Требования к безопасности к бензинам

Требования к безопасности к бензинам

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

Документ утратил силу с 3 февраля 2017 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Республики Казахстан от 30 января 2017 года №29

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 23 июня 2010 года №634

Об утверждении технического регламента «Требования к безопасности присадок к бензинам»

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года «О техническом регулировании» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый технический регламент «Требования к безопасности присадок к бензинам».

2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении шести месяцев со дня первого официального опубликования.

Республики Казахстан К.Масимов

Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 июня 2010 года №634

Технический регламент «Требования к безопасности присадок к бензинам»


1. Область применения

1. Настоящий технический регламент «Требования к безопасности присадок к бензинам» (далее — Технический регламент) устанавливает требования к безопасности присадок к бензинам.

2. Технический регламент распространяется на присадки к бензинам, перечень которых приведен в приложении 1 к настоящему Техническому регламенту, согласно кодам единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее — ТН ВЭД ТС).

Присадки к бензинам, выпускаемые в обращение на территории Республики Казахстан, в том числе ввозимые (импортируемые) должны соответствовать требованиям Технического регламента.

3. Технический регламент устанавливает минимальные требования безопасности ко всему жизненному циклу присадок к бензинам.

4. Идентификация присадок к бензинам производится путем использования кодов ТН ВЭД ТС, по маркировке и сопроводительным документам, параметрам, показателям и требованиям, которые в совокупности достаточны для идентификации.

5. Существуют следующие основные группы присадок к бензинам:

1) присадки, улучшающие энергетические свойства бензина и процесс их сгорания в двигателях: антидетонаторы к бензинам; улучшающие процесс сгорания среднедистиллятных и остаточных бензинов (повышающие полноту сгорания среднедистиллятных бензинов, уменьшающие количество отложений при сгорании остаточных бензинов (уменьшающие количество вредных выбросов в атмосферу), противодымные присадки, присадки для уменьшения периода задержки самовоспламенения бензина);

2) присадки, способствующие сохранению свойств бензинов при их хранении, транспортировке и использовании в двигателях; антиокислительные; деактиваторы металлов; диспергирующие;

3) присадки, предотвращающие вредное воздействие бензинов на топливную аппаратуру, трубопроводы и емкости; а также противоизносные и противокоррозионные;

4) присадки различного назначения: повышающие электропроводность бензинов (антистатические), биоциды, красители, коагулянты, присадки для ускорения приработки деталей двигателей и другие.

6. Основными опасными факторами (рисками), которые следует избегать в процессах жизненного цикла присадок к бензинам, являются:

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 118 г. Москва «Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту»

Изменения и поправки

Комментарии Российской Газеты

В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» (далее — технический регламент).

Технический регламент вступает в силу через 6 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления.

2. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу технического регламента разработать и представить в Правительство Российской Федерации для целей таможенного оформления проект перечня нефтепродуктов, подлежащих обязательному подтверждению соответствия.

3. Установить, что со дня вступления в силу технического регламента осуществляется обязательное подтверждение соответствия в отношении выпускаемых в оборот на территории Российской Федерации автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и топочного мазута.

4. Реализация полномочий, устанавливаемых в соответствии с пунктами 50 и 51 технического регламента, осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в пределах установленных Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также средств, предусматриваемых федеральным бюджетом указанным федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства Российской Федерации
В. Зубков

Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту»

1. Настоящий регламент устанавливает требования к выпускаемым в оборот и находящимся в обороте автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту (далее — продукция).

2. Допускаются выпуск в оборот и оборот поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу продукции, характеристики которой отличаются от характеристик, установленных настоящим регламентом.

3. Основные понятия, используемые в настоящем регламенте, означают следующее:

«бензин» — жидкое топливо для использования в двигателях с принудительным зажиганием;

«дизельное топливо» — жидкое топливо для использования в двигателях с воспламенением от сжатия;

«жидкое топливо» — жидкости нефтяного или синтетического происхождения, используемые для удовлетворения энергетической потребности путем превращения химической энергии углеводородов в тепловую энергию;

«марка продукции» — наименование, номерное или буквенное обозначение продукции;

«нефтепродукт» — продукция, полученная при переработке углеводородсодержащего сырья;

«оборот продукции» — нахождение продукции на стадиях транспортирования, хранения, оптовой и розничной торговли;

«октановое число» — показатель, характеризующий детонационную стойкость бензина, выраженный в единицах эталонной шкалы;

«партия продукции» — любое количество продукции, изготовленной в ходе непрерывного технологического процесса, однородной по компонентному составу и свойствам;

«присадка» — компонент, добавляемый к продукции для изменения ее свойств;

«судовое топливо» — жидкое топливо, используемое в судовых силовых энергетических установках;

«топливо для реактивных двигателей» — жидкое топливо для использования в газотурбинных (воздушно-реактивных) двигателях;

«топочный мазут» — жидкое остаточное нефтяное топливо для использования в стационарных тепловых и энергетических установках;

«цетановое число» — показатель, характеризующий воспламеняемость дизельного топлива, выраженный в единицах эталонной шкалы.

II. Требования к безопасности продукции

4. Автомобильный бензин должен соответствовать требованиям согласно приложению N 1.

5. В течение 3 лет со дня вступления в силу настоящего регламента наряду с оборотом автомобильного бензина, соответствующего требованиям, предусмотренным приложением N 1 к настоящему регламенту, допускается выпуск в оборот автомобильного бензина с октановым числом по исследовательскому методу не менее 80 и моторному методу не менее 76 и автомобильного бензина с октановым числом по исследовательскому методу не менее 92 и моторному методу не менее 83 при условии соответствия остальных характеристик требованиям, предусмотренным приложением N 1 к настоящему регламенту.

6. Автомобильный бензин не должен содержать металлосодержащие присадки.

7. Автомобильный бензин может содержать красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества-метки.

8. Автомобильный бензин может содержать моющие присадки, не ухудшающие его показатели и свойства.

9. Изготовитель (продавец) обязан указывать в сопроводительных документах к автомобильному бензину, в паспорте на него и его рекламе марку этого бензина и экологический класс автомобильной техники, для которой он предназначен.

10. Дизельное топливо должно соответствовать требованиям согласно приложению N 2.

11. В течение 3 лет со дня вступления в силу настоящего регламента наряду с оборотом дизельного топлива, соответствующего требованиям, предусмотренным приложением N 2 к настоящему техническому регламенту, допускается выпуск в оборот дизельного топлива, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники, с нормой 45 по показателю «цетановое число, не менее», нормой 2000 миллиграмм на килограмм (0,2 процента массовых) по показателю «массовая доля серы, не более» и без нормирования показателей «смазывающая способность, не более» и «массовая доля полициклических ароматических углеводородов, не более» при условии соответствия остальных характеристик требованиям, предусмотренным приложением N 2 к настоящему регламенту.

12. Дизельное топливо может содержать красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества-метки.

13. Дизельное топливо не должно содержать металлосодержащие присадки.

Смотрите так же:  В какое время можно оплатить штраф гибдд

14. Изготовитель (продавец) обязан указывать в сопроводительных документах к дизельному топливу, в паспорте на него и его рекламе марку этого топлива и экологический класс автомобильной техники, для которой оно предназначено.

15. Производитель или продавец в паспорте на автомобильный бензин и дизельное топливо, поступающие на реализацию, должны указывать сведения о наличии (наименование, свойства и содержание) присадок или об их отсутствии в этих топливах.

16. Топочный мазут должен соответствовать требованиям согласно приложению N 3.

17. Массовая доля серы в топочном мазуте, применяемом в котельных установках, не оборудованных устройствами для очистки дымовых газов, не должна превышать 3 процента.

18. Топочный мазут не должен содержать сероводород и летучие меркаптаны.

19. Топливо для реактивных двигателей должно соответствовать требованиям согласно приложению N 4.

20. Топливо для реактивных двигателей не должно содержать поверхностно-активные и другие химические вещества в количестве, ухудшающем его свойства.

21. Топливо для реактивных двигателей, применяемое в холодном и арктическом климате, должно иметь температуру начала кристаллизации не выше минус 60 градусов Цельсия.

22. Допускается реализация топлива для реактивных двигателей с температурой вспышки в закрытом тигле не ниже 38 градусов Цельсия.

23. Авиационный бензин должен соответствовать требованиям согласно приложению N 5.

24. Авиационный бензин с октановым числом не менее 99,5 и сортностью не менее 130 может содержать краситель голубого цвета.

25. Авиационный бензин должен обладать стабильностью к окислению и не должен содержать поверхностно-активные вещества и другие химические вещества в количестве, ухудшающем его свойства.

26. Авиационный бензин может содержать тетраэтилсвинец. Авиационный бензин должен использоваться только в летательных аппаратах, использование этого бензина для других целей запрещается.

27. Судовое топливо должно соответствовать требованиям согласно приложению N 6.

28. Продукция может содержать присадки, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.

29. Каждая партия каждой марки продукции, находящаяся в обороте (за исключением розничной торговли), должна иметь паспорт продукции. Паспорт продукции, выдаваемый изготовителем или продавцом (на предприятиях, осуществляющих хранение готовой к реализации продукции), содержит наименование и марку продукции, сведения об изготовителе (продавце) продукции, включая его адрес, нормативные значения характеристик, установленные настоящим регламентом для данного вида продукции, фактические значения этих характеристик, определенные по результатам испытаний, дату отбора проб, номер резервуара (номер партии), из которого данная проба отобрана, дату изготовления продукции, дату проведения анализа продукции, а также сведения о наличии (наименование и содержание) или отсутствии в продукции присадок.

Паспорт подписывается руководителем предприятия или уполномоченным им лицом и заверяется печатью.

30. При реализации продукции продавец по требованию приобретателя обязан предоставить ему паспорт продукции, а также другие документы, содержащие следующие сведения:

а) наименование продукции и ее целевое назначение;

б) информация о документах, содержащих нормы, которым соответствует данная продукция;

в) наименование изготовителя, его местонахождение, страна происхождения продукции, наименование и местонахождение (адрес, телефон) продавца;

г) номер партии продукции, поставленной для реализации;

д) масса нетто продукции в таре;

е) сведения о наличии (наименование, содержание и свойства) присадок, добавленных в продукцию, или об отсутствии присадок;

ж) знаки опасности продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области пожарной, экологической, а также биологической безопасности;

з) сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;

и) сведения по безопасному хранению, транспортированию, реализации, применению и утилизации продукции.

31. Изготовители (продавцы) автомобильного бензина и дизельного топлива обязаны в информационных материалах, размещенных в местах, доступных для приобретателей, указывать наименование продукции, марку автомобильного бензина или дизельного топлива, экологический класс автомобильной техники, для которой данная продукция рекомендована.

III. Оценка соответствия

32. Оценка соответствия осуществляется в отношении:

а) продукции, выпускаемой в оборот на территории Российской Федерации, — в форме обязательного подтверждения соответствия;

б) продукции, находящейся в обороте на территории Российской Федерации, — в форме государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего регламента.

33. При обязательном подтверждении соответствия заявителем является изготовитель (продавец).

В отношении продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, обязательное подтверждение соответствия осуществляется продавцом, выполняющим на основании договора функции иностранного изготовителя, в части:

обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям настоящего регламента;

ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям настоящего регламента.

34. Обязательное подтверждение соответствия автомобильного бензина и дизельного топлива, полученных путем переработки углеводородсодержащего сырья, осуществляется в форме декларирования соответствия на основании доказательств, полученных с участием независимой аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Порядок осуществления декларирования включает в себя формирование заявителем технической документации (паспорт продукции, акт отбора пробы, документ об аккредитации лаборатории), проведение испытаний образца продукции независимой аккредитованной испытательной лабораторией и принятие заявителем декларации о соответствии автомобильного бензина и дизельного топлива установленным требованиям.

35. Обязательное подтверждение изготовителем соответствия автомобильного бензина и дизельного топлива в случае, если изготовление продукции производится путем смешивания нефтепродуктов, в том числе добавлением присадок различного происхождения, осуществляется в форме обязательной сертификации с проведением испытаний образца продукции и инспекционного контроля сертифицированной продукции. Порядок осуществления обязательной сертификации включает в себя:

а) отбор образцов и идентификацию продукта;

б) проведение испытаний образца продукции независимой аккредитованной испытательной лабораторией;

в) обобщение результатов испытаний и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) заявителю сертификата соответствия;

г) выдачу заявителю сертификата соответствия, срок действия которого составляет 3 года;

д) осуществление органом по сертификации инспекционного контроля сертифицированной продукции;

е) проведение корректирующих мероприятий в случае несоответствия продукции установленным требованиям и неправильного применения знака обращения.

36. Подтверждение соответствия топочного мазута и судового топлива осуществляется заявителем в форме принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств в качестве доказательных материалов используются техническая документация (паспорт продукции, документы об условиях хранения и транспортирования), результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) сертификат системы качества соответствия продукции.

37. Обязательное подтверждение соответствия авиационного бензина, топлива для реактивных двигателей и продукции для государственных нужд осуществляется в форме обязательной сертификации в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящего регламента.

38. Обязательное подтверждение соответствия каждой марки продукции проводится отдельно.

39. Срок действия декларации о соответствии составляет 3 года. При этом документ о проведении исследований (испытаний) продукции аккредитованной лабораторией в целях государственной регистрации декларации о соответствии действителен в течение 1 месяца с даты выдачи.

40. Заявитель обязан оформить новую декларацию о соответствии и представить ее на государственную регистрацию в установленном порядке в следующих случаях:

а) реорганизация юридического лица;

б) внесение изменений в состав продукции, техническую документацию или технологические процессы производства продукции, которые повлияли или могут повлиять на соответствие продукции установленным требованиям.

41. Для подтверждения соответствия авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей обязательная сертификация осуществляется производителем по его выбору путем обязательной сертификации продукции с проведением испытаний образца продукции, инспекционного контроля за сертифицированной продукцией или путем обязательной сертификации партии продукции.

42. Обязательная сертификация продукции с проведением испытаний образца продукции, инспекционного контроля за сертифицированной продукцией включает в себя отбор, идентификацию и проведение испытаний образца продукции независимой аккредитованной испытательной лабораторией, обобщение результатов испытаний и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) заявителю сертификата соответствия, выдачу заявителю сертификата соответствия, инспекционный контроль органа по сертификации за сертифицированной продукцией и проведение корректирующих мероприятий при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака обращения.

43. Обязательная сертификация партии продукции включает в себя отбор, идентификацию и проведение испытаний образца (образцов) продукции из партии продукции независимой аккредитованной испытательной лабораторией, анализ результатов испытаний и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) заявителю сертификата соответствия, выдачу заявителю сертификата соответствия, проведение корректирующих мероприятий при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака обращения.

44. Для подтверждения соответствия авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей обязательная сертификация осуществляется продавцом в порядке, предусмотренном пунктом 43 настоящего регламента.

Срок действия сертификата соответствия составляет 3 года.

45. Идентификация продукции проводится при оценке соответствия продукции или в случаях, когда в информации о конкретной продукции содержится неполное описание продукции либо необходимо подтверждение ее достоверности.

46. Идентификацию продукции проводят:

а) органы по сертификации — при сертификации;

б) уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти — при осуществлении контрольно-надзорных функций в пределах их компетенции;

Смотрите так же:  Договор о продаже киоска

в) иные органы и организации — в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

47. Идентификация продукции проводится путем:

а) анализа и проверки документации;

б) визуального осмотра образца продукции;

в) проведения испытаний образца продукции.

48. Для описания продукции могут использоваться нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, стандарты, технические условия, товаросопроводительная документация, договоры поставки, спецификации, техническое описание, этикетки, ярлыки и другие документы, характеризующие продукцию.

49. Результаты идентификации продукции оформляются в виде заключения органа по сертификации либо другого органа, уполномоченного на проведение идентификации этой продукции.

Форму указанного заключения устанавливает орган по сертификации.

50. Государственный контроль (надзор) за соблюдением установленных настоящим регламентом требований к продукции, за исключением авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей, осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

51. Государственный контроль (надзор) за соблюдением установленных настоящим регламентом требований к авиационному бензину и топливу для реактивных двигателей осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации.

52. Порядок проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением установленных настоящим регламентом требований к продукции осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

53. Производство автомобильного бензина и дизельного топлива для автомобильной и иной техники осуществляется в отношении:

класса 2 — до 31 декабря 2008 г.; класса 3 — до 31 декабря 2009 г.; класса 4 — до 31 декабря 2012 г.

54. Производство судового топлива по показателю «массовая доля серы, не более» осуществляется:

с показателем 3,5 процента — до 31 декабря 2010 г.;

с показателем 2 процента — до 31 декабря 2012 г.;

с показателем 1,5 процента — с 1 января 2013 г.

55. В течение 5 лет со дня вступления в силу настоящего регламента допускается оборот продукции, выпущенной в оборот до дня вступления в силу настоящего регламента.

56. Документы, подтверждающие соответствие продукции, выданные до вступления в силу настоящего регламента, действительны до истечения срока их действия.

Требования к бензинам

Технологии получения топлив, их физико-химические, эксплуатационные и экологические свойства. Основные свойства бензинов, обеспечивающих нормальную эксплуатацию двигателей. Производство автомобильных бензинов, их марки, применение и характеристика.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Автомобильный транспорт в настоящее время занимает одну из важнейших позиций транспортных систем большинства государств мира. В России на его долю приходится около 55 % общего объема перевозок грузов и около 50 % — пассажирских перевозок [6].

Для привода в движение автомобилей и другой техники используют в основном двигатели внутреннего сгорания различных типов.

Для применения в поршневых двигателях внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры) предназначены бензины.

Бензин — легкое топливо, представляющее собой светлую, быстро испаряющуюся на воздухе и хорошо воспламеняющуюся жидкость, которую применяют для бензиновых двигателей. С химической точки зрения бензин является смесью легких углеводородов, получаемых из нефти и нефтепродуктов. Состав бензина — это молекулы с длиной от C 5 до C 10. Но различные виды бензина различаются по составу и по свойствам. При этом, бензины должны удовлетворять ряд требований, обеспечивающих экономичную и надежную работу двигателя, и требованиям эксплуатации.

Современный механик должен знать технологии получения топлив, их физико-химические, эксплуатационные и экологические свойства, требования к ним, передовой опыт, нормативные документы, классификацию, способы экономии, технику безопасности. Должен уметь определять виды эксплуатационного материала, его качество, взрывоопасность, подбирать к конкретным условиям эксплуатации, сопоставлять отечественную и зарубежную маркировку, определять расход топлива при работе двигателя и т.д.

Цель данной работы: раскрыть основные показатели и требования к бензинам.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

1. Требования к бензинам

Бензин получают путем перегонки и каталитической переработки сырой нефти. Бензин — это смесь углеводородов, бесцветная жидкость, имеющая предел кипения 33-205 со. Плотность этой жидкости 700-780 кг/м3, замерзает бензин при температуре — 60 °С и ниже. Температура вспышки составляет меньше 0 °С. При концентрировании паров бензина плотностью 74-123 г/м3 в закрытом пространстве образуется взрывчатая смесь [5].

Наиболее распространенные на сегодняшний день бензины — это автомобильные (А) и авиационные (Б). Требования, предъявляемые к качеству бензина, изложены в ГОСТах 2084-77, ГОСТ Р 51105-97 и ГОСТ Р 51866-2002.

С 1 июля 2003 отменен ГОСТ 2084-77, благодаря чему ГОСТ Р 51105-97 стал обязательным. Это изменение повысило требования к качеству топлива, сократило номенклатуру выпускаемых бензинов и запретило выпуск этилированных бензинов на территории всей страны.

Основные свойства бензинов, обеспечивающих нормальную эксплуатацию двигателей: полная испаряемость, высокая детонационная стойкость, высокая химическая стабильность, хорошая совместимость с материалами, хорошая прокачиваемость и низкотемпературные свойства [7].

1) Испаряемость характеризует способность бензина обеспечивать легкий пуск, полноту испарения и сгорания топлива. В условиях хранения и транспортирования испарение должно быть минимальным. С испаряемостью бензина связаны такие характеристики двигателя, как пуск при низких температурах, вероятность образования паровых пробок в системе питания в летний период, приемистость автомобиля, скорость прогрева автомобиля двигателя, а также износ цилиндропоршневой группы и расход топлива. Оценивается по фракционному составу и давлению насыщенных паров бензина.

2) Детонационная стойкость характеризует способность бензина нормально сгорать в цилиндрах двигателя без возникновения детонации. При горении бензина должно выделяться максимальное количество тепла, продукты сгорания должны иметь малую молекулярную массу, небольшие теплоёмкость и теплопроводность, высокое значение произведения удельной газовой постоянной на температуру горения. Показателем, характеризующим антидетонационные свойства бензина, является его октановое число, определяемым по моторному и исследовательскому методам.

3) Минимальная коррозионная активность. Топлива не должны содержать компоненты, которые разрушают конструкционные материалы двигателя, средства хранения и транспортирования. Оценивается содержанием в бензине фактических смол и нестабильных продуктов вторичной переработки нефти (непредельных углеводородов).

4) Высокая стабильность в условиях хранения и применения. Топлива в течение длительного времени не должны изменять физико-химические и эксплуатационные свойства.

5) Физическая стабильность бензина характеризуется содержанием легких фракций, улетучивающихся при хранении.

6) Хорошая прокачиваемость. Бензины должны надёжно прокачиваться по топливной системе машин, трубопроводам, насосам, системам регулирования и другим агрегатам и коммуникациям, при любых условиях окружающей среды — низкой и высокой температурах, различных давлениях, запылённости и влажности. Прокачиваемость бензина характеризуется основными показателями качества: наличие механических примесей, воды не допускается, так как может вызвать засорение, а в зимнее время года и замерзание топливной системы.

7) Нетоксичность. Продукты сгорания также должны быть нетоксичными и выделять как можно меньше вредных веществ.

Климатические условия на территории России таковы, что повсеместное применение бензинов с одинаковой испаряемостью нецелесообразно и практически невозможно. Поэтому автомобильные бензины в зависимости от испаряемости подразделяются на летние и зимние (в зимних бензинах содержится большее количество низкокипящих углеводородов), а также бензины могут быть всесезонными.

По ГОСТ Р 51105-97 каждая марка бензина делится по испаряемости на пять классов в зависимости от климатического района страны [3]:

— для района I с 1 апреля по 1 октября;

— для районов II и III с 1 апреля по 1 октября;

— для районов IV и V с 1 апреля по 1 октября и для района I с 1 октября по 1 апреля;

— для районов II и III с 1 октября по 1 апреля;

— для районов IV и V с 1 октября по 1 апреля.

Условно принятый район I характеризуется теплым климатом с мягкой зимой, в России это побережье Черного моря, Северный Кавказ, Калмыкия и т.д. Район II характеризуется умеренно-холодным климатом (базовый расчет на Западную Сибирь). Район III характеризуется умеренным климатом (это центральные области страны). Район IV — с очень холодным климатом (Якутск, Оймякон и другие). Район V — с холодным климатом (например, Салехард). В южных районах допускается применять летний бензин в течение всех сезонов.

Таким образом, требования к бензинам следующие:

1) Топливо должно создавать однородную топливно-воздушную смесь необходимого состава при любых температурных условиях. Хорошо испаряться, иметь хорошие пусковые свойства, обеспечивать быстрый прогрев двигателя, не оказывать влияние на износ цилиндров, не образовывать отложений.

2) Топливно-воздушная смесь должна сгорать с возможно большей теплотой за отведенное время, то есть иметь высокую теплоту сгорания, сгорать с нормальной скоростью без возникновения детонации, сгорать полностью, образовывать минимальное количество токсичных продуктов горения, не образовывать нагара, не образовывать коррозионно-агрессивных продуктов сгорания.

Смотрите так же:  Лицензия на травах

3) Топливо должно хорошо транспортироваться, храниться и подаваться в систему питания двигателя в любых климатических условиях, то есть не окисляться при хранении, иметь низкую температуру застывания и помутнения, не содержать механических примесей, воды, не образовывать паровых пробок, не образовывать отложений.

2. Основные показатели бензина

Для обеспечения нормальной работы двигателя на различных режимах автомобильные бензины должны обладать физико-химическими и эксплуатационными свойствами в пределах установленных норм (табл. 1).

Физико-химические свойства топлива должны обеспечивать [5]:

1. Возможность бесперебойной подачи топлива из топливного бака к карбюратору, форсункам или газовому смесителю.

2. Образование гомогенной горючей смеси, т. е. полное его испарение.

3. Нормальное сгорание без самовоспламенения и детонации.

4. Минимальное коррозионное действие на детали двигателя.

5. Минимальное отложение нагара в камере сгорания и смолистых отложений на деталях системы питания.

6. Химическую стабильность при длительном хранении и транспортировке.

7. Невысокую токсичность до сгорания и минимальное образование продуктов высокой токсичности после сгорания.

Таблица 1 — Физико-химические и эксплуатационные показатели автомобильных бензинов [3]

Детонационная стойкость: ОЧИ/ОЧМ, не менее

Концентрация свинца, г/дм, не более

Концентрация фактических смол, мг на 100 см

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Кислотность, мг КОН на 100 мл бензина, не более

Концентрация марганца, мг/дм, не более

Индукционный период, мин, не менее

Массовая доля серы, %, не более

Объемная доля бензола, %, не более

Плотность при 15 0С, кг/м3

700-750 Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

725-780 Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

725-780 Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Испытание на медной пластине

Выдерживает класс I

Эксплуатационные характеристики бензинов должны обеспечить нормальную работу двигателей в различных режимах. Основным эксплуатационным свойством бензинов является детонационная стойкость.

Детонационная стойкость — свойство бензина, определяющее возможную степень сжатия двигателя. Детонацией называется особый (очень быстрый — взрывной) процесс сгорания топлива в двигателе с образованием в камере сгорания ударных волн. Детонация появляется в тех случаях, когда после воспламенения топливно-воздушной смеси сгорает только часть топлива. Остаток (до 20%) топливного заряда мгновенно самовоспламеняется при чрезвычайно высоких скоростях распространения фронта пламени в камере сгорания (2000 м/с и выше). Для сравнения: при нормальном сгорании эта скорость составляет 20…40 м/с, т. е. в 50…100 раз меньше, чем при детонационном сгорании. При этом детонационное сгорание топлива сопровождается значительным повышением давления в зоне детонации и нарастает скачками. Резкий перепад давления и приводит к образованию детонационной волны, которая ударяется о стенки цилиндра [8].

Внешние характерные признаки детонации — характерный металлический стук, вызываемый многократным отражением детонационных волн от стенок цилиндра и вибрация, неровная работа двигателя; появление в выхлопных газах клубов черного дыма, резкое повышение температуры стенок цилиндра, закипания жидкости в системе охлаждения из-за усиленной теплоотдачи стенкам камер сгорания и цилиндров. Длительная работа двигателя при детонационном сгорании приводит к повышению удельного расхода топлива, уменьшению мощности и перегреву двигателя, прогару поршней и выхлопных клапанов, к повышенному износу деталей двигателя, в конечном счете может привести к образованию крупных дефектов в виде трещин и деформации деталей или даже их разрушения и выходя двигателя из строя.

Систематическая детонация при работе двигателя с правильно установленным зажиганием свидетельствует о недостаточно высоких анти-детонационных свойствах используемого топлива. Показателем, характеризующим антидетонационные свойства бензина, является его октановое число — условный показатель, характеризующий стойкость бензинов к детонации и численно соответствующий детонационной стойкости модельной смеси изооктана и н-гептана, которая по детонационной стойкости эквивалентна топливу, испытуемому в стандартных условиях.

Октановое число бензина определяют на специальной установке, представляющей собой одноцилиндровый двигатель с изменяемой степенью сжатия, сравнением антидетонационных свойств испытуемого бензина со свойствами эталонного топлива — приготовляемой в разных пропорциях смеси сильнодетонирующего топлива (гептана) и стойкого против детонации топлива (изооктана) — эквивалентной смеси. Октановое число изооктана принято за 100 пунктов, а н-гептана — за 0. При одинаковых антидетонационных свойствах эквивалентной смеси и испытуемого бензина октановое число бензина принимают равным процентному содержанию изооктана в эквивалентной смеси. Чем больше октановое число бензина, тем меньше он детонирует при сжатии и тем большую степень сжатия может иметь двигатель, работающий на этом бензине.

Существуют следующие методы повышения детонационной стойкости (октанового числа) бензинов: воздействие на их химический состав; добавление в базовые бензины до 40 % высокооктановых компонентов, синтезированных из газообразных углеводородов; введение небольшого количества специальных присадок — антидетонаторов, увеличивающих содержание ароматических и изопарафиновых углеводородов [7].

Воздействие на химический состав возможно в результате применения современных технологий получения топлив — каталитического крекинга и риформинга. В качестве высокооктанового компонента бензинов применяется метилтретбутиловый эфир (МТБЭ). Введение МТБЭ в бензин в количестве 11% позволяет получить неэтилированный бензин АИ-93 с вовлечением в него до 15. 20 % низкооктановых компонентов. Антидетонационные присадки, способные при концентрации в бензине сотых долей процента повысить его октановое число на 8 и более единиц. Наиболее сильным из применяемых антидетонаторов является — тетраэтилсвинец (ТЭС), добавляемая к бензину в небольших количествах. Бензин с добавками этиловой жидкости называют этилированным. Введение ТЭС в количестве 0,3 % повышает октановое число бензина на 15. 20 единиц, что в 600 раз больше, чем при добавлении такого же количества высокооктанового углеводорода бензола. Так как при сгорании ТЭС до 10 % окислов свинца оседает на деталях камеры сгорания, что может нарушить работу свечей зажигания, вместе с ним в бензин вводят выносители — бромистые органические соединения, образующие летучий бромистый свиней РЬВг2, который на 97% удаляется из двигателя. Смесь ТЭС с выносителем называется этиловой жидкостью. Этилированный бензин ядовит, поэтому в него добавляют красящее вещество для отличия от обычного бензина.

С 2003 года производство этилированного бензина в России запрещено.

В качестве заменителя ТЭС предложено и применяется за рубежом органическое соединение на основе марганца — ЦТМ. По своим антидетонационным свойствам ЦТМ не уступает ТЭС, но по токсичности оно не опаснее обычных неэтилированных бензинов. Недостатком его является интенсивное образование окиси марганца на электродах свечей, приводящее к замыканию искрового промежутка и, следовательно, к остановке двигателя.

Одним из средств повышения октанового числа топлива является добавление в него до 2 % ароматических аминов. Например, высокоэффективной добавкой к бензину является экстралин, представляющий собой смесь производных ароматических соединений, хорошо смешивается с бензином. Смеси, содержащие до 4 % экстралина, при хранении не расслаиваются, не замерзают до — 60 °С и имеют значительно повышенное октановое число

В настоящее время в производство автомобильных бензинов все более энергично стали внедряться эффективные и экологически безопасные антидетонационные присадки на основе ферроцена.

3. Влияние качества бензина на работу двигателя

Отклонения показателей качества бензина приводят к серьезным нарушениям в работе двигателя. Влияние применения некачественных топлив на долговечность машин отражено в табл. 1 [10].

Таблица 2 — Нарушения в работе двигателя при применении бензинов, имеющих отклонения от нормы

Стандарты // Нефть и нефтепродукты

ГОСТ Р 51313-99 Бензины автомобильные. Общие технические требования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общие технические требования

Motor petrols. General technical requirements

Дата введения 2000-07-01

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по переработке нефти (ВНИИНП), Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы»

ВНЕСЕН Департаментом по нефтепереработке Минтопэнерго РФ

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 24 августа 1999 г. № 282-ст

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на группу однородной продукции — бензины для автомобильного транспорта (далее — автомобильные бензины) и устанавливает показатели качества, характеризующие безопасность продукции и подлежащие обязательному включению во все виды документации, по которой изготавливаются автомобильные бензины.

2 Нормативные ссылки

ГОСТ 511-82 Топливо для двигателей. Моторный метод определения октанового числа

ГОСТ 1756-52 Нефтепродукты. Методы определения давления насыщенных паров

ГОСТ 2177-82 Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава

ГОСТ 8226-82 Топливо для двигателей. Исследовательский метод определения октанового числа

ГОСТ 16350-80 Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей

ГОСТ 19121-73 Нефтепродукты. Методы определения содержания серы сжиганием в лампе

ГОСТ 28828-90 Бензины. Метод определения свинца

ГОСТ 29040-91 Бензины. Метод определения бензола и суммарного содержания ароматических углеводородов

ГОСТ Р 50442-92 Нефть и нефтепродукты. Рентгено-флуоресцентный метод определения серы

3 Технические требования

3.1 В зависимости от детонационной стойкости устанавливаются типы автомобильных бензинов (таблица).