Требования к уровню подготовки студента

Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины

I. Организационно-методический раздел

Учебная дисциплина «История дизайна, науки и техники» является одной из базовых в подготовке бакалавра дизайна. Она находится в едином блоке с такими дисциплинами, как «История культуры и искусства», «Информационные технологии в дизайне», «Технология рисунка и живописи», «Теория дизайна», «Дизайн-проектирование», «Материаловедение» и «Техническое конструирование». Все эти дисциплины направлены на то, чтобы оснастить будущих дизайнеров комплексными знаниями по истории и теории дизайна.

Цели курса: — создание базы необходимых систематических знаний об основных периодах развития дизайна, науки и техники в европейских странах и России. Объяснение роли научно-технического прогресса как движущей силы истории. А так же развитие пространственно – образного мышления, эстетической восприимчивости, чувства стиля и приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для решения планировочных задач в сфере художественного проектирования.

ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основные этапы развития мировой науки и техники;

б) периодизацию истории мирового дизайна;

в) наиболее важные политические события, открытия, изобретения, оказавшие существенное влияние на формообразование в дизайне;

г) факты творческой биографии наиболее известных отечественных и зарубежных дизайнеров;

д) теоретические концепции западного и отечественного дизайна, суждения о нём;

е) цели, методы и средства дизайнерской художественно – проектной деятельности.

а) выявить специфику творческого метода на основе анализа продуктов дизайна;

б) представить особенности взаимосвязи функциональных, конструктивных и эстетических факторов, специфику синтеза инженерно – технических, естественно – научных знаний и средств гуманитарных дисциплин на разных этапах истории мирового дизайна;

в) атрибутировать «иконы дизайна» на основе теоретических знаний;

г) владеть приёмами перспективного проектирования, показывая взаимосвязь проектировочных действий с их содержательным значением.

Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины.

Студент должензнать:

— предпосылки появления профессии дизайнера, дизайна в целом, отечественных и зарубежных школах, занимавшимися формированием новой сферы искусства – дизайна, основные задачи, которые должен ставить перед собой дизайнер;

— взаимосвязь сферы дизайна с наукой и техникой и исторические аспекты обуславливающие данную связь;

— теории, теоретиков и практиков дизайна;

— отрасли искусства и другие виды творчества, которые влияли на формирование сферы дизайна;

— ведущих ученых и конструкторов, играющих важную роль в проектной деятельности;

Студент долженуметь:

— пользоваться терминологией, используемой в работе над созданием дизайн-проекта;

— использовать методы работы над дизайн–проектом и знать, чем отличается дизайнерский художественный продукт от продукта художественного творчества.

— давать самостоятельную критическую оценку, и определять художественную значимость произведений дизайнерского искусства различных эпох;

А так же у студента происходит расширение общекультурного диапазона и формирование системы ценностей, которые могут быть реализованы в сфере профессиональной деятельности.

Программа построена как лекционно-практический курс, который включает в себя самостоятельную работу студентов.

Материал изучается на протяжении двух семестров четвертого курса, общий объем 132 часа.

Студентам читаются лекции в объеме 54 часов и одновременно ведутся лабораторные занятия в объеме 12 часов. Самостоятельная работа студентов (66 часов) предполагает практическую деятельность по выполнению конкретных заданий.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

– иметь представление:

· об основных закономерностях и факторах становления древнегреческой культуры;

· о сущности и особенностях мифологического мировосприятия в крито-микенскую, архаическую и классическую эпоху древнегреческой истории и связанном с ним античном «банке образов»;

· о важнейших этапах истории Древней Греции;

· об основных коллекциях крупнейших музеев мира и России, связанных с крито-микенским и древнегреческим искусством и культурой;

· о влиянии древнегреческой культуры на историю мировой культуры в целом и на европейскую культуру в частности.

– знать:

· базовую терминологию, относящуюся к истории античной культуры, основные понятия и закономерности ее функционирования и развития;

· истоки возникновения древнегреческой культуры;

· характерные черты, принципы развития, этапы эволюции и достижения древнегреческой культуры;

· историю изучения памятников крито-микенской и древнегреческой культуры;

– уметь:

· ориентироваться в основных событиях истории древнегреческой культуры;

· анализироватьсильные и слабые стороны концепций, связанных с изучением происхождения и гибели культуры Эгейского мира;

· характеризовать различные мифологические и поэтические образы, созданные древнегреческой культурой;

· использовать свои теоретические знания по истории древнегреческой культуры для анализа ее конкретных памятников.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Требования к уровню подготовки студента

Всего аудиторных занятий:

подготовка к лекциям

Подготовка к экзаменам

Всего по дисциплине

Вид аттестации за семестр

4. Содержание дисциплины по разделам

1. Элементы линейной алгебры и аналитической геометрии.

2. Введение в математический анализ.

3. Дифференциальное исчисление функций одной переменной.

4. Функции нескольких переменных.

5. Комплексные числа и многочлены.

6. Неопределенный интеграл.

7. Определенный интеграл.

8. Теория вероятностей.

5. Содержание разделов данной дисциплины по видам учебных занятий

5.1. Содержание курса лекций

Содержание лекционного курса

(Указывается тематика лекционного материала с разбиением на темы.)

Элементы линейной алгебры и аналитической геометрии. Матрицы. Определители квадратных матриц 2-го и 3-го порядков и их свойства. Миноры и алгебраические дополнения, разложение определителя 3-го порядка по строке и столбцу. Определители n-го порядка.

Основные понятия теории систем линейных уравнений (СЛУ). Матричная запись СЛУ. Крамеровские СЛУ. Решение и нахождение решения с помощью обратной матрицы и по формулам Крамера. Метод Гаусса. Теорема Кронекера-Капелли.

Геометрические векторы, длина вектора, направляющие косинусы. Линейные операции с векторами в геометрической м координатной формах Скалярное, векторное, смешанное произведения векторов и их свойства. Прямая на плоскости, различные формы её уравнения. Угол между прямыми. Расстояние от точки до прямой.

Введение в математический анализ. Функции, способы задания функции, график. Сложная функция. Определение предела функции. Бесконечно малые функции (б.м.). сложной функции.

Обобщение понятия предела: предел функции в бесконечности, бесконечно большие функции (б.б.). Неопределенности, основные приемы их раскрытия. Предел отношения многочленов в бесконечности. Первый замечательный предел. Число е. Второй замечательный предел и связанные с ним неопределенности.

Эквивалентные б.м. и их применение при вычислении пределов. Односторонние пределы. Непрерывность функции в точке. Разрывы и их классификация.

Дифференциальное исчисление функций одной переменной. Определение производной функции в точке, её геометрический и механический смысл. Производные основных элементарных функций. Арифметические теоремы о производной. Производная сложной функции. Основные правила и формулы дифференцирования. Дифференциал. Производная функции, заданной параметрически.

Условия возрастания и убывания функции. Локальные экстремумы. Необходимое условие экстремума. Достаточное условие экстремума. Глобальные экстремумы (наибольшее и наименьшее значения непрерывной на отрезке функции). Исследование функции на выпуклость и вогнутость. Точки перегиба. Асимптоты. Общая схема построения графика функции.

Функции нескольких переменных. Функции нескольких переменных. Область определения. Функции двух переменных. Предел и непрерывность. Частные производные. Дифференцируемость и полный дифференциал, его связь с частными производными. Касательная плоскость и нормаль к поверхности

Производная по направлению и градиент функции нескольких переменных. Частные производные высших порядков. Локальные экстремумы функции нескольких переменных. Необходимое условие экстремума. Стационарные точки. Достаточные условия экстремума для функции двух переменных.

Комплексные числа и многочлены. Комплексные числа и действия с ними. Изображение комплексных чисел на плоскости, модуль и аргумент. Алгебраическая и тригонометрическая форма записи комплексных чисел. Формула Эйлера, показательная форма записи комплексных чисел.

Неопределенный интеграл. Первообразная и неопределенный интеграл, его свойства. Таблица основных формул и непосредственное интегрирование. Замена переменной. Интегрирование по частям.

Рациональные функции. Интегрирование простейших дробей.

Интегрирование выражений, содержащих тригонометрические функции.

Интегрирование некоторых иррациональных выражений.

Определенный интеграл. Определение определенного интеграла и его свойства. Формула Ньютона-Лейбница. Основные методы вычисления определенных интегралов. Приложения определенных интегралов вычислению площадей и объёмов.

Теория вероятностей. Предмет теории вероятностей. События. Достоверное и невозможное события, операции с событиями. Классическое определение вероятностей. Комбинаторика. Примеры задач на классическое определение вероятности. Условные вероятности. Теорема умножения. Независимость событий. Примеры применения теорем сложения и умножения. Формула полной вероятности и формула Байеса.

Случайные величины, закон распределения. Дискретные случайные величины, ряд распределения. Математическое ожидание, дисперсия и их свойства.

Функция распределения, функция распределения дискретной случайной величины. Свойства функции распределения. Непрерывные случайные величины. Плотность распределения, её свойства. Математическое ожидание и дисперсия непрерывных случайных величин.

Важнейшие законы распределения: биномиальный, геометрический, Пуассона, равномерное и показательное распределение. Нормальный закон распределения.

Требования к уровню подготовки студентов

Для успешного освоения дисциплины студенты должны обладать следующими общекультурными компетенциями:

üспособностью владеть культурой мышления, целостной системой научных знаний об окружающем мире, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);

üготовностью использовать базовые положения гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-2);

ü способностью к анализу социально значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-5);

üготовностью к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способностью к межкультурным коммуникациям (ОК-7).

Требования к результатам освоения дисциплины

В ходе изучения дисциплины студенты осваивают следующие общекультурные компетенции:

· обладают знанием базовых ценностей мировой культуры и готовы опираться на них в своем личном и общекультурном развитии (ОК-2);

· умеют анализировать и оценивать исторические события и процессы в их динамике и взаимосвязи (ОК-4).

В результате освоения компетенций студенты:

Знают

— основные факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;

— периодизацию отечественной истории (основные закономерности и этапы исторического развития общества);

— особенности процессов социально-экономического, административно-политического и духовного развития Российского государства;

— современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

— историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;

— взаимосвязь и особенности истории России и мира; всемирной, региональной, национальной и локальной истории;

— методы исторического анализа (теоретические основы в области источниковедения и историографии для объективной оценки достижений выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории);

— роль России в мировом сообществе;

Умеют

— пользоваться источниками информации (проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

— анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

— различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

— устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

— систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;

— формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;

— участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;

— представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины:

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

— о предмете и системе римского права,

— источниках римского права,

— об обязательствах и договорах и т.д.

— основные понятия римского права;

— категории юридического лица в римском праве.

— институты опеки и попечительства в римском праве.

3. Требования к уровню подготовки студентов, завершивших изучение данной дисциплины: Студенты после изучения данной дисциплины должны

2 1. Цели и задачи дисциплины: Целью преподавания биологии с экологией на медицинском факультете является формиров представлений о фундаментальных закономерностях строения и функционирования живой материи на различных уровнях ее организации. Задачи дисциплины. 1. Формиров представлений об основных молекулярных, клеточных, организменных и иных биологических процессах, обеспечивающих нормальное существов и развитие организмов, в том числе и человека. 2. Формиров представлений о биологических основах наследственных и паразитарных заболеваний, пороков развития человека и их профилактики. 3. Овладение навыками лабораторной диагностики и прогнозирования генных, хромосомных и паразитарных заболеваний. 2. Место дисциплины в структуре ООП Учебная дисциплина биология с экологией относится к 3238 ЕН математических и естественнонаучных дисциплин. — Цикл общих 3. Требования к уровню подготовки студентов, завершивших изучение данной дисциплины: Студенты после изучения данной дисциплины должны иметь представление: 1) об основных механизмах реализации генетической информации на молекулярном и субклеточном уровнях организации. 2) о принципах диагностики наследственной патологии и инвазионных болезней. 3) об основных закономерностях эволюции и антропогенеза. 4) Иметь навыки чтения научной литературы и написания рефератов. 5) Иметь навыки работы с компьютером и программным обеспечением при ании по основным разделам цитологии, гистологии и эмбриологии в ходе обучения и при подготовке к зачетным занятиям, семинарам и экзамену. Знать учебный материал, соответствующий учебной программе по разделам: 1. Клеточный и молекулярно-генетический уровни организации 2. Организменный уровень организации жизни 3. Популяционно-видовой уровень организации живых систем. Уметь 1) микроскопировать гистологические препараты с использовм сухих систем микроскопа, 2) составлять родословные и определять тип наследования признака, 3) пользоваться компьютерными обучающими и контролирующими программами. Владеть — базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные, редакторные, поиск в сети Интернет; — навыкаками микроскопирования учебных препаратов 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Смотрите так же:  Лицензия bitdefender

3 Вид* учебной работы Семестры Всего часов Аудиторные занятия (всего) В том числе: Лекции Практические занятия (ПЗ) Лабораторные работы (ЛР) Самостоятельная работа (всего) В том числе: Другие виды самостоятельной работы Изучение специализированной литературы Использов для подготовки научнотехнических средств (интернет) Подготовка к занятиям (ЛЗ) Подготовка к промежуточному контролю (ППК) Вид промежуточной аттестации (экзамен) Общая трудоемкость Технологическая карта дисциплины см. приложение. 6. Содерж дисциплины см. приложение.

4 Технологическая карта дисциплины (специальность «ПЕДИАТРИЯ») Тематика Раздел Лекции Час Лабораторные Час СРС Час Текущий контроль Методическое обеспечение 1. Общая биология. Введение в медицинску ю биологию. Биология клетки. (лекция 1) Обмен веществ и энергии в эукариотичес -кой животной клетке. (лекция 2) Репликация ДНК, транскрипция, трансляция. Регуляция экспрессии генов. (лекция 3) Биология развития. Периодизаци я онтогенеза. Эмбриональн ый период развития. Особенности дробления и 2 1. Введение в медицинскую биологию. 3 Изучение основной заданий. 2 2.Биология клетки. 4 Изучение основной заданий Обмен веществ и энергии в животной клетке. 2 4.Обмен генетической информации клетке. в 3 Изучение основной заданий. 4 Изучение основной заданий.

5 2. Генетика. гаструляции у человека. (лекция 4) Закономерно сти наследования установленные Г. Менделем. Взаимодейст вие аллельных генов. (лекция 5) 2 5.Контрольное семинарское занятие 1. «Биология клетки» 3 Подготовка к контрольному семинарскому занятию 1. (Компьютерному анию, диагностике микропрепаратов) 3 Тестиро в на ПЭМ, опрос Взаимодействие неаллельных генов. Бомбейский феномен пример рецессивного эпистаза у человека. Комплементарность, полимерия. (лекция 6) 2 6. Разнообразие форм размножения. 4 Изучение основной заданий Изменчивост ь как основа наследственн ой патологии человека. Формы изменчивост и. Виды мутаций (лекция 7) 2 7. Закономерности эмбрионального периода развития. 3 Изучение основной заданий

6 Наследствен ная патология. Генные и хромосомные заболевания. (лекция 8) 2 8.Закономерности постэмбрионального периода развития. 4 Изучение основной заданий Болезни с наследственной предрасположенностью (лекция 9) 2 9.Контрольное семинарское занятие 2. «Биология развития». 3 Подготовка к контрольному семинарскому занятию 2. (Компьютерному анию, диагностике микропрепаратов). 3 Тестиро в на ПЭМ, опрос 3 Эволюция. Вопросы эволюции. (лекция 10) Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. 4 Изучение основной заданий. Резервная лекция. (лекция 11) Взаимодействие генов. 3 Изучение основной заданий, задач. 3. Задачник по медицинской генетике. В.П. Балашов, Т.В. Курмышева. — Саранск, с.

7 12. Генетика пола. Сцепленное наследов. 4 Изучение основной заданий, задач. 3. Задачник по медицинской генетике. В.П. Балашов, Т.В. Курмышева. — Саранск, с. 13. Семинар 3. Контрольная работа по теме «Наследственность» 3 Подготовка к контрольному семинарскому занятию 3. (Компьютерному анию, решению задач). 3 Тестиро в на ПЭМ, решение задач, опрос 3. Задачник по медицинской генетике. В.П. Балашов, Т.В. Курмышева. — Саранск, с. 14. Изменчивость как основа наследственной патологии человека. 4 Изучение основной заданий, ситуационных задач. 3. Задачник по медицинской генетике. В.П. Балашов, Т.В. Курмышева. — Саранск, с.

8 15.Хромосомные заболевания. 3 Изучение основной заданий, ситуационных задач. 3. Задачник по медицинской генетике. В.П. Балашов, Т.В. Курмышева. — Саранск, с. 16.Генные заболевания. 4 Изучение основной заданий, ситуационных задач. 3. Задачник по медицинской генетике. В.П. Балашов, Т.В. Курмышева. — Саранск, с. 17.Составление и анализ родословных. 3 Изучение основной заданий, ситуационных задач. 3. Задачник по медицинской генетике. В.П. Балашов, Т.В. Курмышева. — Саранск, с. 18.Зачетное 1

9 Закономерности филогенеза систем внутренних органов млекопитающих (лекция 12) 2 19.Болезни с наследственной предрасположенност ью. 2,5 Изучение основной заданий, ситуационных задач. 3. Задачник по медицинской генетике. В.П. Балашов, Т.В. Курмышева. — Саранск, с. 4 Паразито логия. Медицин ская протозоо логия. Антропогенез. Закономерности филогенеза систем внутренних органов человека (лекция 13) Основы общей и медицинской паразитологии (лекция 14) Семинар 4. Контрольная работа по теме «Наследственная патология человека» Вопросы эволюции антропогенеза и 3 Подготовка к контрольному семинарскому занятию 4. (Компьютерному анию, решению задач). 2,5 Изучение основной заданий, ситуационных задач. 2,5 Тестиро в на ПЭМ, решение задач, опрос 3. Балашов В.П., Евстифеева И.А. Закономерности эволюции и филогенеза (Методические указания для студентов медицинского факультета с грифом УМО).- Саранск, Балашов В.П., Евстифеева И.А. Закономерности эволюции и филогенеза (Методические указания для студентов медицинского факультета с грифом УМО).- Саранск, 2005.

10 Возбудители протозойных инвазий человека. Дизентерийн ая амеба. Патогенные: жгутиковые. (лекция 15) 2 22.Основы филогенетических преобразований органов и систем. 3 Изучение основной заданий, ситуационных задач. 3. Балашов В.П., Евстифеева И.А. Закономерности эволюции и филогенеза (Методические указания для студентов медицинского факультета с грифом УМО).- Саранск, Паразитичес кие простейшие представители классов Споровики и Инфузории (лекция 16) Семинар 5. «Закономерности эволюции и филогенеза». 3 Подготовка к контрольному семинарскому занятию 5. (Компьютерному анию). 2,5 Тестиро в на ПЭМ, опрос 3. Балашов В.П., Евстифеева И.А. Закономерности эволюции и филогенеза (Методические указания для студентов медицинского факультета с грифом УМО).- Саранск, Медицин ская гельминт ология. Паразиты, представител и типа Плоские черви. (лекция 17) Вопросы общей и медицинской экологии. 2,5 Изучение основной заданий, ситуационных задач. 3. Медицинская протозоология и гельминтология. В.П. Балашов, О.Г. Агеносова.

11 Паразиты, представител и типа Плоские черви. (лекция 18) 2 25.Медицинская протозоология: патогенные саркодовые жгутиковые. и 3 Изучение основной заданий, ситуационных задач. 3. Медицинская протозоология и гельминтология. В.П. Балашов, О.Г. Агеносова. Тип «Круглые черви». (лекция 19) 2 26.Патогенные споровики инфузории. и 2,5 Изучение основной заданий, ситуационных задач. 3. Медицинская протозоология и гельминтология. В.П. Балашов, О.Г. Агеносова. 6 Медицинская арахноэнтомология. Медицинская акарология. (лекция 20) Семинар 6. «Медицинская протозоология». 3 Подготовка к контрольному семинарскому занятию 6. (Компьютерному анию). 2,5 Тестиров на ПЭМ, опрос 3. Медицинская протозоология и гельминтология. В.П. Балашов, О.Г. Агеносова.

12 Насекомые, имеющие медицинское значение. (лекция 21) Тип Плоские черви, класс Сосальщики. 2,5 Изучение основной заданий, ситуационных задач. 3. Медицинская протозоология и гельминтология. В.П. Балашов, О.Г. Агеносова. 29. Тип плоские черви, класс ленточные черви. 3 Изучение основной заданий, ситуационных задач. 3. Медицинская протозоология и гельминтология. В.П. Балашов, О.Г. Агеносова. 30.Тип черви. круглые 2,5 Изучение основной заданий, ситуационных задач. 2 Опрос. Тестиров 3. Медицинская протозоология и гельминтология. В.П. Балашов, О.Г. Агеносова.

13 31.Овогельминтоскопия 3 Изучение основной заданий, ситуационных задач. 2 Опрос. Тестиров 3. Медицинская протозоология и гельминтология. В.П. Балашов, О.Г. Агеносова. 32. Семинар 7. «Медицинская гельминтология». 2,5 Подготовка к контрольному семинарскому занятию 7. (Компьютерному анию). 2,5 Тестиров на ПЭМ, опрос 3. Медицинская протозоология и гельминтология. В.П. Балашов, О.Г. Агеносова. 33.Медицинская акарология. 3 Изучение основной заданий, ситуационных задач. 3. Медицинская протозоология и гельминтология. В.П. Балашов, О.Г. Агеносова.

14 34.Медицинская энтомология. 2,5 Изучение основной заданий, ситуационных задач. биология в рисунках и схемах. 3. Балашов В.П., Евстифеева И.А. Медицинская арахноэнтомология (Методические указания для студентов медицинского факультета).- Рузаевка, Семинар 8. «Медицинская арахноэнтомология». 3 Подготовка к контрольному семинарскому занятию 8. (Компьютерному анию). 2,5 Тестиров на ПЭМ, опрос биология в рисунках и схемах. 3. Балашов В.П., Евстифеева И.А. Медицинская арахноэнтомология (Методические указания для студентов медицинского факультета).- Рузаевка, ВСЕГО 223 часа ЛЕКЦИИ 42 ча -са 36. Зачетное занятие. 0,5 ЛАБОРАТОР- 107 НЫЕ ЗАНЯТИЯ часов САМОСТ. РАБОТА 74 час а ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД

15 Содерж дисциплины: Лекционный курс: п/п Объем в часах Наименов лекции 1 2 Введение в предмет. Биология клетки. 2 2 Общая биология. Обмен веществ и энергии в эукариотической животной клетке. (Лекция 1) 3 2 Общая биология. Репликация ДНК, транскрипция, процессинг и сплайсинг, трансляция. Регуляция экспрессии генов. (Лекция 2) 4 2 Общая биология. Биология развития. Периодизация онтогенеза. Эмбриональный период развития. Особенности дробления гаструляции человека. (Лекция 3) и у 5 2 Генетика. Закономерности наследования установленные Г. Менделем. Взаимодействие аллельных генов. (Лекция 1) 6 2 Генетика. Взаимодействие неаллельных генов. Бомбейский феномен — пример рецессивного эпистаза у Семестр 1. Краткое содерж лекции Цели и задачи изучаемой дисциплины. Строение про- и эукариотических клеток. Характеристика органоидов клеток, их функции. Поток информации, энергии и вещества — универсальные клеточные процессы. Основные этапы катаболизма в животной клетке. Принципиальные пути анаболизма в животной клетке. Синтез и пути утилизации АТФ в клетках человека. Механизмы самовоспроизведения генетического материала. Генетический код и его свойства. Транскрипция и посттранскрипционные изменения матричной РНК. Цитоплазматические и рибосомные события фазы инициации трансляции. Фаза элонгации трансляции. Терминация биосинтеза белка и посттрансляционные процессы. Регуляция экспрессии генов. Репарация как механизм поддержания генетического гомеостаза. Типы индивидуального развития организмов, периодизация онтогенеза. Оплодотворение, его стадии и механизмы. Характеристика типов и видов дробления. Виды бластул. Особенности дробления у млекопитающих и человека. Разнообразие типов гаструляции в природе. Дифференцировка зародышевых листков. Нейруляция пример органогенеза. Критические периоды развития. Тератология. Предмет, задачи и методы генетики. Гибридологический анализ — основной метод генетики. Основные понятия генетики: генотип, фенотип, аллель, гомозиготность, гетерозиготность. Моногибридное скрещив. Правило единообразия гибридов первого поколения. Доминантность и рецессивность. Правило расщепления гибридов второго поколения. Ди- и полигибридное скрещив. Третий закон Г. Менделя. Менделирующие признаки человека. Количественная и качественная специфика проявления генов в признак: пенетрантность и экспрессивность. Виды взаимодействия генов. Отклонения от законов Менделя при явлении эпистаза. Особенности наследования групп крови человека при наличии рецессивного эпистатического гена (Бомбейский феномен). Наследов признаков при комплиментарном действии генов. Комплиментарность генов у человека. Полигенное наследов как механизм передачи потомству количественных признаков.

16 человека. Комплементарнос ть, полимерия. (Лекция 2) 7 2 Генетика. Изменчивость как основа наследственной патологии человека. Формы изменчивости. Виды мутаций. (Лекция 3) Изменчивость — фундаментальное свойство живых организмов. Виды изменчивости. Характеристика фенотипической изменчивости. Генотипическая изменчивость. Биологическая роль комбинативной и мутационной изменчивости. Классификации мутаций. Представления о наследственной патологии. Методы исследования генетики человека. Медикогенетическое консультиров. Виды и этапы консультирования. 8 2 Генетика. Наследственная патология. Генные хромосомные заболевания.. (Лекция 4) и Определение и классификация хромосомной патологии. Геномные и хромосомные мутации как причина возникновения хромосомных болезней. Правила записи нормальных и аберрантных кариотипов. Хромосомная патология, вызываемая аномалиями гетеросом. Хромосомные болезни, вызываемые аномалиями аутосом. Определение и классификация генных болезней. Механизмы возникновения и основные проявления серповидноклеточной анемии. Характеристика генотипа и фенотипа при синдроме Марфана. Патогенез, основные проявления, диагностика и принципы лечения фенилкетонурии. 9 2 Генетика. Болезни с наследственной предрасположен ность (Лекция 5) Определение и классификация болезней с наследственной предрасположенностью. Инсулинзависимый сахарный диабет и аритмии при синдроме удлинения QT примеры мультифакториальной патологии. Методы пренатальной диагностики наследственных болезней. Общие подходы к лечению наследственных болезней человека. Значение методов генетической инженерии. Правила и символы при составлении родословных Эволюция. Вопросы эволюции. (Лекция 1) 11 2 Резервная лекция 22 часа ИТОГО п/п Объем в часах Наименов лекции 1 2 Эволюция. Закономерности филогенеза систем внутренних органов млекопитающих (Лекция 2) Основные положения синтетической теории эволюции. Мутации, изоляции и популяционные волны как элементарные эволюционные факторы. Естественный отбор. Его формы и творческая роль в микроэволюции. Пути и формы видообразования. Закономерности макроэволюции. Направления, формы, эмпирические правила эволюции групп. за первый семестр Семестре 2 Краткое содерж лекции Биогенетический закон и закон зародышевого сходства. Эволюционные изменения происходящие в онтогенезах. Принципы эволюционных преобразований органов. Эволюция общего плана строения кровеносной системы хордовых. Филогенез артериальных жаберных дуг. Закономерности эволюционных преобразований головного мозга. Прогрессивные направления эволюции выделительной системы.

17 2 2 Эволюция. Антропогенез. Закономерности филогенеза систем внутренних органов человека.. (Лекция 3) 3 2 Паразитология. Основы общей и медицинской паразитологии. (Лекция 1) 4 2 Паразитология. Возбудители протозойных инвазий человека. Дизентерийная амеба. Патогенные: жгутиковые. (Лекция 2) Доказательства животного происхождения человека. Систематика приматов. Характеристика первого этапа антропогенеза. Второй этап антропогенеза (эволюция рода Homo). Пороки развития кровеносной, нервной и выделительной систем. Экология наука о взаимоотношении организмов и среды обитания. Представление о биоценозе и биогеоценозе. Антропоэкология. Основные формы биотических связей в биогеоценозах. Определение паразитизма, классификация паразитов. Понятие о хозяине. Взаимоотношения в системе паразит — хозяин на уровне особей и популяции. Представления о переносчиках. Предмет, задачи и основные разделы медицинской паразитологии. Экологические основы классификации болезней, вызванных паразитическими организмами. Учение Е.Н. Павловского о природной очаговости заболеваний. Структура природного очага. Систематика типа Простейшие. Морфофизиологическая характеристика, жизненный цикл и патогенное действие Entamoeba hystolytica. Жизненные формы представителей класса Жгутиковые. Возбудители лейшманиозов: строение, жизненные циклы, патогенное действие, лабораторная диагностика и профилактика, вызываемых ими заболеваний. Возбудители африканского и южноамериканского трипаносомозов. Медикобиологическая характеристика T. hominis, T.vaginalis, и L. intestinalis. 5 2 Паразитология. Паразитические простейшие представители классов Споровики и Инфузории. (Лекция 3) 6 2 Паразитология. Паразиты, представители типа Плоские черви. (Лекция 4) 7 2 Паразитология. Паразиты, представители типа Плоские черви. (Лекция 5) Малярийные плазмодии. Жизненный цикл на примере Plasmodium vivax. Патогенное действие малярийных плазмодиев, диагностика и профилактика малярии. Toxoplasma gondii: жизненный цикл и патогеннное действие паразита. Диагностика и профилактика токсоплазмоза. Пневмоциста и саркоциста паразиты человека. Медико-биологическая характеристика Balantidium coli. Биологическая и медикоэкологическая систематика типа Плоские черви. Морфофункциональная характеристика класса Trematoda. Сосальщики, развивающиеся с одним промежуточным хозяином, обитающие в желудочно-кишечном тракте (печеночный, фасциолопсис). Особенности биологии и развития кровяных двуусток. Сосальщики, развивающиеся с двумя промежуточными хозяевами, цикл развития которых связан с водой (кошачий, легочный, метагонимус, нанофиет, клонорхис). Ланцетовидная двуустка. Особенности ее строения и развития. Характеристика класса Cestoda. Виды финн ленточных червей. Биологическая и медико-экологическая систематика ленточных червей. Ленточные черви, жизненный цикл которых связан с водной средой. Особенности строения и развития бычьего цепня. Пути заражения и патогенное действие паразита. Свиной цепень. Жизненный цикл паразита. Дифференциальная диагностика тениоза. Цистицеркоз. Ленточные черви, для которых человек является промежуточным хозяином. Hymenolepis nana. Варианты жизненного цикла паразита. Его патогенное действие.

Смотрите так же:  Заявление на отсрочку решения суда образец

18 8 2 Паразитология. Тип «Круглые черви». (Лекция 6) 9 2 Паразитология. Медицинская акарология. (Лекция 7) 10 2 Паразитология. Насекомые, имеющие медицинское значение. (Лекция 8) Общая характеристика типа круглые черви. Биологическая и медико-экологическая классификация типа Nemathelmintes. Биология геогельминтов, развивающихся без миграции (Власоглав и Острица). Геогельминты, развивающиеся с миграцией (Аскарида человеческая, Угрица кишечная, возбудители анкилостомидоза). Жизненный цикл и патогенное действие Токсокары.) Биология и медицинское значение Нематод биогельминтов (Ришта, Трихинелла, филлярии). Методы овогельминтоскопии. Общая характеристика и систематика клещей. Биология Sarcoptes scabiei и Demodex folliculorum — постоянных эктопаразитов человека. Медицинское значение амбарных и домашних клещей. Паразитические виды семейств Ixodidae и Argasidae. Биология представителей Trombiculidae и Gamasoidea. Систематика и морфофизиологическая характеристика класса Насекомые. Синантропные насекомые, не являющиеся паразитами. Представители отрядов Блохи, Клопы и Двукрылые — временные кровососущие паразиты. Постоянные кровососущие паразиты — представители родов Pediculus и Phtirus. Насекомые — тканевые и полостные личиночные паразиты. 20 часов 42 часа ИТОГО Всего лекций за второй семестр за учебный год Лабораторные занятия: п/ Объем Наименов занятия п в часах и краткое его содерж 1 3 Введение в медицинскую биологию. Строение просвечивающего микроскопа и навыки работы с ним. 2 4 Биология клетки. Клетка. Плазматическая мембрана: химический состав, организация. Функции плазмолеммы: избирательная проницаемость и транспорт веществ, каналы. Структурнофункциональная организация наследственного материала, а также строение и функции основных компонентов клетки. Семестр 2 План и характеристика занятия 1) Медицинская биология как учебный предмет. Ее цель, задачи, основные разделы и место в системе биологических наук. 2) Основные требования, предъявляемые к студентам на курсе медицинской биологии. 3) Свойства и определение жизни, уровни организации живой материи.4) Биосоциальная сущность человека. Место человека в живой природе. 5) Строение светового просвечивающего микроскопа. Правила работы с микроскопом. Препараты: микропрепараты 1, 2. 1) Сравнительная характеристика прокариотических и эукариотических клеток. 2) Структурные компоненты эукариотической клетки, их функции. 3) Строение биологических мембран. Механизмы проникновения веществ в клетку. 4) Химический состав и структурнофункциональная организация рибосом. 5) Клеточное ядро хранилище наследственной информации. 6) Химическая и структурная организация молекулы ДНК. 7) Современные представления о структуре генов про- и эукариот. Функциональная классификация генов. 8) Строение хромосомы и динамика ее структуры в клеточном цикле. 9) Геномный уровень организации наследственного материала. Кариотип как видовая характеристика. Правила кариотипа. 10) Клеточный цикл. Препараты: бактериальная клетка, растительная клетка

19 3 3 Обмен веществ и энергии в животной клетке. Общие закономерности и основные этапы обменных процессов, а также их взаимосвязь в животной клетке. 4 4 Обмен генетической информации в клетке. Механизмы реализации наследственной информации. Ядро: строение ДНК, понятие о гене. Виды и функции РНК. Хроматин и хромосома. Строение ядерной оболочки, ядрышка и нуклеоплазмы. 5 3 Контрольное семинарское занятие 1. Компьютерное. Систематизировать знания по биологии клетки и организации функционированию наследственного материала. 6 4 Разнообразие форм размножения. Разнообразие форм размножения организмов и клеточные механизмы гаметогенеза. Митоз. Строение половых клеток. Яйцеклетки и их классификация. Сперматозоид. Мейоз. Сперматогенез и овогенез. и (лук), животная клетка (букальный эпителий), временные препараты крови (осмотические свойства). 1) Поток информации, энергии и вещества — универсальные клеточные процессы. 2) Основные этапы катаболизма в животной клетке. 3) Принципиальные пути анаболизма в животной клетке. 4) Синтез и пути утилизации АТФ в клетках человека. Работа с иллюстративным материалом. 1) Механизмы самовоспроизведения генетического материала. 2) Генетический код и его свойства. 3) Транскрипция и посттранскрипционные изменения матричной РНК. 4) Цитоплазматические и рибосомные события фазы инициации трансляции. 5) Фаза элонгации трансляции. 6) Терминация биосинтеза белка и посттрансляционные процессы. 7) Регуляция экспрессии генов. 8) Репарация как механизм поддержания генетического гомеостаза. Работа с иллюстративным материалом. Проверка знания теории студентами по разделу Биология клетки. Компьютерные тестовые задания по данному разделу. Методические указания Компьютерные тестовые задания по биологии имеются в кафедральной библиотеке. Устный опрос. 1) Определение, свойства и уровни организации жизни. 2) Основные положения клеточной теории. 3) Принципы структурно — функциональной организации клетки. 4) Биологические мембраны. Виды трансмембранного транспорта. 5) Перенос воды через мембрану. Влияние гипертонического, изотонического и гипотонического растворов на клетку. 6) Строение молекулы ДНК. Генный уровень организации наследственного материала. 7) Химическая и структурная организация хромосом. Гетеро- и эухроматин. 8) Кариотип, правила кариотипа. Денверская классификация хромосом. 9) Взаимосвязь обмена вещества и энергии в животной клетке. 10) Внутриклеточный поток информации. 11) Внеклеточный поток информации. 12) Контроль экспрессии генов. 13) Клеточный цикл, его события и механизмы регуляции. 1) Классификация форм размножения. 2) Краткая характеристика моноцитогенного и полицитогенного бесполого размножения. 3) Митоз: характеристика цитоплазматических и хромосомных событий. 4) Половое размножение организмов. Партеногенез. 5) Морфофункциональная характеристика мужских половых клеток. 6) Строение яйцеклеток. Классификации яйцеклеток. 7) Цитогенетическая характеристика мейоза. 8) Сперматогенез механизм формирования мужских гамет. 9) Характеристика овогенеза. Препараты: Микропрепараты к занятию 6.

20 Сперматозоид морской свинки, Яичник кошки, Дрожжи, Митоз в корешке лука, Спорообразов у плесенного гриба. 7 3 Закономерности эмбрионального периода развития. Механизмы и закономерности оплодотворения, дробления, гаструляции и органогенеза. Характер дробления в зависимости от строения яйцеклетки. Основные этапы развития на примере человека. Дробление и образов бластулы. Гаструляция и образов трех зародышевых листков. Типы гаструляции. Понятие о первичной эмбриональной индукции и образов нервной трубки. Закладка осевых зачатков органов. Образов сомитов и их последующая судьба. 8 4 Закономерности постэмбрионального периода развития. Периодизация онтогенеза. Построение графиков темпа роста и графиков абсолютного роста для мужчин и женщин. 9 3 Контрольное семинарское занятие 2. Компьютерное. 1) Типы индивидуального развития организмов, периодизация онтогенеза. 2) Оплодотворение, его стадии и механизмы. 3) Характеристика типов и видов дробления. Виды бластул. 4) Особенности дробления у млекопитающих и человека. 5) Разнообразие типов гаструляции в природе. 6) Гаструляция у млекопитающих и человека. 7) Дифференцировка зародышевых листков. 8) Нейруляция пример органогенеза. 9) Критические периоды развития. Тератология. Препараты: Дробление зиготы лягушки. Бластула лягушки. Гаструла лягушки. Нейрула лягушки. Муляжи различных стадий развития ланцетника и лягушки. 1) Рост организмов, его виды и механизмы. Способы графического выражения роста. 2) Регенерация, ее виды, способы, клеточные и субклеточные механизмы. 3) Старение. Проявления старения на молекулярногенетическом, клеточном, тканевом, органном и организменном уровнях, Гипотезы старения. 4) Биологическая и клиническая смерть. Представления о реанимации. 5) Основные концепции в биологии развития (преформизм и эпигенез). 6) Современные представления о клеточных механизмах и генетической генетической регуляции развития. Методические указания к лабораторным занятиям. Проверка знания теории студентами по разделу Биология развития. Компьютерные тестовые задания по данному разделу. Методические указания Компьютерные тестовые задания по биологии имеются в кафедральной библиотеке. Устный опрос: 1) Классификация способов размножения. 2) Морфофункциональная характеристика мужских и женских гамет. 3) Сравнительная характеристика оогенеза и сперматогенеза. Динамика хромосомных и хроматидных наборов клетки в процессе гаметогенеза. 4) События мейоза. 5) Онтогенез. Периодизация онтогенеза. 6) Оплодотворение, его стадии и механизмы. 7) Пространственные закономерности дробления. 8) Особенности дробления у человека. 9)

21 Гаструляция. Основные механизмы гаструляции. 10) Гаструляция у человека. 11) Дифференцировка эктодермы, мезодермы и энтодермы. Нейруляция. 12) Критические периоды развития. Тератогенное воздействие факторов среды. 13) Особенности постэмбрионального периода развития: рост, регенерация, старение. 14) Современные представления о механизмах онтогенетических преобразований. Методические указания к лабораторным занятиям Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. История развития генетики. Понятия «генотип» и «фенотип». Генотип — сбалансированная система взаимодействующих генов. Генный баланс, дозы генов. Значение нормального дозового баланса для формирования фенотипа. Типы моногенного наследования. Гомо- и гетерозиготные организмы, понятие гемизиготности Взаимодействие генов. Взаимодействие генов в генотипе: аллельных (доминиров, неполное доминиров, кодоминиров, межаллельная комплементация, аллельное исключение) и неаллельных (эпистаз, полимерия, комплементарность, эффект положения, модифицирующее действие). Полигенное наследов Генетика пола, сцепленное наследов. Особенности аутосомного, Х- сцепленного и голандрического типов наследования. Группы сцепления. Кроссинговер как механизм, определяющий нарушения сцепления генов. Закономерности 1) Предмет, задачи и методы генетики. Гибридологический анализ — основной метод генетики. 2) Основные понятия генетики: генотип, фенотип, аллель, гомозиготность, гетерозиготность. 3) Моногибридное скрещив. Правило единообразия гибридов первого поколения. Доминантность и рецессивность. 4) Правило расщепления гибридов второго поколения. 5) Ди- и полигибридное скрещив. Третий закон Г. Менделя. 6) Менделирующие признаки человека. 7) Количественная и качественная специфика проявления генов в признак: пенетрантность и экспрессивность. Решение задач. (Методические указания к лабораторным занятиям). 1) Виды взаимодействия генов. 2) Видоизменение формул Менделевского расщепления при неполном доминировании и летальном эффекте аллелей. 3) Множественный аллелизм и кодоминиров (на примере окраски меха у кроликов). 4) Группы крови человека систем ABO; Rh; MN. Закономерности их наследования. 5) Отклонения от законов Менделя при явлении эпистаза. 6) Особенности наследования групп крови человека при наличии рецессивного эпистатического гена (Бомбейский феномен). 7) Наследов признаков при комплиментарном действии генов. Комплиментарность генов у человека. 8) Полигенное наследов как механизм передачи потомству количественных признаков. Решение задач. (Методические указания к лабораторным занятиям). 1) Механизм сцепления генов. Причины относительности этого явления. 2) Правила записи генотипов при сцеплении. Качественный и количественный учет, образующихся гамет. 3) Картиров хромосом у различных организмов и человека. Измерение расстояния между генами. 4) Хромосомная теория наследственности. 5) Генетические механизмы формирования пола. Гомогаметность и гетерогаметность. 6) Наследов признаков, контролируемых генами Х- и У-хромосом человека. Решение задач. (Методические указания к лабораторным занятиям).

22 наследования внеядерных генов Контрольное семинарское Проверка знания теории студентами по разделу занятие 3. Компьютерное. Решение Наследственность. Компьютерные тестовые задания по данному разделу. Методические указания Компьютерные тестовые задач задания по биологии имеются в кафедральной (контрольная работа). библиотеке. Закрепить навыки Решение задач на все виды взаимодействия аллельных прогнозирования и неаллельных генов, на все виды сцепления, а также с проявления признаков у учетом пенетрантности. (Методические указания к потомства. лабораторным занятиям) Изменчивость как основа наследственной патологии человека. Фенотипическая изменчивость и ее виды. Модификации и их характеристики. Простые и сложные признаки. Норма реакции признака. Экспрессивность и пенетрантность признака. Значение средовых и генотипических факторов в формировании патологически измененного фенотипа человека Хромосомные заболевания. Механизмы возникновения и принципы диагностики хромосомных болезней человека. Нарушение дозы генов при хромосомных и геномных мутациях. Опис основных синдромов, вариантов их кариотипов и способы лечения Генные заболевания. механизмы возникновения, принципы диагностики и лечения генных болезней человека. 1) Изменчивость — фундаментальное свойство живых организмов. Виды изменчивости. 2) Характеристика фенотипической изменчивости. 3) Генотипическая изменчивость. Биологическая роль комбинативной и мутационной изменчивости. Классификации мутаций. 4) Представления о наследственной патологии. 5) Методы исследования генетики человека. 6) Медикогенетическое консультиров. Виды и этапы консультирования. Решение ситуационных задач. 1) Определение и классификация хромосомной патологии. 2) Геномные и хромосомные мутации как причина возникновения хромосомных болезней. 3) Правила записи нормальных и аберрантных кариотипов. 4) Хромосомная патология, вызываемая аномалиями гетеросом. 5) Хромосомные болезни, вызываемые аномалиями аутосом. 6) Роль цитогенетического метода в диагностике хромосомной патологии человека. 7) Применение дерматоглифического метода в медицине. Решение ситуационных задач. 1) Определение и классификация генных болезней. 2) Генные мутации и их разновидности. 3) Механизмы возникновения и основные проявления серповидноклеточной анемии. 4) Характеристика генотипа и фенотипа при синдроме Марфана. 5) Патогенез, основные проявления, диагностика и принципы лечения фенилкетонурии. 3 Составление и анализ родословных 1) Символы и правила, принятые для составления родословных. 2) Признаки родословных при различных типах наследования. Решение ситуационных задач Зачетное занятие. 60 часов ИТОГО За первый семестр

23 п/ п Семестр 2 Наименов занятия План и характеристика занятия и краткое его содерж 1) Определение и классификация болезней с наследственной предрасположенностью. 2) Инсулинзависимый сахарный диабет и аритмии при синдроме удлинения QT примеры мультифакториальной патологии. 3) Методы пренатальной диагностики наследственных болезней. болезней с 4) Общие подходы к лечению наследственных наследственной болезней человека. Значение методов генетической предрасположенностью. инженерии. 5) Близнецовый метод. Формула Хольцингера. 6) Характеристика человеческих популяций. Закон Харди-Вайнберга и его применение в медицинской генетике. Решение ситуационных задач. Объем в часах 1 2,5 Болезни с наследственной предрасположенностью. Механизмы возникновения, принципы диагностики и лечения 2 3 Контрольное семинарское занятие 4. Компьютерное. Решение задач (контрольная работа). Построение родословных, задачи на определение наследственных и средовых факторов на развитие признаков, популяционностатистический метод (закон Чарди-Вайнберга). Проверка знания теории студентами по разделу Наследственная патология человека. Компьютерные тестовые задания по данному разделу. Методические указания Компьютерные тестовые задания по биологии имеются в кафедральной библиотеке. Решение задач (Методические указания к лабораторным занятиям). Устный опрос. 1) Виды изменчивости. Характеристика модификаций. 2) Классификация и характеристика мутаций. 3) Представления о наследственной патологии человека. 4) Хромосомные заболевания, вызванные аномалиями аутосом. 5) Хромосомная патология, вызванная аномалиями гетеросом. 6) Изменения генотипа и фенотипа при генных заболеваниях человека. 7) Болезни с наследственной предрасположенностью. 8) Генеалогический метод изучения наследственности человека. 9) Популяционно-статистический и близнецовый методы генетики человека. 10) Цитогенетический, экспрессцитогенетический и дерматоглифический методы генетики человека. 11) Медико-генетическое консультиров. 12) Принципы пренатальной диагностики наследственных болезней. 13) Современные подходы к лечению наследственной патологии. 3 2,5 Вопросы эволюции и антропогенеза. Основные положения синтетической теории эволюции органического мира и закономерности антропогенеза. 1) Основные положения синтетической теории эволюции. 2) Мутации, изоляции и популяционные волны как элементарные эволюционные факторы. 3) Естественный отбор. Его формы и творческая роль в микроэволюции. 4) Пути и формы видообразования. 5) Закономерности макроэволюции. Направления, формы, эмпирические правила эволюции групп. 6) Доказательства животного происхождения человека. Систематика приматов. 7) Характеристика первого этапа антропогенеза. 8) Второй этап антропогенеза (эволюция рода Homo).

Смотрите так же:  Образец приказа т-1 срочный договор

24 4 3 Основы филогенетических преобразований органов и систем. Основные понятия и принципы филогенетических преобразований систем и органов в типе Хордовых на примере кровеносной, нервной и выделительной систем. 5 2,5 Контрольное семинарское занятие 5. Компьютерное. Систематизировать знания по основным закономерностям эволюции и филогенеза. 6 3 Вопросы общей и медицинской экологии Основные экологические понятия и роль биотических факторов в возникновении паразитарных заболеваний. 7 2,5 Медицинская протозоология: патогенные саркодовые и жгутиковые. Жизненные циклы, распространение, патогенное действие и способы лабораторной диагностики представителей классов Sarcodina и Flagellata. 1) Биогенетический закон и закон зародышевого сходства. 2) Эволюционные изменения происходящие в онтогенезах. 3) Принципы эволюционных преобразований органов. 4) Эволюция общего плана строения кровеносной системы хордовых. 5) Филогенез артериальных жаберных дуг. 6) Закономерности эволюционных преобразований головного мозга. 7) Прогрессивные направления эволюции выделительной системы. 8) Пороки развития кровеносной, нервной и выделительной систем. Проверка знания теории студентами по разделу Закономерности эволюции и филогенеза. Компьютерные тестовые задания по данному разделу. Методические указания Компьютерные тестовые задания по биологии имеются в кафедральной библиотеке. Устный опрос. 1) Становление синтетической теории эволюции. 2) Современные представления о механизмах, путях и способах видообразования. 3) Направления, формы, типы и эмпирические правила эволюции групп. 4) Положение человека в системе животного мира. Доказательства животного происхождения человека. 5) Основные стадии антропогенеза. 6) Соотношение онто- и филогенеза. 7) Общие закономерности эволюции органов. 8) Филогенез кровеносной системы. 9) Эволюционные преобразования центральной нервной системы. 10) Закономерности филогенеза мочеполовой системы. 11) Пороки развития. 1) Экология наука о взаимоотношении организмов и среды обитания. Представление о биоценозе и биогеоценозе. 2) Антропоэкология. Среда обитания человека. Антропогенные экологические системы. 3) Основные формы биотических связей в биогеоценозах. 4) Определение паразитизма, классификация паразитов. 5) Понятие о хозяине. Взаимоотношения в системе паразит — хозяин на уровне особей и популяции. 6) Представления о переносчиках. 7) Предмет, задачи и основные разделы медицинской паразитологии. 8) Экологические основы классификации болезней, вызванных паразитическими организмами. 9) Учение Е.Н. Павловского о природной очаговости заболеваний. Структура природного очага. 1) Систематика типа Простейшие. 2) Морфофизиологическая характеристика, жизненный цикл и патогенное действие Entamoeba hystolytica. 3) Жизненные формы представителей класса Жгутиковые. 4) Возбудители лейшманиозов: строение, жизненные циклы, патогенное действие, лабораторная диагностика и профилактика, вызываемых ими заболеваний. 5) Возбудители африканского и южноамериканского трипаносомозов. 6) Медико-биологическая характеристика T. hominis, T.vaginalis, и L. intestinalis.

25 8 3 Патогенные споровики и инфузории. Жизненные циклы, распространение, патогенное действие и способы лабораторной диагностики некоторых представителей классов Sporozoa и Infusoria. 9 2,5 Контрольное семинарское занятие 6. Компьютерное. Систематизировать знания по биологии паразитических простейших Тип плоские черви, класс сосальщики. Особенности строения, жизненные циклы, распространение, патогенное действие и методы лабораторной диагностики представителей Trematoda. класса 11 2,5 Тип плоские черви, класс ленточные черви. Особенности строения, жизненные циклы, распространение, патогенное действие и методы лабораторной диагностики представителей класса Cestoda. 1) Малярийные плазмодии. Жизненный цикл на примере Plasmodium vivax. 2) Патогенное действие малярийных плазмодиев, диагностика и профилактика малярии. 3) Toxoplasma gondii: жизненный цикл и патогеннное действие паразита. Диагностика и профилактика токсоплазмоза. 4) Пневмоциста и саркоциста паразиты человека. 5) Медико-биологическая характеристика Balantidium coli. Проверка знания теории студентами по разделу Медицинская протозоология. Компьютерные тестовые задания по данному разделу. Методические указания Компьютерные тестовые задания по биологии имеются в кафедральной библиотеке. Устный опрос. 1) Медицинская паразитология. Классификация заболеваний, вызываемых паразитическими организмами. 2) Основные понятия медицинской паразитологии (хозяин, паразит, переносчик). 3). Дизентирийная амеба: жизненный цикл, патогенное действие, методы лабораторной диагностики и профилактика амебиаза. 4) Биология возбудителей лейшманиозов. 5) Возбудители африканской сонной болезни и болезни Чагаса. 6) Лямблии и трихомонады паразитирующие у человека. 7) Жизненный цикл и медицинское значение возбудителей малярии. 8) Биология токсоплазмы. Другие споровики, паразитирующие у человека. 10) Жизненный цикл и медицинское значение балантидия. 1) Биологическая и медикоэкологическая систематика типа Плоские черви. Морфофункциональная характеристика класса Trematoda. 2) Сосальщики, развивающиеся с одним промежуточным хозяином, обитающие в желудочно-кишечном тракте (печеночный, фасциолопсис). 3) Особенности биологии и развития кровяных двуусток. 4) Сосальщики, развивающиеся с двумя промежуточными хозяевами, цикл развития которых связан с водой (кошачий, легочный, метагонимус, нанофиет, клонорхис). 5) Ланцетовидная двуустка. Особенности ее строения и развития. Препараты: овогельминтоскопия (яйца печеночного, кошачьего и ланцетовидной двуустки). 1) Характеристика класса Cestoda. Виды финн ленточных червей. Биологическая и медикоэкологическая систематика ленточных червей. 2) Ленточные черви, жизненный цикл которых связан с водной средой. 3) Особенности строения и развития бычьего цепня. Пути заражения и патогенное действие паразита. 4) Свиной цепень. Жизненный цикл паразита. Дифференциальная диагностика тениоза. Цистицеркоз. 5) Ленточные черви, для которых человек является промежуточным хозяином. 6) Hymenolepis nana. Варианты жизненного цикла

26 12 3 Тип круглые черви Особенности строения, жизненные циклы, распространение, патогенное действие и методы лабораторной диагностики представителей класса Nematoda. 13 2,5 Микроскопиров препаратов гельминтологии по 14 3 Контрольное семинарское занятие 7. Компьютерное. 15 2,5 Медицинская акарология Биология клещей, имеющих медицинское значение. Жизненные циклы. паразита. Его патогенное действие. Препараты: овогельминтоскопия (яйца свиного или бычьего цепня и лентеца широкого). 1) Общая характеристика типа круглые черви. Биологическая и медико-экологическая классификация типа Nemathelmintes. 2) Биология геогельминтов, развивающихся без миграции (Власоглав и Острица). 3) Геогельминты, развивающиеся с миграцией (Аскарида человеческая, Угрица кишечная, возбудители анкилостомидоза). 4) Жизненный цикл и патогенное действие Токсокары. 5) Биология и медицинское значение Нематод биогельминтов (Ришта, Трихинелла, филлярии). 6) Методы овогельминтоскопии. Препараты: овогельминтоскопия (яйца острицы и власоглава). Препараты: овогельминтоскопия: яйца печеночного, кошачьего и ланцетовидной двуустки; яйца свиного или бычьего цепня, лентеца широкого; яйца острицы и власоглава. Проверка знания теории студентами по разделу Медицинская гельминтология. Компьютерные тестовые задания по данному разделу. Методические указания Компьютерные тестовые задания по биологии имеются в кафедральной библиотеке. Устный опрос. 1) Сравнительная морфо-функциональная характеристика плоских и круглых червей. 2) Жизненные циклы, патогенное действие и методы лабораторной диагностики трематод. 3) Жизненные циклы, патогенное действие и методы лабораторной диагностики ленточных червей. 4) Класс Nematoda: особенности биологии, жизненные циклы, патогенное действие и лабораторная диагностика биогельминтов. 5) Класс Nematoda: особенности биологии, жизненные циклы, патогенное действие и лабораторная диагностика геогельминтов. 6) Овогельминтоскопия. 1) Общая характеристика и систематика клещей. 2) Биология Sarcoptes scabiei и Demodex folliculorum — постоянных эктопаразитов чел овека. 3) Медицинское значение амбарных и домашних клещей. 4) Паразитические виды семейств Ixodidae и Argasidae. 5) Биология представителей Trombiculidae и Gamasoidea Медицинская 1) Систематика и морфофизиологическая энтомология. характеристика класса Насекомые. 2) Синантропные Биология представителей насекомые, не являющиеся паразитами. 3) класса насекомых — Представители отрядов Блохи, Клопы и Двукрылые — переносчиков возбудителей временные кровососущие паразиты. 4) Постоянные инфекционных болезней кровососущие паразиты — представители родов человека. Жизненные Pediculus и Phtirus. 5) Насекомые — тканевые и циклы. полостные личиночные паразиты. 17 2,5 Контрольное семинарское занятие. 8 Проверка знания теории студентами по разделу Медицинская арахноэнтомология.

27 Компьютерное. Систематизировать знания по биологии членистоногих, имеющих медицинское значение. 18 0,5 Зачетное занятие. 47 часов ИТОГО 107 часов ВСЕГО лабораторных занятий Компьютерные тестовые задания по данному разделу. Методические указания Компьютерные тестовые задания по биологии имеются в кафедральной библиотеке. Устный опрос. 1) Биологическая и медико-экологическая систематика классов Паукообразные и Насекомые. 2) Иксодоидные клещи временные эктопаразиты. 3) Биология и медицинское значение представителей гамазоидных клещей. 4) Паразитические виды семейства Тrombiculidae. 5) Акариморфные клещи — постоянные паразиты человека. 6) Медицинское значение амбарных и домашних клещей. 7) Насекомые временные кровососущие эктопаразиты. Жизненный цикл и медицинское значение блох. 8) Вши постоянные кровососущие паразиты человека. 9) Биология синантропных видов и насекомых тканевых и полостных ларвальных паразитов. за второй семестр за учебный год п/ п Самостоятельная работа (темы, выносимые на СРС и методическая поддержка СРС) Семестр 1 Тема СРС Содерж работы для СРС Объем в часах 1 2 Введение в биологию. Строение микроскопа. Изучение микроскопа. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. Методические указания «Биология клетки». 2 2 Биология клетки. Работа с микроскопом и микропрепаратами к занятию 1,2. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. Методические указания «Биология клетки». 3 2 Обмен веществ и энергии в животной клетке. 4 2 Обмен генетической информации в клетке. 5 3 Подготовка к контрольному семинарскому занятию 1. (Компьютерному анию, диагностике микропрепаратов). 6 2 Разнообразие размножения. форм Работа с иллюстративным материалом к занятию 3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. Методические указания «Биология клетки». Работа с иллюстративным материалом к занятию 4. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. Методические указания «Биология клетки». Работа с обучающей тестовой программой по семинару 1. Тестовые задания (Балашов В.П. и др. Саранск 2006). Микропрепараты по пройденному разделу. Микроскопы. Работа с иллюстрационным материалом и микропрепаратами к занятию 6. Методическое указ «Размножение и индивидуальное

28 7 2 Закономерности эмбрионального периода развития. 8 2 Закономерности постэмбрионального периода развития. 9 3 Подготовка к контрольному семинарскому занятию 2. (Компьютерному анию, диагностике микропрепаратов) Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. развитие организмов». Дробление зиготы лягушки. Бластула лягушки. Гаструла лягушки. Муляжи различных стадий развития ланцетника и лягушки. Работа с иллюстрационным материалом и микропрепаратами к занятию 7. Методическое указ «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Материал учебников по занятию 8. Методическое указ «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Работа с обучающей тестовой программой по семинару 2. Тестовые задания (Балашов В.П. и др. Саранск 2006). Микропрепараты по пройденному разделу. Микроскопы Решение задач из методического пособию к занятию 10. Методическое указ «Задачник по медицинской генетике» Взаимодействие генов. Решение задач по методическому пособию к занятию 11. Методическое указ «Задачник по медицинской генетике» Генетика пола, сцепленное наследов Подготовка к контрольному семинарскому занятию 3. (Компьютерному анию, решению задач) Изменчивость как основа наследственной патологии человека Хромосомные заболевания. Решение задач по методическому пособию к занятию 12. Методическое указ «Задачник по медицинской генетике». Работа с обучающей тестовой программой по семинару 3. Тестовые задания (Балашов В.П. и др. Саранск 2006). Методическое указ «Задачник по медицинской генетике». Работа с табличным иллюстративным материалом к занятию 14. Методическое указ «Задачник по генетике человека». Медицинская биология в рисунках и схемах. (Балашов Работа с табличным и иллюстративным материалом к занятию 15. Методическое указ «Задачник по генетике человека». Медицинская биология в рисунках и схемах. (Балашов 16 2 Генные заболевания. Работа с табличным и иллюстративным материалом к занятию 15. Методическое указ «Задачник по генетике человека».

29 17 2 Составление и анализ родословных. п/ п 37 часов ИТОГО Объем Наименов занятия в часах и краткое его содерж 1 2 Болезни с наследственной предрасположенностью. 2 2,5 Подготовка к контрольному семинарскому занятию 4. (Компьютерному анию, решению задач). 3 2 Вопросы эволюции и антропогенеза. 4 2 Основы филогенетических преобразований органов и систем. 5 2,5 Подготовка к контрольному семинарскому занятию 5. (Компьютерному анию). 6 2 Вопросы общей и медицинской экологии 7 2 Медицинская протозоология: патогенные саркодовые и жгутиковые. 8 2 Патогенные споровики и инфузории. Решение задач по методическому пособию к занятию 16. Методическое указ «Задачник по генетике человека». за первый семестр Семестр 2 План и характеристика занятия Решение задач по методическому пособию к занятию 17. Методическое указ «Задачник по генетике человека». Работа с обучающей тестовой программой по семинару 4. Тестовые задания (Балашов В.П. и др. Саранск 2006). Методическое указ «Задачник по медицинской генетике». Работа с табличным иллюстративным материалом к занятию 20. Учебное пособие «Закономерности эволюции и филогенеза» (Балашов В.П., Евстифеева И.А., 2005). Работа с табличным и иллюстративным материалом к занятию 21. Учебное пособие «Закономерности эволюции и филогенеза». (Балашов В.П., Евстифеева И.А., 2005). Работа с обучающей тестовой программой по семинару 5. Тестовые задания (Балашов В.П. и др. Саранск 2006). Учебное пособие «Закономерности эволюции и филогенеза» (Балашов В.П., Евстифеева И.А., 2005). Работа с табличным и иллюстративным материалом к занятию 23. Учебник «Частная паразитология» в двух томах. Работа с табличным и иллюстративным материалом к занятию 24. Учебник «Частная паразитология» в двух томах. Работа с табличным и иллюстративным материалом к занятию 25. Учебник «Частная паразитология» в двух томах. 9 2,5 Подготовка к Работа с обучающей тестовой программой по контрольному семинару 6. семинарскому занятию Тестовые задания (Балашов В.П. и др. Саранск 2006). 6. (Компьютерному Учебник «Частная паразитология» в двух томах. анию) Тип плоские черви, класс Работа с табличным и иллюстративным материалом к