Таможня возврат пошлин

Глава 33. Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (ст.ст. 355 — 357)

Глава 33. Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Таможня возврат пошлин

О порядке возврата излишне уплаченных таможенных платежей

В соответствии со статьей 147 Федерального закона Российской Федерации от 27.11.2010 №311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее Закон) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

Форма заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов утверждена Приказом ФТС от 22.12.2010 №2520 «Об утверждении форм заявлений плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов или иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога».

К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:

1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;

4) документы, указанные в частях 4 — 7 статьи 122 Закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;

5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;

6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.

Согласно ч.4 ст.122 Закона юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляют:

1) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

2) копию свидетельства о государственной регистрации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

3) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

4) образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление;

5) копию документа, подтверждающего правопреемство, в случае, если заявление о возврате авансовых платежей подается правопреемником лица, внесшего авансовые платежи, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа.

Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 — 7 статьи 122 Закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится в валюте Российской Федерации.

Таможенные платежи

Возврат таможенных пошлин, налогов

Согласно ст. 89 ТК ТС , излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и/или законодательством государств-членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Днем излишней уплаты таможенных платежей является при:

— уплате с использованием таможенного приходного ордера (ТПО) — день уплаты по ТПО;

— безналичной форме уплаты на счет Федерального Казначейства — день списания денежных средств со счета плательщика в банке;

— уплате путем проведения зачета авансовых платежей или денежного залога — день получения таможенным органом распоряжения о зачете.

Днем излишнего взыскания таможенных платежей является при:

— бесспорном списании со счета плательщика — день списания кредитным учреждением денежных средств со счета плательщика;

— обращении взыскания на товары, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или иное имущество плательщика, а также при зачете в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией в соответствии с банковской гарантией, а также поручителем в соответствии с договором поручительства — день поступления на счет таможенного органа денежных средств;

— взыскании таможенных пошлин, налогов за счет неизрасходованного остатка невостребованных сумм авансовых платежей или денежного залога — день принятия таможенным органом решения о проведении такого зачета.

При обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган обязан не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта сообщить плательщику о сумме излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате.

Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется в валюте Российской Федерации.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:

— при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности. В указанном случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов;

— если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;

При наличии задолженности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов таможенный орган вправе самостоятельно производить ее погашение за счет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. Таможенный орган обязан проинформировать плательщика (его правопреемника) о произведенном зачете в течение трех дней со дня его осуществления.

При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 356 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата. Форма заявления которого утверждена приказом ФТС РФ от 22.12.2010 N 2520 «Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога , поданного в таможенный орган, на счета которого уплачивались или взыскивались таможенные пошлины, налоги.

Одновременно с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в таможенный орган представляются документы, перечень которых утвержден приказом ФТС РФ от 22.12.2010 N 2520 «Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога .

Смотрите так же:  Электронная подача заявление на рвп

При отсутствии в заявлении сведений и непредставлении необходимых документов, перечень которых утвержден приказом ФТС РФ от 22.12.2010 N 2520 «Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога , заявление подлежит возврату плательщику без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения заявления. Возврат заявления производится не позднее 5 дней со дня поступления заявления в таможенный орган. В случае возврата заявления без рассмотрения плательщик вправе повторно обратиться с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет, указанный в заявлении о возврате. Если при рассмотрении заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов таможенным органом не выявлены факты излишней уплаты или излишнего взыскания, таможенным органом выносится мотивированное решение об отказе в возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

Заявление о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

В соответствии с пунктом 1 статьи 356 Таможенного кодекса Российской Федерации возврат таможенных пошлин, налогов производится также в случаях:

— если представленная таможенному органу таможенная декларация считается неподанной в соответствии с Таможенным кодексом;

— отзыва таможенной декларации;

— предоставления тарифных льгот в виде возврата уплаченной суммы таможенной пошлины;

— восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций;

— если Таможенным кодексом Российской Федерации предусматривается возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов при вывозе иностранных товаров с таможенной территории Российской Федерации, или при их уничтожении либо отказе в пользу государства, или при реимпорте товаров;

— изменения с разрешения таможенного органа ранее заявленной таможенной процедуры, если суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащие уплате при помещении товаров под вновь избранную таможенную процедуру, меньше сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при первоначальном таможенной процедуре, за исключением случая, предусмотренного ст. 88 ТК ТС;

— возврата (полностью или частично) предварительной специальной пошлины, предварительной антидемпинговой пошлины и предварительной компенсационной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров.

Возврат таможенных пошлин, налогов в вышеперечисленных случаях производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии со со статьей 89 ТК ТС. ( Cм.также гл.13 ).

Таможня возврат пошлин

1. Излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.

2. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

3. При обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

4. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата. Если уплата или взыскание таможенных пошлин, налогов производились в иностранной валюте, проценты, установленные настоящим пунктом, начисляются на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, пересчитанную по курсу Центрального банка Российской Федерации в валюту Российской Федерации на день, когда произошли их излишняя уплата или излишнее взыскание.

5. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет, указанный в заявлении о возврате.

6. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится в валюте Российской Федерации. Если уплата или взыскание таможенных пошлин, налогов производились в иностранной валюте, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей производится по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день, когда произошли их излишняя уплата или излишнее взыскание.

7. При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 356 настоящего Кодекса.

8. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов. Зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей осуществляется в соответствии с настоящей статьей применительно к порядку возврата с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.

9. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:

  • при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности. В указанном случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов
  • если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц
  • в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков

10. При наличии задолженности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов таможенный орган вправе самостоятельно производить ее погашение за счет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. Таможенный орган обязан проинформировать плательщика о произведенном зачете в течение трех дней со дня его осуществления.

11. При возврате таможенных платежей проценты с них не выплачиваются, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, и суммы не индексируются.

1. Возврат таможенных пошлин, налогов производится также в случае:

  • если представленная таможенному органу таможенная декларация считается неподанной в соответствии с настоящим Кодексом
  • отзыва таможенной декларации
  • предоставления тарифных льгот в виде возврата уплаченной суммы таможенной пошлины
  • восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций
  • если настоящим Кодексом предусматривается возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов при вывозе иностранных товаров с таможенной территории Российской Федерации, или при их уничтожении либо отказе в пользу государства, или при реимпорте товаров
  • изменения с разрешения таможенного органа ранее заявленного таможенного режима, если суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащие уплате при помещении товаров под вновь избранный таможенный режим, меньше сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при первоначальном таможенном режиме, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 статьи 212 настоящего Кодекса
  • установленных законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами в отношении временных специальных, антидемпинговых или компенсационных пошлин

2. Возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии со статьей 355 настоящего Кодекса применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. При этом положения пункта 7 статьи 355 настоящего Кодекса не применяются.

1. Возврат денежного залога осуществляется при условии исполнения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о его возврате подано в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующего за днем исполнения обязательства. По истечении указанного срока невостребованные суммы денежного залога перечисляются в федеральный бюджет и возврату не подлежат.

2. Денежный залог возвращается таможенным органом, на счет или в кассу которого суммы денежного залога были уплачены, либо таможенным органом, в котором завершаются таможенная процедура или таможенный режим, обязательства исполнения которых были обеспечены денежным залогом.

3. Денежный залог возвращается при представлении таможенной расписки (пункт 5 статьи 345) в валюте платежа. В случае уплаты сумм денежного залога в иностранной валюте таможенный орган при отсутствии у него денежных средств в этой валюте вправе возвратить такой залог в иной иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком Российской Федерации, либо, по желанию плательщика, в валюте Российской Федерации. Для целей пересчета иностранных валют применяется курс Центрального банка Российской Федерации на день возврата сумм денежного залога.

Смотрите так же:  Государственная пошлина за кадастровую выписку

4. Если суммы денежного залога были внесены в кассу таможенного органа наличными деньгами, по желанию плательщика возврат денежного залога может быть осуществлен в безналичном порядке на счет, указанный плательщиком.

5. Возврат денежного залога не производится при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей, пеней или процентов в размере такой задолженности. Таможенный орган вправе обратить взыскание на денежный залог в соответствии со статьей 353 настоящего Кодекса.

6. При возврате сумм денежного залога проценты с них не выплачиваются, суммы не индексируются и комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств.

Возврат излишне уплаченных таможенных платежей — как выиграть в этом споре

Проблемы взаимоотношений с таможенными органами знакомы многим не понаслышке. Таможенный орган с охотой взыскивает налоги, сборы, акцизы с плательщиков, но при установлении факта их переплаты не спешит с возвратом финансовых средств декларанту. В этой статье пойдёт речь о том, как действительно правильно поступать в случае, если создался прецедент на возвращение излишне оплаченных сумм по таможенным платежам.

Какие бывают таможенные платежи?

Понятие «таможенные платежи» чётко расшифровывается в п.1 ст.70 ТК Таможенного Союза (ТК ТС). Согласно ему платежи таможенные делятся на:

  • различные таможенные сборы;
  • вывозную пошлину (таможенную);
  • различные акцизы: акцизы на бензин, табачные изделия и т.д., которые уплачиваются согласно законодательным актам, при ввозе определённой группы товаров;
  • ввозную пошлину (таможенную);
  • НДС, который собирается с ввозимого товара на территорию ТС.

Кроме таможенных оплат существуют иные платежи в виде процентов, пени, антидемпинговых пошлин, а также компенсационных и специальных пошлин.

Ввиду ряда причин на счету плательщика таможенных взносов могут образовываться переплаты по данному виду налогов. Переплата — это разница между оплаченными и начисленными в ходе корректировки таможенными налогами. Такая проблемная ситуация может получаться из-за:

  • неточного определения классов товаров ТН ВЭД;
  • невозможности корректного определения размера нужных платежей на момент их оплаты;
  • неправильного соответствия проходной и контрактной цен;
  • попадание под льготы в классе тех товаров, за которые были оплачены таможенные пошлины в полной объёме;
  • выполнения неверного подсчёта таможенной цены товара. Как выполнить расчёт таможенных платежей онлайн, читайте тут;
  • возникновения ошибок в подаваемых документах, допускаемых должностным лицом организации.

Должен ли таможенный орган сообщать своим плательщикам о переплате?

Факт возникновения излишне оплаченных или взысканных таможенных пошлин может обнаружиться как самим физическим или юридическим лицом, проведшим оплату, так и таможенным органом входе проверки и корректировки поданных в таможню документов.

Согласно ФЗ №311 в случае, если такой факт был обнаружен таможенным органом, то последний обязан об этом проинформировать плательщика в произвольной форме в срок не более одного месяца после обнаружения этой информации. Здесь же декларанту предоставляется копия корректировки таможенной цены и платежей.

Возврат излишне уплаченных таможенных платежей

Порядок возврата переплаченных таможенных пошлин в досудебном порядке регулируется ст. 355 ТК РФ. Здесь нужно учитывать, что законодательно различаются авансовые, излишне уплаченные таможенные платежи и таможенное обеспечение. Способы обеспечения уплаты таможенных платежей вот здесь. Эта информация будет полезна начинающим участникам ВЭД.

Излишне оплаченные таможенные пошлины — это финансовые средства, которые имеют идентификацию и оплачиваются по возникновению обстоятельств, указанных в ст. 319 ТК РФ. Даже после обнаружения таможней такой переплаты, этот платёж остаётся быть таможенным и не является собственностью плательщика.

Для того, чтобы вернуть себе переплату по таможенным пошлинам, необходимо:

  1. Установить факт излишне оплаченных таможенных пошлин самостоятельно или получить уведомление об этом из таможенного органа с приложением копии корректировки таможенной цены товаров.
  2. Заполнить заявление на обратный возврат излишне оплаченных сумм таможенных налогов по форме.
  3. Подготовить документы, подтверждающие факт переплаты финансовых средств.
  4. Передать полный пакет документов в таможенный орган лично или отправить его по российской почте письмом (заказным обязательно с уведомлением).
  5. Получить решение таможни о возможности или невозможности возврата переплаченных средств. При чём срок рассмотрения заявления по законодательным актам не должен быть больше 1 месяца со дня его передачи.
  6. В зависимости от результата либо получить излишне оплаченные таможенные пошлины, либо подать заявление в судебный орган на неправомерность решения таможенного органа.

Для того, чтобы получить переплаченные таможенные налоги, необходимо передать в таможенный орган ряд документов:

  • Заявление на полный возврат излишне оплаченных таможенных налогов, акцизов, пошлин и сборов.
  • Документы, подтверждающие текущий размер и факт оплаты или взыскания таможенных платежей.
  • Документ, указывающий на основании чего был начислен именно такой размер таможенных пошлин (декларация).
  • Документ, устанавливающий факт и размер произведённый заявителем переплаты (копия корректировки таможенной цены и налогов, сборов, пошлин, акцизов).
  • Согласие лица, оплатившего пошлины на возврат излишков оплаты таможенных платежей декларанту в случае, если это различные самостоятельные единицы.

Кроме того, если в таможню ранее не предоставлялись нижеследующие документы, то их необходимо также передать в полном пакете документов на возврат., а именно:

  1. Для юрлиц, резидентов РФ:
    • копию ИНН (свидетельства о постановке на учёт в налоговой структуре);
    • копию ОГРН (свидетельства о госрегистрации);
    • доверенность, которая подтверждает правомерность лица, заполнившего заявление о возврате;
    • образец подписи гражданина, заполнившего заявление.
  2. Для ИП:
    • также копию ИНН (свидетельства о постановке на учёт в налоговой структуре);
    • также копию ОГРНИП (свидетельства о госрегистрации);
    • копию гражданского паспорта ИП.
  3. Для физлиц:
    • копию гражданского паспорта РФ;
    • копию документа, дающего право на получение излишне оплаченных таможенных пошлин, в случае, если гражданин является правопреемником (наследником) плательщика таможенных сборов. В обоих случаях все документы либо заверяются подписью нотариуса или непосредственно представителем таможенного органа при предъявлении оригиналов документов.

Нюансы заполнения заявления на возврат

Заявление на полный возврат обеспечения таможенных платежей, авансовых платежей и излишне уплаченных таможенных пошлин составляется в соответствии с формой приказа ФТС РФ №2520 от 22.02.2010. письменно. В этом документе указываются:

  • основания, по которым появились излишне уплаченные финансовые средства;
  • размер и виды переплаченных таможенных платежей;
  • реквизиты тех платёжных документов, по которым производилась оплата налогов, сборов;
  • полные реквизиты счёта, на который должно произойти перечисление излишне оплаченных платежей по таможне.

Это заявление подписывается в обязательном порядке руководителем организации с постановкой печати, индивидуальным предпринимателем или физлицом, имеющим право на получение данных переплат. Кроме того, в нём должно быть размещено ФИО руководителя, полное название юрлица, адрес его регистрации.

Возврат авансовых таможенных платежей

Авансовый платёж — это перечисленные заявителем денежные средства на счёт таможни в учёт будущих таможенных платежей. Он не имеет конкретики ни в видах ввозимых (вывозимых) товаров, ни в их стоимости, ни в сроках. По своей сути он изначально представляет собой излишне оплаченные денежные средства.

Авансовые платежи обладают рядом параметров:

  • Даже после зачисления на счёт таможенных органов, они считаются собственностью лица или организации, которые их перечисляли (п.3 в ст.330 ТК РФ).
  • Не являют собой таможенные платежи: налоги, пошлины, акцизы и сборы.
  • Меняют свой статус на «таможенные платежи» после предоставления в таможенный орган распоряжения об их уплате в качестве последних: заявления, грузовой таможенной декларации.

Плательщик может обратиться с заявлением о полном возврате переплаченных средств в течение 3-х годичного срока, начинающегося с момента оплаты или взыскания этих платежей в досудебном порядке. Данный срок пресекателен по своему характеру, и не может быть нарушен или увеличен ни в каких случаях.

Но стоит заметить, что данный срок указывается в законодательных актах для досудебного разрешения проблемы. Ничто не мешает организации подать иск на возмещение излишне уплаченных средств после истечения трехлетнего срока в судебном порядке.

Таможня обязана в течение одного месяца не только рассмотреть заявление на текущий возврат излишне оплаченных таможенных налогов, но и вернуть переплату заявителю по тем реквизитам, которые были прописаны в заявлении.

При нарушении такого срока заявитель вправе потребовать от таможни уплаты процентов от суммы переплаты по ставке рефинансирования ЦБ РФ за каждый день получившейся просрочки.

Излишки уплаченных таможенных пошлин не могут возвращаться в случаях:

  • Если у плательщика есть непогашенный налоговый долг в отношении других платежей. В этом случае он покрывается из суммы излишне оплаченных денежных средств. Соответственно если эта сумма значительно больше долговых обязательств, то плательщику возвращается сумма переплаченных таможенных платежей за вычетом задолженности.
  • Если сумма, которую должен вернуть таможенный орган, составляет менее 150 руб., то она не подлежит возврату.

Вот полезная информация о том, как решаются проблемы возврата излишне уплаченных таможенных платежей в Высшем Арбитражном Суде:

Возврат осуществляет только тот таможенный орган (организация), на счёт которого были оплачены таможенные налоги, пошлины и только в рублевом эквиваленте.

В целом, несмотря на жгучее желание таможенных органов откреститься от возврата уплаченных платежей или желания провести зачёт их в счёт будущих начисляемых налогов, вернуть денежные средства всегда возможно при условии выполнения всех отведённых сроков и правильно поданных документов.

Смотрите так же:  Льготы участникам войны в 2019г

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Таможенные платежи».

Бесплатная консультация по телефону:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Возврат таможенных пошлин и иных денежных средств

Если таможенные пошлины были уплачены излишне, они могут подлежать возврату. Все необходимые документы, включая заявления, подаются в налоговый орган. То есть документы подаются в налоговую службу, где было осуществлено декларирование представленных товаров. Если порядок используется в виде централизованного формата, то заключается соглашение с применением указанных в нем условий. Реверсирование может быть осуществлено не более чем через три года с момента взыскания или уплаты.

Как вернуть таможенные пошлины и другие денежные компенсации?

Причины, по которым переплачивается пошлина таможни, совершенно разные. Однако вернуть обратно денежные средства не всегда получается. Поэтому следует для начала понять, в какие организации стоит обращаться и какие подготовить документы для возврата взысканных платежей.

В разных компаниях, которые работают в многообразных сферах, ситуация может время от времени повторятся. К примеру, компания постоянно перевозит определенную продукцию через таможню. Пропускной пункт, конечно, может быть налажен, однако возникшие трудности решаются во время рабочего процесса.

На практике становится понятно, какую сумму организация перечисляет таможни за постоянную перевозку продукции. Таковые денежные средства именуютсяплатежами. Но иногда, когда подводится итог годового бюджета, руководство замечает их переплату. Причины различные. К примеру, орган не согласен с количеством товаров, которые были отсканированы.

Следовательно, таможня самостоятельно переквалифицировала грузы, в результате вместо текущей таможенной пошлины она была оплачена в двойном размере. Также может быть ситуация, когда таможня не согласилась с декларационными документами и самостоятельно произвела корректировку. В результате этого итоговая стоимость производимых платежей увеличилась.

Порядок возврата таможенных сборов

Если представленный административный порядок по урегулированию спорной ситуации соблюдался, но орган отказал возвращать платежи, плательщик или компания, которая перевозит постоянно продукцию из-за рубежа, может обратиться в суд. Для начала плательщик:

  1. Обращается в судебные инстанции.
  2. Предъявляет заявление о том, что он бы хотел вернуть излишне оплаченную пошлину обратно.
  3. Доказывает в суде незаконность совершения действий таможенным контролем, которые осуществили подобные действия.

Таблица таможенного расчёта предоставляется по ссылке:

Список документов

Как гласит статья 122 Федерального закона, к заявлению о возврате авансовых платежей прилагаются следующие виды документов:

  • Официальная бумага, которая подтверждает сегодняшнее перечисление авансовых транзакций;
  • Официальные бумаги, которые указаны в части 4-7 текущей статьи. Все зависит от статуса лица;
  • Другие документы, которые представляются лицом и подают заявление согласно возврату платежей для того, чтобы подтвердить обоснованность.

Заявление на возврат таможенных платежей

Как говорилось выше, Таможенный орган РФ обязан вернуть ошибочно зачисленные денежные средства, уплаченные при ввозе товара в виде пошлин. Если контролирующее звено самостоятельно обнаружило оплату выше указанной суммы, оно должно в течение месяца собственноручно предупредить плательщика об этом. Дополнительно приложить опциональные документы, которые характеризуют стоимость реверсирования.

Плательщик должен подать специальное заявление о возврате указанных пошлин. Форма утверждена Приказом ФТС России под номером 2520. К ней нужно приложить перечисленные выше документы. Срок рассмотрения заявления о возврате денежных средств, которые были излишне уплачены или взысканы, не должен превышать одного месяца с момента подачи заявления и иных обязательных документов.

Судебная практика

Сегодня существуют многие споры по взысканным и излишне уплаченным платежам. Это одна из наиболее популярных областей в судебной практике относительно Таможенного кодекса. Только за 2014 год было рассмотрено более 300 тысяч дел, общая сумма которых составила порядка 3,5 миллиардов рублей. 95 процентов разбирательств были приняты в пользу плательщиков, а не Таможенных органов.

Среди множества представленных судебных дел считается вопрос по исчислению, а также определению сроков по обращению во внешнеэкономическую деятельность, учитывая возврат уплаченных излишне таможенных платежей. Сюда относится и начисление процентов при несвоевременном реверсировании денежных средств органами.

Об изменении порядка возврата излишне уплаченных таможенных платежей

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.05.2017 № 46 (Решение № 46) внесены изменения в Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (Порядок, утвержденный Решением Коллегии ЕЭК от 10.12.2013 № 289).

Установлено, если обращение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (обращение о КДТ) содержит сведения, необходимые в соответствии с законодательством государства — члена ЕАЭС для возврата (зачета) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных и иных платежей, оно рассматривается в качестве заявления на возврат, если в соответствии с законодательством государства-члена возврат (зачет) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных, иных платежей производится по заявлению плательщика. Такое обращение-заявление должно быть рассмотрено таможенным органом в соответствии с законодательством государства-члена в установленный законодательством этого государства-члена срок, который не может превышать 30 календарных дней со дня его регистрации в таможенном органе.
Данные нормы вступают в силу с 11 июня 2017 года.

Последствия принятия изменений

Цель внесения изменений – упростить декларанту процедуру возврата излишне уплаченных таможенных платежей. Ранее, в силу разъяснений, приведенных в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 № 18, для возврата излишне уплаченных таможенных платежей одновременно с подачей заявления на возврат или ранее декларанту необходимо было инициировать внесение соответствующих изменений в декларацию на товары. Иными словами, декларанту нужно было составить два документа.

Но несмотря на указанные разъяснения Пленума, таможенные органы в большинстве случаев возвращали заявление без рассмотрения по существу, поскольку, по их мнению, подать обращение о внесении изменений недостаточно для подтверждения факта излишне уплаты (взыскания) таможенных платежей – для этого нужно, чтобы таможенный орган проверил обращение и принял по нему решение. А срок такой проверки ограничен только общим 3-годичным сроком проведения таможенного контроля после выпуска товаров.

Такая практика приводит к существенному затягиванию таможенными органами возврата денежных средств. Процедура превратилась в некую формальность, которая обязательно должна предшествовать обращению декларанта с жалобой в арбитражный суд. Теперь в соответствии с Решением № 46 для возврата излишне уплаченных таможенных платежей достаточно лишь направить в таможенный орган обращение о внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары, которое должно быть рассмотрено по существу в 30-дневный срок.

О чем подумать, что сделать?

Статья 90 Таможенного кодекса Таможенного союза устанавливает, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства — члена Таможенного союза. Таким образом, полномочия по регулированию данного порядка делегированы Кодексом только национальному законодательству. У Евразийской экономической комиссии таких полномочий нет.

В Российской Федерации порядок возврата сумм излишне уплаченных таможенных платежей установлен ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Согласно ч. 15 указанной статьи излишне уплаченные таможенные платежи могут быть возвращены только на основании заявления плательщика о возврате, заполненного по форме, утвержденной ФТС России.

Действующая в настоящее время форма заявления утверждена Приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520, и в нем не предусмотрено, что в качестве заявления о возврате может использоваться обращение о КДТ. В этой связи до внесения изменений в Приказ ФТС России № 2520 таможенные органы могут по формальным основаниям отказывать в рассмотрении обращения о КДТ в качестве заявления на возврат. Кроме того, перечень документов, прилагаемых к обращению о внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары, и к заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных платежей различается.

В целях устранения еще одного формального основания для отказа рекомендуется к обращению о КДТ прикладывать документы, необходимые для рассмотрения заявления о возврате. На практике, некоторые таможенные органы считают, что в обращении о КДТ может быть указана информация только в отношении одной декларации на товары. Однако как следует из разъяснений ФТС России, в заявлении о возврате излишне уплаченных таможенных платежей может содержаться неограниченное количество деклараций на товары. Это позволяет плательщику в случае отказа в возврате по такому заявлению обжаловать его в рамках одного судебного дела, которое не может быть разъединено на несколько дел, что существенно сокращает судебные расходы.

С учетом отсутствия единообразного применения таможенными органами положений Порядка, организации могут столкнуться с отказом во внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары, в связи с тем, что в обращении указано больше одной декларации на товары. Подача же одного обращения о КДТ в отношении одной декларации на товары может привести к риску разделения спора на несколько судебных дел.