Учет отчетность в страховой компании

Методический журнал
Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании

Методический журнал «Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании» — это специализированное издание, предлагающее практические решения для бухгалтерии страховых компаний по теме налогообложения и учета в страховой компании.

На страницах издания публикуются материалы, подготовленные практикующими аудиторами, бухгалтерами и представителями надзорных органов.

Практический опыт авторов в области ведения бухгалтерского учета в страховой компании и налогообложения в страховой компании, подготовки отчетных документов, организации работы бухгалтерии страховых компаний гарантирует актуальность рассматриваемых тем.

В журнале часто затрагиваются дискуссионные вопросы по теме учета в страховых компаниях, постоянно освещаются самые последние изменения в области налогообложения в страховых компаниях, публикуются мнения законодателей.

В журнале анализируются основные операции страховщиков с позиции бухгалтерского учета в страховой компании и налогообложения в страховой компании. Также внимание уделено вопросам перестраховния и сострахования, контроля финансовой деятельности страховщика.

Аудитория

  • Б ухгалтеры страховых компаний
  • С пециалисты по налогообложению, учету, отчетности, аудиту, внутреннему контролю
  • А удиторы и консультанты страхового рынка

Рубрики журнала

  • Учет и отчетность
  • Налогообложение
  • Надзор
  • Организация учета
  • Зарубежный опыт

Авторы журнала: Практикующие аудиторы, бухгалтеры и представители надзорных органов.

Учет и отчетность страховой организации

Комментарий к статье 28 Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»: Учет и отчетность

1. Бухгалтерская отчетность страховой организации как единая система данных о финансовом положении страховой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных бухгалтерского учета.
В соответствии с настоящим Законом, Приказом Минфина РФ от 11 мая 2010 г. N 41н «О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора» для страховых организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и получивших лицензию на осуществление страховой деятельности, в состав бухгалтерской отчетности страховых организаций входят:

1) годовая бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса страховой организации (форма N 1-страховщик), Отчета о прибылях и убытках страховой организации (форма N 2-страховщик), Отчета об изменениях капитала страховой организации (форма N 3-страховщик), Отчета о движении денежных средств страховой организации (форма N 4-страховщик), приложения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках страховой организации (форма N 5-страховщик), пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности страховой организации;

2) промежуточная бухгалтерская отчетность страховой организации включает в себя Бухгалтерский баланс страховой организации (форма N 1-страховщик) и Отчет о прибылях и убытках страховой организации (форма N 2-страховщик);

3) годовая бухгалтерская отчетность страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное и добровольное медицинское страхование, состоит из Бухгалтерского баланса страховой организации (форма N 1-страховщик), Отчета о прибылях и убытках страховой организации (форма N 2-страховщик), Отчета о прибылях и убытках страховой медицинской организации по обязательному медицинскому страхованию (форма N 2а-страховщик), Отчета об изменениях капитала страховой организации (форма N 3-страховщик), Отчета о движении денежных средств страховой организации (форма N 4-страховщик), Отчета о движении денежных средств страховой медицинской организации по обязательному медицинскому страхованию (форма N 4а-страховщик), Приложения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках страховой организации (форма N 5-страховщик), пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности страховой медицинской организации;

4) промежуточная бухгалтерская отчетность страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное и добровольное медицинское страхование, состоит из Бухгалтерского баланса страховой организации (форма N 1-страховщик), Отчета о прибылях и убытках страховой организации (форма N 2-страховщик) и Отчета о прибылях и убытках страховой медицинской организации по обязательному медицинскому страхованию (форма N 2а-страховщик);

5) годовая бухгалтерская отчетность страховых медицинских организаций, осуществляющих только обязательное медицинское страхование, состоит из Бухгалтерского баланса страховой организации (форма N 1-страховщик), Отчета о прибылях и убытках страховой медицинской организации по обязательному медицинскому страхованию (форма N 2а-страховщик), Отчета об изменениях капитала страховой организации (форма N 3-страховщик), Отчета о движении денежных средств страховой медицинской организации по обязательному медицинскому страхованию (форма N 4а-страховщик), Приложения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках страховой организации (форма N 5-страховщик), пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности страховой медицинской организации.

6) промежуточная бухгалтерская отчетность страховых медицинских организаций, осуществляющих только обязательное медицинское страхование, состоит из Бухгалтерского баланса страховой организации (форма N 1-страховщик) и Отчета о прибылях и убытках страховой медицинской организации по обязательному медицинскому страхованию (форма N 2а-страховщик).

Вся отчетность представляется страховщиками в Федеральную службу по финансовым рынкам и ее территориальные органы.
Для представления страховыми организациями в порядке надзора в Федеральную службу по финансовым рынкам и ее территориальные органы утверждены типовые формы:

  • отчет о платежеспособности — форма N 6-страховщик;
  • отчет о размещении средств страховых резервов — форма N 7-страховщик;
  • отчет о размещении средств страховых резервов по обязательному медицинскому страхованию — форма N 7а-страховщик;
  • отчет о страховых резервах — форма N 8-страховщик;
  • отчет об использовании средств фонда (резерва) предупредительных мероприятий — форма N 9-страховщик;
  • отчет об операциях перестрахования — форма N 10-страховщик;
  • информация по операционному сегменту — форма N 11-страховщик;
  • информация о дочерних и зависимых обществах — форма N 12-страховщик;
  • информация о филиалах и представительствах — форма N 13-страховщик;
  • отчет о составе активов, принимаемых для покрытия собственных средств, — форма N 14-страховщик.

2. При формировании бухгалтерской отчетности раскрывается информация об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение страховой организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, об операциях в иностранной валюте, о материально-производственных запасах, об основных средствах, о доходах и расходах организации, о последствиях событий после отчетной даты, о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности, а также по раскрытию в бухгалтерской отчетности той или иной информации об активах, капитале и резервах и обязательствах организации. Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.

Страховая организация вправе представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если органы управления страховой организации считают ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрываются динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет (объем страховых премий и страховых выплат всего и по видам страхования по договорам страхования (основным договорам) и договорам перестрахования, удельный вес страховых премий по видам страхования в общем объеме страховых премий по договорам страхования (основным договорам), состав и объем страховых резервов, прибыль до налогообложения, в том числе от операций по страхованию жизни и от операций страхования иного, чем страхование жизни); характеристика инвестиционной деятельности (состав инвестиций, полученный инвестиционный доход, эффективность инвестиционной деятельности, предполагаемые изменения в структуре инвестиций); политика управления рисками; планируемое расширение проводимых видов страхования и территории оказания страховых услуг, используемых методов по продаже страховых полисов; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками; иная информация.

Общее содержание указанных отчетов и сведений, подлежащих представлению в ФСФР РФ, отражено в п. 2 настоящей статьи и включает в себя:

1) нормативное соотношение собственных средств (капитала) страховщика и принятых обязательств;

2) состав и величину сформированных страховых резервов и результаты их изменений;

3) состав и структуру активов, в которые размещены собственные средства (капитал) страховщика;

4) состав и структуру активов, в которые размещены средства страховых резервов страховщика;

5) операции по перестрахованию с указанием сведений о перестрахователях и перестраховщиках;

6) структуру финансового результата деятельности страховщика по отдельным видам страхования;

7) состав акционеров (участников) и их доли в уставном капитале страховщика;

8) иную информацию, установленную нормативными правовыми актами органа страхового надзора.

Представляемая бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму страховой организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности. Страховые организации в составе промежуточной бухгалтерской отчетности, составленной за первое полугодие, представляемой в Федеральную службу страхового надзора и ее территориальные органы, представляют копию публикации годовой бухгалтерской отчетности за предыдущий год с указанием даты и источника публикации.

3. Пункт 3 настоящей статьи предусматривает необходимость утверждения органом страхового надзора Плана счетов бухгалтерского учета страховщика. Однако Приказ Минфин РФ от 11 мая 2010 г. N 41н предусматривает ведение бухгалтерского учета по общему Плану счетов (см. Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»), который применяется и иными организациями с учетом особенностей страховой деятельности и ее учета. Указанные особенности определены Приказом Минфина РФ от 4 сентября 2001 г. N 69н «Об особенностях применения страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

Так, для ведения бухгалтерского учета страховщиками вводятся дополнительные счета:

  • счет 22 — выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования — предназначен для обобщения страховой организацией информации о страховых выплатах за отчетный период в связи с наступлением страхового случая по договорам страхования, сострахования и перестрахования, долях перестраховщиков в страховых выплатах по договорам, переданным страховой организацией в перестрахование, возвращенных страховых премиях (взносах) и выплаченных выкупных суммах;
  • счет 78 — расчеты по договорам страхования, сострахования и перестрахования — предназначен для обобщения информации о расчетах страховой организации со страхователями, перестраховщиками, перестрахователями, состраховщиками, страховыми агентами, страховыми брокерами по заключенным договорам страхования, сострахования и перестрахования;
  • счет 92 — страховые премии (взносы) — предназначен для обобщения информации о начисленных в отчетном периоде страховых премиях (взносах) по договорам страхования, сострахования и перестрахования, заключенным страховой организацией;
  • счет 95 — страховые резервы — предназначен для обобщения информации о страховых резервах, образуемых страховой организацией в соответствии с действующим законодательством на основании положений о порядке формирования страховых резервов, утвержденных в установленном порядке, доли перестраховщиков в страховых резервах и результатах изменения страховых резервов.
Смотрите так же:  Пособие на усыновленных детей 2019

Основной особенностью ведения бухгалтерского и иного учета субъектами страховой деятельности является разграничение его применительно к отдельным видам страхования. Однако настоящий Закон предусматривает лишь необходимость отграничения в рамках учета операций по личному страхованию от иных видов деятельности. Поскольку указанное требование Закона является императивным, то оно подлежит обязательному исполнению всеми субъектами, осуществляющими страховую деятельность. Отграничение иных видов страхования допускается при необходимости по решению самого субъекта страховой деятельности, поскольку подзаконные акты органа страхового надзора позволяют изменять общий порядок для удобства и упрощения порядка ведения учета и сдачи отчетности.

4. Страховая организация представляет в порядке надзора в Федеральную службу по финансовым рынкам и ее территориальные органы следующие формы отчетности:

1) отчет о платежеспособности — под нормативным соотношением между активами страховщика и принятыми им страховыми обязательствами понимается величина, в пределах которой страховщик, исходя из специфики заключенных договоров и объема принятых страховых обязательств, должен обладать собственным капиталом, свободным от любых будущих обязательств, за исключением прав требования учредителей, уменьшенным на величину нематериальных активов и дебиторской задолженности, сроки погашения которой истекли.

Фактический размер маржи платежеспособности страховщика рассчитывается как сумма:

  • уставного (складочного) капитала;
  • добавочного капитала;
  • резервного капитала;
  • нераспределенной прибыли отчетного года и прошлых лет;
  • уменьшенная на сумму:

непокрытых убытков отчетного года и прошлых лет;

задолженности акционеров (участников) по взносам в уставный (складочный) капитал;

собственных акций, выкупленных у акционеров;

дебиторской задолженности, сроки погашения которой истекли;

2) отчет о размещении средств страховых резервов — заполняется на основании данных аналитического учета по счетам учета финансовых вложений и других счетов, на которых учитываются активы, принимаемые для покрытия страховых резервов;

3) отчет о размещении средств страховых резервов по обязательному медицинскому страхованию — составляют страховые организации, осуществляющие обязательное медицинское страхование. Отчет заполняется на основании данных аналитического учета по счетам учета финансовых вложений и других счетов, на которых учитываются активы, принимаемые в покрытие страховых резервов по обязательному медицинскому страхованию;

4) отчет о страховых резервах — формирование страховых резервов по страхованию жизни осуществляется в целях оценки обязательств страховщика, выраженных в денежной форме, по предстоящим страховым выплатам и обслуживанию этих обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования (в части принятия страхового риска), относящимся к страхованию жизни, которое обеспечивает защиту имущественных интересов, связанных с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, а также с наступлением иных событий в жизни страхователей (застрахованных), предусмотренных договором страхования (рождение ребенка, бракосочетание, достижение пенсионного возраста, потеря кормильца, утрата трудоспособности (инвалидность), заболевания, представляющие опасность для жизни), в том числе с участием страхователя (застрахованного) в инвестиционном доходе страховщика;

5) отчет об использовании средств фонда (резерва) предупредительных мероприятий — заполняется на основании данных аналитического учета средств, предназначенных для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества;

6) отчет об операциях перестрахования — отражает сведения об операциях перестрахования с резидентами Российской Федерации (на территории Российской Федерации) и с нерезидентами Российской Федерации (за пределами Российской Федерации). Данная форма отчетности составляется на основании данных бухгалтерского баланса страховой организации, отчета о прибылях и убытках страховой организации, а также данных аналитического учета операций перестрахования и страховых резервов;

7) информация по операционному сегменту — содержит сведения, отражающие формирование результата от операций по важнейшим проводимым видам страхования иным, чем страхование жизни. Информация заполняется на основании данных бухгалтерского баланса страховой организации, отчета о прибылях и убытках страховой организации, а также данных аналитического учета операций перестрахования и страховых резервов;

8) информация о дочерних и зависимых обществах — содержит сведения о наличии дочерних и зависимых страховых обществ и обществ, не являющихся страховыми организациями. По каждому дочернему и зависимому обществу указываются их полное наименование в соответствии с их учредительными документами; идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный соответственно дочернему и зависимому обществам налоговым органом по месту их постановки на учет без указания кода причины постановки на учет; адрес, указанный в учредительных документах или ином распорядительном документе о создании дочернего, зависимого общества; вид деятельности;

9) информация о филиалах и представительствах — содержит сведения о наличии филиалов и представительств страховой организации, их наименовании и месте нахождения;

10) отчет о составе активов, принимаемых для покрытия собственных средств, — заполняется на основании данных аналитического учета по счетам учета финансовых вложений и других счетов, на которых учитываются активы, принимаемые для покрытия собственных средств страховой организации.

Отчетность в порядке надзора составляют страховые организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и получившие лицензию на осуществление страховой деятельности.

Страховые организации включают в отчетность в порядке надзора показатели деятельности всех филиалов и представительств. Страховые организации, не осуществляющие обязательное медицинское страхование, в составе годовой отчетности в порядке надзора не представляют Отчет о размещении средств страховых резервов по обязательному медицинскому страхованию. Страховые медицинские организации, осуществляющие только обязательное медицинское страхование, в составе годовой отчетности в порядке надзора не представляют: отчет о платежеспособности, отчет о размещении средств страховых резервов, отчет о страховых резервах, отчет об операциях перестрахования, информацию по операционному сегменту.

Годовая отчетность в порядке надзора представляется страховой организацией вместе с годовой бухгалтерской отчетностью в установленные для представления годовой бухгалтерской отчетности сроки в территориальный орган Федеральной службы страхового надзора, осуществляющий страховой надзор на территории по месту нахождения данной страховой организации, в двух экземплярах (ксерокопии не принимаются) по утвержденным формам, а также на сменных носителях информации.

Сменные носители информации (два компакт-диска (CD-R)) после записи информации должны быть закрыты и содержать одинаковую информацию.

Основными требованиями при представлении отчетности в порядке надзора являются полнота ее заполнения, своевременность представления, а также достоверность отчетных данных. Отчетность в порядке надзора должна соответствовать данным бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Указанные общие требования предъявляются и в отношении статистической отчетности, которая подлежит представлению страховщиками. Так, в соответствии с требованиями действующих нормативных актов субъекты страхового дела представляют уполномоченному органу статистический отчет по форме N 2-С «Сведения о деятельности страховой (страховой медицинской) организации за ____ год».

Два компакт-диска должны содержать одинаковую информацию.

При представлении отчетности на сменных носителях информации страховыми (страховыми медицинскими) организациями должны быть обеспечены следующие условия:

  • идентичность информации, представляемой страховой (страховой медицинской) организацией в виде электронной записи на сменных носителях информации и на бумажном оригинале;
  • соблюдение соотношений (взаимоувязок) показателей формы годовой статистической отчетности N 2-С «Сведения о деятельности страховой (страховой медицинской) организации за ____ год».

Годовая статистическая отчетность составляется страховыми (страховыми медицинскими) организациями (страховщиками), являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и получившими лицензию на осуществление страховой деятельности (осуществление обязательного медицинского страхования) (см. Приказ Минфина РФ от 20 октября 2008 г. N 113н «О форме годовой статистической отчетности N 2-С «Сведения о деятельности страховой (страховой медицинской) организации за ____ год» и порядке ее составления и представления»).

Страховые (страховые медицинские) организации, имеющие в своем составе филиалы или иные обособленные подразделения, включают в годовую статистическую отчетность показатели деятельности филиалов и иных обособленных подразделений.

Форма N 2-С содержит сведения по договорам страхования, сострахования, перестрахования и обязательного медицинского страхования за отчетный год, сведения о деятельности и численности страховых агентов, о численности работников страховой (страховой медицинской) организации, а также о представителях страховой организации в субъектах Российской Федерации, выполняющих полномочия страховой организации по рассмотрению требований потерпевших о выплатах по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и их осуществлению, и состоит из следующих разделов:

  • общие показатели;
  • добровольное личное страхование;
  • добровольное имущественное страхование;
  • обязательное личное страхование;
  • обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • перестрахование;
  • обязательное медицинское страхование;
  • обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 11 февраля 2010 г. N 14н общества взаимного страхования дополнительно к форме годовой статистической отчетности N 2-С составляют и представляют сведения о числе членов общества взаимного страхования за ___ год.

5. Страховой брокер — посредник между страхователем и страховщиком, получающий за это посредничество определенное вознаграждение. В отличие от страхового агента, ведущего операции только от имени и по поручению страховщика, уполномочившего его на это, страховой брокер самостоятельно размещает страховые риски в любой страховой компании и защищает, как правило, интересы страхователя.

Страховые брокеры составляют статистическую отчетность по формам и в порядке, которые установлены органом страхового надзора по согласованию с органом страхового регулирования, и представляют эту отчетность в орган страхового надзора.

Приказом Минфина РФ от 11 мая 2006 г. N 76н «О порядке представления сведений о страховой брокерской деятельности» утверждена форма «Сведения о страховой брокерской деятельности за ____ год» (форма N 1-брокер) согласно Приложению к данному Приказу. Этим же Приказом для страховых брокеров, получивших лицензию на осуществление страховой брокерской деятельности, установлено, что представление сведений о страховой брокерской деятельности по форме N 1-брокер осуществляется ежегодно, не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.

Комментируемый Закон в рассматриваемой статье также предусматривает, что условия и форматы представления отчетности страховщиков и страховых брокеров в виде электронных документов, контрольные соотношения ее показателей устанавливаются и доводятся до сведения страховщиков и страховых брокеров органом страхового надзора не позднее последнего дня соответствующего отчетного периода путем размещения указанной информации на официальном сайте этого органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Начиная с отчетности за первый квартал 2012 г., страховые организации представляют промежуточную бухгалтерскую отчетность и отчетность в порядке надзора (далее — промежуточная отчетность) в виде набора xml-файлов, обеспечивающих считывание и контроль показателей отчетности, по электронной почте (см. информационное письмо Федеральной службы по финансовым рынкам от 29 марта 2012 г. N 12-ДП-12/13135).

Смотрите так же:  Налог на автомобили в 2012 году

При представлении промежуточной отчетности в виде набора xml-файлов по электронной почте страховыми организациями должны быть обеспечены следующие условия:

  • идентичность информации, представляемой страховой организацией в виде набора xml-файлов по электронной почте и на бумажном оригинале;
  • соблюдение контрольных соотношений показателей промежуточной отчетности;
  • в строке «Тема» направляемого сообщения необходимо обязательно указать: «PBO» латинскими буквами и регистрационный номер страховой организации по единому государственному реестру субъектов страхового дела.

Промежуточная отчетность представляется в виде набора xml-файлов, содержащих данные по формам отчетности, описание страховой организации и перечень файлов с информацией из пояснительной записки; файлов, содержащих информацию из пояснительной записки; файла tests_comments.xml, содержащего пояснения к протоколу проверки контрольных соотношений показателей промежуточной отчетности. В наборе xml-файлов обязательно должен присутствовать xml-файл с именем 0.xml, содержащий описание страховой организации и перечень файлов, в которых представляется информация из пояснительной записки.

Файлы, содержащие данные по формам отчетности, представляются в случае необходимости составления форм отчетности в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 мая 2010 г. N 41н «О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора».

Файл tests_comments.xml, содержащий пояснения к протоколу проверки, представляется в случае, если протокол проверки содержит контрольные соотношения, которые не выполнены либо в которых требуется дать пояснения, расшифровку или представить какую-либо информацию в пояснительной записке.

На каждую форму отчетности оформляется отдельный xml-файл с именем формы и расширением xml: 1.xml, 2.xml, 6.xml и т.д.

На каждый раздел пояснительной записки представляется файл одного из видов: текстовый файл в кодировке «Windows-1251» с расширением «txt», документ Microsoft Word с расширением «doc» или «rtf», документ Microsoft Excel с расширением «xls». Файл, содержащий полный текст пояснительной записки, представляется в виде документа Microsoft Word с расширением «doc» или «rtf». Имена файлов пояснительной записки должны состоять исключительно из латинских букв, цифр и знаков подчеркивания («_») и иметь длину не более 32 символов (считая точку и расширение).

Условия и порядок отражения контрольных соотношений показателей промежуточной бухгалтерской отчетности и отчетности в порядке надзора, начиная с отчетности за первый квартал 2012 года, содержатся в приложении N 2 к информационному письму Федеральной службы по финансовым рынкам от 29 марта 2012 г. N 12-ДП-12/13135.

6. Обязательным условием применения предусмотренных настоящей статьей правил представления отчетности является ее официальное опубликование, причем положения настоящей статьи предусматривают специальный порядок обнародования указанной информации: на официальном сайте органа государственной власти, утвердившего порядок либо формы, а также в сети Интернет. Однако следует обратить внимание, что указанные аспекты деятельности субъектов страхового дела регулируются в рамках подзаконных нормативных актов: приказа, инструкций, информационных писем и т.п., которые в силу своего статуса нормативного акта подлежат официальному опубликованию в соответствии с требованиями действующего законодательства. Причем законодательством связывает момент приобретения юридической силы указанными актами с моментом их опубликования в официальном печатном издании соответствующего органа государственной власти, который его издал или принял, и лишь вторичное значение в данном вопросе имеет размещение на сайте органа власти и в сети Интернет.

В этой связи использование указанных средств информирования субъектов страхового дела в большей степени актуально для размещения форм отчетов и иных документов, которые доступны каждому страховщику и могут быть им скачаны с официального интернет-ресурса для последующего внесения в них сведений о своей деятельности. Причем Закон в данном случае устанавливает специальные требования в части сроков размещения форм и условий сдачи отчетности — не позднее последнего дня отчетного периода, в котором они подлежат применению. Таким образом, на момент возникновения обязанности субъекта страхового дела представить указанные формы отчетности, они должны быть доступны и размещены на указанных ресурсах.

Общим требованием действующего законодательства является обеспечение стабильности деятельности субъектов страхового дела, показатели которой обнародуются для всеобщего ознакомления. В этой связи п. 5 настоящей статьи обязывает орган страхового надзора размещать на специальных интернет-ресурсах сведения, содержащиеся в отчетах страховщиков. Объем информации, подлежащей обнародованию, определяется Федеральной службой по финансовым рынкам по согласованию с Министерством финансов РФ. Указанное согласование является необходимым условием соблюдения коммерческой и иной тайны, а также ограниченного режима использования отдельных видов информации, которые установлены действующим законодательством.

Актуальные проблемы отражения в учете и финансовой отчетности страховых компаний сумм возвратов страховых премий (Пальгуева Т.В.)

Дата размещения статьи: 19.08.2016

В статье рассмотрены вопросы отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности страховых организаций сумм возвратов страховых премий в контексте текущих изменений российского законодательства. Предложен авторский подход к порядку их отражения в финансовой отчетности с целью повышения ее качества и предотвращения возможных манипуляций отчетными данными.

Институт страхования получает все большее развитие и становится неотъемлемой составляющей мировой и региональных экономик. Обеспечивая компенсацию непредвиденных потерь, страховые компании стимулируют экономические субъекты к активной деятельности, в том числе и достаточно рисковой. Ежегодно в процесс оказания страховых услуг вовлекается большое число юридических и физических лиц, заинтересованных в достоверной и полной информации о результатах деятельности страховых компаний. Возрастающая социально-экономическая значимость страховых компаний во многом обусловила ужесточение требований к составу информации, раскрываемой ими в финансовой отчетности. Расширение требований происходит как со стороны российского нормативно-правового регулирования (федеральные законы, нормативно-правовые акты надзорных органов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета), так и со стороны международных организаций, работающих над стандартами в области финансовой отчетности и надзора в сфере страхования (Совет по МСФО, Совет по финансовой стабильности и другие). Конечной целью указанного процесса является получение общепризнанной в мировом сообществе качественной, достоверной, прозрачной и понятной информации о результатах деятельности страховых компаний, достаточной для принятия решений всеми заинтересованными пользователями отчетных данных.

Анализируя изменения требований российского законодательства последних лет в отношении порядка ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности страховых компаний, можно выделить следующие наиболее существенные изменения:

— вменение в обязанность страховым компаниям составление публичной финансовой отчетности по МСФО согласно Федеральному закону от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» начиная с отчетности за 2012 г. [4];

— необходимость составления отчетности в порядке страхового надзора и отчетности по РСБУ наряду с финансовой отчетностью по МСФО [2];

— передачу с 2013 г. контрольных полномочий в сфере страхового надзора Банку России [18];

— разработку Банком России комплекса нормативно-правовых документов, регулирующих отдельные аспекты финансово-хозяйственной деятельности страховых компаний, наиболее существенными из которых являются Отраслевые стандарты в области финансового учета и отчетности [10, 11, 14].

Нельзя не отметить огромный вклад Банка России в расширение учетно-методической базы страховых компаний и принятие законодательных актов, содержащих разъяснения ряда дискуссионных вопросов, связанных с контролем качества активов страховых компаний [13] и подтверждением обоснованности расчетов страховых резервов [5]. Однако, на наш взгляд, наиболее ожидаемым событием стало утверждение Отраслевых стандартов по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности страховых компаний [10, 11], имеющих важное значение в контексте сближения российской и международных практик учета страховых операций.

Положение Банка России от 02.09.2015 N 486-П «О Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях» [11] значительно расширяет перечень счетов, предназначенных для учета страховых операций по сравнению с ранее действующим и предоставляет возможность ведения аналитического учета в разрезе контрагентов или договоров страхования.

Отраслевой стандарт бухгалтерского учета в страховых организациях и обществах взаимного страхования [10] законодательно закрепляет порядок классификации и идентификации в учете и отчетности активов и обязательств по страховой деятельности, обеспечивает методическое единообразие учетных подходов всех субъектов страхового дела по указанным вопросам и устраняет расхождения между МСФО и РСБУ, освещенные в работах М.Н. Черных [20], Г.И. Алексеевой [15] и других.

Отраслевой стандарт о сроках, порядке составления, публикации и представления в Банк России бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования [14] содержит перечень отчетных форм страховых организаций и примечаний к ним и раскрывает порядок их формирования и представления.

Рассмотрим изменение требований нормативно-правового регулирования финансового учета и отчетности страховых компаний в части отражения в учете и финансовой отчетности сумм возвратов страховых премий.

Как справедливо отмечали в своих работах А.Ю. Ежова [16] и С.А. Казьянина [17], одним из недостатков российской учетной практики являлся порядок отражения в учете и отчетности сумм возвратов страховых премий при досрочном расторжении договора страхования. Согласно действующему Плану счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина России от 04.09.2001 N 69н [7], указанные суммы отражаются на бухгалтерском счете 22 «Выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования», субсчете 22-5 «Возвраты страховых премий (взносов) и выкупные суммы». В данном случае мы полностью разделяем точку зрения С.А. Казьяниной о том, что «. возврат премий не имеет никакого отношения к страховым выплатам, вместе с которыми он отражается в Отчете о прибылях и убытках страховой организации (ф. N 2-страховщик), что приводит к искажению показателей бухгалтерской отчетности в части убыточности страховых операций» [17]. При этом происходят, с одной стороны, завышение суммы страховых премий, с другой — увеличение общей величины выплат. На наш взгляд, подобное представление данных в финансовой отчетности способствует формированию у пользователей финансовой отчетности достаточно обманчивого образа надежной страховой компании, исполняющей свои обязательства и осуществляющей большие объемы страховых выплат. Помимо этого, у недобросовестных страховщиков появляется возможность фальсификации учетных данных с целью представления финансовой отчетности в более выгодном для себя свете. В частности, могут быть заключены договоры страхования, не имеющие целью долгосрочную страховую защиту, а предполагающие последующее их расторжение с целью улучшения показателей деятельности страховщика. При этом выявить и идентифицировать подобные «схемные договоры страхования» на практике достаточно сложно. В случае формирования консолидированной финансовой отчетности страховых компаний по нескольким страховщикам вероятность подобных искажений и их величина значительно возрастают. Особую значимость решение данного вопроса приобретает в контексте требований Федерального закона N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» [4], в сферу действия которого страховые компании были включены в числе первых.

Смотрите так же:  Заявления за свой счет на полдня образец

Рассмотрим порядок отражения в отчетности сумм возвратов страховых премий на конкретном примере.

Пример. Размер премии по заключенному договору страхования составил 120 000 руб. Период страхования 6 месяцев. По истечении двух месяцев договор был расторгнут, неиспользованная часть страховой премии была возвращена страхователю. Заработанная страховая премия составила 40 000 руб. [(120 000 : 6) x 2]. Сумма незаработанной премии, подлежащей возврату при расторжении, равна 80 000 руб. (120 000 — 40 000). Отметим, что в случае досрочного расторжения договора сумма незаработанной страховой премии подлежит возврату за вычетом расходов на ведение дела. Величина доли расходов на ведение дела в страховом тарифе по добровольным видам страхования определяется страховой компанией самостоятельно и не является фиксированной. Поэтому в данном условном примере расходы на ведение дела мы не будем учитывать в расчетах. В таком случае результат от операций по возврату неиспользованных сумм страховых премий будет выглядеть так, как это представлено в авторских предложениях в таблице.

Таблица

Фрагмент отчета о финансовом результате страховой организации, млн руб.

Показатели консолидированного отчета о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе

На дату заявления о расторжении договора страхования

На момент расторжения согласно действующему порядку учета

На момент расторжения (авторские предложения)

Страховые премии (общая сумма)

Изменение резерва незаработанной премии

Суммы возвратов страховых премий

Чистая сумма заработанных премий

Чистая сумма понесенных убытков

Результат страховой деятельности

Источник: разработано автором.

Как видно из таблицы, в случае отражения возвратов сумм неиспользованной страховой премии согласно действующему порядку учета происходят высвобождение созданного под их обеспечение резерва и отражение возвратов в числе страховых выплат. При этом увеличиваются чистая сумма заработанных премий и чистая сумма понесенных убытков, которых фактически не было. В случае представления отчетных данных согласно авторским рекомендациям состав показателей отчета о финансовых результатах страховой организации расширяется за счет включения статьи «Суммы возвратов страховых премий». За счет этого происходит уменьшение размера заработанной страховой премии, которая теперь составит 40 млн руб. (120 млн руб. — 80 млн руб.). Страховые выплаты и суммы понесенных убытков, в рамках рассматриваемого условного примера, за счет их реклассификации и отображения в отчете по строке «Суммы возвратов страховых премий» станут равными нулю. При этом, на наш взгляд, повышаются прозрачность и аналитичность отчетных данных: итоговый результат страховой деятельности представляется более дифференцированно, что дает возможность оценить влияние каждой его составляющей и предотвратить искажение отчетных данных.

Сравнение основных положений вступающих в силу с 1 января 2017 г. Отраслевого стандарта Банка России «Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования» [14] и Положения Банка России от 04.09.2015 N 491-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета в страховых организациях и обществах взаимного страхования, расположенных на территории Российской Федерации» [12] с действующим в настоящее время порядком позволило выявить следующие изменения:

— отражение в учете операций по уменьшению страховых премий в случае изменения условий договора путем формирования бухгалтерской записи, обратной начислению заработанных страховых премий (по аналогии с авторским предложением) с отражением на синтетических счетах 714 XX «Заработанные страховые премии» и 480 XX «Расчеты по страховым премиям (взносам) по договорам страхования»;

включение сумм возвратов страховых премий в расшифровку расчета общей суммы страховой премии за отчетный период, приводимую в составе примечаний к финансовой отчетности.

Таким образом, порядок отражения на счетах бухгалтерского учета сумм возвратов страховых премий Отраслевыми стандартами изменен и, по нашему мнению, в большей мере соответствует их экономическому содержанию: из операций, ведущих к увеличению задолженности страховщика по выплате страховых возмещений, они переклассифицированы в операции, связанные с уменьшением заработанной премии и соответствующих ей страховых обязательств. При этом сумму возвратов страховых премий рекомендуется раскрывать в составе объемных примечаний к финансовой отчетности страховых организаций (Примечание N 44 «Страховые премии по операциям страхования, сострахования и перестрахования иного, чем страхование жизни»). Данные рекомендации, несомненно, повышают аналитичность отчетных данных, однако они не распространяются на операции по страхованию жизни, являющиеся составной частью отчета о финансовых результатах страховой организации. Включение же статьи «Суммы возвратов страховых премий» непосредственно в отчет о финансовых результатах страховой организации так, как это представлено в таблице, отдельно для операций по страхованию жизни и операциями страхования иным, чем страхование жизни, не только повысит наглядность и аналитичность представленных в ней сведений, но и облегчит сбор данных для расчета показателя финансовой устойчивости и платежеспособности страховых компаний.

В свою очередь, данный вывод позволяет пересмотреть классификацию расходов страховых компаний для целей налогового учета. Согласно п. 2 ст. 294 НК РФ [1] суммы возврата страховых премий включаются в расходы страховых организаций, что, на наш взгляд, противоречит их экономическому содержанию. В связи с этим для обеспечения единства принципов бухгалтерского (финансового) и налогового учета считаем целесообразным исключить суммы возвратов страховых премий из перечня расходов страховых компаний для целей налогообложения и рассматривать их в качестве изменения доходов, которыми, согласно п. 2 ст. 293 НК РФ, являются заработанные страховые премии.

Оценить существенность изменений статьи «Страховые выплаты» в отчете о финансовом результате страховой организации при изменении порядка учета возвратов сумм страховых премий сложно. Подтвержденных статистических данных о количестве расторгнутых договоров страхования и об общей сумме страховых премий, возвращенных или недополученных в связи с расторжением договоров страхования, нет. Однако включение подобной информации в консолидированную отчетность страховой компании повысит ее достоверность и информативность для пользователей страховых услуг. Вместе с тем по отдельным видам страхования, в частности по страхованию жизни и здоровья, на расторжение приходится согласно данным страховых агентов примерно 20% от общего числа заключенных договоров [21]. Следовательно, общая сумма расторжений может быть вполне существенна и ее некорректное отображение может влиять на достоверность финансовой отчетности, в особенности при формировании консолидированной финансовой отчетности, объединяющей информацию о результатах деятельности нескольких страховых организаций.

В связи с этим считаем, что выделение данного показателя в качестве отдельной статьи отчета о финансовом результате страховой организации (как консолидированного, так и неконсолидированного) способствует повышению качества отчетной информации, ее прозрачности и аналитичности, а также снижает вероятность возможных манипуляций с отчетными данными.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации, части первая, вторая (с изм. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ).
2. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
3. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».
5. Федеральный закон от 02.11.2013 N 293-ФЗ «Об актуарной деятельности в Российской Федерации».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации».
7. Приказ Минфина России от 04.09.2001 N 69н «Об особенностях применения страховыми компаниями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
8. Приказ Минфина России от 27.07.2012 N 109н «О бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков».
9. Указание Банка России от 30.11.2015 N 3860-У «О формах, сроках и порядке составления и представления отчетности страховыми организациями и обществами взаимного страхования в Центральный банк Российской Федерации».
10. Положение Банка России от 04.09.2015 N 491-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета в страховых организациях и обществах взаимного страхования, расположенных на территории Российской Федерации».
11. Положение Банка России от 02.09.2015 N 486-П «О Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения».
12. Информационное письмо Банка России от 06.02.2015 «О начале применения Плана счетов бухгалтерского учета и отраслевых стандартов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций».
13. Указание Банка России от 16 ноября 2014 N 3444-У «О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов».
14. Положение Банка России от 28.12.2015 N 526-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета «Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования».
15. Алексеева Г.И. Особенности оценки финансового состояния страховой компании по данным МСФО-отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2013. N 44. С. 14 — 29.
16. Ежова А.Ю. Порядок отражения страховой премии по договорам перестрахования [Электронный ресурс] // Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании. 2010. N 3. СПС «КонсультантПлюс»: Пресса и книги: Версия Проф. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.10.2015).
17. Казьянина С.А. Проблемы подготовки финансовой отчетности страховых компаний в соответствии с МСФО // Аудит и финансовый анализ. 2012. N 3. С. 19 — 28.
18. Пальгуева Т.В. Оценка непрерывности деятельности в консолидированной финансовой отчетности страховых компаний // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. N 1. С. 75 — 91.
19. Черных М.Н. Проблемы трансформации страховщиками страховых операций при подготовке консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО // Аудиторские ведомости. 2014. N 6. С. 39 — 49.
20. Проект отраслевого стандарта о сроках, порядке составления, публикации и представления в Банк России бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования [Электронный ресурс] // Официальный сайт Банка России: Информационно-аналитические материалы: Некредитные организации. URL: http://www.cbr.ru/analytics/accounting/project_nfo/project_2.pdf (дата обращения: 15.12.2015).
21. Демидова Е. Клиент расторгает договор страхования жизни. Почему? [Электронный ресурс] // Информационный портал «Страхование». URL: http://www.insurance-russia.com/69.html (дата обращения: 25.08.2015).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу