Ткп требования

Форум инженеров по охране труда Беларуси

ТКП 295-2011 (02300) Пожарная техника. Огн.

admin 29 Апр 2013

ТКП 295-2011 (02300) Пожарная техника. Огнетушители. Требования к выбору и эксплуатации

Технический кодекс устанавливает требования к эксплуатации переносных и передвижных огнетушителей, их выбору, размещению, техническому обслуживанию и перезарядке.

Требования технического кодекса распространяются на:

  • переносные и передвижные (общей массой до 400 кг) огнетушители, предназначенные для тушения пожаров классов А, В, С, D и Е (электрооборудования, находящегося под напряжением);
  • стационарные огнетушители, предназначенные для тушения пожаров классов А, В, С и Е (электрооборудования, находящегося под напряжением), в помещениях зданий и сооружений, внутренних объемов технологических установок и оборудования (в том числе отсеков транспортных средств).

Прикрепленные файлы

  • TKP_295-2011_Огнетушители. Требования к выбору и эксплуатации.pdf214,04 Кб 16749 Количество загрузок

PolotskCSMS 27 Июн 2017

Господа. Помогите разобраться. Приложение В п. 2 примечаний к таблице В.1 гласит «Количество огнетушителей на каждое помещение должно быть не менее двух.». Как это следует понимать? В каждом помещении вешать 2 огнетушителя (хотя по таблице достаточно одного)? Рядом? Спасибо.

myxaan 28 Июн 2017

Господа. Помогите разобраться. Приложение В п. 2 примечаний к таблице В.1 гласит «Количество огнетушителей на каждое помещение должно быть не менее двух.». Как это следует понимать? В каждом помещении вешать 2 огнетушителя (хотя по таблице достаточно одного)? Рядом? Спасибо.

ПББ не требует двух огнетушителей. Тут если брать по значимости то ПББ более значимый документ следовательно по нему нужно брать.

PolotskCSMS 28 Июн 2017

ПББ не требует двух огнетушителей. Тут если брать по значимости то ПББ более значимый документ следовательно по нему нужно брать.

ПББ я так понимаю ППБ Беларуси 01-2014? Они утверждены постановлением МЧС. ТКП 295 — также постановлением МЧС. Следовательно документы равнозначны.

Пожарник.by 29 Июн 2017

ПББ я так понимаю ППБ Беларуси 01-2014? Они утверждены постановлением МЧС. ТКП 295 — также постановлением МЧС. Следовательно документы равнозначны.

Не совсем верно. «Новый нормативный правовой акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу нормативному правовому акту того же государственного органа (должностного лица)» — статья 10 закона РБ о НПА.

Следовательно — ППБ 01-2014 имеет большую юридическую силу, т.к. издавался на 3 года позже ТКП 295-2011. Поэтому, при выборе количества первичных средств пожаротушения руководствуемся приложением 5 ППБ 01-2014.

PolotskCSMS 29 Июн 2017

Не совсем верно. «Новый нормативный правовой акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу нормативному правовому акту того же государственного органа (должностного лица)» — статья 10 закона РБ о НПА.

Следовательно — ППБ 01-2014 имеет большую юридическую силу, т.к. издавался на 3 года позже ТКП 295-2011. Поэтому, при выборе количества первичных средств пожаротушения руководствуемся приложением 5 ППБ 01-2014.

Это первоначальный ввод. По изменениям обратная ситуация:

ППБ Беларуси 01-2014: изм. № 4 — Постановление от 14.02.2017

ТКП 295-2011: изм. № 1 — Постановление от 01.03.2017

Ещё можно сказать, что в ТКП 295 приложение Г значится как «(рекомендуемое)». В ППБ Беларуси 01-2014 такого указания нет, впрочем, не написано и «(обязательное)».

Ещё можно, конечно, приплести сюда ещё Директиву Президента № 2

В случае неясности или нечеткости предписаний правового акта решения должны приниматься исходя из максимального учета интересов граждан

Но мне кажется, что это уже дебри.

ППБ — похоже НПА

Ещё в ППБ написано, что они «устанавливают общие требования пожарной безопасности» и наряду с ними «следует также руководствоваться требованиями, предусмотренными иными НПА и ТНПА».

Запутанная история в общем.

Сообщение изменено: PolotskCSMS (29 Июнь 2017 — 12:17 )

Пожарник.by 29 Июн 2017

Это первоначальный ввод. По изменениям обратная ситуация:

ППБ Беларуси 01-2014: изм. № 4 — Постановление от 14.02.2017

ТКП 295-2011: изм. № 1 — Постановление от 01.03.2017

«Новый нормативный правовой акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу нормативному правовому акту того же государственного органа (должностного лица)».

Изменение №1 ТКП 295-2011 никоим образом не коснулось вопроса о подборе количества огнетушителей.

Если вы считаете иначе, то можете обратиться в письменной форме в МЧС РБ за разъяснениями, либо закупать лишние огнетушители в соответствии с ТКП 295-2011.

О бедном ТКП замолвите слово

«Шеф! Все пропало!» Эта крылатая фраза вырвалась из моих уст после прочтения обновленного Закона о техническом нормировании и стандартизации (от 05.01.2004 № 262-З, в редакции от 24.10.2016 № 436-З) (далее — Закон), а точнее двух статей этого Закона: Статья 21 «Применение технических кодексов установившейся практики» и Статья 23 «Применение государственных стандартов».

Статья 21. Применение технических кодексов установившейся практики
1. Технические кодексы установившейся практики являются добровольными для применения, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4–6 настоящей статьи.

Статья 23. Применение государственных стандартов
1. Государственные стандарты являются добровольными для применения, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи и пунктом 2 статьи 29 настоящего Закона.

! Прежде чем продолжить, хочу сузить круг своих исследований до технических кодексов установившейся практики (далее — ТКП) в области безопасности труда. О них пойдет мой дальнейший рассказ. ¡

Добровольность применения государственных стандартов была декларирована в предыдущей версии Закона, но текущая версия «присоединила» к ней ТКП. Одним росчерком пера мы получили добровольность применения таких ТКП как:

ТКП 427-2012 «Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок»
ТКП 181-2009 «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей»
ТКП 45-1.03-40-2006 «Безопасность труда в строительстве. Общие требования»
ТКП 601-2016 (33210) «Платформы рабочие мобильные подъемные. Требования безопасности при эксплуатации»

Перечисление можно продолжать. Но не надо обольщаться. Некоторые ТКП должны исполняться и пункты 4-6 статьи 21 дают ответ, в каких случаях это необходимо делать. Разберем их.

4. В случае, когда в законодательном акте Республики Беларусь, техническом регламенте Республики Беларусь либо ином нормативном правовом акте Совета Министров Республики Беларусь дана ссылка на технический кодекс установившейся практики, требования этого технического кодекса установившейся практики становятся обязательными для соблюдения, если добровольность его применения не установлена соответствующим законодательным актом Республики Беларусь, техническим регламентом Республики Беларусь либо иным нормативным правовым актом Совета Министров Республики Беларусь.

Переведем на простые слова. ТКП должен исполняться, если на него есть ссылка в:

а) законодательном акте Республики Беларусь (см. термин в Законе о НПА РБ):
• Конституции Республики Беларусь;
• Законе Республики Беларусь;
• Декрете и Указе Президента Республики Беларусь;
б) техническом регламенте Республики Беларусь
в) нормативном правовом акте Совета Министров Республики Беларусь.

Эти же документы могут устанавливать добровольность ТКП.

Бегло проанализировав документы подпункта а) я увидел, что в Законе об охране труда нет ссылок на ТКП, в Указах и Декретах тоже, и очевидно, что их нет в Конституции.

Проверить все ссылки на ТКП в НПА Совмина (подпункт в) тяжело. Нашлось около 18 000 документов. Но при беглом осмотре и в них я не нашел ссылок на ТКП в области безопасности труда.

Единственный документ в котором много ссылок на ТКП — технические регламенты Республики Беларусь (подпункт б) (далее — ТР РБ). В настоящее время действуют восемь ТР РБ:

ТР 2007/003/BY «Единицы измерений, допущенные к применению на территории Республики Беларусь»
ТР 2008/009/BY «Банковская деятельность. Информационные технологии. Информационная совместимость программных и программно-технических средств платежной системы»
ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность»
ТР 2010/014/BY «Минеральные удобрения. Безопасность»
ТР 2010/025/BY «Корма и кормовые добавки. Безопасность»
ТР 2013/027/BY «Информационные технологии. Средства защиты информации. Информационная безопасность»

Очевидно, что из всех представленных документов к безопасности труда может иметь отношение только ТР 2009/013/BY. И то, очень отдаленное. В тексте ТР 2009/013/BY вы не найдете ссылок на ТКП, но есть такое требование:

Статья 6. Обеспечение соответствия существенным требованиям безопасности
1. Соответствие сооружений, проектной документации, строительных материалов и изделий, работ в строительстве настоящему техническому регламенту обеспечивается непосредственным выполнением его существенных требований безопасности и (или) выполнением требований взаимосвязанных технических нормативных правовых актов.
Выполнение требований взаимосвязанных технических нормативных правовых актов свидетельствует о выполнении существенных требований безопасности настоящего технического регламента.
Перечень взаимосвязанных технических нормативных правовых актов устанавливает Министерство архитектуры и строительства.

Хитро спрятали 🙂 Расшифруем требование этой статьи. В ТР 2009/013/BY есть статья 5 «Существенные требования безопасности», ее нужно исполнять, а так же исполнять требования взаимосвязанных технических нормативных правовых актов (далее — ТНПА). Перечень взаимосвязанных ТНПА утверждает Министерство архитектуры и строительства. На 115-ти страницах этого документа есть ссылка на 526 ТНПА.

Но и тут не все так просто. Перечень разделяется на два раздела. В разделе 1 ТНПА обязательные для применения, в разделе 2 — добровольны к применению (вот эта добровольность применения, описанная в конце пункта 4 статьи 21). Наконец-то мы нашли ТКП обязательные для применения.

Проанализировав Перечень, находим, что обязательны к применению (опять же не весь документ, а его отдельные пункты, главы или приложения):

ТКП 45-2.04-153-2009 «Естественное и искусственное освещение. Строительные нормы проектирования»
ТКП 45-1.03-161-2009 «Организация строительного производства»
ТКП 45-3.02-209-2010 «Административные и бытовые здания. Строительные нормы проектирования»
СНБ 4.02.01-03 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»
ПУЭ (шестое издание) «Правила устройства электроустановок»

Смотрите так же:  Судебная практика по придомовой территории

Как видим, к безопасности труда данные документы имеют некоторое отношение. Некоторое, но не такое как ТКП указанные в начале этой статьи. Конечно, для полноты оценки необходимо проанализировать пункты ТНПА и сами ТНПА из Перечня, что бы понять, что конкретно мы обязаны исполнять. Согласитесь, не густо.

Следующие пункты Закона, обязывающий применение ТКП, гласят:

5. Если субъект технического нормирования и стандартизации в добровольном порядке заявил о соблюдении технического кодекса установившейся практики (отдельных его требований) либо о соответствии техническому кодексу установившейся практики (отдельным его требованиям) выполняемых им процессов разработки, проектирования, изысканий, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации продукции, выполняемой им работы или оказываемой им услуги (использовав обозначение технического кодекса установившейся практики (сделав ссылку на отдельные его требования) в маркировке, эксплуатационной или иной документации, договорах, рекламе либо заявив об этом иным способом), требования (отдельные требования) технического кодекса установившейся практики для него становятся обязательными для соблюдения в силу добровольного волеизъявления (самообязывания). При этом в указанных случаях требования (отдельные требования) технического кодекса установившейся практики являются обязательными для соблюдения субъектом технического нормирования и стандартизации до момента прекращения использования обозначения технического кодекса установившейся практики в маркировке, эксплуатационной или иной документации, договорах, рекламе либо отзыва сделанного этим субъектом соответствующего заявления иным способом.

6. Субъект технического нормирования и стандартизации вправе своим решением установить обязательность соблюдения требований технического кодекса установившейся практики (отдельных его требований) для подчиненных ему либо входящих в его состав (систему) иных субъектов технического нормирования и стандартизации, если такое решение не противоречит актам законодательства Республики Беларусь и учредительным документам субъектов технического нормирования и стандартизации — юридических лиц.

Вкратце эти пункты звучат так — если организация или головная организация (концерн, холдинг и т.п.) заявили, что будут выполнять ТКП целиком или отдельные его требования (смотрите выше, как это сделало Министерство архитектуры и строительства в совем Перечне) требования ТКП становится обязательным к применению.

Это пункт взывает к нашему благоразумию и ответственности. И если Вы не желаете самостоятельно декларировать исполнение ТКП, но у вас внедрена система управления охраной труда на основе СТБ 18001-2009 или OHSAS 18001:2007, то я Вас огорчу — вы уже добровольно заявили об исполнении множества ТКП и ГОСТ. И сделали вы это в разделе 4.3.2 «Законодательные требования» вашего руководства по СУОТ.

СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования»
4.3.2 Законодательные и другие требования
Организация должна установить, внедрить и выполнять процедуру(ы) идентификации и обеспечения доступа к законодательным и другим требованиям в области охраны труда, распространяющимся на организацию.
Организация должна гарантировать, что данные законодательные и другие требования, которые организация обязалась выполнять, учтены при разработке, внедрении и поддержании в рабочем состоянии системы управления охраной труда.
Организация должна обновлять эту информацию.
Организация должна доводить соответствующую информацию по законодательным и другим требованиям работникам, а также другим соответствующим заинтересованным сторонам.

OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности труда — Требования»
4.3.2 Законодательные и другие требования
Организация должна установить, внедрить и выполнять процедуру(ы) идентификации и обеспечения доступа к законодательным и другим требованиям в области профессионального здоровья и безопасности труда, применимым к организации.
Организация должна гарантировать, что эти применимые законодательные требования и другие требования, которые организация обязалась выполнять, учтены при установке, внедрении и поддержке системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности труда.
Организация должна обновлять эту информацию.
Организация должна сообщать соответствующую информацию по законодательным и другим требованиям лицам, работающим под управлением организации, и другим соответствующим заинтересованным сторонам.

Раздел 4.3.2. обязывает оформить свои обязательства исполнять законодательные требования и большинство организаций это делают, утверждая «Реестр НПА и ТНПА обязательных для исполнения в организации» (далее — Реестр). У каждого этот документ может называться по-разному, но у всех он находится в разделе 4.3.2. Руководства по СУОТ. Откройте свой Реестр и посмотрите, какие обязательства вы взяли на себя.

Закон об охране труда обязывает все организации Республики разработать и внедрить системы управления охраной труда (далее — СУОТ). Кто-то разрабатывает СУОТ в соответствии с требованиями пункта 10 Межотраслевых общих правил по охране труда и у него такого Реестра не будет, а кто-то взял за основу национальный стандарт СТБ 18001 и бездумно скопировал Реестр коллеги или включил в свой все ТНПА, что попались на глаза. Задумайтесь над этим при очередном пересмотре Реестра.

ИТОГИ

С вступление в силу новой версии Закона мы оказались в ситуации, когда множество технических нормативных правовых актов просто «прекратило существование». Да, они есть, но потребовать их исполнять не может никто (кроме вышеописанных случаев). Никто не может ссылаться на требования ТКП при проведении проверок и накладывать за это штрафные санкции. Это благо или наступила «нормативная анархия»?
Возможно это повсеместно декларируемая государством либерализация экономики с передачей собственнику больших свобод, а с ней и большей ответственности за деятельность своей организации? Возможно, это правильно, но ослабление надзорной деятельности и предоставление широких свобод влечет к анархии. И ка бы мы себя не утешали здравомыслием наших руководителей организаций, но финансовая выгода всегда будет превыше безопасности. Потому что безопасность затратна. Прошедшие 150 лет развития человечества только подтверждают эти выводы:

Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. ©

Прочитав это высказывание каждый должен задать себе вопрос и ответить: «Я за анархию или системность и порядок?».

Напоследок, хочется остудить пыл тех, кто решил, что наступила всеобщая свобода, и он волен выполнять работы так, как ему вздумается. Часть третья статьи 4 Закона об охране труда обязывает работодателей самостоятельно обеспечить сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности, в том числе и установлением требований безопасности в локальных нормативных правовых актах. Уверен, что Вы, мой читатель, за безопасность и порядок.

Статья 4. Требования по охране труда
При отсутствии в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, требований по охране труда работодатели принимают необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности.

Минстройархитектуры проводится работа по сокращению числа обязательных технических нормативных правовых актов и актуализации действующих строительных норм, в результате чего был подписан приказ от 30.12.2016 № 321 «Об утверждении и введении в действие технического нормативного правового акта», в соответствии с которым с 1 апреля 2017 г.:

1) введен в действие ТКП 45-1.04-305-2016 «Техническое состояние и техническое обслуживание зданий и сооружений. Основные требования» (далее – ТКП 45-1.04-305-2016);

2) потеряли силу следующие ТКП со всеми изменениями к ним:

  • ТКП 45-1.04-14-2005 «Техническая эксплуатация жилых и общественных зданий и сооружений. Порядок проведения»;
  • ТКП 45-1.04-78-2007 «Техническая эксплуатация производственных зданий и сооружений. Порядок проведения»;
  • ТКП 45-1.04-208-2010 «Здания и сооружения. Техническое состояние и обслуживание строительных конструкций и инженерных систем и оценка их пригодности к эксплуатации. Основные требования».

Рассмотрим более подробно некоторые положения введенного в действие ТКП 45-1.04-305-2016, которым устанавливаются требования к:

  • техническому состоянию и техническому обслуживанию зданий и сооружений, строительных конструкций и инженерных систем зданий различного назначения, которые находятся:
  • в ведении организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности;
  • в собственности физических лиц и ИП;
  • оценке пригодности зданий и сооружений, строительных конструкций и инженерных систем к эксплуатации.

ТКП 45-1.04-305-2016 не распространяется на системы электроснабжения, электрическое освещение, слаботочные сети и лифтовое оборудование.

Вместе с тем с 1 апреля 2017 г. эксплуатация и обслуживание зданий должны осуществляться с учетом требований не только ТКП 45-1.04-305-2016, но и:

1) Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», в редакции от 18.07.2016 № 402-З;

2) Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов», утвержденных постановлением Минздрава от 20.08.2015 № 95, в редакции от 11.04.2017 № 29;

3) отраслевых инструкций по технической эксплуатации зданий, отражающих их специфику и режим эксплуатации;

4) объектных инструкций, учитывающих специфику конкретного объекта.

Далее приведем основные понятия ТКП 45-1.04-305-2016.

Техническая эксплуатация (эксплуатация) – использование здания по назначению при систематическом проведении комплекса организационно-технических мероприятий по контролю состояния, содержанию, техническому обслуживанию и ремонту.

В процессе технической эксплуатации должны обеспечиваться:

  • безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, имущества собственника здания;
  • работоспособность и безопасная эксплуатация строительных конструкций и инженерных систем зданий;
  • проектные режимы эксплуатации строительных конструкций и инженерных систем зданий и сооружений;
  • содержание помещений зданий и прилегающей к зданиям территории в соответствии с установленными санитарно-гигиеническими и противопожарными нормами и правилами.

Процесс технической эксплуатации зданий и прилегающей к зданиям территории в соответствии с установленными требованиями контролируется посредством:

1) эксплуатационного контроля, который выполняется собственными силами владельца, собственника или с привлечением сторонних специализированных организаций.

Виды и характеристика осмотров при эксплуатационном контроле приведены в таблице 1.

Виды осмотров при эксплуатационном контроле

Контроль за использованием и содержанием помещений, устранение мелких неисправностей при проведении осмотра.

Контроль технического состояния здания в целом, его инженерных систем и благоустройства (проводятся комиссией 2 раза в год – весной и осенью).

Смотрите так же:  Как лучше оформить квартиру дарения

Контроль технического состояния отдельных конструкций здания, инженерных систем, элементов благоустройства (периодичность зависит от конструктивных особенностей здания и технического состояния его элементов, но не реже 1 раза в год)

Проводятся после стихийных бедствий, аварий, при выявлении недопустимых деформаций оснований

Результаты контроля фиксируются с помощью следующих актов, формы которых приведены в приложении А к ТКП 45-1.04-305-2016:

  • частичного планового осмотра технического состояния здания (сооружения);
  • общего планового (весеннего) осмотра здания;
  • общего планового (осеннего) осмотра здания (о готовности к зиме);

2) государственного контроля (надзора), который осуществляется уполномоченными органами власти для зданий 1–3-го классов сложности, в т.ч. для объектов:

  • атомной энергетики;
  • обороны и безопасности;
  • опасных производственных объектов;
  • линий связи;
  • объектов, сведения о которых составляют государственную тайну.

Техническое обслуживание

Техническое обслуживание – комплекс организационно-технических мероприятий по поддержанию технического состояния здания, его элементов путем:

  • устранения незначительных неисправностей;
  • обеспечения установленных параметров и режимов работы;
  • наладки и регулирования инженерных систем;
  • осуществления работ по подготовке к весенне-летнему и осенне-зимнему периодам года.

Техническое обслуживание проводится в соответствии с планами-графиками текущего ремонта, разработка которых основана на результатах осеннего осмотра. Дальнейшее уточнение графиков производится после проведения весеннего осмотра и с учетом сведений диспетчерских служб о неисправностях систем и оборудования, нарушениях параметров и режимов эксплуатации зданий.

К мероприятиям по техническому обслуживанию относятся:

  • технический осмотр, т.е контроль за состоянием здания, его элементов, с помощью визуального осмотра (органолептическим методом), а также с использованием средств контроля (при необходимости);
  • профилактическое техническое обслуживание, наладка, регулирование и текущий ремонт инженерных систем зданий;
  • текущий ремонт помещений и строительных конструкций зданий, благоустройство и озеленение прилегающей территории в таких объемах и с такой регулярностью, которая обеспечит их исправное состояние и эффективную эксплуатацию;
  • поддержание в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии помещений зданий и прилегающей к зданиям территории;
  • выполнение работ по устранению аварий;
  • подготовка помещений зданий, инженерных систем к весенне-летнему и осенне-зимнему периодам года;
  • учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды;
  • сервисное обслуживание приборов учета расхода тепла и воды.

Эксплуатационно-технический паспорт

Эксплуатационно-технический паспорт (далее – ЭТП) – документ, содержащий технические сведения, относящиеся к строительству, в т.ч. проектированию, приемке в эксплуатацию, сооружения, а также данные, необходимые для идентификации и определения технического (физического) состояния соответствующего сооружения и его изменения во времени. При этом ЭТП:

  • относится к формам эксплуатационной документации, в которых указываются все необходимые технические и технико-экономические сведения об эксплуатации здания;
  • составляется на каждое сданное в эксплуатацию здание независимо от его назначения и формы собственности;
  • используется для учета и контроля за изменением технического состояния зданий, а также своевременного выявления аварийно-опасных объектов;
  • содержит информацию о состоянии отдельных конструкций и здания в целом на момент последнего обследования;
  • содержит заключение о пригодности либо непригодности здания к дальнейшей эксплуатации, данные для определения объемов основных видов работ и ресурсов для восстановления его эксплуатационных показателей.

Первые изменения в ЭТП вносятся в конце гарантийного срока. На их основании принимается решение о необходимости выполнения ремонтных работ.

При каждом последующем обследовании заполняются таблицы с техническими характеристиками элементов зданий и сооружений и карточка учета технического состояния элементов здания, являющиеся приложениями к ЭТП.

Если эксплуатационный паспорт на существующее здание отсутствует, то его необходимо составить на основании детального обследования здания в соответствии с действующими требованиями к нему.

Ремонт зданий

В процессе эксплуатации здания для поддержания его в исправном состоянии производится ремонт:

  • текущий – для предотвращения дальнейшего интенсивного износа, восстановления исправности и устранения повреждений конструкций и инженерных систем зданий;
  • капитальный – с целью восстановления основных физико-технических, эстетических и потребительских качеств зданий, утерянных в процессе эксплуатации.

Рекомендуемая периодичность проведения капитального ремонта строительных конструкций и инженерных систем приводится в ТКП 45-1.04-305-2016 в зависимости от вида зданий:

  • в приложении В.7 – для производственных зданий и сооружений;
  • в приложении В.8 – для жилых и общественных зданий и их элементов.

На периодичность проведения ремонтов также влияют результаты технических осмотров, материалы технического обследования специализированными организациями, режим работы сооружений, эксплуатационные нагрузки, климатические условия и т.д.

Непредвиденные повреждения или аварии должны устраняться в кратчайшие сроки. Рекомендуемые сроки устранения выявленных неисправностей приведены в приложении В.9 к ТКП 45-1.04-305-2016.

В ТКП 45-1.04-305-2016 также приведены требования к техническому состоянию и эксплуатации помещений и строительных конструкций зданий, содержится информация по оценке технического состояния элементов зданий по результатам общего и детального обследований, оценке физического и морального износа зданий.

В приложениях к ТКП приведены:

  • формы эксплуатационной документации;
  • требования к содержанию и организации выполнения положений ведомственных и объектных инструкций по эксплуатации зданий;
  • рекомендации по определению численного состава работников службы технической эксплуатации производственных зданий и сооружений;
  • сроки первого детального осмотра конструкций после ввода здания в эксплуатацию;
  • периодичность проведения различных осмотров и ремонтов зданий и сооружений, а также их элементов;
  • перечень основных и дополнительных видов работ при техническом обслуживании и содержании зданий и прилегающей территории.

Надежда Богданова, инженер-строитель

Published by admin at 10:28 am under Новости

В строительной практике Беларуси нашли широкое применение составные заземлители, способные погружаться на глубину от 1,5 до 20 м и позволяющие с минимальными затратами и на ограниченной площади достичь нормируемое значение сопротивления заземления за счет использования для растекания тока более плотных и водонасыщенных глубинных слоев грунта, имеющих малое удельное сопротивление. Объем реализации таких стержней заземления составляет тысячи штук ежемесячно.
В ноябре-декабре текущего года в РБ приняты официальные нормативные документы, имеющие прямое отношение к заземлителям …

открыть!

Вниманию проектных организаций! С 1 ноября 2018 года вводятся в действие новые ТКП по проектированию.

Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь №93 от 13 апреля 2018 года утверждены:

1. ТКП 45-3.02-324-2018 «Жилые здания. Строительные нормы проектирования».

Технический кодекс устанавливает требования к проектированию жилых зданий высотой менее 75 м, в том числе:

— многоквартирных
— одноквартирных и блокированных жилых домов
— общежитий
— жилых домов с квартирами для инвалидов
— жилых домов для инвалидов
— жилых домов для престарелых

При разработке проектной документации на ремонт, реконструкцию и реставрацию эксплуатируемых жилых зданий технический кодекс применяют совместно с ТКП 45-1.04-206 «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию».

При проектировании зданий другого функционального назначения, в состав помещений которых включены жилые помещения, технический кодекс применяют в части требований к квартирам, жилым ячейкам и жилым комнатам.

ТКП устанавливает общие требования к проектированию жилых зданий, а также устанавливает:

— требования к внутридомовым устройствам общего пользования в многоквартирных домах и вспомогательным помещениям
— требования к размещению объектов социальной инфраструктуры
— санитарно-гигиенические требования
— требования к инженерному обеспечению
— обязательные правила подсчета площадей и строительного объема, определения этажности, типов квартир и продолжительности инсоляции помещений для многоквартирных жилых домов, общежитий, жилых домов для престарелых и инвалидов
— правила подсчета площадей и строительного объема, определения этажности и продолжительности инсоляции помещений для одноквартирных и блокированных жилых домов
— минимально необходимое количество лифтов и минимальные габариты кабины лифта
— расчетную температуру воздуха и кратность воздухообмена в помещениях жилых зданий

Технический кодекс не распространяется на:

— инвентарные и мобильные здания
— условия заселения жилых зданий

ТКП принят взамен
ТКП 45-3.02-230-2010 «Дома жилые одноквартирные и блокированные. Строительные нормы проектирования».

2.
ТКП 45-3.02-325-2018 «Общественные здания. Строительные нормы проектирования».

Технический кодекс устанавливает требования к проектированию:

— общественных зданий и сооружений;
— помещений общественного назначения, размещаемых в зданиях другого функционального назначения

Технический кодекс распространяется на общественные здания и помещения общественного назначения, относящиеся к функционально-типологическим группам, в том числе на здания и помещения, относящиеся к объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения:

— здания учреждений образования, воспитания и подготовки кадров
— здания научно-исследовательских учреждений, проектных, общественных организаций и управления
— здания и сооружения учреждений здравоохранения и отдыха
— физкультурно-оздоровительные и спортивные здания и сооружения
— здания культурно-просветительных и зрелищных учреждений
— здания предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания
— здания предприятий транспорта, предназначенные для непосредственного обслуживания населения
— здания предприятий коммунального хозяйства, кроме производственных, складских и транспортных зданий и сооружений
— многофункциональные здания и комплексы, включающие помещения различного назначения
— здания и сооружения учреждений здравоохранения и отдыха
— административные здания

Технический кодекс предназначен для применения при разработке проектной документации для нового строительства, а также реконструкции, капитального ремонта и реставрации эксплуатируемых зданий. При проектировании реконструкции, капитального ремонта или реставрации объектов, которым в установленном порядке присвоен статус историко-культурных ценностей, требования технического кодекса применяются с учетом положений законодательства об охране историко-культурных ценностей.

ТКП устанавливает общие требования к проектированию общественных зданий, а также устанавливает:

— требования к проектированию зданий и помещений розничных торговых объектов
— требования к инженерному обеспечению
— правила определения общей, полезной и расчетной площади, площади помещений, строительного объема, площади застройки и этажности общественных зданий
— перечень помещений общественных зданий, размещение которых допускается в подвальных и цокольных этажах
— требования к внутреннему противопожарному водопроводу и системам пожаротушения зданий культурно-просветительных и зрелищных учреждений с массовым пребыванием людей, а также физкультурно-оздоровительных и спортивных зданий и сооружений с массовым пребыванием людей
— расчетную температура воздуха и кратность воздухообмена в помещениях общественных зданий

ТКП принят взамен:

ТКП 45-3.02-209-2010 «Административные и бытовые здания. Строительные нормы проектирования».

ТКП 45-3.02-240-2011 « Здания и помещения розничных торговых объектов. Строительные нормы проектирования».

ТКП 45-3.02-245-2011 «Культурно-просветительные и зрелищные учреждения. Здания клубов. Строительные нормы проектирования».

ТКП 45-3.02-290-2013 «Общественные здания и сооружения. Строительные нормы проектирования».

Пожарная безопасность: принят новый ТКП

C 1 сентября в сфере обеспечения пожарной безопасности зданий грядут значительные изменения. Вступает в силу новый ТКП 45-2.02-315-2018 «Пожарная безопасность зданий и сооружений. Строительные нормы проектирования». Документ явился результатом глубокой переработки четырех ТНПА. В частности, изменились подходы к эвакуации людей из зданий, уменьшено количество степеней огнестойкости, скорректированы многие требования исходя из накопленного опыта.

На пути к упрощению

Несколько лет назад руководство страны поставило задачу — оптимизировать требования технических нормативных документов, при этом не ослабляя безопасность объектов. Необходимо было убрать лишние и не применяемые на практике нормы, оставив только те требования, которые непосредственно направлены на обеспечение безопасности человека.

Комплексную переработку блока 2.02 «Пожарная безопасность» специалисты начали в конце 2016 года. Был создан временный научный коллектив (ВНК), куда вошли в том числе представители МЧС и проектных организаций. Курировало работу над документом РУП «Стройтехнорм» как базовая организация по стандартизации в области технического нормирования в строительстве.

Первые изменения в блок 2.02 «Пожарная безопасность» начали вносить еще в 1999 году, — рассказывает начальник сектора консультационных услуг и экспертной деятельности РУП «Стройтехнорм» Сергей СТАТКЕВИЧ. — За почти 20-летний период в республике накопился немалый опыт применения этих документов, появились новые, прогрессивные идеи. Мы изучали подходы других стран, не только бывшего СССР, но и нормы Германии, Великобритании. Сопоставляли требования, пытались разобраться, почему у них так, а у нас по-другому. Рабочая группа пропустила через себя огромное количество требований, и в результате коренной переработке подверглись основополагающие моменты.

Новый ТКП 45-2.02-315-2018 «Пожарная безопасность зданий и сооружений. Строительные нормы проектирования» заменяет четыре ранее действовавших документа: ТКП 45-2.02-279-2013 «Здания и сооружения. Эвакуация людей при пожаре. Строительные нормы проектирования», ТКП 45-2.02-142-2011 «Здания, строительные конструкции, материалы и изделия. Правила пожарно-технической классификации», ТКП 45-2.02-242-2011 «Ограничение распространения пожара. Противопожарная защита населенных пунктов и территорий предприятий. Строительные нормы проектирования» и ТКП 45-2.02-92-2007 «Ограничение распространения пожара в зданиях и сооружениях. Объемно-планировочные и конструктивные решения. Строительные нормы проектирования».

Документы существенно не менялись последние 15 лет, а вносимые в них многочисленные изменения были попыткой привязать существующие нормы к новым реалиям и возможностям. В результате противопожарные требования, в ряде случаев, получились объемными и запутанными, порой противоречивыми.

Четко определили пути эвакуации

По словам Сергея Статкевича, наибольшей переработке подверглись нормы, регламентирующие эвакуацию людей из здания. Например, еще советский СНиП 2.01.02-85 давал четкое определение, что такое «эвакуационный выход».

Был детально расписан путь, который должен пройти человек, чтобы покинуть здание и спастись от пожара. Требование выглядело примерно так: «Выходы являются эвакуационными, если они ведут из помещений

а) первого этажа наружу непосредственно или через коридор, вестибюль, лестничную клетку;

б) любого этажа, кроме первого, в коридор, ведущий на лестничную клетку, или непосредственно в лестничную клетку (в том числе через холл). При этом лестничные клетки должны иметь выход наружу непосредственно или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями. »

Со временем эти нормы перекочевывали из документа в документ, попутно «обрастая» пояснениями, перечислениями, уточнениями и отсылками. В итоге определения получились громоздкими и запутанными. Проектировщики, органы надзора и экспертизы нередко по-разному понимали смысл прочитанного.

Эти нормы прекрасно работали для типовых зданий, но сегодня среди зданий общественного назначения типовых нет, — поясняет эксперт. — Поэтому и рождались различные описания путей эвакуации. До сих пор любая перестановка «компонентов» на пути человека наружу приводила к тому, что представители органов надзора и экспертизы говорили: «У вас (проектировщики) нет путей эвакуации». Мы изменили сам поход — где бы человек ни находился, для него должен быть доступен эвакуационный выход. Нет необходимости прописывать всю цепочку. Со стороны проектных организаций, которые знакомились с этими нормами, пока никаких замечаний не поступало.

Претерпело изменения и само нормирование путей эвакуации. Так, согласно действующим нормам, для каждого класса функциональной пожарной опасности установлены значения ширины путей эвакуации и их протяженность, а также ширина маршей лестниц. Они сгруппированы в несколько объемных таблиц.

Разработчики документа решили упростить нормативы для зданий разных классов функциональной пожарной опасности и ввести единый подход к определению их параметров. Согласно новому ТКП, ширина пути эвакуации должна быть не менее 1 м, а маршей лестниц — минимум 0,9 м. Увеличение этих параметров будет зависеть от количества человек, которые находятся на этаже, в здании или помещении.

Изменились подходы и к нормированию протяженности путей эвакуации. Разработчики отказались от их привязки к степеням огнестойкости. Теперь главное требование — где бы человек ни находился, путь до ближайшего эвакуационного выхода должен быть не более 50 м. Для помещений категорий В4, Г1, Г2 и Д указанное расстояние увеличено до 200 м.

— Неоднократно поднимался вопрос отделения путей эвакуации перегородками с нормированным пределом огнестойкости, — продолжает Сергей Статкевич. — В новом документе установили требования, что в зданиях высотой до 9 м (в России даже до 28 м) эти перегородки можно не нормировать. Это снимет многие разночтения.

«Определились» с агроусадьбами, упростили требования к аптекам

В новом ТКП разработчики откорректировали и дополнили классификацию зданий по функциональной пожарной опасности. До недавнего времени ряд функциональных назначений зданий в нынешней классификации отсутствовал. Например, органы надзора и экспертизы, проектные организации не знали, к какому классу функциональной пожарной опасности отнести, скажем, агроусадьбы — в нормативных документах такой тип строений не предусмотрен. Приходилось либо приравнивать его к жилью, либо к гостиницам, хотя существующие требования к этим объектам абсолютно разные.

— От общественности поступило предложение пересмотреть требования к аптекам, — продолжает разработчик. — Раньше они представляли собой, в основном, отдельные здания с лабораторией для приготовления лекарственных средств. Такие остались и сегодня, но чаще всего современная аптека — киоск в торговом центре, где продают готовые лекарственные препараты. Эти объекты предложили отнести к магазинам, ведь они реализуют готовую продукцию. Она не опаснее ассортимента обычного супермаркета, где в продаже есть и спиртосодержащие жидкости, и бытовая химия.

Складское помещение можно не категорировать

Изменились и требования к категорированию зданий по взрывопожарной и пожарной опасности. Теперь необходимо определять категорию только для производственных и складских помещений, входящих в состав зданий производственного, складского и сельскохозяйственного назначения.

— Действовавшие до недавнего времени нормативные документы устанавливают необходимость этой классификации для всех складских и производственных помещений, в том числе и в общественных зданиях. Любой архив в офисе по сегодняшним нормам нужно было классифицировать по взрывопожарной опасности и присваивать категорию. Мы решили вернуться к требованиям, действовавшим ранее, чтобы не только избавить организации от расчетов, которые необходимо было проводить для каждой кладовой в общественном здании, но и упростить сам подход.

Стало меньше степеней огнестойкости

В новом ТКП, с учетом зарубежного опыта, оптимизированы пределы огнестойкости основных строительных конструкций. Также уменьшили количество степеней огнестойкости с 8 до 5.

— Из 8 степеней огнестойкости в Беларуси на практике практически не применялось 3, — объясняет Сергей Статкевич. — Либо применялись для незначительного увеличения площади пожарного отсека, либо показатели находились на границе других степеней. Наиболее часто используемые степени огнестойкости:II, IV, VII и VIII. Реже — I (как правило, при проектировании высотных, уникальных и достаточно больших по площади зданий). Остальные (III, V, VI) использовалась еще реже.

Кровельщикам на заметку

Новации коснулись и кровель. Так, исключена обязательность огнезащитной обработки деревянных стропил и обрешетки чердачных покрытий, а также скорректированы требования к площади кровель, выполняемых из горючих рулонных материалов без устройства защитных покрытий.

— Я думаю, что в этом случае исходили из того, что действенного способа проверить, нанесено ли огнезащитное покрытие, нет. Можно, конечно, выпилить образец деревянной конструкции и отправить его в лабораторию на исследование. Но в уже построенном объекте это нереально. Существующие методы экспресс-анализа, когда снимают стружку и пытаются ее поджечь, тоже ненадежны и субъективны. Поэтому обязательную обработку решено было убрать. Против этого не возражали ни проектные организации, ни МЧС.

Энтузиазма не было

По словам Сергея Статкевича, за более чем два года работы над документом особой активности заинтересованных сторон не наблюдалась. Как и предписывает процедура, первая редакция ТКП была размещена на сайте РУП «Стройтехнорм и направлена на отзыв в организации.

— Из тех заинтересованных, кому мы не направляли документ на отзыв, я могу сейчас припомнить лишь Анатолия ПУКАЧА — члена ТКС 03 «Пожарная безопасность», который представил замечания от себя лично, и компанию «Технониколь». Предложения Анатолия Пукача были учтены при разработке ТКП. Замечания компании «Технониколь» касались кровли и изоляционных покрытий. Они в целом не противоречили нашей концепции и также были приняты к сведению.

Эксперт подчеркивает, что разработчики всегда открыты для конструктивных предложений. Ведь каких бы компетентных экспертов не привлекли, всех моментов не предусмотришь. Ценное замечание, особенно от практиков, сделает любой норматив лучше, понятнее и избавит от внесения многочисленных изменений уже постфактум. Сейчас же, наоборот, на стадии разработки документа немало заинтересованных сторон демонстрируют безразличие. Но зато после принятия охотно критикуют его создателей.

— Сейчас активно перерабатывается последний документ блока 2.02 «Пожарные отсеки». Первая редакция уже опубликована на сайте РУП «Стройтехнорм» и отправлена в профильные организации для отзыва. Конечно же, мы ждем замечаний и предложений по документу и от других специалистов. До конца года работу над этим ТКП мы планируем завершить, — резюмировал Сергей Статкевич.