Возвратная финпомощь и единый налог

Содержание:

Плательщиком единого налога дано/получено возвратную финпомощь

12.05.2017 1613 0 0

Включается ли в состав дохода юридического лица — плательщика единого налога третьей группы сумма предоставленной/полученной возвратной финансовой помощи?

Согласно п.п. 14.1.257 п. 14.1 ст. 14 НКУ Налоговый кодекс Украины (далее – НКУ) возвратная финансовая помощь – сумма средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, который не предусматривает начисление процентов или предоставление других видов компенсаций в виде платы за пользование такими средствами, и является обязательной к возврату.

Доходом юридического лица-плательщика единого налога является любой доход, включая доход представительств, филиалов, отделений такого юридического лица, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной); материальной или нематериальной форме, определенной п. 292.3 ст. 292 НКУ (п.п. 2 п. 292.1 ст. 292 НКУ).

В состав дохода плательщиков единого налога третьей группы, не включаются, в частности суммы финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, полученной и возвращенной в течение 12 календарных месяцев со дня ее получения (п.п. 3 п. 292.11 ст 292 НКУ).

Следовательно, сумма финансовой помощи, которая была предоставлена юридическим лицом — плательщиком единого налога третьей группы на возвратной основе, при ее возврате не включается в состав дохода такого плательщика.

Плательщик единого налога третьей группы, который получает возвратную финансовую помощь, не учитывает его сумму в составе дохода при условии, что возвращает такую помощь в течение 12 календарных месяцев со дня ее получения. Сумма возвратной финансовой помощи, невозвращенной плательщиком единого налога в течение 12 календарных месяцев со дня ее получения, включается в состав дохода такого плательщика на следующий день после окончания 12 календарных месяцев со дня получения такой помощи.

Возвратная финансовая помощь плательщику единого налога

16.05.2018 876 0 0

Доходом юридического лица плательщика единого налога является любой доход, включая доход представительств, филиалов, отделений такого юридического лица, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной) материальной или нематериальной форме, определенной п. 292.3 ст. 292 НКУ (п 2 п. 292.1 ст. 292 НКУ).

Согласно п 14.1.257 п. 14.1 ст. 14 НКУ возвратная финансовая помощь — сумма средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, не предусматривает начисление процентов или предоставление других видов компенсаций в виде платы за пользование такими средствами, и является обязательным к возвращению.

Плательщик единого налога третьей группы, получает возвратную финансовую помощь, не учитывает ее сумму в составе дохода при условии, что возвращает такую ​​помощь в течение 12 календарных месяцев со дня получения. Сумма возвратной финансовой помощи, невозвращенной плательщиком единого налога в течение 12 календарных месяцев со дня ее получения, включается в состав дохода такого плательщика на следующий день после окончания 12 календарных месяцев со дня получения такой помощи (п.п.. 3 п. 292.11 ст 292 НКУ).

Возвратная финпомощь и единый налог

Одним из способов пополнения оборотных средств предприятия является получение финансовой помощи от других предприятий или физических лиц. Она может предоставляться как на возвратной, так и на безвозвратной основе. Об особенностях учета и налогообложения финансовой помощи – далее.

Возвратная и безвозвратная финансовая помощь

Возвратная финансовая помощь — сумма средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, не предусматривающему начисление процентов или предоставление других видов компенсаций в виде платы за пользование такими средствами, и является обязательной к возврату (пп. 14.1.257 Налогового кодекса Украины, далее − НКУ).

Безвозвратная финансовая помощь − это:

  • сумма средств, переданная налогоплательщику по договорам дарения, другим подобным договорам или без заключения таких договоров;
  • сумма безнадежной задолженности, возмещенная кредитору заемщиком после списания такой безнадежной задолженности;
  • сумма задолженности одного налогоплательщика перед другим налогоплательщиком, не взысканная по истечении срока исковой давности;
  • основная сумма кредита или депозита, предоставленных налогоплательщику без установления сроков возврата такой основной суммы, за исключением кредитов, предоставленных под бессрочные облигации, и депозитов до востребования в банковских учреждениях, а также сумма процентов, начисленных на такую основную сумму, но не уплаченных (списанных);
  • сумма процентов, условно начисленных на сумму возвратной финансовой помощи, которая остается невозвращенной на конец отчетного периода, в размере учетной ставки Национального банка Украины, рассчитанной за каждый день фактического использования такой возвратной финансовой помощи (пп. 14.1.257 НКУ).

По своей экономической сути возвратная финпомощь является займом, а безвозвратная — подарком.

НДС

Сразу отметим, что операции предоставления и получения финансовой помощи не являются объектом налогообложения НДС, поскольку не подпадают под определение операций по поставке товаров или услуг.

Налог на прибыль

Объект обложения налогом на прибыль определяется на основании данных бухучета путем корректировки финансового результата до налогообложения, определенного в финотчетности, на разницы, увеличивающие или уменьшающие финрезультат до налогообложения в соответствии с положениями НКУ.

Получатель возвратной финансовой помощи отображает ее в составе долгосрочных обязательств (счет 55 «Прочие долгосрочные обязательства») или текущих обязательств (685 «Расчеты с прочими кредиторами» или 611 «Текущая задолженность по долгосрочным обязательствам в национальной валюте»). Критерием для отнесения возвратной финансовой помощи к долгосрочной или текущей задолженности является срок возврата такой помощи (больше или меньше 12 месяцев с даты баланса).

Часть долгосрочной возвратной помощи, которая подлежит возврату в течение 12 месяцев с даты баланса, относят в состав текущей задолженности и отображают проводкой: Дт счета 55 − Кт субсчета 611. Возврат возвратной финансовой помощи денежными средствами отображают проводкой: Дт субсчета 685 или 611 — Кт субсчета 301 или 311 (п. 8 П(С)БУ 11 «Обязательства»).

Как видим, в бухучете формирование доходов и расходов при получении возвратной финансовой помощи не происходит, а значит, отсутствует влияние на финансовый результат до налогообложения и соответственно на объект налогообложения налогом на прибыль. Кроме того, действующая редакция НКУ не предусматривает корректировку финансового результата до налогообложения на разницы на сумму возвратной финансовой помощи.

Относительно получения безвозвратной финансовой помощи ситуация иная, поскольку такая помощь не предполагает ее возврата. Учитывая требования п. 5 П(С)БУ 15, в случае получения денежных средств в подарок предприятие должно признать доход и отобразить в бухгалтерском учете проводкой Дт субсчета 311 или 301 — Кт субсчета 718 «Доход от бесплатно полученных оборотных активов».

Единый налог

Если получатель финансовой помощи является плательщиком единого налога, понятно, что помощь в денежной форме, полученная им на безвозвратной основе, включается в состав доходов и подлежит налогообложению единым налогом на общих основаниях.

В случае получения таким плательщиком возвратной финансовой помощи следует учесть требование пп. 3 п. 292.11 НКУ. Согласно этой норме, в состав дохода плательщика единого налога не включаются суммы финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, полученной и возвращенной в течение 12 календарных месяцев со дня получения. То есть, если возвратная финпомощь остается невозвращенной по истечении 12 календарных месяцев со дня ее получения, она включается в состав дохода плательщика единого налога. При этом в случае возврата такой помощи в будущем корректировки дохода не предусмотрены.

Финансовая помощь, предоставленная частным предпринимателем и возможные последствия ее предоставления и возврата

Практикующий бухгалтер и сертифицированный аудитор. С удовольствием отвечу на ваши комментарии к моим статьям.

При поддержке: Тепловые вентиляторы Тепломаш — это качественная продукция с высоким соотношением цена — качество. Качество продукции оттачивалось на протяжении 25 лет. Продукция поставляется по страны СНГ, ЕС, США и Канаду.

Лучшим «двигателем» для бизнеса являются кредитные средства. Заимствование кредитных средств позволяет пополнить оборотные средства и улучшить материально – техническую базу. Однако, в современных экономических условиях банковский кредит для бизнеса практически не доступен из-за его дороговизны, поэтому остается надеяться только на коллег по цеху, у которых дела идут лучше. В данной консультации, рассмотрим с какими «подводными камнями» могут столкнуться частные предприниматели, которые решили предоставить беспроцентную финансовую помощь юридическому или физическому лицу – частному предпринимателю.

Данный вопрос уже не однократно освещался на страницах нашего сайта, но поводом для данной публикации стала индивидуальная налоговая консультация ГФС от 14.11.2017 N 2609/К/99-99-13-02-03-14/ІПК, которую мы и хотим рассмотреть более детально.

Понятие займа в украинском законодательстве

Начнем с определения займа, которое приводится в п.14.1.267 НКУ. Так, для целей налогообложения в Украине под займом понимают денежные средства, предоставляемые резидентами, являющимися финансовыми учреждениями, или нерезидентами, кроме нерезидентов, имеющих оффшорный статус, заемщику на определенный срок с обязательством их возврата и уплатой процентов за пользование суммой займа.

На основании этого определения специалисты ГФС в комментируемой консультации приходят к выводу, что заем в его классическом понимании могут предоставлять исключительно финансовые учреждения, а так же нерезиденты, которые не имеют офшорного статуса.

Понятие возвратной финансовой помощи в украинском законодательстве

Что же касается возвратной финансовой помощи, то ее определение мы находим в п.14.1.257 НКУ. Так, возвратная финансовая помощь — это сумма средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, не предусматривает начисление процентов или предоставление других видов компенсаций в виде платы за пользование такими средствами, и является обязательным к возвращению.

Таким образом, юридический смысл возвратной финансовой помощи, в понимании НКУ, аналогичен тому, что уже давно изложено в ст.1046 ГКУ, где дано определение договора беспроцентного денежного займа. Значит, все договора беспроцентного денежного займа составляем в соответствии с требованиями главы 71 ГКУ.

По общему правилу, беспроцентную финансовую помощь на возвратной основе могут предоставлять все без исключения хозяйствующие субъекты в Украине, т.е. и юридические (фирмы, предприятия, организации), и физические лица – частные предприниматели.

Смотрите так же:  Мировая экономика учебное пособие 2012

Заем на возвратной основе: финансовая услуга или нет?

Однако, в комментируемой налоговой консультации, делается акцент на то, что в соответствии с ч.6 пп.291.5.1 НКУ, не могут быть плательщиками единого налога 1-3 групп субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность в сфере финансового посредничества.

Давайте поищем в украинском законодательстве, какие услуги могут оказывать частные предприниматели в сфере финансового посредничества. Такой перечень содержится в п. 29 ст. 1 Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» №2464 от 12.07.2001 г. К таким услугам законодатель относит:

  • консультирование,
  • экспертно-информационные услуги,
  • работа по подготовке, заключению и выполнению (сопровождению) договоров о предоставлении финансовых услуг,
  • другие услуги, определенные законами по вопросам регулирования отдельных рынков финансовых услуг.

Как видим, предоставление беспроцентной финансовой помощи не является финансовой услугой в понимании украинского законодательства. Зачем же тогда контролеры обращаются к этому нормативно-правовому акту?

А делают они это вот зачем:

  • для того чтобы плательщик единого налога мог предоставлять беспроцентную финансовую помощь, ему нужно открыть соответствующий КВЕД, иначе – деятельность такого предпринимателя не законна или облагается единым налогом по ставке 15%;
  • услуги по предоставлению беспроцентной финансовой помощи можно предоставлять только с открытым КВЕД 64 «Предоставление финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения»;
  • деятельность с КВЕД 64 запрещена плательщикам на едином налоге (ч.6 пп.291.5.1 НКУ).

Таким образом, несмотря на то, что прямого запрета на предоставление частными предпринимателями на едином налоге беспроцентной финансовой помощи в НКУ нет, контролеры, путем своеобразного трактовки некоторых норм законодательства, приходят к выводу, что «единоналожники» предоставлять беспроцентную финансовую помощь не могут.

Финансовая помощь в жизни юридических лиц на едином налоге

В отношении юридических лиц – плательщиков единого налога контролеры высказались немного раньше в письме ГФСУ от 05.02.2016 №2503 / 6 / 99-95-42-03-15. Текст письма можно использовать, как достойный пример дипломатии «по-украински» (когда запретить вроде бы и нельзя, но ОЧЕНЬ хочется):

«…Юридическое лицо — плательщик единого налога третьей группы может оказывать возвратную финансовую помощь другому лицу (физическому лицу — предпринимателю). Сумма финансовой помощи, предоставленной юридическим лицом — плательщиком единого налога третьей группы на возвратной основе, при ее возврате не включается в состав дохода такого плательщика.

В то же время деятельность юридического лица — плательщика единого налога третьей группы по предоставлению возвратной финансовой помощи другим юридическим лицам (физическим лицам — предпринимателям) на постоянной основе может рассматриваться как финансовое посредничество…»

Если внимательно перечитать текст, предоставленной консультации, то у нормального человека возникнет больше вопросов, чем ответов. На наш взгляд, главный неразрешенный вопрос здесь: что считать постоянной основой для предоставления финансовой помощи? Это не более одного раза в год? Или можно и чаще?

Если вернуться к комментируемой нами налоговой консультации, то в ней контролеры приходят к еще более парадоксальному выводу. Напомним, что прямого запрета на предоставление возвратной финансовой помощи плательщиком единого налога контролеры не делают, но вместе с тем утверждают, что если финансовая помощь возвращается юридическим лицом предпринимателю, то ее налогообложения осуществляется либо в соответствии с главой I разд. XIV НКУ, или по ст. 177 НКУ. Т.е. должно учитываться, как доход от предпринимательской деятельности.

Неутешительные выводы контролеров и возможные последствия предоставления финансовой помощи

Законность такого вывода под большим сомнением. Судите сами, откуда в данной ситуации может взяться доход, если предпринимателю возвращают его же собственные средства, да еще и без процентов?

Как аргумент, контролеры используют п.292.3 НКУ, в соответствии с которым в сумму дохода плательщика единого налога включается стоимость безвозмездно полученных в течение отчетного периода товаров (работ, услуг).

Однако, по мнению автора, предоставление беспроцентной финансовой помощи и безвозмездно полученные товарно – материальные ценности — это два совершенно разных вида дохода предпринимателя. Не говоря уже о пп.2 п. 292.11 НКУ, в котором говорится о том, что сумма предоставленной финансовой помощи в случае ее возвращения в течение 12 календарных месяцев не является доходом частного предпринимателя на едином налоге.

Из всего сказанного контролерами в рассматриваемой консультации можно сделать два безутешных вывода:

  • во-первых, возвращенные средства юридическим лицом физическому лицу — «единоналожнику» в рамках договора о предоставлении возвратной помощи будет признаваться налоговиками доходом для такой физического лица – «единщика».
  • во-вторых, если сумма полученного дохода от основной деятельности и сумма возвращенной финансовой помощи приведет к превышению предельной суммы дохода предпринимателя, то к сумме превышения будет применяться ставка 15%.

Говорить о логике в рассуждениях контролеров не приходится (у них всегда были проблемы с этим). Почему то в тексте письма совсем ничего не сказано о том, что доход от запрещенных видов деятельности и так облагается 15% налогом. А в случае получения дохода от запрещенных видов деятельности предприниматель сам обязан перейти на общую систему налогообложения.

В комментируемом письме фискалы только лишь намекают на то, что в случае предоставления беспроцентной финансовой помощи, предпринимателю лучше перейти на общую систему налогообложения. А о такой мелочи, как запрет на предоставление финансовой помощи предпринимателем на едином налоге, фискалы дипломатично молчат.

Если же физлицо – плательщик единого налога, по самостоятельному решению, перейдет на общую систему и наряду с основным видом деятельности будет предоставлять возвратную помощь, облагаться она будет по правилам, установленным ст. 177 НКУ. Нужно признать, что эти правила значительно лояльнее.

Объектом налогообложения ФЛП на общей системе является чистый налогооблагаемый доход, то есть разница между общим налогооблагаемым доходом (выручка в денежной и неденежной форме) и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью такого ФЛП (п. 177.2 НКУ).

В случае если ФЛП получает другие доходы, чем от осуществления предпринимательской деятельности, в пределах избранных им видов такой деятельности, такие доходы облагаются по общим правилам, установленным НКУ для налогоплательщиков — физических лиц (п. 177.6 НКУ). А по пп. 165.1.31 НКУ сумма возвращенной финансовой помощи не является объектом обложения НДФЛ.

В общем, предпринимателям, которые собираются предоставить финансовую помощь, есть над чем задуматься. Будьте внимательны и не поставьте сами себя в щекотливую ситуацию.

Включается ли в доход плательщика единого налога возвратная финансовая помощь

Доходом юридического лица плательщика единого налога является любой доход, включая доход представительств, филиалов, отделений такого юридического лица, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной); материальной или нематериальной форме, определенной п. 292.3 ст. 292 Налогового кодекса Украины.

Возвратная финансовая помощь — сумма средств, которая поступила налогоплательщику в пользование по договору, не предусматривающему начисление процентов или предоставление других видов компенсаций в виде платы за пользования такими средствами, и является обязательной к возвращению.

Плательщик единого налога третьей группы, который получает возвратную финансовую помощь, не учитывает ее суммы в составе дохода при условии, что возвращает такую помощь в течение 12 календарных месяцев со дня ее получения. Сумма возвратной финансовой помощи, невозвращенной плательщиком единого налога в течение 12 календарных месяцев со дня ее получения, включается в состав дохода такого плательщика на следующий день по истечении 12 календарных месяцев со дня получения такой помощи (пп. 3 п. 292.11 ст. 292 Кодекса).

Возвратная финансовая помощь: на что стоит обратить внимание

Последние поступления

На сегодняшний день практика предоставления и получения возвратной финансовой помощи (так называемого беспроцентного займа) является достаточно распространенной. Ведь это очень хороший способ пополнить оборотные денежные средства, особенно когда есть острая необходимость. Тонкости учета и налогообложения данной финпомощи напрямую зависят от того, кто и кому ее предоставляет. Не последнюю роль также играет и то, вернули данную помощь или нет. Итак, давайте вкратце рассмотрим, какие же налогово-учетные последствия создает возвратная финансовая помощь

Согласно определению НКУ, возвратная финансовая помощь — сумма средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, который не предусматривает начисления процентов или предоставления прочих видов компенсаций в виде платы за пользование данными денежными средствами и является обязательной к возврату (пп. 14.1. 257 НКУ).

Субъект хозяйствования (предприятие или предприниматель) может как получать, так и предоставлять возвратную финпомощь. При этом размер данной помощи законодательно не ограничен. Более подробно о правилах предоставления ВФП читайте в материале «Возвратная финпомощь в жизни предприятия: наведем резкость». В этом же материале вы найдете также образец Договора о предоставлении возвратной финансовой помощи.

Налогово-учетные последствия зависят от многих факторов. Давайте рассмотрим их схематически.

1. Предприятие предоставляет возвратную финансовую помощь

В этой ситуации налогово-учетные последствия зависят от того, на какой системе налогообложения находится предприятие — предоставитель ВФП: на общей или упрощенной. Кроме того, не последнюю роль играет статус получателя финпомощи: если ВФП получает обычное физлицо или ФЛП, то возникают последствия в части НДФЛ. Также не стоит забывать, что невозвращенная финансовая помощь фактически является дебиторской задолженностью, которая отражается в учете по своим правилам.

Итак, чтобы было более понятно, отразим нюансы предоставления ВФП предприятием на рис. 1.

Рис. 1. Налогово-учетные последствия у предприятия, которое предоставляет ВФП

* Ссылки на материалы, упомянутые в рис. 1:

2. Возвратную финпомощь предоставляет ФЛП

В данном случае прежде всего логически возникает вопрос правомерности предоставления предпринимателем ВФП. Отметим: налоговики не всегда «ЗА» возможность такого предоставления. А особенно — касательно ФЛП на упрощенной системе налогообложения. Однако это не совсем так, ведь законодательство не ограничивает круг поставщиков ВФП только юрлицами. Более подробно об этом читайте в материале «ФЛП & предоставление возвратной финпомощи: налоговые последствия».

Налоговые последствия здесь будут несколько иными, чем у юрлиц, учитывая в первую очередь то, что предприниматели не обязаны вести бухучет. Однако если получателем ВФП является физлицо или ФЛП, то последствия в части НДФЛ будут аналогичными, как и у предприятий. Помимо прочего, все зависит от системы налогообложения, на которой находится предприниматель — предоставитель ВФП. Покажем схематически данные последствия на рис. 2.

Рис. 2. Налоговые последствия у предпринимателя (ФЛП), который предоставляет ВФП

* Ссылки на материал, упомянутый в рис. 2:

3. Предприятие получает ВФП

Тут получается диаметрально противоположная ситуация. При этом важно обратить внимание на следующее:

  • при получении ВФП в бухучете отражаем кредиторскую задолженность;
  • плательщик налога на прибыль данную кредиторскую задолженность отражает согласно бухучетным правилам;
  • плательщик единого налога должен вернуть такую ВФП в течение года, в противном случае контролеры будут настаивать на отражении дохода.
Смотрите так же:  Договор займа между ооо и ооо образец с процентами

Рассмотрим возможные последствия схематично (см. рис. 3).

Рис. 3. Налогово-учетные последствия у предприятия, получившего ВФП

* Ссылки на материал, упомянутый в рис. 3:

4. ФЛП получает возвратную финансовую помощь

В этом случае все достаточно просто: ФЛП-общесистемщик не отражает в доходах полученную ВФП в течение действия договора, а плательщик единого налога — на протяжении 12-ти календарных месяцев со дня ее получения.

Если же ВФП не будет возвращена, то ФЛП-общесистемщик должен отразить доход. А что же касается ФЛП — плательщика единого налога, то существует вероятность двойного налогообложения данного дохода, поскольку списанная кредиторская задолженность попадает в доход (а, как мы помним, доход уже был отражен по истечении 12 месяцев).

Отразим данные налоговые последствия на рис. 4.

Рис. 4. Налоговые последствия у предпринимателя (ФЛП), получившего ВФП

* Ссылки на материал, упомянутый в рис. 4:

Оставить отзыв к материалу

ВНИМАНИЕ!
Редакция не принимает на себя обязательства отвечать на вопросы, заданные через окно отзывов
(с этой целью предусмотрен сервис «Персональные консультации»).
Однако в любом случае мы не оставим без внимания ваши отзывы и учтем их при дальнейшей работе.

Возвратная финпомощь и единый налог: поиск сложного в простом

Прежде чем перейти к рассмотрению непосредственно отражения возвратной финпомощи в учете единоналожника, заметим, что в «докодексный» период налоговики настойчиво проводили идею того, что возвратная финпомощь как внереализационные поступления подлежит включению в состав выручки и обложению единым налогом (см., например, письмо ГНАУ от 27.06.2000 г. № 8921/7/15-1317 ). В свою очередь Госкомпредпринимательства не менее последовательно становился на сторону плательщиков, заявляя, что возвратная финансовая помощь доходом не является (см. письма от 10.10.2000 г. № 1-222/3836, от 24.10.2001 г. № 1-221/6346, от 30.04.2003 г. № 3-221/2700, от 28.10.2004 г. № 7489, от 16.07.2008 г. № 6017, от 02.02.2010 г. № 1111 и от 29.03.2010 г. № 3903 ) . Суды, как правило, также становились на сторону плательщиков, в частности, обращая внимание, что к внереализационным поступлениям (являющимся доходом единоналожника) следует относить суммы полученной безвозвратной , а не возвратной финансовой помощи (см., например, определения ВАСУ от 26.04.2007 г. по делу № К-10510/06; от 02.09.2010 г. по делу № К-46232/09; от 07.06.2011 г. по делу № К-23477/08; от 11.10.2012 г. по делу № К/9991/6601/11 ).

Таким образом, в бытность Указа № 746 возвратная финансовая помощь единоналожным доходом не считалась , хотя возражения со стороны налоговиков в отношении такого подхода были весьма существенными.

В главе 1 раздела XIV НКУ данный спор был во многом урегулирован путем принятия компромиссной нормы. Согласно подпункту 3 пункта 292.11 НКУ не являются доходом единоналожника суммы финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, полученной и возвращенной в течение 12 календарных месяцев со дня ее получения , а в письме ГНСУ от 11.02.2013 г. № 1990/6/17-1216 было конкретно указано, что получение возвратной финансовой помощи не приводит к увеличению дохода плательщика единого налога .

Таким образом, на данный момент от включения в «единоналожный» доход освобождены только суммы полученной единоналожником «краткосрочной» финансовой помощи, т. е. такой, срок пользования, которой не превышает 12 месяцев. И хотя, как мы уже указали, получение возвратной финансовой помощи вообще не должно считаться доходом, ввиду указанной формулировки НКУ ничего не остается, как признать «единоналожный» доход в случае превышения 12-месячного срока.

На кого распространяется подпункт 3 пункта 292.11 НКУ?

Итак, на данный момент порядок отражения в налоговом учете единоналожника возвратной финпомощи регулируется подпунктом 3 пункта 292.11 НКУ . Прежде чем собственно перейти к рассмотрению учетных нюансов толкования данной нормы, надо выяснить, на кого она распространяется – только на единоналожников, получающих возвратную финпомощь, или также и на лиц, такую финпомощь предоставляющих ? Данный вопрос, на первый взгляд, может показаться странным и даже абсурдным, однако, судя по информации, полученной на семинарах, налоговики вполне серьезно требуют на основании подпункта 3 пункта 292.11 НКУ включения в «единоналожный» доход возвратной финпомощи, которую единоналожник предоставил своему работнику и которая не была возвращена в течение 12 месяцев !

Что же дает основания налоговикам для такого, мягко говоря, не совсем здравого прочтения? Оказывается, сама формулировка подпункта 3 пункта 292.11 НКУ , в которой говорится о невключении в доход единоналожника финпомощи, предоставленной на возвратной основе, полученной и возвращенной в течение 12 календарных месяцев со дня ее получения. Небольшое смещение акцентов – и смысловое уточнение, говорящее о том, что речь идет именно о возвратной (а не безвозвратной) финпомощи, превращается в дополнительное условие невключения в доход единоналожника.

В разрешении данной проблемы, искусственно созданной некоторыми налоговиками на местах, нам поможет позиция центрального налогового органа – ГНСУ, изложенная в ЕБНЗ, в которой конкретно сказано, что требования подпункта 3 пункта 292.11 НКУ распространяются на плательщиков единого налога, привлекающих средства других предприятий .

Правда, в скором времени данная консультация в ЕБНЗ наверняка утратит силу, но не по причине того, что выданный заем должен облагаться единым налогом, а потому что основная суть этой консультации сводится к тому, что сумма возвращаемой физлицу-единоналожнику ранее предоставленной им возвратной финпомощи должна включаться в доход такого единоналожника. В письме ГНСУ от 11.02.2013 г. № 1990/6/17-1216 налоговики дезавуировали свою позицию по данному вопросу и признали, что возврат единоналожнику ранее предоставленной им финпомощи (по сути собственных средств) доходом такого единоналожника считаться не должен .

Теперь, когда одна искусственная проблема решена и возврат единоналожнику финпомощи официально не считается его доходом, осталось разобраться с другой, еще более искусственной проблемой. Еще раз подчеркнем, что, учитывая вышеуказанную позицию центрального налогового органа, у налоговых инспекций нет никакого законного права требовать включения в доход заимодателя -единоналожника выданной возвратной финпомощи на основании подпункта 3 пункта 292.11 НКУ . Данная норма устанавливает правила невключения в доход исключительно полученной единоналожником финансовой помощи и выдвигает единственное условие для такого невключения – возврат единоналожником полученной финпомощи в течение 12 месяцев. Указание же в данной норме НКУ о предоставленной финпомощи следует понимать не как условие неотражения дохода, а как уточнение самой категории финпомощи. Другими словами, смысл оговорки о финансовой помощи, предоставленной заимодателем на возвратной основе, состоит в том, чтобы отделить от нее финансовую помощь, предоставленную на безвозвратной основе и включаемую в «единоналожный» доход в соответствии с общим правилом пункта 292.1 НКУ .

Следует отметить, что суды также понимают норму подпункта 3 пункта 292.11 НКУ как относящуюся исключительно к полученной единоналожником возвратной финансовой помощи (см., например, постановление Херсонского окружного административного суда от 02.04.2013 г. по делу № 2а-5311/12/2170 ). Поэтому в случае появления в риторике местных налоговых инспекций заявлений о необходимости включать в доход плательщика единого налога (в связи с истечением 12-месячного срока) суммы финпомощи, предоставленной таким плательщиком, рекомендуем смело обращаться в суд, ибо закон в данной ситуации полностью на стороне плательщика.

Срок 12 месяцев: как исчислять, когда и где доход отражать?

Говоря о специальной «единоналожной» норме подпункта 3 пункта 292.11 НКУ, нельзя не коснуться еще одного немаловажного вопроса: как исчислять срок 12 месяцев для определения того, повлечет ли несвоевременный возврат финпомощи «доходные» последствия?

Первое, на что следует обратить внимание, – это то, что время пользования финпомощью для целей налогообложения исчисляется не исходя из сроков предоставления финпомощи (указанных в договоре), а исключительно исходя из сроков, прошедших от получения до возврата денежных средств . Другими словами, если, например, в договоре указано, что финпомощь предоставляется единоналожнику на 15 месяцев, но фактически он возвращает ее в течение 12 месяцев, то такая финпомощь в доход не включается , несмотря на формальное превышение 12-месячного срока в соответствии с условиями, обозначенными в договоре. Кроме того, договор о предоставлении возвратной финансовой помощи, как мы уже говорили, по своей сути является одной из разновидностей договора займа, а договор займа считается заключенным именно с момента передачи денежных средств ( статья 1046 ГКУ ).

Далее, важно обратить внимание, что для единоналожников срок пользования полученной возвратной финпомощью установлен в месяцах (а не, скажем, в днях, как для финпомощи, полученной от учредителя в соответствии с абзацем 4 подпункта 135.5.5 НКУ ). Согласно части 3 статьи 254 ГКУ срок, определенный месяцами , истекает в соответствующее число последнего месяца срока . Другими словами, если единоналожник получил финпомощь в апреле 2013 года, то срок пользования такой финпомощью заканчивается в апреле 2014 года.

Наконец, помните, что течение срока начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало ( часть 1 статьи 253 ГКУ ). Поскольку, как мы уже знаем, начало истечения срока пользования финпомощью связано с поступлением денежных средств от заимодателя, этот срок начинается со дня, следующего за днем поступления финпомощи . Исходя из всего вышесказанного можно заключить, что если, например, денежные средства в виде возвратной финпомощи поступили единоналожнику 19.06.2013 г. , то срок пользования начинает исчисляться с 20.06.2013 г. , и пользоваться такой финпомощью без «доходных» последствий можно до 20.06.2014 г. включительно .

Если же в пределах указанного срока единоналожник не возвращает полученную 19.06.2013 г. финпомощь, то 21.06.2014 г. он должен будет включить сумму такой возвратной финпомощи в доход. На наш взгляд, сумму такого дохода единоналожникам- физлицам следует отражать в графе 2 справка 1 Книги учета доходов (и расходов). Затем сумма данного дохода попадает в итоговую строку 7 Книг и вместе с остальными доходами отражается в декларации в зависимости от группы: соответственно в строках 01, 06, 12 (или 11 при условии уплаты НДС), 17 (или 16 при условии уплаты НДС). Что касается единоналожников- юрлиц , то им следует ориентироваться на данные бухучета, а в декларации сумму дохода от несвоевременно возвращенной финпомощи – отражать в строке 3 или 2 (при условии уплаты НДС) – для единоналожников группы 4 или в строке 17 или 16 (при условии уплаты НДС) – для единоналожников группы 6.

Смотрите так же:  Оформить машину на инвалида 1 группы

Обратите внимание также на то, что включение в «единоналожный» доход несвоевременно возвращенной финпомощи – это «дорога в один конец», поскольку при дальнейшем возврате такой финпомощи ранее отраженный «единоналожный» доход не корректируется .

Также у наших читателей иногда возникает вопрос: надо ли плательщику единого налога, получившему возвратную финансовую помощь и не вернувшему ее в течение 12 месяцев, начислять на сумму такой финпомощи условные проценты ? Налоговики в своих разъяснениях обращали внимание на тот факт, что НКУ не предусматривает начисление плательщиком единого налога условных процентов на сумму не возвращенной на конец отчетного периода финпомощи, а значит – и включение таких условных процентов в «единоналожный» доход.

Судьба финпомощи, полученной единоналожником до 01.01.2012 г.

В начале статьи мы уже обратили внимание наших читателей, что в бытность Указа № 746 налоговики утверждали, что суммы полученной возвратной финпомощи (независимо от срока пользования) должны были включаться в доход единоналожника, и приводили позитивную для плательщиков позицию Госкомпредпринимательства и судебную практику, признававшую такое требование несправедливым. В данном подразделе мы рассмотрим ситуацию, когда финпомощь была получена единоналожником до вступления в силу главы 1 раздела XIV НКУ , т. е. до 01.01.2012 г. , и не возвращена на момент вступления этой главы в силу.

При разъяснении данного вопроса налоговики вновь демонстрируют, что они не отступили от своей сверхфискальной позиции по поводу включения полученной возвратной финпомощи в «единоналожный» доход. Так, в ЕБНЗ, разд. 108.04 они вновь утверждают, что до 01.01.2012 г. плательщик единого налога в целях налогообложения должен был учитывать все поступления, полученные на расчетный счет и в кассу от продажи продукции (товаров, работ, услуг), суммы внереализационных доходов, выручки от прочей реализации, в том числе полученную возвратную финансовую помощь .

Из такой логики следует, что если единоналожник до 01.01.2012 г. получил возвратную финпомощь и не включил ее в доход, то такое невключение считается ошибкой , поэтому налоговики требуют от единоналожника исправления этой «ошибки» путем подачи уточняющего расчета и применения механизма «самоштрафа» (согласно пункту 50.1 НКУ ). Несмотря на то что консультация в ЕБНЗ, разд. 108.04 , в которой налоговики высказывали данную позицию, на данный момент утратила силу, есть все основания считать, что аналогичной позиции налоговики придерживаются и сейчас ( письмо ГНСУ от 26.03.2012 г. № 5313/6/15-2216Є ).

Не будем еще раз повторять всю нашу аргументацию в пользу того, что никакого отражения полученной возвратной финпомощи в составе дохода (на тот момент – выручки) единоналожника Указ № 746 не предусматривал, а просто исходя из предварительно сделанного вывода заключим: никакой ошибки нет , а значит нет и необходимости в исправлении ошибки (с подачей уточняющей декларации и «самоштрафом»). Если же полученная единоналожником во время действия Указа № 746 финпомощь осталась не возвращенной до вступления в силу главы 1 разд. XIV НКУ , то при ее включении в доход, по нашему мнению, в данном случае следует исходить из общего срока, в течение которого единоналожник пользуется такой финпомощью . Другими словами, если единоналожник после 01.01.2012 г. возвращает финпомощь, полученную до 01.01.2012 г., и общий срок пользования такой финпомощью не превышает 12 месяцев, то вступают в силу нормы подпункта 3 пункта 292.11 НКУ и доход единоналожник отражать не должен .

Если же срок пользования единоналожником финпомощью превысит 12 месяцев, то, по нашему мнению, в первый день превышения этого срока единоналожнику придется отразить доходы и по итогам отчетного периода, на который приходится этот день, включить сумму такой финпомощи в базу обложения единым налогом. Например, если финпомощь получена 05.12.2011 г. и не возвращена до 06.12.2012 г. включительно , то ее нужно было включить в состав доходов 07.12.2012 г. и в базу обложения единым налогом за четвертый квартал 2012 года. Причем в данном случае включение такой финпомощи в «единоналожный» доход будет означать изменение характера операции , а не исправление ошибки , поэтому требование о подаче уточняющей декларации и применение механизма «самоштрафа» все равно будут неуместными.

Исковая давность и… двойное обложение единым налогом?!

Из предыдущих подразделов данной статьи наши читатели уже знают, что:

1) единоналожник включает полученную финпомощь на основании подпункта 3 пункта 292.11 НКУ по истечении срока 12 месяцев ;

2) срок 12 месяцев начинает исчисляться с даты фактического поступления денежных средств .

Однако, говоря о включении в доход единоналожника полученной финпомощи, нельзя не упомянуть еще об одном факторе – сроке исковой давности по невозвращенной единоналожником возвратной финпомощи.

Суть вопроса состоит в том, что по истечении срока исковой давности кредиторская задолженность по возврату полученной финпомощи должна быть списана , а сумма задолженности – включена в «единоналожный» доход ( пункт 292.3 НКУ ). Другими словами, поскольку основание для включения в доход в данном случае принципиально иное, нежели в подпункте 3 пункта 292.11 НКУ, встает вопрос о необходимости отражения суммы такой финпомощи в «единоналожном» доходе дважды .

Сразу оговоримся, что данная проблема касается только юрлиц-единоналожников, а также физлиц-единоналожников, которые являются плательщиками НДС (см. абзац 3 пункта 292.3 НКУ ). У предпринимателей-единоналожников, не являющихся плательщиками НДС, сумма такой кредиторской задолженности включается в «гражданский» доход на основании подпункта 164.2.7 НКУ . С другой стороны, если следовать аналогии с приводимыми нами ниже либеральными выводами налоговиков в отношении «двойного налогообложения», то предпринимателям-единоналожникам, не являющимся плательщиками НДС, можно попытаться избежать обложения налогом с доходов физических лиц финпомощи, уже обложенной (пусть даже по фиксированной ставке – для единоналожников групп 1 и 2) единым налогом. Аргументы в пользу такого подхода можно найти в подпункте 165.1.36 НКУ , а также в разъяснении ЕБНЗ, в котором налоговики со ссылкой на указанную норму раздела IV НКУ подтверждают, что не должны облагаться НДФЛ суммы, которые облагались единым налогом, и по таким доходам не нужно подавать «гражданскую» отчетность .

Следует сказать, что к вопросу повторного обложения сумм кредиторской задолженности, списываемых в связи с истечением срока исковой давности, но уже включенных в доход, налоговики подходили довольно либерально. Например, налоговики указали, что «переходные» авансы, полученные до 01.04.2011 г. и включенные в валовой доход, не подлежат повторному отражению в составе доходов при истечении срока исковой давности по образовавшейся от таких авансов кредиторской задолженности. Кроме того, в своем письме от 04.02.2013 г. № 1673/6/15-3115 налоговики указывали, что повторное включение в базу обложения НДС при рекламной раздаче стоимости рекламных материалов, которая уже была обложена НДС в составе услуги, предоставляемой рекламодателю, означало бы двойное налого-обложение . Данной аналогией плательщики единого налога также могут воспользоваться, чтобы повторно не включать списываемую по причине истечения срока исковой давности кредиторскую задолженность в «единоналожный» доход.

1. На данный момент от включения в «единоналожный» доход освобождены только суммы полученной единоналожником «краткосрочной» финансовой помощи, т. е. такой, срок пользования которой не превышает 12 месяцев.

2. Норма подпункта 3 пункта 292.11 НКУ не распространяется на случаи, когда финпомощь единоналожник предоставляет (а не получает) и она не была возвращена ему в течение 12 месяцев.

3. Включение в «единоналожный» доход несвоевременно возвращенной финпомощи – это «дорога в один конец», поскольку при дальнейшем возврате такой финпомощи ранее отраженный «единоналожный» доход не корректируется .

4. НКУ не предусматривает начисление плательщиком единого налога условных процентов на сумму не возвращенной на конец отчетного периода финпомощи, а значит – и включение таких условных процентов в «единоналожный» доход.

5. Время пользования финпомощью для целей налогообложения исчисляется не исходя из сроков предоставления финпомощи (указанных в договоре), а исключительно исходя из сроков, прошедших от получения до возврата денежных средств . Другими словами, если, например, в договоре указано, что финпомощь предоставляется единоналожнику на 15 месяцев, но фактически он возвращает ее в течение 12 месяцев, то такая финпомощь в доход не включается , несмотря на формальное превышение 12-месячного срока в соответствии с условиями, обозначенными в договоре.

6. Поскольку начало истечения срока пользования финпомощью связано с поступлением денежных средств от заимодателя, этот срок начинается со дня, следующего за днем поступления финпомощи .

7. Если полученная единоналожником во время действия Указа № 746 финпомощь осталась невозвращенной до вступления в силу главы 1 разд. XIV НКУ , то при ее включении в доход следует исходить из общего срока, в течение которого единоналожник пользуется такой финпомощью . Другими словами, если единоналожник после 01.01.2012 г. возвращает финпомощь, полученную до 01.01.2012 г., и общий срок пользования такой финпомощью не превышает 12 месяцев, то вступают в силу нормы подпункта 3 пункта 292.11 НКУ, и доход единоналожник отражать не должен .

Если же срок пользования единоналожником финпомощью превысит 12 месяцев, то в первый день превышения этого срока единоналожнику придется отразить доходы и по итогам отчетного периода, на который приходится этот день, включить сумму такой финпомощи в базу обложения единым налогом.

8. У юрлиц-единоналожников, а также физлиц-единоналожников, которые являются плательщиками НДС , по истечении срока исковой давности кредиторская задолженность по возврату полученной финпомощи должна быть списана , а сумма задолженности – включена в «единоналожный» доход ( пункт 292.3 НКУ ). При этом поскольку основание для включения в доход в данном случае принципиально иное, нежели в подпункте 3 пункта 292.11 НКУ, встает вопрос о необходимости отражения суммы такой финпомощи в «единоналожном» доходе дважды . На наш взгляд, списываемую по причине истечения срока исковой давности кредиторскую задолженность в «единоналожный» доход повторно включать не нужно.

Справочная информация (справка)

1 Впрочем, налоговики в своем письме от 27.09.2012 г. (б/н) заявляли, что рекомендуют доход в сумме несвоевременно возвращенной возвратной финпомощи отражать в графе 5 Книги учета доходов и расходов.

ГКУ – Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Указ № 746 – Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

Наш сайт корисний для вас?

Підписатися на найактуальнішу розсилку для бухгалтера бюджетної установи