Требования к кабинету психолога доу по фгос

Требования к кабинету педагога-психолога

В начале 90-х, когда служба школьной практической психологии переживала свое становление, в ходе одной из образовательных ярмарок ВВЦ был представлен новаторский для тех времен проект — «Специализированный кабинет детского психолога». В разработке проекта, кроме группы психологов под руководством доктора психологических наук Ольги Усановой, принимали участие архитекторы и дизайнеры.

Для организации кабинета не требовалось никаких особых пристроек. С помощью некоторых строительных и дизайнерских ухищрений в психологический кабинет, отвечающий современным требованиям психологической работы, переоборудовался обычный школьный класс. Продумано было все до мелочей — от формата окон, цвета стен и приспособлений для подсветки до базового комплекта методических материалов.

Ольга Николаевна Усанова, руководитель группы разработчиков, рассуждала так: каждму психологу нужно рабочее место, позволяющее ему полноценно реализовывать свои профессиональные задачи. Когда психолог приходит к начальству с просьбой об организации специального кабинета, ему легко отказать, если слова его ничем не подкреплены. Другое дело, если на руках у психолога целостный проект с чертежами, схемами и перечнем необходимых материалов. Да еще и обладатель золотой медали ВВЦ. Тогда администрация школы (уважающей себя школы) волей-неволей должна будет ознакомиться с проектом и принять его к сведению.

С некоторыми идеями проекта мы и хотим познакомить читателей.

Никто, конечно, не рассчитывает, что все директора школ тут же бросятся реализовывать представленные в нем красивые идеи.

Пустующие школьные кабинеты, про которые начальство бы думало: «И во что бы нам их переделать?» — скорее экзотическая редкость, чем правило. А психологи по большей части ютятся в «каморках под лестницей», где едва можно разместить два стула.

Тем более непросто раздобыть средства, для того чтобы придать окнам арочную форму и скруглить углы в комнатах. Однако некоторые идеи можно реализовать даже в небольших помещениях. Углы же скругляются не только с помощью евроремонта. Ну, а знать, каким должен быть идеальный психологический кабинет, — невредно. В один прекрасный момент эти знания могут пригодиться.

Методические рекомендации к организации

В настоящее время активно развивается психологическая служба в образовании. Для успешной деятельности практического психолога важно создать условия. Прежде всего, организовать рабочее место и обеспечить психолога инструментарием — практическими материалами.

Специализированный кабинет детского психолога разработан специально для того, чтобы помочь школам и другим образовательным учреждениям оптимизировать условия работы практического психолога с детьми и дать психологу базовый комплект систематизированных методических материалов по основным направлениям его работы.

Архитектурный проект кабинета (архитектор В. Л. Питаев) содержит технические разработки для создания рабочего места психолога в помещении стандартного школьного класса при условии некоторой его реконструкции.

Архитектурно-художественная концепция проекта в качестве первого ее принципа предполагает осознанный отход от прямого угла с целью сделать восприятие ребенка более чувственным, нежели аналитическим. Предлагается реконструировать классную комнату, скруглив углы и поделив ее на функциональные зоны подвижными перегородками, установленными по плавным кривым. Для усиления пластичности композиции предписывается использование мебели со скругленными формами, расставленной по тем же плавным кривым.

Второй принцип формирования среды кабинета состоит в создании образов природы. В проекте показано, как можно использовать керамические композиции, растительность, аквариумы и другие дополнения, чтобы интерьер помещения повышал психологическую комфортность детей.

Решение пространства ориентировано на поддержание нормального эстетического и психологического климата, что достигается как за счет общего стиля оформления помещения, так и с помощью деталей интерьера романтического характера — люстр, фонарей, дверей, профильных переходов от стены к потолку, лепных розеток на потолке и др. Все это должно вернуть ребенка в мир более чувственный, нежели бесконечно повторяемый современный интерьер, прагматичный с точки зрения стройиндустрии.

Стандартное помещение класса предлагается разделить на 6 зон, что соответствует функциям кабинета.

  1. Холл.
  2. Зона ожидания приема.
  3. Зона первичного приема и беседы с клиентом.
  4. Зона консультативной работы.
  5. Зона игровой терапии.
  6. Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения.

Каждая из зон имеет свое цветовое оформление.

В зависимости от психологических задач пространство кабинета можно преобразовывать в новые формы, изменяя его по высоте, объему, цветовому, световому и звуковому оформлению.

Объем помещения может уменьшаться до камерного (например, для бесед, консультаций, индивидуальной психологической разгрузки) и увеличиваться при проведении игротерапии, занятий по психокоррекции и т. д. Эти изменения достигаются за счет использования подвижных перегородок, декоративных занавесей, подвесного потолка и расстановки мебели.

Меняющееся цветовое оформление создают покрытия стен и пола, а также подвижные детали интерьера.
Световое оформление изменяется за счет чередования естественного и искусственного освещения разной интенсивности и локализации источников света в разных точках помещения по горизонтали и вертикали.
Звуковое оформление кабинета предполагает периодическое включение записей звуков природы и музыки.
Таким образом, за счет нетрудоемкой перестройки класса, которую в соответствии с документацией проекта проводят строители, психолог получит рабочее место, адекватное задачам учреждения. Насколько нам известно, аналогов подобным проектам не существует. Проект можно использовать в качестве основы для творческой реализации в зависимости от средств и возможностей учреждения.

Второй важный момент в организации работы практического психолога в школе — подбор и систематизация диагностических методик и других профессиональных материалов. Ниже приводится перечень методического обеспечения кабинета, а затем по блокам дается подробное его описание.

Предложенная систематизация может быть использована как руководство для организации приоритетных направлений деятельности психолога в школе и контроля за ней, а также как основа для накопления банка материалов в обозначенных блоках. В дополнение к текстовым методикам психологи могут воспользоваться набором практических материалов «Лилия» — для профилактики, диагностики и коррекции нарушений психического развития у детей, в котором имеются необходимые предметные и сюжетные картинки, предметы, игрушки, таблицы, текстовые материалы и методическое руководство.

Создание специализированных кабинетов детского психолога в образовательных учреждениях — перспективная организационная форма оказания психологической помощи семье и детям. Предлагаемая модель кабинета ориентирована на оказание помощи в обычных и экстремальных условиях.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Специализированный кабинет детского психолога представляет собой одно из звеньев единой системы психологической службы в народном образовании — системы социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам различных учебно-воспитательных учреждений по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации.
Специализация кабинета состоит в том, что он ориентирован на организацию работы психолога в трех направлениях:

  • помощь воспитанникам подготовительных групп детских садов и учащихся общеобразовательных школ в обычных условиях;
  • помощь детям и их родителям в экстремальных условиях;
  • помощь детям с отклонениями в развитии. Особую роль кабинет приобретает в условиях, когда необходима экстренная помощь детям, учащимся и их родителям, оказавшимся в экстремальных и критических ситуациях в зонах экологических катастроф, в районах радиационного загрязнения (в частности, Чернобыльской АЭС), испытывающих потребность в психологической поддержке и коррекции проявлений посттравматических стрессовых нарушений и их последствий.

Таким образом, специализированный кабинет детского психолога можно рассматривать как структуру из двух составляющих, первая из которых решает общие задачи и является универсальной в любых условиях, а вторая — решающей специфические задачи в особых условиях. Такая многопрофильная структура кабинета позволяет использовать его в экстремальных ситуациях и на так называемых «территориях риска», где возможно проявление отдаленных последствий вредоносных средовых воздействий, отрицательно влияющих на развитие детской психики.

Адекватность и полноценность функционирования специализированного кабинета детского психолога должна базироваться на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также включать необходимое техническое оснащение и оборудование.

2. Контингент обслуживаемых детей специализированного кабинета — учащиеся школ и воспитанники выпускных групп детских садов в обычных и экстремальных условиях. Особое внимание уделяется детям с отклонениями в развитии, имеющим неярко выраженные нарушения в познавательной деятельности, речи и эмоционально-волевой сфере. Степень выраженности этих нарушений позволяет детям обучаться по программе общеобразовательной школы, но в условиях поддержки: организация специального режима учебной работы, изменение темпов изучения школьной программы, а также психологическая и логопедическая помощь. В противном случае они часто попадают в разряд неуспевающих или трудновоспитуемых. Вследствие этого возникает вопрос о переводе таких детей в специализированные учреждения (в частности, во вспомогательные школы). В настоящее время многие из таких детей направляются в классы коррекции или классы компенсирующего обучения.

Группа детей с отклонениями в развитии полиморфна. Для определения характера отклонений и потенциальных возможностей развития и обучения ребенка необходима совместная работа специалистов разного профиля, среди которых работа психолога занимает одно из ведущих мест. Она может рассматриваться как начальный этап психолого-медико-педагогического изучения ребенка с отклонениями в развитии.

3. Основной задачей специализированного кабинета детского психолога является обеспечение психологических условий для оптимального психического развития детей, в том числе — детей с отклонениями в развитии. Важнейшим из них является создание благоприятного психологического климата обучения и воспитания каждого ребенка как в условиях семьи, так и в условиях учебно-воспитательных учреждений.

Многофункциональность психологического кабинета, ориентированность его на оказание помощи в экстремальных ситуациях позволяет решать ряд задач, связанных с коррекцией стрессовых нарушений и их последствий у детей разных категорий, том числе и у детей с отклонениями в развитии:

Смотрите так же:  Залог золота техники

— купирование развития острых стрессовых реакций;

— нормализация эмоционального фона деятельности;

— снятие эффектов умственного утомления;

— формирование адекватной установки на выполнение учебной деятельности;

— коррекция негативного мотивационного отношения к работе на последних уроках.

4. Основной принцип работы — индивидуальный подход к детям, что выражается:

— в поиске специфических для каждого ребенка путей оптимального развития его потенциальных возможностей в сфере интересов, способностей, склонностей;

— разработке индивидуально ориентированных программ развивающей и психокоррекционной работы с целью максимального содействия психическому и личностному развитию детей;

— выработке и реализации эффективных методов оказания психологической помощи и поддержки в экстремальных и критических ситуациях.

5. Задачи и специфика работы специализированного кабинета детского психолога определяют целесообразность создания его непосредственно на базе учебно-воспитательного учреждения (детский сад, школа, школа-интернат и т. д.), что обеспечит регулярность посещения кабинета данным контингентом детей, подбор и адаптацию методов и приемов психологического воздействия к конкретным условиям жизненной среды и социального взаимодействия детей различных возрастных групп, их родителей, воспитателей и учителей.

Работа в условиях конкретного учебно-воспитательного учреждения позволяет психологу основательно вникнуть в воспитательную ситуацию, лучше узнать как детей, так и учителей, воспитателей, их взаимоотношения, наладить контакт с родителями. Психолог получает возможность наблюдать детей в реальных жизненных ситуациях, анализировать всю систему влияний на ребенка, видеть результаты своей деятельности: как претворяются в жизнь его советы и рекомендации, какие изменения происходят в жизни школы, детского сада в результате его консультативной и профилактической работы.

Особую актуальность этот фактор приобретает для зон неблагоприятных экологических воздействий или районов радиационного загрязнения, где чаще всего встречаются проявления посттравматических стрессовых нарушений и возникает необходимость срочной психологической коррекции и профилактики немедленных и отдаленных последствий стрессогенных ситуаций; неотсроченная психологическая помощь и коррекция в привычных условиях пребывания определяет эффективность реабилитации и реадаптации, самоидентификации личности.

6. Деятельность кабинета осуществляется специалистами-психологами, окончившими высшее учебное заведение по специальности «психология» или прошедшими переподготовку и получившими квалификацию «практический психолог». Для обеспечения успешной работы кабинета необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями, правильное взаимопонимание, взаимодействие и взаимодополняемость позиций психолога, педагога, социального работника, тесный контакт с родителями или лицами, их заменяющими. Это позволит определить стратегию в решении проблем психологической помощи, создании личностно-ориентированных программ развивающей и психокоррекционной работы с детьми различного возраста.

7. Руководство деятельностью специализированного кабинета детского психолога осуществляется научно-методическим центром по практической психологии при участии общества психологов.

Условия обеспечения эффективной деятельности специализированного кабинета детского психолога

Психологический кабинет можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их родителями и учителями, в центре которого сосредоточены интересы прежде всего ребенка. Позиция «ребенок прежде всего» определяет акценты в работе кабинета и его обеспечение.

1. Психологическое обеспечение

Психологическое обеспечение подразумевает создание ситуации наибольшего благоприятствования для ребенка:
1.1. Грамотное профессиональное взаимодействие психолога с педагогическим коллективом учреждения, на базе которого создаются гуманные взаимоотношения, доброжелательное межличностное взаимодействие детей и окружающих их взрослых.
1.2. Создание благоприятного для развития детей психологического климата и организация продуктивного общения со взрослыми и сверстниками.
1.3. Максимальная реализация в работе с детьми психических возможностей и резервов каждого возрастного периода (сензитивность, «зона ближайшего развития»).
1.4. Развитие индивидуальных особенностей детей внутри каждого возрастного периода (интересы, склонности, способности).

2. Методическое обеспечение

Основной акцент в работе следует сделать на выборе психологических средств. Выбор метода обследования — один из сложных этапов диагностико-коррекционной работы детского психолога. Важным показателем детской и школьной психодиагностики является быстрота и акцентированность обследования на конкретной проблеме. В работе детского психолога значение имеет не только выбор метода исследования, но и качественная характеристика полученных данных, которая будет определять ход и результаты диагностической и коррекционной работы.

Методики, разработанные в научной психологии, при использовании детским психологом требуют особой модификации. Использование уже известных и апробированных тестовых методик в условиях работы с детьми требует глубокого психологического анализа и грамотной интерпретации комплекса разных показателей в их динамике. В детской психологии существенно важным является не только то, что может выполнить ребенок в настоящее время, но и то, чего он сможет достичь в ближайшем будущем, какова его «зона ближайшего развития». Особенно это важно при диагностике отклонений в развитии. Поэтому в работе детского психолога возникает необходимость построения отдельных диагностических методик в форме обучающего эксперимента. Разработки таких методик представлены в «Наборе практических материалов для профилактики, диагностики и коррекции нарушений психического развития у детей «Лилия» (О. Н. Усанова, изд. НПЦ «Коррекция»). Система методик набора направлена на психологическую работу с детьми 3–12 лет. Для психодиагностического исследования предусмотрен качественный и количественный анализ результатов.

Специфика работы детского психолога в кабинете (необходимость быстрой и оперативной информации о ребенке) определяет острую потребность в методиках, не связанных с громоздкой процедурой обработки и позволяющих осуществить экспресс-диагностику. Экспресс-методики основаны на качественном анализе высказываний детей, продуктов их деятельности и способов выполнения ими заданий. В качестве экспресс-методик в условиях психологического кабинета целесообразно использование так называемых функциональных проб, а в качестве экспресс-методов изучения класса — скриннинг-обследование.

Не менее важное значение имеет подбор психологических средств для коррекционной работы. Эффективность использования в работе психологического кабинета различных психологических средств воздействия существенно повышается при комплексном применении взаимодополняющих средств — как в условиях психологической диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции. К таким можно отнести аудиовизуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапии и терапии движением.

Психолог несет полную ответственность за реализацию программ коррекции и развития и конечный результат. Для оценки эффективности своей работы психолог может использовать специально разработанные анкеты. По результатам опроса, проводимого регулярно после окончания определенного цикла занятий, можно проанализировать адекватность подбора методических средств и содержания развивающих программ индивидуальной работы с учащимися разного возраста, оценить динамику достижений ребенка (например, изменение уровня его личностной тревожности или стрессоустойчивости).

3. Организационное обеспечение

Организационное обеспечение кабинета предполагает подготовку его оборудования, в том числе технических средств, методических материалов, документации и рекламы.

3.1. Технические средства

  • Система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов.
  • Система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей.
  • Компьютер.

3.2. Методические материалы

  • Кейс практического психолога. (Набор практических материалов для профилактики, диагностики и коррекции нарушений развития у детей «Лилия».)
  • Практические материалы для психологической работы в школе.
  • Набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т. д.).
  • Набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т. д.).
  • Библиотека практического психолога.
  • Раздаточный материал для детей, родителей, учителей.

  • График работы.
  • Перспективный план работы.
  • Карты психологического изучения детей.
  • Журналы учета (первичного приема; посещаемости; групповых занятий с детьми).
  • Бланки для регистрации результатов обследования.

Мебель должна быть со скругленными формами и устанавливаться (в контексте общей пластической композиции) по плавным кривым.

  • Рабочий стол психолога.
  • Шкаф для пособий; шкаф для техники.
  • Рабочие места детей.
  • Журнальный стол.
  • Кресла.
  • Стулья.

3.5. Дополнительные средства для дизайна интерьера. Цветные сменные перегородки помещения.

График работы кабинета должен обеспечивать возможность проведения консультаций и занятий в любое удобное для детей, родителей и учителей время. Это — время непосредственно после уроков; возможно использование больших перемен.

Помимо общих организационных требований при создании специализированного кабинета детского психолога следует руководствоваться специальными требованиями к помещениям и материально-технической оснащенности кабинета.

Реализация в работе комплекса психокоррекционных и восстановительных мероприятий предполагает проведение таких занятий в специально оборудованных помещениях с соответствующими условиями и требованиями к тех.обеспечению и оснащению психологического кабинета.

ПОЛОЖЕНИЕ О СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ КАБИНЕТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА (Методические рекомендации)

1 ПОЛОЖЕНИЕ О СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ КАБИНЕТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА (Методические рекомендации). Общие положения Специализированный кабинет практического психолога предназначен для временной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам различных учебно-воспитательных учреждений по вопросам развития, обучения, а также социально-психологической реабилитации и адаптации. Особое внимание уделяется детям с отклонениями в развитии, имеющим неярко выраженные нарушения в познавательной деятельности, речи и эмоциональноволевой сфере. Основная задача: обеспечение психологических условий для оптимального психического развития детей в семье и образовательном учреждении. Основной принцип работы: индивидуальный подход к детям. Для обеспечения успешной работы кабинета необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями, правильное взаимопонимание и взаимодополняемость позиций психолога, социального работника, тесный контакт с родителями или лицами их заменяющими, администрацией. 2. Направления деятельности и содержание работы специализированного кабинета детского психолога. Магистральное направление деятельности психологического кабинета осуществляется на двух уровнях: актуальном и перспективном. Психологическая работа на каждом из уровней ведется по следующим направлениям: Психопрофилактическая работа. Психодиагностическая работа. Развивающая и психокоррекционная работа. Консультативная работа. Психологическое просвещение и образование. Экспертиза. 3. Условия обеспечения эффективной деятельности специализированного кабинета педагога-психолога. 3.. Психологическое обеспечение: создание ситуации наибольшего благоприятствия для ребенка Методическое обеспечение: выбор психологических средств для психодиагностики, для коррекционной работы, для психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции, оценки эффективности своей работы Организационное обеспечение: предполагает подготовку его оборудования, в том числе методических материалов, документации и рекламы 3.4. Оборудование кабинета Задачи работы кабинета и структура его территории определяют следующую оснащенность его оборудованием Технические средства ) Система видеотехники; 2) Магнитофон, проигрыватель; 3) Компьютер; 4) Диктофон Методические материалы

Смотрите так же:  Условия туркманчайский мирный договор

2 ) Кейс практического психолога 2) Практические материалы для психологической работы в образовательном учреждении 5) Набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т.д.) 6) Набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т.д.) 7) Библиотека практического психолога. 8) Раздаточный материал для детей, родителей, педагогов Документация ) График работы. 2) Перспективный план работы. 3) Карты психологического изучения детей. 4) Журналы учета (первичного приема; посещаемости групповых занятий с детьми) 5) Бланки для регистрации результатов обследования. 6) Должностная инструкция Мебель. Рабочий стол психолога. 2. Шкаф для пособий; шкаф для техники. 3. Рабочие места детей. 4. Журнальный стол. 5. Кресла. 6. Стулья Дополнительные средства для дизайна интерьера ) Цветные сменные перегородки помещения. 2) Цветы. 3) Клетка для птиц. 4) Аквариум. 4. Требования к материально-техническому оснащению специализированного кабинета педагога-психолога. 4.. Требования к помещению и интерьеру Кабинет может быть создан на базе стандартного классного помещения на основе принципиально новых форм организации пространства в связи с его функциональным назначением. Температурный режим: помещение должно быть теплым и в тоже время хорошо проветриваемым. Звукоизоляция: для изоляции от шумов коридора комната должна быть оборудована двойной дверью. Освещенность и цвет: интенсивность освещения должна регулироваться в широком диапазоне (от яркого освещения до полного затемнения). Максимальный уровень освещенности до 000лк. В цвето — световом интерьере предпочтительными являются голубые и зеленые тона (голубой поток для имитации неба, зеленый пол для создания образа природы). Организация пространства: необходимо мягкое покрытие пола отдельных зон. С учетом задач работы детского психолога кабинет территориально должен включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение. Зоны: ) зона ожидания приема, 2

3 2) зона первичного приема и беседы, 3) зона консультативной работы, 4) зона игровой терапии, 5) зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения Требования к свето-цветовому оформлению. Цветовое решение интерьера можно изменить при помощи специальных технических приспособлений светофильтров, светорегуляторов, цветодинамического панно, цветных подвижных перегородок для перепланировки пространства. Целесообразно иметь цвето-световую программу сопровождающую занятие с детьми Требования к организации фитодизайна. Планируя интерьеры зон психологического кабинета, можно вводить в них живые цветы, зеленые травяные газоны, фитокомпозиции, иногда щебечущих птиц, чтобы полнее имитировать экологическое пространство человека, которое оказывает психологическое влияние на детей особенно в те часы, когда они наиболее восприимчивы к этому после напряженного труда, социальных контактов высокой напряженности. При выборе ассортимента растений необходимо отбирать такие, оптимальные условия произрастания которых сходны с условиями, комфортными для человека и находятся в пределах 8-24 градусов температуры воздуха, 50-60% влажности, лк освещенности Требования к применению музыкальных средств. Музыка в психологическом кабинете должна быть субдоминантным раздражителем, который можно регулировать по силе и времени звучания. Максимальная громкость звучания не должна превышать уровня 30 дцб, а общая продолжительность звучания от 5 до 30 мин. Музыкальные программы по характеру произведений должны четко соотноситься с возрастными, психологическими особенностями клиентов, сопровождать каждый этап оптимизации состояния человека, способствуя снятию эффектов утомления и психоэмоциональной напряженности 5.5. Описание перечня методического обеспечения. Психопрофилактическая и психодиагностическая работа Методическое обеспечение для работы практического психолога состоит из нескольких частей. Материалы систематизированы следующим образом: Блок. Материалы для взаимодействия психолога и педагога (выявление проблем ребенка глазами педагога). Содержит материалы, предназначенные для взаимосвязи психолога и педагога. Они обеспечивают сбор информации у педагога. Блок 2. Материалы для взаимодействия психолога и родителей (выявление проблем развития ребенка и изучения детско-родительских отношений). Содержит материалы для взаимосвязи психолога и родителей. Этот блок направлен на сбор информации о ребенке (особенности развития, положение в семье). Блок 3. Материалы этого блока дают возможность диагностировать общую зрелость ребенка; прогнозировать успешность его развития и обучения; выявлять причины дезадаптации. 3

4 Блок 4. Содержит материалы, позволяющие оценить типологию личности учащихся, уровень усвоения знаний, тип и продуктивность вербальной памяти, особенности речевого мышления и эмоционального состояния. Блок 5. Программа психологического обследования учащихся для дифференциальной профессиональной ориентации и определения сформированности умений саморегуляции деятельности. Блоки 3, 4, 5. Материалы для психодиагностической работы с детьми. Материалы этих блоков обеспечивают проведение скриннинг-обследования для изучения межличностного взаимодействия; Систематизация материалов осуществляется по возрастам. Структура скриннингобследования в разных возрастных группах детей включает: В дошкольном учреждении: Определение индивидуальных особенностей развития личности детей раннего возраста и трудностей адаптации. Исследование внутрисемейных отношений. Определение значимых критериев межличностного взаимодействия ребенка и педагога. Индивидуальное психологическое обследование детей с речевой патологией. Индивидуальное обследование детей с проблемами развития. Определение критериев межличностных отношений детей в группе. Качественная оценка уровня овладения ребенком знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастом. Дифференциальная оценка готовности детей к школе. В начальной школе: Определение типологии формирования личности школьника; Качественную оценку уровня овладения письмом и чтением; Индивидуальное обследование речевого развития; Определение значимых критериев для межличностного взаимодействия учащихся; В средней школе: Определение индивидуальных особенностей развития личности и трудностей школьной адаптации; Определение сформированности умений саморегуляции; Определение склонности к трудовым действиям в разных сферах трудовой деятельности; Определение значимых критериев для межличностного взаимодействия; В старших классах школы: Определение склонности к трудовым действиям в разных сферах трудовой деятельености; Определение умений саморегуляции; Определение умений сформированности сотрудничества, сознательного контроля и умения ориентироваться на возможный успех. По результатам скриннинг-обследования можно сделать заключение о классе как микросоциальной группе, выделить детей группы риска, составить рекомендации для работы с различными группами детей и с классом в целом. Блок 6. Материалы обобщения результатов работы психолога, отчетности и нормативные документы. Содержит таблицы и карты для обобщения работы психолога, образцы документации и нормативы рабочего времени:. Карта психологического обследования ребенка. 2. Психологический профиль класса (группы). 4

5 3. Речевой профиль класса (группы). 4. Психологический профиль учащихся, поступающих в первый класс. 5. Схема первичного анализа социально-психологической ситуации в классе (группе). 6. Бланк регистрации результатов комплексного обследования учащихся старших классов. 7. Функциональные обязанности педагога-психолога. 8. График нагрузки психолога. 9. Продолжительность различных видов работы педагога-психолога. 0. Бланк протокола обследования. Блок 7. Материалы для работы детского практического психолога с педагогом. Содержит набор методик для работы с учителем как клиентом. Его применение дает возможность оценить индивидуальные особенности личности учителя (эмоционально-волевую сферу, степень психологической устойчивости и тревожности личности, а также сферу межличностных отношений и особенности поведения в различных ситуациях общения). Развивающая и психокоррекционная работа Развивающие образовательные программы. Психокоррекционные программы. Конспекты занятий. Консультативная работа Тематический план консультаций для педагогов, родителей, администрации, воспитанников. Конспекты консультаций. Психологическое просвещение и образование Тематический план лекций. Конспекты лекций. План семинарских занятий. Практический и методический материал. Экспертиза Критерии психолого-педагогической экспертизы: профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений; экспертизы образовательных программ и проектов; учебно-методических пособий и иных средств обучения. 5

6 Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа (дошкольное образовательное учреждение ) ПАСПОРТ КАБИНЕТА (наименование) (отделение, этаж, номер аудитории) Зав. кабинетом ( Ф.И.О.) Дата составления паспорта 20 г. Паспорт кабинета включает в себя: ПАСПОРТ КАБИНЕТА. Краткое описание кабинета. Краткое описание кабинета: данные о площади и размещении кабинета, количестве рабочих мест педагогов-психологов, предельной наполняемости кабинета, предназначении кабинета (для каких целей используется). Схема кабинета составляется психологом самостоятельно (в компьютерном варианте или от руки) и включает в себя основные зоны кабинета, расположение мебели и оборудования. 2. Функциональное использования кабинета психологом (с кем и какая работа проводится в кабинете) психологической службой (каким специалистом, с кем и какая работа проводится в кабинете). Время Дни недели понедельник вторник среда четверг пятница суббота 3. Перечень основного оборудования: предметов мебели, ТСО, дополнительных средств дизайна. Наименование имущества Кол — во Перечень методического наполнения кабинета (учебные и развивающие пособия, аудио и видеоматериалы, методическая литература и т.д.) Перечень методических средств кабинета 6

7 Наименование методических средств Кол — во 2 3 Перечень методической и справочной литературы Название Автор Год Кол — во Краткое описание использования психологом (психологической службой) данного кабинета. Краткое описание использования кабинета выполняется в свободной форме, описывает основные виды и формы работы с участниками образовательного процесса и отражает эффективность использования ресурсов психологического кабинета. 7. Фотографии интерьера кабинета (3-4) 7

8 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Председатель комиссии: Состав организационного совета, жюри конкурса Варакосова Е.Л. куратор МО педагогов-психологов, педагог-психолога ЦДиК, Члены комиссии: Бухтоярова Е.В. методист по дошкольному образованию управления образования Гамбург Г.П. — старший инспектор по специальному (коррекционному) образованию управления образования Веневцева О.А. руководитель МО школьных психологов, педагогапсихолога МОУ С(к)Оу VIII вида; Чигинцева И.В. — руководитель МО дошкольных педагогов-психологов, педагог-психолог МДОУ 27 8

9 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 КРИТЕРИИ ОСМОТРА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КАБИНЕТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА. Оснащение кабинета учебным оборудованием.. Документация (наличие, оформление).2. Каталог литературы (наличие, соответствие методической теме).3. Оборудование кабинета.4. Дидактический материал с разноуровневыми заданиями (наличие, динамика пополнения, соответствие программе, культура систематизации и хранения).5. Научно-методические пособия для специалиста.6. Наличие ТСО и условий для их использования 2.0. Эстетика оформления кабинета 2.. Состояние кабинета, мебели 2.2. Дидактические материалы и пособия (привлекательность содержания, культура размещения) 2.3. Зона индивидуальных занятий (оптимальность размещения, культура оформления) 2.4. Оформление рабочего места 3.0. Соблюдение в кабинете правил техники безопасности и нормативных санитарных требований 3.. Чистота помещения 3.2. Уровень освещенности 3.3. Соответствие мебели росту детей 3.4. Соблюдение правил ТБ 3.5. Наличие условий для организации коррекционной работы Параметры оценивания АРМ педагога-психолога Основные подсистемы АРМ Программное обеспечение АРМ Обеспечение АРМ Балл Макс *офисные программы Word, Excel, Power Point и др.; *психодиагностические программы; *программы статистической обработки данных; *коррекционно-развивающие компьютерные программы; *электронные версии просветительскопрофилактических материалов (видеофильмы, учебники, фотоальбомы и т.д.) *прикладные программы для создания автоматизированных информационных систем *другие программы, адекватные характеру решаемых педагогом-психологом задач Организационное *включенность АРМ в структуру деятельности 2 9

Смотрите так же:  Льготы по найму жилья

10 обеспечение АРМ Системы обеспечения конфиденциальности психологической информации. Эргономические характеристики АРМ Службы и образовательный процесс МОУ (обеспеченность АРМ всех направлений деятельности Службы ) *документооборот Службы в ОУ (электронные и соответствующие им печатные стандартизированные версии отчетов, индивидуальных характеристик, аналитических справок, карт взаимодействия и т.д.) *степень владения АРМ сотрудниками Службы *возможность совершенствования АРМ *парольный вход в информационную систему *рациональность организации рабочего места освещенность рабочей зоны 2 2 0

11 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Куратору ГМО педагогов-психологов ОУ, педагогу-психологу ЦДиК Варакосовой Е.Л. от педагога-психолога ЗАЯВКА на участие в конкурсе специализированных кабинетов педагогов-психологов в декабре 203 года Ф.И.О. педагогапсихолога Образовательное учреждение Место, занятое в предыдущем конкурсе Дата Директор печать

Организация пространства кабинета

На сегодняшний день, к сожалению, возможности образовательных учреждений чаще всего не могут в полной мере удовлетворить идеальные требования к рабочему месту психолога в системе психологической службы образования. Если исходить из требований к психологической службе в образовании, то кабинет психолога должен состоять из нескольких комнат, имеющих различную функциональную нагрузку. Как правило, в реальности учреждение может выделить для работы психолога только одно помещение. Тем не менее, как показывает практика, есть такие ДОУ, где кабинет психолога включает в себя два, три и даже четыре помещения.

Для организации кабинета психологической службы необходимо учитывать реальные условия образовательного учреждения, а именно:

  • вид дошкольного образовательного учреждения (обычный детский сад, детский сад компенсирующего вида, детский сад комбинированного вида и т.д.) и исходящие из этого потребности (запросы),
  • кадровые ресурсы,
  • особенности реализуемой психолого-педагогической концепции,
  • материально-технические возможности,
  • особенности выделенных помещений и др.

Мы не ставим задачу разработать единую модель рабочего места психолога ОУ, а постараемся предложить некоторые образцы организации и использования пространства с тем, чтобы сочетать требования к организации рабочего места как профессионально значимого пространства и возможности самого образовательного учреждения с учетом его особенностей.

Основные требования к организации кабинета практического психолога в учреждении образования

Расположение кабинета психолога

Для кабинета практического психолога должно быть отведено помещение, площадью 25-30 кв.м. с тем, чтобыодновременно в нем могли находиться 10-12 человек, работа с которыми должна проходить в комфортных условиях. Возможно выделение нескольких помещений меньшего размера, расположенных рядом.

Кабинетпсихолога желательно расположить в доступном, удобном месте, так чтобы его можно было легко найти. Целесообразно определить под кабинет помещение на первом этаже здания — это даст возможность оперативно обращаться к психологу, а также позволит, например, родителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюсти конфиденциальность встречи.

Кабинет психолога должен быть территориально изолирован. Он не может быть проходным или смежным помещением (например, быть объединенным со старшим воспитателем, кабинетом логопеда и т.п.). По возможности кабинет лучше разместить вдали от медицинского и административного кабинетов.

Важна также и достаточная звуковая изоляция. Надо учитывать, что, например, близость музыкального или физкультурного залов создаст повышенный уровень шума, а это может препятствовать работе. Во время занятий на входной двери необходимо вывесить предупреждение о соблюдении тишины.

Температурный режим. Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. Желательно иметь установки для увлажнения и ионизации воздуха (в связи с повышенной его сухостью в зимнее время) и для кондиционирования воздуха. Оптимальной считается температура от 20 до 22° C.

Организация рабочего пространства кабинета

Пространство кабинета должно быть организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности психолога. Исходя из этого, рекомендуется деление кабинета на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку. Можно выделить следующие зоны:

  • зона первичного приема и беседы с клиентом
  • зона консультативной работы
  • зона диагностической работы
  • зона коррекционно-развивающей работы
  • зона игровой терапии
  • зона релаксации и снятия эмоционального напряжения
  • личная (рабочая) зона психолога
  • зона ожидания приема

Зона первичного приема и беседы с родителем или воспитателем оснащается рабочим столом; картотекой с данными о детях, родителях, воспитателях. Рядом со столом психолога целесообразно поместить шкаф, где можно расположить необходимый диагностический, методический материал и другой инструментарий для психологического обследования.

Зона консультативной работы. Эта часть кабинета предполагает создание доверительной и свободной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на прием к психологу, спокойно обсудить волнующие его проблемы. Данная зона должна быть оформлена максимально комфортно. Способствуют этому (помимо профессионализма самого психолога) такие элементы интерьера, как удобные, уютные кресла, композиции из комнатных растений, панно из природных материалов, а также общая цветовая гамма обстановки, выдержанная в мягких, пастельных тонах.

Зона диагностической работы. Эта часть кабинета предназначена для проведения обследований (в индивидуальной или групповой форме). Здесь не должно находится лишних предметов, ярких деталей интерьера, которые могут отвлекать внимание детей, мешать им сосредоточиться на предлагаемых заданиях.

Все необходимые психологу материалы для работы, должны быть систематизированы и удобно размещены в специальных шкафах, так чтобы ими было удобно воспользоваться.

Зона коррекционно-развивающей работы. Многообразие форм коррекционно-развивающей работы предполагает соответствующее оснащение этой зоны психологического кабинета. Для занятий с детьми здесь могут быть расставлены индивидуальные столы-парты, доска, фланелеграфы, мольберт и пр.

Для проведения занятий в игровой форме, которые предполагают свободное размещение детей на полу, в кабинете обязательно должен быть ковер (или ковровое покрытие), а также разнообразный игровой материал (мягкие игрушки, куклы-марионетки и т.д.).

Для детей агрессивных может быть предусмотрен специальный уголок, где размещаются подушки, крупные мягкие игрушки, поролоновые мячи и другие предметы. Здесь можно сильно стучать ногами, бить по матрасу, подушкам, мячам и отреагировать таким образом скопившееся негативное напряжение.

Зона игровой терапии. Эта зона в кабинете детского психолога приобретает особое значение и поэтому должна быть по особому оснащена: мягкое покрытие пола, передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Здесь уместно яркое оформление интерьера и насыщение его детскими поделками, рисунками на стенах и т.д. Цветовой дизайн и фитодизайн в этой зоне взаимодополняют друг друга в создании «детского пространства». Все это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию у них напряженности.

Зона релаксации и снятия эмоционального напряжения. Кабинет психолога может служить местом эмоциональной разгрузки как для детей, так и для взрослых. Выполнение этой функции предполагает создание расслабляющей, успокаивающей обстановки. Мягкое, ворсистое покрытие на полу, естественная зелень комнатных растений, большой аквариум с подсветкой, легкое журчание фонтанчика, негромкое звучание спокойной музыки – все здесь должно способствовать успокоению, снятию накопившейся усталости и раздражения. Большое значение для восстановления душевного равновесия ребенка имеет возможность побыть наедине с самим собой, на время отключиться от окружающей действительности. Дети могут сделать это, забравшись в небольшой матерчатый вигвам или домик-теремок.

Личная (рабочая) зона психолога. В кабинете обязательно должна быть предусмотрена личная зона психолога, необходимая ему для подготовки к работе (занятиям, консультациям и пр.), обработки данных, хранения материалов обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий и пр.

Зона ожидания приема. Эта зона выполняет функцию своеобразной приемной, где обращающиеся к психологу взрослые, как с детьми, так и без них могут удобно разместиться и подождать. Здесь могут находиться информационные стенды, библиотечка специальной психолого-педагогической литературы для родителей, подборка популярных тестов для самодиагностики, красочные детские журналы, настольные игры и другие материалы, позволяющие с пользой провести время ожидания.Во время работы психолога с ребенком, родители могут выполнять здесь предназначенные для них задания (заполнение анкет, опросников и т.д.). Зону ожидания приема лучше организовать в пространстве перед кабинетом психолога, с учетом того, что она не должна находиться в районе активного передвижения людей.

Сложная зональная организация рабочего пространства кабинета психолога в идеальном варианте предполагает его размещение в нескольких комнатах. Однако проект типовых зданий отечественных школ и детских садов не предусматривает наличие специального помещения для психологической работы. Поэтому кабинет психолога может создаваться как на базе стандартного помещения или располагаться в каком-либо другом помещении, состоящем обычно из единственной комнаты, а может сочетать оба варианта.

Функциональные зоны кабинета могут частично перекрывать друг друга, полностью совпадать или трансформироваться одна в другую. Практика позволяет объединять зоны первичного приема и рабочую зону психолога, зоны групповой коррекционной работы и игровой терапии.

Если в силу объективных причин психолог не реализует какое-то направление работы – соответствующая зона может быть в кабинете не представлена.