Тоннельные коллекторы

Раздел 4-й. Канализация: наружные сети и сооружения

Наружные сети канализации проектируют согласно требованиям СНиП 2.04.03-85 «Канализация: наружные сети и сооружения».

Канализационные сети города устраивают по иерархическому принципу: мелкие сети подсоединяют к сетям более крупного диаметра (коллекторам). При этом прокладку канализационных сетей по возможности стараются устраивать так, чтобы трубы работали самотёком, используя рельеф местности. Это становится проблематично в условия равнинного, плоского рельефа, как например в Омске. Тогда дополнительно строят канализационные насосные станции перекачки.

Иерархия городских канализационных сетей следующая:

 дворовые и внутриквартальные сети диаметром  150-200 мм, которые строят на территории застройки в пределах красных линий, то есть не выходя на территорию улиц:

 уличные коллекторы диаметром  250-400 мм, которые строят, наоборот, за красными линиями застройки, то есть по территории улиц (могут иметь насосные станции перекачки);

 районные коллекторы диаметром  500-1000 мм, которые строят для района канализования (могут иметь насосные станции перекачки);

 городской коллектор диаметром  1000-5000 мм, который строят вдоль города по наиболее пониженной его части (имеет насосные станции перекачки).

На канализационных сетях сооружают смотровые колодцы из железобетонных колец диаметром 1 метр (глубиной до 6 метров) и 1,5 метра (глубиной до 6 метров). Шаг колодцев принимают по СНиП 2.04.03-85. Например, для дворовых канализационных сетей диаметром  150-200 мм шаг между соседними колодцами должен быть не более:

 35 метров при  150 мм;

 50 метров при  150 мм.

Для перехода сточных вод через реки устраивают дюкеры  трубы под дном водоёма на глубине не менее 0,5 метров до шелыги (верха трубы).

На окраине города, куда сточные воды поступают по городскому канализационному коллектору, находится главная насосная станция перекачки, которая по напорному загородному коллектору перекачивает стоки на очистные сооружения канализации (см. рис. 17).

Особенности тоннельных коллекторов — большие глубины заложения и диаметры, круичогабаритные шахты с перепадными
www.bibliotekar.ru/spravochnik-137-oborudovanie/48.htm

Основным элементом солнечного коллектора является плоская поглощающая панель, по внутренней полости которой циркулирует

Для крупных коллекторов круглого сечения давление грунта и временная нагрузка довольно велики. В целях уменьшения толщины стенок крупным коллекторам придают .

Наружные сети и сооружения . Справочник проектировщика промышленных, жилых и общественных зданий и сооружений. Канализация

Глава II. ЭКСПЛУАТАЦИЯ КАНАЛИЗАЦИОННОЙ СЕТИ И СООРУЖЕНИЙ НА НЕЙ

Особенности тоннельных коллекторов — большие глубины заложения и диаметры, круичогабаритные шахты с перепадными устройствами и водобоями в основании, высокая стоимость сооружений, повышенные требования к долговечности и др. — обусловливают необходимость поручать их эксплуатацию при протяженности коллекторов до 150—200 км специализированным службам районов, в составе которых имеются эксплуатационные участки, обслуживающие по 50—75 км сети.

В составе РТК, помимо бригад обходчиков для профилактического и технического осмотра, планово-предупредительного и аварийного ремонтов, имеются еще бригады для устранения закупорок и засорений в стояках перепадных устройств, службы и бригады телевизионного и геофизического контроля.

Численность рабочих бригад составляет 6—13 человек в зависимости от глубины шахты, диаметра коллектора и характера выполняемых работ.

Основные профессии рабочих, необходимые при эксплуатации тоннельных коллекторов: слесари аварийно-восстановительных работ, электромонтеры, оператор-радиомеханик, слесарь по КИП, машинист лебедки, стропальщик.

Тоннельные коллекторы транспортируют, как правило, относительно большие количества сточных вод с самоочищающимися скоростями потока, поэтому осадки в них, как подтверждает опыт эксплуатации, не откладываются и необходимость очистки отпадает. Наряду с этим значительно повышается объем профилактических работ.

Наружный осмотр производится не реже 2 раз в месяц. Цель осмотра — проверить:

наличие, состояние грузовых и людских люков шахт, плотность их прилегания;

правильность установки комплектов людского лаза и грузового люка на проезжей части и по вертикальной отметке;

наличие координатных табличек, правильность маркировки;

состояние поверхности земли в радиусе 25 м от сооружения и по линии тоннеля;

загазованность в верхней части шахт на CO., и СНд прибором ШИ-11;

работу ливнеспусков и аварийных выпусков в водоемы.

Технический осмотр шахт и буровых скважин производится не реже 2 раз в год. Цель осмотра — определить:

состояние горловины и людских лазов, лестниц, ограждений, решеток и закладных частей щитовых затворов, стояков, креплений стояков водоприемных и водобойных устройств, конструкций, где образуются быстротоки, стен, полков, банкетов, перегородок, рассечек тоннель — шахта, шахта — присоединение, шахта — штольня;

расход и состав сточной жидкости в присоединениях открытой сети к шахте (фиксируются дата, время, погодные условия);

осадок на полках, лестницах, ограждениях в тоннеле;

состояние гидравлического режима в тоннельном коллекторе при сплаве снега.

Для качественного технического осмотра сооружений перед его проведением необходимо произвести очистку и промывку всех элементов шахт и буровых скважин, причем количество рабочих, необходимых для выполнения этих работ, составляет от 4 до 12 человек в зависимости от сложности конструкций и глубины сооружений.

Технический осмотр тоннелей выполняется не реже 1 раза в 2 года и проводится бригадой от 7 до 11 человек в зависимости от глубины заложения коллектора под руководством двух инженерно-технических работников. Цель осмотра — определить:

состояние лотка тоннеля (истирание) и причины образования осадка в тоннеле;

состояние внутренней поверхности тоннеля, наличие механических разрушений, трещин, протечек, высолов;

состояние рассечек: тоннель — штольня, тоннель — шахта. тоннель — буровая скважина.

В процессе эксплуатации тоннельных коллекторов производятся: технический контроль за подключением открытой сети к сооружениям, проведением подземных работ над тоннелем и в непосредственной близости от него, сбросом снега из самосвалов в шахты во время снегосплава, строительством и ремонтом тоннелей и сооружений; ликвидация закупорок в перепадных устройствах, шахтах и буровых скважинах.

Для технического осмотра тоннельных коллекторов, производства их ремонта должны предусматриваться возможности:

прекращать транспортировку по ним сточных вод, для чего коллекторы должны быть закольцованы либо иметь дублеры; отключать присоединения канализационных сетей к шахтам и буровым скважинам; производить сброс через аварийные выпуски и ливнеспуски в водоем (при этом необходимо разрешение организаций по охране вод).

В случаях, когда невозможно исключить прекращение транспортировки по тоннельным коллекторам сточных вод, обследование технического состояния удобно осуществлять с помощью передвижной телевизионной установки.

Телекамера такой установки, укрепленная на передвижной тележке, вводится в коллектор и движется по нему, передавая изображение на телеэкран, установленный в кузове микроавтобуса, где также смонтирован пульт управления.

В Ленинграде с помощью телеустановки осмотрено около 50 % тоннельных коллекторов. Применение этого метода позволяет исключить контакт людей со сточной жидкостью, проследить динамику разрушения коллектора, составить дефектные ведомости на капитальный ремонт, своевременно произвести текущий или капитальный ремонт.

Возможности технического обследования тоннельных коллекторов телевизионной установкой ограничиваются при заполнении коллектора сточными водами более половины диаметра; кроме того, этим методом нельзя определить состояние лотка коллектора и других железобетонных конструкций. В этих случаях применяются геофизические методы дефектоскопии. С помощью каротажной станции СК-1-74 методами кавернометрии и термометрии определяются места притока грунтовых вод, оценивается объем этого притока, что позволяет прогнозировать места выноса грунта из затрубного пространства в коллектор, устанавливаются уровни донного осадка с последующим вычислением его объема и заполнением коллектора сточными водами.

С помощью сейсмостанции СМОВ-0-24, аппаратуры МАП-1 и электроразведочной аппаратуры ДЭМП-14 определяются зоны выноса грунта и пустоты над тоннельными коллекторами, размеры мульд оседания грунта за обделкой шахт и буровых скважин.

Двадцатипятилетний опыт эксплуатации тоннельных коллекторов в Ленинграде показал, что имеет место износ лотков, разрушение водоприемных устройств и водобоев шахтных перепадов, наличие течей в сводах коллекторов, разрушение железобетонных рубашек, коррозия ограждений, влияние состава сточных вод на конструкцию тоннеля, разрушающие действия газовой коррозии и пр. Выявленные в процессе эксплуатации конструктивные недостатки учитываются при разработке проектов на реконструкцию существующих и строительство новых тоннельных коллекторов.

Геотехнические и технологические аспекты обеспечения безопасности тоннельных коллекторов в условиях слабых грунтов Санкт-Петербурга

Интенсивное развитие мегаполисов вызывает необходимость устойчивого функционирования объектов подземной городской инфраструктуры. В особой защите нуждаются длительно эксплуатируемые тоннельные канализационные коллекторы. На возникновение аварий на коллекторах могут влиять как внешние, так и внутренние факторы. Среди причин разрушения коллекторов выделяют истирание лотка коллектора, физико-механические повреждения конструкции коллектора, вызванные внешними факторами, и воздействие химически агрессивных сточных вод. Однако процессы коррозии в коллекторах в настоящее время представляют наиболее острую проблему. Основной особенностью работы крупных канализационных коллекторов является процесс микробиологической (газовой) коррозии бетона и арматуры, а также технологического оснащения шахт. Приводятся признаки дефектов и новые методы диагностирования тоннельных коллекторов на основе обширных материалов изучения их работы в условиях слабых грунтов и интенсивных техногенных воздействий. Разработаны геотехнологические методы защиты длительно эксплуатируемых тоннельных канализационных коллекторов. Приводится уникальный опыт применения этих методов на объектах Санкт-Петербурга с мониторинговым сопровождением. Разработана система диагностирования коллекторов и представлены основные методы защиты от разрушения. Для защиты канализационных коллекторов в Санкт-Петербурге наиболее широко применяются методы, называемые пассивными. Они основаны на заблаговременном выборе стойких материалов, находящихся в непосредственном контакте с агрессивной средой. Показана важность совместного геотехнического и внутреннего мониторинга тоннельных канализационных коллекторов.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ

Мобильный диагностический комплекс для обследования канализационных тоннелей

Для поддержания системы канализации в рабочем состоя­нии и предотвращения аварийных ситуаций необходимо проводить постоянное обследование тоннельных коллекторов. В целях безопасности техническое обследование обычно осуществляется в ночное время при минимальном наполнении тоннелей. Однако существуют участки, осмот­реть которые затруднительно из-за большого наполнения и невозможности их временного отключения. Гарантировать обнаружение всех дефектов на просмотренном участке подводной части тоннеля нельзя. Это предопределило необходимость системного подхода к обеспечению эффективного и комплексного мониторинга технического состояния тоннельных коллекторов, к разработке и внедрению автоматизированной системы с использованием современных аппаратных средств, численных методов и информационных систем. Дано описание мобильного диагностического комплекса для обследования канализационных тоннельных коллекторов, разработанного специалистами Водоканала Санкт-Петербурга. Представленное оборудование позволяет получать достоверную информацию о состоянии как надводной, так и подводной частей коллекторов. Обследование проводится без отключения коллекторов из работы, при этом нет необходимости присутствия рабочих в тоннеле. Оборудование смонтировано на базе грузового автомобиля. Мобильный диагностический комплекс позволяет сформировать базу данных состояния канализационного коллектора, расставить приоритеты по обслуживанию и ремонту.

Развитие тоннельной канализации Санкт-Петербурга

Представлена информация о создании системы тоннельных коллекторов для улучшения экологической обстановки в Ленинграде – Санкт-Петербурге и бассейне Финского залива. Приведена краткая характеристика канализационных тоннелей Санкт-Петербурга, условий их строительства, организации обслуживания и эксплуатации, техники безопасности при обследовании тоннелей. В 1947 г. был создан трест «Подземканалстрой», в задачу которого входила организация строительства тоннелей. Проекты коллекторов разрабатывались институтом «Ленгипроинжпроект». Учеными Ленинградского инженерно-строительного института – Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета разработаны методики гидравлического расчета, конструкции отдельных сооружений тоннелей, методы защиты коллекторов от коррозии, ремонта и восстановления. Эксплуатация тоннельных коллекторов осуществляется специализированным подразделением – Районом эксплуатации тоннельных коллекторов, который был организован 1 декабря 1978 г. Задачи данного подразделения: сбор полной информации о техническом состоянии всех тоннельных коллекторов города, сооружений на них (шахты, буровые скважины, камеры и т. д.); организация планового систематизированного обслуживания и эксплуатации; обследование и накопление данных об изменениях технического состояния конструкций. Результаты обследования позволяют установить причины разрушения тоннелей и сооружений на них, определить приоритеты и мероприятия ремонта и реконструкции, повысить надежность водоотведения в городе.

Форум ресурса «Проекты Петербурга»

Городские коллекторы (и водоводы — временно)

  • Перейти на страницу:

Городские коллекторы (и водоводы — временно)

Сообщение Игорь » Ср май 13, 2009 19:40

Сообщение Alex » Ср май 13, 2009 20:00

Это что — правда ?
Для меня это новость.

Если да — то два вопроса:

— куда девается вода из коллекторов на глубине до 90 метров ?
Ведь в какое-нибудь подземное озерцо ее спустить нельзя, а на очистные сооружения на поверхность поднимать — то насосом, что ли ?

— кто же копает такие мега-коллекторы ? Получается, что открытым способом их уже не прокопаешь — значит ли это, что в городе есть тайная организация типа Коллектор-Строй, которая такая же, как МетроСтрой, только никому неизвестна, и она уже под всем городом накопала 300 км своих подземных коллекторов и продолжает копать ?

Смотрите так же:  Договор с алекс фитнес

Я-то думал, что коллектор — это как под Гражданским проспектом — буквально 4 метра вниз и вот он.

Кстати, если уж зашла речь об этом коллекторе (под Гражданским) — то непонятно вот что:
Там сейчас реконструкция.
На пустыре за Спортивным бассейном на Гжатской, а точнее, ближе к Хлопина, огорожена площадка, там дыра в коллектор, откуда в этот коллектор краном опускают куски пластиковых труб — точно таких же, как клали под землю при реконструкции Энгельса — только напиленных на короткие куски, чтобы в дыру пролезали.
Вот и вопрос — во первых, я предполагал, что ширина коллектора много больше, чем эти трубы, которые шириной около метра.
По крайней мере непосредственно под Гражданским ширина коллектора просматривалась метра 3-4.
Неужели в широком подземном тоннеле прокладывают узкую трубочку ?
Ну и второе — несмотря на то, что подземный тоннель, предположительно, широкий, а трубы напилены на куски метра 3 — все равно непонятно, как их там под землей дотаскивают до места и потом собирают в непрерывную трубу ? Тащат на руках ? Или, по подземному коллектору гоняются грузовики, как нам показывали в Терминаторе-2, когда по наземному коллектору за мотоциклом гнался грузовик с T1000 ?

Кстати, вроде как в продолжение реконструкции этого же коллектора начали работать через дырку на углу Хлопина и Политехнической — но тут не поручусь, саму дыру в земле не видел.

Сообщение Welk » Ср май 13, 2009 20:32

Сообщение ТБ » Ср май 13, 2009 20:32

Сообщение kot » Ср май 13, 2009 20:49

Сообщение ТБ » Ср май 13, 2009 20:55

Коллекторы обследуют с помощью «лодки»

Водоканал приступил к обследованию тоннельных коллекторов с помощью нового мобильного диагностического комплекса. «Лодка» для диагностики состояния тоннелей успешно работает в действующих коллекторах – там, где человеку находиться опасно.

Обследование с помощью мобильного диагностического комплекса (МДК) предназначено для получения оперативной и достоверной информации о состоянии надводной и подводной частей тоннельных канализационных коллекторов глубокого заложения. Такие коллекторы являются действующими, располагаются на глубине от 30 м до 80 м, имеют диаметр от 2 м до 5 м. Для того, чтобы исследовать их состояние и выявить возможные дефекты, необходимо применять спецтехнику.

У большинства тоннельных коллекторов нет дублеров, т.е. их нельзя хотя бы на время вывести из эксплуатации, чтобы провести осмотр и – при необходимости – ремонтные работы.

Поэтому техническое обследование тоннелей обычно осуществляется в ночное время при их минимальном наполнении. Однако гарантировать, что на просмотренном участке коллекторного тоннеля удастся обнаружить все дефекты, нельзя.

Техническое обследование действующих тоннелей – это сложная и ответственная работа, требующая обследования как надводной, так и подводной части коллектора. Поэтому в настоящее время создан диагностический комплекс, который позволяет увидеть весь рельеф лотка и изучить состояние железобетонной обделки подводной части тоннельного коллектора в то время, как по коллектору транспортируются сточные воды. При этом человек внутрь действующего коллектора не спускается.

Мобильный диагностический комплекс представляет собой автомобиль, на борту которого имеется диагностический плавучий комплекс (ДПК) – по сути, лодка, оборудованная измерительными датчиками и видеокамерой, которая связана тросом-кабелем с наземным оборудованием: кабельным барабаном для намотки троса и регистрирующей аппаратурой.

Лодка опускается в шахту коллектора и перемещается по тоннелю за счет силы тяжести и гидродинамического сопротивления, который диагностический плавучий комплекс оказывает потоку жидкости. При этом привод барабана обеспечивает размотку кабеля-троса и перемещение ДПК с заданной оператором скоростью. При продвижении вперед по коллектору работающая видеокамера фиксирует состояние сводов коллектора. Оператор в режиме реального времени получает информацию на установленный в автомобиле монитор.

В состав измерительной части МДК входят датчики, которые обеспечивают ультразвуковое сканирование подводной части; телевизионная камера с функциями приближения и поворота в различных направлениях для осмотра дефектов надводной части под различными углами. Бортовой компьютер комплекса «привязывает» результаты измерений к конкретному положению лодки-понтона в коллекторе, — как в сечении коллектора, так и по его оси.

Наземная часть МДК – это грузовой автомобиль, состоящий из фургона с оборудованием, крано-манипуляторной установки с выносными опорами, крюковой подвеской и насосом ее гидросистемы.

МДК сохраняет работоспособность при температуре окружающей среды от — 25° С до + 35° С; при относительной влажности до 100 % при температуре + 25 ° С; в условиях дождя, снега; ветра со скоростью до 20 м/сек.

Основные задачи системы мониторинга МДК тоннельных канализационных коллекторов — выявление разрушений в едином массиве железобетонных сооружений коллекторов, изучение гидродинамических и физических процессов. На основе проведенной комплексной оценки будут приниматься инженерные решения, связанные с эксплуатацией тоннельных канализационных коллекторов.

Применение этого диагностического комплекса позволит исключить контакт людей со стоками, выявить разрушения обделки тоннельного коллектора и принять решения по капитальному ремонту.

Разработчиком данного комплекса является ООО «ТЛАД» (Санкт-Петербург).

Сегодня на балансе Водоканала находятся тоннельные коллекторы протяженностью более 250 км и около 1300 сооружений на них. Тоннельные канализационные коллекторы – это сложный подземный комплекс, который оказывает непосредственное влияние на жизнедеятельность города и экологическую безопасность населения. Поэтому за их состоянием специалисты следят очень тщательно, периодически проводя наружный, внутренний технический осмотр шахт, буровых скважин и тоннельных коллекторов.

Водоканал построит кольцующий тоннельный коллектор под Невой от пр. Обуховской обороны

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» ведет строительство кольцующего тоннельного коллектора, который пройдет под Невой и позволит в дальнейшем вывести в ремонт два ныне действующих коллектора: первый — по Глазурной и Зеркальной ул., второй — по Глиняной и Мельничной ул. Работы планируется закончить в декабре 2018 года.

Строительство этого кольцующего коллектора-дюкера предусмотрено программой по повышению надежности работы системы канализования. Дело в том, что любой коллектор нуждается как в наружном осмотре и внутренней диагностике технического состояния, так и в ремонте, реконструкции, очистке от осадка. Чтобы это можно было сделать, необходимо перенаправить проходящие по тому или иному коллектору стоки на другой маршрут. Для этого нужны коллекторы-дублеры и кольцующие коллекторы (т.е. соединяющие разные тоннельные коллекторы в единую систему), которые позволят отключать тоннельные коллекторы определенными участками и производить ремонтные работы без сброса неочищенных сточных вод в водоемы города.

Коллектор на Глазурной и Зеркальной ул. (его протяженность- 824 м) и коллектор на Глиняной и Мельничной ул. (протяженность — 1272 м) находятся в эксплуатации более 50 лет. Сегодня они транспортируют сточные воды из Невского и Фрунзенского районов на Центральную станцию аэрации (в среднем около 300 тысяч кубометров в сутки).

Технические осмотры состояния коллекторов показали прогрессирующее ухудшение железобетонных конструкций тоннеля: газовая коррозия существенно разрушила железобетонную «рубашку» и арматурную сетку, что ослабляет конструкцию тоннеля.

Из-за большого уровня сточной жидкости в тоннелях проведение капитального ремонта в предыдущие годы было невозможно. Задача кольцующей перемычки от пр. Обуховской обороны до Зольной ул. — перенаправить стоки бассейна Центральной станции аэрации в бассейн Северной станции аэрации. Это даст возможность отключения и выведения коллекторов в ремонт.

Строительство коллектора-перемычки ведется на двух строительных площадках, расположенных на противоположных берегах реки Нева. Трасса этого коллектора пройдет от существующей шахты, которая находится на левом берегу Невы (на проспекте Обуховской обороны) до шахты продолжения Главного коллектора северной части Санкт-Петербурга, расположенной на правом берегу Невы (на Зольной улице).

Проект предусматривает строительство двух шахт и прокладку тоннеля общей длиной 615,4 м. Специфика объекта состоит в том, что тоннель пройдет под Невой на большой глубине — от 8 до 51 м. Такой перепад определен особенностями присоединения будущего тоннеля к существующим шахтам на пр. Обуховской обороны и Зольной ул., а также гидравлическим уклоном коллектора. Диаметр коллектора – 2-2,5 м.

В связи с этим, здесь применяется бестраншейный метод строительства. Проходка тоннеля будет вестись закрытым способом, методом микротоннелирования.

Сооружение шахт по проекту выполняется в искусственно замороженных грунтах (чтобы провести проходку ствола шахты, грунты нужно заморозить).

На сегодняшний момент на строительной площадке на левом берегу Невы идет замораживание грунтов: выполнено бурение и монтаж замораживающих колонок под строительство шахты, закончен монтаж замораживающего контура и подключены замораживающие установки. На правом берегу Невы уже ведется проходка ствола шахты.

Все работы по строительству кольцующей перемычки от пр. Обуховской обороны до Зольной ул. планируется закончить в декабре 2018 года.

Эксплуатация тоннельных коллекторов и дюкеров;

Устранение засорений и профилактическая прочистка сети водоотведения.

Наблюдение за сетью водоотведения. Наружный и технический осмотр сети. Состав бригад по осмотру сети.

Технический надзор за строительством и приемка сети водоотведения в эксплуатацию.

Общие требования к пользованию сетью водоотведения.

Организация эксплуатации сети водоотведения.

План

1.Эксплуатация водоотводящей сети на территории населенных мест осуществляется муниципальными службами. В зависимости от размеров и условий работы служба эксплуатации водоотводящей сети может входить в состав организаций ВКХ или быть самостоятельным юридическим предприятием. Каждое ВКХ действует на правах юридического предприятия с еди­ным расчетным счетом в банке, общим фондом амортизации и оборотными средствами. Дворовые или внутриквартальные сети могут находиться в ведении организаций, занимающихся эксп­луатацией жилого фонда, или быть переданы в ведение ВКХ, имеющих квалифицированный персонал и специализированную технику для их технической эксплуатации. Водоотводящие сети, находящиеся на территории промышленного предприятия, эксплуатируются силами этого предприятия. Организация, эксплуатирующая водоотводящие сети, должна иметь соответствующую лицензию, подтверждающую право проведения эксплуатационных, аварийных или ремонтных работ на канализационной сети.

В задачи технической эксплуатации водоотводящей сети входят:

• надзор за состоянием и сохранностью трубопроводов сети и сооружений на ней; содержание сети в хорошем техническом состоянии, своевременное устранение засоров и подтопле­ний. Разработка и осуществление мероприятий по предуп­реждению аварийных ситуаций (просадка, повреждение труб, колодцев, камер, запорно-регулирующей арматуры и т.п.);

• ведение технической документации и отчетности. Обеспече­ние подразделений документацией: общей нормативной, специальной технической и технологической, инструкциями по эксплуатации приборов, механизмов и сооружений. Обес­печение хранения технической документации;

• нанесение на планшеты принятых в эксплуатацию водоотводящих сетей и сооружений на них, проведение паспортизации и инвентаризации сооружений. Обновление и корректи­ровка исполнительной документации;

• изучение работы сети, составление перспективных планов и организация реконструкции, планово-предупредительных ремонтов и развития сети;

• составление эксплуатационных и должностных инструкций, оперативных схем управления и диспетчеризации;

• контроль и надзор за эксплуатацией присоединенных к сис­теме водоотведения сетей и сооружений, находящихся в ве­дении абонентов. Контроль состава и количества сточных вод абонентов, принимаемых в систему коммунальной кана­лизации;

• выдача технических условий на присоединение, надзор за строительством и прием в эксплуатацию новых участков сети, сооружений на ней и абонентских присоединений;

• первичный учет вод, сбрасываемых в водные объекты, по формам и в сроки, согласованные с местными органами управления использованием и охраной водного фонда;

• оценка и контроль показателей надежности сетей, отдельных сооружений и оборудования ВКХ.

Структура организации службы эксплуатации зависит от мно­гих факторов, и в первую очередь от системы канализования и протяженности сети, диаметров трубопроводов и глубины их заложения, количества и мощности насосных станций, дюкеров, переходов и пр.

Дюкер – трубопровод, проложенный под руслом реки, канала, по склонам и дну оврагов, под дорогами для пропуска пересекающего их водотока. (водопроводящее сооружение для преодоления водных преград, больших балок)

При эксплуатации канализационной сети следует руководствоваться «Правилами технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных мест».

Эксплуатация наружной канализационной сети в городах и рабочих поселках осуществляется специальными районами или участками в составе управлений водопроводно-канализационного хозяйства (или соответствующих отделов при городских и поселковых коммунальных органах). На промышленных предприятиях эксплуатацию канализационной сети осуществляют специальные службы, входящие обычно в состав отдела главного энергетика или главного механика. Каждый район может обслуживать сеть протяженностью до 1000 км. В состав района могут входить производственные участки, обслуживающие сеть протяженностью до 100—150 км.

Для городов с сетью канализации протяженностью 200 км и больше общее количество рабочих и служащих, занятых на эксплуатации канализационных сетей, можно определять из расчета один человек на 3 — 4 км сети в зависимости от характера сети, сложности ее эксплуатации и т. д. При эксплуатационных районах организуется местный диспетчерский пункт (МДП) с круглосуточным дежурством, а в крупных городах, в случае необходимости, — еще и центральный диспетчерский пункт (ЦДП) при управлениях водопроводно-канализационных хозяйств.

Т а б л и ц а 4.1. — Нормативы численности рабочих по обслуживанию

Смотрите так же:  Требования санпин для спортивных залов

Примечание:1.При протяженности сети свыше 230 км на каждый последующий километр сети добавляется одна нормативная единица численности.

2.В норматив численности включены рабочие аварийных бригад

2.В городскую канализационную сеть отводятся бытовые, дождевые и производственные сточные воды. Вопрос о спуске производственных сточных вод должен решаться в каждом конкретном случае управлением городской службы ВКХ-ва совместно с местными органами санитарного надзора.

Прием производственных сточных вод в городскую канализацию разрешается с соблюдением требований, предусмотренных «Правилами приема производственных сточных вод в системы канализации населенных мест»

(утвержденными приказом Министерства ЖКХ РСФСР от 02.03.84).

Сущность требований, изложенных в указанных правилах, при совместном отведении и очистке производственных и бытовых сточных вод населенных мест сводятся к следующему:

1) Запрещается сбрасывать в систему канализации населенного пункта:

— вещества, которые способны засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений системы канализации (окалина, известь, песок, гипс, металлическая стружка, каныга, волокна, грунт, строительный и бытовой мусор, производственные и хозяйственные отходы, шлам и осадки от локальных очистных сооружений, всплывающие вещества и т.п.);

— вещества, оказывающие разрушающее воздействие на материал трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации, например кислоты, щелочи, нерастворимые масла, смолы, сточные воды, имеющие температуру свыше 40°C, рН ниже 6,5 или выше 9,0;

— вещества, способные образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаро- и взрывоопасные токсичные газы и смеси (бензин, керосин, диэтиловый эфир, дихлорметан, бензол, цианистоводородная кислота и др.);

— вещества в концентрациях, препятствующих биологической очистке сточных вод, например, биологически жесткие поверхностно-активные вещества (ПАВ) и биологически трудноокисляемые органические вещества и смеси, имеющие ХПК более чем в 2,5 раза выше БПК или в 1,5 раза выше БПК полное, особо опасные вещества, опасные бактериальные загрязняющие вещества, радионуклиды, концентрированные маточные и кубовые растворы, отработанные электролиты, сточные воды свинокомплексов и ферм крупного скота без надлежащей очистки;

— сточные воды, содержащие только минеральные соли;

— вещества или продукты их трансформации, для которых не установлены предельно допустимые концентрации (ПДК);

— вещества, соединение которых может привести к образованию веществ с неустановленными предельно допустимыми концентрациями;

— сточные воды абонентов, содержащие загрязняющие вещества, которые не могут быть удалены на промышленном предприятии посредством применения современных технологических процессов, методов очистки (локальных очистных сооружений), повторного использования, рециркуляции сточных вод.

2) Организации ВКХ могут устанавливать абонентам временные условия приема (ВУП) сточных вод в системы канализации населенных пунктов:

а) по объему сточных вод — лимиты водоотведения исходя из технических возможностей системы канализации;

б) по качеству сточных вод — временные допустимые концентрации загрязняющих веществ исходя из технической и технологической возможности системы канализации населенного пункта, проектной окислительной мощности очистных сооружений, а также требований к объему и токсичности осадков, образующихся в системе канализации населенного пункта, на период выполнения согласованного плана мероприятий по доведению качества сточных вод до утвержденных нормативов.

ВУП сточных вод указываются в договоре на отпуск воды и прием стоков.

3) Сроки установления ВУП не должны превышать нормативных сроков проектирования и строительства, в течение которых абонент обязан построить локальные очистные сооружения с заявленной эффективностью очистки. Если абонент не укладывается в установленные сроки со строительством локальных очистных сооружений, он обязан заплатить штраф.

4) Вещества, не включенные в перечень допустимых к сбросу в системы канализации населенных пунктов, являются запрещенными, и в случае их обнаружения в сточных водах абонента к последнему применяются санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5) В системе канализации населенного пункта не допускается объединение сточных вод, взаимодействие которых может привести к образованию эмульсий, ядовитых и взрывоопасных газов, а также большого количества выпадающих в осадок нерастворимых веществ (например, сточных вод, содержащих соли кальция или магния и щелочных растворов, соду и кислые сточные воды, хлор и фенолсодержащие воды и т.п.).

6) При полной раздельной системе канализации населенного пункта не допускается сброс в хозфекальную канализацию поверхностного стока с территории предприятий и организаций (дождевые, талые, поливомоечные и др.) и дренажных вод.

Условия приема поверхностного стока и дренажных вод могут рассматриваться организацией ВКХ (ЖКХ) при полураздельной или общесплавной системе канализации населенного пункта.

7). Сброс сточных вод в систему канализации должен осуществляться самостоятельными выпусками с обязательным устройством контрольного канализационного колодца, размещаемого за пределами предприятия. Крышки контрольных колодцев должны быть пронумерованы, доступ к колодцам должен быть свободным, крышка очищена от снега, песка, хлама, легко открывающаяся. В противном случае выпуск считается неучтенным и с абонента взимается 5-кратный тариф за весь расчетный период.

В случае когда состав и количество сточных вод изменяется в течение суток, абоненты должны устанавливать емкости-усреднители, обеспечивающие равномерный в течение суток сброс производственных сточных вод.

8) Утвержденные организацией ВКХ допустимые концентрации и допустимый сброс загрязняющих веществ считаются неотъемлемой частью договора на прием сточных вод и загрязняющих веществ между абонентом и организацией ВКХ.

9) Достижение нормативно-качественных показателей путем разбавления чистыми, нормативно-чистыми и другими водами, не подлежащими отведению в систему коммунальной канализации, категорически запрещено.

10). Абонент обязан иметь следующую документацию:

а) паспорт водного хозяйства, согласованный с организацией ВКХ, с приложенной к нему схемой внутриплощадочной канализации с пояснениями источников водоснабжения, водопроводных вводов, выпусков в систему канализации, с указанием их номеров. Паспорт действителен на период сохранения водного баланса и состава сточных вод абонента, но не более 5 лет, в него ежегодно вносятся необходимые изменения;

б) нормативы сброса и допустимые величины показателей загрязнения, утвержденные организацией ВКХ;

в) результаты анализов сточных вод на выпусках в городскую канализацию по среднему и максимальному количеству загрязняющих веществ.

3.Канализационные сети строятся по согласованной и утвержденной проектно-сметной документации при наличии разрешения местного органа власти на производство работ и в соответствии с разбивкой в натуре, выполненной геослужбой.

Строительство коммунальных водоотводящих сетей осуществ­ляется за счет средств городского бюджета, а также крупных абонентов. Во всех случаях служба эксплуатации осуществляет технический контроль за строительно-монтажными работами в соответствии с требованиями СНиП и принимает сооружения в эксп­луатацию.

Технический надзор за строительством осуществляется заказчиком (отделом капитального строительства или службой технадзора) и проектной организацией. При техническом надзоре за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом канализационных сетей следует руководствоваться СНиП 3.05.04—85.

В период строительства водоотводящих сетей контролируются:

• точное выполнение строительных работ по проекту и правильная разбивка трассы;

• качество применяемых материалов;

• подготовка оснований под трубы и колодцы, тщательность заделки стыков и набивка лотков в колодцах, засыпка траншей;

• ведение журнала производства работ.

Особое внимание при приеме водоотводящих сетей уделяют установлению правильности проектных уклонов укладываемых труб.

В соответствии со СНиП 3.05.04—85 водоотводящие участки сети между двумя колодцами должны быть прямолинейными. Правильность укладки труб контролируется с помощью лазерного нивелира.

При приемке законченных строительством канализационных сетей заказчик предъявляет государственной комиссии следующие документы:

— исполнительные чертежи на построенные сооружения;

— акты на разбивку сооружений в натуре;

— акты на скрытые и специальные работы (основание под трубы, заделка стыков, обмазка битумом, сварочные и другие работы);

— согласования на все изменения проекта (с заказчиком и автором проекта);

— акты на гидравлические испытания;

— паспорта на трубы, стройматериалы и детали;

— справку от эксплуатирующей организации о сроках ликвидации дефектов.

При приемке канализации особое внимание следует обратить:

а) на качество основания под трубы и заделку стыков между ними по всей окружности стыка (фиксируется в акте на скрытые работы);

б) на проверку прямолинейности укладки труб (на свет между двумя смежными колодцами). Допускается отклонение от круга, видимого при просмотре трубопровода, не более 1/4 диаметра по горизонтали, но не более 50 мм в каждую сторону (СНиП 3.05.04-85). Отклонение от правильной формы круга по вертикали не допускается. Осмотр стыков и внутренних поверхностей труб диаметром 200—1000 мм рекомендуется производить телевизионными установками;

в) на гидравлические испытания трубопроводов (СНиП 3.05.04—85). Испытываются трубопроводы на утечку воды из них по количеству долитой в бак воды за 30 мин в пересчете на 1 км в сутки, а также на инфильтрацию (попадание грунтовых вод в трубы и колодцы при высоком уровне грунтовых вод) визуально по замеру потока воды в трубе.

4. Наблюдение за техническим состоянием сети включает в себя следующие работы:

Наружный осмотр сети выполняется одним-двумя обходчиками или слесарями. Цель осмотра — выявление дефектных люков и горловин колодцев, просадок грунта по оси трассы и у колодцев, наличия координатных табличек. Периодичность осмотра — один раз в 2 месяца.

Технический осмотр канализационной сети выполняется 1—2 раза в год бригадой из трех слесарей. Цель обследования — выявление повреждений на сети (состояния люков, скоб, лотков), наличия инфильтрации, степени наполнения труб, необходимости прочистки и ремонта сети.

Технический осмотр основных магистралей, (ливнеспусков, скважин и других присоединений к тоннельным коллекторам.) дюкеров и. аварийных выпусков выполняется бригадой из пяти—семи слесарей в зависимости от сложности объекта и в соответствии с графиком, составленным главным инженером службы. В результате осмотра составляются дефектная ведомость и сметы на текущий и капитальный ремонты или графики на прочистку сетей.

Осмотр внутренних полостей канализационных труб диаметром 200—1200 мм может выполняться телевизионными установками на автоходу. Для проведения осмотра необходима бригада из трех слесарей, телеоператор, шофер и комплект оборудования для протяжки телекамеры на расстояние до 100 м.

При инструментальной проверке канализационных сетей и сооружений геофизическими методами возможно эффективно и достоверно решать следующие задачи:

-определение пустот в грунтах, вмещающих сети и тоннельные коллекторы, а также зон разуплотнения грунтов на различных глубинах;

-обследование технического состояния канализационных железобетонных трубопроводов с целью выявления дефектов и разрушений;

-определение мест течей из различных трубопроводов и сооружений дефектоскопия сетей, тоннелей и других сооружений;

-определение уровня осадка в трубах и тоннельных коллекторах;

-поиск местоположения различного вида трубопроводов;

-поиск засыпанных грунтом или заасфальтированных крышек люков колодцев, шахт, буровых скважин.

Все работы по наблюдению за канализационной сетью должны производиться в соответствии с нормативами.

5. Прочистка трубопроводов проводится в соответствии с планом профилактических работ, составленным с учетом результатов наружного и технического осмотров.

Периодичность прочистки, как правило, не реже 1 раза в год. Так как слой осадка в сети допускается не более 1/3-1/4 диаметра, то сети III и IV категорий (стр. 110, табл.5.4) могут прочищать 2-4 раза в год.

Плановую прочистку сети проводят по бассейнам канализования, начиная с верховья вниз по течению. Очищают сначала боковые линии, а затем магистральные.

Если трубопровод на большом протяжении значительно заилен и имеется опасность сплава осадка к насосным или очистным станциям, то коллектор следует разбить на отдельные участки, прочищаемые с нижнего участка, или производить прочистку с одновременным удалением из сети размываемых осадков.

Прочистка труб водоотводящей сети осуществляется в основном гидравлическими, гидродинамическими и механическими методами.

Гидравлические методы прочистки трубопроводов

Гидравлическую прочистку сети в зависимости от диаметров трубопроводов осуществляют: промывкой водой или промывкой водой с использованием различных вспомогательных снарядов, а также с применением насадок с реактивной тягой. При гидравлическом способе промывка сети осуществляется водой, дви­жущейся с повышенной скоростью. Скорость, необходимая для размыва осадка, определяется по формуле

где U — гидравлическая крупность размываемого осадка, м/с; Δэ — эквивалентная абсолютная шероховатость, м; п = 3,5 + 0,5R; R — гидравлический радиус, м.

В зависимости от диаметра и состояния трубопровода рекомендуются следующие способы гидравлической прочистки:

а) до 200 мм — промывка водой;

б) до 500 мм — резиновыми шарами или дисками диаметром на 50 — 100 мм меньше диаметра прочищаемого трубопровода;

в) 500 — 1600 мм — деревянными и металлическими шарами диаметром на 100 — 250 мм меньше диаметра прочищаемой трубы;

г) более 1600 мм — деревянными (металлическими) цилиндрами и шарами диаметром на 250 — 500 мм меньше диаметра прочищаемой трубы.

Длина используемого для прочистки труб цилиндра должна быть такой, чтобы исключалась возможность его заклинивания в коллекторе, т.е. длина цилиндра всегда должна быть больше диаметра трубопровода.

Промывка сети водой может быть разовой или многократной в зависимости от гидравлических условий работы участков сети и осуществляется подачей воды из специальных промывных камер (рис. 4.2 а) или путем накопления сточной воды в сети и колодцах (рис. 4.2 б), а также из поливомоечных машин.

Смотрите так же:  Можно ли составить завещание на ребенка

Применение специальных промывных камер, заполняемых из естественного водоема или водопровода, эффективно при напоре воды в них не менее 1,5 — 2 м, емкости не менее 2 м 3 и регулярной промывке.

Недостатком промывки сети путем накопления сточной воды является образование подпора в вышележащих участках сети и как следствие — выпадение в ней осадков. Длительность одной операции промывки обычно значительна и составляет 1 — 2 ч. За рабочий день бригада промывает участок протяженностью 400 — 500 м.

В отдельных случаях сеть можно промыть струей водопроводной воды из брандспойта, вводимого в промываемый трубопровод через верхний колодец. При использовании водопроводной воды необходимо получить разрешение от санитарных организаций. Использовать водопровод следует с большой осторожностью, чтобы избежать его повреждения или загрязнения при контакте со сточными водами. Так, нельзя быстро открывать и закрывать гидрант, поскольку это может вызвать гидравлический удар в водопроводной сети. Нельзя соединять стендер (Металлическая колонка, устанавливаемая на подземный водопроводный кран и служащая для передачи воды в присоединяемый к ней пожарный рукав) с грязным рукавом, чтобы не допустить случайного загрязнения воды в водопроводе. Более надежна в санитарном отношении и эффективна промывка сети из цистерн или с помощью поливомоечных машин. При использовании автоцистерн средний расход воды достигает 15 л/с.

По эксплуатационным данным, расход воды, необходимый для промывки, составляет от 2 до 10% суточного расхода сточных вод, или 50 — 500 м 3 на каждый километр сети.

Промывку водоотводящей сети производит бригада в составе 2—4 человек. С санитарной точки зрения это наиболее желатель­ный прием при очистке сети от отложений: рабочие, занятые промывкой сети, не соприкасаются со сточной жидкостью, и осадок не извлекается из труб на поверхность земли.

При наличии плотного осадка в трубопроводах более эффек­тивна гидравлическая прочистка с применением различных сна­рядов: резиновых, деревянных и металлических шаров, деревян­ных и металлических цилиндров. Плавающие снаряды перекры­вают верхнюю часть сечения трубы и этим создают подпор. Под действием напора воды снаряд продвигается по трубе. Скорость движения снаряда и, следовательно, величину подпора регулиру­ют с помощью удерживающего троса. Сточная вода протекает под снарядом через суженное сечение очищаемого трубопровода со скоростью 5—7 м/с и размывает осадок в лотке. Эффективность размыва осадка в значительной мере зависит от расхода и скорос­ти течения воды из-под снаряда. При расходе сточной воды, не обеспечивающем перепад в 600—700 мм между уровнями жидко­сти до и после снаряда, ее необходимо добавлять.

Для диаметров трубопроводов водоотводящей сети до 600 мм для профилактической очистки часто используют наполненные воздухом резиновые шары. Размеры шаров должны быть на 50 мм меньше диаметров прочищаемых трубопроводов. Резиновая каме­ра шара закладывается в специально скроенную и сшитую из бре­зента или прорезиненной ткани оболочку и надувается при помо­щи насоса. Для уменьшения износа оболочки при прочистке ее до­полнительно заключают в сетку-оплетку, изготовленную из верев­ки или брезентового ремня. К такому каркасу прикрепляют кольца для соединения шара с тросом лебедки. Операции по прочистке сети резиновыми шарами выполняют в такой последовательности.

После установки знаков ограждения и проверки наличия газа в открытых смотровых колодцах прочищаемого интервала сети в верхний колодец опускаются блок и шар, к кольцу которого при­вязаны веревка или трос. Если не удается установить блок с по­верхности, то рабочий, спустившись в колодец, закрепляет блок и заправляет шар в трубопровод. Поднявшись затем на поверхность и держа веревку в руках, рабочий следит за повышением уровня воды в верхнем колодце. Как только уровень воды в колодце до­стигает 0,8—1,0 м, рабочий постепенно отпускает натянутую ве­ревку или сматывает трос с помощью лебедки, регулируя скорость движения шара по трубопроводу. Под воздействием образовавшегося подпора воды шар продвигается по трубопроводу. Между плавающим шаром и лотком трубопровода остается узкое про­странство, в которое с повышенной скоростью устремляется вода и размывает осадок.

Практикой установлено, что при небольшом количестве осадка он появляется в нижнем колодце сначала в виде кухонных отбро­сов, а когда шар проходит 3/4 прочищаемого участка, появляется песок. Основная масса осадка передвигается примерно на рассто­янии 0,5—1,0 м от шара (рис. 4.3). В случае необходимости второй рабочий, находящийся в колодце, извлекает осадок при помощи совка и выгружает его в ведро, которое после наполнения подни­мает на поверхность третий рабочий. На время удаления осадка продвижение шара прекращается.

При выходе шара в нижний колодец находящийся там рабочий отвязывает от него веревку (трос), вытаскивает ее обратно (через верхний колодец) и повторяет операции по установке блока и за­правке шара на следующем участке сети. Если трос длинный, то шар последовательно пропускают по нескольким интервалам из одного колодца. Это значительно повышает производительность труда.

Устранить засорение можно следующим образом:

с помощью трубы диаметром D = 18 мм (на выходных трубах выгребных колодцев);

проволокой, гибким шлангом или палками-продвижками (с опусканием в колодец);

путем непосредственного разбора или разбивки засора вручную в местах присоединений к тоннельным коллекторам (с опусканием в шахту или скважину рабочих в гидрокостюмах или брезентовой спецодежде);

размывом или пробивкой засора с помощью поливочной машины, гидродинамических высоконапорных установок или компрессоров.

Перечень технической документации приведен ниже.

1. Исполнительные чертежи на все действующие канализационные сооружения состоят из генплана в масштабе 1 : 500 и профилей канализации в масштабе

1: 50. Эксплуатационная служба получает исполнительные чертежи от строительной орга­низации при приемке в эксплуатацию сооружений.

2. Схемы канализации всего города или района на планшетах в масштабе

1 20 000 или 1: 25 000.

3. Технические паспорта на все действующие сооружения по форме (форма прилагается).

Непостоянство гидравлического режима в канализационных сетях, неблагоприятный рельеф и случайное попадание в трубы не транспортируемых сточной водой предметов вызывает необходимость профилактической прочистки сети. В большинстве городов только часть сети не нуждается в ней. Периодичность про­чистки зависит от местных условий и колеблется от 1 раза в не­сколько лет до 2—3 раз в год. В дождевых сетях часто наблюдается накопление осадка в сезоны года, характеризуемые слабыми дождями, а в общесплавных коллекторах — также в засушливые и холодные; при ливнях, а иногда при весеннем снеготаянии осадок частично или полностью вымывается.

Профилактическая прочистка производится гидродинамическим, гидравлическим или механическим способами.

Гидравлическая прочистка шарами и цилиндрами применяется на бытовых и общесплавных канализационных сетях при расходах в них, близких к расчетным, и умеренной засоренности.

Домовые присоединения, соединительные трубы от дождеприемников и другие трубопроводы диаметром до 250—300 мм могут прочищаться при помощи поливомоечных машин. Вода по шлангу подается низконапорным насосом таких машин в трубу у дождеприемника или смотрового колодца, размывает и выносит осадок.

При механической прочистке удаление осадка производится путем его сгребания к смотровому колодцу и подъема на поверхность земли. Для механической прочистки употребляются различные сдвигающие осадок снаряды, из которых наиболее удобны снаряды ковшового типа, позволяющие сразу же поднимать оса­док на поверхность земли.

При механической прочистке труб для протаскивания снарядов применяются механические или ручные лебедки. Производительность профилактической прочистки

6. (стр. 109 учебник по Водоотведению)Дюкер — трубопровод, проложенный под руслом реки, канала, по склонам и дну оврагов, под дорогами для пропуска пересекающего их водотока.

Дю́кер (от нидерл. duiker, пришло в русский через нем. Düker — «сифон») — напорный участок трубопровода, прокладываемый под руслом реки (канала), по склонам или дну глубокой долины (оврага), под дорогой, расположенной в выемке. Дюкеры используются в системах водопровода, канализации, орошения и т. п.

Дюкерпредставляет собой напорный участок трубопровода. Сфера применения дюкеров весьма разнообразна. Обычно подводный переход прокладывается под руслом водоема или же по дну оврага. Его эффективно используют также под железной дорогой или автомобильной магистралью. Дюкер повсеместно применяют в системах водопровода и орошения. Нашел он своё применение также и в гидроэнергетических конструкциях и магистральных нефтепроводах. В данной технологии различают одноочковые и многоочковые дюкеры. Одноочковые дюкеры состоят из одной трубы. Многоочковые — две и более трубы. Они, как правило, круглого или прямоугольного поперечного сечения. Дюкеры изготавливаются из стальных или железобетонных труб. Наибольшей популярностью в последнее время пользуются напорные полиэтиленовые трубы. Движение потока воды внутри дюкера осуществляется при помощи насосов или же самотеком. При этом используются разности отметок местности. Это либо самотечные, либо гравитационные дюкеры. Основная характеристика дюкера — максимальная пропускная способность. Расход воды определяет размеры его поперечного сечения.

Основные требования к проектированию дюкеров:

· Дюкеры устанавливают перпендикулярно оси водного потока. Они оформлены в несколько рабочих линий из металлических труб. Их диаметр не должен превышать 200 мм в диаметре. Все они покрыты специальным защитным покрытием;

· в начальной и конечной точках прокладки дюкера два берега зафиксированы железобетонными плитами;

· угол наклона переднего края дюкера соответствует 20° к горизонту;

· все работы по организации дюкеров через водоемы с целью подачи воды населению, в том числе методом горизонтально направленного бурения гнб, необходимо скоординировать с санэпидстанцией района;

· в местах переходов, с самой высокой точкой, фиксирующей уровень воды, устанавливают колодцы и переключения с задвижками;

· в канализационном трубопроводе обязательно должны быть затворы;

· при прокладке дюкера следует рассчитать наименьшую его длину и глубину заложения труб;

· трассу следует проводить в самых удобных местах дна, а также учитывать состояние грунта;

· следует выбирать устойчивые места пересечения брега и дно реки;

· аварийные выпуски строят после разрешения санэпидстанцией, все это не должно нарушать экологический баланс;

· отметку планировки у камер перехода берут на 0,5 м выше уровня высоких вод обеспеченностью 3 %;

· прокладку дюкера должны проверить водолазы и составить отчет с последующем оформлением соответствующей документации;

· дюкеры сооружаются только с разрешения Министерства речного флота и СЭС.

Эксплуатация дюкеров включает в себя следующие работы:

· технический осмотр 1 раз в 2 месяца входной и выходной камер и камеры задвижек;

· смазку и окраску затворов и шиберов и их замену (по мере необходимости);

· Прочистка дюкеров производится периодически в зависимости от гидравлического режима их работы. Для этого могут применяться резиновые или ледяные шары диаметром 0,6—0.9D дюкера. При прочистке резиновыми шарами работы производят в следующем порядке: пропускают по дюкеру тонкий трос с поплавком; протаскивают рабочий трос; прочищают дюкер резиновым шаром с передним и задним тросами при условии установки двух лебедок на входной и выходной камерах.

· При прочистке ледяными шарами сначала запускают шар диаметром 0.6D, если он проходит свободно, то применяют шар диаметром 0,9D. Хороший эффект может дать также промывка дюкеров водой из реки.

Тоннельные коллекторы – это основные магистрали для транспортировки сточных вод к очистным сооружениям.

· Особенности тоннельных коллекторов — большие глубины заложения и диаметры, крупногабаритные шахты с перепадными устройствами и водобоями в основании, высокая стоимость сооружений, повышенные требования к долговечности и др. — обусловливают необходимость поручать их эксплуатацию при протяженности коллекторов до 150—200 км специализированным службам районов, в составе которых имеются эксплуатационные участки, обслуживающие по 50—75 км сети.

· В составе РТК (районов тоннельных коллекторов), помимо бригад обходчиков для профилактического и технического осмотра, планово-предупредительного и аварийного ремонтов, имеются еще бригады для устранения закупорок и засорений в стояках перепадных устройств, службы и бригады телевизионного и геофизического контроля.

· Численность рабочих бригад составляет 6—13 человек в зависимости от глубины шахты, диаметра коллектора и характера выполняемых работ.

· Основные профессии рабочих, необходимые при эксплуатации тоннельных коллекторов: слесари аварийно-восстановительных работ, электромонтеры, оператор-радиомеханик, слесарь по КИП, машинист лебедки, стропальщик.

· Тоннельные коллекторы транспортируют, как правило, относительно большие количества сточных вод с самоочищающимися скоростями потока, поэтому осадки в них, как подтверждает опыт эксплуатации, не откладываются и необходимость очистки отпадает. Наряду с этим значительно повышается объем профилактических работ. Наружный осмотр производится не реже 2 раз в месяц. Цель осмотра — проверить:

· наличие, состояние грузовых и людских люков шахт, плотность их прилегания;

· правильность установки комплектов людского лаза и грузового люка на проезжей части и по вертикальной отметке;

· наличие координатных табличек, правильность маркировки;

· состояние поверхности земли в радиусе 25 м от сооружения и по линии тоннеля;

· загазованность в верхней части шахт на CO., и СНд прибором ШИ-11;

· работу ливнеспусков и аварийных выпусков в водоемы.