Внутренняя экспертиза по 44-фз что это

Содержание:

Экспертиза своими силами по 44-ФЗ + образец заполнения

Заключительной стадией исполнения договора, оформленного по нормам 44-ФЗ, становится приемка товара или услуг. Заказчик должен организовать проведение экспертизы. По ее итогам выносится решение о качестве исполнения поставщиком обязательств. Реализацию экспертизы можно доверить специализированным компаниям, но в большинстве случаев это делается силами заказчика. Порядок осуществления экспертизы регламентирован статьей 94 44-ФЗ.

В каких случаях необходимо проведение экспертизы и когда от нее можно отказаться

Основной целью проведения экспертизы становится определение качества выполнения поставщиком своих обязательств. Согласно части 3 статьи 94 44-ФЗ заказчик должен организовать такой контроль при любых закупках. Но выделяют и несколько исключений:

  1. Обеспечение федеральных потребностей в рамках статьи 93 44-ФЗ.
  2. Приобретение услуг компаний, предоставляющих экспертную оценку.
  3. В случае, когда в качестве объекта закупки выступают проектные работы или инженерно-геологические изыскания, которые прошли соответствующую экспертизу.
  4. Случаи, регламентированные отдельными постановлениями Правительства РФ.

Если поставка товара или оказание услуг по контракту предусмотрены в несколько отдельных этапов, то и приемка должна производиться частями. В этом случае понадобится несколько экспертиз. Такой порядок подтверждается письмом Минэкономразвития за номером Д28и-2919 от 31.12.14.

Обязательство по привлечению экспертов к оценке исполнения договора накладывается в случае приобретения у одного выбранного поставщика. Такое правило установлено частью 4 статьи 94 44-ФЗ.

Случаи проведения экспертизы собственными силами заказчика

Согласно положениям 44-ФЗ выделяют две разновидности экспертизы: внешняя и внутренняя. Первая реализуется с привлечением опытных профессиональных экспертов. Вторую заказчик организует самостоятельно. Использовать внутреннюю экспертизу не удастся в следующих случаях:

  • У заказчика отсутствуют в штате специалисты, обладающие квалификацией и уровнем знаний, достаточными для проведения грамотной оценки результатов исполнения поставщиком обязательств.
  • Между сторонами возникает конфликтная ситуация.
  • У организации заказчика недостаточно материально-технических ресурсов, которые требуются для проведения качественной оценки результатов исполнения договора.

В прочих случаях заказчик может организовать проверку своими силами. Привлекать экспертов также не запрещено. Это остается на усмотрение заказчика.

Порядок проведения экспертизы собственными силами

Чтобы организовать экспертизу самостоятельно заказчику необходимо соблюсти все правила проведения такой процедуры. Она должна состоять из следующих этапов:

  1. Руководитель организации издает приказ о формировании экспертной комиссии из числа сотрудников. В нее должно входить пять или более компетентных специалистов. В приказе обязательно прописываются реквизиты контракта, реализация которого оценивается, а также сроки его исполнения и этапность.
  2. Сформированная комиссия оценивает результат исполнения договора. При этом должны быть выдержаны сроки, прописанные в договоре.
  3. По итогам работы комиссии оформляется документ о приемке. Это может быть акт приема-передачи или заключение по результатам работы комиссии. В нем должны быть отражены все выполненные работы, сроки исполнения поставщиком своих обязательств, наличие претензий какой-либо стороны. Перед составлением такого документа заказчикам рекомендуется ознакомиться с образцом.
  4. Если комиссия выявляет несоответствие условиям контракта — заказчик должен отказать в приемке товара. При этом поставщику направляется претензия с требованием устранить нарушение. Исполнение контракта может быть призвано надлежащим только после того, как поставщик устранит все недочеты.
  5. После подведения итогов экспертизы заказчик обязан отразить в отчете информацию о ненадлежащем или надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств. Это правило не распространяется на малые закупки у единственного поставщика.
  6. Отчет об исполнении контракта размещается в ЕИС. К нему прикладывается документ, сформированный по результатам работы экспертной комиссии.

В некоторых случаях результатом работы комиссии становится принятие решения о расторжении контракта в одностороннем порядке. Заказчик составляет письмо об этом и направляет его поставщику. Если недочеты не устраняются, договор автоматически расторгается. После этого заказчик обязан передать сведения о таком поставщике в РНП.

Законодательно на заказчика не накладывается обязанность оформлять результаты экспертизы отдельным заключением. Во многих случаях достаточно упомянуть о реализации такой оценки и ее итогах в документе, подтверждающем приемку. При этом обязательно должны быть проставлены подписи всех членов комиссии.

Экспертиза собственными силами помогает заказчику сэкономить средства на вызове эксперта, быстро провести приемку. При этом гарантируется надлежащее исполнение поставщиком своих обязательств. В случае возникновения конфликтных ситуаций должны быть привлечены профессиональные эксперты.

Проведение экспертизы по 44-ФЗ — внешняя и внутренняя

Исполнение контракта — довольно сложный процесс, который включает в себя не только поставку товара/оказание работ/выполнение услуг, но и их приемку, а также составление отчетности. Для того чтобы определить, соответствует ли результат заявленным требованиям, заказчиком в обязательном порядке, в соответствии с требованиями части 3 статьи 94 Федерального закона №44 (далее — 44-ФЗ) должна быть проведена экспертиза.

Виды экспертиз в соответствии с 44-ФЗ

44-ФЗ предусматривает два вида экспертиз: внешнюю и внутреннюю. Внешняя экспертиза проводится силами привлекаемых экспертов или комиссии. Она может быть организована по желанию заказчика во время приемки товара/работ/услуг по любому заключенному контракту. Чаще всего это делается в случаях:

  1. отсутствия в штате заказчика квалифицированных специалистов, способных оценить результаты исполнения конкретного контракта;
  2. возникновения спорных ситуаций;
  3. отсутствие материально-технической базы, необходимой для качественной оценки результатов.

Также заказчик может принять решение и о привлечении внешних экспертов в любой другой ситуации. Частью 4 статьи 94 44-ФЗ определен ряд случаев, когда проведение внешней экспертизы — это не право, а обязанность — для контрактов с единственным поставщиком, заключенных по ряду оснований из части 1 статьи 93.

Внутренняя экспертиза проводится заказчиком своими силами. Для этого из штатных специалистов должна быть создана комиссия, состоящая не менее чем из 5 человек. Она может быть такой же, как приемная, а может отличаться от нее.

Когда проводится экспертиза

Экспертиза проводится заказчиком или привлеченной им экспертной организацией после поставки товара/выполнения работы/оказания услуги. А вот срок, отведенный на это, законом не определен. Как правило, он указывается непосредственно в контракте. Победителю непременно стоит обратить на это внимание, так как от длительности поведения экспертизы зависит когда будут подписаны итоговые акты (накладные) и проведена оплата.

В отдельных случаях экспертиза может быть проведена и раньше, по завершении любого этапа контракта — если заказчик намерен его расторгнуть в одностороннем порядке из-за ненадлежащего его исполнения.

Как оформляются результаты экспертизы

Что касается оформления результатов экспертизы, то 44-ФЗ определяет их очень расплывчато. При проведении внутренней экспертизы можно вовсе не оформлять отдельного заключения — достаточно упомянуть в документе, подтверждающем приемку, что она была сделана и поставить подписи всех членов комиссии. При желании заказчик может разработать свою собственную форму и оформлять заключение комиссии отдельным документов.

Что касается внешней экспертизы, по ее результатам обязательно должен быть отдельный документ, содержащий информацию о дате проведения, эксперте или членах экспертной комиссии, место проведения, цели и основания для проведения, а также результаты. Этот документ в обязательном порядке подписывается каждым из привлеченных экспертов.

Кто оплачивает экспертизу

Проведение экспертизы — это обязанность заказчика и оплачивается она, соответственно, им. И если с внутренней экспертизой все более или менее понятно — она не требует дополнительных затрат, то с внешней возникает немало вопросов. Первый из них — можно ли включить эту статью расходов непосредственно в контракт? Ответ однозначный — нет. оплачиваться экспертиза должны в соответствии с отдельным контрактом, который, как и любой другой, должен быть заключен на основании норм 44-ФЗ.

На поставщика/подрядчика/исполнителя расходы на проведение экспертизы могут быть возложены исключительно судом в единственном случае — когда по ее результатам выявлено несоответствие качества поставленного товара/выполненных работ/оказанных услуг и контракт будет расторгнут в одностороннем порядке.

Экспертиза — это всего лишь один из этапов исполнения контракта и добросовестным поставщикам/подрядчикам/исполнителям не стоит ее бояться. тем более что организовывается она без какого-либо участия с их стороны. Единственное, на что нужно обратить внимание — это сроки проведения экспертизы, определенные контрактом, так как они могут довольно надолго «отсрочить» получение денег.

Экспертиза по закону 44-ФЗ

По результатам отгрузки товара, окончания оказания услуг либо выполнении работ в рамках государственного контракта начинается процесс приемки работ. Только по итогам подписания двустороннего акта, подтверждающего полное исполнение поставщиком всех обязательств по договору, возможно рассчитывать на получение всей оплаты.

Смотрите так же:  Ритмика учебные пособия

Кроме того, по итогам проверки работ возможно возникновение необходимости совершения дополнительных работ в рамках исправления объекта за счет подрядчика, проблемные ситуации и подозрения на нецелевое расходование бюджетных средств (подробнее по ссылке). Все это оттягивает процесс получения прибыли.

В этой связи, предприниматель заинтересован, чтобы работы были приняты в максимально короткий срок и без дополнительных затрат. Именно для решения перечисленных спорных вопросов о качестве товара / работ / услуг, возникающих между сторонами государственного контракта, проводится экспертиза. А наш адвокат по тендерам, закупкам, в сфере действия Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 05.04.2013 N 44-ФЗ станет Вашим помощником в данной процедуре. Сотрудничество с нами идет на основе: профессионального подхода, на выгодных вам условиях и в срок.

ПОЛЕЗНО : смотрите ВИДЕО по теме участия нашего адвоката в антимонопольном споре и подпишитесь на канал YouTube, чтобы иметь возможность получать совет адвоката через комментарии к ролику.

Что является целью проведения экспертизы по контракту?

По итогам проведения исследования экспертиза отвечает на основной вопрос – соответствует ли проверяемый объект (работа, услуга, товар) условиям и требованиям заключенного государственного контракта. Например, если по договору обязанность построить жилой многоквартирный дом – эксперт должен проверить имеющуюся постройку с приложениями к договору в части этажности, материалов, из которых построен дом и так далее.

Однако, приведенный пункт не является единственным вопросом. В ходе экспертизы также проверяется соответствует ли оказанная услуга установленным СНИПам, ГОСТам и иным правилам их оказания, а также обычно предъявляемым требованиям к услугам подобного рода на рынке.

Срок проведения экспертизы по 44-ФЗ

Первоначально стоит отметить, что сам Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 05.04.2013 N 44-ФЗ никаких сроков для экспертизы не определяет. Иные нормативные акты также не содержат обязательных требований к срокам исследования товаров. Однако, поскольку экспертиза направлена на проверку уже готового товара, то есть проводится на стадии приемки объектов, можно прийти к выводу, что сроки ее проведения не могут превышать регламентированного заключенным контрактом времени на приемку и проверку качества товара заказчиком.

Если же такой срок не указан в договоре, сроки проведения экспертизы будут устанавливаться привлеченным для исследования специалистом самостоятельно. В таком случае можно говорить, что это и есть разумные сроки на приемку и проверку качества товара.

Внутренняя экспертиза контракта

Проведение внутренней экспертизы контракта заключается в привлечении заказчиком для оценки товаров собственных штатных экспертов. Однако, в таком случае очевидным является сомнительная объективность результата такой экспертизы ввиду нахождения специалистов в прямой зависимости от заказчика. Крайне вероятно, что в итоге будут установлены неточности и несоответствия принимаемых работ условиям контракта, что позволит заказчику не производить полную оплату товара до устранения всех замечаний. Поэтому для поставщика более выгодным является проведение отдельной, самостоятельной и независимой экспертизы

Правовая экспертиза контракта по 44-ФЗ

Помимо проверки вопроса исполнения контракта стороны вправе еще на стадии его заключения проверить сам договор на наличие скрытых рисков, возможных негативных последствий для сторон и так далее. Предварительная правовая экспертиза государственного контракта позволит предпринимателю однозначно предвидеть всевозможные потенциальные спорные ситуации. Это обеспечит возможность заблаговременно подготовиться ко всем рискам по контракту, а также заранее правильно начать исполнение договора и оформление данного процесса.

Учитывая многомиллионные суммы по государственным контрактам, установленные неустойки за нарушение условий такого договора, прогнозирование дальнейшего развития событий очевидно играет не маловажную роль в работе предприятия.

ПОЛЕЗНО : смотрите видео и узнаете как участвовать в тендерах правильно, задайте свой вопрос в комментариях ролика и получите бесплатный совет адвоката по госзакупкам уже сегодня

Внешняя экспертиза по закону 44-ФЗ

Проведение внешней экспертизы полностью построено на привлечении сторонних, независимых специалистов для оценки качества оказанных услуг.

Избрание именно внешней экспертизы обуславливается следующим:

  1. Отсутствие собственных штатных квалифицированных экспертов
  2. Отсутствие технической возможности проведения исследования товаров
  3. Возникновение спорной ситуации при приемке товаров

Приказ о создании экспертной комиссии по 44 ФЗ

Данный документ издается руководителем заказчика при принятии решения о проведении внешней экспертизы. По сути это первоначальный этап оформления рассматриваемого вида экспертизы. В части заказчика – государственного или муниципального органа последующим шагом является заключение соответствующего договора на экспертизу, который также оформляется только по итогам аналогичного тендера.

Итоговым документом по результатам проведенных исследований является экспертное заключение по 44-ФЗ, которое обязательно должно быть подписано всеми специалистами.

В данном заключении указывается время, место проведения исследований, а также перечень присутствующих при этом лиц. Вне зависимости от инициатора внешней экспертизы (заказчик или исполнитель) необходимо предоставить возможность присутствия обоим сторонам как на осмотре товара, так и на итоговом производстве экспертизы.

Исследовательская часть заключения максимально подробно должна содержать мотивы, по которым эксперт пришел к конкретным выводам со ссылками на нормативные акты. К заключению эксперта должны быть приложены документы, подтверждающие надлежащую квалификацию самого специалиста.

Результаты экспертизы являются основанием для принятия товара либо обоснованного отказа от подписания приемного акта (подробнее по вопросу порядок приемки товара по 44-ФЗ по ссылке в блоге).

Пишите свой вопрос в комментарии или задавайте его при встрече, на которой мы проведем подробную консультацию по вашей проблеме, поможем в ее решении: профессионально, выгодно и в срок.

Как провести экспертизу по 44-ФЗ

Экспертиза контракта по 44-ФЗ – обязательное требование. Экспертизу можно проводить в двух формах, внутренняя (своими силами) и внешняя (силами сторонних экспертов). В статье расскажем, какую форму выбрать и как грамотно оформить проведение экспертизы.

Экспертиза контракта своими силами по 44-ФЗ

Прежде чем принять товар или же результаты проделанной работы (или предоставленной услуги) в рамках закупки по Закону о КС, заказчик должен проверить: соответствует ли полученное требованиям или условиям, прописанным в контракте. Экспертиза контракта по 44-ФЗ обязательна и проводится перед подписанием акта приемки. При поэтапном исполнении обязательств по контракту аудит проводится после окончания каждого этапа.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Задача такой проверки состоит в том, чтобы выяснить, были ли выполнены все условия, прописанные в контракте, соответствует ли товар (работа или услуга) всем предъявленным требованиям. Процесс проверки «от и до» регламентируется Законом и носит название «экспертиза контракта» (статья 94).

Как провести экспертизу контракта по 44-ФЗ

Проведение экспертизы по 44-ФЗ обязательно всегда – это требование закона. Единственное исключение – долговременные контракты, которые были заключены еще до вступления в силу Закона о контрактной системе.

Осуществить проверку товара можно двумя способами: самому (внутренняя) или привлечь экспертов, нанять профессиональную экспертную организацию (внешняя).

Внутреннюю экспертизу по 44-ФЗ проводят работающие в компании заказчика специалисты; нанимать специалистов со стороны, а, значит, переплачивать за услуги, заказчику не придется. Правда, не при всех закупках такой проверки будет достаточно.

Внешняя экспертиза товара требуется при работе с единственным поставщиком, а также в особых случаях, отдельно оговоренных сторонними законодательными актами. Проведение внешней экспертизы по 44-ФЗ обязательно предполагает наем сторонних специалистов. Правда, даже здесь есть исключения (ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Способ проведения аудита контрактный управляющий может выбрать сам. Согласно 44-ФЗ, провести экспертизу своими силами заказчик может практически всегда. Исключение – контракт с единственным поставщиком.

Если некачественный бензин. Поставщик отказывается делать экспертизу. Как расторгнуть контракт в одностороннем порядке?

Если поставщик отказывает проводить экспертизу – проведите ее самостоятельно. И если в экспертном заключении будет отражено, что бензин действительно некачественный – расторгайте контракт в одностороннем порядке на основании результатов экспертизы. Подавайте сведения в ФАС, чтобы поставщика включили в РНП.

Внутренняя экспертиза по 44-ФЗ при закупке у единственного поставщика

Когда может быть проведен внутренний аудит при работе с единственным поставщиком?

Заключение по результатам экспертизы, проводимой силами заказчика

Заказчик может ограничиться «внутренней» проверкой контракта в следующих случаях:

  • Закупка у единственного поставщика товара, работы или услуги, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий или работы, направленные по мобилизационной подготовке в РФ;
  • Закупка у единственного в стране производителя вооружения или военной техники, у которых больше нет в России аналогов;
  • Проводить внешнюю экспертизу по 44-ФЗ не надо, если единственный исполнитель оказывал услуги по водоснабжению, водоотведению, тепло- или газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), а также по хранению и ввозу или вывозу наркотических средств и психотропных веществ;
  • Закупаются услуги экспертов;
  • Закупаются работы на подготовку проектной документации объекта капстроительства и (или) проведение инженерных изысканий, которые уже и так прошли обязательную государственную или негосударственную оценку;
  • В роли заказчика – учреждение культуры, сумма закупки не более 400 тыс. рублей;
  • Если объект контракта — товар, нужда в котором возникла из-за аварии или других чрезвычайных ситуаций непреодолимой силы.

Проводить экспертизу по 44-ФЗ своими силами заказчик может и тогда, если сумма закупки у единственного поставщика не больше 100 тыс. руб. (годовой объем закупок по данному пункту – не более 2 млн руб. и не более 5% от общего годового объема закупок.

Смотрите так же:  Пихта штраф

Материалы по теме:

Excel для специалистов по закупкам
Надстройка, которая значительно упростит работу контрактного управляющего! Работает без передачи данных в Интернет.
Скачайте бесплатно на свой компьютер!

Как провести экспертизу своими силами по 44-ФЗ

Методика проведения экспертизы по 44-ФЗ четко прописана в законе только для внешних экспертов. При этом закон сильно не ограничивает и строго не регламентирует действия контрактного управляющего, если экспертизу контракта проводят работающие в компании сотрудники. Если заказчик решил провести оценку своими силами, ему нужно собрать и организовать работу комиссии из числа своих сотрудников и подготовить положение об экспертной комиссии по 44-ФЗ, приказ о создании экспертной комиссии. В состав комиссии должны входить не менее 5 человек. В приказе о проведении обследования указываются номер и предмет контракта, сроки его исполнения.

Заключение экспертизы по 44-ФЗ сотрудники компании должны оформить в виде экспертного заключения. Форма экспертного заключения может быть произвольной – в законе опять же строгих требований к формату не предъявляются. Экспертиза результатов выполнения контракта обязательна всегда. По результатам проверки комиссия принимает решение, оформить акт приемки или отказать. В случае отказа, мотивированный ответ отправляется исполнителю.

Прибегать ли к услугам специализированных экспертных организаций (частных экспертов), или провести экспертизу самому, силами своих же работников – решать только заказчику. Привлекать именно профессиональных экспертов Закон обязывает только при закупках у единственного поставщика за исключением ряда случаев. Во всех остальных случаях возможна экспертиза по 44-ФЗ своими силами.

Практические разъяснения и рекомендации от ведущих экспертов в сфере закупок в журнале «Госзакупки.ру» Возьмите гостевой доступ

Экспертиза по 44-ФЗ — Приемка по госконтракту

Видео-блог Адвоката Мугина А.С.

ПОДПИСАТЬСЯ

Подписывайтесь на мой канал в Telegram

Я расскажу о последних новостях и публикациях.
Читайте меня, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!

Знаю, что мои публикации читают как заказчики, так и поставщики и подрядчики по госконтрактам, данная статья будет интересна и тем и другим. При этом, уважаемые поставщики и подрядчики, я на вашей стороне, имейте в виду и применяйте нижеуказанные сведения для защиты своих прав.

Большое количество споров по госконтрактам возникает на стадии приемки как товаров по поставке, так и результатов работ при подряде (оказании услуг).

Заказчики довольно часто злоупотребляют своими правами на стадии приемки, отказывая в подписании актов, на основании которых осуществляется оплата. Собственно и суды, определяя возникла ли у заказчика обязанность по оплате смотрят в первую очередь на то, был ли подписан акт, и если заказчик акт не подписал уже начинают разбираться были ли у заказчика основания для отказа в приемке.

Подрядчики, в свою очередь, порой хаотично пытаются исполнить совершенно необоснованные требования заказчиков, выполняют дополнительные работы, осуществляют поставку не предусмотренных контрактом товаров, либо отгружают товары с улучшенными характеристиками.

По моему опыту заказчики, в большинстве случаев, отказываются от своих слов получив от поставщика необоснованную выгоду. Тут я могу быть не объективным, поскольку ко мне обращаются на стадии, когда ситуация уже зашла в тупик и не обращаются, когда заказчик все же соглашается исполнить условия контракта, принят товар или результат работ и оплатить товар или работу.

Приемка по 44-ФЗ

Как справедливо следует из ст. 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок…» приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также их отдельных этапов, предусмотренных контрактом, является элементом исполнения контракта, наряду с оплатой заказчиком товара (работы, услуги).

Поскольку на отношения сторон госконтракта распространяются положения гражданского законодательства, регулирующего соответствующие правоотношения по поставке, подряду или оказанию услуг, порядок приемки (определение момента, когда заказчик обязан приступить к приемке, основания для отказа в приемке) определяются также гражданским кодексом.

Для проведения приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, может создавать приемочная комиссии, которая состоит не менее чем из пяти человек. Тут у заказчика, как правило, проблем не возникает.

При приемке по 44-ФЗ есть особенности, одна из них — обязанность заказчика провести экспертизу для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком) предусмотренных контрактом результатов условиям контракта (п. 3 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ). Подпункт 1 п. 1 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ также предусматривает, что приемка включает в себя проведение экспертизы.

Заказчики, как правило, забывают про эту свою обязанность, либо не оформляют проведение экспертизы надлежащим образом.

Порядок и сроки приемки устанавливаются контрактом.

По результатам приемки сторонами оформляется документ, подтверждающий исполнение контракта, либо заказчиком оформляется мотивированный отказ. Бывает контракты содержат положения, предусматривающие такую процедуру, как затребование неких разъяснений от исполнителя.

При этом не каждое письмо, на котором в шапке указано, что это мотивированный отказ, является мотивированным отказом.

Довольно часто заказчики считают, что могут отказать в приемке, обнаружив не только существенные недостатки, но и самые несущественные недостатки, ни коим образом не влияющие на потребительские свойства товара. Более того, заказчики часто пользуются результатом выполненных работ или оказанных услуг, при этом отказываются принимать работу, пописывать акт и выплачивать причитающиеся подрядчику денежные средства.

Представляется, что включая в закон о контрактной системе положения о необходимости проведения экспертизы, законодатель, помимо прочего, делал это в том числе и с целью исключить необоснованные претензии заказчиков.

В конце концов, в общем порядке, не в рамках исполнения госконтрактов, все вопросы по объему и качеству между заказчиком и подрядчиком, покупателем и продавцом, решаются путем проведения экспертизы.

Что делать, когда заказчик отказывается принимать работу, когда он действительно вправе это делать, когда заказчик отказывается оплачивать работу я писал в предыдущих публикациях.

Внутренняя и внешняя экспертизы при приемке

Статья 41 Федерального закона 44-ФЗ предусматривает, что заказчики привлекают экспертов и экспертные организации в случаях, предусмотренных законом (внешняя экспертиза).

Пунктом 3 ст. 44-ФЗ предусмотрено, что экспертиза может проводится заказчиком своими силами.

Случаи, в которых заказчик обязан проводить внешнюю экспертизу, порядок привлечения внешнего эксперта, требования к внешним экспертам, то, каким образом должны быть оформлены результаты экспертизы предусмотрены Федеральным законом 44-ФЗ и, в целом, не вызывают споров.

Когда дело доходит до проведения внутренней экспертизы по 44-ФЗ, заказчики зачастую вовсе забывают про надлежащее оформление экспертизы при приемке, несмотря на то, что указание на экспертизу есть в большинстве контрактов.

У сторон контракта часто возникает вопрос, каким образом проводится внутренняя экспертиза по, каким образом оформляются ее результаты, кто же может быть экспертом при приемке случае, если экспертиза проводится силами заказчика.

У подрядчиков подобные вопросы возникают, как правило, когда заказчик начинает выдвигать необоснованные, надуманные требований к качеству товаров, работ, услуг.

В части требований к специальным познаниям внутреннего эксперта в той или иной области, вопросы подрядчиков выглядят более чем обоснованно, особенно учитывая желание некоторых «специалистов» высказывать свое «экспертное» мнение вообще по любому вопросу.

Действующее законодательство не содержит ответа на данный вопрос, грубо говоря, он вообще никоим образом не регламентирован в нормативных актах.

Из буквального толкования п. 5 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ следует, что результаты экспертизы, без разницы какой, внутренней или внешней, оформляются в виде заключения, которое должно быть объективным, обоснованным.

Изучив судебную практику можно, по крайней мере, понять, что по данным вопросам думают суды.

Так вот, судебная практика исходит из того, что никакие специальные познания эксперту при приемке по госконтракту не нужны. Требования к экспертам, установленные 44-ФЗ для внешних экспертов не относятся к внутренним экспертам.

Очевидно, что заключение эксперта должно быть сделано ранее принятия заказчиком решения о приемке, либо отказе в приемке.

Хорошо, если у заказчика имеется какой-либо локальный документ, предусматривающий порядок проведения экспертизы по 44-ФЗ или хотя бы формальный внутренний документ, которым то или иное лица назначено в качестве эксперта при проведении внутренней экспертизы при приемке по конкретному госконтракту. Как привило ничего такого у заказчиков нет.

В письме от 12.06.2016 № Д28и-1778 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России указывает, что при проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение такой экспертизы на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз результатов, предусмотренных контрактом, а также что если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги.

Лично я не являюсь сторонником создания отдельных документов под каждый юридический факт и излишней бюрократизации, но с данной позицией Департамента согласиться не могу. Понятно, что в огромном количестве случаев, при поставках и выполнении работ на незначительные суммы, когда нет необходимости специальных технических познаний для того, чтобы определить, что результат работ соответствует целям и условиям контракта, привлечение экспертов является нецелесообразным.

Однако подобная позиция Департамента вовсе нивелирует требование закона о том, что экспертиза при приемке должна быть проведена и должно быть оформлено заключение.

Смотрите так же:  Договор наемного работника

Справедливости ради, в вышеназванном письме Департамент поясняет, что его разъяснения не имеют юридической силы, то есть не являются обязательными для применения, так как данный орган не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Что делать если заказчик уклонился от проведения экспертизы по 44-ФЗ при приемке

Если заказчик принял товар или результаты работ, оплатил их в соответствии с условиями контракта, то у поставщика или подрядчика, как правило, не возникает вопросов были ли соблюдены требования Федерального закона 44-ФЗ о необходимости проведения экспертизы.

Если же заказчик не принимает работу или товар и дело идет к суду, то я бы на месте подрядчика или поставщика не торопился указывать заказчику на явные нарушения, чтобы им не были созданы формальные условия соблюдения требований законодательства. Но это уже скорее вопрос юридической техники, который я оставляю на ваше усмотрение.

Если на заказчика не повлияют ваши доводы о неправомерности отказа в приемке, разъяснения о последствиях нарушения сроков оплаты по контракту, предусмотренный законодательством об административных правонарушениях, поставщик, заказчик может смело ссылаться на данные нарушения в суде, обосновывая отсутствия у заказчика оснований для отказа в приемке.

Если у вас есть вопросы по поводу взыскания задолженности за выполненные работы или поставленные товары — обращайтесь, с удовольствием помогу.

Если вам была полезна данная статья – подписывайтесь на рассылку, задавайте свои вопросы в комментариях.

Вам также могут быть интересны следующие статьи:

С 01.07.18 внешняя экспертиза обязательна для несостоявшихся электронных закупок

Внешняя экспертиза теперь обязательна для несостоявшихся электронных закупок

Многие заказчики не обратили внимание на одно из изменений, внесенных 504-м федеральным законом в 44-й закон, которое действует с 01.07.2018 г. С этой даты внешняя экспертиза, то есть экспертиза с привлечением стороннего эксперта или экспертной организации обязательная для электронных процедур, которые признаны несостоявшимися.

Новые основания для заключения контракта по итогам несостоявшейся закупки

504-ФЗ внес многие изменения в 44-й закон ( обзор изменений смотрите на нашем сайте) и в том числе дополнил 93 статью этого закона новыми пунктами, а именно п. 25.1, 25.2 и 25.3, согласно которым контракт с единственным поставщиком (исполнителем) заключается, если торги в электронной форме не состоялись. При этом п. 25 изменен и электронный аукцион исключен из этого пункта и перенесен теперь в п. 25.1 ч. 1 ст. 93 .

Согласно положениям ч. 3 ст. 94 заказчик обязан проводить экспертизу при приемке исполнения по контракту. Такая экспертиза проводится либо силами заказчика (внутренняя экспертиза) либо путем привлечения экспертов или экспертных организаций (внешняя экспертиза).

Часть 4 ст. 94 закон устанавливает перечень случаев, когда внешняя экспертиза является обязательной, в том числе случаи закупки у единственного поставщика (исполнителя). Там же предусмотрены исключения, когда при закупке у единственного поставщика (исполнителя) внешняя экспертиза может не проводиться.

Одним из таких исключений является п. 25 ч. 1 ст. 93. Однако п. 25.1 — 25.3 в перечне исключений не предусмотрены. Из чего следует вывод, что при закупках по этим пунктам внешняя экспертиза является обязательной.

Что это значит для заказчиков? Это означает, что по электронным процедурам (электронные аукционы, конкурсы, запросы котировок, запросы предложений в электронной форме), которые признаны несостоявшимися, должны проводится внешние экспертизы для приемки исполнения по контрактам.

Такие неутешительные выводы. Есть надежда, что это ошибка законодателя, а не сознательное решение. Возможно этот момент был упущен при подготовке изменений в 44-й закон и рано или поздно будет исправлен. Но пока изменения не внесены у заказчиков возникает дополнительная обязанность.

Кто проводит внешнюю экспертизу?

В связи с этим заказчикам предстоит решить ряд вопросов. От вопроса о том, за счет каких средств ее проводить, до вопроса, куда обращаться за ее проведением.

Выбор экспертов регулируется 41 статьей закона и по большей части содержит перечисление ограничений для привлечения лиц в качестве экспертов. Далеко не каждое лицо, работающее в той или иной сфере, может быть признано экспертом. Согласно 3 статье 44-го закона экспертом, экспертной организацией может быть лицо, обладающее специальными познаниями, квалификацией, опытом. Изучив правоприменительную практику, мы увидели, что нередко данные услуги оказывают эксперты ТПП, а суды принимают их заключения в качестве доказательств. О том, к каким экспертным организациям обращаются заказчики, с какими затруднениями могут столкнуться заказчики при привлечении к приемке внешних экспертов, читайте специальные материалы на нашем сайте, которые пополняются по мере появления новых данных.

Р.S.: похоже наши предположения оказались верными. Минфин подготовил законопроект, по которому внешняя экспертиза становится необязательной для таких закупок, также как и ранее. В законопроекте помимо этого предлагается много других важных изменений, в том числе отмена извещений и отчетов-обоснований по закупкам у единственного поставщика.

Внешнюю экспертизу должны отменить до конца года

До конца года внешнюю экспертизу по несостоявшимся закупкам отменят. 18.12.2018 назначено второе чтение законопроекта. Ознакомиться с ним и с нашими комментариями к нему можно по приведенной ссылке .

19.12.2018 г. Закон принят в Государственной Думе.

27.12.2018 закон № 502-ФЗ опубликован и вступил в силу со дня опубликования, за исключением отдельных положений. Можно ли привлечь к административной ответственности за невыполнение отмененной обязанности, читайте в статье по приведенной ссылке.

Ответ Минфина на вопрос о том, кто может провести внешнюю экспертизу

Мы направили в Минфин перечень ваших вопросов о том, кто может провести экспертизу в том или ином случае. И вот какой ответ мы получили.

Здравствуйте! С 01.07.2018 г. вступили в силу изменения, внесенные в закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, согласно которым заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации при приемке товаров, работ, услуг в случае, если контракт заключен по результатам несостоявшегося электронного аукциона (п. 25.1 ч. 1 ст. 93).

С учетом того, что закон № 44-ФЗ содержит только общее определение эксперта, экспертной организации как лица, обладающего специальными познаниями, опытом, квалификацией, прошу разъяснить:

1) Если на электронных торгах выиграл один поставщик на лекарственный препарат для государственной медицинской организации, кто может составить внешнюю экспертизу? Может ли ее осуществить университет с привлечением работников кафедры фармакологии или фармации медицинского университета?

2) Можно ли привлечь для проведения внешней экспертизы для приемки компьютерного оборудования какого-нибудь продавца, реализующего такого рода оборудование?

3) Какие эксперты могут проводить внешнюю экспертизу для контрактов на оказание образовательных услуг? По каким критериям их можно отобрать?

4) Приобретается квартиры для детей сирот. В аукционе участвует один поставщик. Нужна ли внешняя экспертиза и какие требования в экспертам?

5) Согласно ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ эксперты, экспертные организации привлекаются на основании контрактов, заключенных в соответствии с данным законом. Можно ли привлечь эксперта, экспертную организацию на основании безвозмездного договора?

Здравствуйте! По итогам несостоявшихся электронных торгов заключен контракт на оказание услуг по полису ОСАГО. Согласно ст. 94 закона о контрактной системе необходимо провести экспертизу исполнения контракта с привлечением экспертов или экспертных организаций. Прошу разъяснить:

1) Кто может быть экспертом при проведении экспертизы страховых услуг?

2) Какими документами эксперты или экспертные организации могут подтвердить свой статус или наличие специальных познаний, опыта в данной области?

3) Можно ли привлечь в качестве экспертной организации другую страховую организацию?

Наш комментарий

К сожалению, как видите, мы не получили ответы от регулятора контрактной системы на конкретно поставленные вопросы. И пока обязанность по проведению внешней экспертизы, как это обещает Минфин, не отменена, мы рекомендуем следующее.

Если с вами случилась такая беда, что закупки не состоялись и контракт заключен с единственным участником, то требования закона о проведении внешней экспертизы нужно выполнять. Наиболее безопасным вариантом в таком случае будет обращение в экспертную организацию. Есть рекомендации договариваться учреждениями по профилю (например, для экспертизы приемки лекарств привлекать сотрудников другого медицинского учреждения), но такая экспертиза может быть поставлена под сомнение проверяющими органами. А если требование о проведении внешней экспертизы не выполнено, то это грозит привлечением к административной ответственности и другими негативными последствиями.

Как найти нужную экспертную организацию? Перечень таких организаций можно обнаружить на сайтах арбитражных судов. Обратившись к нему, вы можете выбрать подходящую для экспертизы компанию и заключить с ней контракт. В этих организациях вам подскажут, какой именно эксперт (эксперт-товаровед или другой) должен оценить результаты исполнения контракта и есть ли такие эксперты в данной организации. Что касается оплаты, то она может зависеть от объема работы эксперта (количества часов, которые потребуются на проведение экспертизы и подготовку заключения).

Чтобы в последующем заключение эксперта не было оспорено, при заключении контракта полагаем целесообразным предусмотреть в нем условия о предоставлении экспертной организацией документов, подтверждающих опыт, квалификацию эксперта (например, документы о высшем образовании, профессиональной переподготовке в качестве эксперта, о стаже работы по специальности, о стаже работы экспертом и т.д.).