Требования к современному педагогу дополнительного образования

Содержание:

Статья на тему:
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА: ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ПЕДАГОГУ В СВЕТЕ ФГОС

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА: ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ПЕДАГОГУ В СВЕТЕ ФГОС

«В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». К.Д.Ушинский

В 2013 году был утверждён «Профессиональный стандарт педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования». С 1 января 2015 года профессиональный стандарт педагога вступит в силу.

Министр образования и науке РФ Д.Ливанов сказал: «Мы с большим удовлетворением можем сказать, что стандарт состоялся, он готов заработать как нормативный документ уже с 1 января 2015 года. Он отвечает всем требованиям, которые сегодня предъявляет общество профессии учителя».

Работодатель будет обязан его применять при формировании кадровой политики и управлении персоналом, при организации обучения и аттестации, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении системы оплаты труда.

За десятилетие при обсуждении путей развития образования отечественной школы очередь дошла до ключевой фигуры реформирования образования – Учителя.

«Педагог – ключевая фигура реформирования образования» (Из профессионального стандарта педагогов)

Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования, предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности.

А одна из важнейших функций профстандарта: осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Образовательный стандарт и профессиональный стандарт — два взаимодополняющих документа. Научить, воспитать, развить ученика в соответствии с требованиями ФГОС может педагог, соответствующий современным профессиональным квалификациям.

Совсем скоро все мы перейдём на новые профессиональные стандарты. Нельзя на согласиться с мнением руководителя группы разработчиков профстандарта Е.А. Ямбурга, что необходим учет многих факторов. «Следует отметить, что социальный стандарт, а именно таким является стандарт профессиональной деятельности педагога, в отличие от стандарта работника сферы материального производств, требует для своего продвижения деликатности. Здесь необходим учёт многих факторов: гендерных и возрастных характеристик педагогического корпуса, тревожных ожиданий учителей, связанных с грядущими переменами, и накопленного ими негативного опыта в ходе реформирования образования в истекшие десятилетия».

Для того, чтобы внедрение стандарта стало для педагогов школы максимально понятным и логичным, осенью 2013 года управленческой командой школы была составлена «Дорожная карта по внедрению профессионального стандарта педагога».

Дорожная карта даёт возможность быстро реагировать на изменения, даёт вариативность путей развития, определяет шаги продвижения к поставленной цели.

Шаг первый – выстраивание магистральных линий. На этом этапе мы определили ключевые компетенции и качества педагогов, в соответствии с профессиональным стандартом и требованиями ФГОС, с которыми, на наш взгляд, стоило поработать в течение года. Что сегодня требуется знать и уметь педагогу.

«Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать того, чему его никто никогда не учил» (Из профессионального стандарта педагогов)

Первая магистральная линия: профессиональное самосовершенствование.

«От педагога нельзя требовать того, чему его никто никогда не учил», — эти слова звучат рефреном в деятельности управленческой команды школы. Учиться, повышать свою квалификацию, профессионально самосовершенствоваться — одно из основных современных качеств учителя.

Создав правильное мотивированное пространство, можно получить не плохой результат.

Конкурсы профессионального мастерства 2013-2014 учебный год

Всероссийский конкурс лучших учителей ПНП «Образование»

Победитель (грант президента)

Всероссийский конкурс «Учитель года России — 2014»

Лауреат муниципального этап

Всероссийский конкурс «Педагогический дебют»

Победитель муниципального этапа

Итог за прошедший год: 74% педагогов прошли повышение квалификации (всего 34 наименования курсовой подготовки).

15 педагогов приняли участие в 16 профессиональных конкурсах различных уровней (очных, заочных, дистанционных).

Сегодня мы рассматриваем вопрос о создании Индивидуальной траектории профессионального развития педагогов для подготовки к аттестации в условиях внедрения профессионального стандарта.

Несколько слов хочется сказать о повышении профессиональной компетенции молодых специалистов. У нас таких 9 учителей. В организации функционирует школа молодых учителей «Педагогический дебют». Это профессиональный клуб.

Главная идея этого клуба – адаптировать молодых учителей к работе в школе, правильно направить их теоретический потенциал в практическое русло, повышать свою профессиональную компетентность. На заседаниях этого клуба (периодичность 1 раз в четверть, 5-6 занятий) опытные педагоги учат самым, казалось бы, простым вещам: как правильно заполнять журналы, как правильно общаться с родителями, а также проводят тренинги «Как избежать конфликта и как выйти из конфликта», «Я — классный руководитель».

Но самое главное, на наш взгляд, у них есть возможность проговорить свои профессиональные мысли и идеи, получить ответную реакцию, обозначить проблемы и вместе попытаться найти пути решения.

«Профессиональная ИКТ-компетентность –квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно» (Из профессионального стандарта педагога)

2 магистральная линия – профессиональная компетентность.

Чтобы реализовывать ФГОС, педагог обязан использовать цифровые технологии визуального творчества, развивать коммуникативные компетентности учащихся. В профстандарте целый раздел посвящён ИКТ компетентности учителя. Первое, что необходимо сделать для применения данной технологии — создать технические условия. В нашей учебном заведении в 100% учебных кабинетах имеется компьютер и интерактивное оборудование (интерактивная доска или проектор), и все 100% имеют доступ к широкополосному интернет-каналу.

На базе школы были организованы курсы, которые проводили наши учителя -тьюторы, владеющие компьютерными технологиями. Так 5 учителей тьюторов обучили 100% педагогов работе с электронным журналом и дневником. Были проведены курсы по размещению методических материалов на Интернет ресурсах, курсы по созданию видеопрезентации, курсы по созданию собственного сайта. На наш взгляд, мы успешно осваиваем базовую ИКТ-компетентность, так называемый общепользовательский компонент. Впереди освоение общепедагогического и предметно-педагогического компонентов.

«Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями :работа с одарёнными учащимися; работа в условиях реализации школой программы инклюзивного образования; работа с учащимися в массовых школах, имеющими проблемы в развитии; работа с девиантными социально запущенными учащимися, имеющими серьёзные отклонения в развития; работа с учащимися, для которых русский язык не является родным». (Из профессионального стандарта)

3 линия — новые компетенции.

Профессиональный стандарт обязывает педагога использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников.

Работа с одарёнными учащимися. Мы поставили задачу — активизировать учителей и детей для участия в различных конкурсах и создать систему учёта, раскрыть способности каждого ученика, создать условия для развития каждого ребёнка в интересах его личностного роста. Но чтобы охватить каждого ученика, для этого нужно привлечь к данной работе максимальное количество учителей.

Вся информация об участии и результатах детей в конкурсах, олимпиадах сводится в единый реестр «Одарённые, талантливые и высокомотивированные дети». Это позволяет увидеть полную картину активности учащихся, скоординировать работу заместителя директора, руководителей ШМО, классных руководителей и учителей — предметников. В прошлом году 468 учеников (это 50%), приняли участие в 128 конкурсах. А подготовили их 80% учителей школы.

Ежемесячная книга победителей, зал Победителей, День победителя (каждого 20 числа) и везде рядом с фамилией ребёнка — фамилия учителя. У нас даже грамоты вместе с директором всегда вручает учитель. А это очень важный момент сопричастности к общему делу ученика и учителя.

Учитель нашей школы Иванова Е.В., на одном из совещании сказала: «Диплом победителя окрыляет (а для кого-то и диплом участника – это уже победа). Когда ребёнок научится побеждать своё незнание и неумение, он начинает «вкушать» успех и победу, а это шаг к его развитию. И вместе с ним «вкушает» успех и победу и его руководитель (учитель)».

Дети с ограниченными возможностями здоровья.

В нашей школе таких детей 25 детей, мы их называем дети с Особыми образовательными потребностями. Главная задача – создать им условия образования на основе психолого-педагогических приемов. Основные этапы деятельности:

  1. Индивидуальные беседы с родителями, согласование «плана действий» с учётом ИПР.
  2. Выстраивание индивидуальной траектории сопровождения
  3. Анализ результатов, коррекция.

На каждого ребёнка с ОВЗ в школе составляется индивидуальная траектория сопровождения. Это, своего рода паспорт на каждого ребёнка, в котором отображено социально-психологическое сопровождение, медицинское сопровождение, организация учебно-воспитательного процесса, проблемное поле, позитивная динамика и рекомендации.

Учащиеся, для которых русский язык не является родным.

Работа с такими детьми идёт только индивидуальной образовательной траектории.

Первый этап: комплексная психолого-педагогическая диагностика. На основе проведённой диагностики составляется совместный план индивидуального развития ребёнка. В нём фиксируются конкретные задачи, выполнение которых возложено на классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога, учителей, педагога дополнительного образования, родителей.

Второй этап: отслеживание динамики развития ребёнка. Каждый отслеживает своё: педагог – учебные результаты; классный руководитель – социальную адаптацию; педагог-психолог – созревание психических функций и психическую комфортность.

Третий этап: совместный анализ результатов и совместная коррекция.

И работа с данной категорией детей и с детьми с ОВЗ – это командная работа, зафиксированная в протоколах совместных действий. Командная работа зависит от совокупных усилий всех взаимодействующих педагогических работников и даёт высокий результат. А умение работать в команде — это одно из требований профессионального стандарта.

«Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчётов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме… Внутренние аудиторы должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных учителей…» (Из профессионального стандарта)

4 линия «Внутренний аудит».

Очень важное качество для педагога — умение оценить себя, самооценка. И прежде чем подойти к грамотному внешнему аудиту, необходимо научиться самоаудиту. Работа велась по двум направлениям: самоанализ, связанный с финансами, и самоанализ, не связанный с финансами.

Начну с первой позиции. В начале прошлого учебного года в школе были разработаны и приняты критерии эффективности.

Смотрите так же:  Правильное заявление на очередной отпуск

Педагогические работники 1 раз в четверть заполняют карту по 9 разделам (учебная деятельность; внеурочная и внеклассная деятельность; взаимодействие с родителями; методическая активность педагога; соблюдение исполнительской дисциплины; сохранение здоровья учащихся; ИКТ-деятельность учителя; участие в инновационной деятельности Учреждения; участие педагога в общественной социально-значимой деятельности ), всего 73 позиции. Баллы переводятся в рубли. Минимально можно набрать 10 баллов и получить 10% от должностного оклада, максимально- 60 баллов и получить 150% от должностного оклада. Кстати, эта позиция очень хорошо вписывается в новую систему оплаты труда, а именно в выплаты стимулирующего характера (премия по итогам работы с целью поощрения работников за общие результаты труда)

Самоанализ, не связанный с финансами. Заполнение информационно-методической карты в конце учебного года.

В этой карте 25 вопросов (Курсы повышения квалификации; участие в конкурсах профессионального мастерства; открытые уроки и мероприятия; выступление педагогов; участие детей в конкурсах и олимпиадах; публикации детей и педагогов). После заполнения карты педагог заполняет лист планирования. Данная информация по каждому педагогу и дополнительная информация систематизируется в «Индивидуальной папке педагога»

Педагогу: проводить аналитическую работу о своей деятельности, увидеть профессиональное продвижение или наоборот профессиональную стагнацию.

Администрации: объективно оценивать успешность педагога и расширять методический диапазон Организации.

Аудиторам: проводить качественную и объективную экспертизу деятельности педагога.

Наш раздел магистральных линий не является исчерпывающим.

Стандарт существенно наполнен психолого-педагогическими компетенциями, и это новая магистральная линия на следующий год.

Шаг второй – «идея овладевает массами». Что включает в себя этот шаг? Широкое обсуждение: довести положения стандарта до каждого педагога: учителя, воспитателя и сформировать психологическую готовность.

В школе проведен Педагогический совет, прошло детальное обсуждение на ШМО учителей начальных классов, учителей гуманитарного цикла (русский язык), учителей естественно-научного цикла (математика).

Шаг третий – внесение изменений в нормативные документы. Устранить несогласованность в документах нормативно-правовой базы.

Шаг четвёртый – полномасштабное введение профессионального стандарта.

Дорогу осилит идущий.

Можно критично рассматривать те или иные положения Стандарта, но с 1 января 2015 года нам работать по этому документу.

«В работе учителя две составляющие: ремесленное и духовное. Как и во всяком деле, во всякой профессии, требования ремесла, или лучше сказать, мастерства, человеку важнее — без ремесленных навыков, без мастерства работать невозможно. Учишь ты или, на новый лад, развиваешь — всё равно нужны способы, приёмы, навыки. Вот ведь какое противоречие: учитель без ремесла — не учитель. Но учитель, у которого одно лишь ремесло и ничего больше, и ничего выше того, ничего такого, что сверху ремесла, словом, ничего духовного, — учитель ли он?», — писал С.Соловейчик. Необходимо правильно и грамотно вводить Профессиональный стандарт педагога, показывать педагогу, что в нем есть и ремесленное и духовное.

Профессия учитель — творческая профессия. Свобода личная и профессиональная — необходимые условия для творчества. Стандарт создаёт условия для раскрепощения, но очень важно суметь этим воспользоваться.

Современные требования к профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.

Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Современные требования к профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.»

Курина О.М, пдо 1-ой категории, МБУДО ЦДТ г. Оренбург, СРР «АБВГДейка».

Профессия педагога, являющаяся одной из самых древнейших в человеческом обществе, всегда считалась не только ответственной, но и сложнейшей.

Педагог дополнительного образования влияет на образовательный результат, прежде всего, своими специальными свойствами – компетенциями. Используя при этом не только свой интеллектуальный потенциал, но и определенные личностные качества цельного человека.
Важной педагогической идеей, способствующей содержательному наполнению категории профессиональная компетентность педагога, была мысль П.Ф. Каптерева о том, что в педагогическом процессе развитие обучающегося во многом зависит от постоянного саморазвития педагога. Он писал: «Величайший ученый и ученик элементарной школы стоят, хотя и на противоположных концах, по одной и той же лестницы — личного развития и усовершенствования: один на вершине ее, другой в самом низу. Но и тот и другой равно работают своим умом, учатся, хотя и каждый по- своему, они — делатели одного поля, хотя и на различных концах его. Их связывает потребность самообразования и развития».

Педагог дополнительного образования — это человек уникальной профессии. Обучая других, он всегда остается учеником. Профессионал, знающий все о своем предмете. Творец, постоянно пребывающий в поиске. Педагог до тех пор современный профессионал, пока учится: «Учитель, с одной стороны, отдает, а с другой стороны, как губка, впитывает в себя, берет все лучшее от народа, и это лучшее снова отдает детям».

Педагог дополнительного образования должен иметь все качества идеального, современного, компетентного и профессионального педагога. А идеальный педагог – это образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Поэтому у педагогов учебных заведений должны быть уже сформированы основные компетенции для их успешной педагогической деятельности. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Основные пути развития профессиональной компетентности педагога исходя из современных требований в:

освоение новых педагогических технологий;

различных формах педагогической поддержки;

активном участии в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;

обобщении собственного педагогического опыта;

А совершенствование качества развития и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае, курсы повышения квалификации подтверждают свою эффективность и дают возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, возможность узнать о новых требованиях и технологиях современного образования, и прежде всего, встретится с единомышленниками: с людьми, искренне преданными своему делу.

Я считаю, что современный педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:

быть чутким и доброжелательным;

понимать потребности и интересы детей;

иметь высокий уровень интеллектуального развития;

обладать широким кругом интересов и умений;

быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;

обладать чувством юмора;

располагать творческим потенциалом;

проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.

Таким образом, развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Профессионально компетентным можно назвать педагога д/о, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.

Профстандарт педагога дополнительного образования. Квалификация и требования к педагогу дополнительного образования. Профессиональный стандарт

Профстандарт педагога дополнительного образования является актуальным вопросом. Именно поэтому все, что связано с его введением, в настоящее время является темой для обсуждения экспертов и специалистов.

Особенности внедрения документа

Этот профессиональный стандарт содержит подробную информацию обо всех требованиях, которые предъявлены к работникам сферы дополнительного образования. На данный момент отложено введение данного стандарта, так как педагогическое сообщество по-разному восприняло его положения. Было принято решение о предварительной доработке данного документа, исправлении в нем многочисленных неточностей.

Характеристика категории «дополнительное образование»

Профстандарт педагога дополнительного образования был разработан для той категории людей, которые используют в своей профессиональной деятельности опыт, знания, компетенции в нескольких сферах: в психологии, профильном направлении, педагогике.

В качестве профиля в их работе выступает художественная деятельность, хореография, техническое творчество.

У многих работников данной сферы нет дипломов о педагогическом либо психологическом образовании. Именно поэтому возникали серьезные проблемы в процессе разработки требований к педагогам дополнительного образования, ведь необходимо учитывать все нюансы и специфику системы дополнительного образования, которая сложилась на данный промежуток времени.

Требования к образованию

Профстандарт педагога дополнительного образования содержит раздел, в котором говорится о том, что работники дополнительного образования должны иметь высшее педагогическое образование (в виде бакалавриата) и професисональное дополнительную квалификацию в сфере методической работы в дополнительном образовании взрослых и детей.

При внимательном изучении данного требования получается, что педагог дополнительной системы образования обязан иметь два диплома. Если получение одного образования – реальная задача, то продолжение второго (платного) доступно далеко не всем работникам системы дополнительного образования.

Стандарт педагога дополнительного образования содержит и такой пункт, по которому обучаться специалисты по профессиональной программе, соответствующей профилю деятельности, должны не реже одного раза в три года.

Для того чтобы выполнить данное требование, в стране должны быть созданы специальные центры повышения квалификации, которые бы позволяли педагогам дополнительного образования повышать свою квалификацию в непрерывном варианте.

На данный момент этот вопрос остается открытым, выполнить требования о повышении квалификации невозможно.

Значимость дополнительного образования

Деятельность педагога дополнительного образования важна для формирования в подрастающем поколении гражданственности, патриотизма. Министр образования РФ Ольга Васильева неоднократно подчеркивала важность введения в образовательных учреждениях бесплатных секций и кружков по научно-техническому творчеству, шахматам, музыке, театральному искусству.

Именно дополнительное образование в настоящее время стало одним из приоритетных направлений деятельности Минобрнауки Российской Федерации.

Основные проблемы внедрения

Профстандарт педагога дополнительного образования пока только рассматривается в педагогическом сообществе, в реальную практику он не введен. Среди основных причин такого «торможения» эксперты выделяют организационно-управленческие и педагогические проблемы.

В качестве организационно-управленческих проблем выделяют наличие полноценных общеобразовательных программ дополнительного образования для школьников и взрослых людей. Кроме того, в настоящее время в системе внеурочного образования нет достаточного количества учебных пособий, адаптированных к индивидуальным возрастным особенностям школьников.

Смотрите так же:  Дорожно транспортная экспертиза это

Для того чтобы внедрить в практику профессиональный стандарт, необходимо предварительно обеспечить педагогов методической поддержкой при разработке индивидуальных образовательных программ.

Кроме того, важно организовать и работу экспертов, которые будут анализировать эффективность работы педагогов дополнительного образования по специальным программам, создать полноценную материально-техническую базу для реализации задач, указанных в методических рекомендациях по каждому профилю образования.

Передача профессионального мастерства

Положительный опыт педагога дополнительного образования должен быть опубликован, чтобы у молодых специалистов была реальная возможность ознакомления с лучшими методиками, что предполагает определенные материальные затраты.

Несмотря на то, что многие школьные учителя положительно отнеслись к идее об организации на базе общеобразовательных школ многочисленных студий, кружков, творческих объединений, в которых ребята могли бы обучаться бесплатно, на практике процесс их создания связан с серьезными проблемами материального плана.

Кадровые проблемы

Учитывая те требования к педагогу дополнительного образования, которые указаны в профессиональном стандарте, работать в кружках дополнительного образования могут только учителя-предметники. Для того чтобы «выжить», в настоящее время школьные педагоги вынуждены брать 30-часовую учебную нагрузку, поэтому у них не остается ни физических, ни моральных сил на то, чтобы придумывать методические программы дополнительного образования, организовывать для своих воспитанников послеурочные кружки и творческие студии.

Квалификация педагога дополнительного образования предполагает наличие педагогического образования, но в последнее время в высших учебных заведениях сокращено количество направлений, связанных с подготовкой педагогов. Такое «кадровое голодание» также является причиной торможения внедрения стандарта в практику.

Педагог не может работать круглосуточно, поэтому он отдает предпочтение урочной деятельности, по объективным причинам он оставляет без внимания систему дополнительного образования школьников.

Основные положения

Рассмотрим, что собой представляет внеурочная работа. Педагог дополнительного образования иметь педагогическое образование. В противном случае у него нет права на работу с детьми. Профстандарт направлен на помощь руководству в осуществлении грамотной кадровой политики, качественного управления работниками ОУ.

Этот документ должен использоваться при проведении аттестационных испытаний сотрудников, определении заработной платы, разработке должностных инструкций, заключении трудовых договоров с педагогами.

Педагог дополнительного образования взрослых также должен иметь педагогическое образование, периодически повышать свою квалификацию.

В качестве исключения (при отсутствии кадров) допускается трудоустройство с последующим получением сотрудником профильного образования педагогической направленности.

Необходимость внедрения стандарта

Среди объективных причин, по которым в российском дополнительном образовании должен быть введен стандарт, выделим сложности, которые появляются у экспертов в процессе проведения аттестации педагогических работников.

Часть законодательных норм, которыми руководствуются члены аттестационных комиссий, были разработаны много лет назад. За это время они перестали быть актуальными, не позволяют экспертам в полной мере оценить деятельность аттестуемого педагога дополнительного образования.

Новые нормы, которые будут приняты на законодательном уровне, дадут возможность повысить заинтересованность и ответственность учителей, вовлеченных во внеурочную деятельность.

Правила достижения результатов

Для того чтобы достичь максимального результата, необходимо грамотно применять разработанный стандарт. Он не должен стать мерой для жесткой регламентации деятельности сотрудников, а обязан быть стимулом к поиску новых методических приемов, нестандартных решений для сотрудников системы российского дополнительного образования.

Согласно стандарту, педагогический сотрудник обязан:

  • проводить набор детей в группы, студии, творческие коллективы согласно разработанной программе;
  • искать способы мотивации воспитанников;
  • проводить мероприятия, направленные на повышение оснащенности учебного кабинета;
  • разрабатывать специальные информационные материалы;
  • учитывать пожелания родителей и воспитанников;
  • помогать детям, разрабатывать для них индивидуальные образовательные траектории.

Именно педагог дошкольного образования обязан создавать для школьников оптимальные условия, чтобы каждый ребенок получал реальную возможность для раскрытия своего творческого потенциала, саморазвития, самосовершенствования.

В профессиональный стандарт включен и пункт, согласно которому педагог должен проводить работу, связанную с подготовкой своих воспитанников к разнообразным выставкам, конкурсам.

Настоящий профессионал знает, как создать условия для самоконтроля детей, найти вариант эффективного сотрудничества с другими организациями, родителями своих учеников.

В связи с теми инновациями и преобразованиями, которые наблюдаются в последние годы в российской системе образования, актуальным и своевременным является вопрос о введении в системе дополнительного образования профессионального стандарта педагога.

Для того чтобы воспитательный процесс проходил по определенному алгоритму, у педагога должны быть определенные личностные качества, также отмеченные в стандарте: высокий творческий потенциал, интеллектуальный уровень, чувство юмора, толерантность, любовь к детям.

В ФЗ «Об образовании» были внесены изменения, которые предполагают прохождение обязательной профессиональной аттестации всех сотрудников системы российского дополнительного образования. Данная процедура, по мнению разработчиков документа, является мерой оценки мастерства педагогов. В качестве подтверждения своих достижений учителя представляют грамоты, сертификаты, благодарности, дипломы. По итогам аттестации им будет присваиваться определенная квалификационная категория, которая существенно повлияет на размер его заработной платы.

«Образ современного педагога дополнительного образования»

Образ современного педагога дополнительного образования

Какими качествами необходимо обладать педагогу? Порой, на этот вопрос, непросто ответить даже самому себе. Педагог, может быть разным: неопытным выпускником университета, требовательным мужчиной со сложившимися стереотипами, леди с «большим» сердцем, но он обязан быть человеком влюбленным и радеющим за свое дело. Компетентным, душевно адекватным и способным передавать знания детям. Профессия педагога, как и сам мир стремительно изменяется и педагог 70-80 годов 20 века, и сегодняшний педагог это совершенно различные модели педагогов.

«Образ педагога» — всегда является темой для обсуждения, но эта тема еще более актуальна на сегодня, когда и государство и общество предъявляют к дополнительному образованию большие требования. Каков же он современный педагог дополнительного образования?

Ш.А. Амонашвили — известный российский педагог и психолог, исследователь и новатор в области педагогической психологии, сказал : «Педагог-внешкольник – это педагог, который пришел из будущего с целью показать воспитанникам образец их жизни, самоопределения и самоутверждения». Придерживаясь, такой точки зрения, следует, что, педагогу следует, находиться в непрерывном творческом поиске, уметь разбирать современный поток информации и множество способов передачи ее обучающимся с использованием новых информационных технологий, обновлять и передавать свои знаний на различных курсах повышения квалификации, мастер-классах, тренингах, а значит идти в ногу со временем. Деятельность современного педагога дополнительного образования направлена на расширение познавательной мотивации детей, на определение образовательных задач, непосредственно отвечающих за жизненный интерес детей, что позволит в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности использования знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно педагоги дополнительного образования призваны совмещать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности.

Все перечисленное, несомненно, сделает занятия современного педагога интересными для воспитанников. Дети будут тянуться за педагогом, лучше усваивать преподаваемый материал, стремиться подражать. Заимствованные от учителя качества помогут обучающимся стать успешными в какой-либо области, достичь определенных высот, быть интересными, разносторонними личностями. Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знаний непременно дадут добрые всходы.

Современный педагог дополнительного образования. Какой он?

Любой выбор, чего бы он ни касался, сделать нелегко, а выбрать профессию тем более, так как необходимо соотнести свои личные возможности с требованиями профессии.

По объективным и субъективным причинам не все профессии имеют одинаковый социальный статус. Профессия является фактором, который определяет качество жизни человека, включающее: социальный климат, режим работы, время отпуска, оплату труда.
Сейчас много говорят о компетентности педагога, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже педагога.

Вообще, «образ педагога» обсуждался во все времена, но эта тема стала еще более актуальной сегодня, когда и государство и общество предъявляют к образованию большие требования. Каков же он сегодня педагог? Каким его видят разные категории людей.

Профессионально-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования

Последние несколько лет в отечественном образовании характеризуются возрождением интереса к воспитательному и образовательному пространству вне уроков, к свободному времени учащихся, к содержательной организации их досуга.

Основными задачами дополнительного образования являются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, оптимистической перспективы и приподнятости.

Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении, ориентирована на личность ребенка и развитие его творческой активности. Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. По сути дела, дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в основной системе образования. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность. Дополнительное образование школьников реализуется руководителями различных творческих объединений по интересам.

Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребёнка.

Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования. Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остаётся именно педагог, от профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта которого зависит качество образования. Сегодня в РФ насчитывается 18 тысяч учреждений дополнительного образования.

В задачи педагога дополнительного образования входит руководство разнообразной творческой деятельностью обучающихся в области дополнительного образования, организация внеурочной работы с воспитанниками в школе.

Педагог дополнительного образования — один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования.

Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно педагоги дополнительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности.

Смотрите так же:  Смоленский банк договор цессии

Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:

  • быть чутким и доброжелательным;
  • понимать потребности и интересы детей;
  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  • обладать широким кругом интересов и умений;
  • быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;
  • быть активным;
  • обладать чувством юмора;
  • располагать творческим потенциалом;
  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.

Развитие профессионализма, или профессионализация педагога, — целостный непрерывный процесс становления личности специалиста. Процесс профессионализации — лишь одно из направлений развития личности, в рамках которого разрешается специфический комплекс противоречий, присущих социализации личности в целом.

С момента выбора профессии ведущим противоречием профессионализации становится степень соответствия личности и профессии, что является главным условием высокого профессионального мастерства любого специалиста. Причем личностный склад может быть благоприятен для одного вида деятельности и совершенно не подходить для другого.

Процесс профессионализации проходит несколько стадий, в ходе которых осуществляется взаимное согласование и выработка определенных способов выполнения личностью профессиональных требований. О творческом отношении человека к выполнению им профессиональной деятельности свидетельствует тот факт, что специалист не только применяет свои способности, добиваясь тем самым успешности в деятельности, но и активно относится к делу, в результате чего вносит изменения в саму деятельность. Только в этом случае возможно введение инноваций со стороны специалиста. Проявляется не только прямая зависимость способностей и деятельности, но и обратная, когда способности человека оказывают влияние на деятельность и вызывают в ней изменения.

Специалисты в области психологии труда разработали конкретные положения, характеризующие соответствие личности профессии. Выделяют следующие особенности личности, необходимые для профессиональной деятельности:

  • способности и предрасположенность к работе определенного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества;
  • знания и навыки, необходимые для определенной работы; это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт;
  • склонность и желание работать, иначе — воля и мотивация. Следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное воздействие как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация.

Надо учитывать и некоторые другие признаки профессиональной пригодности человека к деятельности, значительное развитие которых свидетельствует о высоком профессионализме работника. Это необходимая скорость работы, точность работы, безвредность работы для психофизиологического состояния организма человека, когда нет истощения сил и человек восстанавливает свою работоспособность после отдыха.

Важно и наличие у специалиста позитивной оценки себя как профессионала при высокой экспертной оценке со стороны коллег через публичные благодарности, грамоты, признание руководителей и т.д. Чем ниже самооценка, тем потребность во внешних знаках внимания и признании выше, и тем, как правило, ниже профессионализм. Высокая экспертная оценка является показателем профессионализма человека. Критериями этого могут быть консультации коллег по профилю специалиста. Частота обращений к работнику по проблематике, связанной с его профессиональной деятельностью, может также служить признаком профессионализма человека.

Немаловажную роль играет способность специалиста адаптироваться к неблагоприятным условиям деятельности, а также его социализированность в целом. Развитый интеллект может остаться только потенциальной возможностью человека, если личностные качества не позволяют его применять. Например, человек может обладать высоким уровнем развития способностей, но конфликтные особенности личности не позволяют ей эффективно реализоваться. К последним относятся постоянное подсчитывание того, кто сколько времени отработал, кто сколько получил за это, претензии в очередности получения социальных благ, стремление установить очередность в отношении каких-либо мероприятий. Это так называемые спорщики, которые скорее реализуют во вне свое внутреннее напряжение, нежели действительно попытаются предложить решение проблемы. Их личная позиция чаще всего пассивного характера, т.е. дальше возмущения дело не идет.

Учеными установлено, что удовлетворенность трудом активно влияет на эффективность профессиональной деятельности, а именно: чем выше удовлетворенность содержанием и условиями профессиональной деятельности, тем выше эффективность труда человека. Следовательно, от человека всегда всем недовольного, возмущающегося и критикующего, ожидать высокого профессионализма не приходится. При этом человек относит себя к категории удовлетворенных или не удовлетворенных деятельностью, используя систему субъективных критериев. Строгость этих критериев зависит от уровня притязаний личности. При прочих равных условиях удовлетворенность трудом будет тем выше, чем ниже уровень притязаний.

Внешнее поведение и состояние человека во многом зависит от внутреннего и им регулируется. Поэтому очень важно уметь сохранять и поддерживать здоровое психическое состояние, тем более что деятельность педагога подвержена сильным стрессовым нагрузкам. Об исключительной пластичности нашей нервной системы писал И.П. Павлов. Ученый отмечал, что она в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая. Но для того, чтобы все это осуществлялось, необходимо в данном направлении предпринимать какие-то действия. Пяти- десятиминутная тренировка центральной нервной системы должна стать для учителя (и педагога дополнительного образования) делом привычным, как утренняя гимнастика.

Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности .

Под профессиональной компетентностью педагога дополнительного образования понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать педагога д/о, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • работа в методических объединениях, творческих группах;
  • исследовательская деятельность;
  • освоение новых педагогических технологий;
  • различные формы педагогической поддержки;
  • активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
  • обобщение собственного педагогического опыта;
  • использование ИКТ.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

.В педагогической литературе часто используются и уже „устоялись ” термины компетенция, компетентность.

Широкое применение терминов компетенция, компетентность связано с необходимостью модернизации содержания образования. В Стратегии модернизации содержания общего образования отмечается: „…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, и навыков сама по себе. Речь идёт о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах”.

Лексическое значение понятия „компетентный” в словарях трактуется как „осведомлённый, авторитетный в какой-либо области.” А компетенцию „Толковый словарь русского языка”определяет как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю.К. Бабанский, Б.Г. Ананьев, Т.И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:

  • управленческий аспект: как педагог анализирует, планирует, организует, контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися;
  • психологический аспект: как влияет личность педагога на учащихся, как он учитывает индивидуальные способности учащихся;
  • педагогический аспект: с помощью каких форм и методов педагог ведёт обучение школьников.

Регулировать свое психическое состояние можно следующим образом:

  1. Саморегулировать эмоциональные состояния, например, через внешнее проявление эмоций. Эмоциональное напряжение пойдет на убыль, если внимание человека переключится от причины эмоций на их проявление — выражение лица, позу и т.д. Обозначение эмоционального состояния словами и разговор о том, как оно протекает, также способствуют снижению напряжения. А вот разговор о причине появления состояния только усиливает эмоциональные переживания.
  2. Уметь управлять своей мимикой. Это и расслабление мышц лица, и мимическая гимнастика перед зеркалом, и простое изображение “рож” перед зеркалом.
  3. Управлять тонусом скелетной мускулатуры. Сюда относятся тренинговые упражнения на расслабление мускулатуры, занятия спортом.
  4. Управлять темпом психических процессов. Применение комплексов дыхательных упражнений.
  5. Осознанно создавать ситуации для психической разрядки. Это могут быть игры, прогулки, хобби-всё, что может помочь восстановить душевное равновесие.

Таким образом, профессионализм педагога, являясь важным фактором развития личности ребёнка, должен обязательно сочетаться с его физическим и психическим здоровьем.

К профессионально значимым качествам педагога относятся:

  • педагогическая направленность — важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношение к профессии;
  • педагогическое целеполагание — умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;
  • педагогическое мышление — овладение системой средств решения педагогических задач;
  • педагогическая рефлексия — способность педагога к самоанализу;
  • педагогический такт — отношение к ребёнку как главной ценности.

И ещё одним важным дополнением к педагогу д/о является умение стимулировать собственную творческую деятельность и творческие способности учащихся. В системе дополнительного образования акцент делается не столько на объяснение детям того или иного предметного знания, сколько на развитии их интереса к расширению индивидуально значимого знания. Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Таким образом, компетентность учителя — это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний “сложить” компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.