Субсидия налогообложение

Налогообложение субсидии на возмещение затрат

По мнению действующей позиции налоговиков данные средства относятся к целевым поступлениям и не облагаются налогом.

Вопрос: Некоммерческое партнерство (далее — партнерство) применяет УСН с объектом налогообложения «доходы».
В 2011 г. партнерство участвовало в конкурсном отборе социально ориентированных некоммерческих организаций на получение субсидии из федерального бюджета на осуществление мероприятий, предусмотренных программой партнерства.
Партнерство признано одним из победителей конкурса. В связи с этим в декабре 2011 г. было заключено соглашение о предоставлении партнерству субсидии на осуществление в субъектах РФ мероприятий по оказанию информационной, консультационной и методической поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций; на обеспечение открытости для всеобщего ознакомления информационных и методических материалов, разработанных в рамках осуществления предусмотренных программой мероприятий, и на проведение для работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций семинаров по правовым вопросам.
В п. 1 ст. 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В п. 2 ст. 78.1 БК РФ предусмотрено, что субсидии могут предоставляться некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
В соответствии с пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, относятся субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям.
В каком порядке партнерство должно учесть при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, сумму указанной субсидии?

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 18 мая 2012 г. N 03-03-06/4/39

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей применения упрощенной системы налогообложения субсидии, полученной некоммерческим партнерством на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Согласно пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
Статьей 251 НК РФ установлен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, включая, среди прочего, средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.
В соответствии с п. 2 ст. 248 НК РФ для целей налогообложения прибыли имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
В соответствии с п. 1 ст. 8 и п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Как следует из запроса, субсидии из федерального бюджета предоставляются некоммерческому партнерству безвозмездно на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, а не в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг.
В этой связи, по мнению Департамента, указанные средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ при выполнении условий, установленных данным пунктом ст. 251 НК РФ.

Одновременно сообщаем, что направляемое письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
18.05.2012

По моему мнению, данная субсидия может быть включена в состав целевых поступлений, не облагаемых налогом, согласно пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ.

Субсидия на возмещение затрат, не обеспеченных доходами: восстановление НДС

Автор: Емельянова Е. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Организация получает субсидию от муниципального образования в целях возмещения затрат, не обеспеченных доходами в связи с оказанием услуг по регулируемым ценам. Размер субсидии определяется ежемесячно на основании данных о фактических затратах (подтверждаются первичными учетными документами) и доходах от потребителей с учетом рентабельности. Субсидия не включает НДС. Она зачисляется на расчетный счет, куда поступает и выручка. За счет денежных средств (субсидии и выручки) уплачиваются налоги, выдается заработная плата, ведутся расчеты с поставщиками. Каким образом следует восстанавливать НДС по покупкам на основании пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ с 01.01.2018?

Согласно п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

В силу пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2018) ранее принятый к вычету НДС подлежит восстановлению в случае получения налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога. Если субсидия выделяется без учета НДС, положения приведенной нормы не применяются, значит, в описанной ситуации не нужно восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету (см. также Письмо Минфина РФ от 23.10.2015 № 03-07-11/60945).

С 2018 года обязанность восстанавливать НДС возникает независимо от факта включения суммы налога в субсидии на возмещение затрат.

Согласно пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. Никаких трудностей не возникает при применении данной нормы, если известны конкретные покупки (товары, работы, услуги), для возмещения затрат на которые выплачена субсидия. Если же субсидия выделяется в целом на деятельность по оказанию услуг по регулируемым ценам, следует руководствоваться правилами о восстановлении НДС в случае частичного возмещения затрат (абз. 4 и 5 пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ). При частичном возмещении затрат в случаях, предусмотренных настоящим подпунктом, восстановлению подлежит сумма налога, принятая к вычету, в соответствующей доле. Указанная доля определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога, приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, в общей стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога.

Поэтому налогоплательщику необходимо самостоятельно определить, на возмещение каких затрат была предоставлена субсидия (на выплату заработной платы, уплату налогов, приобретение ТМЦ, оказание услуг сторонними организациями и пр.).

Смотрите так же:  Коллегия адвокатов 1 москва

Учитывая, что произвольно разделять затраты на компенсируемые за счет субсидии и иные можно как в пользу налогоплательщика, так и в пользу налогового органа, наиболее логичным и справедливым представляется расчет через пропорцию.

Субсидия возмещает часть экономически обоснованных затрат организации, понесенных в связи с оказанием услуг по регулируемым ценам. Другая часть указанных затрат оплачивается за счет выручки.

Стоимость товаров (работ, услуг) без учета НДС, приобретенных за счет субсидий на возмещение затрат, определяется путем умножения общей суммы расходов, участвующих в расчете субсидии, на долю субсидии в общем объеме поступлений, получаемых в связи с оказанием услуг. Все показатели следует принимать к расчету за вычетом НДС. Расчеты целесообразно производить по итогам налогового периода.

Пример 1.

Организация оказывает услуги населению по регулируемым ценам. В I квартале 2018 года выручка от оказания услуг составила 236 000руб., в том числе НДС – 36 000 руб., сумма субсидии – 100 000 руб. без НДС. Фактические затраты, связанные с предоставлением услуг, равны 280 000 руб. без НДС (в том числе заработная плата, отчисления с нее, имущественные налоги, 66 667 руб. – стоимость ТМЦ, услуг сторонних организаций, поставщики и исполнители которых дополнительно предъявили НДС). По товарам, услугам поставщики предъявили также 12 000 руб. НДС. Субсидия поступила на расчетный счет организации в I квартале в сумме 66 000 руб., во II квартале – в сумме 34 000 руб.

Таким образом, и выручка, и субсидия являются источником финансирования деятельности организации (компенсируют затраты и обеспечивают рентабельность) в отношении 2 к 1. То есть доля субсидии в финансировании деятельности компании и в том числе в компенсации затрат равна 0,3333 (100 000 руб. / (100 000 руб. + 200 000 руб.)).

Следовательно, 33,33% стоимости каждого наименования затрат, в том числе на приобретение каждого наименования товаров, работ, услуг, компенсируются за счет субсидии.

Стоимость ТМЦ, услуг сторонних организаций, которая компенсирована за счет субсидии и к которой применяется пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, составляет 22 220 руб. (66 667 руб. х 33,33%).

Зная стоимость товаров (работ, услуг) без учета НДС, приобретенных за счет субсидий на возмещение затрат, нужно определить долю для восстановления сумм налога. Это будет та же доля, в какой субсидии финансируют затраты. Дело в том, что в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ говорится исключительно о приобретенных товарах (работах, услугах), по которым был применен вычет «входного» НДС. Если субсидии выделяются на компенсацию расходов на приобретение товаров, работ, услуг, поставщики которых не предъявляли НДС, или компенсацию расходов на выплату заработной платы, рассматриваемая норма не действует.

Принятые в течение налогового периода к вычету суммы НДС по покупкам следует восстановить в определенной доле в налоговом периоде, в котором получены субсидии.

Пример 2.

Воспользуемся условиями примера 1.

Сумма «входного» НДС, принятая к вычету по приобретенным ТМЦ и услугам сторонних организаций, согласно условиям примера равна 12 000 руб. Общая сумма налога, подлежащая восстановлению в связи с получением субсидии на возмещение затрат, составляет 4 000 руб. (12 000 руб. х 0,3333).

Причем, поскольку в I квартале получена лишь часть субсидии (66 000 руб. из 100 000 руб.), в данном налоговом периоде подлежит восстановлению также часть суммы НДС в размере 2 460 руб. (4 000 х 66 000 / 100 000). Оставшаяся часть (1 360 руб.) подлежит восстановлению после получения остатка субсидии, во II квартале.

Обращаем внимание, что данный порядок прямо не описан в Налоговом кодексе, поэтому его необходимо закрепить в учетной политике.

Действия налогоплательщика, обязанного восстанавливать суммы «входного» налога при получении субсидии на возмещение затрат, для случая, когда субсидия предоставляется на компенсацию некоторых обезличенных затрат (части от всех затрат компании за определенный период или по определенному виду деятельности на основании данных раздельного учета), в НК РФ не прописаны. Представляется, что прежде всего необходимо определить стоимость покупок, на возмещение которой была предоставлена субсидия. Основой для расчета являются, как правило, отчеты, представляемые источнику финансирования для определения суммы субсидии и подтверждения ее целевого использования. Из общей суммы затрат по виду деятельности следует выделить долю, компенсируемую за счет субсидии пропорционально доле субсидии в сумме всех поступлений по виду деятельности, в связи с которым субсидия и предоставляется. Эта доля и предопределяет величину налога, подлежащего восстановлению. При этом непосредственно восстановление производится в налоговом периоде, когда субсидия фактически поступила налогоплательщику.

Налогообложение и бухучет полученных субсидий

Субсидия — помощь, оказываемая государством в форме передачи организациям и предпринимателям денежных средств в обмен на соблюдение ими определенных условий.

Налогообложение полученных субсидий различается в зависимости от их целевого назначения. А назначение субсидий может быть разное — на возмещение части недополученных доходов, на частичное возмещение затрат, на погашение убытков прошлых лет, на развитие собственного дела по государственным программам поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Если вы получали субсидии, то ищите свою ситуацию и рекомендации, как надо поступать.

С полученных субсидий НДС платить не надо

Муниципальное казенное предприятие (МКП) перевозит пассажиров по городу транспортом общего пользования и не платит с этих услуг НДС подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ . При этом МКП получает из городского бюджета следующие виды субсидий на:

  • компенсацию разницы в цене билетов для льготников;
  • частичное возмещение затрат в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров электрическим и автомобильным транспортом;
  • погашение убытков прошлых лет.

Какие из этих субсидий включаются в облагаемую базу по НДС?

: Все указанные в вопросе субсидии не облагаются НДС.

Первая субсидия представляет собой компенсацию недополученных МКП доходов, которые возникают из-за оказания услуг по льготным тарифа м п. 1.2 Порядка предоставления субсидий, утв. Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 06.02.2012 № 153; п. 2.1 Порядка предоставления субсидий, утв. Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 16.04.2012 № 554 . И в НК прямо сказано, что не учитываются при определении налоговой базы субсидии, которые организация получает из бюджета (в том числе и городского) в связи с тем, что она оказывает отдельным потребителям услуги по льготным цена м п. 2 ст. 154 НК РФ .

Две другие субсидии — на возмещение затрат и на погашение убытков, возникших из-за применения льготных цен, также не включаются в базу по НДС, поскольку их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг ) подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ .

А представитель ФНС предлагает другое обоснование для невключения всех указанных вами субсидий в объект обложения НДС.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Поскольку предприятие оказывает услуги по перевозке пассажиров и использует льготу по подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, все средства, поступающие из городского бюджета в виде компенсаций и частичного возмещения затрат, НДС не облагаются. Ведь предприятие получает их в рамках своей деятельности — перевозки пассажиров по установленным тарифа м ” .

По субсидиям на проценты НДС восстанавливать не нужно

Организация на основании Постановления администрации Ростовской области от 13.05.2009 № 220 получала из федерального бюджета субсидию на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным для закупки сельхозсырья для первичной и промышленной переработки.
Нужно ли восстанавливать НДС и если да, то как это сделать?

: Восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по сельхозсырью, вы не должны. Ведь эта обязанность возникает только при получении из федерального бюджета субсидий «на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров » подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ .

Если бы вы получали из бюджета субсидию на возмещение затрат по погашению самого кредита (основного долга), тогда у вас была бы обязанность восстановить НДС по сельхозсырью, приобретенному за счет этого кредита. Ведь в этом случае это сырье было бы оплачено за счет бюджетных средств.

Вы же получаете из бюджета субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредит у приложение № 4 к Постановлению администрации Ростовской области от 13.05.2009 № 220 (утратило силу); Постановление Правительства Ростовской области от 13.01.2012 № 9 . А кредит вы гасите из своих средств. Так что на приобретение сельхозсырья вы потратили свои деньги, а не бюджетные.

С субсидии на компенсацию недополученных доходов нужно платить налог на прибыль

Наша транспортная организация получает из бюджета Тульской области субсидии на возмещение части недополученных доходов в связи с перевозкой по регулярным маршрутам (с посадкой и высадкой только в установленных остановочных пунктах) льготных категорий пассажиров (пенсионеров, студентов, детей-сирот и др.).
Надо ли полученную субсидию отражать на счете 86 «Целевое финансирование»? Какая сумма дохода учитывается в целях налогообложения прибыли?

Смотрите так же:  Социальные последствия того или иного действия в рамках требования общества

: Из действующего в вашей области Порядка предоставления субсидий следует, что ваша организация получает субсидию из областного бюджета в месяце, следующем за месяцем оказания услуг. Для этого вы ежемесячно представляете в министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области отчеты о количестве реализованных единых месячных проездных билетов льготным категориям жителей Тульской области и детям-сирота м пп. 5— 8 Порядка предоставления субсидий из бюджета Тульской области транспортным организациям. — приложение № 2 к Постановлению Правительства Тульской области от 05.05.2012 № 173 . На основании этих данных вы и определяете сумму недополученных доходов.

В бухгалтерском учете операции, связанные с получением субсидии и ее расходованием, не нужно отражать по счету 86 «Целевое финансирование». Более того, это даже неправильно, поскольку в ПБУ 13/2000 прямо написано, что оно не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с госрегулированием цен и тарифо в п. 3 ПБУ 13/2000 .

Полученная из бюджета субсидия — это оплата за оказанные услуги по перевозке с той лишь разницей, что деньги вы получаете не от пассажиров-льготников, а от государства. А выручка — это стоимость перевозки всех пассажиров (и обычных, и льготников) за каждый меся ц пп. 5, 6 ПБУ 9/99 ; Письмо Минфина от 06.09.2007 № 03-07-11/389 . И отражается выручка в бухучете по методу начислени я пп. 6, 12 ПБУ 9/99 .

Для наглядности приведем пример. Допустим, что общая выручка от перевозки всех пассажиров по регулярным маршрутам — 250 000 руб., в том числе от льготников — 100 000 руб. Из бюджета получена субсидия 100 000 руб. В бухучете надо сделать такие записи.

В налоговом учете в составе выручки надо отразить стоимость услуг по перевозке всех пассажиров (и обычных, и льготников) по регулярным маршрутам (в нашем примере — 250 000 руб.) пп. 1, 2 ст. 249 НК РФ .

Возмещение прошлогодних затрат надо включить в доходы

Организация, занимающаяся инновационной деятельностью, получила субсидию как субъект малого предпринимательства в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 24.09.2010 № 320. Эта субсидия получена из регионального бюджета на возмещение части затрат (в том числе и на приобретение амортизируемого имущества), произведенных за 2 предыдущих года.
Организация применяет общий режим налогообложения. Включается ли субсидия в налогооблагаемый доход? Надо ли восстанавливать НДС по возмещенным затратам?

: Для субсидий, полученных на развитие бизнес а статьи 17, 22 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ , гл. 25 НК предусмотрен льготный порядок налогообложения. Он заключается в том, что полученная субсидия в течение 2 календарных лет со дня получения включается в доходы на ту же дату, на которую учитываются расходы, произведенные за счет этой субсидии и в сумме этих расходо в п. 4.3 ст. 271 НК РФ . Двухлетнее ограничение не распространяется на случаи приобретения амортизируемого имущества. Потраченную на его покупку субсидию надо учитывать в доходах в течение всего срока начисления амортизации по этому имуществу — ежемесячно в сумме начисленной амортизаци и п. 4.3 ст. 271, пп. 1, 3, 5 ст. 259.1 НК РФ . В то же время рассмотренный льготный порядок налогообложения работает, только если субсидия получена на предстоящие расходы. То есть сначала получили субсидию, а потом стали ее тратить.

Все зависит от того, на что получены деньги: разные субсидии облагаются по-разному

В вашем же случае вы сначала израсходовали свои деньги, а потом вам бюджет частично возместил расходы. Как указано в Порядке, на основании которого вам предоставлена субсидия, деньги из бюджета предоставляются единовременно на основании документов, подтверждающих расходы, за 2 предыдущих год а п. 6, подп. 13 п. 9 Порядка, утв. Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 24.09.2010 № 320 . Так что вам придется включить во внереализационные доходы субсидию в полной сумме на дату получени я ст. 250, п. 4 ст. 271 НК РФ . По сути, налог с этой операции у вас получается нулевой. Ведь в предыдущих годах вы уже учли эти расходы в целях налогообложения.

А вот входной НДС, относящийся к затратам, частично возмещенным вашей организации из республиканского бюджета, восстанавливать не нужно. Ведь в гл. 21 НК четко сказано, что восстанавливать НДС надо при получении субсидии только из федерального бюджет а подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ . И Минфин уже выпустил несколько Писем на этот сче т Письма Минфина от 30.10.2012 № 03-07-11/462, от 23.03.2012 № 03-07-11/78 .

Субсидия учитывается при расчете минимального налога

В сентябре зарегистрировался предпринимателем, применяю 15%-ю упрощенку. В октябре получил от центра занятости субсидию на себя (58 800 руб.) и на создание трех рабочих мест (176 400 руб.) — всего 235 200 руб. Сейчас я только все трачу (оплатил аренду за 3 месяца, купил оборудование и др.). Доходов пока нет.
Я правильно понимаю, что, если у меня по итогам года будет убыток, я не буду платить налог в бюджет? Я ведь потратил субсидию только на то, что согласовано с центром занятости.

: Нет, вы понимаете неправильно. Дело в том, что упрощенцы с объектом «доходы минус расходы» платят минимальный налог, есл и п. 6 ст. 346.18 НК РФ :

  • по итогам года получен убыток;
  • сумма исчисленного за год налога при УСНО ((доход – расход) х 15%) окажется меньше суммы минимального налога.

Сумма минимального налога рассчитывается так: доходы за год х 1%.

При этом доходами у упрощенца являются как выручка от реализации, так и внереализационные доходы, к которым как раз и относится полученная субсиди я ст. 250, п. 1 ст. 346.15 НК РФ; Письмо ФНС от 21.06.2011 № ЕД-4-3/[email protected] . И тот факт, что вы ее тратите строго по согласованию с центром занятости, значения не имеет.

Так что если вы всю субсидию до конца года израсходуете, а доходов у вас не будет, вам придется заплатить в бюджет 2352 руб. (235 200 руб. х x 1%). Причем эту сумму вы сможете включить в расходы по итогам следующего, 2013 г. пп. 6, 7 ст. 346.18 НК РФ

При получении субсидии вмененщику надо подать декларацию по ОСНО

Я предприниматель, оказываю населению фотоуслуги, поэтому плачу ЕНВД. В сентябре получил субсидию от центра занятости на открытие своего дела. Сейчас уже всю потратил.
За III квартал представил в налоговую инспекцию декларацию по ЕНВД и заплатил налог. Но там меня предупредили, что когда буду сдавать декларацию по ЕНВД за IV квартал, то нужно сдать еще и декларацию по НДФЛ. Потому что им пришла информация из центра занятости, что я получал субсидию. А это уже доход не по «вмененной» деятельности.
Я ничего не понимаю, вот это помощь малому бизнесу? Мне что, еще и НДФЛ придется платить?

: Не переживайте, НДФЛ вам платить не придется. Проблема в том, что ФНС и Минфин считают: в рамках «вмененной» деятельности можно учесть только субсидии, полученные на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам. Если же плательщик ЕНВД получает субсидию на развитие бизнеса, то, по мнению контролирующих органов, ее нельзя учесть как доход от «вмененной» деятельности, даже если она полностью израсходована на эту деятельность. А значит, эта субсидия должна облагаться налогами в рамках или общего режима, или УСНО Письма Минфина от 17.01.2012 № 03-11-11/3; ФНС от 21.06.2011 № ЕД-4-3/[email protected] .

Но при этом по нормам гл. 23 НК РФ доход в виде субсидии облагается в особом порядке: по мере использования субсидия одновременно отражается в доходах и расходах на дату произведения расход а п. 3 ст. 223 НК РФ . А при приобретении амортизируемого имущества израсходованную на его покупку субсидию надо учитывать в доходах в течение всего срока начисления амортизации по этому имуществу — ежемесячно в сумме начисленной амортизаци и п. 3 ст. 223, пп. 1, 3, 5 ст. 259.1 НК РФ . Так что если вы всю субсидию в 2012 г. истратили, то НДФЛ вам платить не нужн о Письмо Минфина от 17.01.2012 № 03-11-11/3 .

Таким образом, по итогам 2012 г. вам, кроме декларации по ЕНВД за IV квартал, придется подать декларацию 3-НДФЛ и отразить в ней потраченную сумму субсидии и в расходах, и в доходах. В результате налоговая база будет равна нулю и НДФЛ не нужно будет платить.

Но учтите один момент. Чтобы доказать целевое использование субсидии, вам необходимо вести учет расходов, произведенных за счет субсидии. При этом записывать расходы, оплаченные за счет субсидии, вы можете в любой удобной форме. Если хотите, то можете это делать в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций, разработанной Минфином для предпринимателей, применяющих общий режим налогообложени я утв. Приказом Минфина № 86н, МНС № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 .

Смотрите так же:  Лиссабонский договор 2007 г

Налогообложение субсидий

Обратите внимание, что установлен порядок освобождения от налогообложения субсидий (средств государственной поддержки), получаемых субъектами малого и среднего предпринимательства. Он распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

Федеральным законом от 07.03.2011 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки» (далее — Закон N 23-ФЗ) определен особый порядок учета субсидий, получаемых организациями и индивидуальными предпринимателями в рамках специальных программ финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Если Вы применяете ЕСХН и УСН:

Средства финансовой поддержки в виде субсидий следует отражать в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода (подп. 1 п.5 статьи 346.5, п. 1 статьи 346.17 НК РФ). Иными словами, если в течение двух лет Вы целевым образом израсходуете полученные средства, то налогооблагаемой базы не возникнет.

Законом предусмотрено, что данный порядок применяется плательщиками УСН, использующими в качестве объекта налогообложения как «доходы», так и доходы за минусом произведенных расходов., но они должны вести учет сумм выплат (средств) в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (форма и порядок заполнения утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н).

Налогоплательщики, применяющие УСН, в графе 4 раздела I Книги отражают суммы полученных выплат (субсидий) в размере фактически произведенных за счет этого источника расходов, а в графе 5 раздела I Книги — соответствующие суммы осуществленных (признанных) расходов.

Пример: Предприниматель, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», в январе 2011 года получил субсидию в размере 300 тыс. руб., закупил на эту сумму товар, например, бытовую технику, и полностью реализовал их в первом квартале (31 марта) 2011 года за 400 тыс. руб.

Таким образом, предприниматель с датой 31 марта 2011 г. в графе 4 раздела I Книги отражает доход 300 тыс. руб., пропорциональный произведенным и признанным расходам на покупку товара с одновременным отражением расходов в сумме 300 тыс. руб. в графе 5 раздела I Книги. Таким образом, налогоплательщик отразит в Книге, что вся сумма полученной им субсидии израсходована. Кроме того, той же датой в графе 4 раздела I Книги налогоплательщик отражает доход от реализации бытовой техники в размере 350 тыс. руб., при этом в графе 5 раздела I Книги ставится прочерк, так как расходы на приобретение данного товара уже учтены в предыдущей операции.

Расходы на приобретение основных средств учитываются в составе расходов при определении налоговой базы с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового) периода в размере оплаченных сумм (подпункт 1 пункта 2, подпункт 1 пункта 4, пункт 4, подпункт 2 пункта 5 статьи 346.5 — для налогоплательщиков ЕСХН; подпункт 1 пункта 1, подпункт 1 пункта 3 статьи 346.16, подпункт 4 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ — для плательщиков УСН).

Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются для целей налогообложения при применении УСН на дату реализации товаров (подпункт 23 пункта 1 статьи 346.16, подпункт 2 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ).

Если Вы переведены на уплату ЕНВД:

Согласно разъяснениям, данным в Письме ФНС России от 21 июня 2011 г. N ЕД-4-3/[email protected] , уплата ЕНВД предусматривает освобождение от уплаты НДФЛ и налога на прибыль организаций (в отношении доходов и прибыли, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом). Субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения не должны.

В то же время, субсидии, выделяемые из бюджетов разного уровня налогоплательщикам ЕНВД на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, либо в порядке и на условиях, предусмотренных главами 26.1 и 26.2 Кодекса.

Таким образом, денежные средства в виде субсидий, выдаваемые организациям и индивидуальным предпринимателям при реализации программы по развитию малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ и направленные на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, не являются доходом, полученным от осуществления видов предпринимательской деятельности, переведенных на уплату ЕНВД.

Поэтому данные суммы подлежат налогообложению у организаций, переведенных по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, налогом на прибыль организаций (ЕСХН, налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН), а у индивидуальных предпринимателей, переведенных по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, — налогом на доходы физических лиц (ЕСХН, налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН) в порядке, определенном, соответственно, главами 25, 26.1, 26.2 и 23 Кодекса.

Если Вы применяете общий режим налогообложения:

Применяется аналогичный порядок (субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения).

Обратите внимание, данный порядок учета средств финансовой поддержки не распространяется на случаи приобретения за счет указанного источника амортизируемого имущества. В такой ситуации средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению амортизируемого имущества в порядке, установленном главой 25 НК РФ (двухлетнее ограничение не применяется).

Обратите внимание! Федеральным законом от 05.04.2010 г. N 41-ФЗ (внес изменения в Налоговый кодекс РФ) установлен порядок учета средств, полученных безработными гражданами на открытие собственного дела (подробнее см. п. 3 ст. 223 НК РФ, пункт 4.1. ст. 271, подпункт 1 пункта 5 статьи 346.5, пункт 1 статьи 346.17). Данный порядок учета применяется в течение трех налоговых периодов.

Налогообложение субсидии на возмещение части затрат при УСН (6%)

Это все означает что в КУДир доходы отражаются пропорционально расходам. А вот что конкретно по вам :

Если средства государственной помощи в виде субсидии получены в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также на содействие самозанятости безработных граждан, они включаются в доходы пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки. При этом такие средства нужно включить в доходы в полной сумме в срок не более:
двух лет – по субсидиям в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;

трех лет – по субсидиям, полученным на содействие самозанятости безработных граждан, а также на привлечение трудовых ресурсов в субъекты РФ, которые включены в перечень приоритетных. При нарушении условий получения субсидий по данным основаниям всю сумму субсидии нужно учесть в доходах единовременно в период допущения такого нарушения.В случае когда к концу второго (третьего) года израсходована не вся сумма субсидий, включите в доходы этого периода весь неизрасходованный остаток.

Такой порядок предусмотрен абзацами 4, 5, 6, 8 и 9 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Независимо от того, какой объект налогообложения применяет организация, субсидии, полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, на содействие самозанятости безработных граждан, а также на привлечение трудовых ресурсов в субъекты РФ, которые включены в перечень приоритетных, отражают в книге доходов и расходов одновременно в графе 4 и 5 раздела I.

При этом организации, которые применяют объект «доходы», при определении облагаемого налогом дохода суммы субсидий, указанные в графе 4, учитывать не должны. Это следует из положений абзаца 7 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 3 марта 2014 г. № 03-11-11/8826 и ФНС России от 21 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9835.

Если средства государственной помощи, которые не являются целевым финансированием, получены для использования по иному назначению, особых правил для учета их в доходах налоговым законодательством не предусмотрено. Следовательно, суммы такой государственной помощи включайте в доход единовременно по факту получения (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Олег Хороший,
государственный советник налоговой службы РФ II ранга