Закон о банкротстве в беларуси

Новый закон о банкротстве будет отвечать всем передовым мировым практикам – Ирина Костевич

Новый закон о банкротстве будет отвечать всем передовым мировым практикам, сообщила сегодня журналистам заместитель Министра экономики Ирина Костевич на XVIII Ассамблее деловых кругов в Минске.

«На рассмотрение депутатов внесен проект Закона «О несостоятельности и банкротстве». Он направлен на создание условий для реструктуризации и оздоровления предприятий либо управляемой ликвидации проблемных предприятий, повышения гарантий возврата инвестиций. Сейчас документ готовится к первому чтению, и мы надеемся, что по результатам двух чтений страна получит закон о банкротстве, который будет отвечать всем передовым мировым практикам», – подчеркнула замминистра.

Ирина Костевич отметила, что в Беларуси выработаны новые инструменты и механизмы реализации экономической политики на пятилетку. «В первую очередь речь идет о повышении эффективности управления экономикой – оптимизации численности и функций государственного аппарата, создании «компактного» правительства, совершенствовании отношений собственности», – пояснила она.

Вторым направлением станет раскрепощение деловой инициативы, совершенствование контрольной деятельности и создание реальных условий по улучшению ведения бизнеса. Третье направление – снижение ставок по кредитам банков в увязке со снижением инфляции в экономике к концу 2020 года до 5 %. «Это окажет стимулирующее влияние не только на инвестиционную активность, но и на финансовое состояние организаций. Ставка рефинансирования к 2020 году составит 7–9 % годовых, ставка по новым кредитам банков в национальной валюте составит 9–11 % годовых», – рассказала замминистра.

Четвертым направлением Ирина Костевич назвала создание полноценного финансового рынка с новыми возможностями для финансирования – корпоративные облигации, проектное кредитование, размещение акций на международных фондовых биржах при помощи иностранных депозитарных расписок.

Центральное мероприятие II Недели белорусского предпринимательства – XVIII Ассамблея деловых кругов «От взаимопонимания к взаимодействию» – проходит 1 марта в Минске. Участникам ассамблеи представлен проект Национальной платформы бизнеса – 2017. После обсуждения окончательный текст, подготовленный с учетом предложений участников мероприятия, будет отправлен Главе государства, руководству Совета Министров и Администрации Президента, должностным лицам всех министерства и ведомств. На мероприятии обсуждаются приоритетные направления совершенствования делового климата Беларуси, улучшение позиции страны в международных рейтингах, основные вызовы для экономики и предпринимательства в 2017 году, повышение эффективности диалога бизнеса и власти, динамику цифровой трансформации экономики и другие актуальные вопросы.

Закон о банкротстве в беларуси

Прежде чем говорить о признаках, давайте определим, что же такое банкротство и его особенности в 2019 году.

Банкротство — неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением экономического суда о банкротстве с ликвидацией должника-юридического лица, прекращением деятельности должника-ИП (п.2 ст. 1 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве).

В соответствии с п. 1 постановления Совмина N 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования» от 12.12.2011 происходит оценка платежеспособности с помощью критериев (коэффициентов), а именно:

  • (К1) Коэффициент текущей ликвидности-характеризует общую обеспеченность краткосрочными активами для погашения краткосрочных обязательств предприятия (организации)
  • (К2) Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, который характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости данного предприятия.
  • (К3) Коэффициент обеспеченности обязательств активами, характеризующий способность субъекта хозяйствования рассчитываться по своим обязательствам.

Организация имеет устойчивый характер неплатежеспособности, в случае (требуется наличие одного из условий):

  • Значение К1 и К2 на конец отчетного периода, имеющие значения менее нормативных в течение 4-х кварталов, которые предшествуют составлению последней бухгалтерской отчетности и значение К3 на дату составления этой отчетности более нормативного
  • Если К3 имеет значение более 1 при составлении последней бухгалтерской отчетности

Есть случаи, когда организация только приобретает характер устойчивой неплатежеспособности, т.е., состояние, над которым стоит задуматься: если так и будет продолжаться, то организация придет к устойчивой неплатежеспособности, а это, как и устойчивая неплатежеспособность, основание для подачи заявления о банкротстве.

Рассмотрим признаки неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер:

  • К1 и К2 имеют значения менее нормативных, а К3 имеет значение равно или менее 1-на конец отчетного периода
  • К1 и К2 имеют значения менее нормативных в течение 4-х кварталов, а К3 имеет значение равное или меньше нормативного-на конец отчетного периода, предшествующего составлению последней бухгалтерской отчетности.

Кто может подать заявление о банкротстве?

Есть перечень лиц, которые вправе подать заявление в экономический суд об экономической несостоятельности (банкротстве) должника:

  • сам должник
  • кредитор
  • прокурор
  • орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
  • налоговые органы
  • таможенные органы
  • органы ФСЗН Министерства труда и социальной защиты

Основания для подачи заявление о банкротстве должником и кредитором

Существуют основания, по которым должник вправе подать объявление (необязательно), а есть случаи, когда подача такого заявления является обязательной.

Итак, должник вправе подать заявления, когда:

  • неплатежеспособность приобретает устойчивый характер
  • неплатежеспособность имеет устойчивый характер

Должник обязан подать заявление о банкротстве, если:

  • удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов ведет к невозможности удовлетворения других кредиторов
  • уполномоченным органом предприятия принято решение о ликвидации лица
  • собственником имущества должника принято решение о подачи заявления в экономический суд
  • стало известно о недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов после утверждения ликвидационного баланса

Основания для подачи кредитором заявления в суд об экономической несостоятельности (банкротстве) должника являются в совокупности:

  • задолженность в размере 100 и более базовых величин, а если организация является градообразующей-2500 и более базовых величин
  • наличие достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер
  • применение к должнику принудительного исполнения, которое не произведено в течение 3-х месяцев или выявление факта отсутствия средств и имущества для удовлетворения требования кредитора

Подача заявления о банкротстве в суд

Должник подает заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) в суд. В течение 30 дней суд должен либо принять заявление, либо возвратить в связи с несоответствием поданных документов установленным требованиям. На практике, суды более лояльны к заявлениям и документам в делах о банкротстве нежели по другим категориям дел.

Государственная пошлина за подачу заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) не взимается.

Далее, если подано заявление и необходимые документы, которые отвечают требованиям, то суд выносит определение о возбуждении производства по делу.

С момента вынесения определения о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника:

  • приостанавливается производство по делу, связанное со взысканием денежных средств (иного имущества).
  • происходит приостановление исполнения исполнительных документов, которые вступили в силу, до момента вынесения определения о возбуждении производства по делу
  • невозможен выход из состава участников юридического лица

Процедуры (стадии) банкротства

При производстве дела об экономической несостоятельности выделяют следующие стадии:

  • Защитный период
  • Конкурсное производство
  • Мировое соглашение

Между тем, конкурсное производство включает в себя:

  • санация-восстановление платежеспособности предприятия
  • ликвидация (ликвидационное производство) -расчет с кредиторами и последующая ликвидация лица

Защитный период

Судом назначается временный управляющий из 3-х представленных кандидатур.

Защитный период вводится в целях:

  • завершения досудебного оздоровления предприятия
  • проверки наличия оснований для открытия конкурсного производства
  • обеспечения сохранности имущества должника
  • проверки достаточности расчета с кредиторами и с работниками

Продолжительность такого периода не может превышать 3-х месяцев, однако по ходатайству должника или органа (лица), принявшего решение о проведении досудебного оздоровления, суд вправе продлить защитный период до 3-х лет для завершения такого оздоровления.

Временный управляющий анализирует и производит оценку финансового состояния предприятия. Заканчивается это предоставлением отчета в суд, исходя из которого принимается решение об открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство

Временный управляющий становится антикризисным. Это может быть одно и тоже лицо, либо другое. Обычно временный и антикризисный управляющий-одно и тоже лицо.

Основание для открытия конкурсного производства- устойчивый характер неплатежеспособности и (или) отчет временного управляющего, который был предоставлен в защитном периоде.

Последствия открытия конкурсного производства:

  • все права переходят к антикризисному управляющему
  • срок всех обязательств считается наступившим
  • приостанавливается срок начисления процентов, неустойки, возникших до открытия конкурсного производства
  • на имущество должника нельзя обратить взыскание

Как говорилось ранее, конкурсное производство включает санацию и ликвидацию.

Максимальный срок конкурсного производства при проведении ликвидации-16 месяцев, а санации-22 месяца.

В этой процедуре антикризисный управляющий:

  • создает собрание (комитет) кредиторов
  • осуществляет меры по поиску средств для расчета по долгам
  • устанавливает размер требований
  • ведет реестр требований кредиторов
  • производит оспаривание сделок
  • и др.

На основе анализа деятельности предприятия антикризисный управляющий разрабатывает план санации или ликвидации, исходя из целесообразности. То есть управляющий сам принимает решение: ликвидировать предприятие или санировать. Данный вопрос поднимается на собрании кредиторов, которые должны простым большинством согласиться с управляющим или нет. Как правило, собрание кредиторов считается с мнением управляющего.

Экономический суд на основе отчета управляющего и решения собрания кредиторов принимает решение об открытие ликвидационного производства или об утверждении плана санации.

Эта процедура конкурсного производства применяется в целях восстановления платежеспособности и дальнейшей деятельности предприятия (организации). Экономический суд вводит эту процедуру на срок не более 18 месяцев.

Однако данный срок может быть продлен:

  • не более чем на 12 месяцев-на основании ходатайства управляющего и (или) собрания кредиторов
  • не более чем на 5 месяцев-по ходатайству государственного органа

Для восстановления платежеспособности управляющий принимает меры, направленные на:

  • исполнение обязательств за должника
  • погашение дебиторской задолженности
  • продажу части имущества
  • предоставление финансовой помощи
  • отсрочку уплаты налогов

Управляющий 1 раз в месяц обязуется предоставлять отчет о своей деятельности экономическому суду и собранию кредиторов.

Экономический суд на основании отчета управляющего о санации выносит определение:

  • об утверждении отчета управляющего
  • об отказе в утверждении отчета и последующим продлением срока санации
  • об утверждении мирового соглашения

Ликвидация предприятия (ликвидационное производство)

Суд принимает решение о начале ликвидационного производства, в случае, невозможности и (или) нецелесообразности санации.

Срок такой процедуры составляет 1 год, при этом суд может его продлить на 6 месяцев.

С момента введения ликвидационного производства кредиторы предъявляют свои требования в течение 2-х месяцев. Требования предъявляются управляющему, который рассматривает их и решает: включить данные требования или же отказать.

  • требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни и здоровью
  • выплата выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по гражданско-правовым договорам
  • уплата налогов, сборов
  • удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом
  • расчет с другими кредиторами

Вне очереди происходит возмещение судебных расходов и расходов на опубликование сведений

Происходит расчет с долгами, после чего антикризисный управляющий составляет отчет по итогам ликвидационного производства и предоставляет его в экономический суд.

Если суд не найдет оснований для признания итогов отчета управляющим недействительными, суд выносит определение о завершении ликвидационного производства.

В течение 15 дней управляющий представляет в суд документы, подтверждающие ликвидацию предприятия:

  • отчет о завершении ликвидации
  • штамп организации
  • сведения о закрытии расчетного счета
  • и другие необходимые документы

Далее, вносится запись об исключении данного предприятия из Единого регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

С этого момента полномочия управляющего прекращаются.

Мировое соглашение

Может быть заключено с момента возбуждения экономическим судом производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди, но не ранее проведения первого собрания кредиторов. Решение о заключении со стороны должника принимается управляющим. Данное соглашение подлежит утверждению в экономическом суде.

Мировое соглашение может быть заключено на условиях:

  • отсрочки и (или) рассрочки исполнения обязательств
  • уступки требования
  • исполнения обязательств должника третьими лицами
  • перевода долга
  • обмена на акции
Смотрите так же:  Торговый сбор в москве с 1 июля 2019 года патент

Управляющий в течение 5 дней со дня принятия решения о заключении мирового соглашения должен подать заявление об утверждении такого соглашения.

К заявлению прилагается:

  • текст мирового соглашения
  • протокол собрания кредиторов, которые приняли решение о заключении соглашения
  • список всех конкурсных кредиторов включая сумму задолженности
  • документы, подтверждающие погашение задолженности по требованиям кредиторов 1 и 2 очереди
  • письменные возражения конкурсных кредиторов, не принимавших участия в голосовании о заключении мирового соглашения

Утверждение мирового соглашения является основанием для прекращения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).

Закон РБ Об Экономической Несостоятельности (Банкротстве)

РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

РАЗДЕЛ II
СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
ГЛАВА 2
РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДАХ

ГЛАВА 3
ПОРЯДОК И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕДУР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

ГЛАВА 4
СОБРАНИЕ И КОМИТЕТ КРЕДИТОРОВ

РАЗДЕЛ III
УПРАВЛЯЮЩИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛУ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
ГЛАВА 5
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УПРАВЛЯЮЩИМ

ГЛАВА 6
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ УПРАВЛЯЮЩИМ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛУ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

РАЗДЕЛ IV
КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
ГЛАВА 7
ОТКРЫТИЕ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА

ГЛАВА 9
ЛИКВИДАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

ГЛАВА 10
МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ

РАЗДЕЛ V
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДОЛЖНИКОВ – ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
ГЛАВА 11
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ ГОСУДАРСТВА ПРИ НАЛИЧИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕДУР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

ГЛАВА 12
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ГРАДООБРАЗУЮЩИХ И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ ОРГАНИЗАЦИЙ

ГЛАВА 13
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ГЛАВА 14
БАНКРОТСТВО БАНКОВ

ГЛАВА 15
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ГЛАВА 16
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

ГЛАВА 17
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯВШИХ НЕЗАКОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

ГЛАВА 18
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

РАЗДЕЛ VI
ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА В УПРОЩЕННОМ ПОРЯДКЕ
ГЛАВА 19
ОСОБЕННОСТИ БАНКРОТСТВА ЛИКВИДИРУЕМОГО ДОЛЖНИКА – ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

ГЛАВА 20
БАНКРОТСТВО ОТСУТСТВУЮЩЕГО ДОЛЖНИКА

Нормативные правовые акты об экономической несостоятельности (банкротстве)

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
(по состоянию на 14.11.2018)


Кодексы и законы Республики Беларусь

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. N 219-З (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 20 марта 2001 г. N 2/745)

Декреты и Указы Президента Республики Беларусь

Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 (ред. от 23.11.2017) «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (с изм. и доп., вступившими в силу с 23.07.2018) (вместе с «Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования», «Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»)

Указ Президента Республики Беларусь от 02.10.2018 N 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций» (вместе с «Положением о порядке реструктуризации задолженности неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций», «Положением об особенностях применения мер по повышению эффективности управления неплатежеспособными сельскохозяйственными организациями»)

Указ Президента Республики Беларусь от 13.06.2008 N 329 «О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее
списания» (ред. от 02.10.2017) (вместе с «Положением о порядке признания задолженности организаций и физических лиц по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, задолженности по пеням, административным взысканиям безнадежным долгом и ее списания»)

Постановления Совета Министров Республики Беларусь

В Беларуси планируется повысить роль управляющего в деле о банкротстве

25 июля, Минск /Корр. БЕЛТА/. В Беларуси планируется повысить роль управляющего в деле о банкротстве. Это предусмотрено законопроектом «О несостоятельности или банкротстве», который находится сейчас в процессе доработки, сообщил корреспонденту БЕЛТА заместитель председателя Верховного суда, председатель судебной коллегии по экономическим делам Юрий Кобец.

«При разработке законопроекта мы пересматриваем полномочия управляющего в делах об экономической несостоятельности и банкротстве. Меняем роль суда при рассмотрении дел этой категории. При этом исходим из логики, что только юридическими инструментами и методами экономические вопросы и проблемы не решаются. Поэтому в новом законопроекте стремимся реализовать на практике эффективную модель рассмотрения дел об экономической несостоятельности и банкротстве, которая связана в том числе с повышением роли управляющего с одновременным усилением его ответственности», — сказал Юрий Кобец.

Речь идет прежде всего о возможности самостоятельно принимать управленческие решения. Сейчас управляющий очень сильно связан необходимостью согласовывать многие свои действия, прежде всего с судом. «Но судья не экономист, он юрист. Чтобы оценить экономическую составляющую, экономический эффект тех или иных решений управляющего, он вынужден прибегать к мнению специалистов, затребовать заключения, привлекать к участию в процессе специалистов. Это затягивает время рассмотрения дела, процедуру принятия решения», — отметил зампредседателя ВС. С учетом того, что почти каждое принимаемое управляющим по согласованию с судом решение может быть обжаловано, процесс может еще больше затянуться.

Наряду с расширением полномочий управляющего планируется закрепить гарантию защиты прав кредиторов и сохранить процедуру обжалования действий управляющего. При обжаловании суды будут проверять прежде всего правомерность полномочий управляющего на принятие тех или иных решений и соответствие этих решений установленным процедурам. Предполагается изменить подходы к порядку назначения управляющих — путем случайной выборки его кандидатуры из базы. Эта мера призвана исключить коррупционную составляющую при назначении управляющих по конкретным делам о несостоятельности или банкротстве.

Действующий закон об экономической несостоятельности (банкротстве) больше ориентирован на защиту прав должника, нежели кредитора. По мнению Верховного суда, это не совсем правильно. Поэтому в сформулированных ВС предложениях к законопроекту акцент делается на увеличении роли совета кредиторов. «Прежде всего кредиторы (при активном участии управляющего как центральной фигуры дела об экономической несостоятельности или банкротстве) должны принимать основные решения о судьбе предприятия, поскольку они заинтересованы в возврате своих денег. При этом упорядочиваются функции процессуального контроля со стороны суда за этой процедурой. Судья, в чьем производстве находится дело, обязан гарантировать законность и прозрачность процедуры», — добавил зампредседателя ВС.

В целом нормы проекта направлены на стимулирование к добровольному и своевременному объявлению субъектами хозяйствования своей экономической несостоятельности, чтобы сохранить возможность ведения бизнеса и восстановления платежеспобности путем финансового оздоровления, упрощение реализации имущества для оперативного и полного удовлетворения требований кредиторов, стимулирование управляющих к более быстрому и эффективному проведению процедур несостоятельности, улучшение условий ведения бизнеса в Беларуси.

Сейчас законопроект находится на доработке в Министерстве экономики с учетом мнения заинтересованных. Концептуальная переработка потребовалась в связи с тем, что отдельные подходы, заложенные проектом два года назад, сегодня утратили актуальность. В последнее время в стране произошли реформы, направленные на минимизацию вмешательств государства в экономическую деятельность субъекта хозяйствования при повышении личной ответственности его руководителя, упрощение условий ведения предпринимательской деятельности и исключение излишних требований, предъявляемых к бизнесу, принятие декрета №7. Осенью законопроект планируется внести в Палату представителей.-0-

Закон о банкротстве

Закон Республики Беларусь № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 13 июля 2012 года – это основной нормативный акт, регулирующий отношения связанные с неплатежеспособностью хозяйствующих субъектов.

Само появление института банкротства стало новостью для экономики Беларуси, в которой еще сильна инерция советской государственной системы. Поскольку банкротство возможно только для собственника, организации принадлежащие государству могли стать банкротами лишь вместе с этим государством. Однако новые, рыночные условия потребовали механизма ликвидации безнадежно убыточных предприятий и передачи их собственности кредиторам.

Сейчас перспектива банкротства есть у всех предприятий, которые, хотя бы формально, могут считаться частными. Яркий пример этого – ОАО, имеющие основным собственником акций государство.

Про Закон о банкротстве можно сказать, что все его статьи годятся для прямого практического применения. И результатом их применения часто оказывается вынужденный переход собственности от одного владельца к другому. Особую «напряженность» добавляет то обстоятельство, что эта собственность является последней для одной стороны (банкрота), а другая сторона (кредитор) – видит в ней последний шанс на возврат своих средств.

Из этого следует логический вывод:

Собственникам и руководителям коммерческих организаций необходимо изучать все разделы Закона о банкротстве и даже те его статьи, которые описывают другие типы предприятий, если с ними возможны имущественные отношения, т.к. Закон регулирует действия не только банкрота, но также кредитора и других заинтересованных лиц.

Рассмотреть здесь, хотя бы поверхностно, все содержание Закона невозможно, в этом документе 242 статьи и все они имеют значение при определенных обстоятельствах.

Потому обратим сейчас внимание только основные понятия «Закона об экономической несостоятельности (банкротстве)». Они перечислены в 1 статье Закона и получают подробное разъяснение далее по тексту документа.

Основные термины и отношения

Для понимания Закона о банкротстве следует обязательно уяснить суть некоторых, постоянно применяемых в этом документе терминов:

  • Банкротство – состояние устойчивой неплатежеспособности организации или индивидуального предпринимателя, при отсутствии возможности исправить такое положение собственными силами. Факт банкротства устанавливается решением суда.
  • Неплатежеспособность – невозможность удовлетворить требования кредиторов.
  • Досудебное оздоровление – мероприятия направленные на восстановление платежеспособности. Инициаторами оздоровления могут быть руководители и собственники потенциального банкрота или другие лица, по инициативе государства или кредиторов.
  • Защитный период – один из этапов процедуры банкротства после принятия экономическим судом заявления об экономической несостоятельности и до окончания досудебного оздоровления.
  • Конкурсное производство – сумма мероприятий направленных на удовлетворение требований кредиторов в порядке, установленном законодательством.
  • Санация – составляющая конкурсного производства направленная на восстановление такого экономического положения предприятия, которое позволит возобновить погашение задолженностей, т.е. – стабилизация работы и восстановление платежеспособности. Санация проводится на основании судебного решения привлекаемым со стороны антикризисным управляющим.
  • Ликвидационное производство – процесс изъятия имущества несостоятельного должника для выплаты кредиторам, после которого организация банкрот прекращает свою деятельность.
  • Мировое соглашение – в делах о банкротстве это договоренность между должником, кредиторами и другими заинтересованными лицами. В рамках такого соглашения требования к должнику облегчаются, чтобы потенциальный банкрот смог восстановить свое экономическое положение и, в перспективе, произвел расчет по задолженностям. Одной из экономических причин мирового соглашения обычно бывает понимание того, что полная ликвидация должника принесет меньше выгоды, чем отсрочка и реструктуризация платежей.
  • Обязательства: платежные и денежные – необходимость произвести определенные действия по передаче денежных средств в рамках коммерческих сделок, трудовых отношений, сбора налогов.
  • Обязательные платежи – платежи в бюджет: налоги и штрафы. Определение особенно важное в процессе погашения обязательств.
  • Крупная сделка – операция, связанная с переходом прав на имущество предприятия стоимостью более 20% от общей цены его активов. В отдельных случаях, если оценка собственности не проводилась, крупной признается сделка на сумму в 100 базовых величин и выше.
  • Реструктуризация – изменения в деятельности предприятия для его экономического оздоровления. Этим термином также обозначают изменения в требованиях кредиторов, чтобы сделать их исполнение посильным для должника.
  • Значимая часть предприятия как имущественного комплекса – это часть собственности хозяйствующего субъекта, лишение которой сделает невозможной его работу или существенно затруднит ее.

Участники процесса банкротства

Названия основных участников процедуры банкротства и связанных с этим процессов также относятся числу основных терминов Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Без четкого понимания их признаков и различий нельзя разобраться в возникающих между ними отношениях.

  • Банкрот – лицо, юридическое или физическое, в состоянии экономической несостоятельности (банкротства).
  • Должник – в тексте Закона так обозначается организация (или предприниматель) не способная в срок рассчитаться по долгам.
  • Кредитор – физическое лицо, юридическое лицо, или государственный орган, перед которым существует непогашенная задолженность.
  • Руководитель должника (банкрота) – конкретный человек или коллегиальный орган руководящий (или руководивший) предприятием должником (банкротом).
  • Главный бухгалтер должника (банкрота) – лицо, исполняющее (или исполнявшее в прошлом) такие обязанности для должника.
  • Заинтересованные лица – широкий круг физических и юридических лиц, интересы которых затрагивает или может затронуть процедура банкротства и связанные с ней процессы.
  • Отсутствующий должник – так определяют юридическое лицо, не осуществляющее деятельность, найти руководство которого не представляется возможным, либо предприниматель, место нахождения которого на момент привлечения к ответственности не известно.
  • Работники должника – лица, находившиеся в трудовых отношениях с несостоятельным должником, перед которыми имеется непогашенная задолженность по заработной плате.
  • Представитель работников должника – тот, кто уполномочен представлять интересы работников в процессе банкротства.
  • Антикризисный управляющий – лицо, назначенное судом для временного руководства делами несостоятельного должника. Распоряжается имуществам банкрота для оптимального удовлетворения требований кредиторов. Участвует в процедуре банкротства и сопутствующих этому мероприятиях.
  • Конкурсные кредиторы – все кредиторы несостоятельного должника, кроме физических лиц в отношении вреда причиненного их жизни и здоровью, а также учредителей предприятия-банкрота. Конкурсные кредиторы лично или через представителей участвуют в конкурсном производстве для удовлетворения своих требований.
Смотрите так же:  Как возбудить исполнительное производство в рб

Статьи обязательные к изучению

В Законе о банкротстве трудно найти статьи, не имеющие практического значения. Но некоторые из них требуют особенного внимания. Читать их следует заранее, до того как угроза банкротства станет реальностью, и даже до начала коммерческой деятельности, ее регистрации и поступления на руководящую должность.

Это все статьи касающиеся ответственности и обязанностей банкрота и его должностных лиц, а также порядок действий при угрозе и наступлении банкротства. Перечислим некоторые из этих статей:

Статья 5 – сообщает об ответственности за нарушения законодательства о банкротстве. Конкретной информации не содержит, но имеет отсылку к «законодательным актам». Из этого следует необходимость изучать Гражданский, Административный, Налоговый и Уголовный кодексы, а также другие законы и нормативные акты, т.к. нарушение множества правил и установлений может быть признано факторами повлекшими состояние неплатежеспособности. В таких случаях обязанность погашать неисполненные банкротом обязательства часто ложится на его настоящих и бывших руководителей, бухгалтеров и прочих лиц в рамках субсидиарной ответственности.

11 статья Закона посвящена именно этому виду ответственности и условиям ее наступления.

Также обязательной для предварительного изучения является 9 статья Закона о банкротстве. В ней приводятся основания для подачи заявления о банкротстве.

Основные обязанности должника перечислены в 88 статье Закона.

В статье 100 речь идет о распоряжении имуществом должника.

Также банкроту, его учредителям, собственникам, руководителям, бухгалтерам и всем заинтересованным лицам полезно будет изучить и прочие статьи Закона. Не стоит обходить вниманием разделы посвященные возможностям кредиторов, управляющих и других лиц, чтобы избежать ущемления немногих остающихся у банкрота имущественных прав.

Не все касающиеся должника разделы имеют целью его «наказание». Так в 18 статье рассматривается помощь должнику, в 20 досудебное оздоровление, 126 статья предоставляет разного рода поддержку для восстановления платежеспособности.

Права кредиторов рассматриваются в статьях 29 – 33, 40 и др.

Права и обязанности антикризисных управляющих приводятся в статьях 41 и 42.

Содержание Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» не исчерпывается перечисленным выше, также как возникающие в процессе банкротства отношения регулируются не только этим законодательным актом.

Банкротство должника

Банкротство должника всегда неприятно для кредитора, так как значительно уменьшает шансы получить хоть какое-то исполнение. Чаще всего это влечет долгую и сложную процедуру сначала предъявления требований кредиторами, а потом – их удовлетворения. Однако не все так страшно, как может показаться на первый взгляд.

Если хорошо знать данную процедуру, то можно подготовиться к ее негативным последствиям (найти управляющего, подготовить требования и т.д.) и, более того, даже с какой-то долей уверенности предвидеть ее у своих контрагентов.

Материал подготовил адвокат Минской областной коллегии адвокатов, партнер ООО «МК-Консалтинг» Михаил Кирилюк

Долгое время законодатель избегал регулирования вопросов несостоятельности и банкротства. Официальная советская доктрина не признавала институт банкротства, поскольку при плановой социалистической экономике, как утверждалось, нет места несостоятельности, что привело к исключению норм о банкротстве из союзного законодательства в начале 60-х годов ХХ в. (Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учеб.-практ. пособие / С.А. Карелина. — М.: Волтерс Клувер, 2007. — 360 с.).

В законодательство суверенной Беларуси понятия экономической несостоятельности и банкротства были введены Законом Республики Беларусь от 30.05.1991 № 826-XII «Об экономической несостоятельности и банкротстве».

Законодатель под понятием «экономическая несостоятельность» понимал удостоверенную судом неспособность субъекта хозяйствования оплатить предъявленные финансовые документы, а «банкротство» определял как удостоверенную судом полную неплатежеспособность субъекта хозяйствования.

Действующий Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон) конкретизировал эти понятия и указал на существенное различие между ними.

Справочно
Экономической несостоятельностью считается неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника, а банкротством – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника – юридического лица, прекращением деятельности должника – индивидуального предпринимателя.

Признаки банкротства и определение их наличия

При определении признаков экономической несостоятельности и банкротства необходимо установить неплатежеспособность должника, то есть неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по платежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений. Определяющим фактором при этом будет являться характер такой неплатежеспособности: устойчивый или приобретающий устойчивость.

Для оценки платежеспособности и проведения анализа финансового состояния субъекта хозяйствования используются следующие коэффициенты:

  1. Коэффициент текущей ликвидности (К1), характеризующий общую обеспеченность субъекта хозяйствования краткосрочными активами для погашения краткосрочных обязательств (определяется как отношение итога раздела II к итогу раздела IV бухгалтерского баланса);
  2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2), характеризующий наличие у субъекта хозяйствования собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости (определяется как отношение суммы итогов разделов III и IV за вычетом итога раздела I к итогу раздела II бухгалтерского баланса);
  3. Коэффициент обеспеченности обязательств активами (К3), характеризующий способность субъекта хозяйствования рассчитываться по своим обязательствам (определяется как отношение суммы итогов разделов IV и V бухгалтерского баланса к итогу бухгалтерского баланса).

Расчет значений коэффициентов платежеспособности осуществляется в порядке, определенном Инструкцией о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния платежеспособности субъектов хозяйствования, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 27.12.2011 № 140/206, на основании бухгалтерского баланса субъекта хозяйствования на последнюю отчетную дату.

После расчета коэффициентов платежеспособности для анализа финансового состояния предприятия полученные значения сравнивают с нормативными, дифференцированными по видам экономической деятельности.

Субъект хозяйствования признается платежеспособным, если К1 и (или) К2 на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности имеют значения более нормативных или равные им, а К3 менее или равен 1, для лизинговых организаций – менее или равен 1,2.

В случае, когда одновременно К1 и К2 на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности имеют значения менее нормативных, а К3 имеет значение менее или равное 1, для лизинговых организаций – менее или равное 1,2, субъект хозяйствования признается неплатежеспособным.

Для признания неплатежеспособности субъекта хозяйствования, приобретающей устойчивый характер, необходимо наличие одновременно К1 и К2 на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности, имеющих значения менее нормативных в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последней бухгалтерской отчетности, и К3, имеющего значение менее нормативного или равное ему.

Устойчивый характер неплатежеспособности констатируется при наличии хотя бы одного из следующих условий:

  • наличие одновременно К1 и К2 на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности, имеющих значения менее нормативных в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последней бухгалтерской отчетности, и наличие на дату составления последней бухгалтерской отчетности коэффициента К3, имеющего значение более нормативного;
  • наличие на дату составления последней бухгалтерской отчетности коэффициента К3, значение которого более 1, для лизинговых организаций – более 1,2.

Кто может возбудить дело об экономической несостоятельности (банкротстве)

Данное производство возбуждается экономическим судом на основании заявления должника или кредитора. Законом определен круг лиц, имеющих право подачи соответствующего заявления.

Как возбуждается производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)

Производство осуществляется по правилам, установленным Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ХПК), с учетом особенностей, предусмотренных Законом.

Экономический суд обязан принять к производству заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) должника (далее – заявление о банкротстве), поданное с соблюдением требований, установленных ХПК и Законом. Вопрос о принятии заявления о банкротстве должника решается не позднее 30 дней со дня поступления заявления в суд. В случае, если заявление о банкротстве должника и приложенные к нему документы не соответствуют требованиям, установленным Законом, экономический суд возвращает такое заявление.

С момента вынесения экономическим судом определения о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника:

  • приостанавливается по ходатайству уполномоченных лиц в общем или хозяйственном суде либо другом государственном органе производство по делу, связанному со взысканием с должника денежных средств и (или) иного имущества должника;
  • приостанавливается исполнение исполнительных документов, выданных на основании судебных постановлений, вступивших в законную силу до момента вынесения определения о возбуждении производства по делу, а также иных исполнительных документов по имущественным взысканиям;
  • запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника – юридического лица в связи с выходом или исключением из состава учредителей (участников) должника – юридического лица.

При рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) предусмотрены следующие процедуры:

1. Защитный период.

2. Конкурсное производство, которое включает в себя:

  • санацию;
  • ликвидационное производство.

3. Мировое соглашение.

Справочно
При рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника – индивидуального предпринимателя защитный период вводится только в случае необходимости завершения досудебного оздоровления, если оно не завершено до возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).

Защитный период

Если заявление о банкротстве, поданное кредитором, должником, иным уполномоченным лицом, признано экономическим судом обоснованным и нет оснований для введения сокращенной процедуры банкротства, то по решению суда вводится защитный период. Защитный период вводится в целях завершения досудебного оздоровления, а также проверки наличия оснований для открытия конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника экономическим судом. Его продолжительность не может превышать трех месяцев, за исключением случая, когда по ходатайству должника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, экономический суд вправе установить защитный период сроком до трех лет в целях завершения досудебного оздоровления.

В процедуре защитного периода могут применяться меры по обеспечению требований кредиторов, проводится анализ финансового состояния и платежеспособности должника в целях определения наличия оснований для открытия конкурсного производства, а также достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения (заработной платы) управляющему.

По окончании защитного периода суд рассматривает заявление о банкротстве должника, отчет временного управляющего о своей деятельности и анализ финансового состояния и платежеспособности должника, а также отчет об окончании реализации плана завершения досудебного оздоровления в защитном периоде.

По результатам рассмотрения заявления о банкротстве должника суд при наличии оснований, установленных Законом, выносит определение об открытии в отношении должника конкурсного производства и подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству, освобождает временного управляющего от исполнения обязанностей и назначает антикризисного управляющего либо прекращает производство по делу о банкротстве должника.

Конкурсное производство

Основаниями для открытия конкурсного производства являются:

  • устойчивый характер неплатежеспособности должника;
  • невозможность должника исполнить платежные обязательства и (или) произвести выплаты по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в установленный срок ввиду неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер;
  • иные обстоятельства, свидетельствующие о неплатежеспособности должника.

Общий срок конкурсного производства составляет при проведении ликвидационного производства 16 месяцев, при проведении санации – 22 месяца.

Последствия открытия конкурсного производства перечислены в ст. 86 Закона. Отметим лишь некоторые, с нашей точки зрения наиболее существенные. Так, со дня вынесения определения об открытии конкурсного производства:

  • полномочия руководителя должника – юридического лица и иных органов управления должника – юридического лица, а также собственника имущества должника – унитарного предприятия переходят к управляющему;
  • срок исполнения всех денежных обязательств должника считается наступившим;
  • приостанавливается начисление процентов, неустойки, пеней по всем видам задолженности должника, за исключением задолженности, возникшей после открытия конкурсного производства;
  • сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к категории сведений, имеющих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной;
  • отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, снимаются иные ограничения по распоряжению имуществом должника;
  • все требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены только в порядке, установленном Законом.
Смотрите так же:  Форма 23 фсс заявление

В конкурсном производстве осуществляется комплекс мер по установлению и соразмерному удовлетворению требований кредиторов банкрота. Так, антикризисный управляющий:

  • устанавливает размер требований кредиторов;
  • составляет и ведет реестр требований кредиторов;
  • принимает меры по поиску и возврату имущества должника (в том числе выбывшего из его законного владения, находящегося на момент открытия производства под арестом и пр.);

Справочно
Как быть кредитору, если нельзя установить местонахождение должника?
Читайте в статьеюрисконсульта ЗАО «Бобруйскмебель» Н. Мочаловой.

  • заявляет (при наличии оснований) требования о признании сделок должника недействительными;
  • принимает меры по защите интересов работников должника.

Одной из обязанностей управляющего является разработка плана санации или плана ликвидации юридического лица или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя (далее – план ликвидации).

План санации разрабатывается на основании анализа хозяйственной деятельности и анализа финансового состояния и платежеспособности должника и представляется на утверждение собранию кредиторов. В плане санации должны предусматриваться меры по восстановлению платежеспособности должника и срок ее восстановления. Управляющий может разработать альтернативные план санации должника или план ликвидации.

План санации и (или) план ликвидации рассматриваются на собрании кредиторов, которое может принять одно из следующих решений:

  • об утверждении плана санации и заявлении ходатайства о введении санации или утверждении плана ликвидации и заявлении ходатайства об открытии ликвидационного производства;
  • о внесении изменений и (или) дополнений в план санации или план ликвидации;
  • об отклонении плана санации и заявлении в экономический суд ходатайства об открытии ликвидационного производства;
  • об отклонении плана санации и (или) ликвидации, заявлении в экономический суд соответствующего ходатайства об освобождении от исполнения обязанностей управляющего, утверждении кандидатуры нового управляющего;
  • об утверждении мирового соглашения.

Экономический суд на основании решения собрания кредиторов принимает решение о санации или об открытии ликвидационного производства либо утверждает мировое соглашение. В случае, если собранием кредиторов не принято ни одно из указанных выше решений или если ни одно из таких решений не представлено в суд в течение четырех месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства, экономический суд вправе утвердить план санации, подготовленный и представленный управляющим, и принять решение о санации или об открытии ликвидационного производства.

Под санацией понимается процедура конкурсного производства, применяемая в целях обеспечения стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности, восстановления платежеспособности должника. Санация вводится экономическим судом на основании решения собрания кредиторов или по собственной инициативе на срок, не превышающий 18 месяцев со дня вынесения решения о ее проведении. Срок санации может быть продлен:

  • на основании ходатайства собрания кредиторов и (или) управляющего – не более чем на 12 месяцев;
  • по ходатайству государственного органа, согласованному с Советом Министров Республики Беларусь, – не более чем на 5 лет.

Для восстановления платежеспособности должника могут приниматься следующие меры:

  • ликвидация дебиторской задолженности;
  • исполнение обязательств должника собственником имущества должника либо учредителями (участниками) должника или иными третьими лицами;
  • предоставление должнику финансовой помощи;
  • перепрофилирование производства;
  • закрытие нерентабельных производств;
  • продажа части имущества должника;
  • уступка требования должника;
  • предоставление отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов, сборов;
  • продажа предприятия должника как имущественного комплекса;
  • размещение в установленном порядке дополнительного выпуска акций должника;
  • иные меры.

Не реже одного раза в месяц управляющий обязан представлять комитету кредиторов (собранию кредиторов) и в экономический суд отчет о своей деятельности. Не позднее 15 дней до истечения срока санации управляющий обязан представить конкурсным кредиторам отчет управляющего по итогам санации. Одновременно с представлением отчета по итогам санации управляющий вносит на собрание кредиторов предложение:

  • о прекращении санации в связи с восстановлением платежеспособности должника;
  • заключении мирового соглашения;
  • продлении установленного срока санации;
  • прекращении санации и заявлении в суд ходатайства об открытии ликвидационного производства.

Рассмотренный на собрании кредиторов отчет и протокол этого собрания направляются для утверждения в экономический суд. По результатам рассмотрения отчета управляющего по итогам санации и жалоб кредиторов суд выносит определение об (о):

  • утверждении отчета управляющего по итогам санации;
  • отказе в утверждении отчета управляющего по итогам санации; продлении срока санации;
  • утверждении мирового соглашения.

Утверждение судом отчета управляющего по итогам санации является основанием для рассмотрения вопроса о прекращении производства по делу об экономической несостоятельности.

Ликвидационное производство

Ликвидационное производство открывается со дня принятия экономическим судом соответствующего решения. Срок такого производства по общему правилу не может превышать одного года. При этом экономический суд вправе продлить срок ликвидационного производства на 6 месяцев и более (при необходимости).

В процедуре ликвидационного производства осуществление операций по основному счету должника и совершение им сделок допускаются только в объеме и сроки, установленные планом ликвидации, утвержденным собранием (комитетом) кредиторов. С момента принятия решения об открытии ликвидационного производства управляющий уведомляет работников должника о предстоящем увольнении в соответствии с законодательством о труде.

Расчеты по требованиям кредиторов, возникшим до момента открытия конкурсного производства, осуществляются в очередности, установленной Законом, на основании реестра требований кредиторов. При этом выплаты кредиторам каждой последующей очереди осуществляются только после полного погашения долга перед кредиторами предыдущей очереди.

Справочно
Существуют ли способы противодействия вхождению конкурсного кредитора, являющегося бенефициарным собственником должника, в комитет кредиторов в процедуре банкротства?
Читайте в статье адвоката АБ «Ревера» А. Толочко.

При недостаточности денежных средств должника имеющиеся денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Вне очереди подлежат возмещению судебные расходы и расходы на опубликование сведений, предусмотренных Законом, а также производятся расчеты по обязательствам должника, возникшим после открытия конкурсного производства.

Справочно
Должнику выдан кредит, например, на 100 рублей, который обеспечен в том числе залогом на 20 рублей. Какая сумма подлежит включению в четвертую очередь — вся или в части, обеспеченной залогом?
Читайте в статьепартнера ООО «Юридическая группа «ВЕРДИКТ»» В. Галича.

Управляющий не реже одного раза в месяц представляет комитету кредиторов (собранию кредиторов) и в экономический суд отчет о своей деятельности и хозяйственной (экономической) деятельности должника. После завершения расчетов с кредиторами управляющий обязан представить в экономический суд отчет по итогам ликвидационного производства.

После рассмотрения отчета и признания его обоснованным, а также при отсутствии оснований для признания недействительными итогов ликвидационного производства суд выносит определение о завершении ликвидационного производства. Управляющий в течение 15 дней после вступления определения о завершении ликвидационного производства в законную силу представляет его и документы, подтверждающие закрытие текущего (расчетного) и иных счетов в банке, печати и штампы организации либо заявление ее учредителей (участников) об их неизготовлении или сведения о публикации в установленном порядке объявлений об их утрате в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Определение о завершении ликвидационного производства является основанием для внесения записи об исключении должника из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С момента внесения записи об исключении должника из ЕГР полномочия управляющего прекращаются, ликвидационное производство считается завершенным, должник – юридическое лицо – ликвидированным, должник – индивидуальный предприниматель – прекратившим свою деятельность и свободным от долгов, связанных с его деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя.

Мировое соглашение

Мировое соглашение в производстве по делу об экономической несостоятельности – это процедура экономической несостоятельности в виде соглашения между должником, конкурсными кредиторами, а также третьими лицами об уплате долгов, в котором предусматриваются освобождение должника от долгов, или уменьшение сумм долгов, или рассрочка (отсрочка) их уплаты, а также срок уплаты долгов и т.п., применяемого на любой стадии конкурсного производства в целях прекращения производства по делу об экономической несостоятельности и утверждаемого судом, рассматривающим дело.

Важно помнить, что соглашение не может быть заключено до проведения первого собрания кредиторов и до удовлетворения требований кредиторов первой и второй очереди.

Следует понимать, что сам факт открытия процедуры банкротства говорит о том, что средств от реализации всех активов должника совершенно точно не хватит для удовлетворения всех требований кредиторов. Ликвидационное производство не дает права должнику осуществлять хозяйственную деятельность. Мировое соглашение же дает шанс должнику за счет ведения хозяйственной деятельности вне рамок процедуры банкротства погасить требования кредиторов. Да, это займет более длительный период времени, чем распродажа активов по ликвидационной стоимости, но и процент удовлетворенных требований будет выше.

Справочно
Мировое соглашение, заключенное по делу о банкротстве, расторгнуто. Каким в очереди должен оказаться кредитор, который до заключения мирового соглашения находился вне очереди?
Читайте в статье адвоката А. Толочко и помощника адвоката АБ «Ревера» В. Аникина.

Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов, от имени должника – юридического лица –управляющим, от имени должника – индивидуального предпринимателя – должником – индивидуальным предпринимателем и управляющим. Допускается участие в мировом соглашении третьих лиц, принимающих на себя права и обязанности, установленные мировым соглашением.

Заключенное и утвержденное экономическим судом мировое соглашение является основанием для прекращения производства по делу об экономической несостоятельности.

Требования к форме и содержанию мирового соглашения установлены Законом. Так, соглашение заключается в письменной форме, его условия не могут противоречить положениям законодательства Республики Беларусь, оно должно быть реально исполнимым, содержать положения, исключающие их неоднозначные понимание и толкование, содержать одобренные конкурсными кредиторами способы исполнения должником обязательств, а также объем, порядок и сроки их исполнения. Условия мирового соглашения должны быть четко определены в отношении каждого конкурсного кредитора и его требований.

Антикризисный управляющий

Временный (антикризисный) управляющий – индивидуальный предприниматель, юридическое или физическое лицо (гражданин Республики Беларусь либо иностранный гражданин, лицо без гражданства, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь), назначаемые судом для осуществления своих полномочий в процедурах экономической несостоятельности.

Справочно:
Временный управляющий назначается в защитном периоде, антикризисный управляющий – в конкурсном производстве.

Управляющим может быть физическое лицо, отвечающее установленным Законом требованиям:

  • иметь высшее, преимущественно экономическое или юридическое образование;
  • иметь необходимый опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности;
  • не иметь судимости;
  • быть аттестованным на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему, и получить аттестат управляющего.

В случае если функции управляющего осуществляет юридическое лицо, то его руководитель должен соответствовать перечисленным выше требованиям.

Справочно
Должник подал заявление о банкротстве, в котором указал кандидатуры антикризисных управляющих. Как кредитору добиться назначения своей кандидатуры управляющего?
Читайте в статье адвоката АБ «Вердикт» Н. Плохотской.

Назначение управляющего производится экономическим судом.

При этом кандидатуры управляющих в делах об экономической несостоятельности в отношении градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы, представляются хозяйственному суду следующими государственными органами:

  • в подчинении (составе) которых находится должник – государственное юридическое лицо (его учредитель);
  • осуществляющими управление принадлежащими Республике Беларусь либо находящимися в коммунальной собственности акциями (долями в уставном фонде) должника – юридического лица;
  • разместившими государственные и (или) международные заказы у должника;
  • местным исполнительным и распорядительным органом соответствующей административно-территориальной единицы, на территории которой находится должник – градообразующая или приравненная к ней организация.

В отношении иных должников кандидатуры управляющих в количестве не менее 3 предоставляются лицом, подавшим в суд заявление об экономической несостоятельности.