Субсидия облагается ли налогом

Облагается ли налогом по УСН (6%) субсидия, выплачиваемая центром занятости за работника ИП?

Нет при УСН доходы.- абц. 7 п. 1 ст. 346.17 НК РФ.

Цитата (ПИСЬМО Минфина от 3 марта 2014 г. N 03-11-11/8826): Вопрос: Об учете в составе доходов и расходов ИП, применяющим УСН, сумм выплат, полученных из бюджета на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 3 марта 2014 г. N 03-11-11/8826

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросам применения индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.
При нарушении условий получения данных выплат их суммы в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму расходов, учтенных в соответствии с вышеуказанным порядком, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода.
Таким образом, в случае получения налогоплательщиком выплат в 2013 г. и использования части этих выплат в 2013 г. в составе доходов и расходов при применении упрощенной системы налогообложения должна учитываться сумма выплат, израсходованная налогоплательщиком в данном налоговом периоде в соответствии с условиями получения указанных выплат. В аналогичном порядке учитывается оставшаяся неучтенная сумма выплат в 2014 и 2015 гг.
В случае нарушения условий получения выплат, предусмотренных п. 1 ст. 346.17 Кодекса, суммы полученных выплат в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.
Указанными нормами должны руководствоваться как налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, так и налогоплательщики, применяющие указанную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов.
Налогоплательщиками учет полученных выплат и сумм произведенных расходов осуществляется в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н (далее — Кодекс). В графе 4 разд. I Книги налогоплательщики отражают суммы полученных выплат в размере фактически произведенных расходов, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат, а в графе 5 разд. I Книги — соответствующие суммы осуществленных расходов из предусмотренных условиями договоров.
При этом налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, при определении суммы дохода, подлежащего налогообложению за соответствующий отчетный (налоговый) период (графа 4 разд. I Книги), указанные суммы выплат не учитывают.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
03.03.2014

Субсидии облагаются налогом на прибыль

Федеральная налоговая служба письмом от 10.09.2009 № ШС-17-3/[email protected] направляла для сведения и использования в работе письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14.08.2009 № 03-03-05/156 о порядке учета для целей налогообложения прибыли субсидий, выделяемых коммерческим организациям из бюджета на возмещение затрат в связи с производством и реализацией.

Указанные субсидии подлежат учету в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов, поскольку не удовлетворяют одному из обязательных условий для признания их целевыми поступлениями из бюджета, а именно, не могут быть получены организацией напрямую из бюджета.

Данный порядок распространяется также и на индивидуальных предпринимателей, и на налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы.

Основание — письмо ФНС России от 08.12.2009 № МН-22-3/[email protected]

Субсидии при «упрощенке» облагаются налогом

Как показывает практика, у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, при получении субсидий часто возникает вопрос: учитываются ли они при расчете единого налога? Мы проанализировали ситуацию, принимая во внимание разъяснения финансистов.

Безвозмездная помощь

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий организациям, должны определять:

— категории и критерии отбора предприятий, имеющих право на получение средств;

— цели, условия, порядок их предоставления и другое.

Например, коммерческие организации могут получать субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и создание дополнительных рабочих мест. Такое финансирование предоставляется на определенных условиях в соответствии с региональными программами, предусматривающими мероприятия по снижению напряженности на рынке труда.

Зачастую организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, относятся к малому предпринимательству. Поэтому они имеют право на финансовую поддержку из бюджета в виде субсидий (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

Учитываем субсидии

Для целей учета подразумевают, что средства выделяются на финансирование:

— капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством внеоборотных активов;

Рассмотрим бухгалтерские записи для обоих вариантов.

Бюджетные средства могут приниматься к учету либо на дату их выделения (то есть возникновения финансирования и дебиторской задолженности), либо по мере их фактического поступления. Это следует из пункта 7 ПБУ 13/2000. Второй вариант на практике применяется чаще.

Субсидии на покупку основных средств

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

— получены средства из бюджета;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

— отражены расходы на покупку основного средства;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

— отражена оплата поставщику;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

— введены в эксплуатацию основные средства;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98

— отражено целевое использование бюджетных средств;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02

Одновременно с этим записывают:

ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91

— списываются доходы будущих периодов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты как прочие доходы.

Субсидии на текущие расходы

При получении средств на текущие расходы делают следующие проводки:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

— получены средства из бюджета;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

— отражена оплата поставщику;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10

— отпущены в производство материалы.

Кроме того, бухгалтер записывает:

ДЕБЕТ 86

КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

— отражена субсидия в составе прочих доходов.

Учет субсидий при расчете единого налога

Минфин России в письме от 24 мая 2013 г. № 03-11-06/2/18694 в очередной раз разъяснил, что субсидии, полученные предприятием из бюджета для возмещения затрат на приобретение материально-производственных запасов, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и учитываются при определении налоговой базы при применении В«упрощенкиВ». Об этом также сказано в письмах Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 03-11-06/2/193, от 2 марта 2010 г. № 03-11-06/2/24 и других.

Смотрите так же:  Покупка дома с земельным участком документы на материнский капитал

В то же время компания вправе уменьшить полученные доходы на расходы в виде оплаты товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств (письмо Минфина России от 28 декабря 2009 г. № 03-11-06/2/267).

Для целей налогообложения субсидии учитываются в особом порядке. Так, в частности, средства, полученные в соответствии с Законом № 209-ФЗ В«О развитии малого и среднего предпринимательства в РФВ», отражаются в составе доходов пропорционально фактическим расходам, но не более двух налоговых периодов с даты предоставления.

Если по окончании этого срока сумма полученной финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, то разница между ними в полном объеме входит в состав доходов (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).

Если финансовая помощь получена на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест, то она учитывается в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих расходов.

Такие средства, не израсходованные вовремя, отражаются в доходах того налогового периода, в котором истек срок их предоставления.

При нарушении условий получения субсидий (например, нецелевое использование), они учитываются в доходах того периода, в котором допущено нарушение. Такие же разъяснения дают и контролирующие органы (письма Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-11-11/152, от 8 апреля 2011 г. № 03-11-11/87, ФНС России от 26 августа 2010 г. № ШС-07-3/[email protected]).

Таким образом, при применении упрощенной системы субсидии на содействие самозанятости и создание рабочих мест учитываются для определения налоговой базы, если:

— по окончании третьего налогового периода средства не израсходованы в полном объеме;

— нарушены условия их предоставления.

Если предприятие применяет объект налогообложения В«доходыВ», то руководствоваться нужно теми же нормами, что и при объекте В«доходы минус расходыВ».

Полученные субсидии облагаются налогом – как отразить в учете?

Государство и региональные власти в рамках поддержки малого и среднего бизнеса выделяют из бюджета денежные средства на поддержку предпринимательства. В связи с этим при большом желании шансы получить субсидию на развитие своего дела достаточно высоки. И если вам это удалось, то нужно не забыть «на радостях» включить сумму субсидии в доходы. Как это правильно сделать? Рассмотрим ситуацию для каждого режима налогообложения.

Общий порядок признания

Полученные на развитие бизнеса субсидии облагаются налогами. Независимо от того, на каком режиме налогообложения находится индивидуальный предприниматель или организация, общие правила отражения субсидии в составе доходов таковы:

1. В течение двух налоговых периодов (календарных лет) со дня получения субсидии, она включается в состав доходов на ту же дату, когда признаются расходы, которые произведены за счет нее и в такой же сумме.

3. Если к концу второго года субсидия или часть ее еще не израсходована, то остаток включается в доходы в конце этого года.

Данный порядок налогообложения субсидий касается налогоплательщиков на ОСНО, УСН и ЕНВД.

Индивидуальные предприниматели и организации на ОСНО

Все доходы, которые получил предприниматель на общей системе (в том числе субсидии), включаются в налоговую базу по НДФЛ. В состав доходов включаются и субсидии, полученные на возмещение затрат (по ст.78 Бюджетного кодекса), за исключением субсидий на возмещение затрат по займам и кредитам, которые налогом не облагаются.

Полученные субсидии зачисляются в состав доходов пропорционально расходам, которые произведены фактически за счет средств этого источника, но не больше двух налоговых периодов. Аналогичный порядок применяется и для организаций с той разницей, что субсидии включаются в состав внереализационных доходов.

Особый порядок включения субсидий в состав доходов установлен для основных средств. Налогоплательщики на общей системе налогообложения включают сумму полученной субсидии в состав доходов одновременно с начислением амортизации (т.е. в момент признания расходов на основные средства).

Налогоплательщики на УСН с объектом «доходы – расходы»

Налогоплательщики на УСН на общих основаниях включают субсидию в состав доходов одновременно с признанием расходов, произведенных за счет нее. Однако следует помнить, что при реализации покупных товаров, приобретенных за счет субсидии, в момент поступления денежных средств от покупателя отражается выручка от продажи. И получается, что единым налогом облагается вся выручка без уменьшения ее на себестоимость товаров.

Рассмотрим пример. Предприниматель получил субсидию в размере 50 000 руб. и закупил на эту сумму товары, которые реализованы за 60 000 руб. В этом случае в графе 5 отражается расход, равный покупной стоимости товаров, в сумме 50 000 руб. В графе 4 отражается: доход в сумме израсходованной субсидии 50 000 руб. и выручка от продажи в сумме 60 000 руб. Единый налог составит: 60 000 * 15% = 9 000 руб.

Следует также помнить, что при использовании объекта налогообложения «доходы – расходы» сумма субсидий (отраженная в доходах) учитывается при расчете минимального налога. Изменим условия предыдущего примера. Пусть получена субсидия в размере 100 000 руб., на которую приобретены товары, далее имела место их реализация, выручка составила 105 000 руб. Кроме того, имели место и другие расходы (заработная плата, аренда и т.п.) на сумму 95 000 руб. Единый налог составит: (105 000 руб. — 95 000) * 15% = 1 500 руб. Минимальный налог: (100 000 + 105 000) * 1% = 2 050 руб. Поэтому в бюджет нужно заплатить минимальный налог.

Налогоплательщики на УСН с объектом «доходы»

Полученные на УСН субсидии облагаются налогами в общем порядке. Субсидия может отражаться в доходах по мере ее расходования, если налогоплательщик ведет учет израсходованных сумм. Поэтому в Книге учета доходов и расходов отражается сумма субсидии одновременно с расходами, т.е. в одинаковых суммах делаются записи в графе 4 (на сумму субсидии) и в графе 5 (на сумму расхода, произведенного за счет субсидии).

Если ведется такой учет, то доходы в виде субсидии не переносятся в декларацию по УСН и не учитываются в расчете единого налога. Если же учет расходов не ведется, то сумма субсидии включается в состав доходов и налоговую базу по налогу при УСН.

Субсидии при ЕНВД: где искать подвох?

Интереснее всего при учете субсидий приходится налогоплательщикам, применяющих ЕНВД. В рамках деятельности, которая переведена на это налоговый режим, можно учитывать только те субсидии, которые получены на возмещение недополученных доходов.

Предприниматели и организации, которые находятся на ЕНВД и получили субсидию на развитие бизнеса, не могут учитывать ее как доход от деятельности на ЕНВД, даже если она в полном объеме израсходована на эту деятельность (Письмо ФНС России № ЕД-4-3/[email protected]от 21.06.2011).

Полученные на развитие бизнеса субсидии облагаются налогом по общей или упрощенной системе налогообложения. Следует отметить, что при использовании УСН с объектом «доходы» или общей системы налогообложения в данном случае налог не придется платить (если субсидия полностью израсходована за 2 периода), поскольку доходы (субсидия) будут равны расходам (за счет этой же субсидии). Поэтому основная забота – сдавать в период расходования субсидии две декларации: по ЕНВД и по УСН или налогу на прибыль (НДФЛ).

Ваше предприятие относится к малым? Если не знаете — почитайте здесь. Какую еще поддержку ваше предприятие может получить от государства? Узнайте здесь. А в этой статье мы расскажем об организации учета на малых предприятиях.

А вы смогли получить субсидию на развитие своего бизнеса? Не возникали ли претензии со стороны налоговых органов по вопросу налогообложения субсидий? Поделитесь, пожалуйста в комментариях!

Смотрите так же:  Апелляционная жалоба по административному делу порядок подачи

Субсидии облагаются налогом

Вопрос-ответ по теме

Общество с ограниченной ответственностью получила субсидию из министерства экономики РТ, на целевое использование. Будет ли полученная субсидия облагаться налогом УСН 6%?

Да, будет. Доходы, которые не увеличивают налоговую базу по единому налогу, указаны в перечне, приведенном в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Иные формы государственной помощи при расчете единого налога нужно учесть в увеличение налоговой базы (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Порядок учета в доходах таких средств государственной помощи зависит от их назначения. Более подробно вы можете посмотреть в Рекомендации в файле ответа.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух верси я для коммерческих организаций

Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)

Ситуация: в каких случаях государственная помощь коммерческим организациям признается средством целевого финансирования в целях расчета налога на прибыль

Перечень средств, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.*

В отношении государственной помощи, оказываемой коммерческой организации, в этот перечень включены средства, которые выделены из бюджета управляющей компании для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и общего имущества в этих домах (абз. 5, 6 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Государственная помощь, выплаченная по иным основаниям, не признается целевым финансированием в целях расчета налога на прибыль.*

Средства государственной помощи, которые относятся к целевому финансированию при расчете налога на прибыль, в состав налогооблагаемых доходов при расчете единого налога не включайте (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251НК РФ).*

Это правило касается как организаций, которые платят налог с доходов, так и организаций, которые используют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на расходы.

При этом организация, получившая средства целевого финансирования, должна:*

При отсутствии раздельного учета полученные средства целевого финансирования нужно включить в состав доходов на дату их получения (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).*

Ситуация: нужно ли на упрощенке включать в доходы средства государственной помощи (например, субсидии), которые в целях налогообложения не относятся к средствам целевого финансирования

Организации на упрощенке учитывают при расчете единого налога следующие виды доходов:*

  • доходы от реализации согласно статье 249 Налогового кодекса РФ;
  • внереализационные доходы согласно статье 250 Налогового кодекса РФ.

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ.

Доходы, которые не увеличивают налоговую базу по единому налогу, указаны в перечне, приведенном в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:*

  • в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете единого налога.

При этом в целях расчета налога на прибыль иные формы государственной помощи учитываются в составе доходов от реализации или внереализационных доходов. А значит, при расчете единого налога такие средства государственной помощи также нужно учесть в увеличение налоговой базы (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

Порядок учета в доходах таких средств государственной помощи зависит от их назначения:*

  • средства получены в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства или на содействие самозанятости безработных граждан;
  • средства получены для использования по иному назначению.

Если средства государственной помощи в виде субсидии получены в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также на содействие самозанятости безработных граждан, они включаются в доходы пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки. При этом такие средства нужно включить в доходы в полной сумме в срок не более:

  • двух лет – по субсидиям в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • трех лет – по субсидиям, полученным на содействие самозанятости безработных граждан.

В случае когда к концу второго (третьего) года израсходована не вся сумма субсидий, включите в доходы этого периода весь неизрасходованный остаток.

Вместе с тем, если получена субсидия на содействие самозанятости безработных граждан, но нарушены условия ее получения, всю сумму субсидии нужно учесть в доходах единовременно в период допущения такого нарушения.

Такой порядок предусмотрен абзацами 4, 5 и 6 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Независимо от того, какой объект налогообложения применяет организация, субсидии, полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также на содействие самозанятости безработных граждан, отражают в книге доходов и расходов одновременно в графе 4 и 5 раздела I. При этом организации, которые применяют объект «доходы», при определении облагаемого налогом дохода суммы субсидий, указанные в графе 4, учитывать не должны. Это следует из положений абзаца 7 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 3 марта 2014 г. № 03-11-11/8826 и ФНС России от 21 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9835.

При этом организации, которые рассчитывают единый налог с разницы между доходами и расходами, израсходованные субсидии отражают в налоговой декларации как в составе доходов, так и в составе расходов. А организации с объектом «доходы» эти суммы при заполнении декларации не учитывают.* Такой порядок разъяснен в письме ФНС России от 19 августа 2010 г. № ШС-37-3/9373.

Если средства государственной помощи, которые не являются целевым финансированием, получены для использования по иному назначению, особых правил для учета их в доходах налоговым законодательством не предусмотрено. Следовательно, суммы такой государственной помощи включайте в доход единовременно по факту получения (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).*

Полученные средства целевого финансирования организация обязана использовать строго по целевому назначению. При нарушении этого условия полученное имущество нужно включить в состав внереализационных доходов на дату, когда организация использовала его не по целевому назначению (нарушила условия предоставления средств) (п. 1 ст. 346.15,п. 14 ст. 250 НК РФ).* Это связано с тем, что в данном случае доход (экономическая выгода) возникает именно в момент, когда организация использовала целевые средства не по целевому назначению (нарушила условия их предоставления) (п. 1 ст. 346.14, ст. 41 НК РФ).

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение

Субсидия при УСН: облагается ли налогом

Субсидия — денежная помощь государства организациям и предпринимателям в обмен на соблюдение ими определенных условий.

Смотрите так же:  Государственная собственность это энергетика

Есть два вида субсидий, для которых при УСН установлен льготный порядок налогообложени я п. 1 ст. 346.17 НК РФ .

ВИД 1. Cубсидии, полученные в рамках госпрограмм, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Это субсидии, которые безработные граждане, пожелавшие начать собственный бизнес, получили от местного центра занятости населения (ЦЗН). В 2015 г. размер субсидии равен годовому максимальному пособию по безработице — 58 800 руб. (4900 руб. х 12 мес.). Если же начинающий бизнесмен может обеспечить работой не только себя, но и других безработных (лиц, состоящих на учете в ЦЗН), тогда он получает от центра занятости дополнительно по 58 800 руб. на каждое созданное рабочее мест о подп. «е», «з» п. 1, п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства от 15.12.2012 № 1307; Постановления Правительства от 30.10.2013 № 973, от 09.10.2012 № 1031; Письмо Минздравсоцразвития от 29.06.2009 № 23-3/10/2-5058 .

ВИД 2. Cубсидии, полученные организациями и предпринимателями в соответствии с Законом о развитии малого и среднего предпринимательств а ст. 17 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ .

Общий принцип учета этих видов субсидий в целях налогообложения одинаков. Разница лишь в периоде времени, в течение которого субсидию надо израсходовать, чтобы не пришлось платить с нее налог при УСН:

Итак, в течение 2 (3) календарных лет со дня получения субсидии она включается в доходы на ту же дату, на которую учитываются расходы, произведенные за счет этой субсидии, и в сумме этих расходов.

Если всю сумму субсидии вы потратите в первый год, то в этом году вы покажете всю сумму субсидии как доход и одновременно отразите произведенные за счет нее расходы. И в итоге с полученной суммы субсидии налог платить вам не придетс я п. 1 ст. 346.17 НК РФ .

Кстати, имейте в виду, что если субсидия вида 2 получена в конце первого года (например, в декабре 2014 г.), то фактически на ее расходование вам отводится уже не 2 года, а только 1 год (2015 г.).

Если к окончанию второго (третьего по субсидии вида 1) календарного года вы потратите не всю сумму субсидии, то именно неизрасходованную часть (а не всю полученную сумму) вам надо будет включить в доходы по состоянию на конец второго (третьего) года Письмо ФНС от 30.09.2011 № ЕД-3-3/[email protected] .

Однако, если вы получили субсидию вида 1, но нарушили условия ее получения (например, прекратили предпринимательскую деятельность как ИП до истечения годового срока, израсходовали субсидию не на те цели, что были предусмотрены при ее выделении), тогда сумма субсидии в полном объеме отражается в доходах того календарного года, в котором допущено нарушени е Письмо ФНС от 30.09.2011 № ЕД-3-3/[email protected] .

Как субсидия влияет на сумму минимального налога

Если упрощенец с объектом «доходы минус расходы» по итогам года получил убыток или сумма налога за год меньше чем 1% от суммы доходов, то придется платить минимальный нало г п. 6 ст. 346.18 НК РФ (подробнее см. «Налог и минимальный налог на УСН при объекте “доходы минус расходы”»). При этом в доходы для расчета налога исходя из 1% от доходов вы включаете как выручку от реализации, так и внереализационные доходы, к которым как раз и относится полученная субсиди я ст. 250, п. 1 ст. 346.15 НК РФ; Письмо ФНС от 21.06.2011 № ЕД-4-3/[email protected] . Но в доходы в целях исчисления минимального налога попадет опять-таки не вся полученная субсидия, а только часть, равная:

Если же вы получили субсидию вида 1 и при этом нарушили условия ее предоставления, тогда в доход вам придется включить всю сумму полученной субсидии.

Если вы будете вести учет полученных субсидий и тратить их строго по целевому назначению, тогда у вас не будет никаких проблем. Налог при УСН с полученной от государства помощи вам платить не придется.

Облагаются ли налогом субсидии ИП в рамках программы по самозанятости?

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Юлии ( Самарская область)

Я получила субсидию 58800 руб, на самозанятость в августе 2009года. Сдала декларацию по доходам, доходов 0. В налоговой требуют указать 58800 руб. в доходы и заплатить налог.

Получается сумма исчисленного налога за налоговый период 3528руб, Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период 1764руб. Я сослалась на «В соответствии с федеральным законом от 7 апреля 2010 г. № 41-ФЗ, субсидии на предпринимательство, предоставленные в рамках программ содействия самозянатости, налогами не облагаются» Но в налоговой отвечают, что данный закон на меня не распространяется. Ответьте пожалуйста, в чем тут дело?

Скорее всего, дело тут в некомпетентности налогового инспектора.

Для целей НДФЛ, налога на прибыль, ЕСХН и УСН установлен льготный порядок учета доходов при получении бюджетных средств на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест (п. 3 ст. 223, п. 4.1 ст. 271, п. 2.1 ст. 273, пп. 1 п. 5 ст. 346.5, п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Так, указанные субсидии для целей налогообложения учитываются в доходах в течение трех налоговых периодов с одновременным уменьшением их на фактически осуществленные расходы каждого периода, которые предусмотрены условиями получения данных сумм. Если установленные условия нарушаются, то бюджетные средства в полном объеме отражаются в составе доходов того периода, в котором допущено нарушение. Неизрасходованные суммы полученных выплат, оставшиеся по окончании третьего периода, включаются в доходы. Указанное правило вступило в силу 7 апреля 2010 г. и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г. (п. п. 2, 4 ст. 5 Федерального закона от 05.04.2010 N 41-ФЗ).

Таким образом, Федеральный закон от 05.04.2010 N 41-ФЗ имеет к Вам прямое отношение.
Однако открытым остается вопрос о порядке заполнения декларации лицами, получившими субсидии в 2009 году, поскольку каких-либо дополнений (изменений) в форму декларации и порядок ее составления, с принятием нового закона не вносилось.

Нет на сегодняшний день и официальных комментариев на этот счет.

На мой взгляд, в доходах и, одновременно, в расходах при составлении декларации нужно отразить сумму фактически израсходованных получателем бюджетных средств. При этом должен быть соблюден порядок целевого расходования средств (иначе израсходованные не по назначению средства должны быть признаны облагаемым доходом). Если бюджетные средства в 2009 году налогоплательщиком не расходовались, то доходы и расходы в декларации за 2009 год отражать не следует, а всю сумму субсидии нужно перенести на следующий год.

Но, повторю, что действующая форма декларации 3-НДФЛ не содержит нужных строк для того, чтобы реализовать на практике такой порядок ее заполнения. Поэтому для получателей субсидий, видимо, остается пока один выход – представлять декларации без отражения в них бюджетных денег. В случае необходимости, после внесения соответствующих поправок, можно будет сдать уточненную декларацию. Поскольку к доначислению налога «уточненка» не приведет, то она не будет считаться представленной с нарушением срока (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.