Требования к руководителю магистерской программы

Научный руководитель магистерской программы

Если вы читаете данную статью, то наверняка вы стоите на пороге защиты магистерской диссертации. Чтобы добиться своей цели, вам необходимо знать несколько тонкостей, которые считаются характерными именно для магистратуры. Вы можете целыми днями просиживать за учебниками, чтобы подготовиться к защите диссертации. При этом если вы не будете обладать знаниями о специфике магистерских работ, то вам будет очень трудно вникнуть в процесс подготовки. Для того, чтобы студенту было проще сориентироваться, к нему прикрепляется научный руководитель, который следит за процессом подготовки, дает необходимые рекомендации и вносит свои коррективы в работу.

Научный руководитель для определенного студента утверждается заведующим кафедрой, к которой и относится учащийся. Правила по утверждению научных руководителей прописаны в методических указаниях, установленных Министерством образования. Их необходимо соблюдать в строгом соответствии.

Научный руководитель должен решить для себя несколько задач. Во-первых, он устанавливает степень подготовки учащегося к рассмотрению темы, представленной ему работы. То есть, непосредственно перед тем, как студент приступит к подготовке диссертации, руководитель должен определить, на какой ступени профессионального научного развития находится студент. Он проводит краткий опрос по основным темам, а также по той, которая уже за ним закреплена. Если у студента возникают трудности с правильной формулировкой темы работы, то задачей научного руководителя будет направить студента на правильное решение этого вопроса. То есть, путем длительных консультаций, руководитель должен добиться того, что у студента сформируется правильное понимание процесса написания работы. Помимо этого, руководитель помогает студенту составить план работ, который включает в себя четкую постановку целей и задач работы. Важно учитывать, что именно руководитель студента будет следить за тем, что его индивидуальный план будет утвержден на заседании ученого совета. В противном случае, студента попросту не допустят к защите диссертации и даже не примут ее на рассмотрение. Без предварительного плана работ, дальнейшее продвижение невозможно.

Поскольку в индивидуальном плане будут четко прописаны все задачи, которые должен выполнить студент, а также сроки, которые ему предлагаются для реализации всех намеченных целей, то руководитель должен следить именно за соблюдением этих сроков. Это происходит посредством постоянных консультаций и отчетов со стороны студента. Имеется в виду, что в установленные сроки студент должен приходить на консультирование к научному руководителю, чтобы тот проверил, как студент готовится к защите диссертации. В определенные временные промежутки у него должен быть сформирован конкретный набор информации, который считается необходимым.

Отдельно следует остановиться на том, что руководитель студента должен помогать ему в вопросах поиска необходимых источников. Подбор литературы всегда вызывал у студентов больше всего трудностей и вопросов. Безусловно, если учащийся прекрасно ориентируется в теме работы, то для него не составит большого труда найти необходимые источники. Но если студент не может справиться с этой задачей, о единственный, кто может ему помочь – это его научный руководитель. Он не только может предоставить готовую литературу, а сам сможет помочь ее найти. Таким образом, он оказывает огромную поддержку студенту.

Если вы являетесь студентом, то наверняка понимаете, что все научные работы должны быть оформлены в соответствии с установленными ГОСТом правилами. Эти правила должны быть соблюдены в обязательном порядке. В противном случае неправильное оформление может стать причиной того, что ученый совет во время защиты диссертации существенно занизит балл за работу. Но знать абсолютно все правила оформления может далеко не каждый студент. Дело в том, что есть определенные правила ГОСТ, то в то же время каждый ВУЗ устанавливает определенные стандартные правила только для соблюдения их в пределах одного учебного заведения. Таким образом, студент не может найти данную информацию, касающуюся вопросов оформления, самостоятельно. В этом ему может помочь научный руководитель.

По завершению написания работы, руководитель долго и усердно проверяет работу. Еще не было ни одного случая, чтобы после проверки он не выносил ни одного замечания. Поэтому изначально нужно учитывать, что в конечном итоге придется исправлять все те коррективы, которые внес куратор.

Если студент каким-то образом отклоняется от общего графика, другими словами, не успевает написать работу, то руководитель должен проинформировать руководство кафедрой о том, что студент может не успеть подготовиться в диссертации. безусловно, у него могут быть на это свои причины, которые он должен подтвердить вескими доводами.

После того, как студент подготовит свою работу, внесет в нее необходимые коррективы и исправления, то руководитель должен также оповестить о готовности студента научный совет. Более того, руководитель составляет свой отчет о проделанной работе. В нем он описывает процесс подготовки студента, степень его развития с точки зрения науки, а также предварительный балл, на который он сам оценивает работу своего подопечного. Таким образом, учитывая всю ответственность руководителя студента, можно сделать вывод, что он проделывает большую работу, связанную с курированием и подготовкой студента к последнему этапу его учебной деятельности, а именно к защите диссертации.

Об интеграции науки и образования при создании магистерских программ по направлению «Экономика»

Об интеграции науки и образования
при создании магистерских программ
по направлению «Экономика»

Обсуждаются перспективные, по мнению авторов, направления интеграции науки и образования, актуальные на этапе массового перехода ВУЗов к двухуровневой системе высшего образования. Очередная попытка их систематизации может быть полезной для ВУЗов, находящихся в начальной стадии переходного процесса и планирующих подготовку магистров, а также для научных организаций, участвующих в интеграционном процессе.

Проблема перехода к двухуровневой системе высшего экономического образования обсуждается и реализуется в России с начала девяностых годов. В 1991 г. экономический факультет МГУ провел первый набор будущих бакалавров, а через четыре года ввел программы магистерской подготовки. Сейчас ВУЗы, готовящие бакалавров и магистров экономики, не уникальны. Некоторые из них совмещают двухуровневую систему с привычной системой пятилетней подготовки специалистов. Однако, в соответствии с Федеральным законом N232-ФЗ, с 2010 г. набор на многие специальности будет прекращен и двухуровневая система высшего образования станет преобладающей. На этом этапе естественно попытаться использовать переход к новым образовательным стандартам как катализатор процесса совершенствования российской системы высшего образования. Учитывая, что проблемы перехода к двухуровневой системе высшего образования для различных направлений подготовки специфичны, мы сосредоточим внимание на направлении «Экономика», хотя приводимые далее предложения и выводы можно обобщить и на другие направления, прежде всего, гуманитарного образования.

Кадровый голод государственного управления свидетельствует о низком в целом качестве экономического образования. Поэтому переход к двухуровневой системе высшего экономического образования представляется сейчас не столько целью, сколько средством ее совершенствования. В этой связи примечательно высказывание министра науки и образования А.А.Фурсенко: «Если бы не было Болонского процесса, придумали бы что-то еще» [16]. В настоящее время в системе высшего образования действуют около 650 государственных и 350 негосударственных высших учебных заведений [17]. В государственных вузах обучаются около 75% студентов. При значительном разнообразии направлений подготовки выпускники школ уже около 15 лет не меняют свои пристрастия при выборе будущей специальности. Наиболее популярными являются направления экономика, менеджмент, юриспруденция, информационные технологии, иностранные языки. Причем, экономике и менеджменту отдают предпочтение около 80% опрошенных старшеклассников [4]. Основополагающим для их выбора является мнение о высокой востребованности экономистов и менеджеров на рынке труда. Судя по характеру ответов респондентов, они не сомневаются, что смогут найти хорошую работу после того, как поступят в вуз и получат диплом по экономическим или управленческим специальностям. Такое мнение находит подтверждение. В первую пятерку ВУЗов России, выпускники которых востребованы крупными компаниями, входят ГУ Высшая школа экономики, МГУ им. М.В.Ломоносова, Российская экономическая академия имени Плеханова, Финансовая академия при правительстве РФ В первой двадцатке — двенадцать ВУЗов, готовящих экономистов [4]. То, что экономика и менеджмент представлены в ВУЗах России в наибольшей степени, объясняется, в основном, межотраслевым характером соответствующих специальностей. Экономисты, например, работают во всех отраслях экономики, в бизнесе, на производстве, в государственных структурах. Потребность в них действительно высока. Наибольшую долю выпускники вузов, подготовленные по экономическим специальностям, составляют в следующих отраслях экономики [1]: финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение (40% занятых в отрасли); торговля и общественное питание (30% занятых в отрасли); материально-техническое снабжение и сбыт (28%); управление (25%).

Для того, чтобы обозначить актуальные проблемы развития реформируемой системы высшего образования, рассмотрим механизм функционирования рынка труда специалистов. Субъектами формирования предложения являются государство и ВУЗы. Государство устанавливает правовые нормы высшего образования, вводит направления подготовки, определяет условия лицензирования и аккредитации программ подготовки бакалавров и магистров, формирует государственный заказ на их подготовку. В этих условиях ВУЗы реализуют конкретные программы подготовки, руководствуясь государственным регламентом и экономическими критериями. Основное изменение при переходе к двухуровневой системе состоит в усилении дифференциации рынка труда. Соответственно, изменяются регламенты подготовки. ВУЗ в новых условиях должен перейти в одну из основных категорий: готовить только бакалавров или готовить бакалавров и магистров.

Смотрите так же:  Внешнее совместительство увольнение по собственному желанию

Субъектами формирования спроса являются государство и фирмы. Они формируют спрос и цены спроса на рынке труда бакалавров и магистров. Спрос на труд специалистов с высшим образованием определяет вторичный спрос на образовательные услуги. Спрос на рынке труда бакалавров экономики является фактором выбора абитуриентами направления высшего образования. Разница в цене спроса на труд бакалавра и магистра определяет спрос на программы магистерской подготовки.

В условиях усиления дифференциации рынка труда переход к двухуровневой системе подготовки экономически целесообразен в том случае, если цена услуг магистра экономики будет существенно выше цены услуг бакалавра экономики. Для бакалавра преимущество двухуровневой системы состоит в том, что он экономит год для выхода на международный рынок труда специалистов с высшим образованием. Магистр же получает возможность значительно, по сравнению с бакалавром, повысить свой доход. Получены эконометрические оценки зависимости зарплаты бакалавров и магистров, занятых в банковской сфере, страховании и аудите от числа лет обучения и ряда других факторов по данным 2008 г. Каждый год обучения в бакалавриате увеличивает заработную плату примерно на 27%, в магистратуре — на 28%. В итоге, обладатель диплома магистра имеет базовую зарплату, примерно в полтора раза выше зарплаты бакалавра. Для сравнения — зарплата магистра экономики в Канаде, — стране с развитой системой образования, в 3,2 раза выше зарплаты бакалавра. При значительной разнице цены труда бакалавров и магистров переход к двухуровневой системе подготовки позволит не только интегрировать российскую систему высшего образования в международную, что и является «технической задачей» Болонской декларации, но и повысить ее экономическую эффективность. Если бакалавр экономики не увидит возможности существенно повысить за два года свой доход, получив степень магистра, то спрос на магистерские программы будет снижаться, обучение в магистратуре станет не столько процессом получения знания, сколько — получения статуса, и потенциальные возможности перехода на двухуровневую систему подготовки сузятся. Поэтому важной экономической задачей перехода к двухуровневой системе высшего образования является повышение капитализации магистров. Некоторые ведущие региональные ВУЗы России, например, Томский государственный университет, рассматривают эту задачу в качестве приоритетной [3].

Однако, эта задача может решаться по-разному, в зависимости от критериев и целевых установок, которые использует общество на данном этапе своего развития. Примечательно, что одновременно с принятием «судьбоносных» решений в сфере образования, был принят Федеральный закон РФ от 1 декабря 2007 г. №308-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции науки и образования». Интеграция науки и образования получила официальный статус важного направления развития образовательной системы. Принятие этого закона можно считать промежуточным результатом на более, чем десятилетнем пути систематических усилий ряда ВУЗов и научных организаций в развитии интеграционных отношений. В систему образования включены научные организации. Они наделены правом по договору предоставлять в пользование ВУЗам движимое и недвижимое имущество. В свою очередь, ВУЗы смогут предоставлять принадлежащее им имущество в пользование научным организациям. Установлено, что между такими государственными некоммерческими организациями указанные отношения могут осуществляться на безвозмездной основе. Еще более важным обстоятельством является то, что действие этого закона создает условия для восстановления приоритета научных знаний и научного мировоззрения в обществе в целом и в образовании в частности. Государство предлагает обществу палочку-выручалочку для того, чтобы выбраться из потока научного нигилизма, создаваемого различными структурами, в том числе, средствами массовой информации, в качестве источника извлечения доходов. Важно также отметить, что устойчивый рост капитализации специалистов возможен только в экономике инновационного типа [9, 18], обеспечивающей постоянно возрастающий спрос на знания. В то же время, развитие инновационной экономики требует существенного изменения системы подготовки специалистов. Новые знания должны формироваться в системе образования с учетом потребностей государственного управления и бизнеса. Причем, роль государства в развитии инновационной экономики должна заключаться не столько в обеспечении прямых инвестиций, сколько в создании среды, в которой бизнесу выгодно поддерживать инновации. Необходимую адаптивность системы образования можно обеспечить на основе интеграции науки и образования, которую можно рассматривать как катализатор развития системы высшего образования. Поэтому на этапе перехода к двухуровневой системе высшего образования важно уточнить роль интеграции науки и образования и конкретизировать приоритетные цели этого процесса.

Как уже отмечено выше, увеличение разницы в цене труда бакалавров и магистров должно обеспечиваться за счет опережающего роста цены труда магистров. Этот рост может быть обеспечен как за счет увеличения спроса на услуги магистров, так и за счет снижения предложения этих услуг. Регулирование предложения — задача государства. В процессе лицензирования магистратуры естественно отбирать те ВУЗы, которые имеют возможность обеспечить высокое качество подготовки магистров. Именно жесткие требования к качеству должны являться входным барьером для ВУЗов, планирующих открыть магистратуру. Каждый магистр должен стать относительно редким, качественным и ценным продуктом системы образования.

Выполнение ВУЗами требований к качеству является, в то же время, фактором роста спроса на услуги магистров. Поэтому повышение качества магистерской подготовки, которое оказывает влияние как на спрос, так и на предложение, можно признать важным фактором успеха при переходе к двухуровневой системе высшего образования. Так как повышение качества магистерской подготовки полностью соответствует целям образовательной деятельности Российской академии наук, развитие интеграционных отношений между ВУЗом и РАН способствует решению этой задачи.

Повышение качества магистерской подготовки — задача государственного значения. Это — длительный и дорогостоящий процесс, требующий систематических усилий и бюджетного финансирования. Чем же определяется качество подготовки магистров. Рассмотрение этого вопроса предполагает сравнение квалификационных требований к подготовке бакалавра и магистра экономики. Согласно Федеральному закону «О высшем и послевузовском образовании» квалификация «Бакалавр экономики» дает право при поступлении на работу на занятие должностей, для которых квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование. Следовательно, бакалавр должен обладать обширными и разнообразными знаниями и умениями, быть способен к профессиональной организационно-управленческой, планово-экономической, проектно-аналитической деятельности. В частности, он должен: знать основные категории экономической науки, теоретические основы и закономерности функционирования экономики, понимать многообразие существующих экономических систем в современном мире; иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик; понимать суть институциональных преобразований в экономике, знать об основных экономических институтах и принципах их функционирования; знать механизм и принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений на микро- (предприятие, учреждение, банк), мезо- (рынок, отрасль, регион, межотраслевой комплекс) и макроуровне (народное хозяйство в целом); владеть методами экономического анализа различных микро-, мезо- и макроэкономических и социальных процессов; уметь использовать компьютерную технику для решения экономических задач в режиме пользователя; профессионально владеть одним или несколькими профессиональными иностранными языками; уметь приобретать новые знания, используя современные информационные и образовательные технологии. При этом бакалавр экономики является «массовым продуктом» системы высшего экономического образования. Получив фундаментальное образование, он имеет широкую сферу его приложения, прежде всего, в практической деятельности.

Магистр экономики — это специалист, владеющий методологией научного творчества, современными информационными технологиями, подготовленный к исследовательской, консультационной, аналитической и педагогической деятельности. Принципиальное отличие требований, предъявляемых к подготовке магистра экономики, состоит в профессиональном умении получить новый научный результат. В отличие от кандидата наук, этот результат может быть отражен только в магистерской диссертации и не представлен широкой научной общественности, но он должен быть результатом самостоятельного научного творчества.

Задача магистратуры — подготовить студента к самостоятельному научному творчеству в рамках выбранной специализации. Подготовка магистра в рамках направления конкретизируется избранной им магистерской программой. Можно исходить из того, что рынок труда экономистов будет все лучше разделять специализации магистерской подготовки. Выбор специализации для магистра станет такой же ответственной задачей, как выбор направления подготовки для бакалавра. Преимущества получат те ВУЗы, которые не только могут обеспечить качественную подготовку магистра, но и создать гибкую, адаптивную систему формирования магистерских программ. Следует ожидать, что качество подготовки магистров и степень адаптивности магистерских программ к потребностям государства и бизнес-структур уже в ближайшие годы станут основными факторами конкурентоспособности ВУЗа.

Обеспечение высокого качества подготовки магистров и повышения адаптивности магистерских программ как необходимых условий роста капитализации человеческих ресурсов, обладающих навыками научного творчества, возможно на основе развития института научного руководства магистерскими программами, формирования его организационно-правовой основы в системе высшего образования. Происходящее в настоящее время законодательное оформление процесса интеграции науки и образования создает благоприятные условия для реализации этой задачи. Статус научного руководителя магистерской программы необходимо существенно повысить, введя соответствующую выборную должность. Причем, в качестве официальных научных руководителей магистерских программ необходимо привлекать российских ученых, признанных мировым научным сообществом, подтвердивших не только свои способности получать научные результаты, но и формировать, развивать новые научные направления. Это может быть руководитель научной школы [21-23], или ученый, получивший официальную поддержку научной школы. Важно, чтобы научный руководитель магистерской программы был членом сложившегося коллектива исследователей, связанных проведением исследований по общему научному направлению и объединенных совместной научной деятельностью, имеющего в своем составе руководителя и осуществляющего подготовку научных кадров.

Смотрите так же:  Что входит в страховой стаж для больничного 2019

При таком подходе к организации магистерских программ студент первого курса магистратуры включается не только в учебный процесс, но и в работу научной школы. Диплом, который получает магистр экономики является свидетельством не только об окончании ВУЗа, но и о принадлежности к научной школе. Работодатель при формировании спроса на услуги магистров получает возможность ориентироваться не только на бренд ВУЗа, что является сложившейся практикой, но и на бренд научной школы. При этом научная школа может быть представлена магистерскими программами в нескольких ВУЗах. Такой подход к организации научного руководства магистерскими программами может и должен привести к естественной взаимодополняемости брендов ВУЗа и научной школы. ВУЗ, положение выпускников которого на рынке труда не соответствует его потенциалу, может улучшить его, объединив усилия в подготовке новой магистерской программы с известной научной школой. В этом видится важный результат следующего этапа интеграционного процесса, подготовленного развитием научно-учебных центров. Примером такой интеграции может служить подход, используемый при организации работы магистратуры Государственным университетом гуманитарных наук (ГУГН). В этом университете руководителями программ магистерской подготовки являются известные российские ученые — руководители научных школ академик А.О.Чубарьян (направление — история), академик В.С.Степин (направление — философия), академик А.А.Гусейнов (направление — политология). Доминирование роли научных исследований над традиционным учебным процессом подтвердило свою целесообразность в Российской экономической школе (РЭШ), научным руководителем которой является академик В.М.Полтерович. Синтез процесса подготовки магистерской диссертации и исследований в рамках выполнения научных проектов обеспечивает неизменно высокий уровень выпускников магистерских программ РЭШ.

Можно согласиться с тем, что работа ученого и преподавателя — различные виды труда. Первый — это созидание, мыслительная деятельность, в результате которой рождаются новые знания, идеи и теории, методы и положения, решения и обобщения. Второй — умение донести до слушателя накопленные знания. Многие ученые совмещают научную и преподавательскую деятельность. Некоторые создают научные школы в вузах и передают свой богатый научный опыт новым поколениям студентов. Но в целом доля преподавателей, занимающихся научными исследованиями, невысока — примерно 16% от числа всех преподавателей ВУЗов [10]. По данным Минобрнауки около 80% всех опубликованных российскими учеными статей приходится на сотрудников РАН, около 10% — на сотрудников МГУ им. М.В.Ломоносова, а остальные — на долю всех других ВУЗов [8] . Причем, действующие квалификационные требования к преподавателям ВУЗов практически не учитывают и не поощряют научную работу. Поэтому научное руководство магистратурой надо формировать, не замыкаясь в рамках ВУЗа, а опираясь на «отметки уровня» в соответствующих областях науки. Важно обеспечить, чтобы за научным руководителем магистерской программы была поддержка научного коллектива единомышленников.

Идея использования интеграционных принципов научного руководства образовательными программами в сфере экономики не нова. Ее можно воспринимать как конкретизацию соображений по развитию классических университетов исследовательского типа, высказанных В.М.Полтеровичем и А.А.Фридманом в статье [2]. Еще раньше, в середине двадцатого столетия, на этих принципах были создан Новосибирский государственный университет. В последние годы эти принципы заложены в основу магистерских программ нового факультета инноваций и высоких технологий при МФТИ. Примеров именно такого подхода к организации магистратуры много. Его основные результаты — повышение качества подготовки магистров и сокращение опасности утраты преемственности в науке: научная школа получает опору и кадровый потенциал научных исследований в лице студентов магистратуры. Однако задача привлечения научных школ к руководству магистерскими программами требует системного подхода и организационно-правового оформления. На данном этапе следует делать ставку прежде всего на поощрительные, а не на запретительные меры. Один из возможных источников поощрения ВУЗа, привлекающего к организации магистерской программы научную школу, может быть финансовая поддержка в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.

При таком подходе могут быть успешно решены следующие задачи, направленные на повышение качества и адаптивности магистерских программ.

    Создание инновационных магистерских программ, ориентированных на потребности экономики, перспективные для внедрения научные результаты. Формирование таких магистерских программ, иногда называемых авторскими, в дополнение к аннотированным и прошедшим экспертизу, может происходить по инициативе как ВУЗа, так и органов государственного управления. При этом ВУЗ конкретизирует заказ на специализацию магистров и привлекает научную школу, способную создать и обеспечить качество реализации авторской программы магистерской подготовки. В этом случае правомерно говорить о создании новой специализации подготовки магистров как об инновационном проекте с участием государства, ВУЗа и научной школы. Бюджетное финансирование инновационной магистерской программы следует рассматривать как долгосрочные государственные инвестиции. Особенно значимой представляется возможность формирования на интеграционной основе междисциплинарных магистерских программ, объединяющих представителей нескольких научных школ. Примером такого инновационного проекта может служить магистерская программа Московской школы экономики при МГУ им. М.В.Ломоносова (научный руководитель — академик А.Д. Некипелов), которая объединяет руководителей нескольких наиболее известных школ в экономической науке и является уникальной в России по научному уровню преподавательского состава. Другим примером может служить создание междисциплинарной образовательной программы «Наукоемкие технологии и экономика инноваций» на базе МФТИ, к реализации которой был привлечен коллектив сотрудников ЦЭМИ РАН, работающий в области экономики знаний и инноваций. Подготовку специалистов в рамках этой же программы ведет научная школа профессора В.Н. Лившица, разработавшая современный научный подход к оценке эффективности инвестиционных проектов. Примером может служить также последовательная работа ГУ ВШЭ по расширению междисциплинарных исследований, работа над совместным с РЭШ проектом по открытию Института фундаментальных междисциплинарных исследований и создание на этой основе ряда магистерских программ. Например, «Экономическая социология», которая позволит подготовить молодых ученых, владеющих междисциплинарным подходам к социально-экономическим исследованиям. На основе междисциплинарного подхода создана Высшая школа государственного администрирования при МГУ им. М.В.Ломоносова. Формирование междисциплинарных магистерских программ отвечает стратегическим интересам государства в сфере экономики и должно опираться на его финансовую поддержку.

Повышение качества экспертизы научных результатов и способностей студентов магистратуры, развитие системы внешней экспертизы качества образовательных услуг. Значимость экспертизы качества подготовки магистров очевидна, и все ВУЗы, выпускающие магистров экономики, предпринимают усилия для развития экспертизы. Экономический факультет МГУ, например, проводит научные семинары, на которых проводится апробация магистерских диссертаций по схеме, аналогичной той, что предусмотрена ВАК для предзащиты кандидатских диссертаций. На каждую квалификационную работу, помимо отзыва научного руководителя, представляются отзывы двух официальных оппонентов. Но это, как правило, внутренняя экспертиза. При подключении научной школы к подготовке магистров эффективность экспертизы повышается за счет возможности привлечения внешних экспертов. Такой подход уже в течение ряда лет используется ГУ ВШЭ, привлекающей в качестве экспертов специалистов РЭШ. Практика предзащиты и рецензирования с опорой на специалистов институтов РАН принята ГУГН. Санкт-петербургский государственный университет привлекает к экспертизе магистерских диссертаций, помимо представителей научных школ, представителей бизнес-сообщества: Санкт-петербургские Союз страховщиков, Ассоциацию бухгалтеров, Ассоциацию риэлтеров.

Работа студентов магистратуры в постоянно действующих научных семинарах. Участие студентов в работе научного семинара следует рассматривать как обязательную часть магистерской программы на всех этапах обучения. Наибольший эффект возникает тогда, когда студент становится участником постоянно действующего научного семинара, проводимого в рамках работы научной школы. При этом студент должен выполнять определенный объем работы, закрепляющей полученные знания и развивающей его аналитические способности: подготовка обзора, рецензирование доклада. Такие семинары позволяют познакомить студентов с последними результатами, полученными ведущими специалистами в конкретной области знаний и сокращают путь знаний от его источника к студенту магистратуры. В качестве примеров можно отметить постоянно действующие научные семинары под руководством академика В.М. Полтеровича (принимают участие студенты РЭШ), член.-корр. Г.Б.Клейнера (участвуют студенты ГУГН), профессора С.А. Айвазяна (принимают участие студенты Московской школы экономики). Результаты исследований, представленные на этих семинарах, отражают современный уровень развития науки и могут служить отметкой уровня в подготовке магистерских диссертаций.

  • Расширение доступа студентов магистратуры к электронным библиотечным ресурсам. Интеграция с научными школами позволит подключить студентов магистратуры к электронным библиотечным ресурсам, создаваемым научными организациями. На этот эффект нацелен, например, проект интеграции интернет-портала Государственного университета гуманитарных наук и системы Соционет, объединяющей электронные ресурсы Отделения общественных наук РАН. Получая доступ в Соционет, студенты имеют возможность использовать в научной работе последние версии электронных публикаций научных статей. В то же время, в электронных библиотеках Соционет организаций предусматривается опубликование аннотаций магистерских квалификационных работ, которые можно рассматривать как одну из форм отчета научной школы по руководству магистерской программой.
  • Смотрите так же:  Алименты с вахтовых

    Все вышесказанное позволяет нам сделать следующие выводы.

    • Магистерская подготовка в сфере экономики должна обеспечивать существенно более высокое качество, чем мы наблюдаем сейчас.
    • Повышение качества магистерской подготовки может обеспечиваться на основе развития интеграционных отношений между ВУЗами и научными школами РАН.
    • Количество выпускаемых магистров должно быть заметно сокращено.
    • Подготовка магистров должна вестись преимущественно на бюджетной, а не на контрактной основе.

    Литература и информационные источники

    Требования к руководителю магистерской программы

    «30» марта 2009 г.
    протокол №4

    о магистерской подготовке
    в государственном образовательном учреждении
    высшего профессионального образования
    «Тамбовский государственный технический университет» (ГОУ ВПО ТГТУ)

    Подготовки магистров в ГОУ ВПО ТГТУ

    1. Для бакалавров, имеющих диплом (по соответствующему направле-нию) с отличием:
    – собеседование в рамках темы избранной магистерской программы с атте-стацией по системе «зачет — незачет».
    В случае положительной оценки производится зачисление претендента. В случае же отрицательного результата поступающий может продолжить прохождение конкурсных испытаний в соответствии с условиями п. 2 данного раздела.
    2. Для бакалавров, имеющих диплом по соответствующему направлению подготовки магистра со средним баллом по оценкам, содержащимся в приложе-нии к диплому, не ниже 4,5:
    – собеседование в рамках специализации по системе «зачет — незачет»;
    – собеседование в рамках темы избранной магистерской программы по системе «зачет — незачет».
    В случае положительных результатов претенденты зачисляются в магистратуру. В случае отрицательных результатов претендент может продолжить прохождение конкурсных испытаний в соответствии с условиями п. 3 данного раздела.
    3. Для бакалавров, имеющих диплом по соответствующему направлению со средним баллом по оценкам, содержащимся в приложении к диплому, ниже 4,5:
    – экзамен по специализации (в билете должно содержаться 4 вопроса: 2 общих по специализации и 2 по теме избранной магистерской программы; за ответ на каждый вопрос выставляется отдельно оценка по пятибалльной системе, а в итоге суммируются все баллы);
    – собеседование в рамках темы избранной магистерской программы с вы-ставлением оценки по пятибалльной системе;
    – оценка, полученная претендентом за государственный междисциплинар-ный экзамен,
    – оценка, полученная претендентом за квалификационную работу,
    – если у претендента имеются к моменту прохождения конкурсных испыта-ний публикации, то за каждую он получает дополнительные баллы (тезисы — 1 балл, статья 3 балла, диплом или грамота за научную или квалификационную работу 1-3 балла).
    4. Для лиц, имеющих дипломы бакалавров или специалистов по иным на-правлениям или специальностям, предусматриваются следующие конкурсные испытания:
    – экзамен, соответствующий государственному междисциплинарному экза-мену по соответствующему направлению в бакалавриате по пятибалльной системе;
    – экзамен по специальности (в билете должно содержаться 4 вопроса: 2 об-щих по специализации и 2 по теме избранной магистерской программы; за ответ на каждый вопрос выставляется отдельно оценка по пятибалльной системе, а в итого суммируются все баллы);
    – собеседование в рамках темы избранной магистерской программы (оценка по пятибалльной системе);
    – средний балл по оценкам, содержащимся в приложении к диплому бака-лавра или специалиста;
    – при наличии публикаций у поступающего, ему начисляются дополни-тельно баллы за каждую публикацию (тезисы — 1 балл, статья 3 балла).
    После проведения конкурсных испытаний у претендентов данной категории приемная комиссия осуществляет подсчет суммы всех баллов, полученных каждым претендентом, и на основании результатов осуществляется отбор и зачисление в магистратуру на места, оставшиеся после зачисления претендентов первых трёх категорий (1-3), успешно прошедших конкурсные испытания и зачисленных в первую очередь.
    5. Бакалаврам и специалистам, имеющим диплом по любому направлению и поступающим в магистратуру ТГТУ на платной основе, необходимо пройти собеседование в рамках темы избранной магистерской программы с аттестацией системе «зачет-незачет». По результатам положительного собеседования подлежит заключению договор на оказание образовательной услуги.

    Проректор по учебной работе,
    профессор Н.П. Пучков

    Проректор по научной работе,
    профессор С.И. Дворецкий

    Зав. магистратурой,
    доцент О.А. Корчагина

    Начальник юридической службы, Л.П. Чистякова

    Утверждено на заседании Ученого Совета Тамбовского
    государственного технического университета
    (протокол №4 от «30» марта 2009 года)

    Ученый секретарь Ученого совета,
    доцент В.Г. Серегина

    38.04.08 Финансы и кредит. Финансовый менеджмент

    Аннотация магистерской программы

    «Финансовый менеджмент»

    магистратуры направления 38.04.08 «Финансы и кредит»

    Форма и срок обучения: дневная, 2 года

    Степень (квалификация) выпускника: магистр направления «Финансы и кредит»

    Миссия программы. Формирование и развитие финансового мышления в вопросах эффективного менеджмента, научного подхода к решению финансовых проблем.

    Образовательные и профессиональные цели обучения: Программа нацелена на подготовку квалифицированных руководителей и специалистов в области финансового менеджмента для работы на предприятиях реального сектора экономики всех форм собственности, в финансово-кредитных организациях, включая страховые и инвестиционные компании. Программа направлена на овладение выпускниками глубокими теоретическими знаниями в области финансового управления бизнесом с использованием современной методологии, привитие практических навыков управления финансами и их реализации в современной компании с целью овладения компетенциями эффективной профессиональной деятельности в области финансового менеджмента, а также в научно-исследовательской и аналитической работе по управлению финансами. Программа предусматривает освоение опыта оценки и управления стоимостью активов и бизнеса ведущих зарубежных и отечественных компаний.

    Основные дисциплины учебного плана: Кроме фундаментальных финансово-кредитных дисциплин к курсам, формирующим специфику программы, относятся: институциональная экономика, риск-менеджмент, производные финансовые инструменты, управление финансами страховой компании, краткосрочная финансовая политика предприятия, управление рисками инвестиционных проектов, современные проблемы финансового менеджмента, стратегический финансовый менеджмент, оценка финансовых активов и др.

    Характер подготовки: теоретические, практические, интерактивные, тренинговые формы учебных занятий, учебная, научная, педагогическая и производственная практика в образовательных и финансовых организациях Краснодарского края.

    Ведущая кафедра: Экономического анализа, статистики и финансов.

    Научный руководитель магистерской программы: Пенюгалова Александра Васильевна, доктор экономических наук, профессор, почетный работник высшей школы, автор более 100 научных трудов, в т.ч. в области финансового менеджмента.

    Обеспеченность профессорско-преподавательским персоналом высшей квалификации. Кафедра располагает высококвалифицированными кадрами профессорско-преподавательского состава.

    В настоящее время на кафедре работают 38 преподавателей, в том числе 33 штатных. В числе штатных преподавателей 27 (82%) имеют ученые степени и звания, из которых 1 доктор экономических наук и 2 профессора, 26 кандидатов экономических наук.

    Программа реализуется с привлечением сотрудников ведущих промышленных, торговых и других предприятий и организаций г.Краснодара.

    Более половины ППС кафедры заняты в реальном секторе экономики, являются консультантами и бизнес-тренерами. Ряд преподавателей имеют квалификационный аттестат ФСФР специалиста рынка ценных бумаг по брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами; квалификационный аттестат ФСФР специалиста финансового рынка по ведению реестра владельца ценных бумаг; аттестат аудитора; являются членами Института профессиональных бухгалтеров России; имеют свидетельства Роспатента об официальной регистрации программ для ЭВМ

    Кафедра принимает участие в государственных научных программах, грантах, хоздоговорной деятельности.

    Учебно-методическое обеспечение: На кафедре разработаны учебно-методические комплексы по всем дисциплинам учебного плана, а также методические указания по научно-исследовательской работе, производственной, преддипломной и научно-педагогической практикам, итоговой аттестации.

    Ряд курсов аннотируемой магистерской программы предусматривает использование ПЭВМ и соответствующего программного обеспечения, мультимедийной техники и интерактивной доски, а также проведение практических занятия с использованием программ «Интернет-трейдинга».

    Для учебного процесса используются как лицензионные программные продукты, так и электронные учебные курсы, разработанные сотрудниками кафедры. Применяется программа интернет-трейдинга Quik. (торговля ценными бумагами через Internet), MS.Projekt 98, MS.Projekt 2002(русская версия), Project Expert 6.0, Бизнес-план Excel, Сметы Excel, Корпорация «+». Используются системы Гарант, Кодекс, 1С Бухгалтерия.

    На факультете имеется 4 аудитории, оборудованные современными компьютерами, действует лаборатория интерактивных и активных технологий, оснащенная оборудованием ТСО, аудио и видео аппаратурой, проектором, что позволяет проводить защиту магистерских диссертаций, деловые игры и занятия с использованием оборудования для презентации.

    Все курсы обеспечены учебной литературой, имеющейся в библиотечном фонде Кубанского госуниверситета. В библиотеке КубГУ имеется также электронная библиотека научной литературы, включая периодику.

    Требования для поступления: Высшее образование (бакалавр, специалист). Вступительный экзамен.

    Лица, желающие поступить в магистратуру по данной программе, должны иметь знания по экономической теории, финансам и кредиту, финансовому менеджменту, инвестициям, рынку ценных бумаг и биржевому делу, страхованию в объеме подготовки бакалавров по экономике.

    Итоговая аттестация: Государственный экзамен, защита магистерской диссертации, присвоение степени магистра по направлению подготовки «Финансы и кредит».