Упрощенный порядок получения статуса адвоката

Упрощенный порядок получения статуса Адвоката

Упрощенный порядок приема в адвокатуру предполагает проверку знаний только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, осуществляемую в форме тестирования.

При этом упрощенный порядок будет действовать в переходный период до 1 января 2023 года для лиц, соответствующих общим требованиям Закона об адвокатуре и одновременно отвечающих ряду дополнительных критериев. Лицам, не отвечающим установленным критериям, необходимо будет сдавать квалификационный экзамен на получение статуса адвоката в общем порядке.

Квалификационные экзамены в упрощенном порядке могут быть предусмотрены для всех лиц, имеющих высшее юридическое образование, полученное в Российской Федерации или Союзе ССР, либо ученую степень в области юриспруденции, и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет в организациях (либо в качестве индивидуальных предпринимателей по этому виду деятельности), оказывающих юридические услуги на территории Российской Федерации. При этом должна допускаться возможность сдачи повторного экзамена для претендентов, не сдавших его в первый раз, в течение всего переходного периода реализации Концепции.

Необходимо предусмотреть максимально удобную и технологичную процедуру сдачи такого экзамена с использованием технологии удаленного доступа посредством сети Интернет, разработка и функционирование которой будут обеспечены Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации. Правила предоставления статуса адвоката в упрощенном порядке и порядок сдачи соответствующего квалификационного экзамена должны быть унифицированными, максимально прозрачными и публичными и будут утверждены совместно Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации.

На лиц, получивших статус адвоката в упрощенном порядке, в переходный период не должно распространяться требование, предусмотренное пунктом 1 статьи 21 и пунктом 1 статьи 22 Закона об адвокатуре, о необходимости наличия стажа адвокатской деятельности не менее пяти лет у адвоката, учреждающего адвокатский кабинет, либо не менее чем у двух адвокатов, учреждающих коллегию адвокатов.

Кроме того, при предоставлении статуса адвоката в упрощенном порядке должны быть отменены взносы (или установлен их необременительный единый размер), уплачиваемые претендентами целевым образом при вступлении в адвокатуру.

В настоящий момент размер таких отчислений устанавливается решениями собраний (конференций) адвокатов адвокатских палат субъектов Российской Федерации и существенным образом отличается в различных регионах. Установление упрощенного порядка вступления в адвокатуру должно предполагать единообразие в решении данного вопроса. Сохранение существующего порядка определения размера взносов в переходном периоде создаст значительные препятствия при реализации Концепции.

  • Денис

Интересно, какие взносы упомянут в статье и в самой Концепции?:-)) что на счет не официальных «заградительных» взносов, размер которых, к примеру у нас на Сахалине, составляет 250 тысяч рублей. в Москве до полумиллиона рублей и так далее)))

10.01.2018 00Ответить
Администратор портала Денис

Лет 10 назад со всех также собрали взносы за включение в Ассоциацию юристов России, но потом все перестали платить, вот попытка №2.

10.01.2018 00Ответить
Георгий

Архимудро. Наконец, один из гос.органов поумнело, стали здраво размышлять и рассуждать. Просто не верится.

В адвокаты в три этапа: Минюст показал новую концепцию регулирования юррынка

Минюст опубликовал новый вариант концепции регулирования рынка профессиональной юрпомощи. Обновленная программа предусматривает введение адвокатской монополии в России с 1 января 2023 года. В документе подробно расписано, как можно будет получить адвокатский статус в упрощенном порядке и какие требования будут предъявляться к иностранным юристам. За внедрение большей части нововведений будут отвечать Минюст и ФПА.

Первый этап: новые законы

Из опубликованного документа следует, что концепция будет реализовываться в три этапа. На первом из них в 2018 году собираются разработать нормативные акты по нескольким направлениям:

1) Создать возможности для выбора адвокатами существующих организационно-правовых форм коммерческих организаций, чтобы вести адвокатскую деятельность.

2) Обеспечить адвокатам возможность работать по трудовому договору с адвокатскими образованиями.

3) Детализировать режим налогообложения адвокатов и адвокатских образований в зависимости от той организационной формы, которую они выберут.

4) Обеспечить адвокатским образованиям возможность использовать средства индивидуализаци и участвовать в госзакупках.

5) Ввести правило о том, что иностранные юристы и защитники смогут оказывать в России юрпомощь только после регистрации в специальном реестре, который будет вести Минюст. Иностранцы смогут консультировать в нашей стране только по вопросам права своего зарубежного государства, если там власти дают аналогичную возможность для российских адвокатов (принцип взаимности).

6) Ввести правило о том, что иностранцы смогут получить статус адвоката в РФ, если они имеют высшее юридическое образование вуза России, СССР или иностранного университета той страны, где действует принцип взаимности с Россией.

7) Ввести требование к адвокатским образованиям, которое запретит прямой или косвенный контроль иностранных лиц над ними.

В документе указано, что для достижения перечисленных целей потребуется внести изменения в целый ряд актов: Закон об адвокатуре, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Налоговый кодекс, в процессуальное законодательство и законодательство о госзакупках. На первом этапе реализации Концепции для укрепления статуса адвоката планируется при участии ФПА разработать предложения, которые будут обеспечивать повышение эффективности адвокатской деятельности: дальнейшее развитие института адвокатского запроса, защиты адвокатской тайны, упрощение процедур подтверждения работы адвокатов по назначению.

Второй этап: упрощенный экзамен не для всех

В 2019 году должен пройти второй этап реализации концепции, в рамках которого планируется разработать законы, регулирующие временный упрощенный порядок перехода юристов в адвокатуру. Чтобы получить адвокатский статус по облегченному механизму, надо будет успешно пройти тест на знания только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Упрощенный порядок будет действовать в переходный период до 1 января 2023 года для тех специалистов, кто соответствует общим требованиям Закона об адвокатуре и одновременно отвечает ряду дополнительных критериев.

Всем остальным юристам придется сдавать квалификационный экзамен на получение статуса адвоката в общем порядке. Авторы концепции указывают на то, что сдачу экзамена надо сделать удобной и технологичной с использованием интернета. Разработкой такой системы займется ФПА. Правила предоставления статуса адвоката как в упрощенном порядке, так и в общем предстоит унифицировать, сделать максимально прозрачными и публичными. Их должны будут совместно утвердить ФПА и Минюст. Вопрос с уплатой взносов при вступлении в адвокатуру тоже предстоит упростить. Разработчики документа предлагают установить единый необременительный размер таких сумм.

В перспективе планируется предусмотреть преференции для адвокатских образований, которые оказывают помощь pro bono. В частности, наличие такой практики у адвокатов могут сделать обязательным условием для участия в гостендерах на оказание юруслуг. Число адвокатов будет стремительно расти, поэтому ФПА в 2019 году придется создать все условия для эффективной и системной работы квалификационных комиссий адвокатских палат субъектов РФ.

Финальный аккорд: сроки могут продлить

Последний этап реализации Концепции собираются провести за 3 года – с 2020 по 2022 год. За это время собираются принять в адвокатуру в упрощенном порядке всех желающих, которые отвечают заявленным требованиям. С 1 января 2023 года представительство во всех судах вправе будут осуществлять только адвокаты, а также госслужащие, муниципальные служащие, инхаусы в интересах своих компаний, законные представители, руководители организаций и НКО.

Кроме того, с этой же даты только адвокаты и адвокатские образования смогут оказывать юридическую помощь в РФ на возмездной основе. Всем юркомпаниям придется до этого времени привести свои фирменные наименования, учредительные документы, партнерские соглашения, трудовые договоры, а также соглашения с доверителями в соответствие с новыми правилами Закона об адвокатуре, и получить статус адвокатских образований.

Во время третьего этапа ФПА и Минюст будут вести мониторинг тех результатов, которые удалось достичь с 2018 по 2020 год в процессе реализации поставленных задач:

  • Установить число лиц, которые получили статус адвоката в упрощенном порядке, уточнить динамику увеличения численности адвокатского сообщества;
  • Оценить доступность адвокатских услуг для всех категорий граждан в денежном эквиваленте;
  • Подсчитать число вновь зарегистрированных адвокатских образований
    и их организационно-правовые формы;
  • Узнать число адвокатов, которые заключили трудовые договоры с адвокатскими образованиями;
  • Выявить проблемы правоприменения, которые возникли при реализации Концепции.

Если в ходе мониторинга выяснится, что к 1 января 2023 года численность адвокатов не обеспечивает потребностей граждан и организаций в получении квалифицированной юрпомощи либо имеются иные проблемные аспекты, то срок третьего этапа реализации концепции могут увеличить.

Тем временем сегодня Законодательный комитет Госдумы по итогам своего заседания рекомендовал принять в первом чтении законопроект, который предлагает альтернативные правила представительства для юристов в российских судах (см. «Представителей в судах обяжут иметь высшее юридическое образование»). Его автором является депутат Госдумы, председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

О законопроекте

Его идея состоит в том, чтобы прописать в законе требования о наличии специального образования у тех, кто хочет представлять чьи-либо интересы в суде. При этом представитель гражданина или организации должен иметь присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности или получить образование по программе с государственной аккредитацией. К иностранным гражданам законопроект предъявляет точно такие же требования.

Если проект примут, то в АПК вместо слов «иные лица» появится такое уточнение: «дееспособные граждане, имеющие высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом, и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование». Такую же норму пропишут в ГПК и КАС.

Что касается компаний, то представителями смогут быть как российские организации, так и иностранные. Последние при этом будут обязаны иметь специальную аккредитацию от «общероссийской общественной организации, определяемой Правительством».

С текстом законопроекта № 273154-7 «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» можно ознакомиться здесь.

Стать адвокатом по новым правилам: как это сделать

С 1 сентября 2016 года ФПА ввела единые требования сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката для всех адвокатских палат страны. Согласно нововведениям само испытание проходит в два этапа. Первое — в течение часа ответить на 70 тестовых вопросов, которые компьютерная программа случайно выбирает из единого перечня. При этом успешным результатом будет считаться 50 правильных ответов и более. Вторая часть экзамена — устная. В каждом билете по четыре вопроса. При подготовке ответа кандидатам теперь можно пользоваться печатными текстами кодексов и законодательных актов.

Смотрите так же:  Транспортный налог уфа расчет

Владислав Салита из АБ «Юсланд»– один из тех, кто в 2017 году стал адвокатом уже по новым правилам. Он рассказал «Право.ru», как сдавал экзамен и дал советы тем, кто только готовится к такому испытанию.

Первые шаги к новому статусу

В январе 2017 года Салита собрал все необходимые документы и отнес их в Адвокатскую палату Санкт-Петербурга. В разных субъектах РФ с вас могут потребовать дополнительные бумаги, уточняет юрист: «Например, в Адвокатской палате Ленинградской области нужен военный билет. А в некоторых регионах в Палату надо принести гарантийное письмо о том, что юристов после успешной сдачи экзамена примет к себе адвокатское бюро». Сама подготовка у кандидата заняла четыре месяца и проходила в свободное от работы время – исключительно по выходным дням.

Хотя Салита называет свою подготовку к экзамену скорее повторением ранее изученного материала: «Мне серьезно помогло то, что я учился в магистратуре по программе «Адвокатура», а по работе занимался судебным представительством». Предстоящее испытание его не особо пугало и по другой причине: «В университете я за 5 лет сдал 100 экзаменов, а потом ещё 45 в магистратуре за два года». Но будущий адвокат все равно купил несколько книги, по которым в итоге готовился.

Двухэтапный экзамен

Сначала мы сдавали тестовую часть за компьютерами, вспоминает Салита: «За нами внимательно наблюдали, чтобы никто из кандидатов не воспользовался вспомогательными средствами». Для удобства экзаменуемых часы в углу монитора постоянно напоминают, что идет обратный отсчет времени, поясняет юрист. Как только тест заканчивается, то компьютер сразу выдает результат, который может быть либо положительный, либо отрицательный – третьего не дано, отмечает Салита.

Примерно через неделю после успешного выполнения назначают устную часть экзамена. Этот этап напоминает университетские зачеты, объясняет Салита: «Подходишь к столу, где лежат билеты, в каждом из которых по четыре вопроса. Я вытянул билет, в котором все задания оказались по разным отраслям права – уголовный процесс, арбитражный процесс, административное право и вопрос по гражданско-правовым сделкам».

Юрист подчеркивает, что предложенные вопросы ему не показались сложными: «В принципе, я мог ответить на них сразу, но спешить было некуда, и я тезисно подготовил свой ответ на бумаге». Сам процесс сдачи экзамена Салита назвал «агрессивным»: «Но под этим термином я не имею в виду что-то плохое, скорее это как агрессия защиты адвокатского сообщества от «случайных лиц», которым нужно подготовиться еще». Беседа с комиссией тогда еще будущему адвокату напомнила переговоры среди юристов.

Когда экзаменаторы поняли, что Салита знает ответы на вопросы, то они стали больше интересоваться его юридической практикой: «Выясняли тонкости правоприменительной деятельности медицинского лицензирования, которой я к тому моменту занимался больше всего». В тот же день юрист принял адвокатскую присягу, еще через сутки заплатил вступительный взнос в адвокатскую палату Санкт-Петербурга на сумму 50 000 руб., а спустя месяц в торжественной обстановке получил удостоверение, которое подтверждает его новый статус. Однако цена «входного билета» в адвокатуру значительно разнится в зависимости от региона. Если в Москве с новоиспеченного защитника возьмут всего лишь 22 000 руб., то в Ханты-Мансийске придется заплатить 250 000 руб. Размер таких сумм определяется решением совета адвокатской палаты региона и не имеет четких критериев.

Советы от юристов, получивших адвокатский статус в 2017 году

Рафаэль Костанян, старший юрист КА «Муранов, Черняков и партнеры» (получил статус в АП Москвы) утверждает, что к тесту надо готовиться, «чуть ли не зазубривая» положения Закона об адвокатуре и Кодекса профэтики адвоката. Он предупреждает, что в некоторых заданиях есть несколько правильных ответов: «Например, мне попался вопрос о существенных условиях соглашения по оказанию юрпомощи. Я указал три правильных ответа, но не отметил четвертый. Итог – весь ответ не засчитан».

В любом случае, с тестом кандидаты обычно справляются без особых проблем. По крайней мере, более 50 правильных ответов на 70 вопросов за час все дают, констатирует Президент АП Костромской области, Николай Жаров. Гораздо больше трудностей у кандидатов вызывает устная часть, которая по своей форме напоминает вузовский экзамен. В вашем билете будет четыре вопроса. Как правило, первый из них – по истории адвокатуры, второй по нормативному реглуированию адвокатскую деятельность, а два последних касаются различных отраслей права, рассказывает Алексей Новиков, экс-следователь по особо важным делам ГСУ СК, младший партнер АБ «ЗКС» (получил статус в АП Москвы).

Основная сложность сдачи устной части экзамена заключается, по моему мнению, в большом количестве материала из совершенно разных отраслей права. Приличный объем (примерно 30%) занимает уголовный процесс. В каждом билете есть вопрос по такой теме. При подготовке очень важно понимать, что не нужно заучивать наизусть нормы права: основным нормативным материалом можно пользоваться прямо на экзамене. Самое важное – знать, какой кодекс (или закон) открыть и куда в нем посмотреть. Так что больше внимания необходимо уделить теоретическим знаниям: той научной базе, которой нет в кодексах и законах.

Виктор Андреев, старший юрист «Taxadvisor», получил адвокатский статус в АП Москвы

Основной упор надо делать на первый вопрос, считает Костанян: «Именно по нему члены комиссии составляют о вас первое впечатление». Артем Сафонов, юрист Saveliev, Batanov & Partners (получил статус в АП Москвы)советует будущим адвокатам уделять бОльшее внимание именно устному выступлению: «Старайтесь говорить максимально четко и спокойно».

И ни в коем случае нельзя зачитывать ответы с листа – комиссия очень негативно относится к такому формату, предупреждает юрист. Он объясняет, что сдача адвокатского экзамена должна выглядеть как выступление в суде: «В этом случае комиссия будет относиться к претенденту лучше, даже если в ответах будут неточности».

Если вы уверены в своих знаниях, то не надо бояться входить в полемику с членами комиссии, добавляет Костанян. По его словам, одна из задач экзаменаторов заключается как раз в том, чтобы выявить способности кандидата логически формулировать свою позицию.

Адвокат Мартин Зарбабян (получил статус в АП Москвы) отмечает, что в профессиональном сообществе есть определённый стереотип — крайне трудно сдавать адвокатский экзамен в Москве. Однако, это скорее миф, чем правда, уверяет он. Безусловно, для того, чтобы приобрести статус защитника в столице, недостаточно только процитировать нормы права из кодексов, подчеркивает Зарбабян: «Важно углубленно понимать нормативно-правовые предписания, знать судебную практику и довести свою мысль до экзаменаторов». Поскольку, самая распространенная ошибка претендентов – неумение говорить, резюмирует юрист.

До получения статуса я занимался в основном арбитражными спорами, поэтому главную сложность для меня составила подготовка по уголовному праву. Изучить эту тему мне очень помог учебник под редакцией А.И. Рарога. При ответе категорически не рекомендую читать по листочку. Количество дополнительных вопросов будет прямо пропорционально количеству прочитанного с бумаги. Не лишним будет учесть и то, что экзаменационная комиссия постоянно слушает одни и те же ответы. Поэтому, с большим вниманием экзаменаторы отнесутся к новой для них информации. Заранее стоит позаботиться и о кодексах, которыми можно теперь пользоваться во время сдачи экзамена. Материалов на всех порой не хватает, или они могут иметь старую редакцию. Поэтому для удобства стоит взять свои кодексы, предварительно спросив разрешение у комиссии.

Михаил Налётов, частнопрактикующий адвокат, получил статус в АП Воронежской области

Взгляд адвокатского руководства на новые правила

Президент Адвокатской палаты Республики Дагестан, Акиф Бейбутов утверждает, что после введения компьютерного тестирования претенденты начали ответственнее относиться к экзамену и тщательнее готовиться к нему: «Возможно, это главный результат, которого мы смогли добиться введением нового порядка».

Кроме того, обсуждаемые нововведения упростили жизнь и руководителям адвокатских палат. Раньше мы самостоятельно готовили вопросы и организовывали тестирование, а теперь все материалы присылает Федеральная палата адвокатов, что очень удобно, отмечает Президент Адвокатской палаты Ивановской области, Елена Леванюк Глава АП Костромской области приветствует еще одно новое правило – возможность пользоваться печатными кодексами на экзамене: «Если человек знает материал, то кодекс ему поможет уточнить формулировки, справиться с волнением. А когда кандидат не знает ответа, то кодекс его не спасет». Светлана Володина, вице-президент Федеральной палаты адвокатов в свою очередь объясняет, что экзамен в новом формате проверяет прежде всего готовность будущих адвокатов правильно действовать в определенной процессуальной ситуации. Если раньше вопрос звучал как «Договор аренды», то теперь – «Действия адвоката по составлению и расторжению договора аренды», говорит представитель ФПА. По ее словам, комиссия должна понять, что потенциальный защитник не только знает правовую норму, но и способен ее верно применить на практике.

Вместе с тем, для некоторых регионов единые правила не установили ничего нового. Так произошло в Самарской области. Глава адвокатской палаты этого субъекта РФ, Татьяна Бутовченкообъясняет, что экзамен на статус адвоката у них всегда состоял из компьютерного теста и устного собеседования. И введенная ФПА программа тестирования мало чем отличается от ранее используемой в нашей палате, говорит Бутовченко. Она подчеркивает, что сейчас тест сдается претендентами даже успешнее, чем раньше.

Но некоторые защитники считают, что в сегодняшем виде адвокатский экзамен – вещь слишком усложненная.Если претендент – практик с большим опытом, то можно было бы ограничиться тестированием по законодательству об адвокатуре, уверена Екатерина Болдинова, партнер юрфирмы «Тиллинг Петерс» (получила статус в АП Московской области). Кроме того, она предлагает выделять специализации для адвокатов, сравнивая юристов с врачами: «Ведь вы не идёте лечить сердце у окулиста. Точно также эксперта по семейному праву глупо спрашивать о налоговых вычетах». А если в дальнейшем адвокат решит изменить свою специализацию, то ему надо будет пройти проверку знаний по новой – уже для другой отрасли, резюмирует Новиков.

С полным перечнем экзаменационных вопросов можно ознакомиться здесь, а со списком рекомендованной литературы здесь.

Упрощен порядок сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката

Советом Федеральной палаты адвокатов внесены поправки в положение о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката.

Смотрите так же:  Пособие по продажам автомобилей

С 1 сентября кандидатам разрешат использовать печатные тексты законов при подготовке к сдаче устного экзамена

Согласно правилам, экзамен делится на две части: письменный и устный. Письменный экзамен проводится в форме тестирования. Претенденту предлагается за 60 минут ответить на 70 вопросов, выбранных случайным образом из утвержденного перечня. Необходимо дать правильные ответы не менее чем на 50 вопросов.

Сдавшие письменный экзамен допускаются к устному. Претенденту предлагается ответить на 4 вопроса, которые могут быть дополнены задачами по решению правовых ситуаций и заданиями по составлению юридических документов. На подготовку дается не менее 45 минут.

О механизме приема в адвокатуру по Концепции

В рамках сессии «Диалог с регулятором. Реформа рынка юридических услуг» Петербургского международного юридического форума состоялось обстоятельное обсуждение перспектив проекта Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, предложенного российскому юридическому сообществу Министерством юстиции РФ, ключевые положения которого уже одобрили Федеральная палата адвокатов РФ и ряд авторитетных адвокатских организаций страны. В дискуссии приняли участие министр юстиции РФ Александр Коновалов и заместитель министра юстиции РФ Денис Новак, под руководством которых был подготовлен и активно дорабатывается проект Концепции.

Они рассказали о том, как проходит подготовка к реализации реформы, заявленной в проекте, и сообщили о важных корректировках сроков ее осуществления. Так, существенным представляется решение разработчиков реформы перенести начало приема частнопрактикующих юристов в адвокатскую корпорацию в упрощенном порядке с 2019-го на 2020 г. По словам замминистра юстиции, параллельно с принятием юристов в адвокатуру планируется проведение социологических и статистических исследований доступности оказываемой адвокатами юридической помощи. По моему мнению, это решение свидетельствует об ответственности и осторожности руководителей Минюста, а также об их понимании необходимости контролируемого и дозированного претворения в жизнь наиболее чувствительных из предусмотренных проектом Концепции нововведений.

Руководители Минюста в очередной раз отметили, что слышат и воспринимают критику отдельных положений предложенной ими реформы, и в подтверждение уделили внимание разным ее аспектам. Резюмировал свое выступление Денис Новак так: «Речь идет о постепенном и поэтапном реформировании».

С учетом озвученного решения о переносе сроков приема частнопрактикующих юристов в адвокатуру считаю необходимым продолжить уже затронутую мной в статье «Ахиллесова пята проекта Концепции» тему корректировки механизма упрощенного приема. Изложенные в статье доводы получили аргументированную критическую оценку со стороны первого вице-президента АП Московской области Михаила Толчеева («К вопросу об упрощенном приеме в адвокатуру»). Аргументы коллеги подчеркивают актуальность рассматриваемой проблемы и располагают к дискуссии. Хотелось бы отметить высокий уровень компетентности эксперта: высказанная им позиция последовательна и продуманна. Вместе с тем не все приведенные доводы представляются мне убедительными.

В своей статье Михаил Толчеев высказал убеждение в том, что «поведение, отвечающее профессиональным стандартам, – норма для подавляющего большинства практикующих юристов». В подтверждение своего тезиса он отмечает, что многие крупные юридические компании и объединения юристов самостоятельно разработали и приняли стандарты профессионального поведения, не уступающие, по его мнению, Кодексу профессиональной этики адвоката. Также коллега уверен, что принятие новых членов в корпорацию исключительно на основании результатов тестирования и общего соответствия формальным требованиям (образование, стаж) не навредит морально-этическому «климату» адвокатского сообщества. Он указывает на высокий профессионализм большинства частнопрактикующих юристов, в связи с чем считает преувеличенной опасность их вхождения в адвокатуру в сжатые сроки в упрощенном порядке.

С данным аргументом вряд ли можно согласиться полностью. Никто не оспаривает профессиональной квалификации членов команд таких респектабельных и влиятельных юридических фирм, компаний и холдингов, как «Юст», «Бейкер и Макензи», «Яковлев и Партнеры», «Пепеляев Групп». Однако какое место на юридическом рынке страны занимают сотрудники этих компаний или тех, которые хотя бы отчасти сопоставимы с ними по уровню профессионализма юристов и этической составляющей в их работе? И сколько условных ООО «ННН» – иногда даже со смелыми добавлениями Lawyer или Incorporated в названиях, – не слишком щепетильных в соблюдении этических норм, активно «творят» в пространстве коммерческой юриспруденции на территории России?

Вполне возможно, что в количественном отношении руководители и сотрудники подобных юридических «корпораций» превосходят юристов из структур, работающих с соблюдением высоких этических стандартов. При этом желание продолжить карьеру судебного представителя, получив в упрощенном порядке статус адвоката в придачу, скорее всего, возникнет у многих. Так не лучше ли будет, доверяя высшему юридическому образованию и стажу практической работы претендентов, все-таки проверить их реальную подготовленность к получению адвокатского статуса на устном квалификационном экзамене, пусть даже и посвященном исключительно знанию законодательства об адвокатуре?

Представляется спорным аргумент о необходимости сделать процесс приема частнопрактикующих юристов в адвокатскую корпорацию максимально комфортным с помощью тестирования, которое должно позволить избежать упреков в предвзятости при несдаче кем-либо из претендентов квалифэкзамена. Однако они и так будут находиться в привилегированном положении по сравнению с другими претендентами, поскольку на экзамене не потребуется подтверждать профессиональное владение юридическими знаниями по всем отраслям права, достаточно будет продемонстрировать знание положений Закона об адвокатской деятельности и КПЭА. Это решение было исчерпывающе разъяснено разработчиками реформы в проекте Концепции и в выступлениях, посвященных предложенным преобразованиям. Таким образом, причин для недовольства у частнопрактикующих юристов быть не может.

Полагаю, что сдача устного экзамена по законодательству об адвокатуре сделает получение юристами адвокатского статуса заслуженным достижением, которое коллеги и, возможно, клиенты посчитают более весомым.

Целесообразность упрощенного приема юристов-практиков в адвокатуру подтверждается, по мнению Михаила Толчеева, наличием дисциплинарного производства – более важного, чем сдача квалифэкзамена, этапа в контроле за этической и профессиональной составляющими деятельности адвокатов. В рамках дисциплинарного производства адвокатское сообщество выявляет готовность вступившего в корпорацию профессионала руководствоваться в своей работе принципами и традициями адвокатуры. При этом прекращение статуса адвоката, по словам первого вице-президента АПМО, «применяется только в случае действий, свидетельствующих о явном пренебрежении нормами адвокатской этики при полном осознании и понимании предъявляемых требований» и не является результатом ошибки или непродуманных решений, продиктованных незнанием нюансов или адвокатских традиций.

Соображения коллеги о роли и важности дисциплинарного производства в жизни адвокатской корпорации, несомненно, правильны. Но оно все же не умаляет значения квалификационного экзамена, который вряд ли можно считать исключительно формальной процедурой.

Кроме того, при недостаточной мировоззренческой и психологической подготовленности новых членов адвокатской корпорации может существенно увеличиться количество дисциплинарных производств, пусть даже большинство из них прекращением статуса и не закончится. Таким образом, нагрузка на членов Квалификационных комиссий и Советов Адвокатских палат увеличится, а репутация адвокатской корпорации не улучшится.

Наконец, принятие в адвокатуру только на основании сдачи теста вряд ли будет способствовать серьезному отношению юристов к своей вновь приобретенной принадлежности к адвокатскому сообществу. По крайней мере, в психологическом и мировоззренческом аспектах. Все, что легко дается, обычно не слишком ценится. К сожалению.

Я не сомневаюсь в высокой компетентности разработчиков проекта Концепции и все же позволю себе предложить им и более опытным коллегам-адвокатам – в первую очередь, членам Совета ФПА РФ, членам Советов и Квалификационных комиссий Адвокатских палат субъектов РФ – обдумать вопрос о пересмотре механизма приема в адвокатуру частнопрактикующих юристов. А в завершение от души желаю заявленной реформе успеха – на благо ее творцам и российской адвокатуре.

«Адвокатская монополия» анонсирована

Опубликован проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи

24 октября на официальном сайте Министерства юстиции РФ размещен проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, разработка которого велась в течение нескольких лет. Как отмечает Минюст России, проект носит предварительный характер и может быть доработан с учетом предложений, высказанных в ходе его обсуждения. Документ предусматривает, что с 2023 г. оказанием юридической помощи, в том числе осуществлением представительства в суде, на возмездной основе смогут заниматься только адвокаты и адвокатские образования.

Проблемы, требующие решения

Как указано в документе, принятие Концепции обусловлено необходимостью повышения качества предоставления квалифицированной юридической помощи и надлежащего обеспечения конституционного права граждан на получение такой помощи.

Это предполагается сделать, устранив фрагментацию рынка профессиональной юридической помощи в России, которая привела к тому, что «правом предоставления юридических услуг обладает неограниченный круг лиц, к одной части которых применяется ряд специальных требований, а другие находятся в условиях минимального правового регулирования».

Сфера юридических услуг в России, как указывается в документе, представлена двумя основными группами участников, разделенных по регуляторному критерию: адвокаты, оказывающие квалифицированную юридическую помощь в порядке, предусмотренном Законом об адвокатуре, и иные участники рынка, не обладающие адвокатским статусом и предоставляющие юридические услуги неограниченному кругу лиц. В качестве отдельной категории выделяются корпоративные юристы, патентные поверенные, нотариусы, аудиторы и государственные служащие.

При этом подчеркивается, что только к адвокатской деятельности предъявляются установленные Законом об адвокатуре и Кодексом профессиональной этики адвоката требования к ее осуществлению. Правила допуска к предоставлению юридических услуг и квалификационные требования для второй группы участников не установлены.

«Отсутствие специального нормативного правового регулирования деятельности лиц, предоставляющих юридические услуги вне установленных требований к качеству таких услуг и правил их предоставления, лишает государство возможности предпринимать какие-либо меры, направленные на санацию рынка путем исключения из него недобросовестных участников в целях предупреждения нарушения конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи», – отмечается в документе.

Другой проблемой, требующей разрешения, отмечается в документе, является отсутствие должного регулирования адвокатской деятельности. «Конфигурация действующего Закона об адвокатуре, разработанного в начале 2000-х годов, не полностью синхронизирована с современными потребностями рынка юридических услуг и не создает оптимальных условий для пополнения адвокатского сообщества высокопрофессиональными юристами, практикующими в нерегулируемой части рынка, даже несмотря на такие дополнительные преференции статуса, как адвокатская тайна и право на адвокатский запрос», – отмечает Минюст.

Основной задачей Концепции, по мнению Минюста, является формирование единой правовой основы предоставления юридических услуг, предполагающей: повышение уровня правовой защиты получателей юридических услуг; совершенствование института адвокатуры, в том числе путем устранения ограничений, затрудняющих организацию эффективной адвокатской деятельности; создание условий для недопущения низкоквалифицированных юристов к оказанию юридических услуг, условий исключения из профессии недобросовестных консультантов; создание системы профессиональной правовой помощи, отвечающей общепризнанным международным стандартам, и формирование условий для интеграции институциональной среды адвокатуры в мировое правовое пространство.

В тексте Концепции отражен краткий правовой анализ международного опыта регулирования профессиональной юридической помощи. В подавляющем большинстве стран с развитыми правовыми системами оказывать профессиональную юридическую помощь вправе лица, обладающие специальным правовым статусом (адвоката, барристера, солиситора и иных); предъявляются строгие требования к претендентам на получение статуса адвоката; установлены требования к адвокатам, связанные с регулярным повышением и подтверждением квалификации; применяются меры дисциплинарной ответственности по отношению к адвокатам, нарушающим обязательства перед клиентами и не соблюдающим законодательство об адвокатской деятельности, профессиональные и этические стандарты; во многих случаях законодательством об адвокатуре предусмотрено обязательное страхование профессиональной деятельности адвокатов; применяется гибкий подход к вопросу выбора форм ведения совместной деятельности; существует возможность заключения адвокатами трудовых договоров при одновременном установлении специальных норм, гарантирующих такие общие принципы организации и деятельности адвокатуры, как независимость, самоуправление и корпоративность.

Смотрите так же:  Льготы для героев советского союза

При выработке возможных вариантов упорядочения системы оказания профессиональной юридической помощи рассматривались два основных сценария: введение института саморегулирования части рынка, для которой правила предоставления юридических услуг не установлены, или объединение всех участников рынка на площадке модернизированной адвокатуры.

Однако анализ показал, что первый вариант для достижения целей Концепции является преждевременным. В частности, к возможным отрицательным последствиям первой модели отнесены создание двойных профессиональных и этических стандартов однородной по своему содержанию деятельности, неэффективное исполнение своих функций саморегулируемыми организациями и, как следствие, допуск на рынок участников, только формально отвечающих установленным требованиям.

«На сегодняшний день только адвокатская деятельность обладает установленными Законом об адвокатуре и Кодексом едиными требованиями к претендентам на допуск к оказанию квалифицированной юридической помощи, нормами и этическими правилами осуществления такой деятельности, механизмами дисциплинарной ответственности. Одновременно в целях обеспечения исполнения адвокатом возложенных на него обязанностей и реализации предоставленных ему полномочий законом установлен ряд гарантий адвокатской деятельности», – подчеркивается в Концепции.

Принимая во внимание, что ведение дел в судах требует наивысшей квалификации юристов, в том числе с точки зрения рисков наступления для получателей юридических услуг процессуально оформленных негативных последствий деятельности их представителей, Минюст считает, что следует установить правило, в соответствии с которым правом судебного представительства будут наделены только лица, обладающие статусом адвоката. Правом предоставления юридических услуг на возмездной основе в целом в перспективе следует наделить только адвокатов и адвокатские образования.

В Концепции подчеркивается, что положения проектируемых в ее рамках нормативных правовых актов не будут распространяться на юристов, осуществляющих профессиональную деятельность по трудовому договору в составе юридических подразделений организаций. Также будет рассмотрен вопрос о сохранении права судебного представительства для лиц, являющихся близкими родственниками представляемого. Судебное представительство также продолжат осуществлять лица, являющиеся законными представителями граждан, руководителями организаций. Право оказания юридической помощи сохранят и участники государственной системы бесплатной юридической помощи, а также некоммерческие организации, оказывающие юридическую помощь на безвозмездной основе.

Механизмы реализации Концепции

В связи с вышесказанным предлагается внести ряд значимых изменений в законодательство об адвокатуре, результатом которых с учетом предоставления исключительного права судебного представительства адвокатам (с изъятиями, предусмотренными Концепцией) должен стать переход значительной части практикующих юристов в модернизированную адвокатуру.

Концепция предусматривает создание возможности работы адвоката по трудовому договору с адвокатским образованием и найма адвокатом адвоката при общем соблюдении гарантий независимости и самостоятельности деятельности адвокатов.

Реализация Концепции предполагает расширение организационно-правовых форм адвокатских образований путем создания коммерческих корпоративных форм ведения адвокатской деятельности. «Это позволит, с одной стороны, обеспечить реализацию адвокатом публично-правового компонента в качестве особого субъекта, осуществляющего функцию по защите прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, и, с другой стороны, предоставит оптимальные возможности для ведения деятельности с использованием организационно-правовых форм, отражающих современные реалии и запросы разных категорий потенциальных клиентов», – поясняется в документе.

В целях обеспечения высокого качества оказываемой юридической помощи предполагается в законодательстве об адвокатуре и адвокатской деятельности в дополнение к норме об обязанности адвоката повышать свою квалификацию установить ответственность за ее неисполнение. В качестве механизма такой ответственности предлагается предусмотреть возможность адвокатской палаты субъекта приостановить статус адвоката, а в случае неоднократного нарушения – прекратить его.

Также предлагается введение специализации в адвокатской деятельности. Это обусловлено, в частности, потребностью многих юристов в избрании определенной отрасли права в качестве основной или единственной профессиональной практики. Предполагается, что адвокат, получивший звание специализированного, будет получать соответствующий сертификат от адвокатской палаты, при этом он сохранит право практиковать в качестве адвоката общего профиля.

Минюст назвал вызывающими критику и требующими обсуждения положения Закона об адвокатуре, в соответствии с которыми статус адвоката могут приобрести лица, ранее судимые за совершение умышленных преступлений.

В Концепции также отмечено, что при подготовке изменений следует обеспечить условия и установить сроки для разработки и утверждения стандартов оказания квалифицированной юридической помощи и других стандартов адвокатской деятельности. «Введение стандартов должно быть обеспечено нормами, обязывающими адвокатов к их соблюдению, и синхронизацией таких норм с инструментами дисциплинарной ответственности адвокатов за их нарушение», – подчеркнуто в документе.

Кроме того, Минюст отметил, что необходимо возобновить работу, связанную с рассмотрением вопроса о введении обязательного страхования рисков профессиональной ответственности адвокатов и адвокатских образований, в целях защиты интересов самих адвокатов (адвокатских образований) и их доверителей.

Помимо изменения положений Закона об адвокатской деятельности и ТК РФ, реализация Концепции предполагает и иные поправки в законодательство. Предусматриваются корректировки в НК РФ, связанные с уточнением налогообложения коммерческих форм адвокатских образований и адвокатов.

В связи с введением в 2023 г. исключительного права адвокатов на судебное представительство необходимо внесение изменений в ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ и КоАП РФ. Одновременно необходимо внесение изменений в процессуальное законодательство по вопросу допуска к судебному представительству корпоративных юристов и иных категорий лиц, на которых не распространяется планируемое реформирование.

«Законодательное закрепление правила, в соответствии с которым правом предоставления юридических услуг будут наделены только адвокаты (с учетом изъятий, предусмотренных Концепцией), потребует разработки норм, устанавливающих ответственность за его нарушение. При этом санкционные механизмы должны предусматривать ответственность как физических, так и юридических лиц», – уточняется в документе.

Отдельно в Концепции поднимается тема деятельности в России международных юридических фирм и иностранных юристов и адвокатов.

Отмечается, что при создании новых стандартов регулирования юридической профессии не предлагается запрещать или ограничивать право российских клиентов заключить договор с иностранной юридической фирмой об оказании юридических услуг за границей для целей получения юридической помощи по иностранному праву: «Речь идет лишь об упорядочении их деятельности в России – о создании единого профессионального стандарта для оказания юридической помощи, причем на принципах взаимности и без нарушения обязательств Российской Федерации перед Всемирной торговой организацией».

Предполагается, что осуществление адвокатской и иной деятельности по оказанию юридической помощи лицами, являющимися адвокатами или юристами иностранных государств, будет допускаться только при условии их регистрации в специальном реестре, который ведется Минюстом, и лишь по вопросам права данного иностранного государства, при соблюдении принципа взаимности. Предоставление возможности иностранному гражданину получить статус адвоката в России не исключается.

При этом в Концепции указано, что с определенного момента юридические услуги по вопросам российского права на территории Российской Федерации смогут предоставлять только те организации, которые зарегистрированы в соответствии с российским законодательством в качестве юридических лиц, являющихся адвокатскими образованиями. Причем прямая или косвенная подконтрольность таких адвокатских образований иностранным лицам должна быть исключена, в частности путем установления ограничений по субъектному составу участников адвокатских образований.

Этапы реализации Концепции

Учитывая масштабность реформы, предполагается, что реализация Концепции будет проходить поэтапно, причем таким образом, чтобы была обеспечена «непрерывность оказания квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям».

Первый этап рассчитан на 2018 г., в течение которого должны быть разработаны нормативные правовые акты о новых формах адвокатских образований и возможности работы адвокатов по трудовому договору, детализирован режим налогообложения адвокатов и адвокатских образований; обеспечены возможность использования адвокатскими образованиями средств индивидуализации и возможность участия в государственных закупках.

Также должны быть введены правила относительно деятельности юристов и адвокатов иностранных государств на территории России и порядка получения ими адвокатского статуса в Российской Федерации. Должен быть введен запрет на прямой или косвенный контроль иностранных лиц над адвокатскими образованиями.

Также на первом этапе реализации Концепции в целях укрепления статуса адвоката предполагается при участии Федеральной палаты адвокатов РФ разработать предложения, которые будут обеспечивать повышение эффективности адвокатской деятельности: дальнейшее развитие института адвокатского запроса, защиты адвокатской тайны, упрощение процедур подтверждения оказания адвокатами бесплатной юридической помощи в целях оплаты их труда в рамках Закона о бесплатной юридической помощи.

На втором этапе, намеченном на 2019 г., предусматривается разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих временный упрощенный порядок перехода лиц, оказывающих юридическую помощь, в адвокатуру, а также осуществление оценки реализации первого этапа Концепции в целях прогнозирования готовности перехода к третьему этапу. При этом упрощенный порядок будет действовать в переходный период до 1 января 2023 г. для лиц, соответствующих общим требованиям Закона об адвокатуре и одновременно отвечающих ряду дополнительных критериев.

В тексте проекта указано, что на лиц, получивших статус адвоката в упрощенном порядке, в переходный период не должно распространяться требование, предусмотренное п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 22 Закона об адвокатуре, о необходимости наличия стажа адвокатской деятельности не менее пяти лет у адвоката, учреждающего адвокатский кабинет, либо не менее чем у двух адвокатов, учреждающих коллегию адвокатов. Кроме того, при предоставлении статуса адвоката в упрощенном порядке должны быть отменены взносы (или установлен их необременительный единый размер), уплачиваемые претендентами целевым образом при вступлении в адвокатуру, поскольку сохранение существующего порядка определения размера взносов создаст значительные препятствия при реализации Концепции.

Третий этап реализации Концепции рассчитан на 2020–2023 гг. В это время будет осуществляться прием в адвокатуру лиц, оказывающих юридическую помощь, в том числе в упрощенном порядке. К моменту окончания этапа должен быть обеспечен переход в адвокатуру всех заинтересованных представителей юридического сообщества.

С 1 января 2023 г. представительство во всех судебных инстанциях вправе будут осуществлять только адвокаты (а также лица, указанные в разделе IV Концепции). Одновременно предусматривается, что с 1 января 2023 г. юридическую помощь в Российской Федерации на возмездной основе вправе будут оказывать только адвокаты и адвокатские образования.