Таможенная пошлина какой это налог

3. Налоги и пошлины.

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный, безвозвратный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме от­чуждения денежных средств в различные уровни бюджетной системы.

Сбор определяется как обязатель­ный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами ме­стного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (ли­цензий).

К пошлинам относятся сборы, которые государство берет с тех, кому приходится обращаться к органам власти или госучре­ждениям за определенными услугами гражданско-правового ха­рактера, не имеющими промышленного элемента; при этом раз­мер сбора устанавливается государственной властью без участия заинтересованных сторон.

Совокупность взимаемых налоговых платежей, форм, методов и принципов их построения называется налоговой системой. Характеристика налога осуществляется по следующим критериям: субъект и носитель налога, объект налога, налоговая база, налоговое бремя, ставка налога, процедура его исчисления, наличие налоговых льгот и их субъектов.

Субъект налога — лицо, которое в соответствии с действующим налоговым законодательством, обязано платить налог. Однако при наличии определенных условий можно переложить частично или полностью выплату налога на другое лицо. Степень переноса тяжести налогов (как косвенных, так и прямых) зависит от возможности включения их в цены готовой продукции, услуг, ресурсов, от эластичности спроса и предложения последних Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы..

Носитель налога — лицо, которое фактически уплачивает налог.

Объект налога — доход или имущество, с которого начисляется налог. Он распадается на две части: налогооблагаемую и необлагаемую налогом.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Налоговая база — налогооблагаемая часть объекта налога (сумма, с которой исчисляются налоги). Она определяется разностью между величиной объекта налога и налоговыми льготами.

К налоговым льготам относятся:

— понижение налоговых ставок;

— сдвиг во времени вперед налоговых платежей (налоговый кредит);

— необлагаемый минимум объекта налога;

— освобождение от уплаты налога;

— вычет из налоговой базы (уменьшение величины налоговой базы);

— изъятие из обложения определенных частей объекта налога.

Налоговое бремя — общая величина суммы налога в абсолютном исчислении (налоговое обязательство).

Налоговая ставка — величина налога на единицу обложения, выражаемая в твердой квоте (абсолютной сумме) в процентной квоте по специальной шкале, зависящей от вида налогообложения: пропорциональной, прогрессивной и регрессивной (относительное исчисление). Различают следующие виды налоговых ставок: средние и предельные.

Средняя налоговая ставка — общая сумма выплачиваемого налога, деленная на общий размер части объекта, облагаемой налогом (отношение налогового бремени к налогооблагаемой базе).

Предельная налоговая ставка — отношение прироста суммы выплачиваемого налога к приросту части объекта, облагаемой налогом (отношение изменения в налоговом бремени к изменению в налогооблагаемой базе).

Динамика средней налоговой ставки следует за динамикой предельной ставки. Чем выше (ниже) предельная налоговая ставка, тем выше (ниже) средняя ставка.

Существуют различные критерии классификации налогов:

С точки зрения объекта налогообложения: прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются с дохода и имущества. Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товаров или включенные в тариф.

-налог на доходы физических лиц;

— налог на прибыль предприятий;

— социальные налоги (отчисления на социальное страхование);

— налог на имущество физических лиц;

— налог на имущество предприятий;

— налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др.

Прямые налоги носят адресный характер, они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

— налог на добавленную стоимость;

— акцизы, таможенные пошлины, сборы.

С точки зрения целевого использования налоговых поступлений: общие и специальные. Общие налоги не имеют строго целевого использования. Они поступают в бюджет для финансирования общегосударственных мероприятий. Спецналоги имеют строго целевое назначение (например, для формирования дорожного фонда, воспроизводства лесного фонда, поддержки важнейших отраслей н/х).

С точки зрения уровня поступлений налоговых платежей в бюджетную систему: федеральные и местные налоги.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы

С точки зрения изменения налоговых ставок: прогрессивные, пропорциональные, регрессивные. Прогрессивный налог — налог, ставка которого увеличивается в относительных величинах по мере увеличения объекта налогообложения. Пропорциональный налог — налог, ставка которого не зависит от величины объекта налогообложения. Регрессивный налог — налог, ставка которого снижается по мере увеличения объекта налогообложения.

Вместе с тем следует отметить, что степень прогрессивности налогообложения определяется не только шкалой колебания налоговых ставок, но и фактическим расширением налогового бремени. Например, налог на добавленную стоимость является пропорциональным. Тяжесть выплаты этого налога несут на себе конечные потребители, оплачивая его в цене товаров. Однако эта тяжесть выплаты различна для лиц с высоким и низким уровнем дохода. Поскольку тяжесть налогового бремени выше у лиц с низким уровнем дохода (они выплачивают большую долю своего дохода на приобретение товаров первой необходимости), постольку налог на добавленную стоимость является регрессивным.

Таким образом, прогрессивность налогообложения должна оцениваться не только с точки зрения субъекта, но и носителя налога.

Под процедурой исчисления налога понимается последовательность применения соответствующих правил (расчетов) с учетом времени и места, в результате которой определяется величина налоговой суммы и урегулируется налоговое обязательство.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ.

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

В рыночной системе хозяйствования к числу основных источников бюджетных централизованных налоговых поступлений можно отнести: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизы, пошлины, социальные налоги, поимущественные налоги.

Налог на доходы физических лиц — прямой налог на доходы отдельных лиц и семей.

Налог на прибыль предприятий — прямые фиксированные в процентах налоговые отчисления из валовой прибыли предприятия.

Налог на добавленную стоимость — косвенный налог на разницу между стоимостью проданных предприятием товаров и услуг и стоимостью их факторов производства, купленных предприятием со стороны.

Акциз — косвенный налог на некоторые продукты массового потребления в виде повышения розничных цен.

Таможенная пошлина — плата, взимаемая таможней при провозе грузов через границу согласно установленному таможенному тарифу.

К социальным налогам относят взносы предприятий на социальное обеспечение.

Поимущественные налоги включают в себя налоги на имущество физических и юридических лиц, дарение и наследство.

Налоги могут взиматься несколькими способами:

1. После получения дохода налогоплательщиком на основе заполнения декларации.

2. В процессе получения им дохода, исходя из признаков, позволяющих установить размеры налоговой базы.

3. До получения дохода в форме налоговых авансовых платежей с последующим их окончательным урегулированием.

В налоговой практике стремятся соблюдать следующие экономические принципы налогообложения:

1. Издержки взимания налогов должны быть как можно более низкими.

2. Уровень налогообложения не должен отрицательно влиять на хозяйственную мотивацию налогоплательщика.

3. Налогоплательщик должен заранее знать размер налоговых отчислений и условия их выплаты. Способ уплаты налога должен быть удобным для налогоплательщика.

4. Налогообложение не должно носить двойного характера.

Двойное налогообложение — ситуация, при которой один и тот же доход подлежит обложению двумя налогами, например, на федеральном и региональном уровне. Ситуация двойного налогообложения может возникнуть при налогообложении доходов акционеров (вначале облагается прибыль акционерного общества, затем дивиденды акционеров), зарубежной деятельности отечественного предприятия (налогообложение одних и тех же доходов за рубежом и внутри страны).

5. Обязательность и своевременность уплаты налогов должны быть более выгодными, чем нарушение налоговой дисциплины. На это должны быть направлены соответствующим образом система наказания и общественное мнение в стране.

Смотрите так же:  Бух отчетность за 2019 год форма

6. Справедливость по вертикали и горизонтали. Справедливость по горизонтали означает, что налогоплательщики, получившие одинаковый доход при прочих равных условиях должны выплачивать одинаковые налоговые суммы. Справедливость по вертикали означает, что налогоплательщики, получившие неодинаковый доход при прочих равных условиях должны выплачивать неодинаковые налоговые суммы.

Налоги выполняют следующие функции в экономической системе:

Фискальная функция налогов заключается в том, что взимание их составляет основную часть бюджетных доходов, из которых финансируются государственные расходы.

Социальная функция налогов в экономической системе заключается в устранении чрезмерных различий в уровне доходов различных групп населения, создании условий для социальной защищенности самых бедных социальных слоев. Помимо налогов для реализации этих функций существует система государственных трансфертных платежей.

Уровень реализации налогами социальной функции обусловлен степенью прогрессивности налогообложения доходов населения, налоговыми льготами, дифференциацией ставок косвенных налогов на потребительские блага.

Регулирующая функция налогов заключается в их прямом и косвенном (через превращение налоговых поступлений в бюджетные расходы) воздействии на уровень производимого ВНП. При помощи соответственно сконструированных налоговых систем и бюджетных расходов правительство может влиять на структурные изменения в экономике, формировать уровень накопления и темп экономического роста, регулировать уровень и направления потребления, уровень занятости и т.п.

Российское законодательство выделяет три вида пошлин:

Государственная пошлина взимается за совершение ряда услуг в пользу плательщика (принятие исковых заявлений и других до­кументов судебными органами, совершение нотариальных дейст­вий, регистрация актов гражданского состояния, выдача ряда доку­ментов, предоставление особого права (например, права на охоту)).

Регистрационная пошлина взимается с юридических и физиче­ских лиц, например при обращении лица с заявкой о выдаче па­тентов на изобретение и т. д.

Таможенная пошлина взимается с юридических и физических лиц при осуществлении экспортно-импортных операций, а также при транзите товаров.

Таможенная пошлина выполняет три основные функции: а) фискальную, т. е. функцию пополнения доходной части государ­ственного бюджета (относится как к импортным, так и к экспортным пошлинам); б) протекционистскую (защитную), призванную защищать местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции (характерна для импортных пошлин); в) балансиро­вочную, вводимую для предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (присуща экспортным пошлинам).

Таможенные пошлины классифицируются по различным признакам, в частности:

¨ по направлению движения продукции: импортные; экспортные; транзитные (облагаются товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны);

¨ по способу взимания: адвалорные (исчисляются в процентах к таможенной стоимости товаров); специфические (исчисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара); комби­нированные (сочетают оба вида таможенного налогообложения);

¨ по характеру происхождения: автономные (являются макси­мальными по размеру и применяются к товарам, которые проис­ходят из стран и их союзов, не пользующихся в данной стране режимом наибольшего благоприятствования); конвенциальные (применяются к товарам, происходящим из стран и их союзов, пользующихся в данном государстве режимом наибольшего бла­гоприятствования в торговле; их размеры устанавливаются в соот­ветствии с международными договорами и являются минимальными);

¨ по цели применения: антидемпинговые; специаль­ные; компенсационные; преференциальные.

Антидемпинговые таможенные пошлины, призваны не допус­тить на национальный рынок товары, продаваемые экспортерами по заведомо низким ценам.

Специальные пошлины применяются в качестве за­щитной меры для отечественных производителей от иностранных конкурирующих товаров либо как ответная мера на дискримина­ционные действия со стороны других стран.

Компенсационные пошлины вводятся в случае установления факта запрещенного международным законодательством получе­ния экспортером прямой государственной субсидии в целях по­вышения его конкурентоспособности.

Преференциальные таможенные пошлины отличаются пониженным размером ставок и применяются в отношении товаров, про­исходящих из государств, заключивших договоры о взаимном снижении размеров таможенных пошлин на определенные това­ры, образующих таможенный союз или зону свободной торговли, обращающихся в приграничной торговле, происходящих из раз­вивающихся государств, пользующихся Всеобщей системой пре­ференций в соответствии с нормами международной торговли.

Пол­ностью освобождаются от пошлины перемещение ряда товаров и услуг, в том числе:

• транспортные средства для международных перевозок пасса­жиров и грузов;

• предметы материально-технического снабжения, вывозимые для обеспечения деятельности российских судов, ведущих мор­ской промысел, а также ввозимая продукция их промысла;

• товары, ввозимые или вывозимые для официального или лич­ного пользования представителями иностранных государств — фи­зическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений;

• валюта и ценные бумаги (положение не распространяется на ввоз или вывоз, осуществляемый в нумизматических целях);

• товары, подлежащие обращению в собственность государства;

• товары, представляющие собой гуманитарную помощь;

•товары, предназначенные для оказания технического содействия;

• товары, перемещаемые под таможенным контролем в режи­ме транзита и предназначенные для третьих стран;

• товары, перемещаемые через таможенную границу физиче­скими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности.

Какие налоги относятся к косвенным?

Наверняка, вы слышали от именитых экономистов и финансистов такие термины, как прямое и косвенное налогообложение. Какие налоги относятся к косвенным и почему они так называются — с этим мы и разберемся.

Как взимается косвенный налог?

Налог этого вида устанавливается в виде надбавки к цене на продукцию или к тарифу на услуги и работы, в отличии от прямого налога, взимаемого непосредственно с дохода налогоплательщика. Собственник бизнеса продает свою продукцию, делая надбавку к цене на сумму сбора, а потом перечисляет его в бюджет. По сути, плательщиком такого налога является потребитель, покупающий продукцию или заказывающий услугу, а предприятие или предприниматель выступают в роли его сборщика.

По мнению ведущих специалистов, косвенные налоги подавляют стремление у граждан к самоуправлению, поскольку взимаются скрыто. Тогда как прямой налог прекрасно виден любому, с чьего дохода начисляется, поэтому он стимулирует более активную гражданскую позицию общества.

Виды косвенных налогов

Официальная экономическая наука выделяет три вида косвенных налогов: акцизы, таможенные пошлины и различные фискальные монополии.

Акцизы устанавливаются в процентах от продажной цены чаще всего высокорентабельных товаров. Кстати, согласно этой классификации, к акцизам также относится НДС.

Таможенные пошлины выплачиваются при пересечении границы в процессе экспорта или импорта товаров. На разные группы товаров устанавливаются отдельные размеры пошлины.

Фискальными монополиями являются платежи государству за его услуги. Например, лицензионный сбор или госпошлина за регистрацию.

Российские косвенные налоги

В Российской Федерации косвенное налогообложения активно используется государством для пополнения бюджета страны.

НДС взимается везде и всюду: на каждом этапе производства и обращения товаров. Он представляет собой процентную надбавку к добавленной стоимости. Налогоплательщик платит в бюджет разницу между полученным НДС от покупателя при оплате его продукции или работ и уплаченным НДС поставщикам и подрядчикам, за товары, материалы и услуги. И, несмотря на то, что это тоже по сути акциз, его принято у нас рассматривать отдельно.

Акцизы в нашей стране представляют собой высокую процентную надбавку к цене или какую-то сумму, установленную на единицу измерения определенной группы товара. В России это алкоголь, табачные изделия, спиртосодержащая продукция, ювелирные изделия, легковые машины и бензин.

Таможенные пошлины (экспортные и импортные) — это отдельный вид косвенных налогов. Они уплачиваются налогоплательщиком, занимающимся внешнеэкономической деятельностью.

Государственные пошлины и сборы — взимаются с налогоплательщика при осуществлении им действий, требующих особой государственной регистрации. Пошлина при регистрации предпринимателя или предприятия, при внесении изменений в ЕГРЮЛ, сбор при получении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности и прочее. Все эти расходы производитель должен закладывать в стоимостью выпускаемой им продукции.

Страховые взносы ИП, кстати, тоже являются примером косвенного налогообложения, поскольку их общую начисленную и уплаченную сумму разрешено относить на затраты производства. При нормальных рыночных отношениях взносы также входят в продажную стоимость продукции или услуг и по факту их плательщиком становится конкретный потребитель.

Львиную долю всех бюджетных налоговых поступлений страны занимают косвенные налоги. Хорошо это или плохо — решать именитым экономистам и финансистам, но, получается, что основную часть всех налогов страны выплачивает конечный потребитель.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Таможенная пошлина

За все виды деятельности нужно платить налог. Львиная доля казны пополняется за счет таможенной пошлины. Что это за налог и кто его платит, постараемся разобраться в статье.

Что такое таможенный налог

Это – одна из важных доходных статьей государства. Свыше 35% доходов бюджета приходится на таможенные пошлины.

Налог представляет собой разнообразные пошлины, сборы, которые взимаются сотрудниками таможенной службы. Они контролирует груз, ввозимый из-за границы и вывозимый из страны, проверяют правильность составления документов, их наличие, документы об уплате таможенного сбора.

Все налоговые пошлины установлены в законодательном порядке и прописаны в НК. Ежегодно они могут изменяться в зависимости от экономики в стране.

Какие бывают виды таможенных платежей? Рассмотрим каждый в отдельности.

Виды таможенных платежей

Таможенный контроль за провозимую продукцию осуществляют таможенные органы, они и контролируют, чтобы была своевременно произведена оплата сбора, налога или пошлины. Каждый сбор делится на несколько видов, в зависимости от этого определяется размер пошлины.

  • Вывозная пошлина – с помощью неё регулируются цены внутри страны. Как правило, из страны больше идет на экспорт природных ресурсов, сырья. Чтобы вывезти из страны товар, коммерсант уплачивает пошлину.
  • Ввозимая пошлина – это платёж, который уплачивают все импортеры. Размер налога зависит от того, какая продукция ввозится. Если это готовый товар, то пошлина выше, чем ввозимое сырье.
  • Сборы таможенные – включают в себя услуги таможенных работников (оформление документации, сопровождение и хранение груза).
  • Антидемпинговая пошлина – это защита национальных производителей и товаров. Коммерсанты, которые ввозят антидемпинговые товары (конкурирующие) в страну, должны знать, сколько и за что они платят. В перечень попадают следующие виды – мясо, птица, комбикорма, активированный уголь, трубы, китайские шины и подшипники, автомобили.
  • Пошлина адвалорная –высчитывается методом умножения массы груза на ставку (30%).
  • НДС – платится всеми, кто ввозит импортный товар на территорию страны, ставка 18%.

Таможенные службы стоят на страже интересов страны, защищают рынки от конкуренции, также с помощью таможенных служб значительно пополняется бюджет страны. Несмотря на это, правительство России пошло на ряд мер по отмене внутренних таможенных пошлин.

Смотрите так же:  7 гражданский кодекс

Соглашения были подписаны с Казахстаном и Беларусью по пошлинам на нефть. А также в 2017 году Евразийский совет принял решение о ввозе в страну электромобилей. Была установлена пошлина ноль процентов, и эта ставка должна будет действовать до конца года.

Какой бы деятельностью коммерческая структура не занималась, экспортом или импортом, нужно правильно произвести расчет таможенной пошлины и посмотреть, во сколько обойдется товар, если его в последующем реализовывать на территории России.

Как рассчитать пошлину

Многие коммерсанты, особенно новички, поддаются соблазну и заключают сделки, глядя на привлекательность цены в товаре и забывая произвести расчёт с учетом всех таможенных затрат.

В результате после всех произведенных расчетов товар значительно увеличивается в цене, что дает совсем обратный эффект. Прежде чем приступать к заключению каких-либо сделок стоит предварительно все рассчитать. И уже потом решать, ввозить или нет.

Для правильности расчета таможенного платежа обязательно нужно знать код товара, стоимость и страну изготовления (происхождения). Коммерсанту самостоятельно тяжело будет в этом разобраться, можно обратиться к специалисту-брокеру. А можно на примере посмотреть, как правильно произвести расчет самостоятельно:

  • Экспорт – если вывозимый товар не включен в перечень, по которому установлена пошлина, то таможенный сбор состоит только из сбора за оформление. Минимальный сбор составляет 500 рублей. То есть при вывозе товар уплачивается всего 500 рублей.
  • Импорт – если товар также не облагается сбором, то расчет следующий – таможенная стоимость товара + сбор за оформление, из полученной суммы высчитаем НДС. Данный налог + сбор за оформление и составляют таможенный платеж за товар.

Рассчитаем ввозную таможенную пошлину на примере.

  • Берем ТН ВЭД – 3922200000 (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности).
  • По коду это означает – крышки и сиденья для унитазов из пластмассы.
  • Страна-производитель – Германия.
  • Ставка таможенной пошлины – 20%.

Больше никакими пошлинами этот товар не облагается, возьмем, к примеру, таможенную стоимость 50 000 рублей. Расчёт следующий:

50 000 *20 % = 10 000. Это таможенная пошлина, теперь рассчитываем НДС, так как этот товар не облагается другими налогами.

50 000 + 10 000 (добавляется пошлина) *18% = 10 800 рублей — это НДС.

В итоге 500 (таможенный сбор) + 10 000 + 10 800 = 21 300 нужно будет заплатить в казну государства. И это самый минимальный сбор, без дополнительных платежей.

Таможенная пошлина

Финансовый словарь Финам .

Смотреть что такое «Таможенная пошлина» в других словарях:

Таможенная Пошлина — См. Пошлина таможенная Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА — (customs duty) Налог на импорт товаров, или тари. Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000. ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА налог, взимаемый государственными органами, таможенными… … Экономический словарь

ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА — один из видов таможенных сборов, предусмотренных таможенным тарифом. Товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат обложению Т.п. в соответствии с Законом РФ О таможенном тарифе от 21 мая 1993 г. Ставки Т.п. являются едиными на всей… … Юридический словарь

Таможенная пошлина — платеж, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза; взимается в соответствии с… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

таможенная пошлина — Денежный сбор, взыскиваемый государством с товаров, провозимых через его границу … Словарь по географии

ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА — федеральный налог, вид таможенного платежа, налог, взимание которого возложено на таможенные органы РФ. 1) В соответствии со ст. 13 НК и ст. 19 Закона об основах налоговой системы таможенная пошлина отнесена к федеральным налогам. 2) В… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Таможенная пошлина — 25) таможенная пошлина обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу;. Источник: Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза,… … Официальная терминология

ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА — специальный налог, которым облагается товар иностранного производства, ввозимый на таможенную территорию страны (импортная пошлина) , или товар национального производства, вывозимый за пределы таможенной территории страны (экспортная пошлина).… … Внешнеэкономический толковый словарь

Таможенная пошлина — см. Пошлина таможенная … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА — обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Размер Т.п. определяется… … Энциклопедический словарь экономики и права

таможенный налог

Большой англо-русский и русско-английский словарь . 2001 .

Смотреть что такое «таможенный налог» в других словарях:

таможенный налог — ‘налог’ Syn: таможенная пошлина, таможенный сбор … Тезаурус русской деловой лексики

таможенный сбор — таможенная пошлина, таможенный налог Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

таможенный сбор — Syn: таможенная пошлина, таможенный налог … Тезаурус русской деловой лексики

таможенный тариф — Налог на импорт (в некоторых случах экспорт или транзит) поименованных товаров, перевозимых через национальную границу. Он взимается национальным правительством и уплачивается при пересечении товаром/изделиями национальной таможенной границы… … Справочник технического переводчика

НАЛОГ НА ЭКСПОРТ И ИМПОРТ — налог, уплачиваемый экспортерами и импортерами, исчисленный в процентах к стоимости экспортируемых и импортируемых товаров либо по твердой ставке. Применяется и двухколонный экспортный тариф: базовые ставки и ставки по товарообменным операциям. В … Большой бухгалтерский словарь

Налог на добавленную стоимость — является разновидностью налога с оборота. Он стал взиматься в Российской Федерации с принятием Закона РФ от 6 декабря 1991 г. О налоге на добавленную стоимость , который действовал в основной своей части до 1 января 2001 г. После чего вступила в… … Большой юридический словарь

тариф, расценка, ставка, шкала сборов, таможенный тариф — (1) Федеральный налог на импорт или экспорт, обычно устанавливается либо с целью увеличить поступления доходный таможенный тариф (revenue tariff), либо с целью зашиты национальных компаний от конкуренции со стороны импорта защитная таможенная… … Финансово-инвестиционный толковый словарь

ПЛАТЕЖ, ТАМОЖЕННЫЙ — все виды платежей, взимаемых таможенными органами РФ при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств, а также в других случаях, установленных законодательством. К числу Т.п. РФ относятся: 1) таможенная пошлина; 2) налог на … Большой бухгалтерский словарь

Пошлина таможенная — налог на пропускаемые через границу товары при их транзите, ввозе и вывозе. см. также Адвалорный налог (или таможенная пошлина), Бонд, Дебентура, Кредит таможенный, Налог косвенный … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Экспорт — (Export) Определение экспорта, виды экспорта, схема экспортной сделки Информация об определении экспорта, виды экспорта, схема экспортной сделки Содержание Экспорт (программирование) Экспорт Экспорт товаров Экспортные ы Экспорт товаров и таможня… … Энциклопедия инвестора

таможенная пошлина — Syn: таможенный налог, таможенный сбор … Тезаурус русской деловой лексики

Таможенные пошлины

Таможенная пошлина является обязательным, безвозмездным, нецелевым формально (юридически) неналоговым платежом, которому присущи признаки налога.

Легальное определение таможенной пошлины приводится в п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе». Согласно указанной статье таможенная пошлина — это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на территорию РФ или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ, в целях таможенно-тарифного регулирования ВЭД в экономических интересах РФ.

Обратим внимание на то, что данное определение не содержится ни в ТК РФ (ст. 11 «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе»), ни в НК РФ (ст. 11 «Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе»), ни в БК РФ (ст. 6 «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе»). Думается, что это не верно, поскольку:

— именно Таможенным кодексом регулируются основы отношений в сфере таможенного дела, следовательно, определение таможенной пошлины должно найти место в ТК РФ;

— легального определения пошлины вообще как налогового платежа нет и в Налоговом кодексе. Вместе с тем это понятие должно быть, поскольку пошлина как категория имеет отличительные признаки, как от налога, так и от сбора. Более того, в ст. 333.16 НК РФ «Государственная пошлина» установлено, что государственная пошлина — это сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий. Таким образом, законодатель (на примере государственной пошлины) не разводит такие понятия, как «пошлина» и «сбор». Одновременно мы видим, что на примере таможенных платежей эти понятия разводятся, и это не случайно, поскольку пошлине (в отличие от сбора) должен быть присущ такой признак, как эквивалентность платежа (сбор же взимается в твердой сумме).

Для более четкого понимания природы таможенной пошлины следует еще раз вернуться к дискуссии о ее экономической сущности. Так, многие ученые (как дореволюционные, так и современные) теоретически считают таможенную пошлину косвенным налоговым платежом.

Взаконодательстве (ст. 322 ТК РФ) говорится о налоговой базе для исчисления таможенных пошлин, то есть о стоимостной, физической или иной характеристике объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Таким образом, законодатель не последователен, допуская коллизию норм, что говорит о необходимости внесения изменений в действующее законодательство:

— во-первых, для приведения в соответствие норм бюджетного, налогового и таможенного законодательства (если остаться на позиции бюджетного законодательства, установившего, что таможенная пошлина является неналоговым платежом);

— во-вторых, представляется не случайным, что до 2005 г. таможенная пошлина де-юре была отнесена к налоговым платежам. Если логически проанализировать статьи гл. 28 и 29 ТК РФ, то мы увидим наличие основных элементов налоговой модели (ст. 17 НК РФ). Так:

— ст. 328 ТК РФ устанавливает плательщиков таможенных пошлин;

— ст. 322 ТК РФ — объект обложения таможенными пошлинами;

Смотрите так же:  Требования фгос по изо в начальной школе

— ст. 323 ТК РФ — базу для целей исчисления таможенной пошлины;

— ст. 324 ТК РФ — порядок исчисления таможенных пошлин;

— ст. 331 и 329 — порядок и сроки уплаты таможенных пошлин.

Согласно ст. 17 НК РФ «Общие условия установления налогов и сборов» налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Мы видим, что отсутствуют такие элементы налоговой модели, как:

— налоговый период (период формирования налоговой базы). Это объясняется тем, что таможенная пошлина носит нерегулярный (возможно, разовый) характер;

— налоговая ставка. В ст. 325 ТК РФ (п. 2) установлено, что ставки по таможенным пошлинам применяются (по общему правилу) в соответствии с таможенным тарифом Российской Федерации, который утверждается постановлениями Правительства РФ.

Таким образом, мы видим, что таможенная пошлина де-юре имеет все же существенные отличия как от налога (невозможно, в частности, установить период формирования налоговой базы, и ставки устанавливаются не НК РФ, а постановлениями Правительства РФ), так и от сбора (присутствует признак эквивалентности). Это говорит о том, что, как нам представляется, следовало бы признать, что таможенная пошлина, не будучи налогом (нет регламентации всех элементов налоговой модели) или таможенным сбором, является налоговым платежом особого вида, т.е. пошлиной.

Только требованиями финансовой политики можно объяснить тот факт, что в настоящее время таможенная пошлина относится к неналоговым платежам, поскольку это квазиналоговый платеж в виде пошлины. Возможно, в дальнейшем ситуация изменится.

Итак, в настоящее время взимание таможенной пошлины регулируется ТК РФ, Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» (с изменениями и дополнениями), ФЗ от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ст. 19 подчеркиваются протекционистская и регулирующая функции таможенной пошлины), ФЗ от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» (сделан акцент на регулирующей функции). Обратим внимание на то, что налог выполняет прежде всего фискальную функцию.

Ввозные и вывозные таможенные пошлины устанавливаются в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике.

Часть 2 ст. 3 устанавливает, что ввозные и вывозные таможенные пошлины могут использоваться в качестве специальных экономических мер.

Поскольку таможенная пошлина является платежом, носящим квазиналоговый характер, а также, учитывая тот факт, что законодатель в статьях ТК РФ установил отдельные обязательные элементы указанного платежа, рассмотрим их подробнее.

Так, в ст. 328 ТК РФ установлены плательщики таможенных пошлин — декларанты и иные лица (от имени декларанта может выступать таможенный брокер). Вместе с тем в соответствии со ст. 16 и 126 ТК РФ декларантами при перемещении товаров через таможенную границу РФ в коммерческих целях могут быть только российские лица. Одновременно в п. 2 ст. 328 ТК РФ установлено, что любое лицо вправе уплатить таможенные пошлины за декларанта.

В соответствии со ст. 322 ТК РФ объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Думается, что объектом являются не сами товары, а юридический факт их перемещения (по аналогии с налоговым законодательством), а товары являются предметом обложения.

В соответствии со ст. 322 ТК РФ базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Методы определения таможенной стоимости содержатся в ст. 19 — 24 Закона РФ «О таможенном тарифе». К этим методам относятся следующие их виды:

1) метод по стоимости сделки с ввозимым товаром;

2) метод по стоимости сделки с идентичными товарами;

3) метод по стоимости сделки с однородными товарами;

4) метод вычитания;

5) метод сложения;

6) резервный метод.

Перечисление методов в таком порядке не случайно. Любой из них может быть применен только в том случае, если не могут быть использованы предыдущие. Исключение сделано для методов 4 и 5, которые могут применяться в любой последовательности (ст. 18 Закона РФ «О таможенном тарифе»).

Как уже было указано выше, поскольку таможенная пошлина не является налогом, для нее не может быть установлен налоговый период.

Ставки таможенных пошлин устанавливают их величину на единицу обложения. В РФ применяются три вида ставок таможенных пошлин:

— адвалорные ставки устанавливаются в процентах от таможенной стоимости товаров;

— специфические ставки исчисляются в установленном размере за единицу веса (объема и т.д.) облагаемого товара;

— комбинированные ставки сочетают адвалорный и специфический виды таможенного обложения.

Ставки таможенных пошлин утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 324 ТК РФ таможенные пошлины исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 295 ТК РФ). При выставлении требования об уплате таможенных платежей в соответствии со ст. 350 ТК РФ исчисление подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом. Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится в валюте Российской Федерации.

Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин установлены в ст. 331 и 329 ТК РФ.

Так, порядок уплаты таможенных пошлин по общему правилу (ст. 331 ТК РФ) предусматривает, что они уплачиваются в кассу или на счет таможенного органа по выбору плательщика как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте.

Сроки уплаты установлены в ст. 329 ТК РФ. При этом в ТК РФ установлены различные конкретные сроки уплаты таможенной пошлины, например:

— не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия — при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (п. 1 ст. 329 ТК РФ);

— не позднее 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита — в случае если декларирование товаров производится не в месте их прибытия (п. 1 ст. 329 ТК РФ);

— не позднее дня подачи таможенной декларации — при вывозе товаров (п. 2 ст. 329 ТК РФ);

Следует иметь в виду, что помимо таможенных пошлин в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» (ст. 7) предусмотрены такие виды пошлин, как:

Вместе с тем указанные виды пошлин, являющиеся разновидностями специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров, не относятся к таможенным платежам.

Перейдем далее к анализу правового регулирования таможенных сборов. Так, в отличие от пошлины таможенные сборы относятся к обязательным платежам, предполагающим возмездный характер (в виде услуг, оказываемых таможенными органами в процессе таможенной процедуры) и носят тот же пограничный характер, что и таможенные пошлины.

Легальное определение таможенного сбора содержится в ст. 11 (п. 31) ТК РФ. Так, таможенный сбор — это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. В соответствии со ст. 51 БК РФ (п. 1) «неналоговые доходы федерального бюджета» таможенные сборы по нормативу на 100% уплачиваются в федеральный бюджет.

В сущности, хотя таможенные сборы относятся к неналоговым доходам де-юре, фактически в соответствии с определением сбора, представленным в ст. 8 НК РФ, они полностью, на наш взгляд, соотносятся с понятием сбора как налогового платежа.

В соответствии со ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

По мнению некоторых авторов, таможенные сборы являются возмездным платежом за услуги, оказанные таможенными органами. Однако, учитывая изложенное выше, по своей юридической природе таможенные сборы являются именно сборами, а не платой за публичные услуги таможенных органов. В этой связи, на наш взгляд, они, как и таможенная пошлина, представляют собой особый институт парафискалитета (квазиналоговые платежи).

В соответствии со ст. 357.1 «Виды таможенных сборов» ТК РФ к таможенным сборам относятся:

1) таможенные сборы за таможенное оформление;

2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;

3) таможенные сборы за хранение.

В соответствии со ст. 357.5 ТК РФ плательщиками таможенных сборов являются декларанты и иные лица, на которых ТК РФ возложена обязанность уплачивать таможенные сборы. Любое лицо вправе уплатить таможенные сборы.

На основании ст. 357.3 ТК РФ таможенные сборы по общему правилу исчисляются лицами, ответственными за уплату таможенных сборов, самостоятельно в валюте Российской Федерации. При этом в соответствии со ст. 357.4 ТК РФ для целей исчисления сумм таможенных сборов за:

— таможенное оформление — применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом;

— таможенное сопровождение — применяются ставки, действующие на день принятия транзитной декларации таможенным органом;

— хранение — применяются ставки, действующие в период хранения товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа.

Сроки уплаты таможенных сборов зависят от их вида (ст. 357.6 ТК РФ). Так, таможенные сборы за:

— таможенное оформление — должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации;

— таможенное сопровождение — должны быть уплачены до начала фактического осуществления таможенного сопровождения;

— хранение — должны быть уплачены до фактической выдачи товаров со склада временного хранения или с таможенного склада.

В соответствии со ст. 357.7 «Порядок и формы уплаты таможенных сборов» ТК РФ таможенные сборы уплачиваются по правилам и в формах, которые установлены ТК РФ в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов:

— за таможенное оформление — при декларировании товаров;

— за таможенное сопровождение — при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита либо с таможенным режимом международного таможенного транзита;

— за хранение — при хранении товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа.

Таковы общие положения правового регулирования таможенных пошлин и сборов нормами финансового и таможенного законодательства Российской Федерации.