Требования сну в детском саду

Гигиенические требования к организации сна детей

Бодрствование ребенка связано с активной деятельностью — возбуждением нервных клеток головного мозга, возникающим в основном под влиянием внешних раздражителей, поступающих в кору головного мозга через соответствующие рецепторы (глаз, ух кожа и т.д.).

Центральная нервная система детей раннего и дошкольном возраста еще слаба и во время бодрствования легко утомляется. Для восстановления нормального состояния нервных клеток большое значение имеет правильно организованный и достаточно продолжительный сон. Во время сна в организме ребенка происходи жизненно важные процессы: накопление питательных веществ глиальных клетках, восстановление работоспособности проводящих систем, переход информации в долговременную память, «ремонт» белковых структур и пр. У человека все жизненно важные центры (дыхание, кровообращение) во время сна работают менее интенсивно, а центры, ведающие движениями тела, при нормальном сне заторможены и, следовательно, достаточно хорошо восстанавливают свою работоспособность.

В настоящее время зарегистрирована высокая нейрогуморальная активность головного мозга в отдельные периоды сна на фоне усиленного кровообращения и обмена веществ. На основе записи электрической активности головного мозга (электроэнцефалограмма) в структуре сна принято различать 2 фазы. Одна из них включает в себя периоды медленных колебаний — медленный сон, а другая — периоды быстрых колебаний — быстрый сон. У детей в структуре сна на первом году жизни преобладает быстрый сон, а со второго года жизни — медленный. В течение ночного сна эти фазы несколько раз циклически меняются.

В детском учреждении надо обеспечить необходимую для каждой возрастной группы продолжительность сна, быстрое засыпание, крепкий сон и спокойное пробуждение (табл. 11).

Частота и продолжительность сна детей от 2,5 мес до 7 лет

Детям, перенесшим тяжелые заболевания или страдающим хроническими болезнями, а также легковозбудимым, с быстрой утомляемостью надо спать в сутки на 1 — 1,5 ч больше.

Чтобы создать у детей положительное отношение ко сну, движения ухаживающего за ними персонала должны быть спокойными, мягкими, речь — тихой, ласковой. Лучшее средство для быстрого засыпания — свежий, прохладный воздух, поэтому сон детей целесообразно организовать в хорошо проветренном помещении, при постоянном поступлении свежего воздуха через окна, фрамуги, форточки.

Укладывание и подъем детей проводят в спокойной обстановке. Ребенка, впервые пришедшего в детское учреждение и еще не привыкшего к новым условиям, надо укладывать в последнюю очередь, чтобы он увидел, как ложатся другие дети. Во время сна состояние теплового комфорта обеспечивают путем соответствующего подбора одежды (табл. 12).

Подбор одежды в зависимости от температуры воздуха в помещениях (холодное время года)

В теплое время года дети спят в легком белье с короткими рукавами, а летом в жаркие дни — в одних трусах. После укладывания детей воспитатель открывает фрамуги, окна, создавая сквозное проветривание на 5—7 мин. В течение всего сна для поддержания нужной температуры фрамуги и окна оставляют открытыми с одной стороны. Закрывают их за 20—30 мин до подъема детей. Воспитанники при укладывании и подъеме переодеваются в групповых помещениях или спальнях. дети здоровые, ранее закаливаемые, могут одеваться после сна при температуре воздуха 16— 18°С, получая при этом воздушные ванны.

Во время сна ребенок не должен лежать, укрывшись одеялом с головой, уткнувшись носом в подушку, на подушке лежит только голова, а не корпус ребенка. Длительное пребывание в одном и том же положении может (ввиду большой эластичности костно-связочного аппарата) привести к деформации черепа, позвоночника, таза.

Дети должны быстро засыпать и крепко спать, потому их укладывают всегда в одно и то же время. При засыпании недопустимы яркий свет, громкие разговоры и другие шумы. Когда дети крепко заснут, тихий разговор, негромкая музыка их не беспокоят. Эти правила должны знать и родители. Кроме того, родителям необходимо объяснить, что детей перед сном нельзя обильно кормить и поить, особенно крепким чаем, кофе, какао, рассказывать им страшные сказки; недопустимы подвижные игры, а также просмотр телевизионных передач, предназначенных взрослым. Очень важно также, чтобы дома у ребенка была своя кровать, так как сон в одной постели с другими детьми или со взрослыми не создает условий для полноценного отдыха, способствует заражению инфекционными болезнями, может привести к преждевременному пробуждению полового чувства и является одной из побудительных причин возникновения онанизма.

требования, предъявляемые к детским дошкольным учреждениям

Вот и начался новый учебный год… Малыши вновь стали посещать детские сады. И многие родители волнуются, соответствуют ли санитарно-эпидемиологическим требованиям школы или дошкольные образовательные организации. Ранее, на страницах нашего сайта, мы уже писали о гигиенических требованиях, предъявляемых к режиму образовательного процесса в школах, теперь же хотим обратить Ваше внимание на гигиенические требования, предъявляемые к детским садам.

Во всех помещениях детского сада должна быть комфортная температура и достаточная освещенность. В детском саду на должно быть посторонних запахов.

Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться. Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Сквозное проветривание в присутствии детей не проводится. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года.

Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.

Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляется с помощью бытовых термометров.

Игровое оборудование, мебель, должны соответствовать возрасту детей и быть изготовлены из материалов, не оказывающих вредного воздействия на ребенка и предусматривающих возможность проведения влажной уборки с применением дезинфицирующих средств.

Стены помещений должны быть гладкими, без признаков поражений грибком и иметь отделку, допускающую влажную уборку с применением дезинфицирующих средств.

Раздевальные оборудуются шкафами для верхней одежды детей и персонала.

Стулья и столы должны быть одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей .

Основные размеры столов и стульев для детей раннего возраста и дошкольного возраста

В дошкольных образовательных организациях должно быть организовано отдельное помещение, с установкой кроватей, для сна детей.

Допускается использовать групповую комнату для организации сна детей с использованием выдвижных кроватей или раскладных кроватей с жестким ложем.

Количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты — для групп раннего возраста (до 3 лет) не менее 2,5 метра квадратного на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) — не менее 2,0 метра квадратного на одного ребенка.

Детская туалетная должна быть обеспечена персональными горшками для каждого ребенка, фактически находящегося в группе, дошкольной образовательной организации, а для детей в возрасте 5-7 лет персональными сиденьями на унитаз, изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей, допускающих их обработку моющими и дезинфекционными средствами, или одноразовыми сиденьями на унитаз.

В туалетных помещениях (рядом с умывальниками или напротив них) устанавливаются вешалки для детских полотенец (отдельно для рук и для ног) по списочному составу детей, хозяйственный шкаф. Допускается использование одноразовых полотенец для рук в туалетных для детей. Уборочный инвентарь должен храниться вне туалетных комнат.

Для каждой группы детского сада должна быть предусмотрена уличная групповая площадка.

Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес.

Ежегодно, в весенний период, на игровых площадках проводится полная смена песка. Песочницы в отсутствие детей необходимо закрывать во избежание загрязнения песка (крышками, полимерными пленками или другими защитными приспособлениями).

Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

Смотрите так же:  Центр занятости минимальный размер пособия

Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой.

Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия.

Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в дошкольные образовательные организации не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.

После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.

При организации режима пребывания детей в дошкольных образовательных организациях (группах) более 5 часов организуется прием пищи с интервалом 3-4 часа и дневной сон; при организации режима пребывания детей до 5 часов — организуется однократный прием пищи.

На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п.

Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:

в младшей группе — 15 мин.,

в средней группе — 20 мин.,

в старшей группе — 25 мин.,

в подготовительной группе — 30 мин.

Один раз в неделю для детей 5-7 лет следует круглогодично организовывать занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе.

При организации плавания детей используются бассейны, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям к плавательным бассейнам.

Продолжительность нахождения в бассейне в зависимости от возраста детей должна составлять: в младшей группе — 15-20 мин., в средней группе — 20-25 мин., в старшей группе — 25-30 мин., в подготовительной группе — 25-30 мин. Для профилактики переохлаждения детей плавание в бассейне не следует заканчивать холодовой нагрузкой.

Прогулку детей после плавания в бассейне организуют не менее чем через 50 минут, в целях предупреждения переохлаждения детей.

Более подробно информация изложена в СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Правила детских садов

Нередко родителям кажется , что правила детских садов предъявляют необоснованные требования к внешнему виду малыша , его поведению или режиму посещения. Что является нормой , а что негласным сводом правил ДОУ , подскажет закон.

Текст: Марина Пантелеева, юрист

Требования к внешнему виду детей, их прическе, а также обязанность носить определенную форму при посещении дошкольного учреждения не установлены на законодательном уровне. Чаще всего некие правила посещения прописываются в договоре с детским садом, а также в его уставе и включают в себя «опрятный вид, умытое лицо, подстриженные ногти и чистую одежду».

Правила детских садов: обоснованные требования

Обычно воспитатели просят, чтобы в шкафчике у ребенка всегда находилось сменное белье, носовые платки и обувь по сезону. Одежда должна соответствовать времени года и температуре воздуха. Завязки, застежки, пуговицы, молнии на одежде и обуви должны располагаться так, чтобы малыш сам себя мог обслуживать. Естественно, все личные вещи лучше промаркировать.

Здравый смысл должен подсказывать родителям, что каждое утро перед выходом из дома необходимо проверять содержимое карманов малыша на наличие опасных предметов. Ведь чего только ребенок туда не положит: жевательную резинку, оторванные пуговицы, бусины, которые легко запихнуть в нос, но тяжело вытащить, булавки и даже таблетки. Понятно, что такие правила детских садов и администрации объяснимы и нормальны.

Правила детских садов: типичные спорные ситуации

Бывает так, что воспитатели под разными предлогами не хотят пускать малыша в группу, ссылаясь на правила детского сада. Насколько они правы?

1. У мальчика длинные волосы. Родители говорят, что данная модельная стрижка — хит сезона. Медсестра требует подстричь волосы, мотивируя это соблюдением санитарных норм (впрочем, аргументы могут быть разными).
На самом деле ни в одном СанПиНе не прописано, что ребенок должен быть с короткими волосами . Все, что не запрещено российским законодательством, разрешено. К тому же у девочек и воспитательниц тоже длинные волосы!

2. Для занятий по физкультуре или танцам нужна определенная форма. Ребенка не пустили на занятие, когда он пришел в спортивной форме другого цвета либо забыл чешки.
В данном случае действия преподавателя незаконны . Конечно, красиво, когда все дети в черных шортах, белых майках и носочках. Но как уже было сказано, обязательную форму для детских садов еще не ввели. Если даже в уставе ДОУ прописана форма в виде белых лосин и желтой туники для занятий танцев, эти предписания носят лишь рекомендательный характер. Для разрешения проблемы достаточно поговорить с заведующей.

3. Воспитатель утверждает, что в зимнее время года все дети в группе должны ходить в колготках. И неважно, что в помещении очень тепло!
Скорее всего, когда все дети в колготах, их легче собирать на прогулку. Либо персонал сада переживает, что в случае заболевания ребенка спрос будет с них. Родителей тоже понять можно. С девочками все гораздо проще: платьице и колготки. А с мальчиками? Потеть в колготках и брючках неприятно. Родителям придется договариваться с нянечкой.

Правила детских садов: конфликты, связанные с режимом посещений

Малыш посещает дошкольное учреждение в соответствии с правилами детских садов и режимом работы конкретного сада. Дни и часы работы, естественно, прописаны в правила детских садов. а именно — в локальных актах учреждения: в уставе, регламенте и договоре с родителями. Работникам сада удобно, чтобы всех детей приводили и забирали в строго оговоренное время. Но не у всех родителей это получается, и из-за этого порой возникают спорные ситуации.

1. Воспитатель не принимает опоздавшего на полчаса ребенка. В данном случае действия воспитателя обоснованны .

Во-первых, утренний прием, как правило, проводится совместно с медицинским работником. Выявленные больные малыши или дети с подозрением на заболевание по правилам детского сада не должны приниматься. Ребенок, приходящий не вовремя, пропускает медосмотр, а это может привести к тому, что инфекция будет распространяться, и дети будут часто болеть в детском саду.

Во-вторых, в группах любого возраста с утра — зарядка. В теплое время года — на улице, в непогоду — в спортзале. Малыш, пришедший с опозданием, либо пропустит зарядку, либо отвлечет воспитателя и всю группу.

В-третьих, по количеству детей, пришедших в сад с утра, рассчитывается детское питание в саду и объем пищи, приготовляемой на кухне. И если лишняя порция каши, супа или пюре опоздавшему ребенку всегда найдется, то что делать со штучным продуктом: вареными яйцами, котлетами, оладьями?

2. Мальчик посещает спортивную секцию два раза в неделю с 10.00 до 12.00. Воспитатели отказываются в эти дни принимать ребенка. Случай, аналогичный предыдущему. Действия работников ДОУ правомерны. Они таким образом могут себя обезопасить: травмы, полученные при посещении кружка или секции, могут проявиться ближе к вечеру. Если в этот день у ребенка не стоит пропуск, то по правилам детских садов вся ответственность за здоровье маленького спорт­смена ляжет на воспитателей.

Родителям можно посоветовать два варианта решения этой проблемы:
• изменить время посещения секции (перенести ближе к вечеру);
• заключить с детсадом договор на более гибкий режим дня.

3. Родители забирают ребенка до дневного сна, мотивируя тем, что они имеют право забирать малыша в любое время и ни перед кем не отчитываться.
Обычно в правила детского сада и в договоре с ДОУ прописывается лишь время, до которого родители обязаны забрать свое чадо. Но нигде не указано, что они не имеют права забрать малыша пораньше, и для этого никакого разрешения от заведующей или воспитателя не нужно. Но если вы регулярно забираете ребенка в обед, будьте готовы, что его могут перевести в группу кратковременного пребывания. В целях ликвидации очереди в детский сад во многих регионах такая процедура разрешена.

Смотрите так же:  Учебное пособие по управлению качеством

4. Малыш отсутствовал в саду три дня, медсестра требует справку.
По закону и по правилам детских садов справка с указанием диагноза, длительности заболевания, сведениями об отсутствии контакта с инфекционными больными нужна только в двух случаях:

• после перенесенного заболевания;
• при отсутствии ребенка в детском саду более 5 дней, исключая выходные и праздничные дни.

5. Малыш уезжает на все лето на дачу (к бабушке, на курорт). Заведующая грозится отчислить его за непосещение, ссылаясь на правила детских садов.
Внимательно читайте договор, который вы заключали с дошкольным учреждением. В нем должно быть установлено максимальное количество дней, которые вы можете пропустить. В одних учреждениях — 75 дней, в других — 90. В любом случае по правилам детских садов придется писать заявление на имя заведующей с указанием причины прогулов (отпуск родителей, выезд за границу, санаторно-курортное лечение и т. д. ).

Правила детских садов: что должен уметь ребенок при поступлении

Дошкольное учреждение, если оно государственное или муниципальное, не имеет права выставлять какие-либо требования к навыкам малыша при его поступлении.

Но на первом же организационном собрании вам сообщат, что по правилам детских садов ваш малыш должен самостоятельно уметь кушать (держать вилку, ложку, стакан так, чтобы не испачкаться), хорошо ходить, проситься на горшок, обходиться без подгузников и соски, знать свою одежду, уметь одеваться и обу­ваться. У каждого своя точка зрения.

Работники ДОУ считают, что обучить ребенка элементарным навыкам — задача родителей. В группе бывает по 20−25 детей, и что будет, если все малыши беспомощные? Родители считают по‑другому: детей в сад отдают для того, чтобы их там всему научили.

1. Ребенок не может заснуть без соски, которую воспитатель строго-настрого запретил приносить в сад.
Российское законодательство, СанПиНы не запрещают малышу засыпать с соской . Более того, мама может прийти и покормить свое дитя грудью или принести молочную смесь перед сном.

2. В детском саду запрещено пользоваться подгузниками.
Конечно, в правила детских садов такое требование вносить незаконно. Если родители не хотят идти на конфликт, можно надевать ребенку подгузник в виде трусиков, а на дневной сон приносить одноразовые впитывающие пеленки.

3. Детей, которые все умеют делать сами, воспитатель хвалит и ставит в пример другим. Другие крохи начинают переживать и комплексовать, со временем отказываются посещать сад.
Если малыша постоянно унижают, напомните воспитателю, что существует Конвенция о правах ребенка, нарушать которую он не имеет права.

4. При поступлении в сад ребенка экзаменуют (тестируют).
Это делается для того, чтобы определить уровень развития малыша, выяснить, нужны ли ему индивидуальные занятия с психологом, логопедом. Сами по себе результаты тестирования не являются основанием для отказа в приеме в дошкольное учреждение.

Правила детских садов: обязательный минимум

Знаете ли вы, что по правилам детских садов:
— шкафчик, куда ребенок вешает свою одежду, должен быть индивидуальный. Запрещено пользоваться одним шкафчиком двум детям и более;
— в группах должны быть обеспечены условия для просушивания обуви и одежды малышей;
— для пеленания, переодевания и грудного кормления малышей в яслях по правилам детских садов должны быть предусмотрены специальные столики, стулья, раковины и шкафы для одежды матерей.

Оформляем спальни в детском садике: требования и советы

Посещение детского сада – особое время для детей. От того, какие впечатление останутся у них после этого, во многом зависит их характер и восприятие мира. Поэтому оформление спальни в детском саду – важное мероприятие, которое требует соблюдения определенных требований. В некоторых моментах есть выбор, но чтобы он был верным и приятным для детей, следует принять во внимание полезные советы, тогда у каждого ребенка будет огромное желание идти в такое учреждение.

Основные правила оформления

  • все материалы должны быть натуральными и экологичными;
  • важно проследить, чтобы каждая часть спальни соответствовала противопожарным и санитарным нормам;
  • конструкции, предназначенные для крепления гардин шторы, надежные;
  • ткани должны отличаться практичностью и прочностью;
  • цвета должны быть спокойными, неяркими .

От соблюдения всех этих требований зависит отдых ребенка, ведь данная комната предназначается именно не для этого. Интерьер не должен способствовать желанию поиграть. Но главное – ничего не должно вредить здоровью малышей, ведь детский организм так чувствителен к воздействию любых опасных веществ, поэтому постарайтесь придерживаться правил которыми обладает спальня в классическом стиле и тогда обстановка будет красива и полезна. Конечно, все эти правила не ограничивают тех, кто хочет сделать интерьер спальни красивым.

Существует еще ряд правил, о которых стоит помнить, при оформлении спальной комнаты для ребятишек:

  • освещение не должно быть ярким, а должно наоборот успокаивать;
  • обои или краску для стен лучше выбирать пастельных тонов;
  • украсить однотонные стены можно с помощью узора или одиночных рисунков сказочных героев;
  • изображенные на стенах герои сказок должны призывать ко сну, то есть спать или готовиться к тому, чтобы уснуть;
  • постельное белье лучше выбирать не однотонное, а с оригинальным рисунком, чтобы ребенку было интересно его разглядывать перед сном;
  • весь текстиль в спальной комнате должен быть единой цветовой гаммы.

Требования к отделочным материалам и оборудованию

К материалам, применяемым для внутренней отделки комнат в детском саду, применяется ряд требований, с которыми можно ознакомиться в СанПиНе 2.4.1.3049-13, действующем с 15 мая 2013 года.

Среди основных требований, имеющих отношение к отделочным материалам, стоит выделить следующие:

  • безопасность и экологичность. Все материалы должны иметь сертификаты, подтверждающие их состав и качество;
  • устойчивость к воздействию разного рода моющих средств. Так как влажная уборка является основной составляющей деятельности детского сада, то материалы должны быть устойчивы к воздействию агрессивных средств;
  • цветовая гамма. При оформлении помещений детского сада большое внимание стоит уделять выбору цвета материалов. Для комнаты, в которых окна выходят на запад или север лучше выбирать отделочные материалы теплых тонов, а для юга и востока допустимо применение холодных оттенков.


Оформление поверхностей

Три главных поверхности – пол, стены, потолок. Отделка каждой из них – важное дело, ведь речь идет о детях, которые смотрят на мир своими глазами, которым интересны далеко не все вещи.

Стоит подчеркнуть важный момент, замеченный детскими психологами. Они говорят, что лишь в белый цвет способствует вялости, «зрительному голоданию». Лучше всего разбавлять другие цвета белым.

Цвета и рисунки

Чтобы спальня не была скучной и однообразной, используются различные способы ее украшения, одним из которых являются крупные рисунки на однотонных стенах. Но при выборе узоров и цветовой гаммы следует также придерживаться определенных правил, чтобы сохранить в помещении спокойную обстановку:

  • от ярких цветов и контрастных сочетаний лучше отказаться, так как они способны будоражить детскую нервную систему;
  • в качестве тона для рисунков не стоит выбирать белые, черные или красные цвета, так как они приводят к вялости и подавленности, а также будут угнетать детвору;
  • чтобы малыши не ощущали постоянную тревогу, не стоит выбирать для оформления стен в спальне темно-зеленый и оливковый цвета;
  • лучшим вариантом для спальной комнаты малышей станут нежно-розовый, желто-зеленый, нежно-зеленый или голубой цвета;
  • в качестве росписи для стен можно выбрать рисунки сказочных персонажей или сценок из любимых детворой сказок. Если нет возможности нанести такие сложные рисунки, то неплохо украсить стены рисунком в виде цветов или звезд;
  • неплохой вариант, когда на нежно-сиреневую стену нанесен более насыщенный по оттенку рисунок;
  • альтернативой рисункам может стать красочная объемная аппликация, которая обязательно должна вызывать ассоциации с отдыхом и сном. К примеру, на фоне нарисованных звездного неба и крыш домов, выгодно будут смотреться вырезанные из мягкого материала котики;
  • для оформления одной из стен в спальной комнате можно использовать мозаику, а именно – витражи. Эти прочные стеклышки разрешено использовать в дошкольных учреждениях, а отражающиеся от них лучи солнца будут наполнять спальную комнату волшебными, цветными лучами.

Мебели в спальне детского сада мало. В основном используются детские кровати на одно место. Популярность набирают выдвижные модели, потому что они заметно экономят пространство. Это очень важно для тех учреждений, где численность группы составляет около тридцати человек. Кстати, санитарные нормы гласят, что на одного малыша площадь должна составлять не менее двух квадратных метров. Не токсичность, экологичность и безопасность мебели должна подтверждаться документами. Кровати должны выбираться с учетом возраста ребенка, а также его роста.

Смотрите так же:  Лишение прав за вождение в нетрезвом виде в беларуси 2019

В детских садах разрешается использовать виды кроватей с раздвигающимся, выдвижным или раскладным механизмом, которые должны быть оснащены жестким дном. Если в спальной комнате установлены кровати выдвижного типа, то обязательным условием считается наличие места для сохранения спальных принадлежностей. К тому же при таком виде кроватей в период бодрствования спальня может использоваться в качестве игровой.

Кровати могут располагаться по-разному, однако нужно, чтобы каждый ребенок имел к своей кровати индивидуальный подход. Нельзя размещать кровати у приборов отопления, наружных стен. Нежелательно устанавливать их по направлению воздуха или от форточки к двери.

Можно заметить, что производители мебели для детей не делают ее темной. Действительно, она должна быть светлой. Лучше не применять яркое белье для постели. Главное, чтобы оно было чистым и индивидуальным. Если использовать белье с разными принцессами и героями из мультиков, это помешает ребенку быстро заснуть. На каждого ребенка должны иметься не менее трех комплектов постельного белья, а также двух наматрасников.

Нельзя обходить вниманием и шторы, ведь они будут очень часто использоваться для затемнения спальни во время дневного сна детей. Именно поэтому предпочтение лучше отдавать натуральным однотонным плотным тканям.
При выборе дизайна штор следует придерживаться некоторых правил:

• материалы должны быть натуральными и экологичными;
• ткань должна соответствовать противопожарным и санитарным нормам;
• следует выбирать материал по прочности и практичности;
• шторы не должны выбиваться из общего оформления интерьера помещения;
• конструкция, на которой будут крепиться шторы, должна быть обязательно максимально надежной.

Новым веянием является использование в спальных комнатах детских садов жалюзи. Современный интерьер вполне позволяет использование таких конструкций вместо штор, тем более что они не собирают пыль в отличие от штор.

Подготовить ребенка ко сну помогут теплые и мягкие цвета штор, на которых допустимы небольшие изображения. Что касается ткани, то лучше отдать предпочтение шелку, батисту или хлопку.

Главное, чего должно придерживаться – безопасность, экологичность и не яркость. Именно в таких условиях ребенок сможет хорошо отдохнуть!

Организация процедуры сна и подъёма в ДОУ

Наталья Фалалеева
Организация процедуры сна и подъёма в ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №74 «Звёздный»

«Организация процедуры сна и подъёма в условиях детского сада с целью сохранения психоэмоционального состояния ребенка дошкольника»

Воспитатели: Самокрутова Любовь Владимировна

Фалалеева Наталья Александровна

Цель: Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, уровня тревожности, повышенной возбудимости и создание эмоционального фона.

1. Содействовать снятию общего напряжения и мышечных зажимов, накопившегося у ребенка за определенный отрезок времени;

2. Создавать условия для изменения отношения ко сну с негативного на позитивное, снизить уровень общей тревожности;

3. Воспитывать потребность систематически выполнять дыхательную гимнастику перед сном и гимнастику после сна, а так же закаливающие процедуры, сохранять правильную осанку.

Используемые материалы: подборка музыки для сна, «волшебная палочка», дорожка здоровья.

Методы: игровой, словесный.

Приемы: дыхательная гимнастика, физминутка, художественное слово (стихи, поощрение (сюрпризный момент,

«Основной закон детской природы можно выразить так: дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием, односторонностью.

Заставьте ребёнка сидеть, он очень быстро устанет; лежать – то же самое; идти он долго не может; не может долго ни говорить, ни петь, ни читать, и, менее всего, думать; но он резвиться и движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и не устаёт ни на минуту, а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить силы на будущее».

Современный ритм жизни, который накладывает существенный отпечаток на самочувствие взрослых, испытывающих постоянное недосыпание, раздражительность, плохое настроение, в свою очередь откладывает отпечаток на детях, которые вынуждены приспосабливаться к миру взрослых соответствовать современным требования, которые, как правило, не учитывают возможности ребёнка.

Как замечают врачи педиатры и физиологи, у детей отмечается перевозбуждение, частый беспричинный плач, потеря аппетита, затруднение в самостоятельной организации своей деятельности. Некоторые дети становятся заторможенные и апатичные, что связано с включением защитных механизмов детского организма. Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребёнка является дневной сон, который способствует восстановлению физиологического равновесия организма.

Достаточный (но не укороченный и не излишний) по продолжительности дневной сон детей определяется, не только возрастными, но индивидуальными особенностями нервной системы ребёнка.

В течение дня работоспособность ребёнка переходит от высокого уровня в первую половину с постепенным уменьшением ко времени дневного сна, восстановление после него и новое, более значительное снижение к концу дня, поэтому невозможно переоценить значение правильной организации дневного сна.

Воспитательно — образовательный процесс в детском саду насыщен и разнообразен, ребенок испытывает как физическую, так и психоэмоциональную нагрузку. От эмоционального перевозбуждения многие дошкольники имеют проблемы со сном, не могут расслабиться и успокоиться.

В процессе наблюдения за нашими воспитанниками было отмечено следующее: у некоторых детей нарастает утомление, снижается двигательная активность, при подготовке ко сну, эти детей не могут расслабиться и успокоиться.

Дети долго засыпали или не засыпали совсем, поэтому подготовка ко сну становилась не простым процессом, как для педагогов, так и для самих воспитанников.

Чтобы изменить негативное отношение детей к процедуре сна, снизить общий уровень тревожности, существует ряд рекомендаций:

Организуя дневной сон целесообразно осуществлять его после проветривания, свежий прохладный воздух лучшее снотворное.

Ребёнок должен «уйти в сон» спокойный, поэтому желательно решить все негативные вопросы, «помириться», простить все провинности и поговорить о чём-то хорошем, а лучше спеть колыбельную песню.

Подготовка ко сну требует времени, отсутствие посторонних звуков (шума, громких голосов, шепота на фоне тишины, благоприятной эмоциональной атмосферы. Мы используем музыкальное сопровождение, соответствующая речь педагога (темп, громкость, тембр, тональность голоса, приятные тактильные и визуальные ощущения.

Все эти средства удовлетворяют потребность ребёнка в безопасной и комфортной среде.

В это время происходит расслабление всех групп мышц, что вызывает снижение эмоционального напряжения, приводит к успокоению и восстановлению дыхания. Музыка не должна звучать слишком громко, продолжительность около 10 – 15 минут.

Это содействует снижению психоэмоционального и мышечного напряжения, уровня тревожности, повышенной возбудимости и создание эмоционального фона.

На первом этапе подготовки ко сну мы включали спокойную музыку, под которую дети раздевались, проходили в спальную комнату и укладывались в кроватку.

Первые звуки музыки способны снять излишнюю активность и возбудимость, оказывает общее успокаивающие воздействие.

На втором этапе проводился комплекс дыхательных упражнений, выполняемых в спокойном темпе, например игра «Роза и одуванчик», педагог регулирует выполнение упражнения словами «вдох-выдох». Упражнение повторяется 5-6 раз, оно успокаивает и способствует улучшению самочувствия и общему оздоровлению детского организма.

На третьем этапе – засыпание. Сон.

На четвёртом этапе — пробуждение детей после сна следует подготовить организм ребёнка к двигательной активности, осуществляя плавный естественный переход от состояния покоя к бодрствованию. Начинается пробуждение со звуков нежной, но бодрой пробуждающей мелодии. («Музыка для души», «Оттенки настроения»)

Воспитатель обращается к детям: «Добрый день! Скорей проснитесь, потянись и улыбнитесь»! После того, как воспитанники проснулись, им предлагается лёжа в кровати выполнить комплекс упражнений для достижения двигательной и эмоциональной активности, строящиеся на игровом сюжете и включающие элементы импровизации. (Комплекс «Игровая гимнастика»)

Также постепенное пробуждение может сопровождаться тактильными ощущениями, которые создаёт педагог с помощью (волшебной палочки, пёрышка, «мячика – ежика», кусочка меха, веера).

Также для поднятия настроения может использоваться сюрпризный момент, проснувшись, дети находят под подушкой картинки с изображением весёлых смайликов.

Выполнив комплекс упражнений лёжа в кровати, дети спокойно встают и идут по массажным дорожкам.

Обязательными элементами в данной работе является музыкальное сопровождение и тактильное воздействие со словесными обращениями к каждому ребенку.

С целью достижения хороших результатов содержание сценария нужно менять.

Консультация для родителей «Периоды адаптации ребёнка в ДОУ» Консультация для родителей ПЕРИОДЫ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА В ДОУ Для создания оптимального режима адаптации ребенка в детскому саду необходимо.

Сенсомоторное панно «Деревня» Хотим поделится опытом сделанным своими руками. Панно сшито и связано из разнообразных и разноцветных тканей и ниток. Все застегивается.