Требования законодательства по пожарной безопасности

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности

1. Статья 2 комментируемого Закона определяет законодательство РФ о пожарной безопасности. Так, к нему относится непосредственно комментируемый (базовый) закон, федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, законы и подзаконные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. Согласно данной норме права, да и вообще по логике вещей, законодательство о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ. И хотя в ней даже при самом внимательном изучении невозможно обнаружить нормы именно о пожарной безопасности, несомненно, следует понимать это более широко, потому что вся правовая система государства в целом основывается на Конституции.

Так, п. 1 ст. 20 Конституции РФ предусмотрено право каждого человека на жизнь, п. 1 ст. 41 — на охрану здоровья, п. 1 ст. 35 — на охрану частной собственности. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства. Выше, в комментариях к преамбуле Закона, уже говорилось, что законодательство о пожарной безопасности самым непосредственным образом соотносится с указанными выше конституционными правами граждан, поскольку его несоблюдение может повлечь как человеческие жертвы, ранения, так и потерю имущества.

В ст. 71-72 Конституции РФ отсутствует четкое указание на то, в чье ведение входят вопросы законодательства о пожарной безопасности — Российской Федерации, Российской Федерации совместно с субъектами РФ и т.п. Однако указанную сферу правоотношений, на мой взгляд, следует включить в категорию «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий», которая в соответствии с подп. «з» п. 1 ст. 72 Конституции РФ относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. В силу положений п. 5 ст. 76 Конституции РФ в указанном случае законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

2. Очень важна ч. 2 ст. 2 комментируемого Закона, устанавливающая, что при установлении более низких, чем в этом Законе, требований пожарной безопасности со стороны органов государственной власти субъектов РФ, они не применяются. Следует отметить, что данное положение характерно как раз для регулирования правоотношений, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что подтверждает сделанное выше утверждение. Помимо этого, положения ч. 2 ст. 2 комментируемого Закона в определенной степени компенсируют имеющиеся пробелы в законодательстве, выраженные в отсутствии прямого упоминания в Конституции РФ указанного вопроса. В принципе, уровень Конституции РФ предусматривает упоминание в ней лишь основополагающих вопросов ведения, применения обобщений. Представляется естественным, что в нормативном акте уровня Конституции нет необходимости подробно прописывать все сферы взаимоотношений, например, борьбу с пожарами, нарушениями Правил дорожного движения, вопросы рыбоохраны, пчеловодства и т.д., поэтому формулировка «борьба с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий» вполне может охватывать и законодательство о пожарной безопасности.

Помимо Конституции РФ и комментируемого Закона, на федеральном уровне вопросы пожарной безопасности регламентированы также подзаконными нормативно-правовыми актами, издаваемыми Правительством РФ, министерствами и ведомствами. Центральное место в системе законодательства о пожарной безопасности, безусловно, занимает комментируемый Закон. Остальные нормативно-правовые акты принимаются во исполнение отдельных его положений, уточняют и конкретизируют базовые законоустановления. Однако наряду с комментируемым Законом, следует отдельно сказать о принятом недавно федеральном законе, детально регулирующим вопросы, связанные с пожарной безопасностью. Речь идет о Федеральном законе от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (вступает в силу по истечении 9 месяцев со дня его официального опубликования). В соответствии с его ст. 1 он принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные этим федеральным законом, требования пожарной безопасности. Его требования обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; разработке, принятии, применении и исполнении федеральных законов о технических регламентах, содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; разработке технической документации на объекты защиты. В отношении объектов защиты специального назначения, в том числе объектов военного назначения, объектов производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания, наземных космических объектов и стартовых комплексов, горных выработок, объектов, расположенных в лесах, наряду с указанным законом должны соблюдаться требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами РФ. Техническое регулирование в области пожарной безопасности ядерного оружия и связанных с ним процессов разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, ликвидации и утилизации его составных частей, а также в области пожарной безопасности зданий, сооружений, строений, объектов организаций ядерного оружейного комплекса РФ устанавливается законодательством РФ.

Как мы видим, комментируемый Закон и Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» регулируют сходные правоотношения, но они отнюдь не дублируют друг друга. Как уже рассматривалось выше при комментировании положений ст. 1 Закона, требования пожарной безопасности являются специальными условиями социального и (или) технического характера, установленными в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Так вот федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и является одним из таких нормативно-правовых актов, ведущим актов в сфере технического регулирования вопросов пожарной безопасности. Это, в частности, вытекает и из положений ст. 2 указанного Закона, в соответствии с которыми правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы «О техническом регулировании», «О пожарной безопасности», в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).

На то, что указанные правоотношения не тождественны, указывает сфера технического регулирования и его суть. Так, техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила). На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения вновь принятого закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями закона.

Комментируемый же Закон регулирует правоотношения в области пожарной безопасности «в целом», не вдаваясь в детали, что и требуется от базового закона по определенному направлению государственной политики.

Что касается подзаконных нормативных правовых актов, регламентов и правил, то в соответствии с его ст. 151 федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» со дня вступления в силу указанного федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям закона. До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов схема декларирования соответствия продукции требованиям пожарной безопасности на основе собственных доказательств применяется для продукции общего назначения только изготовителями или юридическими лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя. Документы об аккредитации, выданные в установленном порядке органам, осуществляющим сертификацию, испытательным лабораториям (центрам) до дня вступления в силу этого закона, а также документы, подтверждающие соответствие продукции требованиям пожарной безопасности, принятые до дня вступления в силу закона, считаются действительными до окончания установленного в них срока.

Смотрите так же:  Требования к микроклимату больницы

Нормы 123-ФЗ, или Что нужно знать о требованиях пожарной безопасности производителю продукции

При обеспечении пожарной безопасности крайне важно обращаться в компанию с отличной репутацией и опытом, способную предложить:

  • услуги первичного обследования объекта защиты, проектирования, монтажа и введения в эксплуатацию систем пожаротушения, предупреждения о пожаре и эвакуации;
  • услуги разработки внутренних регламентирующих документов;
  • услуги гарантийного и постгарантийного обслуживания технических средств;
  • широкий ассортимент исключительно сертифицированного противопожарного оборудования.

Куда можно обратиться?

Обучение пожарно-техническому минимуму персонала может помочь избежать пожаров или снизить последствия в случае их возникновения.

Несоблюдение правил пожарной безопасности влечет за собой административную и даже — в случае гибели людей — уголовную ответственность.

Без пожарной декларации изделие не допускается к выходу на потребительский рынок и не сможет пройти таможенные процедуры.

План эвакуации при пожаре должен находиться на видном месте и быть четким и понятным.

Наличие и регулярная проверка огнетушителей, а также правильно оформленные планы эвакуации в случае пожара могут помочь избежать материального ущерба и человеческих жертв.

Сегодня высокотехнологичные системы пожаротушения способны обнаруживать очаги возгорания, предупреждать людей об опасности и автоматически начинать тушение.

Спецпредложения, акции и скидки помогут существенно сэкономить при покупке средств пожаротушения.

Современный рынок предлагает широкий выбор пожарного оборудования и специализированных средств, которые в экстренных ситуациях помогают справиться с огнем.

Вопросы пожарной безопасности не теряют своей актуальности для России в целом и для ее хозяйствующих субъектов в частности. Так, согласно официальной статистике МЧС, в январе-сентябре 2017 года на территории РФ было зафиксировано около 95 000 пожаров, материальный ущерб от которых составил более 11 миллиардов рублей. Во время пожаров погибло более 5 000 и было травмировано около 6 700 человек [1] . В связи с этой печальной статистикой государство с каждым годом ужесточает контроль и требования в сфере пожарной безопасности, относящиеся не только к зданиям и сооружениям, но также к производимой продукции и материалам.

Нарушение требований пожарной безопасности в части применения несертифицированной продукции может привести к трагическим последствиям, таким как пожар 5 декабря 2009 года в клубе «Хромая лошадь». Жертвами трагедии стали 156 человек — большинство погибли из-за отравления токсичными продуктами горения отделочных материалов.

Какие документы устанавливают общие требования пожарной безопасности

Нормативная база в сфере обеспечения пожарной безопасности в РФ является довольно объемной и многоуровневой. Помимо федеральных законов, она включает в себя нормативные акты ведомственного и регионального уровней. Базовым документом в данной сфере является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в котором описываются общие принципы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, функции государственной противопожарной службы, полномочия органов государственной власти в данной области.

Следующим в иерархии стоит Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», устанавливающий общие принципы и особенности технического регулирования в различных областях, включая пожарную безопасность. Закон также устанавливает порядок принятия технических регламентов, принципы подтверждения соответствия этим регламентам, ответственность и полномочия государственных контрольных органов в данной сфере, а также порядок аккредитации испытательных лабораторий, выполняющих работы по оценке соответствия.

Основным же законом, детально описывающим требования пожарной безопасности к различным объектам и видам продукции, является Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в редакции от 29 июля 2017 года (далее — Закон № 123-ФЗ). Именно его мы будем подробно рассматривать в данной статье, так как данный документ является главным для производителей продукции и их законных представителей.

123-ФЗ: Альфа и Омега технического регулирования в области пожарной безопасности

Федеральный закон № 123-ФЗ по сути представляет собой технический регламент, применяемый к так называемым объектам защиты. Объект защиты — это любая продукция или имущество, к которым установлены требования по пожарной безопасности. Закон состоит из 8 разделов и приложения из 30 таблиц. Цель законодательного акта — обеспечение защиты имущества (государственного, муниципального и частного), а также самих жителей РФ от пожаров и их последствий. Действие регламента распространяется на объекты защиты, в том числе на здания и сооружения, а также на пожарно-техническую и иную продукцию. Положения документа должны использоваться не только при проектировании, но также при эксплуатации объектов защиты и при разработке технической документации.

Каждый раздел Закона по сути представляет собой технические требования пожарной безопасности по отношению к различным объектам защиты. Раздел 2, например, касается поселений и городских округов, Раздел 3 посвящен зданиям и сооружениям, Раздел 4 — производственным объектам, Раздел 5 — пожарной технике, Раздел 6 — продукции общего назначения.

Для производителей особенно важным является Раздел 7, в котором устанавливаются принципы и правила оценки соответствия объектов защиты, включенных в Закон № 123-ФЗ, требованиям пожарной безопасности. Оценка соответствия является обязательной процедурой и может проводиться в форме сертификации или декларирования. Без нее невозможно ввести в эксплуатацию ни одно здание или выпустить на рынок тот или иной товар, импортированный или произведенный в России, на который распространяется действие настоящего Федерального закона. По отношению к любой другой продукции, не включенной в перечни Закона № 123-ФЗ, оценка может проводиться добровольно для подтверждения пожаростойких качеств — наличие сертификата соответствия может стать весомым аргументом для покупателей данных изделий.

Оценка соответствия может включать в себя различные меры и порядок действий, в зависимости от применяемой схемы сертификации — аудит, испытания или экспертиза, приемка и ввод в эксплуатацию, производственный контроль и др. Законом установлены несколько схем сертификации, разделенных на категории. Первая категория применяется к серийно выпускаемой продукции (7 схем), вторая — к ограниченным партиям продукции (3 схемы).

При обозначении схем используются буквы С (сертификация) и Д (декларирование). Декларация пожарной безопасности составляется и подается для регистрации в аккредитованный орган по сертификации собственником продукции или помещения, в ней указываются меры пожарной безопасности, предпринятые заявителем (собственные доказательства). Пожарный сертификат оформляется аккредитованным органом по сертификации.

Приведем краткую характеристику схем, применяемых к серийно выпускаемой продукции:

  • 1д — декларация соответствия проводится на основе собственных доказательств заявителя.
  • 2д — собственные доказательства и испытания в аккредитованной лаборатории.
  • 3д — собственные доказательства, лабораторные испытания и сертификация системы качества на производстве.
  • 2с — сертификация на основе анализа состояния производства и лабораторные испытания.
  • 3с — лабораторные испытания и инспекционный контроль.
  • 4с — анализ состояния производства, лабораторные испытания, инспекционный контроль.
  • 5с — лабораторные испытания, сертификация системы качества на производстве, инспекционный контроль.

Например, схемы 2д, 3д и 5д, согласно статье 146 Закона № 123-ФЗ, применяются по выбору продавца или производителя к первичным средствам пожаротушения, строительным материалам, применяемым на путях эвакуации, пожарному инструменту, ковровым покрытиям и некоторым другим объектам защиты. Декларирование особенно актуально для компаний, чья продукция уже находится на таможне, так как декларация, в отличие от сертификата, может быть получена даже за 1 день.

В то же время для огнетушителей, средств индивидуальной защиты при пожаре, средств пожарной автоматики, оборудования и изделия для спасения людей и др. применяются схемы 2с, 3с, 4с, 5с и 6с на выбор производителя или продавца. Схема 3с применяется только для получения нового сертификата взамен старого на ранее сертифицированную продукцию. Сертификация проводится только аккредитованными органами. Положительное или отрицательное решение по заявке на проведение сертификации выносится в течение в 30 дней.

Кто отвечает за исполнение требований технического регламента о пожарной безопасности: а судьи кто?

Надзор за выполнением установленных требований по пожарной безопасности государственных органов, организаций и частных лиц осуществляет Государственная противопожарная служба МЧС России (ГПС МЧС РФ). Ранее МЧС также занималось аккредитацией испытательных лабораторий и органов сертификации, однако с 1 ноября 2011 года данную функцию осуществляет Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация). При этом нужно учитывать, что аккредитованные лаборатории и органы по сертификации несут ответственность за безопасность сертифицированной продукции наравне с производителями. В случае декларирования продукции вся ответственность за безопасность лежит на производителе. Росаккредитация также осуществляет регулярный инспекционный контроль органов по сертификации и лабораторий, ведет и публикует реестр данных организаций.

Ответственность за неисполнение требований 123-ФЗ

В главе 7 Федерального закона № 184-ФЗ обозначено, что ответственность за несоответствие продукции требованиям технических регламентов несет не только ее изготовитель, но также продавец. Если в результате нарушения требований был причинен вред физическим или юридическим лицам, то изготовитель или продавец обязаны возместить ущерб. Административная ответственность детализирована в КоАП РФ.

Если в техническую документацию на продукцию не включена обязательная информация о показателях пожароопасности, должностные лица могут подвергнуться штрафу от 15 000 до 20 000 рублей, а юридические лица — от 90 000 до 100 000 рублей.

В общих случаях при нарушении требований пожарной безопасности в статье 20.4 КоАП РФ установлены размеры штрафов: от 150 000 до 200 000 рублей — для юрлиц, от 6 000 до 15 000 рублей — для должностных лиц. Если в результате нарушения возник пожар и был нанесен легкий или средней тяжести вред здоровью человека, повреждено чужое имущество, штраф для должностных лиц составит 40 000–50 000 рублей, для юридических лиц — 350 000–400 000 рублей. Если результатом пожара стал тяжелый вред здоровью или смерть человека, юридическое лицо подвергается штрафу в размере 600 000–1 000 000 рублей. Но наиболее часто применяемая мера — приостановление деятельности фирмы на срок до 90 дней в соответствии со статьей 3.12 КоАП РФ.

Смотрите так же:  1 ленинский мировой суд

В Уголовном кодексе РФ в статье 219 также прописана ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. В частности, дознаватели ГПС имеют право открывать и расследовать уголовные дела, попадающие под действие данной статьи, в случае если был причинен тяжкий вред здоровью человека. Нарушение правил, повлекшее смерть человека, наказывается принудительными работами либо лишением свободы на срок до 5 лет с запретом на занятие определенными видами деятельности. В случае смерти двух и более лиц срок лишения свободы может достигнуть 7 лет.

Итак, независимо от того, какую схему подтверждения соответствия вы выбрали, следует обратиться за помощью в сертификационный центр, аккредитованный в области пожарной безопасности. Эксперты органа сертификации помогут не только правильно выбрать схему подтверждения соответствия, но и получить документ в кратчайшие сроки.

Где приобрести сертифицированную продукцию для обеспечения пожаробезопасности?

Как не ошибиться в выборе торговой организации и производителя, если вы не специалист в обеспечении противопожарной безопасности? Рассказывает Павел Иосифович Пасюков, генеральный директор ООО «Магазин 01»:

«Приобретение пожарного оборудования может оказаться срочным делом, так как законодательство часто меняется, ответственность за его нарушение растет, а на рынке представлены отнюдь не только сертифицированные товары. Суета может усугубить ситуацию, поэтому разумнее всего прибегнуть к помощи экспертов.

Торговая сеть пожарного оборудования «Магазин 01» была создана в 2003 году и сегодня предлагает уже более 3500 наименований сертифицированной продукции противопожарного назначения. К вашим услугам 10 розничных магазинов в Москве и Московской области. Вы также можете приобрести товары непосредственно со склада и воспользоваться услугами технического обслуживания или перезарядки огнетушителей (на что требуется разрешение МЧС РФ). Наши специалисты тщательно отбирают и продукцию, и поставщиков. Также мы предлагаем изделия собственного производства. Консультацию по обеспечению пожарной безопасности вы можете получить как по телефону, так и с выездом нашего сотрудника к вам на объект. Производится доставка и монтаж приобретенной продукции. У нас есть дисконтный отдел, проводятся акции, так что вы всегда сможете приобрести необходимые товары на выгодных условиях».

Статья 20. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности

Информация об изменениях:

Статья 20 изменена с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ

Статья 20. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

См. инструкцию о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденную приказом МЧС РФ от 16 марта 2007 г. N 140

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

См. Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, утвержденный приказом МЧС РФ от 28 ноября 2011 г. N 710

Особенности обеспечения пожарной безопасности на территории инновационного центра «Сколково», включая особенности утверждения и применения требований пожарной безопасности (в том числе требований технических регламентов), устанавливаются Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково».

Особенности обеспечения пожарной безопасности на территории международного медицинского кластера, в том числе особенности применения требований пожарной безопасности (включая требования технических регламентов), устанавливаются Федеральным законом «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Особенности обеспечения пожарной безопасности на территории инновационного научно-технологического центра, включая особенности утверждения и применения требований пожарной безопасности (в том числе требований технических регламентов), устанавливаются Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

См. комментарии к статье 20 настоящего Федерального закона

Анализ требований и изменений в законе о пожарной безопасности

Принципы пожарной безопасности на общегосударственном уровне регулирует Федеральный закон №69-ФЗ «О пожарной безопасности». Он содержит общие положения и описания, которые затрагивают область надзора и исполнения существующих требований на различном уровне. Именно его изменения отражают общее положение дел и структуру в ведомстве и государстве относительно пожарной безопасности.

Появление и концепция

21 декабря 1994 года – дата его выхода. Последняя редакция появилась в 23 июня 2016 года. Всего закон содержит 6 глав и 42 статьи (некоторые из них утратили силу или были исключены после судебного решения). Изменения в него вносили 25 раз. Он основывается на Конституции и имеет отсылки к другим законодательным актам.

Стоит отметить, что закон соответствует общей стратегии о противопожарной безопасности государства, план которой расписан на несколько лет вперед. Главные тезисы закона – гарантия пожарной безопасности, а также описание прав и сферы ответственности. Указанный выше законодательный документ описывает общую систему пожарной безопасности.

Обеспечение пожарной безопасности — меры различного характера, средства, которые необходимы для тушения пожаров, профилактических и спасательных работ. Муниципалитет, органы государственной власти, граждане, местные администрации и организации, обеспечивающие безопасность – главные составляющие системы пожарной безопасности.

Первая глава начинается со статьи об основных понятиях из сферы пожарной безопасности. В ней обозначены и даны определения терминам, которые используются в самом законе и других актах, в том числе нормативных.

Такой подход позволил объединить понятия и внести ясность в их толкования. Ранее большинство актов по пожарной безопасности давали отличные друг от друга определения, что являлось предметом споров между организациями и контролирующими органами.

Вторая глава рассказывает о формировании и разработке законодательства в сфере пожарной безопасности. Этот закон является неотъемлемой его частью, а требования, им установленные, не должны быть ниже в любых субъектах государства.

На региональном уровне можно вводить локальные нормативные акты, если они не противоречат требованиям действующего закона.

Службы и структура

Во второй главе перечислены виды и задачи пожарной охраны. Она может быть нескольких видов, но основной считается государственная и муниципальная. Допускается создавать добровольческие объединения, а на некоторых объектах уместно создавать ведомственную пожарную охрану.

Вне зависимости от вида, основные задачи пожарной охраны — профилактические меры, спасание людей, тушение пожаров.

Кроме того, в этой главе указано, к каким работам пожарную охрану привлекать нельзя.

Государственной пожарной службе выделена отдельная часть закона. В ней есть структура, объединяющая различные подразделения. Полномочия вкупе с функциями перечислены в отдельном положении этой пожарной службы.

Немаловажная часть всей системы — федеральный государственный пожарный надзор, ранее имевший другое официальное название. Уполномоченные органы исполнительной власти могут организовывать, создавать план и проводить проверки всевозможных объектов с целью контроля исполнений всех обязательных требований в этой сфере безопасности.

Полномочия служб на различном уровне

Полностью раскрыты вопросы о создании новых либо же изменении старых законодательных, нормативных и регламентирующих актов, относящихся к сфере пожарной безопасности.

Органы государственной власти могут влиять на изменения в организациях, которые попадают в сферу их влияния и работают в области пожарной безопасности.

Присутствует упоминание об организации тушения пожаров на объектах, информировании и образовании населения для улучшения общей безопасности. В полномочия органов власти включены разработка, исполнение, финансовое планирование и внедрение федеральных программ.

Местные администрации и подобные органы обеспечивают посильное тушение пожаров, когда пожарные расчеты еще не приехали, дополнительно способствуют образованию добровольческих организаций, принимают различные меры по информированию людей о возникшей опасности.

В населенных пунктах должно быть достаточное количество огнетушителей, инвентаря и подручного инструмента для тушения пожара. Органы местного самоуправления обеспечивают наличие и исправность источников огнетушащих веществ.

Смотрите так же:  Договор без покрытия

Для городов федерального значения условия зависят от требований соответствующих законодательных актов, где описаны полномочия городских, поселковых администраций.

Управление системой

Комплексное понятие обеспечение пожарной безопасности состоит из множества взаимосвязанных аспектов работы всей системы. Общественные отношения в сфере пожарной безопасности должны регулироваться законодательными и нормативными актами.

Они обеспечивают и нормальное функционирование системы, организовывают работу подведомственных подразделений. В них описаны правила для организаций в части технического оснащения и правильных действий по недопущению пожаров или во время их возникновения.

Многие правила и нормативы информируют о производстве различной продукции. Изготовители обязаны маркировать свой товар, указывая класс пожароопасности или другие подобные характеристики. Эта часть документа сообщается с законодательством о техническом регулировании, как и вопросы о сертификации.

Здесь описано тушение пожаров, последовательность других работ. Интересно, что есть отдельный Лесной кодекс, а тушить пожары и контролировать исполнение правил безопасности обязаны силы специальной службы.

Далее обозначены структура, организация и функции пожарно-спасательных гарнизонов, которые разделяют на территориальные и местные. Упомянуто и законодательство, регулирующее их существование.

Внимание уделено и профильным работам ведомств в сфере пожарной безопасности. В соответствующей статье приведен подробный перечень с разъяснениями. Выделено, что работа пожарной охраны производится без какой-либо оплаты.

Особый противопожарный режим вводят, если уровень пожарной опасности превышает установленную норму. Назначают такой режим для определенной и ограниченной территории, тогда об опасности информируют население.

Ответственность

Глава об ответственности касается граждан, руководителей и уполномоченных лиц. Все перечисленные категории обязаны соблюдать правила пожарной безопасности. Каждый человек имеет право на защиту, возмещение ущерба, получение информации и посильное участие в определении возможных причин появления возгораний.

Обязанности граждан: своевременно сообщать о возникновении возгораний, помогать в тушении, спасении, также и до прибытия пожарной охраны. На территории владений или объектов они должны установить первичные средства огнетушения, соответствующие нормам.

Руководители получают увеличенный список обязанностей, связанных с безопасностью и защитой. Ответственность несет руководитель организации, владелец объекта, руководители государственных органов, ответственные за пожарную безопасность, собственники имущества. Нарушения неминуемо приводят к различного рода ответственности – вид ее устанавливает соответствующее законодательство.

В конце указаны условия вступления в силу этого законодательного акта. Также описан порядок его передачи далее для исполнения. Определен промежуток времени, чтобы согласовать и привести в соответствие взаимосвязанные документы.

Большинство редакций 69 фз появились с масштабными переменами в структуре или реорганизацией ведомства (министерства). В 42 статье, ныне не действующей, есть упоминание об обязательном укомплектовании службы солдатами срочной службы.

В последствие она неоднократно редактировалась. Изменению подверглись названия подразделений, порядок и объем выплат денежных средств семьям погибших сотрудников, введены новые определения (особый противопожарный режим) и т.д.

При появлении «Сколково» в него включили целую главу по организации пожаротушения на территории центра и соответствующей профилактики, чтобы учесть все нюансы и достичь необходимого уровня пожарной безопасности.

Общие положения пожарной безопасности

Обеспечение пожарной безопасности достигает­ся выполнением требований пожарной безопасности – специальных условий социального и (или) технического характера, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными докумен­тами или уполномоченным государственным органом.

Российское законодательство о пожарной безопасности осно­вывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Закон о пожарной безопасности, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Нормативными документами по пожарной безопасности являют­ся национальные стандарты, своды правил, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Фе­дерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ).

Основные понятия в области пожарной безопасности

  • Процесс горения – протекание экзотермической химической реак­ции и условиях ее прогрессирующего самоускорения.
  • Горючая среда – среда, способная воспламеняться при воздей­ствии источника зажигания.
  • Источник зажигания – средство энергетического воздействия, инициирующее возникновение горения.
  • Загорание – неконтролируемое горение вне специального очага без нанесения ущерба.
  • Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и госу­дарства.
  • Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
  • Декларация пожарной безопасности – форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направ­ленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.
  • Объект защиты – продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
  • Опасные факторы пожара – факторы пожара, воздействие кото­рых может привести к травме, отравлению или гибели человека и (или) к материальному ущербу.
  • Первичные средства пожаротушения – средства пожаротушения, используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития.

Классификация пожаров

По виду горючего материала пожары классифицируются следующим образом:

  • А – пожары твердых горючих веществ и материалов
  • В – пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ и материалов;
  • С – пожары газов
  • D – пожары металлов
  • Е – пожары горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением
  • F – пожары ядерных материалов, радиоактивных отходов и ра­диоактивных веществ.

Опасные факторы пожара

К опасным факторам пожара, воздействующим на людей и иму­щество, относятся:

  • пламя и искры;
  • тепловой поток;
  • повышенная температура окружающей среды;
  • повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения;
  • пониженная концентрация кислорода;
  • снижение видимости в дыму.

Сопутствующими проявлениями опасных факторов пожара яв­ляются:

  • осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, гране портных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
  • радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок, обо­рудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
  • вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
  • опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара;
  • воздействие огнетушащих веществ.

Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности

Права и обязанности организаций в области пожарной безопас­ности изложены в ст. 37 Закона о пожарной безопасности.

Руководители организаций имеют право:

  • создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;
  • вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
  • проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших в организации;
  • устанавливать меры социального и экономического стимули­рования обеспечения пожарной безопасности;
  • получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подраз­делений пожарной охраны.

Руководители организаций обязаны:

  • соблюдать требования пожарной безопасности, а также вы­полнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
  • разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
  • проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
  • включать в коллективный договор (соглашение) вопросы по­жарной безопасности;
  • содержать в исправном состоянии системы и средства противо­пожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной без­опасности и возникновении пожаров;
  • предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях организаций необходимые силы и средства;
  • обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в зда­ния, сооружения и на иные объекты организаций;
  • предоставлять по требованию должностных лиц государствен­ного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности в организациях, в том числе о пожарной опасности про­изводимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
  • незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожар­ной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
  • содействовать деятельности добровольных пожарных.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Каждый гражданин при обнаружении пожара или признаков горе­ния (задымление, запах гари и т.п.) должен:

  • незамедлительно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникно­вения пожара, а также сообщить свою фамилию);
  • принять по возможности меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей.

Лица, виновные в нарушении требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, мо­гут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголов­ной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут:

  • собственники имущества;
  • руководители федеральных органов исполнительной власти;
  • руководители органов местного самоуправления;
  • лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжать­ся имуществом, в том числе руководители организаций;
  • лица, назначенные в установленном порядке ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
  • должностные лица в пределах их компетенции.