Земельный налог 2019 беларусь

Земельный налог 2019 беларусь

Платят земельный налог физические лица, у которых участки на территории РБ и находятся на праве:

  • постоянного пользования
  • временного пользования
  • пожизненного наследуемого владения
  • частной собственности

Земельный участок, переданный по наследству физическому лицу также облагается является объектом налогообложения

Под физическими лицами понимается:

  • граждане РБ
  • граждане или поданные иностранного государства
  • лица без гражданства

Индивидуальные предприниматели могут иметь земельный участок только на праве аренды

Также, признаются плательщиками физические лица:

  • которые приняли по наследству земельный участок
  • которым предоставлены служебные земельные наделы районным исполкомом

Однако, если физическому лицо предоставляется участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, то плательщиком земельного налога будет это самое крестьянское (фермерское) хозяйство.

Освобождаются от земельного налога земельные участки, предоставленные:

  • военнослужащим срочной военной службы, альтернативной, участникам ВОВ
  • пенсионерам по возрасту, инвалидам I и II группы, и другим нетрудоспособным физическим лицам при отсутствии регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц
  • постоянно проживающим на территории радиоактивного загрязнения с правом на отселение
  • эвакуированным или выехавшим самостоятельно из зоны радиоактивного загрязнения
  • одному или нескольким членам многодетной семьи
  • иным лицам ( см. ст.194 Налогового Кодекса )

Порядок уплаты налога в 2019 году

Налоговый период, т.е. период, по истечении которого возникает необходимость в уплате земельного налога составляет 1 календарный год.

Обязанность по исчислению налога может возникать у плательщика:

  • на начало текущего налогового периода, когда годовая сумма налога определяется исходя из наличия объектов налогообложения на 1 января текущего года
  • в течение текущего налогового периода, в случае возникновения обстоятельств, которые вызывают возникновение, изменение или прекращение налогового обязательства

Основанием для уплаты земельного налога является извещение налогового органа о необходимости в уплате налога.

Данное извещение вручается физическим лицам не позднее 1 августа лично под роспись.

Извещение об уплате земельного налога может быть осуществлено электронным способом на указанный вами электронный адрес почты, в случае, если вы дали согласие на это

Земельный налог должен быть уплачен в срок не позднее 15 ноября.

Однако, если извещение об уплате налога пришло не в установленный срок (1 августа), то оплатить его необходимо не позднее 30 дней со дня вручения вам извещения.

В случае неуплаты или неполной уплаты земельного налога, начисляется пеня за каждый день такой просрочки.

Пеня определяется следующей формулой:

  • A- размер неисполненного обязательства (сумма, которую вы должны заплатить)
  • B- количество дней в течение которых сумма, которую вы не заплатили, а также ставка рефинансирования оставались неизменными
  • C- ставка рефинансирования (на момент неисполнения обязательства по неуплате земельного налога)

Расчет земельного налога

Земельный налог определяется как произведение налоговой базы и соответствующих ставок.

Налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка.

Получить сведения о кадастровой стоимости участка можно двумя способами:

  • узнать стоимость на сайте ГУП «Национальное кадастровое агентство (http://vl.nca.by/)
  • обратиться с запросом о предоставлении сведений о кадастровой стоимости в ГУП «Национальное кадастровое агентство» или в территориальные агентства по государственной регистрации и земельному кадастру (на платной основе)

Право выбора остается за вами.

Местные Советы Депутатов могут увеличить или уменьшить ставки земельного налога

Для определения налога необходимо:

  • определить ваш объект налогообложения
  • применить льготу (если есть)
  • определить налоговую базу
  • определить ставку налога
  • определить ваш коэффициент (при наличии)
  • рассчитать налог

Земельный налог можно рассчитать с помощью формулы:

  • НБ- налоговая база
  • С- ставка налога
  • К1-коэффициент по периоду пользования земельным участком
  • К2- коэффициент, который увеличивает или уменьшает ставку налога, в соответствии с решением местных Советов Депутатов
  • К3- коэффициент, увеличивающий ставку налога

Налоговый кодекс: что изменится с 2019 года

В Налоговом кодексе Беларуси с 2019 года предлагается множество новшеств. Если их примут, платить налоги будем по-новому: администрирование усовершенствуют, законодательные нормы станут проще и понятнее, налоговая нагрузка уменьшится. О самых важных изменениях, которые предлагается внести в Налоговый кодекс, в интервью БЕЛТА рассказала заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая.

— Проект новой редакции Налогового кодекса недавно вынесли на общественное обсуждение. По сути, работа межведомственной группы близится к финишу? Какие главные новшества нас ждут?

— Межведомственная рабочая группа провела совместную работу не только с заинтересованными госорганами, но и практически со всеми крупнейшими бизнес-союзами, представителями крупных предприятий, юристами, аудиторами. В итоге выработано очень много новых подходов по совершенствованию порядка исчисления налогов, их взыскания, упрощению налогового администрирования. Один из главных акцентов — доступность изложения норм Налогового кодекса, чтобы они были понятны для всех плательщиков: крупного бизнеса, микроорганизаций или физических лиц.

Подробнее о наиболее значимых новшествах в проекте Налогового кодекса. Если мы говорим о порядке взыскания налогов, то хотелось бы отметить, что проект предусматривает новый порядок приостановления операций по счетам плательщиков. Если сегодня у субъекта образуется задолженность по платежам в бюджет, то со следующего дня налоговый орган должен приостановить его операции по счетам. В законопроект заложен совершенно новый механизм — он основан на риск-ориентированном подходе, который, по сути, схож с нашими подходами в контрольной работе. Это значит, что если плательщик добросовестный, однако в силу каких-то причин у него образовалась текущая задолженность, но до этого он в течение полугода исполнял свои обязательства добросовестно, то налоговый орган даст ему дополнительно 10 рабочих дней для устранения налогового нарушения. Если он устраняет, то операции по его счетам приостанавливаться не будут. Другая ситуация — если плательщик допускал задолженность, но постоянно погашал ее до первого числа месяца, следующего за месяцем образования задолженности, налоговый орган даст ему 5 рабочих дней для устранения нарушений. Если он это делает, операции не будут приостанавливаться. Но если плательщик недобросовестный и постоянно допускает нарушения налогового законодательства, является систематическим должником по платежам в бюджет, то к нему будет применяться механизм, который есть сегодня, операции будут приостановлены. Новый подход даст возможность плательщикам устранять самостоятельно все свои ошибки без остановки производственной деятельности предприятия.

Новый подход заложен в законопроекте и по начислению пеней. Сегодня во время проверки зачастую бывает ситуация, когда сумма доначисленного налога не обременительна для плательщика, но поскольку проверка проводится за много лет, то пеня может быть гораздо больше суммы доначисленного налога. Законопроект предусматривает ограничение размера пени по результатам проверки — она не должна быть больше, чем сумма доначисленного налога. Это новшество снимет излишнее финансовое бремя с предприятий.

Еще одно новшество — пересматриваются подходы к проведению зачета возврата налогов. С учетом того, что в декрете №7 установлен общий период проведения проверок по налоговым вопросам в 5 лет, мы сегодня отходим от действующих норм, согласно которым возврат налогов осуществляется, если прошло не более 3 лет с момента его уплаты. С 1 января 2019 года предлагается этот срок увеличить до 5 лет. Тогда у нас подходы выравниваются — проверка не более чем за 5 лет, а если переплатил налог в бюджет, то и налог будет возвращаться за 5 лет.

Новые подходы в порядке обжалования решений налоговых органов по результатам проверок либо действий или бездействия их должностных лиц. Сегодня, чтобы обжаловать результаты проверки, нужно обратиться сначала в городскую либо областную инспекцию и только потом — в министерство. Со следующего года предоставляется плательщику право выбора. Какому органу он больше доверяет, туда он и имеет право изначально направить свою жалобу. Если такие жалобы изначально будут поступать в Министерство по налогам и сборам, мы их будем рассматривать. Такая либерализация — еще один шаг к тому, чтобы добиться качества проведения проверок на более высоком уровне.

В Особенной части Налогового кодекса отмечу новые подходы. Например, по налогу на прибыль это сближение бухгалтерского и налогового учета посредством устранения временных различий в признании отдельных видов доходов и расходов.

Кроме того, для плательщиков предусматривается право на увеличение инвестиционного налогового вычета. Если это здание, сооружение, то сегодня он предоставляется в размере 10%, а со следующего года будет 15%, если это иные основные средства, транспортные средства, то вместо 20% с 2019 года будет 30%.

Следует также отметить, что значительные корректировки произойдут для индивидуальных предпринимателей — плательщиков единого налога. Со следующего года они вправе будут выбирать режим налогообложения. Что это значит: сегодня если вид деятельности подпадает под уплату единого налога, то плательщик обязан уплачивать только этот налог. Со следующего года предлагается новый подход — можно будет самому выбрать оптимальный налоговый режим. Это может быть общая система налогообложения (подоходный налог), упрощенная система налогообложения либо единый налог.

Конечно, ИП будут выбирать оптимальную для себя систему — не только в плане величины налогового обязательства, но и в плане удобства, простоты использования.

Важно сказать и о новом подходе его определения. Сегодня порядок исчисления его следующий: Налоговый кодекс устанавливает базовые максимальную и минимальную ставки в зависимости от того, где ИП занимается деятельностью. Местные Советы депутатов определяют его конкретный размер с учетом особенностей местности. Но на практике бывают ситуации, что, например, в областном центре ставка может быть выше либо на уровне Минска. Но надо понимать, что в регионах не такая бойкая торговля идет, не такая активная деятельность. Минск — столица, доходность здесь выше, поэтому и ставки в Минске должны быть изначально более высокие. С 2019 года, чтобы эти перекосы устранить, предлагается установить отдельную ставку для каждого региона (для Минска, областных центров, других населенных пунктов), а местным Советам депутатов предоставить право уменьшать их, но не более чем в 2 раза.

Если говорить о физлицах, то также следует упомянуть, что для них вводится новый принцип обслуживания. С 2019 года физлица смогут обращаться для подачи налоговой декларации по подоходному налогу, за админпроцедурами в любую налоговую на территории Беларуси (сегодня нужно идти в инспекцию, где состоишь на учете). И налоговый орган сам будет взаимодействовать с другой инспекцией, например, чтобы вернуть физлицам денежные средства.

— Как будут меняться ставки налогов?

— Чтобы выполнить поручение главы государства по декрету №7 по внедрению механизмов реинвестирования прибыли, в Налоговом кодексе предусматриваются некоторые изменения по налогу на прибыль. Если предприятие не распределяет прибыль, а оставляет ее у себя для развития производства и делает это на протяжении трех лет, то ставка налога на дивиденды будет взиматься в размере не 12% (как сейчас), а 6%. Если прибыль не распределяется на протяжении 5 лет — тогда ставка налога на прибыль будет установлена в размере 0%. Это новый механизм.

С целью привлечения новых инвестиций в нашу страну по имущественным налогам предусмотрены новые стимулы — применение пониженных коэффициентов.

Для инвесторов, которые строят гостиницы, открывают новые производства, такие стимулирующие механизмы помогают в успешной реализации проекта.

Кроме того, по налогу на недвижимость и по земельному налогу предусматривается уход от повышенных ставок налогов, когда они взимаются за нецелевое использование, несвоевременный возврат земельного участка, за самовольный захват земли, за неэффективно используемое или неиспользуемое здание или сооружение. Сегодня за это в НК установлена 10-кратная ставка налогов. Предлагается уйти от этого, потому что есть другие механизмы воздействия на субъектов, которые своевременно не выполняют свои обязательства либо ненадлежащим образом используют свое имущество.

Предлагается отказаться и от двукратной ставки налога на недвижимость, если вводится сверхнормативный объект строительства. Анализ показал, что практически все объекты вводятся с нарушением установленного срока. Это значит, законодательство в строительной сфере требует совершенствования, и налоговые механизмы к определению сроков ввода объектов в эксплуатацию не стимулируют к вводу объектов в сроки, предусмотренные проектной документацией. Следовательно, есть основания говорить об установлении новых подходов.

Повышения налогов не предусматривается, это однозначно. Индексация ставок налогов в белорусских рублях — традиционная процедура осовременивания налогов с учетом инфляционных процессов. Не будет исключением и этот год. Декрет №7, который установил мораторий на повышение ставок налогов, не распространяется на индексацию. Предусматривается, что в 2019 году ставки будут проиндексированы на прогнозный показатель инфляции — 5,3%.

— Пересмотрены ли в законопроекте налоговые льготы?

— Мы не делали акцент в этом году на отмену льгот. Но в общей части кодекса в статье, которая регулирует порядок предоставления налоговых льгот, учитывая, что у нас их введено достаточно большое количество, предусмотрели классификацию льгот. Разбили их на три категории. Это социальные льготы (чтобы удешевить стоимость, например, социально значимых товаров), системные льготы (предназначенные для функционирования отдельных сфер, отраслей и секторов экономики), стимулирующие льготы (предоставляются для стимулирования отдельных отраслей, отдельных категорий плательщиков). Для стимулирующих льгот предлагается установить оценку их эффективности. Каждые три года их пересматривать. Если будет признано, что льгота эффективна, то она продлевается на более длительный период времени. Если льгота не дала никакого эффекта для предприятия, отрасли или экономики в целом, то будет предложено отменить или видоизменить ее.

Оценка эффективности льгот предусматривается в Общей части Налогового кодекса, но порядок этой оценки будет определяться правительством. Когда этот порядок будет определен, механизм начнет работать.

— Возможна ли отмена каких-то сборов?

— Предлагается отменить сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования, учитывая, что поступление от этого сбора незначительные. В 2018 году они составляют около Br9 млн. Думаю, что после отмены этого сбора негативных последствий не будет, а скорее, наоборот, с учетом того, что мы транзитное государство, можем рассчитывать на приток денежных средств в страну в больших объемах.

Поэтому мы не видим здесь негативных воздействий на сокращение доходов в бюджет.

— Предусмотрена ли корректировка подходов в акцизной политике?

Смотрите так же:  Купить пакет документов по охране труда

— Что касается акцизной политики, то никаких глобальных новшеств мы не предусматриваем. Поскольку акцизы устанавливаются в белорусских рублях, каждый год они индексируются. На следующий год не предусматривается индексация крепких алкогольных напитков, а также пива, вин крепленых. Акцизы на этот вид продукции будут сохранены на уровне 2018 года. Увеличивать нет экономической целесообразности.

Предусматривается индексация ставок акциза на табачные изделия на 15% — выше, чем индексация ставок на прогнозный показатель инфляции. Это связано с международными обязательствами Беларуси в рамках Евразийского экономического союза.

Вы знаете о реализации налогового маневра в России. Чтобы наши нефтеперерабатывающие заводы не пострадали от роста цен на нефть в таких условиях, в проекте предусмотрено снижение на 25% ставок акцизов на автомобильное топливо.

— Какие подходы по дедолларизации нашли отражение в проекте документа?

— С 2019 года исчисление земельного налога будет производиться без влияния изменений курса иностранных валют. Сегодня налог на землю (для общественно-деловой и производственной зон) рассчитывается, исходя из кадастровой оценки в долларах. С 2019 года мы от этого уходим — кадастровая стоимость всех земель будет определена в белорусских рублях.

Кроме того, в отношении налога на добычу полезных ископаемых с 2019 года ставки тоже не будут устанавливаться в долларах, а будут исключительно в белорусских рублях.

Таким образом, мы практически по всему Налоговому кодексу отказываемся от уплаты налогов в валюте. Исключения — госпошлина для лиц, которые должны уплатить ее из-за рубежа.

— Какой эффект МНС ожидает от принятия нового Налогового кодекса? Как снизится налоговая нагрузка?

— В первую очередь мы делаем акцент на совершенствование налогового администрирования, т. е. упрощение порядка исчисления и взимания налогов.

Второе — простота, понятность, легкость восприятия норм Налогового кодекса.

Третье — незначительное, но все же снижение налоговой нагрузки на предприятия по сравнению с нынешним годом. Излишнее административное и налоговое бремя с плательщиков уберут.

Кардинальных изменений в уплате налогов на недвижимость и земельного в 2019 году не будет

9 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Кардинальных изменений в уплате земельного налога и налога на недвижимость в 2019 году не будет, сообщил журналистам начальник управления налогообложения доходов и имущества физических лиц Министерства по налогам и сборам Андрей Ковалевский, передает корреспондент БЕЛТА.

«Что касается земельного налога и налога на недвижимость, то ломки сложившейся системы не предусматривается, планируется сохранить тот же порядок уплаты, сроки, — отметил Андрей Ковалевский. — Законопроектом кардинальных изменений не планируется».

Предлагается также сохранить довольно большой объем льгот по уплате этих налогов. «Они предоставляются отдельным наиболее уязвимым категориям населения — пенсионерам, инвалидам, нетрудоспособным лицам, многодетным семьям. Пока не планируется вводить налогообложение каждой квартиры — то есть льготу при наличии в собственности одной квартиры предполагается сохранить», — пояснил представитель МНС.-0-

Проект изменений в Налоговый кодекс. Результаты работы межведомственной рабочей группы

В ближайшее время на рассмотрение правительства должен быть внесен законопроект по комплексной корректировке Налогового кодекса Беларуси. Подготовку предложений по корректировке основного налогового документа страны с февраля 2018 года осуществляет межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители государственных органов, концернов, бизнес-союзов, Совета по развитию предпринимательства, а также широкий круг экспертов-практиков – аудиторов, бухгалтеров и юристов. В частности, предусматривается снижение налоговой нагрузки, изменение механизма исчисления ряда налогов и упрощение их администрирования, продолжится сближение бухгалтерского и налогового учета.

Во время онлайн-конференции заместитель Министра по налогам и сборам Элла Селицкая прокомментировала наиболее значимые предложения, вошедшие в законопроект, ответила на вопросы посетителей сайта.

– Можно ли сказать, что работа по комплексной корректировке Налогового кодекса завершена? Отправлен ли документ на рассмотрение заинтересованным госорганам? Как Вы можете оценить результаты работы межведомственной рабочей группы, которая занималась корректировкой кодекса?

– Работа по комплексной корректировке Налогового кодекса пока не завершена. Есть ряд вопросов, которые еще необходимо обсудить на заседаниях специальной межведомственной рабочей группы при Министерстве финансов.

Основное внимание сейчас сосредоточено на редакции Особенной части Налогового кодекса. Работа над самим текстом уже обсужденных глав – тоже очень непростой процесс, поскольку нужно учесть все нюансы, увязать нормы различных глав, обеспечить единство построения всех положений. Завершить эту часть работы планируется в ближайшее время. А дальше пойдет отработка предложений и замечаний заинтересованных, которые поступят после ознакомления с предлагаемым проектом.

В рабочую группу при Министерстве финансов входит порядка 60 человек, представляющих депутатский корпус, различные министерства, ведомства, бизнес-союзы, аудиторские организации. Она создавалась в расширенном составе, для того чтобы можно было услышать различные мнения. Очень немного таких вопросов, решение которых было выработано сразу же, потому что у разных сторон разные цели. Дискуссии были и будут, и не всегда получается сразу найти компромисс. Тогда вопрос выносится на рассмотрение рабочей группы для подготовки предложений об упрощении налоговой системы Республики Беларусь, которая создана при Совете Министров и возглавляется первым заместителем Премьер-министра Василием Матюшевским. Такой двойной фильтр дает возможность принимать оптимальные решения, не ущемляя интересы плательщиков и бюджета.

– Какие из новых норм, на Ваш взгляд, являются самыми значимыми?

– На мой взгляд, в новом документе будет целый ряд значимых норм. Например, проект Общей части Налогового кодекса содержит новшества, которые упростят налоговое администрирование, поддержат добросовестное исполнение налоговых обязательств, облегчат порядок взаимодействия налоговых органов и плательщиков.

Это и изменение подходов к такому болезненному вопросу для плательщиков, как приостановление операций по счетам в банке при неисполнении налогового обязательства, и усовершенствованный механизм проведения камерального контроля, и ограничение суммы пеней, начисленных по результатам проверок, суммой доначисленного налога.

Много новшеств ожидается также в части исчисления отдельных видов налогов. Например, изменятся подходы к определению затрат, учитываемых плательщиками при налогообложении: в частности, будет пересмотрен порядок учета нормируемых затрат. Совершенствуется механизм выставления электронных счетов-фактур по НДС, расширяются возможности применения инвестиционного вычета по налогу на прибыль, пересматриваются права местных Советов депутатов на установление повышающих коэффициентов к ставкам налога на недвижимость и земельного налога. Также предусматривается индексация критериев выручки для применения УСН, пониженное налогообложение имущественными налогами организаций, возводящих новые объекты недвижимого имущества, дальнейшее сближение бухгалтерского и налогового учета и др.

– Различные бизнес-сообщества, в том числе ООО «ЮрСпектр» как член Ассоциации налогоплательщиков, направили в рабочую группу проблемные вопросы налоговой системы и возможные пути совершенствования. Как строилась работа по рассмотрению данных предложений? (Тиханович Лариса, член Экспертного совета АН)

– Все члены специальной межведомственной рабочей группы имели возможность представить свои предложения, свое видение решения той или иной проблемы, совершенствования налоговой системы на рассмотрение заседания рабочей группы. Все предложения обсуждались, и выносилось коллегиальное решение либо о принятии предложения, либо о его отклонении, либо о дополнительной проработке.

Такая форма обсуждения, когда большое количество специалистов рассматривает какой-то вопрос со своей точки зрения, помогает найти недостатки либо преимущества того или иного предложения, выработать альтернативное решение.

– Для многих субъектов хозяйствования в части НДС проблемы создают высокие ставки налога, наличие ограничений по вычетам и определенная сложность в администрировании этого налога в виде функционирования ЭСЧФ. Какие изменения предусматриваются в порядке применения вычетов и упрощении расчета НДС, подлежащего уплате? Планируется ли изменение отчетного периода (календарный квартал) для применения вычетов? Будет ли в 2019 году предусмотрена возможность для ИП исчислять НДС «по отгрузке»? (Яцкевич С.А., специалист по налогообложению)

– Вопрос возможной отмены ограничений на вычет «входного» НДС прорабатывался с точки зрения внедрения различных вариантов такой отмены. Поскольку отмена ограничений на вычет НДС неизбежно повлечет потери бюджета, данный вопрос прорабатывался в увязке с соответствующими компенсационными мерами, в частности, путем установления в качестве отчетного периода по НДС календарного квартала для всех плательщиков.

Было также запрошено мнение всех министерств, ведомств, местных органов власти. При рассмотрении предложенных вариантов на заседании специальной межведомственной рабочей группы при Министерстве финансов было принято решение на сегодняшнем этапе сохранить как порядок осуществления налоговых вычетов, так и возможность плательщикам выбирать отчетный период (месяц или квартал).

С 2019 года для индивидуальных предпринимателей будет введена возможность исчислять НДС «по отгрузке».

– На сайте МНС и в журнале «Налоги Беларуси» приведена информация, посвященная обсуждению вопроса, касающегося ставок НДС. После ознакомления с информацией, приведенной в вышеуказанных источниках, возникает ряд вопросов: будет ли установлена единая, общая для всех ставка НДС? Если да, то на каком уровне она планируется и какой эффект ожидается от такого нововведения для всех сторон – для государства, налогоплательщиков, граждан? Если нет, то сохранится ли специальная повышенная ставка НДС 25 % при реализации услуг электросвязи? Будет ли отменена расчетная ставка НДС, и как организации розничной торговли будут исчислять НДС? (Яцкевич С.А., специалист по налогообложению)

– Ставки НДС планируется сохранить на действующем уровне.

– Поскольку НК предусматривает значительное количество изменений и дополнений, что планируется сделать для своевременного ознакомления плательщиков с новой редакцией НК? (Яцкевич С.А., специалист по налогообложению)

– В связи с тем, что Налоговый кодекс излагается в новой редакции, изменений ожидается больше обычного, а значит и разъяснительная кампания будет проведена широкомасштабная. Безусловно, важнейшей задачей специалистов налоговых органов будет являться оперативное информирование плательщиков о новых положениях Налогового кодекса через все доступные каналы. Это и размещение информации в СМИ, и организация конференций, семинаров, круглых столов.

– Что в новом НК будет предусмотрено для совершенствования и сближения базовых принципов налогового и бухгалтерского учета? Какие изменения появятся в НК-2019, обусловленные таким сближением, при исчислении НДС, прибыли, УСН с ведением бухгалтерского учета? (Семенчикова Елена Аркадьевна)

– Сближение налогового и бухгалтерского учета — один из основных принципов, которых мы придерживаемся при выработке предложений для включения в Налоговый кодекс. В частности, принято решение установить одинаковые правила для определения выручки по различным видам операций как для целей бухгалтерского учета, так и для целей исчисления всех налогов. Эти предложения подготовлены и уже в ближайшие дни будут обсуждены на заседании специальной межведомственной рабочей группы.

– Планируется ли в рамках сближения с бухгалтерским учетом отказаться в налоговом учете от понятий «внереализационные доходы и расходы», которые уже несколько лет не используются в бухучете? Если в НК-2019 останется понятие «внереализационные операции», планируется ли внести какие-либо изменения в состав и порядок признания внереализационных доходов (расходов)? Планируется ли изменить момент признания в составе внереализационных доходов и расходов неустоек (штрафов), пеней за нарушение договорных обязательств? (Кармызова Татьяна)

– Вопрос отмены для целей налогового учета понятий «внереализационные доходы» и «внереализационные расходы» рассматривался не один раз на заседаниях консультативного совета, созданного при Министерстве по налогам и сборам. И всегда именно представители бизнеса были против исключения этих понятий, поскольку соответствующими нормами было достаточно удобно пользоваться, плательщики привыкли к ним.

В этом году было принято аналогичное решение, и такая категория доходов и расходов сохранится для целей налогообложения. В то же время перечень внереализационных доходов и расходов несколько расширится, исходя из наработанной практики и появления необходимости включить отдельные доходы и расходы в соответствующие статьи.

Что касается внереализационных доходов и расходов в виде штрафов, пеней, неустоек по гражданско-правовым договорам, то эта проблема также озвучивалась представителями бизнеса на протяжении нескольких лет. Принято решение предоставить плательщикам выбор, как учитывать такие доходы (расходы): в момент отражения в бухгалтерском учете или по факту поступления (уплаты).

– Ранее сообщалось, что с 2021 года в Беларуси может начаться реформа налогового законодательства. Как Вы считаете, есть ли в этом необходимость? Или корректировки Налогового кодекса в этом году будет достаточно? (Бердянков Михаил, Витебск)

– Главой государства поставлена следующая задача: после завершения в этом году работы по корректировке Налогового кодекса его редакция не должна подвергаться изменениям в течение следующих трех лет. Соответственно, следующий этап внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс будет приходиться как раз на 2021 год. За это время будет наработана практика применения новых норм, мы увидим, насколько эти нормы будут востребованы бизнесом. Возможно, за эти три года назреет необходимость выработки новых налоговых правил.

– В Беларуси в этом году заработал так называемый налог на Google. И уже в первом квартале зарубежные компании-поставщики электронных услуг перечислили в бюджет страны НДС на Br3,1 млн. Как Вы можете оценить эффективность этой новации? Какие проблемы плательщиков были выявлены за этот период, и планируется ли как-то менять механизм взимания НДС с зарубежных компаний?

– Поступления налога были ожидаемы. Прогнозы, безусловно, делались, и итоги первого квартала их подтвердили. Оценивая сегодня бюджетную эффективность нововведений, можно сказать, что достигнутые результаты превысили затраченные на это ресурсы.

В то же время выявились определенные трудности, например, при оплате налога. В первую очередь это сложность прогнозирования времени прохождения платежа от даты перечисления со счетов в иностранных банках до даты поступления на счет налоговых органов, а также расчет суммы перечисления, с учетом того что каждый банк, участвующий в расчетах, удерживает комиссию. Сложности были и при уплате налога в белорусских рублях, поскольку платежи в редких валютах (к каким в международных расчетах относится белорусский рубль) увеличивают число банков-корреспондентов и требования к оформлению платежных инструкций.

То есть вопросы есть, они отрабатываются, и это нормальный процесс. Каких-либо изменений в механизме взимания НДС в настоящее время не планируем.

– Какие изменения намечаются в сроках создания (выставления) ЭСЧФ, в том числе субъектами хозяйствования, применяющими метод «по оплате»? (Веркович А.Н., Солигорск)

– Действительно, предложено сдвинуть эти сроки. С 2019 года плательщики, работающие «по оплате», будут обязаны выставить ЭСЧФ не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем оплаты.

– В числе недостатков белорусской системы УСН плательщики указывают низкие критерии выручки и численности работников, жесткие критерии по видам деятельности, отдельные запреты на применение УСН. Будут ли пересмотрены указанные моменты? (Тиханович Лариса, член Экспертного совета АН)

Смотрите так же:  Пенсия ст14

– Упрощенная система налогообложения является крайне привлекательной системой. В настоящее время ее применяет почти половина субъектов хозяйствования.

После рассмотрения предложений по совершенствованию УСН одобрено увеличение критериев валовой выручки для применения УСН на уровень инфляции. Также будет разрешено применять УСН унитарным предприятиям, собственником имущества которых является некоммерческая организация.

– Коснутся ли корректировки экологического налога? (Юлия Витальевна, Минск)

– Глава «Экологический налог» еще в процессе обсуждения на заседаниях межведомственной рабочей группы. Рассматриваются предложения о сокращении количества загрязняющих веществ, облагаемых экологическим налогом, стимулировании внедрения энергосберегающих технологий.

– Предлагалось упростить методологию определения налоговой базы по налогу на недвижимость, в частности облагать этим налогом здания, сооружения и передаточные устройства, состоящие на счете 01 «Основные средства», уменьшить повышающий коэффициент, устанавливаемый местными Советами. Какие коррективы предусматривается внести в НК? (Кармызова Татьяна)

– В соответствии с действующим законодательством налогом на недвижимость здания облагаются независимо от того, на каком счете бухгалтерского учета они отражены. По сооружениям и передаточным устройствам предусматривается налогообложение только в отношении основных средств и долгосрочных вложений. Считаю этот подход к налогообложению недвижимого имущества оптимальным.

В части ограничения прав местных Советов депутатов на установление повышающих коэффициентов к ставкам имущественных налогов одобрен подход о том, что местные Советы депутатов с 2019 года будут вправе повышать (понижать) ставки налога на недвижимость и земельного налога не более чем в 2 раза (сегодня в 2,5 раза). Кроме того, планируется отменить повышенное налогообложение неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества и земельных участков, занятых таким имуществом.

– С 1 июля 2016 года в Беларуси все отечественные плательщики НДС обязаны использовать электронные счета-фактуры (ЭСЧФ). Как Вы оцениваете этот механизм по прошествии двух лет? Какие нарушения встречаются чаще всего?

– Механизм функционирования электронных счетов-фактур по НДС доказывает свою эффективность. На сегодняшний день добровольное исправление плательщиками ошибок, выявленных по результатам камерального контроля налоговых деклараций по НДС и информации, содержащейся в ЭСЧФ, на основании направленных плательщикам уведомлений достигает 85–90 %.

Основными нарушениями, которые выявляются при проведении камерального контроля ЭСЧФ, являются:

  • неполное либо несвоевременное выставление (невыставление (ненаправление)) на портал электронных счетов-фактур плательщиками в установленные законодательством сроки ЭСЧФ при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также вовсе непредставление деклараций по НДС при наличии ЭСЧФ на портале;
  • невключение в налоговую базу оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по соответствующим ставкам;
  • включение в налоговую базу оборотов по реализации товаров (работ, услуг) при наличии выставленных (направленных на портал) ЭСЧФ, в которых неверно указана дата совершения хозяйственной операции — позже фактической даты, указанной в первичных учетных документах;
  • неполное либо несвоевременное выставление ЭСЧФ на суммы, полученные из бюджета за реализованные товары, увеличивающие налоговую базу по НДС;
  • выставление ЭСЧФ в момент отгрузки без наличия оплаты плательщиками, применяющими метод определения выручки «по оплате», без отражения таких операций в декларации по НДС;
  • неверное аннулирование ЭСЧФ;
  • неправомерное применение ставки НДС в размере 0% и другие.

За невыставление ЭСЧФ налоговыми органами применяются административные взыскания в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

– Многочисленные проблемы вызывают вопросы налогового учета потерь, недостач при производстве и реализации, процентов по просроченным кредитам, командировочным расходам. Какие изменения планируется осуществить в НК? Как решается вопрос создания резерва по сомнительным долгам? (Судас И.Н., г. Минск)

– Вопрос учета при налогообложении недостач, потерь проработан со всеми заинтересованными министерствами, ведомствами, облисполкомами. Принято решение ограничивать для целей налогообложения только потери от недостачи и (или) порчи при хранении, транспортировке и реализации материально-производственных запасов. При этом для целей налогообложения такие потери будут учитываться в пределах норм естественной убыли, установленных законодательством, а при их отсутствии – в пределах норм, установленных собственниками организаций.

По резервам сомнительных долгов будет прописан конкретный механизм их формирования в зависимости от сроков возникновения просроченной кредиторской задолженности именно для целей исчисления налога на прибыль. Также мы предлагаем ввести некоторые ограничения по отнесению расходов на создание резервов по сомнительным долгам в состав внереализационных расходов конкретным процентом от выручки – 5 %.

– Произойдут ли изменения в порядке предоставления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации? Прорабатывается ли возможность создания электронного сервиса, с помощью которого нерезидент сможет самостоятельно (без участия налогового агента) передавать подтверждение своего резидентства, получать информацию об удержанных и уплаченных в Беларуси суммах налога на доходы, заказывать и получать необходимые для избежания двойного налогообложения документы? (Кужель Марина, г. Гомель)

– В 2018 году МНС планирует создать электронный сервис, на котором будут размещаться справки о налоговом резидентстве, выданные налоговым резидентам Республики Беларусь. Это позволит иностранным контрагентам и налоговым службам проверить налоговый статус белорусских налоговых резидентов.

Что касается применения электронных подтверждений, выданных иностранными налоговыми органами, то белорусские налоговые органы принимают такие подтверждения. Соответствующая информация размещена на сайте МНС. Нормативно такой подход закреплен в постановлении МНС № 42 в редакции, вступившей в силу с 2018 года.

– Планируется ли внести изменения в порядок определения взаимозависимых лиц? Будут ли эти изменения направлены на сужение круга лиц, признаваемых взаимозависимыми, либо этот круг лиц расширится? Какие сделки будут подпадать под контроль трансфертного ценообразования? В частности, будут ли контролироваться сделки по реализации (приобретению) товаров, работ, услуг между резидентами? Какие новшества предусматривается ввести в 2019 году в отношении контроля трансфертного ценообразования (ТЦО)? (Тиханович Лариса, член Экспертного совета АН)

– По итогам обсуждения главы по трансфертному ценообразованию с представителями бизнеса и госорганов предусмотрено сужение круга лиц, сделки которых подлежат контролю применения ТЦО, за счет: увеличения в 4 раза для плательщиков, не относящихся к категории крупных, и в 2 раза для крупных плательщиков размера суммы контролируемых сделок плательщиков – они составят соответственно не менее Br400 тыс. и Br2 млн; установления для крупных плательщиков по внешнеторговым сделкам контроля только в отношении сделок с взаимозависимыми лицами, резидентами оффшорных зон и стратегическими товарами – таким образом, исключается контроль сделок ТЦО крупных плательщиков по иным сделкам.

Во-вторых, в отношении операций с недвижимым имуществом контроль трансфертного ценообразования согласован по сделкам между взаимозависимыми лицами. При этом в качестве источника информации, содержащего сведения о рыночной стоимости объектов, плательщики будут вправе использовать результаты оценки независимого оценщика, определенные на основании фактически сложившихся рыночных цен.

В отношении контроля сделок между резидентами Республики Беларусь изменений не произошло. Контроль применения ТЦО производится в отношении сделок с взаимозависимыми лицами – белорусскими организациями, которые не уплачивают налог на прибыль ввиду того, что относятся к отдельным категориям плательщиков, и (или) применяют особые режимы налогообложения, и (или) осуществляют деятельность на определенных белорусским законодательством территориях. Контроль ТЦО по сделкам с указанными взаимозависимыми белорусскими организациями производится также в отношении крупных плательщиков.

Что касается новшеств в этой сфере, то в налоговом законодательстве появится возможность заключения с налоговым органом соглашения по ценообразованию. Эта норма будет распространяться на организации, включенные в перечень крупных плательщиков, и организации, совершившие анализируемые сделки по реализации (приобретению) работ и услуг, стоимость которых превышает Br2 млн.

Согласовано предложение об исключении 20-процентного отклонения цены от минимального значения рыночной цены. Предлагается осуществлять корректировку налога на прибыль, когда есть отклонения цены от минимального и максимального значений диапазона цен.

Также предложено до 2022 года (включительно) не начислять пени на суммы налога на прибыль, доначисленного в связи с применением организацией трансфертных цен (за исключением доначисленных по материалам, предоставленным правоохранительными органами).

Вопрос увеличения с 20 до 25% доли участия лица в уставном капитале организации для признания их взаимозависимыми лицами решено рассмотреть в случае внесения соответствующих изменений в закон «О хозяйственных обществах».

Следует отметить, что при оценке законодательства о контроле трансфертного ценообразования необходимо исходить из того, что большинство плательщиков добросовестно исполняют налоговые обязательства. Вместе с тем имеют место случаи, когда отдельные из них, используя трансфертные цены, уменьшают свои обязательства по налогу на прибыль. Соответственно, налоговые органы в целях предотвращения потерь бюджета, а также во избежание перекладывания налоговой нагрузки на добросовестных плательщиков должны иметь адекватный механизм реагирования посредством проведения налоговых корректировок. Цель контроля ТЦО – не увеличить налоговую нагрузку или заставить всех продавать по одинаковым ценам, а исключить манипулирование ценами, которое возможно ввиду взаимозависимости сторон сделки, осуществления сделок с резидентами оффшорных зон.

Цель контроля применения плательщиками трансфертных цен – установление равных условий налогообложения, исключающих возможность влияния на цены ввиду наличия у взаимозависимых сторон сделки особых отношений.

При этом нужно учитывать, что контроль трансфертного ценообразования не затрагивает плательщиков, применяющих УСН, индивидуальных предпринимателей.

– Отдельные бизнес-сообщества высказывали предложения о предоставлении права субъектам хозяйствования отражать выручку от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав для целей исчисления и уплаты налогов «по оплате». Какие решения приняты по этому вопросу? (Яцкевич С.А., специалист по налогообложению)

– Этот вопрос продвигается бизнес-сообществами уже не один год. Но здесь хотелось бы отметить несколько моментов. Во-первых, для организаций, которые ведут бухгалтерский учет, это влечет очередное расхождение данных бухгалтерского и налогового учета. А значит, это дополнительные корректировки, отслеживание оплаты по каждой отгрузке, дополнительное время на расчет налоговой базы.

В свое время метод определения выручки «по оплате» был отменен именно по просьбе бухгалтеров организаций, которые хотели максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет. Более того, уже сегодня многие индивидуальные предприниматели, работающие с организациями, высказывают пожелание, чтобы им также предоставили возможность определять свои налоговые обязательства по мере отгрузки товаров (работ, услуг). И такая возможность им будет предоставлена с 2019 года.

Во-вторых, уже в настоящее время как индивидуальные предприниматели, так и микроорганизации, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе определять выручку от реализации товаров (работ, услуг) «по оплате». А это почти половина всех плательщиков.

В-третьих, с 2019 года в целях компенсации потерь бизнеса, связанных с тем, что им необходимо исполнить налоговое обязательство при отсутствии оплаты от покупателей-заказчиков, предлагается разрешить организациям формировать резервы сомнительных долгов, отчисления в которые будут участвовать при налогообложении.

С учетом вышеуказанных подходов, вопрос был рассмотрен рабочей группой для подготовки предложений об упрощении налоговой системы Республики Беларусь при Совете Министров, и было принято решение сохранить для организаций действующий порядок определения выручки.

– Какие нововведения планируется закрепить в НК в отношении принудительного исполнения налоговых обязательств, взыскания пеней, зачета и возврата плательщикам излишне уплаченных сумм налогов? (Тиханович Лариса, член Экспертного совета АН)

– Большие изменения ждут плательщиков в части приостановления операций по счетам в банке при наличии неисполненного налогового обязательства.

По действующим нормам, если плательщик в срок не уплатил налоги, то уже со следующего дня у него приостанавливаются операции по счетам. Не всегда этот механизм хорошо сказывается на деятельности плательщика. Поэтому предлагается внедрить новый рискоориентированный подход: если в течение шести месяцев, предшествовавших нарушению, плательщик своевременно исполнял свои налоговые обязательства, то приостановление операций по счетам будет происходить не ранее чем через 10 дней после наступления срока уплаты. Если же последние шесть месяцев плательщик платил налоги не в срок, но погашал задолженность до первого числа месяца, следующего за отчетным, то приостановление операций будет осуществляться не ранее чем через пять дней после наступления срока уплаты.

Таким образом, для самых добросовестных плательщиков предусматривается более лояльный механизм: дается более длительный срок рассчитаться с бюджетом без приостановки операций по счетам. А вот если плательщик постоянно несвоевременно исполняет налоговые обязательства, тогда речь идет о высоких рисках неисполнения налогового обязательства, и отсрочка приостановления операций по счетам ему предоставлена не будет.

Очень важно также, что сумма пеней, начисленных по результатам проверки, будет ограничиваться суммой доначисленных налогов. Так мы хотим избежать ситуаций, когда плательщика проверяют за длительный период, доначисляют ему небольшую сумму налога за период десятилетней давности, а вот пени, начисленные на эту сумму, намного превышают сумму налога.

Кроме того, срок возврата излишне уплаченной суммы налогов планируется сократить до трех рабочих дней. А сами излишне уплаченные суммы будут возвращаться, если с момента их уплаты не истекло пять лет (сейчас – три года).

– Какие предусматриваются механизмы стимулирования долгосрочных инвестиций при налогообложении дивидендов? (Зарянов П.И.)

– Одобрено предложение по введению пониженных ставок налога на прибыль и подоходного в отношении дивидендов при соблюдении некоторых условий. Так, если собственниками организации в течение трех предшествующих лет принималось решение о том, что полученная прибыль полностью идет на развитие организации, а не на выплату дивидендов, то дивиденды, полученные в текущем году, облагаются по пониженной ставке 6 %. Если же выплата дивидендов не производилась в течение пяти предыдущих лет, то будет применяться ставка в размере 0 %.

– Планируется ли расширить перечень случаев применения инвестиционного налогового вычета, в частности при проведении реконструкции, модернизации основных средств? (Борис Игнатьевич, г. Минск)

– С 2019 года планируется расширить как размер инвестиционного вычета, так и случаи его применения. Размер инвестиционного вычета для зданий, сооружений, передаточных устройств увеличится с 10 до 15 % от первоначальной стоимости, а для машин и оборудования – с 20 до 30 %.

В отношении вложений в реконструкцию, модернизацию действующих объектов будет предоставлена возможность применить инвестиционный вычет на всю сумму таких вложений.

– Планируется ли внести изменения в перечень доходов иностранной организации, признаваемых объектом обложения налогом на доходы? (Кармызова Татьяна)

– Расширения перечня доходов иностранных организаций, подлежащих налогообложению налогом на доходы, не произошло.

– Какие коррективы планируется внести в порядок исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц и ИП? (Тиханович Лариса, член Экспертного совета АН)

Смотрите так же:  Европротокол страховка

– Из наиболее существенных изменений, которые предлагается внести в порядок исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц, можно выделить следующие. Для физических лиц, на которых законодательством возложена обязанность по декларированию доходов, полученных ими в течение календарного года, предлагается перенести срок представления в налоговый орган деклараций по подоходному налогу с 1 марта на 31 марта, а срок уплаты подоходного налога с 15 мая на 1 июня года, следующего за отчетным. Связано это с необходимостью представления физическим лицом одновременно с декларацией документов, подтверждающих получение доходов и уплату налога с этих доходов за границей, который подлежит зачету при уплате подоходного налога в Республике Беларусь.

Также со следующего года физическое лицо будет иметь право представлять налоговые декларации на бумажном носителе в любой налоговый орган Республики Беларусь, независимо от места своей регистрации.

Для граждан, которые получают доходы от сдачи другим физлицам в аренду, наем жилых и нежилых помещений, машино-мест и уплачивают подоходный налог в фиксированных суммах, предлагается отменить обязанность представлять в налоговый орган по окончании календарного года налоговую декларацию по подоходному налогу в случае превышения установленного законодательством размера годового дохода и, соответственно, исключить доплату налога в данном случае.

Для справки: в 2018 году предел такого дохода составляет Br6 116. Если размер дохода, полученного гражданином в 2018 году от сдачи физическим лицам жилых и нежилых помещений, машино-мест, превысит эту сумму, то налогообложение такого дохода производится в общеустановленном порядке по ставке налога в размере 13% на основании налоговой декларации, которую гражданин обязан будет представить в налоговый орган не позднее 1 марта 2019 года и доплатить подоходный налог с учетом подоходного налога в фиксированных суммах, уплаченного им в течение 2018 года.

– Планируется ли расширение перечня необлагаемых доходов, увеличение количества видов и сумм вычетов? Чего можно ожидать в части льгот? (Студеная Екатерина, г. Гродно)

– Кардинальных изменений по перечню льгот и налоговых вычетов по подоходному налогу на 2019 год не планируется.

В то же время определенные новации предусмотрены. Отмечу наиболее существенные из них. В частности, предлагается снять ограничение на предоставление социального налогового вычета по суммам страховых взносов, уплаченным физическими лицами страховым организациям Республики Беларусь по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов. В текущем году граждане имеют право применить социальный налоговый вычет по страховым взносам, уплаченным по вышеперечисленным договорам страхования, только в размере, не превышающем Br3 164.

Размеры стандартных налоговых вычетов предлагается проиндексировать, как это производилось и в предыдущих налоговых периодах.

В целях дополнительной социальной поддержки родителей, супруга (супруги), опекуна или попечителя, которые осуществляют уход за инвалидами I и II группы старше 18 лет, предлагается включить в перечень иждивенцев, установленный для предоставления стандартного налогового вычета по подоходному налогу, инвалидов I и II групп старше 18 лет.

– Государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Что нового ждать по вопросу уплаты госпошлины за выдачу разрешения? Планируется ли ее поквартальная или помесячная уплата без привязки к выдаче разрешения и гостехосмотру? Планируются ли льготы для владельцев (пенсионеры, многодетные семьи и т.д.) транспортных средств при уплате госпошлины за выдачу разрешения? (Сапронов Александр Петрович, г. Минск)

– Да, в настоящее время ведется работа над изменением порядка уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. В том числе рассматривается уплата ее помесячно или поквартально по выбору плательщика, а за более длительный период – с применением понижающего коэффициента. Также предлагается отвязать уплату этого платежа от прохождения техосмотра, а контроль за его уплатой осуществлять с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств.

С учетом предлагаемого порядка уплаты государственной пошлины, расширение льгот не планируется.

В настоящее время проект соответствующего законодательного акта разработан, но окончательное решение еще не принято.

– Согласно Инструкции № 42 индивидуальные предприниматели, применяющие общую систему налогообложения с уплатой подоходного налога, должны вести учет в книгах учета товаров, материалов, основных средств с целью подтверждения профессиональных вычетов по подоходному налогу. При наличии большого количества номенклатурных единиц у индивидуальных предпринимателей возникают сложности в заполнении книг, так как заполнение вручную – процесс довольно трудоемкий, а предложения разработанных программных продуктов, позволяющих автоматизировать процесс, на сегодняшний день на рынке программного обеспечения нет. В связи с этим планируется ли разрешить индивидуальным предпринимателям вести бухгалтерский учет на общих основаниях без составления книг учета с сохранением принципа определения выручки по оплате? (Титова Елена Александровна, г. Минск)

– В соответствии с положениями статьи 2 закона «О бухгалтерском учете и отчетности» он не распространяет свое действие на индивидуальных предпринимателей.

Учет доходов и расходов индивидуальными предпринимателями ведется по простой системе без составления бухгалтерских проводок в книгах учета по формам согласно приложениям 2–10 к Инструкции № 42.

Необходимо отметить, что в соответствии с Инструкцией № 42 индивидуальные предприниматели обязаны вести книгу учета доходов и расходов, обязанность ведения иных книг определяется индивидуальными предпринимателями самостоятельно, исходя из специфики осуществляемой ими деятельности.

При необходимости индивидуальные предприниматели вправе разработать иную форму книги учета доходов и расходов с сохранением в ней показателей, необходимых для исчисления налоговой базы, и (или) предусмотрев в ней показатели, отражающие учет ТМЦ (имущества) и их реализацию в количественном и стоимостном выражении по каждому виду товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также иные показатели, связанные со спецификой осуществляемой ими деятельности.

Полагаю, что в вопросе речь идет о сложности ведения учета товаров индивидуальными предпринимателями – плательщиками подоходного налога, осуществляющими оптовую торговлю широким ассортиментом товаров.

С 18 февраля 2018 года (дата вступления в силу изменений) в целях упрощения ведения индивидуальными предпринимателями учета товаров в розничной торговле данной категории плательщиков предоставлено право осуществлять учет товаров в суммовом выражении, в разрезе каждого товарно-сопроводительного документа, подтверждающего приобретение (поступление) товаров. В связи с этим Инструкция № 42 дополнена отдельным приложением «Книга суммового учета товаров», а также отдельной главой «Учет поступления и реализации товаров в суммовом выражении».

Это изменение упрощает ведение учета индивидуальными предпринимателями, реализующими широкий ассортимент товаров (швейная и мебельная фурнитура, канцелярские товары, запчасти к автомототранспортным средствам и т.п.), в связи с отсутствием необходимости количественного учета товара с указанием наименования (сорта, артикула), а также отсутствием необходимости ведения раздельного учета товаров по поставщикам.

Данные изменения поддержаны индивидуальными предпринимателями, и в настоящее время поступают предложения от них распространить «суммовой учет» в 2019 году на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оптовую торговлю.

Поэтому планируется внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс и в Инструкцию № 42 и не планируется распространять действие закона «О бухгалтерском учете и отчетности». на индивидуальных предпринимателей.

– Ожидаются ли изменения в отношении предоставления налоговыми агентами сведений о доходах физлиц? Какие это будут доходы? Планируется ли их поквартальное представление? (Яцкевич С.А., специалист по налогообложению)

– Указом № 322 «О предоставлении безналичных жилищных субсидий» с целью расширения категорий граждан, имеющих право на получение безналичных жилищных субсидий по выявительному принципу, Министерству по налогам и сборам поручено создать информационную базу данных о доходах граждан. В настоящее время она введена в опытную эксплуатацию и производится ее тестирование.

Для обеспечения формирования базы данных о доходах граждан предлагается установить обязанность для организаций и индивидуальных предпринимателей ежеквартально предоставлять сведения о доходах граждан в налоговые органы в электронном виде, начиная с 1 января 2019 года. Напомню, такая же периодичность (раз в квартал) установлена для принятия решений о предоставлении гражданам безналичных жилищных субсидий по выявительному принципу.

Созданная база данных имеет широкий спектр применения: она будет использоваться для предоставления гражданам безналичных жилищных субсидий по выявительному принципу, комплексного анализа эффективности предоставляемых гражданам налоговых льгот, а также при выполнении налоговыми органами своих функций по контролю за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет.

– Предполагается ли введение не облагаемого подоходным налогом минимума? (Кармызова Татьяна)

– Введение не облагаемого подоходным налогом минимума активно обсуждалось на заседаниях специальной межведомственной рабочей группы Министерстве финансов для комплексной корректировки Налогового кодекса. По результатам этих обсуждений было принято решение вернуться к данному вопросу после окончательного формирования базы данных о доходах граждан, детального ее изучения и анализа сведений о предоставляемых гражданам льготах.

– Можно ли рассчитывать в ближайшее время на увеличение стандартных вычетов по подоходному налогу до размера бюджета прожиточного минимума, как это делается во многих развитых странах? (Верещагин Вадим, г. Минск)

– В законопроект о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь на 2019 год внесены предложения об индексации размеров стандартных налоговых вычетов.

– Получаю из России дивиденды по акциям «Газпрома». И каждый год мне приходится дважды писать в Россию: сначала получить в депозитарии справку по форме 2-НДФЛ, затем эту справку заверить печатью в МИ ФНС России. В итоге переписываемся по полгода, письма заказные — по цене получается почти что налог с полученных дивидендов. Кроме того, приходится до 1.03 заполнить декларацию в районной налоговой инспекции; снова заполнить декларацию, если справка получена; или, если не успеваю получить справку до 15.05, уплатить налог; писать заявление, чтобы вернуть этот налог. В общем, целый процесс. Хотя по законам обоих государств всем налоговым органам известно, что дивиденды выплачиваются только после вычета налогов. И «Газпром» ни разу с первой выплаты дивидендов этот процесс не нарушал. Года два в начале 2000-х справок не требовали, достаточно было SWIFT-выписки из Беларусбанка, в которой было указано, что перечислены дивиденды и удержан налог. Почему нельзя вернуть эту процедуру? Что будет, если я не буду заполнять декларацию, писать письма в Россию, платить второй раз налог? Ну, подаст налоговое управление на меня в суд – я в любом случае докажу, что налог с дивидендов удержан. В любом случае это один поход в суд, а не круглогодичное хождение и бестолковое доказывание прописных истин. Неужели в Министерстве по налогам мало работы, чтобы связываться с налогами с дивидендов? Спасибо за ответ. (Панова Наталья Николаевна, г. Минск)

– В соответствии с нормами статей 178 и 180 Налогового кодекса Беларуси при получении физическими лицами – налоговыми резидентами Республики Беларусь доходов от источников за пределами республики они обязаны не позднее 1 марта года, следующего за отчетным календарным годом, представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет).

Таким образом, если вы являетесь резидентом Республики Беларусь и получаете доходы за пределами республики, то у вас имеются обязательства по представлению налоговой декларации не позднее 1 марта.

Статьей 182 Налогового кодекса установлено право плательщика на зачет фактически уплаченных (удержанных) им в соответствии с законодательством иностранного государства сумм налогов с доходов, полученных в этом иностранном государстве, при уплате подоходного налога в Беларуси. Зачет производится на основании документов о полученном доходе и об уплате им налога в иностранном государстве, подтвержденных налоговым или иным компетентным органом этого иностранного государства.

Если физическое лицо, представляющее налоговую декларацию, не может одновременно с декларацией представить документы, заверенные налоговым или иным компетентным органом иностранного государства, то зачет производится на основании заявления о проведении зачета или документа о полученном доходе и уплаченном налоге в иностранном государстве. Причем таким документом может быть не только справка формы 2-НДФЛ, но и любой иной документ, содержащий сведения о суммах полученного дохода и удержанного налога в иностранном государстве, в том числе SWIFT(при наличии в нем такой информации). В таком случае зачет налога производится на основании заявления физического лица, а срок представления документов, заверенных налоговым органом иностранного государства, составляют один год с даты представления физическим лицом заявления о зачете.

В случае непредставления физическим лицом по истечении года заверенных налоговым органом иностранного государства документов суммы дохода, полученного за пределами Беларуси, подлежат налогообложению в порядке, установленном законодательством.

– Прошу дать разъяснение: 1. Является ли факт предъявления требований государственных органов к депозитному (вкладному) счету клиента основанием для досрочного прекращения или для изменения условий договора (отождествления воли государства с волей клиента)? 2. Применяется ли статья 163 Налогового кодекса Республики Беларусь к процентным доходам клиента, полученным им ранее без удержания подоходного налога (в соответствии с договором и законодательством), если к счету предъявлено требование государственных органов? Если применяется, то за какой период? Пример: договор изначально заключен на год (бел. руб.). Проценты выплачивались без удержания подоходного налога в течение 7 месяцев. В восьмом месяце поступило требование о безакцептном списании денежных средств. Освобождаются ли от уплаты подоходного дохода проценты, полученные физическим лицом за семь предыдущих месяцев? Возможно ли безакцептное списание денежных средств по требованию государственных органов с безотзывных депозитных счетов физических лиц? (Богданова Н.С., г. Минск)

– (Вопрос не относится к теме онлайн-конференции. Ответ предоставлен специалистами Министерства по налогам и сборам). Одним из условий для предоставления льготы, установленной подпунктом 1.25 пункта 1 статьи 163 Налогового кодекса, является срок размещения денежных средств на счете банковского вклада (депозита) в белорусских рублях не менее одного года, а в иностранной валюте – не менее двух лет. Изъятие денежных средств со счета банковского вклада (депозита) при бесспорном взыскании приравнивается к любому изъятию. Следовательно, если фактический срок размещения денежных средств на банковском вкладе (депозите) в белорусских рублях составляет менее одного года, а в иностранной валюте – менее двух лет (независимо от причины изъятия), то проценты по таким вкладам (депозитам) подлежат налогообложению подоходным налогом.

По сообщению БЕЛТА
(фото — БЕЛТА)