Закон об амнистии капитала фз

Подписан федеральный закон о проведении в период с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года второго этапа добровольного декларирования «амнистии капиталов»

предоставляется возможность декларантам, представившим свои декларации в ходе второго этапа декларирования, указать в декларации счета (вклады) в зарубежных банках, которые не только были открыты по состоянию на 1 января 2018 года, но также указать счета в зарубежных банках, закрытые на дату представления декларации (при условии что такие закрытые счета были открыты до 1 января 2018 года);

предоставляется возможность лицам, представившим декларацию в ходе первого этапа добровольного декларирования, повторно представить декларацию в ходе второго этапа;

устанавливается возможность представить указанную декларацию в любой налоговый орган или центральный аппарат ФНС России (по выбору декларанта).

Предусматривается, что Минфин России будет готовить разъяснения по порядку заполнения специальной декларации, которые подлежат опубликованию на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Президент РФ подписал закон о продлении «амнистии капиталов»

Федеральный закон от 19 февраля 2018 г. № 33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает проведение второго этапа добровольного декларирования физическими лицами имущества, активов (в том числе оформленных на номинальных владельцев) и счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами России.

Напомним, с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года физические лица по своему выбору смогут представить специальную декларацию в ФНС России или любую территориальную налоговую инспекцию. При этом в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 2018 г. № 35-ФЗ «О внесении изменений в статью 76-1 Уголовного кодекса Российской Федерации» они будут освобождены от уголовной ответственности при выявлении факта совершения ими до 1 января 2018 года деяний, содержащих признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 193, ч. 1 -2 ст. 194, ст. 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса, при условии, что эти лица являются декларантами или информация о них содержится в специальной декларации.

Какие гарантии предусмотрены для декларантов и лиц, информация о которых содержится в специальной декларации? Узнайте из материала «Специальная декларация» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии си стемы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Законы об амнистии капитала приняты Госдумой

Нижняя палата парламента в пятницу, 9 февраля 2018 г., приняла в заключительном третьем чтении пакет из трёх законов о продлении амнистии капитала в России.

Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает срок второй волны «амнистии капитала» – с 1 марта 2018 г. до 28 февраля 2019 г.

В декларации можно будет указать счета и вклады в зарубежных банках, открытые по состоянию на 1 января 2018 г., а также зарубежные счета, открытые до 1 января 2018 г. и закрытые на дату подачи декларации. Декларацию можно будет подать в любой налоговый орган или центральный аппарат ФНС. Сделать это смогут как те, кто уже попал под амнистию на первом этапе, так и те, кто будет подавать декларацию впервые.

Законом «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» уточняется налогообложение прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций. Предельный срок ликвидации контролируемых иностранных компаний, согласно документу, продлевается до 1 марта 2019 г. До этой даты также продлеваются и сроки, в течение которых ликвидируемая КИК не признается налоговым резидентом РФ, а в доходы и расходы ликвидируемой КИК не включаются доходы и расходы от реализации активов контролирующему лицу такой компании. От НДФЛ освобождаются любые доходы в денежной и натуральной форме, которые получает контролирующее КИК физическое лицо при ликвидации КИК, если её ликвидация завершена до 1 марта 2019 г.

Для декларантов, согласно закону «О внесении изменения в статью 76 1 Уголовного кодекса Российской Федерации», в полном объёме сохраняются гарантии, предоставляемые в ходе первого этапа. А именно, освобождение от уголовной или административной ответственности, а также от уплаты налогов за прошлые периоды.

Закон об амнистии капиталов 2018-2019 года: последние новости

Декабрь 2017 года был богат на решения Правительства относительно многих сфер жизни российских граждан. Среди них отметим и одобрение второй волны амнистирования капиталов физических лиц. Первый этап был проведен с 1 июля 2015 г. по 30 июня 2016 г. и вывел из тени российских владельцев иностранных счетов, компаний, иных активов, освободив от любого вида преследования.

Почему потребовалось провести очередной этап деофшоризации? Далеко не все воспользовались возможностью или не оценили таких послаблений законодательства. Но с началом налогового обмена между странами капиталы могут оказаться обнаружены и владельцы их привлечены к ответственности.

В начале февраля Государственная дума рассмотрела несколько законопроектов, вносящих поправки в Налоговый, Уголовный кодексы РФ и Закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках» от 08.06.2015 г. № 140-ФЗ.

Старт второй волне амнистии капиталов дал законопроект № 377596-7, который был одобрен 19.02.2018 и отражен в Федеральном законе № 34-ФЗ. Этап начался 1 марта 2018 года, а завершится 28 февраля 2019 года. В Госдуме считают, что за календарный год все желающие смогут воспользоваться послаблениями.

Целью Закона 140-ФЗ является необходимость возвращения капиталов наших граждан не просто в российский банковский сектор, но и экономику, став стимулом к ее росту. Помимо этого, законодательно создан механизм защиты прав и интересов оборота при выводе активов из зарубежных банков, бизнеса, недвижимости и т.д.

Что такое «Амнистия капиталов»?

Понятие амнистии капитала является «бытовым» выражением, которое не присутствует в тексте закона, но наиболее точно передает его смысл. В рамках документа физические лица, задекларировавшие свои зарубежные активы, освобождаются от налогового и уголовного преследования за совершенные экономические преступления и нарушения. Законом гарантируется неприкосновенность таких активов и конфиденциальность их владельцев.

Амнистия капиталов — декларирование активов без принуждения.

Статья 3 указанного Закона перечисляет виды активов, которые можно легализовать российским гражданам:

  • все счета и вклады в иностранной банковской организации, по которым владелец обязан уведомлять в рамках законов от 10.12.2003 № 173-ФЗ и 07.08.2001 г. № 115-ФЗ;
  • любое имущество, включая движимые, недвижимые объекты, ценные бумаги, долевое участие в уставном капитале организации другого государства, владельцем или собственником которого физическое лицо является на дату декларирования;
  • в случае, когда физическое лицо выступает контролирующим лицом в компании иностранного государства, то в отношении такого участия.

При такого рода амнистии декларанту предоставляется свобода от преследования, как лица, уклоняющегося от уплаты налогов, не требуя возмещения всех не внесенных в бюджет налогов и связанных с ними штрафов, пеней.

Вторая волна амнистии капитала 2019 года дополнительно дает декларанту следующие права и гарантии:

  • не ограничивать граждан для представления спец. декларации с выбором налогового органа;
  • возможность указать открытые до наступления 2018 года личные счета в иностранных банках и уже закрытые на дату составления декларации;
  • представить декларацию повторно для тех физических лиц, кто уже показывал имущество в первую волну амнистии.

При легализации денежных средств на личных счетах в иностранных банках физическому лицу гарантируется государством в рамках 140 Закона освобождение от:

  • налоговой ответственности за не предоставление в налоговый орган в установленные сроки декларации по форме 3-НДФЛ с указанием дохода от размещения средств в иностранном банке;
  • административной ответственности за не предоставление в срок информации об открытии счетов, закрытии, отчетов о движении на них средств;
  • уплаты налога с полученного дохода по ставке 13%, в том числе в крупном и особо крупном размере (в рамках Уголовного кодекса).

При этом не требуется закрывать такие счета и отзывать с них средства. Задекларировав их, гражданин обязан соблюдать валютное законодательство, ежегодно извещать налоговый орган о движении средств, при получении дохода указывать его в 3-НДФЛ.

Следует учитывать, что не на все случаи распространяются гарантии по Закону №140. Освобождению от ответственности не подлежат физические лица в отношении правонарушений, по которым на дату представления спец. декларации и указанного там имущества:

  • возбуждено уголовное дело;
  • начато производство по Кодексу об административном правонарушении;
  • начало производство в рамках налогового правонарушения.

Что же касается поправок по амнистии и валютного законодательства, то тут есть свои нестыковки. Скорее всего, потребуется пересмотреть последнее в отношении денежных поступлений на счет физического лица в иностранном банке от продажи иностранной компании. Сейчас такая валютная операция не является разрешенной.

Смотрите так же:  Таинственная игра fushigi yuugi 52 из 52 лицензия

Таким образом, эти средства по амнистии будут освобождены от НДФЛ, но нарушено валютное законодательство. А это предусматривает огромные штрафы вплоть до полного изъятия этих денежных сумм.

Последние новости

Отмечается, что новые поправки в отношении амнистируемого капитала теперь прописаны более четко, что становится стимулом для физических лиц, желающих воспользоваться ею. К тому же некоторым просто не хватило времени в прошлый этап действия программы легализации. Например, на Кипре довольно массово организовывали свой частный бизнес российские граждане. Когда дело коснулось амнистирования этих капиталов, местные органы власти просто не справились с тем потоком заявлений, который к ним поступил. Поэтому сейчас они могут продолжить процесс и спокойно вернуть свои средства на родину.

При этом второй этап нисколько не ущемляет права тех, кто не попал в первый. Они также не станут преследоваться. Если граждане не воспользовались амнистией и не указали имущество, приобретенное до 1 января 2016 года, то они могут это сделать сейчас. Если бы новые поправки не дали им такой возможности, то период до этого срока попал бы под все виды преследования, наложив на физическое лицо все полагающиеся санкции.

Считается, что новый этап амнистии будет успешнее первого. Масштабные перемены в международном налоговом законодательстве просто обяжут граждан выводить из тени оффшоры. Подписаны соглашения между странами, в рамках которых будет осуществляться автоматический обмен информацией. Это даст возможность отслеживать счета, имущество, бизнес и т.д. нерезидентов, «вычислять» тех, кто уклоняется от налогов в бюджет своей страны.

Поэтому тем, кто имеет активы в зарубежных компаниях или банках выгоднее сэкономить и избежать преследования по законам российского законодательства. Для этого и разработана программа амнистирования капиталов.

Финансовые аналитики говорят о том, что настало самое подходящее время для Закона, позволяющего легализовать средства, выведенные за границу. Лица, владеющие такими активами, будут освобождены от налогового наказания и смогут впоследствии спокойно декларировать полученные доходы и отчислять в бюджет страны налоги.

Видео: Амнистия капиталов до 01.01.2019! На что обратить внимание!

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас по горячей линии или напишите ниже консультанту.

Обзор Федерального закона об «амнистии капиталов»

Юридическая фирма «Надмитов, Иванов и Партнеры» представляет Вашему вниманию обзор Федерального закона от 08.06.2015 г. №140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («амнистия капиталов»).

1.Цели принятия Федерального закона «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты»

08 июня 2015 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты».

Федеральный закон вступил в силу с 08 июня 2015 г.

Цели принятия указанного закона:

  • обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц,
  • защита имущественных интересов физических лиц, в том числе за пределами Российской Федерации;
  • снижение рисков, связанных с возможными ограничениями использования российских капиталов, которые находятся в иностранных государствах, а также с переходом Российской Федерации к автоматическому обмену налоговой информацией с иностранными государствами.

2. До 31 декабря 2015 года граждане могут добровольно представить в налоговые органы сведения об имуществе, счетах (вкладах) в банках (в том числе в зарубежных), контролируемых иностранных компаниях путем подачи специальной декларации

  • В соответствии с программой добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) в банках, которая действует в период с 1 июля до 31 декабря 2015 года, граждане могут добровольно представить в налоговые органы сведения об имуществе, счетах (вкладах) в банках (в том числе в зарубежных), контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых декларант признается контролируемым лицом, путем подачи специальной декларации.
  • Специальная декларация может быть подана в налоговый орган по месту жительства или пребывания декларанта или непосредственно в ФНС. Форма декларации и порядок ее заполнения установлены в приложениях к рассматриваемому Закону.
  • На указанную декларацию будет распространяться режим налоговой тайны. Сведения, содержащиеся в такой декларации, не могут передаваться никаким государственным органам. Указанные сведения могут быть истребованы только по запросу декларанта, который в любое время может получить копию декларации.

3. Установлены гарантии участникам программы добровольного декларирования активов и счетов (вкладов) в банках

  • В отношении деяний, совершённых до 1 января 2015 г. при приобретении, использовании или распоряжении имуществом и (или) КИК, декларант и (или) номинальный владелец имущества, освобождаются от:

– уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. 193 (уклонение от исполнения обязанности по репатриации денежных средств), ч. 1 и 2 ст. 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей), ст. 199.1 (уклонение от уплаты налогов (сборов) физическим лицом) и 199.2 УК РФ (уклонение от уплаты налогов (сборов) организацией);

– административной ответственности за совершение валютных операций и зачисление денежных средств на задекларированные счета (вклады) с нарушением законодательства РФ;

– ответственности за налоговые правонарушения, связанные с открытием и зачислением денежных средств на задекларированные счета (вклады).

  • Гарантии распространяются также на организационно-распорядительный и административный персонал компании, которая участвовала в приобретении, использовании или распоряжении имуществом или КИК, а также в процессе открытия и зачисления денежных средств на зарубежные счета, указанные в декларации.
  • Операции по передаче имущества номинальным владельцем (лицом, осуществляющим права собственника имущества в интересах и (или) по поручению физического лица) фактическому (физическому лицу, в интересах и (или) по поручению которого номинальный владелец имущества осуществляет права собственника) освобождены от налогообложения.

4. Особенности предоставления гарантий

Гарантии, предусмотренные рассматриваемым Законом, предоставляются исключительно в пределах указанного в декларации имущества и операций по его приобретению, использованию или распоряжению таким имуществом, а также в отношении декларанта и лиц, информация о которых содержится в декларации, с момента предоставления декларации в налоговый орган.

В отношении репатриации имущества Закон отмечает, что факт предоставления гарантий не зависит от возврата задекларированного имущества на территорию Российской Федерации, кроме случаев нахождения движимого имущества:

  • В государства (на территории), включённом в список ФАТФ;
  • В государстве (на территории), которое не обеспечивает обмен информацией для целей налогообложения с РФ.

5 . Особенности валютного регулирования и валютного контроля

Рассматриваемый Закон предоставляет декларанту отдельные гарантии в области валютного регулирования, а именно:

  • При наличии в декларации сведений о счетах (вкладах) в иностранных банках, открытых по состоянию на 1 января 2015 г., об открытии и изменении реквизитов в отношении которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании), и при этом указанное лицо не уведомило налоговые органы о данных счетах, при предоставлении декларации физическое лицо может также предоставить в налоговый орган соответствующую информацию об указанных счетах в установленной форме.
  • Предоставленные таким образом данные о зарубежных счетах не считаются поданными с нарушением Закона о валютном регулировании.
  • Валютные операции, совершённые по данным счетам до 1 января 2015 г., признаются совершёнными без нарушения Закона о валютном регулировании.

6. Внесение изменений в иные законодательные акты

Рассматриваемый закон также вносит изменения в действующие законодательные акты Российской Федерации в части освобождения от ответственности в связи с предоставлением специальной декларации при условии, что лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации. Поправки внесены в следующие нормативные акты:

  • Уголовный кодекс Российской Федерации;
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и иные нормативные акты.

Отдельно стоит отметить внесённый в Государственную Думу 13 мая 2015 г. Законопроект № 792046-6, содержащий ряд поправок в Налоговый кодекс в отношении амнистии капиталов и налогообложения КИК. Законопроект в частности уточняет, что получение фактическим владельцем задекларированного имущества от номинального владельца доходом не признается. 20 мая 2015 г. Законопроект был принят в первом чтении. 10 июня 2015 г. Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам было предложено отклонить указанный законопроект.

Амнистия капиталов: последний шанс

19 февраля 2018 года вступил в силу пакет следующих законов:

– Федеральный закон № 33‑ФЗ [1] ;

– Федеральный закон № 34‑ФЗ [2] ;

Указанные правовые акты дали старт второму этапу амнистии капиталов – добровольному декларированию зарубежной недвижимости, ценных бумаг, банковских счетов, иностранных компаний, в том числе контролируемых через номинальных владельцев, – с 1 марта 2018 года.

О том, кто сможет принять участие во втором этапе амнистии капиталов, и об особенностях ее проведения читайте в предложенном материале.

Этап первый: итоги.

Прежде чем перейти к изучению условий второго этапа амнистии капиталов, подведем итоги первого этапа и разберемся, чем была вызвана необходимость проведения повторной амнистии.

Первоначально о полной амнистии капиталов было сказано еще в 2014 году в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014. Под этим понималась добровольная однократная легализация средств и имущества в Российской Федерации с обеспечением гарантий правовой защиты для декларантов со стороны государства. Особо отметим, что изначально речь шла исключительно об одном этапе данного мероприятия.

Смотрите так же:  Что такое виндикационный и негаторный иск

8 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 140‑ФЗ [4] , непосредственно устанавливающий механизм проведения амнистия капиталов 2018: добровольное декларирование физическими лицами своего имущества и счетов (вкладов) в банках, в том числе за пределами РФ, путем представления в налоговый орган соответствующей декларации (специальная декларация).

Суть акции заключалась в том, что физические лица вправе были однократно подать декларацию о своих активах и счетах (вкладах) в банках и получить освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности в отношении деяний, связанных с задекларированными активами и счетами (вкладами) и совершенных до 1 января 2015 года. Специальную декларацию изначально нужно было представить в срок с 1 июля по 31 декабря 2015 года, но затем срок был продлен по 30 июня 2016 года.

Что касается конкретных результатов первого этапа амнистии капиталов, официальных данных Минфин не опубликовал. По данным, приведенным в СМИ, можно подвести следующие итоги:

  • было подано 7 200 специальных деклараций;
  • о своем иностранном участии в различных формах заявили 12 000 физических и юридических лиц (из предполагаемых 120 000 — 130 000). За 2015 год удалось получить от таких компаний в виде НДФЛ и налога на прибыль 6 млрд руб. (по подсчетам экспертов должно было быть несколько сот млрд руб.);
  • закрыты десятки тысяч компаний и счетов за границей (нет даже ориентировочных цифр).

По мнению разработчиков первоначального закон об амнистии капиталов и поправок в нем, продление амнистии капиталов еще на один год (второй этап) – шаг к развитию доверия между государством и гражданами, между государством и бизнесом. Это важнейший шаг в решении вопроса деофшоризации экономики, где, с одной стороны, действуют законы о КИК (контролируемые иностранные компании), ужесточающие отчетность и ответственность, а с другой стороны – людям предоставлена возможность продекларировать и не нести ответственность. При этом если на первом этапе могли декларироваться только действующие счета, то на втором дается возможность продекларировать закрытые счета. Таким образом, должна быть достигнута поставленная цель – перевернуть офшорную страницу нашей экономики.

Этап второй: поправки в действующем законодательстве об амнистии капиталов.

Итак, было принято решение провести еще один этап амнистии капиталов. Можно предположить, что это будет уже последний – завершающий – этап. Отметим, что законодательная база для его проведения была разработана и принята очень быстро: пакет законов был внесен в Госдуму РФ 30 января 2018 года и меньше чем через месяц были приняты соответствующие законы.

В целом для участников второго этапа амнистии капиталов сохраняется тот же объем гарантий, что предоставлялся в ходе первого этапа. Дополнительно можно будет декларировать счета (вклады) в зарубежных банках, которые были не только открыты по состоянию на 1 января 2018 года, но и закрыты на дату представления специальной декларации при условии, что такие закрытые счета открывались до 1 января 2018 года.

Специальную декларацию можно представить в любую налоговую инспекцию или в центральный аппарат ФНС на бумажном носителе лично либо через уполномоченного представителя. Форма специальной декларации заполняется от руки либо распечатывается на принтере. При этом печатную форму декларации можно подготовить с помощью программного обеспечения (версия 4.56.4 программы «Налогоплательщик ЮЛ»). Лица, подававшие специальную декларацию в ходе первого этапа амнистии капиталов, по желанию также смогут принять участие во втором этапе.

Федеральный закон № 33‑ФЗ.

Федеральный закон № 33‑ФЗ был разработан в целях реализации инициатив по продлению срока амнистии капитала в 2018 году.

В рамках программы добровольного декларирования на первом этапе физическим лицам предоставлялась возможность добровольно задекларировать свое имущество, активы (в том числе оформленные на номинальных владельцев), зарубежные счета и КИК. При этом в отношении указанных в декларации имущества, счетов и КИК, а также в отношении связанных с ними доходов, операций и сделок, включая те из них, которые были связаны с формированием имущества КИК, декларанты освобождались от налоговой, административной и уголовной ответственности (в части ответственности за уклонение от уплаты налоговых и таможенных платежей, неисполнение требований законодательства о валютном регулировании и валютном контроле). Каковы правила игры на втором этапе?

Федеральный закон № 33‑ФЗ вносит следующие изменения в Федеральный закон № 140‑ФЗ.

Сроки представления декларации на втором этапе. Декларация может быть представлена с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года (второй этап декларирования) (ст. 5 Федерального закона № 140‑ФЗ).

Сроки предоставления гарантий. Гарантии (освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности) при представлении декларации в ходе второго этапа декларирования предоставляются в отношении деяний, совершенных до 1 января 2018 года (п. 13 ст. 4 Федерального закона № 140‑ФЗ).

Счета открытые, счета закрытые. Декларантам, представляющим свои декларации в ходе второго этапа декларирования, предлагается указать в декларации не только счета (вклады) в зарубежных банках, которые были открыты по состоянию на 1 января 2018 года, но и счета в зарубежных банках, которые были закрыты на дату представления декларации (при условии, что такие закрытые счета были открыты до 1 января 2018 года) (пп. 3 п. 1 ст. 3 Федерального закона № 140‑ФЗ).

Полномочия Минфина. Минфину предоставлены полномочия по письменному разъяснению ФНС вопросов применения норм Федерального закона № 140‑ФЗ в части порядка заполнения декларации. Указанные разъяснения подлежат опубликованию на официальном сайте Минфина (п. 3 ст. 3 Федерального закона № 140‑ФЗ).

Повторное представление специальной декларации. При проведении первого этапа было установлено, что декларация подается каждым декларантом однократно. Повторное представление декларации, подача уточненной декларации не допускаются.

При проведении второго этапа декларация может быть подана каждым декларантом однократно в ходе каждого этапа декларирования (п. 8 ст. 3 Федерального закона № 140‑ФЗ). При этом повторное представление декларации в ходе каждого этапа декларирования, а также подача уточненной декларации не допускаются. Уточняется, что представление декларации в ходе первого этапа декларирования не препятствует подаче декларации в ходе второго этапа декларирования. В случае представления декларации в ходе первого этапа подача декларации этим декларантом в ходе второго этапа вне зависимости от ее содержания не является подачей уточненной декларации.

Таким образом, лицам, подавшим декларацию в ходе первого этапа добровольного декларирования, предоставлена возможность повторно подать декларацию в ходе второго этапа.

Куда представлять специальную декларацию. В ходе первого этапа декларирования закон предусматривал возможность подавать декларацию либо в центральный аппарат ФНС, либо по месту учета физического лица. На втором этапе специальная декларация подается в любой налоговый орган либо в ФНС – по выбору декларанта (п. 9 ст. 3 Федерального закона № 140‑ФЗ).

Порядок получения копии декларации. Установлен порядок получения копии представленной специальной декларации. До этого было декларировано только право на получении указанной копии.

Декларант вправе получить в ФНС копию своей специальной декларации на основании письменного заявления, составленного в произвольной форме и представленного им или его уполномоченным представителем, действующим на основании нотариально заверенной доверенности, в ФНС (п. 6 ст. 4 Федерального закона № 140‑ФЗ).

ФНС в срок не позднее 14 календарных дней со дня получения названного письменного заявления обязана выдать копию данной декларации.

О валютном контроле. Если в декларации содержатся сведения об открытых (закрытых) декларантом счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами РФ, об открытии (закрытии) и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета в соответствии с Федеральным законом № 173‑ФЗ [5] и уведомление об открытии (закрытии) и изменении реквизитов которых не было представлено декларантом на дату представления декларации, то декларант уведомляет об этом налоговый орган, в который он представляет декларацию, в установленной форме, а налоговый орган проставляет на указанных уведомлениях отметку об их принятии (п. 1 ст. 7 Федерального закона № 140‑ФЗ).

Денежные средства, зачисленные на указанные в декларации счета (вклады), открытые (закрытые) в банках, расположенных за пределами РФ, признаются зачисленными на эти счета (вклады) согласно Федеральному закону № 173‑ФЗ.

Указанные положения применяются к следующим счетам (вкладам) в банках, расположенных за пределами РФ:

  • открытым по состоянию на 1 января 2015 года – для счетов (вкладов), сведения о которых содержатся в декларациях, представленных в ходе первого этапа декларирования;
  • открытым до 1 января 2018 года (включая счета (вклады), закрытые на дату представления декларации) – для счетов (вкладов), сведения о которых содержатся в декларациях, представленных в ходе второго этапа декларирования.

Форма и порядок заполнения специальной декларации. Поскольку теперь в специальной декларации указываются как открытые, так и закрытые счета, соответствующие изменения внесены в форму декларации – в лист «Ж».

Соответствующие коррективы внесены и в порядок заполнения названной декларации, в том числе при раскрытии информации о способах и механизмах формирования источников приобретения имущества и (или) КИК на листе «И» могут быть указаны сделки, операции и (или) иные действия (включая совокупность последовательных сделок, операций и (или) иных действий, в том числе действий по отчуждению, приобретению и (или) ликвидации имущества, имущественных прав, иностранных структур без образования юридического лица), в результате или в процессе совершения которых было получено (сформировано) имущество (в том числе активы КИК), информация о котором содержится в декларации.

Смотрите так же:  Приказ минтранса 470 от 17.12.2019 г

Федеральный закон № 34‑ФЗ.

Федеральный закон № 34‑ФЗ вносит изменения в НК РФ. До рассматриваемых новшеств в РФ применялись правила налогообложения прибыли КИК с поправками в НК РФ, направленными на деофшоризацию экономики, принятыми в конце 2014 года. Действовавшие нормы законодательства о налогах и сборах предусматривали переходный период, в рамках которого в случае ликвидации КИК в срок до 31 декабря 2017 года ее собственник в России освобождался от обложения НДФЛ по ставке 13% в отношении имущества, получаемого от ликвидируемой КИК (освобождение от налога «ликвидационных дивидендов»). При этом такое освобождение касалось любых получаемых при ликвидации активов КИК в виде имущества и имущественных прав, за исключением денежных средств. В случае выкупа активов контролирующим лицом у своей КИК и ее последующей ликвидации доходы обозначенной контролируемой компании также не подлежали налогообложению в РФ налогом на прибыль КИК. Кроме того, ликвидируемые до конца 2017 года КИК не признавались налоговыми резидентами РФ даже при наличии признаков фактического управления данными компаниями из РФ.

Уведомление об участии в КИК. Статья 25.14 НК РФ дополнена п. 3.1, в соответствии с которым уведомление о КИК и (или) уведомление об участии в иностранных организациях не считаются представленными с нарушением установленного срока в случае, если такие уведомления были представлены вместе со специальной декларацией, поданной в соответствии с Федеральным законом № 140‑ФЗ, и информация о таких иностранных организациях и (или) КИК содержится в этой специальной декларации.

Взыскание налога. Пункт 2.1 ст. 45 НК РФ дополнен пп. 1 и 2, в соответствии с которыми взыскание налога на основании названного пункта не производится при соблюдении одного из следующих условий:

  • если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица в результате совершения до 1 января 2015 года операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом (имущественными правами) и (или) КИК, информация о которых содержится в специальной декларации, представленной в период с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года, либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в такой специальной декларации;
  • если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица до 1 января 2018 года в результате совершения операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом (имущественными правами) и (или) КИК, информация о которых содержится в специальной декларации, представленной в период с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года, либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в такой специальной декларации. При этом приведенные положения не распространяются на обязанность по уплате налогов, предусмотренных ч. 2 НК РФ, подлежащих уплате в отношении прибыли и (или) имущества КИК.

Особенности определения базы по НДФЛ. При реализации (погашении) ценных бумаг, полученных фактическим владельцем от их номинального владельца, если такие ценные бумаги и их номинальный владелец указаны в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом № 140‑ФЗ, налогоплательщиком-декларантом в качестве фактически произведенных расходов учитывается сумма, равная документально подтвержденной стоимости таких ценных бумаг по данным учета передающей стороны на дату их передачи, но не выше рыночной стоимости названных ценных бумаг на дату их получения, определяемой с учетом положений ст. 105.3 НК РФ (п. 13.1 ст. 214.1 НК РФ). Таким образом, установлен порядок определения расходов при расчете НДФЛ при реализации физическим лицом – декларантом, воспользовавшимся амнистией капитала, имущества, полученного им от номинального владельца, аналогичен порядку определения расходов при безналоговом получении имущества от ликвидируемой КИК.

Доходы, не подлежащие обложению НДФЛ. Не подлежат обложению НДФЛ в том числе доходы в денежной и (или) натуральной форме, полученные при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица), налогоплательщиком-акционером (участником, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом иностранной организации или контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица), имеющим право на получение данных доходов, а также в виде материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг у такой иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) указанным налогоплательщиком при одновременном соблюдении установленных условий (п. 60 ст. 217 НК РФ).

Имущественный налоговый вычет. Пункт 2 ст. 220 НК РФ дополнен пп. 2.3, в соответствии с которым при реализации и (или) ином выбытии имущества (имущественных прав), полученного фактическим владельцем от его номинального владельца, если такое имущество и его номинальный владелец указаны в специальной декларации, представленной согласно Федеральному закону № 140‑ФЗ, налогоплательщиком-декларантом сумма фактически произведенных расходов в виде стоимости имущества (имущественных прав) определяется исходя из меньшей из следующих стоимостей:

  • документально подтвержденная стоимость указанного имущества (имущественных прав) по данным учета передающей стороны на дату передачи данного имущества (имущественных прав);
  • рыночная стоимость указанного имущества (имущественных прав) на дату передачи данного имущества (имущественных прав), определяемая с учетом положений ст. 105.3 НК РФ.

Сроки ликвидации КИК. Поскольку амнистия капиталов продлена, увеличились соответствующие установленные ранее сроки, связанные с ее проведением.

До 1 марта 2019 года продлены сроки, указанные в п. 60 ст. 217 НК РФ, определяющем не облагаемые НДФЛ доходы (за исключением денежных средств) в виде стоимости имущества (имущественных прав), полученного при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица), налогоплательщиком-акционером (участником, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом иностранной организации или контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица), имеющим право на получение таких доходов. По общему правилу процедура ликвидации (прекращения) иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) должна быть завершена до 1 марта 2019 года.

Также до 1 марта 2019 года продлены соответствующие сроки, поименованные в п. 10 ст. 309.1 НК РФ, устанавливающей особенности налогообложения прибыли КИК.

Федеральный закон № 35‑ФЗ.

Федеральный закон № 35‑ФЗ внес в ч. 3 ст. 76.1 УК РФ изменения, в соответствии с которыми гарантии, предусматриваемые ст. 4 Федерального закона № 140‑ФЗ и действующей редакцией ч. 3 ст. 76.1 УК РФ, распространяются на деяния, совершенные до 1 января 2018 года.

Таким образом, лицо освобождается от уголовной ответственности при выявлении факта совершения им до 1 января 2015 года либо до 1 января 2018 года деяний, содержащих признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 193, ч. 1 и 2 ст. 194, ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ, при условии, что это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в соответствующей специальной декларации, поданной согласно Федеральному закону № 140‑ФЗ, и что такие деяния связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) КИК, информация о которых содержится в соответствующей специальной декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в соответствующей специальной декларации. В этом случае не применяются положения ч. 1 и 2 ст. 76.1 УК РФ в части возмещения ущерба, перечисления в федеральный бюджет денежного возмещения и полученного дохода.

19 февраля 2018 года вступил в силу пакет законов, который дал старт второму этапу амнистии капиталов – добровольному декларированию зарубежной недвижимости, ценных бумаг, банковских счетов, иностранных компаний, в том числе контролируемых через номинальных владельцев.

Специальную декларацию можно представить с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года. Задекларировать можно как открытые, так и ранее закрытые зарубежные счета, зарубежное имущество (недвижимость, ценные бумаги, активы), иностранные компании (КИК). Отметим, что при принятии решения о подаче специальной декларации нужно поторопиться: на самом деле времени на сбор документов не так много.

Сможет ли второй этап амнистии капиталов окончательно решить вопрос деофшоризации экономики? Покажет время. Важно понимать, что если государство предоставляет второй шанс, то им при необходимости целесообразно воспользоваться, поскольку третьего этапа, скорее всего, не будет. При этом действующее налоговое законодательство дает возможность использовать амнистию капиталов как эффективный инструмент снижения налогового бремени, безусловно, только при корректном структурировании активов.

[1] Федеральный закон от 19.02.2018 № 33‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[2] Федеральный закон от 19.02.2018 № 34‑ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».

[3] Федеральный закон от 19.02.2018 № 35‑ФЗ «О внесении изменений в статью 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации».

[4] Федеральный закон от 08.06.2015 № 140‑ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[5] Федеральный закон от 10.12.2003 № 173‑ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».