Водный налог по регионам

Содержание:

Каковы ставки водного налога на 2018 год?

Ставки водного налога на 2018 год зависят от их базовых величин, приведенных в НК РФ, и коэффициентов, предусмотренных как непосредственно для этого конкретного года, так и для некоторых определенных ситуаций, обязывающих к использованию коэффициента. Рассмотрим, как формируется величина ставки-2018 для налога на воду.

Виды облагаемого налогом водопользования

Обязанность платить водный налог определяется не только наличием лицензии на использование водного объекта или самим фактом пользования, но и видом водопользования. Об облагаемых видах речь идет при:

  • заборе воды из объекта;
  • использовании его акватории (но не для лесосплава);
  • лесосплаве;
  • использовании водных ресурсов в целях гидроэнергетики.

Однако в ряде случаев перечисленные виды водопользования не будут являться облагаемыми налогом.

Подробнее об особенностях отнесения объектов к облагаемым или не облагаемым водным налогом читайте в статье «Водный налог: налоговая база, плательщики, ставки».

Применительно к указанным видам водопользования, детализируя их по характеру используемых объектов и принадлежности к определенным регионам или объектам, НК РФ (п. 1 ст. 333.12) устанавливает величину применяемых ставок. Оцениваются ставки по-разному.

Варианты ставок водного налога

Ставки, относящиеся к забору воды, установлены для разрешенных объемов отбора и дифференцированы по:

  • виду объектов (поверхностные, подземные и морские);
  • экономическому району (для поверхностных и подземных);
  • принадлежности к конкретным крупным объектам (морю, реке, озеру).

Выражаются они в количестве рублей, соответствующих объему 1 000 куб. м воды, забранной из соответствующего водного источника.

Особое место среди ставок, связанных с забором воды, занимает ставка, установленная для отбора с целью водоснабжения населения. Она имеет то же выражение (число рублей за 1 000 куб. м отобранной воды), но не зависит от вида объекта и принадлежности к определенному региону или бассейну.

Ставки, применяемые при использовании акватории водного объекта (но не для лесосплава), разделены по принадлежности к видам этих объектов: поверхностным или морским. Для первых имеет место дополнительная детализация по экономическим районам, а для вторых — по конкретным объектам. Эти ставки выражены в тысячах рублей, причитающихся за использование в течение года 1 кв. км акватории.

Ставки, действующие при использовании для гидроэнергетики или лесосплава, дифференцированы по принадлежности к бассейну определенного водного объекта. Выражаются они в одинаковой оценке (в количестве рублей), но применительно к различным оцениваемым единицам:

  • для первого вида использования — за 1 000 кВт/ч выработанной электроэнергии;
  • для второго — за 1 000 куб. м сплавляемой древесины на каждые 100 км сплава.

Однако приведенные в таблицах ст. 333.12 НК РФ значения ставок следует относить к числу базовых, поскольку их требуется корректировать на коэффициенты, относящиеся к нескольким разным типам.

Величину базовых ставок смотрите здесь.

Коэффициенты, применяемые к ставкам

С 2015 года ко всем базовым ставкам (кроме относящихся к водоснабжению населения) применяется обязательный для всех плательщиков налога повышающий коэффициент, величина которого на каждый год из периода 2015–2025 установлена в определенном значении. Для 2018 года он равен 1,75.

Значения коэффициентов, относящихся к каждому году, входящему в период 2015–2025 годов, приведены в материале «Изменения в НК РФ по водному налогу c 2015 года».

Для ставок по водоснабжению населения коэффициенты не используются, но на период 2015–2025 годов предусмотрено планомерное ежегодное увеличение их конкретных рублевых значений. Для 2018 года действует ставка 122 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды.

С 2026 года для всех видов забора воды (включая водоснабжение населения) будет действовать единый подход в отношении ежегодной корректировки величины ставки. Применяемый к ней коэффициент станет расчетным, зависящим от изменения уровня потребительских цен.

Помимо вышеописанного коэффициента, может возникать необходимость в использовании еще нескольких коэффициентов, применяемых к ставке, когда:

  • превышен лимит отбора воды из объекта — он равен 5 и относится к ставке, действующей в части объема превышения;
  • отсутствуют средства для измерения объемов забираемой воды — он равен 1,1;
  • добытая вода перепродается — он равен 10.

Применение 3 последних коэффициентов не отменяет обязательного ежегодного коэффициента. То есть, определяя конечное значение ставки, все коэффициенты, в применении которых есть необходимость, придется перемножить.

О том, как такой расчет реализуется в конкретной ситуации, читайте в статье «Пример расчета водного налога (порядок исчисления, сроки)».

Ставки, применяемые при расчете водного налога, дифференцируются по характеру используемых объектов и принадлежности к определенным регионам или объектам. Они всегда выражены в рублях, но применяются к разным оцениваемым единицам в зависимости от вида подлежащего обложению налогом водопользования. К приведенным в таблицах п. 1 ст. 333.12 НК РФ значениям ставок с 2015 года обязательно применение повышающего коэффициента, величина которого ежегодно изменяется. Кроме того, действуют коэффициенты, необходимость использования которых зависит от определенных ситуаций, возникающих в процессе ведения деятельности.

Кто и за что оплачивает водный налог

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Полный список всех объектов налогообложения, тонкости расчета налога и правила его уплаты описаны в гл. 25.2 НК РФ.

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Какие объекты облагаются налогом

В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:

  • простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
  • поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
  • сплав леса на специальных плотах/кошелях;
  • ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.

Какие объекты не подлежат налогообложению

П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:

  • орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
  • создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
  • другие виды деятельности, связанные с интересами государства.

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
    V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).
Смотрите так же:  Как написать заявление на практику

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

Налоговые ставки

На размер ставок водного налога влияют:

  • сами объекты налогообложения;
  • регионы, где расположены водные ресурсы;
  • виды водных объектов.

По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.

Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.

ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.

С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты, размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.

Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.

НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.

Налоговый период и сроки уплаты налога

За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.

Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

Порядок исчисления водного налога

Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.

В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.

Пример расчета налога

Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2016 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.

Налог в пределах лимитированного объема воды:

280 000 м3 * 360 руб * 1,32 / 1000 м3 = 133 056 руб.

Налог за объем воды сверх лимита:

10 000 м3 * 360 руб * 1,32 *5 / 1000 м3 = 23 760 руб.

Водный налог в 2018 году: таблица со ставками

Какие ставки водного налога в 2018 году? Таблица со ставками приводится в данном справочном материале. Расскажем о применении ставок, повышающих коэффициентах в 2018 году и особенностях расчета водного налога.

Особенности водного налога

Водный имеет общефедеральный характер, поэтому налоговые ставки водного налога устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ. Для водного налога ставки в 2018 году определяет статья 333.12 Налогового кодекса РФ.

Традиционно на 2018 год ставки водного налога установлены в зависимости от вида использования предприятием или ИП водных ресурсов (см. соответствующую таблицу ниже).

Указанная статья изложена в таком формате, что позволяет понять на будущее, какова будет динамика отчислений в бюджет водного налога.

Например, ставки водного налога на 2018 год надо в определенных случаях умножать на коэффициент 1,75:

  • при сверхлимитном заборе воды;
  • отсутствии измерительных приборов;
  • добыче воды для продажи.

Ставки на 2018 год

Как было отмечено, размеры налоговых ставок водного налога напрямую зависят от целей использования воды. Так, например, ставка водного налога для водоснабжения населения (жилых домов):

  • с 01.01.2017 по 31.12.2017 составляла 107 рублей за 1000 куб. м водных ресурсов;
  • с 01.01.2018 по 31.12.2018 – составляет 122 рубля за 1000 куб. м.

При взятии воды в пределах нормативов из поверхностных и подземных водных объектов налоговая ставка водного налога в 2018 году составляет:

Расчет водного налога: ставки, плательщики, ответы на вопросы

Еще одним видом обязательных платежей в бюджет признается водный налог. Его плательщиками являются организации и ИП, занимающиеся деятельностью, связанной с использованием водных ресурсов. Водный налог введен в действие в 2005 году, заменяет ранее существующий налог на пользование водными объектами. Относится к федеральным.

Плательщики водного налога

Для того чтобы считаться плательщиками водного налога, экономические субъекты должны заниматься определенной деятельностью. При этом деятельность должна быть лицензирована в соответствии с законодательством РФ. Иные работы, связанные с водопользованием, не попадают под рассматриваемое налогообложение.

Плательщики водного налога используют водные ресурсы следующим образом:

  • использование водной территории (акватории) за исключением сплава леса;
  • лесосплав;
  • получение ресурсов в гидроэнергетических целях;
  • забор воды.

В качестве плательщиков признаются и субъекты, действующие на основании выданных лицензий в соответствии с утратившим силу с 01.01.2007 г. Водным кодексом РФ предыдущей редакции.

Не рассматриваются как плательщики налога организации и ИП, осуществляющие виды водопользования, среди которых нижеперечисленные:

  1. Непосредственно связанная с водой деятельность. Сюда относят рыбоводство, судоходство, некоторые виды строительств, орошение и прочие.
  2. Если виды работ облагаются другими налогами (извлечение минеральных и термальных вод).
  3. Водоохранные мероприятия.
  4. Льготируемые виды деятельности ― оборонные нужды, обеспечение пожарной безопасности.

Начиная с 2007 года деятельность по поверхностному использованию вод лицензированию не подлежит. Осуществление таких работ возможно по заключенным договорам водопользования или полученным решениям.

Ставки водного налога

Ставки по водному налогу зависят от нескольких факторов: региона использования и от вида забора воды. Исходные данные установлены законодательно и закреплены в НК РФ. Расчет производится исходя из цены за 1 тысячу забранных кубометров воды.

Пример ставок налога по регионам РФ

Подобное разделение налоговых ставок затрагивает и прочие районы РФ: Западно-Сибирский, Восточно- Сибирский, Уральский, Центрально-Черноземный, Калинградский, Северо-Кавказский, Дальневосточный, Поволжский. Среди охватываемых бассейнов рек и озер ― Лена, Дон, Днепр, Байкал, Обь и другие.

Ставка по водоотбору морских вод зависит от используемого моря. Так, по отношению к Черному и Азовскому морям водный налог рассчитывается как 14,88 рублей за 1 тысячу кубометров воды. Относительно Чукотского моря размер выплат составит 4,32 за тысячу кубов.

Отдельные ставки устанавливаются за используемую акваторию и за потребление воды в целях гидроэнергетики. Для лесосплава налог рассчитывается исходя из 1 тысячи кубометров древесины на 100 км пути. Например, указанные действия в бассейне Ладожского озера обойдутся в 1705,2 рублей за кубический метр на 100 км.

Предусмотрена и льготная ставка. Она используется при заборе воды для водоснабжения населения. Размер ее рассчитывается по данным ст. 333,12 НК РФ. В 2016 году этот показатель равен 93 рублям за 1 тысячу кубов забранной воды.

Порядок расчета налога

Водный налог рассчитывается на основании установленных ставок, но и с учетом утвержденных повышающих коэффициентов. Размер этих показателей изменяется ежегодно вплоть до 2025 года. При расчете налога за 2016 год следует использовать коэффициент 1,32, за 2017 ― 1,52.

Дополнительные коэффициенты применяются и при следующих действиях по забору воды:

  • 5-кратный расчет устанавливается при превышении лимита забора;
  • 10-кратный вводится при заборе подземных вод с целью продажи;
  • 10% учитывается дополнительно, если отсутствуют измерительные приборы для забора.

Расчет итогового водного налога происходит с учетом всех действующих коэффициентов.

Пример. Организация занимается забором подземной воды с целью дальнейшей продажи на территории Северного экономического региона в бассейне реки Волги. Объем забора во 2 квартале составил 24 тыс. кубометров. Рассчитать сумму положенного к уплате налога.

Начальная ставка за забор воды по исходным данным составляет 384 рубля за 1000 кубических метров. Также необходимо учитывать следующие повышающие коэффициенты: 10-кратный при заборе воды с целью продажи и 1,32, действующий в 2016 году. Итого сумма налога равна 384*24*1,32*10= 121 651 рубль.

Предоставление отчетности по водному налогу

Расчет налоговых платежей за потребляемые водные ресурсы, предоставление декларации производятся ежеквартально. Уплату требуется произвести до 20 числа следующего за отчетным кварталом месяца. Перечисление платежа производится по месту нахождения объекта.

Если объект налогообложения отсутствует, то отчетность можно не составлять.

Вопросы и ответы по теме водного налога

1. Организация использует несколько видов деятельности, связанной с потреблением водных ресурсов. Какую ставку налога брать за основу?

Смотрите так же:  Льготы матерям одиночкам в костромской области

При расчете платежей следует ориентироваться на утвержденные ставки налогов по видам деятельности, территории нахождения объектов. Полученные показатели суммируются.

2. Наше предприятие при заборе воды в 2-м квартале превысило лимит на 20 тысяч кубов. В 1-м квартале забор воды составил 160 тысяч кубов при разрешенном лимите 220 тысяч. Можем ли мы не учитывать при расчете налога за 2-й квартал 5-кратный повышающий коэффициент?

Нет, не можете. Отчетным периодом по водному налогу признается квартал. Сумма рассчитывается по каждому кварталу отдельно вне зависимости от ранее полученных результатов за предыдущее время.

3. Является ли организация плательщиком водного налога, если осуществляет действия по использованию поверхностных водных объектов согласно лицензии, срок действия которой обозначен до конца 2016 года. Лицензия выдана в 2006 году.

Да. Организация признается плательщиком водного налога, несмотря на то, что положения новой редакции Водного Кодекса РФ не признают рассматриваемый вид деятельности лицензированным. Операции, совершаемые согласно выданным ранее лицензиям, признаются объектом налогообложения.

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Водный налог по регионам

Важным элементом экологического налогообложения в России является водный налог плата за пользование водными объектами). Водный налог является федеральным налогом и наряду с НДПИ относится к разряду природно-ресурсных платежей. Поэтому помимо фискальной функции, отвечающей за формирование доходов бюджета, водный налог реализует значимую регулирующую функцию: стимулирует хозяйствующих субъектов к осуществлению рационального и эффективного водопользования, повышая их ответственность за сохранение водных ресурсов страны и поддержание экологического равновесия; имеет воспроизводственное назначение, так как часть собранных средств целевым образом предназначена для осуществления мероприятий по охране и восстановлению водных объектов.

Следует отметить, что российской практике известны различные формы платы за использование водных ресурсов. В Советском Союзе в 1920–1930 гг. взимался водный сбор с единицы орошаемой площади, плательщиками являлись юридические и физические лица, а налогооблагаемой базой – сельскохозяйственный доход. С завершением коллективизации водный сбор был отменен. В период с 1949 по 1956 г. существовала плата за воду, подаваемую оросительными системами. С 1982 по 1998 г. взималась плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. С 1982 по 1998 г. существовала плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. Она преследовала цель стимулировать потребителей к экономному пользованию водными ресурсами. Однако данный платеж носил символический характер. Его размеры были незначительны, поэтому для бюджета он не мог рассматриваться как полновесный доходный источник.

С 1 января 2005 г. вступила в силу новая глава НК РФ – гл. 25.2 «Водный налог» (соответствующие изменения были внесены в НК РФ Федеральным законом от 28 июля 2004 г. № 83-ФЗ) и одновременно прекратил свое действие Закон № 71-ФЗ. Этот налог заменил ранее существовавшую плату за пользование водными объектами. Если плата за пользование водными объектами относилась к категории региональных платежей, водный налог является федеральным налогом, т.е. регионы уже не вправе изменить то, что установлено гл. 25.2 НК РФ. С момента его введения в налогообложение водопользования привнесен ряд изменений, которые можно обобщить следующим образом.

Во-первых, были отменены отдельные налоговые льготы, которые устанавливались законодательными органами субъектов РФ, а также значительно расширен перечень налогоплательщиков. Так, наряду с организациями и индивидуальными предпринимателями плательщиками водного налога стали и физические лица, не являющиеся ИП.

Во-вторых, из объекта налогообложения исключен такой вид водопользования, как сброс сточных вод в водные объекты, что объясняется стремлением исключить ситуацию двойного налогообложения, поскольку за сброс загрязняющих веществ в водные объекты взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду.

В-третьих, в целях сохранения поступлений в бюджет от данного налога одновременно увеличены ставки налога за забор воды из водных объектов. Помимо этого, ставки налога теперь установлены НК для всей территории РФ, а законодательные органы субъектов РФ теперь лишены права их регулировать.

В-четвертых, в качестве самостоятельного объекта налогообложения дополнительно выделено использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики.

В соответствии со статьей 333.8 НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие в соответствии с российским законодательством специальное или особое водопользование. Специальное или особое водопользование осуществлялось в соответствии с ранее действовавшим Водным кодексом РФ от 16.11.1995, который утратил силу с 1 января 2007 года в связи с введением в действие нового Водного кодекса РФ от 03.06.2006.

Если организации и физические лица осуществляют водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных или принятых после введения в действие нового Водного кодекса Российской Федерации (то есть после 1 января 2007 года), плательщиками водного налога они не являются. Данный кодекс упразднил действовавшее ранее лицензирование водопользования поверхностными водными объектами. С 2007 года оно осуществляется либо по договору водопользования, заключенному с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления – в зависимости от того, в чьей собственности находится водный объект, либо на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование. Такое решение принимается Правительством РФ, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Водопользователи, заключившие соответствующие договоры после 1 января 2007 года, уплачивают неналоговую плату за пользование водными объектами. Водопользователи, которые используют водные объекты на основании действующих лицензий на водопользование либо договоров водопользования, оформленных до 1 января 2007 года, продолжают уплачивать водный налог в соответствии с положениями главы 25.2 НК РФ. Прекращение действия лицензии на водопользование не снимает с организации или физического лица обязанности по уплате водного налога. Водопользователи будут являться плательщиками водного налога до момента, когда заключенный ими после 1 января 2007 года договор на водопользование не будет зарегистрирован в государственном водном реестре, как того требует статья 31 Водного кодекса Российской Федерации.

Плательщиками водного налога являются также организации, которые после истечения срока действия лицензии не заключили договор на водопользование в соответствии с действующим законодательством, но при этом фактически продолжают водопользование. Прекращение обязанности по уплате водного налога наступает только после того, как водопользователем будет заключен и зарегистрирован в государственном водном реестре договор на водопользование, предусматривающий неналоговую плату, либо после принятия соответствующего решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Новый Водный кодекс РФ, вступивший в силу с 2007 года, не предусматривает лицензирования для использования поверхностных водных объектов. Вместо него введена возможность использования водного объекта либо по договору водопользования, либо по решению о предоставлении его в пользование. Согласно ст. 8 нового Водного кодекса РФ, все моря, реки, озера, болота, водохранилища и другие водные объекты находятся в федеральной собственности. Исключение составляют пруды и обводненные карьеры. Они могут принадлежать субъекту федерации, муниципальному образованию, организации или даже частному лицу, но только при одном условии: если их собственностью является земля, на которой расположен пруд (обводненный карьер) в пределах береговой линии.

Договор водопользования и решение о предоставлении его в пользование оформляются органом власти того субъекта РФ, в чьей собственности находится водный объект. Платежи по ним представляют собой арендную плату за пользование водным объектом (неналоговый платеж), а не водный налог. Однако в некоторых случаях не потребуется ни договора, ни решения, например, если водный объект предполагается использовать: для судоходства (в том числе морского); рыболовства, рыбоводства и охоты; научных и учебных целей; забора воды судами, чтобы обеспечить работу судовых механизмов, устройств и технических средств; забора воды, чтобы обеспечить пожарную безопасность, предотвратить чрезвычайные ситуации или ликвидировать их последствия.

Ставки водного налога для основных видов водопользования установлены п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Они зависят от региона использования объекта, а для забора воды – еще и от его вида (поверхностный или подземный). В законодательстве также имеется льготная ставка для забора воды с целью водоснабжения населения (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). С 2015 года повышена льготная ставка водного налога, предусмотренная для забора воды в целях водоснабжения населения, она составляет 81 рублей за 1 000 куб. м. Для нее тоже планируется планомерный рост в течение 2015–2025 годов, но он выражен не в коэффициентах, а в конкретных рублевых значениях. С 2026 года к этой ставке в порядке, аналогичном введенному для ставок водного налога по основным видам водопользования, также начнет применяться расчетный повышающий коэффициент, зависящий от изменения потребительских цен.

Начиная с 2015 года ставки водного налога, указанные в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, должны применяться с корректировкой повышающими коэффициентами, значения которых на период с 2015 по 2025 год приведены в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. С 2026 года повышающий коэффициент станет расчетным и будет определяться фактическим изменением потребительских цен за год, предшествующим году начала применения соответствующего расчетного коэффициента. Каждый следующий коэффициент будет применен к фактически сложившейся ставке водного налога за предшествующий год. Ставка, рассчитанная с учетом коэффициента, должна быть выражена в целых рублях.

Смотрите так же:  Что будет если не сдать вовремя отчетность в налоговую

Рассматривая динамику поступления водного налога по РФ (таблица), мы видим, что с каждым годом наблюдается тенденция к снижению сумм поступивших налоговых платежей по водному налогу. Так, в 2014 году сумма водного налога на 246663 тыс. рублей меньше, чем в 2012 году, что составляет 10 %. В то же время количество налогоплательщиков уменьшилось на 19,4 % по сравнению с 2012 годом, а объем забора воды снизился на 8,2 %, площадь акватории водных объектов, предоставленных в пользование, уменьшилась вдвое, что составляет 53 %. Также тенденция к понижению в 2014 году наблюдается и в отношении количества выработанной электроэнергии, оно составило 23 %.

Одной из причин снижения сумм водного налога является применение налогоплательщиками пониженной ставки в отношении забора воды в целях водоснабжения населения (рис. 1) а также уменьшение количества налогоплательщиков водного налога. Снижение количества налогоплательщиков связанно так же и с введением с 1 января 2007 года Водного кодекса РФ.

Как мы видим по рис. 1, сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с применением пониженной ставки при заборе воды для водоснабжения населения, за 2014 год составляет 47 % от общей суммы водного налога за этот же период. Количество налогоплательщиков, осуществляющих забор воды для водоснабжения населения, составляет 30 % от общего количества налогоплательщиков, осуществляющих забор воды из водных объектов в 2014 году, а объем воды в целях водоснабжения населения составляет 42 % от общего количества забранной воды.

Анализируя динамику поступления водного налога за 2012–2014 годы по Республике Дагестан, мы видим (рис. 2) что и здесь наблюдается тенденция к снижению налоговых поступлений, но не такие значительные, как в целом по Российской Федерации. За три года сумма водного налога, подлежащая уплате в бюджет, в общем уменьшилась на 4 %.

Основные показатели, характеризующие динамику поступления водного налога за 2012–2014 гг. по Российской Федерации

Ставки водного налога в 2018 году: таблица

vodnyy_nalog.jpg

Похожие публикации

Ставки водного налога на 2018 год устанавливаются с привязкой к базовым величинам и значениям специальных коэффициентов. Базовые тарифы зафиксированы Налоговым кодексом. Обязанность по расчету и уплате этого налога возлагается на субъектов хозяйствования, которые обладают лицензией на водопользование и осуществляют пользование водными ресурсами.

Классификация ставок ведется в разрезе видов водопользования и регионов РФ, по принадлежности к определенной категории источника воды (река, озеро, море). Облагаться налогом могут операции по забору воды, лесосплаву, выработке электроэнергии и другие формы эксплуатации акватории водоемов.

Водный налог 2018: ставки

При эксплуатации водных акваторий необходимо учитывать детализацию по типу объектов – поверхностные воды или морские. К поверхностным объектам применяются дифференцированные ставки в зависимости от экономических субъектов, а для морских объектов установлена конкретизация по каждому источнику (ст. 333.12 НК РФ). Как для этих категорий начисляется водный налог (2018): ставки обозначенные в тысячах рублей, умножаются на каждый эксплуатируемый квадратный метр акватории на протяжении года (таблица 1).

Организации, которые пользуются водными ресурсами для выработки электроэнергии, в расчет принимают ставку в рублях, начисления осуществляются за каждую 1000 кВт/ч произведенной электроэнергии (таблица 2).

Если предприятие пользуется водной акваторией для сплава леса, то за основу берется рублевая ставка за каждую 1000 куб. м древесных пород, сплавляемых на расстояние в 100 км (таблица 3).

В следующей таблице ставок водного налога в 2018 году (таблица 4) содержатся сведения по тарификации забора водных ресурсов из рек и озер, а в таблице 5 приведены данные о ставках налога при заборе морской воды.

Ставки установлены в рублевом эквиваленте, который применяется к каждой 1000 куб.м. водных ресурсов, использованной предприятием. Такое правило характерно только для операций, связанных с периодическим или регулярным отбором воды.

Водный налог в 2018 году при осуществлении забора воды для дальнейшей ее поставки населению высчитывается по ставке 122 руб. за каждую тысячу куб. м потребленных ресурсов. Сниженные ставки предприятия могут применять при соответствии такому набору требований:

  • в лицензии на забор воды указана цель ее использования – удовлетворение хозяйственных нужд населения;
  • по каждому эксплуатируемому объекту в лицензии отдельно прописан допустимый объем потребления.

Если предприятие пользуется водой не только для поставки ее населению, но и в коммерческих целях, налогообложение операций по забору воды с разным назначением осуществляется отдельно по дифференцированным ставкам.

Водный налог: коэффициент 2018

К базовым ставкам при расчете налоговых обязательств дополнительно применяются повышающие коэффициенты:

  • индексирующие величины, которые обновляются каждый год (на 2018 год установлен коэффициент 1,75);
  • специализированные коэффициенты.

Коэффициенты не применяются в отношении забора воды, который обусловлен необходимостью обеспечения поставок ее населению. В этом случае законодателями предусмотрен планомерный ежегодный рост рублевых ставок по 2025 год. С 2026 года будет введен единый механизм обновления их размера, при котором коэффициент привязывается к колебаниям потребительских цен.

Если выделенный предприятию лимит по водозабору в течение отчетного интервала был превышен, ставка увеличивается коэффициентом, равным 5. Рост ставки осуществляется не для всего потребленного объема ресурсов, а только по отношению к объему превышения зафиксированных предельных значений. Скорректированная на коэффициенты ставка округляется до полных рублей.

Если у предприятия нет средств измерения потребляемых ресурсов, дополнительно необходимо увеличивать рассчитываемые налоговые обязательства на 1,1. При перепродаже добываемой воды применяется коэффициент, равный 10. Все подлежащие учету значения коэффициентов при расчете налога перемножаются с базовой ставкой.

Декларация по водному налогу: срок сдачи в 2018 году

Налог рассчитывается ежеквартально по ставкам, которые зафиксированы на территории нахождения эксплуатируемого водного ресурса. Декларационная форма подается в налоговую инспекцию с привязкой к месту, где фактически расположен налогооблагаемый актив (ст. 333.15 НК РФ). Декларация составляется по унифицированному шаблону КНД 1151072, который утвержден Приказом ФНС РФ от 09.11.2015 г. № ММВ-7-3/[email protected] Срок подачи формы и уплаты налога ограничен 20 числом месяца, следующего за отчетным квартальным интервалом. В 2018 году декларацию подают в следующие сроки:

  • за 1 квартал – 20.04.2018,
  • за 2 квартал – 20.07.2018,
  • за 3 квартал – 22.10.2018,
  • за 4 квартал – 21.01.2019.

Водный налог 2018

Водный налог – это федеральный налог (п. 8 ст. 13 НК РФ). Его должны платить организации и физические лица, в том числе ИП, которые ведут деятельность по пользованию водными объектами, подлежащую лицензированию (п. 1 ст. 333.8 НК РФ). Речь идет в первую очередь о заборе воды из подземных вод через скважины.

Объектом налогообложения по водному налогу признается (п. 1 ст. 333.9 НК РФ):

  • забор воды из водных объектов
  • использование акватории водных объектов, кроме лесосплава в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях и для целей гидроэнергетики (без забора воды).

При этом в определенных случаях забор воды не подпадает под объект налогообложения. К примеру, при использовании этой воды в сельскохозяйственных целях, для рыбоводства, обеспечения пожарной безопасности и др. Так же не каждое использование акватории водного объекта облагается водным налогом (п. 2 ст. 333.9 НК РФ).

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Как рассчитать водный налог

Налоговая база по водному налогу определяется отдельно в отношении каждого объекта налогообложения. А если по нему установлены разные налоговые ставки, то база считается применительно к каждой из них (п. 1 ст. 333.10 НК РФ).

Среди плательщиков водного налога большинство – это те организации и ИП, которые занимаются добычей подземных вод. У них налоговая база определяется по объему воды, забранной за налоговый период, в соответствии с показаниями водоизмерительных приборов (п. 2 ст. 333.10 НК РФ).

По общему правилу налог рассчитывается, как произведение налоговой базы на ставку. Но в зависимости от целей добычи воды порядок расчета может отличаться (п. 2 ст. 333.13 НК РФ).

Так, если из скважины добывается вода для целей снабжения ею населения, то налог считается по формуле (п. 3 ст. 333.12 НК РФ):

Сумма налога = Объем воды за квартал (тыс. куб. м) х Ставка налога (в 2018 году она составляет 122 руб. за 1 тыс. куб.м)

Если же забор воды производят для других целей, то:

  • во-первых, ставка водного налога берется с коэффициентом. На 2018 год установлен коэффициент, равный 1,75 (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ);
  • во-вторых, при расчете налога учитывается, уложилась ли организация (ИП) в лимит по забору воды, указанный в лицензии. Поскольку объем воды, добытый сверх лимита, облагается налогом по ставке, увеличенной в 5 раз (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).

Поэтому формула расчета налога выглядит несколько иначе:

Сроки уплаты водного налога

Уплачивать водный налог нужно по итогам каждого налогового периода, т. е. квартала. Крайний срок уплаты водного налога по НК РФ – 20 число месяца, следующего за налоговым периодом (п. 2 ст. 333.14 НК РФ).