Требования к фгос впо

Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования

Портал Федеральных государственных образовательных стандартов

Программы повышения квалификации 2019

ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата

Уважаемые коллеги! Модернизация ФГОС ВПО завершается. На нашем портале открывается раздел ФГОС ВО, в котором будут представлены федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО; ФГОС 3+), приведенные в соответствие с требованиями ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Этот раздел сайта будет сохраняться и играть роль архива.

Образовательные стандарты и требования

Федеральные государственные образовательные стандарты (Фгос) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального проФессионального, среднего проФессионального и высшего проФессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [1] . к образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «государственные образовательные стандарты». до 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности (направления подготовки) проФессионального образования, в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности [2] .

Фгос во обязательны к применению всеми имеющими государственную аккредитацию вузами российской Федерации. в соответствии с Федеральным законом от 10.11.2009 № 259-Фз «о московском государственном университете имени м. в. ломоносова и санкт-петербургском государственном университете» и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Фз «об образовании в российской Федерации» московский государственный университет им. м. в. ломоносова, санкт-петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «Федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также Федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом президента российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований Федеральных государственных образовательных стандартов.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и проФессионального образования с учетом различных Форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

стандарт является основой для:

  • разработки примерных основных образовательных программ;
  • разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
  • организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых Форм и подчиненности;
  • разработки нормативов Финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, Формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
  • осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства российской Федерации в области образования;
  • проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
  • построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
  • организации деятельности работы методических служб;
  • аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
  • организации подготовки, проФессиональной переподготовки и повышения квалиФикации работников образования.

каждый стандарт согласно Федеральному закону от 1 декабря 2007 года № 309-Фз включает 3 вида требований:

  • требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, Формируемой участниками образовательного процесса;
  • требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, Финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • требования к результатам освоения основных образовательных программ [3] .

высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и проФессиональные компетенции. предыдущее, второе, поколение Фгос было разработано в 2005 году [4] .

реализация Фгос в образовательном процессе

для реализации каждого Фгос образовательное учреждение должно разработать основную образовательную программу (ооп), включающую учебный план, календарный учебный граФик, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы [5] .

поколения государственных образовательных стандартов

стандарты общего образования:

  • стандарты первого поколения (были приняты в 2004 году и именовались государственными образовательными стандартами) [6] ;
  • стандарты второго поколения (были приняты — для начального общего образования (1-4 классы) 6 октября 2009 года, для основного общего образования (5-9 классы) 17 декабря 2010 года, для среднего (полного) общего образования (10-11 классы) 17 мая 2012 года). Эти стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий[7] .

стандарты высшего проФессионального образования:

  • стандарты первого поколения (утверждались с 2000 года и именовались государственными образовательными стандартами);
  • стандарты второго поколения (утверждались с 2005 года и именовались государственными образовательными стандартами) [4] , ориентированные на получение студентами знаний, умений и навыков;
  • стандарты третьего поколения (утверждаются с 2009 года) [8] , согласно которым высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и проФессиональные компетенции.

до 2000 года применялся единый государственный стандарт высшего проФессионального образования, который был утвержден постановлением правительства российской Федерации от 12 августа 1994 года № 940 и определял:

  • структуру высшего проФессионального образования, документы о высшем образовании;
  • общие требования к основным проФессиональным образовательным программам высшего проФессионального образования и условиям их реализации;
  • общие нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного заведения и ее объем;
  • академические свободы высшего учебного заведения в определении содержания высшего проФессионального образования;
  • общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего проФессионального образования;
  • порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) высшего проФессионального образования в качестве Федерального компонента;
  • правила государственного контроля за соблюдением требований государственного образовательного стандарта высшего проФессионального образования [9] .

по каждому направлению подготовки (специальности) принимались государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.

с 1 сентября 2013 года согласно закону «об образовании в российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 должны утверждаться стандарты нового поколения, в том числе и для программ высшего образования ? подготовки научно-педагогических кадров, в соответствие с новым законом [10] , а также для дошкольного образования, для которого ранее были предусмотрены Федеральные государственные образовательные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [11] .

разработка Фгос

стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, проФессиям, направлениям подготовки, специальностям и заменяются новыми не реже одного раза в 10 лет.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, Федеральные государственные образовательные стандарты проФессионального образования могут разрабатываться также по проФессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням проФессионального образования.

при Формировании Федеральных государственных образовательных стандартов проФессионального образования учитываются положения соответствующих проФессиональных стандартов.

разработка Фгос осуществляется с учетом актуальных и перспективных потребностей личности, развития общества и государства, его обороны и безопасности, образования, науки, культуры, техники и технологий, Экономики и социальной сФеры в порядке, установленном законодательством российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Фгос высшего проФессионального образования разрабатываются учебно-методическими объединениями вузов по соответствующим направлениями подготовки (специальностям).

проекты стандартов направляются в министерство образования и науки российской Федерации, которое размещает их на своем оФициальном сайте в сети интернет для обсуждения с участием представителей заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием, и направляет их на независимую Экспертизу.

независимая Экспертиза проектов стандартов проводится в 14-дневный срок со дня их получения из министерства образования и науки российской Федерации:

  • объединениями работодателей, организациями, осуществляющими деятельность в соответствующих отраслях Экономики, — по проектам стандартов начального проФессионального, среднего проФессионального и высшего образования;
  • институтами общественного участия в управлении образованием, органами исполнительной власти субъектов российской Федерации, осуществляющими управление в сФере образования, — по проектам стандартов общего образования;
  • министерством обороны российской Федерации и другими Федеральными органами исполнительной власти, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба, — по проектам стандартов среднего (полного) общего образования, среднего проФессионального образования в части вопросов, касающихся подготовки граждан к военной службе.

по результатам независимой Экспертизы в министерство образования и науки российской Федерации направляется Экспертное заключение, подписанное руководителем организации или органа, проводивших Экспертизу, или уполномоченным им лицом.

проекты Фгос, замечания и Экспертные заключения к ним обсуждаются советом министерства образования и науки российской Федерации по Федеральным государственным образовательным стандартам, который принимает решение рекомендовать проект стандарта к утверждению, либо к доработке, либо к отклонению. после получения решения совета министерство образования и науки российской Федерации принимает собственное решение относительно утверждения стандарта.

внесения изменений в Фгос осуществляется в том же порядке, что и принятие самих Фгос.

порядок принятия Фгос осуществляется в соответствии с правилами разработки и утверждения Федеральных государственных образовательных стандартов, утверждаемыми правительством российской Федерации [12] .

Фгос впо разрабатываются учебно-методическими объединениями вузов по образованию по соответствующим направлениям подготовки и их базовыми вузами [13] .

в связи с принятием нового закона об образовании и изменений к трудовому кодексу, вводящим понятие проФессионального стандарта по каждой проФессии (проФессиональной области), планируется разработка Фгос с учетом положений проФессиональных стандартов [14] .

история разработки образовательных стандартов в россии

впервые понятие образовательного стандарта в россии появилось в 1992 году с введением закона рФ «об образовании», статья 7 которого была посвящена государственным образовательным стандартам. в первоначальной редакции закона стандарт общего образования принимался верховным советом рФ, но в связи с принятием конституции 1993 года Это положение было отменено, и Функции по принятию образовательных стандартов были переданы органам исполнительной власти в определенном правительством рФ порядке. верховный совет рФ за период, когда у него было право утверждения образовательного стандарта, его так и не утвердил.

по мнению бывшего министра образования рФ Эдуарда дмитриевича днепрова, существенный шаг назад — в сторону унитаризма в образовании — делали проекты поправок, снимая в законе понятие «национально-региональный компонент» государственных образовательных стандартов и заменяя его «региональным компонентом» (ст. 7, п. 1; ст. 29, п. 2е). Эта тенденция прослеживалась и в утвержденном министерством образования в 1993 г. базисном учебном плане. усилившаяся к 1996 году стандартизация образования вызвала сопротивление педагогической общественности, выразившееся в забастовка и акциях протеста работников системы образования [15] .

в редакции, предложенной разработчиками закона «об образовании» в 1992 году, образовательный стандарт, точнее его Федеральный компонент, состоял из пяти Элементов:

  • цели образования на каждой ступени обучения
  • требования к базовому содержанию основных образовательных программ
  • предельно допустимый объем аудиторной учебной нагрузки
  • требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих различные ступени школы
  • требования к условиям образовательного процесса

под давлением сторонников предметно-методического подхода Эта редакция была деФормирована депутатами проФильного комитета верховного совета рФ и сокращена до трехсоставной Формулы: «обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников» (в число коих неправомерно включались и оканчивающие начальную школу).

в результате Этого из статьи 7 закона, посвященной образовательным стандартам:

  • из стандартов исчезал целевой блок;
  • требования к базовому содержанию основных образовательных программ заменялись «обязательным минимумом», то есть все тем же традиционным перечнем предметных тем; в итоге стандарт превращался в обычный набор предметных программ;
  • исчезало понятие предельно допустимой аудиторной нагрузки, что отнюдь не адекватно понятию максимальной нагрузки вообще;
  • из стандарта исчезли требования к условиям образовательного процесса [16] .

оставшаяся в законе указанная трехмерность Федерального компонента образовательного стандарта, по мнению Э. д. днепрова, «уже вскоре оказалась явно недостаточной, не адекватной ни потребностям образовательной практики, ни запросам развития самого законодательства об образовании. именно поЭтому уже при принятии в 1996 году Федерального закона „о высшем и послевузовском проФессиональном образовании“ произошел слом Этой узкой законодательной нормы и частичный возврат к исходному замыслу закона российской Федерации „об образовании“. в пункте 2 статьи 5 вузовского закона вновь появились „требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ“ и „условиям их реализации“. таким образом, возвращаясь к истокам, Этот закон делал два существенных шага вперед в трактовке образовательного стандарта. вновь обращалось внимание на условия реализации образовательных программ и вводились требования к их обязательному минимуму, что уже не позволяло свести Этот минимум к банальному перечню предметных тем» [16] .

обязательность принятия Федерального государственного образовательного стандарта была установлена конституцией российской Федерации, принятой на всероссийском голосовании 12 декабря 1993 года [17] .

в 1993—1999 года разрабатывались временные образовательные стандарты и Федеральные компоненты государственного образовательного стандарта [16] .

с 2000 года стали разрабатываться гос первого поколения (для общего образования) и первого и второго поколений (для высшего образования).

в истории разработка государственных стандартов общего образования имеет выделяются четыре Этапа: 1993—1996, 1997—1998 и 2002—2003, 2010—2011 гг. на каждом из Этих Этапов мотивы разработки стандартов менялись. на первых двух — незначительно, в рамках общей и образовательной политики. на третьем и четвертом — кардинально, в русле личностно-ориентированной и деятельностно-развивающей педагогики [15] .

с принятием изменений в закон российской Федерации «об образовании» в 2009 году стали разрабатываться стандарты нового поколения — Федеральные государственные образовательные стандарты. именно они стали Федеральными. стандарты предыдущих поколений по существу Федеральным государственным образовательным стандартами не являлись, а были лишь его компонентами [18] .

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:

1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Федеральные государственные образовательные стандарты

Научная электронная библиотека

Кривов В. Д., Мамедова Н. А., Крупенков В. В., Мельникова А. А.,

4.3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области подготовки специалистов по специальности «Государственное и муниципальное управление»

В целях обобщения полученных результатов и разработки проектов нормативных и методических документов, обеспечивающих формирование ГОС ВПО третьего поколения, Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования была создана рабочая группа, в работе которой принимали участие специалисты профессионального образования, ведущие эксперты в системе образования, представляющие: Министерство образования и науки Российской Федерации (эксперты по разным уровням образования для обеспечении преемственности методологических подходов), Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, ведущие университеты, Федеральный институт развития образования, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (технического университета), Институт содержания образования Государственного университета — Высшей школы экономики, представители УМО.

В работе был создан проект макета ФГОС ВПО третьего поколения, а также сформированы подходы к формированию проекта перечня направлений и специальностей высшего профессионального образования, которые одобрены Советом Министерством образования и науки России по государственным образовательным стандартам профессионального образования в 2006 году.

Проект макета ФГОС ВПО третьего поколения предусматривает:

  1. Формирование стандартов по направлениям подготовки как совокупности образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра, объединяемых на базе общности их фундаментальной части.
  2. Формирование требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки в виде компетенций как в области профессиональной деятельности, так и социально-личностной.
  3. Разработку стандартов без деления их на федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты одновременно с расширением академических свобод вузов при формировании основных образовательных программ (ООП).
  4. Установление требований к результатам освоения отдельных разделов образовательных программ.
  5. Введение научно-исследовательской работы студента как обязательного компонента основной образовательной программы.
  6. Установление трудоемкости (объема учебной работы студента) основных образовательных программ в зачетных единицах вместо часовых эквивалентов [33].

Структурно ФГОС ВПО третьего поколения содержит следующие элементы:

Область применения (ФГОС ВПО является комплексной федеральной нормой качества высшего образования по направлению подготовки и уровням подготовки; право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом исполнительной власти; устанавливается кто является основными пользователями ФГОС ВПО).

Термины, определения, обозначения, сокращения (в федеральном стандарте используются термины и определения в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а так же с международными документами в сфере высшего образования, а именно: основная образовательная программа, направление подготовки, профиль, компетенция, модуль, зачетная единица и результаты обучения; а так же используемые в стандарте сокращения).

Общая характеристика направления подготовки (нормативные сроки, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) и соответствующие квалификации (степени) по уровням высшего профессионального образования; формулируются цели ВПО в области обучения; формулируются цели основной образовательной программы в области формирования социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности, повышение их общей культуры и т. д.; перечисляются области профессиональной деятельности, для которых ведется подготовка специалистов; указываются объекты и виды профессиональной деятельности выпускников; указываются задачи профессиональной деятельности выпускников по уровням).

Устанавливаются общие требования к условиям реализации основных образовательных программ в области подготовки специалистов по специальности «Государственное и муниципальное управление»:

  • высшие учебные заведения самостоятельно разрабатывают основную образовательную программу специальности;
  • основная образовательная программа разрабатывается на основе федерального государственного образовательного стандарта специальности с учетом потребностей рынка труда;
  • оценка качества подготовки студентов и выпускников должна включать их текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию;
  • при разработке общей образовательной программы должны быть определены возможности вуза в формировании социально-личностных компетенций выпускников;
  • основная образовательная программа высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору студента в объеме не менее одной трети вариативной части каждого цикла;
  • ВУЗ обязан обеспечить студентам реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения.

Общие требования к правам и обязанностям студентов при реализации основных образовательных программ в области подготовки специалистов по специальности «Государственное и муниципальное управление»:

  • студенты имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин по выбору студента, предусмотренных общей образовательной программой, выбирать конкретные дисциплины;
  • при формировании своей индивидуальной образовательной траектории студент имеет право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин и их влиянию на будущий профиль подготовки;
  • студенты обязаны участвовать в развитии студенческого самоуправления, в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ;
  • максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы;
  • при очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 8 часов в неделю;
  • при заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год;
  • общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

Требования к основным образовательным программам подготовки бакалавров (магистров, специалистов), требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки бакалавров, требования к структуре основных образовательных программ подготовки бакалавров, требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки бакалавров. Список представителей академического сообщества и работодателей, принимавших участие в разработке ФГОС ВПО.

По сравнению с предыдущими поколениями образовательных стандартов, основная особенность макета ФГОС ВПО состоит в том, что он разрабатывается на основе компетентностного подхода с участием работодателей, общественных и профессиональных объединений. В нем отсутствуют деления на федеральный, региональный и вузовский компоненты, то есть макет ФГОС ВПО нового поколения значительно расширяет степень свободы вузов в отборе содержания обучения. Макет ФГОС ВПО предусматривает новые требования к результатам освоения образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра, а также отдельных разделов данных программ. В качестве основного объекта оценки выступают профессиональные и социально-личностные компетенции, под которыми понимаются «способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». Обязательным компонентом основной образовательной программы становится научно-исследовательская работа студента. Кроме того, трудоемкость программы предлагается измеряться не в часах, а в зачетных единицах.

Требования к основным образовательным программам подготовки ФГОС ВПО представлены на примере бакалавриата по направлению подготовки «государственное и муниципальное управление», для магистров и специалистов они являются аналогичными.

Выпускник с квалификацией (степенью) «бакалавр» по направлению «государственное и муниципальное управление» должен обладать следующими компетенциями:

1. компетенции гражданского поведения и этики:

  • стремится работать на благо общества (ОК-1);
  • знает требования профессиональной этики и готов поступать в соответствии с этими требованиями; обладает нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; обладает гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения (ОК-2).

2. компетенции общекультурного, социального, профессионально-информационного взаимодействия:

  • знает базовые ценности мировой культуры и готов опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии (ОК-3);
  • знает законы развития природы, общества, мышления и умеет применять эти знания в профессиональной деятельности; умеет анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владеет основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
  • понимает содержание, смысл, основные цели, социальную значимость профессии государственного и муниципального управления, стремится к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5);
  • способен и готов к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6);
  • способен представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения (ОК-7);
  • владеет основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, имеет навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями; способен к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);
  • умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способен к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям; способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-9);
  • способен к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива (ОК-10);
  • владеет одним из иностранных языков как средством коммуникации в рамках сложившейся специализированной терминологии профессионального международного общения (ОК-11);
  • владеет основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-12).

3. компетенции самосовершенствования:

  • способен и готов к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умеет использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии, для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-13);
  • умеет критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способен к критическому анализу своих возможностей (ОК-14);
  • способен принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умеет оценивать последствия решений (ОК-15);
  • владеет навыками самостоятельной, творческой работы; умеет организовать свой труд; способен порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-16);
  • способен к формированию, поддержанию и использованию конструктивных общефизических и социально-психологических ресурсов, необходимых для здорового образа жизни (ОК-17).

Б) профессиональными (ПК):

1. организационно-управленческая деятельность:

  • знает основные этапы эволюции управленческой мысли (ПК-1)
  • умеет определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения (ПК-2);
  • умеет выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3);
  • способен принимать решения в условиях неопределенности и рисков (ПК-4);
  • способен применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК- 5);
  • способен принимать участие в проектировании организационных действий, умеет эффективно исполнять обязанности (ПК-6);
  • умеет оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-7);
  • способен применять имеющиеся технологии и методы кадровой работы (ПК-8);
  • способен свободно ориентироваться в правовой системе России (ПК-9);
  • умеет правильно применять нормы права (ПК-10);
  • способен эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК- 11);
  • умеет определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ПК-12);
  • способен использовать основы теории мотивации при решении управленческих задач (ПК-13).

2. информационно-методическая деятельность:

  • имеет навык составления, учета, хранения, защиты, передачи служебной документации в соответствии с требованиями документооборота (ПК-14);
  • умеет разрабатывать проекты правовых актов, готовить заключения на правовые акты в соответствии с правилами юридической техники (ПК-15);
  • умеет определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16);
  • умеет обобщать и систематизировать информацию для создания баз данных, владеет средствами программного обеспечения анализа и моделирования систем управления (ПК-17);
  • умеет готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти (ПК-18);
  • умеет разрабатывать методические и справочные материалы по вопросам деятельности лиц, находящихся на государственных должностях на выборных муниципальных должностях, функционирования государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций и учреждений, организационно-административное обеспечение деятельности государственных и муниципальных предприятий, научно-исследовательских и образовательных организаций в сфере государственного и муниципального управления, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций; (ПК-19);
  • способен анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой (ПК-20);
  • знает и умеет адаптировать лучшие практики зарубежного государственного и муниципального управления к своей профессиональной деятельности (ПК-21);
  • оперирует информацией о ключевых вопросах и технологиях государственного регулирования для четкого и убедительного публичного изложения (ПК-22);
  • способен адаптировать основные математические модели к конкретным задачам управления (ПК-23);
  • умеет применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов и организаций (ПК-24);
  • умеет моделировать административные процессы и процедуры в органах власти (ПК-25);
  • способен применять ИКТ в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-26)
  • владеет технологиями защиты информации (ПК-27).

3. коммуникативная деятельность:

  • умеет устанавливать и использовать информационные источники для учета потребностей заинтересованных сторон при планировании деятельности органа власти (ПК-28);
  • способен анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-29);
  • умеет общаться четко, сжато, убедительно; выбирая подходящие для аудитории стиль и содержание (ПК-30);
  • умеет находить основы для сотрудничества с другими органами власти, институтами гражданского общества; может убрать?
  • способен определять потребности в информации, получать информацию из большого числа источников, оперативно и точно интерпретировать информацию (ПК-31)
  • способен представлять интересы и официальную информацию органа власти, государственной или муниципальной организации, учреждения при взаимодействии с иными государственными органами и органами местного самоуправления, организациями, институтами гражданского общества, средствами массовой коммуникации, гражданами (ПК-32);
  • умеет предупреждать и разрешать конфликтные ситуации при взаимодействии органов власти, институтов гражданского общества, средств массовой коммуникации (ПК-33);
  • способен выявлять информацию, необходимую для принятия решений, при получении «обратной связи» в профессиональной деятельности (ПК-34);
  • способен к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению (ПК-35);
  • понимает основные закономерности и владеет базовыми технологиями формирования общественного мнения (ПК-36);
  • владеет медиативными технологиями, умеет организовывать, проводить и оценивать эффективность переговоров и примирительных процедур (ПК-37);
  • владеет основными технологиями формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы (ПК-38).

4. проектная деятельность:

  • умеет выявлять и оценивать проектные возможности в профессиональной деятельности и формулировать проектные цели (ПК-39);
  • способен использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков и управление бюджетом (ПК-40);
  • готов участвовать в реализации программ организационных изменений (ПК-41)
  • способен разрабатывать проекты социальных изменений (ПК-42);
  • имеет навыки разработки проектной документации (ПК-43);
  • способен оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия (результаты) осуществления государственных программ (ПК- 44).

5. вспомогательно-технологическая (исполнительская) деятельность:

  • умеет вести делопроизводство и участвовать в ведении документооборота в органах и организациях (ПК-45);
  • способен осуществлять технологическое обеспечение служебной деятельности специалистов (по категориям и группам должностей государственной гражданской и муниципальной службы) (ПК-46);
  • умеет осуществлять вспомогательное обеспечение исполнения основных функций органов и организаций, их административных регламентов (ПК-47);
  • способен к адекватной оценке поставленных целей и результатов деятельности (ПК-48);
  • владеет методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов (ПК-49);
  • способен оценивать свое место в технологии выполнения коллективных задач (ПК-50);
  • умеет эффективно взаимодействовать с другими исполнителями (ПК-51).

Требования к структуре основных образовательных программ подготовки бакалавриата по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление».

Основные образовательные программы бакалавриата по направлению «государственное и муниципальное управление» могут предусматривать изучение следующих учебных циклов:

  • гуманитарный, социальный и экономический цикл;
  • математический и естественнонаучный цикл;
  • профессиональный цикл;
  • и разделов:
  • физическая культура;
  • учебная и производственная практики;
  • итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл должен иметь базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), что позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре.

Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык».

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» [34].

ФГОС ВПО предусматривает определенные требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «государственное и муниципальное управление».

Перед началом разработки основных образовательных программ (ООП) вуз должен определить главную цель (миссию) программы, цели основной образовательной программы, как в области воспитания, так и в области обучения, учитывающую ее специфику, направление и профиль подготовки, особенности научной школы, потребности рынка труда. ООП подготовки бакалавра по данному направлению включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями государственных органов федерального и регионального уровня, органов муниципального управления, общественных организаций, российских и зарубежных компаний, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50% аудиторных занятий.

В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.

Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза.

Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

В случае реализации ООП бакалавриата по направлению «государственное и муниципальное управление» в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с постановлением Правительства от 14 февраля 2008 года № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)».

Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы.

Раздел «Физическая культура» трудоемкостью 2 зачетные единицы реализуется: При очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов подготовки, должен составлять не менее 360 часов.

Вуз обязан обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными.

Программа бакалавриата по направлению «государственное и муниципальное управление» должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям): Иностранный язык, Экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика), Основы менеджмента, Психология, Информационные технологии в управлении, Математика, Методы принятия управленческих решений/Логика, Основы государственного управления, Муниципальное управление, Стратегическое планирование, Государственные и муниципальные финансы, Управление персоналом, Статистика, Деловые коммуникации и культура речи, Принятие государственных решений, Основы делопроизводства и документооборота, Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы/Муниципальное право, Государственная и муниципальная служба.

Наряду с установленными законодательными и другими нормативными актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности: обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей, курсов) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули, курсы); при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущий профиль подготовки (специализацию); обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей, курсов) на основании аттестации; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза [35].

Смотрите так же:  Налог от продажи доли квартиры