пайкин, Игорь Лебедев и Владимир Сысоев.

В пояснительной записке авторы указали, что при привязке полиса к водителю он будет иметь возможность управлять другими транспортными средствами. При этом его имя не нужно будет вписывать в другой полис, если владелец автомобиля позволит ему сесть за руль. Согласно идее, водители смогут сами решать, какая привязка полиса ОСАГО будет для них оптимальной.

Председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин, комментируя предложение законодателя, отметил, что потребность в преобразовании назревала уже давно. По его мнению, также следует отменить ряд коэффициентов, которые определяют сумму выплаты компенсации, передает НСН.

«Мы уже давно говорили, что должен быть привязан полис ОСАГО именно к водителю. Потому что страхуется под ответственность человека, машина тут при чем? Я думаю, что это правильно, и все повышающие и понижающие коэффициенты должны быть привязаны только к водителю. Надо, естественно, убирать коэффициент, связанный с мощностью двигателя автомобиля, с территориальным использованием», — указал эксперт.

В октябре нынешнего года сообщалось, что с 1 сентября 2019 года страховщики могут получить право устанавливать стоимость полиса обязательной автогражданской ответственности на 30% выше или ниже базовых тарифов ЦБ, а с 1 сентября 2020 года — на 40% ниже и выше.

Соответствующий законопроект с финальными поправками Минфина в федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» был направлен на рассмотрение в правительство. При этом в документе отмечается, что в обоих случаях

максимальная цена полиса не может превышать трехкратного максимального базового тарифа ЦБ.

В ноябре прошлого года в Москве стартовал проект, в рамках которого дорожные комплексы фиксации нарушений правил дорожного движения начали отслеживать наличие полисов ОСАГО у водителей.

«В настоящий момент идет объединение баз для того, чтобы понимать у кого есть страховка, а у кого нет. Решение, как и кому будут выписывать штрафы, принимает МВД РФ», — говорилось в сообщении Московского правительства.

В случае успеха эксперимента новая практика должна распространиться и на другие регионы России. Ранее проект наличия у водителей полисов обязательного страхования при помощи дорожных камер должен был быть запущен еще в 2016 году, однако по различным причинам откладывался.

Новые тарифы ОСАГО с 2019 года

В 2018 году планируется реформирование системы обязательного автострахования. Страховые компании выступают с инициативой о либерализации политики в отношении цен на ОСАГО для снижения убыточности этого вида страхования, и правительство, похоже, в этом году готово пойти на встречу.

В январе 2017 года выплаты по ОСАГО впервые превысили сборы на 200 миллионов рублей. По словам президента всероссийского союза страховщиков, тариф на услугу за последние годы существенно не повышался, а стоимость ремонта после падения рубля выросла в разы. Осенью прошлого года правление РСА направило в Центробанк предложение о пересмотре принципов формирования стоимости услуг обязательного автотрахования.

Инициатива предусматривает изменения сразу по ряду ключевых пунктов ценообразования продукта. По замыслу авторов проекта, с июля 2018 года от решения ЦБ будет зависеть только предельная стоимость страховки и коэффициент «опасного вождения». Страховые компании смогут самостоятельно определять коэффициенты в зависимости от территории эксплуатации машины, возраста и стажа водителя, мощности ТС, по сути, произойдет либерализация политики страховых компаний в отношении цен на ОСАГО.

Принцип расчета стоимости полиса ОСАГО в 2018 году

Сегодня ценообразование на ОСАГО регулируется ЦБ, который, по сути, является гарантом стабильности и контроля. ЦБ определяет как предельные значения базовой ставки страхового тарифа, так и коэффициенты тарифов. Страховые компании при этом вправе выбрать значение базовой ставки из предложенного Центробанком диапазона (для легковых автомобилей, которые эксплуатируются физическими лицами или ИП, он составляет 3432-4118 рублей).

Крупные компании, ключевые игроки на рынке услуг страхования, как правило, в качестве основы выбирают максимальное значение – 4118 рублей. Учитывая, что коэффициенты тарифов, установленные ЦБ, едины для всех компаний, цены на полисы практически не отличаются. И действительно, если зайти на сайты компаний Альфастахование, РЕСО Гарантия, ВСК, Ингосстрах, Ренесанс и др. и воспользоваться калькулятором для расчета стоимости ОСАГО, получатся одинаковые значения.

Для определения стоимости полиса применяются следующие коэффициенты:

  • коэффициент территории эксплуатации ТС – КТ;
  • «бонус-малус», определяется количеством страховых случаев за год – КБМ;
  • количество водителей, допущенных к управлению ТС – КО;
  • возраст и опыт водителя — КВС;
  • технические характеристики ТС (мощность двигателя) – КМ;
  • наличие прицепа – КПр;
  • срок использования полиса – КС.

Стоимость равна произведению базового значения и применяемых коэффициентов.

ОСАГО = (базовый тариф)*КТ*КБМ*КО*КВС*КМ*КПр*КС

Коэффициент территории эксплуатации на сегодняшний день чаще всего рассчитывается в соответствии с местом жительства (населенным пунктом прописки) собственника машины, что является для многих автомобилистов своеобразным способом получения скидки на полис ОСАГО. Так, например, если автовладелец прописан в Ленинградской области, а эксплуатирует авто в Санкт-Петербурге, при расчете цены на ОСАГО будет использоваться коэффициент 1,3, а не 1,8, как для тех, кто прописан в северной столице. В небольших областных городах коэффициент составляет 0,7-09, т.е. цена полиса может быть ниже базового значения.

Полный список коэффициентов территории приведен в Указании ЦБ от 19.09.2014 N 3384-У в актуальной редакции.

КБМ зависит от класса на начало страхового периода. Автомобилистам новичкам присваивается 3 класс с коэффициентом 1, который, исходя из формулы, не влияет на стоимость ОСАГО. В дальнейшем при отсутствии страховых возмещений (СВ) за текущий период (год) класс поднимается до 4-х с коэффициентом 0,95. Если было 1 СВ, класс понижается до 2-х с коэффициентом 1,4, что увеличивает стоимость ОСАГО на 40%. Если в страховку вписаны два или более водителей, ОСАГО рассчитывается по наибольшему КБМ.

Смотрите так же:  Где оформить визу в харькове

КО равен либо единице (если число лиц, управляющих авто ограничено), либо составляет 1,8 (если нет ограничений).

На сегодняшний день коэффициент в зависимости от возраста и стажа водителей не влияет на стоимость ОСАГО, если автомобилисту более 22 лет, а водительские права получены более 3 лет назад (КВС = 1). Самый большой коэффициент 1,8 определен для водителей до 22 лет со стажем 3 года или менее. Стоимость полиса в зависимости от возраста и опыта вождения и планируют пересмотреть в середине 2018 года.

Владельцам автомобилей с более мощным двигателем также приходится платить больше за ОСАГО. Самый высокий коэффициент 1,6 применяется, если мощность авто более 150 лошадиных сил.

На стоимость ОСАГО при наличии прицепа для легкового авто для физических лиц коэффициент КПр не влияет, поскольку равен единице.

При использовании транспортного средства в течение нескольких месяцев в году, стоимость ОСАГО рассчитывается с применением КС. Так, цена полиса на автомобиль, который используется 6 месяцев в году, составляет 70% от полной стоимости (применяется коэффициент 0,7).

Как изменятся тарифы на ОСАГО в 2018 году

Нововведения в ценообразовании полисов ОСАГО должны вступить в силу в середине 2018 года, поскольку внесение поправок в законодательство допускается не чаще, чем раз в год. При этом принцип индексации может существенно отразиться на ценах для некоторых категорий водителей, стоимость возрастет в 1,5 раза.

По мнению экспертов, в случае либерализации политики ценообразования на рынке страховых услуг, который является олигополией, ключевые игроки могут договориться между собой и определить максимальный уровень цен на полис ОСАГО. В этом случае автомобилисты будут не застрахованы от массового роста цен. К чему это приведет, можно только догадываться.

По официальным данным без полисов сегодня ездит от 6 миллионов автомобилистов. Поддельными бланками пользуются еще около 1 миллиона человек. Если произойдет очередное подорожание, эти цифры существенно возрастут.

Сегодня обсуждается повышение цен в зависимости от возраста и опыта на дорогах, подорожание будет производиться следующим образом:

  1. Повышение на 55% коснется автолюбителей в возрасте от 22 до 24 лет с опытом на дорогах 5-6 лет.
  2. Автомобилисты в возрасте 25-29 лет с опытом вождения в 5-6 лет будут платить на 31% больше, при стаже 7-9 лет — на 22% больше.
  3. Уменьшится стоимость полиса на 34% для автомобилистов в возрасте от 49 лет с опытом на дорогах от 14 лет.

При этом в правительстве говорят об улучшении качества услуг в сфере автострахования и планируют провести ряд реформ, касающихся возмещения ущерба после ДТП. Новые поправки устанавливают приоритет восстановительного ремонта над денежными выплатами.

Вариант денежных выплат сохранен только в отдельных случаях:

  • В случае серьезной аварии с летальных исходом.
  • Если стоимость ремонта (когда, например, пострадал дорогой автомобиль) превышает предельную сумму, и автолюбитель не согласен доплатить, он может взять в качестве компенсации предельную страховую выплату в размере 400000 рублей.

В соответствии с новым законодательством по европротоколу участники ДТП смогут получить до 100000 рублей (а не до 50000, как ранее), выплаты будут производиться вне зависимости от количества участников ДТП.

После дополнений Центробанка и комитета Госдумы по транспорту предлагают для восстановительного ремонта использовать только новые запчасти (а не б/у, как ранее), возраст машины при этом учитываться не будет. При этом страховые компании не согласны с такими нововведениями. В качестве аргументов приводят тот факт, что на территории нашей страны эксплуатируется огромное число отечественных автомобилей, которые уже не производятся более 10 лет.

Рассматривается также вопрос об определении использования территории автомобиля. Сейчас водители могут платить за ОСАГО по ценам своего региона, а эксплуатировать машину в другом. Если речь идет о транспорте, зарегистрированном, к примеру, в Ярославской области, а эксплуатируемом в Москве, экономия будет составлять порядка 50%. После вступления инициатив РСА в силу автолюбитель будет платить по тем ценам, где его эксплуатирует.

Планируется применение новых средств защиты от подделок. Полисы будут дополнены QR-кодом, что даст возможность быстро проверить документ на подлинность как самими автолюбителями, так и сотрудниками ДПС. Нововведение также должно упростить оформление ДТП по европротоколу.

Для снижения числа случаев оформления страховки после ДТП, согласно нововведениям, электронные полисы будут активироваться только через 72 час после приобретения онлайн, а не с момента совершения покупки, как это было ранее.

Изменения в ОСАГО в 2019 году. Новые тарифы.

Изменения в ОСАГО в 2019 году, которые ждут российских автолюбителей.

Несмотря на то, что 2019 год еще не начался, уже есть информация о том, как будет выглядеть ОСАГО и ПДД в следующем году. Подробности читайте ниже.

Стоимость ОСАГО в 2019 году

Центробанк рассказал населению о результатах состоявшихся переговоров по трудностям с ОСАГО. В нем говорится, что диапазон базовых ставок будет увеличен. Самый нижний порог для всех видов транспортных средств будет снижен на 20%.

В тоже самое время верхняя граница будет увеличена все на те же 20%. Увеличение ставок не затронет мотоциклы и мотороллеры (для них с большой долей вероятности ставка будет снижена на 10.0%). Не затронет рост ставок и легковых автомобилей юридических лиц. У категорий В и ВЕ появится возможность страхования по самой минимальной сумме в 2058 рублей (в данный момент она составляет 2573 р.). Верхний порог будет 2911 рублей это тоже меньше чем сегодняшние 3087 р.

Физическим лицам и индивидуальным предпринимателям изменят стоимость с настоящих 3087 руб. до 2746 руб. Самое большое значение увеличится до порога 4942 р. вместо сегодняшних 4118 р. Авто которыми владеет таксопарк и имеют категории В и ВЕ будут обременены на 4110 и 7399 рублей соответственно.

Все участники комиссии пришли к единому мнению в том, что разработанная новая сетка тарифов является более тщательно продуманной и имеет индивидуальный подход ко всем автовладельцам. Они также отметили, что выплаты будут больше зависеть от территории к которой причислено авто и от показателей аварийности конкретного региона.

Изменения коснулись и КБМ (коэффициент бонус-малус). Теперь его будут считать ежегодно, а не к окончанию срока действия договора ОСАГО. Это поможет сделать данную процедуру более прозрачной и избавиться от ошибок в данной системе. Было высказано предположение, что этом поможет решить проблему за двоения КБМ.

Центробанк надеется, что новая система расчетов сможет сделать проще и прозрачнее нынешнюю ситуацию с расчетом ОСАГО. В данный момент возможны ситуации, когда один и тот же человек имеет водительский КБМ и бонус-малус владельца транспортного средства. Разработанная структура по мнению экспертов исключит обнуление страховой истории водителя если он долго не пользовался авто (в этой ситуации в список будет включаться параметр управления имеющий условие «без ограничения»).

В официальном сообщении от Центробанка говорится, что теперь юридические лица будут обладать общим КБМ на все имеющиеся у них транспортные средства. Это позволит уменьшить трудности с конкурсной основой для страхования ОСАГО.

Все тарифы в 2019 году будут зависеть от возрастных стажевых параметров. Ранжирование будет уменьшено, будет введена новая более продуманная градация водителей по стажу вождения. Параметров от которых будет зависеть понижение тарифа планируется ввести 50. В настоящее время их всего лишь 4. Автолюбителям без стажа предстоит платить больше на 4.5%.
Изменения ОСАГО будут иметь структуру состоящую из нескольких направлений и будет проходить в 3 этапа:

  • 1. 1 этап – Будет увеличен коридор и поменяются коэффициента КБМ и КВС.
  • 2. 2 этап – Будет разработана структура формирования индивидуального траффика для конкретного автолюбителя. Как высказался заместитель председателя Центробанка Владимир Чистюхин, этот этап и его составляющие в данный момент еще находятся на рассмотрении.
  • 3. 3 этап- Заключительная часть предполагает создание реестра агентов. Они должны будут владеть всей информацией по последним изменениям и это должно помочь сделать систему более прозрачной и не допустить недопонимания.
Смотрите так же:  Дарственная на квартиру брату налог

Все страховые компании должны будут размещать консультационный материал и калькуляторы расчета личного тарифа.

После окончания внедрения всех трех этапов в 2019 году будет запущена либеральная система ценоформирования страховки ОСАГО. Как считает заместитель председателя Центробанка данная система даст шанс всем получить ту стоимость страховки, «которую он заслужил».

Несмотря на все эти реформы, автомобилисты отнеслись к ней не очень дружелюбно. Глава движения автолюбителей Похмелкин, высказал мнение, что увеличение диапазона ставок на 20% будет способствовать повышению и без того слишком высокой стоимости страховки ОСАГО. Также ассоциация автолюбителей высказала негодование на заявления страховых компаний, которые жалуются на то, что они терпят убытки. По официальным данным как сообщает Похмелкин, более 30% автопроисшествий на дорогах случается из за халатности дорожно-транспортных служб. Страховые компании в случае выплаты страховки по этой причине могут обратиться в суд и вернуть потраченные деньги. Но почему то они это не делают и на основании этого можно сделать заключение, что страховые компании получают хорошую прибыль, чтобы не обращать на это внимание.

Страховое покрытие

В 2019 году планируется ввести систему расчетов суммы страхового покрытия. Благодаря этому новшеству автовладелец сможет самостоятельно решить, как ему застраховать свой автомобиль:

  • 1. 2 миллиона рублей по материальному ущербу и по ущербу, нанесенному здоровью и жизни;
  • 2. 1 миллион рублей по материальному ущербу и по ущербу, нанесенному здоровью и жизни;
  • 3. 4 тысячи рублей по материальному ущербу и 5 тысяч рублей, нанесенному здоровью и жизни.

Будет разрешено, также определить срок действия полиса. По новым правилам страховой полис теперь разрешается получить сразу на три года (раньше только на 1 год). Это правило положительно оценивают автовладельцы, но страховщики с ним не согласны.

Претензионный порядок в ОСАГО с 1 января 2019 года

Президент РФ Владимир Путин подписал закон о продлении действия претензионного порядка в ОСАГО. Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон об ОСАГО. Напомним, закон о продлении претензионного порядка был принят Госдумой 16 июня 2017 года и одобрен Советом Федерации 28 июня. Документом предусматривается продление с 1 июля 2017 года до 1 января 2019 года действия досудебной процедуры рассмотрения споров по договорам ОСАГО.

Эта процедура предусматривает, что при наличии разногласий между потерпевшим и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств (в том числе по размеру страховой выплаты) потерпевший, прежде чем предъявлять судебный иск, должен повторно обратиться к страховщику с обоснованием своих требований, при этом рассмотреть претензии потерпевшего страховщик обязан в течение 10 календарных дней.

Вы можете самостоятельно ознакомиться с Законом №40-ФЗ «Об ОСАГО» последняя редакция 2019 год, скачать.

Что будет с ОСАГО в 2019 году?

Выберите тип транспортного средства

В начале лета 2018 года представители Центробанка России озвучили планы по изменению тарифов ОСАГО, в частности предлагалось расширить тарифный коридор, что могло привести к удорожанию автогражданки. Впрочем, ЦБ РФ до сих пор так и не реализовал свои планы на практике.

Виной тому стала волна протестов, причем как среди рядовых автовладельцев, так и среди депутатов Госдумы России. В ответ на предложение по очередному увеличению цены ОСАГО депутаты выдвинули требование о реформировании всей системы обязательного автострахования.

Очевидно, что ни инициатива Центробанка, ни предложения депутатов не будут реализованы в 2018 году из-за недостатка времени, поэтому возможные новшества в системе ОСАГО переносятся на следующий год. Так к чему же готовиться автовладельцам в 2019 году?

Стоимость автогражданки

Первым против повышения цены ОСАГО высказался глава комитета Госдумы России по финрынку Анатолий Аксаков. Он поддерживает повышение тарифов для аварийных и недобросовестных водителей, но категорически против того, чтобы добросовестные и безаварийные водители платили больше. Получается, что последние в ущерб себе оплачивают безалаберность первых.

По мнению Анатолия Аксакова, в предложенном Центробанком варианте тарифы принимать нельзя.

Поддерживает коллегу и Вячеслав Лысаков. Свой протест против расширения тарифного коридора он объясняет тем, что так Центробанк пытается залатать дыру в сорок восемь миллиардов рублей. Именно в эту сумму оценивается ущерб от действий недобросовестных страховых компаний. Ущерб же от действий мошенников страховщиками сильно преувеличен, к такому выводу пришли эксперты МВД, проверявшие информацию в рамках поручения Президента России.

В итоге Центробанк заявил о возможном пересмотре предложенных поправок в тарифное руководство по автогражданке после повторной актуарной оценки всех рисков.

Отмена отдельных коэффициентов

В то же время отдельные автоэксперты обратились к Анатолию Аксакову с просьбой поддержать реформирование системы ценообразования в ОСАГО в части изменения методики расчета коэффициента бонус-малус и коэффициента, учитывающего возраст и стаж водителей.

Вместе с тем отдельные ведомства и эксперты высказываются за отмену двух других коэффициентов – территориального и мощности двигателя транспортного средства. Коэффициент территории, по мнению многих автовладельцев, нарушает их конституционные права, делая автогражданку менее доступной в отдельных регионах с точки зрения цены.

Отмена же коэффициента мощности двигателя представляется излишней, так как скорость и маневренность автомобиля сильно влияют на риск попасть в дорожно-транспортное происшествие.

Утверждены новые страховые тарифы по ОСАГО

Банк России утвердил указание о предельных размерах базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО, а также о порядке их применения страховщиками при определении страховой премии. В настоящее время документ готов для отправки на регистрацию в Министерство юстиции.

Как сообщает пресс-служба Банка России, новые инициативы по ОСАГО, подготовленные совместно с Минфином, направлены на повышение доступности полисов и переход к системе, где каждый водитель платит сам за себя, а тариф является справедливым и индивидуальным для каждого автолюбителя.

Указание Центробанка, о котором идет речь, является первым этапом реализации разработанных мер. Оно вводит более гибкую систему коэффициента возраст-стаж (КВС) с более детальной градацией ступеней (58 вместо действующих четырех). Так, для опытных водителей старшего возраста КВС будет снижен, а для молодых и неопытных, наоборот, повышен. Для наиболее рискованного сочетания возраста и стажа коэффициент будет равен 1,87, для наименее рискованного сочетания (автолюбители старше 59 лет со стажем более 3 лет) коэффициент будет равен 0,93.

Документ также предусматривает переход к простой и понятной системе присвоения коэффициента бонус-малус (КБМ). КБМ будет назначаться водителю раз в год 1 апреля и в течение года пересчитываться не будет. Если на 1 апреля 2019 года у автовладельца в системе АИС РСА будет числиться несколько коэффициентов бонус-малус, то ему будет присвоен самый низкий из них. Такой подход позволит исключить случаи задвоения КБМ, а также снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении.

Новая система КБМ закрепляет страховую историю за водителем и предполагает отказ от ее обнуления при перерыве в вождении: все накопленные скидки будут сохраняться. Юридическому лицу будет присваиваться единый для всех машин в автопарке КБМ, что существенно упростит проведение конкурсов на заключение договоров ОСАГО.

Кроме того, указанием предусматривается расширение тарифного коридора базовых ставок страхового тарифа на 20% вниз и 20% вверх.

Предлагаемые изменения пока не позволяют в полной мере перейти к индивидуальному тарифу для каждого водителя (для этого необходимо изменить закон). И, тем не менее, они создадут возможности для применения более дифференцированного подхода к установлению тарифов и сделают систему ОСАГО более справедливой.

Напомним, летом корреспондент DVhab.ru провел анализ рынка страхования. В результате исследования выяснилось, что компании, работающие в этой сфере, фактически сговорились, установив максимальную стоимость полисов ОСАГО. Редакцией был направлен запрос в УФАС Хабаровского края с просьбой разобраться. Ответ, мягко говоря, озадачил.

Источник — Мой мотор

Всплывающие уведомления о важных новостях

ОСАГО в 2019 году: придется заплатить больше

Эксперт считает, что часть денег за обязательный полис можно будет сэкономить

Смотрите так же:  Госпошлина взыскание долга

два дня назад в 14:55, просмотров: 10828

Центробанк продолжит либерализацию рынка автострахования. Существенные изменения по полисам ОСАГО ждут автовладельцев в 2020 и 2021 году. В ЦБ поделились планами, отменить территориальный коэффициент и не учитывать мощность автомобиля при расчете стоимости автогражданки. При этом будущие позитивные изменения нивелируются изменением тарифов ОСАГО на 20% в самой ближайшей перспективе – с 9 января 2019 года, что в купе с подорожанием бензина для автовладельцев может обернуться ощутимым ударом по кошельку.

Отменить территориальный коэффициент регулятор планирует в 2020 году. Сейчас место жительство влияет на стоимость полиса. Например, житель Свердловской области платит за автогражданку 3600 рублей, а житель соседнего поселка, но уже в Курганской области – 2000 рублей. После вступления в силу изменений, такая тарификация «автоматом» будет исключена. Как пояснил глава управления надзора за деятельностью субъектов страхового рынка ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Кирилл Табаков, место жительство будет косвенно влиять на стоимость и в дальнейшем, но страховщик уже должен будет рассчитывать ее исходя их плотности движения в каждом конкретном населенному пункте, качество дорог и другие факторы.

Коэффициент мощности ЦБ намерен отменить в 2021 году. Сейчас повышающие коэффициенты предусмотрены для всех автомобилей с мощностью двигателя от 70 лошадиных сил и выше. При мощности более 120 лошадиных сил тариф ОСАГО вырастает на 40% (более 2 тыс. рублей), а при мощности более 150 лошадиных сил – на 60% (около 3,5 тыс. рублей).

В ЦБ отмечают, что прошли те времена, когда «тянущая» больше 120 лошадиных сил машина считалась гоночной, а самые распространенные в России автомобили обладают мощностью от 71 до 100 лошадиных сил: несправедливо, что для них все еще действует повышающий коэффициент.

Еще один нюанс: после отмены коэффициента мощности страховщики смогут увеличивать тариф не более, чем на 40% от базовой стоимости. По словам Табакова, компании будут сами решать, что учитывать при расчете стоимости, например, марку автомобиля, характеристики поведения водителя на дороге.

Представитель регулятора добавил, что Центробанк, со своей стороны, будет рекомендовать страховщикам использовать данные телематики – устройств, которые собирают информацию о том, как и где управляют автомобилем. Оно фиксирует скорость разгона, резкость торможения, длительность и частоту использования транспортного средства, то есть все факторы, влияющие на вероятность попадания в ДТП.

А в конце минувшего года ЦБ утвердил изменения тарифов ОСАГО, которые вступят в силу уже в 2019 году. В частности, регулятор предложил разделить водителей на 58 категорий в зависимости от возраста и стажа вождения вместо существующих четырех. Например, теперь молодым водителям придется платить больше, а для опытных, соответственно, цена уменьшится. Для автомобилиста в возрасте 25-29 лет со стажем вождения 9 лет коэффициент составит 1,04, то есть на 4% больше базового тарифа. Для водителя старше 30 лет с безаварийным стажем больше 10 лет ставка будет, наоборот, на 4% меньше – 0,96. Сейчас для обеих категорий действует коэффициент 1. По сути, речь идет об использовании более гибкого подхода к установлению тарифов ОСАГО. В ЦБ считают такой подход более справедливым как для автовладельцев, так и для страховщиков.

Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, в свою очередь, полагает, что предложенные регулятором нововведения изменят стоимость страховки лишь для 20% автомобилистов: для 15% аккуратных водителей страховка подешевеет, а для 5% лихачей – подорожает, остальные 80% разницы не почувствуют.

Вместе с тем, среди ближайших изменений – расширение диапазона ставок базового тарифа ОСАГО на 20% в обе стороны: вместо 3,4-4,1 тыс. рублей будет 2,7-4,9 тыс. рублей. В мае зампред ЦБ Владимир Чистюхин говорил, что после изменения тарифов для среднеобобщенного водителя цена полиса вырастет с 5,8 тыс. рублей до 7 тыс. рублей. Тарифы необходимо поменять, по его словам, чтобы создать конкурентный рынок автострахования: якобы, сейчас страховщики в некоторых регионах работают себе в убыток. В ноябре Чистюхин поменял свою оценку подорожания ОСАГО и заявил, что цена полиса вырастет максимум на 1,5%. По данным РСА, в 2018 году средняя цена страховки составила 5,7 тыс рублей.

Не стоит на слово верить ни ЦБ, ни страховщикам, считают эксперты. «Для большинства водителей стоимость полиса с начала года увеличится на 15-20%, хотя для ряда автомобилистов ставка, действительно, снизится», — отмечает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. Она объяснила, что при наличии базовых ставок, устанавливаемых ЦБ, точные тарифы определяет страховая компания и чем известнее бренд страховщика, тем выше будут ставки. «Это нужно учитывать при выборе страховщика. Чтобы сэкономить, автовладельцы могут немного схитрить и купить новый полис до того, как стоимость начнут считать по новым ставкам. Новый договор можно заключить, если до окончания действующей страховки остается не более 60 дней. Эта лазейка актуальна для водителей, у кого ОСАГО истекает в январе или феврале», — посоветовала Бодрова.

Новый тариф ОСАГО на 2019 год

Банк России обнародовал проект указания, который предполагает расширение тарифного коридора базовых ставок по ОСАГО. При этом нижняя граница коридора снижается для всех видов транспортных средств на 20%.

Регулятор полагает, что эти изменения позволят страховщикам более индивидуально подойти к определению страхового тарифа ОСАГО на каждой территории использования автомобиля, устанавливая более дифференцированные страховые тарифы в зависимости от аварийности водителей того или иного региона.

Верхняя граница тарифа ОСАГО на 2019 год повышается на 20% для всех транспортных средств, кроме мотоциклов и мотороллеров (для них ОСАГО снизится на 10,9%), а также легковых автомобилей юридических лиц (снижение на 5,7%).

Итак, новый тариф ОСАГО на 2019 год на основные категории ТС будет выглядеть следующим образом:

  • Для ТС кат. В и ВЕ физ.лиц и ИП минимальная ставка будет равна 2746 р. (сейчас — 3432 р.), а максимальная – 4942 р. (сейчас – 4118 р.).
  • Для ТС кат. B и BE юридических лиц минимальное значение составит 2058 р. (вместо нынешних 2573 р.), а максимальное – 2911 р. (сейчас 3087 р.).
  • Для автомобилей этих категорий, используемых в качестве такси, ставки будут составлять 4110 р. и 7399 р. (сейчас – 5138 р. и 6166 р. соответственно).

    Указание также предусматривает реформирование коэффициента бонус-малус (КБМ). Планируется перейти на годовой порядок его расчета (сейчас КБМ рассчитывается на дату окончания действия последнего договора ОСАГО). Это приведет к большей простоте и прозрачности в применении данного коэффициента, снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении, а также позволит исключить случаи сдвоения КБМ.

    По ожиданиям ЦБ, новый подход позволит закрепить страховую историю за каждым водителем (сейчас в ряде случаев человек может иметь один КБМ как водитель и еще один – как владелец автомобиля) и исключит случаи обнуления страховой истории автовладельца при перерыве в вождении (в том числе при управлении автомобилем на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению машиной).

    Юридическому лицу будет присваиваться единый для всех машин в автопарке КБМ. Это существенно упростит проведение конкурсов на заключение договоров ОСАГО, считают в ЦБ.

    В момент вступления в силу этих изменений (1 января 2019 г.) всем водителям, у которых в базе данных Российского союза страховщиков числится более одного значения КБМ, будет присвоено наименьшее из имеющихся в базе значений.

    Новации в тарифе ОСАГО в 2019 году коснутся также и коэффициента в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВС). Будет введена более детальная градация КВС: предусмотрено большее количество ступеней, понижающих тариф водителя в течение его жизни (50 ступеней вместо действующих четырех). При этом для опытных водителей среднего и старшего возраста значения КВС будут снижены, а для молодых и неопытных – повышены (в пределах 4,5%). Эти изменения направлены на установление более обоснованной стоимости полиса ОСАГО в зависимости от возраста и стажа водителя.